КОСЫГИНА РЕФОРМА 1965 • Большая российская энциклопедия
Авторы: Я. Н. Дубенецкий, В. В. Ивантер
КОСЫ́ГИНА РЕФО́РМА 1965, совокупность мер, направленных на повышение эффективности экономики. Осуществлялась по инициативе и под рук. пред. СМ СССР А. Н. Косыгина. В разработке реформы участвовали Н. К. Байбаков, А. В. Бачурин, Л. И. Абалкин, А. И. Анчишкин, Л. М. Гатовский, Р. А. Белоусов, В. С. Немчинов, Л. В. Канторович, С. С. Шаталин и др.
Осн. цели и направления реформы были сформулированы в решениях Пленума ЦК КПСС (сент. 1965), постановлении ЦК КПСС и СМ СССР «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» от 4.10.1965 и в утверждённом тогда же СМ СССР «Положении о социалистическом государственном предприятии». Гос. комитеты по отраслям пром-сти и совнархозы были упразднены, вместо них образованы общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства. Территориальный принцип в организации материально-технич. снабжения был сохранён. Предполагались существенное расширение самостоятельности и прав предприятий, переход к стимулированию их деятельности в зависимости от показателей не только количественного, но и качественного, экономически эффективного роста, что должно было внести в экономич. организацию элементы состязательности ради достижения лучших результатов и даже определённой конкуренции. В качестве гл. показателя эффективности работы предприятия вводился показатель объёма реализованной продукции (вместо объёма валовой продукции) и прибыли, что, как ожидалось, должно было способствовать учёту спроса населения и производств. потребителей на разнообразную, современную и качественную продукцию. Предусматривалось сокращение числа обязат. плановых показателей.
Реформой предполагалось образование фондов экономического стимулирования предприятий (материального поощрения; социально-культурных мероприятий и жилищного строительства; развития произ-ва) в зависимости от темпов роста реализации продукции и уровня расчётной рентабельности (отношение расчётной прибыли, образуемой при вычете из общей прибыли платы за основные и оборотные средства, к среднегодовому размеру этих средств) по нормативам, установленным для групп предприятий, близких по своим производственно-технологич. и экономич. характеристикам. Фонды поощрения на предприятиях планировалось формировать в значит. мере за счёт дополнит. обязательств по увеличению объёмов произ-ва и прибыли, в т. ч. за счёт сокращения издержек произ-ва, снижения численности работающих, самостоят. реализации на сторону излишних основных фондов. Реформа системы оптовых цен должна была выправить многочисл. сложившиеся ещё в период социалистич. индустриализации деформации в ценах, тем самым обеспечить нормально работающим предприятиям возмещение их затрат и формирование достаточной прибыли. Впоследствии реформа цен была дополнена реформой амортизационной политики и практики, с учётом важности политики амортизирования как для ценообразования, так и для стимулирования технич. прогресса.
Первоначально реформа в осн. своих направлениях была достаточно активно и с одобрением воспринята как хозяйственниками, так и всей экономич. общественностью, внеся значит. оживление в науч. мысль и практику. Она способствовала вскрытию и использованию внутр. резервов предприятий (при прежней хозяйств. системе в этом не были заинтересованы ни руководители, ни коллективы). К 1970 на новые условия работы перешло св. 90% предприятий ведущих отраслей пром-сти, а также 40% совхозов. Пятилетка реформы, по данным офиц. статистики, стала лучшей из всех пятилеток: объём пром. произ-ва вырос на 50%, производительность труда – на 39%, среднегодовые темпы прироста нац. дохода составили 7,7%. Однако вскоре выявились внутр. несовершенства, противоречия реформы, не предвиденные её авторами. Отраслевая система управления через министерства, главки, объединения (которых со временем становилось всё больше) искусственно разрывала единую народно-хозяйственную систему, не позволяя осуществлять программно-целевое управление ресурсами и тем самым выхолащивая одно из гл. преимуществ плановой экономики – концентрацию ресурсов на решающих направлениях. Кроме того, в отраслевой системе управления зачастую игнорировались территориальные проблемы, не обеспечивалось рациональное сочетание отраслевого и территориального аспектов управления экономикой. Капиталовложения и материальные ресурсы распределялись в большинстве случаев уравнительно, что приводило к распылению сил и средств, их длительному омертвлению, многочисл. долгостроям, срывало планы технич. перевооружения предприятий и отраслей, несмотря на крупные закупки совр. оборудования за рубежом.
Практика реформы вскрыла её глубинные проблемы, состоявшие в попытке соединить противоречивые, взаимоисключающие элементы рыночной и адм. системы организации экономики. Не оказались жизнеспособными и системы стимулирования по групповым нормативам, т. к. в реальной экономич. жизни предприятия различались по множеству производств., технологич., экономич., географич. и многих др. признаков. Реформа в её центр. звене, в хозяйств. механизме на уровне предприятия, не преодолела гл. проблемы планово-командной организации экономики – отторжения ею технич. прогресса. При фактич. отсутствии рынка и его атрибутов (конкуренции, перелива капитала и пр.) и господстве командных начал фонды развития средств произ-ва не смогли стать ресурсом и механизмом технологич. модернизации, а показатели прибыли и реализации продукции – сыграть решающую роль в повышении эффективности произ-ва. Цены, утверждаемые разветвлённой системой бюрократич. структур, при отсутствии подлинно рыночных механизмов их формирования также не могли стать ориентирами и регуляторами хозяйств. деятельности и (наряду с др. компонентами реформы) не могли предотвратить постепенной экономич. стагнации. Прежде всего по этим причинам, а также из-за противодействия парт.-гос. номенклатуры, не видевшей своего места в реформируемой экономич. системе, уже через 3–4 года эффективность К. р. стала снижаться и вскоре реформа была свёрнута, за исключением отдельных, в сущности формальных, элементов (сохранение фондов поощрения, платы за фонды и др. ).
Советская экономическая модель и «косыгинская» реформа 1965 г. в оценке западной советологии Группа компаний ИНФРА-М — Эдиторум
Отправить рукопись
Цитировать
Цитирований:
- Информация
- Аннотация
- Текст
- Литература
СОВЕТСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И «КОСЫГИНСКАЯ» РЕФОРМА 1965 Г. В ОЦЕНКЕ ЗАПАДНОЙ СОВЕТОЛОГИИ
Журнал: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. ВЕСТНИК ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 5 № 1 , 2015
Рубрики: ИСТОРИЯ
Лаптева Елена Васильевна
Информация об авторах и публикации
Авторы:
Тип:
Статья
DOI:
https://doi. org/10.12737/10499
Страницы:
с 37 по 41
Статус:
Опубликован
Получено:
02.04.2015
Одобрено:
24.03.2017
Опубликовано:
17.03.2015
Язык материала:
русский
Ключевые слова:
директива, командно-административная модель, концепция, план, решение, советология, теория, управление, экономическая реформа.
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена отображению советской экономической модели и экономической реформы 1965 г. в западной,
в частности, англо-американской советологии. Автор кратко останавливается на основном содержании советской
экономической реформы 1965 г., ее судьбе и поясняет, почему этот отрезок советской экономической истории вызвал
пристальный интерес западных исследователей.
Описывая исследования западных ученых, автор акцентирует внимание читателей на том, что реальная статистика
советской экономики, цифры и события были закрыты как для западного исследователя, так и для рядового советского
жителя. В основном, к работам западных исследователей-русистов относились как к намеренной фальсификации.
Не все работы западных специалистов были равнозначными. Наиболее реалистичная картина, отображающая процессы
и факты советской послевоенной экономики, представлена в работах эмигрантов из СССР — экономистов И. Бирмана
и А. Каценеленбогена Их выводы, изложенные в научных трудах, могли быть озвучены в советской научной литературе
лишь под грифом «критика буржуазных теорий».
Указывается, что анализ советской экономики был произведен западной советологией в основном с позиций
компаративизма. Выдвигались следующие теории: «неудачного соединения» (Я. Корнаи), «административной экономики»
(Р. Кембелл) и др.
В статье делается акцент на работах А.
Ключевые слова:
директива, командно-административная модель, концепция, план, решение, советология, теория,
управление, экономическая реформа.
Советской экономической реформе 1965 г., получившей название Косыгинской, в 2015 г. исполняется 50 лет. За прошедшие полвека историкам представилась возможность неоднократно оценить это масштабное явление, его замысел, содержание и последствия. Обратимся к фактам и исторической оценке.
Впервые основные идеи реформы были обнародованы в статье профессора Харьковского инженерно-экономического института и Харьковского государственного университета Е.
Экономическая реформа 1960-х гг. была призвана возродить материальный интерес к производству, прежде всего в сельском хозяйстве. Были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, установлен твердый план и надбавки за его перевыполнение, увеличены капиталовложения в деревню. Реформировано управление промышленностью, введены меры экономического стимулирования (пленумы ЦК КПСС 1965 г.) — хозрасчет, отраслевое управление, увеличение местной инициативы и т.д. Полученные средства предполагалось использовать в строительстве новых промышленных предприятий, жилищном строительстве и вложениях в деревню.
Но уже в 1970-е гг.начинается спад. Реформа была потихоньку свернута, консервативная верхушка руководства покончила с остатками хозяйственной самостоятельности. О содержании реформы, ходе ее реализации, цифрах и результатах написано много, и можно продолжать исследование этого масштабного историко-экономического события в разных ракурсах достаточно долго.
Характерно, что в ходе проведения экономической реформы 1965 г. в СССР оживился интерес западных советологов к советской экономической модели. В 1960–1970 гг. появляются многие работы английских и американских авторов, которые, анализируя советскую действительность, на основании этого анализа создают новые теории, выдвигают собственные модели советской экономики [1]. Кроме того, в этот период появилось немало работ, посвященных конкретным фактам развития экономики СССР [2].
Список литературы
1. Abram B., Erlich A., Levine H.S., Nutter G.W., Welhsz S., Roberts H.L. Soviet Economic Performance and Reform: Some Problems of Analysis and Prognosis // Slavic Review, 1966. Vol. 25. № 2. P. 222–246.
2. Katsenelinboigen A. Conflicting Trends in Soviet Economics in the Post-Stalin Era // Russian Review, 1976. Vol. 35. № 4. P. 373–399.
3. Кудров В.М. Крах советской модели экономики. М.: Московский общественный научный фонд, 2000. 223 с.
4. Хавина С.А. Критика буржуазных взглядов на закономерности социалистического хозяйствования. М., 1968.
5. Kornai I. The Socialist System: The Political Economy of Socialism, Oxford, 1992. P. 672.
6. Gershenkron A. Economic Backwardness in Historical Perspeсtives. Princeton, 1961. P. 278.
7. Ellman M. The Fundamental Problem of Socialist Planning // Oxford Economic Papers. 1978. Vol. 30. № 2. P. 152–159.
8. Bergson A. The Economics of Soviet Planning. New Haven FF, 1964. P. 411.
9. Nutter W. Growth of Industrial Production in the Soviet Union. Princeton, 1962. P. xxvii, 706.
10. Bergson A. Planning and Performance in Socialist Economies. Boston, 1989. P. 304.
Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
- ГОСТ
- MLA
- APA
- Chicago
- WIKI
- Электронная ссылка
- Печатная ссылка
Лаптева Е. В. Советская экономическая модель и «косыгинская» реформа 1965 г. в оценке западной советологии // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2015. №. 1. С. 37-41. DOI: https://doi.org/10.12737/10499 (дата обращения: 09.02.2023).
Лаптева Е. В. Советская экономическая модель и «косыгинская» реформа 1965 г. в оценке западной советологии // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2015. №. 1. С. 37-41. DOI: https://doi.org/10.12737/10499
- Электронная ссылка
- Печатная ссылка
Лаптева Е. В. «Советская экономическая модель и «косыгинская» реформа 1965 г. в оценке западной советологии» Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета 1 (2015): 37-41. DOI: https://doi.org/10.12737/10499 (дата обращения: 09.02.2023).
Лаптева Е. В. «Советская экономическая модель и «косыгинская» реформа 1965 г. в оценке западной советологии» Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета 1 (2015): 37-41. DOI: https://doi.org/10.12737/10499 Print.
- Электронная ссылка
- Печатная ссылка
Лаптева Е. В. (2015). Советская экономическая модель и «косыгинская» реформа 1965 г. в оценке западной советологии. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. (1), 37-41. DOI: https://doi.org/10.12737/10499 Получено из (дата обращения: 09.02.2023)
Лаптева Е. В. (2015). Советская экономическая модель и «косыгинская» реформа 1965 г. в оценке западной советологии. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. (1), 37-41. DOI: https://doi.org/10.12737/10499
- Электронная ссылка
- Печатная ссылка
Лаптева Е. В. «Советская экономическая модель и «косыгинская» реформа 1965 г. в оценке западной советологии». Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета, 2015 (1): 37-41. DOI: https://doi.org/10.12737/10499 (дата обращения: 09.02.2023).
Лаптева Е. В. «Советская экономическая модель и «косыгинская» реформа 1965 г. в оценке западной советологии». Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета, 2015 (1): 37-41. DOI: https://doi.org/10.12737/10499
- Электронная ссылка
- Печатная ссылка
{{cite web |url=https://naukaru. ru/ru/nauka/article/5369/view|title=Лаптева Е. В. Советская экономическая модель и «косыгинская» реформа 1965 г. в оценке западной советологии // Советская экономическая модель и «косыгинская» реформа 1965 г. в оценке западной советологии. Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М». 2015. (дата обращения: 09.02.2023).}}
{{статья|автор=Лаптева Е. В.|заглавие= Советская экономическая модель и «косыгинская» реформа 1965 г. в оценке западной советологии |издание= Советская экономическая модель и «косыгинская» реформа 1965 г. в оценке западной советологии |год=2015}}
Отправить рукопись
Цитировать
Цитирований:
Crossref :
Вы уверены, что хотите удалить ?
Логин
Пароль
Расширенный поиск: CQR
Для поиска полной фразы заключите ее в кавычки. Используйте операторы поиска, чтобы сузить поиск: и, или, не, *, w/#.
Советы по поиску
Поиск: Ключевое слово/весь текст Только заголовки отчетов Только темы
Диапазон дат: AnytimeOnSinceBeforeBetweenMonthMonth январь февраль Маршировать апрель Может Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь ноябрь Декабрь ДеньДень 1 2 3 4 5 6 7 8 910 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 ГодГод 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 г. 2008 г. 2007 г. 2006 г. 2005 г. 2004 г. 2003 г. 2002 г. 2001 г. 2000 г. 1999 г. 1998 г. 1997 г. 1996 г. 1995 г. 1994 г. 1993 г. 1992 г. 1991 г. 1990 г. 1989 г. 1988 г. 1987 г. 1986 г. 1985 г. 1984 г. 1983 г. 1982 г. 1981 г. 1980 г. 1979 г. 1978 г. 1977 г. 1976 г. 1975 г. 1974 г. 1973 г. 1972 г. 1971 г. 1970 г. 1969 г. 1968 г. 1967 г. 1966 г. 1965 г. 1964 г. 1963 г. 1962 г. 1961 г. 1960 г. 1959 г. 1958 г. 1957 г. 1956 г. 1955 г. 1954 г. 1953 г. 1952 г. 1951 г. 1950 г. 1949 г. 1948 г. 1947 г. 1946 г. 1945 г. 1944 г. 1943 г. 1942 г. 1941 г. 1940 г. 1939 г. 1938 1937 г. 1936 г. 1935 г. 1934 г. 1933 г. 1932 г. 1931 г. 1930 г. 1929 г. 1928 г. 1927 г. 1926 г. 1925 г. 1924 г. 1923 г. и МесяцМесяц январь февраль Маршировать апрель Может Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь ноябрь Декабрь ДеньДень 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 ГодГод 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 г. 2008 г. 2007 г. 2006 г. 2005 г. 2004 г. 2003 г. 2002 г. 2001 г. 2000 г. 1999 г. 1998 г. 1997 г. 1996 г. 1995 г. 1994 г. 1993 г. 1992 г. 1991 г. 1990 г. 1989 г. 1988 г. 1987 г. 1986 г. 1985 г. 1984 г. 1983 г. 1982 г. 1981 1980 г. 1979 г. 1978 г. 1977 г. 1976 г. 1975 г. 1974 г. 1973 г. 1972 г. 1971 г. 1970 г. 1969 г. 1968 г. 1967 г. 1966 г. 1965 г. 1964 г. 1963 г. 1962 г. 1961 г. 1960 г. 1959 г. 1958 г. 1957 г. 1956 г. 1955 г. 1954 г. 1953 г. 1952 г. 1951 г. 1950 г. 1949 г. 1948 г. 1947 г. 1946 г. 1945 г. 1944 г. 1943 г. 1942 г. 1941 г. 1940 г. 1939 г. 1938 г. 1937 г. 1936 г. 1935 г. 1934 г. 1933 г. 1932 г. 1931 г. 1930 г. 1929 г. 1928 г. 1927 г. 1926 г. 1925 г. 1924 г. 1923 г.
Тема:
AnyСельское хозяйствоИскусство, культура и спортБизнес и экономикаОборона и национальная безопасностьОбразованиеЗанятость и труд ЭнергетикаОкружающая среда, климат и природные ресурсыГосударственный бюджет и налогиГосударственные функцииЗдоровьеЖилище и развитиеПрава человекаМеждународные отношенияМеждународная торговля и развитиеПраво и правосудиеСМИЛичные и семейные отношенияРелигияНаука и технологииОбщественные движенияСоциальные услуги и инвалидыТранспортСША. КонгрессСША президент США Верховный суд и судебная системаВойны и конфликты
Поиск только в определенных разделах отчета:
(Обратите внимание, что отчеты до 1991 года могут не содержать этих разделов.)
- Introduction
- Overview
- Background
- Current Situation
- Outlook
- Pro/Con
- Discussion Questions
- Chronology
- Short Features
- Bibliography
- Следующий шаг
- Контакты
- Сноски
- Обновление
Сортировать результаты по: релевантность дата в алфавитном порядке по названию
результатов на странице: 102550
Россия Содержание Режим, пришедший после Хрущева, занял куда более консервативную подход к большинству проблем. Сталинизм не вернулся, но стало меньше простор для индивидуального самовыражения. Международные отношения продолжали американские горки, с вторжением в Афганистан в 1979, составляющих серьезное ухудшение отношений с Западом. Советская экономика продолжала колебаться, не получив видимой выгоды от конца хрущевской экономические эксперименты. Восстание БрежневаПосле отстранения Хрущева от власти руководители Политбюро (поскольку Президиум был переименован в 1966 году Двадцать третьей партией Конгресс) и Секретариат снова установили коллективное руководство. Как было дело после смерти Сталина, несколько человек, в том числе Алексей Косыгин, Николай Подгорный и Леонид Брежнев выступили против за власть за фасадом единства. Косыгин принял должность премьер-министра, которого он занимал до выхода на пенсию в 1980. Брежнев, который занял пост первого секретаря, возможно, первоначально его просматривали его коллег в качестве временного назначенца. Брежнев родился в 1906 году в семье русских рабочих. Хрущев в начале своей карьеры и через покровителя влияние возросло до членства в Президиуме. По мере того, как его собственная сила росла, Брежнев создал кружок сторонников, которых он, как первый секретарь, постепенно заняли сильные позиции. В то же время Брежнев медленно понижал в должности или изолировал возможных претендентов на его пост. Для Например, 19 декабря.65 ему удалось поднять Подгорного на церемониальная должность председателя Президиума Верховного Совета, высший законодательный орган в правительстве, тем самым устраняя его как соперника. Но восхождение Брежнева было очень постепенным; только в 1971 г., когда ему удалось назначить четырех ближайших соратников в Политбюро, стало ясно, что его голос был самым влиятельным в коллективное руководство. После еще нескольких кадровых перестановок Брежнев принял председательство в Президиуме Верховного Совета в 1977, подтверждая свое первенство как в партии, так и в государстве. Послехрущевские годы отличались стабильностью кадры, группы активистов, занимающих ответственные и влиятельные посты в партийный и государственный аппарат. Внедряя лозунг «Доверяйте Кадры» в 1965 году Брежнев заручился поддержкой многих настороженно настроенных бюрократов. постоянных реорганизаций хрущевской эпохи и стремящихся к безопасности в установленных иерархиях. Свидетельствует о стабильности периода является тот факт, что почти половина членов ЦК в 1981 были пережитками пятнадцатилетней давности. Следствие этого стабильность была старением советских лидеров; средний возраст политбюро число членов выросло с пятидесяти пяти в 1966 году до шестидесяти восьми в 1982 году. лидерства (или «геронтократии», как ее называли в Запад) становился все более консервативным и окостеневшим. Консервативная политика характеризовала повестку дня режима в годы после Хрущева. Придя к власти, коллективное руководство не только отменил такую хрущевскую политику, как разделение партии, это также остановило десталинизацию. Действительно, благоприятные ссылки на мертвый диктатор стал появляться. Советская конституция 1977, хотя отличающийся в некоторых отношениях от сталинского документа 1936 г., сохранен общая направленность последних. В отличие от относительного культурного свобода, разрешенная в ранние хрущевские годы, Брежнев и его коллеги продолжили более ограничительную линию позднего Хрущева эпоха. Руководство не хотело или не могло использовать сталинские средства для контролировать советское общество; вместо этого он решил использовать репрессивную тактику против политических диссидентов даже после того, как Советский Союз подписал Хельсинкские соглашения 1975, которая связывала подписавшие страны с более высокими стандарты соблюдения прав человека. Диссиденты, преследуемые во время этого время включало писателей и активистов в запрещенные религиозные, националистические, и движения за права человека. Во второй половине брежневской эпохи режим терпел популярные выражения антисемитизма. В условиях «развитого социализма» (исторический этап, на котором союза, достигнутого в 1977 году, по мнению КПСС), заветы Марксизм-ленинизм преподавался и укреплялся как средство поддержки власти режима, а не как инструмент революционного действия. Внешняя политика сверхдержавыГлавной заботой преемников Хрущева было восстановление советского первенство в сообществе коммунистических государств путем подрыва влияние Китая. Хотя новые лидеры изначально подошли к Китаю без враждебности, осуждение Мао советской внешней политики как «ревизионист» и его конкуренция за влияние в Третьем Мир вскоре привел к ухудшению отношений между двумя странами. Китайско-советские отношения достигли апогея в 1919 г.69 при столкновении разразился вдоль спорной границы реки Уссури на Дальнем Востоке. Позже китайцы, запуганные советской военной мощью, согласились не патрулировать приграничный район, на который претендует Советский Союз; но напряг отношения между двумя странами продолжались до начала 1980-х годов. Под коллективным руководством Советский Союз вновь применил силу в Восточная Европа, на этот раз в Чехословакии. В 1968 году настроенный на реформы элементы Коммунистической партии Чехословакии быстро начали либерализовать свое правление, ослабить цензуру и укрепить связи с Западом. В ответ советские и другие войска Варшавского договора вошли в Чехословакию. и установил новый режим. Из этих событий возникло так называемое Доктрина Брежнева (см. Глоссарий), которая предупреждала, что Советский Союз будет действовать, чтобы сохранить свою гегемонию в Восточной Европе (см. Европа, гл. 8). Советское подавление реформаторского движения сократилось вопиющие жесты неповиновения со стороны Румынии и послужили угрожающий пример польскому профсоюзному движению «Солидарность» в 1980. Но это также помогло разочаровать коммунистические партии в Западной Европе. до такой степени, что к 1977 году большинство ведущих партий приняли Еврокоммунизм, прагматический подход к идеологии, который освободил их для проводить политические программы, независимые от советского диктата. Советское влияние в развивающихся странах несколько расширилось в течение 1970-е годы. Новые коммунистические или левые правительства, имеющие близкие отношения с Советским Союзом пришли к власти в ряде стран, в том числе в Анголе, Эфиопия, Мозамбик и Никарагуа. На Ближнем Востоке советская Союз боролся за влияние, поддерживая арабов в их споре с Израиль. После 19 июня67 Война на Ближнем Востоке, СССР восстановил побежденные сирийскую и египетскую армии, но потерпел неудача, когда Египет выслал из страны советских советников в 1972 г. впоследствии вступил в более тесные отношения с Соединенными Штатами. Советский Союз сохранил связи с Сирией и поддерживал палестинцев. претензии на независимое государство. Но советский авторитет среди умеренных Мусульманские государства пострадали в 1980-х годах в результате советских военных действий. деятельность в Афганистане (см. Ближний Восток, гл. 8). Пытаться укрепить коммунистическое правительство в этой стране, Брежнев послал в советскую вооруженные силы в декабре 1979, но большая часть афганского населения оказал сопротивление как оккупантам, так и марксистскому афганскому режиму. Результирующий война в Афганистане оставалась нерешенной проблемой для Советского Союза. Союза на момент смерти Брежнева в 1982 году. Отношения СССР с Западом сначала улучшились, затем ухудшились в годы после Хрущева. Постепенный свертывание Соединенных Штатов участие в войне во Вьетнаме после 1968 г. открыло путь переговоры между США и СССР о тема ядерных вооружений. Договор о нераспространении ядерных Оружие (широко известное как Договор о нераспространении ядерного оружия — ДНЯО; см. Глоссарий) вступил в силу в 1970, и две страны начали Переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) в следующем году. В Москве встреча на высшем уровне в мае 1972 г., Брежнев и президент Ричард М. Никсон подписали Договор по противоракетной обороне (Договор по ПРО — см. Глоссарий) и Временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений. Оба соглашения фактически заморозили существующие запасы двух стран. стратегических оборонительных и наступательных вооружений. Период разрядки или разрядки напряженности, между двумя сверхдержавами возникла, с было заключено дополнительное соглашение об установлении предельных значений количества наступательных вооружений с обеих сторон в 1974. Главное достижение Эпохой разрядки стало подписание в 1975 г. Хельсинкских соглашений, ратифицировал послевоенный статус-кво в Европе и обязал подписавшие уважать основные принципы прав человека. В последующие годы, было установлено, что Советский Союз существенно нарушил положений соглашений о правах человека. Но даже в период разрядки Советский Союз увеличил развертывания вооружений, в результате чего к концу 19 в.70-е это достигли ядерного паритета с Соединенными Штатами или даже превосходства над ними. Советский Союз также усилил осуждение альянса НАТО. в попытке ослабить западное единство. Хотя второе соглашение ОСВ был подписан Брежневым и президентом Джимми Картером в Вене в 1979 г., после советского вторжения в Афганистан администрация Картера снял соглашение с рассмотрения Сенатом США, и разрядка фактически подошла к концу. Также в ответ на советское в Афганистане США ввели эмбарго на зерно Советский Союз и бойкотировал летние Олимпийские игры в Москве в 1980. Напряженность между США и СССР сохранялась до Смерть Брежнева. Экономика при БрежневеНесмотря на то, что Хрущев возился с экономическим планированием, экономический система оставалась зависимой от центральных планов, составленных без привязки к рыночные механизмы. реформаторов, из которых был экономист Евсей Либерман наиболее примечательно, выступал за большую свободу для отдельных предприятий от внешнего контроля и стремились превратить экономическую цели, направленные на получение прибыли. Премьер-министр Косыгин поддержал предложения Либермана и сумел включить их в общий программа экономических реформ утверждена 19 сентября65. Эта реформа включала отказ от хрущевских совнархозов в пользу возрождение центральных промышленных министерств сталинской эпохи. Однако оппозиция со стороны партийных консерваторов и осторожных менеджеров вскоре застопорили реформы Либермана, вынудив государство отказаться от них. После недолгой попытки Косыгина перестроить экономическую систему, планировщики вернулись к составлению комплексных централизованных планов типа, впервые разработанного при Сталине. В промышленности планы подчеркивали тяжелые и оборонных отраслях, пренебрегая легким ширпотребом филиалов (см. Послевоенный период роста, гл. 6). Как развитая индустриальная страна, Советский Союз к 1970-е нашли его все более трудно поддерживать высокие темпы роста промышленного сектора которым он наслаждался в предыдущие годы. Все более крупные инвестиции и для роста требовались затраты труда, но эти затраты становились все более получить сложнее. Хотя цели пятилеток 1970-е годы были сокращены по сравнению с предыдущими планами, цели остались в значительной степени не удовлетворены. Промышленный дефицит наиболее остро ощущался в сфере товаров народного потребления, где общественность постоянно требовала улучшения качество и увеличение количества. Развитие сельского хозяйства продолжало отставание в брежневские годы. Несмотря на постоянно увеличивающиеся инвестиции в сельском хозяйстве рост при Брежневе упал ниже, чем при Хрущев. Засухи, происходящие с перерывами в течение 1970-е годы заставил Советский Союз импортировать большое количество зерна из западных стран. странах, включая США. В деревне Брежнев продолжалась тенденция к преобразованию колхозов в совхозы. и поднял доходы всех сельскохозяйственных рабочих. Несмотря на повышение заработной платы, крестьяне по-прежнему уделяли много времени и сил своим приусадебным участкам, что дало Советскому Союзу непропорционально большую долю его сельскохозяйственные товары (см. Сельское хозяйство, гл. 6). Уровень жизни в Советском Союзе представлял проблему для Брежневское лидерство после роста конца 1960-х застопорилось на уровень значительно ниже, чем у большинства западных промышленных (и некоторых восточных Европейские страны. Хотя некоторые приборы и другие товары стали более доступным в 1960-х и 1970-х годах, улучшение жилищных условий и продовольственное снабжение было незначительным. Дефицит потребительских товаров поощряется хищение государственной собственности и рост черного рынка. Водка, однако, оставалась легко доступной, а алкоголизм был важным фактором как снижения продолжительности жизни, так и роста младенческой смертности, которая наблюдалась в Советском Союзе в конце брежневские годы (см. Состояние здоровья, гл. 5). Культура и искусство 1960-х и 1970-х годовПрогресс в развитии системы образования был неоднозначным во время брежневские годы. В 1960-х и 1970-х годах процент трудоспособного возраста людей со средним образованием неуклонно росло. Тем не менее в в то же время доступ к высшему образованию стал более ограниченным. К 1980 г. процент выпускников средних школ, поступивших в университеты, упал до двух третей из 1960 цифра. Студенты приняты в университеты все чаще происходили из профессиональных семей, а не рабочих или крестьянских хозяйств. Эта тенденция к увековечиванию образованная элита была не только функцией высшего культурного происхождения элитных семей, но и, во многих случаях, результат их возможность влиять на процедуры приема (см. «Советское наследие», гл. 5). Прогресс в науке также был переменным при Брежневе. В большинстве видимое испытание его прогресса — гонка с Соединенными Штатами, чтобы поставить человек на Луне — Советский Союз потерпел неудачу, но благодаря настойчивости Советская космическая программа продолжала развиваться и в других областях. В в целом, несмотря на лидерство в таких областях, как металлургия и термоядерная термоядерного синтеза, советская наука отставала от западной, частично тормозилась медленным развитием вычислительной техники. В литературе и искусстве большее разнообразие творческих произведений стала доступной для общественности, чем была доступна ранее. Как в предыдущие десятилетия государство продолжало определять, что может быть опубликованы или исполнены на законных основаниях, наказывая стойких правонарушителей ссылка или тюрьма. Тем не менее, больше экспериментов в формах искусства стало допустимым в 1970-х годах, в результате чего более сложные и тонко критические работы начали производиться. Режим ослабил осуждение социалистического реализма; так, например, многие главные герои романов писателя Юрия Трифонова касались проблемы повседневной жизни, а не с построением социализма. В музыке хотя государство продолжало неодобрительно относиться к таким западным явлениям, как джаз и рок, он стал разрешать западным музыкальным ансамблям, специализирующимся на эти жанры, чтобы сделать ограниченное появление. Но родной баллад Владимиру Высоцкому, широко популярному в Советском Союзе, было отказано официальное признание из-за его иконоборческой лирики (см. Литература и искусства, гл. 4). В религиозной жизни Советского Союза возродился народный приверженность основным конфессиям стала очевидной в конце 1970-х годов, несмотря продолжающееся де-факто неодобрение со стороны властей. Этот возрождение могло быть связано с общим ростом интереса советские граждане в их соответствующих национальных традициях (см. Православная церковь, гл. 4). Смерть БрежневаВскоре после того, как его культ личности начал укореняться в середина 1970-х годов у Брежнева начались периоды нездоровья. После Брежнев перенес инсульт в 1975 году, члены Политбюро Михаил Суслов и Андрей Кириленко временно взял на себя часть функций руководителя. Затем, после очередного приступа ухудшения здоровья в 1978 году, Брежнев делегировал еще своих обязанностей перед Константином У. Черненко, давним соратником который вскоре стал считаться наследником. Его перспективы Сменившие Брежнева, однако, пострадали от политических проблем, преследовавших Генеральный секретарь в начале 1980-е годы. Были не только экономические неудачи, наносящие ущерб престижу Брежнева, но скандалы с участием его семьи и политические союзники также подрывали его авторитет. Тем временем Юрий В. Андропов, начальник Комитета государственной безопасности (Комитет государственной безопасности—КГБ; см. Глоссарий), по-видимому, также началось Кампания по дискредитации Брежнева. Андропов взял на себя функции Суслова после смерти Суслова в 1982 году, и он использовал свое положение для продвижения себя следующим генеральным секретарем КПСС. Хотя он перенес еще один инсульт в марте 1982 года Брежнев отказался покинуть свой пост. Он умер, что Ноябрь. Советский Союз заплатил высокую цену за брежневскую стабильность годы. Избегая необходимых политических и экономических перемен, Брежнев руководство обеспечило экономический и политический упадок, который страна пережитые в 1980-е гг. |