Архитектура в 20 веке: АРХИТЕКТУРА XX ВЕКА

АРХИТЕКТУРА XX ВЕКА



АРХИТЕКТУРА XX ВЕКА

Исторические условия развития архитектуры

Развитие архитектуры XX в. ещё продолжается, но за предшествующий период она уже пережила ряд значительных событий. С возникновением первого социалистического государства, а в середине века уже целой социальной системы, были сформулированы новые идейные принципы, а в связи с этим и новые задачи архитектуры и градостроительства связанные с всесторонним повышением жизненного уровня людей. Значительное влияние на архитектуру в целом и на различные её направления наука и техника. Одновременно произошли глубокие перемены и в тех областях жизни людей, которые казались неизменёнными, что в свою очередь сделало достоянием ебщественного сознания того наиболее существенного, что отличает наш век от всех предыдущих столетий.

КАТЕГОРИИ

  • АРХИТЕКТУРА
  • Архитектура Древнего Мира
  • Архитектура Древнего Египта
  • Архитектура Древнего Востока
  • Древняя Греция
  • Древний Рим
  • Архитектура Древней Руси
  • Архитектура Венеции
  • Романский период (950 — 1250 гг.)
  • Готика (1250 — 1520 гг.)
  • Ренессанс (1520 — 1650 гг.)
  • Барокко (1650 — 1770 гг.)
  • Рококо (1715 г. — XVIII в.)
  • Классицизм (1770 -1840 гг.)
  • Ампир (1804 — 1825 гг.)
  • Архитектура XIX — XXI вв
  • Великие Архитекторы Мира

Общие черты развития архитектуры XX вв

Если проследить в общих чертах развитие архитектуры в XX в., можно отметить, что вначале она рассматривается как результат реализации определенной общественной программы, но получаемый на основе индивидуального опыта и с помощью индивидуальных выразительных средств. При этом в архитектуре, относимой в тот период к одному из видов искусства, главным считалось решение эстетических вопросов, хотя при этом учитывалось, что пространственное решение архитектурного объекта должно отвечать своему назначению. К этому периоду относится появление железобетонных конструкций.

популярные теги

  • АРХИТЕКТУРА
  • Архитектура Древнего Мира
  • Архитектура Древнего Египта
  • Архитектура Древнего Востока
  • Древняя Греция
  • Древний Рим
  • Архитектура Древней Руси
  • Архитектура Венеции
  • Романский период (950 — 1250 гг.)
  • Готика (1250 — 1520 гг.)
  • Ренессанс (1520 — 1650 гг.)
  • Барокко (1650 — 1770 гг.)
  • Рококо (1715 г. — XVIII в.)
  • Классицизм (1770 -1840 гг.)
  • Ампир (1804 — 1825 гг.)
  • Архитектура XIX — XXI вв
  • Великие Архитекторы Мира

Архитектура во второй четверти XX века

Во второй четверти XX в для концепции архитектуры стало характерным повышенное внимание к тем сторонам проблемы, которые поддавались точному измерению. С этим были связаны стремления к научному исследованию и выявлению физического назначения архитектуры. Тогда же были заложены основы индустриализации строительства. Архитектурная форма стала создаваться исходя из соображений рационального характера. Планировка зданий решалась относительно независимой от принятой конструктивной системы, в частности от железобетонного каркаса, который в то время уже получил широкое распространение. Большое внимание стало уделяться вопросу стандартизации. Популярность приобрела теория изменчивости функций, что вызвало стремление добиваться функциональной гибкости архитектурных объектов. Создаётся новая типология зданий и сооружений, вырабатывается новая система выразительных средств архитектуры, которые приобретают международный характер.

Архитектура в середине XX века

В середине XX в. функционалистическая концепция архитектуры продолжает развиваться, но большее внимание начинают уделять идейной выразительности архитектурной формы, при создании которой архитекторы иногда вновь обращаются к историческому наследию. Архитектура рассматривается как составная часть жизненной среды, выполняющая по отношению к ней интегрирующую функцию.

Теории XX вв

Теория архитектуры XX в. оказали влияние и на градостроительство, где на смену идельным композиционным представлениям о городе пришел рационализм. Приобретают популярность система свободной застройки и принцип функционального зонирования. Характерной чертой XX в. стала районная планировка, которая распространила проблематику градостроительства на более широкие территориальные связи.

Модерн

Это стиль конца 19 — начала 20 веков. Архитектура модерна искала единства конструктивного и художественного начал. Используются новые технические средства, новые материалы (железобетон), свободная, функционально обоснованная планировка, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор, особенно из водных растений. Здания подчёркнуто индивидуализированы, все элементы их подчиняются единому орнаментальному ритму и образносимволическую замыслу.

Конструктивизм

Конструктивизм возник в начале XX века, когда развитие автомобильного транспорта стало входить в противоречие со старой планировкой городов, с их низкими улицами и чрезмерной плотностью населения. Следует заметить, что в разных странах этот стиль архитектуры развивался по-разному. Так, во Франции символом конструктивизма является Эйфелева башня. Она не имеет никакой практической ценности, но в тот момент, она олицетворяла собой вступление в технический век. Кроме того, перед архитекторами того времени встала задача по постройке многоквартирных домов для людей со средним и низким уровнем достатка. Это привело к возникновению небоскрёбов. Обычно, в таких постройках отсутствовали какие-либо украшения.

Хай-тек

Технический прогресс в 70-х годах XX века стал оказывать довольно значительное влияние на архитектуру. Он являл собой олицетворение вступления в век высоких технологий. Хотя хай тек и вылился в отдельный архитектурный стиль, он отличался от них лишь способами архитектурного оформления и используемых материалов. Хай-тек использует различные комбинации металла и стекла, предполагая использование инженерно-технических конструкций здания в декоративных целях. Использование различных цветов для покраски трубопроводов, вентиляционных шахт позволяет им выглядеть конструктивно-декоративными элементами здания, которые дополняют его функционально и эстетически.

Деструктивизм

Это направление возникло в конце XX века, когда архитекторы всё чаще стали задаваться вопросом, насколько необходимо пользоваться общепринятыми правилами эстетики при строительстве зданий. Для деструктивизма характерны самые неожиданные изгибы линий, расположенные под углом опоры, не несущие никакой нагрузки, кроме декоративной. Яркими примерами архитектуры деструктивизма являются здания из стекла и стали.

Функционализм

В начале XX века начинает бурно развиваться архитектурный стиль функционализм. Архитекторы, проектировавшие в этом жанре, пользовались тезисом «форма должна соответствовать назначению». Считалось безвкусным устанавливать какие-либо украшения, если они не несли практической пользы. Некоторые из принципов функционализма можно было использовать практически в любой стране, подгоняя их под национальные особенности.

Постмодернизм

Постмодернизм в архитектуре представляет собой совокупность течений, зародившихся в 1960-х гг. , в США. пришедших на смену господствовавшему модернизму. Расцвет стиля начался с 1980-х и продолжается по сей день. Функционализм модернизма, его стереотипность форм и идей исчерпали себя. Чрезмерный рационализм модернистских решений создавал атмосферу уныния. Время требовало внесение струи оригинальности в каждое творение, созрело отрицание машинности массовых жилищ, в которых формирование внешнего облика здания стало так же рационально детерминированным. Назрела идея вернуть образность и оригинальность. Постмодернисты занялись поиском уникальности в создании новых форм. Они задались идеей гармонизировать архитектуру в соответствии с окружающими искусственной и естественной средами. Во внешней отделке зданий постмодернисты стремились к симметрии и пропорциональности, к выразительной образности строений.

Югендстиль

Югендстиль появился в архитектуре Европы на рубеже 19 и 20 веков. Для югендстиля характерен орнаментальный стиль с изогнутыми линиями, асимметричная композицию и нерегулярные линии в ритмах, главные мотивы – природа, элементы античного искусства, мифологии. В архитектуре югендстиль выражается функциональной постройкой строения и насыщенно декорированным фасадом, что достигается применением всех средств выражения строительства, от формы оконных и дверных проемов, эркеров и до рельефов, скульптур, орнаментных линий, витражей. Но для югендстиля важен не только парадный фасад, но и общий образ, поэтому «архитектура югендстиля» обозначает и интерьер, и форму столовых приборов, и даже гардероб обитателей.

Сецессион

Сецессион — это стилистическое течение в искусстве Австрии периода Модерна конца XIX — начала XX вв. Название возникло от того, что в тот период искусство Вены, как и другого центра искусства — Мюнхена, воплощало в наилучшей форме самые передовые художественные идеи Юго-Восточной Европы. Город жил в музыкальном ритме. Венская архитектура периода Историзма середины и второй половины XIX в. в творчестве Г. Земпера и К. Э. фон Хазенауэра подошла к решению новых градостроительных задач. «Изделия прикладного искусства, создававшиеся в этом городе, не знающем суеты, свидетельствовали о присущей Вене культуре и непринужденном юморе. Их отличала богатая декорировка поверхностей, иногда даже чрезмерная, которая сочеталась с искусным выполнением деталей и нередко смелым, даже грубоватым подбором цветов.

Пуризм

Новые программные принципы зародились во Франции, где под названием «пуризм» возникло художественное, а позднее архитектурное движение, которое в начале 20-х годов распространилось по всей Европе. Пуризм сам по себе, однако, означал прежде всего сведение архитектурной формы к элементарной системе кубов, призм, цилиндров, конусов и шаров. Систему этих элементарных геометрических тел пуризм потом часто подчинял принципам классической композиции. Он вернулся к мысли Сезанна о том, что все в природе и в человеческой деятельности имеет в своей основе исходные геометрические формы. Пуризм опирался на идею, что в архитектуре и в искусстве нужна не деформация, а формирование путем отбора и совершенствования. Это вело к принципу экономии формы и к теории стандарта, которая являлась одной из основ пуритской эстетики производства серийной продукции и массового потребления.

Баухауз

Большое значение для развития функционализма в период между мировыми войнами имела рациональная ветвь немецкого модерна. Он возник в 1919 г. путём слияния двух художественных школ в Веймаре. В 1923 г. В.Гропиус выступил с принципом координации всех творческих сил на рационалистической базе с тем, чтобы достичь единства в архитектуре. Целью Баухауза он считал создание коллективных произведений, в которых так же как в архитектуре не существовало бы границ между монументальным и декоративным искусством. После изгнания Баухауза из Веймара В.Гропиус построил новый школьный комплекс, включая жилые дома, в Дессау (1925-1926). Эти постройки стали одними из первых и при этом стилистически наиболее зрелых примеров функционалистической архитектуры в Европе. В Баухаузе зародились основные принципы эстетики технической цивилизации, которые Гропиус развил и конкретизировал на примере последовательной рационализации и стандартизации сборного жилого дома на одну семью, состоящего из типовых металлических объемных блоков. После ухода Гропируса из школы в деятельности Баухауза произошли частичные изменения.

Советский конструктивизм

К передовым направлениям архитектуры периода между мировыми войнами относятся советский конструктивизм, который имел характер широкого коллективного движения, вдохновленного идеями Октяборьской революции. Поэтому конструктивизм в советской архитектуре понимался не только как изменение самих архитектурных принципов, но и как движение за создание новой жизненной среды. Он представлял собой специфический способ мышления и творчества. Манифестом конструктивистской архитектуры стал проект металлической спирали, названной башней III Интернационала, затем утопические проекты небоскребов. Институт В.И.Ленина по проекту И.И.Леонидова, которые в символическом виде грандиозных и в то время неосуществелнных конструкций выражали совершенно уникальные идеи своего времени и страны. В следующей фазе развития советского конструктивизма преобладали уже реальныне задачи. Возникли новые творческие группы, например, АСНОВА (ассоциальная новых архитекторов).

Научный подход к архитектуре прокламировало объединение ОСА (объединение современных архитекторов). Возникновение третьей группы ВОПРА привело к дальнейшему обострению различий между отдельными направлениями. Для начала 30-х годов оставалось еще характерным дальнейшее появление крупных конструктивистских проектов и построек. Были также сформулированы принципы новых форм коллективного жилья в домах-коммунах. Понимание архитектуры как результат пространственного воплощения социалистически понимаемых функций вело к появлению предложений и по другим новым типам зданий. К началу 30-х годов конструктивизм достигает своего расцвета и срастается с другими течениями. В результате различные группы объединяются в Союз советских архитекторов.

Главная ПРОЕКТЫ ДОМОВ И КОТТЕДЖЕЙ Лучшие проекты домов и коттеджей ЭСКИЗЫ ДОМОВ И КОТТЕДЖЕЙ планы коттеджей ФАСАДЫ ДОМОВ Фотогалерея коттеджей Одноэтажные коттеджи Двухэтажные коттеджи Мансардные коттеджи Коттеджи из газобетонных блоков Кирпичные дома Коттеджи в стиле ХАЙ-ТЕК Дома с гаражом Дома с подвалом Узкие дома

Особняки Виллы Таун-хаусы Коттеджи на две семьи Проекты коттеджей менее 100 м2 Проекты коттеджей от 100 до 150 м2 Проекты коттеджей от 150 до 200 м2 Проекты коттеджей от 200 до 250 м2 Проекты коттеджей от 250 до 300 м2 Проекты коттеджей более 300 м2 Деревянные дома Каркасные дома Гостевые дома Бани и Сауны Гаражи и Постройки Беседки и Перголы

Архитектура XX века в мире

Архитектура XX века в отличие от живописи того периода не претерпевала явления кризиса. Более того, одновременно с послевоенным восстановлением городов, интенсивным техническим развитием, возникновением потребности в строительстве происходил рост, обновление и возрождение архитектурного облика городской инфраструктуры.

Вместе с применением новых строительных технологий в то время используются и активно применяются в строительных конструкциях и новые строительные материалы:

  • бетон,
  • стекло,
  • полимерные материалы,
  • железобетон,
  • цемент и различные наполнители для него,
  • сталь,
  • пенобетон.

Применение в архитектурных конструкциях XX века неизбежно приводит к поиску и развитию новых стилей и направлений.

Исторические особенности развития архитектуры XX века

Замечание 1

Развитие архитектуры XX века можно условно разделить на несколько временных промежутков, каждый из которых имеет свои особенности и стилистику.

События прошлого периода оказали значительно влияние на развитие архитектуры, которое имеет продолжение и в настоящее время.

К таким моментам относится развитие социалистического государства с новыми идеями и принципами, которые сформулировали новые архитектурные и градостроительные направления, целью которых стало повышение уровня жизни людей. Наряду с этим на архитектуре сказывалось развитие науки и техники.

Архитектура XX века существенным образом отличается от архитектурных идей прошлых столетий.

Архитектура второй четверти XX века относилась к одному из видов искусства, главенствующим направлением которого являлось решение эстетических вопросов, а расположение объекта архитектуры в пространстве максимально сочеталось с назначением здания. Активное появление железобетонных конструкций позволяло воплощать архитектурные новшества того времени. Архитектурные формы создавались с учетом рациональности, имела место планировка зданий, учитывался одновременно вопрос стандартизации. Типология зданий и сооружений кардинальным образом обновляется, появляются новые выразительные архитектурные формы, которые приобретают популярность на международном уровне.

Архитектура середины XX века также основана на основе функциональности, значительное внимание уделяется идее выразительности архитектурных форм, наряду с тем архитекторы часто вновь обращаются к историческому опыту, к наследию. В это время архитектура неразрывно связана с жизненной средой.

Рисунок 1. Югендстиль в Риге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Архитектурные стили XX века:

  • Модерн
  • Конструктивизм
  • Хай-тек
  • Деструктивизм
  • Функционализм
  • Постмодернизм
  • Югендстиль
  • Сецессион
  • Пуризм
  • Баухауз
  • Советский конструктивизм

Яркие из архитектурных стилей XX века

Конец XIX начало XX вв. ознаменованы стилем модерн. Модерн в архитектуре пытался объединить конструктивность и художественность. В архитектурных решениях используются новые современные материалы, в частности, железобетон, для планировка обусловлена свободой и максимальной функциональностью, декоративностью, гибкостью линий, часто используются растительные узоры, стилизованные под водные растения. Здания данного стиля очень носят индивидуальный характер, элементы, украшающие здания, выполнены в едином ритме с символическим замыслом.

На начало XX века приходится противоречивый «спор» развивающейся транспортной отрасли и устаревшей городской планировкой, улицы заполнены малоэтажными строениями, плотность населения растет. В это время возникает конструктивизм, как один из стилей архитектуры того времени. Разным странам мира было присуще различие в развитии конструктивизма. Одним из ярких примеров архитектурного конструктивизма во Франции является Эйфелева башня. Несмотря на тот факт, что данная конструкция лишена какой-либо практической ценности, на тот момент башня являла собой олицетворение вступления в век техники.

Замечание 2

Архитекторы того времени были озадачены идеей создания построек для людей с низким и средним уровнем достатка, что неизбежно привело к созданию небоскребов. Такие архитектурные творения лишены были каких-либо украшений.

70-е года XX столетия – вступление в век высоких технологий – хайтек. Основное отличие данного стиля состоят в использовании особых способов архитектурного оформления и материалов – стекла и металла в различных их комбинациях.

Декоративность и стиль зданий обеспечивались покраской вентиляционных шахт, трубопроводов в различные цвета. Данное оформление отдельных конструктивов зданий придавало последним эстетику и функциональность одновременно.

Рисунок 2. Пример деконструктивизма в архитектуре. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В конце XX века возникает такое направление архитектуры как деструктивизм. Для деструктивизма характерны неожиданные решения в виде изгибов линий, которые принадлежат основной конструкции, но не несут на себе никакой нагрузки, — лишь декоративную. Стальные и стеклянные здания – яркие тому примеры.

Пуризм возникает изначально как художественное движение, только позднее как архитектурное, распространившееся по всей Европе в начале 20-х годов. Суть пуризма заключалась в том, чтобы свести и подчинить в итоге элементарные геометрические формы: шар, призма, цилиндр, конус принципам классической композиции. Основная философская идея сводится к мысли Сезанна о том, что основу всей человеческой деятельности составляют геометрические формы. Идея пуризма заключалась в том, чтобы не подвергать архитектуру и искусство деформации, а следовать к совершенству путем отбора. В итоге пуритская эстетика свелась к серийности и массовости.

В заключение можно подчеркнуть, что характерным отличием архитектуры XX века является рационализм, который сменил представления о городе как о некой композиции. В то время набрала популярность идея свободной застройки, разделение на зоны с точки зрения функциональности, так называемое функциональное зонирование. В последующем в градостроительстве применяется районная планировка.

Архитектура 20-го века Фрэнка Ллойда Райта — Карты

Ваш браузер не поддерживает джаваскрипт.

настроить фильтр

Список Архитектура 20-го века Фрэнка Ллойда…

  • Описание
  • Карты
  • Документы
  • Галерея
  • Индикаторы
Несколько локаций (8)

ID Имя и местонахождение Государство-участник Координаты Свойство Буферная зона
1496rev-001 Храм Единства Соединенные Штаты Америки N41 53 18,3
W87 47 48,6
0,167 га 10. 067 га
1496rev-002 Фредерик С. Роби Хаус Соединенные Штаты Америки N41 47 23,3
W87 35 45,5
0,13 га 1,315 га
1496rev-003 Талиесин Соединенные Штаты Америки N43 8 27,9
W90 4 12,9
4,931 га 200. 899 га
1496rev-004 Холлихок Хаус Соединенные Штаты Америки N34 6 0
W118 17 39,89
4.608 га 13.986 га
1496rev-005 Водопад Соединенные Штаты Америки N39 54 22,7
W79 28 05
11. 212 га 282,299 га
1496rev-006 Дом Герберта и Кэтрин Джейкобс Соединенные Штаты Америки N43 3 31
W89 26 30
0,139 га 1,286 га
1496rev-007 Талиесин Вест Соединенные Штаты Америки N33 36 23
W111 50 44
4,285 га 198. 087 га
1496rev-008 Музей Соломона Р. Гуггенхайма Соединенные Штаты Америки N40 46 58,55
W73 57 32
0,251 га 2,164 га

Загрузка объектов всемирного наследия в различных форматах (RSS/XML/KML)

Карты
Дата Титул
2019 Архитектура 20-го века Фрэнка Ллойда Райта — Карты внесенных в список владений

Архитектура 20-го века Фрэнка Ллойда Райта — Галерея

Список Архитектура 20-го века Фрэнка Ллойда. ..

  • Описание
  • Карты
  • Документы
  • Галерея
  • Индикаторы

Музей Соломона Р. Гуггенхайма, вид на ротонду с фонтаном на переднем плане.

© Музей Соломона Р. Гуггенхайма

Автор: Дэвид Хилд

Taliesin

© Frank Lloyd Wright Foundation

Автор: Эндрю Пилаж

Музей Соломона Р. Гуггенхайма, вид на ротонду и просвет с первого этажа.

© Музей Соломона Р. Гуггенхайма

Автор: Дэвид Хилд

Музей Соломона Р. Гуггенхайма, вид на ротонду и просвет с первого этажа.

© Музей Соломона Р. Гуггенхайма

Автор: Дэвид Хилд

Храм Единства. Вид на аудиторию/помещение для богослужений на север, снято с кафедры.

© Фонд восстановления храма Единства

Frederick C. Robie House, южный фасад

© Frank Lloyd Wright Trust

Дом Фредерика С. Роби, западный фасад.

© Доверительный фонд Фрэнка Ллойда Райта

Дом Фредерика К. Роби. Вид на главный этаж на восток.

© Harboe Architects

Талиесин, вид на северо-восток через гостиную.

© Taliesin Preservation, Inc.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *