Духовная жизнь в 20 е годы таблица. Культурная и духовная жизнь в конце XIX
После окончания Гражданской войны, большевикам удалось полностью подчинить тотальному государственному контролю все сферы жизни советского общества, включая его духовное развитие.
С началом становления административно-командной системы, отдельные отрасли науки и искусства регулировались специально созданными комитетами.
Основной задачей большевиков было полное искоренение с духовной жизни общества буржуазной идеологии и внедрение социалистических и пролетарских мотивов, которые заключались в утверждении марксизма в сознании народа.
Искусство, по сути, стало инструментом, который использовали большевики в процессе строения пролетарской диктатуры и воплощения мировой социалистической революции. В культурной жизни прочно укрепился соцреализм направление в искусстве, активно пропагандирующее превосходство социалистического режима
В полное подчинение партийного руководства вошли и СМИ понятие свободы слова было полностью истреблено.
Атеистические идеи в догматику коммунистов были внесены Лениным, который считал религиозные верования основой буржуазного общества и главным средством манипуляции пролетариатом.
Если до 1919 года в государстве проводилась только атеистическая пропаганда, то с 1921г. большевики начали проводить первые репрессии духовенства и верующих различных конфессий, которые в своем большинстве были приверженцами монархии.
С этого периода коммунистическими активистами начинаются массово разрушаться религиозные культовые сооружения, которые несли в себе многовековое культурное наследие русского народа. Уцелевшие церкви часто использовались в качестве складов, мастерских и даже библиотек.
Интересным является тот факт, что на официальном уровне антирелигиозная политика была рекомендационной, а не принудительной религиозные проповедники, монашество и духовенство осуждалось за антигосударственные действия.
Внедряя атеистическое мировоззрение в сознание народных масс, большевики создавали нового бога Сталина и новое вероисповедование коммунизм, что значительно облегчило становление тоталитаризма в государстве.
В период Гражданской войны численность населения, которое покинуло Россию, достигало 2.5 млн. человек. Большинство эмигрантов составляли культурные, научные деятели и дворянство, которые оказалось под преследованиями новой власти.
Несмотря на то, что эти люди были вынуждены покинуть родину, они продолжали активно вести свою деятельность за пределами государства. В Европе было открыто множество русских изданий огромным тиражом выходили произведения И. Бунина, Г. Иванова, В. Ходасевича.
Среди эмигрантов оказались и выдающиеся русские философы Л. Карсавин и Н. Трубецкой, вместе с иностранными экономистами они пытались проанализировать причины социально — экономического кризиса, который привел к падению русской династии, что стало основой гениального труда «Исход к Востоку», который обрел большую популярность в Европе и США.
Культура России Конец XIX — начало XX в. стали чрезвычайно плодотворным периодом в развитии отечественной культуры. Духовная жизнь общества, отражая те стремительные перемены, которые произошли в облике страны на рубеже двух столетий, бурную политическую историю России в эту эпоху, отличалась исключительным богатством и разнообразием. «В России в начале века был настоящий культурный ренессанс, — писал Н.А.Бердяев. — Только жившие в это время знают, какой творческий подъем был у нас пережит, какое веяние духа охватило русские души». Творчество русских ученых, деятелей литературы и искусства внесло огромный вклад в сокровищницу мировой цивилизации.
Наука и естествознание Во второй половине XIX в. Наука выдвигается в число важнейших сфер общественной деятельности. Открытия мирового значения были сделаны в области химии. Профессор С.- Петербургского университета Дмитрий Иванович Менделеев () сформулировал в 1869 г. периодический закон химических элементов, ставший одним из важнейших в естествознании.
Д. И. МенделеевЕстествоиспытатель Иван Михайлович Сеченов () ученик Г. Гельмгольца и учитель И. П. Павлова, был новатором в области физиологии. Итогом его исследований высшей нервной деятельности явился труд «Рефлексы головного мозга» (1866), где доказывалось единство и взаимодействие психических и физических процессов в организме. С успехами естествознания связаны труды основоположника почвоведения Василия Васильевича Докучаева () и главный из них «Русский чернозем» (1883). Ученый доказывал, что почва особый природный организм со своими законами образования, развития и оскудения. Докучаев составил карту почвенных особенностей Европейской России и дал классификацию почв в стране (1886). И. М. Сеченов
География Русские географы и природоведы значительно обогатили представления не только о собственной стране, но и о Земле, о ее материках и континентах. В 6090-е гг. выдвигается блестящая плеяда неутомимых путешественников, исследующих малоизученные края Земли. В организации экспедиций большую роль сыграло Русское географическое общество, во главе которого стоял сменивший в 1873 г. его основателя Ф. П. Литке П. П. Семенов-Тян- Шанский (). П. П. Семенов первым из европейцев путешествовал по горам Тянь-Шаня (). Николай Михайлович Пржевальский () после экспедиции в Уссурийский край () осуществил четыре экспедиции в Центральную Азию (), побывав в Тибете, Монголии, Китае. Он открыл много неизвестных ранее горных хребтов, рек и озер, впервые описал неизвестные породы животных (тибетский медведь, лошадь Пржевальского и т. д.), собрал ценную коллекцию растений. Пржевальский Н. М.
Николай Николаевич Миклухо-Маклай () путешествовал за пределами России, побывав в гг. на Мадейре, в Марокко, в Новой Гвинее. В гг. с научной целью находился на Малайских островах Полинезии. Тесные дружеские контакты русского ученого с местным населением дали ему возможность провести серьезные исследования антропологические и этнографические, способные противостоять расистским теориям. Н. Н. Миклухо-Маклай
Искусство В русской культуре второй половины XIX в. первенствовала литература. Идейно- эстетические принципы господствующего в ней критического реализма оказали мощное воздействие на все области искусства. Определяющими здесь становятся требования близости к жизни, к народу, стремление ответить на запросы общества, удовлетворить его потребности в правде, в красоте, которую искусство ищет уже в самой действительности.
Живопись Процесс обновления в живописи начался с «бунта» в Академии художеств молодых художников в 1863 г. Отказавшись писать конкурсные работы на традиционные сюжеты из мифологии, они потребовали свободного выбора тем. Получив отказ, 14 живописцев во главе с И. Н. Крамским вышли из академии и основали Артель художников. Она послужила ступенью к новому объединению в 1870 г. Товариществу передвижных художественных выставок, окончательно оформившемуся с принятием устава в 1876 г. За два десятилетия существования передвижники показали выставки своих картин более чем в 20 городах. Их союз был одновременно и профессиональным, и идейным, и коммерческим, объединяя едва ли не всех талантливых художников, утверждавших принципы реализма и народности.
На первый план в 6070-е гг. выдвинулась жанровая живопись с ее ярко выраженными социальными мотивами. Здесь серьезного успеха добился Василий Григорьевич Перов () с его картинами уездной и деревенской пореформенной России («Чаепитие в Мытищах», «Приезд станового на следствие», «Сельский крестный ход на Пасхе»), До подлинного трагизма поднимается художник, рисуя похороны осиротелой крестьянской семьей своего кормильца («Проводы покойника»), Григорий Григорьевич Мясоедов () сумел передать поэзию крестьянского труда («Косцы»), тесную связь сельского мира с природой, зависимость от нее («Засуха»), показал взаимоотношения крестьян с земскими учреждениями (« Земство обедает »). Расцвет творчества Ильи Ефимовича Репина () приходится на начало XX в., но уже в 1870-е гг. проявился его могучий талант. Событием в искусстве и в общественной жизни стала картина «Бурлаки на Волге» (1872).
Новым типам пореформенной России посвящены картины Николая Александровича Ярошенко () «Студент», «Курсистка», «Кочегар». Из гущи повседневной городской жизни выхвачены сюжеты картин Владимира Егоровича Маковского () «На бульваре», «Крах банка», «Свидание », « Вечеринка », « Не пущу!». В историческом жанре этой поры художники отходят от традиционного источника античной истории, обращаясь к прошлому отечества, стремятся воссоздать его события и образы со всей достоверностью. На полотне Василия Ивановича Сурикова «Утро стрелецкой казни» нет изображения самой казни противников петровских реформ. Но смертельная схватка Руси уходящей и обновляющейся передана с огромной силой. Богатый колорит картины, сложная, оригинальная композиция способствуют донесению авторского замысла.
Тот же конфликт старого и нового, как основа семейной драмы, воплощен в картине Николая Николаевича Ге () «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Никаких внешних проявлений этой драмы здесь нет, спокойны и позы ее участников. Лишь взгляд Петра говорит о глубине конфликта: в нем нет ненависти к предавшему его сыну, лишь горечь и мука, сознание, что дело его жизни не будет продолжено тем, кто должен был его унаследовать. Батальная живопись 6090-х гг. близко соприкасается с исторической. Здесь тот же уход от академических условностей, декоративности, парадности. В. И. Суриков-баталист («Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком») выступает в роли своеобразного режиссера мизансцены, которую выстраивает в строгом соответствии с ходом военных действий, с исторической правдой, не жертвуя ею во имя большего эффекта. «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»
Василий Васильевич Верещагин () формально не принадлежал к передвижникам, но разделял их идейные и эстетические пристрастия. Под кистью художника война предстает противоестественным для человека состоянием. Его картина «Апофеоз войны», изображающая раскаленную пустыню с разрушенным городом вдали и пирамидой человеческих черепов на переднем плане, воспринималась как антивоенный символ. «Апофеоз войны»
Иван Константинович Айвазовский () х гг. зрелый мастер, признанный лучшим маринистом не только России, но и Европы. Морская стихия запечатлена им в самом разном состоянии от штиля до шторма («Девятый вал», «Черное море», «Среди волн»). Одна из лучших его картин «Море». На полотне нет ничего, кроме сурового безбрежного моря и бесконечного неба. «Море» Айвазовского можно отнести к самым грандиозным произведениям мирового пейзажа. «Девятый вал»
Расцвет пейзажной живописи связан с творчеством Исаака Ильича Левитана (). В картинах «Осенний день. Сокольники», «Вечер. Золотой плес», «Тихая обитель», «У омута», «Стога. Сумерки» слышна и щемящая музыка русской природы и ее особая тишина. Они навевают светлую грусть и раздумья о жизни, в которой нет гармонии и красоты, присущей природе. При внешней непритязательности пейзажи Левитана результат высочайшего мастерства и новаторства художника, во многом предугадавшего развитие живописи XX в. «Золотая осень»
Архитектура Быстрый рост после реформ 60-х гг. городов, сети железных дорог, промышленных предприятий, резкое увеличение числа банков и акционерных обществ, учебных и культурных заведений все это обусловило колоссальный размах строительства. Перед архитекторами встали новые многообразные задачи, выдвинувшие на первый план необходимость их функционального, соответствующего типу здания, решения. Храм Воскресения Христова
Опера В оперном жанре на первый план выдвигается национальная опера на сюжеты российской истории. В «Псковитянке» Римского- Корсакова, «Князе Игоре» Бородина не только звучат народные мотивы народ является участником сценического музыкального действа. Н. А. Римский-Корсаков Александр Порфирьевич Бородин
Театр В пореформенную эпоху возникает множество частных театров и антреприз, но центрами театральной культуры остаются императорские театры. Они финансируются правительством, сюда стягиваются лучшие актерские силы, режиссура и сценография были поставлены здесь на современном европейском уровне. В театральной жизни двух столиц тон задавал Малый театр с его устойчивыми традициями сценического реализма, идущими от великих Щепкина и Мочалова. Малый театр называли «Домом Островского»: здесь переиграли все пьесы выдающегося драматурга. Острая социальная проблематика его произведений позволила вывести на сцене галерею русских социальных типов, показать быт и нравы городских слоев, сложные отношения в пореформенном обществе между его сословиями. На сцене Малого театра блистали П. М. Садовский, Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова. Театр не замыкался на реалистическом искусстве: с середины 70-х гг. здесь, как и в других театрах России, все больше завоевывает позиции и романтизм с его патетикой и пафосом. Мария Николаевна Ермолова Картина кисти В. Серова
Тенденции духовной жизни в мире в XX веке Во все времена на духовную жизнь общества влияли идеи, которые не только задавали темп жизни, но и существенно могли изменить его структуру. Новые веяние овладевали сознанием масс и становились доминантными, контролируя все сферы общественной жизни. Так в эпоху Средневековья, на духовное развитие общества влияли идеи католической церкви, в период Просвещения религия поступилась науке. К началу 20 века, господствующей идеей был рост человеческой личности при помощи применения достижений научно — технического прогресса.
Особенности духовной жизни в XXс веке периодами, 20 век По сравнению предыдущими характеризируется многообразием направлений и течений в театральном, изобразительном искусстве и литературе. Нестабильная политическая обстановка в начале века стала причиной того что в духовной жизни общества преобладали философские, пессимистические идеи представители творческой элиты пытались найти объяснение происходящим событиям, обращаясь к трудам знаменитых философских деятелей прошлого. Творческая интеллигенция понимала, что старый мир, со своими порядками и традициями, невозвратно уходит в прошлое. Подтверждением этого сослужило множество социальных, политических и экономических изменений падение монархий, установление тоталитарных режимов, усиленный рост городов и модернизация промышленности. Однако вопрос о том, каким будет будущее человечества оставался открытым. Многие мыслители предрекали закат мировой культуры, так как считали, что духовное развитие в условиях Времена не выбирают, В них живут и умирают. (Л. С. Кушнер)
Основные направления духовного развития первой половины 20 века В первой половине 20 века выделялись два основных вектора развития духовной жизни рациональнопрагматический и иррациональный. Ярким представителем иррационального направления философской мысли является З. Фрейд, который впервые отследил связь творческого развития с психикой отдельных индивидов. Фрейд считал, что культурная деятельность это ни что иное, как сублимация психических процессов, которая выражается на материальном плане. На основе этого направления в культуре первой половины 20 века возникают такие культурные течения как абстракционизм, экспрессионизм, неопластицизм, сюрреализм. Искусство теряет свою простоту, приобретая скрытое философское наполнение. Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит (З. Фрейд)
Основные направления духовного развития первой половины 20 века Американским философом Д. Дьюи была заложена основа рационалистического подхода к развитию духовной жизни. По мнению представителей прагматического направления, культура является ни чем иным как инструментом к решению многих социально — политических проблем человечества. Такое течение было активно поддержано установившимися в Европе антидемократичными режимами. В отличие от иррациональной культуры, такое направление было доступным для понимания широких масс и часто использовалось как инструмент идеологической пропаганды. На основе рационального подхода возник социальный реализм, который стал зеркалом, в котором в несколько искаженном виде отражались политические и социальные явления. Истинная свобода – интеллектуальна; она основывается на воспитании силы мысли, на умении «перевертывать вещи со всех сторон» , разумно смотреть на вещи, судить, есть ли налицо нужное для решения количество и качество доказательств, а если нет, то тогда где и как их искать.
Вступая в XX век, Россия менялась. Менялся и мир. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни. Под их натиском рушились традиционные ценности и представления людей. Российская культура переживала удивительный расцвет. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл блестящие имена, ставшие гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники. Начало XXв. называют Серебряным веком русской культуры. Серебряный век — это историческое время с 90-х гг.
XIX века до 1922г..
Однако так и не было преодолено одно из основных противоречий российской жизни — недоступность высоких достижений культуры широким массам и оторванность от них.
В 1919г. правительство РСФСР приняло декрет « О ликвидации неграмотности среди населения России», согласно которому все граждане в возрасте от 8 до 50 лет были обязаны научиться читать и писать на родном или русском языке. Однако условия Гражданской войны и разрухи помешали решению поставленной задачи. В середине 1920-хгг. лишь около половины населения СССР в возрасте старше 9 лет владели грамотой.
Деятели художественной культуры Серебряного века, встретили пролетарскую революцию по-разному. Одни из них считали, что отечественные культурные традиции будут либо растоптаны, либо поставлены под контроль новой власти. Ценя превыше всего свободу творчества, они избрали удел эмигрантов. К середине 20-х гг. за границей оказались писатели, поэты, композиторы, певцы, музыканты, художники: И.А.Бунин, А.И.Куприн, А.К.Глазунов, С.С.Прокофьев, С.В.Рахманинов, Ф.И.Шаляпин, И.Е.Репин, В.В.Кандинский, М.З.Шагал и др.
Другие выдающиеся деятели культуры не избрали участь эмигрантов. Такие как, А.А.Ахматова, М.А.Волошин, М.М.Пришвин, М.А.Булгаков, ушли в глубокую духовную оппозицию, продолжили традиции русского инакомыслия.
Многим казалось, что революция, как очистительная гроза, омолодит страну, разбудит созидающие силы. Они шли навстречу новой жизни, считая себя продолжателями революционных традиций русской культуры.
Октябрьская революция уже впервые годы была воспета в стихах В.В.Маяковского и А.А.Блока, изображена в картинах К.С.Петрова-Водкина и Б.М.Кустодиева, а также в первом советском спектакле «Мистерия-буфф» по пьесе Маяковского в постановке В.Э.Мейерхольда и с оформлением К.С.Малевича.
С окончанием Гражданской войны большевики начали активно контролировать духовную жизнь в стране. В августе 1921г. некоторые учёные и деятели культуры, некоей Петроградской боевой организации, были расстреляны, в том числе учёный-химик М.М.Тихвинский и поэт Н.С.Гумилёв.
В конце августа 1922г. советское правительство выслало из страны 160 учёных и деятелей культуры, которые не разделяли идеологических установок большевизма, но и не были активными борцами с ней.
В 1922г. был учреждён Главлит, который вёл контроль над всей печатной продукцией. Через год к нему присоединился Главрепертком, он контролировал репертуар театров и других зрелищных мероприятий. Их задача заключалась в том, чтобы не просочились неугодные властям материалы в общественную жизнь.
Большевики ставили перед собой цель воспитать «нового человека», достойного жить в коммунистическом обществе. Для большевиков опасным конкурентом в духовной жизни страны являлась религия. В апреле — мае 1922г. в Москве и в июле в Петрограде были организованы судебные процессы, ряд крупных церковных иерархов приговорили к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Патриарх Тихон был арестован и переведён в тюрьму. В 1925г., после смерти патриарха Тихона, власти не допустили выборов нового патриарха, а митрополит Пётр, который принял патриаршие обязанности, был выслан на Соловки.
Большевикам нужны были новые художественные формы воздействия на чувства, агитации за коммунистическое будущее. Расцвело искусство плаката, мастера этого жанра — В.Н.Дени («Банда»), Д.С.Моор («Ты записался добровольцем?», «Помогите!»). «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства) — новая форма агитационного искусства. Острые сатирические плакаты с краткими стихотворными текстами освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, которые передавались агентством в газеты.
Духовная жизнь советского общества в первые годы советской власти отличалась относительной свободой, но по мере укрепления позиций Сталина началось партийное наступление на культуру.
Главные задачи культурной революции: ставилась задача преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры. ликвидация неграмотности: в 1919 году СНК принял декрет » О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР «, по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В 1923 году было учреждено добровольное общество » Долой неграмотность » под председательством М. И. Калинина.
« Долой неграмотность!» В 1923 году было учреждено добровольное общество » Долой неграмотность » под председательством М. И. Калинина. Выли открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности ликбезы.
Народное образование. 30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил « Положение о единой трудовой школе РСФСР ». В основу положен принцип бесплатного обучения. Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьяне Следующая важная веха — принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП / б » О всеобщем обязательном начальном обучении «. К концу 30- х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена
Власть и интеллигенция: вопрос об отношении к революции. С. В. Рахманинов, К. А. Коровин, А. Н. Толстой, М. И. Цветаева, Е. И. Замятин, Ф. И. Шаляпин, А. П. Павлова, И. А. Бунин, А. И. Куприн и другие. 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления: П. А. Сорокин, К. Н. Давыдов, В. К. Агафонов, С. Н. Виноградский и др За границей оказались: Понижение духовно — интеллектуального уровня
« ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ВСЕГДА БЫЛА РЕВОЛЮЦИОННА. ДЕКРЕТЫ БОЛЬШЕВИКОВ — ЭТО СИМВОЛЫ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. БРОШЕННЫЕ ЛОЗУНГИ, ТРЕБУЮЩИЕ РАЗРАБОТКИ. ЗЕМЛЯ БОЖИЯ… РАЗВЕ ЭТО НЕ СИМВОЛ ПЕРЕДОВОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ? ПРАВДА, БОЛЬШЕВИКИ НЕ ПРОИЗНОСЯТ СЛОВА » БОЖЬЯ «, ОНИ БОЛЬШЕ ЧЕРТЫХАЮТСЯ, НО ВЕДЬ ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ. ОЗЛОБЛЕНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПРОТИВ БОЛЬШЕВИКОВ НА ПОВЕРХНОСТИ. ОНО, КАЖЕТСЯ, УЖЕ ПРОХОДИТ. ЧЕЛОВЕК ДУМАЕТ ИНАЧЕ, ЧЕМ ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ. НАСТУПАЕТ ПРИМИРЕННОСТЬ, ПРИМИРЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ…» Может ли интеллигенция работать с большевиками? — Может и обязана. (А. А. Блок)
« Сменовеховство » идейно — политическое и общественное движение, возникшее в начале х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника » Смена вех «, вышедшего в Праге в июле 1921 году. Сменовеховцы ставили перед собой задачу — пересмотреть позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России. Суть этого пересмотра состояла в отказе от вооруженной борьбы с новой властью, признании необходимости сотрудничества с нею во имя благополучия Отечества.
« Сменовеховство » (результаты) А. Н. Толстой С. С. Прокофьев М. Горький М. Цветаева А. И. Куприн Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию и добиться признания новой власти. Возвратились на Родину: Отношение большевиков:
Классовой подход к культуре Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества г. – процесс над Петроградской боевой организацией (известные ученые и деятели культуры) г. – выдворение из страны 160 крупных ученых и философов г. – учреждение Главлита, а затем Главреперткома (цензура).
Из Постановления Политбюро ЦК РКП (б) » О политике партии в области художественной литературы » 18 июня 1925 г. Таким образом, как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства. Партия должна подчеркнуть необходимость создания художественной литературы, рассчитанной на действительно массового читателя, рабочего и крестьянского; нужно смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе
Большевики и церковь. 11 (24) декабря 1917 г. появляется декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения. 18 (31) декабря аннулируется в глазах государства действенность церковного брака и вводится гражданский. 21 января 1918 г. — опубликован декрет о полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ.
Декрет предусматривал конкретные меры, обеспечивающие религиозным организациям осуществление своих функций. Гарантировалось свободное исполнение обрядов, не нарушающих общественного порядка и не сопровождающихся посягательствами на права граждан, религиозным обществам предоставлялось право на бесплатное пользование зданиями и предметами для проведения богослужений.
На Церковь обрушивались все новые и новые запреты Повсеместное закрытие храмов; Конфискация имущества церкви для революционных нужд; Аресты священнослужителей; Лишение их избирательных прав; Дети из семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование.
Books/index.php?SECTION_ID=326&ELEMENT_ID= Источники: А. А. Данилов, История России XX – начало XXI века М., « Просвещение », 2008 г. Интернет — ресурсы:
Во второй пол. XVII в. было создано несколько государственных школ. 1649г. – школа Ф.Ртищева (школа в Андреевском монастыре). 1640 – х – школа Епифания Славинецкого в Чудовом монастыре, 1665г. – школа Симеона Полоцкого в Заиконоспасском монастыре работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора (Типографическая школа 1681г во главе с русским монахом Тимофеем и греком Мануилом), Аптекарского приказа и др. В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии .. . до богословия». Возглавили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды (после ссылки Лихудов 1701г. Академия пришла в упадок), ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М. В. Ломоносов. Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня «Букваря» В. Ф. Бурцева, изданного тиражом 2400 экземпляров. Были опубликованы «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648) и таблица умножения «Считание удобное» (1682). Но: Псалтырь. В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины («Травники», «Лечебники», «Фармакопея» Ивана Венедиктова, «О строении тела человеческого» — перевод Епифания Славинецкого) в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т. п.), в наблюдении за природой. Век великих географических открытий. 1632г. – казаки добрались до Лены, основали якутск; Елисей Буза открыл Яну, Индигирку, а Копылов добрался до Охотского моря (1639г. ). В 1643г. Колесников дошёл до Байкала, а Поярков открыл Амур, который был исследован в 1650-1651гг. Хабаровым. 1654г. были открыты реки Аргун, Селенга и Ингода. 1675-1678гг. – экспедиция в Китай О.Н. Спафарий, составлено «Описание первыя части Вселенныя, именуемой Азии», «Сказание о великой реке Амуре». 1692-1695гг. – голландец Исбрант Идес составил описание части России в районе границы с Китаем. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой, открыл р. Анадырь. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева. Е. П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII в. сибирский казак В. В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова. 1690г. морской офицер Дубровин составил карту Туркестана. Первая карта Московского государства была составлена на рубеже 16 – 17 веков, 1640г.- «Роспись сибирским городам и острогам», а в 1672г. — «Чертёж Сибирской земли». Литература. В XVII в. созданы последние официальные летописные сочинения. «Новый летописец» (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол. Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) была откликом на события Смутного времени начала XVII в. Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII в. жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои. В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести о Ерше Ершовиче» — судебная волокита и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий). Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первго русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России, которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII — первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории. | Два художественных направления: Годуновская школа и Строгановская (Прокопий Чирин, Никита, Фёдор и Истома Савины). Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе «Спас Нерукотворный» («Троица») хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы. Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С. Ушакова (1626 – 1686), тесно связана с распространением в России портретной живописи — парсуны (персоны), изображавшей реальных персонажей, например, царя Федора Ивановича, М. В. Скопина-Шуйского и др.
Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т. е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в. | Архитектурные сооружения XVII в. отличаются большой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочности архитектурных объемов есть и цельность, и единство. Здания XVII в. многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли «каменным узорочьем, дивным узорочьем». Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце (1635 – 1636) царя Михаила Фёдоровича в Кремле (Б. Огурцовым. А. Константиновым, Т. Шарутиным, Л.Ушаковым , в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоиерусалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном. Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля — церковь Ильи Пророка и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно назвать церковь Николы в Хамовниках (у станции метро «Парк культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от Пушкинской площади), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку от метро «Китай-город») Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусства, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепостных сооружений. К середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехскатные крыши сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступили место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и торжественную мощь сердца столицы России. В Ростове Великом в форме кремля была сооружена резиденция опального, но властного митрополита Ионы. Этот кремль не являлся крепостью, а его стены имели чисто декоративный характер. Стены крупных русских монастырей, возведенные после польсколитовско-шведской интервенции (Троице-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерского монастыря под Вологдой, московских монастырей), следуя общей моде, также украшались декоративными деталями. Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название нарышкинского (по фамилии главных заказчиков) или московского барокко. В этом стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др. Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность построек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капителей и т. п. Наконец, почти во всех зданиях нарышкинского барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые впервые были возведены еще в XVI в. итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развивалась в рамках общеевропейской культуры. В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости Деревянное зодчество: многоярусность, башенки, терема, резьба по дереву. Церковь Ильи в Киеве, тринадцатиглавая деревянная церковь София Новгородская, церковь Бориса и Глеба в Вышгороде. | Был создан пастором лютеранской церкви Готфридом Грегори придворный театр в Москве (1672, закрыт в 1676), просуществовавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполняли мужчины. В репертуаре театра были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской культуре. В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр — театр скоморохов и Петрушки (главный герой народных кукольных представлений). Правительство и церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки властей предержащих. Гостей на пирах развлекал скоморохи, гусляры.
|
Снимок актуализированной истории — Россия в глобальной политике
Для цитирования используйте:
Чемакин А.А., 2023. Этнический состав населения Киева в начале ХХ века: снимок актуализированной истории. Россия в глобальной политике , 21(1), стр. 32-48. DOI: 10.31278/1810-6374-2023-21-1-32-48
Только недавно специалисты в области международных отношений пришли к признанию «важности социальных процессов формирования идентичности, культуры и идеологии… для изучения и практика мировой политики» (Lawson, 2006, стр. 3). Анализ общего исторического опыта различных групп людей, объединенных — или разделенных — общественной и политической практикой, может помочь нам найти первопричины современных кризисов и пути их преодоления.
На заре 20 века Киев был седьмым по численности населения городом во всей Российской империи. В течение многих столетий после татаро-монгольского нашествия бывшая столица Древней Руси находилась в упадке. Оставаясь важным религиозным центром, город не имел большого экономического и политического значения. Не ранее второй половины XIX века, после «великих реформ» и начала капиталистического бума, роль Киева стала возрастать, а его население расти как на дрожжах. Киев приобрел статус важного торгового и образовательного центра. Местная промышленность процветала, хотя рабочий слой населения заметно уступал харьковскому или одесскому. В целом город оставался типичным городом мелкой буржуазии.
Во второй половине XIX века Киев сыграл исключительно важную роль в формировании русского и украинского националистического движения. Первые видели в Киеве «мать городов русских» и историческую столицу Руси, а для вторых он был будущей столицей автономной Украины или даже, как (и если) повезет, независимой страны. . К началу ХХ века поляки потеряли надежду вернуть Киев в состав Речи Посполитой, которую они мечтали когда-нибудь возродить, но для них, как и для евреев, город был важным культурным и экономическим центром. Этническое разнообразие и параллельное существование четырех достаточно сильных националистических движений, каждое из которых имело свое видение будущего Киева, придавало городу особый характер и делало межэтнические отношения крайне сложными и запутанными (Хамм, 19). 93).
Нечеткие границы самовосприятия
По всероссийской переписи 1897 г. население Киева составляло 247 723 человека: 192 139 человек, которые составляли русские (77,56%), в том числе 134 278 носителей великорусского языка (54,20% ), 55 064 говорящих на малороссийском (22,23%) и 2797 говорящих на белорусском языке (1,13%). Были еще две большие языковые общины: еврейская — 29 937 (12,08%) и польская — 16 579 (6,69%) (Тройницкий, 1904, с. 98—99). Следует отметить, что в категорию «великорусский язык» входили не только великороссы, но и малороссы, говорящие на литературном русском языке.
Осенью 1917 года, через полгода после Февральской революции, в Киеве была проведена новая перепись населения, которая зарегистрировала 467 703 жителей, представляющих 69 национальностей (7 291 не ответили на вопрос о своей национальности).
Как следует из таблицы, те, кто в переписи 1897 г. были записаны как русские и разделены на три группы по родному языку, в 1917 г. числились пятью отдельными национальностями: русскими, украинцами, малороссами, белорусами и русинами. . Непродуманная методология, использовавшаяся в XIX17 перепись вызвала серьезное замешательство.
Согласно официальному указанию, раздел «национальность» должен был быть заполнен «ответом интервьюируемого» на вопрос «К какой национальности Вы себя идентифицируете?» (ДАК, н. д.; «Рабочая жизнь», 1918, с. 2). Если бы это требование строго соблюдалось, результат наверняка был бы другим. Например, в Киеве не нашлось бы ни одного великоруса, хотя среди жителей города были даже туркмены и вотяки [удмурты]. По-видимому, после сбора всех данных было принято решение применять наименование «русские» как к тем, кто называл себя русскими, не разделяя их на региональные субэтнические группы, так и к тем, кто идентифицировал себя как великороссы. Такой подход усугублял крайне запутанную ситуацию с национальностями в Киеве. Если статистика по евреям, полякам и чехам явно отражала действительность, то деление «бывших» русских на несколько категорий было весьма сомнительным. «Данные об этническом составе несут неизбежный след определенной субъективности», — писала ежедневная газета 9.0006 Киевская Мысль . «Отнесение респондента к той или иной национальности зависит и от уровня национального самосознания, и от условий политического момента. В особенности это относится к народам, самосознание которых еще не вполне сформировалось» (Киевская мысль, 1918, с. 3).
Категория «малороссы» вызвала слишком много вопросов. Какие люди идентифицировали себя таким образом? Тех, кто считал себя русским, но при этом превыше всего ставил региональную малороссийскую идентичность? Или те, кто называл себя так просто по привычке, поскольку до Февральской революции название «малороссы» считалось единственно правильным для коренного населения юго-западных и отчасти южных губерний Российской империи? Кто были эти 20 000 малороссов в Киеве — беспечные и равнодушные украинцы или, наоборот, русские, которые нарочно называли себя так назло украинцам? И если таковыми числились те, кто называл себя малороссами, то в какую категорию попадали «хохлы» (ведь такая самоидентификация тогда была не менее, а иногда и более распространенной)? В своих мемуарах украинский военачальник Юрий Тютюнник вспоминает, что около половины из 7000 солдат, которых он опросил в Симферополе 19 марта17 и представлявшие «украинские» губернии называли себя малороссами; около трети — хохлы; и только около 300 заявили, что считают себя украинцами (Тютюнник, 2004, с. 15). Очевидно, что число хохлов среди киевлян было сравнительно невелико, но столь же очевидно и маловероятность их полного отсутствия. Итак, переписчики либо корректировали результаты по своему усмотрению, угадывая за опрашиваемых, к какой национальности последние принадлежали, либо задавали наводящие вопросы, убеждая таким образом респондентов отнести себя к той или иной категории (хотя никакой «официальный» список национальностей, заранее составленный организаторами переписи).
В украинской прессе часто появлялись жалобы на то, что респонденты, называющие себя украинцами, числятся русскими. Якобы 12 сентября 1917 года женщина-переписчик, постучившая в дверь дома по улице Большая Васильковская, 26, сказала: «Что? Украинец? Я не могу это записать. В штабе мне сказали, что писать. Про украинцев ничего не сказано. Записывать можно только русских. Я уже перечислил 600. Перестаньте меня поучать, пожалуйста. Я все знаю сам». «Чего стоит эта перепись, если черносотенцам или кретинам поручили эту работу?» украинская газета 9— сердито спросил 0006 «Робитнича газета» (1917, стр. 4). Были и другие любопытные случаи, о которых сообщала украинская пресса: например, на улице Кудрявской студентка университета, работающая переписчиком, в ответ на ответ женщины, что она украинка, сказала: быть украинцами? Возьмите ваших соседей — семью Петренко. Они тоже из Полтавской губернии, но они русские» (Сугма, 1918, с. 4). Студент университета Козачинский, переписчик Зверинецкого уезда, жаловался, что «среди переписчиков можно было встретить разделяющих идеи Шульгина; были и «интернационалисты»» (Козачинский, 1917, с. 4). А житель Подольского района жаловался, что он и его сосед числятся русскими, хотя считают себя украинцами (Глущенко, 1917, с. 4). Член Киевского облисполкома Королев рассказал, что женщина-переписчик-еврейка была удивлена, узнав, что он хотел бы, чтобы его числили украинцем. Она пояснила, что обычно люди называли себя «малороссами», но поскольку она «хорошо знает, что такой национальности, как «малороссы», не существует, то и записывает их как «русские». Женщина пояснила, что она и ее коллеги не получали никаких указаний от Бюро статистики, но как «культурные люди» считали возможным исправить «неточности» (Королев, 1917, с. 4). В конце концов, Киевская городская украинская рада, «узнав, что переписчики в Киеве часто отказывались записывать людей в «украинцы», делали оскорбительные комментарии по поводу украинства, самовольно относили украинцев к другим национальностям», раскритиковала переписчиков. поведение как постыдное, а саму перепись как неправильную и неадекватную реальной численности населения Украины, и поэтому настоятельно требовали, чтобы результаты той переписи не использовались в качестве основы официальной статистики (Новая Рада, 1917б, с. 2).
Вполне возможно, что имели место случаи, когда люди называли себя украинцами или малороссами, но записывались как русские. Но все же, похоже, это были мелкие искажения, которые не могли изменить общую картину. Важно и то, что они были вызваны не предвзятостью Статбюро, а произволом отдельных переписчиков (их было 1500–2000 человек, назначаемых вне зависимости от национальности (Киевская мысль, 1918, с. 3) и плохой разработали переписную методику. Однако претензии, которые можно было услышать от проукраинского лобби в данном случае выглядят недостаточно убедительно.Во-первых,наряду с городской переписью была и перепись в сельской местности,которая полностью контролировалась украинцами Счетчикам, согласно инструкции, запрещалось кого-либо записывать как русского или малоросса, а только как украинца или великоросса и т. д. Например, один из респондентов белорусского происхождения, настаивавший на том, он был русским, в итоге числился «великорусским» (Шаревич, 1917, с. 2). Конечно, украинцев не волновали такие фальсификации — совершенные не по вине отдельных переписчиков, а коренящиеся в самой методике переписи. Во-вторых, какой, по их мнению, должна была быть «правильная» перепись в Киеве? Ответ довольно прост: всех, кто называл себя малороссами, надо было записывать в украинцы, как и в деревне. Как отмечала газета «Нова Рада», Статбюро должно было бы «разъяснить своим малообразованным агентам, что на самом деле этот термин — «украинец» — следует употреблять вместо «малороссии», как думают невежественные и необразованные мещане Киева, в по старому полицейскому правилу, что раз человек православный, то он и русский, и язык у него русский» (Новая Рада, 1917а, с. 1).
Хотя некоторые случаи необъективного отношения переписчиков вполне могли иметь место, на мой взгляд, на общие результаты они не повлияли. Даже если количество украинцев было занижено, уж точно не на порядок. Многие лидеры проукраинского движения признавали, что украинцы в Киеве составляют меньшинство. Например, Исаак Мазепа, председатель Совета Министров УНР в 1919–1920 гг., писал, что Киев был «на три четверти чужим, не украинским» (Мазепа, 1951, с. 71).
Украинцы считали малороссов нерадивыми и безответственными людьми, которым злонамеренные переписчики не объяснили, что они на самом деле украинцы. Следовательно, представители проукраинского движения стремились добавить их к украинцам, которые в таком случае составили бы почти 17% (или ровно 17% с учетом русинов). Киевская леволиберальная пресса отчасти солидаризировалась с ними в этом вопросе. Например, газета Киевская Мысль в своем сравнении результатов 1917 переписи с результатами переписи 1897 г., толковали украинский и малорусский языки как один (Киевская мысль, 1918, стр. 3). В советское время аналитики переписи 1917 г. автоматически прибавляли к украинцам малороссов, даже не оговариваясь о существовании такой категории (Боровский, 1926, с. 432, 434; оригинальную рукопись автора на русском языке см.: ВНЛУ, н.д.). Русские националисты, наоборот, считали, что малороссов следует считать русскими. «Самы слова «малоросс» ясно указывают на то, что человек, который себя таким образом определяет, не считает себя украинцем, т. е. представителем совсем другого народа, а позиционирует себя как украинца. Русский Малороссии, то есть малоросс», — писал Сергей Грушевский, член Киевского клуба русских националистов (Грушевский, 1918, с. 55).
Эта проблема могла бы быть частично решена, если бы переписчики спросили, считает ли себя тот или иной человек частью единого русского народа или представителем отдельной национальности, и, в зависимости от ответа, киевлян можно было разделить на украинцев и русских. Последние, в свою очередь, относились бы к малороссам, великороссам, белорусам, русинам или к тем, кто считал себя просто русскими вне зависимости от региональной разновидности. Но даже если бы такой подход помог получить более адекватные результаты, проведение переписи, дающей «строго научные» данные, выглядит совершенно невозможным.
Национальное самосознание киевлян никогда не было чем-то навечно установленным. Крупные политические события оказали серьезное влияние на национальный состав населения города.
Существование «независимой» Украины на протяжении всего 1918 г. способствовало значительному увеличению численности украинцев, в том числе и тех, кто в 1917 г. считал себя русскими[1]. И наоборот, распад украинской государственности в 1919–1920 гг. привел к уменьшению числа киевлян, считающих себя украинцами[2]. Во всяком случае, при анализе этнического состава Киева нельзя не учитывать конъюнктурное желание его жителей перейти на сторону победителей (Боровский, 19).26, с. 436). В 1919 году в газете « большевик » была напечатана очень показательная карикатура, изображающая киевлянина, приспосабливающегося к тому или иному политическому режиму — советскому, петлюровскому или деникинскому. Сначала он изображается «сочувствующим» большевикам, одетым в рабочую одежду; то тот же человек в казачьем обмундировании XVII века выглядит «настоящим» украинцем; и, наконец, он появляется в одежде «законопослушного городского среднего класса» — «буржуазный» костюм, цилиндр и монокль, газета, торчащая из кармана, заголовок на первой полосе: «Боже, Царя храни». (Большевик, 1919, с. 2). Несмотря на явное преувеличение, в таком описании поведения обывателей есть доля правды.
К счастью, переписчики не только спрашивали киевлян, к какой они национальности, но и собирали информацию об их родном и разговорном языке, месте рождения и роде занятий. Эти данные дают лучшее представление о том, кто решил числиться русскими, малороссами или украинцами.
Как следует из приведенных выше таблиц, количество киевлян, говорящих по-русски, было больше, чем количество киевлян, считающих русский язык своим родным, а то, в свою очередь, превышало количество киевлян, считающих себя русскими. Что касается других национальностей, то перепись показала обратную картину: количество людей, считающих себя евреями, украинцами, поляками или малороссами, было больше, чем количество людей, говорящих на этих языках. В быту на русском языке говорили более половины малороссов и почти треть украинцев.
Весьма показательно и то, что доля русских и малороссов среди киевлян намного больше, чем среди всех киевлян. Киев был родиной 38,38 % русских (87 655 из 228 398 русских, указавших место своего рождения), 33,36 % украинцев (18 638 из 55 866) и 38,75 % малороссов (7 919 из 20 438). Между тем Украина в границах 1918 г. была родиной 71,92 % русских (164 237 из 228 360), 93,83 % украинцев (52 428 из 55 876) и 94,09% малороссов (19 232 из 20 439).
Наиболее «демократичной» по составу была группа украинцев среди киевлян: «бюрократических элементов» и помещиков среди них было меньше, чем в других категориях, а рабочие имели значительное представительство (почти 50%). Что же касается русских и малороссов, то по своему социальному составу они были весьма сходны, почти одинаковым был процент помещиков, рабочих, служащих и рантье (Биск, 19). 20, с. 9).
Русские преобладали во всех районах Киева, кроме Еврейского Плосского района, а в семи из десяти районов русские составляли абсолютное большинство. Украинцы жили в основном на окраинах, граничащих с сельскими общинами (Куренёвка, Приорка, Сырец, Зверинец и Теличка, Соломенка, Полоса Отчуждения). Малороссов было много как на окраинах (Приорский, Пуща-Водицкий, Печерский районы), так и в расположенном в центре Бульварном районе. Анализ распределения по областям и экономической ситуации показывает, что малороссы, как и украинцы, жили большей частью на окраинах, но в то же время превосходили их по социальному положению.
Нет оснований полагать, что украинцы каким-то образом подвергались дискриминации и занимали непривилегированное положение. Наоборот, похоже, дело обстояло наоборот: те, кто сохранил связи с деревней и имел непрестижные профессии, в 1917 г. были склонны называть себя украинцами. социальное положение как удовлетворительное и поэтому не были склонны к революционным шагам. Конечно, сыграла роль и косность менталитета: 1919 переписи показывает, что среди малороссов было несколько больше взрослых и пожилых людей, чем среди украинцев (Перепись, 1920, табл. IV). Таким образом, теоретически в категорию малороссов мог быть включен Анатолий Савенко, председатель Киевского клуба русских националистов, который, отвечая на один и тот же вопрос в думских анкетах по разным поводам, называл себя попеременно то русским, то малороссом (РГИА, н.д.) , и живущая на окраине старушка-крестьянка, привыкшая так себя называть, при этом не восприимчивая к последним «проукраинским» веяниям и несведущая в политике. Полагаю, есть еще несколько оснований для слияния категории малороссов с категорией русских (среди которых, очевидно, значительную часть, а может быть и большинство, составляли и малороссы — по той простой причине, что эти люди ставили свою национальную тождество прежде всего), хотя стоит признать, что любое механическое слияние некоторых категорий будет неправильным.
Тем не менее, так или иначе, с учетом малороссов или без них, русские составляли абсолютное большинство населения Киева, и с этим неопровержимым фактом трудно было поспорить. «Одним словом, Киев — русский город и, в частности, город русской культуры», — заключил Сергей Грушевский, ознакомившись с результатами переписи. «И пока этот город, сердце Малороссии, будет русским, то и весь край, несмотря на все попытки насильственной украинизации, будет подчиняться его могучему культурному влиянию и всегда будет сохранять живую привязанность и любовь к великой русской культуре. (Грушевский, 1918, с. 58).
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда, проект 21-78-00015, https://rscf.ru/ru/project/21-78-00015/Старая хроника текущих событий
Алексей Иванович Миллер
В течение тридцати лет убежденные сторонники конфронтационного подхода работали над укреплением образа Другого как врага, с которым рано или поздно придется столкнуться на поле боя. Теперь сторонники этой точки зрения торжествуют, поскольку видят в нынешних событиях доказательство своей правоты с самого начала.
Подробнее
Литература
[1] Перепись населения Киева, проведенная 3 (16) марта 1919 г. , вскоре после вступления в город Красной Армии, дала следующие результаты: русских — 232 148 (42,65%), украинцев — 128 664 (23,64). %, в том числе 119 русинов), евреев — 114 524 (21,04%), поляков — 36 828 (6,77%), малороссов — 8 259 (1,52%). Население города увеличилось более чем на 80 тыс. человек и составило 544 369 человек (перепись 1920, табл. II). Однако это увеличение произошло, во-первых, за счет захвата ряда окрестных населенных пунктов (в частности, Демиевки) и, во-вторых, за счет притока беженцев.
[2] По переписи 1920 г. в Киеве проживало 171 655 русских (46,72 %), 117 041 еврей (31,86 %), 52 443 украинца (14,27 %), 13 820 поляков (3,76 %), 12 430 человек других национальностей ( 3,38%), тогда как произошло значительное сокращение всего городского населения почти на 180 000 человек (Боровский, 1926, с. 434). Численность украинцев сократилась на 60%(!), что нельзя списать целиком на исход части из них вместе с отступающими войсками УНР и поляками 19 июня20. В декабре 1919 г. значительная часть русского населения была эвакуирована из Киева вместе с белогвардейскими войсками, но в то же время увеличилась доля русских в населении. Очевидно, что крах украинской государственности заставил некоторых людей, называвших себя украинцами в начале 1919 г., в 1920 г. передумать объявлять себя русскими.
Биск И.С., 1920. К вопросу о социальном составе населения г. Киева (по данным переписи 1917 г.) 9№ 0007 «О социальном составе населения г. Киева (по переписи 1917 г.)». Киев.
Большевик, 1919. Согласитель приспособленса. Большевик , 108, с. 2.
Боровский М., 1926. Национально-социальные перегруппировки людей города Киева в пореволюционных часах (1917–1923). В кн.: М. Грушевский (ред.) Киев та его околица в истории и памяти [Киев и его окрестности в истории и памятниках]. Киев: Державе выдавныcтво Украины, стр. 431-475.
Перепись 1920 г. Переписьг. Киева 16 марта 1919 г. Ч. 1. Население. Перепись города Киева 16 марта 1919 года. Ч. 1. Население. Киев: Киевское губернское статистическое бюро.
ДАК, н.д. Государственный архив в городе Киеве. ДАК , ф. 163, оп. 31, спр. 318, Л. 25–25назад.
Глущенко Н., 1917. Как проводят перепись. Робитнича газета , 135, с. 4.
Хамм, М., 1993. Киев: Портрет, 1800–1917. Принстон: Издательство Принстонского университета.
Грушевский С., 1918. Национальный состав населения г. Киева [Национальный состав населения Киева]. Малая Русь , 3, стр. 53-58.
Киевская Мысль, 1918. Результаты киевской переписи. Киевская Мысль , 39, с. 3.
Киевские городские известия, 1918. Результаты предварительного подсчета населения г. Киев. Киева по месту рождения. Киевские городские известия , 19, цв. 71-73.
Королев В., 1917. Лист до редакции. Новая Рада , 139, с. 4.
Козачинский К., 1917. Лист до редакции. Новая Рада , 144, с. 4.
Лоусон Г., 2006. Перспективы исторической социологии в международных отношениях. Обзор международных исследований , 8 (3). стр. 397-423. DOI: 10.1111/j.1468-2486.2006.00600.x
Мазепа И., 1951. Украина в огнях бури революции 1917–1921. Т. II. Каменецька доба – Зимовый проезд . Том. II: Каменецкое время – Зимний поход. Мюнхен: Выдавникво Прометей.
Новая Рада, 1917а. Фальсифицированная статистика. Новая Рада , 139, с. 1.
Новая Рада, 1917б. Зборы Мийской Украинской Рады. Новая Рада , 145, с. 2.
Рабочая жизнь, 1918. Население Киева по национальностям. Рабочая жизнь, 20, с. 2.
РГИА, б/д. Российский государственный исторический архив. РГИА , Ф. 1278, Оп. 9, D. 694, L. 1back, 3.
Робитнича газета, 1917. Черносотенство или кретинизм. Робитнича газета , 134, с. 4.
Шаревич Л., 1917. Орыгинальная перепись. Киевлянин , 188, с. 2.
Статистический бюллетень, 1918. Статистический бюллетень по городу Киеву. Январь – февраль – март 1918 г. [Статистический бюллетень по городу Киеву. Январь – февраль – март 1918 г.] Вып. 1. Киев.
Сугма В., 1918. До перепысу 1917 г. р. громадянства м. Киева [О переписи населения Киева 1917 года]. Боротьба , 37, с. 4.
Тройницкий Н.А. (ред.), 1904. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. Т. XVI. Киевская губерния [Первая всеобщая перепись населения Российской империи. Том. XVI. Киевская губерния]. Санкт-Петербург.
Тютюнник Ю., 2004. Революционная стихия. Зимний пейзаж 1919–1920 гг. [Революционная природа. Зимний поход 1919–1920] Львов: Универсум.
Еще
#история #Киев #Россия и Украина #Украина
Этикипедия: революция этикета в России 1990-х годов
Однако в сегодняшней новой России с классовым сознанием утонченность растет, и те, кто задумывается о том, чтобы исправить свою карьеру в международном бизнесе или дипломатии благодати. Начиная с уроков социального этикета, которые были добавлены в программу государственных школ, и заканчивая возрожденными дореволюционными школами, такими как школы Нового гуманитарного университета, основанного здесь Натальей Нестеровой, растет интерес — и доходы — к обучению хорошим манерам. — Источник фото, Instagram |
Умные манеры в Москве
Лекция Веры Игнатьевой о том, как прилично танцуют барышни, прервана приглашением за дверь. Игнатьева останавливает преступника взглядом, мощным, как электрошокер.
«Разве культурному человеку можно войти в комнату?» — спрашивает она у дрожащего 7-летнего мальчика, пришедшего на первый урок. — Вернитесь на улицу и попробуйте еще раз — на этот раз цивилизованно!
На другом конце города опоздавшая чуть постарше, но укоряющий взгляд Алены Гиль такой же испепеляющий, как и у Игнатьевой. «Ты опять опоздала, Вика. И более того, — говорит потрясенный учитель этикета, — как вы смеете приходить ко мне в класс с жвачкой во рту!
Хлопающие двери, щелкающие челюсти, сутулая осанка и небрежные манеры за столом подвергаются нападкам в таких местах, как Школа бальных танцев и придворного этикета Игнатьевой и Институт благородных девиц, где Гил обучает социально целеустремленных подростков.
Но после восьми десятилетий, в течение которых общество придавало больше значения умению молодого человека обращаться с вилочным погрузчиком, чем с вилкой для салата, поставщики лака в возрожденных российских школах очарования признают, что у них есть работа. .
Хамское поведение было отличительной чертой большевистской эпохи, когда цивилизованность была подавлена совпадающими жестокостями войны, повсеместной бедностью и социальным нивелированием. Остатки русской аристократии бежали за границу, спасаясь от ссылки или казни.
Однако в сегодняшней новой России с классовым сознанием растет утонченность, и те, кто подумывает о карьере в международном бизнесе или дипломатии, стремятся восполнить недостаток грации.
Начиная с уроков социального этикета, которые были добавлены в программу государственных школ, и заканчивая возрожденными дореволюционными школами, такими как школы Нового гуманитарного университета, основанного здесь Натальей Нестеровой, растет интерес — и доход — к обучению хорошим манерам.
«Вряд ли мы могли работать в коммунистическую эпоху, когда само понятие дворянства было официально уничтожено», — говорит Нестерова из-под сетчатой вуали вычурного творения модистки. «Но теперь, когда это возможно, тем более важно, чтобы мы готовили новое поколение молодых женщин, чтобы они были заслугой своих семей, своих будущих мужей, своих работодателей и, самое главное, самих себя».
Институт благородных девиц, являющийся филиалом ее частного университета, был воссоздан три года назад на основе репутации школы-интерната имперских времен, в которой обучались дочери богатых купцов и дворян при царском дворе.
Только этот несколько устаревший идеал пережил травмы коммунизма, говорит Нестерова, и теперь институт стремится включить современные требования общества в структуру образования в более традиционных сферах.
«В сегодняшних условиях женщине неразумно оставаться без интеллектуальных средств, чтобы конкурировать на рабочем месте, даже если она рассчитывает стать домохозяйкой», — говорит она. «Вот почему мы добавили курсы по офисному менеджменту и бизнесу в наш культурный репертуар».
Сексология, планирование семьи и аэробика для коррекции фигуры также являются новыми поворотами в классической повестке дня, но они необходимы выпускникам, чтобы иметь дело с современными реалиями, говорит Нестерова.
Вика Завальная планирует со следующего года изучать право в МГУ, но поступила в институт Нестеровой по настоянию старшего брата, успешного бизнесмена, который поддерживает ее и их овдовевшую мать.
«Такого рода инструкции дадут мне преимущество в моей профессии», — говорит буйная 17-летняя девушка, еще не отвыкшая от своей привязанности к жевательной резинке. «Когда вы работаете с клиентами, особенно с иностранцами, важно уметь изящно вести себя как в ресторане, так и в офисе».
Ищу сотрудников с польским языком
Российские и иностранные менеджеры по найму говорят, что они ищут сотрудников с польским языком и что такая простая вещь, как благодарственное письмо после собеседования, может повлиять на их выбор.
«Умение подать себя так же важно, как и профессиональные и технические знания», — говорит Константин Коротов, руководитель отдела развития персонала Ernst & Young, международной бухгалтерской фирмы, в которой работают 500 местных специалистов по всему бывшему Советскому Союзу. «Нам всегда удавалось нанимать хорошо образованных людей, но мы хотим, чтобы те, кто представляет нашу фирму в СНГ [Содружество Независимых Государств], делали это с тем же уровнем качества и профессионализма, что и в Сиднее, Париже или Кливленде. ”
Для 15-летней Нины Бабичевой диплом школы обаяния – пропуск в самые желанные круги общества.
«Я не очень силен в математике или естественных науках. Что мне здесь нравится, так это внимание к искусству и культуре», — говорит Бабичева, которая совмещает окончательную школу со своим средним образованием. «У меня нет больших карьерных целей. Если мне придется работать, я думаю, что хотел бы быть журналистом. Но чего бы я действительно хотел, так это выйти замуж и быть свободным, чтобы проводить весь день, катаясь на лошадях».
Частные общеобразовательные школы, такие как институт в центре Москвы, остаются недоступными для подавляющего большинства семей, даже при разумной по западным меркам стоимости обучения в 1500 долларов в год.
Но наряду с курсами школы обаяния для состоятельных людей растет число программ, адаптированных к местным условиям, включая еженедельные уроки этикета, введенные в большинстве начальных школ за последние два года. В основном молодые женщины проявляют интерес к изучению социальных граций, но некоторые школы также стремятся подготовить мальчиков к более придворной среде.
«Мы воспитываем завтрашних деловых и общественных лидеров, и мы не можем сделать это должным образом со вчерашним опытом», — говорит Ирина Сирина, заместитель директора Московской начальной школы № 184 в далеком северном пригороде Дмитровский. «Личная гигиена и хорошее поведение косвенно обсуждались в школах в коммунистическую эпоху, но в то время не было никакого поощрения личности. Этикет тогда существовал только как еще одна мера соответствия».
Ее школа, как и многие другие государственные учреждения, нацелилась на угрюмое поведение, источаемое старшим поколением, в котором даже самые высокообразованные люди могут плеваться на тротуарах или сидеть на корточках над своими обеденными тарелками, как заключенные. Часовые занятия охватывают как личное, так и социальное поведение, от хорошего ухода до дикции и манер за столом.
«Раньше этикету не придавалось значения, потому что мерилом идеального ученика было умение умножать и правильно писать и учить наизусть стихи о героях КПРФ, — говорит Марина Наянова, заместитель директора частной школы-интерната с 50 студентов в провинциальном городе Костроме, в 250 милях к востоку от Москвы. «Мы видим, насколько ухудшилось поведение детей, и теперь родителям приходится так много работать, что последнее, на что у них есть время, — это [беспокоиться] о манерах».
Широкое обучение социальным благостям, как правило, ограничивается частными школами, где обучение стоит тысячи долларов в год, или гибридными учреждениями, такими как Донская военная академия, где коммерческие спонсоры увеличивают плату, вносимую родителями.
Игнатьева, которая преподает бальные танцы в течение 45 лет и этикет с тех пор, как это стало политически безопасным около десяти лет назад, принимает оплату только в тех случаях, когда отдельные родители могут себе это позволить, и полагается на связи с артистической элитой, чтобы покрыть остальную часть ее расходы.
Она обучает несколько десятков детей, которые приходят в ее студию небольшими группами два раза в неделю для обучения танцам и откровенной оценки их социальных навыков.
«Все популярные и элегантные танцы были запрещены при [советском диктаторе Иосифе] Сталине — фокстрот, танго, все, особенно иностранное», — говорит дерзкий владелец детской танцевальной академии. «Только несколько лет назад нас было достаточно, чтобы подняться и потребовать вернуть свое достоинство».
Девятый ребенок в бедной семье, Игнатьева научилась вести себя в высшем обществе только после того, как ее выслали. Она вышла замуж за сына графа, который был отправлен в ссылку после большевистской революции 1917 года, и приобрела свои знания об этикете из спрятанной книги об английских манерах и на уроках, которые ей шепотом давал муж.
«Что такое благородство и как его учить?» — спрашивает беловолосая вдова, которая давно вышла на пенсию, но стесняется возрастных особенностей. «Некоторые рождаются с этим, но его также можно приобрести через обучение, и одно из самых элегантных проявлений благородства — бальные танцы».
Но чтобы хорошо танцевать, нужны уверенность в себе, элегантность и уравновешенность — качества, которые, по ее словам, трудно было найти в советскую эпоху, которая прославляла спартанский образ жизни рабочего класса.
Эти недостатки вынудили Игнатьеву расширить свое обучение танцам, включив в него общее образование в области социальной грации.
«Нельзя вести себя как джентльмен, когда ты одет как рабочий», — увещевает Игнатьева незадачливого и униженного подростка, пришедшего к ней в студию в джинсах и черной футболке.
Родители учатся манерам у своих детей
Юные посетители студии Игнатьевой и уроков этикета, проводимых по всей стране, решительно терпят, несмотря на упреки, часто потому, что их родители поощряют их использовать возможности, которых у них никогда не было.
Оксана Абрамова, домохозяйка, чья 8-летняя дочь Элла посещает внеклассные занятия по этикету, признается посетителю, что тоже учится — косвенно.
«Нам нравится, когда она занимается дома, потому что мы с мужем учимся у нее», — говорит Абрамова о недавних рассказах дочери о том, как накрывать на стол.
Старшие ученики, проходящие более обширную подготовку для вступления в новую элиту, ссылаются на необходимость найти золотую середину между грубостью прошлого и кричащими излишествами настоящего.
Гил, бывший преподаватель драмы, которая преподает осанку и внешний вид в Институте благородных юных леди, помогает своим юным подопечным научиться умеренно пользоваться косметикой и одеваться в соответствии с деловой средой, в которой в настоящее время преобладают те, кто носит кожаные мини-юбки и туфли на шпильках, чем приверженцы сшитых на заказ костюмов и шелковых блузок.
«В нашем обществе много умных и способных людей, но в будущем для достижения успеха потребуется нечто большее», — говорит 16-летняя Екатерина Воронцова, которая после окончания учебы хочет стать финансовым секретарем.