1914 российская империя: Российская империя объявляет войну Османской империи :: Первая мировая война

Российская империя объявляет войну Османской империи :: Первая мировая война

Цитата

Турция с ее территорией, омываемой шестью морями, перехватывающей все сухопутные пути между Европой, Малой Азией и Африкой и особенно кратчайшие пути из Европы в Индию – Суэцкий канал и Багдадскую железную дорогу, фактически была ареной экономической и политической борьбы главнейших империалистических держав вообще между собой, а между Англией, Германией и Россией в особенности, с самого начала эпохи империализма, еще задолго до мировой войны. При таких условиях участие Турции в мировой войне было неизбежным, а так как. Турция в военном отношении находилась под наибольшим влиянием Германии, конкретным выражением чего с 1913 г. являлась миссия генерала Лимана фон Сандерса, то ее выступление на стороне центральных держав было весьма вероятным. Однако Турция в лице своего военного министра Энвер-паши с первых дней мировой войны не только заняла нейтральную позицию, заявив Западу о своем нейтралитете, но через русского посла в Константинополе Гирса предлагала даже союз с Россией.

Однако в Петрограде Турция нужна была вовсе не в роли союзницы, хотя бы самой смирной и послушной. Там вообще нужна была не Турция, а Константинополь, а лучшим предлогом его занять была бы война с Турцией, С другой стороны русско-турецкий союз отдавал бы в английские руки Багдадскую дорогу – стратегический подступ к Египту и Индии, чего Германия не могла допустить ни в коем случае.

Для Германии Турция представляла собой страну экономических и стратегических возможностей, давая, с одной стороны, надежду в будущем (после разгрома Сербии) воспользоваться ее сырьем, с другой стороны – открывая возможность организовать удары на Суэц, Египет и далее в северную Африку, что поставило бы в одинаково затруднительное положение англичан и французов. Англичане в этом случае могли быть лишены кратчайших путей на восток, а французы – черных контингентов для укомплектования своих колониальных войск, не говоря уже о том, что обоим союзникам пришлось бы отвлечь сюда значительные силы с западноевропейского театра войны.

Общность сухопутной русско-турецкой границы на Кавказе давала возможность приковать сюда часть сил России за счет ее австро-германского фронта, в чем были весьма заинтересованы центральные державы.

При таких условиях, когда выступление Турции на стороне центральных держав оказывалась желательным и для русского правительства и для германского командования, 10 августа «неожиданно» появляются в турецких водах германские крейсера «Гебен» и «Бреслау».

Столь своевременное появление в Константинополе этих германских военных кораблей, прорвавшихся благодаря нерадивости французского и английского морского командования из Средиземного моря в Дарданеллы, объявившего блокаду проливов только после прохода туда крейсеров, явилось тем удобнейшим предлогом для войны с Турцией, за который ухватился русский министр иностранных дел Сазонов и который, в то же время, в борьбе партий в турецком правительстве – за союз с Россией или за союз с Германией, чашу весов потянул в сторону Германии.

Уверенность в выступлении Турции на стороне Германии становилась полная. Ясно было, что Турция воспользуется тем выгодным соотношением сил на Черном море, которое с прибытием германских крейсеров явно было не в пользу устаревшего русского черноморского флота.

Интересные факты

Между тем интересы Англии и Франции были прямо противоположны интересам России, не говоря уже о том, что отдать эти проливы безоговорочно России совершенно не входило в их программу. Для Англии же участие в войне против нее Турции, как страны руководящей в мире Ислама, было особенно опасно, так как могло вызвать против британского владычества движение мусульман в Индии и Египте. Поэтому союзная дипломатия прилагала все усилия, чтобы удержать Турцию от враждебного выступления и чтобы не вызвать войны с Турцией со стороны держав Антанты, особенно же между русскими отрядами, расположенными в персидском Азербайджане, и турецкими пограничными войсками.

Кроме того дана была политическая директива, что сам по себе выход «Гебена» в море не означает разрыва. Все эти соображения диктовали Турции линию внешней политики, состоящую в выжидательном образе действий, не упуская возможности усилиться в военном отношении.

Неудачный исход для французов пограничного сражения и первоначальное победоносное наступление германцев вселили в турецкое правительство веру в окончательный успех в войне Германии, и Турция почти открыто перешла на сторону серединных держав, назначив адмирала Сушона (немца) командующим турецким флотом, а Вебера-пашу (также немца) комендантом дарданельских укреплений. Англичане принуждены были отозвать своего адмирала Лимпуса, который до этого времени вел инструктаж в турецком флоте.

В середине октября в выступлении Турции уже не было сомнений, так как стало известным, что турецкое правительство подписало протокол, которым обязывалось к немедленному вооруженному выступлению как только оно получит в счет обещанного пособия от Германии 2 миллиона фунтов золотом. В ночь на 29 октября 1914 года без объявления войны два турецких миноносца вошли в одесскую гавань, потопили русскую канонерскую лодку «Донец», а несколько позже «Гебен» бомбардировал Севастополь, несмотря на присутствие там всего русского флота, и потопил минный заградитель. 30 октября 1914 года утром крейсера «Бреслау» и «Гаминде» обстреляли Новороссийск и Феодосию, заминировали Керченский пролив и потопили несколько судов.

31 октября русский посол Гирс покинул Константинополь. Англичане и французы, до сих пор все еще надеявшиеся сохранить нейтралитет Турции, принуждены были считаться с уже свершившимся фактом. 1 ноября английский и французский послы также покинули Константинополь.

2 ноября 1914 года Российская империя, не предупредив союзников, объявила войну Турции.

3 ноября последовала первая, как назвали ее англичане – «демонстративная», бомбардировка внешних фортов Дарданельских проливов, показавшая туркам всю слабую сторону их защиты. С этого дня они решительно приступили к укреплению проливов под руководством германских инструкторов, использовав всю наличную пригодную для этой цели материальную часть.

12 ноября Турция провозгласила священную войну (Фетва-Шейх-Ул-Ислам) и объявила войну Англии, Франции и России. Таким образом через три месяца после начала мировой войны Турция стала одним из театров последней с ее многочисленными фронтами: Кавказским, Персидским, Месопотамским, Аравийским, Суэцким, Палестинским, Сирийским и Галлиполийским. Дипломатия Антанты потерпела неудачу.

Вступление турок в войну намного меняло облик всей войны:

  1. Часть русских сил с австро-германского фронта отвлекалась на Черноморский и Кавказский фронты.
  2. Кратчайшее сообщение России через Дарданельский пролив и Средиземное море с внешним миром, особенно с Францией, прерывалось.
  3. Существование Сербии было поставлено на карту, так как она лежала на пути прямого сообщения между центральными державами и Турцией.
  4. С разгромом Сербии Германия приобретала доступ к турецкому сырью.
  5. Сфера войны расширялась, так как делалось вполне естественным принятие участия в войне со стороны остальных балканских государств и кроме того выявлялся новый важный азиатско-турецкий театр, весьма соблазнительный для французских и английских, в особенности русских колониальных стремлений. Поэтому следовало ожидать развития здесь больших захватнического характера операций.

Антанта немедленно реагировала на выступление Турции переходом русскими войсками турецкой границы на Кавказе, бомбардированием Дарданельских фортов, занятием английскими войсками в Персидском заливе Басры (Влага), на Шат-эль-Арабе и, несколько позднее (17 декабря 1914 года), объявлением английского протектората над Египтом и ответ на турецкую демонстрацию на Синайском полуострове.

Описание подготовлено по книге А.М. Зайончковского «Мировая война 1914–1918», изд. 1931 г.

Феномен патриотического подъема 1914 г.

и его осмысление в культуре военного времени Российской империи — доклад на конференции

В связи с техническими работами в центре обработки данных, возможность загрузки и скачивания файлов временно недоступна.

 

скрыть

Феномен патриотического подъема 1914 г. и его осмысление в культуре военного времени Российской империидоклад на конференции

  • Автор: Юдин Н.В.
  • Локальная Конференция : Литература и культурное самосознание России в период Первой мировой войны
  • Даты проведения конференции: 2013
  • Дата доклада: 24 декабря 2013
  • Тип доклада: Устный
  • Докладчик: Юдин Николай Вадимович
  • Место проведения: Институт мировой литературы им. А.М. Горького
  • Аннотация доклада:

    Начало Первой мировой войны ознаменовалось широким подъемом патриотических чувств, который мощной волной прокатился по всем великим державам. Не стала исключением и Российская империя. В рамках нашего выступления мы бы хотели остановиться на специфических особенностях патриотического подъема в России в 1914-1915 гг., характерных для него образах и его внутренней эволюции. В этом отношении большой интерес представляет анализ содержания культуры военного времени, материалов средств массовой информации и пропаганды, в которых отразился процесс осмысления феномена патриотического подъема самими современниками, поиска и переоценки ими идейных основ патриотизма и коллективного самовосприятия российского общества. На страницах российских газет, журналов и памфлетов переживаемый патриотический подъем чаще всего трактовался с религиозно-мистических позиций, как свидетельство духовного пробуждения и обновления русского народа, русской нации.
    Ключевыми образами и мотивами культуры военного времени были: единение всего общества перед лицом внешней угрозы; забвение всех прежних разногласий, классовой борьбы; мессианская роль русского народа-богоносца, призванного вдохнуть новую жизнь в западную цивилизацию; сама же война изображалась как своего рода крестовый поход, Божье испытание. С целью поддержания патриотического подъема широко применялись исторические аналогии, отсылки к героическому прошлому страны, былым победам. Одновременно осмысление патриотического подъема характеризовалось в русской пропаганде отчетливо национальной, националистической окраской, что, на первый взгляд, сближало ее с западными аналогами. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что «национализм», о котором в 1914-1915 гг. писали российские пропагандисты, имел мало общего с национализмом, характерным для западноевропейских обществ того же периода. В случае Российской империи понятие «русская нация» не было самодостаточным и самоочевидным даже для авторов, активно его применявших. Нация не была основой коллективных идентичностей, она сама становилась предметом напряженных поисков, интерпретировалась с позиций традиционно-монархических, полуфеодальных ценностей и образов. Мы приходим к выводу, что осмысление феномена патриотического подъема 1914-1915 гг. в русской пропаганде продемонстрировало незавершенность процессов национального строительства в рамках Российской империи. Национальный «проект», который активно пропагандировался со страниц газет и памфлетов, отличался консерватизмом, граничившим с реакционностью, объективно был неспособен объединить и мобилизовать для победы многонациональное и социально раздробленное российское общество.

  • Добавил в систему: Юдин Николай Вадимович

Project MUSE — Эротическая революция? Порнография в Российской империи, 1905–1914

I n M ay 1911 F ридрих L иблик , 51-летний владелец книжного магазина, проживающий в Юрьеве (ныне Тарту, Эстония) , предстал перед судом за продажу порнографических открыток. 1 Двое студентов утверждали, что Либлик хранил открытки с «соблазнительными изображениями» в специальном ящике в своем книжном магазине. На основании их показаний и обнаружения одиннадцати оскорбительных открыток Либлик был оштрафован на пятнадцать рублей и приговорен к недельному тюремному заключению. Изготовление «непристойных» литературных или художественных произведений «в целях развращения нравов или явно противоречащих нравственности и порядочности» с 1845 г. считалось преступлением по Уголовному кодексу Российской империи9.0011 2 По статье 1001 лицам, изготовлявшим и распространявшим материалы, потенциально способные «разлагать нравы», грозил максимальный штраф в размере 500 рублей и лишение свободы на срок до трех месяцев. Цензурные комитеты несли ответственность за определение того, что именно представляет собой незаконное изображение, руководствуясь этим расплывчатым определением непристойности как материального намерения вызвать моральное падение. Перегруженным чиновникам, работавшим в царской бюрократии, было поручено конфисковать незаконные изображения и привлечь к ответственности производителей и распространителей.

В этой статье исследуется история порнографии в Российской империи между 1905 и 1914 годами с особым акцентом на распространителей, издателей и имперскую полицию. В статье есть два основных аргумента. Во-первых, я покажу, что реакция на порнографию сигнализировала о беспокойстве по поводу ускоренного пути империи к «современности», в широком смысле определяемой как период индустриализации, урбанизации, потребительства и развития средств массовой коммуникации. Этот аргумент помещает российский случай в более широкое исследование европейских тенденций в распространении и охране порнографии и помогает расширить наше историографическое зрение на порнографию за пределы англоязычного, франкоязычного и германоязычного контекстов, которые до сих пор доминировали в дискуссии. 3 Развитие средств массовой информации в начале 1900-х годов изменило попытки государства подавить порнографию в Европе. В эпоху массовой печатной культуры легальность порнографии стала определяться, по крайней мере частично, вопросами распространения и доступа, а также содержанием. Другими словами, непристойность стала «перформативной категорией», которая зависела от вопросов производства и распространения. 4 Сексуальные образы и обнаженные тела считались приемлемыми в рамках высокой культуры, но эти изображения становились «непристойными», когда они производились массово и печатались на открытках или в популярной прессе, где они могли быть доступны женщинам, молодежи и низшим -классные люди. 5 Расширение определения порнографии привело к тому, что новые массовые средства массовой информации, такие как открытки, коммерческая реклама и дешевые периодические издания, оказались под контролем государства.

В Российской империи, как и везде, торговцы порнографией отреагировали на расширение культуры потребления и воспользовались новыми транспортными и коммуникационными сетями, позволившими размещать рекламу дешевых брошюр, открыток и фотографий в массовых газетах, потребительских почтовые переводы и перемещение товаров через имперские и национальные границы. 6 Озабоченность влиянием этих новых форм коммуникации вызвала международные усилия по предотвращению распространения порнографии. 4 мая 1910 года Российская империя подписала Соглашение о пресечении распространения непристойных изданий вместе с Австро-Венгрией, Бельгией, Бразилией, Германской империей, Италией, Нидерландами, Испанией, Швейцарией и Соединенным Королевством. Стороны, подписавшие этот договор, запретили распространение порнографии в своих странах и [End Page 196] согласились делиться друг с другом информацией о нарушениях непристойности. 7 В этом контексте усилия по подавлению «непристойности» стали государственным или имперским проектом, поддерживаемым официальными и народными опасениями по поводу пола, класса, расы и этнической принадлежности. 8

Вторым направлением этой статьи будет выявление особенностей российского случая, уделение особого внимания влиянию революции 1905 года и децентрализованному и разрозненному характеру российского имперского управления. 19 год05 ознаменовал явный поворотный момент в отношениях между правом, государством и субъектом. Начиная с насильственного подавления мирной демонстрации у Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в январе 1905 года (известной как Кровавое воскресенье), в городах и сельской местности прокатились многочисленные волны насилия, забастовок, мятежей, погромов, убийств и протестов. …

Таблица: Россия: 1914 и сейчас

Путинская Россия

от 

Анна Флек,

Россия

Описание

На этой диаграмме показано, как далеко простиралась Российская империя в 1914 году, а также сегодняшние границы России.

Отчет

Скачать диаграмму

URL-адрес, который будет использоваться в качестве справочной ссылки: https://www. statista.com/chart/27605/map-of-russian-empire-and-russia-today/

HTML-код для встраивания диаграммы

Вы найдете больше инфографики на Statista

Инфографический информационный бюллетень

Statista предлагает ежедневную инфографику по актуальным темам, охватывающую: Экономика и финансы , Политика и общество , Технологии и СМИ , Здоровье и окружающая среда , Потребительские товары , Спорт и многие другие.

часто задаваемые вопросы

  • Statista «График дня», доступный по лицензии Creative Commons CC BY-ND 3.0, можно использовать и отображается бесплатно всеми коммерческими и некоммерческие сайты. Однако использование разрешено только с правильная атрибуция Statista. При публикации одного из этих рисунков включите обратную ссылку на соответствующий URL-адрес инфографики. Дополнительная информация

  • Statista «График дня» в настоящее время фокусируется по двум секторам: «Медиа и технологии», обновленный ежедневно и с последней статистикой из СМИ, Интернет, телекоммуникации и бытовая электроника отрасли промышленности; и «Экономика и общество», которые текущие данные из Соединенных Штатов и вокруг мира по экономическим и политическим вопросам, а также спорт и развлечения.

  • Для индивидуального контента и инфографики в вашем корпоративном дизайне, пожалуйста, посетите веб-сайт нашего агентства www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *