История музыкального образования в России: основные этапы
До наступления XVII столетия в России существовали два принципиально различных течения в музыке – православная певческая культура и народное творчество. История музыкального образования в России началась, вместе с возникновением нового, светского направления.
Зарождение музыкальной педагогики
Ближе к концу XVIII века стала развиваться светская традиция музыкального образования. В 1830-е годы появились вокальные пособия русских музыкантов, в которых большое внимание обращалось на содержание музыки, что принципиально отличалось от господствующей до той поры итальянской школы поверхностной виртуозности. Основоположником школы русского вокала по праву считается великий композитор М.И. Глинка.
В начале XIX века зародилась и фортепианная педагогика. Любительское музицирование на фортепиано культивировалось в дворянских семьях и светских салонах, что подготовило почву для профессионального исполнительства и педагогики. В это же время возникла традиция преподавания игры на музыкальном инструменте в немузыкальных учебных заведениях. Например, «клавикордные классы» были открыты в Московском и Петербургском университетах, Смольном институте.
Братья Рубинштейны – создатели учебных заведений
История музыкального образования в России неразрывными узами соединена с именами братьев Рубинштейнов – крупнейших музыкантов и общественных деятелей своего времени. По инициативе Антона Рубинштейна в 1859 году в Петербурге было создано Русское музыкальное общество, основной целью которого стало музыкальное просветительство.
Следующим шагом в 1860 году явилось открытие в Петербурге общедоступных Музыкальных классов (опять же по инициативе А. Рубинштейна). Основной целью создания классов было привлечение любителей музыки к профессиональному образованию. Несмотря на бесплатное здесь обучение, Рубинштейну удалось собрать мощный педагогический состав, который и составил впоследствии преподавательский костяк первой консерватории, открывшейся в 1862 году в Петербурге. Занятия в консерватории велись по теории музыки и композиции, игре на фортепиано и оркестровых инструментах, вокалу.
Примеру старшего брата следовал и Николай Рубинштейн, только в Москве. По его инициативе открылось московское отделение РМО, а затем и Музыкальные классы, также явившиеся фундаментом Московской консерватории, которая открылась в 1866 году. Одним из первых профессоров консерватории стал гениальный композитор П.И. Чайковский.
В консерватории принимались подростки, имеющие начальную музыкальную подготовку. Здесь, кроме музыкальных дисциплин, они получали и общие гуманитарные знания. Курс обучения был рассчитан на 9 лет: 5 лет младшего отделения и 4 – старшего (высшего). Между ними необходимо было выдержать переходной экзамен, а в конце обучения – выпускной, при успешной сдаче которого выпускники получали звание «свободный художник».
История музыкального образования в России в советский период
Наряду с первыми консерваториями, в конце XIX века существовали другие музыкальные учебные заведения – школы и училища, созданные по линии РМО. Также открывались частные музыкальные школы. Расширялась география музыкального образования – учебные заведения были не только в столицах, но и в Одессе, Киеве, Харькове, Твери и других крупных городах.
Революция 1917 года глубоко затронула все без исключения сферы общественной жизни, и музыкальное образование в том числе. Декретом Совнаркома, Петроградская и Московская консерватории освобождались от подчинения РМО и были объявлены гуманитарными вузами. РМО в принципе перестало существовать, также как и Придворная певческая капелла и частные музыкальные школы. С уничтожением высоких сословий были утрачены распространеннее ранее традиции музицирования в домашнем семейном кругу и обязательного обучения музыке молодого поколения. Многие выдающиеся музыканты покинули страну.
Важнейшим фактором сохранения музыкальной культуры было продолжение деятельности Московской и Петроградской консерваторий, в невыносимых условиях, поддерживающих высокий уровень обучения.
Долгие поиски и эксперименты, в конце концов, привели к реорганизации структуры музыкального образования в России. Первую ступень образовали детские музыкальные школы (с 1933 года – семилетние), вторую – училища, и третью, высшую – консерватории. Были также школы 10-летки, совмещающие 1 и 2 ступени. Еще один положительный момент советского периода – власть давала реальную возможность обучения одарённым детям.
Современное музыкальное образование
К середине ХХ века в Советском союзе сформировалась система музыкального образования, и по сей день не потерявшая актуальности. Первой и общедоступной ступенью системы являются музыкальные школы (семи- и пятилетние). Поступить в музыкальную школу может каждый ребёнок при успешном прохождении предварительных испытаний – подробнее об этом читайте в посте “Как поступить в музыкальную школу“.
Профессиональное образование предполагает последовательное обучение в музыкальном училище, затем вузе. По поводу поступления в музыкальные учебные заведения среднего звена читайте – “Как поступить в музыкальное училище?“. Диплом об окончании российского музыкального вуза ценится во всем мире, он свидетельствует о достойном исполнительском уровне, музыкальной и общей гуманитарной подготовке музыканта.
Из истории общепита — История России в фотографиях
Ресторан первого класса. 30 мая – 31 августа 1872 года. Неизвестный автор.
Бар ресторана «Медведь». 1900-е. Автор: Карл Булла.
В ресторане Крынкина. 1916 год. Неизвестный автор.
Столовая Гордеевского волостного комитета. 1890-е. Автор: Максим Дмитриев.
Голодный год в Нижегородской губернии. Народная столовая. 1891–1892 годы. Автор: Максим Дмитриев.
В столовой. 1900-е. Неизвестный автор.
Летние киоски. 1910-е. Неизвестный автор.
Общий вид буфета на базаре. 1912 год. Фотоателье Карла Буллы.
Раздача бесплатных обедов в детской столовой. 1920 год. Неизвестный автор.
Столовая № 1 Губкомгола (губернская комиссия по ликвидации последствий голода). 1922 год. Неизвестный автор.
Очистка тротуаров от снега в порядке трудовой повинности. 1919 год. Неизвестный автор.
Коммунары с/х коммуны в селе Липовом в общественной столовой. 1928 год. Автор: Аркадий Шишкин.
Столовая для делегатов VII съезда РКП(б).
«Охрана здоровья трудящихся – дело самих трудящихся». Столовая на пароходе «Жемчужина». 1924 год. Автор: Аркадий Шайхет.
Буфет на одном из партийных съездов. 1930-е. Неизвестный автор.
Столовая. 1931 год. Автор: Михаил Смодор.
Обед. Фабрика-кухня. 1932 год. Автор: Александр Родченко.
Фабрика-кухня. 1930 год. Автор: Аркадий Шайхет.
Ресторан Казанского вокзала. 1937 год. Автор: Аркадий Шайхет.
Центральный клуб металлургов. В столовой. Официантка с подносом. 1937 год. Автор: Владислав Микоша.
Чайная «Париж». 1940 год. Автор: Георгий Петрусов.
Автобус-буфет. 1955–1959 годы. Автор: Семен Мишин-Моргенштерн.
Народные гулянья на авиационном параде в Тушине. 1 августа 1950 – 31 августа 1959 года. Автор: Семен Мишин-Моргенштерн.
Закусочная-автомат. 1954–1959 годы. Автор: Семен Мишин-Моргенштерн.
Магазин готовой продукции ресторана «Шексна». Март 1957 года. Автор: Г. Ефимовский.
Ресторан. 1960-е. Автор: Виктор Темин.
Официантки ресторана Центрального дома литераторов. 1969 год. Автор: Сергей Васин.
Летнее кафе. 1960-е. Автор: Всеволод Тарасевич.
Кафе в Парке Горького. 9 мая 1987 года. Автор: Игорь Стомахин.
Швейцар у входа в ресторан «Нева». 1960-е. Автор: Всеволод Тарасевич.
Вы посмотрели выставку «Из истории общепита»
Вам понравилось?
13 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Из истории общепита
Понятие «общественное питание» появилось в СССР в 1920-е годы. Столовые, закусочные, фабрики-кухни…. Но задолго до революции в России существовали многочисленные чайные и трактиры. В начале XIX века в Москве появился первый ресторан – «Яр». В 1841 году в Петербурге открылось первое кафе.
Минск начала 20 века
Для работы этого сайта должен быть включен Javascript. Включите Javascript и перезагрузите страницу.
Империя: пространственная история Российской империи Главное меню О Панели мониторинга Каталог данных MapStories Галереи Игры Кто сказал, что история скучна? Полка для карт Научите наш контент Ссылка на проект Келли О’Нил dc20b45f1d74122ba0d654d19961d826c5a557f5 Проект «Империя» // Центр российских и евразийских исследований Дэвиса, Гарвардский университет 1 2018-03-07T00:02:45-05:00 Келли О’Нил dc20b45f1d74122ba0d654d19961d826c5a557f5 9 1 простой 2018-04-06T22:17:19-04:00 Истон Шульц 4292d681e31fb0ad318a27c436c3d7d7d6ed943a В начале ХХ века Минск становился небольшим интеллектуальным центром, переживая период большой модернизации. В 1898 революционеры собрали и сформировали Социал-демократическую партию. Это событие в сочетании с неудачной войной с Японией на восточном побережье империи вызвало большие волнения у царя Николая II. Забастовки на заводах в Санкт-Петербурге вызвали цепную реакцию по всей империи — даже в ее дальних западных пределах. В Минске временно остановились заводы. После их открытия до 1910 года был большой этап роста. В этот период в Минске было построено несколько церквей и учительское служение. В 19Однако 14 ноября в Европе разразилась Первая мировая война, когда Германия объявила войну Российской империи.Несмотря на неудачную историю Минска, связанного с войнами, Минск вышел из Великой войны относительно невредимым. Но мира в Беларуси после войны не нашлось. Восстановление российского правительства после большевистской революции объединило Беларусь и Литву в один регион. Этот регион стал Белорусской Советской Социалистической Республикой в 1919 году.. Несмотря на то, что формально ими правили русские, поляки взяли на себя управление регионом. Это привело к ужасной гражданской войне в регионе, названной польско-советской войной. В январе 1919 года Москва отправила поездом советские войска, чтобы вернуть Минск, который был частично разрушен во время боя. Советы смогли легко взять город под свой контроль, но война с поляками продолжалась до 1921 года. В этот момент Советы подписали договор о передаче половины Беларуси Польше и сохранении другой половины. Минск официально находился под контролем Красной Армии и стал столицей Белорусской Советской Социалистической Республики. Однако после окончания официальной войны в регионе все еще было много антибольшевистских восстаний.
Почти 20 лет Минск переживал льготный период, когда город начал строить культуру. Были новые здания, оперный театр и даже медицинская школа. К 1939 году в городе проживало 300 000 человек, но за несколько коротких лет это изменилось. В очередной раз Минск сильно пострадал от боевых действий. До Второй мировой войны большинство жителей Минска были евреями.
Источники: Бемпорад, Э. (2013). Стать советскими евреями . Издательство Индианского университета.
- 1 2018-02-07T00:02:21-05:00 Келли О’Нил dc20b45f1d74122ba0d654d19961d826c5a557f5 Минск [Истон] Истон Шульц 1 История Минска простой 600861 2018-03-22T01:00:25-04:00 53.9045, 27.5615 Истон Шульц 4292d681e31fb0ad318a27c436c3d7d7d6ed943a
Русское христианство и революция: что было? | Христианская история
Когда-то она была известна как «Святая Русь», земля, цветущая многоглавыми церковными зданиями, так ассоциировавшаяся с православием восточных славян, земля, чреватая духовным наследием и тесно связанная с древнейшими традициями вера. Но на рубеже 20-го века произошло нечто радикальное.
Главный народ СССР, Российская Советская Социалистическая Республика, когда-то считалась одной из «самых христианских» наций мира — земля с богатой многовековой историей церквей и монастырей, кладезь многочисленные почитаемые святые и мученики, с заветным и богатым наследием духовной музыки, иконографии и духовной литературы. Однако менее чем через год после марта 1917 года, когда последний царь отрекся от престола, власть захватила банда воинствующих атеистов; многие русские грабили церкви; безжалостно издевались над религией и религиозными людьми; убивали даже священников, монахов и других верующих тысячами. Что произошло?
Приписать все это «революции» напрашивается вопрос. На самом деле в России в первые десятилетия ХХ века была не одна революция. Антицарские восстания 1905 года привели к конституционному правительству с выборным законодательным органом Дурма и положили начало периоду либеральных реформ. Мартовская революция 1917 г. ознаменовалась формированием временного правительства, состоявшего в основном из умеренных либералов, хотя и с растущим числом социалистов. Однако ничто из этого напрямую не угрожало церкви или религии.
Возрождение, затем… Революция!
Действительно, в эти годы Россия переживала своего рода духовное возрождение. Многие разочарованные марксистские интеллектуалы обратились в христианство. Некоторые жаждали мистической революции, которая изменила бы саму жизнь. Одна группа, опубликовавшая в 1909 г. сборник « Вехи» , резко критиковала радикализм своих коллег-интеллектуалов. Среди ее членов были видный богослов Сергей Булгаков и великий философ Бердяев. И внутри, и вне Русской Православной Церкви писатели, художники и другие представители цветущей русской интеллигенции искали духовные ответы на проблемы личности и общества.
Для Православных Церквей Российской империи отречение царя стало шансом освободиться от государственного контроля. Соответственно, духовенство, иерархи и другие представители верующих провели собор , или собор, который восстановил патриаршество, подавленное царем Петром Великим в 1721 году. Русская Православная Церковь (РПЦ), казалось, вот-вот вступит в славный период. новая эра.
Как же тогда большевики — небольшая заговорщицкая партия, решившая сокрушить Церковь и искоренить религию — захватить огромную империю 19 ноября17 и превратить его в первое в мире атеистическое государство?
Конечно, не обошлось без борьбы. Православные епископы и митрополиты прекрасно знали цели большевиков. В январе 1918 г. новоизбранный патриарх Тихон предостерег новую власть от гонений на церковь и отлучил от церкви всех, кто мог быть причастен к такой деятельности. В течение следующих двух лет было убито не менее 28 епископов и бесчисленное количество священников. Уцелевшее духовенство было лишено гражданских прав и подверглось сильному экономическому давлению.
Что касается массы верующих, то те, кто имел какие-либо четкие политические взгляды, склонялись к симпатиям к конституционным демократам, а в случае крестьян, составлявших большую часть населения, к умеренным аграрным социалистам, а не к большевикам. Но в такой обширной, бедной и преимущественно сельской стране большинство людей мало знали или интересовались политикой и еще меньше имели политическое влияние. Чтобы взять власть, большевикам не нужно было убеждать большинство в правильности своих взглядов. Это было больше вопросом захвата контроля над крупными городами, армией и средствами связи; они делали это с безжалостной эффективностью.
Тем не менее, им потребовалась трехлетняя гражданская война, чтобы отвоевать большую часть старой Российской империи и создать новую социалистическую федерацию, известную с 1922 года как Союз Советских Социалистических Республик. В этом конфликте многие священники и епископы РПЦ поддержали антибольшевистские Белые Армии, хотя еще в сентябре 1919 года Патриарх Тихон предупредил свое духовенство, чтобы оно не вмешивалось в политику, и напомнил верующим, что церковь не налагает на них никаких политических обязательств.
Неподготовленная церковь
Похоже, что РПЦ не была полностью готова к натиску большевиков. В течение почти двух столетий она находилась под контролем Священного Синода, государственного органа, созданного для надзора за церковью. Мало того, что РПЦ была тесно связана с государством, она фактически стала частью бюрократии. Тесное отождествление церкви и государства было выраженной политикой Константина Победоносцева, мирянина, возглавлявшего Святейший Синод с 1889 по 1905 год. Он видел в этом необходимое для сильной власти. Но это мешало РПЦ развивать свободную жизнь или осуществлять независимый — и, следовательно, заслуживающий доверия — моральный авторитет. Кроме того, РПЦ не смогла должным образом подготовить свое духовенство к решению философских задач дня. Слишком часто его рассматривали — и не совсем ошибочно — как мракобесное и реакционное учреждение.
Но в империи, которая была только наполовину этнически русской, РПЦ была самой крупной из нескольких христианских церквей, и революция затронула каждую из них по-разному. Мартовская революция дала возможность другим преимущественно православным народам, таким как белорусы и украинцы, возродить свои традиционные церкви, подавленные царями.
Евангелисты и баптисты (чей значительный рост в 19 веке был частично обусловлен их глубоким знанием Священного Писания, но которые подвергались безжалостным преследованиям со стороны правительства) также выиграли от революции — поначалу. Большевики изначально терпели эти движения, потому что они имели тенденцию ослаблять установленную православную церковь. Потом, конечно, попытаются уничтожить и их.
Массы и партия
Большая часть крестьянства, т. е. большая часть населения России, остается пассивной на протяжении всей революции и гражданской войны. Жизнь была достаточно шаткой, и выступать против любой власти, царской или большевистской, было опасно. Также было сказано, что русская православная традиция носила оттенок фатализма и других мирских вещей, из-за которых безбожникам было слишком легко брать на себя светские дела.
Большевики, конечно, нашли активных сторонников. Во-первых, несколько преувеличена легендарная набожность русского крестьянина. Во второй половине 19 в. XIX века нигилисты и радикальные народники проникли в деревню, часто играя на скрытом антиклерикализме крестьян.
Кроме того, сельский священник, обычно сам крестьянин, не всегда был объектом почитания. Какими бы набожными ни были жители деревни, они могли видеть в малообразованном, иногда морально испорченном священнике, который обычно был рожден в своем государстве настолько же, насколько и призванным к нему, просто равным им, если не нижестоящим.
Богослужения на церковнославянском языке, который люди едва понимали, едва удовлетворяли их интеллектуальные потребности, и без надлежащего образования они могли получать мало духовной пищи от высокоформалистских церковных обрядов. Кроме того, институт, представляющий самодержавный режим, автоматически вызывал у многих подозрения.
Таким образом, даже благочестивые христиане могли отдалиться от РПЦ. Это не делало их большевиками, но могло сделать их невольными пособниками в борьбе с религией.
На самом деле, большевики приветствовали тех христиан, которые, думая, что их вера так или иначе совместима с марксизмом, желали сотрудничать. Эти благонамеренные души, кажется, не знали, что христианские представления о морали несовместимы с большевистским учением, потому что марксизм учил, что мораль обусловлена социально-экономическими отношениями.
Когда изменились условия, изменились и нравы. Мораль была относительной, а не абсолютной. Императивам классовой борьбы не могла помешать скрупулёзная «буржуазная мораль». Можно было бы сказать, что цель оправдывала средства — если бы оправдание вообще было нужно. Действительно, их отношение к сочувствующим христианам олицетворяло мораль большевиков. Они, видимо, рассчитывали, что, как только эти «попутчики» обнаружат врожденное противоречие их позиции, мало кто осмелится отказаться от марксизма в пользу христианства, которое становится все более неблагоприятным.
В то же время озверевшая нищета русской деревенской жизни также должна была получить активную поддержку большевиков. Ведь либерально-демократическое Временное правительство только говорило об изъятии земли у богатых помещиков и передаче ее крестьянам; большевики призывали их помочь себе. И увы, одним из крупнейших землевладельцев оказалась церковь.
Большевики всячески пропагандировали образ церкви как богатой эксплуататорши, даже обращая против нее церковное благочестие. Когда в 19 г.20–21 гг. Русская православная иерархия быстро создала фонд помощи и внесла в него щедрые пожертвования. Однако Церковь освободила от коллекций свои сакраментальные предметы, такие как чаши, используемые в богослужении. Ухватившись за это, большевики организовали собственную операцию по оказанию помощи, а затем приказали церкви передать и сакраментальные предметы. Когда он отказался, они предали суду нескольких служителей церкви за отказ помочь голодающим.
Внутри самой церкви возникла группа сторонников большевиков. В конце 19ХХ века русские православные семинарии стали рассадниками радикализма. Многие молодые священники восприняли социалистические идеи, которые подкреплялись их недовольством своим непосредственным начальством, епископами, а также их неодобрением социальной и политической роли своей церкви. К ним присоединились интеллектуалы, отказавшиеся от марксизма, но стремившиеся соединить христианство с радикальной социальной этикой.
После прихода к власти большевиков некоторые из этих активистов сформировали обновленческую церковь. Увидев возможность, большевики манипулировали и в конечном итоге взяли под свой контроль обновленческое движение, используя его для ослабления господствующей патриаршей церкви. Но потом патриарх РПЦ Тихон умер, а его преемник, митрополит Сергий, в 19 г.27, чтобы заявить о лояльности своей церкви советскому государству. После этого большевики стали не нужны обновленцам и подавили их.
Но даже если манипулирование сочувствующими помогло большевикам взять власть, что позволило им удержаться? Одно дело, когда они использовали армию и полицию для подавления всей активной оппозиции. Но как они могли завоевать души сотен миллионов верующих христиан? Или они?
Истинно верующие?
На этот вопрос нет однозначного ответа. Согласно одной теории, марксистский ленинизм был замещающей религией, занявшей место православия в сердцах и умах людей. С Марксом, Энгельсом и Лениным в качестве ее «пророков» «Капитал » и другие сочинения в качестве «писания», с диалектическим материализмом в качестве «богословия» и коммунистической партией в качестве «священства», марксистско-ленинизм был готовой светской верой. При умелой пропаганде и большом принуждении большевики просто «перевели» народ из одного православия в другое. Привыкшие к беспрекословному повиновению массы уступили.
Хотя марксистско-ленинизм, возможно, и является официальной религией конфессионального советского государства, эта теория склонна преувеличивать успехи коммунистов. Даже сегодня пытаются заменить православные обряды искусственными советскими обрядами. Фактически, несмотря на сталинские терроры 19В 20-х и 30-х годах христианство не было вытеснено новым советским кредо, кроме как в сознании немногих членов партии и сочувствующих.
Даже в разгар революции посещаемость церкви была высокой. Мученичество подняло престиж Церкви. Позднее большинство православных церквей просто ушли в подполье, где катакомбные испытания возродили веру. Сегодня убежденные атеисты по-прежнему составляют лишь часть населения.
В то время как большинство кажется равнодушным как к религии, так и к атеизму, по оценкам некоторых ученых, до 45 процентов населения СССР являются верующими. Это будет включать около 50 миллионов православных, возможно, до трех миллионов евангелистов-баптистов, около 10 миллионов католиков и десятки миллионов мусульман и других нехристианских религиозных людей.
Одним из показателей силы христианства в воинствующем атеистическом советском государстве было решение правительства восстановить утративший силу Патриархат Русской Православной Церкви в 1943 году в обмен на поддержку последним советских военных действий и нового русского националистического политика. Этот акт, однако, возродил традиционный союз церкви и государства — партнерство, выгодное для иерархии, но, возможно, наносящее ущерб вере. На самом деле ведущие иерархи не раз вставали на сторону атеистических чиновников против чересчур активных и популярных священников. И для многих украинцев санкционированные правительством в этом году празднования тысячелетия — всего лишь еще один продукт этого «нечестивого» союза духовенства и комиссаров.
Дилемма церкви
Неравное и непростое партнерство церкви и государства ставит рядовых верующих в затруднительное положение. Бросить вызов иерархам может разделить Церковь, но следовать их политической линии многим кажется лицемерием. Возникший в результате раскол между институциональной Церковью и массой верующих — это, конечно, именно то, что приказали большевики. Ибо именно такими приемами «разделяй и властвуй» они смогли подчинить себе преимущественно христианскую Российскую империю.
Они ослабили Церковь изнутри, стравливая мирян с духовенством, духовенство с иерархией. Они скомпрометировали Церковь в глазах верующих, запугивая епископов лояльностью к атеистическому государству. И после террора 30-х они пытались подорвать духовное возрождение, можно сказать, истинную, внутреннюю революцию в душах людей, поддерживая безжизненное консервативное и государственное церковное учреждение.
Печальная и запутанная история захвата большевиками христианской земли несет сегодня для нас ряд уроков, уроков гораздо более многочисленных и многогранных, чем можно обсудить в этом коротком отрывке. Среди них:
Церкви должны быть готовы ответить на интеллектуальный вызов марксизма и других светских идеологий, особенно в социально-экономической сфере; с одной стороны, они не должны быть пассивными или не знать политических событий; с другой стороны, их нельзя втягивать в поверхностный союз с латентно антихристианскими движениями; они должны приветствовать реформу изнутри, но сопротивляться манипулированию извне, и этот список можно продолжить.
Последний урок может быть таким: Советы находятся у власти чуть более 70 лет, около двух третей века, и за это время суровые поколения их предприняли радикально насильственные и настойчивые усилия по искоренению христианской веры в своей стране. область. Однако сегодня выживание христианства в СССР — да, даже его расцвет — признано большей частью мирового сообщества, в том числе многими советскими.