Trojden | Культура и наука в конце XX — начале XXI века: Волобуев О. В.
Восстановленный храм Христа Спасителя (слева), современные высотные здания Москвы (в центре и справа)
• вариативность обучения
• ЕГЭ
• ОГЭ
• плюрализм
• «утечка мозгов»
• Ж. И. Алфёров
• В. А. Гергиев
• В. Л. Гинзбург
• И. С. Глазунов
• В. О. Пелевин
• Ю. М. Поляков
• В. П. Тодоровский
• В. Е. Фортов
• Р. К. Щедрин
1. Религиозное возрождение как духовное явление в жизни страны. С уходом из общественной жизни государственной атеистической идеологии начали возрождаться и укрепляться как религиозная вера, так и конфессиональные общины. Особенно этот духовный подъём связан с традиционными конфессиями: Русской православной церковью (РПЦ), объединениями мусульман Поволжско-Уральского и Северокавказского регионов, буддистами Бурятии, Тывы и Калмыкии, еврейскими общинами.
Религиозные обряды вернулись в повседневную жизнь людей.
1. Какую роль в духовной жизни современной России играют религиозные конфессии?
2. Нужно ли преподавать в школе основы религии и если да, то кто и как должен этим заниматься? Составьте обзор мнений по данной проблеме, выскажите и аргументируйте свою точку зрения.
2. Модернизация образования. Примечательно название самого первого Указа Президента РФ Б. Н. Ельцина — «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР». В нём предусматривалось не только реформирование системы образования, но и повышения материального благосостояния преподавателей школ и вузов. Этот указ отражал намерения новой власти, но обещание о повышении благосостояния не было выполнено в обстановке инфляции и разрухи, наступившей с начала 1990-х гг. Указ № 1 оказался популистским, но он провозгласил курс на модернизацию образования.
Этот процесс занял весьма длительное время, охватив и 1990 и 2000 гг., и состоял из ряда реформаторских решений. В модернизации образования можно выделить несколько основных направлений: демократизацию системы обучения и воспитания в условиях нового общественного строя; гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования; компьютеризацию; выработку критериев и стандартов образования.
Уже в 1992 г. был принят Закон «Об образовании». Закон делал обязательным 9-летний цикл школьного образования. Полное среднее образование, открывавшее дорогу в вузы, давало обучение в 10—11 классах школ и средних специальных учебных заведений (техникумы, спецучилища). Важным нововведением было появление разных типов общеобразовательных учебных заведений: наряду с обычными школами появились гимназии и лицеи. Вместо единых учебников для всех школ стали издаваться конкурирующие учебники. Открылись возможности вариативности обучения.
В октябре 2000 г. Правительство РФ утвердило Национальную доктрину образования в России. Доктрина определяла государственную политику в области образования, устанавливала стратегию и основные направления развития, доступность и бесплатность обучения в условиях единого образовательного пространства. Уточнение конкретного содержания доктрины произошло с принятием в 2007 г. Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования».
Отныне обязательным стало получение полного среднего 11 -летнего образования до 18 лет (если речь шла об обычных школах, а не некоторых специальных учебных заведениях).С целью выравнивания уровня результатов обучения была введена общегосударственная аттестация: единый государственный экзамен (ЕГЭ) для 11-классников и государственная итоговая аттестация (ГИА, сейчас основной государственный экзамен — ОГЭ) для 9-классников. Введение ЕГЭ преследовало ещё одну цель: сделать более доступным поступление в высшие учебные заведения для выпускников провинциальных, особенно сельских, школ.
Проведение ЕГЭ
Реформированию подверглась и высшая школа. Приём в неё стал происходить на основе результатов ЕГЭ. Большинство вузов перешли на двухуровневую систему обучения. Первый цикл обучения — бакалавриат — должен обеспечить массовый спрос на специалистов. Второй цикл — магистратура — формирует научно-образовательные кадры высшей категории. Такое двухуровневое высшее образование принято 29 европейскими странами, представители которых подписали в 1999 г. Болонскую декларацию. Это позволило сблизить системы образования на всём европейском пространстве.
К очень значимым изменениям в образовании можно отнести его деидеологизацию, возможность плюрализма оценок в тех случаях, когда существует несколько конкурирующих научных теорий или гипотез. При этом существенную роль в воспитании учащихся начала играть религия.
Много было сделано для компьютеризации обучения. Кроме учебников, задачников, других учебных пособий, дополнительным источником получения знаний стал Интернет. Наряду с печатными учебниками появились электронные учебники, справочные материалы, базы данных по разным отраслям знаний.
1. Какие факторы оказывали влияние на развитие российского образования в конце XX — начале XXI в.?
2. Какие изменения произошли в системе российского образования? Какие из них вам представляются положительными, а какие — отрицательными? Почему?
3. Что такое Болонский процесс? Соберите информацию об участии России в этом процессе, проведите дискуссию о положительных и отрицательных сторонах этого участия.
3. Спорт. Олимпийские игры, мировые первенства показали, что Россия сохранила свои лидирующие позиции в мировом спорте. В Олимпиадах конца XX — начала XXI в. она входила в «тройку» призёров. Пять раз российские хоккеисты завоёвывали «золото» на мировых чемпионатах и трижды занимали 2—3-е места. Сборная России по футболу три раза участвовала в финальной части чемпионата мира и четыре раза — европейского первенства, войдя в 2008 г. в полуфинал. Российские спортсмены занимали верхние строчки турнирных таблиц по лёгкой атлетике, лыжным гонкам, биатлону, фигурному катанию. Триумфом российского спорта стала XXII зимняя Олимпиада 2014 г. в Сочи, в которой наша сборная заняла первое место, завоевав 13 золотых, а всего 33 медали, далеко оторвавшись от занявших второе место норвежцев.
С 1988 г. СССР начал участвовать в паралимпийском движении. Российские паралимпийцы занимали второе место в летних Олимпиадах 1996 и 2012 гг., достойно выступали в зимних Олимпиадах, занимая 2—5-е места.
В сочинской Олимпиаде они впервые вырвались на первое место, опередив занявшую второе место Германию.Российские спортсмены — чемпионы зимней Олимпиады в Сочи
В топ-десятку российских олимпийцев (1994—2014 гг.) вошли чемпионки по синхронному плаванию А. Давыдова, А. Ермакова, гимнаст А. Немов, лыжницы Ю. Чепалова, Л. Егорова. Крупными, известными спортивными величинами стали Е. Исимбаева (прыжки с шестом), М. Шарапова (теннис), первая в России чемпионка мира по шахматам (2008 г.) А. Костенюк.
Расскажите об одном из выдающихся российских спортсменов начала XXI в. и его спортивных достижениях, подготовьте презентацию.
4. Особенности развития науки. Начиная с 1990-х гг. наука в России развивается в условиях, кардинальным образом отличающихся от тех, которые были в Советском Союзе. Отметим наиболее существенные особенности. Если в советское время наука была втиснута в рамки диалектико-материалистического учения (марксизма), то в постсоветское время научная мысль стала плюралистической, свободной в выборе той или иной доктрины, теории, методологии.
Российские учёные принимают участие в ряде международных научных проектов. Прежде всего, это сотрудничество в космонавтике. Неоднократно представители разных стран отправлялись на российских околоземных станциях для научно-исследовательской работы в космосе. В настоящее время на орбите находится Международная космическая станция (МКС), в создании и деятельности которой главную роль играют РФ и США. Космонавтов и оборудование на МКС доставляют с помощью российских ракет. Регулярно с научными задачами и программами (наблюдение за Землёй и космосом, биологические эксперименты) на орбиту отправляются российские спутники. В международных проектах участвует и Объединённый институт ядерных исследований в Дубне, где был открыт 116-й элемент Периодической системы.
Президент РФ В. В. Путин и лауреат Нобелевской премии по физике Ж. И. Алфёров
Но одновременно происходит «утечка мозгов». Перспективные учёные, особенно молодые, уезжают в другие страны, находят своё место в зарубежных научных коллективах. «Утечка мозгов» вызвана как лучшими условиями для научной деятельности, так и более высокими стандартами жизни в развитых странах.
В значительной мере развитие науки связано с её финансированием и степенью эффективности денежных затрат. С целью повышения эффективности последних созданы научные фонды, которые располагают грантами (средствами для финансирования научных проектов), предоставляемыми на конкурентной основе.
В 2010 г. было принято решение о создании Инновационного центра «Сколково». Это первый в современной России новый наукоград, основанный с целью продвижения страны по пути научно-технического прогресса. Перед ним поставлены задачи разработки на научной основе новых технологий в наиболее перспективных и приоритетных областях: термоядерные, информационные, биомедицинские технологии, телекоммуникация, освоение космоса и т. д. Плодотворная деятельность характеризует также давно состоявшиеся наукограды Обнинск, Саровск, Королёв, Троицк и др., прежние академические и университетские центры в Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке, Ростове и других городах.
Российская наука продолжает традиции, заложенные в XX в. в ведущих отраслях и направлениях научного знания: математике, физике, химии, биологии и др. Только в 2000-е гг. лауреатами Нобелевской премии стали пять российских учёных (работающих как на Родине, так и за рубежом). Все эти премии получены за достижения в физике. Ж. И. Алфёров, внёсший вклад в развитие полупроводниковых гетероструктур, является ещё и лауреатом ряда международных и российских премий, инициатором учреждения научной премии «Глобальная энергия». Лауреатом престижной премии Макса Планка и ряда российских премий является нынешний президент РАН В. Е. Фортов, известный своими заслугами в химической физике, теплофизике, энергетике.
Имеются достижения и в области гуманитарных наук. Так, например, археологи в 2010 г. в Денисовской пещере на Алтае обнаружили останки древнейшего человека. Анализ его генома показал, что это ещё один подвид (подобно неандертальцам) вымерших людей. Заслугой историков и архивистов являются многотомные издания документальных материалов (например, по истории российских политических партий), которые тем самым вводятся в научный оборот.
Сравните положение науки в СССР и в современной России. Что изменилось в лучшую, а что — в худшую сторону?
5. Основные тенденции развития художественной культуры. С периода перестройки началось преодоление изолированности российской культуры от зарубежной. Жители СССР, а в дальнейшем Российской Федерации смогли читать книги, смотреть фильмы, недоступные им ранее по идеологическим соображениям. На Родину вернулись многие писатели, лишённые гражданства советскими властями. Возникло единое пространство российской культуры, объединяющее литераторов, художников, музыкантов, режиссёров и актёров вне зависимости от места их проживания. Так, например, скульпторы Э. И. Неизвестный (надгробный памятник Н. С. Хрущёву, памятник жертвам сталинских репрессий в Воркуте) и М. М. Шемякин (памятники Петру I в Петербурге и Лондоне) живут в США. Режиссёр А. С. Кончаловский, удостоенный в 2014 г. приза «Серебряный лев» за фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», ведёт съёмки как на родине, так и в Голливуде.
Коренная ломка политического и экономического строя привела не только к освобождению культуры от идеологических пут, но и вызвала необходимость приспосабливаться к сокращению, а подчас и к полной ликвидации государственного финансирования. Коммерциализация литературы и искусства привела к распространению произведений, не отличающихся высокими художественными достоинствами. С другой стороны, и в новых условиях лучшие представители культуры обращаются к анализу наиболее острых социальных проблем, ищут пути духовного совершенствования человека. К таким произведениям относятся, в частности, работы кинорежиссёров В. Ю. Абдрашитова («Время танцора»), Н. С. Михалкова («Утомлённые солнцем», «Солнечный удар»), В. П. Тодоровского («Страна глухих»), С. А. Соловьёва («Нежный возраст»).
На рубеже XX—XXI вв. стала пользоваться популярностью отечественная детективная литература (Б. Акунин, Д. Донцова, А. Маринина и др.). Устойчивый интерес сохраняется к таким писателям, как Ю. Поляков, А. Проханов, Т. Толстая, Л. Улицкая. Интерес вызывают и писатели нового поколения — А. Варламов, 3. Прилепин, А. Шаргунов и др.
В элитарной художественной литературе и изобразительном искусстве постсоветской России на первый план вышли произведения авангардистского направления. К ним, например, относятся книги В. Пелевина («Generation П», «Empire V») и др. В современном отечественном театре символикой иррационального начала в человеке проникнуты постановки режиссёра Р. Г. Виктюка.
Авангардизм является преобладающим направлением и в живописи (соц-арт Э. Булатова, картины Н. Софронова и др.). Но наряду с ним среди художников сильна традиция реалистического искусства (И. С. Глазунов, А. М. Шилов и др.).
Всему миру известны имена российских композиторов (В. П. Артёмов, С. А. Губайдулина, Э. В. Денисов, Р. К. Щедрин и др.), дирижёров (В. А. Гергиев, В. Т. Спиваков и др.) и музыкантов-исполнителей.
Большие возможности открылись и для творческой работы архитекторов. Частный капитал наравне с государством стал выступать заказчиком при строительстве. Разрабатывая проекты зданий гостиниц, банков, торговых комплексов, спортивных сооружений, российские архитекторы творчески интерпретируют наследие классицизма, модерна, конструктивизма. Вновь вошло в практику строительство особняков и коттеджей, многие из которых сооружаются по индивидуальным проектам.
В книге «Физика и жизнь» Ж. И. Алфёров написал: «Все, что создано человечеством, создано благодаря науке. И если уж суждено нашей стране быть великой державой, то она ею будет не благодаря ядерному оружию или западным инвестициям, не благодаря вере в Бога или Президента, а благодаря труду её народа, вере в знание, в науку, благодаря сохранению и развитию научного потенциала и образования».
Охарактеризуйте основные особенности культурной жизни России в конце XX — начале XXI в.
Вопросы и задания
1. С помощью иллюстраций в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока.
2. Подготовьте сообщение об одном из российских учёных — лауреатов Нобелевской премии или других престижных международных научных премий в XXI в. Постарайтесь осветить как особенности биографии учёного, так и суть его научных достижений.
3. Выберите ту сферу духовной жизни, которая вас больше всего интересует. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение (презентацию). Попытайтесь осветить главные тенденции и достижения в избранной сфере в конце XX — начале XXI в.
4. Представьте, что вы переместились в будущее на 50 лет. Какое из произведений современной культуры, с вашей точки зрения, будут в то время помнить и ценить? Подготовьте сообщение об этом произведении, обосновав свой выбор.
5. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ЗНАТЬ
1. Какие преимущества и недостатки имеют электронные учебники в сравнении с традиционными? Как вы думаете, смогут ли электронные учебники полностью вытеснить «бумагу»?
2. Как развитие Интернета влияет на развитие системы образования? Какие новые возможности он даёт, какие угрозы таит?
3. Как сейчас развивается инновационный центр «Сколково», какие у него есть достижения?
4. Чем замечательны мечети «Сердце Чечни» в Грозном и Кул-Шариф в Казани?
5. Какие российские кинофильмы стали лауреатами престижных международных кинофестивалей за последние 20 лет?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ К ГЛАВЕ V
«Российская Федерация в 1992—2014 годах»
Исторический путь нового государственного образования — Российской Федерации — кратковременен, всего два с лишним десятилетия, но в нём можно выделить три этапа. Первый — это 1992—1993 гг. В течение его был произведён демонтаж советской социально-экономической и государственно-политической системы. Произошла замена государственно-социалистической собственности частной, а планового хозяйства — рыночными отношениями. В противостоянии между двумя ветвями власти, вызванном составлением новой Конституции РФ и «шоковой терапией» экономических реформ, победу одержал Президент РФ; октябрь 1993 г. подвёл черту под властью Советов.
Второй этап российской государственности — конец 1993—2000 гг. — закончился уходом в отставку с поста Президента РФ Б. Н. Ельцина. Это время завершения в основном социальных преобразований в процессе более замедленного проведения реформ и курса на экономическую стабилизацию.
Третий этап, начавшийся в 2000 г., связан с именами В. В. Путина и Д. А. Медведева. Он характеризуется в целом укреплением российской государственности и обороноспособности, повышением жизненного уровня россиян и в то же время острыми финансово-экономическими кризисами 2008 и 2014 гг. На этом этапе, несмотря на социальные противоречия и внешнеполитические конфликты, была достигнута длительная стабилизация общества.
ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ V
1. С помощью высказываний В. В. Путина в начале главы сформулируйте главный вопрос главы V.
2. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос главы. Изложите его в письменном виде (в форме небольшого сочинения).
3. Составьте синхронистическую таблицу основных событий мировой и российской истории с 1992 г.
4. Кратко охарактеризуйте причины и последствия следующих событий и явлений: кризисное развитие российской экономики в 1990-е гг. и экономический рост в 2000-е гг.; победа Б. Н. Ельцина в противостоянии с Верховным Советом и на президентских выборах 1996 г.; высокий уровень популярности В. В. Путина.
5. Составьте блок заданий на тему «СССР в 1945—1991 гг.» по образцу демоверсии единого государственного экзамена.
6. Советский и российский физик-теоретик В. Л. Гинзбург, получивший Нобелевскую премию за работы в области сверхпроводимости и сверхтекучести, был, как и многие другие крупные учёные, заметным общественным деятелем. Ему принадлежат слова: «Сегодня образованным может считаться лишь тот, кто по-настоящему усвоил всё, что входит в программу хотя бы неполной (восьмилетней) средней школы». Прокомментируйте это высказывание.
ТЕМЫ ДЛЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ГЛАВЕ V
1. Наш край в эпоху перемен. (Сбор информации и презентация по истории родного города, посёлка, села.)
2. «Это были лихие 90-е. Мы выживали, как могли». (Сбор информации и презентация, посвящённая стратегиям семейного выживания в 1990-е гг.)
3. Детство в новой России. (Сбор информации о жизни детей в 1990-е гг., подготовка сообщения (презентации) по итогам работы.)
4. 2014 год в истории России. (Сбор информации, презентация и коллективное обсуждение.)
Подведите итоги работы над групповыми проектами на итоговой конференции.
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаОглавление
РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В НАЧАЛЕ ХХ В
РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В НАЧАЛЕ ХХ В.
переход на главную
1. Социально-исторические условия
1.1. Новый этап в развитии цивилизации. В конце XIX-начале XX в. Россия вместе со всем человечеством вступила в новую эпоху. Близились серьезные изменения в общественном и политическом развитии, наступало время войн и революций.
1.1.1. В экономическом плане все большее значение приобретала индустрия. Развитие производства способствовало ускоренному развитию науки, обеспечивало научно-технический прогресс.
1.1.2. Социальное развитие, вызванное экономическими процессами, сопровождалось быстрым ростом городов, распространением городской культуры и образования. Возникали новые социальные группы, связанные с развитием мирового хозяйства. Во много раз вырос круг потребителей культуры.
1.1.3. Политические процессы. Осознание неизбежности социально-политических преобразований и крушения традиций, с одной стороны, вызывало стремление к новому, а с другой — вызывало боязнь радикальных перемен, ломки старого, что приводило к росту интереса к мистике, возникновению мыслей о закате цивилизации.
Тем более остро проявлялись обе эти тенденции в России в эпоху социально-политических кризисов начала ХХ в.
1.1.4. На рубеже веков национальное самосознание в передовых странах мира, обрело новые формы и поднялось на новый уровень. Национальная идея способствовало усилению националистических настроений, и, в то же время, привела к повышению влияния национальных традиций и народной культуры.
1.2. Новый этап в развитии культуры.
1.2.1. Функции культуры. Культура на новом этапе не просто выполняла вспомогательные социальные функции. Она стала самостоятельной общественной, в том числе производительной, преобразующей силой. Изменилось ее содержание.
1.2.2. Новое единство обрела мировая культура. Ее различные национальные части, сохраняя свою самобытность и особенности, взаимодействовали, взаимовлияли и дополняли друг на друга.
1.3. Особенности художественной культуры на рубеже веков. Кроме черт, свойственных культуре конца XIX-начала XX в. в целом, искусство того периода характеризовалось своими особенностями.
1.3.1. Новые этапы в развитии мирового искусства. В конце XIX в. произошел скачок в содержании мировой художественной культуры.
— От принципа непосредственного изображения мира искусство преходило к его преображению художественными средствами — модерну (импрессионизм, символизм и др.).
Провозглашались идеи самоценности искусства, ранее в значительной степени игравшего вспомогательную роль по отношению к общественной мысли. Так в России XIX в. именно в литературе и живописи были наиболее остро поставлены вопросы социального развития. Наиболее важные из них стали названиями известных произведений Герцена (Кто виноват?) и Чернышевского (Что делать?), имевших огромный резонанс в обществе.
— Затем, уже в начале XX в., началось движение к принципам воссоздания новой реальности художественным языком — авангардизму (кубизм, футуризм и др.). Распространилась концепция самодостаточности искусства.
1.3.2. Диверсификация исскусства. Разнообразие стилевых направлений. В отличие от предыдущей эпохи, когда в искусстве господствовало одно направление — реализм, в конце XIX-начале XX в. одновременно с возникновением новых направлений, сохранялись и развивались ранее существовавшие, достигая значительных результатов.
1.3.3. Две точки зрения на развитие культуры на рубеже веков. Если быстрое и прогрессивное развитие науки, техники и образования в начале ХХ в. не отрицается никем, то в отношение искусства и гуманитарных наук существуют два мнения.
Точка зрения современных ученых связана концепции, сформулированной русским философом Н.А. Бердяевым, писавшим о ренессансе (возрождении) российской культуры в начале ХХ в.
Раньше была распространена другая точка зрения, сформулированная российскими социалистами того времени и принятая в советской науке: русское искуство начала ХХ в. переживало не ренессанс, а декаданс (упадок).
Это мнение основывалось на выводе о кризисе буржуазного общества и буржуазной культуры в эпоху империализма — умирающего капитализма. Марксисты видели признаки приближения социалистической революции и в естественной цикличности экономики и в развитии религиозной философии и в возникновении искусства, отличного от критического реализма, который они считали наивысшим достижением буржуазной культуры, так как он прямо отражал проблемы общества.
2. просвещение
2.1. Начальное образование. В конце XIX-начале XX в. уровень грамотности вырос с 1897 г. (21 %) по 1917 г. (31 %) в 1,5 раза. Если не учитывать детей дошкольного возраста, около 40% российских подданных умели читать. В абсолютных цифрах число грамотных увеличилось в 2 раза (со 26,5 млн. до 53 млн. чел). Возросли темпы роста начального образования. В начале века ежегодно создавалось 5-6 тыс. новых школ. В соответствии с законопроектом, который Дума не успела принять до войны, правительством с 1907 г. выделялись значительные средства для создание в 10-летний срок системы всеобщего начального образования. Бюджет начальной школы в 1907-1914 гг. вырос в 6 раз.
2.2. Средняя и высшая школа.
2.2.1. Увеличилась численность гимназий и реальных училищ, выпускники которых снова могли поступать в технические вузы без экзамена. Возникла сеть высших начальных училищ, дававших возможность поступить в среднюю школу.
2.2.2. Развивалась система профессиональных — горных, речных, железнодорожных, фабричных (в 1913 г. — св. 4 тыс.) и коммерческих училищ (в 1913 г. — св. 250).
2.2.3. Для обеспечения всеобщего начального обучения развитие педагогического образования. К 1914 г. в России существовало 47 учительских институтов и свыше 170 учительских семинарий (училищ).
2.2.4. Совершенствовалась высшая школа, в которой после 1905 г. была восстановлена автономия, выборность ректоров и деканов и т.д. Создавались новые вузы, прежде всего технические. Число высших учебных заведений достигло к 1914 г. 135 со 127 тыс. студентов. После революции 1905-1907 гг. возникали не только государственные, но и народные вузы, создавашиеся на средства благотворителей (университет А.Л. Шанявского, педагогический институт П.Г. Шелапутина и др.).
В высшей школе преподавали крупнейшие российские ученые, развивалась вузовская наука.
2.3. Внешкольное народное просвещение охватило широкие слои общества. Не только в городах, но и в рабочих поселках было создано св. 1 тыс. культурно-просветительских обществ и народных домов.. Создавались рабочие театры. Число библиотек, в том числе публичных, выросло после революции 1905-1907 гг. в 5 раз (1914г. — св. 75 тыс.).
Развивалось книжное дело. Издавались десятки тысяч книг. Возникали тысячи новых типографий и издательств. Крупнейшие издательские фирмы, такие как товарищество М. Вольфа, издательство И.Д. Сытина и другие выпускали народные книжные серии.
После отмены цензуры (ноябрь 1905 г.) в 10 раз увеличилось число периодических изданий. Только газет, которые читали все слои населения, издавалось к 1917 г. свыше 1100. Некоторые популярные журналы издавались более, чем стотысячными тиражами. Так, например, Нива, которую читали все слои населения, выходила в начале века тиражом около 250 тыс. экземпляров.
3. Наука
3.1. Естественные и технические науки быстро развивались в связи с возросшими нуждами промышленности и армии.
3.1.1. Наука. Значительных успехов добились основатель аэродинамики Н.Е. Жуковский; математик С.А. Чаплыгин; сделавший важнейшие открытия в области физики П.Н. Лебедев; геохимик и биохимик, заложивший основы современной экологии В.И. Вернадский; физиолог, нобелевский лауреат (1904 г.) И.П. Павлов; иммунолог, также получивший нобелевскую премию (1908 г.) И.И. Мечников; отец космонавтики К.Э. Циолковский и др.
3.1.2. Техника. Начало ХХ в. и особенно годы первой мировой войны характеризовались крупными достижениями в области техники. Началось самолето- и автомобилестроения. Не имели мировых аналогов такие российские изобретения, как четырехмоторный самолет И.И. Сикорского Илья Муромец, пистолет-пулемет, лыжно-гусеничный автомобиль и др.
Несмотря на серьезный прогресс в науке, технический уровень российского хозяйства отставал от западного, а свыше 60 % использовавшихся машин и оборудования отечественной промышленности были произведены за рубежом или по иностранным чертежам. Но быстрое развитие науки и техники, которое в 1910-е гг. стали активно поддерживать российские предприниматели внушало надежду на скорейшее достижение европейского уровня.
3.2. Гуманитарные науки традиционно играли большую роль в отечественной науке и определяли характер среднего и высшего образования. Тем более они вызывали огромный интерес в российском обществе начала века, находившимся в условиях соцально-политического кризиса. При этом усилилась связь между философскими, историческими и пр. концепциями российских ученых и их политическими взглядами. Многие ученые обратились к непосредственной политической деятельности, работая в различных политических партиях и организациях: от РСДРП до Союза русского народа.
3.2.1. В философии того периода отчетливо проявились две тенденции.
— В работах социал-демократов Г.В. Плеханова, В.И. Ульянова (Ленина), А.А. Богданова развивался философский материализм, сочетавший позитивизм и революционные идеи.
— Одновременно наблюдался расцвет религиозно-философского направления. В сборниках Проблемы идеализма (1902 г.), Вехи (1909 г.), трудах Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского сочеталось развитие идей В.С. Соловьева и В.В. Розанова о новом религиозном сознании с положениями либеральной мысли о самоценности личности и духовной свободе человека.
3.2.2. Историческая наука развивалась в трудах В.И. Ключевского, С.Ф. Платонова, П.Н. Милюкова, Н.П. Павлова-Сильванского, А.С. Лаппо-Данилевского, Н.А. Рожкова, М. Н. Покровского. Совершенствовались методы исторического исследования, поднимались новые темы, самостоятельной отраслью истории стала историография.
3.2.3. Получили значительные развитие также экономическая наука и социология (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, М.М. Ковалевский, П. Сорокин), а также филология (Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, И.А. Бодуэн де Куртенэ).
3.3. Переворот в научных взглядах, значительный вклад в который сделали российские ученые, сопровождался расширением круга исследователей. В конце XIX- XX в. в России образовалось свыше 700 научных и научно-технических обществ. Важно, что такие общественные организации возникали не только в признанных научных центрах, но и в десятках периферийных городов. В начале века выходили сотни научных и научно-популярных журналов.
4. художественная культура
(Исскусство)
4.1. Литература. Стилевые направления.
4. 1.1. Реализм. В конце XIX- начале XX в. в российской прозе продолжался расцвет основного литературного направления второй половины прошлого века — критического реализма. Новые значительные произведения создал Л.Н. Толстой. Социальные и социально-психологические проблемы нашли глубокое отражение в творчестве А.П. Чехова, В.Г. Короленко, А.И. Куприна, И.А. Бунина. Широкую известность получили Максим Горький (А.М. Пешков), Мамин-Сибиряк и др.
4.1.2. Модернизм. Но и стремление искусства к преобразованию действительности художественными средствами нашло в России благодатную почву.
— Тезис о самоценности искусства, соединившись с идеями русских мыслителей В.С. Соловьева и Д. Мережковского о религиозном смысле творчества, дал начало собственно русскому символизму. Его теоретиком в середине 1890-х гг. выступил В.Я. Брюсов. Брюсов вместе с другими символистами (К.Д. Бальмонт, А. Белый (Б.Н. Бугаев), А.А. Блок), оперируя многозначными понятиями-символами, пытались в окружающей реальности вычленить признаки истинного глубинного мира. Такое мифопоэтическое восприятие обусловило взлет поэзии, что дало возможность Н.А. Бердяеву определить начало XX в. как серебряный век русской поэзии, наступивший после длительного господства социальной прозы.
— Другое модернистское направление — акмеизм явился реакцией на символизм. Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М. Цветаева, создавшие новую лирическую поэзию, вернулись из мира символов к земному человеку, но не к его социальным проблемам, а к миру человеческих чувств.
4.1.3. Авангардизм. В 1910-е гг. из идеи самоценности художественного творчества выросла мысль о его самодостаточности. Апологетика субъективизма, отрицание традиционной культуры, активизм выразились в деятельности сторонников искусства будущего — футуристов. В. Хлебников, Д. Бурлюк, И. Северянин, В.В. Маяковский в 1912 г. выступили с манифестом Пощечина общественному вкусу, где призывали на основе абсолютной свободы творить не искусство, творить реальность.
По иному относились новые авторы к прошлому России. Если во второй половине XIX в. крупнейшими художниками слова история воспринималась как трагедия, то символисты опоэтизировали ее как песнь, а авангардисты изображали как фарс.
4.2. В российской живописи и графике раньше, чем в литературе выявились новые тенденции.
4.2.1. Реализм. С одной стороны на рубеже веков сохранялись традиции академической школы, прежде всего в полотнах И.Е. Репина. Продолжало действовать Товарищество передвижных выставок (А.М. и М.М. Васнецовы, И.И. Левитан, А.Е. Архипов, К.Ф. Юон и др.).
4.2.2. Модернизм. С другой стороны, уже в 1880-е гг. в отечественной живописи возникли новые тенденции на основе обращения художников к историческим сюжетам. Так, А.П. Рябушкин первым перешел от драматизма в изображении прошлого к его поэтизации, от этического восприятия к эстетическому. Художественное мифотворчество и попытки выразить в живописи национальную идею продолжил М. В. Нестеров, назвавший свое творчество опоэтизированным реализмом. Сочетание условного с реальным развивали КА. Коровин, основатель русского или декоративного импрессионизма, и В.А. Серов, проделавший путь от академизма к модерну. В полотнах художника-символиста М.А. Врубеля акцент уже делался на фантастический вымысел и недосказанность.
В конце 1890-х гг. модерн в российском изобразительном искусстве открыто декларировал свои принципы. В 1898 г. было создано общество художников Мир искусства, выпускавшее одноименный журнал. Его участники А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, К. Сомов, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих, Б.М. Кустодиев, к которым примыкали Серов и Коровин, провозгласили автономию искусства, главенство для творчества проблемы красоты. Формально не считая себя символистами, они стояли на позициях преображения действительности при помощи живописных и графических символов и метафор.
Своеобразным было творчество художников — последователей В. Э. Борисова-Мусатова, создавших общество Голубая Роза (П.В. Кузнецов, К.С. Петров-Водкин) и работавших над символистской теорией живописи.
4.2.3. Авангардизм. Появление в 1910 г. общества Бубновый валет (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк), а затем — Ослиный хвост (М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, Д. Бурлюк) знаменовало собой переход лидерства обновления к российскому авангарду, который искусствоведы назвали русским взрывом. Ларионов и Гончарова развивали русский кубизм — кубофутуризм.
Одновременно развивался экспрессионизм, последователи которого также совершили скачок в беспредметность. Теоретик абстрактного искусства В.В. Кандинский; основатель супрематизма К. Малевич; создатель аналитической живописи П.Н. Филонов; бытовой символист М.З. Шагал, каждый по своему утверждали господство творчества над формами, создавая в своих работах новые миры.
4.3. В архитектуре, где, в отличие от литературы и живописи, во второй половине XIX в. отсутствовал единый стиль, в 90 гг. XIX в. оформился в качестве ведущего новый стиль модерн.
4.3.1. Особенностью модерна стала подчеркнутая функциональность построек, здания сооружались изнутри наружу — интерьер обносился стенами, живописное декоративное убранство основывалось на гнутых формах и линиях, отрицалась симметрия. Широко применялись новые строительные материалы: железобетон, сталь, стекло.
4.3.1. Отцом русского модерна стал Ф.О. Шехтель, привлекавшим для внутреннего оформления Врубеля. Шехтель одним из первых в начале XX в. перешел от романтического модерна к рациональному, упрощенному, воплотившемуся в многоэтажных монументальных зданиях с прямоугольными формами. В том же стиле строили Л.Н. Кекушев, В.Ф. Валькотт.
4.3.2. Другие стили и направления. Одновременно с модерном из псевдорусского стиля возник неорусский, использовавший некоторые достижения модерна и ставший затем одним из его вариантов. Развивался и неоклассицизм, как в сочетании с модерном (Р.Р. Клейн, Ф.И. Лидваль), так и в чистом виде (И.А. Фомин, И.В. Жолтовский).
Фомин, кроме того внес большой вклад в развитие отечественного градостроительства, получившего в этот период совершенно новый размах. В начале XX в. проектировались целые города, возникали планы перестройки Петербурга. В основном они не были реализованы, но эта архитектурная тенденция сохранилась и получила развитие в советское время.
4.4. В развитии скульптуры неоклассический стиль в работах Р.Р. Баха, С.М. Волнухина сочетался с модернизмом в скульптурах импрессионистов П.П. Трубецкого (памятник Алесандру III в Петербурге), А.С. Голубкиной, Н.А. Андреева (памятник Н.В. Гоголю в Москве). В многогранном творчестве художника-универсалиста С.Т. Коненкова античная пластика соединялась с модерном и фольклорными мотивами.
4.5. В музыке проявились те же тенденции. Развивали традиции Чайковского и Могучей кучки Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. Совершенствовал классические музыкальные принципы композитор-новатор и блестящий пианист С.В. Рахманинов. Одновременно искали новые формы И.Ф. Стравинский, А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер, в творчестве которых ощутимы явления музыкального символизма, импрессионизма и экспрессионизма.
4.6. Театральное искусство.
4.6.1. Драматический театр. На рубеже веков старые традиции продолжали Малый, Александринский театры и десятки губернских и частных трупп.
Но в конце XIX в. искусство драмы также вступило на путь обновления. В 1898 г. К.С. Станиславский, создатель новой системы актерской работы, и В.И. Немирович-Данченко основали с помощью С.Т. Морозова Московский Художественный театр, ставший центром новаторских экспериментов. В 1904 г. В.Ф. Комиссаржевская создала Драматический театр в Петербурге, где также ставились пьесы Чехова, Горького, Ибсена. В развитие нового русского театра свой вклад сделали режиссеры В. Мейерхольд и В. Вахтангов.
4.6.2. Развитие оперного искусства проявлялась не только в новых постановках Большого и Мариинского, но и в создании провинциальных и частных оперных театров. Большую известность получили оперы, созданные предпринимателями С.И. Мамонтовым (1885) и С.И. Зиминым (1904).
Отечественная вокальная школа достигла расцвета в исполнительском искусстве Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова, А.В. Неждановой.
4.6.3. Балет. Наряду с развитием классического балета в творчестве хореографа М. Петипа, в России возник новый балет.
Модерновые постановки М. Фокина и балеты Стравинского оформляли художники-мирискусники Бенуа, Бакст, Коровин. В академических и новаторских спектаклях танцевали А. Павлова, В. Нижинский и целая плеяда танцоров, приобретших мировую известность.
4.7. Кинематограф появился в Росси сразу же после его изобретения и стал быстро развиваться, став самой массовой формой искусства. К 1914 г. было построено св. 4 тыс. электротеатров и иллюзионов. Ежедневно миллионы зрителей смотрели картины зарубежного производства и 30 отечественных студий. Российское кино, где ставил картины Я. Протазанов, играли актеры И. Мозжухин, В. Холодная, А. Коонен, приобрело мировое признание.
5. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ФОЛЬКЛОР
5.1. Массовая культура. В конце XIX-начале XX в. произошел революционный переворот в области распространения художественных произведений, значительно вырос круг потребителей культуры. Развитие книжного дела и периодической печати, появление многотиражных газет и журналов для всех слоев населения, изобретение радио и кинематографа обусловили нарастающую тенденцию формирования массовой культуры. Возник особый культурный пласт, напрямую связанный с рынком, предназначенный для употребления массами.
Большой популярностью у городских низов, в среде рабочего класса пользовались брошюры с примитивным занимательным сюжетом, описывающие картинные страсти. Огромной популярностью пользовались сентиментальное сочинение Прекрасная магометанка умирает на гробе своего мужа Н. Зряхова, лубочный детектив Ванька Каин М. Комарова, анонимное Убийство на дне моря и т.п. Для крестьян такие произведения оставались основным видом потребляемой литературы. Над страданиями их персонажей плакали, подвигами их героев восхищались, их читали вслух неграмотным односельчанам.
С одной стороны, распространение доступной и дешевой продукции массовой культуры расширяло возможности удовлетворения возрастающих культурных потребностей широких слоев населения. С другой стороны, массовая культуры формировала упрощенные нравственно-этических и эстетических представления.
5.2. Если предлагавшаяся обществу и находившая спрос массовая культура, по мнению многих современных философов и психологов, является выражением духовной несвободы, то фольклор всегда был выражением духовной свободы народа. В эпоху технического прогресса фольклор отнюдь не утратил своего значения, но приобрел новые черты. Наиболее популярными его жанрами становятся байки и побасенки, частушки и анекдоты, фиксировавшие действительность наиболее прямо и непосредственно.
6. Итоги
6.1. Общие итоги.
6.1.1. Итоги развития российской культуры в конце XIX-начале XX в. со всей очевидностью свидетельствуют о ее расцвете, связанным как с определенной фазой собственного развития, так и с ускорением духовных, социальных, политических, экономических процессов в российском обществе и в мире.
6.1.2. В России произошла так же как и в Европе, произошла трансформация искусства, перешедшего от принципа отражения действительности к ее изменению, а затем к созданию новой художественной реальности.
6.1.3. При этом изменения были еще более активными, чем в Европе. Часто одни и те же художники за относительно короткий период своего творчества переходили от реализма к модерну, а затем авангардизму, в рамках которого создавали оригинальные направления.
6.1.4. В то же время культурный взрыв в России, где назревала революция, сопровождался появлением в творчестве некоторых философов, поэтов, художников ноток надрыва. При этом декадентские настроения, вызванные предчуствием социальных изменений, так же как развитие религиозно-философских идей, были характерны для всей европейской культуры того периода.
6.1.5. Как и в других странах в России рост грамотности и развитие культурных потребностей привел к формированию массовой культуры. Возрос спрос на массовую литературу упрощенного содержания, миллионы российских зрителей ежедневно смотрели кинофильмы аналогичного характера.
6.2. Особенности российской культуры.
6.2.1. В России еще в большей степени, чем в Европе обновление гуманитарной культуры характеризовалось тесным переплетением философии, литературы, живописи, архитектуры, музыки.
6.2.2. Многоукладность русского искусства, в рамках которого сосуществовали, развивались и взаимодействовали различные старые и новые стили и направления, реализовывалась в том числе в создании различных творческих товариществ и союзов.
6.2.3. Развитие российского национального самосознания проявилось в развитии оригинальных философских и общественных концепций, использовавших идею своеобразия российской цивилизации, и в обращении представителей различных форм, направлений и стилей искусства к национально-историческим традициям, народному творчеству, фольклору.
6.2.4. Если во второй половине XIX в. мировое признание получили российская литература и музыка, то в начале ХХ в. — балет, особенно после успеха русских сезонов, организованных в Париже Дягилевым. Русская живопись, опередив в своем развитии западно-европейскую также начала свое движение к мировой славе. Российская культура окончательно стала частицей мировой культуры, развиваясь под ее воздействием, но на собственной основе, не только заимствуя, но и предлагая свои новейшие достижения, вошедшие в сокровищницу мировой науки и искусства.
Курсы
Курсы начального и среднего уровня
Все курсы от RUSSN-UA 1 до RUSSN-UA 4 проводятся три раза в неделю. Все младшие курсы русского языка закрыты для носителей языка, кроме русской грамматики и русской грамматики I и II (RUSSN-UA 5, 6).
Начальный русский I
RUSSN-UA 1 Предлагается осенью. 4 балла.
Предназначен для обучения начинающих говорить и читать по русскому языку. Знакомит с основами русской грамматики и чтением текстов с оцениванием, уделяя особое внимание приобретению идиоматической разговорной лексики.
Элементарный русский язык II
RUSSN-UA 2 Требования: Элементарный русский язык I (RUSSN-UA 1) или эквивалент. Предложили весной. 4 балла.
Продолжение работы начального уровня.
Средний уровень русского языка I
RUSSN-UA 3 Требования: Начальный уровень русского языка II (RUSSN-UA 2) или аналогичный. Предложили осенью. 4 балла.
Повторение грамматики, расширение словарного запаса и упражнения по разговорному русскому языку.
Средний Русский II
RUSSN-UA 4 Требование: средний уровень русского I (RUSSN-UA 3) или эквивалент. Предложили весной. 4 балла.
Пополнение словарного запаса, идиоматические выражения и упражнения в разговорном русском языке. Завершение этого курса соответствует требованиям CAS по иностранному языку.
Грамматика русского языка и сочинение I
RUSSN-UA 5 Требования: базовые знания разговорного русского языка. Предложили осенью. 4 балла.
Предназначен для учащихся, которые немного говорят дома по-русски, но практически не умеют читать и писать. Не соответствует языковым требованиям основной учебной программы колледжа.
Грамматика русского языка и сложение II
RUSSN-UA 6 Требования: Грамматика русского языка и сложение I (RUSSN-UA 5) или базовые навыки чтения и письма на русском языке. Предложили весной. 4 балла.
Завершение этого курса соответствует требованиям CAS по иностранному языку.
Начальный Чешский I и II
RUSSN-UA 201, 202 Предлагается осенью и весной соответственно. 4 балла за триместр.
Введение в базовые навыки: разговорная речь и чтение. Основы чешской грамматики, чтение оцениваемых текстов и разговор на повседневные темы. Построение словарного запаса. Основы письма.
Курсы углубленного изучения русского языка (русский)
Все тематические курсы отделения углубленного изучения русского языка (RUSSN-UA 107-109) можно повторять за кредит. В порядке ротации предлагаются следующие темы (см. актуальное расписание занятий):
- Русский фильм (просмотр и обсуждение российских и советских фильмов)
- Российская пресса (чтение и обсуждение газетно-журнальных статей)
- Чтения по русской литературе (чтение и обсуждение рассказов русских и советских писателей)
- Советский и русский театр (чтение, просмотр и анализ русских драматических произведений, со справочной литературой о русском театре)
- Социальные проблемы в русской культуре (чтение и обсуждение статей на важные социальные и культурные темы)
Продвинутый русский I
RUSSN-UA 107 Предпосылки: Русский средний II (RUSSN-UA 4) или Грамматика и композиция русского языка II (RUSSN-UA 6) или эквивалент, или разрешение координатора по языку. Предложили осенью. 4 балла.
Продвинутый русский II
RUSSN-UA 108 Предпосылки: средний уровень русского II (RUSSN-UA 4) или грамматика и композиция русского языка II (RUSSN-UA 6) или эквивалент, или разрешение координатора по языку. Предложили весной. 4 балла.
Продвинутый русский III
RUSSN-UA 109 Предпосылки: средний уровень русского II (RUSSN-UA 4) или грамматика и композиция русского языка II (RUSSN-UA 6) или эквивалент, или разрешение координатора по языку. Предложили осенью. 4 балла.
Курсы литературы и цивилизации
Все курсы проводятся на английском языке, если не указано иное.
Введение в русскую литературу I
RUSSN-UA 811 Предлагается регулярно. 4 балла.
Обзор русской литературы XIX века. Все произведения читаются в переводе.
Введение в русскую литературу II
RUSSN-UA 812 Предлагается регулярно. 4 балла.
Обзор русской литературы 20-21 века. Все произведения читаются в переводе.
Гоголь
RUSSN-UA 828 Предлагается периодически. 4 балла.
Критическое рассмотрение рассказов, пьес и неоконченного романа писателя Мертвые души .
Современная литература Центральной и Восточной Европы
RUSSN-UA 832 Предлагается периодически. Боренштейн. 4 балла.
Романы и рассказы из Польши, бывшей Чехословакии, бывшей Югославии, Албании и Венгрии, преимущественно за последние 50 лет. Среди прочитанных (в переводе) авторов — Кафка, Кундера, Грабал, Косинский, Шульц, Гомбрович, Кристоф, Кадаре, Киш, Павич и Угрешич.
Утопия, Апокалипсис и Миллениум
RUSSN-UA 833 Предлагается периодически. Боренштейн. 4 балла.
Развитие утопизма в литературе, философии и политической теории и попытки претворения утопической теории в жизнь. Утверждение совершенных миров и их отношения к нашей далеко не совершенной реальности, антиутопизм и недавнее возрождение утопизма и апокалиптики. Чтения Платона, Мора, Беллами, Достоевского, Маркса, Замятина, Оруэлла, Хаксли, ЛеГуина и Откровения.
Чехов
RUSSN-UA 837 Предлагается периодически. 4 балла.
Основные приемы в его рассказах, его влияние на развитие русской и европейской новеллы, а также подробный анализ его драмы ( Три сестры, Вишневый сад, и Дядя Ваня ) и ее влияние на русских драматургов и театр 20 века.
Достоевский
RUSSN-UA 839 Предлагается периодически. 4 балла.
Основные философские и религиозные интересы Достоевского, отраженные в его произведениях. «Записки из подполья», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы » и крупные рассказы. Исследует его концепции свободы, истории и христианства.
Теория авангарда, Востока и Запада, 1890–1930 гг.
RUSSN-UA 841 Идентичен COLIT-UA 841, ENGL-UA 730. Предлагается периодически. 4 балла.
Темы: кубизм, итальянский футуризм, русский кубофутуризм, имажинизм и вортицизм, дадаизм, конструктивизм и сюрреализм. Подчеркивает эстетическую, историческую и политическую взаимосвязь русского авангарда и Запада. Чтения проводятся на английском языке, но специалистам по сравнительной литературе рекомендуется читать работы на языке оригинала.
Русская литература в оригинале I
RUSSN-UA 847 Требования: не менее одного семестра продвинутого уровня русского языка или владение русским языком на уровне близком к родному. Предлагается каждый год. 4 балла.
Проза и поэзия. Обсуждения в классе и доклады также на русском языке.
Русская литература в оригинале II
RUSSN-UA 848 Требования: не менее одного семестра углубленного изучения русского языка или владение русским языком на уровне близком к родному. Предлагается каждый год. 4 балла.
Проза и поэзия. Обсуждения в классе и доклады также на русском языке.
Знакомство с советским кино
RUSSN-UA 850 Ежегодно. Ямпольски. 4 балла.
Рассматривает памятники киноискусства, рассматривает культурную специфику российского кино, вопросы кино и политики, кино и рынка. Темы: кино и революция, кино как пропаганда, кино русского авангарда и конструктивизма, кино и тоталитаризм, соцреализм в кино.
Советская и постсоветская литература
RUSSN-UA 852 Предлагается периодически. Джагалов. 4 балла.
Введение в русскую художественную литературу 20-го века, посвященное двум периодам наибольшего культурного брожения: модернизму 1920-х годов и позднему/постсоветскому постмодернизму. Как литература отразила неудачную попытку воплотить радикальную большевистскую теорию в повседневную практику.
Наследие крепостничества и рабства в русской и американской литературе
RUSSN-UA 854 Предлагается периодически. Лаунсбери. 4 балла.
Как писали и писались американские рабы и русские крепостные в литературных традициях двух стран. Рассматриваются попытки порабощенных людей представить себя господствующей культуре и трудности, с которыми сталкивались представители господствующей культуры, когда писали о людях, чей опыт был в значительной степени им недоступен.
Неолиберализм, авторитаризм и протест: российская культура от перестройки до Путина
РУССН-UA 855 Обязательное условие: нет. Семинар. Предлагается каждую вторую осень и весну. Боренштейн, Джагалов, Винокур. 4 балла.
Основные культурные тенденции в России и бывшем Советском Союзе с середины 1980-х годов, опирающиеся на различные формы (романы, рассказы, поэзия, фильмы, перформанс и Интернет), созданные с разных позиций (националистические, постмодернистский, либеральный, левый). Рассматривает контексты политической истории, а также трансформации издательского дела и кинопроизводства, критики и культурного потребления, а также изменение взаимоотношений между искусством, капиталом и государством за последние 30 с лишним лет.
Радикальная Россия
RUSSN-UA 857 Обязательное условие: нет. Семинар. Предлагается каждую вторую осень и весну. Джагалов. 4 балла.
Сосредоточен на фигурах, радикально настроенных против существующего статус-кво и готовых пожертвовать своим благополучием и жизнью, бросив ему вызов. Варьируется от старообрядцев до казаков, декабристов, народников, анархистов, социалистов, советских диссидентов, современных либералов, перформансистов и левых разных мастей. Студенты изучают ключевых мыслителей — Герцена и Чернышевского, Бакунина и Ленина, Толстого и Коллонтай — и отголоски их традиции в эпоху Путина.
Россия ХХ века: террор, выживание и прекрасные мечты
RUSSN-UA 859 Предлагается периодически. 4 балла.
Охватывает последние годы правления царей и русской революции с использованием фильмов, литературы, изобразительного искусства и музыки. Темы: Ленин и коммунизм; сталинизм; вторая мировая война; конец коммунизма и переход к капитализму. Рассматривает, как фундаментально гуманистическая идеология породила один из самых кровавых и репрессивных режимов века и как международное движение становилось все более шовинистическим и националистическим.
Теории символического обмена
RUSSN-UA 860 Предлагается периодически. 4 балла.
Марсель Мосс разработал концепцию альтернативного, нерыночного типа экономики, основанного на немонетарном обмене такими символическими ценностями, как общественное признание, суверенитет и политическое участие. Сегодня это понятие приобрело новую актуальность по отношению к экономике Интернета. Исследует различные теории символического, которые расширяют исходную моссовскую модель и охватывают множество аспектов культуры.
Россия и Запад
RUSSN-UA 861 Предлагается периодически. 4 балла.
Исследует вопрос о Западе в русской истории и культуре с XVII века. Изучает интеллектуальные продукты взаимодействия России с Западом — конституционные проекты, научную и экономическую мысль, полемику между западниками и славянофилами и революции. Подчеркивает роль чтения и перевода в создании культурных моделей. Заканчивается русской эмиграцией в Европу и США.
Толстой Война и мир
RUSSN-UA 862 Предлагается периодически. 4 балла.
Изучает, как работает текст и какие приемы он использует. Также учитывает исторический контекст книги; источники, на которые опирался Толстой; его место в его творчестве и мысли; его место в русской традиции и в «мировой» литературе; и различные виды использования (в том числе политические и идеологические), которые были сделаны из него с момента его первоначальной публикации.
Беспокойные мертвецы: образы загробной жизни в кино и художественной литературе
RUSSN-UA 870 Предлагается периодически. 4 балла.
Литературные и кинематографические обработки вампиров, призраков, зомби и посмертных рассказчиков. Рассматривает политическое и идеологическое развертывание повествований о загробной жизни, исследуя вопросы культурной и сексуальной чистоты, коллективной вины и социально-экономического беспокойства. Задействует как фольклор и художественную литературу славянского мира, так и современные американские интерпретации.
Реализм девятнадцатого века: пример России
RUSSN-UA 871 Предлагается периодически. 4 балла.
Исследует конкурирующие литературные представления о городских и сельских пространствах в русском реализме как платформу для изучения основных культурных и идеологических дебатов эпохи. Писатели развивали самые разные представления о России и русскости, от крестьянской нищеты и городской нищеты до обнадеживающих взглядов на цивилизованные и дальновидные города. Чтения Гоголя, Тургенева, Достоевского и Толстого, произведения музыки и изобразительного искусства.
Курсы стажировки и самостоятельного обучения
Только для студентов, обучающихся на факультете.
Интернатура
RUSSN-UA 980 От 1 до 6 баллов за семестр.
Носители русского языка могут работать со студентами, изучающими русский язык, и помогать преподавателям языка. Максимум 4 балла стажировки могут быть засчитаны в сторону основного (не в сторону дополнительного). Для получения более подробной информации обратитесь к директору бакалавриата. Кредит стажировки в других условиях и организациях требует описания обязанностей и одобрения директора бакалавриата, а также итогового документа.
Самостоятельное обучение
РУССН-UA 997, 998 от 2 до 4 баллов за семестр.
Максимум 8 баллов самостоятельного изучения могут быть засчитаны в сторону основного (не в сторону дополнительного). Перед регистрацией студенты должны представить одностраничное описание предлагаемого проекта директору бакалавриата и предполагаемому спонсору факультета.
Наука и зрелище в России XVIII века
Увлекательная тема о том, как ученые вошли в Россию, вошли в русскую культуру. Нам знакомо представление о том, что наука была введена в Россию царем Петром I, Петром Великим, что в России не было научной традиции до XVIII века. В XVIII веке Петр вводил науку через Академию, которую он основал и которая открылась в 1725 году. Но как Академия и как науки на самом деле стали частью русской культуры, — история сложная. Это было довольно чреватое дело. Одна из захватывающих особенностей этой истории заключается в том, что зрелище и перформанс были ключевыми элементами того, как ученым, участвовавшим в ней, удалось заставить российское правительство и российский суд серьезно относиться к науке.
Петр I хотел привнести в Россию больше культуры западноевропейского стиля отчасти для улучшения вооруженных сил, которые участвовали в Северной войне со Швецией, и ему пришлось модернизировать армию, чтобы победить в этой войне. Так, он основал город Санкт-Петербург и провел множество различных реформ, европеизировавших русскую культуру. Одним из них было введение западной науки. Он организовал с помощью немецкого философа Готфрида Лейбница, его учеников и последователей Академию наук, открывшуюся в Петербурге в 1725 году. Туда привозили людей из Германии, из Франции. Им очень хорошо платили, некоторые из них были весьма знамениты, и все выглядело хорошо. Но, к сожалению, Петр умер, и поэтому его, как главного покровителя Академии, уже не было рядом, чтобы защищать ее.
Как только академики прибыли в Петербург, судьба их учреждения и западной науки в России вдруг оказалась на волоске. Что Академия должна была сделать в первые годы своего существования, так это очень быстро придумать способы обеспечить себе место. Многие в то время очень враждебно относились к идее привнесения западной науки в Россию. Православная церковь была настроена скептически или, вероятно, не так скептически, как это иногда изображают. Но было и много дворян, которые считали, что петровские реформы ведут Россию в неправильном направлении, и хотели вернуться к старым московским методам ведения дел до петровских реформ. Это включало избавление от этих академиков и их наук.
Академики очень быстро придумывали способы очаровать себя русским двором, который в это время — а мы говорим о 1720-х и 30-х годах — располагался в Санкт-Петербурге. Какое-то время у них все было в порядке, пока на российском престоле находилась вдова Петра Екатерина. Но в начале 1730-х годов появилась новая императрица Анна Ивановна. У нее автоматически не было особого интереса к наукам.
Что же делать? Как в этой ситуации обезопасить свою Академию и свою научную деятельность? Ну а возглавил академиков человек по имени Иоганн Даниэль Шумахер. Шумахер был родом из Эльзаса и приехал в Россию библиотекарем Петра и главным научным консультантом, и он был секретарем Академии, и он был очень умным человеком в понимании того, что нужно сделать, чтобы попытаться закрепить за собой место Академии и наук в России. Я думаю, что Шумахер понял, что занятия наукой не заинтересуют суд в академии. Таким образом, если в 1720-х годах люди читали лекции о ньютоновской физике, математике Лейбница и т. д., то в 1730-х их количество действительно сократилось. Вместо этого Шумахер сосредоточился на найме людей, которые могли бы заниматься деятельностью, которая была бы интересна председателю суда Аны Ивановны.
Одним из таких интересов, что очень необычно для Академии наук того периода, была композиция фейерверков. Петр Великий представил в Петербурге западные фейерверки и шоу как способ прославить мнемонику и государство. Некоторые из них были триумфальными. Итак, вы запустили много фейерверков, чтобы отпраздновать победу над шведами или турками, некоторые из них были сделаны, чтобы отпраздновать королевские дни рождения или свадьбы, или Новый год. Это были очень грандиозные зрелища. В то время порох в России был дешев, поэтому можно было устраивать эффектные фейерверки. Они были установлены вокруг очень сложных декораций. Сегодня они не были похожи на фейерверки, где вы видите только изображения в небе и множество огней и цветов, но они были больше похожи на пьесы, в которых было повествование, история и много символов, говорящих о величии. России и царя.
Вам нужен был опыт, чтобы написать эти повествования и понять, как составлять истории, используя всю символическую иконографию, которая требуется для фейерверков. В России не было никого, кто мог бы это сделать. Шумахер понял это, и поэтому он начал нанимать новых академиков, которые действительно хорошо проектировали фейерверки. Он нашел джентльмена по имени Юнкер, который мог это сделать, и еще одного по имени Шталь. Юнкер, Шталь и другие в Академии приступили к изготовлению этих очень сложных композиций фейерверков для постановки в честь русского двора и императрицы Анны Иоанновны.
Это, собственно, одна из вещей, которую сделал в молодости первый русский ученый Михаил Ломоносов. Он проектировал иллюминацию и фейерверки для двора. Шумахер также нанимал людей, чтобы они писали стихи для двора, например, оды в честь императрицы, и всевозможные художественные отделы, которые производили вещи, которые могли быть интересны двору. Это была очень успешная стратегия.
К концу 1730-1739 годов Академия оказалась в очень хорошем положении, поскольку поставила перед собой задачу оказывать все эти услуги двору, который в конечном счете вершил ее судьбу. Суд с радостью его поддержал. Но тут случилось несчастье — Анна Ивановна умерла, и через некоторое время ее заменила дочь Петра Великого Елизавета Петровна, Елизавета Петровна. Она стала императрицей Елизаветой, и у нее действительно были проблемы с Анной Ивановной и иностранными придворными, выросшими вместе с ней и ставшими частью ее свиты во главе с человеком по имени Эрнст Барон, которого считали абсолютным бедствием для России.
Елизавета решила избавиться от всех дворян и всех, кто был тесно связан со двором Анны, и заменить их русскими и французами, которые были в ее пользу. Это было очень плохой новостью для Шумахера, потому что он только что потратил десять лет на налаживание тесных связей с двором Анны, потому что хотел, чтобы Академия и науки выжили в России. На самом деле Шумахер был быстро арестован при Елизавете, и в отношении него велось следствие, в ходе которого его обвиняли во всяких страшных делах, и в казнокрадстве, и в коррупции, и так далее.
Оказывается, в конце концов Шумахер выжил отчасти благодаря своим связям с такими людьми, как Якоб фон Шталь, который был одним из этих дизайнеров придворных зрелищ. Можно возразить, что Элизабет со временем осознала или ее придворные со временем осознали, что им по-прежнему нужны впечатляющие навыки Академии, хотя они должны трансформироваться, чтобы прославлять Елизавету, а не Анну. Итак, Шумахер в конце концов был освобожден, и в начале 1740-х или в 1740-х годах для академии был установлен устав, в котором закреплялось право академии на существование и деятельность на определенных условиях, и это был ключевой момент, потому что означало, что академия окончательно закрепилась в России.