Полномочия и состав Государственной думы России
12 октября 2021, 06:00
ТАСС-ДОСЬЕ. 12 октября 2021 года состоится первое заседание Государственной думы РФ VIII созыва. Парламентские выборы прошли 19 сентября 2021 года (голосование на них проводилось в течение трех дней — 17, 18 и 19 сентября). Пятипроцентный барьер по федеральному округу впервые за последние 18 лет преодолели пять партий: парламентские «Единая Россия» (49,82%), КПРФ (18,93%), ЛДПР (7,55%), «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» (СРЗП; 7,46%), а также партия «Новые люди» (5,32%), образованная в 2020 году. В 225 одномандатных округах победу одержали представители «Единой России» (198), КПРФ (9), СРЗП (8), ЛДПР (2), «Родины», «Гражданской платформы» и Партии роста (по одному), а также пять самовыдвиженцев. В целом «Единая Россия» получила 324 мандата, сохранив конституционное большинство, КПРФ — 57, СРЗП — 27, ЛДПР — 21, «Новые люди» — 13, «Родина», «Гражданская платформа» и Партия роста — по одному мандату, пять мест досталось самовыдвиженцам.
С началом работы нового состава парламента прекращается пятилетний срок полномочий Госдумы РФ VII созыва.
Государственная дума
Государственная дума — одна из двух палат Федерального собрания РФ, высшего законодательного и представительного органа власти в стране. Образована в соответствии с Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 года (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года).
Палата формируется путем прямых общенациональных выборов, которые проводятся по смешанной пропорционально-мажоритарной системе. При этом одна половина депутатского корпуса избирается по федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России, пропорционально числу голосов избирателей, поданных за списки кандидатов от партий. Другая половина — по 225 одномандатным избирательным округам (один депутат от одного округа), на которые разделена территория страны с учетом границ субъектов Федерации.
Сроки полномочий палаты
Государственная дума избирается на пять лет в составе 450 депутатов. Полномочия избранного созыва Госдумы начинаются со дня его первого заседания.
Решение о досрочном прекращении полномочий Госдумы может принять только глава государства в соответствии со статьями 111, 112 и 117 Конституции РФ. Сами депутаты не имеют права заявить о самороспуске.
Госдума может быть распущена по решению президента после трехкратного отклонения кандидатуры председателя правительства, предложенной главой государства. Еще одним основанием для роспуска является трехкратное отклонение представленных премьером кандидатур вице-премьеров и федеральных министров, в результате чего более одной трети должностей членов кабинета останутся вакантными. Если Госдума дважды в течение трех месяцев выразит недоверие правительству РФ или откажет кабинету в доверии, о котором просит глава правительства, президент вправе принять решение об отставке правительства или о роспуске Госдумы.
Основной закон запрещает распускать Думу в первый год ее работы, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий президента РФ, во время действия чрезвычайного или военного положения на территории России, а также в период с момента вынесения палатой импичмента главе государства и до принятия окончательного решения по данному вопросу Советом Федерации РФ.
За всю историю существования Государственной думы РФ ни один из ее созывов не был распущен досрочно.
Полномочия Госдумы РФ
Согласно статье 103 Конституции РФ (с изменениями, одобренными общероссийским голосованием 1 июля 2020 года) к ведению Государственной думы относятся:
- принятие федеральных законопроектов, в том числе конституционных;
- утверждение по представлению президента кандидатуры председателя правительства РФ, его заместителей и федеральных министров, за исключением глав ведомств так называемого силового блока;
- решение вопроса о доверии правительству и заслушивание его ежегодных отчетов о результатах деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой; назначение на должность и освобождение от нее председателя Центрального банка, а также уполномоченного по правам человека;
- назначение на должность и освобождение от нее заместителя председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов по представлению президента РФ;
- объявление амнистии;
- выдвижение обвинения против действующего президента РФ для отрешения его от должности (импичмента) или против бывшего президента в целях лишения его неприкосновенности.
Государственная дума заседает отдельно от второй палаты парламента — Совета Федерации. Совместные заседания, согласно статье 100 Конституции РФ, допустимы только для заслушиваний посланий главы государства Федеральному собранию.
Законопроектная деятельность
Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией РФ. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов. Все принятые Думой законы подлежат одобрению Советом Федерации, а затем направляются на подпись президенту РФ.
В случае отклонения Совфедом законопроекта, принятого Госдумой, обе палаты Федерального собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления разногласий. По итогам ее работы документ подлежит повторному рассмотрению и принятию депутатами и сенаторами, либо отклонению.
Принятые законы в течение 14 дней должны быть подписаны президентом и обнародованы. Глава государства в этот срок вправе обратиться в Конституционный суд с запросом о проверке принятого парламентом закона. Если КС подтвердит конституционность документа, президент подписывает его в течение трех дней. Если же суд не подтвердит легитимность принятого закона, он возвращается в Госдуму без подписания.
Парламентский контроль
Согласно статье 103.1 Конституции РФ (введена в основной закон в 2020 году) Госдума, как и Совет Федерации, вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц.
Состав Госдумы
Регламент Госдумы предусматривает одну официальную форму объединения депутатов — фракцию. В нее входят парламентарии, избранные от политической партии в составе ее федерального списка кандидатов и по одномандатным округам. Одномандатники от партий, не прошедших в Госдуму, и одномандатники-самовыдвиженцы могут входить в уже созданные парламентские фракции по своему выбору, либо оставаться независимыми депутатами (вне фракций). Переход из одной фракции в другую запрещен. Парламентарий имеет право выйти из состава депутатского объединения по личному письменному заявлению, но в этом случае его полномочия как члена Госдумы будут прекращены. В составе фракции численностью более 100 депутатов могут создаваться внутрифракционные группы (не менее 50 человек).
Депутаты работают в комитетах, решение о создании которых принимается палатой.
Возглавляет Госдуму председатель, избираемый из числа депутатов. Кандидатов на должность спикера выдвигают фракции. Для избрания необходимо получить более половины голосов от общего числа парламентариев. В случае, если на должность спикера избран лидер одной из фракций, он вправе совмещать руководство нижней палатой парламента и депутатским объединением.
Председатель палаты имеет заместителей, решение о численности которых принимается Госдумой.
Для предварительной подготовки и рассмотрения вопросов деятельности палаты создан совет Госдумы, куда с правом решающего голоса входят председатель Думы, его первые заместители и заместители, руководители фракций и внутрифракционных групп. В работе совета могут принимать участие с правом совещательного голоса председатели или представители комитетов Государственной думы.
Теги:
РоссияДень начала работы первой Государственной Думы России
ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА – НАЧАЛО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ
27 апреля 1906 г. в столице России Санкт-Петербурге начала работать Государственная Дума – первый российский парламент. Лучшие умы России мечтали, а часть из них боролась за то, чтобы ограничить абсолютистскую монархию представительным законодательным органом. И вот под давлением революции правительство вынуждено было уступить.
Но делало оно это с большими потугами. 6 августа 1905 г. манифестом Николая II была учреждена законосовещательная Государственная Дума.
Но ее не приняли ни либералы, ни революционеры. Большая часть населения была лишена участия в выборах: женщины, учащаяся молодежь, военнослужащие срочной службы, рабочие, лица моложе 25 лет. Были созданы три курии на принципе имущественного ценза – землевладельцев, городская и крестьянская. Сами выборы были многоступенчатые. Партии социалистического лагеря объявили бойкот выборам в Думу. Либералы требовали законодательного представительного органа. Буржуазия хотела вместе с помещиками управлять страной.
Осенью 1905 г. в условиях нараставшей революционной борьбы, перешедшей во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку, Николай II вынужден был 17 октября издать манифест, согласно которому населению страны даровались гражданские свободы. Дума объявлялась законодательной, и к выборам в нее допускались «те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав», в том числе и рабочие. В конечном итоге выходило, что один выборщик, участвовавший непосредственно в выборах депутатов Государственной Думы, приходился на 2 тыс. человек в курии, на 4 тыс. – в городской, на 30 тыс. – в крестьянской и на 90 тыс. – в рабочей курии. Положение о Думе оставалось в основном прежним. Дума избиралась на пять лет, созывались ее заседания по пожеланию императора, он же мог назначить новые выборы.
Исходя из состава и численности населения Ставропольской губернии для нее было определено 47 выборщиков, которые должны были избрать трех депутатов Государственной Думы. Крестьяне избирали 34 выборщика, землевладельцы 6 и горожане, промышленники, торговцы – 7. Все, имевшие имущественный ценз, избирали выборщиков непосредственно на уездных или городском съезде. Крестьяне вначале избирали на волостных сходах по два уполномоченных, которые затем на уездных съездах избирали выборщиков. Поскольку на Ставрополье в это время не было предприятий численностью более 50 человек, то рабочие в выборах не участвовали. В выборах также не участвовали женщины, лица моложе 25 лет, военнослужащие срочной службы, учащаяся молодежь, подавляющая часть «иногородних», «инородцы» – калмыки, туркмены, ногайцы. Идя навстречу выборам, кадеты и октябристы в Ставрополе выдвинули по три своих кандидата. Однако, несмотря на широкую пропаганду, давление государственного аппарата, местных властей, крестьяне, имея большинство выборщиков, на губернском собрании провели в Думу своих депутатов: Я. В. Борисова от крестьян Александровского уезда, З. С. Мишина, волостного старшину из села Ладовская Балка Медвеженского уезда и Ф. М. Онипко, волостного писаря села Большая Джалга Благодарненского уезда.
Чтобы создать противовес Думе, 20 февраля 1906 г. Государственный совет был реорганизован в высшую законодательную палату. Теперь только половина его состава назначалась царем, а остальные избирались. Государственный совет оказался своеобразным фильтром между императором и Думой, поскольку мог отклонять любой из принятых ею законов. Так как социал-демократы и эсеры бойкотировали выборы в Думу, наибольшую активность в предвыборной кампании проявили буржуазные партии и, в первую очередь, конституционно-демократическая, которая получила почти 40 процентов депутатских мандатов. В целом Дума оказалась намного левее и несговорчивее, чем рассчитывало правительство, надеясь на монархизм крестьян. Однако эти расчеты не оправдались. Дума с первых дней своей работы оказалась в оппозиции правительству. Особенно остро встал аграрный вопрос. Это в немалой степени было обусловлено тем, что 45 процентов депутатов были представители крестьян, защищавшие в Думе их интересы. Примером могут быть депутаты от Ставропольской губернии З. С. Мишин, Ф. М. Онипко, Я. В. Борисов, которые подписали законопроект по аграрному вопросу, внесенный трудовой группой, известный как «проект 104», и являвшийся платформой российского крестьянства. Ф. М. Онипко выступил по этому вопросу в Думе 20 мая 1906 года. Ставропольские депутаты выступали в оппозиции правительству по всем основным вопросам. Обстановка в Думе и вокруг нее накалялась. Крестьянские депутаты все чаще обращались за поддержкой к своим избирателям, направляя им письма, телеграммы, получая от них наказы.
Ф. М. Онипко, будучи одним из лидеров трудовой группы, являлся редактором ее органа газеты «Трудовая Россия». Он часто выступал со своими статьями в местной печати, остро критикуя существующие порядки, в связи с чем против него было возбуждено уголовное дело.
Я. В. Борисов в конце июня прибыл на Ставрополье для встреч с избирателями, разъясняя им позицию трудовой группы в Государственной думе.
Поскольку Дума не оправдала надежд самодержавия на то, чтобы остановить революцию, император указом от 8 июля распустил ее, дабы не допустить «никакого своеволия и беззакония».
9 июля около двухсот депутатов собрались в городе Выборге, где приняли воззвание, главным в котором был призыв к населению России не платить налогов и не отдавать своих сыновей в армию, пока не будет созвана новая Дума. Однако этот призыв не имел практического действия, и население страны отнеслось к роспуску первого российского парламента довольно равнодушно, поскольку он не оправдал его надежд.
Н. Д. Судавцов
// Ставропольский хронограф на 1996 год. – Ставрополь, 1996. – С. 66-71.
Глава 6. Правительство Российской Федерации
Артикул 110
1. Исполнительную власть в России осуществляет Правительство Российской Федерации.
2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министерств.
Статья 111
1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.
2. Предложение о кандидате на пост Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее чем через две недели после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации. Российской Федерации или через неделю после отклонения кандидата Государственной Думой.
3. Государственная Дума рассматривает кандидатуру, выдвинутую Президентом Российской Федерации, на должность Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели после внесения выдвижения.
4. В случае трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатов на пост Председателя Правительства Российской Федерации распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.
Статья 112
1. Не позднее недели после назначения вносит Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министерств.
Статья 113
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.
Статья 114
1. Правительству Российской Федерации:
- разрабатывает и вносит в Государственную Думу федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; вносит в Государственную Думу отчет об исполнении федерального бюджета; представляет в Государственную Думу ежегодные отчеты о результатах своей работы, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
- обеспечивают проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежно-кредитной политики;
- обеспечивают реализацию в Российской Федерации единой государственной политики в сфере культуры, науки, образования, здравоохранения, социальной защиты и экологии;
- управляет федеральной собственностью;
- осуществляют мероприятия по обеспечению обороны страны, безопасности государства и реализации внешней политики Российской Федерации;
- реализует меры по обеспечению законности, прав и свобод человека, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; №
- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.
Статья 115
1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения и обеспечивает их выполнение.
2. Решения и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны для исполнения в Российской Федерации.
3. Решения и распоряжения Правительства Российской Федерации, если они не соответствуют Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации, могут быть отменены Президентом Российской Федерации.Статья 116
Правительство Российской Федерации уходит в отставку раньше вновь избранного Президента Российской Федерации.
Статья 117
1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, а Президент Российской Федерации принимает или отклоняет отставку.
2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.
3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства или отклонить решение Государственной Думы. В случае повторного выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства или распускает Государственную Думу.
4. Председатель Правительства Российской Федерации вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о недоверии Правительству Российской Федерации. В случае выражения Государственной Думой недоверия Президент в семидневный срок принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
5. В случае отставки Правительства Российской Федерации оно продолжает свою деятельность по поручению Президента Российской Федерации до формирования нового Правительства Российской Федерации.
Алфавитный указатель
A B C D E F G H J L M N P R S T
Руководство по выборам IFES | Выборы: Россия Государственная Дума 2016
- Дом ›
- Выборы ›
- Российская Федерация ›
- Выборы в Федеральную Думу РФ
18 сентября 2016 г.
ДержалРоссийская Федерация
Выборы в Государственную Думу (Федеральную Думу России)
Результаты
Избиратель
Явка*
Голоса: 52 631 849
Действительных голосов: 51 649 253
Недействительные голоса: 982 596
Зарегистрированных избирателей: 110 061 200
Стороны:
Вечеринка Выиграно мест Смена мест Голоса
Единая Россия 343 — 28 527 828
54,20%
Коммунистическая партия Российской Федерации 42 — ▼ 7 019 752
13,34%
Либерально-демократическая партия России 39 — ▼ 6 917 063
13,14%
Справедливая Россия 7 — ▼ 3 275 053
Яблоко — — 1 051 335
Российская партия пенсионеров за справедливость — — 910 848
Родина 1 — 792 226
Партия Роста — — 679 030
Российская экологическая партия — — 399 429
Партия Народной Свободы — — 384 675
Патриоты России — — 310 015
Гражданская Платформа 1 — 115 433
Гражданская сила — — 73 971
Дополнительная информация:
Российская Федерация: Государственная Дума, 18 сентября 2016 г.
На кону этих выборов:
- 450 мест в Государственной Думе (Государственной Думе)
Описание структуры правительства:
- Глава государства: Президент Владимир Владимирович ПУТИН (с 7 мая 2012 года)
- Глава Правительства: Премьер-министр Дмитрий Анатольевич МЕДВЕДЕВ (с 8 мая 2012 года)
- Ассамблея: В России существует двухпалатное Федеральное Собрание (Федеральное Собрание), состоящее из Совета Федерации (Совета Федерации) на 170 мест и Государственной Думы (Государственной Думы) на 450 мест. Члены Совета Федерации избираются на 4-летний срок, а депутаты Государственной Думы избираются на 5-летний срок.
Описание избирательной системы:
- Половина членов Государственной Думы избирается прямым голосованием простым большинством голосов, а половина членов избирается прямым голосованием по пропорциональному представительству.
Последние выборы:
- Последний раз выборы в Государственную Думу проводились 4 декабря 2011 года. «Единая Россия» получила 238 мест, КПРФ — 92, «Справедливая Россия» — 64, ЛДПР победила 56 мест .
Основные кандидаты на выборах:
- Единая Россия/ Единая Россия
- Руководитель: Дмитрий МЕДВЕДЕВ
- мест выиграно на последних выборах: 238
- Коммунистическая партия Российской Федерации/ Коммунистическая партия Российской Федерации
- Руководитель: Геннадий ЗЮГАНОВ
- мест выиграно на последних выборах: 92
- Справедливая Россия/ Справедливая Россия
- Руководитель: МИРОНОВ Сергей
- мест выиграно на последних выборах: 64
- Либерально-демократическая партия России (ЛДПР)/ Либерально-демократическая партия России
- Руководитель: Владимир ЖИРИНОВСКИЙ
- мест выиграно на последних выборах: 56
- Российская объединенная демократическая партия «Яблоко»/ Российская объединенная демократическая партия «Яблоко»
- Руководитель: Григорий ЯВЛИНСКИЙ
- мест выиграно на последних выборах: 0
Население и количество зарегистрированных избирателей:
· Население: 142 423 773 (оценка на июль 2015 г. )
· Зарегистрированных избирателей: 109 237, 780 (20 11)
Данные о поле:
· Население женского пола: 76 521 ,956 (оценка на июль 2015 г.)
· Подписана ли Россия КЛДЖ: Да (17 июля 1980 г.)
· Ратифицировала ли Россия КЛДЖ: Да (23 января 1981 г.)
· Гендерная квота: №
· Кандидаты-женщины в на этих выборах: Да
· Количество женщин-парламентариев: 90 (14,52%)[1]
· Позиция в индексе человеческого развития: 50 (2014)
· Социальные институты и гендерный индекс (SIGI) C категоризация: N/A
Данные об инвалидности:
· Подписана ли Россия КПИ: Да (24 сентября 2008 г.)
· Ратифицировала ли Россия КПИ: Да (25 сентября 2012 г.)
· Население с инвалидностью: 21 363 566
[1 ] В Государственной Думе работает 61 женщина (13,56%), в Совете Федерации – 29 женщин (17,06%).