Культура россии в конце 19 начале 20 века таблица: Русская культура во второй половине XIX

Живопись второй половины XIX – ХХ вв.

Живопись второй половины XIX – ХХ вв.Подробнее здесь

Собрание НГХМ

Живопись второй половины XIX века представлена двумя основными направлениями художественной жизни того времени – академическим и передвижническим. Большинство крупных произведений мастеров академической школы было подарено Императорской Академией художеств или непосредственно авторами в период создания и вскоре после открытия музея. Среди них первый в музейном собрании экспонат – полотно Николая Кошелева «Погребение Христа», подаренное автором вместе с пейзажами, этюдами и эскизами на исторические, библейские, евангельские темы, в том числе сделанными для росписей интерьеров храма Христа Спасителя в Москве. В числе первых поступлений были и такие произведения, как «Последние минуты Дмитрия Самозванца» Карла Венига, «Иаков узнает одежду Иосифа» Александра Новоскольцева и многие другие. Характерными образцами академической живописи являются также картины Константина Маковского, Генриха Семирадского, Павла Сведомского и других.


Генрих Семирадский. Талисман. 

Искусство передвижников представлено произведениями ведущих художников Товарищества – Василия Перова, Ильи Репина, Ивана Крамского, Алексея Саврасова, Ивана Шишкина, Василия Поленова, Виктора Васнецова, Владимира Маковского, Николая Ярошенко и др.


Илья Репин. Мужичок из робких. 1877

Один из наиболее значительных разделов коллекции – живопись конца XIX-начала XX века. Она дает достаточно полное представление как о творчестве отдельных художников – Исаака Левитана, Валентина Серова, Константина Коровина, Зинаиды Серебряковой, так и о наиболее известных объединениях рубежа веков, к которым относятся «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет».


Евгений Лансере. Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе. 1905

Особую значимость имеют монографические коллекции произведений Николая Рериха и Бориса Кустодиева, основная часть которых была подарена Максимом Горьким.


Николай Рерих. Красные кони. 1925


Борис Кустодиев. Русская Венера. 1925-1926

В начале 1920-х годов в собрание музея поступила коллекция живописных работ мастеров русского авангарда. В ее составе «Косарь» Казимира Малевича, «Импровизация 4» Василия Кандинского, «Кацапская Венера» Михаила Ларионова, картины Натальи Гончаровой, Александра Родченко, Ольги Розановой, Любови Поповой, Александра Шевченко и др.


Наталья Гончарова. Белки. 1910

Раздел живописи ХХ века включает полотна нескольких поколений советских художников – от Василия Бакшеева, Федора Богородского, Александра Дейнеки, Георгия Нисского, Аркадия Пластова, Владимира Стожарова до современных живописцев последнего десятилетия. Это наиболее динамичная часть музейного собрания, пополняющаяся новыми произведениями.


Николай Терпсихоров. Окно в мир. 1928

Духовная жизнь в 20 е годы таблица. Культурная и духовная жизнь в конце XIX

После окончания Гражданской войны, большевикам удалось полностью подчинить тотальному государственному контролю все сферы жизни советского общества, включая его духовное развитие.

С началом становления административно-командной системы, отдельные отрасли науки и искусства регулировались специально созданными комитетами.

Основной задачей большевиков было полное искоренение с духовной жизни общества буржуазной идеологии и внедрение социалистических и пролетарских мотивов, которые заключались в утверждении марксизма в сознании народа.

Искусство, по сути, стало инструментом, который использовали большевики в процессе строения пролетарской диктатуры и воплощения мировой социалистической революции. В культурной жизни прочно укрепился соцреализм направление в искусстве, активно пропагандирующее превосходство социалистического режима

В полное подчинение партийного руководства вошли и СМИ понятие свободы слова было полностью истреблено. Антирелигиозная борьба. В середине 20-х годов большевики развернули масштабную программу по борьбе с религией в СССР.

Атеистические идеи в догматику коммунистов были внесены Лениным, который считал религиозные верования основой буржуазного общества и главным средством манипуляции пролетариатом.

Если до 1919 года в государстве проводилась только атеистическая пропаганда, то с 1921г. большевики начали проводить первые репрессии духовенства и верующих различных конфессий, которые в своем большинстве были приверженцами монархии.

С этого периода коммунистическими активистами начинаются массово разрушаться религиозные культовые сооружения, которые несли в себе многовековое культурное наследие русского народа. Уцелевшие церкви часто использовались в качестве складов, мастерских и даже библиотек.

Интересным является тот факт, что на официальном уровне антирелигиозная политика была рекомендационной, а не принудительной религиозные проповедники, монашество и духовенство осуждалось за антигосударственные действия.

Внедряя атеистическое мировоззрение в сознание народных масс, большевики создавали нового бога Сталина и новое вероисповедование коммунизм, что значительно облегчило становление тоталитаризма в государстве.

В период Гражданской войны численность населения, которое покинуло Россию, достигало 2.5 млн. человек. Большинство эмигрантов составляли культурные, научные деятели и дворянство, которые оказалось под преследованиями новой власти.

Несмотря на то, что эти люди были вынуждены покинуть родину, они продолжали активно вести свою деятельность за пределами государства. В Европе было открыто множество русских изданий огромным тиражом выходили произведения И. Бунина, Г. Иванова, В. Ходасевича.

Среди эмигрантов оказались и выдающиеся русские философы Л. Карсавин и Н. Трубецкой, вместе с иностранными экономистами они пытались проанализировать причины социально — экономического кризиса, который привел к падению русской династии, что стало основой гениального труда «Исход к Востоку», который обрел большую популярность в Европе и США.

Культура России Конец XIX — начало XX в. стали чрезвычайно плодотворным периодом в развитии отечественной культуры. Духовная жизнь общества, отражая те стремительные перемены, которые произошли в облике страны на рубеже двух столетий, бурную политическую историю России в эту эпоху, отличалась исключительным богатством и разнообразием. «В России в начале века был настоящий культурный ренессанс, — писал Н.А.Бердяев. — Только жившие в это время знают, какой творческий подъем был у нас пережит, какое веяние духа охватило русские души». Творчество русских ученых, деятелей литературы и искусства внесло огромный вклад в сокровищницу мировой цивилизации.

Наука и естествознание Во второй половине XIX в. Наука выдвигается в число важнейших сфер общественной деятельности. Открытия мирового значения были сделаны в области химии. Профессор С.- Петербургского университета Дмитрий Иванович Менделеев () сформулировал в 1869 г. периодический закон химических элементов, ставший одним из важнейших в естествознании.

Д. И. Менделеев

Естествоиспытатель Иван Михайлович Сеченов () ученик Г. Гельмгольца и учитель И. П. Павлова, был новатором в области физиологии. Итогом его исследований высшей нервной деятельности явился труд «Рефлексы головного мозга» (1866), где доказывалось единство и взаимодействие психических и физических процессов в организме. С успехами естествознания связаны труды основоположника почвоведения Василия Васильевича Докучаева () и главный из них «Русский чернозем» (1883). Ученый доказывал, что почва особый природный организм со своими законами образования, развития и оскудения. Докучаев составил карту почвенных особенностей Европейской России и дал классификацию почв в стране (1886). И. М. Сеченов

География Русские географы и природоведы значительно обогатили представления не только о собственной стране, но и о Земле, о ее материках и континентах. В 6090-е гг. выдвигается блестящая плеяда неутомимых путешественников, исследующих малоизученные края Земли.

В организации экспедиций большую роль сыграло Русское географическое общество, во главе которого стоял сменивший в 1873 г. его основателя Ф. П. Литке П. П. Семенов-Тян- Шанский (). П. П. Семенов первым из европейцев путешествовал по горам Тянь-Шаня (). Николай Михайлович Пржевальский () после экспедиции в Уссурийский край () осуществил четыре экспедиции в Центральную Азию (), побывав в Тибете, Монголии, Китае. Он открыл много неизвестных ранее горных хребтов, рек и озер, впервые описал неизвестные породы животных (тибетский медведь, лошадь Пржевальского и т. д.), собрал ценную коллекцию растений. Пржевальский Н. М.

Николай Николаевич Миклухо-Маклай () путешествовал за пределами России, побывав в гг. на Мадейре, в Марокко, в Новой Гвинее. В гг. с научной целью находился на Малайских островах Полинезии. Тесные дружеские контакты русского ученого с местным населением дали ему возможность провести серьезные исследования антропологические и этнографические, способные противостоять расистским теориям.

Н. Н. Миклухо-Маклай

Искусство В русской культуре второй половины XIX в. первенствовала литература. Идейно- эстетические принципы господствующего в ней критического реализма оказали мощное воздействие на все области искусства. Определяющими здесь становятся требования близости к жизни, к народу, стремление ответить на запросы общества, удовлетворить его потребности в правде, в красоте, которую искусство ищет уже в самой действительности.

Живопись Процесс обновления в живописи начался с «бунта» в Академии художеств молодых художников в 1863 г. Отказавшись писать конкурсные работы на традиционные сюжеты из мифологии, они потребовали свободного выбора тем. Получив отказ, 14 живописцев во главе с И. Н. Крамским вышли из академии и основали Артель художников. Она послужила ступенью к новому объединению в 1870 г. Товариществу передвижных художественных выставок, окончательно оформившемуся с принятием устава в 1876 г. За два десятилетия существования передвижники показали выставки своих картин более чем в 20 городах.

Их союз был одновременно и профессиональным, и идейным, и коммерческим, объединяя едва ли не всех талантливых художников, утверждавших принципы реализма и народности.

На первый план в 6070-е гг. выдвинулась жанровая живопись с ее ярко выраженными социальными мотивами. Здесь серьезного успеха добился Василий Григорьевич Перов () с его картинами уездной и деревенской пореформенной России («Чаепитие в Мытищах», «Приезд станового на следствие», «Сельский крестный ход на Пасхе»), До подлинного трагизма поднимается художник, рисуя похороны осиротелой крестьянской семьей своего кормильца («Проводы покойника»), Григорий Григорьевич Мясоедов () сумел передать поэзию крестьянского труда («Косцы»), тесную связь сельского мира с природой, зависимость от нее («Засуха»), показал взаимоотношения крестьян с земскими учреждениями (« Земство обедает »). Расцвет творчества Ильи Ефимовича Репина () приходится на начало XX в., но уже в 1870-е гг. проявился его могучий талант. Событием в искусстве и в общественной жизни стала картина «Бурлаки на Волге» (1872). В ликах бурлаков, резко индивидуальных и одновременно составляющих единое целое терпение и страдание, покорность и готовность к протесту. Отзываясь на больные вопросы времени, Репин создает своеобразный триптих о разночинской интеллигенции: «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали».

Новым типам пореформенной России посвящены картины Николая Александровича Ярошенко () «Студент», «Курсистка», «Кочегар». Из гущи повседневной городской жизни выхвачены сюжеты картин Владимира Егоровича Маковского () «На бульваре», «Крах банка», «Свидание », « Вечеринка », « Не пущу!». В историческом жанре этой поры художники отходят от традиционного источника античной истории, обращаясь к прошлому отечества, стремятся воссоздать его события и образы со всей достоверностью. На полотне Василия Ивановича Сурикова «Утро стрелецкой казни» нет изображения самой казни противников петровских реформ. Но смертельная схватка Руси уходящей и обновляющейся передана с огромной силой. Богатый колорит картины, сложная, оригинальная композиция способствуют донесению авторского замысла.

Тот же конфликт старого и нового, как основа семейной драмы, воплощен в картине Николая Николаевича Ге () «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Никаких внешних проявлений этой драмы здесь нет, спокойны и позы ее участников. Лишь взгляд Петра говорит о глубине конфликта: в нем нет ненависти к предавшему его сыну, лишь горечь и мука, сознание, что дело его жизни не будет продолжено тем, кто должен был его унаследовать. Батальная живопись 6090-х гг. близко соприкасается с исторической. Здесь тот же уход от академических условностей, декоративности, парадности. В. И. Суриков-баталист («Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком») выступает в роли своеобразного режиссера мизансцены, которую выстраивает в строгом соответствии с ходом военных действий, с исторической правдой, не жертвуя ею во имя большего эффекта. «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»

Василий Васильевич Верещагин () формально не принадлежал к передвижникам, но разделял их идейные и эстетические пристрастия. Под кистью художника война предстает противоестественным для человека состоянием. Его картина «Апофеоз войны», изображающая раскаленную пустыню с разрушенным городом вдали и пирамидой человеческих черепов на переднем плане, воспринималась как антивоенный символ. «Апофеоз войны»

Иван Константинович Айвазовский () х гг. зрелый мастер, признанный лучшим маринистом не только России, но и Европы. Морская стихия запечатлена им в самом разном состоянии от штиля до шторма («Девятый вал», «Черное море», «Среди волн»). Одна из лучших его картин «Море». На полотне нет ничего, кроме сурового безбрежного моря и бесконечного неба. «Море» Айвазовского можно отнести к самым грандиозным произведениям мирового пейзажа. «Девятый вал»

Расцвет пейзажной живописи связан с творчеством Исаака Ильича Левитана (). В картинах «Осенний день. Сокольники», «Вечер. Золотой плес», «Тихая обитель», «У омута», «Стога. Сумерки» слышна и щемящая музыка русской природы и ее особая тишина. Они навевают светлую грусть и раздумья о жизни, в которой нет гармонии и красоты, присущей природе. При внешней непритязательности пейзажи Левитана результат высочайшего мастерства и новаторства художника, во многом предугадавшего развитие живописи XX в. «Золотая осень»

Архитектура Быстрый рост после реформ 60-х гг. городов, сети железных дорог, промышленных предприятий, резкое увеличение числа банков и акционерных обществ, учебных и культурных заведений все это обусловило колоссальный размах строительства. Перед архитекторами встали новые многообразные задачи, выдвинувшие на первый план необходимость их функционального, соответствующего типу здания, решения. Храм Воскресения Христова

Опера В оперном жанре на первый план выдвигается национальная опера на сюжеты российской истории. В «Псковитянке» Римского- Корсакова, «Князе Игоре» Бородина не только звучат народные мотивы народ является участником сценического музыкального действа. Н. А. Римский-Корсаков Александр Порфирьевич Бородин

Театр В пореформенную эпоху возникает множество частных театров и антреприз, но центрами театральной культуры остаются императорские театры. Они финансируются правительством, сюда стягиваются лучшие актерские силы, режиссура и сценография были поставлены здесь на современном европейском уровне. В театральной жизни двух столиц тон задавал Малый театр с его устойчивыми традициями сценического реализма, идущими от великих Щепкина и Мочалова. Малый театр называли «Домом Островского»: здесь переиграли все пьесы выдающегося драматурга. Острая социальная проблематика его произведений позволила вывести на сцене галерею русских социальных типов, показать быт и нравы городских слоев, сложные отношения в пореформенном обществе между его сословиями. На сцене Малого театра блистали П. М. Садовский, Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова. Театр не замыкался на реалистическом искусстве: с середины 70-х гг. здесь, как и в других театрах России, все больше завоевывает позиции и романтизм с его патетикой и пафосом. Мария Николаевна Ермолова Картина кисти В. Серова

Тенденции духовной жизни в мире в XX веке Во все времена на духовную жизнь общества влияли идеи, которые не только задавали темп жизни, но и существенно могли изменить его структуру. Новые веяние овладевали сознанием масс и становились доминантными, контролируя все сферы общественной жизни. Так в эпоху Средневековья, на духовное развитие общества влияли идеи католической церкви, в период Просвещения религия поступилась науке. К началу 20 века, господствующей идеей был рост человеческой личности при помощи применения достижений научно — технического прогресса.

Особенности духовной жизни в XXс веке периодами, 20 век По сравнению предыдущими характеризируется многообразием направлений и течений в театральном, изобразительном искусстве и литературе. Нестабильная политическая обстановка в начале века стала причиной того что в духовной жизни общества преобладали философские, пессимистические идеи представители творческой элиты пытались найти объяснение происходящим событиям, обращаясь к трудам знаменитых философских деятелей прошлого. Творческая интеллигенция понимала, что старый мир, со своими порядками и традициями, невозвратно уходит в прошлое. Подтверждением этого сослужило множество социальных, политических и экономических изменений падение монархий, установление тоталитарных режимов, усиленный рост городов и модернизация промышленности. Однако вопрос о том, каким будет будущее человечества оставался открытым. Многие мыслители предрекали закат мировой культуры, так как считали, что духовное развитие в условиях Времена не выбирают, В них живут и умирают. (Л. С. Кушнер)

Основные направления духовного развития первой половины 20 века В первой половине 20 века выделялись два основных вектора развития духовной жизни рациональнопрагматический и иррациональный. Ярким представителем иррационального направления философской мысли является З. Фрейд, который впервые отследил связь творческого развития с психикой отдельных индивидов. Фрейд считал, что культурная деятельность это ни что иное, как сублимация психических процессов, которая выражается на материальном плане. На основе этого направления в культуре первой половины 20 века возникают такие культурные течения как абстракционизм, экспрессионизм, неопластицизм, сюрреализм. Искусство теряет свою простоту, приобретая скрытое философское наполнение. Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит (З. Фрейд)

Основные направления духовного развития первой половины 20 века Американским философом Д. Дьюи была заложена основа рационалистического подхода к развитию духовной жизни. По мнению представителей прагматического направления, культура является ни чем иным как инструментом к решению многих социально — политических проблем человечества. Такое течение было активно поддержано установившимися в Европе антидемократичными режимами. В отличие от иррациональной культуры, такое направление было доступным для понимания широких масс и часто использовалось как инструмент идеологической пропаганды. На основе рационального подхода возник социальный реализм, который стал зеркалом, в котором в несколько искаженном виде отражались политические и социальные явления. Истинная свобода – интеллектуальна; она основывается на воспитании силы мысли, на умении «перевертывать вещи со всех сторон» , разумно смотреть на вещи, судить, есть ли налицо нужное для решения количество и качество доказательств, а если нет, то тогда где и как их искать.

Вступая в XX век, Россия менялась. Менялся и мир. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни. Под их натиском рушились традиционные ценности и представления людей. Российская культура переживала удивительный расцвет. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл блестящие имена, ставшие гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники. Начало XXв. называют Серебряным веком русской культуры. Серебряный век — это историческое время с 90-х гг.

XIX века до 1922г..

Однако так и не было преодолено одно из основных противоречий российской жизни — недоступность высоких достижений культуры широким массам и оторванность от них.

В 1919г. правительство РСФСР приняло декрет « О ликвидации неграмотности среди населения России», согласно которому все граждане в возрасте от 8 до 50 лет были обязаны научиться читать и писать на родном или русском языке. Однако условия Гражданской войны и разрухи помешали решению поставленной задачи. В середине 1920-хгг. лишь около половины населения СССР в возрасте старше 9 лет владели грамотой.

Деятели художественной культуры Серебряного века, встретили пролетарскую революцию по-разному. Одни из них считали, что отечественные культурные традиции будут либо растоптаны, либо поставлены под контроль новой власти. Ценя превыше всего свободу творчества, они избрали удел эмигрантов. К середине 20-х гг. за границей оказались писатели, поэты, композиторы, певцы, музыканты, художники: И.А.Бунин, А.И.Куприн, А.К.Глазунов, С.С.Прокофьев, С.В.Рахманинов, Ф.И.Шаляпин, И.Е.Репин, В.В.Кандинский, М.З.Шагал и др.

Другие выдающиеся деятели культуры не избрали участь эмигрантов. Такие как, А.А.Ахматова, М.А.Волошин, М.М.Пришвин, М.А.Булгаков, ушли в глубокую духовную оппозицию, продолжили традиции русского инакомыслия.

Многим казалось, что революция, как очистительная гроза, омолодит страну, разбудит созидающие силы. Они шли навстречу новой жизни, считая себя продолжателями революционных традиций русской культуры.

Октябрьская революция уже впервые годы была воспета в стихах В.В.Маяковского и А.А.Блока, изображена в картинах К.С.Петрова-Водкина и Б.М.Кустодиева, а также в первом советском спектакле «Мистерия-буфф» по пьесе Маяковского в постановке В.Э.Мейерхольда и с оформлением К.С.Малевича.

С окончанием Гражданской войны большевики начали активно контролировать духовную жизнь в стране. В августе 1921г. некоторые учёные и деятели культуры, некоей Петроградской боевой организации, были расстреляны, в том числе учёный-химик М.М.Тихвинский и поэт Н.С.Гумилёв.

В конце августа 1922г. советское правительство выслало из страны 160 учёных и деятелей культуры, которые не разделяли идеологических установок большевизма, но и не были активными борцами с ней.

В 1922г. был учреждён Главлит, который вёл контроль над всей печатной продукцией. Через год к нему присоединился Главрепертком, он контролировал репертуар театров и других зрелищных мероприятий. Их задача заключалась в том, чтобы не просочились неугодные властям материалы в общественную жизнь.

Большевики ставили перед собой цель воспитать «нового человека», достойного жить в коммунистическом обществе. Для большевиков опасным конкурентом в духовной жизни страны являлась религия. В апреле — мае 1922г. в Москве и в июле в Петрограде были организованы судебные процессы, ряд крупных церковных иерархов приговорили к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Патриарх Тихон был арестован и переведён в тюрьму. В 1925г., после смерти патриарха Тихона, власти не допустили выборов нового патриарха, а митрополит Пётр, который принял патриаршие обязанности, был выслан на Соловки.

Большевикам нужны были новые художественные формы воздействия на чувства, агитации за коммунистическое будущее. Расцвело искусство плаката, мастера этого жанра — В.Н.Дени («Банда»), Д.С.Моор («Ты записался добровольцем?», «Помогите!»). «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства) — новая форма агитационного искусства. Острые сатирические плакаты с краткими стихотворными текстами освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, которые передавались агентством в газеты.

Духовная жизнь советского общества в первые годы советской власти отличалась относительной свободой, но по мере укрепления позиций Сталина началось партийное наступление на культуру.

Главные задачи культурной революции: ставилась задача преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры. ликвидация неграмотности: в 1919 году СНК принял декрет » О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР «, по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В 1923 году было учреждено добровольное общество » Долой неграмотность » под председательством М. И. Калинина.

« Долой неграмотность!» В 1923 году было учреждено добровольное общество » Долой неграмотность » под председательством М. И. Калинина. Выли открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности ликбезы.

Народное образование. 30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил « Положение о единой трудовой школе РСФСР ». В основу положен принцип бесплатного обучения. Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьяне Следующая важная веха — принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП / б » О всеобщем обязательном начальном обучении «. К концу 30- х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена

Власть и интеллигенция: вопрос об отношении к революции. С. В. Рахманинов, К. А. Коровин, А. Н. Толстой, М. И. Цветаева, Е. И. Замятин, Ф. И. Шаляпин, А. П. Павлова, И. А. Бунин, А. И. Куприн и другие. 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления: П. А. Сорокин, К. Н. Давыдов, В. К. Агафонов, С. Н. Виноградский и др За границей оказались: Понижение духовно — интеллектуального уровня

« ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ВСЕГДА БЫЛА РЕВОЛЮЦИОННА. ДЕКРЕТЫ БОЛЬШЕВИКОВ — ЭТО СИМВОЛЫ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. БРОШЕННЫЕ ЛОЗУНГИ, ТРЕБУЮЩИЕ РАЗРАБОТКИ. ЗЕМЛЯ БОЖИЯ… РАЗВЕ ЭТО НЕ СИМВОЛ ПЕРЕДОВОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ? ПРАВДА, БОЛЬШЕВИКИ НЕ ПРОИЗНОСЯТ СЛОВА » БОЖЬЯ «, ОНИ БОЛЬШЕ ЧЕРТЫХАЮТСЯ, НО ВЕДЬ ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ. ОЗЛОБЛЕНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПРОТИВ БОЛЬШЕВИКОВ НА ПОВЕРХНОСТИ. ОНО, КАЖЕТСЯ, УЖЕ ПРОХОДИТ. ЧЕЛОВЕК ДУМАЕТ ИНАЧЕ, ЧЕМ ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ. НАСТУПАЕТ ПРИМИРЕННОСТЬ, ПРИМИРЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ…» Может ли интеллигенция работать с большевиками? — Может и обязана. (А. А. Блок)



« Сменовеховство » идейно — политическое и общественное движение, возникшее в начале х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника » Смена вех «, вышедшего в Праге в июле 1921 году. Сменовеховцы ставили перед собой задачу — пересмотреть позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России. Суть этого пересмотра состояла в отказе от вооруженной борьбы с новой властью, признании необходимости сотрудничества с нею во имя благополучия Отечества.

« Сменовеховство » (результаты) А. Н. Толстой С. С. Прокофьев М. Горький М. Цветаева А. И. Куприн Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию и добиться признания новой власти. Возвратились на Родину: Отношение большевиков:

Классовой подход к культуре Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества г. – процесс над Петроградской боевой организацией (известные ученые и деятели культуры) г. – выдворение из страны 160 крупных ученых и философов г. – учреждение Главлита, а затем Главреперткома (цензура).

Из Постановления Политбюро ЦК РКП (б) » О политике партии в области художественной литературы » 18 июня 1925 г. Таким образом, как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства. Партия должна подчеркнуть необходимость создания художественной литературы, рассчитанной на действительно массового читателя, рабочего и крестьянского; нужно смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе

Большевики и церковь. 11 (24) декабря 1917 г. появляется декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения. 18 (31) декабря аннулируется в глазах государства действенность церковного брака и вводится гражданский. 21 января 1918 г. — опубликован декрет о полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ.

Декрет предусматривал конкретные меры, обеспечивающие религиозным организациям осуществление своих функций. Гарантировалось свободное исполнение обрядов, не нарушающих общественного порядка и не сопровождающихся посягательствами на права граждан, религиозным обществам предоставлялось право на бесплатное пользование зданиями и предметами для проведения богослужений.

На Церковь обрушивались все новые и новые запреты Повсеместное закрытие храмов; Конфискация имущества церкви для революционных нужд; Аресты священнослужителей; Лишение их избирательных прав; Дети из семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование.

Books/index.php?SECTION_ID=326&ELEMENT_ID= Источники: А. А. Данилов, История России XX – начало XXI века М., « Просвещение », 2008 г. Интернет — ресурсы:

Россия 1900: ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА В ИМПЕРИИ ПОСЛЕДНЕГО ЦАРЯ

Ренате Ульмер

Артикул: 

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Выпуск журнала: 

№3 2008 (20)

Выставка, задуманная как культурно-историческая, имеет целью представить малоизвестное в Германии русское искусство конца XIX-начала XX века, параллельно с западноевропейским декоративно-литературным движением «Stilkunst» ( Искусство стиля). Его внимание сосредоточено на уникальной русской интеграции различных форм искусства того периода вместе с идеями и мыслями, которые их вдохновляли и взращивали. Диалог между традиционными, фольклорными и романтическими произведениями и теми, которые демонстрируют интернациональные и модернистские влияния, увеличивает разнообразие выставки.

В течение правления последнего русского царя Николая II в России происходили кардинальные перемены; кризисы и войны, с одной стороны, сопровождались периодом экономического роста и расцвета культуры. На рубеже 20-го века в Российской империи произошло много новых событий. Дореволюционное искусство России было искусством переходного периода, тесно связывавшим как традиции, так и современные проблемы. Поиски новых форм художественного выражения были глубоко укоренены в то время: символизм, модернизм, а также романтизм и типичный для русского искусства неопримитивизм были зеркалами, в которых находили отражение глубокие перемены, разворачивавшиеся как внутри Российской империи, так и за ее пределами. их отражение.

Сложные отношения между сторонниками самобытного «русского пути» и сторонниками западной культуры были характерной чертой развития русского искусства того периода. Народные корни, народное творчество, национальные мотивы в архитектуре и декоративном орнаменте, вновь открытые славянофилами, достигли наивысшего выражения в «неорусском» стиле, с его самобытными чертами, охватившими все виды искусства. Сила и поэтика древнерусские источники послужили источником вдохновения для таких представителей раннего авангарда, как Василий Кандинский.

Русский «национальный» Романтизм, известный также как «русский стиль», был одним из самых самобытных течений, нашедших свои проявления во всех видах искусства. В своих произведениях многочисленные художники того времени обращались к темам древнерусских мифов и легенд, традиционным произведениям народного творчества, промыслам, типичным и традиционным архитектурным и декоративным формам — всему, что передавалось из поколения в поколение. Близость к фольклору, сказочное содержание и яркие краски стали самыми узнаваемыми чертами русского искусства начала ХХ века.

Благодаря поддержке крупных меценатов колонии художников в Абрамцево и Талашкино стали ключевыми центрами искусства, куда тяготели такие художники, как Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Елена Поленова. Их единый цельный стиль работы, объединяющий художественные произведения и народные промыслы, стал русским вариантом британского «декоративно-прикладного» движения в декоративно-прикладном искусстве конца XIX века с целью восстановления средневековых ремесел.

Стиль этих колоний художников и созданные ими работы напоминают колонию художников (Kunstlerkolonie) в Матильденхоэ в Германии, которая служила источником глобальных идей и стала известна благодаря работам мастеров того периода — даже хотя в конечном итоге их искусство стало воплощением модерна во всех его проявлениях.

Одновременно с русским стилем существовало еще одно направление в искусстве, которое развивалось и окончательно пробивалось в Европу. Развиваясь отчасти как подражание, а отчасти как совершенно самостоятельная интерпретация международных тенденций, это движение ярко проявилось в живописи и графике, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Точно так же национальные версии символизма и югендстиля (немецкого модернизма) развивались в других странах Европы. Такое совпадение художественных направлений не было случайным: многие русские художники посещали западные культурные центры, а некоторые получали образование за границей.

Петербургское общество художников «Мир искусства» сыграло ключевую роль в формировании новых принципов русского искусства. Между 1899 и 1904 годами это общество издавало одноименный журнал «Манифест». В группу художников и сценографов Льва (Леона) Бакста и будущего балетного антрепренера Сергея Дягилева входили такие известные живописцы и художники, как Филипп Малявин, Михаил Врубель, Иван Билибин.

Таким же образом и в соответствии с идеалами всеобщего характера искусства того времени русский югендстиль, получивший в России название модернизма, охватывал все виды искусства — живопись, графику, архитектуру, декоративно-прикладное искусства, и особенно в России, театра. Представители подающего надежды буржуазного класса были аудиторией и заказчиками архитектурных планов жилых домов и модернистского декоративного оформления их интерьеров. Наряду с такими московскими модернистскими особняками до наших дней сохранились многочисленные эскизы и мебель, созданные известным архитектором Федором Шехтелем.

 

Династия Гессен-Дармштадт и Романовы

Кажется, Матильденхоэ в Дармштадте был предназначен для проведения этой выставки русского искусства 1900-х годов. Русская капелла во всемирно известном модернистском ансамбле продолжает служить памятником династическим связям Великого Герцогства Гессен-Дармштадт и Российского Императорского Дома. В 1894 году последний российский царь Николай II (1868–1918) женился на принцессе Аликс Гессенской (1872–1819).18). Однако это был не первый брак, сближавший Романовых и правителей Великого княжества Гессен: бабушка Николая, принцесса Мария (1824–1880), была из рода Гессенского герцогства.

А в 1884 году, еще до того, как принцесса Аликс стала частью Российской Императорской семьи, ее старшая сестра Елизавета вышла замуж за великого князя Сергея, дядю Николая. До 1912 года императорская семья часто посещала Дармштадт.

Такие династические связи неизбежно влияли на культурные контакты. Так, первая выставка Дармштадтской колонии художников в 19В 01 вошли работы художников группы «Мир искусства». В 1902 году Йозеф Мария Ольбрих был приглашен с ответным визитом в Москву для участия в выставке «Модернистская архитектура и искусство нового стиля».

Русская часовня св. Марии Магдалины, одно из самых выдающихся сооружений на холме Матильденхоэ — Музе, — еще один архитектурный памятник, ярко свидетельствующий о тесных связях Дармштадта и России в конце 19 — начале 20 веков. Часовня в Дармштадте была построена на земле, подаренной великим герцогом Эрнстом Людвигом своему зятю и 8 октября 189 г.9 он был освящен как личная часовня русского царя. Он был спроектирован профессором Леонтием (Николаевичем) Бенуа, ректором Санкт-Петербургской Академии художеств (1856-1928) в стиле ранних ярославских церквей. Внешнее убранство и внутреннее убранство часовни представляют собой выдающийся образец русского искусства 1900-х годов. Культурно-историческое значение она приобрела при активном участии Виктора Васнецова (1848-1926), одного из самых авторитетных русских художников рубежа 20-го века, написавшего все мозаики, росписи и фрески в часовне.

Особое внимание на выставке уделяется тем направлениям русского модернизма, которые открыли новые направления развития искусства. Различные архитектурные проекты, мебель, декоративно-прикладное искусство, живопись и графика, принадлежащие этому движению, впервые экспонируются в беспрецедентном масштабе. На выставке собраны не только уникальные произведения искусства, но и манифесты крупнейших художественных обществ, студий и творческих коллективов. Исторические видеоматериалы и фотоматериалы воссоздают атмосферу России времен последних императоров на фоне политических, экономических и семейных конфликтов того периода. В результате перед посетителем открывается весьма оригинальная панорама русской культуры и искусства XIX в.00с.

На выставке представлено около 300 экспонатов, представляющих такие виды искусства, как живопись, рисунок, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн, сценография, фотография, а также мебель, костюмы и одежда. Большая часть произведений предоставлена ​​музеями России, в частности, Третьяковской галереей (Москва), Государственным историческим музеем (Царицыно, Москва), Российской государственной библиотекой (Москва), Музеем архитектуры имени Щусева (Москва), Русским музеем Этнографии (Санкт-Петербург), Русского музея театра и музыки (Санкт-Петербург), Музеев Кремля (Москва), а также из Центра Жоржа Помпиду и Музея Орсе в Париже, Музея Виктории и Альберта в Лондоне и Музей современного и современного искусства в Страсбурге.

Иллюстрации

Русская православная часовня Матильденхёэ, Дармштадт (фото: Ральф Бейль)

Панорама Матильденхёэ, Дармштадт (фото: Николаус Хейсс)

Виктор ВАСНЕЦОВ. Мозаика апсиды с изображением Пресвятой Богородицы на Престоле с Младенцем Христом. 1902–03
Из кабинета художников Музеи Московского Кремля

Аристарх ЛЕНТУЛОВ. Собор Василия Блаженного. 1913
Холст, масло, коллаж. 170,5×163,5 см. Третьяковская галерея

Королевский балдахин. 1896
Фрагмент. Верх балдахина вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Музеи Московского Кремля

Валентин СЕРОВ. Коронация Императора Николая II . 1896
Холст, масло. 43×64 см. Третьяковская галерея

Одежда герольда (плащ, шапка, перчатки, браслеты). Конец XIX века
Музеи Московского Кремля

Василий КАНДИНСКИЙ. Русская сцена. с. 1903–04
Картон, темпера. 23×54,7 см. Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства, Париж

Елена САМОКИШСУДКОВСКАЯ. Портрет императрицы Александры Федоровны. 1903
Бумага, акварель. 31×21 см. Фонд Гессенского дома, Замок-музей Дармштадт

Карл ФАБЕРЖЕ. Декоративный элемент из 5 частей с 40 миниатюрными яйцами. Начало 20 века
Серебро, позолота, эмаль, разные полудрагоценные камни. Фонд Гессенского дома, Кронберг в Таунусе

Михаил ВРУБЕЛЬ. Микула Селянинович и Волга, Камин. 1898–1900
Майолика. 225×275 см. Третьяковская галерея

Винный сервиз. Изготовлено ювелирной артелью, г. Москва. 1908–1917
Исторический музей, Москва

Интерьер русской часовни с видом на иконостас

Леонид ВЕСНИН. Вилла Н.Л. Тарасов. Москва, 1910
Пастель, уголь, акварель, бронза. 38,3×57,6 см. Музей Архитектуры, Москва

Федор (Франц) ШЕХТЕЛ. Вилла Дерожинской. Эскиз садовых ворот и забора, гр. 1900
Карандаш, акварель. 40,2×80 см. Музей Архитектуры, Москва

Неизвестный художник. Плакат «Военный заем»
Российская государственная библиотека, Санкт-Петербург

Леон БАКСТ. Костюм нимфы из балета «Нарцисс». 1911
Карандаш, акварель, мелованная бумага. 67,5×52,6 см. Музей современного и современного искусства, Страсбург

Йозеф Мария Ольбрих (1867–1819 гг.)08)
Фото из архива Института Матильденхоэ, Дармштадт

Император Николай II и Императрица Александра Федоровна с детьми. 1913
Государственный архив, Дармштадт

Королевская семья с небольшим двором и родственники Гессена – в центре: император Николай II, императрица Александра Федоровна и великий князь Эрнст Людвиг, замок Вольфсгартен, 1910
Государственный архив, Дармштадт

Эрнст Людвиг, императрица Александра Федоровна, Император Николай II, Принцесса Ирина, Принц Генрих фон Преуссен, Великая Принцесса Елизавета, Великий Русский Князь Сергей, Принцесса Виктория, Принц Людвиг фон Баттенберг, 19 лет03
Государственный архив, Дармштадт

Европейские дворянские семьи на свадьбе Кобургов, 1894
Государственный архив, Дармштадт

Назад

Теги:

Анна Каренина: как социальные обычаи золотого века Америки отразились в России

1

1 04 декабря 2012 г.

Поделись этим:

Меня всегда поражало, когда я читал Анну Каренину (или, в последнее время, когда смотрел рассказ Льва Толстого 1873–1878 годов, разыгранный Джудом Лоу и Кирой Найтли в роскошных костюмах в киноверсии этого года) тем сходством, которое оно показывает между верхним -класс конец 19Россия 19-го века и Америка конца 19-го века.

«Анна Каренина» — это во многом история любви, многослойная, а иногда и восхитительно романтическая картина в стиле мыльной оперы. Но это также история общества — как обычаи навязывают культурные убеждения, такие как брак, верность, что значит быть мужчиной, что значит быть женщиной, какое поведение требуется от того, кто считается богатым. или бедный. Возможно, уместно, чтобы действие нового фильма происходило на сцене; Толстой пишет об обществе, в котором все свои действия совершаются совершенно публично и к большому интересу ее круга общения.

(Это короткое видео от Focus Features объясняет, что выбор «инсценировать» фильм немного дальше. ) здесь во время позолоченного века Америки в конце 19 века. Во время нашего сумеречного тура в музее Дрихаус мы подробно рассказываем о кулинарных обычаях Золотого века, например о тонком искусстве беседы; как хозяйка стремилась сохранить баланс между интересными темами, избегая деликатных. Большое внимание также уделялось распределению сидячих мест: мужчин и женщин направляли на каждое второе место, чтобы рассеять поток разговора, а если хозяйка хотела поощрить встречу между определенной парой, она могла посадить их рядом или напротив друг друга. .

В книге мы следуем за многими персонажами от приемной до рисунка и столовой, но лучше всего подойдет более наглядный пример. Посмотрите этот отрывок из фильма Анна Каренина. Левин — рыжебородый мужчина — явно нарушает невидимую линию разговора, к неудовольствию других гостей, в своем серьезном разговоре о любви и похоти. На заднем плане проходят хорошо одетые слуги. Стол накрыт в соответствии со строгими спецификациями, с большой декоративной центральной частью. И обратите внимание, как они сидят — мужчины, женщины, мужчины, все наоборот.

Эти обычаи приема пищи, скорее всего, пришли из викторианской Англии, где трапезы были торжественным событием. Этот блог, вероятно, лучше было бы назвать «Как Россия и Америка отражали западноевропейские социальные обычаи», потому что во многих отношениях классическая Европа оказала большое влияние на то, что считалось высокой культурой в обеих странах. В книге Анна и другие представители аристократического сословия легко переключаются между французским, английским и русским языками. Одежда, которую требовали от женщин из высшего общества в этот период, также была в западноевропейском стиле, в частности, из Парижа. В книге опера — творение Италии эпохи Возрождения — это место, где можно увидеть и быть увиденным.

Отрывок со страницы 227 моего экземпляра Анны Карениной показывает некоторую путаницу в идентификации,

Принц и принцесса придерживались совершенно противоположных взглядов на жизнь за границей. Княгиня находила все чудесным и, несмотря на свое твердое положение в русском обществе, старалась за границей походить на европейскую даму, которой она не была, будучи типично русской дамой, и поэтому должна была притворяться, что было ей несколько неловко. Князь, напротив, находил все за границей гнусным и европейскую жизнь в тягость, держался своих русских привычек и нарочно старался показать себя меньшим европейцем, чем он был на самом деле.

Фоном для конца 19-го века были масштабные социальные и промышленные изменения во всем мире, с возможностью еще большего. В то время как мы, в США, переживали промышленный бум, рабочие-иммигранты, наводняющие городские районы, потенциал для того, чтобы больше женщин могли войти в состав рабочей силы, и мировая война на отдаленном горизонте; Россия увидела освобождение миллионов крепостных, потрясшее ее экономическую и классовую систему, напряженность между царскими традициями и теми, кто настаивал на необходимости модернизации и демократизации страны, а также революцию на далеком горизонте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *