Культура начала 20 века в россии кратко: Культура и искусство России на стыке столетий: расцвет Серебряного века

Культура и искусство России на стыке столетий: расцвет Серебряного века

Начало XX в. было очень бурным временем. Для России (сначала Российской империи, затем РСФСР) оно ознаменовалось большим количеством перемен. Изменения в политике и экономике, полная смена государственного устройства, перемены во взаимоотношениях с другими странами – все это не могло не сказаться на развитии разных областей культуры и искусства. Огромные потрясения произошли в общественном сознании и в сознании отдельного взятого человека.

Содержание

  • 1 Литература
  • 2 Живопись
  • 3 Театр
  • 4 Музыка
  • 5 Кино

Литература

Наиболее остро реагирует на любые перевороты и переломы литература. В самом конце XIX в. появились новые течения, которые отражали пересмотр многими людьми традиционных взглядов. Поэты и писатели, чутко улавливая настроения в обществе, передавали это в своих произведениях.

К началу XX в. работа по переосмыслению ценностей была особенно напряженной. Все больше внимания писатели уделяли личности, человеку, все чаще обращали взгляд на индивидуальность каждого характера. Менялись привычки и предпочтения, менялись взгляды людей, ломались традиции – это высвобождало дорогу новому.

Зародились совершенно новые направления в поэзии. Этот период принято называть Серебряным веком, поскольку такого разнообразия произведений, такого количества молодых талантов Россия не знала со времени Золотого века – периода, когда творили Пушкин, Жуковский, Гоголь.

Наиболее яркие направления в прозе и поэзии:

Название нового стиля

Характерные черты

Представители

Реализм

Писатели и поэты ничего не «сочиняли»: они брали сюжеты прямо из жизни, описывали характеры, которые встречались им, обращались к темам, которые недавно считались «низкими»: жизнь бедняков, жалкое существование тех, кто «на дне» общества. Без излишней романтизации описывали и жизнь высших кругов.

М. Горький, Л. Толстой.

Символизм

Совершенно новое направление. Приверженцам этого направления реализм был будто бы тесен. Они стремились выйти за рамки дозволенного реализмом. Символисты словно предчувствовали грядущие перемены, они улавливали тревогу и грусть в обществе и облекали неясные думы современников в образы, в мыслеформы.

Символисты задумывались о том, какую роль играет писатель, художник в жизни общества, каково его предназначение.

В. Брюсов, А. Блок, З. Гиппиус, Д. Мережковский.

Символисты образовали свой творческий союз, просуществовавший с 1908 по 1916 гг. : «Альфы и скрипки».

Акмеизм

Предметность и материализм – эти черты можно считать наиболее точно характеризующими творчество акмеистов. В некотором смысле представители этого течения противопоставляли себя символистам.

Н. Гумилев, А. Ахматова, Г. Иванов, И. Мандельштам.

Футуризм

Новые картинки, новое мышление, новые слова – так можно описать это течение кратко. Футуристы занимались словотворчеством, увлеченно изобретая слова и выражения, каких не существовало в русском языке ранее. Новый человек – новое творчество – можно так обозначить девиз футуристов.

В. Маяковский, В. Хлебников.

Литература расцветала, поэты и писатели пользовались свободами, которые они не то чтобы получили – скорее сами разрешили себе. Это было время экспериментов.

Живопись

Не менее интересная ситуация складывалась в области изобразительного искусства. Здесь появились как «ответвления» существовавших ранее жанров, так и совершенно новые, буквально только что родившиеся жанры и стили.

Многие выдающиеся живописцы объединились в «Мир искусства» — это была крупная организация, где свободно высказывали свои мысли приверженцы различных течений. «Мир искусства» не был закосневшей структурой – он раскрывал объятия талантам, вне зависимости от того, импрессионист или реалист желали войти под его своды. В «Мире искусства» подвизались:

  • А. Бенуа;
  • Лейб Бакст;
  • И. Билибин;
  • Н. Рерих;
  • Б. Кустодиев

и многие другие.

Давно известный импрессионизм породил нечто новое: экспрессионизм. Если представители первого направления используют реальные сценки из жизни, передавая при этом свое личное впечатление, ощущение от происходящего, то приверженцы второго идут дальше: экспрессионисты «схватывают» и запоминают самое первое впечатление, передают на полотне яркие эмоции. Экспрессионисты отражают на холсте собственное эмоциональное состояние, которое может быть даже мимолетным, сиюминутным.

Абсолютно новым стало направление, получившее название «авангардизм». Картины авангардистов были очень необычны: эти художники использовали для выражения своих мыслей иносказательные средства, символы и знаки. В сущности, это был гипертрофированный символизм.

Ярчайшим художником-авангардистом был В. Кандинский. До наших дней гремит слава К. Малевича, создавшего знаменитый «Черный квадрат».

На равных правах с авангардизмом и другими стилями существовало также «искусство ради искусства» — стиль арт-декор (яркий представитель – Эрте). Характерные черты: изящество форм, гармония и обращение к полусказочным, полумифическим сюжетам.

Началу XX в. принадлежит открытие дизайна – направления, которое объединило в себе живопись, графику, поэзию, геометрию. Известным дизайнером был Эль Лисицкий. Он создавал проекты горизонтальных небоскребов (в XXI в. многие его идеи воплощены в «Сколково»).

Наряду с авангардистами и художниками-экспериментаторами работали и такие признанные мастера кисти, как Н. Рерих, М. Врубель, И. Билибин. Их работы были гораздо более понятны зрителю и находили большой отклик.

После появления РСФСР зарождается жанр «соцреализм» — художники, которые придерживались его, изображали на своих полотнах максимально реалистично современные им события и людей.

Театр

Разнообразие наблюдалось и в театральной жизни. Абсолютно новые принципы игры преподавали К. Станиславский, В. Немирович-Данченко. Они обучали студентов такой игре, которая вызвала бы полное и безусловное доверие самого искушенного зрителя.

Был создан Московский Художественный театр. Новшества коснулись не только игры, но и оформления сцены: так, К. Коровин изготавливал декорации для театральных постановок и эскизы костюмов актеров в стиле импрессионизма, что было не принято ранее и поначалу вызвало отторжение: некоторые артисты даже сжигали свои костюмы. Однако вскоре эта тенденция прижилась, работы Коровина получили широкое признание.

В 1904 году открылся в Санкт-Петербурге театр нового типа – театр демократической интеллигенции. Руководила им В. Комиссаржевская, театр существовал в течение ее жизни. Ставили пьесы М. Горького, что было немыслимо еще несколько лет назад.

Музыка

Музыка переживала эпоху расцвета. Музыкальная жизнь буквально кипела, причем наряду с нестареющей классикой появлялись новые формы, например, музыканты старались «соединять несоединимое»: так, свою «светомузыку» придумал и воплотил А. Скрябин.

Довольно быстрыми темпами шло открытие новых консерваторий в разных городах страны. До этого времени получить высшее образование в консерватории можно было только в Москве и Санкт-Петербурге. Теперь же представители талантливой молодежи могли поступать в открывшиеся консерватории в:

  • Саратове;
  • Одессе;
  • Киеве.

Возник и новый тип консерватории – народная. Первое такое учебное заведение появилось в Москве.

Внимание композиторов было обращено ко внутреннему миру человека, его душе, чувствам. Оригинальное концептуальное построение музыкальных пьес можно наблюдать у выдающегося композитора тех лет – С. Рахманинова.

Кино

В эпоху перемен в жизнь человека ворвалось нечто совершенно новое, необычный вид искусства – кино.

Одним из первых зрителей, описавших это невероятное для человека того времени зрелище, был М. Горький. Он работал в Нижнем Новгороде в газете «Нижегородский листок» журналистом – там и была размещена заметка молодого журналиста о посещении синематографа.

Первые фильмы, которые показывали в период зарождения синематографа, были примитивными и просто представляли собой сцены из реальной жизни: выход рабочих с фабрики или прибытие паровоза. Затем появилось почти современное кино: «Восстание на броненосце «Потемкин», «Коронация Николая II».

Изобретение братьев Люмьер быстро прижилось в России. Свои наработки в этой области тоже существовали, параллельно с «синематогрфом» Запада. Так, изобретатель Самарский придумал «хрономатограф», другой изобретатель, Акимов, — «стробограф». Однако ни первый, ни второй не получили развития из-за недостатка финансирования. Россия воспользовалась находкой братьев Люмьер.

Поначалу кино было очень простым, но по мере развития этого направления многие деятели искусства поняли, что его можно использовать в качестве нового инструмента для выражения собственных чувств и мыслей и «разговора» со зрителем на высоком уровне.

В начале XX в. культура и искусство в России развивались бурными темпами. Тот период можно охарактеризовать как чрезвычайно плодотворный, наполненный удачными творческими поисками. Художники, писатели, актеры и музыканты обращали внимание на внутренний мир отдельно взятого человека, пытались определить его место в меняющемся обществе и найти новые приоритеты и ценности, которые придут на смену старым, утерявшим свое былое значение.

Однако расцвет Серебряного века был прерван Первой Мировой войной, революционными событиями, последовавший Гражданской войной. На смену разнообразию и свободе пришел тоталитаризм 30-х гг., который быстро перекрыл кислород свободным художникам. Расцвет сменился единообразием, которое неминуемо влечет за собой стагнацию.


Использованная литература и дополнительные материалы по теме:

  1. Русская литература начала XXв.: учеб.-методич. пособие, М., 2008.
  2. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала XX в. М., 1985.

Конспект по истории России на тему «Культура России начала 20 века»

РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В НАЧАЛЕ ХХ В.

1. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 

1.1. Новый этап в развитии цивилизации. В конце XIX-начале XX в. Россия вместе со всем человечеством вступила в новую эпоху. Близились серьезные изменения в общественном и политическом развитии, наступало время войн и революций.

1.1.1. В экономическом плане все большее значение приобретала индустрия. Развитие производства способствовало ускоренному развитию науки, обеспечивало научно-технический прогресс.

1.1.2. Социальное развитие, вызванное экономическими процессами, сопровождалось быстрым ростом городов, распространением городской культуры и образования. Возникали новые социальные группы, связанные с развитием мирового хозяйства. Во много раз вырос круг потребителей культуры.

1

.1.3. Политические процессы. Осознание неизбежности социально-политических преобразований и крушения традиций, с одной стороны, вызывало стремление к новому, а с другой – вызывало боязнь радикальных перемен, ломки старого, что приводило к росту интереса к мистике, возникновению мыслей «о закате цивилизации».

Тем более остро проявлялись обе эти тенденции в России в эпоху социально-политических кризисов начала ХХ в.

1.1.4. На рубеже веков национальное самосознание в передовых странах мира, обрело новые формы и поднялось на новый уровень. Национальная идея способствовало усилению националистических настроений, и, в то же время, привела к повышению влияния национальных традиций и народной культуры.

1.2. Новый этап в развитии культуры.

1.2.1. Функции культуры. Культура на новом этапе не просто выполняла вспомогательные социальные функции. Она стала самостоятельной общественной, в том числе производительной, преобразующей силой. Изменилось ее содержание.

1.2.2. Новое единство обрела мировая культура. Ее различные национальные части, сохраняя свою самобытность и особенности, взаимодействовали, взаимовлияли и дополняли друг на друга.

1.3. Особенности художественной культуры на рубеже веков. Кроме черт, свойственных культуре конца XIX-начала XX в. в целом, искусство того периода характеризовалось своими особенностями.

1.3.1. Новые этапы в развитии мирового искусства. В конце XIX в. произошел скачок в содержании мировой художественной культуры.

– От принципа непосредственного изображения мира искусство преходило к его преображению художественными средствами – модерну (импрессионизм, символизм и др. ).

Провозглашались идеи самоценности искусства, ранее в значительной степени игравшего вспомогательную роль по отношению к общественной мысли. Так в России XIX в. именно в литературе и живописи были наиболее остро поставлены вопросы социального развития. Наиболее важные из них стали названиями известных произведений Герцена («Кто виноват?») и Чернышевского («Что делать?»), имевших огромный резонанс в обществе.

– Затем, уже в начале XX в., началось движение к принципам воссоздания новой реальности художественным языком – авангардизму (кубизм, футуризм и др.). Распространилась концепция самодостаточности искусства.

1.3.2. Диверсификация исскусства. Разнообразие стилевых направлений. В отличие от предыдущей эпохи, когда в искусстве господствовало одно направление – реализм, в конце XIX-начале XX в. одновременно с возникновением новых направлений, сохранялись и развивались ранее существовавшие, достигая значительных результатов.

1.3.3. Две точки зрения на развитие культуры на рубеже веков.

Если быстрое и прогрессивное развитие науки, техники и образования в начале ХХ в. не отрицается никем, то в отношение искусства и гуманитарных наук существуют два мнения.

Точка зрения современных ученых связана концепции, сформулированной русским философом Н.А. Бердяевым, писавшим о ренессансе (возрождении) российской культуры в начале ХХ в.

Раньше была распространена другая точка зрения, сформулированная российскими социалистами того времени и принятая в советской науке: русское искуство начала ХХ в. переживало не ренессанс, а декаданс (упадок).

Это мнение основывалось на выводе о кризисе буржуазного общества и буржуазной культуры в эпоху империализма – «умирающего капитализма». Марксисты «видели» признаки приближения социалистической революции и в естественной цикличности экономики и в развитии религиозной философии и в возникновении искусства, отличного от критического реализма, который они считали наивысшим достижением «буржуазной культуры», так как он прямо отражал проблемы общества.

2. ПРОСВЕЩЕНИЕ

2.1. Начальное образование. В конце XIX-начале XX в. уровень грамотности вырос с 1897 г. (21 %) по 1917 г. (31 %) в 1,5 раза. Если не учитывать детей дошкольного возраста, около 40% российских подданных умели читать. В абсолютных цифрах число грамотных увеличилось в 2 раза (со 26,5 млн. до 53 млн. чел). Возросли темпы роста начального образования. В начале века ежегодно создавалось 5–6 тыс. новых школ. В соответствии с законопроектом, который Дума не успела принять до войны, правительством с 1907 г. выделялись значительные средства для создание в 10-летний срок системы всеобщего начального образования. Бюджет начальной школы в 1907–1914 гг. вырос в 6 раз.

2.2. Средняя и высшая школа.

2.2.1. Увеличилась численность гимназий и реальных училищ, выпускники которых снова могли поступать в технические вузы без экзамена. Возникла сеть высших начальных училищ, дававших возможность поступить в среднюю школу.

2.2.2. Развивалась система профессиональных – горных, речных, железнодорожных, фабричных (в 1913 г. – св. 4 тыс.) и коммерческих училищ (в 1913 г. – св. 250).

2.2.3. Для обеспечения всеобщего начального обучения развитие педагогического образования. К 1914 г. в России существовало 47 учительских институтов и свыше 170 учительских семинарий (училищ).

2.2.4. Совершенствовалась высшая школа, в которой после 1905 г. была восстановлена автономия, выборность ректоров и деканов и т.д. Создавались новые вузы, прежде всего технические. Число высших учебных заведений достигло к 1914 г. 135 со 127 тыс. студентов. После революции 1905–1907 гг. возникали не только государственные, но и «народные» вузы, создавашиеся на средства благотворителей (университет А.Л. Шанявского, педагогический институт П.Г. Шелапутина и др.).

В высшей школе преподавали крупнейшие российские ученые, развивалась вузовская наука.

2.3. Внешкольное народное просвещение охватило широкие слои общества. Не только в городах, но и в рабочих поселках было создано св. 1 тыс. культурно-просветительских обществ и народных домов. . Создавались рабочие театры. Число библиотек, в том числе публичных, выросло после революции 1905–1907 гг. в 5 раз (1914г. – св. 75 тыс.).

Развивалось книжное дело. Издавались десятки тысяч книг. Возникали тысячи новых типографий и издательств. Крупнейшие издательские фирмы, такие как товарищество М. Вольфа, издательство И.Д. Сытина и другие выпускали «народные» книжные серии.

После отмены цензуры (ноябрь 1905 г.) в 10 раз увеличилось число периодических изданий. Только газет, которые читали все слои населения, издавалось к 1917 г. свыше 1100. Некоторые популярные журналы издавались более, чем стотысячными тиражами. Так, например, «Нива», которую читали все слои населения, выходила в начале века тиражом около 250 тыс. экземпляров.

3. НАУКА

3.1. Естественные и технические науки быстро развивались в связи с возросшими нуждами промышленности и армии.

3.1.1. Наука. Значительных успехов добились основатель аэродинамики Н.Е. Жуковский; математик С. А. Чаплыгин; сделавший важнейшие открытия в области физики П.Н. Лебедев; геохимик и биохимик, заложивший основы современной экологии В.И. Вернадский; физиолог, нобелевский лауреат (1904 г.) И.П. Павлов; иммунолог, также получивший нобелевскую премию (1908 г.) И.И. Мечников; «отец» космонавтики К.Э. Циолковский и др.

3.1.2. Техника. Начало ХХ в. и особенно годы первой мировой войны характеризовались крупными достижениями в области техники. Началось самолето- и автомобилестроения. Не имели мировых аналогов такие российские изобретения, как четырехмоторный самолет И.И. Сикорского «Илья Муромец», пистолет-пулемет, лыжно-гусеничный автомобиль и др.

Несмотря на серьезный прогресс в науке, технический уровень российского хозяйства отставал от западного, а свыше 60 % использовавшихся машин и оборудования отечественной промышленности были произведены за рубежом или по иностранным чертежам. Но быстрое развитие науки и техники, которое в 1910-е гг. стали активно поддерживать российские предприниматели внушало надежду на скорейшее достижение европейского уровня.

3.2. Гуманитарные науки традиционно играли большую роль в отечественной науке и определяли характер среднего и высшего образования. Тем более они вызывали огромный интерес в российском обществе начала века, находившимся в условиях соцально-политического кризиса. При этом усилилась связь между философскими, историческими и пр. концепциями российских ученых и их политическими взглядами. Многие ученые обратились к непосредственной политической деятельности, работая в различных политических партиях и организациях: от РСДРП до Союза русского народа.

3.2.1. В философии того периода отчетливо проявились две тенденции.

– В работах социал-демократов Г.В. Плеханова, В.И. Ульянова (Ленина), А.А. Богданова развивался философский материализм, сочетавший позитивизм и революционные идеи.

– Одновременно наблюдался расцвет религиозно-философского направления. В сборниках «Проблемы идеализма» (1902 г.), «Вехи» (1909 г.), трудах Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского сочеталось развитие идей В.

С. Соловьева и В.В. Розанова о «новом религиозном сознании» с положениями либеральной мысли о самоценности личности и духовной свободе человека.

3.2.2. Историческая наука развивалась в трудах В.И. Ключевского, С.Ф. Платонова, П.Н. Милюкова, Н.П. Павлова-Сильванского, А.С. Лаппо-Данилевского, Н.А. Рожкова, М.Н. Покровского. Совершенствовались методы исторического исследования, поднимались новые темы, самостоятельной отраслью истории стала историография.

3.2.3. Получили значительные развитие также экономическая наука и социология (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, М.М. Ковалевский, П. Сорокин), а также филология (Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, И.А. Бодуэн де Куртенэ).

3.3. Переворот в научных взглядах, значительный вклад в который сделали российские ученые, сопровождался расширением круга исследователей. В конце XIX- XX в. в России образовалось свыше 700 научных и научно-технических обществ. Важно, что такие общественные организации возникали не только в признанных научных центрах, но и в десятках периферийных городов. В начале века выходили сотни научных и научно-популярных журналов.

4. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА (ИССКУССТВО)

4.1. Литература. Стилевые направления.

4.1.1. Реализм. В конце XIX- начале XX в. в российской прозе продолжался расцвет основного литературного направления второй половины прошлого века – критического реализма. Новые значительные произведения создал Л.Н. Толстой. Социальные и социально-психологические проблемы нашли глубокое отражение в творчестве А.П. Чехова, В.Г. Короленко, А.И. Куприна, И.А. Бунина. Широкую известность получили Максим Горький (А.М. Пешков), Мамин-Сибиряк и др.

4.1.2. Модернизм. Но и стремление искусства к преобразованию действительности художественными средствами нашло в России благодатную почву.

– Тезис о самоценности искусства, соединившись с идеями русских мыслителей В.С. Соловьева и Д. Мережковского о религиозном смысле творчества, дал начало собственно русскому символизму. Его теоретиком в середине 1890-х гг. выступил В.Я. Брюсов. Брюсов вместе с другими символистами (К.Д. Бальмонт, А. Белый (Б.Н. Бугаев), А.А. Блок), оперируя многозначными понятиями-символами, пытались в окружающей реальности вычленить признаки «истинного глубинного мира». Такое мифопоэтическое восприятие обусловило взлет поэзии, что дало возможность Н.А. Бердяеву определить начало XX в. как «серебряный век русской поэзии», наступивший после длительного господства социальной прозы.

– Другое модернистское направление – акмеизм явился реакцией на символизм. Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М. Цветаева, создавшие новую лирическую поэзию, вернулись из мира символов к земному человеку, но не к его социальным проблемам, а к миру человеческих чувств.

4.1.3. Авангардизм. В 1910-е гг. из идеи самоценности художественного творчества выросла мысль о его самодостаточности. Апологетика субъективизма, отрицание традиционной культуры, активизм выразились в деятельности сторонников «искусства будущего» – футуристов. В. Хлебников, Д. Бурлюк, И. Северянин, В.В. Маяковский в 1912 г. выступили с манифестом «Пощечина общественному вкусу», где призывали на основе абсолютной свободы «творить не искусство, творить реальность».

По иному относились новые авторы к прошлому России. Если во второй половине XIX в. крупнейшими художниками слова история воспринималась как трагедия, то символисты опоэтизировали ее как песнь, а авангардисты изображали как фарс.

4.2. В российской живописи и графике раньше, чем в литературе выявились новые тенденции.

4.2.1. Реализм. С одной стороны на рубеже веков сохранялись традиции академической школы, прежде всего в полотнах И.Е. Репина. Продолжало действовать Товарищество передвижных выставок (А.М. и М.М. Васнецовы, И.И. Левитан, А.Е. Архипов, К.Ф. Юон и др.).

4.2.2. Модернизм. С другой стороны, уже в 1880-е гг. в отечественной живописи возникли новые тенденции на основе обращения художников к историческим сюжетам. Так, А.П. Рябушкин первым перешел от драматизма в изображении прошлого к его поэтизации, от этического восприятия к эстетическому. Художественное мифотворчество и попытки выразить в живописи национальную идею продолжил М.В. Нестеров, назвавший свое творчество «опоэтизированным реализмом». Сочетание условного с реальным развивали КА. Коровин, основатель русского или декоративного импрессионизма, и В.А. Серов, проделавший путь от академизма к модерну. В полотнах художника-символиста М.А. Врубеля акцент уже делался на фантастический вымысел и недосказанность.

В конце 1890-х гг. модерн в российском изобразительном искусстве открыто декларировал свои принципы. В 1898 г. было создано общество художников «Мир искусства», выпускавшее одноименный журнал. Его участники А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, К. Сомов, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих, Б.М. Кустодиев, к которым примыкали Серов и Коровин, провозгласили автономию искусства, главенство для творчества проблемы красоты. Формально не считая себя символистами, они стояли на позициях преображения действительности при помощи живописных и графических символов и метафор.

Своеобразным было творчество художников – последователей В. Э. Борисова-Мусатова, создавших общество «Голубая Роза» (П.В. Кузнецов, К.С. Петров-Водкин) и работавших над символистской теорией живописи.

4.2.3. Авангардизм. Появление в 1910 г. общества «Бубновый валет» (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк), а затем – «Ослиный хвост» (М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, Д. Бурлюк) знаменовало собой переход лидерства обновления к российскому авангарду, который искусствоведы назвали «русским взрывом». Ларионов и Гончарова развивали русский кубизм – «кубофутуризм».

Одновременно развивался экспрессионизм, последователи которого также совершили «скачок в беспредметность». Теоретик абстрактного искусства В.В. Кандинский; основатель «супрематизма» К. Малевич; создатель «аналитической живописи» П.Н. Филонов; «бытовой символист» М.З. Шагал, каждый по своему утверждали господство творчества над формами, создавая в своих работах новые миры.

4.3. В архитектуре, где, в отличие от литературы и живописи, во второй половине XIX в. отсутствовал единый стиль, в 90 гг. XIX в. оформился в качестве ведущего новый стиль «модерн».

4.3.1. Особенностью модерна стала подчеркнутая функциональность построек, здания сооружались «изнутри наружу» – интерьер обносился стенами, живописное декоративное убранство основывалось на гнутых формах и линиях, отрицалась симметрия. Широко применялись новые строительные материалы: железобетон, сталь, стекло.

4.3.1. «Отцом» русского модерна стал Ф.О. Шехтель, привлекавшим для внутреннего оформления Врубеля. Шехтель одним из первых в начале XX в. перешел от романтического модерна к рациональному, упрощенному, воплотившемуся в многоэтажных монументальных зданиях с прямоугольными формами. В том же стиле строили Л.Н. Кекушев, В.Ф. Валькотт.

4.3.2. Другие стили и направления. Одновременно с модерном из псевдорусского стиля возник неорусский, использовавший некоторые достижения модерна и ставший затем одним из его вариантов. Развивался и неоклассицизм, как в сочетании с модерном (Р. Р. Клейн, Ф.И. Лидваль), так и в чистом виде (И.А. Фомин, И.В. Жолтовский).

Фомин, кроме того внес большой вклад в развитие отечественного градостроительства, получившего в этот период совершенно новый размах. В начале XX в. проектировались целые города, возникали планы перестройки Петербурга. В основном они не были реализованы, но эта архитектурная тенденция сохранилась и получила развитие в советское время.

4.4. В развитии скульптуры неоклассический стиль в работах Р.Р. Баха, С.М. Волнухина сочетался с модернизмом в скульптурах импрессионистов П.П. Трубецкого (памятник Алесандру III в Петербурге), А.С. Голубкиной, Н.А. Андреева (памятник Н.В. Гоголю в Москве). В многогранном творчестве художника-универсалиста С.Т. Коненкова античная пластика соединялась с модерном и фольклорными мотивами.

4.5. В музыке проявились те же тенденции. Развивали традиции Чайковского и «Могучей кучки» Римский-Корсаков и А.К. Глазунов. Совершенствовал классические музыкальные принципы композитор-новатор и блестящий пианист С. В. Рахманинов. Одновременно искали новые формы И.Ф. Стравинский, А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер, в творчестве которых ощутимы явления музыкального символизма, импрессионизма и экспрессионизма.

4.6. Театральное искусство.

4.6.1. Драматический театр. На рубеже веков старые традиции продолжали Малый, Александринский театры и десятки губернских и частных трупп.

Но в конце XIX в. искусство драмы также вступило на путь обновления. В 1898 г. К.С. Станиславский, создатель новой системы актерской работы, и В.И. Немирович-Данченко основали с помощью С.Т. Морозова Московский Художественный театр, ставший центром новаторских экспериментов. В 1904 г. В.Ф. Комиссаржевская создала Драматический театр в Петербурге, где также ставились пьесы Чехова, Горького, Ибсена. В развитие «нового русского театра» свой вклад сделали режиссеры В. Мейерхольд и В. Вахтангов.

4.6.2. Развитие оперного искусства проявлялась не только в новых постановках Большого и Мариинского, но и в создании провинциальных и частных оперных театров. Большую известность получили оперы, созданные предпринимателями С.И. Мамонтовым (1885) и С.И. Зиминым (1904).

Отечественная вокальная школа достигла расцвета в исполнительском искусстве Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова, А.В. Неждановой.

4.6.3. Балет. Наряду с развитием классического балета в творчестве хореографа М. Петипа, в России возник новый балет.

Модерновые постановки М. Фокина и балеты Стравинского оформляли художники-«мирискусники» Бенуа, Бакст, Коровин. В академических и новаторских спектаклях танцевали А. Павлова, В. Нижинский и целая плеяда танцоров, приобретших мировую известность.

4.7. Кинематограф появился в Росси сразу же после его изобретения и стал быстро развиваться, став самой массовой формой искусства. К 1914 г. было построено св. 4 тыс. «электротеатров» и «иллюзионов». Ежедневно миллионы зрителей смотрели картины зарубежного производства и 30 отечественных студий. Российское кино, где ставил картины Я. Протазанов, играли актеры И. Мозжухин, В. Холодная, А. Коонен, приобрело мировое признание.

5. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ФОЛЬКЛОР

5.1. Массовая культура. В конце XIX-начале XX в. произошел революционный переворот в области распространения художественных произведений, значительно вырос круг потребителей культуры. Развитие книжного дела и периодической печати, появление многотиражных газет и журналов для всех слоев населения, изобретение радио и кинематографа обусловили нарастающую тенденцию формирования массовой культуры. Возник особый культурный пласт, напрямую связанный с «рынком», предназначенный для «употребления» массами.

Большой популярностью у городских низов, в среде рабочего класса пользовались брошюры с примитивным «занимательным» сюжетом, описывающие картинные страсти. Огромной популярностью пользовались сентиментальное сочинение «Прекрасная магометанка умирает на гробе своего мужа» Н. Зряхова, лубочный детектив «Ванька Каин» М. Комарова, анонимное «Убийство на дне моря» и т.п. Для крестьян такие произведения оставались основным видом потребляемой литературы. Над страданиями их персонажей плакали, подвигами их героев восхищались, их читали вслух неграмотным односельчанам.

С одной стороны, распространение доступной и дешевой продукции массовой культуры расширяло возможности удовлетворения возрастающих культурных потребностей широких слоев населения. С другой стороны, массовая культуры формировала упрощенные нравственно-этических и эстетических представления.

5.2. Если предлагавшаяся обществу и находившая спрос массовая культура, по мнению многих современных философов и психологов, является «выражением духовной несвободы», то фольклор всегда был выражением духовной свободы народа. В эпоху технического прогресса фольклор отнюдь не утратил своего значения, но приобрел новые черты. Наиболее популярными его жанрами становятся байки и побасенки, частушки и анекдоты, фиксировавшие действительность наиболее прямо и непосредственно.

6. ИТОГИ

6.1. Общие итоги.

6.1.1. Итоги развития российской культуры в конце XIX-начале XX в. со всей очевидностью свидетельствуют о ее расцвете, связанным как с определенной фазой собственного развития, так и с ускорением духовных, социальных, политических, экономических процессов в российском обществе и в мире.

6.1.2. В России произошла так же как и в Европе, произошла трансформация искусства, перешедшего от принципа отражения действительности к ее изменению, а затем к созданию новой художественной реальности.

6.1.3. При этом изменения были еще более активными, чем в Европе. Часто одни и те же художники за относительно короткий период своего творчества переходили от реализма к модерну, а затем авангардизму, в рамках которого создавали оригинальные направления.

6.1.4. В то же время культурный взрыв в России, где назревала революция, сопровождался появлением в творчестве некоторых философов, поэтов, художников ноток надрыва. При этом декадентские настроения, вызванные предчуствием социальных изменений, так же как развитие религиозно-философских идей, были характерны для всей европейской культуры того периода.

6.1.5. Как и в других странах в России рост грамотности и развитие культурных потребностей привел к формированию массовой культуры. Возрос спрос на массовую литературу упрощенного содержания, миллионы российских зрителей ежедневно смотрели кинофильмы аналогичного характера.

6.2. Особенности российской культуры.

6.2.1. В России еще в большей степени, чем в Европе обновление гуманитарной культуры характеризовалось тесным переплетением философии, литературы, живописи, архитектуры, музыки.

6.2.2. «Многоукладность» русского искусства, в рамках которого сосуществовали, развивались и взаимодействовали различные старые и новые стили и направления, реализовывалась в том числе в создании различных творческих товариществ и союзов.

6.2.3. Развитие российского национального самосознания проявилось в развитии оригинальных философских и общественных концепций, использовавших идею своеобразия российской цивилизации, и в обращении представителей различных форм, направлений и стилей искусства к национально-историческим традициям, народному творчеству, фольклору.

6.2.4. Если во второй половине XIX в. мировое признание получили российская литература и музыка, то в начале ХХ в. – балет, особенно после успеха «русских сезонов», организованных в Париже Дягилевым. Русская живопись, опередив в своем развитии западно-европейскую также начала свое движение к мировой славе. Российская культура окончательно стала частицей мировой культуры, развиваясь под ее воздействием, но на собственной основе, не только заимствуя, но и предлагая свои новейшие достижения, вошедшие в сокровищницу мировой науки и искусства.

 

Почему нельзя быть наивным в отношении русской культуры

Главный редактор UkraineWorld Владимир Ермоленко дает краткий экскурс в историю идей, чтобы помочь нам задуматься о том, что происходит сейчас.

Выступает за критический подход к русской культуре, которая, по его словам, сыграла важную роль в политике российской экспансии.

В 1709 году под Полтавой шведская армия во главе с Карлом XII проиграла битву русской армии во главе с царем Петром I. Битва значительно подорвала шведские позиции в Центральной и Восточной Европе, а вместо этого открыла дорогу будущий российский имперский экспансионизм. В этом бою был один важный украинский элемент.

Решение гетмана Ивана Мазепы стать на сторону шведского короля против русского царя имело глубокие исторические причины. Украинские казаки, воспитанные в «республиканской монархии» Речи Посполитой, имели договорное видение политики. Украинская политическая традиция неоднократно подчеркивала, что когда в середине XVII века украинские казаки во главе с гетманом Богданом Хмельницким решили пойти на сделку с московским царем, это был договор с взаимными обязательствами, в том числе и царскими. Вместо этого московско-русская традиция подчеркивала, что царь является самодержцем, то есть он единолично владеет своей властью и никогда не может иметь никаких обязательств ни перед кем. Восстание Мазепы против Петра I было продолжением этого существенного противоречия о сущности и методах политической жизни.

Конфликт между украинским и российским политическим видением был отражением более длительного конфликта между тираническим и республиканским видением политики, который существовал на протяжении всей европейской истории. В республиканском видении политика рассматривается как вопрос свободных граждан, заключающих соглашения друг с другом, каждый из которых имеет определенные права и обязанности; в авторитарном видении политика рассматривается как иерархия господства, в которой есть автократ, который находится за пределами обязательств и чье неограниченное использование власти налагает обязательства на других.

Шведско-казацкое поражение под Полтавой имело широкие последствия для всей Европы.

Это положило конец перспективам республиканской модели политики, преобладающей в Восточной Европе. Это также открыло путь для российской имперской экспансии в 18 веке. К концу века Российская империя стерла украинскую казачью автономию, осуществила раздел Польши и покончила с Крымским ханством, совершив первую аннексию полуострова. Поляки, украинцы и крымские татары теряли свои автономии или суверенитеты в 1770-х годах один за другим. В 19века, особенно после Венского конгресса 1815 года, когда Российская империя захватила большую часть сегодняшней Польши, «Восточная Европа» по сути означала «Россия» — единое пространство, где все культуры были поглощены империей. Это тираническое объединение началось с Петра I, а в основном с Полтавской битвы.

Когда сегодня Путин видит своим образцом для подражания Петра I, он точно знает, о чем говорит: Петр обеспечил господство русской самодержавной модели в Восточной Европе, а разрушение и забвение республиканской модели политики в этой части мира. Полтавская битва явилась точкой значительного ослабления республиканского духа в Восточной Европе.

Это тоже был эпизод, показывающий пример русской жестокости. После того, как Мазепа решил встать на сторону Карла XII, русские взяли гетманскую столицу Батурин и сожгли ее дотла, убив за один день более 10 тысяч человек. Этим актом они дали понять, что не потерпят никакой альтернативы своему господству в этой части мира и что они применят любую возможную жестокость, чтобы доказать это.

*

Александр Пушкин, которого русские считают основоположником современной литературы, сказал об этой истории нечто важное. Полтава , его стихотворение, опубликованное в 1829 году, должно было представить русскую версию истории Ивана Мазепы. У Пушкина были сильные конкуренты: Байрон и Виктор Гюго в литературе, Делакруа и Жерико в живописи создавали «романтический» образ юного Мазепы (или Мазепы, как писали его имя): персонажа, бросающего вызов как политическим, так и и эротическим законам время. В поэме Байрона Мазепа был смесью Чайлда-Гарольда и Дона Жуана.

Пушкин хотел деконструировать это европейское преклонение перед украинским гетманом; он изобразил Мазепу как старого предателя, эротического и политического извращенца, предавшего и своих друзей, и своего царя.

Диагноз шел дальше: казаки-украинцы изображались по сути своей кровожадными разбойниками, время которых нужно преодолеть и забыть: «друзья старых и кровавых времен».

В ближайшие столетия после Полтавы русские пережили войны, которые они интерпретировали как «нашествия» с Запада. За шведской кампанией в начале 18 века последовала наполеоновская война в начале 19 века; и вызовом Германии в мировых войнах 20-го века. Это создало один из основных российских мифов о том, что Запад всегда «угрожает». В этом мифе мощного западного «агрессора» сопровождают «предатели» и «коллаборационисты»: украинские казаки, помогающие шведскому королю, поляки, помогающие Наполеону, и снова украинские националисты, помогающие немцам в ХХ веке.

Но этот миф о «вторжении» был маской, которую российская идеология использовала для прикрытия собственного экспансионизма. За каждым успехом русских против иноземных «захватчиков» следовал собственный имперский натиск.

Победа над Карлом XII открыла русским путь к завоеванию Восточной Европы. Победа над Наполеоном сделала Россию ведущей опорой самодержавия в Европе, надеждой европейских консерваторов-антидемократов. К 1848 году, Весне народов, ее роль была настолько сильна, что позволила Федору Тютчеву, русскому консервативному поэту, написать, что «давно в Европе нет реальных сил: Революции и России». Согласно его повествованию, несмотря на повторяющиеся «крестовые походы против России», Российская империя одолеет декадентский революционный (читай: демократический) Запад и сделает Российскую империю «еще более необъятной» 9.0031 плюс огромный бис . Наконец, победа русско-советского имперского проекта над немецким имперским проектом в ХХ веке привела к советской оккупации половины Европы и навязыванию марионеточных автократических режимов от Берлина до Братиславы.

Все эти действия сопровождались огромной жестокостью, да.

*

Во всем этом экспансионизме важную роль играла культура. Пушкин много говорил не только об украинцах, но и о поляках: его «Клеветникам России» было ответом на польское восстание 1830-31 годов и предложением Европе не вмешиваться в «славянские» дела. . Это был добрый совет Западной Европе не чинить препятствий русскому стремлению сокрушить польское стремление к свободе. Это также было напоминанием о том, что русские обыграют европейцев, когда захотят. 19Раздражение Российской империи 19-го века польскими восстаниями имеет интересную параллель с нынешней ненавистью России к «цветным революциям» в странах, ранее колонизированных, включая Украину.

Схема продолжалась: XIX век отмечен в русской литературе борьбой славянофилов (традиционалистов и консерваторов) и западников (преимущественно левых радикалов). Но парадокс в том, что даже западники в своем видении России и Европы культивировали мифологию русской исключительности и резкое недоверие (или даже ненависть) к «буржуазной» Европе. Это побудило Достоевского однажды сказать, что «русские европейские социалисты и коммунисты в первую очередь не европейцы» и «в конечном итоге станут […] настоящими русскими». Он был прав: марксистские «западники», выиграв эту вековую битву в большевистском перевороте 1917, окончательно превратили Россию в еще более ужасную самодержавную империю ХХ века.

Это был лейтмотив классической русской культуры: даже западники здесь были фактически против Запада, а общий знаменатель русской культуры был по существу антиевропейским.

*

В этом контексте важно видеть, что украинская и российская традиции осмысления политики существенно различаются.

В Украине консерваторы и либералы в основном согласны с тем, что Украина принадлежит Европе и ее политическим традициям. В России у этих дебатов часто есть противоположная точка соприкосновения: ощущение, что Россия является альтернативой Европе.

Возьмите социалистическую идею. В конце 19 века украинцы и русские думали об «анархизме» и социализме совершенно по-разному. Украинец Драгоманов, вынужденно покинувший Российскую империю и обосновавшийся в Женеве, мыслил «анархизм» как децентрализованный подход к политике и экономике, поддерживающий низовую инициативу и отрицающий автократический подход «сверху вниз» к политической жизни. связи. В его видении «анархия» означала отсутствие единого центра власти,  архе .

В противоположность ему русские анархисты и коммунисты, от Бакунина до Плеханова, стремились прежде всего к слому царизма и к установлению другого источника вертикали власти. Если для украинца Драгоманова социализм был путем к децентрализации, то русские шли к другой форме централизованного государства, которая перевернула бы иерархию с ног на голову.

Это несоответствие сохранялось и в начале 20 века. В то время как украинские социалисты, такие как Винниченко, рассматривали социализм как массовое движение сотрудничества между рабочими и их совместной собственности на средства производства, российские социалисты хотели «диктатуры пролетариата», которую они установили после того, как большевики захватили власть в 1919 г.17. Они заменили одно самодержавие другим.

Или другой пример: открытие Азии. Мода на Азию возникла в начале 20 века, что побудило интеллектуалов и писателей Российской империи с большим интересом изучать азиатскую историю. Украинский историк (крымскотатарского происхождения) Агафангел Крымский проделал большую работу по соединению европейского и азиатского наследия в единую органическую систему идей и культур. Для украинского левого писателя Николая Хвылевого, выдвинувшего лозунг «азиатского ренессанса», этот интерес к Азии означал взятие восточноазиатской культурной энергии и обогащение ее европейской формой.

В российском контексте эти идеи приобрели иную перспективу: рождение «евразийства» в 1920-е гг. означало еще одну вариацию темы «Россия vs Европа», в которой это противопоставление формулировалось в модной лексике «многоцивилизационного «. По мнению «евразийцев» (вроде князя Трубецкого), Россия — это отдельная цивилизация, которая должна бросить вызов европейской и ограничить свои претензии на универсальность.

Сегодня мы видим возрождение этих тем. Российское неоевразийство (Александр Дугин и др.) воссоздает откровенно ультраправое и радикально консервативное видение мира, в котором Россия противопоставляется Западу. Латентно или явно эта идеология господствует в путинизме. В Украине же, наоборот, мы видим замечательный диалог между, скажем, христианской, еврейской и мусульманской культурами, объединившимися под единым набором ценностей достоинства.

Это примеры разных путей, выбранных украинской и русской политическими традициями. В то время как российская система неоднократно воспроизводила свою оппозицию Европе, ценностям свободы, децентрализации, плюрализма и демократии, украинская делала акцент на них как на своей основе, своей основе и своем вдохновении.

*

Этот краткий экскурс в историю идей может привести нас к более широкому осмыслению того, что происходит сейчас.

Россия — последняя империя в Европе. Более того, это империя, которая никогда не раскаивалась в преступлениях своего империализма.

В отличие от большинства других европейских наций, которые когда-то в истории строили империи, Россия не хотела критически анализировать собственную имперскую историю.

«Никогда больше» — лозунг, под которым Европа заявила о своей готовности сделать все возможное, чтобы избежать повторения преступлений прошлого. У России разные лозунги: «Можем повторить», «Можем повторить» — это распространенные в российском обществе лозунги, намекающие на то, что они могут повторить 1945 победу над «Западом», и что они могут возродить Россию 1945 года, Россию Сталина.

Проблема в том, что российские преступления так и не были должным образом осуждены. Западные демократии осудили преступления нацизма; но у них возникла опасная тенденция рассматривать Холокост как «то самое» преступление, по сравнению с которым все другие преступления, в том числе преступления сталинизма, были «слишком мягкими» и, следовательно, не заслуживающими радикального осуждения. Но преступление, которое не осуждено, повторяется. Оно возвращается снова и снова, становится revenant , призрак мертвых. Это превращается в порочный круг зла. Сегодня, с бесчеловечным и безумно жестоким вторжением России в Украину, мы снова переживаем новое возвращение этого круга.

Европа стала очень критично относиться к собственной культуре. Это обычное место для поиска «империалистических» и «ориенталистских» тем у Флобера, Киплинга, Джозефа Конрада и десятков других писателей и художников 19-го или 20-го века; и отметить, что отцы-основатели Америки обычно были рабовладельцами. Но нам еще далеко до того, чтобы применить такое же отношение к русской культуре. Анализируем ли мы империалистические и «востоковедные» тексты русских поэтов о Кавказе или Украине — так, как мы это делаем в отношении европейских авторов? Задаемся ли мы вопросом, почему существует поразительная параллель между тем, как Пушкин изображал украинских казаков (как «друзей старых и кровавых времен»), и тем, как Путин изображает украинцев сейчас, как жестоких нацистов? Не та же ли это тактика выставить жертву убийцей — и таким образом узаконить жестокость по отношению к ней? Разве это не та же самая тактика: навешивать на кого-то ярлык геноцида, чтобы оправдать геноцид  вместо его/ее? Задаемся ли мы вопросом, почему практически все русские «большие мыслители» от Достоевского и Соловьева до Солженицына были так резко антиевропейски настроены и представляли Европу гнилым континентом, в котором холодная рациональность победила мнимую «духовность» русская душа? Была ли это действительно подлинная критика Европы? Или это была просто неспособность признать и признать ключевые ценности европейской цивилизации: равновесие, пропорцию, закон, разум, критическое мышление, множественность?

Европе следует перестать смотреть на Россию как на «альтернативу», но спросить, почему Россия так неохотно принимает любое критическое отношение к себе. Хорошо критически взглянуть на европейский империализм 19-го и 20-го веков, но было бы мудро признать, что русский империализм был по крайней мере таким же плохим, а во многих случаях даже хуже.

Его главная проблема в том, что он все еще империализм, гордящийся своим преступным прошлым. Империализм, который никогда не каялся в своих преступлениях и мечтает повторить их. Что-то, что он делает прямо сейчас.

Нам нужен критический подход к русской культуре. Иногда она была альтернативой жестокой российской политике, но часто была ее пособницей. Чтобы понять, как это произошло и почему, нужно перестать быть наивными.

Возвращаясь к эпизоду, с которого мы начали: Полтавская битва была одним из шансов остановить экспансию нового русского самодержавия в Восточной Европе. Этот шанс не удался. И русские поэты вроде Пушкина восхваляли эту неудачу и изображали украинских казаков, пытавшихся остановить эту имперскую экспансию, как жестоких и жестоких существ, о которых следует как можно скорее забыть. Как «нацисты» 19век.

Критический подход к русской культуре — одно из наших обязательств сегодня. Этот подход должен проанализировать, что не так с российскими социальными и политическими традициями и какие здоровые элементы могут родить новое антитираническое общество, чтобы заменить мечты о Российской империи. Такой критический подход — здоровый путь для самой России — возможный выход из нынешнего безумия.


Первоначально опубликовано в PEN/Opp

Краткая история российских лидеров и исторические события

Российское государство восходит к шестнадцатому веку, к правлению Ивана Грозного. При Иване враждующие группировки, которые ранее характеризовали политический ландшафт России, объединились, создав ранний план централизованного органа управления. Иван наблюдал за значительными событиями во время своего долгого правления с 1547 по 1584 год; главным из них было создание постоянной русской армии. Однако личный и домашний хаос свел на нет многие из его достижений, и к моменту его смерти Россия была экономически неблагополучной и политически нестабильной.
С тех пор неопределенность продолжалась почти столетие. Только в 1682 году и коронации Петра Алексеевича (Петра Великого) Россия была так же объединена под единым правителем. Изучая западную мысль и культуру, он переделал русское государственное управление по европейскому образцу, стремясь к экономической и философской близости к центрам современного индустриализма. Наряду с радикальными политическими реформами Петра также помнят за его успешные военные кампании, которые привели к расширению территории России.

 

Россия не заставила себя долго ждать очередного лидера петровского калибра. Всего через четыре десятилетия после его смерти Екатерина Великая взошла на престол и приступила к осуществлению его наследия. Как и Петр, Екатерина твердо верила в силу культуры и западной мысли, особенно в движение Просвещения, охватившее в то время Европу. Она возвестила золотой век в России; период, определяемый безудержным ростом культуры и искусства, продолжающейся военной экспансией и развитием промышленности. При Екатерине Россия вошла в число великих держав мира.

Российской монархии через своих последующих лидеров удалось сохранить статус России в течение следующего столетия. Так было до начала двадцатого века, когда при царе Николае II влияние короны на власть ослабло и больше уже не восстанавливалось.

 

Революция пришла в Россию во многом из-за неудач руководства Николая II. Они были многочисленными: он привел Россию к катастрофической войне с Японией, руководил расправой над мирными демонстрантами и, возможно, самым известным образом поощрял скандальные отношения между царской семьей и сибирским мистиком Распутиным. Наконец, он умышленно проигнорировал внутренние беспорядки и втянул Россию в Первую мировую войну, ценой огромных человеческих жизней. Однако, несмотря на это, ретроспектива показывает, что Николай также был жертвой своего времени. Его полной власти не было места в быстро модернизирующемся мире, поэтому он был отстранен от власти и предан мечу. Затем возникло политическое движение, изменившее ландшафт международной политики. Впервые сформулированное Карлом Марксом, а затем воплощенное в жизнь Владимиром Лениным, родилось коммунистическое государство. Она открыла новую эпоху в русской жизни с радикально новыми культурными формами. Сегодня, характеризующееся русским плакатным искусством и российской пропагандой, искусство в России в этот период стало наиболее ярко проявлять реальность советского общества. Коллекции, такие как «Коллекция Гамборга», посвященные рассказу о повседневных мужчинах и женщинах в Советской России, прославились своим замечательным взглядом на очень влиятельный период и были созданы, чтобы отдать дань уважения этому виду искусства.

Известные русские личности

 

Иван Грозный

 


Первый вождь, объявивший себя царем России, Иван Васильевич, правивший с 1584 г. основа современной российской политической организации. Для этого он проводил длительные и ожесточенные кампании против наследственной знати, за что ему приписывают титул «Грозный».

 

Петр Великий

 


Петр Алексеевич стал одним из самых прославленных лидеров в истории России. Он пришел к власти только благодаря удаче. В 1676 году, после смерти его отца, российского царя Алексея, два сводных брата Петра претендовали на власть. Оба, однако, были больны и умерли молодыми, что позволило Петру занять царский сан в 1682 году вплоть до своей смерти в 1725 году.0155

 


Несмотря на воспитание четырнадцати детей, Петр Великий умер, оставив Россию без наследника мужского пола. Этого бы не было, если бы у него не было таких напряженных отношений с единственным дожившим до совершеннолетия сыном: Алексеем Петровичем. Алексея воспитывала мать, отношения которой с Петром характеризовались взаимной ненавистью. За это Алексей обиделся на отца и перешел на сторону Австрии. За эту измену Петр Великий казнил своего старшего сына и наследника престола.

 

Петр III из России

 


Родившийся Чарльз Петр Ульрих, Петр стал царем в 1762 году и сразу же оказался непопулярным; он мало говорил по-русски, проводил политику, приносящую пользу Пруссии, стране своего рождения, а его брак с тогдашней принцессой Софией Ангальт-Цербской был полон скандалов. В конце концов, российские военные восстали против него и вместо этого присягнули его жене; она узурпировала своего мужа, чтобы взять под контроль трон, и отныне была известна как Екатерина Великая.

 

Екатерина Великая

 

 

Царствование Екатерины, правившей дольше всех в России, положило начало периоду, которым лучше всего запомнился русский империализм. Наследие Екатерины, известное как золотой век России, лучше всего характеризуется двумя ее достижениями: культурным возрождением и военной экспансией. Она основала множество важных учреждений, живущих до сих пор. Главным из них является Смольный институт, первое в России учебное заведение для женщин.

 

Царь Николай II

 


Николай II, последний император России, и его семья были казнены в 1918 году революционерами-большевиками. Уже отрекшись от престола, Николай провел последний год своей жизни в заточении в сибирской глуши. Глубоко религиозный человек, он стремился продолжить унаследованные им социальные и политические традиции. Это привело его к смертельным разногласиям с Россией, которой он управлял.

 

Распутина

 


Немногие исторические личности так пленили воображение, как неграмотный сибирский мистик Григорий Распутин. Самопровозглашенный святой, Распутин родился в 1869 году и, хотя он не занимал официального положения в Русской православной церкви, жил и работал монахом в первые годы своей жизни в сельской Сибири. Благодаря ряду замечательных событий Распутин снискал расположение царской семьи, и особенно императрицы Александры Федоровны. Слухи о романтических отношениях между ними возмутили Россию, а Распутин стал центром национального культа личности. Он был убит в 1916 группой дворян, стремящихся сохранить легитимность короны.

 

Ленин

 


Идеологическая сила, стоящая за большевистской революцией, Ленин является культовым лидером коммунизма в России. Радикальный, умный и безжалостный, он посвятил свою жизнь созданию пролетарского государства, как это определил Маркс. Первый председатель Советского Союза, он приказал казнить Романовых. Его смерть сделала его центром международного культа личности.

Иосиф Сталин

 


Если Ленин проложил путь к коммунистическому государству в России, то именно при Иосифе Сталине его образ воплотился в жизнь. В первые дни большевистской революции Сталин завоевал благосклонность Ленина как жестокий и верный оперативник на Кавказе». Родившийся в бедной семье в современной Грузии, Сталин быстро поднялся по лестнице большевистского истеблишмента, доказав свою идеологическую приверженность ленинской интерпретации марксизма. Вскоре он стал доверенным лицом партии по сбору средств и редактором ее газеты.

Сталин взял на себя руководство после смерти Ленина в 1924 году. Центральным элементом его правления была миссия по объединению нации в соответствии со структурированной социалистической догмой. Он открыл период интенсивного аграрного и промышленного развития, что в конечном итоге привело к перебоям в производстве продуктов питания и длительным периодам голода. Под его руководством коммунизм превратился из своих ленинских корней в советский тоталитаризм, которым его помнят сегодня. Тем не менее Сталин стал объектом сильного и всепроникающего культа личности, отчасти подпитываемого его достижениями во время войны.


Исторические события

Oprichnina


Определяющая политика Ivan. Это окончательно изменило ландшафт российского государственного устройства и создало современную российскую политическую организацию. Отныне царство будет определяться самодержавием и деспотизмом, которыми оно известно до сих пор.

 

 

Кризис престолонаследия

 


Политические успехи Ивана Грозного были омрачены личным хаосом. В 1581 году в приступе ярости Иван убил своего единственного сына и наследника престола, что привело к кризису престолонаследия, который привел к длительному периоду политических и социальных волнений в России. Вспышки Ивана отличали характер царства как абсолютистский и ответственный только перед Богом.

 

Налог на бороду

 

Казалось бы банальное развитие, налог, который Петр Великий обложил длинными бородами и традиционными одеждами в сентябре 1698 года, указывает на важное философское явление: стремление к Западной России. Социальная модернизация была определяющим аспектом правления Петра, и налог на бороду, который требовал западной одежды в правительстве и ограничения на ношение бороды, политически воплощал ее.

 

Учреждение ВМФ России

 


Одним из самых насущных желаний Петра Великого было усиление позиций России на море. Для этого Петр вел войну против Османской империи за частичный контроль над Черным морем. Он успешно захватил османскую крепость Азов в 1969 году и официально основал первую в России военно-морскую базу в Таганроге.

 

Любовь и сила

 


Екатерина Великая родилась без претензий на российский престол, но силой воли и честолюбием привела ее туда. Екатерина вступила в союз с царством через брак с Петром III, который был объявлен предполагаемым на российский престол в 1742 году императрицей Елизаветой Российской. Их брак сразу же распался, но Екатерина выучила русский язык, заинтересовалась государственным искусством и погрузилась в современную культуру. И наоборот, Петр отказался объединиться и стал непопулярным и некомпетентным лидером. В 1762 году, всего через шесть месяцев после того, как ее муж пришел к власти, Екатерина вместе с различными дворянами и русскими военными замышляла узурпировать его власть. Ее переворот удался, и ее правление продлилось более тридцати лет.

 

Золотой век России

 


Так называлась екатерининская эпоха расцвета русского искусства и культуры. Будучи убежденной последовательницей Просвещения, Екатерина подавала пример. При ее правлении произошел возврат к классическим стилям, и дворянство, освобожденное от обязательной военной службы, поощрялось покровительствовать искусствам.

 

Русско-японская война

 


В 1904 году Япония продвигала территориальные завоевания в Маньчжурию и вторгалась на территорию России. Увидев легко выигранное сражение, Николай II поручил России войну с Японией, в основном для поднятия морального духа и патриотических настроений. Однако русские вооруженные силы были вынуждены пройти полмира, чтобы встретить японскую армию, которая разгромила их, и русский флот был уничтожен. Это необдуманное решение укрепило внутреннее недовольство Николаем.

 

Первая мировая война

 


Приверженность Николая II Великой войне многие историки считают последним гвоздем в крышку гроба царя. Сознательно игнорируя внутренние беспорядки, Николай провел большую часть своих последних месяцев у власти на фронте, позволяя революции расти дома. По оценкам, на войне погибло не менее 1,5 миллиона русских. Это не считая жертв среди гражданского населения.


Февральская революция

 


Февральская революция, первая из двух революций 1917 года, вызвала массовые протесты против нехватки продовольственных пайков. Продолжавшийся более недели, он привел к массовым арестам и ожесточенным столкновениям. Когда гарнизонные войска столицы перешли на сторону революционеров, Николай II был вынужден отречься от престола.

Октябрьская революция


Октябрьская революция была переворотом партии большевиков в условиях вакуума власти, образовавшегося после отречения царя. Свергнув переходное правительство, большевики во главе с Владимиром Лениным захватили официальные здания и утвердились в качестве нового правительства. Не было до 1923 марта, после подавления антибольшевистских настроений, официально был создан Советский Союз. Узнайте больше о причинах русских революций.

Падение Советского Союза


Сила власти Сталина была такова, что его смерть в 1953 году оставила глубокую пустоту в сердце советской партии. Пожалуй, единственное, о чем могли договориться советские лидеры, ссорившиеся из-за его замены, — это как лучше всего отказаться от самой жестокой сталинской политики, одновременно стремясь сохранить его тисковую хватку у власти. На международном уровне считалось, что лучший способ сохранить репутацию коммунизма — это участвовать в усилиях по холодной войне с западными державами. Взаимно затратная гонка вооружений с Соединенными Штатами была направлена ​​на укрепление власти в Восточной Европе, но в конечном итоге оказалась экономически разрушительной.

 

В 1985 году многолетний партийный чиновник Михаил Горбачев взял на себя управление и приступил к проведению ряда радикальных экономических и политических реформ. Вместо того, чтобы предотвратить экономический спад, который до сих пор характеризовал постсталинскую советскую политику, они имели обратный эффект, спровоцировав военный переворот и, в конечном итоге, распад Советского Союза.

 

Холодная война и кубинский ракетный кризис


Холодная война относится к периоду геополитической напряженности между Западом и СССР сразу после Второй мировой войны. Наиболее очевидно, что для него характерно краткое политическое балансирование на грани войны, которое говорило о нежелании вступать в прямой военный конфликт. Возможно, лучше всего это иллюстрируется гонкой между Соединенными Штатами и Советским Союзом в развитии ядерных арсеналов в качестве взаимно гарантированного военного сдерживания. Побочным эффектом этой политики стала почти параноидальная потребность в разработке оружия, способного на немыслимые разрушения. В результате во многих случаях напряженность росла почти до предела.

 

Кубинский ракетный кризис считается самым близким к развязке холодной войны. Конфронтация возникла, когда размещение американских ракет в Италии и Турции сопровождалось размещением советских ракет на Кубе — всего в девяноста милях от Флориды, а затем — коммунистического корабля. В течение нескольких недель мир затаил дыхание, пока две сверхдержавы вели напряженные и публичные переговоры. Наконец, спустя более месяца была достигнута договоренность о деэскалации и предотвращении ядерной войны.

 

Падение Берлинской стены

 

После Второй мировой войны Европе пришлось изменить свои границы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *