Русская наука во второй половине 19 века: Ошибка 403 — доступ запрещён

Просвещение и наука во второй половине XIX века

Культура народов России во второй половине XIX века

Исторические условия развития культуры 

Вторая половина XIXв. была периодом дальнейшего развития культуры народов нашей страны. Капитализм предполагает более высокий уровень развития науки и техники, чем феодализм. Внедрение в производство машинной техники, а в сельское хозяйство агрономической культуры влекло за собой распространение просвещения в народе, развитие науки и техники, особенно тех ее отраслей, которые непосредственно были связаны с жизнью, с запросами производства.

Русская культура и культура других народов России развивалась в пореформенное время в сложных условиях. В России сохранилось самодержавие, помещичье землевладение и другие остатки феодализма, которые тормозили развитие страны, мешали культурному росту народов. Народ коснел в невежестве и нищете. Царизм душил передовую, прогрессивную идеологию и насаждал реакционную.

Передовым деятелям науки и культуры приходилось вести упорную борьбу с реакционными теориями, претерпевать гонения со стороны самодержавия, преодолевать огромные материальные трудности. Русская наука и культура приобрели мировое значение лишь благодаря упорному, героическому труду русских ученых, техников, писателей, художников.

Огромное благотворное влияние на развитие культуры оказывало революционное движение. В 60-70-х годах все лучшие люди России, все крупные писатели, ученые, художники испытали на себе влияние революционеров-демократов

  • Герцена,
  • Чернышевского,
  • Добролюбова.

Задачи борьбы с самодержавием, с остатками крепостничества, борьбы за свободу родного народа вдохновляли деятелей культуры на беззаветный труд во имя осуществления этих великих идей.

В 80-90-е годы на смену революционному демократизму приходит марксизм, который дал новые идеалы и открыл широкие перспективы для развития культуры и науки.

Связь с революционным движением своей эпохи, с потребностями жизни народа — отличительная черта развития русской культуры в пореформенное время. Великие революционные идеалы делали культуру близкой и родной народу, превращали ее в действенную силу, активно влиявшую на ход исторического развития.

 

Просвещение

Рост фабрик и заводов, развитие техники требовали грамотного работника, который мог бы

  1. разбираться в машинах,
  2. чертежах,
  3. умел бы читать, писать, считать.

Правительство вынуждено было пойти на расширение сети церковно приходских школ — двухклассных или четырехклассных начальных школ, создававшихся при церквах. школьников в них учили читать, писать, считать особое внимание уделялось закону божьему, проповеди.

Большое количество школ открыли земства. Земские начальные школы отличались лучшей постановкой преподавания и более широкой программой.

Там, где не было земских и церковноприходских школ, крестьянские общества открывали за свой счет так называемые вольные школы.

По инициативе прогрессивных кругов создавались воскресные школы для обучения взрослых. Эти школы иногда использовались революционерами для пропаганды передовых идей. Полиция строго следила за преподаванием в воскресных школах, преследовала их, но они сыграли положительную роль в распространении грамотности в народе.

Нужда в образованных чиновниках, инженерах, техниках, агрономах заставила правительство расширить сеть средних и высших учебных заведений. Был открыт ряд новых университетов (в Одессе, Томске), несколько технических учебных заведений:

  1. Высшее техническое училище в Москве (ныне носящее имя Н. Э. Баумана),
  2. политехнические институты в Риге, Харькове, Киеве и других городах,
  3. два сельскохозяйственных научно-учебных заведения и пр.

Однако даже начальных школ в России было еще ничтожно мало. Царизм тормозил развитие просвещения. Учебным заведениям отпускались незначительные средства. По грамотности населения Россия занимала одно из последних мест в Европе. К концу века грамотные составляли лишь 28% всего населения (в том числе среди мужчин 39%, среди женщин всего 17%).

Средних и высших учебных заведений было также очень мало. Они не удовлетворяли потребности общества и народного хозяйства. Самодержавие всячески препятствовало поступлению в средние и высшие школы выходцев из народа.

Особенно плохо было с женским образованием. До 60-х годив в России не было открытых средних школ для девушек. Институты благородных девиц и частные пансионы, доступные только богатым дворянкам, давали довольно поверхностное образование. В университеты и другие высшие учебные заведения женщин не принимали. Только в 60-х годах под давлением общественного движения правительство открыло первую женскую гимназию, а в 70-х годах — женские врачебные курсы.

Этим было положено начало женскому образованию, но вплоть до Октябрьской революции женщины оставались в неравноправном положении.

 

Журналистика и книгоиздательское дело

Ко второй половине XIX в. относится значительное развитие русской журналистики и книгоиздательского дела, сыгравших большую роль в распространении просвещения. Это объяснялось ростом частной инициативы, характерной для буржуазного общества. Огромной популярностью в широких кругах общества пользовались

  1. журналы «Современник» Чернышевского,
  2. «Отечественные записки» Некрасова и Салтыкова-Щедрина.

Издательства Солдатенкова, Павленкова, Сытина печатали много полезных и дешевых книг для народа, спрос на которые с каждым годом возрастал.

В целом, несмотря на реакционную политику царизма, просвещение в России во второй половине XIX в. достигло значительных успехов. Культурный уровень России значительно поднялся по сравнению с дореформенной эпохой.

 

Наука и техника 

Первостепенное значение приобретают во второй  половине ХIХ в. естественные науки -

  1. математика,
  2. физика,
  3. химия,
  4. зоология,
  5. география и др.

Их развитие определялось потребностями жизни, нуждами производства, стремлением ученых вывести Россию из вековой отсталости.

В области математики открытия мирового значения сделали замечательные русские ученые

  • П. Л. Чебышев,
  • А. М. Ляпунов,
  • первая русская женщина-профессор С. В. Ковалевская.

Великий математик Пафнутий Львович Чебышев (1821 — 1894) был широко образованным человеком. Его исследования поражают широтой постановки вопросов и стремлением увязать проблемы математики с развитием естественных наук и техники. Чебышев был крупнейшим механиком. Его открытия по теории машин и механизмов имели огромное практическое значение. Он правильно указывал на тесную связь науки и практики, отмечая, что «науки находят себе верного руководителя в практике». Чебышев был основателем петербургской математической школы, из которой вышла целая плеяда блестящих ученых.

Учеником и продолжателем дела Чебышева был Александр Михайлович Ляпунов, открытия которого положили начало ряду важнейших направлений математической науки.

Весьма интересным и ярким явлением в русской науке и в русском общественном движении была Софья Васильевна Ковалевская (1850-1891). Еще в ранней юности она обнаружила незаурядные математические способности, но получить систематического образования в России Ковалевская не смогла, так как университеты были закрыты для женщин. Для изучения математики она уехала в Германию. В 1871 г. Ковалевская оказалась в осажденном Париже, ухаживала в госпитале за ранеными коммунарами.

За свои выдающиеся математические работы Ковалевская за границей получила степень доктора наук, но места профессора в России так и не смогла получить и вынуждена была снова уехать за границу. В Швеции она стала профессором Стокгольмского университета, где и прочитала ряд блестящих курсов по математике. Труды Ковалевской получили мировое признание. Ковалевская известна также как писательница и журналистка, произведения которой имели в свое время большой успех. 

Значительных успехов во второй половине добились ученые в области физики, как особой специфической отрасли науки о природе. Тесная связь с другими естественными науками и с техникой объясняет огромное внимание к этой науке и огромное значение исследований по физике для естественных наук в целом и для развития техники.

Выдающимся физиком этого времени был Александр Григорьевич Столетов (1839-1896). Его работы по изучению магнетизма и фотоэлектрических явлений имели огромное значение для развития как техники, так и науки. Велико значение Столетова как педагога. Более тридцати лет он возглавлял кафедру физики в Московском университете, здесь он создал физическую лабораторию для проведения экспериментальных работ и обучения студентов.

Столетов воспитал большое количество талантливых учеников и являлся главой замечательной московской школы физиков. По своим общественно-политическим взглядам Столетов был передовым ученым, сочувствовал революционному движению и антиправительственным выступлениям студентов.

На вторую половину XIX столетия приходится расцвет творческой деятельности великого русского ученого-химика Дмитрия Ивановича Менделеева (1834-1907). Родился Менделеев в Тобольске в семье директора гимназии, учился сначала в тобольской гимназии, а затем в Главном педагогическом институте в Петербурге. Уже в школе он проявил незаурядные способности, большой интерес к науке. Талант его как ученого развернулся в Петербургском университете, который стал центром русской химической науки.

Величайшей заслугой Менделеева было открытие периодического закона химических элементов.

Этот закон позволил Менделееву впервые в истории химии предсказать существование новых элементов и даже определить их атомный вес. В скором времени эти элементы были действительно открыты. Книга Менделеева «Основы химии» была переведена на все европейские языки и издавалась много раз.

Менделеев был крупнейшим общественным деятелем. Он много сделал для развития экономики и производительных сил России. Пропагандируя развитие отечественной промышленности, он ратовал за широкое использование природных богатств, призывал к разработке полезных ископаемых — угля, нефти — и много сделал для развития каменноугольной и нефтяной промышленности. Менделеев является одним из основателей агрохимии, его предложения по применению химических удобрений в сельском хозяйстве имели большое практическое значение.

Менделеев был прекрасным преподавателем и считал педагогическую работу своей второй службой родине. Великий ученый и патриот, Менделеев является гордостью нашей страны и русского народа.

На основе достижений математики, физики, химии во второй половине XIX в. изобретатели добились крупнейших успехов, означавших переворот в технике.

 

Выдающиеся изобретатели 

Выдающимся изобретателем был офицер русского военно-морского флота Александр Федорович Можайский (1825-1890). Всю свою жизнь он посвятил созданию летательного аппарата тяжелее воздуха. Он изучал строение крыльев птиц, соотношение площади крыльев и веса птиц, скорость парящего полета, исследовал полеты воздушных змеев и сам неоднократно поднимался на них. Он пришел к выводу, что машину нужно строить не с машущими крыльями, а неподвижными относительно корпуса. Ему удалось построить модели, которые взлетали в воздух после разбега с земли, а затем сконструировать и первый в мире самолет. Это изобретение означало величайшую победу человека над силами природы Можайский высказал правильные идеи, которые в дальнейшем легли в основу самолетостроения.

Открытием мирового значения было изобретение А. С Поповым в 1895 г радиотелеграфа. Александр Степанович Попов (1859-1905) родился в семье сельского священника Пермской губернии образование получил в Петербургском университете. Еще в университете он проявил интерес к электротехнике, работал в научных кружках, а в летние месяцы на электростанциях. Долгие годы трудился Попов над изучением электрических явлений, электромагнетизма. В 1895 г. Попов выступил с публичным докладом, во время которого демонстрировал изобретенный им радиоприемник. Этот день является датой изобретения радио. Лишь через год итальянец Г. Маркони сделал заявку на аналогичное изобретение. Приоритет в этом открытии, бесспорно принадлежит великому русскому ученому и изобретателю А. С. Попову. В дальнейшем Попов значительно улучшил свой аппарат и начал применять его для связи между кораблями. Попов работал в тяжелых материальных условиях, средств ему отпускалось мало. Русское правительство преступно невнимательно отнеслось к величайшему открытию ученого. Несмотря на это, А. С. Попов с гневом отверг предложения иностранных капиталистов перейти к ним на службу. Он заявил им, что он русский и гордится тем, что «не за рубежом, а в России открыто новое средство связи».

Развитие физической науки определило значительные достижения в электротехнике и электротехнической промышленности. Начало развития этих отраслей промышленности, по существу, относится ко второй половине XIX в. Русские инженеры П. Н. Яблочков и А. Н. Лодыгин создали первые в мире электрические лампочки, что привело к перевороту в технике освещения, передаче электроэнергии, сохранении и распределении ее. Во всем мире электрическое освещение называли «русским светом».

 

Выдающиеся путешественники 

Развитие капитализма поставило новые задачи перед географической наукой и геологией. Если в первой половине XIX в. были предприняты крупные морские экспедиции, ознаменовавшиеся замечательными открытиями, то во второй половине столетия были не менее замечательные сухопутные путешествия.

Выдающиеся исследования в Средней и Центральной Азии провел Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский (1827- 1914) -замечательный географ, статистик, ботаник и энтомолог. Семенов-Тян-Шанский совершил ряд путешествий в горы Средней Азии, на Тянь-Шань, по закаспийской территории и Туркестану. Его открытия положили начало научному обследованию огромной территории Средней и Центральной Азии. Последующие экспедиции в эти области проходили по его замыслам и инициативе. По инициативе Семенова-Тян-Шанского было предпринято замечательное многотомное издание «Россия. Полное географическое описание нашего отечества».

Другим крупным ученым и неутомимым путешественником был Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888). Он совершил пять путешествий в Центральную Азию. Пржевальский несколько раз пересек Монголию, Северный Китай, исследовал пустыню Гоби, горы Тянь-Шаня, Западный Китай, Джунгарию и другие территории Центральной Азии. Его путешествия сопровождались важными открытиями в области географии, зоологии, ботаники. Собранные им гербарии и коллекция животных явились большим вкладом в развитие зоологии и ботаники. Исследования Пржевальского получили мировое признание, они открыли для европейцев Центральную Азию, Тибет, прежде почти неизвестные им.

Выдающимся путешественником и ученым был Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846-1888). С юношеских лет он принимал участие в революционном движении. За участие в студенческих сходках Миклухо-Маклая исключили из Петербургского университета, и он вынужден был уехать за границу, где и завершил свое образование. Первые путешествия Миклухо-Маклай совершил на Канарские острова, в Марокко, по побережью Красного моря и провел ценные исследования по вопросам зоологии и географии. В начале 70-х годов он предпринял путешествие на острова Тихого океана с целью изучения народов, населяющих эти острова. 15 месяцев исследователь прожил среди папуасов на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (этот берег с того времени называется берегом Маклая). Своим добрым, гуманным отношением к местному населению русский ученый завоевал искреннюю любовь и безграничное доверие жителей. Затем Миклухо-Маклай путешествовал по Филиппинам, Индонезии, Малакке, изучал народности Микронезии и Малонезии. На основе своих исследований он пришел к выводу о видовом единстве и взаимном родстве человеческих рас. Расовые и культурные признаки народов формируются под влиянием природной и социальной среды. Миклухо-Маклай решительно отвергал лженаучное деление рас на высшие и низшие. Его описания быта и нравов, хозяйства и материальной культуры папуасов до сих пор не потеряли научного значения, Миклухо-Маклай страстно выступал против колониальных захватов, разоблачал варварство колонизаторов, боролся против колониального разбоя и работорговли. Общественные выступления Миклухо-Маклая были горячо поддержаны передовыми кругами русского общества.

 

Биология и медицина

Крупных успехов во второй половине XIX столетия добилась биологическая наука и медицина.

Особенно велики заслуги русского естествоиспытателя Ивана Михайловича Сеченова (1829-1905). Сеченов стал основоположником русской физиологической школы. Его знаменитая работа «Рефлексы головного мозга» была настоящим переворотом в науке. Она по-новому осветила деятельность головного мозга и центральной нервной системы и положила начало крупнейшим открытиям в биологии и медицине. Сеченов был не только великим ученым, но и блестящим популяризатором науки, превосходным педагогом, воспитавшим много талантливых учеников и сподвижников. Сеченов является гордостью русской науки, великим патриотом и гражданином своей страны. Его жизнь и деятельность — научный подвиг во имя торжества разума и справедливости. Его идеи послужили основой замечательных исследований

  • И. И. Мечникова,
  • К. А. Тимирязева,
  • И. П. Павлова и многих других русских ученых,

деятельность которых развернулась в полном объеме несколько позднее — уже в XX столетии.

Философия, политэкономия, юриспруденция, Общественные история, литературоведение были особенно тесно науки связаны с революционным движением, с общественной мыслью, частью которой они сами являлись. Определяющее значение в их развитии имели выдающиеся мыслители и общественные деятели, участники и вожди революционного движения в России,- А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев.

В исторической науке глубокий след оставили крупнейшие русские историки — Сергей Михайлович Соловьев и Василий Осипович Ключевский, труды которых были вершиной развития буржуазной исторической науки.

  • < Начало распространения марксизма в России, группа «Освобождение труда»
  • -> Русская литература во второй половине XIX века >

Добавить комментарий

Наука и словесность во второй половине XIX в. — что это, определение и ответ

После отмены крепостного права, повлекшей за собой коренные изменения в социальной и экономической жизни империи, были созданы также новые условия для развития культуры. Научно-технический прогресс и общая модернизация страны привели резкому повышению спроса на высококвалифицированных специалистов (администраторах, юристах, инженерах, профессионально-технически образованных рабочих). Оживление общественно-политической жизни и активизация идейной борьбы оказывали значительное влияние на развитие отечественной культуры. Среди радикально настроенной молодежи пореформенной России широко распространился нигилистический образ мыслей. Нигилизм подразумевал отрицание традиционных ценностей: государства, морали, нравственности, религии. Во второй половине XIX века складывается новый социальный слой — российская интеллигенция, к которой принадлежали люди, занимавшиеся интеллектуальным трудом, преимущественно получившие высшее образование. Для интеллигенции характерно было особое умонастроение и мировоззрение, озабоченность судьбой родины, стремление послужить обществу и народу.

Российская культура второй половины XIX – начала XX вв. зиждилась на художественных традициях, эстетических и моральных идеалах «золотого века». Эти традиции развивались на протяжении почти всего XIX века. Однако на рубеже XIX – XX вв. в России началась новая, своеобразная историко-художественная эпоха, которую современники назвали «серебряным веком» русской культуры.

Образование и наука

Система образования, которая сложилась в ходе Великих реформ, в основных чертах сохранилась до 1917 г. Начальное образование давали государственные, земские и церковно-приходские школы. Там в течение 2 – 3 лет обучали письму, чтению, счету и закону Божьему.

Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. В гимназиях (мужских и женских) большее внимание уделяли естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные естественно-технические дисциплины.

В 1887 г. так называемым «циркуляром о кухаркиных детях» принимать в гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей» запрещалось. Окончание гимназии было необходимым условием для поступления в университет.

Значительные перемены произошли в системе высшего образования. Быстро росло количество специальных высших учебных заведений; открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Появились и частные университеты. Поскольку поступление женщин в университеты было затруднено, то на общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские).

Во второй половине XIX – начале XX в. углубился процесс дифференциации наук, их разделение на фундаментальные и прикладные.

В естественных науках огромное значение имело открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона химических элементов.

Классическую теорию химического строения органических тел создал А. М. Бутлеров.

Н. Д. Зелинский заложил основы учения об органическом катализе.

А. И. Каблуков создал основополагающие работы в области электрохимии и физической химии.

Исследования математиков П. Л. Чебышева, А. М. Ляпунова, С. В. Ковалевской в области теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математической физики имели фундаментальное и прикладное значение.

Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. Работы А. Г. Столетова подготовили условия для создания современной электронной техники.

Переворот в электрификации произвели открытия П. Н. Яблочкова (дуговая лампа), А. Н. Лодыгина (лампа накаливания).

Золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1901 г. был удостоен А. С. Попов за изобретение в 1895 г. электрической беспроводной связи (радио).

Сенсационное сообщение на Международном конгрессе физиков сделал П. Н. Лебедев, подтвердивший электромагнитную природу света, измеривший его давление на твердое тело и газы.

«Отцом русской авиации» называют Н. Е. Жуковского, основоположника современной гидроаэродинамики.

К. Э. Циолковский своими работами в области ракетодинамики обосновал возможность космических полетов.

Энциклопедические труды В. И. Вернадского способствовали появлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Крупными успехами было отмечено развитие биологии и медицины.

И. М. Сеченов заложил основы школы отечественной физиологии, сделал ряд открытий в психологии. Н. И. Пирогов стал основоположником русской хирургии, начал применять анестезию при операциях.

Нобелевские премии получили И. П. Павлов, разработавший учение о высшей нервной деятельности и физиологии пищеварения, а также И. И. Мечников — автор фагоцитарной теории иммунитета.

К. А. Тимирязев основал русскую школу физиологии растений.

Русские исследователи, географы и этнографы, продолжили исследование малоизвестных регионов Земли: Тянь-Шаня, Тибета, Туркестана, Монголии, Индонезии, Филиппин, Эфиопии и др. Во время путешествий П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, Н. П. Миклухо-Маклая, В. К. Козлова и других были созданы карты этих районов, собраны богатейшие биологические и этнографические коллекции.

Океанограф вице-адмирал С. О. Макаров совершил два кругосветных плавания, предоставил систематическое описание Черного, Мраморного и Северного морей. Он же предложил использовать ледоколы для исследования Северного морского пути.

Экспедиции Э. В. Толля и А. В. Колчака положили начало изучению Арктического региона, которое продолжил Г. Я. Седов. В 1912 – 1914 гг. он организовал экспедицию к Северному полюсу, провел геодезическую съемку побережья и островов Северного Ледовитого океана.

Во второй половине XIX – начале XX в. в связи с необходимостью понимания современных процессов и будущего России чрезвычайно вырос интерес к историческому прошлому. Выдающийся ученый С. М. Соловьев, чья деятельность началась еще в первой половине XIX в., создал фундаментальный труд «История России с древнейших времен» и множество иных работ по различным историческим проблемам.

В. О. Ключевский, создавший оригинальную концепцию русской истории, оказал огромное влияние на развитие отечественной исторической науки. Различные идейные взгляды историков вызвали появление трудов, в которых история России рассматривалась или с либеральных (П. Н. Милюков), или с марксистских позиций (Н. П. Павлов-Сильванский, М. Н. Покровский, Н. И. Кареев), А. А. Шахматов, чьи труды актуальны до сих пор, заложил традицию исследования древнерусских летописей. Л. П. Карсавин внес вклад в развитие медиевистики, обратившись к теме средневековой религиозности и европейской культуры.

Деятельность церковных иерархов пореформенной эпохи также была направлена на повышение уровня образованности духовенства, развитие богословия. В 1876 году был завершен Синодальный перевод Библии, большая часть работы прошла под руководством митрополита Филарета (Дроздова). Митрополит Макарий (Булгаков) оставил капитальный, но не оконченный труд «История Русской церкви», и множество богословских сочинений. К крупным фигурам церковно-религиозной сферы принадлежит старец Амвросий Оптинский, прототип одного из персонажей Достоевского.

Литература и театр

Художественная литература второй половины XIX – начала XX в. сохраняла традиции критического реализма. Характерными чертами этого направления были гуманизм, народность и гражданственность литературных произведений. Их развивали И. С. Тургенев. Н. Д. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн и др. Социальные и философско-нравственные проблемы получили наиболее выразительное освещение в творчестве Л. Н. Толстого, который был признан мировым лидером критического направления. В произведениях М. Горького наглядно проявилась связь реалистического метода с постановкой острых социально-политических проблем России начала XX в.

Однако художественные приемы критического реализма перестали удовлетворять многих авторов на рубеже XIX – XX вв. Глубокий интерес к человеческой личности, ее внутреннему миру, поиск новых изобразительных средств и форм — все это вызвало появление нового течения в литературе и искусстве — модернизма. В модернизме выделяют несколько течений.

Эстетические принципы символистов были сформулированы Д. С. Мережковским, А. А. Блоком К. Д. Бальмонтом и В.Я. Брюсовым.

Среди поэтов-акмеистов наибольшую известность приобрели Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Кузьмин.

К футуристам относят Д. Д. Бурлюка, В. В. Хлебникова, В. В. Маяковского, Сашу Черного.

Творчество целой плеяды талантливых русских поэтов начала XX в. позволило назвать это время «серебряным веком» русской поэзии.

Во второй половине XIX – начале XX в. в России активно развивалось театральное искусство. Репертуар формировался в основном на основе драматических произведений классиков русской литературы А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, А. М. Горького. В московском Малом театре работало множество выдающихся артистов (М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, А. И. Сумбатов-Южин). На рубеже веков было открыто сразу несколько новых театров, ставших центрами культурной жизни России. Российские актеры и режиссеры напряженно работали над развитием сценического искусства.

В 1898 г. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали Художественный театр.

В начале XX в. открылся театр известной русской актрисы В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге.

Началась режиссерская деятельность В. Э. Мейерхольда.

Во второй половине XIX в. окончательно оформилась национальная музыкальная русская школа. В начале 60-х годов XIX в. в России сложилась творческая группа композиторов, которую критик В. В. Стасов назвал «Могучей кучкой». В нее входили М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков. В творчестве этих авторов с наибольшей выразительностью проявилось уважение к народным песенным мелодиям и историческому прошлому страны (опера «Хованщина», повествующая о событиях стрелецкого бунта 1682 г.)

Представители «Могучей кучки» и другие русские композиторы (П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов) создали множество самых разных музыкальных произведений. В начале XX в. поиски новых художественных средств выражения продолжил А. Н. Скрябин.

Популяризации музыкального искусства способствовала деятельность Русского музыкального общества, основанного в 1859 г. по инициативе А. Г. Рубинштейна. В 1862 г. благодаря его энтузиазму была учреждена Санкт-Петербургская консерватория.

Также популяризацией произведений российских и зарубежных композиторов занимались преподаватели бесплатной музыкальной школы, открытой в Петербурге в 60-х годах М. А. Балакиревым и учителем пения Г. Я. Ломакиным.

Вклад в развитие отечественного музыкального искусства был внесен оперными певцами (Ф. И. Шаляпиным, Л. В. Собиновым. А.В. Неждановой). Имена выдающихся балетных танцоров (А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной, В. Ф. Нижинского) и балетмейстеров (М. И. Петипа) навсегда вошли в сокровищницу мировой культуры.

Особенное значение для популяризации театрально-музыкального искусства России имела деятельность С. П. Дягилева, организовавшего в Европе «Русские сезоны» (1907 – 1913), гастрольные выступления русских артистов балета.

писателей обратили внимание на то, как они слушали «простых людей» в Российской империи 19-го века, по словам стэнфордского ученого

подходы к передаче языка и фольклора народов Российской империи в 1800-е гг.

1 декабря 2022 г.

Габриэлла Сафран, профессор славянских языков и литературы в Школе гуманитарных и естественных наук, была редактором школьной газеты в Боулдере, штат Колорадо. Будучи журналистом-подростком, она научилась ценить искусство слушать и записывать.

«Я все еще думаю о себе как о журналисте», — сказала она в недавнем интервью о своей новой книге « Записывая Россию: пытаясь слушать в девятнадцатом веке » (2022, издательство Корнельского университета). «Это был очень формирующий опыт для меня. Если у вас нет людей, которые вас слушают, вы не получаете доступа к различным точкам зрения. Вы не получаете никакого сравнительного взгляда на что-либо. Но слушать трудно, верно?

Попытка сделать это хорошо — вот что оживляет сюжеты ее книги: 19писатели 19-го века, в том числе Федор Достоевский и Иван Тургенев, и посетители Российской империи, которые стремились представить точки зрения «простых людей», таких как крепостные и представители рабочего класса, слушая и документируя их голоса.

Хотя понятие «кающихся дворян», которые изо всех сил пытаются передать «голос народа», является тропом российской интеллектуальной истории, Сафран утверждает, что политическая симпатия была лишь частью того, что мотивировало этих писателей слушать вне социальных связей. Их также вынуждали достижения в области медиа-технологий — появление телеграфии, растущее изобилие и снижение стоимости бумаги — а также желание конкурировать с другими представителями того, что Сафран называет «глобальным медиа-поколением середины девятнадцатого века». показать свое мастерство в технике прослушивания и записи.

«Когда они рассказывают истории о прослушивании и записи сами или их вымышленных заместителей, эти писатели обращают внимание на звук и его передачу, на бумагу и ее использование, и они склонны сравнивать успешное прослушивание одного человека с менее успешным слушанием другого. (хотя зачастую эти соперничающие слушатели — две грани одного человека)», — пишет Сафран. «В этих сценах взаимосвязаны технические аспекты прослушивания и записи, их политическое и этическое значение, практическое и эстетическое значение».

Во время интервью Сафран, которая также является профессором иудаики Евы Чернов Локей и состаршим заместителем декана по гуманитарным наукам и искусству, рассказала о том, что значили прослушивание и запись для этих писателей 19-го века и как сегодня происходят сдвиги в медиа-технологиях. повторите то, что они испытали тогда.

Вопрос: Что вызвало у вас интерес к этой теме?

Safran: Прежде чем написать эту книгу, я написал биографию русского и еврейского писателя по имени С. Ан-ский, который также был этнографом. Читая воспоминания о нем, я заметил, что его друзья и знакомые постоянно говорили о том, какой он хороший слушатель, в частности, как хорошо он умеет слушать простых людей, народ . Меня просто поразило, что они были так внимательны к этому, и мне захотелось понять, откуда взялась эта внимательность. Я узнал, что примерно с 1840-х годов писатели в Российской империи и писатели, которые туда путешествовали, часто обращали внимание на мысль о том, что слушать вне социальных связей — это то, что можно делать хорошо или плохо. Если вы делаете это хорошо, это прекрасное выступление, которое следует оценить. Они также подошли к этой практике на соревновательной основе. Главы в моей книге построены как состязания слушателей — между двумя людьми или, в некоторых случаях, между двумя сторонами одного и того же человека. Эти 19Писатели 19-го века стремились показать, как они овладели современными методами и технологиями прослушивания и записи.

Вопрос: В какой степени их слушание было перформативным, а не искренним?

Safran: Было и то, и другое. Они были искренними в своих попытках уловить подлинные голоса крестьян и других людей. Но они также были настроены на перформативный аспект слушания; они хотели показать своим читателям, что они делают это правильно, что они являются экспертами. У них тоже были двойственные чувства по поводу того, что они делали. Они знали, какими привилегированными они были; они осознавали социально-экономическую пропасть, отделявшую их от людей, чьи разговоры они записывали. Они спрашивали себя: «Имею ли я право это делать? Я даже делаю это точно? Что такое «точно»?»

Вопрос: Актуальны ли сегодня темы, которые вы исследуете в своей книге?

Safran: Определенно. Мы живем в момент, когда нас действительно интересуют вопросы репрезентации. Вы видите, что эти вопросы часто поднимаются в искусстве и в социальных сетях. Когда, если вообще когда-либо, люди имеют право говорить от имени других людей? Эти же вопросы задают себе студенты моего курса фольклора и литературы. Мои студенты очень обеспокоены вопросами этики и логистики выслушивания людей из разных социальных слоев. Им очень интересно, куда падают эти линии. Вы имеете право говорить за своих родственников? Имеете ли вы право говорить за своих соотечественников или людей своего поколения? Если один из моих студентов берет интервью у своей бабушки, но не говорит на ее языке в совершенстве, он может спросить себя, действительно ли он понимает истории, которые рассказывает его бабушка. Как культурные, межпоколенческие и языковые различия влияют на то, что слышится и документируется?

Я также думаю, что вопросы медиа-технологий, которые я поднимаю в своей книге, актуальны и сегодня, особенно для нас в Стэнфорде и Кремниевой долине. Мы находимся в эпицентре изменений в медиатехнологиях, которые меняют то, как голос слышится вслух или пишется, а также записывается. Эти сдвиги вызывают вопросы о надежности, подлинности и правдивости. 19 -й век, с развитием телеграфии, фонографии и стенографии, а также механизированного производства бумаги, является действительно интересным аналогом тех изменений, которые происходят сейчас. Это показывает нам, что некоторые из эмоций, которые мы испытываем как новые, например, чувство, которое приходит, когда мы можем записывать и публиковать видео с помощью наших мобильных телефонов или мгновенно транскрибировать речь, на самом деле случались раньше. Может быть, мы сможем кое-что понять о себе, если подумаем о том, как люди в прошлом задавали подобные вопросы при несколько схожих обстоятельствах.

Вопрос: Вы посвятили целую главу изготовлению бумаги, и бумага часто упоминается в других частях вашей книги. Что было такого в этом медиа, что было так важно в 1800-х годах?

Safran: Если внимательно посмотреть на прозу и поэзию 19-го века, то можно увидеть много ссылок на бумагу и понять, что писатели жили в мире, где бумага имела большое значение. Они заботились о своем доступе к бумаге. Они заботились о качестве бумаги, на которой писали. Им была важна его стоимость. В начале 19 век, бумагу в России до сих пор делают вручную. Это трудный, болезненный род — и нездоровый для вас. Его часто выполняют крепостные. Но в середине 1800-х годов в Россию приходит механизированное производство бумаги, и бумага становится все дешевле и дешевле, и ее становится все больше. Для этих писателей, я думаю, это немного похоже на откровение, которое приходит сегодня, когда они понимают, что вы можете нажать кнопку в Zoom и получить стенограмму всего вашего разговора.

Раньше бумагу делали вручную, и это было очень дорого. И никто не стал бы записывать каждое сказанное кем-то слово — по крайней мере, это было бы необычно. Но с бумагой, изготовленной механическим способом, это похоже на новый мир дословной записи, который открылся. Приход этого мира вызывает чувство волнения и тревоги. Итак, вы видите писателей, описывающих сцены, в которых слишком много бумаги; люди тонут в нем, отягощенные грудами тяжелых документов, которые надо как-то обработать.

Вопрос: Беглость разговорной речи, которую пытались уловить эти писатели, подразумевается в эпиграфе книги — статье из словаря русского языка, составленного лексикографом Владимиром Далем: «Слово как воробей — оно улетает, и вы не можете его поймать». Даль называет свои словарные статьи гнездами; персонаж рассказа путешествует по сельской местности, охотится на птиц и общается с местными жителями. Что за отсылки к птицам и метафоры в работах этих писателей?

Safran: Меня очень очаровали все упоминания о птицах — то, как люди соотносят птиц со словами и слова с птицами — в текстах, которые я исследовал. Писатели используют метафоры, из-за которых кажется, что запись произносимого слова похожа на поимку птицы. И они собирают много сленга, относящегося к птицам или использующего птичьи слова для описания людей. Конечно, в сравнении слов с птицами нет ничего нового. Это метафора, восходящая как минимум к классическим временам — Гомер говорил о «крылатом слове». Что касается поговорки, которую Даль включает в свой словарь, то это эффективная метафора об осторожности, и в то же время она указывает на то, как и птицы, и слова ускользают, ускользая от нас.

Книга говорит, что научная фантастика создала современную Россию

Перейти к основному содержанию

Cornell University

  • Темы

 

Научная фантастика как жанр впервые возникла не на технологически развитом Западе, а в преимущественно аграрной России конца XIX века. Как объясняет в своей новой книге доцент кафедры сравнительного литературоведения Аниндита Банерджи, русские писатели не отражали изменения, происходящие в их повседневной жизни, а визуализировали то, что могло бы быть; фантастика стала способом не только говорить о современности, но и создавать ее в России.

В книге «Мы, современные люди: научная фантастика и создание российской современности» Банерджи обращается к бурным десятилетиям между 1890-ми и 1920-ми годами. Она проводит параллели между тогдашней Россией и сегодняшней глобализацией. Подобно дарвинизму и электричеству в начале 20-го века, «геномика и робототехника, информатика и цифровые медиа стали основными индикаторами огромных потрясений в нашей современной жизни и реальности. … Темпы развития науки и техники настолько сжаты, что каждые несколько минут изобретается нечто, способное изменить мир».

Аудитория научной фантастики в России охватывает все слои общества: от художников-авангардистов до ученых, философов, школьных учителей и политиков. «Научная фантастика возникла на стыке революции в российских печатных СМИ и научно-технической революции на Западе, — сказал Банерджи. «Эти средства массовой информации были одержимы научно-техническими чудесами, меняющими фундаментальные способы мышления и жизни. Научная фантастика быстро стала выдающимся способом визуализации современности в России и того, что грядет».

Научная фантастика была не просто литературным изложением идей или компенсацией отсутствия реальной модернизации в России, а площадкой для обобщения интерпретаций и критики последних достижений науки и техники. Банерджи называет научную фантастику «активным участником» модернизации России, внося новые термины и парадигмы в «реальный» мир.

Банерджи использует новые архивные материалы для анализа ранних русских писателей, таких как Евгений Замятин, чью книгу «Мы» Джордж Оруэлл назвал источником вдохновения для «1984». «Несмотря на неравномерность проявления технологической модернизации в повседневной жизни россиян, а может быть, и благодаря ей, — пишет Банерджи, — научная фантастика стала самоидентифицирующимся нарративом нового воображаемого сообщества, которое Замятин назвал «мы, современные люди»».

Банерджи. изучает литературную и медийную культуру России, Евразии и Южной Азии в сравнительном, междисциплинарном аспекте. Она является членом факультета программ Южной Азии и визуальных исследований, а также научным сотрудником Центра Аткинсона за устойчивое будущее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *