Программа «500 дней» — модель перехода к рыночной экономике
Программа 500 дней (другое название – «Проект Шаталина – Явлинского») – законопроект, который разрабатывался группой экономистов при поддержке Б. Ельцина для введения на территории СССР рыночной экономики. Фактически в программе говорилось о том, что все проблемы в СССР связаны с одним только фактором – плановой экономикой. Нужно перевести ее на рыночные рельсы, после чего последует неминуемый рост. Сама программа реализована не была, но то, что происходило в России после распада Союза – является ничем иным, как программой «500 дней», только в немного измененной реальности. Дальше я расскажу подробнее о данной программе, ее основных положениях, этапах и ситуации в стране, которая предшествовала данному проекту.
Суть программы
Программа 500 дней базировалась на трех принципах:
- Приватизация. Практически все предприятия (в том числе и крупные) должны были перейти в частные руки. Важный момент – стратегические предприятия предполагалось не грубо продавать, сначала переводить предприятие на форму акционерного общества, а затем уже продавать его акции. Но суть от этого не меняется.
- Децентрализация. Государство полностью утрачивало механизмы воздействия на экономику. Плановый подход должен был полностью заменен рынком. Якобы, рынок будет сам себя регулировать. Но фокус в том, что даже в Западных странах этого нет, и рынок работает с элементами плановой экономики. А новореформаторы СССР убеждали всех, что рынок сам выведет страну из кризиса. Это, кстати, чисто торгашеская точка зрения.
- Демонополизация. Целые отрасли, которые объединялись за счет обществ и производственных союзов, разрушались на одном только понимании – не должно быть монополии. Это, конечно, не плохо, но существуют сферы, в которых государственная монополия обязана быть. Но опять программа 500 дней всех гребла под одну гребенку – продавать и приватизировать нужно все.
Проект «Шаталина – Явлинского» говорит о том, что государственную собственность нужно распродать, избавить государство от функций регулирования рынка, от влияния на финансовую и кредитную политику, удалить государство из сельского хозяйства, ввести понятие частной собственности и защиту его законодательством.
Историческая справкаРазработчики
Авторами программы 500 дней выступили следующие люди:
- Г.А. Явлинский
- С.С. Шаталин
- М.М. Задорнов
- Н.Я. Петраков
- А.П. Вавилов
- С.В. Алексашенко
- В.А. Мартынов
- Б.Г. Федоров
- Т.В. Ярыгина
- А.Ю. Михайлов
- В.М. Машиц
- Л.М. Григорьев
- Ю.И Баев
- Е.Г. Ясин
Вся эта группа, с легкой руки Бориса Ельцина, стала называться группой «Шаталина – Явлинского». Выбрали 2 фамилии, наиболее авторитетных людей из всего списка.
Если посмотреть на этот список, а особенно на человека, который его возглавляет, то все они объединены современным термином «либералы». Эти товарищи ругают современную власть, но забывают, что программа 500 дней хоть официально проведена и не была, но по факту события 90-х это и есть эта программа,, когда государство уходит в сторону, создаются рыночные механизмы на основе частной собственности, а экономика превращается в торгашескую «купи-продай».
Подготовка программы и поручение на ее разработку
27 июля 1990 года Горбачев и Ельцин дают поручение Шаталину разработать программу перевода экономики СССР на рыночную основу. Изначально сами идеи программы были разумными, поэтому даже консерваторы ЦК КПСС выступили с ее поддержкой. В поручении на разработку программы 500 дней Горбачев делал упор на реализацию следующих идей:
- Право каждого гражданина на собственность. В поручении прямо говорится, что по средствам приватизации и разгосударствления отдельных сегментов экономики КАЖДЫЙ гражданин СССР должен был получать долю от богатств и ресурсов, которые есть у государства.
- Право гражданина на экономическую деятельность.
- Право гражданина на справедливые цены на все без исключения товары и услуги.
- Право гражданина на увеличение его социальных гарантий, которые обеспечиваются увеличение доходов от собственности.
- Право всех союзных республик на экономическую независимость.
В конце хочу привести цитату из работы Шаталина в период создания программы 500-от дней. Вот что в ней говорится о правах советского общества:
Советское общество должно жить хорошо прямо сейчас, а не в далеком будущем. Поэтому мы инициируем план перевода экономики СССР на рыночную основу, делая главный упор на реализацию именно этого права.
С.С. Шаталин Шаталин Станислав СергеевичОчень красивые слова, которые разумны, но реализация которых была невозможна. Более того, сам проект «500 дней» полностью противоречил этим словам. Ниже мы будем говорить об этапах данного проекта, и вы это увидите.
Реализация программы
Реальная разработка программы началась сразу же после поручения поручений от Горбачева (27 июля 1990 года). Работа над программой была закончена 31 августа 1990 года. Вдумайтесь, пожалуйста, в следующую фразу – программа кардинального изменения экономики СССР, с полным ее переоснащением, с переходом на новые рельсы и с принципиально новыми элементами управления страны была разработана за 1 месяц! Нельзя в такие сроки разработать проект такой важности, чтобы он был всеобъемлющим и качественным. Поэтому есть только 2 логичных вывода: программа была недоработанной, или разрабатывалась заранее.
11 сентября 1990 года Верховный Совет РСФСР утверждает программу 500 дней и перенаправляет ее на утверждение в Верховный Совет СССР (кстати программу утвердили практически единогласно, только 1 человек проголосовал против).
Постановление № 1656-1 от 11 сентября 1990 года «О рассмотрении неотложных мер по стабилизации народного хозяйства страны и переходу к рыночной экономике» запрещает эту программу к реализации , как незавершенную! Также было решено, что программа может быть реализована только после доработки, а утверждение ее должно было состояться не ранее 1 октября.
Фактически «500 дней» были заблокированы Горбачевым, на которого давили консерваторы, имеющие большой вес в Партии, и понимающие, что эта программа ставила крест на стране, и ни какого развития она дать не могла.
Важный момент. 9 октября 1990 года Верховный Совет РСФСР обратился к гражданам с заявлением, что программа 500 дней это единственный путь к спасению страны, и если ВС СССР эту программу не поддержит, то РСФСР будет ее реализовывать самостоятельно.
Этапы и характеристика программы 500 дней
Программа 500 дней с автографами создателейПрограмма предусматривала 4 основных этапа:
- Первые 100 дней.
- 100-250 дней.
- 250 – 400 дней.
- 400 – 500 дней.
Рассмотрим каждый этап отдельно.
Первый этап программы 500 дней.
Первые 100 дней называются «Программа чрезвычайных мер». В момента запуска данной программы Президент СССР подписывает основные законные, которые начнут перевод экономики СССР с плановой в рыночную:
- Равенство физических и юридических лиц на проведение любой деятельности, не противоречащей закону.
- Приватизация жилищного комплекса, и возможность выкупа земли у государства.
- Полная приватизация объектов торговли, малых и средних предприятий, объектов общепита, бытового обслуживания.
- Перевод всех крупных предприятий страны в форму акционерных обществ.
- Гарантии прав всем гражданам на имущество. Причем в правах приравнивались граждане СССР и граждане иностранных государств.
- Из уголовного и административного кодекса исключаются статьи о частном предпринимательстве. Государство должно направить все силы на укрепление частной собственности.
- Денежная и финансовая политика переходит под полный контроль председателей союзных Республик, и лично Президента СССР.
Второй этап программы 500 дней
- Государство отказывается от контроля уровня цен. В программе прямо говорится о том, что это приведет к неминуемому росту цен практически на все, но в результате удастся увеличить поступления в бюджет.
- Продолжение приватизации предприятий различного масштаба и сфер деятельности.
- Увеличение процента по ссудам и ограничение денежной массы. Это должно было непременно привести к тому, что в стране сложился бы жесткий недостаток денежных средств, что ударило бы в первую очередь по промышленности. Программа 500 дней называла эту меру несущественной, предлагая предприятиям вводить натуральный обмен.
Важный момент, который реализовывался на данном этапе – усиление роли местного бюджета. Деньги из союзного и республиканского бюджета в массе своей перетекали в местные бюджеты. И на местах уже должны были решать как и на что тратить деньги. То есть начинался полный беспредел, когда чиновники на местах сами решали что и как делать, абсолютно не думая о государстве.
К концу данного этапа предполагалось приватизировать более 50% предприятия, а также полностью уничтожить концерны, ассоциации и прочие структуры.
Третий этап программы 500 дней
250 – 400 дней называются «Стабилизация рынка». К 400-му дню должны были быть достигнуты следующие показатели:
- 40% промышленности СССР должно быть распродано (в том числе и в виде акционерных обществ) и отдано на приватизацию.
- 50% строительного и автомобильного рынка должно было перейти в частные руки.
Очень важный момент для понимания на этом этапе – план 500 дней говорил о том, что на третьем этапе должна прекратить существовать монополия. Все промышленные предприятия и производственные объединения, которые являются монополистами, должны быть уничтожены. Это является настоящим предательством, поскольку предлагалось буквально следующее – все крупные предприятия либо уничтожить, либо продать, чтобы не было монополии.
Следующий важный момент – к концу третьего периода государство должно было утратить контроль за ценами на 80% продукции и услуг! Предполагалось, что цены государство будет устанавливать на газ, нефть, некоторые сорта металлов, некоторые сорта хлеба, основные (подчеркиваю) медикаменты, учебники, масло, сахар. Также частично только сохранялся контроль за ценами транспортных компаний и коммунальных услуг.
На этом же этапе рубль должен был становиться полностью конвертируемым. Разработчики программы 500 дней аргументировали это так:
- Развитие валютного (финансового) рынка. Появляются возможности для работы бирж, аукционов, коммерческих банков и так далее.
- Появляется возможность ужесточить налоги и таможенные тарифы.
То есть, все то, от чего мировая экономика страдает сегодня – все это было предложено для России. Причем предлагалось это как единственный путь к спасению страны.
Четвертый, заключительный, этап программы
400 — 500 дней называются «Начало подъема».
На этом этапе продолжались процессы, которые развивались на предыдущих трех этапах. Теперь же шла стабилизация, в результате которой в стране уже должен был быть заложен фундамент для дальнейших действий. Предполагалось, что по истечении 500 дней рыночная ситуация стабилизируется и экономика перейдет к стадии активного роста.
Результаты и возможности программы
Явлинский — один из содатейле программы 500 днейНесмотря на то, что программа «500 дней» не была реализована, мы вполне можем говорить о результатах, к которым она привела в случае начала ее реализации в СССР. Дело в том, что единственный тормоз данной программы – переворот и развал Союза. Но давайте еще раз посмотрим на этапы реализации программы и на события 90-х. Приватизация была проведена, децентрализация – проведена, продажа земель – проведена, перевод предприятия в акционерные общества и продажа – выполнено, защита права собственников – реализовано, отказ от регулирования цен – выполнено, и так далее. То есть все пункты, которые были заложены в «500 дней» были реализованы сразу после развала СССР, и примерно в те самые 500 дней.
Скажите, что Явлинский и Шаталин готовили проект для СССР, а не отдельно для России? Аргумент весьма слабый, особенно если вспомнить постановление ВС РСФСР от 9 октября 19990 года, в котором прямо говорится, что если Горбачев не даст «добро» программе, Россия ее реализует самостоятельно.
Порыв народа России понятен и должен быть сопоставим с порывами других народов Союза. Мы надеемся, что наше начинание будет поддержано, ведь вместе всегда работать легче. В противном случае, если руководство СССР откажется от реализации данной идеи, Россия с 1 ноября 19990 года самостоятельно начать экономическую реформу, в рамках которой осуществится переход к рыночной системе.
Верховный Совет РСФСР, 9 октября 1990500 дней программа Шаталина-Явлинского- краткое содержание, разработка, авторы, что предполагала
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 96.
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 96.
Программа 500 дней была разработана в 1990 году советскими экономистами Григорием Явлинским и Станиславом Шаталиным. Она предполагала введение в стране ряда мер по переходу от плановой социалистической экономики к рыночной капиталистической. Практического применения она не получила. Рассмотрим краткое содержание этой программы.
Предыстория и ситуация в стране
В СССР с рубежа 1920–1930-х годов была плановая социалистическая экономика. Всего было реализовано 12 пятилетних планов.
Рис. 1. Программа 500 дней.Последний из них пришелся на годы Перестройки, 1985–1990 гг. Собственно, по мере его реализации начался спад экономики, но в 1989 году он еще слабо ощущался, зато был очевиден кризис в снабжении городов. В 1990 году добавилось еще две проблемы:
- распад социалистического блока в 1990 году: этот факт негативно повлиял на внешнюю торговлю;
- начало процесса распада СССР, парад суверенитетов.
Группа по разработке программы была создана по решению Михаила Горбачева и Бориса Ельцина. Предполагалось, что переход к рыночной экономике в СССР будет происходить за счет государства, а не за счет простых граждан.
Председателем Государственной комиссии по экономической реформе стал относительно молодой экономист Григорий Явлинский 1952 года рождения.
Собственно программу предложил академик Станислав Шаталин. В его группе был один экономист-женщина — Татьяна Ярыга. Помимо этого, в разработке программы принимал участие Евгений Ясин, который позже, в 1994–1997 годах, возглавлял министерство экономики РФ.
Рис. 2. Программа 500 дней, Явлинский.Особенности программы
Датой завершения работы над программой можно считать 1 сентября 1990 года. Она была утверждена Верховным Советом РСФСР и отправлена на рассмотрение Верховному Совету.
Согласно программе «500 дней», переход к рыночной экономике следовало проводить в четыре этапа:
- Первый: 100 дней. Приватизация жилья и мелких предприятий.
- Второй: 150 дней. Либерализация цен. Дело в том, что в 1990 году на руках у граждан было большое количество не обеспеченных товарной массой денег.
- Третий: 150 дней. Стабилизация рынка.
- Четвертый: 100 дней. Начало роста в различных секторах экономики.
В программе предполагался экономический союз республик на основе единой валюты, а также единого законодательства и обороны. Совет Министров СССР предполагалось ликвидировать, а руководство народным хозяйством передать совету глав правительств каждой республики да еще и с расширением автономии. Михаил Горбачев не поддержал программу из-за влияния ВПК.
Фактически в конце 1991 года был сделан выбор в пользу программы шоковой терапии. Ее автором стал молодой экономист Е. Т. Гайдар. Осуществление программы началось с января 1992 года, когда отпустили цены, но это вызывало высокий уровень инфляции. Гайдар краткий период на рубеже 1991–1992 года руководил Министерством финансов.
Одновременно с программой «500 дней» шла работа над проектом реформы экономики под авторством Николая Рыжкова — «Основные направления развития». В ее разработке принимал участие Леонид Абалкин. Он планировал шесть лет на введение рыночных механизмов.
Рис. 3. Явлинский Программа 500 дней.Что мы узнали?
Авторами программы «500 дней» были С. Шаталин и Г. Явлинский. Ее целью был переход от плановой социалистической экономики к рыночной капиталистической. Программу 500 дней кратко изучают в школьном курсе истории 9 и 11 классов.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 96.
А какая ваша оценка?
План пятисот дней – семнадцать моментов советской истории
После четырех лет политической реформы и обещаний экономической либерализации показатели советской экономики начали ухудшаться по мере сокращения производства и увеличения дефицита. Ряд предложений по экономической реформе завершился планом «500 дней» августа-сентября 1990 года, представленным Горбачеву и Ельцину группой экономистов во главе с академиком Станиславом Шаталиным. Они предложили спасти экономику за счет быстрого деконтролирования, децентрализации и приватизации. План утратил силу, когда через месяц от него отказался Горбачев, но он послужил основой ельцинских реформ в России после краха союзного правительства в 1919 г. 91.
Первоисточник: Известия, 4 сентября 1990.
Эта программа могла появиться только в условиях перестройки, и она целиком лежит в русле политики, начатой в 1985 году. инициаторов его подготовки. Это может быть осуществлено только при их совместной поддержке.
В результате многолетнего господства тоталитарной общественно-политической системы наше общество оказалось в состоянии глубокого кризиса. Нерешительность правительства и допущенные им просчеты в экономической политике поставили страну на грань катастрофы. Жизнь людей становится все труднее, а надежды на лучшее будущее теряются. Преодолеть положение можно только продуманными и энергичными действиями, поддержанными народом и основанными на его солидарности и патриотизме…
Главной особенностью программы является то, что она основана на принципиально новой экономической доктрине. Движение к рынку будет прежде всего за счет государства, а не за счет простых людей.
Долгое время проводилась по сути антинародная политика: богатое государство с бедным народом. Государство сосредоточило в своих руках огромные ресурсы, практически всю собственность на средства производства. Ресурсы бездумно тратились на гигантские и неэффективные проекты, на наращивание военной мощи и на внешнеполитические авантюры с идеологической подоплекой, хотя все это уже давно нам не по карману.
Программа ставит задачу отобрать у государства все возможное и отдать людям. Есть серьезные основания полагать, что возврат народу значительной доли имущества и ресурсов на различных условиях обеспечит гораздо более эффективное и бережное использование этого имущества и этих ресурсов и позволит избежать при этом многих негативных явлений. перехода на рынок. Необходимо решительно сократить все государственные расходы, в том числе и на скрытые от общества статьи…
Никто никому не навязывает род или вид деятельности; каждый волен выбирать для себя сам, ориентируясь на свои желания и возможности: стать ли предпринимателем, наемным служащим в государственных структурах или руководителем акционерного предприятия, заниматься индивидуальным предпринимательством или стать членом кооператив. Реформа предоставляет гражданам право экономического самоопределения, устанавливая правила, соблюдение которых не позволит определенным субъектам (людям, группам людей, предприятиям или географическим территориям) обеспечивать свои интересы, ущемляя экономические права других. Именно свобода выбора является основой личной свободы человека, фундаментом раскрытия творческого потенциала личности. Это еще не правила будущей рыночной экономики, которые возникнут в ходе становления и развития этого общества. Экономическое содержание предлагаемой программы — переход к рынку, создание основ общества с новой экономической системой.
Право собственности реализуется путем разгосударствления и приватизации, путем передачи государственного имущества гражданам. Именно в возврате собственности народу прежде всего проявляется социальная направленность экономики. Это не акт мести, а восстановление социальной справедливости, форма закрепления права человека на свою долю в накопленном национальном богатстве страны и в богатстве, которое будет создано в будущем. Приватизация — и на этом следует особо подчеркнуть — есть форма распределения ответственности за состояние и уровень развития общества между всеми его членами, желающими взять на себя эту ответственность. Приватизация должна быть абсолютно добровольной и не должна быть похожа на коллективизацию наоборот.
Собственность в руках каждого — это залог стабильности общества, важное условие предотвращения социальных и национальных потрясений. Человек, имеющий собственный дом и участок земли, который он всегда может передать или оставить своим детям, человек, владеющий акциями или иными финансовыми активами, объективно заинтересован в стабильности общества, в социальном и национальном согласии. С другой стороны, наш печальный опыт показывает, насколько опасен для общества, для его нормальной жизни и развития человек, которому нечего терять.
Программа дает всем равные шансы. Однако это равенство шансов не следует воспринимать как зеркальное отражение уравниловки. Чтобы приватизация не превратилась в средство законного и чрезмерного обогащения немногих, сама процедура должна обеспечить участие в приватизации очень широких слоев населения: практически каждый, даже если он не имеет значительного начального капитала, должен в состоянии, если он того пожелает, получить свою долю национального богатства. Равенство возможностей будет обеспечиваться многообразием форм приватизации, что позволит сдавать имущество в аренду, покупать его в кредит, приобретать на акционерной основе и т. д.
Реформа направлена на нормализацию состояния потребительского рынка путем либерализации ценообразования. Но в переходный период это будет осуществляться путем формирования товарных резервов, в том числе за счет импортных поставок, с учетом предстоящего поэтапного перехода на неограниченные цены на многие виды товаров. Будет введен неограниченный обменный курс на покупку и продажу иностранной валюты, будет развит рынок иностранной валюты. Ряд крупных банков получит право торговать иностранной валютой по рыночным ценам, а советским гражданам будет разрешено свободно хранить иностранную валюту в банках…
… Без структурной перестройки в принципе невозможно будет добиться существенного роста уровня жизни. Конечно, закрытие и перенастройка многих производств потребует временных увольнений и переобучения большого количества людей. Таким образом, будет сформирована новая, более эффективная структура занятости, будут сокращены тяжелые и вредные производства, ручной труд. И чем более квалифицированные работники на новых, высокоэффективных производствах, тем больше заработают.
Планируется реорганизация службы трудоустройства и введение выплаты пособий тем, кто по каким-либо причинам ищет новую работу. Когда люди ищут работу, при активном участии государственных служб они могут принимать участие в общественных работах: в строительстве дорог или домов, прежде всего домов для себя. Желающие смогут получить участок земли и возделывать его.
Планируется организация курсов и программ переподготовки и повышения квалификации рабочих и служащих, формирование системы добровольных общественных работ. Остроту проблемы занятости значительно облегчит создание дополнительных рабочих мест на новых производствах, в торговле и сфере услуг, стимулирование развития предпринимательства и малых предприятий.
Регулирование занятости должно обеспечивать не постоянное прикрепление работника к определенной работе, а создание условий для постоянного повышения квалификации и профессионального мастерства. Именно разработка такого непрерывно действующего механизма и его совершенствование в соответствии с возникающими проблемами и станет ядром государственной политики занятости.
… Экономическая свобода предприятий заключается в предоставлении им возможности действовать в интересах своих работников, акционеров-собственников и государства и в соответствии с рыночными условиями самостоятельно определять объем и структуру своего производства, объем продаж и цен на свою продукцию, а также выбирать себе партнеров …
Главный тезис в отношениях между республиками и центром заключается в том, что никто никому не должен направлять или отдавать приказы. Вся программа основана на уважении деклараций о суверенитете, принятых республиками. Нельзя проводить экономическую реформу на основе директив из центра, какими бы правильными они ни были. Народы больше не будут мириться с тем, чтобы коренные вопросы их жизни решались в центре, без их участия. Программа учитывает бурный рост национального самосознания, поэтому главная роль в осуществлении преобразований отводится республиканским правительствам и местным органам власти. Власть должна быть приближена к людям.
Реализуя свои права на экономический суверенитет, народы получат возможность самостоятельно распоряжаться национальными богатствами своих республик, не допускать бессмысленной траты ресурсов, сохранять окружающую среду и недра для грядущих поколений. Правительства республик теперь несут ответственность за развитие подведомственных им территорий и, соответственно, берут на себя большую часть полномочий по управлению экономикой…
Наше общество имеет безусловное право жить лучше уже сейчас, а не в отдаленном будущем, и предлагаемая программа перехода к рыночной экономике направлена на максимально полную реализацию этого права.
Источник: Текущий сборник советской печати. XLII, № 35 (31 октября 1990 г.), стр. 4–7, 12. фон Гельдерн
Кризис советской плановой экономики к 1991 году стал бесспорным. Централизованное планирование больше не функционировало, что привело экономику к перманентному застою. Горбачев нерешительно проводил реформы с 1985 по 1989 год, но бюрократическое сопротивление, разваливающаяся инфраструктура и советская народная психология обрекли реформу на провал. Собственная склонность Горбачева к противоречиям не помогла. Попытки децентрализации противоречили его собственному стремлению к контролю; бюрократическое вмешательство и конфискационные налоги подорвали его стремление к рыночной экономике. Бюджетный дефицит, вызванный реформами, и нерешительность в отмене субсидий, которые делали жизнь сносной в условиях советской экономики, подорвали и в конечном итоге дискредитировали рубль. Таким образом, демонтировав краеугольные камни централизованного планирования, Горбачев прервал рождение рынка. Большая часть торговли внутри советской экономики превратилась в бартерную систему между отдельными предприятиями, городами и областями. Современная экономика не может работать на такой основе, и граждане вскоре обнаружили, что такие продукты, как чай, мыло и мясо, стали нормироваться. За хлебом и сигаретами, которые большинство россиян считали предметами первой необходимости, образовались длинные очереди.
Видимый коллапс экономики вдохновил робкое партийное руководство набрать команду искушенных экономистов, знакомых с западной рыночной практикой. Под руководством Станислава Шаталина команда летом 1990 года разработала план радикальной конверсии, получивший название «500 дней», на период, в который должны были быть введены меры. Краеугольные камни плана, который заручился поддержкой западных банкиров, чьи кредиты были необходимы для поддержания платежеспособности экономики, включали либерализацию цен, сопровождаемую жесткими ограничениями заработной платы; резкое сокращение субсидий промышленности и сельскому хозяйству; приватизация государственных активов, в том числе сельскохозяйственных угодий; капитальный ремонт налоговой и банковской систем; и либерализация внешней торговли, предполагающая конвертируемость рубля. Энтузиазм западных экономистов сопровождался беспокойством советских лидеров и граждан, что в конечном итоге привело к тому, что Горбачев отверг план в пользу более робкой версии, разработанной премьер-министром Николаем Рыжковым. Опасаясь социальных волнений из-за аннулирования субсидий и отказываясь рассматривать возможность приватизации земли, Горбачев, возможно, был больше всего встревожен политической и экономической автономией, предоставленной пятнадцати советским республикам. Намеченная в плане децентрализация превратила бы Советский Союз в содружество, сделав президента России Бориса Ельцина лидером страны, а советского лидера Горбачева чем-то вроде министра иностранных дел, координирующего политику входящих в его состав республик.
Какими бы радикальными он ни казался, события следующих двух лет сделали Шаталина довольно консервативным экономистом. Выступая за современные инструменты, такие как компьютер, Шаталин был глубоко обязан таким советским экономистам-реформаторам, как Леонид Абалкин; и он считал своей конечной целью, как и Горбачев, возрождение советского образования. Тень 500 дней была ясно видна в распаде Советского Союза в декабре 1991 года, который представлял собой наиболее радикальный, но, возможно, наиболее неизбежный результат плана.