Конституция СССР 1924 года – Музей Фелицына
Конституция СССР 1924 года — первый основной закон Союза Советских Социалистических Республик; был утверждён Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 года.
Государственное устройство на базе советской власти и диктатуры пролетариата, закреплённое в Конституции 1924 года, отражало многонациональный характер Советского Союза.
Принятие Конституции способствовало признанию СССР иностранными державами.
По мере необходимости в текст Конституции вносились изменения и дополнения. В 1936 году была принята новая Конституция СССР.
История принятия
В декабре 1922 года Первый съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Договор подписали четыре республики: РСФСР, УССР, БССР и Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (в состав которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд принял решение о разработке общесоюзной конституции. 10 января 1923 года Президиум ЦИК СССР образовал 6 комиссий для подготовки будущей Конституции:
комиссию по созданию положений о СНК, СТО и наркоматах СССР;
бюджетную комиссию;
комиссию по разработке положения о Верховном Суде СССР и ОГПУ;
комиссию по утверждению государственного флага и герба СССР;
комиссию по выработке положения о ЦИК СССР и его членах;
комиссию по персональному составу наркоматов и коллегий.
26—27 июня проект Конституции был обсуждён, дополнен и одобрен Пленумом ЦК РКП (б). 6 июля II сессия ЦИК СССР одобрила проект Конституции СССР и приняла постановление «О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик». 31 января 1924 года Конституция была единогласно принята Вторым съездом Советов
Структура Конституции 1924 года
Конституция СССР состояла из двух разделов:
Декларация об образовании СССР
Договор об образовании СССР.
Декларация об образовании СССР
Декларация об образовании СССР
В декларации были сформулированы принципы объединения (добровольность и равноправие), особый характер национальной политики Советского государства. Она не просто декларировала создание Союза. Она задавала ему цель, будучи пронизана царившим в то время чаяньем мировой революции. Цитаты из Декларации:
«Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма.»
«доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем»
«новое союзное государство … послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику».
Договор об образовании СССР
Договор в редакции Конституции 1924 года включал 11 глав:
Глава I. Предметы ведения верховных органов власти Союза Советских Социалистических Республик.
Глава II. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве
Глава III. О Съезде советов СССР
Глава IV. О Центральном Исполнительном Комитете СССР
Глава V. О Президиуме ЦИК СССР
Глава VI. О Совете народных комиссаров СССР
Глава VII. О Верховном суде СССР
Глава VIII. О народных комиссариатах СССР
Глава IX. Об Объединенном государственном политическом управлении
Глава X. О союзных республиках
Глава XI. О гербе, флаге и столице СССР
Основные положения Конституции 1924 года
Первая союзная Конституция дала исчерпывающий перечень предметов ведения. По Конституции к исключительному ведению Союза были отнесены:
внешние отношения и торговля,
решение вопросов о войне и мире,
организация и руководство вооруженными силами,
общее руководство и планирование экономики и бюджета,
разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция).
Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из СССР, территория могла быть изменена только с её согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство.
Верховным органом СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов и от губернских съездов Советов. При этом устанавливалась система непрямых выборов делегатов съезда.
В период между съездами верховным органом власти был Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, который состоял из Союзного совета (избираемого съездом из представителей республик пропорционально населению) и Совета национальностей (составленного из представителей союзных и автономных республик).
В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным органом был Президиум ЦИК СССР (избиравшийся на совместном заседании палат), который мог приостанавливать действие постановлений съездов советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.
ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган — Совет народных комиссаров СССР, в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов.
Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они стали частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза. Интересы республик были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) их представителями.
По Конституции центр получал значительные полномочия для контролирования периферии. Конституция ставила целью создание новой политической культуры — «пролетарской по содержанию и национальной по форме», и представляла собой компромисс между коммунистическими планами всеобщего объединения и национальными традициями.
Конституции РСФСР, CCCР, России. Справка
https://ria.ru/20081212/157051707.html
Конституции РСФСР, CCCР, России. Справка
Конституции РСФСР, CCCР, России. Справка — РИА Новости, 12.12.2008
Конституции РСФСР, CCCР, России. Справка
12 декабря 2008 года исполнилось 15 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации. Конституция 1993 года смогла остановить развал государства и способствовала развитию новой государственности.
2008-12-12T09:04
2008-12-12T09:04
2008-12-12T09:13
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/15118/31/151183157_0:0:512:288_1920x0_80_0_0_f1434fa1ad64456c2dd51eabf1c6882c.jpg
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2008
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/15118/31/151183157_49:0:512:347_1920x0_80_0_0_acc5f8426cf9100ff47bc4f33674adb9.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, 15 лет российской конституции
Общество, 15 лет российской Конституции
12 декабря 2008 года исполнилось 15 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации.
Первая Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года в связи с образованием РСФСР.
После установления советского строя контрольные функции в соответствии с принципом «Вся власть Советам!» были сосредоточены в высшем органе советской власти. Конституция РСФСР 1918 года установила, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Съезд Советов мог отменить любой акт любого органа власти, противоречащий Конституции или актам Съезда Советов. ВЦИК имел право отменять или приостанавливать постановления и решения Совета Народных Комиссаров (СНК). В дальнейшем такой же функцией был наделен Президиум ВЦИК.
Вторая Конституция принята второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года (в связи с образованием СССР). Верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами — Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР — Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР имел право отменять и приостанавливать акты любых органов власти на территории СССР (за исключением вышестоящего — Съезда Советов). Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных народных комиссариатов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Акты съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК мог лишь приостановить, передав вопрос об их отмене на рассмотрение ЦИК СССР. На практике Президиум ЦИК СССР, как правило, не отменял акты, признанные им неконституционными, а предлагал органу, их издавшему, привести их в соответствие с законодательством. Верховный Суд СССР имел право по собственной инициативе делать представления о приостановлении и отмене не соответствующих Конституции СССР постановлений и распоряжений центральных органов и союзных наркоматов; по требованию ЦИК СССР давал заключения о законности актов органов власти союзных республик; разрешал судебные споры между союзными республиками.
Третья Конституция («сталинская») принята Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года. Она окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль, в Конституции не указан. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией предоставлено право толкования законов и право отмены противоречащих Конституции актов союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР.
Четвертая Конституция («брежневская») принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года. Она сохранила существовавший порядок осуществления конституционного контроля и конкретно указала эту функцию в списке полномочий Президиума Верховного Совета СССР.
После распада СССР в новых исторических условиях Россия, как и другие союзные республики, провозгласила свою независимость («Декларация о государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 года). В Декларации закреплено новое название — Российская Федерация и заявлено о необходимости принятия новой Конституции России. В 1993 году Президент РФ созвал Конституционное совещание для разработки новой Конституции. Референдум по принятию новой Конституции был проведен 12 декабря 1993 года одновременно с выборами законодательного органа России — Федерального Собрания.
Конституция РФ 1993 года была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических структур. Конституция провозгласила формирование новой системы государственно-политического устройства, подведя черту под советским периодом истории России. Конституция не предписывает, как это было ранее, предустановленной единой экономической системы, основанной на государственной собственности, в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества. Вся полнота государственной власти в стране осуществляется Президентом Российской Федерации совместно с органами законодательной (двухпалатный парламент ‑ Федеральное Собрание), исполнительной (Правительство РФ) и судебной власти, действующих самостоятельно. Президент как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
5 ноября 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному Собранию РФ выступил с инициативой о внесении поправок в Конституцию. Изменения увеличивают срок полномочий главы государства с 4 до 6 лет, а Госдумы — с 4 до 5 лет, и вводят новую ежегодную обязанность правительства РФ предоставлять отчет о своей работе в Госдуму.
21 ноября 2008 года поправки в Основной закон были одобрены Государственной Думой, 26 ноября — Советом Федерации. Новые сроки будут применены к Президенту и Госдуме, которые будут избраны после вступления в силу поправок. После одобрения Советом Федерации поправки в Конституцию направляются на рассмотрение законодательных собраний субъектов Федерации. В случае одобрения их двумя третями регионов поправки вернутся в верхнюю палату, которая вновь соберется на заседание и утвердит решение регионов. После повторного принятия решения Советом Федерации дается семь дней на его обжалование в Конституционном Суде. Если обжалования не происходит, поправки направляются на подпись Президенту.
В Конституции меняются статьи 81 и 96, которые касаются соответственно главы государства и Госдумы. Это первые содержательные поправки в основной закон страны с момента его принятия 12 декабря 1993 года. Единственные изменения, которые ранее вносились в Конституцию ‑ это технические поправки, связанные с изменением числа и названий российских регионов, которые все упомянуты в тексте Конституции РФ.
При создании материала использованы источники:
Текст Конституции Российской Федерации
Данные Министерства образования и науки РФ
Сообщения РИА Новости
Сайт Презентации первой рукописной Конституции РФ
Текст Конституции 1936 года
«Российская газета», 12. 11.2002 г.
Сталинская Конституция – семнадцать моментов советской истории
Тексты Изображения Видео
Тема эссе: Льюис Зигельбаум версия, принятая Восьмым внеочередным съездом Советов 5 декабря 1936 года и отмеченная с момента своего рождения именем Сталина. Как содержание основных законов, составлявших конституцию, так и сложный процесс, посредством которого они были воплощены в жизнь, предполагают, что 1936 Конституции была призвана закрепить принципы нового социалистического государства и представить привлекательный образ как для внутреннего, так и для международного потребления. Говоря языком того времени, это было отражением «нового соотношения классовых сил», которое могло обеспечить всеобщие права, ранее недоступные бывшим эксплуататорам, кулакам, чиновникам царского режима и духовенству. Все советские граждане теперь были в равной степени защищены законом и имели право голоса, право занимать выборные должности и другие привилегии советского гражданства.
Конституция была разработана комиссией, назначенной Седьмым Всесоюзным съездом Советов в феврале 1935 года. Возглавляемая Сталиным комиссия состояла из тридцати одного члена, каждый из которых участвовал в одной или нескольких из двенадцати подкомиссий. После года работы конституционная комиссия подготовила проект, который был вынесен на всенародное обсуждение. Официальные данные о масштабах этой дискуссии ошеломляют: проведено 623 334 собрания, на них присутствовало более сорока двух миллионов человек, 169739 предложений, замечаний и предполагаемых поправок. Впечатление о том, что общественность активно занимается изучением и обсуждением проекта, несколько опровергают сообщения о принуждении людей к участию в собраниях, а также о том, что ЦК партии заранее решил утвердить проект «в основном». Тем не менее нет сомнений в том, что обсуждение конституции давало редкую в сталинскую эпоху возможность гражданам высказать свое мнение по вопросам как государственной, так и личной важности, и многие ею воспользовались. Статьи, вызвавшие наибольшее внимание в дискуссиях и предложенные поправки, касались прав личной собственности и наследования, гражданского равноправия независимых земледельцев и провозглашенной свободы совести, позволяющей верующим баллотироваться на государственные должности. Многие, кто комментировал эти положения, были против них, в то время как другие предлагали поправки, закрепляющие право на выезд за границу, отменяющие смертную казнь, разрешающие создание нескольких партий и т. д.
Конституция не мешала советской власти осуществлять широкий спектр произвола и злоупотреблений, включая Большой террор. Но немаловажно и то, что в последующие десятилетия большинство протестов против произвола политической власти начиналось с обращения к основным законам конституции.
C1936 Конституция СССР, часть IV
СТАТЬЯ 118. Граждане СССР имеют право на труд, то есть им гарантируется право на трудоустройство и оплата их труда в соответствии с его количеством и качеством.
Право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности экономических кризисов, ликвидацией безработицы.СТАТЬЯ 119. Граждане СССР имеют право на отдых и досуг. Право на отдых и досуг обеспечивается сокращением рабочего дня до семи часов для подавляющего большинства работающих, учреждением ежегодных отпусков с сохранением полной заработной платы для рабочих и служащих и обеспечением широкой сети санаториев, домов отдыха. и клубы для размещения трудящихся.
СТАТЬЯ 120. Граждане СССР имеют право на содержание в старости, а также в случае болезни или утраты трудоспособности. Это право обеспечивается широким развитием социального страхования рабочих и служащих за государственный счет, бесплатным медицинским обслуживанием трудящихся, созданием для трудящихся широкой сети санаторно-курортных учреждений.
СТАТЬЯ 121. Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается всеобщим обязательным начальным образованием; по образованию, в том числе высшему, бесплатному; системой государственных стипендий для подавляющего большинства студентов вузов и колледжей; обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинно-тракторных станциях и колхозах бесплатного профессионально-технического и агрономического обучения трудящихся.
СТАТЬЯ 122. Женщинам в СССР предоставляются равные права с мужчинами во всех сферах хозяйственной, государственной, культурной, общественной и политической жизни. Возможность реализации этих прав обеспечивается женщинам путем предоставления им равного с мужчинами права на труд, оплату труда, отдыха и досуга, социального страхования и образования, а также государственной защитой интересов матери и ребенка, дородовым отпуском и отпуском по беременности и родам. с полной оплатой труда и обеспечением широкой сетью родильных домов, яслей и детских садов.
СТАТЬЯ 123. Равенство прав граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех сферах хозяйственной, государственной, культурной, общественной и политической жизни является непреложным законом. Всякое прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, всякое установление прямых или косвенных привилегий для граждан по признаку их расы или национальности, а также всякое пропаганда расовой или национальной исключительности либо ненависти и презрения наказываются закон.
СТАТЬЯ 124. В целях обеспечения гражданам свободы совести церковь в СССР отделена от государства, а школа от церкви. За всеми гражданами признается свобода вероисповедания и свобода антирелигиозной пропаганды.
СТАТЬЯ 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР законом гарантируется:
- свобода слова;
- свобода печати;
- свобода собраний, включая проведение массовых собраний;
- Разрешение уличных шествий и демонстраций.
СТАТЬЯ 126. В соответствии с интересами трудящихся, в целях развития организационной инициативы и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединяться в общественные организации — торговые союзы, кооперативы, молодежные организации, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества; а наиболее активные и политически сознательные граждане в рядах рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются в Коммунистическую партию Советского Союза (большевиков), являющуюся авангардом трудящихся в их борьбе за укрепление и развивать социалистический строй и является руководящим ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.
СТАТЬЯ 127. Гражданам СССР гарантируется неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по решению суда или с санкции прокурора.
СТАТЬЯ 128. Неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом.
СТАТЬЯ 129. СССР предоставляет право убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, либо за свою научную деятельность, либо за национально-освободительную борьбу.
СТАТЬЯ 130. Каждый гражданин СССР обязан соблюдать Конституцию Союза Советских Социалистических Республик, соблюдать законы, соблюдать трудовую дисциплину, добросовестно выполнять общественные обязанности, уважать правила социалистического общения.
СТАТЬЯ 131. Обязанностью каждого гражданина СССР является беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества страны, как источником богатой и культурной жизни всех трудящихся.
СТАТЬЯ 132. Всеобщая воинская повинность является законом. Воинская служба в Рабоче-Крестьянской Красной Армии является почетной обязанностью граждан СССР.
СТАТЬЯ 133. Защищать отечество — священный долг каждого гражданина СССР Измена Родине — нарушение присяги на верность, переход на сторону врага, подрыв военной мощи государства, шпионаж — наказуемы со всей суровостью закона как самое гнусное из преступлений.
ГЛАВА XI
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
СТАТЬЯ 134. Члены всех Советов депутатов трудящихся — Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных республик, Советов депутатов трудящихся краев и областей, Верховных Советов автономных республики, Советы депутатов трудящихся автономных областей, краевых, районных, городских и сельских (станционных, сел, сел, кишлаков, аулов) Советов депутатов трудящихся избираются избирателями на основе всеобщего, прямого и равное избирательное право при тайном голосовании.
СТАТЬЯ 135. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие восемнадцатилетнего возраста, независимо от расы и национальности, вероисповедания, образовательного и жилищного ценза, социального происхождения, имущественного положения или прошлой деятельности имеют право избирать на выборах депутатов и быть избранным, за исключением невменяемых и лиц, осужденных судом и приговоренных к лишению избирательных прав.
СТАТЬЯ 136. Выборы депутатов равны: каждый гражданин имеет один голос; все граждане участвуют в выборах на равных основаниях.
СТАТЬЯ 137. Женщины имеют право избирать и быть избранными наравне с мужчинами.
СТАТЬЯ 138. Граждане, служащие в Красной Армии, имеют право избирать и быть избранными наравне со всеми другими гражданами.
СТАТЬЯ 139. Выборы депутатов прямые: все Советы депутатов трудящихся, от сельских и городских Советов депутатов трудящихся до Верховного Совета СССР включительно, избираются гражданами прямым голосованием.
СТАТЬЯ 140. Голосование на выборах депутатов является тайным.
СТАТЬЯ 141. Кандидаты на выборы выдвигаются по избирательным округам. Право выдвижения кандидатов закреплено за общественными организациями и обществами трудящихся: парторганизациями, профсоюзами, кооперативами, молодежными организациями и культурными обществами.
СТАТЬЯ 142. Каждый депутат обязан отчитываться перед избирателями о своей работе и о работе Совета депутатов трудящихся и может быть отозван в любое время в порядке, установленном законом. по решению большинства избирателей.
ГЛАВА XII
ОРУЖИЕ, ФЛАГ, ЗАГЛАВНАЯ
СТАТЬЯ 143. Герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на фоне земного шара, изображенного в лучах солнца и окруженного колосьями с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на языках союзных республик. В верхней части герба пятиконечная звезда.