Характеристика россия в начале 20 века: НАЧАЛО 20 ВЕКА • Большая российская энциклопедия

Урок по истории «Россия в начале 20 века»

Тема: Россия на рубеже XIX – XX вв.

Цель урока: сформировать представление об особенностях экономического развития Российской империи в начале XX века, связанных со спецификой российского типа модернизации.

 

Основные знания: территориальная структура российской империи в начале XX в., характеристика ее населения, основные показатели уровня индустриализации страны.

 

План:

1.      Территория и население

2.      Российская модель экономической модернизации

3.      Буржуазия и рабочие

4.      Экономическая политика правительства

5.      Сельское хозяйство: особенности развития

 

1.      Территория и население.

В ходе рассмотрения вопроса ученики заполняют таблицу:

Территория и население Российской империи

Особенности территориального и географического расположения

 

Национальный состав населения

 

Управление Российской империей

 

Религиозный состав населения

 

 

Вопрос:

1.       Каким был политический строй Российской империи к началу XX века?

2.      Назовите сословия, существовавшие в России в начале XX в.?

3.      Вспомните и покажите на карте, какие территории были включены в состав Российской империи в XIX в. Какие народы населяли эти территории?

 

К концу XIX века по размеру территории Россия занимала 2 место в мире, уступая лишь Великобритании с колониями.

Вопрос: Охарактеризуйте географическое положение Российской империи.

(Не очень выгодное. Площадь Европейской России составляла 1/3, а азиатской 2/3. Большая часть находилась в зоне тундры и вечной мерзлоты, сухих степей и непроходимой тайги, неблагоприятных для хозяйственной деятельности)

К началу ХХ в. по численности населения Россия занимала третье место в Мире. Большая часть населения проживала в европейской части страны.

Характерной чертой Российской империи было её национальным многообразие (146 народов).

Русские – 44,3%

Украинцы – 17,8 %

Поляки – 6,3 %

Белорусы – 4,7 %

Евреи – 4,2 %

Казахи – 3%

Татары – 1,7 %

Управление Российской империей носило централизованный характер. К 1914 г в неё входило 77 губерний и 21 область.

Русский язык являлся официальным, государственной религией считалось православие.

 

Русификация — принуждение коренного населения земель, входящих в состав Российской империи, к использованию русского языка в деловом и повседневном общении, к переходу в православие.

 

Вопрос: Охарактеризуйте особенности территории и населения Российской империи? Как они влияли на развитие страны?

 

В России начало ХХ в. сохранялись сословный строй и абсолютная монархия.

Единственным совещательным органом при императоре был Государственный Совет (его члены назначались Императором).

Большую роль в управлении играли чиновники. Высшие чиновники – дворяне.

Мещане – жители городов, наёмные рабочие, ремесленники.

Интеллигенция – работники умственного труда (врачи, учителя, учёные)

Купеческое сословие – промышленники, предприниматели, банкиры.

 

2) Российская модель экономической модернизации

Еще в XVIII в.  в Росси возникло крупное мануфактурное производство основанное на принудительном труде (горно-металлургические предприятия Урала, винокурение, суконное, полотняное и др. производства)

Одновременно стало развиваться частное предпринимательство с использованием наемного труда – текстильное производство.

 

Вопрос: Вспомните основные положения реформы 1861 г.

Как повлияла на развитие России реформа 1861 г? Какие последствия она имела?

Развиваются капиталистические отношения Сохраняются старые крепостнические

пережитки

— сословный строй

— община

— помещичье землевладение

— абсолютная власть монарха

— феодальные повинности

 

Промышленный переворот, т.е. переход от ручного труда к машинному, от мануфактурного производства – к фабрично-заводскому, начался в России в 1830е годы.

Первоначально быстрыми темпами развивались отрасли, производящие предметы потребления (хлопчатобумажная), металлургия, машиностроение, угле и нефтедобыча. (по производству чугуна на 4 месте в мире, по протягиванию ж/д на 2 месте, нефтедобыче – первое место)

В то же время уровень производства национального дохода на душу населения был низким.

 

Национальный доход – суммарная стоимость продукции всех отраслей экономики государства, включая сельское хозяйство, за вычетом издержек производства.

Начинается концентрация промышленного производства. В новых индустриальных районах (Донбасс, Бакинском нефтяном) создаются хорошо оборудованные крупные предприятия. Одновременно шел процесс акционирования промышленных предприятий, т.е. переход от частнокапиталистической к совместной акционерной форме собственности.

Мировой экономический кризис 1899-1903 гг. затронул и Россию. Кризис дал толчок развитию монополий.

 

Монополия – объединение промышленников, контролирующее выпуск определённых товаров продукции, способное диктовать цены рынку.

Первые монополистические объединения сложились в России в 1880 – 90 г в форме картелей.

 

Картель – первичная форма объединения предпринимателей, которые согласовывают объём производства, цены на продукцию и условия найма рабочей силы.

 

В начале ХХ в. возникла новая форма монополистических объединений – синдикаты.

Синдикат – форма монополистического объединения, при которой не только согласуются цены на производимую продукцию и закупаемое сырьё, но и осуществляется её сбыт через общую для членов синдиката контору.

 

«Продуголь» контролирует 75% добычи угля в Донбассе

«Продамет» устанавливают цены на 60% метал. прод.

«Продпаровоз»

 

Происходит концентрация банковского капитала и слияния банковского и промышленного капиталов. Возникают финансово-промышленные группы, которые контролируют значительную долю экономики России.

Заметную роль играли иностранные инвестиции. К 1914 г. в России существовало 230 иностранных компаний.

Экономика России оставалась многоукладной.

На ряду с крупными и средними большую роль играли мануфактурные и ремесленные предприятия.

Вопросы для обобщения:

1.      Каковы особенности российской экономики начала XX в.?

2.      В чем заключались отрицательные и положительные стороны вмешательства государства в экономику страны?

3.      В чем причины широкого привлечения в Россию иностранного капитала?

4.      Какая роль в экономике страны отводилась иностранному капиталу?

5.      В чем специфика появления и функционирования монополистического уклада в экономике России7

 

3) Буржуазия и рабочие

Индустриальный экономический рост привел к образованию новых крупных классов населения – буржуазии(частных предпринимателей) и рабочих (лиц наемного труда)

Буржуазия составляла всего 0,1% населения, но она обладала огромным экономическим потенциалом.

На рубеже XIX – XX веков в России сформировался слой промышленных, или фабрично-заводских рабочих.

Они пополнялись за счет крестьян – отходников. К 1913 г. число лиц наемного труда составило 11 % населения.

В начале XX в. в борьбе пролетариата особое значение приобретают политические формы: демонстрации, маевки. Значительными событиями стали Обуховская оборона (1901 г., Петербург) и всеобщая стачка на юге России (1903 г., Ростов, Украина, Закавказье).

Вопросы для закрепления:

1.      Что из перечисленного ниже характеризует положение русского пролетариата в начале XX в?

А) высокая концентрация рабочих на промышленных предприятиях;

Б) низкая продолжительность рабочего дня;

В) продуманная система социальных льгот и гарантий;

Г) драконовская система штрафов?

2. Образуйте из приведенных ниже положений логические пары, связанные между собой как причина и следствие:

А) отсутствие рабочего законодательства;

Б) высокая концентрация рабочей силы;

В) слабая техническая оснащенность предприятий;

Г) массовое недовольство рабочих.

 

4) Экономическая политика

В начале ХХ в. 70% ж/д, ¼ крупных предприятий, 38% земель, 60% лесов – принадлежало государству.

Политика правительства носила противоречивый характер: с одной стороны, оно влияло на развитие индустриального производства, содействовало ж/д строительству, созданию тяжелой индустрии, росту банков. С другой стороны, правительство укрепляло систему государственного управления экономикой, отстаивало интересы дворянства, ограничивало свободу предпринимательства, консервировало архаические порядки в деревне.

С назначением на пост министра финансов С.Ю. Витте государство стало играть особенно активную роль в модернизации.

Модернизация — осуществляемый в короткие сроки переход к новому укладу хозяйственной жизни, сопровождающейся изменениями в характере общественных отношений, социальной структуре общества и быте людей.

 

Основные меры экономической политики С.Ю. Витте (1892 – 1903)

1.       Поощрение развития тяжелой индустрии и ж/д транспорта

2.      1895 г Введение монополии государства на торговлю спиртными напитками

3.      1897 г Денежная реформа

4.      1899 г Освобождение ввозимого капитала от препятствий, что усилило приток инвестиций в промышленность

5.      Протекционистская таможенная политика.

 

Протекционизм – политика, цель которой состоит в ограничении ввоза определённых видов товаров из заграницы за счёт повышения пошлин на ввозимую продукцию.

Инвестиции – долгосрочные вложения капитала в какую-либо отрасль экономики.

Вывод:

С.Ю.Витте при помощи государственных рычагов управления стремился осуществить форсированную капиталистическую индустриализацию. Введение золотого денежного обращения и свободного обмена бумажных денег на золото привлекло иностранный капитал. Из-за дешевизны рабочей силы и богатой сырьевой базы большая часть иностранных капиталов вливалась в развитие промышленности. Это также явилось второй причиной промышленного роста.

Реформы способствовали усилению активности русских промышленников из-за выгодных государственных заказов.

 

Решите историческую задачу:

Ускоренная индустриализация привела к тому, что доля крупных заводов в российской промышленности была выше, чем в Европе: к 1913 г. 24,5% рабочих было задействовано на предприятиях с численностью более 1000 человек и 9,5% — на предприятиях с численностью от 500 до 1000 человек.

Выявите возможные последствия данной ситуации.

 

5) Сельское хозяйство: особенности развития.

Аграрный сектор приносил 54-56% национального дохода страны. Россия давала свыше 25% мирового урожая хлебов, 80% льна, 17 % картофеля. Вывоз зерна занимал лидирующее положение в российском экспорте. Среди других вывозимых товаров был лес – 323% мирового рынка.

После отмены крепостного права развитие российской деревни определяли два типа хозяйств – помещичье и крестьянское.

Предпринимательское помещичье хозяйство наиболее интенсивно развивалось в Прибалтике, на Юге, в районах Москвы и Петербурга, где открывались возможности выгодного экспорта или сбыта продукции на внутреннем рынке. Крупные помещичьи хозяйства приобретали характер капиталистического производства. К началу XX в. 30 тысяч богатейших помещиков являлись собственниками 70 млн. десятин земли. Почти таким же количеством земли располагали 10,5 млн. крестьян ( на каждый двор приходилось 7 десятин). На долю крестьянских хозяйств приходилось 88% валового сбора зерновых.

Выделяется слой зажиточных крестьян. К 1905 г. им принадлежало 2,2 млн хозяйств и почти половина всей земли. ( они имели примерно29 десятин земли). В их хозяйствах широко применялся труд наемных сезонных рабочих – батраков.

Середняки представляли собой промежуточный слой между зажиточными крестьянами и бедняками. (8-15 десятин земли)

85% урожая середняки и бедняки использовали на собственное потребление.

Земство – выборные органы местного самоуправления в большинстве губерний России, ведавшие хозяйственными вопросами и образованием.

 

Россия оставалась аграрной страной 80% крестьян. От 1/3 до ½ крестьян были – безземельными. Причиной бедности деревни был низкий уровень производительности труда.

До 1906г крестьяне выплачивали государству выкупные платежи за землю (реформы 1861г).

Бедность крестьянства мешала развитию внутреннего рынка, тормозила промышленный рост.

 

Закрепление изученного материала.

Работа в группах:

1.      Группа: Охарактеризуйте особенности территории и населения российской империи. Как они влияли на развитие страны?

2.      Группа: Проанализируейте «Подъем промышленного производства» : + и —

3.      Группа: Определите основные черты государственной политики России в области промышленности. Охарактеризуйте реформы С.Ю.Витте.

 

Вывод:

 

Характерные черты социально-экономического развития

Сильное вмешательство государства в экономическую жизнь

Завершение промышленного переворота

Складывание капиталистического уклада в экономике

Формирование буржуазии и пролетариата

Появление новых отраслей промышленности

Противоречивость развития: в промышленности – появление монополий, а на селе – феодальные пережитки

Сохранение феодально-крепостнических пережитков, тормозивших социально-экономическое развитие страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема для сообщений:

Как вы думаете, почему в начале XX в. индустриализация страны по западному образцу ставилась передовыми политиками как первейшая государственная задача?

 

Тесты для закрепления

1.      Какова была численность населения Российской империи к началу ХХ века?

1) около 60 миллионов человек,

2) около 94 миллионов человек,

3) около 127 миллионов человек,

4) около 163 миллионов человек.

2.      К крупнейшим монополистическим объединениям в тяжелой промышленности относился

1.      «Продвагон»

2.      Земгор

3.      «Эйнем»

4.      «Бубновый валет»

3.      Что являлось особенностью развития капитализма в России в начале ХХ века?

1) активное вмешательство государства в экономику,

2) низкие темпы роста промышленного производства,

3) преобладание металлургических предприятий,

4) создание независимых профсоюзов.

4.      Какую должность занимал С.Ю.Витте в 1892-1903 гг.?

1.      министр внутренних дел

2.      министр иностранных дел

3.      министр финансов

4.      министр народного просвещения

5.      Какие из перечисленных ниже черт характеризуют российскую экономику конца XIX – начала XX века?

А) прекращение продажи хлеба за границу,

Б) быстрые темпы промышленного развития,

В) развитие исключительно за счет опоры на собственные силы,

Г) интенсивное железнодорожное строительство,

Д) преобладание промышленной продукции в российском экспорте,

Е) создание торгово-промышленных монополий.

Укажите верный ответ.

1) АБГ, 2) АДЕ, 3) БГЕ, 4) ВГЕ.

6.      Что являлось элементами модернизации С.Ю. Витте?

А) изоляционизм,

Б) меркантилизм,

В) введение золотого стандарта,

Г) введение натурального обмена,

Д) реформа системы образования,

Е) создание сети железных дорог.

Укажите верный ответ.

1) АВД, 2) АГЕ, 3) БВЕ, 4) БГД.

7.      В результате проведения денежной реформы С.Ю. Витте:

1) основой денежной системы стал золотой рубль,

2) основой денежной системы стал серебряный рубль,

3) из обращения были изъяты бумажные деньги,

4) было восстановлено обращение бумажных денег.

8.      Аграрный строй в России в начале ХХ века (до 1905 года) характеризовался

1) высоким уровнем товарности крестьянских хозяйств,

2) преобладанием фермерских хозяйств,

3) крестьянским малоземельем,

4) отсутствием помещичьих земель.

9.      Что было характерно для российской экономики в 1910-1913 гг.?

1.      снижение военного производства

2.      упадок промышленности

3.      высокий уровень инфляции

4.      подъем промышленности

10.  Какой из названных органов государственной власти существовал в России в начале ХХ века (до 1905 года)?

1) Государственная Дума,

2) Временный комитет Государственной Думы,

3) Правительствующий Сенат,

4) Земский собор.

 

 

новые веяния и старые подходы

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цели

Учителя: сформировать у учащихся представление об основном противоречии российской политической системы – противоречии между формирующимся гражданским обществом и самодержавной властью; показать, что в начале века происходит раскол между российской бюрократией по вопросу о перспективах развития России и идет формирование европейски – рационалистической группировки, пытающейся провести реформирование политической системы по либеральному образцу, продолжить формирование умений работы с историческими документами.

Учащихся: познакомиться с характеристикой политической системы Российской империи в начале XX века и необходимостью ее реформирования, с возможными путями решения назревших политических проблем (“сверху” или “снизу”), с политическим портретом Николая II и его политическими воззрениями.

Планируемые результаты

Предметные:

  • уметь на основе фактов определять особенности политической системы Российской империи в начале XX века и ее главное противоречие.

Метапредметные:

  • Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
  • Регулятивные: составлять план решения проблем творческого характера, определять цель учебной деятельности.
  • Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учиться подтверждать свою точку зрения аргументы и фактами.

Личностные:

  • осознавать себя гражданином России, давать и объяснять положительные и отрицательные оценки событиям и историческим личностям, в том числе их неоднозначных поступков, как с позиции общечеловеческих, так и российских гражданских ценностей.

Оборудование:

  • карта “ Россия в начале XX века”,
  • атлас по истории России XX века для 9 класса,
  • учебник “ История России XX- начало XXI века” 9 класс под редакцией А. А. Данилова, Л.Г. Косулиной, М.Ю. Брандта,
  • рабочая тетрадь “История России XX – начало XXI века” 9 класс часть I.

Оформление доски:

  • тема урока, план изучения новой темы;
  • новые слова и фамилии исторических личностей: политическая система, гражданское общество; С.Ю. Витте, В.К. Плеве, П.Д. Святополк – Мирский;
  • даты ключевых событий:1894г., 1985г.,1896г.;
  • домашнее задание.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап

Актуализация опорных знаний учащихся по теме: “Экономическое развитие России в начале XX века”.

Два человека готовят развернутый монологический ответ по предложенным карточкам:

Карточка 1

Подготовь развёрнутый ответ по теме: “Особенности экономического развития России в начале XX века”

Для этого подумай:

  • Почему государство активно вмешивалось в экономику страны?
  • Какова роль иностранного капитала в экономике страны?
  • Какие существовали виды монополий в России в начале XX?

Карточка 2

Подготовь развёрнутый ответ по теме: “Особенности экономического развития России в начале XX века”

Для этого подумай:

  • Почему важное место в экономике отводилось кустарному производству?
  • Почему русская деревня приходила к “оскудению”

Пока ребята готовятся, идёт работа с классом:

Раздаются индивидуальные задания для работы в рабочей тетради на с. 3 — 9 (6 человек)

Осуществляется фронтальная работа с классом по заданию 5 на с. 7 из рабочей тетради.

После коллективной работы заслушивается устный развёрнутый ответ учащихся, подготовленный по карточкам и комментарии одноклассников.

II. Изучение новой темы.

План:

1. Особенности политического развития России.

2. Исторический портрет Николая II

3. Две точки зрения на развитие Росси.

4. Зубатовский социализм

5. Либеральные проекты П.Д. Святополк-Мирского.

1. Рассказ учителя об особенностях политической системы России и задание для учащихся.

Ознакомьтесь с выдержками из “СВОДА ОСНОВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ” 1892 г. и составьте схему “ Центральное управление Российской империи до 1906г.

  • ст. 1. Император Всероссийский есть Монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной Его власти, не токмо за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает.
  • ст. 3. Императорский престол есть наследственный в ныне благополучно царствующем Императорском Доме.
  • ст. 51. Никакое место или правительство в государстве не может само собой установить нового закона, и никакой закон не может иметь своего совершения без утверждения Самодержавной власти.

Центральное управление Российской империи до 1906 г.

Учитель: Таким образом, в России в начале XX века сохранялось ничем неограниченное

самодержавие. В стране отсутствовали представительные учреждения, демократические свободы, политические партии находились на нелегальном положении, крепнувшая буржуазия не имела доступа к власти.

По словам П. Милюков: “В России противопоставляется не одна партия другой, у нас противопоставляется бюрократия и общество”.

Становилось очевидным, что в новых условиях перед властью вставал вопрос о выборе пути: “ Реформы или революция”? Этот выбор во многом зависел от носителя власти, от императора.

2. Характеристика личности Николая II.

Фото 1. На данной фотографии представлен портрет Николая II

Годы жизни: 6 мая 1868 — 17 июля 1918

Годы правления: 1894-1918

Учитель: Русский вариант “догоняющей” модернизации требовал сильной государственной власти и поэтому общество возлагало на императора большие надежды.

Учитель: Ознакомьтесь с отрывком из адреса Тверского земства Николаю II и ответьте на вопросы:

“Мы ждем, Государь, возможности и права общественных учреждений выражать свое мнение по вопросам, их касающихся; дабы до высоты Престола могло достигать выражение потребностей и мысли не только представителей администрации, но и народа русского”.

  • Чего ждала от Николая II передовая общественность?
  • Кто такие земские либералы?
  • В чем главная идея их политической программы?

Учитель: Ознакомьтесь с отрывком из речи Николая II 17 января 1895г. и ответьте на вопрос:

Интересы какого государственного строя отстаивал Николай II и почему?

“Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекавшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления; пусть все знают, что я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой покойный незабвенный Родитель”.

Учитель: Первая публичная речь Николая II обозначила начавшейся раскол между верховной властью и либеральными общественными силами. Вся дальнейшая политическая жизнь шла под знаком борьбы за идею народного представительства и это борьба принимала различные формы.

Еще больший раскол между властью и обществом произошел после официальной коронации императора, которая закончилась Ходынской катастрофой (смотри фото 2)

Фото 2. Человеческие жертвы на Ходынском поле после массовых гуляний в честь коронации Николая II

3. Две точки зрения на развития России.

Учитель: Наиболее выпукло перспективы развития России были представлены двумя яркими фигурами в окружении императора: С.Ю. Витте, министр финансов (смотри фото 3) и В.К. Плеве, министр внутренних дел (смотри фото 4).

Фото 3. Сергей Юльевич Витте Фото 4. Вячеслав Константинович Плеве

1849г. – 1915г.

1846г. – 1904г.

Учитель: Предлагаю ознакомиться с двумя подходами к вопросу о перспективах развития страны и ответить на вопрос:

В чем вы видите принципиальное различие во взглядах этих государственных деятелей?

Две линии развития России

Вопросы для сравненияТочка зрения С. Ю. ВиттеТочка зрения В.К. Плеве
ДворянствоСокращение помещичьего землевладения; вытеснение дворян с политической сцены; расширение прав буржуазии.Защищал русские устои; у России “своя отдельная история”.
Крестьянский вопросУравнение в правах; свободный выход из общины; введение частной собственности на землю.Сохранение общинной собственности.
Рабочий вопросПравительство не вмешивается в отношения труда и капитала.Полицейский социализм.

4. Зубатовский социализм.

Учитель: Политика Николая II вызвала разочарование в обществе, что способствовало нарастанию антиправительственного движения и прежде всего в среде рабочего класса.

Начальник Московского охранного отделения, а затем глава Особого отдела Департамента полиции С.В. Зубатов (смотри фото 5) предложил взять под контроль рабочее движение. Этот эксперимент вошел в историю под названием – “ зубатовский социализм”.

Фото 5. Сергей Васильевич Зубатов

1864г. – 1917г.

Учитель: Ознакомьтесь с материалом учебника на стр. 21 – 22 и запишите в тетрадь ответ на вопросы:

  • В каких формах выражалась политика “зубатовского социализма”?
  • Почему она не достигла результата?

5. Либеральные проекты П.Д. Святополк-Мирского.

Учитель: В ходе нарастания антиправительственного движения активизировались и революционные организации. В 1904 году Плеве погиб от бомбы, брошенной Е.С. Сазоновым. В августе 1904 года министром внутренних дел был назначен П.Д. Святополк-Мирский (смотри фото 6)

Фото 6. Пётр Дмитриевич Святополк-Мирского

1857г. – 1914г.

Учитель: Назначение нового министра вызвало ликование у либералов. Ознакомьтесь с первой Речью Святополк-Мирского и его программой и ответьте на вопрос: Почему была такая реакция в обществе?

“Административный опыт привел меня к глубокому убеждению, что плодотворность правительственного труда основана на искренно благожелательном и истинно доверчивом отношении к общественным и сословным учреждениям и к населению вообще. Лишь при этих условиях работы можно получить взаимное доверие, без которого невозможно ожидать прочного успеха в деле устроения государства”

Программа нового министра:

  • Включить в Государственный Совет выборных от земств
  • Расширить сферу деятельности земств
  • Уравнять крестьян в правах с другими сословиями. Облегчить выход из общины, отменить телесные наказания.
  • Издать закон о правах евреев

Учитель: Однако в 1905 году началась первая русская революция и П.Д. Святополк-Мирской был отправлен в отставку. Этот период получил название “ эпоха доверия” или “недолгая весна”.

III. Домашнее задание:

1. Прочитать параграф 3.

2. Подготовить устный развернутый ответ на вопрос:

— Какую внутреннюю политику проводил Николай II в начале XX века?

3. Выполнить задания 2,6 из рабочей тетради стр. 10, 13.

Как путинское вторжение в Украину связано с русским империализмом XIX века

По Джек Ван

В конце февраля Владимир Путин ввел российские войска в Украину, спровоцировав гуманитарный кризис, который, по мнению многих ученых и аналитиков, перевернул сложившийся десятилетиями мировой порядок.

Но в то время как некоторые характеризовали конфликт как возвращение к холодной войне, один историк из Чикагского университета утверждал, что мы должны оглянуться назад. По словам профессора Фейт Хиллис, Путин стремится возродить не Советский Союз, а скорее империализм 19-го века — угрозу, которую современные технологии наблюдения делают еще более опасной.

«Я думаю, что он хочет воссоздать Российскую империю и ее руководящие идеологии, которыми были ортодоксия, самодержавие и национальность — только теперь, когда они находятся под властью очень изощренного полицейского государства», — сказал Хиллис, профессор современной российской истории.

Она рассмотрела продолжающийся кризис в Украине во время дискуссии 4 марта с политологом Калифорнийского университета в Чикаго Моникой Налепа. На мероприятии, организованном Школой Грэма при университете, два ученых проанализировали исторический и политический контекст решения Путина вторгнуться в Украину.

Хиллис подчеркнул, что нынешнее вторжение является результатом нетерпимости Путина к украинскому суверенитету, а не неизбежным следствием исторических или культурных тенденций. Тем не менее история может помочь нам понять, почему российский президент так «одержим» Украиной, сказала она.

Люди в современной Украине и России прослеживают происхождение своих стран до Киева девятого века — наследие, которое Хиллис исследует далее в своей книге « Дети Руси ». Хотя Украина произвела на свет ряд известных коммунистических лидеров и служила крупным центром советского сельского хозяйства и промышленности, этот регион также сопротивлялся советской власти. Недавние попытки Украины укрепить свои западные союзы, добавил Налепа, также поставили под угрозу отношение Путина к стране как к «буферу между ним и Западом».

Путин критиковал СССР в своих речах, отметил Хиллис, и его идеология, похоже, больше соответствует идеологии славянофилов XIX века — группы, которая отстаивала отличия России от Запада, одновременно сглаживая различия между славянскими народами. «Часто снисходительно говорят, что отличия украинцев милые или детские, но Россия — старший брат», — сказал Хиллис. «Он проповедует по существу, что все славяне — единый народ».

Налепа, чьи исследования сосредоточены на посткоммунистической Европе, также подчеркнул риторическую опору Путина на историю. Его ложные заявления о «денацификации» Украины, например, пробуждают яркие воспоминания о советских победах во Второй мировой войне.

«Я думаю, что он очень умно использует политику памяти, чтобы заручиться поддержкой своих действий дома», — сказал Налепа, доцент политологии.

Такая тактика получила еще большее распространение в рамках все более авторитарного российского государства. Путин недавно пригрозил тюремным заключением протестующим и тем, кто распространяет «фейковые» новости — по сути, все, что противоречит официальным заявлениям правительства.

В качестве модератора мероприятия Сет Грин, декан Школы Грэма, размышлял о «катастрофических последствиях», которые конфликт уже оказал, и попросил ученых смотреть вперед.

Хотя и Налепа, и Хиллис воодушевлены недавним излиянием благотворительной и гуманитарной помощи, российские военные продолжают наступление. Страны во всем мире также должны взвесить ценность вмешательства и риск ядерной войны.

Оба ученых также подчеркнули, что от путинской агрессии пострадают не только украинцы. Даже если украинские войска падут, Путин унаследует опустошенную страну. Сама Россия может вскоре стать «государством-изгоем, отрезанным от мировой экономики», — сказал Хиллис, который недавно написал в поддержку наказания российских олигархов вместо того, чтобы полагаться исключительно на экономические санкции.

«Надеялись, что эти санкции доведут Путина до предела, вызовут какое-то олигархическое восстание», — сказал Хиллис. «Но я также думаю, что возможно, что он чувствует себя прижатым к стене и становится все более и более радикальным и все более и более жестоким».

Она и Налепа также выразили надежду на то, что Россию ожидает более светлое будущее, даже если такое видение может быть трудным в данный момент.

«Я не думаю, что страны созданы для демократии или автократии, — сказал Налепа. «Вне зависимости от того, работает ли демократия должным образом, это в большей степени зависит от ее институтов, чем от истории и культуры. На самом деле можно организовать конституцию, избирательную систему таким образом, чтобы она была максимально надежной».

Хиллис добавил: «Если есть какая-то страна, которая продемонстрировала способность превращаться в копеечку, так это Россия».

Энди Бруно — NIU — Исторический факультет

  1. Исторический факультет
  2. О
  3. Преподаватели и сотрудники
  4. Энди Бруно

Текущие исследования

Я историк окружающей среды России и Советского Союза, интересующийся многими аспектами взаимодействия человека с миром природы. Моя главная научная цель заключалась в том, чтобы продемонстрировать актуальность экологических перспектив для решения основных вопросов российской истории. Эта цель побудила меня писать о животных и лавинах, энергетике и экономике, революции и репрессиях, отходах и воде, науке и социализме и на другие темы. В этом исследовании я подчеркнул роль природы как актора в истории и место российского экологического опыта в сравнительной и глобальной истории. Акцент на конкретных местах — например, в российской Арктике и сибирской тайге — также характеризует мой подход к истории окружающей среды. Моя первая книга исследует экологическую историю экономических преобразований на Русском Севере в ХХ веке, а моя вторая книга исследует историю XIX века.08 Тунгусский взрыв и попытки его понять. Сейчас я начинаю два новых книжных проекта. Один из них будет пересматривать императив роста при советском социализме в свете недавних теорий об антропоцене и перспективах снижения роста, а другой будет следить за возвращением анархиста-географа Петра Кропоткина в Россию в 1917 году, чтобы поразмыслить над политической экологией большевистской революции. Смотрите мой личный сайт для получения дополнительной информации.

Основные публикации

Книга
  • Тунгуска: сибирская тайна и ее экологическое наследие . Издательство Кембриджского университета, 2022.
  • Природа советской власти: история окружающей среды Арктики . Издательство Кембриджского университета, 2016.
Статьи/главы книг
  • «Атомные гости из космоса: Тунгусская ядерная гипотеза в советском технологическом воображении», Русское обозрение 81, вып. 1 (январь 2022 г.): 92–109.
  • «Изучение антропоцена Сибири: введение», Советское и постсоветское обозрение 48, вып. 3 (ноябрь 2021 г.): 257–261.
  • «Загрязненная жемчужина Севера: озеро Имандра в антропоцене» в Дэвиде Муне, Николасе Брейфогле и Александре Бекасовой, ред., Место и природа: очерки российской истории окружающей среды (Кембриджшир: White Horse Press, 2021), 69 -91.
  • «Экологические субъекты Советского Севера», Славянское обозрение 78, вып. 1 (весна 2019 г.): 1–22.
  • «Как скала переделала Советский Север: нефелин в Хибинских горах», под редакцией Николаса Брейфогла, Окружающая среда Евразии: природа и экология в имперской российской и советской истории (Питтсбург: University of Pittsburgh Press, 2018). 147-164.
  • «История климата России и Советского Союза», WIREs Climate Change (июль 2018 г.), doi: 10.1002/wcc.534.
  • «Что значит освободить землю? К экологической истории русской революции», Кристофер Рид и Питер Уолдрон, Адель Линденмейр, ред., Тыл России в войне и революции, 1914–1922 гг., Книга 3: Национальный распад (Блумингтон: Slavica Publishers, 2018), 157–177.
  • «Повесть о двух северных оленях: скотоводство и охрана в советской Арктике», РЕГИОН: регионоведение России, Восточной Европы и Центральной Азии 6, вып. 2 (2017): 251–271.
  • «Евразийская минералогия: концепция мира природы Александра Ферсмана», Isis: журнал истории научного общества 107, вып. 3 (сентябрь 2016 г.): 518–539.
  • «Катающийся снег: уязвимость перед лавинами на советском севере», Environmental History (октябрь 2013 г.): 683–709.
  • «Промышленная жизнь в ограниченном ландшафте: экологическая интерпретация сталинских социальных условий на Крайнем Севере», International Review of Social History 55, S18 (декабрь 2010 г.): 153–174.
  • «Сделка северного оленя советским: присвоение животного на Кольском полуострове», в Джейн Костлоу и Эми Нельсон, ред., 9.0019 Другие животные: за пределами человека в русской культуре и истории (Питтсбург: University of Pittsburgh Press, 2010), 117-137.
  • «Российская экологическая история: направления и возможности», Критика: исследования в истории России и Евразии 8, вып. 3 (лето 2007 г.): 635-650.

Учебные интересы

Я преподаю полный спектр курсов по истории России, а также курсы по сравнительной истории окружающей среды, включая историю климата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *