Деятели культуры XX века. Аббревиатуры XX века для ЕГЭ/ОГЭ
ШАГ СТО ШЕСТОЙ: Деятели культуры начала XX века
🔹ЖИВОПИСЬ:
• К. С. Малевич – «Черный квадрат».
🔹ЛИТЕРАТУРА:
• А. А. Ахматова – «Реквием».
• О. Ф. Берггольц – стихи о военном времени.
• М. А. Булгаков – «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Белая гвардия».
• А. М. Горький – «На дне».
• С. А. Есенин – «Письмо к женщине».
• В. В. Маяковский – «Облако в штанах», «Послушайте».
• К. С. Симонов – «Жди меня», «Живые и мертвые».
• А. Т. Твардовский – «Василий Теркин».
• А. А. Фадеев – «Разгром».
• М. А. Шолохов – «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека».
• И. Эренбург – «Оттепель».
🔹КИНО, ТЕАТР:
• Г. В. Александров – «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк».
• В. Э. Мейерхольд – режиссер театра.
• В. И. Пудовкин – «Мать».
• С. М. Эйзенштейн – кинорежиссер («Александр Невский», «Иван Грозный», «Броненосец «Потемкин»»).
🔹МУЗЫКА:
• И. О. Дунаевский – композитор.
• С. С. Прокофьев – композитор.
• Д. Д. Шостакович – Симфония №7 (Ленинградская).
🔹АРХИТЕКТУРА:
• А. В. Щусев – Мавзолей Ленина.
🔹СКУЛЬПТУРА:
• В. И. Мухина – «Рабочий и колхозница».
• В. Е. Татлин – Башня Татлина.
🔹НАУКА:
• В. И. Вернадский – естествоиспытатель.
• И. М. Губкин – нефтяная геология.
• А. Ф. Иоффе – физик.
• П. Л. Капица – физик.
• Н. Н. Поликарпов – авиаконструктор.
• А. Н. Туполев – авиаконструктор.
• В. П. Чкалов – летчик-испытатель.
• О. Ю. Шмидт – математик.
• А. С. Яковлев — авиаконструктор.
ШАГ СТО СЕДЬМОЙ: Аббревиатуры XX века
Одним из самых сложных моментов в изучении XX века является огромное количество аббревиатур и сокращений, которых все боятся. Сегодня попробуем разобраться с основными.
🔹РСФСР (1918 – 1922 гг.) – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика.
🔹ЗСФСР (1922 – 1936 гг.) – Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика.
🔹СССР (1922 – 1991 гг.) – Союз Советских Социалистических Республик.
🔸ВКП(б) – Всесоюзная коммунистическая партия большевиков (1925 – 1952 гг.).
🔹ВСНХ – Высший совет народного хозяйства. Государственный орган управления народным хозяйством.
🔹ВЧК (1917 – 1922 гг.) – Всероссийская чрезвычайная комиссия. Орган защиты государственной безопасности, основной инструмент реализации «красного террора».
🔹ВЦИК – Всероссийский центральный исполнительный комитет. Высший законодательный орган власти.
🔹Генсек – Генеральный секретарь партии. Высшая должность в коммунистической партии.
🔹Комбед – Комитет бедноты. Занимались реализацией политики «военного коммунизма» в сельской местности.
🔸КПСС – Коммунистическая партия Советского Союза (1952 – 1993 гг.).
🔹МТС – Машинно-тракторные станции. Государственные предприятия, обеспечивавшие помощь техникой производителям сельскохозяйственной продукции.
🔹Нарком – Народный комиссариат. Центральный орган исполнительной власти.
🔹НКВД (1917 – 1930 гг., 1937 – 1946 гг.) – Народный Комиссариат внутренних дел. Центральный орган государственного управления по борьбе с преступностью.
🔹ОГПУ – Объединенное государственное политическое управление. Орган для борьбы с котрреволюцией, шпионажем, бандитизмом.
🔹РВС (Реввоенсовет) – Революционный военный совет республики. Высший орган управления Вооруженными силами Советского государства.
🔹РККА – Рабоче-крестьянская Красная армия. Вооруженные силы Советского государства.
🔸РКП(б) – Российская коммунистическая партия большевиков (1918 – 1925 гг.).
🔸РСДРП (б) – Российская социал-демократическая рабочая партия большевиков (1903 – 1918 гг.).
🔹СНХ – Советы народного хозяйства. Органы управление народным хозяйством на местах.
🔹СНК – Совет народных комиссаров. Данный орган являлся правительством в Советской России (исполнительная ветвь власти).
Больше теории в следующих шагах.
xn—-7sbkbh2ej4fm.xn--p1ai
Биографии деятелей культуры, общественных деятелей
Среди толпы ничем не примечательных людей ярко выделяются выдающиеся деятели культуры, известные деятели образования. У нас представлены биографии общественных деятелей, чьи стремления помогают двигаться вперед, развиваться. Это духовно богатые, с искрой в сердце и вдохновением в душе великие деятели общества, знатоки своего дела, заслуженные деятели культуры.
Профессиональные юристы, великие экономисты, священники, археологи, деятели культуры 19 и 20 века – все они отличаются страстным рвением, любовью к своей работе. В разделе собраны биографии деятелей культуры всех времен, а также биографии великих деятелей общества.
Поиск
Генри Форд
Бизнесмен, Изобретатель, Инженер, Конструктор
-
-
-
obrazovaka.ru
деятели | Путешествие по Брянску
Брянская земля дала России немало выдающихся людей. Некоторых из них помнят и сейчас, имена других незаслуженно забыты. Не обо всех славных жителях края нам удастся здесь рассказать.
Анастасия Дмитриевна Вяльцева
► Анастасия Дмитриевна Вяльцева
► Николай Андреевич Лебедев
► Павел Павлович Джогин
► Станислав Юлианович Жуковский
► Александр Иванович Рубец
► Антон Николаевич Николаев
► Василий Михайлович Соболевский
► Александр Степанович Лашкевич
► Павел Никитич Тиханов
В 1891 году учитель городского училища М.И. Юдин открыл первый в Брянске книжный магазин, располагавшийся на Московской улице, а в декабре 1893 года при этом магазине оборудовал типографию.
Особенностью второй половины XIX — начала XX века стало установление более тесных связей столичной и провинциальной культуры. Новые сходные черты были связаны с появлением публичных библиотек, книжных магазинов с читальнями при них, организацией лекций. Росло внимание к образованию, и повышалась его престижность, жизнь губернских и уездных городов, их культура стали неотделимы от жизни всей страны.
www.puteshestvie32.ru
Ключевые деятели культуры советского периода составлено с
Ключевые деятели культуры советского периода ( составлено с учетом ИКС)
М. Н. Покровский (1868 -1932 гг. ) – российский, советский историк – марксист, автор «Истории России с древнейших времен до наших дней» в пяти томах. Горячо приветствовал революцию 1905 года, стал членом РСДРП. Работал в большевистских газетах. В основе его исторических трудов лежит формационный и классовый подход. Участвовал в переговорах о Брест-Литовском мире. Занимал пост зам. Наркома просвещения РСФСР. Инициатор создания Социалистической (коммунистической) академии, Государственного ученого совета, Института истории и Института красной профессуры.
Н. И. Вавилов (1987 -1943 гг. ) – ученый генетик, ботаник, селекционер, создатель учения о мировых центрах происхождения культурных растений, об иммунитете растений, закона гомологических рядов в наследственной изменчивости… Активная научная деятельность: • Постоянные научные экспедиции • Выступления на мировых форумах • Более 300 публикаций • 1930 -е годы поддержка молодого ученого Лысенко… 1930 -г годы – обвинения в фальсификации реальных событий в сельском хозяйстве. В 1940 г. арест ученого. Из протокола: «… сын бывшего крупного московского купца… встречался с отцом, бежавшим за границу… связь Вавилова с Бухариным… антисоветская деятельность… вредительство в селекции… связан с немецким генетическим обществом… Следствие шло 11 месяцев, более 400 допросов. Приговорен к расстрелу
С. П. Кап. Ица (1928 -2012 гг. ) – российский, советский ученый физик, Редактор журнала «В мире науки» , ведущий телепрограммы «Очевидное – невероятное» . 1957 г. – один из первых в стране аквалангист. 1973 г. – автор книги «Жизнь науки» 1922 г. – защитил докторскую диссертацию в Кембридже. 1934 г. – принудительно оставили в СССР. В. Молотов подписал постановление о создании в СССР Института физических проблем. Закупили необходимое оборудование в Великобритании. В годы войны работает по реализации «атомного проекта» в союзе с Курчатовым, А. Ф. Иоффе, Ю. Б. Харитон. Петр Леонидович Капица (отец) – лауреат Нобелевской премии (1978 г. ). В последние года жизни работал по теме управляемая термоядерная реакция.
ЛАНДАУ Лев Давыдович (1908 -1968 гг. ) ПРОХОРОВ Александр Михайлович (1916 -2002 гг. ) Советский физик – теоретик, лауреат Нобелевской премии 1962 г. Физик, основоположник квантовой электроники, лауреат Нобелевской премии 1964 г.
АВИАКОНСТРУКТОРЫ: А. С. Туполев, Воспитатель плеяды советских конструкторов. 1937 -41 гг. осужден в ИТЛ. Создатель бомбардировщиков и самолета «Максим Горький» С. М. Яковлев, Работал инженеромконструктором на заводе Создатель ОКБ – опытно конструкторского бюро. Зам. министра авиационной промышленности Н. Н Поликарпов Основоположник советского самолетостроения Заслужил репутация «короля истребителей»
Валерий Павлович Чкалов (1904 -1938 гг. ) – советский летчик – испытатель «летчик № 1» . • 1936 г. – перелет из Москвы на Дальний Восток – 56 часов. • Командир экипажа самолета, совершившего беспересадочный полет из Москвы в Ванкувер через Северный полюс (Байдуков, Беляков) – 1937 г. • Погиб при испытании нового истребителя Памятная монета
Отто Юльевич ШМИДТ (1891 -1956 гг. ) – советский математик, географ, астроном, путешественник 1932 г. – совершил первое в истории плавание по Северному морскому пути за одну навигацию. 1930 -34 гг. – руководил арктическими экспедициями на ледокольных пароходах «Седов» , «Сибиряков» , «Челюскин» Иван Михайлович ГУБКИН (1871 – 1939 гг. ) организатор советской нефтяной технологии
Кантарович Леонид Витальевич (19121986 гг. ) Математик, экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1975 г. Сахаров Андрей Дмитриевич (1921 -1989 гг. ) Советский физик теоретик, создатель первой водородной бомбы, диссидент – правозащитник, народный депутат, лауреат Нобелевской премии 1975 г.
Владимир Маяковский (1893 -1930 гг. ) — проявил себя как поэт, драматург, киносценарист, киноактер, художник, редактор журналов «ЛЕФ» (Левый фронт) 1930 год – организовал выставку посвященную 20 летию своей деятельности… Основные этапы деятельности: • Работал в РОСТА – рисунки «Окна РОСТА» 1919 -21 гг. • Пропагандировал идею мировой революции через газету «Искусство коммуны» 1918 -19 гг. • Прочитанная им поэма «Владимир Ильич Ленин» 1924 г. сопровождалась 20 минутной овацией. Присутствовал И. Сталин. • В 1920 -е годы активно сотрудничал с газетами «Комсомольская правда» , «Известия» . Печатался в журналах «Крокодил» , «Новый мир» , «Огонек» др. • Поставлены его пьесы: «Клоп» , «Мистерия Буфф» , «Баня» Памятник установлен в 1958 г. В Москве (скульп. А. Кибальников) на площади Маяковского (Триумфальная)
Демьян БЕДНЫЙ (Ефим Придворов) 1983 -1945 гг. – русский, советский писатель, поэт, общественный деятель 1920 -е годы – А. Луначарский оценивал его как великого писателя, равного М. Горькому. Пролеткультовцы считали стихи Бедного «засилием лже-пролетариата» И. Сталин выделил для пропагандистской работы поэта личный вагон и автомобиль. Отправил лечиться от сахарного диабета за границу с личным переводчиком… 1930 -38 гг. – осуждение творчества, т. к. фельетоны Д. Бедного «пестрели критикой СССР» • Выселили из кремлевской квартиры • Исключен из партии и Союза писателей Я вам не кенар! Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам. Пускай бываю иногда я пьяным, Зато в глазах моих Прозрений дивных свет. С. Есенин. Стансы.
М. А. Булгаков (1891 – 1940 гг. ) писатель, драматург, режиссер, актер Пьесу «Дни Турбиных» в постановке МХАТа Сталин смотрел 15 раз. Роман «Мастер и Маргарита» был запрещен к печати, как и некоторые другие Произведения М. Булгакова: • «Белая гвардия» • «Собачье сердце» • «Зойкина квартира» • «Роковые яйца» • «Записки юного врача» 1926 г. – обыск, изъятие книги «Собачье сердце» и личного дневника. Октябрь 1926 г. – первая успешная постановка «Дни Турбиных» 1930 г. – письмо в правительство с просьбой определить его судьбу. Сталин рекомендовал зачислить его в МХАТ. 1939 г. – постоянное ухудшение состояния здоровья…
М. Шолохов (1905 -1984 гг. ) – русский, советский писатель, киносценарист, лауреат Нобелевской премии Сталинской, Ленинской премий, дважды Герой Социалистического Труда За роман «Тихий Дон» писатель был удостоен Нобелевской премии (1965) Не побоялся лично и через письма информировать Сталина о «перегибах» . Произведения М Шолохова: • «Тихий Дон» (1926 г. ) • «Поднятая целина» • «Они сражались за Родину» • «Судьба человека» • «Наука ненависти» М. Шолохов в 1966 г. выступил с осуждением писателей Синявского и Даниэля… Подписал письмо – негодования деятельностью И. Солженицына и А. Сахарова… Памятная монета банка, посвященная 110 летию писателя
А. М. Горький (1968 -1936 гг. ) – русский писатель, драматург, начиная с 1918 г. пять раз номинировался на Нобелевскую премию в области литературы С 1901 г. пробует силы в написании пьес: «На дне» , «Мещане» . Возглавил издательство «Знание» , где кардинально изменил политику выплаты гонораров. Эти принципы позднее использовались в Союзе писателей СССР. • 1934 год — «буревестник революции» избран председателем Союза писателей. 1905 г. – за революционную прокламацию арестован, помещен в одиночную камеру. 1906 -1913 гг. – итальянский период Самый издаваемый писатель в СССР 1917 г. – прохладно отнесся к Февральской (Октябрьской) революции. Критиковал деятельность большевиков. 1921 -1928 гг. – жизнь за границей Приглашение в СССР лично т. Сталиным в 1928 г. Жизнь на две страны 1928 -33 гг. Окончательное возвращение на родину…
Владимир Евграфович Татлин (1885 -1953 гг. ) – русский, советский художник, график, родоначальник конструктивизма, представитель русского авангарда 1932 г. – единственная персональная выставка Идеи Татлина потерпели поражение… победил соцреализм Памятник III Интернационала
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ (1879 -1935 гг. ) – российский и советский художник авангардист, основоположник супрематизма, педагог, теоретик искусства 1910 г. – принял участие в выставке «Бубновый валет» 1915 г. – участвовал в первой футуристической выставку «Трамвай В» Появление картины «Черный квадрат» – гимн супрематизму. По замыслу автора это часть триптиха «Черный круг» и «Черный крест» Дискуссия Татлина и Малевича: Малевич: настаивал на форме и роли цвета… Татлин: «ставить глаз под контроль осязания» , т. е. связь искусства с жизнью
В. Э. Мейерхольд (18741940 гг. ) – русский, советский режиссер, педагог. • Автор программы «Театральный Октябрь» • Создатель актерской системы • Работал в МХТ • Поставил «Мистерию Буфф» В. Маяковского • Народный артист РСФСР (1923 г. ) Портрет В. Э. Мейерхольда Худ. Б. Д. Григорьев (1916) Арестован в 1939 г. Пытали… Расстрелян… Жена Зинаида Райх убита…
Сергей Михайлович ЭЙЗЕНШТЕЙН (1998 – 1948 гг. ) – советский режиссер театра и кино, сценарист, теоретик искусства, педагог. Участник Гражданской войны, планировал стать переводчиком. 1921 г. Поступил на режиссерские курсы Мейерхольда… Идея цикла фильмов о революции. 1925 г. – выход фильма «Броненосец Потемкин» , названный позднее «лучший фильм всех времен и народов» 1932 г. – занимается научной и педагогической деятельностью. 1938 г. – написал сценарий фильма «Иван Грозный» , за что получил ученую степень доктор искусствоведения. Портрет Эйзенштейна работа Сарьяна В годы войны участвовал в деятельности Еврейского антифашистского комитета
Александр Петрович ДОВЖЕНКО (1894 -1956 гг. ) – советский, украинский кинорежиссер, драматург В годы гражданской войны воевал и поступил слушателем на курсы Украинской академии искусств. В 1930 — е годы заявляет о себе фильмом «Звенигора» , где соединил революционную манеру, эпос, лирику и сатиру. 1939 г. – по предложению Сталина снимает фильм «Щорс» Ряд картин режиссера не были одобрены партией: • 1943 г. – «Украина в огне» , «Прощай Америка» (впервые показан в 1995 г. ) Всеволод Илларионович ПУДОВКИН (1893 -1953 гг. ) – режиссер, сценарист, актер, педагог • Фильм «Мать» по роману М. Горького (1926 г. ) • «Конец Санкт-Петербурга» (1927 г. ) • «Потомок Чингисхана» (1929 г. )
Дмитрий Шостакович (1906 -1975 гг. ) – композитор, пианист, профессор, доктор искусствоведения Крупнейший композитор XX века: автор 15 симфоний, 6 концертов, 3 опер, 3 балетов… Симфония № 7 посвящена блокадному Ленинграду Симфония № 8 — Мравинскому 1948 г. – постановления Политбюро: обвинение Шостаковича «в формализме» , лишен звания профессора и уволен… 1953 г. – снова вернулся к написанию симфоний Шостакович на обложке журнала 1942 г.
Сергей ПРОКОФЬЕВ (1892 -1953 гг. ) – композитор, пианист, дирижер 1914 г. – сотрудничество с С. Дягилевым, для антрепризы Русские балеты композитор создал четыре балета. 1918 -1936 гг. – заграничный период 1948 г. – постановление ЦК партии «Об опере «Великая дружба» Мурадели» , в котором советские композиторы Прокофьев, Шостакович, Хачатурян и др. были подвергнуты критике «за формализм» .
И. О. Дунаевский (1900 -1955 г. ) – советский композитор, дирижер, педагог Вместе с режиссером Г. В. Александровым создали комедии: • Веселые ребята (1934 г. ) • Цирк (1936 г. ) • Волга-Волга (1938 г. ) 1940 -е годы – написал музыку к фильмам: • Весна • Кубанские казаки Александров Г. А. (1903 -1983 гг. ) – актер немого кино, режиссер 1924 г. – помогал Эйзенштейну в создании фильмов «Броненосца Потемкин» , «Стачка» , «Октябрь» 1932 г. – по заказу Сталина снял фильм «Интернационал» 1934 г. – «Веселые ребята» – начало звездного пути Любови Орловой 1936 г. – «Цирк» 1938 г. – «Волга – Волга»
БОНДАРЧУК Сергей Федорович (1920 -1994 гг. ) Советский актер, режиссер, педагог, сценарист, Народный артист СССР. Фильмы: • «Судьба человека» • «Война и мир» • «Ватерлоо» «мастер батальных сцен» ШУКШИН Василий Макарович (1929 -1974 гг. ) – актер, режиссер, писатель Режиссер фильмов: • «Живет такой парень» • «Печки – лавочки» • «Калина красная»
Вера Игнатьевна Мухина — Замкова
Портрет архитектора А. В Щусева Худ. М. Нестеров Победитель конкурса на комплекс зданий Казанского вокзала (Ф. О. Шехтель) После Октября 1917 г. – самый востребованный архитектор: • разработка генерального плана «Новая Москва» главный архитектор Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно • промышленной выставки В 1937 г. началась травля архитектора Щусева: исключили из Союза советских архитекторов. К счастью ареста и ссылки не последовало В конце XIX века побывал в творческой командировке в Средней Азии, в Вене, Венеции, Англии, Франции… На службе Святейшего Синода Мавзолей возведен в 1930 г. – железобетон, гранит, лабрадорит. Сплав архитектуры авангарда и стиля ар-деко
Зураб Церетели В 1964 году обучался во Франции, где общался с выдающимися художниками Пабло Пикассо и Марком Шагалом. С конца 1960 -х годов начал активно заниматься монументальным искусством. Его скульптурные произведения находятся в России, Японии, США, Испании др. Создатель и директор Московского музея современного искусства. Директор галереи Церетели. 1997 г. – памятник Петру I в Москве воздвигнут на искусственном острове. Общая высота 98 м. В середине февраля 2010 года Зураб Церетели был удостоен звания Кавалера ордена Почётного легиона.
Зураб Церетели «Добро побеждает зло» — памятник Церетели у здания ООН (Нью-Йорк) 1990 г. Памятник участникам Ялтинской конференции. Создан к 60 летию Победы. Установлен к 70 летию события.
ГЛАЗУНОВ Илья Сергеевич – величайший художник современности Его картины очень часто сопровождали презентации уроков истории – темы: христианство, борьба с Ордой, ключевые исторические деятели и др.
ЯШИН Лев Иванович (1929 -1990 гг. ) – советский футболист, вратарь, выступал за московское «Динамо» и сборную СССР. • Олимпийский чемпион 1956 г. и чемпион Европы 1960 г. • Заслуженный мастер спорта СССР • Лучший вратарь XX века, единственный в истории вратарь, получивший «Золотой мяч» ХАРЛАМОВ Валерий Борисович (19481981 гг. ) – хоккеист, нападающий команды ЦСКА, заслуженный мастер спорта СССР • Восьмикратный чемпион мира • Лучший хоккеист 1970 -х годов • Лучшая тройка нападающих ЦСКА – Михайлов – Петров — Харламов
СКОБЛИКОВА Лидия Павловна — советская конькобежка, • шестикратная олимпийская чемпионка – спортивное прозвище «Уральская молния» • Рекордсменка мира на дистанциях 1000 м, 1500 м, 3000 м. • Заслуженный мастер спорта СССР, кандидат исторических наук • Стала тренером спортивно-развлекательного шоу «Большие гонки» БОТВИННИК Михаил Моисеевич (1911 -1995 гг. ) • • Шахматист – первый советский чемпион мира Международный гроссмейстер Доктор технических наук, профессор Заслуженный мастер спорта
present5.com
Тема 28. Знаменитые деятели культуры XX века
Укажите, по какому признаку объединены имена знаменитых дея-телей культуры, живших в ХХ веке. В какой сфере культуры и чем они прославились?
1. С. Эйзенштейн, И. Бергман, Л. Висконти, А. Тарковский.
2. А. Камю, Э. Фромм, А. Швейцер.
3. Э. Хемингуэй, Ф.-С. Фицджеральд, Г. Гессе.
4. А. Скрябин, Д. Шостакович, Л. Армстронг.
5. А. Эйнштейн, В. Вернадский, Н. Винер.
6. С. Дали, П. Пикассо, К. Малевич.
7. Ш.Э. Корбюзье, О. Нимейер, А. Гауди, К. Мельников.
8. Дж. Леннон, М. Джаггер, Дж. Фогерти, Э. Клэптон
В свое время М. Гериц – «мэтр экспериментальной архитектуры» сказал своим поклонникам поучительные слова: «Вы безоговорочно признаете
искусством все, что мы делаем. Я же – нет!»
Могло ли нечто подобное быть сказано и другими деятелями искусства?
Какие особенности (творческие, общественные, политические) пере-численных выше мастеров сформировал ХХ в.?
В чем они выразили, а в чем и опередили свое время?
Какие творения искусства, по Вашему мнению, можно считать
символами ХХ века?
& Литература: 20, 26, 30, 32, 61, 78, 84, 89, 97.
Тема 29. Культурное взаимодействие России и Запада
Напишите небольшую письменную работу (5–7 печатных страниц)
на тему: «Культурное взаимодействие России и Запада: истоки, история, проблемы, новые тенденции и перспективы». В работе необходимо отразить Вашу точку зрения на следующий «пакет» проблем:
Россия – страна европейская, евразийская, азиатская; азиатская и ни
в коем случае не европейская, азиатская, но становящаяся европейской.
Русская эмиграция – часть европейской культуры, неотъемлемая и
важнейшая часть российской культуры, самостоятельное культурное
явление.
В какой форме мы контактируем с Западом в настоящее время:
· научный обмен или научное «донорство»;
· художественное взаимодействие или же культурная «интервенция» Запада?
Россия становится цивилизованной страной образованных людей
или страной полуцивилизованной «образованщины»?
& Литература: 6, 11, 20, 35, 38, 40, 84, 85, 96, 116.
Тема 30. Развитие современной культуры в странах
с переходной экономикой
Термином «массовая культура» обозначается коммерческий, легкомысленный культурный продукт во всех жанрах. Ранее его синонимами были кич, ширпотреб. Теперь – попса, мейнстрим, гламур. В Китае считают,
что массовость – предикат скорее экономический, цивилизационный
(«массовое производство»), нежели гуманитарный. Но в Индии и Турции
отношение к массовой культуре несколько иное и она находит отражение
в индустрии развлечений, шоу-бизнесе, фабрике грез, конвейере звезд и т.д.
Подробнее проанализируйте различия в проявлениях массовой культуры в Индии и Турции и попытайтесь выявить причины этих различий. Какие другие особенности развития массовой культуры в этих странах, на Ваш взгляд, могут представлять интерес для культурологии?
2. В последние годы, когда разрыв между кинематографическим
мейнстримом и остальным миром приобрел все признаки антагонизма,
синонимом любого малобюджетного, авторского кино, по большей части,
конечно, неамериканского, стал артхаус – независимый, некоммерческий
кинематограф. Оценки артхауса – самые противоречивые. Одни признают
его глобальность, имея в виду то, что лидерами артхаусного проката стали
режиссеры из Ирана, Южной Кореи и Китая, считают его интеллектуальным
и новаторским. По мнению других, артхаус – это идейный и художественный
тупик, «легковесные вариации от постмодернизма».
Какова Ваша точка зрения об артхаусе? В чем, на Ваш взгляд,
заключается его специфика: кто здесь главная фигура, в чем высшая
ценность, основной критерий, каковы особенности цензуры, система
жанров? Что отличает от других таких лидеров артхауса как Ким Ки
Дук (Южная Корея) и Вонг Карвей (Китай)?
3. Дж. Бентон пишет, что культовым местом рейверов является остров Ибица, но в книге «Альтернативная культура», таким местом названо
побережье Гоа в Индии.
Где все же собираются рейверы со всего мира? Почему? Изучите понятие «рейв». Каковы особенности современных техно-акций в Индии и Турции? Можно ли отнести китайскую группу «Красный мак» к рейв-движению?
Литература
1. Артамонова Ю.Д. Очерки современной культуры. – М.: Унив. кн., 2009.
2. Боголюбова Н.М. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен. – СПб.: СПбКО, 2009.
3. Стогов И. Рейв. – СПб.: Амфора, 2008.
4. Шонесси Э.Л. Китай. Земля небесного дракона. – М.: БММАО, Duncan Baird Publishers, 2001.
Адреса сайтов в Интернете
· http://panasia.ru/main/india/ (Современная культура Индии)
· http://www.newsru.com/cinema (Альтернативное кино в Китае, Индии, Турции)
· http://www.infox.ru/ (Артхаус в современном мире)
Тема 31. Развитие современной культуры в странах СНГ и Балтии
1. Современный «героический» этап украинского постмодерна немыслим без искусства провокации, фигуры которого приобрели символические
очертания. Художественная провокация в Украине иногда использует
религиозную проблематику («На краю света» Арсена Садова в Киевской
галерее «Бланк-арт»). Одни из самых настойчивых приверженцев искусства провокации, Игорь Дюрич и Игорь Подольчак (львовский Фонд Мазоха),
переносят свою деятельность за границу (рассылка более чем пяти тысячам
берлинцев с фамилией Мюллер поздравительных открыток на 9 мая).
Как Вы считаете, почему культурный истеблишмент в неко-торых странах СНГ и Балтии задействует провокацию? Чем отличается
российская художественная провокация от украинской? Дайте куль-турологическую характеристику фильму Ю. Ильенко «Мазепа» (2002 г.).
2. С распространением Интернета появилось такое направление в литературе и литературной критике, как сетература. Многие критики считают,
что web-альманах «Потяга-76», созданный крупнейшим украинским литератором Юрием Андруховичем, отличает особенный сетературный стиль –
раскованность, даже расхлябанность слога, беспрерывное жонглирование
словами, жанрами и дискурсами. В то же время ряд специалистов в области литературы отмечают высокое качество альманаха Андруховича.
Ознакомьтесь с содержанием web-альманаха и выскажите свое
мнение по поводу художественных достоинств размещенных в нем
произведений.
3. В последние годы в Беларуси широко используются программы
«Народный альбом», «Я родился здесь», «Крамбамбуля», в которых звучат
белорусская, русская, польская речь, идиш.
Какова, на Ваш взгляд, главная цель этих программ, объединяемых
термином «этника»?
4. Южнорусская волна – условный термин российской критики,
обозначающий искусство украинского постмодерна. Южнорусская волна,
по мнению О. Сидор-Гибелинда, вернула вкус к «хорошему живописанию»
и привнесла эмоциональность в современное искусство. Вместе с тем многие
деятели южнорусской волны стали пионерами перформанса, инсталляции,
видеоарта.
Ознакомьтесь с творчеством Олега Голосия, Олега Тистоля,
Николая Маценко, Анатолия Степаненко. Что, на Ваш взгляд, наиболее
интересно в их деятельности? Какую роль в украинской живописи
сыграла выставка «Вавилон»? В чем, на Ваш взгляд, причина международного успеха деятелей южнорусской волны?
Литература
1. Альтернативная культура: Энциклопедия / Сост. Д. Десятерик. – Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005.
2. Культура времен Апокалипсиса / Под ред. А. Парфея; Пер. с англ. – Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005.
Адреса сайтов в Интернете
· http://www.lit.msu.ru/ervm4/section2/gimn/eur/lat/lat.html (Современная культура Латвии)
· http://www.poedem.ru/smap/nf/cntC/id/70/ (Современная культура Грузии)
· http://proza.com.ua/print/?299 (Web-альманах «Потяга-76»)
методические указания
по выполнению ПТК
Проблемно-тематический курс (ПТК) представляет собой самостоя-тельную исследовательско-поисковую работу студента. ПТК включает в себя проблемно-поисковые блоки, в которых концентрируется наиболее значимый, наукоемкий программный материал данной учебной дисциплины.
Студенту необходимо выполнить в произвольном виде (письменная
работа по курсу не предусмотрена) все задания ПТК без исключения. По
каждой проблеме целесообразно иметь собственное мнение, подкрепленное
знанием теории, источников, включая новейшие издания и публикации. Полученные выводы студент должен уметь отстоять (защитить) при собеседовании с преподавателем во время аттестации (экзамены и зачеты
в МИЭП проводятся по заданиям ПТК).
При выполнении ПТК студент обязан изучить все источники и литературу, рекомендованные в учебно-методическом пособии.
Дополнительную консультацию по выполнению проблемно-тематичес-кого курса студент может получить у преподавателей дисциплины или
в деканате.
Горохов Виктор Викторович
Дмитриева Ирина Анатольевна
Кознова Ирина Евгеньевна
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Программа курса.
Проблемно-тематический курс
Редактор М.В. Егорова
Макет, верстка Т.А. Поверина
Корректор Г.В. Платова
Лицензия ИД № 00871 от 25.01.00. Подписано в печать 13.10.2011
Формат 60×84 1/16. Усл. печ. л. 1,9. Изд. № 2762
Издательство МИЭП, типография МИЭП
105082 Москва, Рубцовская наб., д. 3, стр. 1
infopedia.su
Культура России в 20 веке кратко
Культура России в двадцатом веке
Самый сложный период в отечственной истории – 20 век. Войны, революции, попытки реформ, создание и развал СССР, коллективизация и индустриализация, научно-технический прогресс. Эти и другие события, безусловно, оставили след в искусстве, поэтому культура России в 20 веке представляет большой интерес.
Серебряный век.
Начало 20 столетия (до 1922 г.) получило название «серебряный век».
В это время развивается философия. Её отличительными особенностями стали декадентство (от фр. «упадочный»), богоискательство. В1909 г. выходит сборник «Вехи», полный размышлений о русской интеллигенции.
Отдельное место в культуре «серебряного века» принадлежит литературе. Поэты в это время пытались найти себя в символизме (В. Брюсов, З. Гиппиус, К. Бальмонт и др.) и акмеизме (Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам и др.). Среди писателей этого периода следует также отметить М. Горького, И. Бунина и А. Куприна.
В архитектуре начинает свой путь модерн. Ярким его примером служит особняк С. П. Рябушинского работы Ф. Шехтеля.
Ещё в 1898 г. было создано объединение художников «Мир искусства», отстаивающее свободу творчества. Сюда входили А. Бенуа, Л. Бакст, М. Врубель, В. Серов, И. Левитан, Н. Рерих, К. Петров-Водкин и др. Большинство художников работали в стиле модерн. Позже развиваются футуризм, кубизм и авангардизм (К. Малевич и В. Кандинский).
20-40-е годы.
В 20-40-е годы формируется много различных объединений. Затем в СССР создаются союзы по всем видам искусства. Так у властей появилась возможность контролировать творчество. Иногда это приводило к травле действительно талантливых деятелей культуры (М. Булгаков, Е.Замятин, В. Мейерхольд и др.).
К достижениям этой эпохи можно отнести практически полную ликвидацию безграмотности. Помимо школьного образования большое внимание уделялось и внешкольному. Так, создаются пионерская и комсомольская организации.
Крупнейшими худож
никами этого периода были К. Петров-Водкин, К. Юон, М. Греков. Развивается плакатная графика. Появляется такое направление, как социалистический реализм. Расцветает творчество М. Булгакова, М. Шолохова М. Цветаевой, М. Зощенко. В театр крупный вклад внесли В. Мейерхольд и Е. Вахтангов. Кино становится одним из приоритетных направлений. Здесь творят С. Эйзенштейн, М. Ромм, Г. Александров и др. Одним из главных архитектурных достижений стал Мавзолей В. Ленина (архитектор А. Щусев), а скульптурных – памятник «Рабочий и колхозница» (В. Мухина).
Наука была чрезвычайно важна для властей, поэтому в её развитие на протяжении почти всего столетия вкладывались большие средства. Внимание уделялось главным образом естественным наукам, гуманитарные же долгое время служили лишь в идеологических целях.
Великая Отечественная война и послевоенный период.
Творчество этого периода было посвящено темам войны и патриотизма. А. Дейнека, К. Симонов, И. Тоидзе, А. Твардовский и многие другие запомнились своими вдохновляющими произведениями.
Задачей архитекторов после войны стало восстановление разрушенных городов. Преобладающим стилем остаётся «сталинский ампир». Кроме того, возводятся новые сооружения, среди которых здание МГУ.
«Оттепель».
В правление Н. С. Хрущёва наступает некоторое ослабление контроля власти над творчеством, И. Эренбург назвал это «оттепелью». Однако полной свободы всё-таки не было (яркий пример – «дело Пастернака»), поэтому получают развитие самиздат и тамиздат.
В кино появляются фильмы о молодёжных проблемах и романтические ленты. В музыке становится популярным жанр бардовской песни. Известным скульптором был Э. Неизвестный.
Наука достигает космических высот, причём и в буквальном, и в переносном смысле. Успехи этого времени: первый спутник, полёт Ю. А. Гагарина в космос, первая АЭС в Обнинске. Среди учёных также много нобелевских лауреатов.
60-80-е гг.
В литературе в это время кипит работа. Увеличивается число произведений о войне («лейтенантская проза»), развивается «деревенская проза». Часть писателей СССР отмечена Нобелевскими премиями.
Застой коснулся живописи. Соцреализм повлиял на вкусы советского зрителя не в лучшую сторону. К тому же, власти препятствовали развитию новых форм изобразительного искусства. Так, в 1974 году разгрому подверглась выставка художников, писавших в авангардном стиле («бульдозерная выставка»).
Кино 60-80-х годов — гордость страны. Взять хотя бы «Иронию судьбы». Музыка также подарила немало талантов (Алла Пугачёва и др.).
«Гласность».
Время М. Горбачёва – это свободное обсуждение различных тем, ослабление цензуры, публикация ранее запрещенных книг. Такая политика получила название «гласность». Тиражи газет и журналов резко возросли.
В условиях кризиса и приближения развала страны появляются фильмы, созвучные эпохе.
Таким образом, несмотря на все потрясения и давление властей писатели, скульпторы, архитекторы, художники и др. смогли сохранить культуру России в 20 веке и приумножить её наследие.
antiquehistory.ru
Культура России XX века
Конец XIX — начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя.
Этот кризис породил великую эпоху — эпоху русского культурного ренессанса (47. Культурный ренессанс). начала века — одну «из самых утонченных эпох в истории русской культуры. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности. Души раскрывались для всякого рода мистических веяний, и положительных и отрицательных.
Деятели культуры предчувствовали надвигающиеся катастрофы. Поэты видели не только грядущие зори, но что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир… Религиозные философы проникались апокалиптическими настроениями. Пророчества о близящемся конце мира, может быть, реально означали не приближение конца мира, а приближение конца старой, императорской России.
Культурный ренессанс начала века произошел в предреволюционную эпоху, в атмосфере надвигающейся огромной войны и огромной революции. Ничего устойчивого более не было. Исторические тела расплавились. Не только Россия, но и весь мир переходил в жидкое состояние… В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни».
В эпоху культурного ренессанса произошел «взрыв» во всех областях культуры: в поэзии, в музыке; в изобразительном искусстве, в театре…
Россия того времени дала миру огромное количество новых имен, идей, шедевров. Выходили журналы, создавались различные кружки и общества, устраивались диспуты и обсуждения, возникали новые направления во всех областях культуры.
Одним из ведущих направлений стал символизм (49. Символизм). Стремясь прорваться сквозь видимую реальность к «скрытым реальностям», сверхвременной идеальной сущности мира, его «нетленной» Красоте, символисты выразили тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов, доверие к вековым культурным ценностям как единящему началу.
Культура русского символизма, как и сам стиль мышления поэтов и писателей, формировавших это направление, возникали и складывались на пересечении и взаимном дополнении, внешне противостоящих, а на деле прочно связанных и поясняющих одна другую линий философско-эстетического отношения к действительности. Это было ощущение небывалой новизны всего того, что принес с собой рубеж веков, сопровождавшееся чувством неблагополучия и неустойчивости.
Поначалу символическая поэзия формировалась как поэзия романтическая и индивидуалистическая, отделившая себя от многоголосия «улицы», замкнувшаяся в мире личных переживаний и впечатлений.
Символисты не примкнули ни к одному из стереотипов, созданных в XIX веке. Некрасов был дорог им, как и Пушкин, Фет — как и Некрасов. И дело тут не в неразборчивости и всеядности символистов. Дело в широте взглядов, а главное, в понимании того, что всякая крупная личность в искусстве имеет право на свой взгляд на мир и на искусство. Каких бы взглядов ни придерживался их создатель, значение самих произведений искусства ничего не теряет от того. Художники символисты не могли принять благодушия и умиротворенности, отсутствие трепета и горения.
В 1900 году К.Бальмонт выступает в Париже с лекцией, которой дает демонстративное заглавие: «Элементарные слова о символической поэзии». Бальмонт считает, что пустующее место уже заполнилось — возникло новое направление: символическая поэзия, которая и является знамением времени. Ни о каком «духе запустения» говорить отныне не приходится. В докладе Бальмонт попытался с возможной широтой обрисовать состояние современной поэзии. Он говорит о реализме и о символизме как вполне равноправных манерах миросозерцания. Равноправных, но разных по своему существу. В основу художественного мышления были положены не реальные соответствия явлений, а соответствия ассоциативным. Объективная значимость ассоциаций отнюдь не считалась обязательной. Образ, как модель переживаемого содержания сознания, есть символ.
Тем самым на первый план выдвигается поэтическое иносказание как главный прием творчества, когда слово, не теряя своего обычного значения, приобретает дополнительно потенциальные, многосмысленные, раскрывающие его подлинную «сущность» значения.
Превращение художественного образа в «модель переживаемого содержания сознания», то есть в символ, требовало переноса читательского внимания с того, что выражалось, на то, что подразумевалось. Художественный образ оказывался в то же время и образом иносказания.
Сама апелляция к подразумеваемым смыслам и воображаемому миру, дававшая точку опоры в поисках идеальных средств выражения, обладала известной притягательной силой. Она-то и послужила в дальнейшем основой сближения поэтов символизма с Вл.Соловьевым. Предчувствуя наступление событий исторического значения, поэты символизма оказывались во власти мистико-эсхатологических теорий.
Безусловно, символизм опирался на опыт декадентского искусства 80-х годов, но он был качественно иным явлением. Он далеко не во всем совпадал с декадентством.
Возникший в 90-е годы под знаком поисков новых средств поэтической изобразительности, символизм в начале нового века и обрел почву в смутных ожиданиях близящихся исторических перемен. Обретение этой почвы послужило основой его дальнейшего существования и развития, но уже в ином направлении.
Поэзия символизма оставалась по своему содержанию принципиально и подчеркнуто индивидуалистической, но она получила проблематику, которая базировалась теперь на восприятии конкретной эпохи. На почве тревожного ожидания происходит теперь обострение восприятия действительности, входившей в сознание и творчество поэтов в виде тех или иных таинственных и тревожных «знаков времени». Таким «знаком» могло стать любое явление, любой исторический или сугубо бытовой факт («знаки» природы — зори и закаты; различного рода встречи, которым придавался мистический смысл; «знаки» душевного состояния — двойники; «знаки» истории — скифы, гунны, монголы, всеобщее разрушение; «знаки» Библии, игравшие особенно важную роль, — Христос, новое возрождение, белый цвет как символ очищающего характера будущих перемен и т.д.). Осваивалось и культурное наследие прошлого. Из него отбирались факты, которые могли иметь «пророческий» характер. Этими фактами широко оснащались и письменные и устные выступления.
По характеру своих внутренних связей поэзия символизма развивалась в то время в направлении все более глубокой трансформации непосредственных жизненных впечатлений, их таинственного осмысления, целью которого было не установление реальных связей и зависимостей, а постижение «потаенного» смысла вещей. Эта черта и лежала в основе творческого метода поэтов символизма, их поэтики, если брать эти категории в условных и общих для всего течения чертах.
Девятисотые годы — время расцвета, обновления и углубления символистской лирики. Никакое другое направление в поэзии не могло в эти годы соперничать с символизмом ни по количеству выпускавшихся сборников, ни по влиянию на читающую публику.
Символизм был явлением неоднородным, объединявшим в своих рядах поэтов, придерживающихся самых разноречивых взглядов. Некоторые из них очень скоро осознали бесперспективность поэтического субъективизма, другим на это потребовалось время. Одни из них питали пристрастие к тайному «эзотерическому» языку, другие избегали его. Школа русских символистов была, в сущности, достаточно пестрым объединением, в нее входили люди высокоодаренные, наделенные яркой индивидуальностью.
Одни из символистов, такие как, Николай Минский, Дмитрий Мережковский, начинали свой творческий путь как представители гражданской поэзии, а затем стали ориентироваться на идеи «богостроительства» и «религиозной общественности». Н.Минский после 1884 года разочаровался в народнической идеологии и стал теоретиком и практиком декадентской поэзии, проповедником идей Ницше и индивидуализма. В период революции 1905 года в стихах Минского снова появились гражданские мотивы. В 1905 году Н.Минский издавал газету «Новая жизнь», ставшую легальным органом большевиков. Работа Д.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1893) являлась эстетической декларацией русского декадентства. В своих романах и пьесах, написанных на историческом материале и развивающих концепцию неохристианства, Мережковский пытался осмыслить мировую историю как вечную борьбу «религии духа» и «религии плоти». Мережковский — автор исследования «Л.Толстой и Достоевский» (1901-1902), которое вызвало огромный интерес у современников.
«Старшие символисты» – Валерий Брюсов, Константин Бальмонт рассматривали символизм как новый этап в поступательном развитии искусства, пришедший на смену реализму, и во многом исходили из концепции «искусства для искусства». Поэзии В.Брюсова присуща историко-культурная проблематика, рационализм, завершенность образов, декламационный строй. В стихах К.Бальмонта — культ Я, игра мимолетностей, противопоставление «железному веку» первозданно целостного «солнечного» начала; музыкальность.
«Младшие» символисты (Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов) — были приверженцами философско-религиозного понимания мира в духе учения философа Вл.Соловьева. Если в первом поэтическом сборнике А.Блока «Стихи о Прекрасной Даме» (1903) встречаются часто экстатические песни, которые поэт обращал к своей Прекрасной Даме, то уже в сборнике «Нечаянная радость» (1907) Блок явно идет к реализму, заявляя в предисловии к сборнику: «Нечаянная радость» — это мой образ грядущего мира». Для ранней поэзии А.Белого характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности («симфонии»), формальное экспериментаторство. Поэзия Вяч.Иванова ориентирована на культурно-философскую проблематику античности и средневековья; концепция творчества — религиозно-эстетическая.
Символисты постоянно спорили друг с другом, пытаясь доказать правоту именно своих суждений об этом литературном направлении. Так, В.Брюсов рассматривал его как средство создания принципиально нового искусства; К.Бальмонт видел в нем путь постижения сокровенных, неразгаданных глубин человеческой души; Вяч.Иванов считал, что символизм поможет преодолеть разрыв между художником и народом, а А.Белый был убежден, что это та основа, на которой будет создано новое искусство, способное преобразить человеческую личность.
Андрей Белый — поэт самобытный и оригинальный (50. А.Белый.). В его поэзии контрастно сосуществовали пафос и ирония, бытовые зарисовки и интимные переживания, картины природы и философские размышления. В 1904 году выпустил книгу стихов «Золото в лазури», в которой заявил о себе как талантливый поэт-символист. (слайд. 51. Стихи А.Белого).
Андрей Белый, как теоретик символизма, так раскрывает смысл своей платформы: «символизм, приемля лозунги исторических школ, их вскрывает в …их «плюсах» и «минусах»; он — самосознание творчества, как критицизм; до него оно слепо: он противопоставляет себя «школам» там, где эти школы нарушают основной лозунг единства формы и содержания; романтики его нарушают в сторону содержания, переживаемого субъективно; сентенционизм — в сторону содержания, понимаемого абстрактно; современный классицизм (пассеизм) его нарушает в сторону формы.
Значительное место в творчестве А.Белого занимала проза. Его перу принадлежат романы «Серебряный голубь» (1909), «Петербург» (1913-1914), «Котик Летаев» (1922), трилогия «Москва» (1926-1932), для которых характерны временные смещения, разорванность и клочковатость сюжета, свободная композиция, нарочитое использование разных ритмов повествования.
Символизм А. Белого — особый символизм, имеющий мало общего со словесной догматикой Брюсова, или многословием «Стихов о Прекрасной Даме» Блока, или импрессионизмом Анненского. Он весь нацелен в будущее, он гораздо больше имеет общего с Цветаевой и Маяковского. Его стихи лишены шифра, шифр здесь заменила ассоциация, которая стала главным поэтическим средством не только Белого-поэта, но и Белого-прозаика, и даже Белого-критика и публициста. Математически точно рассчитанное употребление слова и словесного образа постоянно взаимодействует у Белого со стихией его лирического «я», в которой господствует уже не только зрительное, но и музыкальное начало.
Всю жизнь А.Белым владело чувство мирового неблагополучия, едва ли не надвигающегося «конца света». Это чувство Белый пронес через всю свою жизнь, им питал свои произведения, им же напитал и главную, искомую идею всей своей жизни и своего творчества — идею братства всех людей на свете, идею духовного родства, которое перекрыло бы все барьеры, прошло бы поверх социальных различий и социального антагонизма, давши в итоге возможность людям — каждому человеку в отдельности и всему человечеству в целом — сохранить себя, индивидуальные особенности своей натуры в эти грозные и чреватые годы.
Своей вечной неудовлетворенностью и напряженностью исканий, глубоким гуманизмом, нравственной чистотой и непосредственностью, этическим максимализмом, художественными и поэтическими открытиями, глубиной идей и пророчеств, стремлением отыскать выход из того кризисного состояния, в котором оказалось человечество, наконец, самим характером своей личности — нервной, ищущей, срывающейся в бездны отчаяния, но и воспаряющей на высоты великих прозрений, — всем этим Белый прочно вписал свое имя в историю ХХ века.
Одно из ведущих мест в русской литературе по праву занимает Александр Блок (52 А.Блок). Блок — лирик мирового масштаба. Вклад его в русскую поэзию необычайно богат. Лирический образ России, страстная исповедь о светлой и трагической любви, величавые ритмы итальянских стихов, пронзительно очерченный лик Петербурга, «заплаканная краса» деревень — все это с широтой и проникновением гения вместил в своем творчестве Блок (53. Стихи А.Блока)..
Первая книга Блока «Стихи о Прекрасной Даме» вышла в 1904 году. Блоковская лирика той поры окрашена в молитвенно-мистические тона: реальному миру в ней противопоставлен постигаемый лишь в тайных знаках и откровениях призрачный, «потусторонний» мир. Поэт находился под сильным влиянием учения Вл.Соловьева о «конце света» и «мировой душе». В русской поэзии Блок занял свое место как яркий представитель символизма, хотя дальнейшее его творчество перехлестнуло все символические рамки и каноны. Во втором сборнике стихов «Нечаянная радость» (1906) поэт открыл себе новые пути, которые лишь намечались в первой его книге. Третий сборник «Земля в снегу» (1908) был принят критикой в штыки. Критики не захотели или не сумели понять логику новой книги Блока. Четвертый сборник «Ночные часы» вышел в 1911 году, очень скромным тиражом.
После революционных событий 1905 года в рядах символистов еще более усилились противоречия, которые в конце концов привели это направление к кризису. «Послесимволистическая поэзия отбросила «сверхчувственные» значения символизма, но осталась повышенная способность слова вызывать неназванные представления, ассоциациями замещать пропущенное.
В целом русские символисты внесли существенный вклад в развитие отечественной культуры. Наиболее талантливые из них по-своему отразили трагизм положения человека, не сумевшего найти свое место в мире, сотрясаемом грандиозными социальными конфликтами, пытались отыскать новые способы для художественного осмысления мира. Им принадлежат серьезные открытия в области поэтики, ритмической реорганизации стиха, усиления в нем музыкального начала.
В начале второго десятилетия XX века появились два новых поэтических течения — акмеизм и футуризм. Акмеисты (54 Акмеизм). (от греческого слова «акме» — цветущая пора, высшая степень чего-либо) призывали очистить поэзию от философии и всякого рода «методологических» увлечений, от использования туманных намеков и символов, провозгласив возврат к материальному миру и принятие его таким, каков он есть: с его радостями, пороками, злом и несправедливостью, демонстративно отказываясь от решения социальных проблем и утверждая принцип «искусство для искусства». Однако творчество таких талантливых поэтов-акмеистов, как Н.Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова (слайды 55-57 А.Ахматова,Стихи), М.Кузьмин, О.Мандельштам, выходило за рамки провозглашенных ими теоретических принципов. Каждый из них вносил в поэзию свои, только ему свойственные мотивы и настроения, свои поэтические образы.
Футуристы объявили себя противниками современного буржуазного общества, уродующего личность, и защитниками «естественного» человека, его права на свободное, индивидуальное развитие. Эти заявления нередко сводились к абстрактному декларированию индивидуализма, свободы от нравственных и культурных традиций.
Футуристы с самого начала провозгласили полный отказ от любых литературных традиций и в первую очередь от классического наследия, утверждая, что оно безнадежно устарело. В своих крикливых и дерзко написанных манифестах они прославляли новую жизнь, развивающуюся под влиянием науки и технического прогресса, отвергая все, что было «до», заявляли о своем желании переделать мир, чему, с их точки зрения, в немалой степени должна содействовать поэзия. Футуристы стремились овеществить слово, связать его звучание непосредственно с тем предметом, которое оно обозначает. Это, по их мнению, должно было привести к реконструкции естественного и созданию нового, широко доступного языка, способного разрушить словесные преграды, разобщающие людей.
Футуризм объединил разные группировки, среди которых наиболее известными были: кубофутуристы (В.Маяковский (слайды 58-59. Маяковский.стихи), В.Каменский, Д.Бурлюк, В.Хлебников), эгофутуристы (И.Северянин), группа «Центрифуга» (Н.Асеев, Б.Пастернак и др.).
В условиях революционного подъема акмеизм и футуризм оказались нежизнеспособными и к концу 1910-х годов прекратили свое существование.
Среди новых течений, возникших в русской поэзии в этот период, заметное место стала занимать группа так называемых «крестьянских» поэтов — Н.Клюев, А.Ширяевец, С.Клычков, П.Орешин. Некоторое время к ним был близок С.Есенин (слайды 60-61. С.Есенин. стихи), впоследствии вышедший на самостоятельную и широкую творческую дорогу. Современники видели в них самородков, отражавших заботы и беды русского крестьянства. Объединяли их также общность некоторых поэтических приемов, широкое использование религиозной символики и фольклорных мотивов.
Среди поэтов конца XIX — начала XX века были и такие, чье творчество не вписывалось в существовавшие тогда течения и группы. Таковы, например, И.Бунин, стремившийся продолжать традиции русской классической поэзии; И.Анненский, в чем-то близкий к символистам и в то же время далекий от них, искавший свой путь в огромном поэтическом море; Саша Черный, называвший себя «хроническим» сатириком, блестяще владевший «антиэстетическими» средствами обличения мещанства и обывательщины; М.Цветаева с ее «поэтической отзывчивостью на новое звучание воздуха».
Для русских литературных течений начала XX века характерен поворот ренессанса к религии и христианству. Русские поэты не могли удержаться на эстетизме, разными путями они пытались преодолеть индивидуализм. Первым в этом направлении был Мережковский, затем ведущие представители русского символизма начали противополагать соборность индивидуализму, мистику эстетизму. Вяч.Иванов и А.Белый были теоретиками мистически окрашенного символизма. Произошло сближение с течением, вышедшим из марксизма и идеализма.
Вячеслав Иванов был один из самых замечательных людей той эпохи: лучший русский эллинист, поэт, ученый филолог, специалист по греческой религии, мыслитель, теолог и философ, публицист. Его «среды» на «башне» (так называли квартиру Иванова) посещали наиболее одаренные и примечательные люди той эпохи: поэты, философы, ученые, художники, актеры и даже политики. Происходили самые утонченные беседы на темы литературные, философские, мистические, оккультные, религиозные, а также и общественные в перспективе борьбы миросозерцаний. На «башне» велись утонченные разговоры самой одаренной культурной элиты, а внизу бушевала революция. Это было два разобщенных мира.
Наряду с течениями в литературе возникли новые течения в философии. Начался поиск традиций для русской философской мысли у славянофилов, у Вл.Соловьева, у Достоевского. В салоне Мережковского в Петербурге были организованы Религиозно-философские собрания, в которых участвовали как представители литературы, заболевшей религиозным беспокойством, так и представители традиционно-православной церковной иерархии. Вот как описывал эти собрания Н.Бердяев: «Преобладала проблематика В.Розанова. Большое значение имел также В.Тернавцев, хилиаст, писавший книгу об Апокалипсисе. Говорили об отношении христианства к культуре. В центре была тема о плоти, о поле… В атмосфере салона Мережковских было что-то сверхличное, разлитое в воздухе, какая-то нездоровая магия, которая, вероятно, бывает в сектантской кружковщине, в сектах не рационалистического и не евангельского типа… Мережковские всегда претендовали говорить от некоего «мы» и хотели вовлечь в это «мы» людей, которые с ними близко соприкасались. К этому «мы» принадлежал Д.Философов, одно время почти вошел в него А.Белый. Это «мы» они называли тайной трех. Так должна была сложиться новая церковь Святого Духа, в которой раскроется тайна плоти».
В философии Василия Розанова «плоть» и «пол» означали возврат к дохристианству, к юдаизму и язычеству. Его религиозное умонастроение сочеталось с критикой христианского аскетизма, апофеозом семьи и пола, в стихии которого Розанов видел основу жизни. Жизнь у него торжествует не через воскресение к вечной жизни, а через деторождение, то есть распадение личности на множество новых рожденных личностей, в которых продолжается жизнь рода. Розанов проповедовал религию вечного рождения. Христианство для него религия смерти.
В учении Владимира Соловьева об универсуме как «всеединстве» христианский платонизм переплетается с идеями новоевропейского идеализма, особенно Ф.В.Шеллинга, естественнонаучном эволюционизмом и неортодоксальной мистикой (учение о «мировой душе» и др.). Крах утопического идеала всемирной теократии привел к усилению эсхатологических (о конечности мира и человека) настроений. Вл.Соловьев оказал большое влияние на русскую религиозную философию и символизм.
Павел Флоренский разрабатывал учение о Софии (Премудрости божией) как основе осмысленности и целостности мироздания. Он был инициатором нового типа православного богословствования, богословствования не схоластического, а опытного. Флоренский был платоником и по-своему интерпретировал Платона, в последствии стал священником.
Сергей Булгаков — один из главных деятелей Религиозно-философского общества «памяти Владимира Соловьева». От легального марксизма, который он пытался соединить с неокантианством, перешел к религиозной философии, затем к православному богословию, стал священником.
И, конечно же, величиной мирового значения является Николай Бердяев. Человек, стремившийся к критике и преодолению любых форм догматизма, где бы они ни появлялись, христианский гуманист, называвший себя «верующим вольнодумцем». Человек трагической судьбы, изгнанный с Родины, и всю жизнь болевший за нее душой. Человек, чье наследие, до последнего времени, изучалось во всем мире, но только не в России. Великий философ, которого ждет возвращение на Родину.
Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творчеством, новизна, напряженность, борьба, вызов.
Раскол, характерный для русской истории, раскол, нараставший весь XIX век, бездна, развернувшаяся между верхним утонченным культурным слоем и широкими кругами, народными и интеллигентскими, привели к тому, что русский культурный ренессанс провалился в эту раскрывшуюся бездну.
Революция 1917 г. начала уничтожать этот культурный ренессанс и преследовать творцов культуры. (62. Аврора).
Деятели русской духовной культуры в значительной своей части принуждены были переселиться за рубеж. Отчасти это была расплата за социальное равнодушие творцов духовной культуры»[1].
После революции государство свою главную задачу в области культуры выделило в преодоление культурного неравенства, открытия доступа трудящихся к культ. ценностям, создание культуры для всего народа, а не для отдельных людей. С этой целью была проведена национализация учреждений культуры.
В советский период существовала монополия государства в сфере культуры — государство планировало, финансировало, направляло культурную деятельность в стране. Государство выделяло значительные средства на развитие образования и науки. В советский период преобладали командно-административные методы управления культурой. Существовало строгая регламентация культурной жизни.
Революционные идеи, могучий размах строительства в СССР стимулировали новаторство. В проводившейся в Париже в 1925 г. выставке Советскую архитектуру представлял павильон СССР, выполненный по проекту Мельникова, в последствии включенный в золотой фонд мировой архитектуры. В СССР приезжают прогрессивно мыслящие архитекторы Западной Европы, США. В. Щусеву принадлежит авторство одного из наиболее яркого проявления советской архитектуры – Мавзолея В.И. Ленина, в формах которого он попытался создать величественный памятник основателю первой социалистической страны. Возведённый сначала в дереве (1924 г.) Мавзолей был перестроен в 1930 г. Высшим проявлением ведущих в 50-е годы позиций в отношении художественной образности советской архитектуры стали 7 высотных домов в Москве, строившихся с 1948 по 1953 г. Эти здания придали новые масштабные соотношения и своеобразие городскому пейзажу Москвы. В планах реконструкции разрушенных городов: Минска, Киева, Волгограда и других, общегородскими центрами стали главные магистрали с системой площадей, застроенные жилыми и общественными зданиями.
Переход к «супермаштабным» сооружениям был уже осуществлен в Москве во время подготовки к Олимпиаде-80, когда были выстроены такие грандиозные комплексы как «Олимпийская деревня» на юго-западе столицы, крупная гостиница и административный комплекс в Измайлове, спорткомплекс «Олимпийский» на проспекте Мира и другие сооружения.
Величайшим кинохудожником того времени можно считать режиссёра С.М. Эйзенштейна. (64-65. Броненосец Потемкин), создавшего шедевр киноискусства фильм «Броненосец “Потёмкин”» (1925), впоследствии отмеченный на Всемирной киновыставке в Брюсселе в 1958 г. и названный из 12 выставленных фильмов лучшим фильмом всех времён. Новизна монтажных построений, метафоричность киноязыка, классическая стройность композиции отличали этот фильм.
Режиссёр-новатор В.И. Пудовкин создал экранизацию повести М. Горького (66. Горький) (1926) считающийся одним из лучших произведений мирового экрана. Революционной борьбе и становлению новой жизни посвящались картины режиссёра Протазанова «Его призыв» (1925), «Сорок первый» (1927) и другие. Крупнейший украинский кинорежиссёр А.П. Довженко создал революционную киноэпопею «Звени Гора» (1928) и «Арсенал» (1929). В 1934 г. Г.Н. и С.Д Васильевы снимают фильм-портрет по повести Д.А. Фурманова «Чапаев» (67. Чапаев). Эта тема получила всестороннее развитие и на экраны выходят фильмы: «Яков Свердлов» (1940 г. режиссёр Юткевич), трилогия о
Максиме «Юность Максима» (1935) «Возвращение Максима» (1937) «Выборгская сторона» (1939) режиссёров Козинцева и Трауберга «Щёрс» (1939 г. Режиссёр Довженко) Создаются важные для того времени фильмы о Ленине рисующие образ вождя и получившие в последствии в советском кинематографе название Ленинианы: «Ленин в Октябре» (1937), «Ленин в 1918 году» (1939) режиссёр М.И. Ромм, «Человек с ружьём» (1938) режиссёр Юткевич (слайды 68-71. Советские писатели).
В годы Великой Отечественной войны советская кинематография сыграла огромную роль в воспитании боевого духа и высокого патриотизма. Создавались фронтовые киногруппы, которые создавали киножурналы и специальные выпуски с мест боёв. Наиболее оперативной формой киноискусства стали «Боевые киносборники», состоявшие из короткометражных игровых новелл, документально- хроникальных очерков, посвящённых борьбе народов против немецко-фашистских захватчиков. В их создании участвовали ведущие мастера художественного кино – Пудовкин, Юткевич, Савченко, Герасимов, Козинцев и другие. Фронтовые операторы самоотверженно снимали боевые действия, подвергая свою жизнь опасности, от первых дней войны до взятия Берлина и капитуляции Японии. Документальная «Летопись Великой Отечественной войны» составила более 3,5 млн. метров отснятой киноплёнки. О подъёме советского киноискусства конца 50-х гг., притоке новых творческих сил, более углубленном решении военной темы свидетельствовали фильмы «Летят журавли» «Дом в котором я живу» (1957), «Судьба человека» по М.А. Шолохову (режиссёр С.Ф. Бондарчук) «Баллада о солдате» (режиссёр Г.Н. Чухрай) (1959). Психологическое раскрытие нового послевоенного поколения нашло отражение в фильмах «Чужая родня» (1956) «Дело было в Пенькове» (1958). В 60–70-е года советское киноискусство становится всё более многоплановым и углублённым в исследовании разнообразных сторон жизни общества; обогащаются выразительные средства, совершенствуется киноязык. По- прежнему одной из ведущих остаётся тема Великой Отечественной войны. Выпускаемые картины в этот период времени с большой эмоциональной силой повествуют о бессмертных подвигах, моральной чистоте, гуманизме советского народа. К наиболее ярким можно отнести работы: «Мир входящему» (1961), «Иваново детство» (1962), «Живые и мёртвые» (1964), «Отец солдата» (1965), «А зори здесь тихие…» (1972), четырёхсерийная киноэпопея «Освобождение» (1970-71 гг. режиссёр Озеров). Центральное место занимают фильмы, посвящённые современной действительности. Их отличает широкий показ жизни страны, интересно и многогранно раскрытые образы современников – рабочих, колхозников, интеллигенции. В лучших из них проявилось многообразие тем, художественных манер, жанрово-стилических исканий: «Серёжа» (1960) «Доживём до понедельника» (1968) «Калина красная» (1974) (73 Шукшин), «Любовь земная» (1974) и другие.
О творческой зрелости советского ки
magref.ru