Скульптура и живопись 19 века в россии: Основные стили и направления в живописи, скульптуре и архитектуре XIX веке

Основные стили и направления в живописи, скульптуре и архитектуре XIX веке

XIX век считают золотым веком русской культуры. Появляются новые направления и стили. Русская культура возрождается и развивается, испытывая сильнейшее влияние запада, но, не забывая о сохранности собственных традиций, впитывая в себя только лучшее.

  1. 1 Особенности культурного развития в первой половине XIX века
  2. 2 Изобразительное искусство
  3. 3 Культура России во второй половине XIX века

Особенности культурного развития в первой половине XIX века

В начале XIX века в русской культуре наблюдается не просто подъём, а активное сближение её с культурой запада, растёт национальное самосознание, возникают различные оппозиционные течения в обществе. Это время появления литературных кружков, увеличения количества учебных заведений, период значительных научных открытий, появления величайших художников, архитекторов и скульпторов.

Архитектура и скульптура — основные стили и направления

В архитектуре преобладает поздний классицизм. Особенность его — масштабность, грандиозность и чёткость. Прежде всего, это проявилось в строительстве некоторых зданий в Петербурге, отличающихся единством и гармонией. Над их созданием трудятся такие архитекторы, как:

  • Захаров А. Д.;
  • Т. де Томон;
  • Воронихин А. Н.;
  • Монферран А. А.;
  • Росси К. И.

После пожара 1812 г. в Москве также начинаются строительные работы. Классицизм преобладает и здесь. Главные здания города строятся под руководством:

  • Бове О. И.;
  • Жилярди Д. И.

В 30-е гг. на смену классицизму в архитектуре постепенно приходит русско-византийский стиль. Тон К.А. возводит Большой Кремлёвский дворец и Оружейную палату. В 1839 г. закладывают фундамент храма Христа Спасителя.

В провинции трудятся не менее известные архитекторы: Попов Я. Н. Стасов В. П. (Никольский казачий собор в Омске), Мельников А. И. (ансамбль Приморского бульвара в Одессе).

В конце XVIII – начале XIX вв. активно начинает развиваться скульптура. В Москве появляется памятник Минину и Пожарскому, созданный И. П. Мартосом. На Дворцовой площади возводят колонну, высотой в 47 метров, в честь Александра I и победы над французами. В Петербурге появляются памятники Кутузову и Барклаю де Толли авторства Б. И. Орловского. На Аничковом мосту устанавливают четыре конные скульптуры и статую Николая I, также на коне, П. К. Клодта. Ф. П. Толстой создаёт серию медалей и барельефов.

Изобразительное искусство

В русской живописи начала XIX в. преобладают реализм и романтизм, но официально творили все же в духе классицизма, поскольку существовавшая в то время Академия художеств была крайне закрытым и консервативным заведением. От художников требовали придерживаться канонов классицизма, поощрялось написание картин в основном на библейские или мифологические сюжеты. Молодые художники следовать указаниям не желали, поэтому в это время всё чаще появляются портреты. К примеру, Кипренский О. А. пишет портрет молодого, находящегося в пике своей славы Пушкина. Этот портрет является ярким примером романтического направления в живописи.

Реализм проявляется в картинах Тропинина В. А. «Кружевница», «Портрет сына». Пушкин у Тропинина умудрён жизненным опытом и не очень счастлив, именно к этим выводам можно прийти, внимательно изучая созданную художником картину.

Выдающимся художником своего времени становится К. Брюллов. В его картине «Последний день Помпеи» отражено ожидание перемен, которые должны наступить вместе с новым веком. Брюллову вторит Иванов А.А. Его «Явление Христа народу» также пронизано ожиданием.

Помимо портретов создаются картины на бытовую тему – «бытовой сюжет». Пишутся настоящие живописные шедевры «На пашне», «Утро помещицы», «Захарка» Венецианова А.Г. и «Сватовство майора», «Свежий кавалер» Федотова П.А.

Начало и первая половина XIX в. – время, когда на смену старым течениям и сюжетам приходят новые. Классицизм ещё преобладает в архитектуре, но живопись становится более романтичной, а иногда и реалистичной. Художники больше не желают писать нечто им неведомое, древнее, они готовы показать мир, который находится вокруг них – простых людей, различные бытовые ситуации, от обычного завтрака помещика, до покоса.

Культура России во второй половине XIX века

Вторая половина XIX в. – это период реформ, отразившийся, прежде всего, в искусстве, но проявилось более всего в живописи.

Так, в 1863, когда Академия художеств объявила очередной конкурс на получение Большой золотой медали, все выдающиеся художники отказались в нём участвовать, поскольку не желали больше писать исключительно в духе классицизма. Они вышли из Академии и организовали Артель художников, возглавил которую Крамский И. Н.

Авторитет Академии пошатнулся, первое место среди популярных учебных заведений заняло Училище живописи, ваяния и зодчества. Его выпускниками стали такие известные художники, как:

  • Саврасов А. К.;
  • Перов В. Г.;
  • Шишкин И. И.

Все они творили в духе реализма. Это уже не только портрет, но также пейзаж (Шишкин) и сцены баталий. Художники-реалисты стремятся максимально точно передать на холсте действительность – события, чувства. Ярче всего это проявляется в полотнах Верещагина. В 70–80-её гг. появляются первые полотна Репина и Сурикова, Левитана.

В отличие от живописи, скульптура переживает упадок. Это связанно с наметившимся в 50–60-её гг. упадком в архитектуре. Развивается исключительно станковая скульптура. Ряды выдающихся скульпторов пополняют:

  • Антокольский М. М.;
  • Микешин М. О.;
  • Опекушин А. М.

В рассматриваемый период в архитектуре преобладает эклектизм – смешивание стилей. Ансамблевое строительство уходит в прошлое, на первый план выдвигается польза, низкая стоимость постройки и её качество. Владельцы только что приобретённых участков более не следят за тем, чтобы выстроенное на них здание по стилю совпадало с окружающими постройками. Востребованы в это время строения общественного назначения – вокзалы, торговые помещения, многоквартирные дома. Возникают новые технологии и материалы. В 60-е гг. основной архитектурный стиль – «ретроспективное стилизаторство», подразумевавшее копирование стилей прошлого. Выдающимися архитекторами считаются:

  • Штакеншнейдер А. И.;
  • Быковский К. М.

В 70-е гг. начинается выработка собственного русского стиля (Исторический музей, Верхние торговые ряды, Московская Городская дума), который в конце века сменяется модерном.

В XIX в., вдохновлённые сначала победой русского оружия, а затем и реформами, художники, скульпторы и архитекторы стремились к созданию или внедрению новых стилей и направлений. Классицизм сменяется реализмом и романтизмом, в архитектуре появляются русский стиль, а затем и модерн, завершивший золотой век русской культуры.

Изобразительные искусства и архитектура в XIX веке

Памятник Минину и Пожарскому. И. П. Мартос. 1804-1818 годы.

В начале XIX в. глубокие сдвиги в общественной жизни России способствовали вызреванию новых течений в живописи, скульптуре и архитектуре. Под влиянием общественного и патриотического подъема новое содержание и плодотворное развитие в ряде областей искусства получает классицизм. В стиле зрелого классицизма с его мощными, сильными и монументально-простыми формами строятся лучшие общественные, административные, а также жилые здания Петербурга, Москвы и ряда провинциальных городов; обширными ансамблями украшаются главные города России: в Петербурге — Адмиралтейство А. Д. Захарова, Казанский собор и Горный институт — А. Н. Воронихина, Биржа — Тома де Томона и ряд сооружений К. И. Росси; в Москве — комплексы построек О. И. Бове, Д. И. Жилярди и других мастеров (новый фасад Университета, Манеж и др.).

В процессе интенсивного строительства в первые десятилетия XIX в. окончательно складывается классический облик Петербурга, тот поражавший своей прозрачностью, стройностью и величественностью образ «Северной Пальмиры», который воспели А. С. Пушкин, К. Н. Батюшков и другие поэты. Неувядаемой красоте зданий содействовала и монументально-декоративная скульптура, переживавшая в творениях И. П. Мартоса, Ф. Ф. Щедрина, В. И. Демута-Малиновского и С. С. Пименова свой большой расцвет. В памятнике Минину и Пожарскому Мартоса воплотилось высокое патриотическое воодушевление передовых людей тогдашнего русского общества.

Большим совершенством отличаются изделия декоративно-прикладного искусства этого времени, отмеченные классической ясностью и простотой форм. Мебель, произведения из чугуна и бронзы, керамика, резьба по дереву способствуют богатству и привлекательности внутреннего и внешнего убранства зданий, участвуя в общем создании стиля зрелого классицизма.

Здание Главного штаба в Петербурге. Архитектор К. И. Росси. Литография К. Беггрова 1820 года.

Развитие живописи и графики в начале ХIХв. определялось реалистическими исканиями, стремлением художников к непосредственным жизненным наблюдениям, что отражало общий процесс приближения искусства к действительности. Сломав старые, условные и ограниченные рамки художественного творчества, установленные классицистической эстетикой, живописцы и графики этого времени подходят к более свободному и широкому, порой окрашенному душевной взволнованностью восприятию и постижению окружающей природы и человека.

Большую роль в этом завоевании реального мира искусством, в усилении эмоционального, лирического начала играл романтизм, особенно заметно проявивший себя в портретной и пейзажной живописи. Плодотворное развитие в этот период получает бытовой жанр. Отмеченные чертами романтизма портреты работы О. А. Кипренского (1782—1836) выделяются среди современных ему произведений портретного искусства одухотворенностью и пленительной простотой образов. Тонкую поэзию умел почувствовать в природе Италии С. Ф. Щедрин (1751—1830). В своих пейзажах, овеянных мягким, мечтательным настроением, он стремился уловить живую жизнь природы, различные ее состояния. Глубокое внимание к народу, пробужденное передовым общественным движением, отразилось в творчестве В. А. Тропинина (1776— 1857) и особенно А. Г. Венецианова (1780—1847), в чьих жанровых картинах и портретах раскрывались нравственные качества крепостных крестьян, рисовался задушевный образ русской природы.

В 30—50-е годы обострение общественных противоречий после разгрома восстания декабристов, гнет реакции и в то же время непрекращавшиеся искания передовыми людьми путей дальнейшего развития России, вызревание революционно-демократической идеологии обусловили сложный характер искусства.

Последний день Помпеи. К. Брюллов. 1830-1831 годы.

Классицизм в этот период окончательно утрачивает свои прогрессивные стороны, вырождаясь в реакционный академизм. На почве отрицания самодержавного строя и вместе с тем разочарования в возможности близких социальных перемен, охватившего многие круги русского общества, а также с появлением новых философских воззрений значительное распространение получает романтизм, приобретающий по сравнению с началом XIX в. более противоречивый характер. Наряду с этим новое, сурово-объективное восприятие действительности порождало углубленные реалистические стремления, осуществлявшиеся подчас в рамках того же романтизма (в его передовых проявлениях). Но уже к 40-м годам происходит отчетливое изживание романтических тенденций, утверждение последовательно реалистических принципов в искусстве.

В архитектуре 30—50-х годов господствует стиль позднего классицизма, но в нем нарастают черты казенного холода и абстракции. Сооружения этого времени отличаются нарушением прежнего гармонического соотношения форм и в ряде случаев перегружены декоративным убранством. В скульптуре заметно усиливаются бытовые черты. В наиболее значительных монументах — памятниках Кутузову и Барклаю де Толли Б. И. Орловского и в изваяниях П. К. Клодта (фигуры коней на Аничковом мосту) — сказывается желание сочетать классическую строгость и монументальность с новыми приемами реалистической характеристики образа.

Пристальный интерес к вопросам исторического развития и судьбам народов, который был связан со всем характером передовых идей и миросозерцания людей той эпохи, побуждал художников искать больших обобщающих тем, в которых отразились бы значительные моменты в жизни человечества. На первое место в искусстве 30-х годов выдвигается историческая живопись. К. П. Брюллов (1799—1852) в картине «Последний день Помпеи» изобразил гибель людей, на которых обрушилась слепая, всеразрушающая стихия. Однако в истолковании этого события и в его художественном воплощении Брюллов шел несколько внешним путем. Несмотря на романтический пафос, Брюллов в композиции, изображении фигур людей не порывал полностью с приемами классицистической идеализации, желая увлечь зрителя пластической красотой человеческих тел. Большой убежденностью и жизненной силой характеристик отличались многие (в особенности небольшие по размерам) портреты Брюллова. Выразительность и смелость цветового решения делают эти портреты выдающимися созданиями искусства.

Парень, играющий в бабки. Н.С. Пименов. 1836 год.

Глубоко отразил в своем творчестве волнующие идеи современности Александр Андреевич Иванов (1806—1858). Остро ощущая социальную несправедливость, полный предчувствия грядущих перемен, он стремился найти тему, которая позволила бы показать, по его понятиям, поворотный момент в жизни человечества. Он остановился на евангельском рассказе о пришествии Мессии, казавшемся ему исполненным высокого исторического смысла. Более 20 лет художник трудился над своим монументальным полотном «Явление Христа народу», основной темой которого явилось духовное перерождение погрязших в страданиях и пороках людей. Сложная религиозно-нравственная идея о необходимости освобождения человечества от угнетения и рабства отражала противоречия в мировоззрении художника, свойственные в эти годы многим представителям дворянской интеллигенции, решавшим социальные вопросы в моральном плане. По мере работы над картиной особенно большое значение приобретал в ней образ раба, в котором, по словам самого художника, «сквозь привычное страдание впервые появилась отрада», сознание себя человеком. Огромное значение в развитии реалистического искусства имели многочисленные этюды Иванова к картине, в особенности его пейзажи. В поздний период Иванов свои замыслы и художественные искания пытался воплотить в серии эскизов на библейские сюжеты, по-новому осмыслив религиозные мифы. В высоко поэтической и совершенной художественной форме он передал красоту древних сказаний, рожденных народной фантазией, далеко уйдя от церковного понимания библии.

Задачам изображения окружающей будничной русской жизни, не получавшим настоящего отклика у мастеров исторической живописи, отвечало развитие бытового жанра, а также сатирической графики. Проникнутые живым сочувствием, а иногда и большой горечью сцены народной жизни встречаются в акварелях и рисунках Т. Г. Шевченко, картинах ряда учеников А. Г. Венецианова. К концу 30-х годов выступает группа рисовальщиков, иллюстрирующих произведения писателей так называемой натуральной школы.

В середине 40-х годов складывается глубоко демократическое по своему содержанию искусство Павла Андреевича Федотова (1815—1852), знаменующее новый этап в развитии бытового жанра. Рисуя быт чиновников, купцов, обедневших, хотя и не потерявших своих претензий дворян, Федотов делал достоянием искусства образы и темы, ранее не затрагивавшиеся жанровой живописью. Он показывал чванство и тупость чиновников, наивное самодовольство и хитрость толстосумов-купцов, безнадежную пустоту существования офицерства в провинции в эпоху николаевской реакции, горькую участь своего собрата-художника. Он сумел с меткой наблюдательностью при помощи красноречивых деталей охарактеризовать обстановку, типичное жизненное окружение фигур, развернуть сложное, подчас драматическое действие, с сатирической остротой изобразить характеры, поведение людей. Тонким психологизмом отличались и написанные им небольшие интимные портреты. Показывая уродство и темные стороны социальной жизни, творчество Федотова, созвучное современному ему направлению русской литературы, закладывало основы критического реализма в живописи.

В 50-е годы бытовой жанр приобретает все большее значение. Однако лишь в 60-е годы, в пору демократического подъема, бытовая живопись достигает уровня боевого искусства. Необходимость правдивого искусства, обращенного прежде всего к современной жизни, глубоко вскрывающего и бичующего социальные пороки, борющегося за интересы народа — эти требования, выдвигавшиеся Н. Г. Чернышевским и другими революционерами-демократами, находят свое отражение в творчестве Василия Григорьевича Перова (1834—1882), И. М. Прянишникова (1840—1894), Н. В. Неврева (1830—1904) и ряда других живописцев и рисовальщиков того времени. Обличение невежественного духовенства как опоры самодержавия, произвола чиновников, жестоких и грубых нравов купцов, изображение тяжелой доли крестьянства и забитости маленьких «униженных и оскорбленных» людей составляют основное содержание картин этих художников, пробуждающих в зрителе протест против тогдашнего общественного строя. Немалый вклад художники-шестидесятники внесли и в область портрета. Портреты Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского, В. И. Даля и др., созданные Перовым, по глубине психологического и социального анализа представляют выдающиеся произведения портретной живописи.

Демократическое искусство утверждало себя в борьбе с салонным, безыдейным направлением в живописи и скульптуре, развивавшимся под эгидой Академии художеств. В 1863 г. 14 окончивших Академию учеников во главе с И. Н. Крамским (1837—1887), отказавшись выполнять программы на заданную тему, объединились в артель художников, чтобы иметь возможность служить своим искусством интересам общества. В 1870 г. возникло Товарищество передвижных художественных выставок, сгруппировавшее вокруг себя лучшие творческие силы. В противовес официальной Академии художеств «передвижники» поддерживали все передовые художественные начинания, сыграв огромную роль в развитии реалистического русского искусства.

Художественное движение 60-х годов подготовило почву для расцвета искусства в 70—80-е годы. Такую же почву подготавливала архитектура и искусство в 30-е годы XX века.

Расовые изображения в русском искусстве «долгого» XIX века

Мария Тарутина


Вверху: Карл Брюллов, «Портрет графини Юлии Самойловой с приемной дочерью Джованиной и черный паж» (1832-34).

Мария Тарутина — адъюнкт-профессор истории искусств Йельского национального университета Сингапура. Она специализируется на искусстве имперской и раннесоветской России и является автором  Икона и квадрат: русский модернизм и русско-византийское возрождение , который был удостоен Книжной премии USC 2019 года в области литературных и культурных исследований ASEEES. Тарутина также является соредактором двух томов:  Византия/Модернизм: Византия как метод в современности и Новые нарративы русского и восточноевропейского искусства: между традициями и революциями .

Последние три десятилетия отмечены неуклонным ростом научного интереса к изображениям этнически и расово разнообразных предметов в европейском искусстве. Богато иллюстрированные многотомные издания, такие как

Образ черного в западном искусстве , L’Art et La Race и Восток в западном искусстве дали бесценную информацию о политике и поэтике западных визуализаций расы от античности до наших дней. Как правило, Россия остается за пределами этих счетов. За последние несколько лет был проведен ряд важных исследований, таких как Этнический авангард: культуры меньшинств и Мировая революция и Центральная Азия в искусстве: от советского ориентализма до новых республик рассматривали вопросы расы и этнической принадлежности в двадцатом веке и советском искусстве, но лишь несколько публикаций анализировали российские представления о расе в более ранние периоды времени.

Это несколько удивительно, учитывая, что к началу двадцатого века Российская империя простиралась от Финляндии до Сахалинских островов, а царь правил миллионами этнически неславянских подданных. Действительно, начиная с середины XVII века усиление контактов России с жителями Крыма, Кавказа, Средней Азии и Дальнего Востока оказало значительное и продолжительное влияние на творческие поиски нескольких поколений русских художников. Подобно своим европейским современникам, российские культурные практики были очарованы суровой привлекательностью кавказских пейзажей, красочными среднеазиатскими базарами и необычными привычками, обычаями и внешностью недавно ассимилированных народов. Кроме того, быстрый приток дорогих материалов, предметов роскоши и экзотических предметов искусства со всей Российской империи в Москву и Санкт-Петербург означал, что художники постоянно подвергались воздействию богатого разнообразия различных живописных и декоративных традиций, что стимулировало воображение.

и предоставил им новые эстетические возможности.

С конца семнадцатого века, в дополнение к неодушевленным товарам, среди русской аристократии также стало все более модным ввозить цветных людей в качестве домашней прислуги в соответствии с преобладающими европейскими тенденциями. При Петре I Российским Императорским двором была учреждена особая служебная должность под названием «Черные Высочайшего Двора» [ Арапы Высочайшего Двора ] — практика, которая продолжалась и в ХХ веке, вплоть до внезапного падения царского режима в 1917.

Михаил Зичи, «Прихожая в Императорском дворце в Царском Селе», 1865, бумага, акварель, 51,6 х 35,2 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Многие из этих слуг появляются на различных картинах на протяжении долгого девятнадцатого века, таких как «Графини Мария Потоцкая и Софья Шувалова» Ореста Кипренского (1834-1836) и знаменитый «Портрет графини Юлии Самойловой с приемной дочерью Джованиной и негром» Карла Брюллова. Паж» (1832-34).

Некоторые женились на русских женщинах, рожали детей смешанной расы и жили независимо от двора.

Помимо домашней прислуги, многие дворянские семьи также взяли на воспитание калмыцких детей, как, например, изображенная на картине Ивана Аргунова «Портрет калмыцкой Аннушки» (1767) молодая девушка, которая была протеже графини Варвара Шереметева.

Иван Аргунов, «Портрет калмычки Аннушки», 1767, холст, масло, 93 х 78 см. Государственный музей керамики и усадьба Кусково XVIII века, Москва.

Наконец, гости, посетители и дипломатические эмиссары при русском дворе со всей империи и сопредельных территорий также часто увековечиваются в красках ведущими русскими художниками, например, в полнометражном «Портрете Муртазы Кули» Владимира Боровиковского (1796) (внизу) и «Портрет Шамиля» Николая Сверчкова (1859).

Владимир Боровиковский, «Портрет Муртазы Кули, брата шаха Персии Ага Мухаммеда», 1796 г., холст, масло, 284 х 189,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

К середине девятнадцатого века значительный прогресс в области транспортных технологий открыл новые возможности для путешествий в отдаленные районы по сниженной цене и бесчисленное количество русских художников, включая такие канонические имена, как Иван Айвазовский, Василий Поленов, Илья Репин, Василий Верещагин, Архип Куинджи, Валентин Серов, Константин Коровин, Леон Бакст и Николай Рерих, среди прочих, начали путешествовать как по Российской империи, так и за ее пределами, записывая разные народы и новые места, с которыми они сталкивались. Более того, Императорская Академия Художеств спонсировала многие из своих самых выдающихся молодых талантов для жизни и работы за границей, активно поощряя их к расширению своего изобразительного репертуара. Так, например, во время своего спонсируемого Академией пребывания в Париже в 1870-х годах Репин и Поленов использовали возможность нанять и изобразить множество расово различных моделей, создав серию убедительных портретов, таких как «Одалиска» (1875 г.), « Египетская девушка» (1876), «Женщина с кинжалом» (1875-76), «Еврей на молитве» (1875) и «Портрет негритянки» (1875-76) (ниже).

Илья Репин, «Портрет негритянки», 1875-76, холст, масло, 115 х 93 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Поленов совершил поездку по Северной Африке и Ближнему Востоку в 1880-х годах, создав сотни акварельных этюдов и масляных зарисовок своих путешествий, многие из которых были включены в масштабные картины маслом на библейские темы, такие как «Христос и прелюбодейка». (1886 г.) и «Христос среди врачей» (1896 г.

), которые сегодня считаются одними из самых значительных его произведений. Точно так же Василий Верещагин, возможно, самый предприимчивый русский путешественник и плодовитый художник этнографических сюжетов, создал уникальный корпус изображений, в которых ярко закодированы как ужасы и триумфы русских и британских колониальных проектов, так и противоречивое отношение художника к ним. Работа Верещагина, в частности, поднимает ряд сложных вопросов о параллелях и расхождениях между отдаленными и внутриимперскими расовыми идентичностями и о том, как они интерпретировались — или неверно истолковывались — российской аудиторией.

На самом деле здесь важно отметить, что в ряде случаев сами художники происходили из имперской периферии, имели смешанное этническое происхождение и многослойную идентичность. Например, Верещагин обычно подчеркивал свое татарское происхождение, Айвазовский откровенно гордился своим армянским происхождением, а Куинджи часто упоминал о своем неблагополучном воспитании как о сыне бедного понтийского грека-сапожника.

Следовательно, отношение этих художников к своим маргинализированным субъектам и представителям этнических меньшинств неизбежно было нестабильным, а не просто прямым случаем бинарной системы «я/другой».

Действительно, изображения расовых «других» составляли динамичный и устойчивый лейтмотив в русском изобразительном и декоративно-прикладном искусстве на протяжении восемнадцатого и девятнадцатого веков. Вне зависимости от стилистических и эстетических убеждений и профессиональной принадлежности — академиков, передвижников, мирискусников или символистов — художники всех слоев общества пробовали свои силы в изображении второстепенных субъективностей и нового, культурно непривычного содержания. Тем не менее, как эти изображения, так и их обсуждение по-прежнему заметно отсутствовали в общепринятых представлениях об истории русского искусства — лакуна, которая особенно бросается в глаза в свете богатого корпуса работ из смежных славянских областей, таких как история, политология и литературоведение.

. Ряд превосходных публикаций, таких как Harsha Ram’s Имперское возвышенное: русская поэтика империи , Сьюзан Лейтон Русская литература и империя: завоевание Кавказа от Пушкина до Толстого , Дэвид Шиммельпеннинк ван дер Ойе Русский ориентализм: Азия в русском сознании от Петра Великого «Эмиграция » и недавняя антология «Под небом моей Африки: Александр Пушкин и чернота » тщательно исследовали сложные вопросы расового сознания, стереотипов и маргинализации, подъема русского национализма и распространения имперской эстетики. в трудах крупных исторических и литературных деятелей, таких как Екатерина Великая, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Александр Бородин и Лев Толстой, среди прочих.

Исключение изобразительного и декоративно-прикладного искусства из этих поисковых и императивных дискуссий является поразительным и прискорбным упущением, особенно с учетом продолжающихся дебатов о расе, предвзятости и дискриминации в современной российской политике и дискурсе. Понимание того, как образы расовых и этнических меньшинств воспринимались и понимались зрителями той эпохи в России, может пролить важный свет на эволюцию русских представлений о расе, национальности и империи. Также было бы поучительно исследовать, в какой степени художники участвовали в дискурсивных матрицах, которые, с одной стороны, продвигали экспансионистскую машину России, а с другой — критиковали и бросали ей вызов. Наконец, анализ того, как художники из так называемых имперских аванпостов оспаривали и пересматривали свою позицию в качестве расовых «других» России, может добавить текстуру к нашему пониманию собственных напряженных отношений России с Западом: ее глубокого культурного долга, чувства неполноценности, и постоянная необходимость доказывать свою «цивилизованную» белую идентичность. В свете недавних событий в мире у нового поколения историков искусства возникает дополнительная потребность в решении этих насущных вопросов и привнесении свежего взгляда, новых методологий и междисциплинарных перспектив для анализа и переосмысления этого давно забытого, но увлекательного визуального материала.

Х-ШЕРА: Отзывы | H-Net

Обзор опубликован в среду, 22 февраля 2023 г.

Автор:

Мария Тарутина

Рецензент:

Камила Коциалковска

Мария Тарутина. Икона и площадь: русский модернизм и русско-византийское возрождение. Университетский парк: издательство Penn State University Press, 2018. 288 стр. 89,95 долларов США (ткань), ISBN 978-0-271-08104-5 .

Обзор опубликован в воскресенье, 29 января 2023 г.

Автор:

Элизабет Каттнер

Рецензент:

Тара Уилрайт

Элизабет Каттнер. В поисках утраченных балетов Баланчина: изучение ранней хореографии мастера. Гейнсвилл: University Press of Florida, 2020. Иллюстрации. 192 стр. 90 долларов США (ткань), ISBN 978-0-8130-6664-6.

Обзор опубликован в четверг, 16 июня 2022 г.

Автор:

Элиот Боренштейн

Рецензент:

Алла Мызелева

Элиот Боренштейн. Pussy Riot: говоря панк к власти. Русская короткометражка. Лондон: Bloomsbury Academic, 2020. 152 стр. 16,15 долларов США (электронная книга), ISBN 978-1-350-11355-8; 17,95 долларов США (бумага), ISBN 978-1-350-11353-4; 61 доллар США (ткань), ISBN 978-1-350-11354-1 .

Отзыв от Аллы Мызелевой (Университет Нью-Йорка в Geneseo) Опубликовано Х-ШЕРА (июнь 2022 г.) По заказу Ханна Чучваха (Университет Калгари)

Обзор опубликован в субботу, 29 января 2022 г.

Автор: 

Катажина Муравска-Муфезиус

Рецензент: 

Джульетта Мильбах

Катажина Муравска-Муфезиус. Создание изображений и карт Восточной Европы: от Сарматии Европы до посткоммунистического блока. Серия достижений Рутледжа в области искусства и визуальных исследований. Нью-Йорк: Рутледж, 2021. Иллюстрации. 252 стр. 150 долларов США (ткань), ISBN 978-1-138-49085-7.

Обзор опубликован во вторник, 18 января 2022 г.

Автор: 

Коллин Маккуиллен, Джулия Вайнгурт, ред.

Рецензент:

Ольга Исакова

Коллин МакКуиллен, Джулия Вайнгурт, ред. Переосмысление человека: постгуманизм в России. Культурные революции: Россия в ХХ веке. Бостон: Academic Studies Press, 2018. Иллюстрации. 278 стр. 49 долларов США (бумага), ISBN 978-1-61811-779-3; 119 долларов США (ткань), ISBN 978-1-61811-732-8 .

Обзор опубликован в пятницу, 14 января 2022 г.

Автор: 

Эллисон Ли

Рецензент: 

Алла Мызелева

Эллисон Ли. Изображение русских мужчин: мужественность и современность в живописи XIX века. Нью-Йорк: Bloomsbury Visual Arts, 2020. Иллюстрации. 296 стр. 120 долларов США (ткань), ISBN 978-1-5013-4179-3.

Обзор опубликован в пятницу, 15 октября 2021 г.

Автор: 

Фабрицио Фенги

Рецензент: 

Дженнифер Бойвин

Фабрицио Фенги. Будет весело и страшно: национализм и протест в постсоветской России. Мэдисон: University of Wisconsin Press, 2020. Иллюстрации. 312 стр. 79,95 долларов США (ткань), ISBN 978-0-299-32440-7 .

Отзыв Дженнифер Бойвин (Университет Альберты) Опубликовано на H-SHERA (октябрь 2021 г.) По заказу Ханна Чучваха (Университет Калгари)

Обзор опубликован в среду, 13 октября 2021 г.

Автор:

Галина Мардилович, Мария Тарутина, ред.

Рецензент:

Георгий Папашвили

Галина Мардилович, Мария Тарутина, ред. Новые нарративы русского и восточноевропейского искусства: между традициями и революциями. Серия «Исследования в области искусствоведения». Нью-Йорк: Рутледж, 2019. Иллюстрации. 248 стр. 160 долларов США (ткань), ISBN 978-0-367-13790-8 .

Обзор опубликован в понедельник, 11 октября 2021 г.

Автор:

Марко Думанчич

Рецензент:

Елена Гапова

Марко Думанчич. Мужчины не в фокусе: советский кризис мужественности в долгие шестидесятые. Торонто: University of Toronto Press, 2020. 344 стр. 75 долларов США (ткань), ISBN 978-1-4875-0525-7.

Отзыв Елена Гапова (Университет Западного Мичигана) Опубликовано на H-SHERA (октябрь 2021 г.) По заказу Ханна Чучваха (Университет Калгари)

Версия для печати: https://www.h-net.org/reviews/showpdf.php?id=56496

Обзор опубликован в понедельник, 30 августа 2021 г.

Автор:

Величенко Степан

Рецензент:

Катя Денисова

Степан Величенко. Пропаганда в революционной Украине: листовки, брошюры и карикатуры, 1917–1922 гг. Торонто: University of Toronto Press, 2019. 304 стр. 88 долларов США (ткань), ISBN 978-1-4875-0468-7 .

Отзыв оставила Катя Денисова (Институт искусств Курто, аспирант) Опубликовано на H-SHERA (август 2021 г.) По заказу Ханна Чучваха (Университет Калгари)

Обзор опубликован в четверг, 5 августа 2021 г.

Автор: 

Натали К. Зеленская

Рецензент: 

Роанн Баррис

Наталья Константиновна Зеленская. Исполнение «Царская Россия» в Нью-Йорке: музыка, эмигранты и американское воображение. Серия исследований русской музыки. Блумингтон: Издательство Индианского университета, 2019. Иллюстрации. xiii + 235 стр. 35 долларов США (бумага), ISBN 978-0-253-04119-7; 85 долларов США (ткань), ISBN 978-0-253-04118-0 .

Обзор опубликован в субботу, 12 июня 2021 г.

Автор:

Данило Удовички-Зельб

Рецензент:

Лиана Батцалигова

Данило Удовички-Сельб. Советский архитектурный авангард: архитектура и сталинская революция сверху, 1928-1938 гг. Лондон: Bloomsbury Visual Arts, 2020. Иллюстрации. 264 стр. 115 долларов США (ткань), ISBN 978-1-4742-9986-2 .

Отзыв от Лианы Батцалиговой (Йельский университет) Опубликовано на H-SHERA (июнь 2021 г.) По заказу Ханна Чучваха (Университет Калгари)

Обзор опубликован в среду, 12 мая 2021 г.

Автор: 

Александр Михайлович

Рецензент: 

Алла Мызелева

Александр Михайлович. Митьки и искусство постмодернистского протеста в России. Мэдисон: University of Wisconsin Press, 2018. xvii + 254 стр. 79,95 долларов США (ткань), ISBN 978-0-299-31490-3 .

Отзыв от Аллы Мызелевой (Университет Нью-Йорка в Geneseo) Опубликовано на H-SHERA (май 2021 г.) По заказу Ханна Чучваха (Университет Калгари)

Обзор опубликован в пятницу, 30 апреля 2021 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *