Восточные славяне | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне – это обособившаяся часть индоевропейской общности.
А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:
– Венеды (жили в бассейне реки Вислы) – западные славяне.
– Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) – южные славяне.
– Анты (жили между Днепром и Днестром) – восточные славяне.
Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.
Территории и племена восточных славянВажным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.
Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.
Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:
Племена |
Места расселения |
Города |
Поляне |
Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева |
Киев |
Словене ильменские |
Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера |
Новгород, Ладога |
Кривичи |
Севернее Западной Двины и верховья Волги |
Полоцк, Смоленск |
Полочане |
Южнее Западной Двины |
Полоцк |
Дреговичи |
Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять |
Туров |
Древляне |
Южнее реки Припять |
Искоростень |
Волыняне |
Селились южнее древлян, у истоков Вислы |
|
Белые хорваты |
Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла |
|
Дулебы |
Жили восточнее белых хорватов |
|
Тиверцы |
Территория между Прутом и Днестром |
|
Уличи |
Между Днестром и Южным Бугом |
|
Северяне |
Территории вдоль реки Десны |
Чернигов |
Радимичи |
Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству |
|
Вятичи |
Вдоль истоков Оки и Дона |
К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.
Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.
Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».
В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.
Общественный строй и племенные союзыПервоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.
Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.
В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.
Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.
VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.
Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.
Соседи восточных славянВ I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.
Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.
Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.
Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.
В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.
Набеги кочевниковПередвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.
Обычаи и верования восточных славянВосточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.
У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.
В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.
Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.
Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.
Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.
Восточные славяне | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне – это обособившаяся часть индоевропейской общности.
А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:
– Венеды (жили в бассейне реки Вислы) – западные славяне.
– Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) – южные славяне.
– Анты (жили между Днепром и Днестром) – восточные славяне.
Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.
Территории и племена восточных славянВажным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.
Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б.
А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:
Племена |
Места расселения |
Города |
Поляне |
Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева |
Киев |
Словене ильменские |
Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера |
Новгород, Ладога |
Кривичи |
Севернее Западной Двины и верховья Волги |
Полоцк, Смоленск |
Полочане |
Южнее Западной Двины |
Полоцк |
Дреговичи |
Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять |
Туров |
Древляне |
Южнее реки Припять |
Искоростень |
Волыняне |
Селились южнее древлян, у истоков Вислы |
|
Белые хорваты |
Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла |
|
Дулебы |
Жили восточнее белых хорватов |
|
Тиверцы |
Территория между Прутом и Днестром |
|
Уличи |
Между Днестром и Южным Бугом |
|
Северяне |
Территории вдоль реки Десны |
Чернигов |
Радимичи |
Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству |
|
Вятичи |
Вдоль истоков Оки и Дона |
К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.
Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.
Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».
В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.
Общественный строй и племенные союзыПервоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.
Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.
В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.
Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.
VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.
Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.
Соседи восточных славянВ I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.
Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.
Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.
Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.
В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.
Набеги кочевниковПередвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.
Обычаи и верования восточных славянВосточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.
У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.
В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.
Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.
Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.
Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.
Древняя ДНК показывает преемственность по материнской линии в современной Польше за последние два тысячелетия
1. Pohl W (2006) Происхождение славян, несколько исторических наблюдений В: Urbańczyk P, редактор. Неславяне о происхождении славян. Варшава: Малая библиотека — Познаньское товарищество Пржияциол Науки. стр. 11–25. (На польском). [Google Scholar]
2. Буко А. (2006) Польская археология раннего средневековья: находки, гипотезы, интерпретации. Варшава: Трио (на польском языке).
3. Алиней М. (2003) Междисциплинарные и лингвистические доказательства палеолитической преемственности индоевропейского, уральского и алтайского населения Евразии с экскурсом в славянский этногенез.
Quadermi di Semantica 24: 187–216. [Академия Google]4. Курта Ф. (2001) Становление славян. История и археология Нижнего Подунавья, ок. 500 – 700. Кембриджские исследования средневековой жизни и мысли Четвертая серия, 52. Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета: xxv, 463 стр. [Google Scholar]
5. Барфорд П.М. (2001) Ранние славяне: культура и общество в раннесредневековой Восточной Европе. Лондон: Британский музей.
6. Sussex R, Cubberley P (2006) Славянские языки. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
7. Kostrzewski J, Chmielewski W, Jazdzewski K (1965) Предыстория Польши. Вроцлав: Оссолинеум (на польском языке).
8. Макевич Т. (2001) Проблема культурной преемственности между античностью и ранним средневековьем в свете новых керамических материалов из Великой Польши. В: Маньчак В, редактор. Родина славян. Краков (на польском). [Google Scholar]
9. Годловский К. (2000) Первые поселения славян. Краков: Институт археологии Ягеллонского университета (на польском языке).
10. Домбровский Р. (2007) Человеческое население с территорий рек Одер и Висла в римском железном веке и раннем средневековье. Серия антропологии № 23, Университет Адама Мицкевича в Познани (на польском языке).
11. Пионтек Дж., Иванек Б., Сегеда С. (2008) Антропология и происхождение славян. Познань: Институт антропологии Университета Адама Мицкевича в Познани (на польском языке).
12. Малярчук Б.А., Гжибовский Т., Деренко М.В., Черный Ю., Дробнич К. и др. (2003)Изменчивость митохондриальной ДНК у боснийцев и словенцев. Энн Хам Жене 67: 412–425. [PubMed] [Академия Google]
13. Гжибовский Т., Малярчук Б.А., Деренко М.В., Перкова М.А., Беднарек Ю. и соавт. (2007) Сложные взаимодействия восточно- и западнославянского населения с другими европейскими группами, выявленные анализом митохондриальной ДНК. Судебно-медицинская экспертиза: генетика 1: 141–147. [PubMed] [Google Scholar]
14. Малярчук Б.А., Гжибовский Т., Деренко М., Перкова М., Ванечек Т. и соавт. (2008) Филогенез митохондриальной ДНК восточных и западных славян. Мол Биол Эвол 25: 1651–1658. [PubMed] [Академия Google]
15. Мельник-Сикорска М., Дака П., Малярчук Б., Деренко М., Сконечна К. и соавт. (2013) История славян, выведенная из полных последовательностей митохондриального генома. ПЛОС ОДИН 8: e54360. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
16. Мальмстрем Х., Гилберт МТП, Томас М.Г., Брандстрем М., Сторо Дж. и др. (2009) Древняя ДНК показывает отсутствие преемственности между неолитическими охотниками-собирателями и современными скандинавами. Карр Биол 19: 1758–1762. [PubMed] [Google Scholar]
17. Deguilloux MF, Soler L, Pemonge MH, Scarre C, Joussaume R, et al. (2011) Новости с запада: Древняя ДНК из французской мегалитической погребальной камеры. Am J Phys Антропол 144: 108–118. [PubMed] [Академия Google]
18. Хервелла М., Нескутус И., Алонсо С., Фрегель Р. , Алонсо А. и др. (2012) Древняя ДНК групп охотников-собирателей и фермеров из Северной Испании поддерживает модель случайной дисперсии неолитической экспансии в Европу. ПЛОС ОДИН 7: e34417. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
19. Браттон П., Хаак В., Темплтон Дж., Брандт Г., Субриер Дж. и др. (2012) Неолитические митохондриальные геномы гаплогруппы H и генетическое происхождение европейцев. Нац Коммуна 4: 1764. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
20. Брандт Г., Хаак В., Адлер С.Дж., Рот С., Сечени-Надь А. и др. (2013) Древняя ДНК раскрывает ключевые этапы формирования митохондриального генетического разнообразия в Центральной Европе. Наука 342: 257–261. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
21. Боллонгино Р., Нелих О., Ричардс М.П., Оршидт Дж., Томас М.Г. и др. (2013) 2000 лет параллельных обществ в Центральной Европе каменного века. Наука 342: 479–81. [PubMed] [Google Scholar]
22. Рудбек Л., Гилберт М.Т., Виллерслев Э. , Хансен А.Дж., Линнеруп Н. и соавт. (2005) Анализ мтДНК человеческих останков с раннехристианского датского кладбища. Am J Phys Антропол 128: 424–429. [PubMed] [Google Scholar]
23. Мельхиор Л., Гилберт МТП, Кивисилд Т., Линнеруп Н., Диссинг Дж. (2008) Редкие гаплогруппы мтДНК и генетические различия в богатых и бедных датских деревнях железного века. Am J Phys Антропол 135: 206–215. [PubMed] [Google Scholar]
24. Мельхиор Л., Кивисилид Т., Линнеруп Н., Диссинг Дж. (2008) Доказательства подлинности ДНК датских скелетов эпохи викингов, не тронутых людьми в течение 1000 лет. ПЛОС ОДИН 3: 1–8. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
25. Мельхиор Л., Линнеруп Н., Сигизмунд Х.Р., Кивисилд Т., Диссинг Дж. (2010) Генетическое разнообразие среди древних скандинавских популяций. ПЛОС ОДИН 5: e11898. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
26. Хаак В., Балановский О., Санчес Дж. Дж., Кошель С., Запорожченко В. и др. (2010) Древняя ДНК европейских фермеров раннего неолита раскрывает их восточное родство. Биология PLoS 8: e1000536. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
27. Уайльд С., Тимпсон А., Кирсанов К., Кайзер Э., Кайзер М. и др. (2014) Прямые доказательства положительного отбора пигментации кожи, волос и глаз у европейцев в течение последних 5000 лет. PNAS111: 4832–4837. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
28. Пилли Э., Моди А., Серпико С., Ачилли А., Лансиони Х. и др. (2013) Мониторинг загрязнения ДНК в обработанных и непосредственно выкопанных останках древних человеческих скелетов. ПЛОС ОДИН 8: е52524. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
29. Yang DY, Eng D, Waye JS, Dudar JC, Saunders SR (1998) Техническое примечание: улучшенное извлечение ДНК из древних костей с использованием спин-колонок на основе кремнезема. Am J Phys Антропол 105: 539–54. [PubMed] [Google Scholar]
30. Malmström H, Svensson EM, Gilbert MTP, Willerslev E, Gotherstrom A, et al. (2007) Подробнее о загрязнении: использование асимметричного молекулярного поведения для идентификации подлинной ДНК древнего человека. Мол Биол Эвол 24:998–1004. [PubMed] [Google Scholar]
31. Свенссон Э.М., Андерунг С., Баблиен Дж., Перссон П., Мальмстрем Х. и др. (2007) Отслеживание генетических изменений с течением времени с использованием ядерных SNP у древнего и современного крупного рогатого скота. Аним Жене 38: 378–383. [PubMed] [Google Scholar]
32. Эндрюс Р.М., Кубака И., Чиннери П.Ф., Лайтоулерс Р.Н., Тернбулл Д.М. и др. (1999) Повторный анализ и пересмотр Кембриджской эталонной последовательности митохондриальной ДНК человека. Нат Жене 23: 147. [PubMed] [Google Scholar]
33. Ван Овен М., Кайзер М. (2009) Обновлено комплексное филогенетическое древо глобальной вариации митохондриальной ДНК человека. Хум Мутат 30: Е386–Е394. [PubMed] [Google Scholar]
34. Основная группа разработчиков R (2013 г.) R: язык и среда для статистических вычислений. R Foundation for Statistical Computing, Вена, Австрия. Доступно: http://www.R-project.org/. По состоянию на 5 марта 2014 г.
35. Canty A (2013) Boot: Bootstrap Functions. Пакет R версии 1.9.13. Доступно: Загрузка: http://statwww.epfl.ch/davison/BMA/library.html. По состоянию на 5 марта 2014 г.
36. Excoffier L, Laval LG, Schneider S (2005) Arlequin ver. 3.0: Интегрированный программный пакет для анализа данных популяционной генетики. Эвол Биоинформ Онлайн 1: 47–50. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
37. Стиллер М., Грин Р.Е., Ронан М., Саймонс Дж.Ф., Ду Л. и др. (2006) Паттерны неправильного включения нуклеотидов во время ферментативной амплификации и прямого крупномасштабного секвенирования древней ДНК. Proc Natl Acad Sci USA 103: 13578–13584. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
38. Gilbert MT, Willerslev E, Hansen AJ, Barnes I, Rudbeck L, et al. (2003) Паттерны распределения посмертных повреждений в митохондриальной ДНК человека. Am J Hum Genet 72: 32–47. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
39. Хансен А.Дж., Виллерслев Э., Виуф С., Мурье Т., Арктандер П. (2001)Статистические данные о неправильном кодировании повреждений в матрицах древней ДНК. Мол Биол Эвол 18: 262–265. [PubMed] [Google Scholar]
40. Кушниаревич А., Сивицкая Л., Даниленко Н., Новогродский Т., Цыбовский И. и др. (2013) Однородительское генетическое наследие белорусов: встреча редких средних матрилинейных линий с центральноевропейским пулом митохондриальной ДНК. ПЛОС ОДИН 8: e66499. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
41. Карачанак С., Каросса В., Нешева Д., Оливьери А., Пала М. и др. (2011) Болгары против других европейских популяций: перспектива митохондриальной ДНК. Международная юридическая медицина 126: 497–503. [PubMed] [Google Scholar]
42. Малярчук Б., Деренко М., Гжибовский Т., Перкова М., Рогалла Ю. и соавт. (2010) Заселение Европы с точки зрения митохондриальной гаплогруппы U5. ПЛОС ОДИН 5: е10285. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
43. Згонянин Д., Веселинович И., Кубат М., Фурац И., Антов М. и др. (2010) Полиморфизм последовательности контрольной области митохондриальной ДНК в популяции Воеводина, Сербия. Leg Med (Токио) 12: 104–107. [PubMed] [Google Scholar]
44. Малярчук Б.А., Перкова М.А., Деренко М.В., Ванечек Т., Лазур Ю. и соавт. (2008) Изменчивость митохондриальной ДНК у словаков с применением к цыганскому происхождению. Энн Хам Жене 72: 228–40. [PubMed] [Google Scholar]
45. Циммерманн Б., Брандштеттер А., Дуфтнер Н., Нидервизер Д., Спироски М. и др. (2007) Данные о населении региона контроля митохондриальной ДНК из Македонии. Судебно-медицинская экспертиза: генетика 1: е4–9. [PubMed] [Google Scholar]
46. Малярчук Б.А., Ванечек Т., Перкова М.А., Деренко М.В., Сип М. (2006) Изменчивость митохондриальной ДНК в чешском населении с приложением к этнической истории славян. Хум Биол 78: 681–696. [PubMed] [Google Scholar]
47. Браницки В., Калиста К., Купец Т., Воланска-Новак П., Золедзевска М. и др. (2005) Распределение гаплогрупп мтДНК в выборке населения из Польши. J Судебно-медицинская экспертиза 50: 732–733. [PubMed] [Google Scholar]
48. Ванечек Т. , Ворел Ф., Сип М. (2004)Гипервариабельные области митохондриальной D-петли: данные о населении Чехии. Int J of Legal Med 118: 14–18. [PubMed] [Академия Google]
49. Малярчук, Б.А., Гржибовский Т., Деренко М.В., Черный Дж., Возняк и др. (2003) Изменчивость митохондриальной ДНК у поляков и русских. Энн Хам Жене 66: 261–83. [PubMed] [Google Scholar]
50. Беляева О., Бермишева М., Хрунин А., Сломинский П., Бебякова Н. и др. (2003) Вариации митохондриальной ДНК в популяциях России и Белоруссии. Хум Биол 75: 647–660. [PubMed] [Google Scholar]
51. Малярчук Б.А., Деренко М.В. (2001) Изменчивость митохондриальной ДНК у русских и украинцев: значение для происхождения восточных славян. Энн Хам Жене 65: 63–78. [PubMed] [Академия Google]
52. Паланичами М.Г., Чжан С.Л., Митра Б., Малярчук Б., Деренко М. и соавт. (2010)Филогеография митохондриальной гаплогруппы N1a с причастностью к происхождению европейских фермеров. БМС Эвол Биол 10: 304. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
53. Гжибовский Т., Малярчук Б.А., Деренко М.В., Перкова М.А., Беднарек Ю. и соавт. (2007) Сложные взаимодействия восточно- и западнославянского населения с другими европейскими группами, выявленные анализом митохондриальной ДНК. Судебно-медицинская экспертиза Int Genet 1: 141–147. [PubMed] [Академия Google]
54. Соарес П., Ачилли А., Семино О., Дэвис В., Маколей В. и др. (2010) Археогенетика Европы. Карр Биол 20: Р174–Р183. [PubMed] [Google Scholar]
55. Гимбутас М. (1963) Прибалты. Лондон: Thames and Hudson Press. 286 стр. [Google Scholar]
56. Седов В.В. (2002) Славяне: Историко-археологическое исследование. Москва, Языки славянской культуры.
Балтский компонент в Концепции восточнославянского этногенеза Валентина Седова
Макаров, Н. и Артемьев А. (2004). Валентин Васильевич Седов. В Н. Макарова (ред.). Восточная Европа в средние века (К 80-летию В. Седова), 3-12. Москва (на рус.)
Жих, М. (2012). Валентин Васильевич Седов. Страницы жизни и творчества славянского подвижника. Часть 1. Проблема расселения славян в Восточной Европе и формирования древнерусской народности в трудах В. В. Седова, Русын, 4, 131-165 (in Russ.)
Жих, М. (2013). Валентин Васильевич Седов. Страницы жизни и творчества славянского подвижника. Часть 2. Проблема славянского этногенеза в трудах В. В. Седова, Русын, 1, 106-134 (in Russ.)
Лопатин, Н. (2013). Валентин Васильевич Седов и исследования города Изборска // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки, 2, 3-12. (на русск.)
Бужилова А. (2015). Антропологические исследования В. В. Седова. К проблеме этногенеза славян, Краткие сообщения института археологии, 240, 12-19. Москва
Прокопьева С (2003). Ученый до мозга костей. Интервью с В. Седовым, Псковская губерния, 43(164). Получено с http://gubernia.pskovregion.org/number_164/10.php. (на русск.)
Чернецов А. (2004). Валентин Васильевич Седов из LXXX, Русская археология, 4, 5-7. (на русск.)
Седов В. (1979). Генезис и ранняя история славян. Москва (на русс.)
Седов В. (1994). Славяне в древности. Москва (на русс.)
Седов В. (2002). Славяне. Историко-археологические исследования. Москва (на русск.)
Седов В. (2005). Север Восточно-Европейской равнины в период расселения людей и в раннем средневековье (на фоне северовеликоруса), Краткие сообщения института археологии, 218, 12-19. Москва
Седов В. (1992) Бельцкий сенатне. Рига (лат.)
Голубева Л. и др. (1987). В. В. Седов (ред.). Финно-югра и балты в средние века. Москва (на русск.)
Седов В. (1970). Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. Москва (на русск.)
Седов В. (2001). Предыстория белорусов, Краткие сообщения института археологии, 211, 44-51. Москва (на русс.)
Седов В. (2003). Этногенез ранних славян (Слышно в ноябре 2002 г. на заседании Президиума РАН), Известия РАН, т. 1, с. 73, 7. 594-605. (на русск.)
Седов В. (1995). Славяне в древности и раннем средневековье. Том. 2: Славяне в раннем средневековье. Москва (на русск.)
Седов В. (1993). Славяне-венты в Юго-Восточной Прибалтике. В А. Новосельцев (ред.). Восточная Европа в древности и средневековье. Спорные вопросы истории. 71-72. Москва
Седов В. (1982). Восточные славяне в VI-XІІІ вв. Москва
Седов В. (1989). Формирование восточнославянской народности, Краткие сообщения института археологии, 198, 10-15. Москва (на русс.)
Седов В. (1994). Очерки археологии славян. Москва
Лопатин Н. (2006). Основные концепции заселения славянами северо-запада Восточно-Европейской равнины. В И. Лабутиной (ред.). Археология и история Пскова и Псковской области. 333-341. Псков (на русском языке)
Седов, В. (1999). Древнерусская народность: историко-археологическое исследование. Москва
Седов В. (1974). Длинные курганы кривичей. Москва (на рус.)
Седов В. (1998). Белорусское Подвинье и Смоленское Приднепровье в период великого переселения людей, Русская археология, 2.