2 действие ревизор: Страница не найдена

Содержание

Анализ второго и третьего действия комедии Гоголя «Ревизор» (Ревизор Гоголь)


Читая второе действие, сосредоточим свое внимание на следующих вопросах: Что рассказывает Осип о Хлестакове? Какая сцена является наиболее комической и почему? Почему Городничий и Хлестаков так нелепо себя ведут? Чем объяснить разницу в поведении Городничего в самом начале его встречи с Хлестаковым и потом, когда он принимает новые решения и отдает новые приказания? Перелом в поведении Городничего, когда он преодолел свой страх и понял, что ревизора нетрудно обмануть, т. е. скрыть от него все свои преступления, означает, что завязался комедийный конфликт. Борющиеся силы: с одной стороны — Городничий и его окружение, с другой — Хлестаков.

Комедийность конфликта состоит в том, что в нем все оказывается наоборот. С точки зрения здравого смысла героем, ведущим действие, нападающим, должен быть ревизор, поскольку он государственный чиновник, который приехал в город с проверкой, а Хлестаков никого не атакует, так как не является ревизором. Он оказывается объектом нападения, его по нелепому стечению обстоятельств приняли за ревизора, и он как может отражает это нападение. Героем, ведущим действие, оказывается Городничий. В основе всех его поступков — одно стремление: обмануть ревизора, создать видимость благополучия, не дать возможности ни одному человеку в городе сказать ревизору о должностных преступлениях. Все чиновники подчиняются в этом Городничему, гак как они тоже имеют свои грехи. Вот это «наоборот» пройдет через все наиболее важные моменты в развитии конфликта.

Назовем основные события третьего действия. Прочитаем еще раз характеристику Хлестакова, данную Гоголем в «Замечаниях для господ актеров». Как оправдывается эта характеристика в сцене вранья Хлестакова? Каковы особенности речи Хлестакова? Как эти особенности его характеризуют? Почему чиновники верят болтовне Хлестакова? Что можно сказать о жене и дочери Городничего? В каких сценах третьего действия с особенной силой проявился юмор Гоголя?

События, изображенные в третьем действии, очень важны в развитии конфликта. И здесь борьба между участниками конфликта (Городничий — Хлестаков) ведется «наоборот», вопреки здравому смыслу: Хлестаков понял, что его принимают за какое-то важное лицо, и рассказом о своей столичной жизни старается напустить на себя еще больше важности. Он завирается до такой степени, что полностью разоблачает себя. Хлестаков с самой первой встречи с Городничим ведет себя глупо, как человек «без царя в голове», а в сцене вранья это его качество раскрывается с наибольшей силой. И, казалось бы, теперь чиновники или хотя бы Городничий как самый умный из них должны были понять свою ошибку, а они ничего не поняли: так велик их страх наказания за свои грехи. Городничий, все время старающийся проникнуть в сущность характера Хлестакова, понимает, что тот по молодости многое наврал, но продолжает верить, что перед ним ревизор, и потому отдает новые приказания: не впускать в дом тех, кто придет с жалобой на него или будет хотя бы похож на того, кто может пожаловаться, й развитие нелепого конфликта продолжается, напряженность комедийного действия растет.

Вспомним все действия Городничего от завязки конфликта до сцены сватовства Хлестакова за Марью Антоновну. Какой целью определяются все действия Городничего и его подчиненных? Каков результат их деятельности? Сцена сватовства (действие 4, явл. 12 — 16) и сцена торжества Городничего (действие 5, явл. 1-7) — это кульминация конфликта: Городничий как герой, ведущий действие, добился большего, чем хотел, он не только сумел скрыть от ревизора свои преступления, но даже «породнился» с ним.

Перечитаем еще раз заключительные сцены комедии. Что смешного в сцене чтения письма? Какие чувства Городничего выражены в его заключительном монологе? К кому обращены слова Городничего: «У, щелкоперы, либералы проклятые!»?

Сценой чтения письма Хлестакова господину Тряпичкину закончилось комедийное действие, развязался конфликт. Что должны были бы теперь сделать Городничий и другие чиновники с точки зрения здравого смысла? Они должны были бы вспомнить, что едет настоящий ревизор, о котором сообщил в письме Городничему его родственник. А они не вспомнили. Поэтому последнее явление — сообщение жандармского офицера о приезде ревизора — это катастрофа: к приезду настоящего ревизора Городничий и его подчиненные оказались совершенно не готовы.

Комедия Гоголя «Ревизор». Очень кратко и подробно по действиям

Комедию из пяти действий «Ревизор» Николай Васильевич написал в 1835 году. Распространённая версия гласит — идею автору подбросил Александр Сергеевич Пушкин. Ещё историки и литераторы-исследователи утверждают, что как-то Н.В. Гоголь и его приятель А.С.Данилевский по поти в Петербург, шутки ради, разыгрывали из себя ревизоров…

Очень краткий пересказ комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Глава небольшого уездного городка из проверенных источников узнаёт, что вот-вот ожидается прибытие петербургского ревизора. Эта новость настораживает чиновников, так как среди них честного человека «днём с огнём» не сыскать.

В то же время главный герой комедии Хлестаков сильно проигрался в дороге и потому застрял в гостинице должником. Местные решают, что он и есть тот самый «страшный» ревизор, и начинается настоящая потеха. Хлестаков «павлином» принимает почести, взятки, комплименты от проворовавшихся чиновников и даже сватается к дочери городничего.

Насобирав подарков и денег, самозванец с шиком уезжает «по делам», обещает вернуться и жениться. После его отъезда выясняется правда, да ещё и приходит известие о прибытии настоящего ревизора.

Список действующих лиц в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» и их краткая характеристика

Основные персонажи:

  •  Иван Александрович Хлестаков — двадцати с небольшим лет юноша, мот и картёжник, любящий выставить себя «на показ». Был принят чиновниками и главой небольшого города за ревизора из Петербурга.
  •  Осип — слуга Хлестакова, хитрый, уже не молодой человек. Своего хозяина считает недалёким и частенько его поучает.
  •  Городничий — человек в возрасте, взяточник.
  •  Анна Андреевна — кокетливая супруга городничего, любопытная и самолюбивая особа.
  •  Марья Антоновна — наивная дочь городничего.

Персонажи второго плана:

  •  Бобчинский и Добчинский — городские помещики — «два сапога пара» и любят поболтать.
  •  Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин — «просвещённый» судья. В кавычках, так как на деле прочёл лишь пару книг, но очень гордится своей начитанностью и незаурядным умом.
  •  Артемий Филиппович Земляника — несёт ответственность за приюты и больницы города. Неповоротлив, но тот ещё плут. В общении суетлив, старается услужить тем, кому выгодно.
  •  Иван Кузьмич Шпекин — глуповатый и простодушный городской почтмейстер.
  •  Лука Лукич Хлопов — чиновник в области образования.

Краткое содержание комедии «Ревизор» подробно по действиям и явлениям

Действие I. Всеобщая паника по поводу скорого прибытия ревизора

Явление 1

Совет городничего и чиновников. Волнительная обстановка. Глава города сообщает о приезде ревизора с «секретным предписанием». Звучит даже предположение не война ли грядёт? Начинаются обсуждения «проблемных мест» города, которые нужно «прибрать»: в больницах привести в порядок больных, заседателя накормить луком, чтоб не пахло от него спиртным, приосадить учителей, корчащих рожицы учащимся и так далее.

Явление 2

Появляется почтмейстер и высказывает своё мнение. Он считает, что ревизор отправлен к ним в связи с приближением войны с турками.

Городничий просит его распечатывать и читать , на всякий случай, почту. Почтмейстер совсем не прочь, ведь он и раньше так делал из праздного любопытства.

Явление 3

Появляются Бобчинский и Добчинский. У них новость — они видели ревизора! Это молодой человек, который уже пару недель живёт в гостинице. За проживание он не платит и уезжать не торопится. Городничий в шоке — за это время ведь столько всего произошло… Арестанты не получали питание, кругом бардак, была высечена супруга офицера. Глава города решает в срочном порядке ехать на встречу с «вычисленным» ревизором.

Явление 4

Оставшись в комнате один, городничий требует повозку и шляпу. К нему привязывается исполненный любопытством Бобчинский. Квартальному приказано срочно и чисто вымести улицу до трактира.

Явление 5

Появляется частный пристав. Городничий активно раздаёт указания: на мост поставить квартального, старый забор разломать, полуголых солдат на улицы не выпускать и т.д.

Явление 6

Вбегают жена и дочь городничего, они ссорятся. Анна Андреевна велит дочери сию же минуту побежать за дрожками, подглядеть, все разузнать, а в особенности – какого цвета глаза у ревизора, и сию же минуту возвращаться назад.

Действие II. Знакомство с «ревизором».

Комната в гостинице.

Явление 1

На постели барина разлёгся Осип. Он ворчит о непутёвости своего хозяина, который спустил все деньги. В Петербург никак им не вернуться, уже даже еды в долг не дают. А есть хочется, а домой ещё больше хочется. Хотя старый слуга понимает, что в деревне есть плюсы — меньше публичности и забот.

Явление 2

Появляется сам барин. Хлестаков отправляет Осипа вниз за едой. Но тот соглашается лишь привести хозяина к господину. В долг им больше не хотят давать.

Явление 3

Оставшись наедине с собой, Хлестаков размышляет о том, что очень голоден. Он называет этот город «скверным» за то, что в лавках не допроситься в долг. Винит в своих несчастьях обыгравшего его в карты капитана, а сам совсем не прочь сразиться с ним вновь.

Явление 4

Появляется слуга гостиницы. Хлестаков пытается уговорить его принести обед. Ведь мужики могут денёк и не есть, а вот барину такое никак нельзя.

Явление 5

Хлестаков переживает, вдруг ему так и не доставят еды в покои. Есть ведь до тошноты охота. Затем он придаётся мечтам о возвращении в Петербург.

Явление 6

Обед всё же приносят. Но хлестаков, хоть и съедает всё предложенное, им недоволен. Слуга говорит, что это был последний раз.

Явление 7

Осип сообщает господину, что его ждёт городничий. Хлестаков напуган — вдруг за большой долг его посадят в местную тюрьму.

Явление 8-9

В комнату Хлестакова входят городничий и Добчинский. Городничий говорит, что хотел бы знать, как живётся приезжему человеку в их городе. Хлестаков пугается, оправдывается за долги, ругает трактирщика за плохой приём. Городничий суёт лже ревизору деньги, чтобы тот расплатился, причём даёт намного больше, чем нужно. Хлестакову такой «подход» нравится и он соглашается переехать в более комфортабельные условия — в дом городничего.

Появляется слуга трактира, его выгоняют, но городничий обещает расплатиться.

Явление 10

Городничий, Добчинский и Хлестаков намерены осмотреть городские учреждения. Правда лже ревизор отказывается от посещения тюрьмы. Городничий передаёт предупреждающие записки. Осипу велят перенести вещи хозяина в дом городничего.

Действие III. Хлестаков «вошёл в роль», и ему все верят.

События переносятся в комнату первого действия.

Явление 1-3

Семья городничего ждёт новостей. Приходит Добчинский с запиской. Женщины начинают активную подготовку к принятию гостя. Они прихорашиваются и в этом процессе явно соперничают между собой.

Явление 4

Приходит Осип, он голоден. Ему говорят, что «особой» еды, той, что подошла бы для слуги ревизора, в доме городничего нет. Но Осип готов съесть хоть что.

Явление 5

В распахнутые услужливыми квартальными двери входит Хлестаков. За ним семенят городничий, Земляника, Добчинский, Бобчинский и Хлопов. Хлестаков высказывает городничему своё полное удовлетворение от увиденного в городе. Его накормили, прокатили, везде услужили. Он так же интересуется, где можно раскинуть картишками. Но городничий говорит, что карты в руки не брал и не собирается, хотя последняя игра с его участием была вчера.

Явление 6

Появляются дочь и жена городничего. Хозяин дома знакомит с ними Хлестакова. За обедом Хлестаков нагло врёт о своей популярности в Петербурге. И с Пушкиным он на «ты», и сам книгу написал, и управлял департаментом, и каждый день на балах… Эти сказки все слушают с почтением, а после обеда провожают важного гостя на отдых.

Явление 7-8

Теперь все обсуждают Хлестакова. Как он важен, может он даже целый генерал! Супруга и дочка городничего между собой затеяли спор — на кого из них Хлестаков дольше смотрел.

Явление 9

Городничий по собственному дому ходит на цыпочках, боится, что ему достанется за то, что он так напоил важного гостя. Но его жена уверена, что всё обойдётся. И все удивлены, как Хлестаков достиг таких вершин в столь юные года?!

Явление 10

Появляется Осип. Всё накидываются на него с вопросами о Хлестакове.

Действие IV. Взятки, просьбы и прочие радости «важного человека»

Явление 1

Все чины города на цыпочках и при полном параде. Каждый из них готов дать ревизору взятку, вот только как именно это сделать не знает.

Явление 2

Появляется, наконец, Хлестаков. Он заспан и счастлив. Вокруг красивые женщины, принимают его по высшему разряду, что ещё для жизни надо?

Явление 3-7

Первым к Хлестакову входит Аммос Федорович. Он роняет денежные купюры. Хлестаков, заметив это, просит взаймы. Чиновник охотно отдаёт деньги. Далее по одному заходят другие «важные лица» города и все дают «взаймы» лже чиновнику. Последними заходят Бобчинский и Добчинский, у которых Хлестаков уже в открытую вымогает деньги. Они отдают, что у них есть и просят оказать небольшие услуги, подвластные петербургскому ревизору. Хлестаков соглашается.

Явление 8

Оставшись один, Хлестаков пишет письмо приятелю журналисту о том, как его приняли за ревизора. Он просит высмеять чиновников.

Явление 9-11

Осип и Хлестаков решают, что надо бы поскорее убраться из города прочь. Они принимают в доме у городничего всех, кто жаждет встречи с ревизором. Собирают все подношения. Хлестаков обещает помочь во всех просьбах.

Явление 12-14

Хлестаков говорит с дочкой городничего, целует её. Он уверяет девушку в своей любви, встав на колени. Заходит супруга городничего, выгоняет дочь. Теперь Хлестаков на коленях уже перед ней, зовёт замуж, несмотря на то, что дама старше и давно чужая жена. Заходит городничий. Чтобы выкрутиться из ситуации, Хлестаков просит руки его дочери.

Явление 15

Городничий просит Хлестакова не верить тем, кто жаловался ему. Он с огромной радостью благословляет дочь и Хлестакова.

Явление 16

Лошади готовы. Осип и Хлестаков спешат уехать. Напоследок лже ревизор целует ручку Марьи Антоновны, просит ещё в долг у её отца и обещает вскоре вернуться.

Действие V. Обман раскрыт

Та же комната

Явление 1-7

Семейство городничего предвкушает роскошную жизнь в Петербурге. Все поздравляют главу города с «удачным родством». А он журит купцов за жалобы и требует дорогие подарки на свадьбу в качестве «откупных».

Явление 8

Приходит почтмейстер. В его руках открытое письмо. Он сообщает всем, что Хлестаков никакой не ревизор. Письмо зачитывают вслух, в нём Хлестаков во всех красках высмеивает местных чиновников перед дргом-журналистом. Все в ужасе. В качестве виноватых определили Бобчинского и Добчинского, ведь именно они первыми предположили, что ревизор — это Хлестаков.

Явление последнее

Появляется жандарм и сообщает, что только что прибывший в город ревизор из Петербурга требует всех к себе в гостиницу.

Немая сцена…

История создания комедии «Ревизор» и краткие выводы

Комедия Гоголя «Ревизор» высмеивает пороки общества того времени, в котором была написана — начало-середина XIX века. Пьесу потому и ставить долгое время отказывались. Лучше чем сказал сам автор о ней не скажешь: «я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

Комедия с первых дней на сцене расположила к себя зрителя. Многие реплики разлетелись по России крылатыми фразами и встречаются в русской речи по сей день:

  •  «Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!»
  •  «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор»

Н. В.Гоголь. Анализ 5 действия комедии «Ревизор»

1. Н. В.Гоголь.

Анализ
5 действия
комедии
«Ревизор».
http://ku4mina.ucoz.ru/
Хлестаков
уехал.
Но
превращение охватывает
новых лиц. В IV действии
городничий
преображается.
Прочтём
явление 1
действия V.
http://ku4mina.ucoz.ru/
О чём мечтают городничий и Анна Андреевна?
Мечты городничего.
Городничий думает со временем и в
генералы влезть. Он мечтает о голубой
ленте, хотя и знает, что голубую ему
не получить ни в коем случае, а вот
красную — почему не получить?
Почему он хочет стать генералом? Он
сам говорит потом, что, когда генерал
едет, тому немедля дают на станции
лошадей,
тогда
как
другие
«все
дожидаются:
все
эти
титулярные,
капитаны, городничие… Обедаешь гденибудь у губернатора, а там — стой,
городничий!».
http://ku4mina.ucoz.ru/
О чём мечтают городничий и Анна Андреевна?
Мечты Анны Андреевны.
Знакомые будут
графы и все
светские…
Чтобы дом был
первый в столице,
и в комнате было
амбре
(благоухание).
http://ku4mina.ucoz.ru/
Каковы жизненные цели, стремления
городничего?
Поведение городничего напоминает поведение Хлестакова
в минуты вранья. Он в состоянии самодовольства,
успокоения, торжества. Всё происшедшее он воспринимает
как «богатый приз», вполне заслуженный им, его
стараниями и усилиями. Упиваясь новым положением тестя
крупного петербургского чиновника, городничий строит
радужные планы будущего. Он оповещает весь город, что
«выдаёт свою дочь не то, чтобы за какого-нибудь простого
человека, а за такого, что и на свете ещё не было, что
может всё сделать, всё, всё, всё!»
Предложение руки Хлестаковым вплотную приближает к
чиновникам ещё один мираж – образ Петербурга,
вожделенный, манящий. Он становится благодаря мнимому
сватовству почти реальностью.
http://ku4mina.ucoz.ru/
Каковы жизненные цели, стремления
городничего и его жены?
Антон Антонович собирается переехать в Петербург, бросить
городничество и, благодаря связям, «влезть в генералы». Эти
намерения разделяет и Анна Андреевна, которая хочет, чтобы их «дом
был первым в столице» и чтоб в её комнате «такое было амбре», чтоб
нельзя было войти…
Но ведь Антону Антоновичу неплохо жилось городничим? Почему
же так хочется ему стать генералом? Хлестаковщина.
Каким особенным смехом заливается городничий? Торжество
новоявленного генерала, перед которым все трепещут и дрожат:
титулярные, капитаны, городничие… Ведь генералу, одному из самых
высоких чинов российской бюрократической иерархии, никто не
указ.
Вспомните, какой панический страх
пережил только что
городничий, узнав, что купцы жаловались на него, в какой трепет и
унижение поверг его всепробивающий ужас перед властью
«генерала» Хлестакова. А теперь этот страх будет пробирать других
перед НИМ. Заманчиво видеть дрожащих и трепещущих!
http://ku4mina.ucoz.ru/
Явления 2-6 действие V.
Художник П.Боклевский.1951
http://ku4mina.ucoz.ru/
Изменятся ли городничий и его жена, если осуществятся их
мечты?
Городничий не изменится, он станет таким, каким бывал и
каким может быть, когда ему ничто и никто не мешает.
Жена городничего
тоже не изменится:
её мечты
демонстрируют
крайнюю
ограниченность
представлений: «Я не
иначе хочу, чтоб наш
дом был первый в
столице».
http://ku4mina.ucoz.ru/
Что же положено в основу взаимоотношений в
чиновном мире?
ПРАВО УНИЖАТЬ ДРУГИХ. На этом презрении к низшим и
угодничестве перед высшими чинами держалась бюрократическая
машина России. Эта узаконенная государством система создала,
сформировала
психологию
чиновника.
Чин
значил
всё!
Представление о подлинном достоинстве человека было искажено.
Этим чувством презрения, чванством, высокомерием сразу была
охвачена Анна Андреевна, как только представила себя генеральшей:
«Натурально, в Петербурге. Как можно здесь оставаться?»
«Натурально, что за городничество!»
Коробкин: «В следующем году повезу сынка в столицу на пользу
государства, так, сделайте милость, окажите ему вашу протекцию,
место отца заступите сиротке.
Городничий. Я готов стараться.
Анна Андреевна «… да ведь не всякой же мелюзге оказывать
покровительство».
http://ku4mina.ucoz.ru/
Какие стороны характера раскрываются в
городничем в сцене с купцами?
Жестокость, ненависть к людям низшего сословия.
Об этом говорит его речь:
«Что, самоварники, аршинники, жаловаться? Архиплуты,
протобестии, надувайлы морские! Жаловаться? Что? много взяли?»
Приход купцов усиливает волнение грубых страстей городничего:
из животной радости он переходит в животную злобу… Он
пересчитывает Абдулину свои благодеяния, т. е. напоминает случаи,
где они казну вместе обворовывали.
В этой сцене выражен волчий закон мира мошенников. В этом
мире преступном кто вывернется, у того правда и сила. («вот ты
теперь валяешься у моих ног» — с. 402)
http://ku4mina.ucoz.ru/
Как раскрываются
характеры чиновников в
сцене поздравления?
(явление 7)
Злоба,
недоброжелательность и
даже ненависть. Их
недобрые чувства к
городничему, их зависть к
его «удаче» проявляются с
предельной
откровенностью: в форме
то грубой, то несколько
наивной и очень комической.
Художник А.Константиновский.1951
http://ku4mina.ucoz.ru/
Явление 7.
Как меняется настроение супругов?
Если в 1 явлении они только мечтают о жизни в
Петербурге, то в 7 явлении говорят об этом как о деле
решённом. Не напоминают ли в этой сцене кого-то супруги?
(В каждом тень Хлестакова)
Кто помог этому страшному восхождению?
Чиновники с их поздравлениями уверили городничего, что
его фантастическая мечта стала реальностью.
А как меняются гости в этих явлениях?
Сначала шум поздравлений, затем голоса становятся тише,
вопросительнее, как будто они боялся обеспокоить важную
особу. И только злой шёпот реплик в сторону нарушает это
состояние страха. Неискренни поздравления чиновников. Их
истинное отношение к неожиданному счастью городничего
видно в репликах «в сторону». Но упоение славой и
«успехами» не дают городничему заметить это.
http://ku4mina.ucoz.ru/
В комедии не одна, а две развязки.
Первая наступает с приходом
почтмейстера. Он появляется на
сцене как раз в то время, когда
торжество городничего достигает
апогея.
Развязка эта внешне очень
похожа на завязку: похожие
слова, похожая реакция,
похожие интонации.
Чтение письма Хлестакова
разрушает все планы городничего –
явление 8.
http://ku4mina.ucoz.ru/

14. Явление 8

— Какую характеристику даёт
Хлестаков чиновникам города?
— Дополните предложения
Городничий
глуп,
как

.
Почтмейстер тоже … , точь-в –
точь департаментский …, должно
быть, также, …, … …
Надзиратель за богоугодным
заведением
Земляника

совершенная … … . Смотритель
училищ протухнул … . Судья Ляпкин
– Тяпкин в … моветон (человек
дурного тона).
http://ku4mina.ucoz.ru/
Какие чувства испытывает
городничий и чиновники?
Для городничего правда
оказалась особенно горькой.
Другие чиновники не только
огорчены, но и рады. Ведь
обманутым в первую очередь
оказался городничий.
Чиновники злорадствуют,
имея давнюю вражду с
городничим.
Заключительная сцена. Художник А.Константиновский.1951
http://ku4mina.ucoz.ru/
Предвидят ли чиновники
возможные последствия
обмана?
В первый момент чиновники не
способны до конца осознать
случившееся.
Немая сцена. Неизвестный художник. 1830
http://ku4mina.ucoz.ru/
Немая сцена
Почему
так
поражены
чиновники с прибытием
настоящего ревизора?
С прибытием настоящего
ревизора всем чиновникам снова
предстоит испытать страх,
волнение, борьбу, столкновение
интересов и самолюбий,
ожидание разоблачения.
Оттого-то они так поражены.
Немая сцена. Неизвестный художник. 1830
http://ku4mina.ucoz.ru/
Почему так важно было для выражения смысла
всей пьесы передать всеобщее мгновенное
«окаменение» в немой сцене?
Весть о приезде «по именному повелению из Петербурга»
чиновника сваливается на головы всех ещё более неожиданно,
нежели письмо Хлестакова к Тряпичкину. Чиновники ещё не успели
оправиться от своей ошибки.
Городничий весь во власти отчаяния: всё рухнуло, и теперь какойто бумагомарака выставит его на всеобщее посмешище. «Ничего не
вижу. Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц…» — кричит
городничий. А «свиные рыла» тоже опомниться не могут. Ещё не
излит до конца гнев на Добчинского и Бобчинского, и вдруг
сообщение о настоящем ревизоре. Это уже катастрофа.
А почему городничий с такой злобой обрушивается на писак?
Боится не столько того, что раскроются его грешки и махинации, которыми он
даже гордится, сколько позора: ведь он сам оказался обманутым. Вот мораль
чиновников: обмануть ловко – доблесть, быть обманутым – нестерпимое
оскорбление.
http://ku4mina.ucoz.ru/
«Чему смеётесь? Над собою смеётесь! Эх, вы!»
В немой сцене обнажается сущность каждого героя. Круг
действующих лиц в конце пьесы расширяется до предела. К
Городничему собралось множество народа. И вот всех их
поразила страшная весть о прибытии настоящего ревизора.
Немая сцена представляет графически верхушку пирамиды
города. Удар пришёлся по её высшей точке и, теряя несколько в
своей силе, распространился на более низкие «слои пирамиды».
Вообще, среди гостей, стремящихся (в немой позе) «заглянуть
в лицо Городничего», наверняка находились и такие, которым
лично бояться было нечего, но и они застыли при страшном
известии.
Вполне возможно, что немой сценой и окаменением Гоголь
хотел подвести к идее возмездия, торжества государственной
справедливости.
Всех оковал страх. Печать нового, высшего страха легла на
физиономии и позы каждого персонажа, независимо от того, был
ли он отягощён личной «виной».
http://ku4mina.ucoz.ru/
Смысл Немой Сцены
Смысл немой сцены в комедии «Ревизор» заключается в том, что автор
оставляет героев произведения в самый страшный для них момент: момент
истины.
Страх, который герои испытывали, когда только узнали о приезде ревизора,
кажется ничтожно малым по сравнению с тем, что они испытывают во время
немой сцены. Чиновники понимают, что все это время они угождали
совершенно другому человеку, а настоящий ревизор видел все нарушения в их
службе. Герои понимали, что всё то, что увидел инкогнито, не должно было
попасться на глаза высокопоставленного человека, от которого зависит их
социальное положение. Чиновники боятся того, что скажет им ревизор, и страх
их оправдан.
Помимо страха все испытывают разочарование в том, что всё это время они
льстили Хлестакову, хотя он этого совершенно не заслуживал. Чиновники
понимают, что те деньги, которые они дали взяткой главному герою, не
вернутся к ним. Они сожалеют, что были настолько глупыми и наивными, что
не смогли разглядеть в Хлестакове вруна.
А Анна Андреевна и Марья Антоновна понимают, что согласились на
замужество с пройдохой и пустым человеком, который на самом деле ничего из
себя не представляет.
http://ku4mina.ucoz.ru/
Что произойдет в городе сейчас?
С приездом настоящего ревизора?
Представим, что прибывший ревизор – честный человек и
сумеет заметить следы злоупотреблений, несмотря на что что они
были тщательно заметены из страха перед Хлестаковым.
Опыт обмана ревизующих, как мы видели, достаточно велик у
чиновников. Обыватели города смертельно напуганы и вряд ли
посмеют жаловаться 2-й раз. Если же чиновники будут
разоблачены, кем же можно заменить их? Разве что сделать
Добчинского почтмейстером, а Бобчинского попечителем… но это
ещё более карикатурный вариант власти.
Может быть, пришлют честных людей из столицы? Но в том
Петербурге, который показан Гоголем и характерным
представителем которого является Хлестаков, вряд ли такие
найдутся.
Нет путей к спасению. Н.В. Гоголь создал картину жестокой
правды.
http://ku4mina.ucoz.ru/
Вспомним эпиграф к комедии
Вспоминаем, какую высокую гражданскую
цель поставил Гоголь, создавая комедию?
Собрать всё дурное и за одним разом над всем
посмеяться.
Итак, комедия не клевета, а зеркало. Не
пеняйте на него, не упрекайте его в искажении, а
присмотритесь к его отражению. Эпиграф звучит
резко и смело.
Что даёт эта комедия современному зрителю, читателю, помимо того, что мы
узнаём, как это было?
Нет ли в нас самих, вокруг нас каких-то черт Хлестаковых, гоголевских дам,
городничего, Земляники, Ляпкина-Тяпкина, Держиморды, Бобчинского и Добчинского?
И у нас есть люди, любящие «срывать цветы удовольствия», то есть легко получать
жизненные блага, не платя за них трудом; и у нас есть пустозвоны и бахвалы, любители
приврать, любители тёплых местечек, ловкачи и взяточники. Эти порочные явления
противоречат морали.
Весёлое и суровое слово Н.В. Гоголя борется за высокое призвание человека, за умную,
честную, достойную жизнь.
http://ku4mina.ucoz.ru/

23. Учимся понимать текст

Композиционный план комедии.
Завязка.
Известие о приезде ревизора.
Развитие действия.
1.Распоряжения Городничего
чиновникам. Новость из гостиницы.
2. Визит Городничего в гостиницу.
3. Осмотр Хлестаковым богоугодных заведений.
Хлестаков в доме Городничего.
4. Парад чиновников и жалобщиков.
5. Сватовство Хлестакова.
http://ku4mina.ucoz.ru/

24. Учимся понимать текст

Композиционный план комедии.
Кульминация.
Враньё Хлестакова и
торжество Городничего.
Развязка.
Письмо Хлестакова
Тряпичкину.
Известие о приезде
настоящего ревизора.
http://ku4mina.ucoz.ru/
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Ответьте на вопросы по 5 действию:
1. О чем мечтают Городничий и Анна
Андреевна в явл.1 д.5.?
2.
Как
отнеслись
окружающие
к
«свалившемуся на городничего счастью»?
3. Что прочёл почтмейстер в письме
Хлестакова? (опишите кратко)
4. На кого хотел бы свалить всю вину за
произошедшее Городничий и его свита?
5. В чём смысл Немой Сцены?
6. Жаль ли вам кого-нибудь и почему?
http://ku4mina.ucoz.ru/

Конспект урока литературы на тему «Анализ 2 действия комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя» (8 класс)

Корона Елена Рэмовна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №20 г. Твери

 «Анализ 2 действия комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя». Урок литературы в 8 классе

Цели:

·        обучение навыкам анализа пьесы, составления аналитической таблицы;

·        дать представление о характере Хлестакова, подвести к пониманию понятия «хлестаковщина»;

·        понять обстоятельства, приведшие чиновников к их роковой ошибке;

·        продолжить работу по развитию речи учащихся;

·        отработать навыки выразительного чтения текста по ролям.

 

Методы и приёмы: аналитическая беседа, объяснение учителя, выразительное чтение пьесы, составление таблицы.

 

Домашнее задание к уроку:

 

Ход урока.

1. Обсуждение заполненной дома таблицы. Исправление неудачных вариантов. Приведение к такому виду:

 

2. Чтение и анализ 2 действия комедии.

Вопросы для анализа 2 действия комедии «Ревизор».

Монолог Осипа (д.2 я.I) стр. 232 – 234)

1)    Какой чин у его барина?

2)    Куда они едут? Откуда?

3)    Почему Осип сидит голодный?

4)    Почему они с хозяином уже больше месяца едут и все не могут доехать?

5)    Как ведет себя его хозяин во время поездки?

6)    Что рассказал Осип о жизни своего барина в Петербурге?

a)     На какие деньги они живут?

b)    Почему часто голодают?

c)     Как его барин поправляет свое финансовое положение?

d)    Как его барин относится к своим служебным обязанностям?

7)    О каком наказании своему барину мечтает Осип?

Монолог Хлестакова (д.2 я. III)

1)    Как Хлестаков объясняет отсутствие денег?

2)    Жалеет ли он о содеянном?

Монолог Хлестакова (д.2 я.V)

1)    Как представляет себе Хлестаков приезд домой?

2)    Чем он хочет произвести впечатление?

3)    Почему он хочет казаться не тем, кто есть на самом деле, а кем-то другим? Кем?

Диалог Хлестакова и городничего (д.2 я. VIII)

1)    На чем основан комизм этой сцены?

2)    Почему кричит Хлестаков и стучит кулаком?

3)    Почему дрожит и умоляет о пощаде городничий при упоминании о министре?

4)    Каждый в реплике другого слышит лишь то, чего боится. Чего боится городничий? Хлестаков?

5)    В чем комизм момента с деньгами? (в основе комического лежит несоответствие) Почему после вручения денег оба успокаиваются?

6)    Почему в дальнейшей беседе (я. IX, X) городничий продолжает не верить искреннему рассказу Хлестакова о себе? Почему Хлестаков говорит правду о себе?

7)    С какой целью городничий приглашает Хлестакова к себе пожить?

8)    Почему Хлестаков соглашается? Процитируйте (стр.242)

3.Домашнее задание.

1)    Прочитать 3 действие.

2)    Подготовить выразительное чтение по ролям сцены вранья Хлестакова (я.5-6). Определить, где герой лжёт, а где говорит правду.

 

 

Литература:

 

1.     Беленький Г.И..  Литература в 8 классе. М.: Просвещение. 1993.

2.     Докусов А.М.  Маранцман В.Г. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» в школьном изучении. Л.: Просвящение. 1997.

3.     Золотарёва  И.В., Уроки литературы в 8 классе. Поурочные планы. М.: ВАКО, 2001.

4.     Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 256 с.

5.     Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной. Ч. I, II / авт.-сост. С. Б. Шадрина.- Изд. 2-е, испр. и доп. – Волгоград: Учитель, 2010.

 

 

 

 

После приезда настоящего ревизора 6 действие по комедии Ревизор (Гоголь Н. В.) 👍

Явление 1.

Те же, в гостиной.

Заходит жандарм.

Жандарм. По велению государеву к нам явился ревизор из Санкт-Петербурга. Он ожидает визита Городничего к нему в гостиницу.

Все замерли в окаменении, будто их поразила молния. Вздохи и рыдания исходят из дамских уст.

Городничий. Конец, теперь точно конец. Что делать то будем?

Лука Лукич(подняв руки к небу).

Ну за что нам такое испытание? Господи!

Аммос Федорович(поднимая *””?Землянику?””*) Ничего родненький, справимся, все будет хорошо.

Артемий Филиппович. За

что же такое несчастье? Где эти 2 обалдуя, которые шум подняли, перепутав этого мошенника с ревизором?

Бобчинский и Добчинский (падают на колени). Смилуйтесь! Не специально же мы так сделали!

Ну не знали мы кто точно был он!

Жандарм. Что прикажете сказать чиновнику?

Городничий. Скажем ему, что я уже выхожу к его сиятельству!

Жандарм выходит.

Городничий(вздыхая). Ну что господа, готовьтесь к худшему.(берет шляпу и уходит)

Явление 2.

Ревизор сидит в номере гостиной. Стучится Городничий.

Городничий(стучится). Ваше сиятельство, можно войти?

Ревизор. Да, я вас уже давно жду. Присаживайтесь,

мне нужно с вами поговорить.

Городничий (садится). Хорошо.

Ревизор. Вы что испуганный какой-то? расслабьтесь я же не съем вас.

Городничий(принимая расслабленный вид) Все хорошо, я себя отлично чувствую. не беспокойтесь ваше высокоблагородие.

Ревизор. Отлично. Надеюсь вам лучше.

Итак, я хотел бы с вами поговорить об вашем в городе.

Городничий(волнуясь). Что вас тут так интересует?

Ревизор. Мне нужно совершить прогулку по всем вашим заведениям, чтобы оценить ситуацию.

Городничий(заикаясь). Х. хорошо, когда вам будет угодно?

Ревизор(вставая). Я бы хотел отдохнуть после поездки, так что давайте завтра?

Городничий(резко встает). Конечно-конечно, как вам будет угодно. Распорядиться вам что-нибудь принести?

Ревизор. Да, велите подать мне завтра, а то уже с вечера ничего во рту не было.

Городничий(уходя). Все будет исполнено ваше сиятельство. А к какому часу к вам зайти?

Ревизор.(ложась на кровать). Жду вас к полудню.

Городничий(закрывая дверь). Буду ровно в полдень.

Явление 3.

Комната в доме городничего.

Городничий, смотритель училищ, судья, попечитель богоугодных заведений.

Городничий. Все не так плохо, как я думал, господа. Мы еще можем все…

Аммос Федорович (перебивая). Что мы можем? Да говорите вы уже, ожидание хуже смерти!

Городничий. Не перебивайте, Аммос Федорович, ей богу не перебивайте! Ревизор прибыл сегодня утром, так что он ничего не знает. Главное не подавать виду и вести себя спокойно.

Человек он неплохой.

Аммос Федорович(молясь). Боже прости нас грешных! Может мы сможем все исправить?

Артемий Филиппович. Неужели Бог смилостивился? Это же прекрасно!

Лука Лукич. Новость хорошая, но нам нужен план. Он у вас есть, Петр Иванович?

Городничий. Да, есть.

Артемий Филиппович. Какой план?

Городничий. Он таков: Завтра в полдень ревизор начнет обход всех заведений, вы должны все привести в порядок! Одна ошибка может стоить нам головы!

Я постараюсь его уговорить начать обход со школ, потому что они у нас более-менее еще.

Лука Лукич(выбегая). Я побегу предупредить всех и приготовиться.

Городничий. Хорошо. Потом он должен будет пойти в уездный суд.

Аммос Федорович, вы понимаете, что на вас лежит большая ноша, вы отвечаете за всех!

Аммос Федорович. За меня не волнуйтесь, все будет идеально.

Городничий(потирая руки). Отлично, такой настрой мне нравится, можете начинать приготовления.

Аммос Федорович выходит

Городничий. Ну и наконец больницы.

Артемий Федорович. Я отнесусь к этому с большой сурьезностью, можете на меня рассчитывать.

Городничий. Отлично, тогда до завтрашнего дня.

Явление 4.

Комната ревизора.

Ревизор и городничий

Городничий(стучась). Вы готовы, сударь?

Ревизор(вставая). Да, я уже собирался выходить.

Городничий. Отлично. Я предлагаю начать с учебного заведения – школы.

Ревизор. Очень признателен вам, но я хотел бы сначала посетить ваш уездный суд.

Городничий(вздыхая). Как скажите, ваше сиятельство. Пройдемте за мной.

Ревизор(одевая шляпу). Ну вот и отлично.

Приезжают в уездный суд. Кругом суматоха.

Городничий. У нас очень хороший судья, господин ревизор. Он общительный, добрый и никогда не откажет в любой просьбе.

Ревизор(показывая на дерущегося Тяпкина-Ляпкина). Вот ваш судья?

Городничий(дрожа). Кхм.. Да, это он.

Ревизор(записывая что-то в книжке). Гм… Думаю я здесь увидел достаточно, проводите меня к богоугодному заведению.

Городничий(скрывая свою панику). Хорошо…

В больнице.

Артемий Филиппович(протягивая руку). О, ваше сиятельство! Рад, что вы нас посетили.

Городничий(успокаиваясь). Знакомьтесь, это наш попечитель богоугодных заведений.

Ревизор(пожимая руку). Рад знакомству.

Артемий Филиппович(спохватившись). Что же мы стоим в дверях? Пройдемте за мной, сударь.

Ревизор(осматривая помещения). Хорошо.

Артемий Филиппович. В этом месте у нас находятся палаты для больных.

Ревизор. Комнаты у вас хорошие и постели чистые. Вы не против, есть я поговорю с одним из больных?

Артемий Филиппович(отходя в сторону). Конечно нет, вот, пожалуйста.

Пациент. О! Это видно господин ревизор, тут про вас все уши прожужжали.

Ревизор(удивляясь). Да, это я. Как вас тут кормят, как с вами обращаются?

Пациент(кашляя). Да кормить только сегодня и начали нормально, а то дают не пойми что. И еще…

Городничий нервно ходит по комнате и кашляет.

Артемий Филиппович (перебивая и отводя в сторону ревизора). Пройдемте дальше. У него сотрясение головы, бредит иногда…

Ревизор(записывая что-то в книжку). Думаю, я тут уже все посмотрел. До свидания.

Городничий(говорит шепотом Артемию Филипповичу). Вели высечь этого балбеса.

В школе.

Ревизор(протягивая руку). Здравствуйте, ждали нас?

Лука Лукич(пожимая руку). Ах, здравствуйте! Не ожидали, право.

Городничий. Знакомьтесь, это наш смотреть училищ – Лука Лукич.

Лука Лукич(открывая дверь). А что мы стоим-то, проходите, осматривайте все. Вот это наш класс в нем…

Один из учителей(прижав одного из учеников за горло к стулу). Вот так и победил Геркулес злого змея!

Лука Лукич(быстро закрывая дверь). Не обращайте внимания, просто очень он уж любит историю…

Ревизор(что-то нервно чиркает в записной книжке и направляется к выходу). Хватит, довольно! Я все понял.

Городничий. Постойте, куда же вы. Позво…

Ревизор(перебивая). Прощайте!

Ревизор уходит.

Явление 5.

Комната городничего.

Городничий, попечитель богоугодных заведений, смотритель училищ, судья.

Городничий(нервно дергая руками). Все, теперь точно конец. Сейчас привезут указ и посадят нас в тюрьму!

Отовсюду слышны вздохи и мольбы.

Входит Жандарм.

Жандарм(передавай письмо). Его сиятельство передает вам письмо.

Городничий(вздрагивая и выдергивая из рук жандарма письмо). Какое еще письмо?

Жандарм(отдавая его). Вот сами смотрите.

Городничий(разрывает конверт и читает). “По велению государеву я вправе ссылать в Сибири любого, кто не дает нормально жития мирным людям. И пришло время мне воспользоваться этим преимущество (закашлял). Поэтому приказываю вам всем собирать вещи и выходить на улицу к карете, дабы вас доставили на каторгу”

Городничий падает в обморок.

Занавес.

Урок 33 «РЕВИЗОР»: ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЯ. ХЛЕСТАКОВ И «МИРАЖНАЯ ИНТРИГА» (Ю. МАНН) | Поурочные планы по русской литературе 8 класс

Урок 33 «РЕВИЗОР»: ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЯ. ХЛЕСТАКОВ И «МИРАЖНАЯ ИНТРИГА» (Ю. МАНН)