Русская музыка на рубеже 19 20 веков: Русская музыка конца XIX — начала XX веков

Вклад русских композиторов 19-20 веков в церковную музыку

Русская духовная музыка в своём становлении и развитии переживала несколько периодов. Как и вся церковь, она существовала в теснейшем взаимодействии с российским обществом и испытывала его заметное влияние. На рубеже XIX – XX веков к этому музыкальному жанру обращались многие т. н. светские композиторы. Они не только сочиняли богослужебную музыку, но и непосредственно участвовали в работе церковных хоровых коллективов.

В.Маковский. Певчие на клиросе. 1870 г.

Заметный вклад в музыкальную церковную культуру последней четверти XIX века внёс А.А. Архангельский (1846 – 1924гг.). Выпускник Пензенской духовной семинарии, руководитель архиерейского хора с 1872 года состоял в Петербургской певческой капелле, преподавал пение в Александровском лицее. Архангельский написал более восьмидесяти сочинений, среди которых две оригинальные «Литургии», «Всенощная» одиннадцать Херувимских песен, десять гимнов «Милость мира», шестнадцать песнопений, употребляемых при богослужении вместо «причастных стихов». Кроме того, он проявил себя и как регент. Архангельским было сделано нововведение в организации церковных хоров: в 1885 г. он заменил мальчиков женским составом. Это позволило иметь постоянный состав хора и достигать вершин исполнительского мастерства. Ранее подобные действия совершались «нелегально» – крепостных девушек стригли под мальчиков и ставили на их партии.

А.А. Архангельский

В этот же период открывается новая страница в истории русского церковного пения, связанная с московским Синодальным хором, директором которого стал выдающийся церковный регент и музыковед, профессор Московской консерватории С.В. Смоленский, а помощником регента – А.А. Кастальский. Вместе с хором существовало Синодальное училище с восьмилетним музыкальным образованием.

Александр Дмитриевич Кастальский (1856–1926 гг.) был сыном священнослужителя, московского протоиерея Димитирия Кастальского. Учился в Московской консерватории, преподавал и дирижировал разными хорами в провинции. С 1887 года работал на разных должностях, вплоть до директора, в Синодальном училище и Синодальном хоре. Его нередко называли «Васнецовым в музыке», поскольку он первым сумел доказать органичность соединения древнерусских распевов с приемами народного крестьянского многоголосия, а также с традициями, сложившимися в клиросной практике, и с опытом русской композиторской школы.

Кастальский – автор около двухсот духовных сочинений и переложений, составивших основу клиросного (в большой мере концертного) репертуара Синодального хора. Сам композитор так характеризовал свою деятельность: «По моему убеждению – задачей этой (церковного песнотворчества – прим.) должна быть идеализация подлинных церковных напевов, претворение их в нечто музыкально-возвышенное, сильное своей выразительностью и близкое русскому сердцу типичною национальностью…Вдохновенные импровизации древних псалтов – вот идеал церковного соло. Хотелось бы иметь такую музыку, которую нигде, кроме храма, нельзя услыхать, которая так же отличалась бы от светской музыки, как богослужебные одежды от светских костюмов».

А.Д. Кастальский

Степан Васильевич Смоленский (1848–1909 гг.) родился в Казани, в семье, сочетавшей традиции русской интеллигенции и духовенства. После окончания юридического и филологического факультетов Казанского университета вместе с учёным-просветителем Н. И. Ильминским основал Казанскую учительскую семинарию, где преподавал пение, после чего возглавил Московское Синодальное училище, одновременно с этим занимая должность профессора в Московской консерватории. Затем два года возглавлял Придворную капеллу, занимался научной деятельностью. Трудно переоценить его роль в деле возрождения древнецерковных распевов, обращения к национальным истокам.

С.В.Смоленский

Имя Петра Григорьевича Чеснокова (1877–1944 гг.) стоит в ряду выдающихся церковных композиторов этого периода времени. Сын подмосковного регента, выпускник Синодального училища и Московской консерватории с 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор более пятисот хоровых произведений, в том числе оригинальных сочинений и переложений для церковного хора. Долгое время руководил московскими церковными хорами, был хормейстером Большого театра. После революции вынужден был оставить церковную деятельность, тем не немее, в 1940 году вышла из печати его большая работа П. Г. Чеснокова «Хор и управление им», представлявшая собой энциклопедию хоровой работы.

П.Г. Чесноков

Известные светские композиторы М.Л. Балакирев (1837–1910 гг.) и Н.А. Римский-Корсаков (1844–1909 гг.) имели непосредственное отношение к церковной музыке Балакирев в 1883 году возглавил Придворную певческую капеллу, а Римский-Корсаков стал его заместителем. Оба композитора стремились вернуться к национальным корням, и в 1888 году капеллой было издано «Всенощное бдение древних распевов», где древние знаменные мелодии были гармонизованы «в духе народного творчества», однако, они не прижились в практике, как и собственные церковные сочинения этих авторов.

М.А. БалакиревН.А. Римский-Корсаков

Крупным церковным композитором конца XIX – первой половины XX века был А. И. Гречанинов (1864–1956 гг.), ученик Римского-Корсакова, продолжатель «Могучей кучки». Сын калужского купца стал учиться музыке лишь в семнадцатилетнем возрасте, поступив в Московскую консерваторию. Большая часть его церковных произведений была написана до революции, однако и в эмиграции он продолжал сочинять духовную музыку. Перу Гречанинова принадлежат регулярно исполняемые циклы церковных песнопений «Литургия Святого Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение», «Страстная седмица» и множество отдельных хоровых номеров, к числу самых известных из них принадлежит «Достойно есть». В эмиграции он писал и духовные произведения свободного стиля, с участием органа, а также произведения для протестантских хоров с текстами на английском языке.

А.И. Гречанинов

Особое место в церковно-музыкальной культуре занимают сочинения С.В. Рахманинова (1873–1943 гг.). В 1910 году Рахманинов создает «Божественную литургию», а в 1915-м – «Всенощное бдение». Если «Литургия» является произведением авторского творчества, то в основу большинства номеров «Всенощного бдения» легли обиходные напевы. Техническая сложность духовных произведений Рахманинова стала причиной того, что они весьма редко исполняются в храмах, намного чаще они звучат на сцене концертных залов.

С.В. Рахманинов

После революции 1917 года развитие богослужебной музыки ,в России замерло, лишь в эмиграции композиторы имели возможность обращаться в этому жанру.

Музыка россии XX века

В русской музыке начала XX столетия (10-20-е гг.) соединились разные стили и направления. В России были знакомы со всеми важнейшими явлениями западного искусства: на гастроли в столичные города — Москву и Петербург приезжали известные композиторы, дирижёры и исполнители виртуозы из разных стран. В свою очередь на Западе также возрос интерес к России, что позволяло русским музыкантам выступать за рубежом с концертами, ставить оперы и балеты в лучших европейских театрах.

После революционных событий 1917 г. немало мастеров культуры эмигрировало. Но для тех, кто остался в России, на первых порах открылись новые возможности. До конца 20-х гг. сохранялась насыщенная концертная жизнь. На рубеже 20-30-х гг. ситуация начала резко меняться. Коммунистическая партия, пришедшая к власти в октябре 1917 г., стремилась контролировать не только экономику, политику и идеологию, но и культурную жизнь страны. Современную зарубежную музыку почти перестали исполнять, признаки новых западных направлений в сочинениях советских композиторов объявлялись «буржуазным формализмом» (формализм — повышенное внимание к форме в ущерб содержанию).

Однако, несмотря на идеологический диктат, музыкальное искусство в 30-40-х гг. достигло высот мирового уровня. Композиторы, обвинённые официальной пропагандой в «формализме», создавали шедевры, не уступающие по глубине и значительности произведениям западных музыкантов. Сложились выдающиеся школы исполнителей (особенно среди пианистов, скрипачей и певцов).

С конца 50-х гг. в советскую музыку пришёл неофольклоризм, он перевернул сознание многих композиторов. Интонации народных песен придавали звучанию классических сочинений остроту и свежесть, а их содержанию — реалистичность.

В 60-70-х гг. в России сложился музыкальный авангард. Он возник позже, чем на Западе, поэтому методы и стили получил в готовом виде. Усилия композиторов были направлены не столько на звуковые эксперименты, сколько на поиски нового образного содержания.

(1882-1971)

«Я всю жизнь говорю по-русски… Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней». Так сказал о себе Игорь Фёдорович Стравинский — композитор, родившийся в России, но проживший долгие годы в Европе и США, мастер, без творчества которого невозможно представить как русскую, так и западноевропейскую культуру XX столетия.

Игорь Фёдорович Стравинский.

В отличие от большинства соотечественников, живших за границей, композитор чувствовал себя на Западе уверенно и естественно, но свою музыку он всегда считал частью русской культуры.

В ранний период творчества (до рубежа 10-20-х гг.) Стравинский разрабатывал русскую тематику. Для спектаклей труппы С. П. Дягилева он написал три балета — «Жар- птица», «Петрушка» и «Весна священная». Первый, «Жар-птица» (1910 г.), был создан не без влияния «сказочных» опер Римского Корсакова. В музыке балета присутствуют и черты импрессионизма. Тем не менее, самобытность творческого почерка композитора чувствуется в этом сочинении уже с первых звуков. Балет «Петрушка» (1911 г.) решён в ином ключе. Средствами музыки, танца и живописи (спектакль оформлял Александр Николаевич Бенуа) создаётся образ ярмарочного действа: автор рисует веселящуюся толпу, подвыпивших ямщиков, цыган, мужика с медведем. В музыке остроумно использован городской фольклор. Главное событие — кукольное представление с участием Петрушки показано двояко. Для зрителей на площади оно всего лишь очередная балаганная потеха. Для автора же история отношений героев (самодовольного Арапа, глупенькой Балерины и тонко чувствующего Петрушки) — психологическая драма с трагическим финалом (смерть Петрушки).

Крупным событием в европейской музыкальной жизни была премьера балета «Весна священная» (1913 г.). Сюжетная основа произведения — языческие обряды славян. Композитор обратился к древнерусскому фольклору. В музыке балета нет протяжённых мелодий и тем — она построена на коротких трёх и четырёх звучных мелодических оборотах, оформленных сложнейшими ритмами, в которых разные лады наслаиваются друг на друга. Поражают резкие, неожиданные контрасты настроений, богатство тембровых нюансов и огромная энергия в звучании оркестра.

На рубеже 10-20-х гг. в творчестве композитора начались смелые эксперименты. Один из них — сложное сценическое действо «Свадебка» (1917-1923 гг.). В этом произведении соединены элементы хорового пения и балета; не случайно автор дал своему сочинению подзаголовок «Русские хореографические сцены с пением и музыкой». Столь же необычна по форме «История солдата» (1918 г.). Произведение предназначено для чтеца, большого инструментального ансамбля и артистов балета пантомимы. Незатейливая байка о возвращении солдата с фронта домой сопровождается «вставками» инструментальной музыки. Пение и хореография сочетаются и в балете «Пульчинелла» (1920 г.). Только на сей раз композитор обратился к традициям итальянской музыки, в том числе темам сочинений Перголези. Такой выбор сказался на характере музыки — в частности, Стравинский применил полифонию.

Работа над балетом «Пульчинелла» стала началом периода неоклассицизма в творчестве Стравинского (продлился около тридцати лет). Подобно многим своим западным современникам, композитор интересовался античными сюжетами. В 1927 г. он создал новаторское по жанру произведение — оперу ораторию «Царь Эдип». На сцене наряду с поющими персонажами присутствует чтец рассказчик, действие развивается медленно, и этим «Царь Эдип» напоминает ораторию. В музыке сочинения сохраняются характерные для стиля мастера сложные гармонии и ритмы, однако в ней немало черт барокко. В ариях полифонически переплетаются голос певца и голос солирующего инструмента (так строил арии в кантатах и «страстях» Бах). Стремление воссоздать современными средствами формы музыки барокко оказалось сильнее интереса к психологической стороне действия. Стравинский взял один из самых страшных сюжетов мировой мифологии, но трагизма в опере нет.

В тот же период неоклассицизма Стравинский обратился к духовным темам. Лучшее духовное сочинение — «Симфония псалмов» (1930 г.) для хора и оркестра. Музыка этого масштабного трёхчастного произведения, написанного на тексты псалмов царя Давида, строга, почти сурова, однако в финале наступает просветление. По собственным словам Стравинского, он стремился сочинять духовную музыку, которую было бы легко воспринимать с первого раза. И хотя симфонические произведения мастера нельзя назвать простыми, в их звучании действительно есть удивительная лёгкость, изысканность.

В начале 50х гг. в творчестве Стравинского произошёл поворот к додекафонии (см. статью «Новая венская школа»). Это тем более удивительно, что почти всю жизнь композитор относился к этой системе критически и не раз в своих статьях спорил с её создателем Арнольдом Шёнбергом. Серийная техника использована в таких сочинениях, как септет (1952 г.), балет «Агон» (1957 г.), реквием (1966 г.).

В творчестве И. Ф. Стравинского музыка предстаёт как всеобъемлющее искусство, не знающее строгих разграничений во времени, в стилях и национальных традициях. Композитор с лёгкостью менял направление работы, но, тем не менее, всегда оставался очень цельным мастером. Символом этой цельности можно считать одно из последних его произведений — Канон для оркестра (1965 г.) на тему русской на родной песни. В конце жизни Стравинский словно перекидывает мост к истокам творческого пути. Ту же народную песню он использовал в своём первом балете «Жар-птица».

Классическая музыка девятнадцатого века | Эссе | Метрополитен-музей

Девятнадцатый век принес западным обществам большие потрясения. Демократические идеалы и промышленная революция прокатились по Европе и изменили повседневную жизнь граждан на всех уровнях. Борьба между старым мировым порядком и новым была первопричиной конфликтов от наполеоновских войн до Гражданской войны в США.

От Нью-Йорка до Лондона и Вены мир менялся, и последствия этого ощущаются до сих пор.

Эти социальные перемены сильно изменили жизнь музыкантов, композиторов и производителей музыкальных инструментов. В прежние времена музыканты обычно нанимались либо церковью, либо двором и были просто слугами аристократических кругов. Композиторы писали музыку для выступлений в этих местах, а производители музыкальных инструментов производили инструменты, на которых играли богатые покровители или их слуги-музыканты. С ростом среднего класса все больше людей хотели иметь доступ к музыкальным представлениям и музыкальному образованию.

На смену идеалам порядка, симметрии и формы, которых придерживались классики конца XVIII в., пришла новая художественная эстетика — романтизм. Романтики ценили мир природы, идеализировали жизнь простого человека, восставали против социальных условностей и подчеркивали важность эмоционального в искусстве. В музыке романтизм, наряду с новыми возможностями зарабатывать на жизнь в качестве музыканта или композитора, создал два, казалось бы, противоположных места в качестве основных мест для музыкальной деятельности — большой театр и гостиную.

Музыка как публичное зрелище
Одним из результатов промышленной революции стало создание среднего класса. Этот новый экономический слой состоял из большего числа людей с большим располагаемым доходом и большим количеством свободного времени, чем когда-либо прежде. Музыкальные феерии, торжествовавшие музыканта или композитора, завоевали популярность в массах любителей концертов. Начиная с Бетховена, композиторы стали устраивать большие концерты, чтобы представить свои произведения публике. Поскольку публика хотела большего, композиторы писали более крупные музыкальные произведения и требовали большего от исполнителей и их инструментов.

Мысль «чем больше, тем лучше» привела к появлению новых музыкальных форм, таких как тональная поэма и крупномасштабные симфонические и оперные произведения. Оркестры росли, включая более крупные струнные секции с полным набором деревянных духовых, духовых и еще большего количества ударных инструментов. Были введены новые типы оркестровых духовых (2003. 150a – g) и медных духовых (2002.190a – n), которые позволили повысить удобство и точность игры. Композиторы, такие как Гектор Берлиоз, а позже Иоганнес Брамс и Рихард Вагнер, постоянно расширяли границы доступных музыкальных форм, исполнителей, инструментов и пространств для выступлений на протяжении девятнадцатого века.

Музыканты, сумевшие ослепить и поразить публику своим виртуозным мастерством, стали первыми музыкальными суперзвездами. Двумя самыми известными примерами девятнадцатого века были скрипач Николо Паганини (1782–1840) и пианист Ференц Лист (1811–1886). Оба ослепили зрителей по всей Европе своими выступлениями, подняв статус музыканта от слуги до полубога. Их слава росла по всей Европе, и их образы были записаны в различных изобразительных искусствах.

Чтобы выдержать виртуозную и часто напыщенную игру этих солистов, а также обеспечить необходимую громкость на больших концертных площадках, нужны были более мощные инструменты. Более крупные и громкие скрипки, такие как Антонио Страдивари (1644–1737) или Гварнери дель Джезу (1698–1744) — предпочитаемые Паганини — заменили более тихие и тонкие скрипки более ранних мастеров, таких как Якоб Штайнер (ок. 1617–1683) или семья Амати. Требования пианистов, таких как Ференц Лист, подтолкнули технологию и дизайн фортепиано к инструментам все большего размера, в конечном итоге заменив внутренние деревянные конструкции восемнадцатого века чугунными рамами, которые могли выдерживать тысячи фунтов давления.

Салонная музыка
В девятнадцатом веке музыка, наоборот, приобрела популярность в интимной гостиной. В то время домашняя жизнь была сосредоточена в салоне или гостиной, где дети играли и учились под присмотром взрослых и где семья развлекала компанию. Музыкальные представления для небольших групп людей стали популярными событиями, и некоторые композиторы / исполнители смогли обеспечить себя в финансовом отношении, выступая на этих небольших площадках и привлекая богатых покровителей. Самым известным из них был Фредерик Шопен (1810–1849).).

Музыка в гостиной была совсем иной, чем в концертном зале. Сольные выступления и камерная музыка были популярны и включали все, от оперных и оркестровых транскрипций до сентиментальных песен о любви и баллад. В Соединенных Штатах гимны и народные песни таких композиторов, как Стивен Фостер (1826–1864), дополняли европейский репертуар.

С превращением гостиной в центр семейной жизни все большее значение приобретало музыкальное образование. Детей часто учили играть на музыкальных инструментах в рамках всестороннего образования; для девочек игра на инструменте была важнее, чем научиться читать. Когда приходили гости и потенциальные женихи, детей и подростков развлекали исполнением последних популярных произведений.

В быту использовались всевозможные музыкальные инструменты, в разное время чрезвычайно популярными были гитара, арфа (2001.171), концертина, банджо. Однако самым важным музыкальным инструментом в доме было фортепиано, потому что оно использовалось как сольный инструмент, так и в качестве аккомпанемента группе певцов или музыкантов. Для домашнего использования были созданы пианино меньшего размера, сначала квадратные, а затем и пианино. Маленькие фортепиано занимали меньше места и, хотя они были не такими мощными, как большие, стоили они и дешевле. Благодаря технологическим достижениям промышленной революции массовое производство музыкальных инструментов, особенно пианино, обеспечило, казалось бы, бесконечное предложение на огромных рынках как Соединенных Штатов, так и Европы. Фортепиано оставалось центральным компонентом домашней жизни, пока в двадцатом веке его не заменили фонограф, радио и телевидение.


Цитата

Добни, Джейсон Керр. «Классическая музыка девятнадцатого века». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/amcm/hd_amcm.htm (октябрь 2004 г.)

Дополнительное чтение

Самсон, Джим, изд. Кембриджская история музыки девятнадцатого века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2002.

Дополнительные эссе Джейсона Керра Добни
  • Добни, Джейсон Керр. «Гитры и мандолины Archtop». (сентябрь 2016 г.)
  • Добни, Джейсон Керр. «Гитара.» (сентябрь 2007 г.)
  • Добни, Джейсон Керр. «Фортепиано: венские инструменты». (март 2009 г.)
  • Добни, Джейсон Керр. «Военная музыка в американских и европейских традициях». (октябрь 2004 г.)

Эпоха XIX века в Центральной Европе

Картина Каспара Давида Фридриха « Странник над морем тумана» считается одним из шедевров романтизма и одним из самых представительных его произведений.

XIX -й век в Европе был веком драматических социальных и культурных изменений, вызванных отчасти опытом четверти века жестоких потрясений в эпоху Французской революции и наполеоновских войн. Когда в 1815 году в Европу вернулся мир, к научному рационализму прошлого века все больше относились с подозрением, и все больше внимания уделялось эмоциям как подлинному источнику эстетического опыта. Новая культурная парадигма известна как романтизм — движение в искусстве и литературе, подчеркивающее вдохновение, субъективность и примат личности. Композиторы-романтики стремились создавать музыку индивидуалистическую, эмоциональную, драматическую и часто программную, и с появлением национализма в начале XIX в.В X веке все чаще прибегали к национальным музыкальным элементам, таким как использование народных песен, народных танцев или ритмов, или к использованию национальных сюжетов в операх, симфонических поэмах или других формах музыки. Романтический музыкант сделал общественную карьеру в зависимости от чувствительной публики из среднего класса, а не от придворного покровителя, породив новое поколение виртуозов, таких как Лист, от мастерства которых зависела интерпретация все более сложной музыки. Композиторы работали в этой традиции на протяжении всего века, но после середины века растущая урбанизация и индустриализация в Центральной Европе привели к новой эре реализма и материализма. Музыка вступила в фазу, обычно описываемую как «поздний романтизм», отличающуюся сложными текстурами, богатыми гармониями и большой оркестровкой.

Будучи учеником Бетховена и учителем Листа, уроженец Вены Карл Черни (1791-1857) во многом олицетворял переход музыкального стиля от классического к романтическому. Черни признался, что написал музыку трех категорий. Первый, который он назвал «серьезной музыкой», остался неопубликованным и следовал классическим структурным нормам. Живые исполнения этой музыки редки, но их можно увидеть на трех компакт-дисках Института Вирта, выпущенных совместно с лейблом Doremi. Вторая и самая известная категория сочинений Черни — это большое количество написанных им дидактических пьес для фортепиано, таких как Школа скорости и Искусство ловкости пальцев, , которые до сих пор широко используются в обучении игре на фортепиано. Наконец, Черни написал то, что он называл «блестящими», пьесами, призванными показать ослепительную виртуозность исполнителя в лучших традициях романтизма.

Традиция ослепительной виртуозности, которая требуется от исполнителя, лучше всего прослеживается в творчестве двух центральноевропейских композиторов середины века, оба сосредоточенных на скрипке. Карл Голдмарк (1830-1915), чей отец был кантором в местной синагоге, происходил из большой еврейской венгерской семьи и сначала учился на скрипача в музыкальной академии Шопрона, а затем переехал, чтобы продолжить обучение в Вене. Его чрезвычайно романтичный Скрипичный концерт № 1 предъявлял высокие технические требования к солисту и пользовался большой популярностью, прежде чем канул в безвестность только для того, чтобы снова возродиться в конце 20 -го -го века. Хенрик Венявский (1835-1880), родившийся в подконтрольной России Конгрессе Польше, рано получил признание как талантливый скрипач. Он был принят в Парижскую консерваторию в возрасте 9 лет.и сделал карьеру гастролирующего солиста и педагога, подолгу живя в Санкт-Петербурге и Брюсселе. Скрипач с большими способностями, он написал несколько очень важных произведений в скрипичном репертуаре, в том числе два технически сложных скрипичных концерта, второй из которых остается одним из самых популярных скрипичных концертов эпохи романтизма.

Как и Лист, Михай Мошони (1815-1870) родился в немецкоязычной части старой Венгрии, которая сейчас называется Бургенланд, Австрия. На самом деле его звали Майкл Бранд, но в возрасте 44 лет он сменил его в знак своей приверженности венгерским традициям. У него был интенсивный контакт с Листом, и он все больше интересовался созданием венгерского музыкального стиля. Отголоски Листа и Шопена очевидны в его Концерте для фортепиано с оркестром 1844 года. Типичный венгерский национальный композитор XIXОднако -й век был -м Ференцем Эркелем (1810-1893). Родившийся в Дьюле в этнически смешанном графстве Бекеш от отца-немца и матери-венгерки и получивший образование в венской классической традиции в бенедиктинской гимназии в Прессбурге/Пожони (ныне Братислава), он рано попал под чары венгерской народной музыки во время своего юношеские годы в качестве учителя музыки в Трансильвании. Переехав в Будапешт в 1835 г., он сделал все более успешную карьеру дирижера и композитора (и, кстати, мастера шахмат) и стал основателем венгерской национальной оперы. Помимо своих опер, которыми он наиболее известен, он написал пьесы для фортепиано и хора, а также величественные0034 Фестивальная увертюра , но он, пожалуй, наиболее известен тем, что написал Himnusz , который был принят в качестве официального государственного гимна Венгрии в 1989 году. Этнический чех вырос, говоря по-немецки, тяготея к чешскому только в более позднем возрасте. Хотя его отец познакомил его с музыкой, ему не хватало формального музыкального образования, пока он не поступил в Пражский музыкальный институт в 1844 году. не наладив его в Праге, он уехал в Швецию, где устроился учителем и хормейстером в Гетеборге и начал писать масштабные оркестровые произведения. В начале 1860-х годов Сметана навсегда вернулся в Прагу, начал совершенствовать свой неуклюжий чешский язык и погрузился в музыкальную жизнь города, прежде всего как поборник нового жанра чешской оперы. Из восьми написанных им Проданная невеста  добился наибольшего международного успеха. Влияние Листа, с которым он постоянно поддерживал контакт, очевидно в его ранней Сонате для 2-х фортепиано, а также в его обращении с крупномасштабными оркестровыми силами. В 1874 году Сметана оглох и в конце концов впал в безумие, вероятно, вызванное сифилисом. Однако именно в эти более поздние годы он сочинил некоторые из своих величайших и самых любимых шедевров, в том числе свой первый струнный квартет и, прежде всего, цикл из шести патриотических симфонических поэм под общим названием 9.0034 Má vlast (Мой дом), рассказывающий об истории, легендах и пейзажах его родины.

Следующее поколение центральноевропейских композиторов, испытавших значительное влияние Вагнера, довело позднеромантическую фазу центральноевропейской музыки до ее кульминации. Зденек Фибих (1850-1900), сын чешского работника лесного хозяйства и венской матери, этнической немки, получил свое первое музыкальное образование от последней, которая поощряла его занятия музыкой. Формальное обучение Фибиха началось в Вене и продолжилось в Праге (где он учился у Сметаны), Лейпциге, Париже и Мангейме. Хотя он продолжал традицию Сметаны писать оперы на чешском языке, он столкнулся с резко негативной реакцией пражского музыкального сообщества отчасти потому, что большинство его опер были основаны на нечешских источниках и были написаны в духе оперных теорий Вагнера. Его камерная музыка также показала сильное влияние немецких романтиков, таких как Шуман. Игнатий Ян Падеревский (1860-1941) происходил из Подольской области Российской империи. Сначала он брал уроки игры на фортепиано у частного репетитора, но в возрасте 12 лет был принят в Варшавскую консерваторию, которую окончил в 1878 году. В 1881 году он отправился в Берлин, чтобы изучать композицию, но вскоре переехал в Вену, где закончил учится там в Музыкальной школе, где в 1887 году состоялся его концертный дебют. Вскоре набрав большую популярность, он предпринял бешеный темп, неустанно гастролируя по Европе и миру , включая США, Австралию и Новую Зеландию. Несмотря на неустанный гастрольный график, он оставался активным композитором, пишущим в пышном стиле позднего романтизма. Премьера его единственного фортепианного концерта состоялась в Вене в 1889 году.и был одним из самых популярных его произведений при жизни. На рубеже веков художник был чрезвычайно богатым человеком, щедро жертвовавшим на многочисленные дела и благотворительные организации. Он эмигрировал в США в 1902 году и завел виноградник в Калифорнии, но во время Первой мировой войны стал борцом за независимость Польши. Он вернулся в Польшу и некоторое время был ее премьер-министром и министром иностранных дел в 1919 году. Свободно владея семью языками, он несколько лет служил польским посланником за границей, но ушел в отставку в 1919 году. 22 года и возобновил свою концертную карьеру, после этого редко посещая Польшу.

Венский композитор Ганс Ротт (1858-1884) сегодня малоизвестен. Он учился в Венской консерватории, где от обучения отказались из-за его бедственного положения и где он ненадолго жил в комнате с Малером. После изучения органа у Брукнера он работал органистом в церкви Марии Треу в Вене. В 1880 году он завершил свою Симфонию ми мажор, которую отверг очень влиятельный в то время Брамс, сказавший Ротту, что у него нет никакого таланта. Вскоре после этого у Ротта начали проявляться бредовые идеи преследования, и он слег от психического заболевания и умер от туберкулеза в возрасте 25 лет. Брукнер и Малер первыми признали талант Ротта, причем последний утверждал, что Ротт был «основателем Новой симфонии как Вижу.» Премьера произведения состоялась только в 1989. Его современника, Хьюго Вольфа (1860-1903), постигла та же участь безумия и преждевременной смерти. Родившийся в штирийской провинции Виндишгрец (ныне Словень-Градец, Словения), он проявлял все признаки вундеркинда, но оказался трудным и мятежным учеником сначала в Граце, а затем в Венской консерватории. Чрезвычайно темпераментный, склонный к депрессиям и резким перепадам настроения, он мало преуспел в карьере ни учителя музыки, ни музыкального критика. Несмотря на это, он все больше завоевывает известность как композитор Лидера, которому он привнес концентрированную выразительную интенсивность, следуя хроматическим и драматическим музыкальным нововведениям Вагнера. 1887-189 годыГод 1 оказался для Вольфа удивительно продуктивным. В 1887 году он написал краткую, остроумную одночастную « Итальянскую серенаду », которая считается одним из лучших образцов его зрелого инструментального композиционного стиля. После этого он написал ряд песен на стихи великих немецких поэтов Гёте, Мёрике и Эйхендорфа, завершив свой цикл «Испанский песенник », который он сам считал лучшим произведением, написанным им на сегодняшний день. В конце 1891 года психическое и физическое здоровье Вольфа ухудшилось из-за истощения от его плодовитых последних нескольких лет в сочетании с последствиями сифилиса и его депрессивным темпераментом. В 1897 он впал в сифилитическое помешательство и по собственному настоянию был помещен в Венский приют, где и умер в 1903 году. Спектакли

Музыкальные подборки, подготовленные нашим директором-основателем профессором Францем Сабо.

Выбор для этой публикации был ограничен тем, что доступно в живых выступлениях на YouTube. Слушателям рекомендуется следить за композиторами, упомянутыми в других списках только аудио.


Карл Черни
Родился: 21 февраля 1791 г., Вена
Умер: 15 июля 1857 г., Вена

Вариации на тему любимого венского вальса Франца Шуберта, соч. Австрийская академия наук, Вена, 11 ноября 2017 г.
https://www.youtube.com/watch?v=d8zTPB5TPcs

Блестящие вариации на тему оперы Беллини «I Capuletti ed i Montecchi»
для фортепиано в 6 рук, Соч. 295
Alberto Baldrighi, Anne Colette Ricciardi и Giampaolo Stuani, фортепиано
Прямая трансляция с Salone Pietro da Cemmo, Брешия, Италия, 7 декабря 2016 г. Концертант для флейты, виолончели и фортепиано, соч. 256

Паоло Бортолусси, флейта
Кристиан Маркос, виолончель
Джереми Чаулк, фортепиано
Прямой эфир с фестиваля Blueridge, Ванкувер, Британская Колумбия, 12 августа 2017 г.0003

Искусство ловкости пальцев, соч. 740 (фрагменты)
№№ 18, 4, 24, 13, 33, 45, 50
Франческо Либетта, фортепиано
Прямая трансляция из зала Блас Галиндо Национальной музыкальной школы
Национального центра искусств (CENART) . Мехико, 15 сентября 2015 г.
https://www.youtube.com/watch?v=MQY2btLoqY0

Концерт для фортепиано в четыре руки с оркестром, Op.153
Боян Младенович и Драгана Джорджевич, фортепианный дуэт
Niški star simfonijij
Люк Клегхорн, дирижер
Прямая трансляция из Национального театра, Ниш, Сербия, 11 июня 2015 г.
https://www.youtube.com/watch?v=1SY9lpfVxUM Дьюла, уезд Бекеш, Венгрия
Умер: 15 июня 1893 г., Будапешт, Венгрия

Гимн (Himnusz) си мажор (1844)
«Из бурных веков венгерской нации»
Хор Венгерской государственной оперы
Будапешт Филармонический оркестр
Акош Шомогивари, дирижер
Прямая трансляция Венгерского государственного оперного театра, 1 января 2019 г. Симфонический оркестр Стефана
Кальман Заборски, дирижер
Прямая трансляция из Музыкальной академии имени Ференца Листа, Будапешт, 14 сентября 2014 г.
https://www.youtube.com/watch?v=lDXdNjBMoEI 

Хуньяди Ласло, Увертюра Будапештская филармония
0
Оркестр
Адам Медвецкий, дирижер
Прямой эфир из Музыкальной академии имени Ференца Листа, Будапешт, 26 ноября 2018 г. — Симфонический оркестр Святого Стефана
Габор Хорват, дирижер
Прямая трансляция из концертного зала Vigadó, Будапешт, 7 июня 2015 г.
https://www.youtube.com/watch?v=bJ8mSViOesU



Михай Мошони (Майкл Брэнд)
Родился: 4 сентября 1815 г., Болдогасзонь, Венгрия
(ныне Фрауэнкирхен, Бургенланд, Австрия)
Умер: 31 октября 1870 г., Будапешт

Концерт для фортепиано с оркестром (1844 г.)
Иштван Кассаи, фортепиано музыки, Будапешт, 1 октября 2001 г.
https://www.youtube.com/watch?v=sY-rRWuVIyQ



Бедржих Сметана
Родился: 2 марта 1824 г. , Литомышль, Богемия
Умер 12 мая , 1884, Прага

Струнный квартет N.1 ми минор («Из моей жизни») (1876)
Квартет Землинского
Франтишек Соучек, первая скрипка; Петр Стрижек, Вторая скрипка
Петр Хольман, Альт; Владимир Фортин, Виолончель
Прямой эфир с фестиваля Виссембург, Эльзас, Франция, 31 августа 2016 г.
https://www.youtube.com/watch?v=qcb-pJ3rHU4 

Соната и Рондо для 2-х фортепиано в 8 рук (1849 г.) )
Марта Аргерих, Лиля Зильберштейн, Даниэль и Антон Герценберги, фортепиано
Прямой эфир из Филармонии Эссена, Эссен, Германия, 12 июля 2012 г.
https://www.youtube.com/watch?v=mqvJt52dUBk 

Фортепианное трио соль минор, соч. 15 (1855)
Эммануэль Чекнаворян, скрипка
Харриет Крейг, виолончель
Магда Амара, фортепиано
Прямой эфир из Тиволи-Вреденбург, Утрехт, Нидерланды, 30 июня 2018 г.
Международный фестиваль камерной музыки в Утрехте
https://www. youtube.com/ смотреть?v=eXzMColEvwE 

Праздничная увертюра до мажор (1868)
Симфонический оркестр Пражского радио
Владимир Валек, дирижер
Прямая трансляция из Конгресс-холла Пражского конгресс-центра, 7 декабря 2010 г.
https://www.youtube.com/watch?v=NtKAxgXdtzM 

Либуше, увертюра
Симфонический оркестр Фридек-Мистек
Зденек Смолька 901, дирижер 1 Прямая трансляция из Национального дома, Фридек-Мистек, Чешская Силезия, 27 октября 2018 г.
https://www.youtube.com/watch?v=19aA2m_-Qps

Hubička (Поцелуй), увертюра
Симфонический оркестр Пардубицкая консерватория
Яна Мимрова, дирижер
Прямой эфир из Зала Сук Дома музыки, Пардубице, 13 ноября 2014 г.
https://www.youtube.com/watch?v=AfsTKpj7EaM 

Prodaná nevěsta (Проданная невеста), увертюра
Чешская филармония
Йиржи Белоглавек, дирижер Прямая трансляция из Дворжаковского зала Рудольфинума, Прага, 1 января 2013 г.
https://www.youtube.com/watch?v=9eWXqxKX0KI 

Танец комедиантов (из «Проданной невесты»)
Молодой Краков Филармония
Томаш Хмель, дирижер
Записано в Театре Вельки – Опера Народова, Варшава, 1 октября 2017 г.
Прямая трансляция из NHK Hall, Токио, 3 ноября 2015 г. Графство, Венгрия
Умер: 2 января 1915 г., Вена

Концерт для скрипки № 1 ля минор, соч. 28
Бейли Вантуч, скрипка
Эли Чен, дирижер
Прямая трансляция из Концертного зала Мэри Б. Галвин
Северо-Западный университет, Эванстон, Иллинойс, 6 декабря 2016 г.
https://www.youtube.com/watch?v=5SmJ1tG_aeA

«Фрюлингснетц» соч. 15
Wiener Männergesang Verein
Кёко Йошизава, фортепиано
Антал Барнас, дирижер
Прямая трансляция из Музикферайна, Вена, 26 июня 2010 г.
https://www.youtube.com/watch?v=XsvrOLJj2sw 



Хенрик Венявский
Родился: 10 июля 1835 г. , Люблин, Конгресс Польша (Россия)
Умер: 31 марта 1880 г., Москва, Россия

Концерт для скрипки № 1 фа-диез минор, соч. 14
Рэй Чен, скрипка
Симфонический оркестр WDR
Кристиан Маселару, дирижер
Прямая трансляция из Кёльнерской филармонии, 17 января 2020 г.
https://www.youtube.com/watch?v=Bt-QwrR-Pjw Концерт №. 2 ре минор, соч. 22

Верико Чумбуридзе, скрипка
Познаньский филармонический оркестр
Марек Пияровский – дирижер
Концерт с 15-го Международного конкурса скрипачей им. Генрика Венявского,
Познань, Польша, 20 октября 2016 г. Фибих
Родился: 21 декабря 1850 г., Либань, Богемия
Умер: 15 октября 1900 г., Прага

Поэма, соч. 41, № 4
Symfonieorkest Rijnmond
Кор ван дер Линден, дирижер
Прямая трансляция с Принсекерка, Роттердам, Нидерланды, 18 декабря 2010 г.
https://www.youtube.com/watch?v=oeJO3HUXZ2E 

Фортепианное трио фа минор (1872)
Трио Фибоначчи
Джули-Энн Дером, скрипка
Габриэль Принн, виолончель
Стивен Массикотт, фортепиано
Live из Бурги-холла, Монреаль, 20 апреля 2018 г.
https://www.youtube.com/watch?v=QIsX6ZaX8T8

Струнный квартет № 2 соль мажор, соч. 8
Чешский филармонический квартет
Ольга Шрубкова и Виктор Мазачек. скрипки
Иржи Последний, альт; Якуб Дворжак, виолончель.
Прямая трансляция из Исторического театра, Левоча, Словакия, 1 октября 2014 г.
Умер: 25 июня 1884 г., Вена. ?v=9QuTqKmi1WA 



Хьюго Вольф
Родился: 13 марта 1860 г., Виндишгрец, Штирия (ныне Словень Градец, Словения)
Умер: 22 февраля 1903 г., Вена

Живая итальянская серенада
Норвежский камерный оркестр 90 Leuxle University,
Осло Аула, Олсо, Норвегия, 4 апреля 2017 г.
https://www.youtube.com/watch?v=nn9_fhw9nTY 

Гебет (Молитва) от Мерике Лидер
Андре Морш, баритон
Марсело Амарал, фортепиано
Live из Weißen Saal, Neues Schloss, Штутгарт, Германия, 23 марта 2017 г.
https://www.youtube. com/watch?v=S6uGsDsd_EQ 

«Арфеншпиль №1» из песни Гете
Вольфганг Хольцмайр, баритон
Будапештский фестивальный оркестр
Иван Фишер, дирижер
Прямой эфир из Дворца искусств , Будапешт, сентябрь 2011 г.
https://www.youtube.com/watch?v=l_Mk2qEvErU 

Eichendorff Lieder (Selections)
Клод Лин, тенор
Шу-Хан Лу, фортепиано
Концерт из Национального концертного зала, Тайбэй, Тайвань, 5 октября 2018 г.
https://www.youtube.com/watch?v=e-b_xjnYeFQ 

Испанский песенник
Дайана Ливингстон Фридли, сопрано
Джеффри Фридли, тенор
Марк Нейвирт, фортепиано
Концерт в концертном зале Jensen Grand Concert Hall, Айдахо Государственный университет, 8 марта 2019 г.
https://www.youtube.com/watch?v=_pp_cjjWyg0

Christnacht
Хор Монтеверди Вюрцбург
Mainphilharmonie Würzburg
Матиас Беккерт, дирижер
Декабрь Вюрцхе, Германия 2014
Часть 1
https://www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *