Русская живопись первой половины XIX века – Вечные темы
Презентация по предмету «История», 10 класс
Первая половина 19 века — яркая страница в культуре России. Все направления — литература, архитектура, живопись этой эпохи отмечены целым созвездием имен, которые принесли русскому искусству мировую известность.
Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года, которая в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию.
Классицизм
В самом начале XIX века классицизм играл в русской живописи значительную роль.
Одно из известных произведений начала века на историческую тему — картина Дмитрия Ивановича Иванова (1782 — после 1810) «Марфа Посадница», написанная в 1808 году. Художник обращается к истории древней Руси, периода борьбы Новгородского княжества с усиливающимся Московским княжеством.
На картине изображен Мирослав, который готовится повести новгородцев на борьбу с Москвой, и принимает от отшельника Феодосия Борецкого меч Ратмира. Мирослава привела к отшельнику дочь Феодосия, Марфа, возглавляющая новгородскую оппозицию. Классицистическому стилю отвечают как характер сюжета, так и художественный язык картины.
Романтизм
Новизну воззрений привнес в русское искусство романтизм — европейское течение, сложившееся на рубеже XVIII — XIX веков. С модой на руины, франкмасонские таинства, рыцарские романы и романсы связано развитие романтизма в русской живописи.
В России романтизм приобрел свою особенность: в начале века он имел героическую окраску, а в годы николаевской реакции — трагическую. В то же время романтизм в России всегда был формой художественного мышления, близкой по духу революционным и вольнолюбивым настроениям.
Портреты Ореста Кипренского
Ярче всего романтизм проявил себя в портретном искусстве. Романтический портрет утверждает неповторимую индивидуальность духовного мира человека, его отличают непосредственность выражения, точность и острота физиономической характеристики, живая эмоциональность.
Самым значительным портретистом первой трети XIX в. был Орест Адамович Кипренский (1782-1836). Уже в 1804 г. он создал одно из самых интересных своих произведений — портрет отчима — Адама Швальбе.
В творчестве Кипренского сформировался своеобразный тип камерного портрета, с проникновенной глубиной раскрывающего духовную жизнь человека. Большинство героев Кипренского являются носителями высшей доброты, высоконравственного, гуманистического начала.
Алексей Гаврилович Венецианов
Замечательным живописцем, создателем своеобразного национально-романтического течения в русской живописи был Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847), любимый ученик Боровиковского. Венецианов создал уникальный стиль, соединив в своих произведениях традиции столичного академизма, русский романтизм начала XIX в. и идеализацию крестьянской жизни. Он стал родоначальником русского бытового жанра.
Александр Осипович Орловский
Еще один известный представитель русской живописи начала века — Александр Осипович Орловский (1777-1832). В творчестве Орловского, также как и Кипренского, были ярко выражены романтические тенденции. Художнику были интересны свободные, сильные люди, национальные особенности различных народностей. В своих картинах Орловский порой изображал характерные, острые сцены. Излюбленный романтический образ художника — человек на коне. Всадники и конные сцены в окружении эмоционального пейзажа присутствуют во многих его художественных произведениях.
Василий Андреевич Тропинин
Знаменитый русский художник-портретист Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) продолжал свою творческую деятельность более полувека, большую часть жизни при этом, оставаясь крепостным. Лучшие годы творчества художника совпали по времени с периодом расцвета таланта Кипренского. Оба художника были близки своим стремлением к простоте и непринужденности образа человека. Однако персонажи Тропинина будничнее и проще, что свидетельствует о следовании художником характерных для того времени новых тенденций к демократизации искусства.
До 47-летнего возраста находился он в крепостной неволе. Поэтому, наверное, так свежи, так одухотворены на его полотнах лица простых людей. И бесконечны молодость и очарование его «Кружевницы».
Одним из самых известных и реалистичных портретов А.С.Пушкина, является портрет, написанный В. Тропининым в 1827 г.
Одежда поэта весьма символична: художник изобразил его в свободном домашнем халате, наброшенным на белую сорочку с поднятым воротничком. Довершает образ небрежно повязанный поверх воротничка шелковый шарф и слегка растрепанные волосы. Истинный русский Байрон в халате! Не зря Тропининым для изображения Пушкина был выбран именно этот наряд: как никакой другой, он в точности передает основные черты характера поэта, его любовь к свободе и вольнодумство.
Портрет показывает не Пушкина-поэта, а Пушкина-человека. Вся его поза говорит о его неуемной энергии, может показаться, что через миг, он встанет и уйдет.
Художник мастерски смог передать через портрет одухотворенность и богатый внутренний мир Александра Сергеевича, благодаря чему получившийся образ вызывает восторги и любовь зрителей.
Карл Павлович Брюллов
Карл Павлович Брюллов (1799-1852) был одним из самых ярких, и в то же время противоречивым художником в русской живописи XIX века. Брюллов обладал ярким талантом и независимым образом мыслей. Несмотря на веяния времени (влияние романтизма), художник не смог полностью избавиться от классицистических канонов. Возможно поэтому его творчество высоко ценилось далеко не передовой Петербургской Академией художеств: в молодости он был ее учеником, а в последствии стал заслуженным профессором.
Художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание перемен отразились в картине К.П. Брюллова «Последний день Помпеи».
В 1830 г. Брюллов побывал на раскопках античного города Помпеи. Он гулял по древним мостовым, любовался фресками, и в его воображении вставала та трагическая ночь августа 79 г. н. э., когда город был засыпан раскаленным пеплом и пемзой проснувшегося Везувия. Через три года картина «Последний день Помпеи» совершила триумфальное путешествие из Италии в Россию.
Александр Андреевич Иванов
В первой половине XIX в. жил и творил художник Александр Андреевич Иванов (1806—1858). Всю свою творческую жизнь он посвятил идее духовного пробуждения народа, воплотив ее в картине «Явление Христа народу». Более 20 лет работал он над этой картиной, в которую вложил всю мощь и яркость своего таланта. На переднем плане его грандиозного полотна в глаза бросается мужественная фигура Иоанна Крестителя, указывающего народу на приближающегося Христа. Его фигура дана в отдалении. Он еще не пришел, он идет, он обязательно придет, говорит художник. И светлеют, очищаются лица и души тех, кто ожидает Спасителя. В этой картине он показал, как говорил позднее И. Е. Репин, «угнетенный народ, жаждущий слова свободы».
Павел Андреевич Федотов
С именем Павла Андреевича Федотова (1815—1852) связан важный этап становления русской реалистической живописи XIX века. Федотов обладал острой наблюдательностью, чутко воспринимал недостатки общественного строя. Обладая талантом сатирика, художник впервые в русской живописи придал бытовому жанру социальное, критическое выражение. В своих картинах живописец показывал жизнь горожан: среди персонажей его произведений были купцы, офицеры, чиновники, бедняки. Федотов большое значение придавал наблюдениям окружающей его жизни, много делал набросков с натуры. Часто действия его картин построены на конфликте, где дается социальная характеристика людей.
В основе сценария картины «Сватовство майора» заурядный брак по расчету между дочерью зажиточного купца и разорившегося майора-дворянина. В то времечко подобные сделки были обычным делом: одни стремились заполучить деньги, а другие – звания в обществе, да и просто семье необходимо было выжить, банкротство было неминуемым крахом.
В 1848 г. на академической выставке была представлена его картина «Свежий кавалер». На картине изображен чиновник, которому накануне была вручена первая для него награда – орден – и вот он в своих мечтах уже возносится по служебной лестнице на самый верх, представляя себя, то городничим, то губернатором.
Это была дерзкая насмешка не только над тупым, самодовольным чиновничеством, но и над академическими традициями. Грязный халат, в который облачился главный герой картины, очень уж напоминал античную тогу. Брюллов долго стоял перед полотном, а потом сказал автору полушутя полусерьезно: «Поздравляю вас, вы победили меня».
Несмотря на разнообразие творческих индивидуальностей и при различии конкретных художественных задач, общая тенденция в русской живописи первой половины XIX века сводилась к приближению всех жанров искусства к жизни. Эта тенденция нашла свое отражение в обращении большинства художников к современным сюжетам и проблемам, во внимании к внутреннему миру человека, к переживаниям самого художника. Именно поэтому знакомство с творчеством мастеров первой половины XIX века вызывает у зрителя живое ощущение эпохи, дает представление о мыслях и чувствах русского общества.
Вас также может заинтересовать
Искусство первой половины XIX века.
Культурное содружество народов РоссииИзобразительное искусство
Первая половина XIX в. является важнейшим периодом в развитии изобразительного искусства — скульптуры, живописи, архитектуры. Это был период расцвета изобразительного искусства, утверждения в нем новой тематики, новых форм и жанров.
Два крупнейших исторических события этого времени имели наибольшее влияние на развитие искусства.
- Это, прежде всего, Отечественная война 1812 г. Война, вызвавшая небывалый патриотический подъем, показавшая величие и героизм народа в тяжелую годину испытаний, способствовала росту национального самосознания народа. Она привлекла пристальное внимание передовых слоев общества к угнетенному, забитому народу, веками находившемуся в рабстве, но не потерявшему человеческого достоинства и проявившему величие духа в борьбе с иноземным захватчиком.
- Вторым событием, повлиявшим на развитие искусства, было начало освободительного движения, восстание декабристов, поставившее задачу ликвидации отжившего общественного строя и освобождения народа от социального и политического рабства.
Эти события вызвали огромный творческий подъем среди деятелей искусства, определили тематику их произведений и их общественную направленность. Темы патриотизма, прославления подвига народа, утверждения достоинства простого человека, борьбы против всего старого, отжившего за свободу и счастье народа — таковы центральные вопросы в творчестве лучших представителей искусства.
Патриотический подъем начала XIX в. вызвал к жизни творчество целой плеяды замечательных архитекторов и скульпторов. К этому времени относится расцвет творчества замечательного русского зодчего Андрея Никифоровича Воронихина (1759-1814), создавшего изумительный памятник архитектурного искусства — Казанский собор в Петербурге.
После Отечественной войны 1812 г. собор стал музеем русской славы, зданием-памятником. Здесь был погребен великий полководец М. И. Кутузов, помещены знамена, отбитые у наполеоновской армии, а в 30-х годах перед собором были поставлены превосходные памятники Кутузову и Барклаю де Толли работы скульптора Богзиса Ивановича Орловского. Этот архитектурный ансамбль досихпор поражает Совершенством форм, гармоничностью и величием.
Крупнейшим архитектором начала века был Андрей Дмитриевич Захаров (1761 — 1811).
Лучшее творение Захарова — здание Главного адмиралтейства в Петербурге, символизирующее морскую мощь России, выход ее в число мировых морских держав.
Изумительные архитектурные ансамбли создал в Петербурге Карл Иванович Росси (1775-1849): здание Главного штаба, Михайловский замок (ныне Русский музей), Александрийский театр с прилегающей улицей (ныне улица зодчего Росси).
Все это придало центру Петербурга тот стройный и монументальный вид, который сохранился до наших дней и восхищает нас красотой и законченностью.
Знаменитым скульптором-монументалистом был Иван Петрович Мартос. Лучшим его произведением является памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве, символизирующий непреклонную волю народа в его борьбе с иноземными захватчиками.
Сложный путь проделала и достигла большого совершенства русская живопись. Прославление полвита народа, идея его луховного пробуждения, обличение язв крепостнической России — таковы главные темы изобразительного искусства.
Замечательный художник Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) посвятил свое творчество изображению жизни крестьян. Его картины «На пашне Весна», «На жатве Лето», «Крестьянка, чешущая шерсть», «Гумно» отображают красоту и благородство простых русских людей, служат утверждению достоинства человека вне зависимости от его социального положения.
Великим творением искусства является картина «Последний день Помпеи» Кард Павловича Брюллова (1799-1852). Идея этой картины была навеяна героическим» Подвигом декабристов. Картина показывает благородство людей, их самоотверженность, проявленные во время страшной катастрофы.
В первой половине XIX в. жил и творил величайший художник того времени Александр Андреевич Иванов (1806-1858). Всю свою творческую жизнь он посвятил идее духовного пробуждения народа, воплотив ее в картине «Явление Христа народу».
В этой картине, являющейся шедевром мирового значения, он показал, как говорил позднее замечательный русский художник Репин, «угнетенный народ, жаждущий слова свободы».
Обличению язв крепостнической России посвятил свое творчество Павел Андреевич Федотов. Его картины «Сватовство майора», «Свежий кавалер» и другие кладут начало обличительному, гоголевскому направлению в живописи и знаменуют торжество критического реализма.
Русское изобразительное искусство, проникнутое передовыми идеями того времени, служило великой цели — борьбе за освобождение человека, за социальное переустройство всего общества.
Музыка и театр
В первой половине XIX в. русский народ дал миру замечательных творцов в области музыкального искусства. Русская музыка зазвучала на весь мир. Ее расцвет определялся глубоким проникновением в думы и настроения народа, освоением замечательного музыкального богатства, созданного самим народом. В это время жил и работал великий композитор Михаил Иванович Глинка (1804-1857). Его романсы, симфонические произведения и оперы («Руслан и Людмила», «Иван Сусанин») до сих пор пользуются мировой славой. Любовь к родине, воспевание подвига простого народа, его красоты и величия — главные темы в творчестве Глинки.
Больших успехов достигает русский драматический театр. На его сцене появляются прекрасные артисты, которые превращают театр из забавы для аристократов в школу жизни, в трибуну, с которой провозглашались идеи свободы, любви к родине и народу.
Особенно большой вклад в развитие театрального искусства внес М. С. Щепкин. Михаил Семенович Щепкин (1788-1863) по происхождению был крепостным. Его имя тесно связано с московским Малым театром, на сцене которого он выступал 40 тет. Недаром этот театр часто называют «Домом Щепкина». Глубоким и проникновенным исполнением ролей городничего в v Ревизоре» Гоголя, Фамусова в «Горе от ума» Грибоедова и многих других Щепкин заложил основы реалистической школы в русском театральном искусстве.
Огромную роль в борьбе за реализм в искусстве и литературе сыграли В. Г. Белинский и А. Й. Герцен. Они требовали от писателей, художников, артистов правдивого отображения жизни народа. Их самоотверженная борьба против самодержавия и крепостничества вдохновляла деятелей культуры на бескорыстное служение своему народу.
Русская культура развивалась в тяжелых условиях самодержавного и крепостнического гнета. Преждевременная смерть, тюрьма, каторга, бессрочная солдатчина вырывали из жизни лучших представителей культуры. И тем не менее русский народ выдвинул такие таланты, которые создали шедевры мирового искусства.
Культурное содружество народов России
Первая половина XIX в.- это период формирования русской, украинской, белорусской и других наций входивших в состав России. У всех народов значительного развития достигла национальная культура. Украинский народ выдвинул из своих рядов замечательного поэта Тараса Григорьевича Шевченко. Творчество Шевченко неразрывно связано с передовой русской культурой. Он сложился как художник слова под влиянием замечательной поэзии Пушкина и Лермонтова, революционных взглядов Белинского и Герцена. Это придавало его поэзии огромное общественное звучание. Сблизившись с Чернышевским и Добролюбовым, Шевченко вместе с ними участвовал в революционном движении.
В Белоруссии в первой половине XIX в. начал свою деятельность основоположник белорусского литературного языка писатель В. И. Дунин — Марцинкевич.
Широкую известность получили грузинские поэты А. Чавчавадзе, Н. Бараташвили, произведения которых проникнуты пламенной любовью к Грузии. Основоположником новой азербайджанской литературы был
В развитии национальных культур положительную роль играло содружество народов нашей страны, взаимодействие культур, благотворное влияние передовой русской культуры и революционной общественной мысли.
- < Литература первой половины XIX века
- -> Подготовка реформы 1861 года >
Добавить комментарий
Русское искусство первой половины XIX века — Михайловский дворец
Государственный Русский музей / Михайловский дворец
АА
РУС
Филиалы:Выбрать филиалМихайловский дворецКрылья БенуаСтрогановский дворецМихайловский замокМраморный дворецЛетний садЛетний дворец Петра IИзба Петра ВеликогоМихайловский садПавильоны Михайловского замка
- Русский музей
- О
- Дворцы/Сады
- Музей Людвига в Русском музее
- Филиал в Малаге
- Информация для посетителей
- Билеты
- Отдел консервации произведений искусства
- Друзья Русского музея
- Администрация музея
- Партнеры и спонсоры
- Пресса о музее
- Антикоррупционная деятельность
- Информация для посетителей
- Информация для посетителей
- Часы работы
- Аудитория
- Билеты
- Экскурсии
- Музей для детей
- Доступность музеев
- Выставки
- Текущие выставки
- Будущие выставки
- Архив
- Постоянные выставки
- Выставки в России и за рубежом
- Михайловский дворец
- Крыло Бенуа
- Строгановский дворец
- Замок Святого Михаила
- Мраморный дворец
- Летний дворец Петра I
- Домик Петра Великого
- Павильоны Михайловского замка
- События
- Коллекции
- Публикации
- Каталоги и альбомы
- Академические коллекции
- Научные публикации
- Буклеты
- Годовые отчеты
- Мультимедиа
- Проекты
- Проект «Русский музей: виртуальный филиал»
- Культурно-выставочные центры Русского музея
- Императорские сады России
- Образование
- Аудитория
- Российский центр музейной педагогики и детского творчества
- Арт-терапия
- Студенческий клуб
- Консультативно-методический центр художественных музеев РФ
- Учебная работа
- Сделать пожертвование
- Сделать пожертвование
- Как пожертвовать
- Договор дарения
- Магазин
Билеты
Постоянная выставка
В экспозиции представлены шедевры, представляющие самые разные направления русского искусства того времени (классицизм, романтизм, реализм начала второй трети XIX века). Широко представлены работы мастеров академической школы: полотна Карла Брюллова (знаменитые «Последние дни Помпеи», религиозные композиции и портреты современников художника), исторические полотна Григория Угрюмова, Александра Иванова, Алексея Егорова, Федора Бруни.
Изюминкой экспозиции являются пейзажи Сильвестра Щедрина, написанные во время его пребывания в Италии, а также работы Александра Иванова (этюды и большой этюд к известному полотну «Явление Христа народу», хранящемуся в ГТГ). ). В экспозицию вошли также полотна виднейшего диадоха романтизма русского портрета Ореста Кипренского, выдающегося мариниста Ивана Айвазовского, ведущих жанристов Павла Федотова, Алексея Венецианова и его учеников (Григория Сороки, Алексея Тыранова и др.). Кроме того, в отделе представлены скульптуры значительных скульпторов эпохи (Ивана Мартоса, Степана Пименова, Николая Пименова, Василия Демут-Малиновского, Бориса Орловского и др.). Белый зал, самостоятельная часть экспозиции первой половины XIX века, — единственный интерьер Михайловского дворца, сохранивший свой первоначальный план и предметы интерьера, выполненные по эскизам архитектора Росси.
Выставки
Иван Никитин «Портрет молодого человека в зеленом кафтане».
1 сентября—31 октября 2022
Когда в 1897 году Русский музей императора Александра III получил в дар из художественной коллекции князя Алексея Лобанова картину «Портрет юноши в зеленом кафтане» (конец 1720-х — до 8 августа 1732 года) -Ростовского, она была признана работой неизвестного художника начала XVIII века. Позже предполагалось, что этот замечательный портрет, возможно, был написан рукой Ивана Никитина, но достаточные доказательства, подтверждающие это, были обнаружены только в середине 2010-х годов в результате междисциплинарного исследования и тщательной реставрации.
Картины Бориса Кустодиева и Мстислава Добужинского о Петре Великом для Большого городского училища (1910–1911)
24 июня—22 августа 2022
На выставке, посвященной 350-летию со дня рождения первого российского императора Петра Великого, будут представлены работы Б.М. Кустодиев и М.В. Добужинского, связанный с оформлением Дома Большого городского училища имени Петра Великого в Петербурге (1910-1919 гг. ).11).
Также в Русском музее
- 20 октября 2022 г. — 16 января 2023 г. > Корпус Бенуа Образы военного быта в русском искусстве XVI–XX вв.
- 14 октября 2022 г. — 16 января 2023 г. > Замок Святого Михаила Санкт-Петербург Михаила Махаева
- Русский музей
- О
- Дворцы/Сады
- Музей Людвига в Русском музее
- Филиал в Малаге
- Информация для посетителей
- Билеты
- Отдел консервации произведений искусства
- Друзья Русского музея
- Администрация музея
- Партнеры и спонсоры
- Пресса о музее
- Антикоррупционная деятельность
- Информация для посетителей
- Информация для посетителей
- Часы работы
- Аудитория
- Билеты
- Экскурсии
- Музей для детей
- Доступность музеев
- Выставки
- Текущие выставки
- Будущие выставки
- Архив
- Постоянные выставки
- Выставки в России и за рубежом
- Михайловский дворец
- Крыло Бенуа
- Строгановский дворец
- Замок Святого Михаила
- Мраморный дворец
- Летний дворец Петра I
- Домик Петра Великого
- Павильоны Михайловского замка
- События
- Коллекции
- Публикации
- Каталоги и альбомы
- Академические коллекции
- Научные публикации
- Буклеты
- Годовые отчеты
- Мультимедиа
- Проекты
- Проект «Русский музей: виртуальный филиал»
- Культурно-выставочные центры Русского музея
- Императорские сады России
- Образование
- Аудитория
- Российский центр музейной педагогики и детского творчества
- Арт-терапия
- Студенческий клуб
- Консультативно-методический центр художественных музеев РФ
- Учебная работа
- Сделать пожертвование
- Сделать пожертвование
- Как пожертвовать
- Договор дарения
- Магазин
Связаться с нами
- Администрация музея
- ВКонтакте
- Фейсбук
- Инстаграм
- Твиттер
- Ютуб
- ТикТок
Подписаться
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2015
Государственный Русский Музей
Разработка сайта: Projector. media
Русский музей является исключительным правообладателем всех интерьерных изображений и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также всех изображений и текстовой информации, размещенной на его официальном сайте. Использование текстов и изображений, представленных на сайте, допускается только с разрешения Русского музея.
НОВЫЕ ТЕЧЕНИЯ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
НОВЫЕ ТЕЧЕНИЯ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКАПроизведение АЛЕКСАНДР ИВАНОВ не вписывается ни в какую художественную систему; скорее, он впитал в себя многие прогрессивные тенденции того времени. Иванов вошел в историю русской культуры и как выдающийся мастер, сделавший замечательные технические открытия, и как художник-философ.
Александр Иванов, сын известного художника, профессора Академии художеств Андрея Иванова, был принят в Академию в 11 лет и окончил класс исторической живописи. В 1831 году он уехал в Италию по стипендии Общества поощрения художников и прожил там много лет. По его собственным словам, он «любил русских до самопожертвования». Незадолго до смерти он вернулся в Россию.
В Русском музее хранится главное дело жизни Иванова «Явление Христа народу» . Картина, выставленная в Русском музее, является наиболее близким к оригиналу вариантом, найденным в ГТГ в Москве.
Иванов задумал знаменитую картину в 1832 году, много лет работал над ней и завершил ее незадолго до смерти. Его труд был огромен; драматизм и страстность художника при создании картины не имеют себе равных в истории русского искусства. После долгих размышлений Иванов выбрал тот момент в Евангелиях, который, по его мнению, выражал всю сущность христианства. Христос появляется на берегу Иордана, где Иоанн Креститель совершает обряд крещения. Иванов считал это критическим моментом в истории человечества, ознаменовавшим приход нравственной истины. Это составляло его основную философско-этическую позицию, которой он руководствовался многие годы.
Композиция картины как бы отражает историю человеческого духа: раб, униженный, с блеском надежды в глазах; внимание, размышление, сомнение в группе людей, следующих за Крестителем; пламя веры в глазах мальчика; скептицизм и злоба фарисеев; равнодушие римских воинов. И над этим морем человеческих страстей стоит Иоанн Креститель, указывающий на Христа. Именно в этом образе художник сосредоточил всю свою веру в духовное обновление человека.
В музее представлены этюды, показывающие, как создавалась окончательная композиция картины. Иванов проделал огромную подготовительную работу к своей картине, и некоторые из этих подготовительных этюдов представляют реальную самостоятельную ценность. Художник много путешествовал по северной Италии, изучал классические оригиналы в Риме и Флоренции, работы старых венецианских мастеров, картины Леонардо да Винчи и Рафаэля. Его целью было создание «большого стиля», для этого он соединил уроки классических моделей и собственные наблюдения за реальной жизнью 9. 0003
Творческий метод Иванова ярко выражен в его портретных этюдах к живописи: во многих из них наряду с набросками с натуры соседствуют рисунки классических произведений. Законченная форма головы представляет собой синтез, в котором впечатления от жизни обретают усовершенствованную форму в соответствии с требованиями «большого стиля». Этюды не только показывают, как работал художник, но и представляют самостоятельную ценность как по технике, так и по образности, а иногда превосходят соответствующие изображения на холсте. Примером может служить известное исследование «Голова раба с веревкой на шее» . Этюд достигает уровня реализма и психологической насыщенности, которого еще не было в русском искусстве.
Внимательное изучение натуры привело художника к открытиям в области пленэра. Действие картины помещено в конкретную, реальную атмосферу. Земля, вода, растительность и естественное освещение становятся предметом специального изучения: это отражено в многочисленных пейзажных зарисовках . Многие из них, в которых Иванов достигает высочайшего уровня технического мастерства, имеют основополагающее значение для истории русской живописи.
Русская жанровая живопись становится зрелой в творчестве АЛЕКСЕЯ ВЕНЕЦИАНОВА в 1820-х гг.
Венецианов не получил систематического образования; сначала занимался искусством самостоятельно, а затем недолго у Боровиковского. Он начинал как художник-портретист. Затем в 1820-х годах он уехал из Петербурга в деревню, чтобы посвятить свои произведения крестьянской жизни. Это был переломный момент в его творческом развитии. Оно предполагало не только смену темы, но и принципиально новую концепцию целей живописи.
Суть этих изменений можно увидеть уже в «Гумно», датируемом 1821 годом. Он написан прямо с натуры и целиком посвящен природным впечатлениям — в изображении как освещения, так и внешнего вида крестьян. .
Картины Венецианова обычно невелики, но написаны с особой тщательностью, содержат буквальную правду природы, хотя и поэтически интерпретированную. Художник писал, что живописец должен «писать картину не аля Рембрандт или аля Рубенс, а просто а ля натура», хотя он провел долгие часы в Эрмитаже, копируя работы старых мастеров, прежде чем сформулировать свои собственные принципы.
«Утро хозяйки» — одно из лучших произведений Венецианова. На ней изображена хозяйка (в которой легко узнать жену художника), дающая указания двум молодым крестьянкам. Небольшой холст написан с исключительным мастерством. Венецианов долгое время оставался единственным художником в России, добившимся замечательной естественности в изображении фигур и предметов в пространстве с помощью эффекта тени и света.
Венецианов открыл для русского искусства совершенно новую область. Он основал так называемую венециановскую школу, основанную в его деревне на собственные средства. Школа была для бедной молодежи, среди них немало крепостных, которых он обучал живописи и рисунку.
Одним из самых талантливых и самобытных художников венециановской школы является ГРИГОРИЙ СОРОКА.
Сорока был крепостным и работал садовником в барском имении. Параллельно учился живописи у Венецианова. Все попытки Венецианова освободить своего воспитанника не увенчались успехом, и Сорока оставался крепостным до 1861 года (отмена крепостного права). В 1861 году Сорока был приговорен к телесным наказаниям за участие в крестьянских волнениях, а накануне наказания покончил жизнь самоубийством.
Он был прежде всего мастером пейзажной живописи. Его отличает глубокий лиризм, простота и естественность в изображении русской природы. Чистота живописи и поэтическое видение — самые привлекательные стороны его работ. Его картина «Рыбак» относится к наиболее выдающимся достижениям венециановской школы.
ПАВЕЛ ФЕДОТОВ открыл совершенно новый этап в русском искусстве. Реалистические черты, появившиеся раньше, получили полное развитие у Федотова, которого считают основоположником критического реализма в русской 19живопись ХХ века.
Федотов, сын мелкого чиновника, получил образование в военном училище и оставался на военной службе до 1884 года. Лишь последние 8 лет его жизни, когда он был в отставке, были всецело посвящены искусству. После непродолжительного периода творческой деятельности он потерял душевное равновесие и умер в 1852 году.
Большинство работ художника изображают повседневную жизнь чиновников, купцов и прочих «неважных» людей. Они могут быть сатирическими, лирическими или даже драматическими, но никогда не теряют своей социальной остроты. Самое известное произведение Федотова — «Сватовство майора» или «Осмотр невесты в купеческом доме». Сюжет (разбогатевший майор решил поправить свое положение посредством женитьбы) развит почти литературно. Контраст образов , характерный для стиля Федотова, придает картине остроту и очарование.
В поздних произведениях Федотова драматизм усилен, как, например, в «Вдова» , который датируется 1850-ми годами. Молодая вдова изображена среди своих вещей, явно разворованных. Образ молодой женщины обладает патетической покорностью судьбе.
Талант художника раскрывался и в небольших, почти миниатюрных портретах, написанных с невероятной грацией. Среди его лучших работ Портрет Надежды Жданович за фортепиано .
Федотов оказал большое влияние на последующую историю русского искусства; во многом он способствовал освобождению русской художественной мысли. Между Федотовым и идейно-демократическим искусством второй половины XIX в. существует прямая связь.век.
ВАСИЛИй ТРОПИНИН Работы художника представляют собой сочетание портретной живописи и жанровых сцен. Многие из них представляют собой интимные изображения людей, принадлежащих к художественному кругу, таких как писатели, актеры и художники. Он часто изображал людей, поглощенных каким-либо делом (вязанием, музицированием, чтением, письмом или сочинением чего-либо).