16 июля 1054 года состоялся окончательный раскол Христианской Церкви — EADaily, 16 июля 2016 — Общество. Новости, Новости России
16 июля 1054 года посланники римского папы Льва IX объявили о низложении константинопольского патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви. Состоялась Великая Схизма — раскол, окончательно разделивший христианскую Церковь.
С тех пор она распалась надвое — Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе. Разделение, вызванное расколом, не преодолено до настоящего времени, невзирая на то, что в 1965 году взаимные анафемы были обоюдно сняты и Папой и Вселенским Патриархом.
Исторические предпосылки схизмы восходят своими корнями к поздней античности и раннему Средневековью (начиная с разорения Рима войсками Алариха в 410 году) и обусловливаются появлением обрядовых, догматических, этических, эстетических и других различий между западной (часто называемой латинско-католической) и восточной (греко-православной) традициями.
Разногласия между Папой римским (западной частью единой Церкви) и Константинопольским патриархом (четырьмя восточными патриархатами Церкви) по вопросам догматического и канонического, а также литургического и дисциплинарного характера на протяжении веков усиливались. После 2-го низложения патриарха Фотия (в 886 г.) контакты между сторонами почти прекратились и раскол стал совершенно очевиден. Дело оставалось лишь за его формальным оформлением.
Которое и произошло в 1054 году, когда папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом. Непосредственным поводом явилось закрытие в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Никифор выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами.
В 1054 году Лев направил Кируларию послание, которое в обоснование папских притязаний на полноту власти в Церкви содержало пространные извлечения из поддельного документа, известного как Дарственная Константина, настаивая на его подлинности. Патриарх отверг притязания Папы на верховенство, после чего Лев послал в том же году легатов в Константинополь для улаживания спора. Главной политической задачей папского посольства было стремление получить от византийского императора военную помощь в борьбе с норманнами.
16 июля 1054 года, уже после смерти самого Папы Льва IX, в соборе Святой Софии в Константинополе папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов, а папская булла была прилюдно сожжена.
Покинув Константинополь, папские легаты отправились в Рим окружным путём, чтобы оповестить об отлучении Михаила Керулария других восточных иерархов. Среди прочих городов они посетили Киев, где с подобающими почестями были приняты великим князем и духовенством, которое не знало ещё о произошедшем в Константинополе разделении. Однако поскольку Киевская Русь приняла крещение чуть больше чем за полвека до раскола, то она не имела ни автокефалии, ни собственных митрополитов из славян; во главе Киевской митрополии были греческие иерархи, которые полностью подчинялись Константинопольскому патриарху.
В 1964 году в Иерусалиме состоялась встреча между патриархом Афинагором, предстоятелем Константинопольской православной церкви, и папой римским Павлом VI, в результате которой в декабре 1965 года были сняты взаимные анафемы и подписана совместная декларация. Однако этот «жест справедливости и взаимного прощения» (Совместная декларация, 5) был именно жестом и не имел никакого практического или канонического значения.
Это прямо следует из самого текста декларации: «Папа Павел VI и патриарх Афинагор I со своим Синодом сознают, что этот жест справедливости и взаимного прощения недостаточен для того, чтобы положить конец разногласиям, как древним, так и недавним, всё ещё остающимся между Римско-Католической Церковью и Церковью Православной».
Этот день в истории: 1054 год. 20 февраля умер киевский князь Ярослав
20 февраля 2010, 13:24 — REGNUM
Наставление Ярослава сыновьям, 1054 год. Литография Б.А.Чорикова. 1836 год
Ярослав I Владимирович Мудрый. Портрет из Царского титулярника. 1672 год
«Наконец, чувствуя приближение смерти, Ярослав созвал детей своих и хотел благоразумным наставлением предупредить всякую распрю между ими. «Скоро не будет меня на свете, — говорил он, — вы, дети одного отца и матери, должны не только называться братьями, но и сердечно любить друг друга. Знайте, что междоусобие, бедственное лично для вас, погубит славу и величие Государства, основанного счастливыми трудами наших отцев и дедов. Мир и согласие ваше утвердят его могущество. Изяслав, старший брат, заступит мое место и сядет на престоле Киевском: повинуйтесь ему, как вы отцу повиновались. Святославу даю Чернигов, Всеволоду Переяславль, Вячеславу Смоленск: каждый да будет доволен своею частию, или старший брат да судит вас как Государь! Он защитит утесненного и накажет виновного». Слова достопамятные, мудрые и бесполезные! Ярослав думал, что дети могут быть рассудительнее отцев, и к несчастию ошибся.
Невзирая на старость и болезнь, он все еще занимался государственными делами: поехал в Вышегород и там скончался [19 февраля 1054 г.], имея от роду более семидесяти лет (супруга его умерла еще в 1050 году). Из детей был с ним один Всеволод, которого он любил нежнее всех других и никогда не отпускал от себя. Горестный сын, народ и Священники в служебных ризах шли за телом из Вышегорода до Киева, где оно, заключенное в мраморную раку, было погребено в Софийской церкви. Сей памятник, украшенный резными изображениями птиц и дерев, уцелел до наших времен.
Ярослав заслужил в летописях имя Государя мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество; успокоил отечество и любил народ свой. Следуя в правлении благодетельным намерениям Владимира, он хотел загладить вину ослушного сына и примириться с тению огорченного им отца.
Внешняя политика Ярославова была достойна Монарха сильного: он привел Константинополь в ужас за то, что оскорбленные Россияне требовали и не нашли там правосудия; но, отмстив Польше и взяв свое, великодушною помощию утвердил ее целость и благоденствие.
Ярослав наказал мятежных Новогородцев за убиение Варягов так, как Государи не должны наказывать: вероломным обманом; но, признательный к их усердию, дал им многие выгоды и права. Князья Новогородские следующих веков должны были клясться гражданам в точном соблюдении его льготных грамот, к сожалению, истребленных временем. Знаем только, что сей народ, ссылаясь на оные, почитал себя вольным в избрании собственных Властителей. Память Ярославова была в течение веков любезна жителям Новагорода, и место, где обыкновенно сходился народ для совета, в самые позднейшие времена именовалось Двором Ярослава.
Сей князь заточил брата, обнесенного клеветниками; но доказал свое добродушие, простив мятежного племянника и забыв, для счастия России, прежнюю вражду Князя Тмутороканского.
Ярослав был набожен до суеверия: он вырыл кости Владимировых братьев, умерших в язычестве — Олеговы и Ярополковы, — крестил их и положил в Киевской церкви Св. Богородицы. Ревность его к Христианству соединялась, как мы видели, с любовию к просвещению. Летописцы средних веков говорят, что сей Великий Князь завел в Новегороде первое народное училище, где 300 отроков, дети Пресвитеров и Старейшин, приобретали сведения, нужные для Священного сана и гражданских чиновников. Загладив следы Болеславовых опустошений в южной России, населив пленниками область Киевскую и будучи, подобно Олегу и Владимиру, основателем многих городов новых, он хотел, чтобы столица его, им обновленная, распространенная, могла справедливо называться вторым Царемградом. Ярослав любил Искусства: художники Греческие, им призванные в Россию, украсили храмы живописью и мусиею, доныне видимою в Киевской Софийской церкви. Сия мусия, составленная из четвероугольных камешков, изображает на златом поле лица и одежду Святых по рисунку весьма несовершенному, но с удивительною свежестию красок: работа более трудная, нежели изящная, однако ж любопытная для знатоков Искусства. — Благоприятный случай сохранил также для нас серебряную монету княжения Ярославова, на коей представлен воин с Греческою надписью: ο Γεοργιος, и с Русскою: Ярославле сребро: доказательство, что древняя Россия не только пользовалась чужестранными драгоценными монетами, но имела и собственные.
Наконец блестящее и счастливое правление Ярослава оставило в России памятник, достойный великого Монарха. Сему Князю приписывают древнейшее собрание наших гражданских уставов, известное под именем Русской Правды. Еще в Олегово время Россияне имели законы; но Ярослав, может быть, отменил некоторые, исправил другие и первый издал законы письменные на языке Славянском. Они, конечно, были государственными или общими, хотя древние списки их сохранились единственно в Новегороде и заключают в себе некоторые особенные или местные учреждения. Сей остаток древности, подобный двенадцати доскам Рима, есть верное зерцало тогдашнего гражданского состояния России и драгоценен для Истории: предлагаем его здесь в извлечении».
Цитируется по: Карамзин Н. М. История государства Российского. Том 2, глава 2. М.: Эксмо, 2006. С.100-102
История в лицах
Лаврентьевская летопись:
В лѣт̑. ҂s҃. ф. ѯ҃в. [6562 (1054)] Престависѧ великъıи кнѧзь Русьскъıи Ӕрославъ. и єще бо живущю ѥму. нарѧди сн҃ъı своӕ рекъ имъ. се азъ ѿхожю свѣта сего сн҃ве мои. имѣите в собѣ любовь. понеже въı єсте брат̑ӕ єдиного ѡц҃а и мт҃ре. да аще будете в любви межю собою. Бъ҃ будеть в васъ. и покоривыть въı противнъıӕ подъ въı. и будете мирно живуще. аще ли будете ненавидно живуще. в распрѧхъ и которающесѧ то погъıбнете самї. [и] [погубите] землю ѡц҃ь своихъ и дѣдъ своихъ иже налѣзоша трудомь своимь великъıмъ. но пребъıваите мирно послушающе брат̑ брата. се же поручаю в со|бе мѣсто столъ старѣишему сн҃у моєму и брату вашему Изѧславу Къıєвъ. сего послушаите ӕко послушасте мене. да то въı будеть в мене мѣсто. а Ст҃ославу даю Черниговъ. а Всеволоду Переӕславль. [а Игорю Володимерь] а Вѧчеславу Смолинескъ. и тако раздѣли имъ градъı. заповѣдавъ имъ не преступати предѣла братнѧ. ни сгонити рекъ Изѧславу. аще кто хощеть ѡбидѣти брата своѥго. то тъı помагаи ѥгоже обидѧть. и тако үрѧди сн҃ъı своӕ пребъıвати в любви. самому же болну сущю. и пришедшю Въıшегороду разболѣсѧ велми. Изѧславу тогда сущю. а Ст҃ославу Володимери. Все[во]лоду же тогда сущю у ѡц҃ѧ. бѣ бо любимъ ѡц҃емь паче всеє братьи. є же имѧше присно ү собе.
Цитируется по: ПСРЛ. — Т. 1. Лаврентьевская летопись. — Л., 1926
Мир в это время
В 1054 году происходит раскол христианской церкви — на Римско-католическую церковь на Западе и Православную — на Востоке
Религии в Европе около 1060 года
«Не желая делать никаких уступок притязательному Риму, Михаил Кируларий уклонился от всяких переговоров с папскими легатами. Сколько ни ждали эти последние»исправления»от Кирулария, ничего подобного с его стороны не последовало. Кируларий понимал, что уступки со стороны церкви Константинопольской папским легатам были бы равносильны признанию верховенства Римского первосвященника в мире христианском. Раздраженные твердостью Михаила, не думавшего жертвовать ничем из своих священных прав в пользу папства, легаты решились на поступок, который служит и доныне позором для церкви Западной. Они решились произнести анафему на Константинопольскую церковь 16-го июля 1054 г., они дерзнули положить отлучительную на церковь Константинопольскую грамоту в Софийском константинопольском храме на св. алтаре, во время богослужения.
Вот эта грамота.
«Св. Римская первая апостольская кафедра, которой, как главе, принадлежит попечение о всех Церквах, ради церковного мира и пользы благоволила послать нас, легатов своих, в этот царствующий град, чтобы мы пришли и узнали, справедлив ли тот слух, который беспрестанно доходит до ушей ее из сего города, или же нет». Затем легаты, похвалив императора, клир и народ за благочестие, относительно же патриарха говорили: «Что же касается до Михаила, неправо называемого патриархом, и сообщников его глупости (stultitiae), то ежедневно в его среде рассеиваются здесь множайшие плевелы ересей. Именно, подобно симонианам, они продают дар Божий, подобно валезианам, оскопляют пришельцев, и однако же делают их не только клириками, но и епископами. Подобно арианам, перекрещивают крещеных во имя Св. Троицы, в особенности латинян. Подобно донатистам, утверждают, что во всем мире, за исключением церкви Греческой, погибли и церковь Христова, и истинная Евхаристия, и крещение. Подобно николаитам, позволяют браки служителям алтаря. Подобно северианам, злословят закон Моисеев. Подобно духоборцам, отсекают в символе веры и схождения Духа Святого и от Сына. Подобно манихеям, между прочим, считают квасное одушевленным. Подобно назореям, наблюдают телесные очищения иудейские, новорожденных детей не крестят ранее восьми дней по рождении, родительниц не удостоивают причащения, и, если они язычницы, отказывают им в крещении. Относительно этих заблуждений и многих других сам Михаил, вразумляемый письмами папы Льва, не образумился. Поэтому, мы — легаты, — не снося несправедливости и оскорбления, допущенного касательно первой апостольской кафедры, властью святой и нераздельной Троицы и апостольской кафедры всех св. отцов, бывших на седьми Вселенских соборах, произносим анафему на Михаила и его сообщников, если не вразумятся. Михаилу и сообщникам его, пребывающим в вышеуказанных заблуждениях и предерзостях — анафема, маранафа вместе с симонианами, валезианами… и со всеми еретиками, купно же с диаволом и ангелами его. Аминь, аминь, аминь».
Едва ли нужно разбирать, насколько несправедливы те наветы на церковь Восточную, какими наполнена эта грамота, едва ли нужно доказывать, что ничего нельзя найти общего между еретиками, здесь упоминаемыми, и верованиями и обычаями, каких держалась Восточная церковь времен Кирулария. Достаточно сказать, что обвинения эти находят несообразными с истиной даже сами лучшие из римско-католических писателей. Так, один из них, автор «Истории соборов», по сану латинский епископ, говорит об этой грамоте: «Отлучительная грамота (легатов римских. — А. Л.) не имеет надлежащей умеренности, потому что она изобличает Кирулария и лиц с ним единомышленных во всех возможных древних ересях». В этой грамоте, прибавим мы, высказалось со стороны Запада полное непонимание церкви Восточной: в своем самомнении церковь Западная видела заблуждение там, где было самое точное последование древним церковным учреждениям.
При виде такого поступка папских легатов, всенародно наносящего оскорбление церкви Восточной, церковь Константинопольская в самозащите, со своей стороны, также произнесла осуждение на церковь Римскую, или, лучше сказать, на папских легатов, Руководимых Римским первосвященником. Патриарх Михаил 20 июля того же года собрал собор, на котором получили должное возмездие зачинщики церковного раздора. В определении этого собора говорилось: «Некоторые нечестивые люди пришли из тьмы Запада в царство благочестия и в этот Богом хранимый град, из которого, как из источника, истекают воды чистого учения до пределов земли. В этот город пришли они, как гром, или буря, или глад, или лучше, как дикие кабаны, чтобы низвергнуть истину». При этом соборное определение произносит анафему на легатов римских и лиц, соприкосновенных к ним. Определение указанного собора было сообщено всем прочим восточным патриархам, которые и приняли его решение.
Это событие обмена анафемой — Римской церкви с Константинопольской церковью — было важным событием в истории церковной. Хотя никаких других столкновений в ближайшее время история не видит между этими Церквами, однако же церковное единение всецело рушилось между ними.
Церковь Западная отпала от союза с Восточной».
Цитируется по: Лебедев А. П. История разделения церквей IX, X и XI веках. СПб., 1999
Материал предоставлен АНО «Руниверс»
Восточное православие | Определение, происхождение, история и факты
Иисус Христос: мозаика
Посмотреть все медиа
- Ключевые люди:
- Иннокентий IV Михаил VIII Палеолог Евтихия Исидор Киевский Деметриус Сидонес
- Похожие темы:
- патриарх Богородица Православная Церковь Константинополя Православная Церковь Албании Христотокос
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Восточное православие , официальное название Православная католическая церковь , одна из трех основных доктринальных и юрисдикционных групп христианства. Он характеризуется своей преемственностью с апостольской церковью, ее литургией и ее территориальными церквями. Его приверженцы живут в основном на Балканах, Ближнем Востоке и в странах бывшего СССР.
Природа и значение
Восточное Православие – это большая группа христиан, которые следуют вере и практикам, определенным первыми семью Вселенскими соборами. Слово ортодоксальный («право верующий») традиционно использовалось в грекоязычном христианском мире для обозначения общин или отдельных лиц, сохранивших истинную веру (в соответствии с определением этих соборов), в отличие от тех, кто был объявлен еретиком. Официальное обозначение церкви в восточно-православных литургических или канонических текстах — «Православная католическая церковь». Однако из-за исторических связей восточного православия с Восточной Римской империей и Византией (Константинополем) в английском употреблении оно упоминается как «Восточная» или «Греческая православная» церковь. Эти термины иногда вводят в заблуждение, особенно когда они применяются к русским или славянским церквям и к православным общинам в Западной Европе и Америке.
Следует также отметить, что Восточная Православная Церковь представляет собой отдельную традицию от церквей так называемой Восточной Православной Общины, в которую теперь входят Армянская Апостольская Церковь, Эфиопская Православная Церковь Теваэдо, Эритрейская Православная Церковь Теваэдо, Коптская Православная Церковь. Церковь, Сирийский православный патриархат Антиохии и всего Востока и Маланкарская православная церковь Индии. Со времени Халкидонского собора 451 г. до конца 20 века восточные православные церкви не общались с Римско-католической церковью, а затем с Восточной православной церковью из-за предполагаемой разницы в доктринах относительно божественной и человеческой природы Иисуса. . Это изменилось в 1950-х годов, когда обе церкви самостоятельно начали диалог с восточными православными церквями и разрешили многие древние христологические споры.
Культурный контекст
Раскол 1054 года между церквями Востока и Запада стал кульминацией постепенного процесса отчуждения, начавшегося в первые века христианской эры и продолжавшегося в средние века. Лингвистические и культурные различия, а также политические события способствовали отчуждению. С 4 по 11 век Константинополь (ныне Стамбул), центр восточного христианства, был также столицей Восточной Римской, или Византийской, империи, а Рим после нашествий варваров попал под влияние Священной Римской империи. Империя Запада, политический соперник. На Западе богословие осталось под влиянием св. Августина Гиппопотамского (354–430), а на Востоке вероучение формировалось греческими отцами. Богословские разногласия могли бы быть улажены, если бы в этих двух областях одновременно не развивались разные концепции церковной власти. Рост римского первенства, основанный на представлении об апостольском происхождении церкви Рима, был несовместим с восточным представлением о том, что значение некоторых поместных церквей — Римской, Александрийской, Антиохийской, а затем и Константинопольской — может быть определено только по их количественному и политическому значению. Для Востока высшим авторитетом в разрешении доктринальных споров был Вселенский собор.
Во время раскола 1054 года между Римом и Константинополем членство в Восточной Православной Церкви было распространено на Ближнем Востоке, Балканах и в России с центром в Константинополе, который также назывался «Новым Римом». Превратности истории сильно изменили внутреннюю структуру Восточной Православной Церкви, но и сегодня основная масса ее членов проживает в одних и тех же географических районах. Однако миссионерская экспансия в Азию и эмиграция на Запад помогли сохранить значение Православия во всем мире.
Норма церковной организации
Православная церковь – это содружество «автокефальных» церквей (канонически и административно независимых), титульное или почетное первенство которому принадлежит Вселенскому Константинопольскому патриарху. Количество автокефальных церквей в истории менялось. В начале 21 века их было много: Константинопольская церковь (Стамбул), Александрийская церковь (Африка), Антиохийская церковь (со штаб-квартирой в Дамаске, Сирия) и церкви Иерусалима, России, Украины, Грузии, Сербия, Румыния, Болгария, Кипр, Греция, Албания, Польша, Чехия и Словакия, Америка.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Существуют также «автономные» церкви (сохраняющие символическую каноническую зависимость от материнского престола) на Крите, в Финляндии и Японии. Первые девять автокефальных церквей возглавляются «патриархами», остальные — архиепископами или митрополитами. Эти титулы строго почетные.
Порядок старшинства, в котором перечислены автокефальные церкви, не отражает их фактического влияния или численного значения. Константинопольский, Александрийский и Антиохийский патриархаты, например, представляют лишь тени своей былой славы. Тем не менее сохраняется консенсус в отношении того, что первенство чести Константинополя, признаваемое древними канонами, поскольку он был столицей древней империи, должно оставаться символом и инструментом церковного единства и сотрудничества. Таким образом, современные всеправославные конференции были созваны вселенским патриархом Константинополя.
После русской революции в православной церкви было много беспорядков и административных конфликтов. В Западной Европе и, в частности, в Америке были созданы пересекающиеся юрисдикции, а политические страсти привели к формированию церковных организаций без четкого канонического статуса. Хотя создание автокефальной Православной Церкви в Америке (1970 г.) Московским патриархом вызвало споры, заявленной целью было восстановление нормального территориального единства в Западном полушарии. В октябре 2018 года Русская Православная Церковь разорвала связи с Вселенским Константинопольским Патриархатом после того, как последний утвердил независимость автокефальной церкви Украины; Вселенский патриарх Варфоломей I официально признал независимость Православной церкви Украины от Русской православной церкви в январе 2019 года.
.Великий раскол 1054 года | РУССКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ СОБОР СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧА
Отделение Римской Церкви от Церкви Вселенской произошло следующим образом.
В 752 году папа Захария помазал на престол Пипина Короткого, главного управляющего франкских королей, и тем самым дал как бы благословение Церкви свержению, совершенному Пипином во Франкском королевстве, которое отстранил от власти законного франкского короля. За это Пипин в 755 году отобрал у германского племени лангобардов завоеванные ими земли в Италии и передал в руки папы ключи от двадцати двух городов и Равеннского экзархата, ранее принадлежавших Византийской империи . Таким образом, папа из подданного восточно-римского (константинопольского) императора превратился в самостоятельного светского государя, не зависящего ни от какого другого государя, с самостоятельной территорией и обладающим на этой территории высшей государственной властью.
Это быстро деморализовало папство. Внутреннее противоречие между аскетическим идеалом и светской властью предстало опасным врагом нравственной чистоты пап. Это повлекло за собой радикальное изменение не только статуса, но и поведения, намерений, устремлений и методов работы римских пап. Самомнение, гордыня, властолюбие и стремление подчинить своей власти все поместные церкви, которые прежде проявлялись в поведении римских пап только как тенденции, как спорадические явления, теперь всецело овладевают папами.
Сначала папы поставили перед собой задачу укрепить свой авторитет в тех западных церквях, Африканской, Испанской и Галльской церквях, которые не вошли в состав Римской церкви. Несмотря на некоторое сопротивление со стороны Африканской церкви, папам сравнительно легко удалось добиться подчинения себе этих церквей: велика была власть Рима в этих его бывших провинциях.
Что же касается церквей в Британии, Германии и других странах Западной Европы, вновь основанных миссионерами римского епископа, то тем легче папам удалось подчинить их своей власти, поскольку идея верховенства папы в Церкви внедрялось в них одновременно с проповедью христианства.
Подчиняя себе западные церкви, папы одновременно принимали меры, чтобы обосновать свою власть если не догматически, то хотя бы юридически. Для этого на Западе в начале IX века был составлен сборник церковных юридических актов на имя Исидора, авторитетного испанского священнослужителя. Поскольку и имя составителя, и содержание сборника, как было установлено впоследствии, были ложными, он получил название «псевдоисидоровских декреталий». Сборник состоит из трех частей. В первой части пятьдесят апостольских канонов и шестьдесят декреталей римских пап. Из этих шестидесяти декреталий два частично фальсифицированы, а пятьдесят восемь полностью поддельны. Во второй части, среди прочего ложного материала, есть ложное дарение города Рима императором Константином Великим римскому папе Сильвестру.
Впервые сборник был опубликован только в конце шестнадцатого века, и тогда ученые без труда доказали подложность документов, которые в нем находились. В настоящее время даже католические ученые не признают их подлинность. Но в то время собрание служило авторитетной основой для развития церковных отношений на Западе, поскольку принималось на веру и в течение всего Средневековья пользовалось авторитетом подлинности. Папы стали категорически цитировать декреталии сборника в обоснование своих прав на главенство во всей Церкви.
Папа Николай Первый (858876) первым начал цитировать «Лжеисидоровы декреталии», так как впервые резко и решительно сформулировал мысль о папском всемогуществе в Церкви. Но Восток, естественно, не признавал этого всемогущества. Папа Николай Первый пытался махом подчинить себе Восток. Но ему это не удалось. Вследствие этой неудачи возник церковный раскол: впервые в IX веке, а окончательно в XI веке (1054 г.).
Такова внешняя история отпадения Римской церкви. Из-за несовершеннолетия императора Михаила III Византийской (Восточной) империей с 842 года правили его мать Феодора и дядя императора Варда. Патриархом в Константинополе был Игнатий (с 847 года). По наущению Варды император заключил его мать в монастырь; но Патриарх, который перед этим упрекнул Варду в сожительстве с его невесткой, воспротивился этому. Варда добился низложения Игнатия (в 852 году) и возведения Фотия, человека ученого и достойного на патриарший престол. Началась вражда между сторонниками Игнатия и Фотия. По совету Варды император Михаил решил созвать великий собор, на который пригласил и папу Николая Первого. Последний решил воспользоваться случаем и выступить судьей Восточной Церкви. Он отправил двух своих легатов на совет с письмом к императору.
В нем он писал, что Император поступил неправильно, вопреки церковным канонам, назначив одного патриарха и низложив другого без ведома папы. Константинопольский собор (в 861 году) признал Игнатия низложенным, а Фотия законно поставленным патриархом. Папа Николай Первый вполне мог бы признать Фотия патриархом, если бы не видел в нем твердого противника его притязаний на главенство в Церкви. Он написал императору грамоту, в которой объявил Фотия лишенным патриаршего сана, а Игнатия восстановленным. В 862 году папа созвал в Риме собор, который объявил Фотия низложенным. В Константинополе это постановление не было признано, и начался разрыв между церквами.
Вопрос об управлении Болгарской Церковью обострил враждебные отношения между церквами. В ответ на произвол папы и его духовенства в Болгарии Фотий собрал Поместный Собор, на котором осудил все римские заблуждения. В 867 году в Константинополе собрался новый собор с представителями восточных патриархов, который вновь осудил римские заблуждения и притязания папы Николая Первого на Восток.
В это время император Михаил был убит по козням своего соправителя Василия Македонянина, занимавшего императорский престол и искавшего поддержки у папы римского. В Константинополе в 869 г., в присутствии папских легатов состоялся собор, который низложил Фотия и признал главенство папы и подчинение ему Восточной церкви. Но в 879 году Игнатий умер, и император Василий, который в то время уже не нуждался в папе, восстановил Фотия. В том же 879 году в Константинополе собрался собор с легатами от папы Иоанна VIII. Собор не принял ни одного из условий папы; и папа не признал постановления собора.
С середины девятого века до середины одиннадцатого века отношения между церквями были неопределенными, а контакты между ними отсутствовали, за исключением редких случаев переписки императоров с папами. В середине одиннадцатого века отношения возобновились, но только для того, чтобы закончиться окончательным разрывом. Папой в то время был Лев IX, а Константинопольским патриархом — Михаил Керуларий. Папа задумал подчинить себе некоторые церкви на юге Италии, находившиеся в подчинении Константинопольского Патриарха, а последний затем закрыл латинские монастыри и церкви, находившиеся в Константинополе. Для улаживания взаимных отношений папа послал в Константинополь своих легатов, которые вели себя по отношению к патриарху грубо и надменно. Епископ Арсений в «Хронике церковных событий» так описывает действия папских легатов:
«Итак, папские легаты, «наскучав, как они говорили, противления патриарха», решились на самый наглый поступок. 15 июля они вошли в храм Святой Софии, и, пока клирики готовились к службе в третьем часу дня в субботу, положили буллу отлучения на главный алтарь на виду у клира и присутствовавших людей.Выйдя оттуда, отряхнули даже прах с ног своих во свидетельство против них, по слову Евангелия (Мф. 10:14)), восклицая: «Да увидит и рассудит Бог».0003
Так изображает это дело сам кардинал Гумберт. В булле об отлучении между прочим было сказано: «Что касается столпов Империи и честных, мудрых граждан, то город (то есть Константинополь) христианнейший и православный. А что касается Михаила, которого беззаконно именуют патриархом , и поборники его глупости, бесчисленные сорняки ересей рассыпаны в нем… Да будут анафемы, да будут анафема маранафа (1 Коринфянам 16:22). Аминь». После этого и в присутствии императора и его вельмож устно произнесли: «кто упрямо станет противиться вере святого римского и апостольского престола и его жертвенного приношения, да будет анафема, да будет анафема маранафа (что то есть, да будет отлучен и да погибнет в пришествие Господне) и пусть не считается христианином-католиком, а еретиком-прозимитом (то есть не приемлющим опресноков и предпочитающим квасному). да будет так, да будет». Дерзость папских легатов возбудила против них все население столицы; только благодаря императору, дорожившему их положением эмиссаров, они могли свободно уйти».0003
В ответ Константинопольский собор предал папских легатов анафеме. С этого времени папу перестали поминать во всех восточных храмах за богослужением.
Таким образом, причины церковного раскола в IX и XI веках были одни и те же: незаконные претензии пап на подчинение своей власти всех поместных церквей при одновременных, как мы увидим ниже, уклонах римские папы от православия в вопросах догматических, канонических и обрядовых. В этом суть событий, а те фактические события, которые послужили конкретной причиной нарушения, произошли по чистой случайности. Дело было не в отдельных фактах, а во всей совокупности идей и стремлений римских пап того времени. Дух властолюбия породил идею великой и опасной неправды о неограниченном владычестве пап над всей Вселенской Церковью.
Это подчинение папства греховному принципу произошло только с девятого века.