6 часть преступление и наказание: Анализ эпизода признания Раскольникова (глава 8 части 6 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») Преступление и наказание Достоевский Ф.М. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

план 4,5,6 части романа преступление и наказание

Твір за початком: «Дуже важливо, щоб людина в своєму житті раділа щоденним дрібницям. Опишіть, що приносило радість Шимеку (на прикладах повісті). Так … ож поділіться думкою, що приносить щоденну радість особисто вам.» ​

олицетворение под текстом Лесная Гроза​

Які зміни в суспільстві відображає автор в романі Сканери?

помогите срочноДопишіть речення “Притча – це…”.

Литературный герой в оценке 1. Определите персонажа по его репликам и ту речевую ситуацию, в которой они были произнесены: 1) «Жаль, однако ж, что вы … не читаете писем. Есть прекрасные места”. 2) «Чему смеетесь? Над собою смеетесь!.. Эх вы!..» 3) «Какой скверный городищко! В овощных лавках ничего не дают в долг. Это уж просто подло!» 4) “Галантерейное, черт возьми, обхождение! Невежливого слова никогда не ус- лышишь, всякой говорит тебе «вы». 5) «Только что мы в гостиницу, как вдруг молодой человек… недурной наруж- ности, в партикулярном платье. .. ходит этак по комнате…» 6) «Вот еще на днях, когда зашел было в класс наш предводитель, он скроил та- кую рожу, какой я никогда еще не видывал. Он-то ее сделал от доброго сердца, а мне выговор: зачем вольнодумные мысли внушаются юношеству”. 7) «Какое колпаки! Больным велено габерсуп давать, а у меня по всем коридорам несет такая капуста, что береги только нос». 8) «Квартального Пуговицына я послал с десятскими подчищать тротуар». 9) «А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!» 1990) 10) «А все проклятое кокетство; услышала, что почтмейстер здесь, и давай пред зеркалом жеманиться: и с той стороны, и с этой стороны подойдет. Воображает, что он за ней волочится, а он просто тебе делает гримасу, когда ты отвернешься». 11) «Молодой, молодой человек; лет двадцати трех: а говорит совсем так, как ста- рик…” 12) «А ведь какой невзрачный, низенький, кажется, ногтем бы придавил его». 13) «Следовало взять сына портного, он же тот еще был, да родители богатый подарок дали, так он и примкнулся к сыну купчихи Пантелеевой, а Пантелеева тоже подослала к супруге полотна три штуки; так он ко мне.

«На что, говорит, тебе муж, он уж теб не годится». Да я-то знаю — годится или не годится; это мое дело, мошенник такой! 14) «Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в голубом, и дочь Зем ляники в голубом. Нет, лучше я надену цветное». 15) «Вы насмешники, лишь бы только посмеяться над провинциальными». 16) «Постой, прежде дай отдохнуть. Ах ты, горемычное житье! На пустое брюх всякая ноша кажется тяжела». 17) «Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаме тами, сколько честностью и порядком”. 18) «Но только какое тонкое обращение! сейчас можно увидеть столичную штучк Приемы и все это такое… «» 19) «Да если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведени на которую год назад была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что нача строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибу. позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась». 20) “Осип, душенька, какой миленький носик у твоего барина!..» 21) «С восемьсот шестнадцатого был избран на трехлетие по воле дворянства и п должал должность до сего времени».
22) «А в моих глазах точно есть что-то такое что в​

«Признание Раскольникова в преступлении. (Анализ эпизода из главы 8, части 6 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)»

Роман Достоевского «Преступление и наказание» — это роман о современ-ной России, переживавшей эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравствен-ных потрясений, роман о современном герое, вместившем в грудь свою все стра-дания, боли и раны времени. Передовая русская молодежь конца 50 – начала 60-х годов искала пути социального, духовного и нравственного обновления России. Трагические метания Раскольникова имеют тот же источник. Отсюда начинает движение и его мысль. Мир страшен, невозможно принять его, излечить его болезни, изменить лик его тоже нельзя: «Так доселе велось и так всегда будет!» Ос-тается одно – отделиться, стать выше мира, выше его обычаев, его морали, переступить вечные нравственные законы. На такое «преступление» способны поистине необыкновенные люди, или, по Раскольникову, собственно люди. Или послушание, или бунт необыкновенной личности – третьего не дано.
Но Раскольникову надо было проверить свою идею, узнать, способен ли он на бунт – преступление. Убийство старухи – единственный, решающий, первый и последний эксперимент, сразу все разъясняющий. «Смогу ли я переступить или не смогу? Тварь я дрожащая или право имею?»
Своим жестоким экспериментом Раскольников хотел достичь абсолютной для себя свободы. Но этого не произошло, наоборот, идея поработила его, превратила в пешку, лишенную воли.
Раскольников сам себя выдает, потому что более не в силах бороться с самим собой. Со всей непреложностью открывается ему страшная для него истина – преступление было бессмысленным, погубил он себя напрасно, цели не достиг.
Перед признанием в убийстве Раскольников идет к Соне Мармеладовой. Он понимал, что ему не избежать надвигавшейся развязки, но пытался «хоть за что-нибудь зацепиться, помедлить». А Соня представляла собой неумолимый приговор, решение без перемены. И это придает Раскольникову уверенности.
Он идет на перекресток, на Сенную, где решилось его преступление. Опять закатывается солнце, как тогда, в самом начале трагического пути, когда он вышел из своей убогой каморки делать «пробу». Только теперь косые лучи заходящего солнца освещали его крестный путь. Дойдя до середины площади, Раскольников вспомнил слова Сони: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил и скажи всему миру вслух: «Я убий-ца!» И вдруг его охватило какое-то «цельное, новое ощущение». Раскольникову открылся в полной мере глубинный смысл жизни, высокий смысл человеческого бытия. И он «с наслаждением и счастьем» поцеловал землю, которую осквернил своим преступлением. Счастье приходило к Раскольникову лишь изредка, какими-то отдельными вспышками, «припадками». И сейчас он понял, что сам своим преступлением лишил себя счастья, задавил в себе «ощущение полной и могучей жизни».
С этими мыслями Раскольников дошел до конторы. И тут его охватил страх, ноги онемели, но он все-таки шел. В конторе он столкнулся с Ильей Петровичем Порохом и подумал, что «это сама судьба». Однако пока словоохотливый Илья Петрович занимал его разговорами, в душе Раскольникова что-то перевернулось, его как будто «придавило». Он не смог произнести слов признания. Попрощавшись с Порохом, он вышел во двор и тут увидел Соню. Все эти дни Соня страдает с Раскольниковым, живет им, проходит тот же крестный путь. Соня и Раскольников – два полюса, но как всякие два полюса, они не существуют друг без друга. И как Соне открылся в Раскольникове целый новый неведомый мир, так и Раскольникову открывает Соня и новый мир, и путь к спасению. Раскольников возвращается в контору и уже без колебаний дает показания.
Свое признание Раскольников расценивает как признание собственной несостоятельности, собственного ничтожества. Не так думает Достоевский. Побеждает человек Раскольников, потрясенный страданиями и слезами людскими, глубоко страдающий, в глубине души своей уверенный, что не вошь человек, с само-го начала «предчувствовавший в себе и в убеждениях своих глубокую ложь». Терпит крах его бесчеловечная идея. Жестоко наказан за нее Раскольников. Но в этом наказании его спасение. Он наказан и спасен своей собственной непотерянной человечностью, своим состраданием, своей любовью.

Преступление и наказание Часть VI. Главы I–V Сводка и анализ

Сводка: Глава I

Бредовая мгла окутывает Раскольникова в дни после смерти Катерины Ивановны и его признания Соне. Он бродит по улицам, слоняется по барам и возле дома, в котором живет Соня. Однажды к нему в комнату приходит Разумихин. Он говорит, что пришел узнать раз и навсегда, сошел ли с ума Раскольников. Разумихин решает, что нет. Он сообщает Раскольникову, что Пульхерия Александровна убита горем и чувствует себя брошенной. Всегда сострадательный Разумихин, кажется, окончательно потерял терпение к эгоизму Раскольникова, теперь, когда он увидел ту боль, которую оно причиняет его семье. Он сообщает Раскольникову о загадочном и огорчительном письме, которое получила Дуня. Он также упоминает, что Порфирий Петрович, по-видимому, считает виновным в убийствах живописца Николая. Когда Раскольников рассказывает ему о недавнем визите Дуни, Разумихин начинает подозревать «заговор» между ними. После ухода Разумихина появляется Порфирий.

Краткое содержание: Глава II

Порфирий говорит Раскольникову, что хочет извиниться за свое обращение с ним, признавая, что пытался добиться от него признания. Свои подозрения он приписывает статье Раскольникова, своему обмороку при первом посещении полицейского участка и своим замечаниям Заметову в Хрустальном дворце. Но чиновник вскоре признается, что до сих пор не верит признанию Николая, так как маляр кажется слишком детским и не знает большинства подробностей преступления. Раскольников, как утверждает Порфирий, и есть истинный убийца. Раскольников отрицает обвинение, но Петрович уверенно повторяет обвинение. Он не арестовал Раскольникова, говорит он, потому что не собрал достаточно улик. Он сочувствует Раскольникову, говорит он, и уговаривает его сознаться. Он утверждает, что у него есть доказательства вины Раскольникова и что Раскольников выглядел бы лучше в глазах судьи, если бы признался до того, как были представлены доказательства. Если он сознается, Порфирий обещает замолвить словечко перед судьей. Он уверен, что вина Раскольникова в конце концов заставит его признаться. Перед уходом он просит Раскольникова оставить записку с указанием местонахождения украденной добычи, если он решит покончить жизнь самоубийством. Вскоре после этого Раскольников выходит из своей комнаты.

Резюме: Глава III

Раскольников отправляется на поиски Свидригайлова. Он находит его в кафе, где в одной из задних комнат его развлекает певец. После серии неуловимых обменов со Свидригайловым Раскольников, встревоженный, угрожает убить его, если он использует «какое-то недавнее открытие» о Раскольникове, чтобы навязать свою волю Дуне. Свидригайлов говорит Раскольникову, что ему нравится наблюдать за ним, а затем начинает рассказывать о его жизни. Считая Свидригайлова никчемным и развратным человеком, Раскольников встает, чтобы уйти. Свидригайлов, однако, уговаривает его остаться, упоминая Дуню.

Резюме: Глава IV

Свидригайлов подробно рассказывает Раскольникову о своих отношениях с Марфой Петровной, которая позволила ему изменить ей, и о своем влечении к Дуне. Раскольников замечает, что Свидригайлов напивается, и объявляет, что он убежден, что у Свидригайлова еще есть планы на Дуню. Свидригайлов пытается развеять опасения Раскольникова, говоря ему, что нашел себе молодую, ранимую пятнадцатилетнюю девушку и недавно обручился с ней. По словам Свидригайлова, в этой девушке сочетаются детские качества и зрелый ум, что он находит привлекательным. Раскольникову противна помолвка и развратное удовольствие, которое явно получает от нее старший, но Свидригайлов невозмутим. Он уходит, удивленный неодобрением Раскольникова. Раскольников следует за Свидригайловым на улицу, опасаясь, что он все еще может представлять угрозу для Дуни, несмотря на свою помолвку.

Резюме: Глава V

Свидригайлов замечает преследующего его Раскольникова и снова прощается с ним. Раскольников решает не следовать за Свидригайловым после того, как Свидригайлов садится в карету и отправляется в дальнюю часть города. Он не замечает, что Свидригайлов проезжает в коляске всего шагов сто, прежде чем выйти. Свидригайлов заманивает Дуню в свою комнату, напоминая ей, что знает о тайне ее брата, ссылаясь на сведения, которые он обещал раскрыть в таинственном письме, упомянутом Разумихиным. Дуня недоверчива, когда Свидригайлов сообщает, что слышал, как Раскольников признавался в убийстве Алены Ивановны и Лизаветы. Пока Дуня падает в обморок от гнева и смятения, Свидригайлов предлагает помочь Раскольникову избежать наказания, если она выйдет за него замуж. В ужасе она бежит к двери и обнаруживает, что ее запер Свидригайлов. Он угрожает изнасиловать ее, предупреждая, что может сообщить о ее брате, если она сообщит о нем. Она достает револьвер, угрожает ему и обвиняет его в отравлении покойной жены. Он заставляет ее выстрелить, и она делает это дважды, но ей удается только задеть его висок. Свидригайлов пытается обнять ее, но, понимая, что она никогда его не полюбит, отпускает ее. Положив револьвер в карман, он вскоре уходит.

Анализ: главы I–V

Игра разума между Раскольниковым и Порфирием Петровичем достигает своего апогея в части VI, главе II. Проницательные познания Порфирия в психологии приводят его к смелому шагу — заявить о своих подозрениях Раскольникову. Он правильно догадывается, что подозреваемого мучает чувство вины. Ставя перед Раскольниковым возможность исповеди, он дает ему способ разрешения своего несчастья и тем апеллирует к его человеческой стороне.

Прочтите важные цитаты Порфирия Петровича из его допроса Раскольникова.

Свидригайлов воплощает в себе качества безнравственности и эгоизма. Хотя он человек в отличие от Лужина и Раскольникова, он значительно превосходит обоих в своей способности быть подлым и расчетливым. Если Лужин явно не более чем холодный эгоистичный материалист, то Свидригайлов — сложный персонаж. Его действия неоднозначны, а его щедрость может быть истолкована таким образом, что ставит под сомнение его добрые намерения. Можно возразить, что его пожертвование в поддержку детей Мармеладовых не есть, как кажется на первый взгляд, добрый жест грешного, но раскаявшегося человека, а всего лишь попытка сблизиться с Раскольниковым, а через него и с Дуней. Противоречивые истории о прошлом Свидригайлова, в том числе о том, был ли он причиной смерти одного из своих слуг и способствовал ли он смерти своей жены, оставляют сомнения в мотивах его поведения.

Прочтите важные цитаты загадочного Свидригайлова.

Тем не менее, попытка изнасилования Дуни Свидригайловым снимает все оставшиеся сомнения в его характере. Но даже здесь инцидент включает больше, чем просто преследование цели. Хотя выстрелы Дуни не причиняют физического вреда, они доказывают Свидригайлову, что он ей никогда не будет дорог. Его последующая настойчивость в просьбе ей уйти свидетельствует о напряженной внутренней борьбе. Ему удалось обуздать, хотя бы на мгновение, аппетиты, которые доводили его до греха в прошлом. Достоевский показывает, что Свидригайлов, столь часто бойкий и циничный, глубоко страдает, когда видит, что его фантазия рушится. Образ Свидригайлова добавляет глубины и сложности изображению зла в романе; в крайности своих эмоций он подобен застенчивому, терзаемому Раскольникову.

Узнайте больше о том, как внутренняя борьба Свидригайлова отражает внутреннюю борьбу Раскольникова.

Использование Дуней револьвера в главе V представляет собой разительный контраст с более ранним актом насилия — убийствами Алены и Лизаветы. Даже с оправданием самозащиты от непосредственной физической угрозы Дуня не может довести дело до конца, выстрелив только дважды, прежде чем положить пистолет. Ее нежелание или неспособность убить Свидригайлова делает неуместными те философские объяснения убийства, которые побуждают действия Раскольникова. Достоевский, кажется, предполагает, что важно не то, приводит ли убийство к наибольшему благу для наибольшего числа людей, а просто то, может ли человек с ружьем найти в себе силы убить другого человека. Дуня явно не может, что отличает ее от Раскольникова.

Подробнее о том, как праведность Дуни контрастирует с аморальным поведением Раскольникова.

 

Преступление и наказание Часть VI: Главы VI–VIII Сводка и анализ

Резюме: Глава VI

Свидригайлов бесцельно бродит по Санкт-Петербургу, промокнув под дождем. Вечером он навещает Соню. Он уверяет ее, что ее братья и сестры будут обеспечены, и предлагает ей залог в три тысячи рублей. Он говорит ей, что она должна использовать деньги, чтобы сопровождать Раскольникова в Сибирь. Сам он уезжает в Америку. Покинув Соню, Свидригайлов посещает семью своей невесты, сообщает им, что уезжает на некоторое время, и вручает им пятнадцать тысяч рублей. Затем он направляется в отель, где ему снятся лихорадочные сны, воображая, что он нашел пятилетнюю девочку в углу отеля, скулящую от холода. Он с любовью укладывает ее в постель и укутывает одеялом, но она поворачивается к нему с развратным, соблазнительным выражением лица. Ему также снится, что дождь заливает Санкт-Петербург. Он просыпается перед рассветом в оцепенении и выходит, захватив с собой револьвер Дуни. Он находит дежурного солдата, приставляет револьвер к его голове и, прежде чем убить себя, велит солдату сказать всем, кто спросит, что он уехал в Америку.

Резюме: Глава VII

Раскольников идет к Пульхерии Александровне. Она говорит, что читала его статью и была впечатлена ею, хотя и не могла все понять. Раскольников смотрит на статью с отвращением. Его мать, по-видимому, убедила себя, что ее сын — гений, которому суждено совершить великие дела, и что все его странности объясняются этим фактом. Она со слезами на глазах обрадовалась, увидев его. Раскольников шокирует ее, спрашивая, будет ли она всегда любить его, несмотря ни на что. Он говорит ей, что всегда будет любить ее, но что он должен оставить ее. Она со слезами на глазах пытается уговорить его остаться с ней, но он уходит и возвращается в свою квартиру, где находит ожидающую его Дуню. Он признается ей, что думал о самоубийстве, но не мог довести его до конца. Он говорит ей, что признается, и она убеждает его сделать это, утверждая, что это поможет искупить его преступление. Но Раскольников возмущается. Он утверждает, что убил только «вошь» и что, если бы ему удалось извлечь выгоду из своего преступления и принести пользу, ему нечего было бы стыдиться. Дуня в шоке от его ответа. Глядя в ее обезумевшее лицо, он понимает, сколько боли принес своей семье. Двое выходят, останавливаясь, чтобы в последний раз взглянуть друг на друга, и идут в противоположных направлениях.

Краткое содержание: Глава VIII

Раскольников идет на квартиру Сони. Рассказчик сообщает нам, что Соня и Дуня стали хорошими друзьями во время их визита накануне, когда Дуня обнаружила, что Раскольников виновен в убийствах. Раскольников сообщает Соне, что пришел забрать свой крест. Соня просит его помолиться перед уходом.

Раскольников идет к полицейскому участку, опасаясь публичного унижения признания. Он делает крюк на Сенной, вспоминая предложение Сони заявить о своей вине на перекрестке. По пути он внимательно наблюдает за каждой деталью окружающего его города, понимая, что бросает свой последний взгляд как свободный человек. На Хеймаркете он целует землю, но его действия встречают насмешки со стороны зрителей, он теряет самообладание и решает не признаваться публично. Но затем он замечает Соню, идущую за ним на расстоянии, и чувствует новое убеждение. В полицейском участке он дружески беседует с Ильей Петровичем, который извиняется за подозрения в его адрес. Илья мимоходом упоминает о самоубийстве Свидригайлова, и Раскольников так ошеломлен, что уходит, не признавшись. Но когда он выходит на улицу, он видит ожидающую его Соню, возвращается в полицейский участок и предлагает свое признание потрясенному Илье.

Анализ: главы VI–VIII

Самоубийство Свидригайлова проливает свет на очевидную неспособность Раскольникова покончить с собой. Презрение Раскольникова к человечеству заставляет его думать, что самоубийство — вульгарный акт, предназначенный для простых людей (ранее он с отвращением наблюдает попытку самоубийства). Но хотя он порой и убежден, что такой поступок ниже его достоинства, становится ясно, что ему не хватает моральных сил покончить со своей коварной жизнью. Свидригайлов же реалист; видя, что его мечты разбиты, он заканчивает свою жизнь весельем утилитарных действий, раздавая деньги и удаляя источник боли (самого себя) из жизни Дуни.

Раскольников цепляется за свой идеализм, не понимая, что убить себя было бы гораздо утилитарнее, чем убить Алену Ивановну.

Узнайте больше об идеализме Раскольникова и его вере в то, что он «сверхчеловек».

Кульминация сюжета о Свидригайлове приходится на шестую главу, и напряжение вокруг истинных намерений Свидригайлова нарастает до последнего предложения главы. Прежде чем покончить с собой, Свидригайлов успевает связать важный недочет в сюжете, решив вопрос о том, как Соня может выступать в роли спутницы Раскольникова, когда ей приходится поддерживать своих младших братьев и сестер. Таким образом, Свидригайлов играет важную практическую роль в повествовании. Но даже в последние минуты своей жизни он представляет большой интерес сам по себе — фигура явно циничная и развратная, но вместе с тем великодушная и загадочная.

Подробнее о сложном и противоречивом характере Свидригайлова.

Отчаянная вера матери Раскольникова в величие сына добавляет остроты его решению признаться. Ее жалкая привязанность проявляется в том, что она гордится ужасной статьей своего сына («О преступлении»), гордость становится еще более смешной из-за ее признания, что она не поняла статьи. Боль, которую она испытывает, когда он говорит ей, что она не может сопровождать его, подчеркивает их противоположные взгляды на ценность семейных отношений: в то время как Пульхерия Александровна, подобно Дуне и Соне, придает большое значение поддерживающим отношениям в семье, Раскольников проявляет заботу о своей семье. только в экстренных случаях, например, когда он опасается, что Свидригайлов планирует агрессивно преследовать Дуню. Его способность несколько бессердечно отмахиваться от матери, думая в первую очередь о собственных потребностях, показывает глубину его изоляции от общества.

Узнайте больше об углублении отчуждения Раскольникова от общества.

Хотя Раскольников недоумевает, почему он навещает Соню перед тем, как пойти на исповедь, читателю ясно, что ему нужно набраться у нее сил, чтобы довести свою исповедь до конца. После того, как он впервые покидает полицейский участок, так и не признавшись, именно вид Сони, а не подозрения полиции или его собственное эмоциональное смятение, подталкивает его к тому, чтобы наконец сделать признание. Таким образом, Соня является центральным персонажем в сюжете романа. Ее решающая роль в побуждении Раскольникова к признанию предвещает ее незаменимость в возможном начале пути Раскольникова к искуплению.

Прочтите важные цитаты Сони, спасительницы Раскольникова.

Признание Раскольникова в конце основной части романа составляет кульминацию Преступления и наказания , завершая интригу вокруг последствий преступления Раскольникова. Даже в самом конце Достоевский усиливает ожидание долгим, не относящимся к делу разговором Раскольникова с Ильей Петровичем, и исход на время ставится под сомнение, когда Раскольников поворачивается и уходит из полицейского участка. Долгожданное признание не приходит почти до последнего предложения последней главы. Далее неопределенность в судьбе Раскольникова подталкивает читателя к Эпилогу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *