ЛИТЕРАТУРА НА РУБЕЖЕ 19-20 ВВ.
Эта историческая эпоха характеризуется обострением противоречий во всех сферах общественной и культурной жизни. В этот период Великобритания остается самой крупной колониальной державой. Однако она все ощутимее начинает утрачивать свои преимущества «мастерской мира» и «владычицы морей». Господство британской буржуазии на мировом рынке, характерное для викторианской эпохи, пошатнулось.
В этот период появляется целый ряд литературных течений, выдвигавших свои эстетические программы: неоромантизм, натурализм, эстетизм, символизм. Культурологическим явлением 70-80-х годов стал декаданс, связанный с кризисом западноевропейского гуманизма. Весьма ощутимо влияние на литературу социалистических идей. Новыми чертами обогащается реализм. Отчетливее всего это обновление проявилось в жанре романа.
Литература становится более интеллектуальной и психологической, наблюдается дальнейшая драматизация романа, усиление в нем трагического начала и горькой иронии.
Английский роман на рубеже веков развивается, опираясь как на национальные традиции, так и на творчество французских романистов, драматургию Ибсена и русскую литературу. Путь развития романа во многом определяется художественными открытиями Тургенева, Толстого, Достоевского. В Англии появляются произведения Тургенева, Толстого, Достоевского, Чехова в переводах Констанс Гарнет (Constance Garnett).
Русский реализм воздействовал на английских писателей прежде всего такими чертами, как пытливое и неустанное искание правды, объективность изображения, широта жизненных картин, искренность авторской позиции, гуманизм и демократизм идейного содержания, выразительность человеческих характеров. «Русский роман получает теперь известность и заслуживает этого. Если новые произведения окажутся на уровне этой популярности и даже увеличат ее, то нам всем придется изучать русский язык» – писал критик и публицист Мэтью Арнольд.
В кон. 19 в. в английской литературе возникает новое литературное направление – неоромантизм. Представители этого течения противопоставляли злу буржуазного общества веру в человека, в сильную яркую личность. Неоромантики возрождают традицию приключенческой литературы и вносят в нее поэзию странствий, мечту о дальних странах. Герой у неоромантиков ищет настоящей увлекательной жизни в экзотических местах земли. Уход от серой прозы буржуазного существования был формой протеста против социального зла. Неоромантики создали красочный, удивительный мир сильных страстей и чудесных приключений.
В 80-е годы создаются произведения о рабочем классе, в которых сказывается влияние социалистических идей (произведения Марка Резерфорда, Маргарет Гаркнесс, Уильяма Морриса).
Джордж Мередит (George Meredith, 1828-1909)
В творчестве Джорджа Мередита – романиста, поэта и журналиста – особенно рельефно проявились тенденции, характерные для литературы второй половины XIX в.
Мередит не описывает происходящие события, а передает их восприятие действующими лицами романа. Тенденции, характерные для литературного процесса рубежа 19-20 вв., проявились в его романах 50-60-х гг. – «Испытание Ричарда Феверела», «Ивэн Херрингтон», «Рода Флеминг», а затем во всех последующих – от «Приключений Гарри Ричмонда» до самых поздних – «Один из наших завоевателей» и др.
Лишь на склоне лет Мередит был признан как романист. Но даже и тогда его романы не были оценены по достоинству. Соотечественник Мередита Д.Б.Пристли справедливо обращает внимание на то обстоятельство, что этот автор всегда находился впереди многих своих современников. Считать его писателем прошлого столетия никак нельзя, ибо он весь устремлен навстречу будущему.
Джордж Мередит родился в городе Портсмуте на юге Англии. Его отец был владельцем лавки морского обмундирования, а мать — дочерью трактирщика. Детские годы будущего писателя не были счастливыми. Их омрачили раннее сиротство, необходимость жить в пансионе, отчуждение от родного дома и новой семьи отца. Четырнадцатилетним подростком Мередит покинул Англию: на деньги умершей матери он был отправлен в Германию, где учился в школе в небольшом городке Нейвид. Жизнь в Германии, общение со своими сверстниками – молодыми людьми из разных европейских стран, не могла не оказать существенного влияния на юного Мередита. Особое значение имело знакомство с немецкой и французской литературой. Весьма ощутимым оказалось влияние немецкого романтизма, во многом определившее и тематику, и специфику колорита ранних фантастических повестей Мередита.
По возвращении в Англию Мередит поступил в ученики к адвокату в Лондоне. Затем обстоятельства его жизни сложились так, что человеком, содействсйавшим его вступлению в литературу, оказался Чарлз Диккенс. Мередит познакомился с крупнейшим романистом Англии в 1849 г., а на следующий год в издаваемом Диккенсом журнале «Домашнее чтение» было опубликовано несколько стихотворений Мередита.
Мередит начал и завершил свой творческий путь как поэт, хотя подлинную известность ему принесли романы. Поэтические произведения Мередита отражают сложную гамму глубоко интимных чувств, связанных с драматически напряженными ситуациями его жизни. Мередит пишет о нравственных мучениях людей, связанных узами брака, но разделенных непреодолимой стеной духовной разобщенности, отчуждения, взаимного непонимания.
В течение 35 лет (1860-1895) Мередит исполнял обязанности литературного консультанта издательства «Чепмен и Холл». Эта сфера его деятельности весьма существенна, и она оставила свой след в истории литературы Англии: как редактор-консультант Мередит имел возможность рекомендовать к изданию произведения начинающих авторов. У него был тонкий литературный вкус, и с его мнением считались. Благодаря содействию Мередита увидели свет первые романы Т. Гарди, Дж. Гиссинга, Оливии Шрейнер.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
В своем первом романе «Испытание Ричарда Февереля» Мередит-реалист показал конфликт между представителями косной викторианской Англии и новым, молодым поколением, которое не желает подчиняться лицемерным и ханжеским правилам.
Роман «Эгоист» – самое значительное произведение Мередита. В нем ярче всего сказалось стремление писателя драматизировать жанр романа, воплотить в нем свои представления о комедии. Мередит следует принципу: в «индивидуальном разуме» видеть проявление «разума социального». Углубленный психологический анализ становится способом постижения социальных проблем.
В основе конфликта Уилоби и Клары Мидлтон – разные взгляды на жизнь общества. Уилоби признает только мир бальных зал и гостиных и презирает сельских тружеников; он считает, что томов и джеков надо «приструнивать». Клара сочувствует простым людям, видит в них великодушие и героизм.
Своеобразие художественного метода Мередита-романиста заключается во внимании к такому разладу личности со средой, когда честный человек стремится к независимости и свободе, а представители аристократической и буржуазной среды прибегают к разного рода псевдоинтеллектуальным уловкам и хитростям, чтобы сохранить свое благополучие.
Мередит отходит от фиксации многочисленных бытовых деталей; он изображает тончайшие оттенки чувств и мыслей. Проза писателя приобретает ярко выраженный интеллектуальный характер. Стиль романов Мередита отличается метафоричностью. Символика в его романах подготовила неоромантизм в английской литературе кон. 19 – нач. 20 в. Творчество Мередита создало предпосылки для развития драматического, психологического и интеллектуального романа 20 столетия.Самюэл Батлер (Samuel Butler, 1835-1902)
Продолжая традиции Свифта, Батлер создает сатирико-фантастический роман «Едгин», в котором анаграмма слова «нигде» (nowhere), взятая в качестве заглавия, подчеркивает несообразность отношений в современном буржуазном мире, изображенных в книге. Своеобразие этого романа Батлера заключается в сочетании сатиры и утопии. Роман «Едгин» строится как рассказ англичанина Хиггса о пребывании в стране, где все противоречит здравому смыслу. Страна Едгин внешне напоминает Новую Зеландию, где Батлер жил некоторое время после разрыва с родственниками.
Лучшая книга Батлера – роман «Путь всякой плоти», опубликованная после смерти автора.
Реалистическое изображение четырех поколений семьи Понтифексов вступает в противоречие с авторской теорией эволюции. В противовес учению Дарвина Батлер выдвигает свою теорию эволюции, утверждая, что наследственность состоит в бессознательной памяти, сохраняющей и передающей все то, к чему пришли предшествующие поколения. Батлер настаивал также на мысли о целесообразности эволюции.
Сатирические сцены в романах Батлера сопровождаются абстрактными рассуждениями, не всегда совпадающими с объективным смыслом произведения, но, несмотря на слабые стороны, творчество его оригинально. Батлер-сатирик оказал влияние на Бернарда Шоу и Голсуорси, на Сомерсета Моэма и Ричарда Олдингтона.
Томас Гарди (Thomas Hardy, 1840-1928)
Жизнь Томаса Гарди, интересы его как художника связаны с сельской и провинциальной Англией. Писатель считал, что нравственные основы бытия сохраняются в деревне; отсюда противопоставление сельского уклада развращенной жизни большого города.
Интересы трудового народа для Гарди были основным критерием в оценке социальных процессов, происходящих в Англии того периода. Писатель выступил в защиту сельской Англии, патриархальной старины, основ народной культуры, исчезавших в связи с дальнейшим развитием капитализма. Гарди с неприязнью относился к буржуазному прогрессу и дал резкую, сатирическую критику капитализма. Эта критика сочеталась подчас с пессимистическими и фаталистическими настроениями, которые были вызваны крушением патриархальных иллюзий.
Народность Гарди проявилась в глубоком изображении трагедии народа в период проникновения капиталистических отношений в те сельские районы, в которых еще сохранялась патриархальная народная культура.
Гарди был убежден в том, что трагедии современного человека и современного общества отнюдь не уступают по своему величию, своему возвышенному характеру трагедиям, изображенным древнегреческими авторами.
Писатель полагал, что трагедия имеет место тогда, когда высшее счастье героя вдруг оборачивается несчастьем. В мысли Гарди о том, что трагедия происходит именно в момент наслаждения счастьем, ощутима нота фатализма.
Для романов Гарди характерны не только драматизм и тяготение к трагическим темам, он обнаружил также интерес к широкому эпическому изображению народной жизни. Отсюда стремление объединить романы в определенные группы. По существу, тесной связи между романами Гарди нет; выдерживается лишь единство места (довольно обширного), где происходит действие, единство эпохи (тоже довольно большой) н единый подход к постановке проблем сельской и провинциальной Англии.
Гарди объединял свои романы в следующие группы: «Романы характеров и среды», «Романы изобразительные и экспериментальные», «Романтические истории и фантазии».
Среди этих групп выделяется первая, состоящая из семи книг. Название этой группе романов Гарди дал много лет спустя после ее опубликования — в 1912 г. Эта группа включает следующие книги: «Под деревом зеленым», «Вдали от безумствующей толпы», «Возвращение на родину», «Жизнь и смерть мэра Кестербриджа», «В краю лесов», «Тэсс из рода д’Эрбервилей», «Джуд Незаметный».
В предисловии к роману «Вдали от безумствующей толпы» Гарди писал: «Серию романов, которую я задумал, в основном, как региональную, необходимо было связать с названием какой-то местности, чтобы придать романам единство места». «Романы характеров и среды» объединяются общим местом действия — Уэссексом. Слово «Уэссекс» Гарди взял из древней английской истории и использовал его для обозначения нескольких юго-западных графств (Дорсетшир, Девоншир, Беркшир и др.).
Сюжеты лучших романов Гарди строятся как трагическая история жизни главного героя – Хенчарда («Мэр Кестербриджа»), Тэсс («Тэсс из рода д’Эрбервилей»), Джуда («Джуд Незаметный»).
В романе «Тэсс из рода д’Эрбервилей» Гарди с большим сочувствием изображает народ. Здесь высказана мысль о талантливости людей из народной среды. «Один был Мильтоном, лишенным дара речи, другой – Кромвелем в потенции». Жизнь крестьянства представлена в романе исполненной большого значения. «Чуткий крестьянин живет жизнью более полной, широкой, драматической, чем толстокожий король… Жизнь так же величественна в деревне, как и в любом другом месте».
Основой трагического сюжета в романе «Тэсс из рода д’Эрбервилей» является социальный конфликт между крестьянами, с одной стороны, и буржуазией, либералами и священниками – с другой. Крестьянство в романе представлено семьей мелкого фермера, обедневшего потомка древнего аристократического рода д’Эрбервилей. Имя этой семьи присвоили теперь буржуазные дельцы. Дочь этого фермера, Тэсс, стала жертвой сластолюбивого Алека д’Эрбервиля. Несчастья и беды преследуют Тэсс, умирает ее незаконнорожденный ребенок; сама она ищет работы вдали от родных мест. Казалось, Тэсс была создана для счастья. Она добра и красива. Но ее стремление к счастью всегда наталкивалось на жестокие предрассудки и законы общества.
Любовь Тэсс к Энджелу Клэру принесла ей новые беды. Узнав о ее прошлом, Энджел покидает ее, уехав в Бразилию. Этот либерал, заявлявший о своем равнодушии к существующим социальным порядкам и традициям, оказался на самом деле во власти традиционных условностей и предрассудков. Он увидел в Тэсс обманщицу и падшую женщину. Оставленная Энджелом Тэсс снова встретилась с Алеком, ставшим к этому времени методистским проповедником. Потеряв надежду на встречу с Энджелом, Тэсс уступила Алеку. Но когда Энджел вернулся из Бразилии и нашел ее, она решила любой ценой избавиться от ненавистного ей Алека. Протест Тэсс против своего унизительного положения проявился бурно, стихийно и слепо. «Однажды жертва — на всю жизнь жертва! Таков закон!» — говорит она. Но Тэсс не мирится с этим «законом». Она убивает Алека и бежит с Энджелом. «Закон» преследует ее с неумолимостью рока: Тэсс казнят. Но автор показал не вину, а трагедию Тэсс, вызывая сострадание к ней.
Гарди – выдающийся мастер пейзажа. В структуре его романов пейзаж занимает очень важное место. Изображение сельской жизни включает в себя картины природы. Авторское восхищение красотой и мощью природы способствует раскрытию нравственной силы и духовного богатства народных характеров. Пейзажные зарисовки в романах Гарди психологизированы, они неотделимы от чувств и переживаний его персонажей. Писатель видит обилие красок и оттенков в природе, улавливает малейшие изменения цвета и звука, передает динамику в жизни природы, помогающую еще ярче подчеркнуть динамику человеческих страстей. Гарди с любовью изображает природу родных мест.
Творчество Гарди является своеобразным итогом развития английского критического реализма 19 в. Писатель создал замечательные произведения, повествующие о народной жизни, раскрывающие глубокие драматические конфликты современной эпохи.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
ЛИТЕРАТУРА НА РУБЕЖЕ 19-20 ВВ.
От 250 руб
Контрольная работа
ЛИТЕРАТУРА НА РУБЕЖЕ 19-20 ВВ.
От 250 руб
Курсовая работа
ЛИТЕРАТУРА НА РУБЕЖЕ 19-20 ВВ.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Литература России на рубеже 19-20 веков
Похожие презентации:
Литература и живопись России на рубеже XIX-ХХ веков
Литература России конца XIX – начала XX веков
Русская литература на рубеже 19-20 веков
Русская литература конца XlX — начала XX века
Русская литература начала 20 века
Русская литература начала 20 века
Литературный процесс конца 19 — начала 20 веков
Русская литература 20 века: основные закономерности и тенденции
Литературный процесс конца 19 — начала 20 веков
Русская литература 20 века
1.
Литература России на рубеже 19-20 веков2. Общая характеристика периода
Последние годы XIX столетия сталиповоротными для русской и западной культур.
Начиная с 1890- х гг. и вплоть до Октябрьской
революции 1917 года изменились буквально
все стороны российской жизни, начиная от
экономики, политики и науки, и заканчивая
технологией, культурой и искусством. Новая
стадия историко-культурного развития была
невероятно динамична и, в то же время,
крайне драматична. Можно сказать, что
Россия в переломное для нее время
опережала другие страны по темпам и глубине
перемен, а также по колоссальности
внутренних конфликтов.
3. Трагическая история литературы 20 века
1.2.
В 20-е годы уехали или
были изгнаны
писатели,
составлявшие цвет
русской литературы:
И.Бунин, А.Куприн,
И.Шмелев и др.
Воздействие цензуры
на литературу: 1926
год- конфискован
журнал «Новый мир» с
« Повестью непогашенной луны»
Б. Пильняка. В 30-е
годы писателя расстреляют. (Е.Замятин,
М.Булгаков и др.)
И.А. Бунин
4. Трагическая история литературы начало 20 века
3.С начала 30-х годовначался процесс
физического
уничтожения
писателей: были
расстреляны или
погибли в лагерях
Н.Клюев,И.Бабель,
О.Мандельштам и
многие другие.
5. Трагическая история литературы н.20 века
4.С начала 30-х годовпоявилась тенденция приведения литературы
к единому методусоциалистическому
реализму. Одним
из представителей
стал М.Горький.
Иными
словами, почти все творческие люди
были 20 века были в конфликте с
государством, которое, будучи
тоталитарной системой, стремилось
подавлять творческий потенциал личности.
7. Литература конец 19 — н.20 веков
В конце XIX — начале XXвека русская литература
стала эстетически
многослойной.
Реализм на рубеже веков
оставался масштабным и
влиятельным
литературным
направлением. Так, в эту
эпоху жили и творили
Толстой и Чехов.
( отражение
реальности, жизненной
правды)
А.П. Чехов. Ялта. 1903 г.
Переход
от эпохи классической русской
литературы к новому литературному
времени сопровождался необычайно
быстрой. На авансцену общекультурной
жизни страны снова вышла русская
поэзия, не похожая на прежние образцы.
Так началась новая поэтическая эпоха,
получившая название «поэтического
ренессанса» или «серебряного века».
9. Серебряный век-
Частьхудожественной
культуры России
конца XIX — начала XX
века, связанная с
символизмом,
акмеизмом,
«неокрестьянской»
литературой и
отчасти
футуризмом.
10. Новые течения в литературе России рубежа веков
Впериод с 1890 по 1917 год особенно ярко
заявили о себе три литературных течения символизм, акмеизм и футуризм,
которые составили основу модернизма как
литературного направления.
11. СИМВОЛИЗМ
Март 1894 г. — вышел в светсборник с названием «Русские
символисты». Через некоторое
время появились еще два
выпуска с таким же названием.
Автором всех трех сборников
был молодой поэт Валерий
Брюсов, использовавший
разные псевдонимы для того,
чтобы создать впечатление
существования целого
поэтического направления.
12. СИМВОЛИЗМ
Символизм являетсяпервым и самым крупным из
модернистских течений,
возникших в России.
Теоретическая основа
русского символизма была
заложена в 1892 году
лекцией Д. С. Мережковского «О причинах упадка и о
новых течениях современной
русской литературы». В
названии лекции
содержалась оценка
состояния литературы.
Надежда на ее возрождение
возлагалась автором на
«новые течения».
Дмитрий Сергеевич
Мережковский
13. Основные положения течения
Андрей БелыйСимвол — центральная
эстетическая категория
нового течения.
Представление о символе
заключается в том, что он
воспринимается как
иносказание. Цепь
символов напоминает
набор иероглифов,
своеобразных шифров
для «посвященных». Таким
образом, символ
оказывается одной из
разновидностей тропов.
14. Основные положения течения
По-новому строились всимволизме отношения
между поэтом и его
аудиторией. Поэт-символист
не стремился быть
общепонятным. Он
обращался не ко всем, но
лишь к «посвященным», не к
читателю-потребителю, а к
читателю-творцу, читателюсоавтору. Символистская
лирика будила «шестое
чувство» в человеке,
обостряла и утончал а его
восприятие. Для этого
символисты стремились
максимально использовать
ассоциативные возможности
слова, обращались к
мотивам и образам разных
культур.
15. Акмеизм
Литературное течениеакмеизма возникло в
начале 1910-х годов.
(от греч. acme — высшая
степень чего-либо,
расцвет, вершина,
острие). Из широкого
круга участников «Цеха»
выделилась более узкая
и эстетически более
сплоченная группа
акмеистов — Н. Гумилев,
А. Ахматова, С.
Городецкий, О.
Мандельштам, М.
Зенкевич и В. Нарбут.
16. Основные положения течения
А.АхматоваНовые ритмы создаются путем
пропуска слогов и
перестановки ударения
Самоценность каждого
явления
«Непознаваемые по своему
смыслу слова нельзя познать»
17. Футуризм
(от лат. futurum будущее). Впервые он заявил осебе в Италии. Временем
рождения русского футуризма
считается 1910 год, когда
вышел в свет первый
футуристический сборник
«Садок Судей» (его авторами
были Д. Бурлюк, В. Хлебников
и В. Каменский). Вместе с В.
Маяковским и А. Крученых эти
поэты вскоре составили
группировку кубофутуристов,
или поэтов «Гилеи» (Гилея древнегреческое название
части Таврической губернии,
где отец Д. Бурлюка управлял
имением и куда в 1911 году
приезжали поэты нового
объединения).
18. Основные положения течения
В качестве художественнойпрограммы футуристы
выдвинули утопическую
мечту о рождении
сверхискусства, способного
перевернуть мир. Художник
В. Татлин всерьез
конструировал крылья для
человека, К. Малевич
разрабатывал проекты
городов-спутников,
курсирующих по земной
орбите, В. Хлебников
пытался предложить
человечеству новый
универсальный язык и
открыть «законы времени».
19. Творческие индивидуальности футуризма
В стихотворениях ДавидаБурлюка «звезды — черви,
пьяные туманом», «поэзия истрепанная девка, а красота кощунственная дрянь». В его
провокационных текстах
понижающие образы
используются предельно
максимально:
Мне нравится беременный
мужчина
Как он хорош у памятника
Пушкина
Одетый в серую тужурку
Ковыряя пальцем штукатурку
<…>
На рубеже веков русская литература переживала расцвет,
сравнимый по яркости и многообразию талантов с
блистательным началом 19 века.
Это период интенсивного развития философской мысли,
изобразительного искусства, сценического мастерства.
В литературе развиваются различные направления.
В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три
литературных течения — символизм, акмеизм и футуризм,
которые составили основу модернизма как литературного
направления.
Литература серебряного века явила блестящее созвездие ярких
поэтических индивидуальностей, каждый из которых являл
собой огромный творческий пласт, обогативший не только
русскую, но и мировую поэзию XX века.
English Русский Правила
Американская литература | Хронология, история и факты
Джон Смит: Вирджиния
Посмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Аманда Горман Джордж Такей Колсон Уайтхед Чарльз Дадли Уорнер Джордж Сондерс
- Похожие темы:
- Афроамериканская литература поэт-лауреат собиратель грязи Национальная книжная премия Пулитцеровская премия
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Когда зародилась американская литература?
Литература существует в Америке с тех пор, как люди, живущие там, рассказывают истории. Культуры коренных американцев имеют богатую историю устной литературы. Известны книги майя еще с 5-го века, и считается, что майя начали записывать вещи за столетия до этого. Как особая дисциплина, рассматриваемая через призму европейской литературы, американская литература зародилась в начале 17 века с прибытием англоязычных европейцев в то, что впоследствии стало Соединенными Штатами.
Подробнее читайте ниже: 17 век
Литература коренных американцев
Узнайте больше о литературе коренных американцев.Кто некоторые важные авторы американской литературы?
Среди известных авторов американской литературы: Джон Смит, написавший некоторые из ее ранних произведений; Филлис Уитли, написавшая первую афроамериканскую книгу; Эдгар Аллан По, выдающийся представитель эпохи романтизма; Генри Уодсворт Лонгфелло, знаменитый поэт; Эмили Дикинсон, женщина, писавшая стихи в то время, когда в этой сфере в основном доминировали мужчины; Марк Твен, мастер юмора и реализма; Эрнест Хемингуэй, писатель, сформулировавший разочарование потерянного поколения; и Тони Моррисон, писательница, посвятившая свои произведения жизни чернокожих и получившая Нобелевскую премию в 1919 г. 93.
Какие периоды американской литературы?
Американскую литературу часто делят на пять основных периодов:
- Колониальный и ранненациональный период (17 век – 1830)
- Романтический период (1830 – 1870)
- Реализм и натурализм (1870 – 1916)
- Модернистский период (с 1910 по 1945 г.)
- Современный период (с 1945 г. по настоящее время)
Подробнее см. ниже: Периоды американской литературы
Американская литература , совокупность письменных произведений, изданных на английском языке в Соединенных Штатах.
Как и другие национальные литературы, американская литература была сформирована историей страны, которая ее породила. В течение почти полутора столетий Америка была просто группой колоний, разбросанных по восточному побережью североамериканского континента — колониями, из которых несколько отважных душ нерешительно отправились на запад. После успешного восстания против родины Америка стала Соединенными Штатами, нацией. К концу 1920-го века эта нация простиралась на юг до Мексиканского залива, на север до 49-й параллели и на запад до Тихого океана. К концу XIX века она также заняла свое место среди мировых держав — ее судьбы были так переплетены с судьбами других наций, что она неизбежно оказалась втянутой в две мировые войны, а вслед за этими конфликтами — в проблемы Европы и Восточной Азии. Между тем рост науки и промышленности, а также изменения в образе мышления и чувств привели к многочисленным изменениям в жизни людей. Все эти факторы развития Соединенных Штатов сформировали литературу страны.
В этой статье прослеживается история американской поэзии, драмы, художественной литературы, социальной и литературной критики с начала 17 века до начала 21 века. Описание устной и письменной литературы коренных народов Америки см. в разделе Литература коренных американцев. Хотя в этой статье обсуждается вклад афроамериканцев в американскую литературу, см. афроамериканскую литературу для более подробного рассмотрения. Для получения информации о литературных традициях, связанных с американской литературой на английском языке, а иногда и пересекающихся с ней, см. Английская литература и канадская литература: Канадская литература на английском языке.
Английская литература | История, авторы, книги, периоды и факты
Беовульф
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Абдулразак Гурна Саймон Армитидж Джон Ньютон Дэвид Уоллиамс Вильям Шекспир
- Похожие темы:
- Американская литература Канадская литература Австралийская литература литература Новой Зеландии Корнуоллская литература
Просмотреть весь связанный контент →
Английская литература , совокупность письменных произведений, созданных на английском языке жителями Британских островов (включая Ирландию) с 7 века до наших дней. Основная литература, написанная на английском языке за пределами Британских островов, рассматривается отдельно в разделе американской литературы, австралийской литературы, канадской литературы и новозеландской литературы.
Английскую литературу иногда клеймят как замкнутую. Можно возразить, что ни один английский роман не достигает универсальности романа русского писателя Льва Толстого.0065 Война и мир или Мадам Бовари французского писателя Гюстава Флобера . Тем не менее в Средние века древнеанглийская литература покоренных саксов была пропитана латинскими и англо-норманнскими сочинениями в высшей степени иностранного происхождения, в которых выражали себя церковники и норманнские завоеватели. Из этой комбинации возник гибкий и тонкий лингвистический инструмент, использованный Джеффри Чосером и доведенный до высочайшего уровня Уильямом Шекспиром. В эпоху Возрождения возобновившийся интерес к классическим знаниям и ценностям оказал важное влияние на английскую литературу, как и на все искусства; и идеи августовского литературного приличия в 18 веке и благоговения в 19 веке.XX века для менее конкретной, хотя и все еще избирательно рассматриваемой, классическая античность продолжала формировать литературу. Все три этих импульса происходят из внешнего источника, а именно из Средиземноморского бассейна. Декаденты конца 19 века и модернисты начала 20 века искали вдохновения в людях и движениях континентальной Европы. Притяжение к европейскому интеллектуализму не умерло и в конце 20-го века, поскольку к середине 1980-х подход, известный как структурализм, явление преимущественно французского и немецкого происхождения, проник в само изучение английской литературы во множестве опубликованных критических исследований и факультеты университета. Дополнительное влияние оказал деконструктивистский анализ, основанный в основном на работах французского философа Жака Деррида.
Кроме того, прошлые имперские действия Британии по всему миру продолжали вдохновлять литературу — в одних случаях задумчивую, а в других — враждебную. Наконец, английская литература получила известное распространение за границей не только в преимущественно англоязычных странах, но также и во всех других странах, где английский является предпочтительным для изучения в качестве второго языка.
Таким образом, английская литература не столько обособлена, сколько оторвана от континентальной европейской традиции за Ла-Маншем. Она сильна во всех условных категориях списка книготорговца: в Шекспире у нее драматург с мировым именем; в поэзии, жанре, заведомо не поддающемся адекватному переводу и поэтому трудно сравнимом с поэзией других литератур, она настолько необычайно богата, что заслуживает включения в первый ряд; Было обнаружено, что юмор английской литературы так же трудно передать иностранцам, как и поэзию, если не больше — факт, во всяком случае, позволяющий навесить ярлык «идиосинкразический»; Замечательный массив путевых заметок в английской литературе представляет собой еще один контрудар против обвинений в изолированности; в автобиографии, биографии и исторических сочинениях английская литература сравнивается с лучшими произведениями любой культуры; а детская литература, фэнтези, эссе и журналы, которые обычно считаются второстепенными жанрами, — все это области исключительных достижений в отношении английской литературы. Даже в философских сочинениях, которые обычно считаются трудно сочетаемыми с литературной ценностью, таких мыслителей, как Томас Гоббс, Джон Локк, Дэвид Юм, Джон Стюарт Милль и Бертран Рассел, можно сравнить по ясности и изяществу с лучшими из французских философов и мастеров классической древности.
Викторина «Британника»
Жизнь и творчество английских писателей
Возможно, вы знакомы с «Алисой в стране чудес» и «Рождественской песней», но много ли вы знаете о Вирджинии Вульф и Чарльзе Диккенсе? Проверьте, насколько вы грамотны в жизни и произведениях этих английских писателей.
Некоторые из наиболее выдающихся деятелей английской литературы ХХ века — от Джозефа Конрада в ее начале до В.С. Найпол и Том Стоппард в конце — родились за пределами Британских островов. Более того, ни у кого из вышеупомянутых не было столько общего с его приемной страной, как, например, у Дорис Лессинг и Питера Портера (двое других выдающихся писателей-иммигрантов в Британию), оба родились в британской семье и были вырос на земле Британского Содружества.
С другой стороны, в тот же период 20-го века многие известные деятели английской литературы покинули Британские острова, чтобы жить за границей: Джеймс Джойс, Д. Г. Лоуренс, Олдос Хаксли, Кристофер Ишервуд, Роберт Грейвс, Грэм Грин, Мюриэл Спарк. и Энтони Берджесс. В одном случае, в случае Сэмюэля Беккета, этот процесс дошел до написания работ сначала на французском языке, а затем их перевода на английский язык.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Однако даже английская литература, рассматриваемая исключительно как продукт Британских островов, чрезвычайно неоднородна. Литература, на самом деле написанная на тех кельтских языках, которые когда-то были распространены в Корнуолле, Ирландии, Шотландии и Уэльсе, называемая «кельтской окраиной», рассматривается отдельно ( см. кельтская литература). Тем не менее, ирландские, шотландские и валлийские писатели внесли огромный вклад в английскую литературу, даже если они писали на диалекте, как это сделали поэт XVIII века Роберт Бернс и шотландский писатель XX века Аласдер Грей. Во второй половине 20-го века интерес начал также сосредотачиваться на произведениях на английском языке или английском диалекте недавних поселенцев в Великобритании, таких как афро-карибцы и выходцы из собственно Африки, Индийского субконтинента и Восточной Азии.
Даже в Англии, которая в культурном и историческом отношении является доминирующим партнером в объединении территорий, включающих Британию, литература была обогащена как провинциальными писателями, так и столичными. Другим контрастом, более плодотворным, чем нет, для английской письменности был контраст между социальными средами, хотя многие наблюдатели за Британией в своих собственных сочинениях могли сожалеть о сохранении классовых различий. Еще в средние века придворная литературная традиция скрещивалась с более приземленной, демотической. Частое противопоставление Шекспиром королевских особ в одной сцене и плебеев в другой отражает очень британский взгляд на общество. Это осознание различий между светской и низменной жизнью, состояние дел, богатое творческими напряжениями, наблюдается на протяжении всей истории английской литературы.