Политический строй России в начале 20 века.
Поделись с друзьямиВ конце 19 – начале 20 века общественный строй России определялся переходом на новую стадию капитализма и в то же время сильными феодальными пережитками, преимущественно в деревне.
Революция 1905г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906г. проекта Основных законов Российской империи, в которых был определен характер царской власти, Николай ΙΙ согласился на исключение термина “неограниченная”.Политико-правовые факторы, которые привели к трансформации государственного и политического стоя России, стали проявляться задолго до революционных событий 1905 г. В начале 1898 г. быстро нарастает студенческое движение, которое постепенно приобретает политический характер.Правительство создает в конце 1901г. “Временные правила о студенческих учреждениях”, пытаясь частично удовлетворить требования студентов. Однако восстановление автономии университетов было осуществлено летом 1905 г., когда волна революции нарастала.С 1896 г. в стране увеличивается число забастовок на фабриках и заводах, в 1903 г. проводиться всеобщая забастовка. Весной 1902 г. учащаются крестьянские бунты. В связи с этим правительство создает “Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности”, которое ставит перед собой задачи облегчения выхода крестьян из общины, поощрения хуторских выделов и т. д. В феврале 1903г. издается Манифест, в котором обещается отменить круговую поруку в деревне. Вместе с тем в нем заявлялось о сохранении общины и неотчуждаемости надельных земель.В мае 1902г. проводиться первый съезд для разработки вопросов земского самоуправления, в ноябре 1904г. в Петербурге состоялось совещание земских деятелей, которые подвергали резкой критике бюрократическую систему самодержавной монархии и потребовали широких политических прав и свобод. В ответ на это давление правительство издает в декабре 1904г. Манифест, в котором обещает ряд уступок: уравнивание крестьян в правах с другими сословиями, самостоятельность суда и т. д.Летом 1904г. был убит министр внутренних дел В. К. Плеве, с осени 1904г. начинается “эпоха доверия”. Печать начала обсуждение коренных политических реформ. Расстрел демонстрации 9 января 1905г. и поражение в войне с Японией углубил революционный кризис.Летом 1905г. большое число профессиональных союзов объединяется в “Союз Союзов”, выставивший политические требования: демократические преобразования и созыв Учредительного собрания. В Москве образуется Всероссийский крестьянский союз, в стране прокатывается волна крестьянских беспорядков. В Петербурге создается Совет рабочих депутатов для руководства стачечным движением, переросшим во всеобщую забастовку осенью 1905г.На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали Манифест 17 октября 1905г., провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа (Государственной думы), ограничивающего монархическую власть, и Основные законы 23 апреля 1906г., определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает силы.Государственный совет был преобразован в феврале 1906г., а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты. Новая структура Совета состояла из общего собрания, двух департаментов, двух присутствий и канцелярии. В октябре 1905г. Совет министров становится постоянно действующим органом. Функции упраздненного в апреле 1906г. Комитета министров передавались частично Совету министров, частично Государственному совету. Министры были ответственны только перед царем, и им же назначались, правительство еще не приобрело характера “буржуазного кабинета”. Происходила достаточно частая смена председателей Совета министров.В период революций оживилась деятельность первого и второго департаментов Сената, а в связи со столыпинской аграрной реформой – деятельность аграрного департамента. Вместе с тем Сенат все более и более подчинялся Министерству юстиции.Происходили перемены в положении отдельных ведомств. Объединение ведомств с другими министерствами привело к появлению Совета государственной обороны. Департамент полиции и отделения жандармерии фактически не подчинялись Министерству внутренних дел. Роль полиции заметно возросла: такая структура, как четвертое делопроизводство, осуществляла надзор за рабочим движением. В 1906 г. в составе корпуса жандармов было создано Управление полицейской стражи.Система местного управления также подверглась определенным изменениям. При охранных отделениях Министерства внутренних дел открывались регистрационные конторы, происходила децентрализация органов политического сыска, создавались окраинные отделения. Цензурные органы преобразовывались в местные комитеты по печати, для регистрации образовавшихся обществ создавались специальные присутствия. В 1906г. каждое губернское земское собрание получило право выбирать по одному члену Государственного совета. С 1912 г. уездные земские собрания вновь стали выбирать мировых судей – институт, фактически упраздненный в 1889г. Мировые судьи восстанавливались в апреле 1912 г., тогда же ликвидировался институт земских начальников.Представительные органы на местах все чаще заменяют чиновничьи комитеты: появляются биржевые комитеты, различного рода советы, стали проводиться профессиональные съезды, избиравшие свои бюро. Широкое распространение с 1911г. получили землеустроительные комиссии – административно-судебные учреждения по делам о землеустройстве. Ширилось кооперативное движение: в 1908г. в Москве состоялся первый кооперативный съезд .
Таким образом, государство и право России развивается под знаком революции. Одним из ее последствий явился новый шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Закладываются организационные и правовые основы новой общественной и государственной системы.
students-library.com
32.Политический строй России в начале 20 века.
В конце 19 – начале 20 века общественный строй России определялся переходом на новую стадию капитализма и в то же время сильными феодальными пережитками, преимущественно в деревне.
Революция 1905г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906г. проекта Основных законов Российской империи, в которых был определен характер царской власти, Николай ΙΙ согласился на исключение термина “неограниченная”.Политико-правовые факторы, которые привели к трансформации государственного и политического стоя России, стали проявляться задолго до революционных событий 1905 г. В начале 1898 г. быстро нарастает студенческое движение, которое постепенно приобретает политический характер.Правительство создает в конце 1901г. “Временные правила о студенческих учреждениях”, пытаясь частично удовлетворить требования студентов. Однако восстановление автономии университетов было осуществлено летом 1905 г., когда волна революции нарастала.С 1896 г. в стране увеличивается число забастовок на фабриках и заводах, в 1903 г. проводиться всеобщая забастовка. Весной 1902 г. учащаются крестьянские бунты. В связи с этим правительство создает “Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности”, которое ставит перед собой задачи облегчения выхода крестьян из общины, поощрения хуторских выделов и т. д. В феврале 1903г. издается Манифест, в котором обещается отменить круговую поруку в деревне. Вместе с тем в нем заявлялось о сохранении общины и неотчуждаемости надельных земель.В мае 1902г. проводиться первый съезд для разработки вопросов земского самоуправления, в ноябре 1904г. в Петербурге состоялось совещание земских деятелей, которые подвергали резкой критике бюрократическую систему самодержавной монархии и потребовали широких политических прав и свобод. В ответ на это давление правительство издает в декабре 1904г. Манифест, в котором обещает ряд уступок: уравнивание крестьян в правах с другими сословиями, самостоятельность суда и т. д.Летом 1904г. был убит министр внутренних дел В. К. Плеве, с осени 1904г. начинается “эпоха доверия”. Печать начала обсуждение коренных политических реформ. Расстрел демонстрации 9 января 1905г. и поражение в войне с Японией углубил революционный кризис.Летом 1905г. большое число профессиональных союзов объединяется в “Союз Союзов”, выставивший политические требования: демократические преобразования и созыв Учредительного собрания. В Москве образуется Всероссийский крестьянский союз, в стране прокатывается волна крестьянских беспорядков. В Петербурге создается Совет рабочих депутатов для руководства стачечным движением, переросшим во всеобщую забастовку осенью 1905г.На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали Манифест 17 октября 1905г., провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа (Государственной думы), ограничивающего монархическую власть, и Основные законы 23 апреля 1906г., определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает силы.Государственный совет был преобразован в феврале 1906г., а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты. Новая структура Совета состояла из общего собрания, двух департаментов, двух присутствий и канцелярии. В октябре 1905г. Совет министров становится постоянно действующим органом. Функции упраздненного в апреле 1906г. Комитета министров передавались частично Совету министров, частично Государственному совету. Министры были ответственны только перед царем, и им же назначались, правительство еще не приобрело характера “буржуазного кабинета”. Происходила достаточно частая смена председателей Совета министров.В период революций оживилась деятельность первого и второго департаментов Сената, а в связи со столыпинской аграрной реформой – деятельность аграрного департамента. Вместе с тем Сенат все более и более подчинялся Министерству юстиции.Происходили перемены в положении отдельных ведомств. Объединение ведомств с другими министерствами привело к появлению Совета государственной обороны. Департамент полиции и отделения жандармерии фактически не подчинялись Министерству внутренних дел. Роль полиции заметно возросла: такая структура, как четвертое делопроизводство, осуществляла надзор за рабочим движением. В 1906 г. в составе корпуса жандармов было создано Управление полицейской стражи.Система местного управления также подверглась определенным изменениям. При охранных отделениях Министерства внутренних дел открывались регистрационные конторы, происходила децентрализация органов политического сыска, создавались окраинные отделения. Цензурные органы преобразовывались в местные комитеты по печати, для регистрации образовавшихся обществ создавались специальные присутствия. В 1906г. каждое губернское земское собрание получило право выбирать по одному члену Государственного совета. С 1912 г. уездные земские собрания вновь стали выбирать мировых судей – институт, фактически упраздненный в 1889г. Мировые судьи восстанавливались в апреле 1912 г., тогда же ликвидировался институт земских начальников.Представительные органы на местах все чаще заменяют чиновничьи комитеты: появляются биржевые комитеты, различного рода советы, стали проводиться профессиональные съезды, избиравшие свои бюро. Широкое распространение с 1911г. получили землеустроительные комиссии – административно-судебные учреждения по делам о землеустройстве. Ширилось кооперативное движение: в 1908г. в Москве состоялся первый кооперативный съезд [3, c. 94-95].
Таким образом, государство и право России развивается под знаком революции. Одним из ее последствий явился новый шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Закладываются организационные и правовые основы новой общественной и государственной системы.
studfiles.net
25.4 Политическое устройство России в начале 20 века
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
После смерти в 1894 г. императора Александра III русский престол унаследовал его сын — Николай II. Его воцарение было встречено ожиданием либеральных реформ. Но император в первой же публичной речи выказал себя сторонником незыблемости самодержавия. Главными принципами его правления были сохранение самодержавного порядка. Понадобились революционные потрясения 1905 г., чтобы Николай II сделал первый шаг в сторону представительной монархии.
В начале XX в. власть императора была самодержавной и неограниченной. В управлении страной он опирался на централизованный бюрократический аппарат, назначения на ключевые должности в котором производились лично самодержцем. Для определения политических ориентиров император выслушивал мнения членов Государственного совета — совещательного органа. Роль верховного суда играл Сенат. Вопросы повседневного управления решались правительством (Кабинет министров), глава которого назначался государем и был ему подотчетен. Главные посты в государственном аппарате занимали представители господствующего сословия. В губерниях параллельно с губернаторами и земскими начальниками, которых тоже назначал царь, существовали дворянские собрания, городские думы и земства — выборные органы местного самоуправления. За годы правления Александра III компетенция этих органов была резко сужена. Вокруг земств группировались представители либеральных течений, которые в своих прошениях на высочайшее имя высказывались за введение в России основных демократических свобод, отделение церкви от государства, создание выборных представительных органов на всех уровнях управленческого аппарата, расширение прав национальностей. Все эти прошения Николай II оставлял без внимания. Либералы выступали за демократические перемены путем реформ сверху, без бунтов и потрясений. В январе 1904 г. они объединились в «Союз освобождения».
На рубеже XIX-XX вв. началось формирование революционных партий. Наследие народников приняла образовавшаяся в 1902 г. партия социалистов-революционеров (эсеров). Эсеры делали ставку на крестьянскую революцию, взяли на вооружение основные тезисы программы народников и методы их борьбы. Среди этих методов важное место занимал политический террор. Боевая организация эсеров в начале века провела ряд террористических актов против представителей царской администрации. Сильное воздействие на публику произвело убийство в июле 1904 г. террористом Е.С. Созоновым министра внутренних дел В.К. Плеве.
В 1903 г., приняв на II съезде программу и устав, окончательно оформилась Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). Уже на съезде произошел раскол среди российских социал-демократов на меньшевиков, во главе с Г.В. Плехановым и Ю.О. Мартовым, и большевиков лидером которых стал В.И. Ульянов (Ленин). Свои названия обе фракции получили после выборов на съезде центральных руководящих партийных органов, где сторонники Ленина получили большинство. Идеологией социал-демократов был марксизм, партия делала ставку на рабочий класс, который на рубеже веков начал проявлять революционную активность.
Как уже отмечалось, методы противодействия самодержавию у либералов и у революционеров были различными. Либералы подталкивали императора и правительство на путь демократических реформ, формируя общественное мнение и доводя его до высочайшей власти. Революционеры, кроме организации террористических актов, создавали пропагандистские кружки в рабочей среде, распространяли нелегальную литературу, инициировали стачечное движение.
Политические партии России в начале XX в.
Социалистические | Либеральные | Монархические | |
Социальный состав | Рев.интеллигенция, рабочие, городские средние слои, крестьяне | Либеральная интеллигенция, городские средние слои, буржуазия, часть помещиков | Помещики, духовенство, часть крупной буржуазии и городских средних слоев, крестьяне |
Программные цели | Уничтожение частной собственности и царского самодержавия | Создание рыночной экономики, построение правового государства, гражданского общества | Сохранение традиционных основ эконом. и политической жизни, отчасти — возврат к дореформенной ситуации |
Полит. требова-ния | Установление республики, предоставление граждан. прав и свобод | Ограничение монархии, предоставление демократ. прав и свобод | Сохранение и укрепление самодержавия |
Тактика | Революционная (включая вооруженное восстание) | Парламентская борьба | Борьба с либералами и рев-ми всеми методами |
studfiles.net
А1. Назовите политический строй Российской империи в начале…
Республика
Абсолютная монархия
Конституционная монархия
Самодержавная монархия
А2. Назовите особенности социально-экономического развития России в начале XX в.:
быстрыми темпами развивались сферы народного хозяйства, связанные с новыми видами топлива – углём и нефтью;
Россия являлась индустриально-аграрной страной;
наличие мощного государственного сектора экономики;
все вышеперечисленное
А 3. Назовите дату Русско-Японской войны.
1904-1905 гг.
1905-1907 гг.
1912-1913 гг.
1914-1918 гг.
А 4. Слова: «Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов», — взяты из документа:
речи Николая I во время коронации;
программы партии «Союз русского народа»;
листовки большевиков во время вооружённого восстания в Москве;
Манифеста 17 октября 1905 г.
А 5. Назовите период Первой мировой войны.
1904-1905 гг.
1905-1907 гг.
1914-1918 гг.
1039-1945 гг.
А 6. Назовите одну из причин победы большевиков в 1917 г.:
последовательное выступление большевиков за продолжение «войны до победного конца»;
привлекательность и доступность большевистских лозунгов и призывов для большинства населения;
мощная поддержка со стороны основной массы населения – крестьянства;
помощь (финансовая и моральная) со стороны Антанты.
А 7. Система международных отношений, сложившаяся в мире после первой мировой войны получила название
Вестфальский мир
Версальско-Вашингтонская
Бриана – Келлога
Молотова- Риббентропа
А 8. Двоевластие – это
Внутригосударственный вооруженный конфликт.
Политическая организация власти, когда власть принадлежит двум структурам одновременно.
Система экономических мер, призванная стимулировать рост сельского хозяйства и промышленности путем развития рыночных отношений
Вооруженное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела страны
А 9. Объединение мелких единоличных крестьянских хозяйств в крупные коллективные социалистические хозяйства — это
Коллективизация
Индустриализация
Революция
Интервенция
А 10. В каком году был образован СССР?
27 декабря 1922 г.
5 декабря 1936 г.
13 ноября 1918 г.
23 февраля 1918 г.
А 11. Государственная программа поставок Соединённых Штатов Америки оборудования, боеприпасов, техники и продовольствия своим союзникам во Второй мировой войне
«Новый курс»
«Ленд-лиз»
«План Маршалла»
«Доктрина Трумэна»
А 12. Прочтите отрывок из стихотворения О.Э. Мандельштама и напишите фамилию человека, о котором идет речь.
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
Л.Д. Троцкий
В.М. Молотов
В.И. Ленин
И.В. Сталин
А 13. Какое событие стало причиной исключения СССР из Лиги Наций?
введение советских войск на территорию Польши
нападение СССР на Финляндию
заключение договора с Германией
отказ от вступления в антигитлеровскую коалицию
А 14. Военная тактика германских войск получила название «блицкриг», что означало
«Великий путь»
«Правое дело»
«Завоевание жизненного пространства»
«Молниеносная война»
А 15. Последствием Московской битвы было то, что
Был открыт второй фронт в Европе
Произошел коренной перелом в ходе войны
Был развеян миф о непобедимости германской армии
Германия начала терять своих союзников
А 16. Начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны положила:
победа под Москвой;
Сталинградская битва;
битва за Кавказ;
победа на Орловско-Курской дуге.
А 17. Позднее других произошло событие
Запуск первого спутника Земли
Первый полет человека в Космос
Испытание водородной бомбы
ХХ съезд КПСС
А 18. Ядерное оружие в СССР появилось в
1939 г.
1945г.
1949г.
1953г.
А 19. Полное восстановление в гражданских правах, восстановление доброго имени и репутации невинно осужденных – это
Доктрина
Реабилитация
Идеология
Кампания
А 20. Постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» связано с именем
Л.П.Берии
Г.М.Маленкова
Н.С.Хрущева
И.В.Курчатова
tvoiznaniya.com
Политический строй России 19-21 веков. Видные политические деятели России
Нашей стране на протяжении трёх веков удалось пройти почти все режимы, существующие в промежутке между рабством и демократией. Тем не менее в чистом виде никогда и ни один режим не состоялся, это всегда был тот или иной симбиоз. И сейчас политический строй России сочетает в себе как элементы демократической системы, так и авторитарные институты и методы управления.

О гибридных режимах
Этим научным термином обозначают режимы, где воедино слиты признаки авторитаризма и демократии, и чаще всего эти системы – промежуточные. Определений здесь великое множество, но с помощью всестороннего анализа их удалось разделить на две группы. Первая группа учёных видит гибридный режим как нелиберальную демократию, то есть демократию с минусом, вторая же, напротив, считает политический строй России конкурентным или электоральным авторитаризмом, то есть это авторитаризм с плюсом.
Само по себе определение «гибридный режим» достаточно популярно, поскольку обладает некой безоценочностью и нейтральностью. Многие учёные уверены, что политический строй России все присущие ему демократические элементы допускает для декорации: парламентаризм, многопартийность, выборы и всё, что есть демократического, только прикрывают подлинный авторитаризм. Однако нужно заметить, что подобная имитация движется и в противоположном направлении.
В России
Политический строй России пытается одновременно представить себя и более репрессивным, и более демократическим, чем он есть на самом деле. Шкала авторитаризм – демократия достаточно длинна, чтобы предмет этого научного спора нашёл консенсус. Большинство учёных склонились к квалификации гибридного режима в той стране, где легально существуют не менее двух политических партий, которые участвуют в парламентских выборах. Должна быть также легальна многопартийность и регулярны выборные кампании. Тогда вид авторитаризма по меньшей мере перестаёт быть чистым. Но разве не важен факт конкуренции партий между собой? А количество нарушений свободы выборов засчитывается?
Россия – федеративная президентско-парламентская республика. Во всяком случае, так декларируется. Имитация – это не обман, как утверждают общественные науки. Это гораздо более сложное явление. Гибридным режимам свойственно иметь коррупцию на весьма высоком уровне (в том числе и в суде, а не только на выборах), неподотчётное парламенту правительство, непрямой, но жёсткий контроль властей над СМИ, ограниченные гражданские свободы (создание общественных организаций и публичные собрания). Как все мы знаем, данные признаки демонстрирует и политический строй России сейчас. Однако интересно проследить весь путь, который прошла страна в своём политическом развитии.

Веком ранее
Необходимо учитывать, что Россия находится во втором эшелоне стран, начавших капиталистическое развитие, причём начала она его значительно позднее стран Запада, которые считаются ведущими. Тем не менее буквально за сорок лет она проделала тот же путь, на который этим странам потребовались долгие века. Это произошло благодаря чрезвычайно высоким темпам роста промышленности, а им способствовала экономическая политика правительства, форсировавшая развитие многих отраслей и строительство железных дорог. Таким образом, политический строй России в начале 20 века одновременно с передовыми странами вступил в империалистическую стадию. Но далось это не так просто, капитализм при таком бурном становлении не мог скрыть свой звериный оскал. Революция была неизбежна. Почему и как изменился политический строй России, какие факторы послужили толчком к кардинальным переменам?
Предвоенная ситуация
1. Монополии возникали стремительно, опираясь на высокую концентрацию капиталов и производства, захватывая все господствующие экономические позиции. Диктатура капитала основывалась только на собственном росте, не считаясь с затратами людских ресурсов. В крестьянство не вкладывался никто, и оно постепенно утрачивало способность кормить страну.
2. Промышленность плотнейшим образом сращивалась с банками, рос финансовый капитал, и появлялась финансовая олигархия.
3. Из страны потоком вывозились товары и сырьё, огромный размах приобрёл и вывод капиталов. Формы были разнообразными, как и сейчас: государственные займы, прямые вложения в экономику других государств.
4. Возникли международные монополистические союзы и обострилась борьба за рынки сырья, сбыта и сферы вложения капиталов.
5. Конкуренция в сфере влияния между богатыми странами мира достигла апогея, именно это привело сначала к целому ряду войн локальных, затем развязалась и Первая мировая. А народ уже утомили все эти особенности социального и политического строя России.

Конец 19-го и начало 20 века: экономика
Промышленный подъём девяностых годов, естественно, окончился трёхлетним тяжелейшим экономическим кризисом, который начался в 1900-м, после чего наступила ещё более длительная депрессия – до 1908 года. Потом наступила, наконец, пора некоторого благоденствия – целый ряд урожайных лет от 1908 до 1913 года позволил экономике сделать ещё один резкий скачок, когда промышленное производство выросло в полтора раза.
Видные политические деятели России, готовившие революцию 1905 года и многочисленные массовые протесты, почти потеряли благодатную платформу для своей деятельности. Монополизация получила ещё один бонус в российской экономике: множество мелких предприятий погибло во время кризиса, ещё больше предприятий среднего бизнеса разорилось во время депрессии, слабые ушли, а сильные смогли сконцентрировать промышленное производство в своих руках. Предприятия массово акционировались, настало время монополий – картелей и синдикатов, которые объединялись с целью наилучшего сбыта своей продукции.

Политика
Политический строй России в начале 20 века представлял собой абсолютную монархию, вся полнота власти была у императора с обязательным престолонаследием. Двуглавый орёл с царскими регалиями гордо восседал на гербе, а флаг был такой же, как сегодня – бело-сине-красный. Когда сменится политический строй в России и настанет диктатура пролетариата, флаг будет просто красным. Как кровь, которую народ проливал на протяжении долгих веков. А на гербе – серп и молот с колосьями. Но это будет только в 1917-м. А в конце 19 века и начале 20-го в стране всё ещё торжествовал строй, созданный при Александре Первом.
Государственный совет был законосовещательный: ничего не решал, мог только мнения высказывать. Ни один проект без подписи царя никогда не становился законом. Судом распоряжался Сенат. Государственными делами правил Кабинет министров, но тоже без царя здесь не решалось ничего – таков был политический строй России в 19 веке и в начале 20-го. А вот министерство финансов и министерство внутренних дел уже тогда имели самые широкие компетенции. Финансисты могли диктовать условия и царю, а секретно-розыскная охранка с её провокаторами, перлюстрацией корреспонденции, цензурой и политическим сыском если не диктовала, то могла повлиять на царское решение кардинальным образом.

Эмиграция
Гражданское бесправие, тяжкое положение в экономике и репрессии (да, не Сталин их придумал!) стали причиной растущего и крепнущего потока эмиграции – и это не 21 век, а 19-й! Крестьянство покидало страну, отправляясь сначала в соседние государства – на заработки, затем устремилось по всему миру, именно тогда были созданы русские поселения в США, Канаде, Аргентине, Бразилии и даже в Австралии. Не революция 1917 года и последующая война породили этот поток, они просто некоторое время не давали ему угаснуть.
Каковы же причины такого оттока подданных в девятнадцатом веке? Политический строй России в 20 веке не каждый мог понять и принять, так что причина ясна. Но люди уже побежали от абсолютной монархии, как же так? Помимо притеснений на национальной почве, народ испытывал недостаточные условия для получения образования и лучшей специальной подготовки в профессиональном плане, граждане искали достойного приложения своих способностей и сил в окружающую их жизнь, но это было невозможно по очень многим причинам. И огромную часть эмиграции – многие тысячи людей – составляли борцы с самодержавием, будущие революционеры, которые оттуда руководили встающими на крыло партиями, издавали газеты, писали книги.
Освободительное движение
Противоречия в обществе были настолько острыми в начале двадцатого века, что очень часто выливались в открытые многотысячные протесты, революционная ситуация назревала не по дням, а по часам. В среде студенчества постоянно бушевала буря. Рабочее движение играло самую существенную роль в данной ситуации, и оно настолько уже определилось, что к 1905 году уже предъявляло требования в сочетании экономических с политическими. Общественно-политический строй России заметно шатался. В 1901 году забастовали на Первомай рабочие Харькова одновременно со стачкой на Обуховском предприятии Петербурга, где имели место многократные стычки с полицией.
К 1902 году стачка охватила весь юг страны начиная от Ростова. В 1904-м всеобщая стачка в Баку и многих других городах. Помимо этого, ширилось и движение в рядах крестьянства. Бунтовали Харьков и Полтава в 1902-м, да так, что это вполне было сравнимо с крестьянскими войнами Пугачёва и Разина. Либеральная оппозиция тоже возвысила свой голос на земской кампании 1904 года. В таких условиях организация протеста должна была состояться обязательно. На правительство, правда, ещё надеялись, но оно всё не делало никаких шагов в сторону коренного переустройства, и очень медленно умирал давно отживший своё политический строй России. Кратко говоря, революция была неминуема. И она произошла 25 октября (7 ноября) 1917 года, существенно отличаясь от предыдущих: буржуазной – 1905 года и февральской 1917-го, когда у власти появилось Временное правительство.
Двадцатые годы двадцатого века
Государственный строй Российской империи в это время кардинальным образом поменялся. На всей территории, кроме Прибалтики, Финляндии, Западных Белоруссии и Украины, Бессарабии, настала диктатура большевиков как вариант политической системы с одной партией. Другие советские партии, которые ещё существовали в начале двадцатых годов, были разгромлены: эсеры и меньшевики самораспустились в 1920-м, Бунд – в 1921-м, а в 1922-м лидеров эсеров обвинили в контрреволюции и терроризме, судили и репрессировали. С меньшевиками поступили чуть гуманнее, поскольку мировая общественность протестовала против репрессий. Большую часть просто выгнали из страны. Так с оппозицией было покончено. В 1922 году генеральным секретарём ЦК РКП(б) был назначен Иосиф Виссарионович Сталин, и это ускорило централизацию партии, а также выработку технологии власти — с жёсткой вертикалью в рамках структур местных представительств.
Террор резко уменьшился и быстро исчез окончательно, хотя как такового правового государства в современном понимании построено не было. Однако уже в 1922-м утверждены Гражданский и Уголовный кодексы, упразднены трибуналы, учреждены адвокатура и прокуратура, цензура закреплена Конституцией, а ВЧК преобразован в ГПУ. Конец Гражданской войны стал временем рождения советских республик: РСФСР, Белорусской, Украинской, Армянской, Азербайджанской, Грузинской. Были ещё Хорезмская и Бухарская и Дальневосточная. И всюду во главе находилась коммунистическая партия, и государственный строй Российской Федерации (РСФСР) ничем не отличался от строя, скажем, Армянской. В каждой республике была своя конституция, свои органы власти и управления. В 1922 году советские государства начали объединяться в федеративный союз. Дело это было непростое и нелёгкое, получалось не сразу. Сформировавшийся Советский Союз был федеративным образованием, где национальные формирования обладали лишь культурной автономией, но это было исключительно мощно сделано: уже в 20-е годы создавалось огромное количество местных газет, театров, национальных школ, литература на всех без исключения языках народов СССР массово издавалась, а многие народы, не имевшие письменности, получили её, к чему были привлечены самые светлые умы учёного мира. Советский Союз показал непревзойдённую мощь, несмотря на то, что страна дважды оказывалась в руинах. Однако через семьдесят лет погубила его не война, не лишения, а… сытость и довольство. И предатели внутри правящего класса.

21 век
Что же представляет собой режим сегодняшний? Это уже не 90-е, когда власти отражали только интересы вдруг появившихся буржуазии и олигархии. Широкие обывательские массы были подогреваемы СМИ в собственном интересе и надежде в скором времени «раскрутиться». Это был не строй, а, скорее, его отсутствие. Полный грабёж и беспредел. Что же теперь? Теперь государственный строй Российской Федерации, по мнению некоторых экспертов, весьма напоминает бонапартистский. Обращение к современной российской программе преобразований позволяет увидеть в ней сходные параметры. Данная программа начала осуществляться как корректировка предшествующего курса радикальных социальных преобразований, связанных с отказом от изрядно поднадоевшей советской модели общества, и в этом смысле, безусловно, имеет консервативную направленность. Легитимирующая формула нового российского политического строя сегодня также имеет двойственный характер, основываясь одновременно на демократических выборах и традиционной советской легитимности.
Государственный капитализм – где это?
Бытует мнение, что при советской власти существовал строй государственного капитализма. Однако любой капитализм опирается прежде всего на прибыль. Вот теперь – очень похоже на этот строй с его государственными корпорациями. Но в СССР, даже когда Косыгин пытался найти экономические рычаги управления, такого не было вообще. В Советском Союзе строй был переходным, с чертами социализма и – в меньшей мере – капитализма. Социализм проявлялся не столько при распределении общественных потребительских фондов с госгарантиями для престарелых, больных и инвалидов. Вспомним, что даже пенсии для всех появились лишь на последней стадии существования страны.
Но вот организация в управлении общественной жизнью и экономикой была совсем не капиталистической, она полностью была построена на технократических принципах, а не на капиталистических. Однако и социализма в его чистом виде Советский Союз не знал.Разве что наличествовала общественная собственность на средства производства. Однако госсобственность не синоним собственности общественной, поскольку нет возможности ею распоряжаться, а иногда даже и знать, как это делать. Открытость при постоянно враждебном окружении невозможна, поэтому даже на информацию была государственная монополия. Никакой гласности там, где слой управленцев распоряжался информацией как частной собственностью. Социальное равенство – принцип социализма, вполне, кстати, допускающий неравенство материальное. Антагонизма между классами нет, ни один социальный слой другим не подавлялся, а потому и защищать социальные привилегии никому в голову не приходило. Однако существовала мощная армия, а вокруг неё – масса чиновников, имевших не только огромную разницу в зарплате, но и обладавших целой системой льгот.

Кооперация
Социализм в чистом виде, как видел его Маркс, в отдельно взятой стране построить невозможно. Знаменитый троцкист двадцатых годов двадцатого века Саахобаев утверждал, что спасение мира – только в мировой революции. Но она невозможна, поскольку противоречия в основе своей перенесены из стран первого эшелона индустриализации в страны третьего мира. Зато можно вспомнить незаслуженно попираемые учения Ленина, который предлагал изменить точку зрения и строить социализм в виде общества цивилизованных кооператоров.
Госсобственность не должна при этом передаваться кооперативам, просто на всех предприятиях должны внедряться принципы самоуправления. Евреи поняли его правильно – в кибуцах присутствуют все черты того общества, которое описывал Владимир Ильич. Таким же образом работают профсоюзные предприятия в Америке, да и у нас во время перестройки существовали такого плана народные предприятия. Однако при капитализме процветание таких производств проблематично. В лучшем случае из них получаются предприятия коллективного капиталиста. Только захват всей политической власти пролетариатом может послужить основой для построения социализма.
fb.ru
3.1 Государственный строй. Особенности развития России в начале ХХ века
Похожие главы из других работ:
Государственный политический строй СССР в 1941-1945 гг.
Глава 1. Государственный строй
…
Государство и право Древней Греции
5.2. Государственный строй
По своему государственному строю Спарта была аристократической республикой. Народное собрание (апелла) сохранилось, но с течением времени утратило реальную власть. Оно созывалось нерегулярно по решению должностных лиц…
Государство и право Древней Руси (IX-XI вв.)
4 Государственный строй Киевской Руси
Во главе государства Киевская Русь стоял великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. В наибольшей зависимости от князя находились младшая дружина. Крупные землевладельцы пользовались большей автономией…
Дипломатические и военные контакты Волжской Булгарии
1.5 Государственный строй и управление
Волжский Эмират был государством раннефеодалъного типа. Во главе государства стоял эмир или эльтебер (предводитель, глава страны). Сведений о булгарских правителях сохранилось очень мало. Первым эмиром был Алмуш…
Древнее государство франков
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ФРАНКОВ
В процессах становления и развития государственного аппарата франков можно выявить три главных направления. Первое направление, особенно характерное для на-чального этапа (V—VII вв.)…
Китай в период раннего средневековья: строй, политика, культура
СОЦИАЛЬНЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
В условиях феодализации Китая государственная организация складывалась по образцу древних деспотий, а социальное расчленение общества стало основой для создания сложной иерархической системы. В обществе как внутри классов…
Местные органы государственной власти Великого княжества Литовского в XVI веке
1.1 Государственный строй
Вопрос государственного строя Великого княжества Литовского, в состав которого входила и Беларусь,- один из наиболее сложных, особенно в раскрытии проблемы государственного устройства…
Особенности развития России в начале ХХ века
3.1 Государственный строй
Российская империя к концу XIX -началу XX в. являлась абсолютной монархией. Император возглавлял все виды власти: законодательную, исполнительную и судебную. Императорские распоряжения во всех этих сферах носили характер законов…
Сасанидский Иран
§ 2. Общественный и государственный строй
Социальная структура Ирана при Сасанидах, в общем, скудно освещена в источниках. Несомненно, лишь, что это был период разложения рабовладельческого строя и сложения раннефеодального общества…
Спартанский полис
III. Государственный строй
…
Спартанское общество и государство
2. Государственный строй Спарты
Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя: два родоплеменных вождя (как результат объединения ахейских и дорийских племен), совет старейшин, народное собрание. В VI в. до .н.э…
Становление государства в Древнем Риме
2.2. Государственный строй
Основными элементами древнейшего государственного устройства Рима являются царь, сенат и народное собрание. Царь (rex) является верховным владыкой государства; в его руках сосредоточиваются все функции государственной власти…
Становление феодальных отношений в Японии
СОЦИАЛЬНЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Законодательные мероприятия раннефеодального государства после переворота Тайка юридически оформили власть новых феодальных хозяев. В подавляющем большинстве это были потомки глав…
Франкское государство
1.6 Государственный строй
В процессах становления и развития государственного аппарата франков можно выявить три главных направления. Первое направление, особенно характерное для начального этапа (V-VII вв.)…
Эволюция государственного строя Древнего Рима
1.2 Государственный строй
В конце VI в. до н. э. последний римский реке был устранен, и на его место стали выбирать двух консулов. С этого времени начинается история Римской республики, просуществовавшей около 500 лет…
hist.bobrodobro.ru