Поэты 19 20 века и их произведения. Русская поэзия XIX века
Слайд 1
Писатели и поэты 19 века 1. Аксаков С.Т. 2. Ершов П.П. 3. Жуковский В.А. 4. Кольцов А.В. 5. Крылов И.А. 6. Лермонтов М.Ю. 7. Маршак С.Я. 8. Некрасов Н.А. 9. Никитин И.С. 10.Пришвин М.М. 11.Пушкин А.С. 12.Толстой Л.Н. 13.Толстой А.К. 14.Тютчев Ф.И. 15.Ушинский К.Д. 16.Фет А.А. 17. Чехов А.П. Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область
Слайд 2
Сергей Трофимович Аксаков Знаменитый русский писатель. Родился в дворянской семье знаменитого рода Шимона. Любовь к природе — будущий писатель унаследовал от отца. Крестьянский труд возбуждал в нем не только сострадание, но и уважение. Его книга «Семейная хроника» получила свое продолжение в «Детских годах Багрова внука». Усадьба в Оренбурге музей Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область
Слайд 3
Пётр Павлович Ершов Родился 6 марта 1815 г. в Тобольской губернии в семье чиновника. Русский поэт, писатель, драматург. Был инициатором создания любительского гимназического театра. В театре занимался режиссурой. Написал для театра несколько пьес: «Сельский праздник», «Суворов и станционный смотритель». Известность Ершову принесла его сказка «Конёк- горбунок» Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область
Слайд 4
Василий Андреевич Жуковский Родился 29 января в селе Мишенское Тульской губернии. Отец, Афанасий Иванович Бунин, помещик, владелец с. Мишенского; мать, турчанка Сальха, попала в Россию в числе пленных. В 14 лет отвезли в Москву и отдали в Благородный пансион. Там жил и учился 3 года. Изучал русскую и иностранную литературу. В 1812 году был в Бородино, написал о героях битвы. Его книги: Мальчик с пальчик, Родного неба нет милей, Жаворонок. Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область
Слайд 5
Алексей Васильевич Кольцов А. В. Кольцов – русский поэт. Родился 15 октября 1809 года в Воронеже, в купеческой семье. Отец был торговцем. Алексей Кольцов вникал изнутри в самые разные хозяйственные заботы сельского жителя: садоводство и хлебопашество, скотоводство и лесные промыслы. В одаренной, переимчивой натуре мальчика такая жизнь воспитала широту души и многосторонность интересов, непосредственное знание деревенского быта, крестьянского труда и народной культуры. С девяти лет Кольцов учился грамоте на дому и проявил столь незаурядные способности, что в 1820 году смог поступить в уездное училище, минуя приходское. Стал писать в 16 лет. Много написал о труде, о земле, о природе: Косарь, Урожай, и др. Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область
Слайд 6
Иван Андреевич Крылов И.А. Крылов — великий баснописец. Родился 2 февраля 1769 г. в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы.
Слайд 7
Михаил Юрьевич Лермонтов Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область Родился в Москве в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е.А. Арсеньевой. Детство Лермонтова прошло в имении Арсеньевой «Тарханы» Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками. Летом 1825 бабушка повезла Лермонтова на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве.
Затем семья переезжает в Москву и Лермонтов зачисляется в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное образование.Слайд 8
Самуил Яковлевич Маршак С.Я. Маршак – русский поэт. Родился 22 октября 1887 г. в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя. В 4 года сам сочинял стихи. Хороший переводчик с английского языка, русский поэт. Маршак был знаком с М. Горьким. Учился в Англии в Лондонском университете. Во время каникул, много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских произведений. , Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область
Слайд 9
Николай Алексеевич Некрасов Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область Николай Алексеевич Некрасов — знаменитый русский поэт. Происходил из дворянской, некогда богатой семьи. Родился 22 ноября 1821 г. в Подольской губернии. У Некрасова было 13 братьев и сестер. Все детство и юность поэта протекли в родовом имении Некрасова, деревне Грешнева Ярославской губернии, на берегу Волги. Он видел тяжелый труд людей. Они тянули баржи по воде. Много стихов посвятил жизни людей в царской России: Зеленый шум, Соловьи, Крестьянские дети, Дедушка Мазай и зайцы, Родина и др.
Слайд 10
Иван Саввич Никитин Русский поэт, родился в Воронеже в семье богатого торговца, владельца свечного завода. Никитин учился в духовном училище, в семинарии. Мечтал окончить университет, но семья разорилась. Иван Саввич продолжил образование сам. Сочинял стихи: Русь, Утро, Встреча зимы, Гнездо ласточки, Дедушка. Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область Памятник Никитину И. С.
Слайд 11
Михаил Михайлович Пришвин Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января 1873 года в Орловской губернии неподалеку от Ельца. Отец Пришвина из коренного купеческого рода города Ельца. Михаил Михайловичполучает образование агроном, пишет научную книгу о картофеле. Позже уезжает на Север собирать фольклор из народной жизни. Очень любил природу. Хорошо знал жизнь леса, его обитателей. Умел передать свои чувства читателям. Он писал: Охранять природу – значит охранять Родину! Его книги: Ребята и утята, Кладовая солнца, Календарь природы, и др. Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область
Слайд 12
Александр Сергеевич Пушкин Родился 6 июня 1799 года в Москве. Отец его, Сергей Львович происходил из богатой семьи, но от имений предков (в Нижегородской губернии) до Пушкина дошло немного. Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки. Кроме Александра у Пушкиных были дети старшая дочь Ольга и младший сын Лев. Маленький Саша рос под присмотром няни Арины Родионовны. Он очень любил природу, свою Родину. Написал много стихотворений, сказок. Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область
Слайд 13
Лев Николаевич Толстой Лев Николаевич – великий русский писатель. Написал для детей первую Азбуку и четыре Русские книги для чтения. В Ясной поляне открыл школу и сам учил детей. Он много работал и любил труд. Сам пахал землю, косил траву, шил сапоги, строил избы. Его произведения: Рассказы о детях, Малышам, Филипок, Акула, Котенок, Лев и собачка, Лебеди, Старый дед и внучек. Дом в Ясной поляне Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область
Слайд 14
Алексей Константинович Толстой Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область А.К.Толстой родился в Петербурге, а детство будущего поэта прошло на Украине, в имении его дяди. Еще подростком Толстой побывал за границей, в Германии и Италии. В 1834 году Толстого определили «студентом» в московский архив министерства иностранных дел. С 1837г. он служил в русской миссии в Германии, в 1840г. получил службу в Петербурге при царском дворе. В 1843 году — придворное звание камер-юнкера. При жизни Толстого вышел единственный сборник его стихотворений (1867). Стихи: Вот уж снег последний тает, Журавли, Лесное озеро, осень и др.
Слайд 15
Фёдор Иванович Тютчев Фёдор Иванович – русскийпоэт, дипломат.Родился 23 ноября 1803г.в Орловской губернии в деревне Овстуг. В детстве обучался дома. Его учителем был Семен Егорович Раич, который прививал любовь к природе. В 15 лет Фёдор Ивановичбыл студентом Московского университета. Много написал о русской природе: Весенние воды, Чародейкою зимою, Люблю грозу в начале мая, Листья, Есть в осени первоначальной. 15 июля 1873 г. в царском селе Тютчев скончался. Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область Музей-усадьбаФ. И. Тютчева в селе Овстуг.
Слайд 16
Константин Дмитриевич Ушинский Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля 1824 года в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского- отставного офицера, мелкопоместного дворянина.
Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна умерла, когда ему было 12 лет. Константин Дмитриевичбыл педагогом, сам создавал книги. Он назвал их « Детский мир» и « Родное слово». Учил любить родной народ и природу. Его произведения: Учёный медведь, Четыре желания, Гуси и журавли, Орёл, Как рубашка в поле выросла. Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская областьСлайд 17
Афанасий Афанасьевич Фет Афанасий Афанасьевич — русский поэт-лирик, переводчик. Родился в усадьбе НовосёлкиОрловской губернии. С детства любил стихи А.С. Пушкина. В 14 лет отвезли учиться в Петербург. Свои стихи показал Гоголю. В 1840 г. была напечатана первая книжка. Его стихи: Чудная картина, Ласточки пропали, Весенний дождь. Последние 19 лет жизни официально носил фамилию Шеншин. Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область
Слайд 18
Антон Павлович Чехов Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область Антон Павлович Чехов — выдающийся русский писатель, драматург, по профессии врач. Родился 17 января 1860 в Таганроге Екатеринославской губернии. Раннее детство Антона протекало в бесконечных церковных праздниках, именинах. В будние дни после школы сторожил лавку отца, а в 5 утра каждый день вставал петь в церковном хоре. Сначала Чехов учился в греческой школе в Таганроге. В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию. В 1879 году он закончил гимназию в Таганроге. В этом же году он переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у известных профессоров: Николая Склифосовского, Григория Захарьина и других. Его произведения: Белолобый, Каштанка, Весной, Весенние воды, и др.
Посмотреть все слайды
То усиление романтического нача-ла, которое мы уже отмечали в прозе, проявилось и в поэзии. Не случайно в поэтическом наследии этого периода ве-дущим оставалось гражданское направление, опирающееся на традиции вольнолюбивой лирики. Наи-большие художественные достижения в русле этого направления связаны с именами А. Н. Плещеева, А. М. Жемчужникова, Л. Н. Трефолева, С. Д. Дрожжина.
Широкой известностью в среде демократически на-строенной молодежи пользовались стихи С. Я. Надсона (1862—1887), детство которого прошло в Киеве. Многие из них овеяны романтической надеждой на грядущее торжество идеалов добра и справедли-вости:
Пусть разбит и поруган святой идеал И струится невинная кровь, — Верь: настанет пора — и погибнет Ваал, И вернется на землю любовь!
Что касается драматургии, то она в своем раз-витии всегда соотносится с состоянием прозы (в меньшей степени — поэзии), то обгоняя ее, то отста-вая. Этот процесс характерен для всего XIX в. и объясняется он, в частности, тем, что наши круп-нейшие прозаики часто были одновременно и драма-тургами (достаточно назвать имена Тургенева, Лес-кова, Льва Толстого, Чехова). Только один Островс-кий посвятил себя, как вы знаете, исключительно драматургии, зато именно он и оказал наибольшее воздействие на русское театральное искусство.
После смерти Островского (1886) положение в русском театре ухудшилось. Правда, у драматурга были многочисленные подражатели, которые стреми-лись по-прежнему разрабатывать образы и мотивы, завещанные их великим предшественником. Неко-торые пьесы могли даже пользоваться временным успехом, но эта так называемая массовая драма-тургия не могла создать ничего, что открывало бы новую страницу в истории русского театра.
Новое слово было сказано Чеховым. Учитывая, разумеется, существующие традиции, связанные пре-имущественно с именами Тургенева и Островского, Чехов создает свой театр, руководствуясь новыми принципами драматического искусства. Мы будем еще специально говорить о творчестве Чехова в посвященном ему разделе, здесь же только отметим, что дальнейшее развитие не только русской, но и мировой драматургии будет идти под знаком худо-жественных открытий Чехова. Материал с сайта
Русская литература последней трети XIX в. стремилась художественно запечатлеть и воссоздать все многообразие явлений жизни в их индивидуаль-ном своеобразии, общественно-исторической и психо-логической сложности. В романах Тургенева, Л. Тол-стого, Достоевского, сатирах Салтыкова-Щедрина, очерках Успенского, драмах Островского, повестях и рассказах Лескова, Гаршина, Чехова, Короленко с исключительной глубиной и художественным совер-шенством отразились основные вопросы эпохи, но-вые конфликты, типы и характеры, важнейшие идейные, нравственные, эстетические проблемы, по-ставленные временем. Этим объясняется и рост ми-рового признания русской литературы, особенно от-четливо проявившийся в последней трети XIX в.
Золотой век русской поэзии В начале XIX века в русской поэзии уживаются на равных правах и классицизм, и сентиментализм. Но на волне национально – патриотического подъёма, вызванного Отечественной войной 1812 г, зарождается русский романтизм, а затем и реализм. романтизмреализм
Прекрасное начало. У истоков русского романтизма стоял В.А. Жуковский. Он писал элегииэлегии, послания, песни, баллады.баллады. По словам Белинского, он «обогатил русскую поэзию глубоко нравственным, истинно человеческим содержанием». ПушкинПушкин считал себя учеником Жуковского, высоко ценил «его стихов пленительную сладость».
Гражданская страсть. В.К. Кюхельбекер Русский поэт-декабрист, критик, переводчик. Учился в Царскосельском лицее, где начиналась его дружба с А.С.Пушкиным, А.А.Дельвигом. Романтическая поэзия Кюхельбекера воспевала свободу. Поэта волновала судьба Отечества.
К Ф. Рылеев К. Ф. Рылеев, виднейший поэт – К. Ф. Рылеев, виднейший поэт – декабрист, писал обличительные декабрист, писал обличительные и гражданские оды, политические и гражданские оды, политические элегии и послания, думы,поэмы. элегии и послания, думы,поэмы. Он видел в поэзии средство борьбы за политическую свободу. Декабристы заговорили о национальном характере литературы, выдвинули требование народности, распространив его на темы, жанры, язык.
Звёзды плеяды. А.А. Дельвиг Герои его песен простые молодцы и девушки, которые страдают по воле и счастливой любви. Н. М. Языков Выразил протест вольной юности в элегиях, песнях, гимнах. Прославлял богатырский размах сил, наслаждение молодостью, здоровьем.
П.А. Вяземский Способствовал слиянию гражданской и личной тем, объясняя элегические чувства общественными причинами. Е.А. Баратынский- крупнейший поэт русского романтизма, автор элегий, посланий, поэм. Вместо иллюзий он предпочитает спокойное и трезвое размышление. Его стихотворения наполнены философским смыслом.
Высокой думы власть М.Ю.Лермонтов Поэтическая эпоха, выразителем которой стал Лермонтов, по словам Белинского, отличается «безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде и избытке чувств». Лирический герой открыто противостоит враждебному внешнему миру.
Дары жизни После Пушкина и Лермонтова в русской поэзии появляются оригинальные дарования – А. Плещеев, Н. Огарёв, Ап. Григорьев, Я Полонский, А. Толстой, И.Тургенев, А Майков, Н. Некрасов. Своей поэзией они совершили переход к реализму. Их стихи проникнуты сочувствием к бедному человеку. Лирическим героем нередко становится человек из дворян или разночинцев, вставший на защиту народа, крестьян.
Жанры романтизма. Элегия – стихотворение средней длины, обычно печального содержания, проникнутого грустью.Элегия БалладаБаллада – стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, народное предание с напряжённым сюжетом Басня Басня – краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, к котором есть аллегория, иносказание.
19-й век в русской поэзии и литературе называют Золотым веком. В этот период произошел грандиозный скачок во всем литературном процессе страны. Тогда осуществилось формирование литературного языка. Героями этого торжества культуры были русские поэты 19 века и особенно великий поэт Пушкин. Он и стоит на верху пьедестала золотого века русской поэтической истории.
Гений на Олимпе
Пушкин начал свое восхождение на поэтический олимп России сказочной поэмой «Руслан и Людмила». Романтические черты остались в его творчества навсегда. В этом же духе написаны «Цыганы». После прочтения поэмы дух захватывает от подъема творческого начала в любом русском человеке. Также поэма «Бахчисарайский фонтан» навечно заняло одно из самых высоких мест в рейтинге популярности художественных тем не только в литературе, но и в музыке, а также и балете.
Другие боги на Олимпе
Конечно, до Пушкина и одновременно с ним были тоже великие русские поэты 19 века: Баратынский, Жуковский, Фет, Тютчев. Считается, что уникальный век заканчивается на Тютчеве. В этом драгоценно-золотом времени поэт почитался в России как посланец бога, как выразитель самого прекрасного и благородного в каждой душе. Традиции Пушкина унаследовал Лермонтов. Поэма «Мцыри» так же прекрасна и романтична, чем «Демон». Стихи Лермонтова пронизаны духом возвышенной романтики. Но романтизм 19-го века с самого начала был связан с общественной жизнью. Однако обе темы звучали в одной тональности, не противоречили друг другу. Этому есть свидетели – оды и стихи Пушкина, посвященные декабристам, а также бессмертное стихотворение Лермонтова «На смерть поэта».
Вопрос на тему сегодняшнего дня
Может быть, романтизм к середине столетия стал угасать. Это наблюдение будет звучать еще убедительнее, если привлечь как доказательство социальную лирику Некрасова. Вопрос его поэмы – Кому на Руси жить хорошо? – превратился в афоризм и очень актуален в наше время.
Тогда начали звучать совсем другие мелодии, уже не золотые. На пороге стоял новый, 20-й, Серебряный век.
Природа
Какие же темы поэзии 19-го века приравняли его к бессмертным творениям русской культуры? Возможно, вечная тема природы явилась тем мостом, который объединил целые столетия. Любой русский человек скажет с гордостью, что он понимает природу не менее глубоко, чем Пушкин. И будет прав. Разве слова: «Унылая пора! Очей очарованье!» принадлежат Пушкину? Нет! Они – это часть души всех русских людей. Лермонтов тоже очень тонко чувствовал природу. Для него природа – стихия воли, романтика свободной души. Поэт рисует своим пером звезды, облака, лунное сияние, горы и равнины.
Соловей как метафора
2 половина 19-го века продолжает традиции предыдущих лет. В этот период творили замечательные поэты 19 века, список которых и здесь очень большой. В стихах поэтических светил этого периода очень популярна тема соловья. У Полонского соловей становится метафорой-символом любви, участником романтического свидания. У Некрасова есть стихотворение о соловье. Оно звучит как аллегория в проблеме свобода-несвобода. Соловей для русского поэта – всегда был символом воли, невозможности существования в условиях угнетения личности.
Блестящий мастер слова Фет
Особенно велик в этой теме Афанасий Фет. Авторский символ соловья необыкновенно прекрасен в его стихах. Вся природа вокруг соловья насыщена блеском, сиянием бриллиантов на траве под луной. И на этом фоне звучит мощный голос великого певца. Фет использует новое сочетание – соловьиное эхо, заменяя им традиционные трели или песни.
Бальмонт, закат и новый восход
Закат золотого периода ознаменовался тем, что на поэтической эстраде появились новые фамилии поэтов 19 века. Прежде всего, это поэт Константин Бальмонт. Его 1-й сборник вышел в свет в то время, когда он был исключен из университета за вольнодумство. Но основное творчество поэта проходило уже в начале 20-го века. Тогда он и стал одним из новаторов нового поэтического направления – символизма.
У поэтов 19-го века уже был Крым. Считается, что это символ поэзии Серебряного века. На самом деле Крым включился в русскую литературу намного раньше. Еще великий Державин посвятил этому поэтическому месту свою оду «На приобретение Крыма». Пушкин открыл Бахчисарай. Он в 1820 году был там и своими глазами видел Бахчисарай, столицу Крымского ханства. Особенно он был в восторге от фонтана слез. Крым – это символ поэзии и логичный переход в будущее.
» » Известные русские поэты 19 века
Во второй половине XIX века произошел всплеск русской лирической поэзии. Только перечисление наиболее известных имен поэтов говорит о многом — Аполлон Николаевич Майков (1821—1897), Аполлон Александрович Григорьев (1882—1864), Яков Петрович Полонский (1819—1898), Иван Савич Никитин (1824—1861), Алексей Николаевич Апухтин (1840—1893), Константин Константинович Случевский (1837—1904), Семен Яковлевич Надсон (1862—1887), Константин Михайлович Фофанов (1862—1911), Федор Иванович Тютчев (1803—1873), Алексей Константинович Толстой (1817—1875), Афанасий Афанасьевич Фет (1820—1892), Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877/78).
К сожалению, торжество поэзии было кратким. В русской литературе получает развитие проза, особенно большие эпические формы. Торжество прозы оказалось более прочным и связано с именем И. Тургенева, Ф. Достоевского, Л. Толстого. И все-таки поэзия второй половины XIX века оказала огромную роль в развитии русской литературы и культуры в целом. Поэзия представляла собой многогранную систему, в которой присутствовали разнообразные формы проявления лирического «я». Чтобы понять это «я», и читателю надо иметь открытое сердце и душу. Н.В. Гоголь отмечал: «Прочесть, как следует, произведение лирическое — вовсе не безделица».
Важно помнить, что поэзия развивалась в двух направлениях — пушкинское и гоголевское. Романтики XIX века (особенно А.С. Пушкин) провозглашали независимость ее от власти и народа, считали поэта творцом, которого вдохновил Бог. Программным для них было стихотворение А.С. Пушкина «Поэт и толпа». Лозунгом — заключительные слова «Не для житейского волненья, / Не для корысти, не для битв, / Мы рождены для вдохновенья, / Для звуков сладких и молитв». Идеи романтиков начала века подхватили романтики второй половины XIX века и обосновали теорию «чистого искусства». Основные положения «чистого искусства» можно сформулировать так: искусство не должно изображать действительность, играть общественную роль. Цель искусства — создавать прекрасный, т.е. поэтический, мир. Искусство должно существовать для избранных.
Противоположную точку зрения на искусство гражданского направления обосновал Н. В. Гоголь в поэме «Мертвые души» (начало седьмой главы). Он сопоставил творца «искусства для искусства» и писателя-обличителя. Принципы «гражданского» направления в поэзии второй половины XIX века наиболее последовательно и ярко реализованы в поэзии Н.А. Некрасова.
Гоголь провозгласил и воплотил мысль о том, что поэзия должна служить народу. Некрасов сделал крестьянина главным героем поэзии, а борьбу за его счастье — пафосом своего творчества. Идеи же «чистого искусства» — основа мировоззрения и художественной системы А.А. Фета. С точки зрения истории поэзии пушкинское и гоголевское направления обогатили литературу, культуру, поэзию XIX века и подготовили многие явления культурной жизни России.
Поэты второй половины XIX века оказались восприимчивыми к жизни, к духовной атмосфере русского общества. Они продолжили и развили традиции русской поэтической школы XVIII — начала XIX века. Вместе с тем поэты искали новый поэтический язык, оригинальные формы его выражения. Их волновали вопросы национальной самобытности; соотношения добра и зла; смерти и бессмертия; духовной щедрости людей. Особенностью русской поэзии XIX века является магия звука и слова. И. Никитин передает тончайшие оттенки цвета, формы и звука. Интенсивно развивается пейзажная лирика (А. Майков, «Пейзаж»; И. Кольцов, «Юг и север»; К. Случевский, «О, не брани за то, что я бесцельно жил…» и др.»).
Песенный характер, фольклор, русская старина, красоты отечественной природы, своеобразие русского национального характера стали источником русской поэзии. «Единственными в своем роде перлами русской лирики» назвал Александр Блок стихотворение А. Григорьева «Цыганская венгерка». «Гитарный» характер стихотворения, переложенный на музыку, сделал его популярным романсом. Романсами и народными песнями стали многие стихи Я. Полонского, «Песня цыганки» (переложена на музыку П.И. Чайковским). Известными романсами стали стихи А. Апухтина, положенные на музыку, «Пара гнедых», «Ночи безумные, ночи бессонные…»; С.Я. Надсона «В тени задумчивого сада…».
Во второй половине XIX века русская поэзия постепенно двигалась к модернизму. Таким было и движение в мировой литературе, особенно во французской поэзии. Бодлер, Рембо, Верлен — французские символисты были современниками Н. Некрасова, позднего А.А. Фета, В. Соловьева. Предвестниками модернизма в России в первую очередь были Ф.И. Тютчев, А.А Фет.
Как отмечает исследователь В.С. Бабаевский: «Русская поэзия XIX века, как цельное при всем структурном и хронологическом разнообразии, явление духа народа, не укладывается строго в границы столетия. Последнее десятилетие, 1890-е годы, принадлежат уже по своей сути, модернизму. Можно сказать, что для русской поэзии XX век начался в 1892 году. Поэзия К.М. Фофанова и С.Я. Надсона связала два века русской поэзии “золотой” и “серебряный”».
Стихи поэтов ХIХ–ХХI веков. Дневник русской поэзии
Текст: Дмитрий Шеваров
Фото: «Поэзия России. Календарь настенный на 2016 год»/fiction.eksmo.ru
Когда поэзия стала уходить из нашей жизни? Трудно сказать, ведь еще Пушкин сетовал: «Читатели сделались холоднее сердцем и равнодушнее к поэзии жизни». Cто лет спустя Михаил Бахтин вывел формулу, согласно которой лирика возможна лишь в обстановке тепла и отзывчивости.
И после этого понятно, отчего мы, живущие на бегу, на сквозняке, чувствуем нехватку поэзии, как острый недостаток в организме какого-то жизненно важного витамина. И чувствуют это даже те, кто к стихам равнодушен, ведь поэзия жизни — это не рифмованные строчки как таковые, а мироощущение, некий возвышающий душу напев.
«Строки дня» включают в себя стихи русских поэтов ХIХ–ХХI веков, распределенных по датам их написания — с 1 января по 31 декабря.
Дата в конце стихотворения — это обычно последнее, на что падает наш взгляд, когда мы хотим перевернуть страницу поэтического сборника. И глаза не всегда задерживаются на этой мелко набранной строчке. Во многих книгах дат под стихотворениями вовсе нет, поскольку авторы или не придавали датировке своих произведений никакого значения, или даты были утрачены вместе с рукописями.
Так уж сложилось, что даже филологи, историки литературы редко воспринимают дату как венец стихотворения, она для них что-то служебное, вспомогательное.
При этом всякий согласится с тем, что если поэт поставил под только что написанным стихотворением число, месяц и год (а иногда и час!) — то вряд ли это можно считать лишь пустой формальностью, данью привычке. Ведь даже поэты, которые датировали многие свои стихотворения (Ф. Тютчев, А. Фет, А. Жемчужников, А. Блок…), вовсе не всегда это делали.
Дата появлялась под стихотворением лишь в том случае, если оно рождалось будто бы «из ничего, из ниоткуда. // Нет объяснения у чуда…» (Геннадий Шпаликов). И поэт — сознательно или интуитивно — стремился зафиксировать тот драгоценный момент, когда на него сошло вдохновение.
Была в этом, возможно, и подспудная надежда автора на то, что вот будет когда-нибудь такое же число на календаре и именно тогда эти стихи вдруг отзовутся в чьей-то душе. Датой дня и месяца поэт окликает нас, потомков.
Иногда дата, поставленная поэтом в рукописи, — это некий шифр, который призван скрыть от читателя что-то очень личное и сокровенное.
Вот, к примеру, любовные стихи Евгения Баратынского:
Я был любим, твердила ты
Мне часто нежные обеты, Хранят бесценные мечты Слова, душой твоей согреты; Нет, не могу не верить им:
Я был любим, я был любим!
Все тот же я, любви моей
Судьба моя не изменила:
Я помню счастье прежних дней,
Хоть, может быть, его забыла,
Забыла милая моя, —
Но тот же я, всё тот же я!
К свиданью с ней мне нет пути.
Увы! когда б предстал я милой, —
Конечно, в жалость привести
Ее бы мог мой взор унылой.
Одна мечта души моей —
Свиданье с ней, свиданье с ней.
Хитра любовь, никак она
Мне мой романс теперь внушает;
Ее волнения полна,
Моя любезная читает,
Любовью прежней дышит вновь.
Хитра любовь, хитра любовь!
В этом стихотворении нет ничего необычного, кроме даты: 31 ноября 1825 года. Такого числа в общепринятом календаре нет. Но вот одним росчерком пера Баратынский вводит 31 ноября в календарь русской поэзии. Можно спорить о том, ошибка это, розыгрыш или поэт был всерьез убежден в том, что именно такого числа не хватает русским людям для счастья — но есть альбом кузины Натали, где это число ясно обозначено рукой поэта. Есть самое авторитетное собрание сочинений Баратынского, подготовленное М. Гофманом в начале ХХ века, где под стихотворением «Я был любим, твердила ты…» стоит дата: 31 ноября.
При жизни поэта стихотворение не печаталось, поэтому трудно сказать внес бы он в публикацию правку или оставил бы нам эту загадку. Загадок, кстати, в рукописи хватает. В альбоме под стихотворением подпись неизвестной рукой: «В Москве. Dim on joua aujourd’hui Freischutz. Composé par Eugène Boratinsky mon cousin Nathalie». Перевод: «Воскресенье, сегодня играли Вольного стрелка. Сочинено Евгением Боратынским моим кузеном Наталия».
«Вольный стрелок» — опера К. Вебера. А вот о кузине Наталии, увы, нам ничего неизвестно. И все-таки: могла ли дата «31 ноября» быть шуткой поэта? В пользу этого говорит то, что и само стихотворение написано с улыбкой. Возможно, но все-таки с датами поэты шутят редко. Да и время для шуток не совсем подходящее: в стране траур по императору Александру I. Да и не в характере Баратынского розыгрыши. Он говорил: «На Руси много смешного, но я не расположен смеяться…» В том же ноябре 1825 года писал другу: «Судьба для меня не сделалась милостивее… Теперь именно начинается самая трудная эпоха в моей жизни…»
Трудно поверить и в случайную ошибку в дате. По воспоминаниям современников Баратынский был на редкость педантичным человеком. Рассеянностью он не страдал. Все мемуаристы говорят о его ясном и строгом уме. «Едва ли можно было встретить человека умнее его»? — вспоминал князь П. А. Вяземский. При этом он бывал «остроумен, игрив, но все это как умный человек, а не как поэт».
Если вы посмотрите на портреты Баратынского, то они сразу напомнят вам об Олеге Янковском. Вот кто мог бы блестяще сыграть Баратынского в кино! И ведь роман замечательный есть о поэте («Недуг бытия» был написан Дмитрием Голубковым в конце 1960-х годов), и давно можно было бы экранизировать его. Но — время упущено. И нам остается «Тот самый Мюнхгаузен», где волею Григория Горина в главном герое не остается ничего от забавного немецкого барона, сочинявшего небылицы. Баронского в горинском Мюнхгаузене столько же, сколько было его в бароне Дельвиге. Это вообще очень русский поворот судьбы: снимали о чем-то далеком, чужом и смешном, а получилось — о близком, нашем и трагичном. Получилось, что Мюнхгаузен — русский поэт. И Янковский до боли похож на Баратынского. «Такие люди смотрят на жизнь не шутя, — писал о Баратынском современник, — разумеют ее высокую тайну, понимают важность своего назначения и вместе неотступно чувствуют бедность земного бытия».
Кстати, помните: Мюнхгаузен в фильме датирует свое письмо 32 мая, на что ему все кричат: «Такого числа нет!» И он пытается объясниться: «Послушайте же наконец!. . Я открыл новый день. Это одно из самых великих открытий, а может, самое-самое… Я шел к нему через годы раздумий, наблюдений… И вот оно пришло — тридцать второе!..»
Мне кажется, что Евгений Баратынский, назвавший свой знаменитый сборник «Сумерки», знал, как тянет нас в ноябре к свету, как дороги нам в эту пору даже маленькие подарки. Вот он и подарил нам еще один день осени.
Как все-таки удивительно, что в календаре нет дня пустого для русской поэзии.
Конечно, не все дни по-болдински плодоносны, но каждый стоило бы почитать как день рождения того или иного классического стихотворения. И это значит, что можно прожить круглый год вместе с русскими поэтами, в созвучии с их высокими чувствами и мыслями, с их чутким вниманием ко всему, что происходит в природе, за окном.
Поэзия как воздушный корабль переносит нас через пропасти времени, и мы воссоединяемся с эпохой наших предков как с эпохой родных нам не только по крови, но и по духу людей.
К сожалению, поэты конца ХХ — начала ХХI века стали небрежны к датам (поэтому в «Строках дня» вам встретятся и не датированные стихи). Лишь несколько современных поэтов записывают время создания того или иного своего поэтического текста. С особенной благодарностью хочу назвать имя одного из моих любимых поэтов Ларисы Миллер: вот уже шесть лет она ведет в ЖЖ беспримерный поэтический дневник «Стихи гуськом: новые и старые» — ежедневно (!) пополняемое авторское собрание стихотворений разных лет.
Однажды я спросил поэта Новеллу Матвееву: «Какой замысел у Господа, когда он посылает в мир поэта? Зачем? Для чего?..»
Новелла Николаевна задумалась, а потом ответила: «Наверное, всё-таки для пробуждения совести в людях. Поэты, если они настоящие поэты, — они где-то близки к священникам. Они торопят нас к добру…»
Вскоре в журнале «Нескучный сад» я прочитал ответ священника (и одновременно — замечательного поэта) Сергия Круглова школьнице Кате, которая написала в редакцию полное сомнений письмо. Кате задали в школе выучить одно их хрестоматийных стихотворений Блока, а ей показалось, что оно противоречит вере, что «верующий человек так бы не написал».
Вот что пишет Кате отец Сергий: «Здравствуйте, Екатерина!.. Упоминание о поэзии не могло меня не задеть: я пишу стихи вот уже четверть века. И десять лет служу священником. Крестился я довольно поздно, в 30 лет, но не избежал начального этапа входа в Церковь, через который проходят все… В порыве неофита я уничтожил все свои стихи (а к тому времени у меня были публикации и в России, и за рубежом), много книг выбросил на помойку, посчитав всё это, говоря вашими словами, «не по вере». И несколько лет стихи не возвращались ко мне… А потом — вернулись, хотя уже и на ином, христианском уровне. Оказалось, что поэзия и вера — не враги, а друзья.
Поэзия — Божий дар человеку, тот самый евангельский талант, который надо не зарывать в землю, а развивать и служить им ближнему. Ведь и Самого Бога святые отцы называют «Поэт», «Творец»… Я понял, что от Бога — не только то, что есть в церковной ограде, но и вообще всё хорошее на земле и в людях…»
Завершу свой затянувшийся рассказ словами Василия Андреевича Жуковского, составителя одной из первых русских поэтических антологий. Вот как он писал 17 декабря 1810 года, предваряя своё «Собрание русских стихотворений»: «Мы думаем, что наше Собрание, при всех могущих скрываться в нём недостатках, должно быть принято от всякого любителя поэзии с удовольствием. Наперёд раскаиваясь в неосторожности своей и невежестве, просим читателя просветить нас своими советами…»
Ссылки по теме:
«Этот противоречивый Пушкин»
Русский Шекспир — Пушкинский дом
Назад ко всем событиям
- 5а Блумсбери-сквер Лондон Лондон, Англия, Великобритания (карта)
- Календарь Google ИКС
Присоединяйтесь к Пушкинскому клубу и сэру Тони Брентону для выступления под названием «Шекспир русский» и чтения русской поэзии 19-го и 20-го веков, вдохновленной Шекспиром или шекспировскими темами. В своем выступлении он исследует значение, важность и привлекательность Шекспира для россиян и русской культуры. Создали ли русские «своего» Шекспира? Какова связь между наследием Шекспира, русской историей и русской культурой?
покупать билеты лично
купить онлайн билеты
Сэр Тони — бывший посол Великобритании в России (2004–2008 гг.), советник по экономическим и научным вопросам в Москве (1994–1998 гг.), а также автор нескольких публикаций о российской культуре.
«Шекспир — это больше, чем просто британское достояние. Он достаточно велик, чтобы быть подвергнутым цензуре Николаем I и Сталиным. По своему богатству и изобилию, по своему размаху и разнообразию, по тому, как его слова плавно переходят на ваш язык, и по тому, как его персонажи нашли дом на ваших улицах и на вашей сцене, он хоть отчасти русский. Я возвращаю тебе его русскую грань!» — Тони Брентон в Вопросы литературы , 2007, выпуск 4.
Сэр Тони Брентон расскажет о глубоком влиянии Шекспира на русскую музыку, поэзию и литературу и русскую культуру в целом, а также напомнит нам о большом вкладе России в наше собственное понимание Шекспира. В своем выступлении он будет колебаться от произведений Тургенева до великих поэтов 20-го века, Пастернака, Цветаевой и Ахматовой, музыки Чайковского, Стравинского и Прокофьева и блестящих кинопостановок Григория Козинцева 9-го века.0039 Гамлет и Король Лир .
Во второй половине вечера будут прочитаны стихи русских поэтов 19 и 20 веков, вдохновленные Шекспиром или шекспировскими темами. Сюда войдут стихи Фета, Сологуба, Ходасевича, Блока, Цветаевой, Ахматовой, Мандельштама и Пастернака. В некоторых случаях читатель дает краткое объяснение соответствующей шекспировской темы или мотива, прежде чем читать стихотворение.
Стихи прочитают на русском языке Алла Гелич и читать в английских переводах Люси Дэниэлс и Дэвид Браммелл , которые также представят вечер. Текст оригинальных стихов и переводы будут доступны для зрителей во время мероприятия и будут разосланы онлайн-участникам после мероприятия.
Сэр Тони Брентон KCMG — выдающийся британский дипломат и писатель по международным вопросам. Он проработал в Министерстве иностранных дел более 30 лет.
Поработав в Каире, Лондоне и Брюсселе, Тони выучил русский язык и провел 1994-1998 годы в Москве, занимаясь экономической реформой в России.
После дальнейшего периода работы в Лондоне по вопросам ООН (включая создание Международного уголовного суда) в 2001 году он был направлен в Вашингтон, где занимался последствиями 11 сентября, войны в Афганистане и войны в Ираке. С 2004 по 2008 год он был послом Ее Величества в Москве, где руководил отношениями Великобритании с Россией в неспокойный период. Редактировал публикацию Исторически неизбежно?: Поворотные точки русской революции (Profile Books, 2016) Би-би-си. Тони также является членом Колледжа Вольфсона в Кембридже. Сэр Тони Брентон является покровителем Кембриджского русскоязычного общества с мая 2018 года.
Дэвид Браммелл — давний член Пушкинского клуба и бывший попечитель Пушкинского дома (2004–2013).
Алла Гелич , наша русская читательница, также является давним членом Пушкинского клуба и неоднократно читала русскую поэзию – в Великобритании, России, Бельгии, Голландии и Германии.
Люси Дэниэлс , наш английский читатель, бывший сопредседатель Пушкинского клуба, неоднократно читала английские переводы русских стихов в Пушкинском клубе. Также она играла главных героев в онлайн-постановках пьес Пушкина в переводе.
- Опубликовано в Обсуждение
- Tagged talk, пушкинский клуб
Ранее событие: 6 мая
НОВАЯ ДАТА: Музыкальный салон. Сюиты, этюды и сонаты: Русская музыка для гобоя и фортепиано
Позднее событие: 12 мая
«Императрица и английский доктор»: Вечер с Люси Уорд
очерков о русских поэтах ХХ века в каталоге SearchWorks
- Ответственность
- Константин Владимирович Пономарев.
- Выходные данные
- Амстердам ; Нью-Йорк: Родопи, 2006. .
- Физическое описание
- 1 интернет-ресурс (196 страниц)
- Серия
- Internationale Forschungen zur allgemeinen und vergleichenden Literaturwissenschaft; 101.
Онлайн
Доступно онлайн
Описание
Создатели/Соавторы
- Автор/Создатель
- Пономарев, Константин Васильевич.
Содержание/Резюме
- Библиография
- Включает библиографические ссылки.
- Содержимое
- Введение Совесть в поэтическом творчестве Анны Ахматовой Мистический путь Марины Цветаевой Кошмарный мир Владислава Ходасевича Борис Поплавский: поэт неизвестного предназначения Отлив поэтического вдохновения Иосифа Бродского Поиски космической связи в русской поэзии ХХ века «Огненный столп» Николая Гумилева Александр Блока «Двенадцать отчуждений» в поэзии Сергея Есенина «Камень и Тристия» Осипа Мандельштама. Поэт одиночества Эпилог Культурная перспектива.
- (источник: данные книги Нильсена)
- Резюме издателя
- Этот сборник очерков, который должен понравиться как славистам, так и литературоведам, посвящен двенадцати крупным русским поэтам ХХ века, которые по разным причинам оказались отчужденными от советского государства. Одни остались в России, чтобы стать внутренними эмигрантами, другие предпочли отправиться в ссылку на Запад. На одну надежду меньше, на одну песню больше (слова Ахматовой) символизируют не только их страдания, а часто и смерть, но и их человечность и поэтические подвиги. Речь идет о поэтах Анне Ахматовой, Осипе Мандельштаме, Владимире Маяковском, Александре Блоке, Сергее Есенине, Николае Гумилеве, Вячеславе Иванове, Марине Цветаевой, Владиславе Ходасевиче, Борисе Поплавском, Борисе Пастернаке и Иосифе Бродском. За всей коллекцией следует культурная перспектива русского 19 века.ом и 20 веками.
(источник: данные книги Нильсена)
Субъекты
- Субъекты
- русская поэзия > 20 век > История и критика.