Россия в первой половине 19 века необходимость модернизации страны – В чем состоит сущность «теории модернизации». Почему в первой половине XIX в. возникла необходимость в модернизации политического и социального устройства страны?

Вопрос 36. Объективная необходимость модернизации России в 19 веке. Крестьянская реформа 1861г.

Толчком к преобразованию послужила проигранная Крымская война. Во-первых, поражение России в войне показало полную несостоятельность политической и эконом. системы Николая I. Во-вторых, Крымская война привела Россию к международной изоляции. Александр II решился на преобразования.

В начале 1857 г. для подготовки реформы был учрежден Секретный комитет. В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный. В начале 1859 г. для обработки проектов дворянских комитетов были созданы Редакционные комиссии.

В годы правления Николая I Россия сделала определенные положительные шаги в своем развитии. Укрепился рубль, бюджет стал бездифицитным, был создан современный свод законов. Военная реформа состояла в том, что все вооруженные силы были поделены на 2 армии и 6 корпусов. Укрепление вертикали власти привело к росту бюрократического аппарата. (ошибки Николая I: он был плохим дипломатом, в его окружении также не было хороших дипломатов, отсюда и неверная оценка сил в Крымской войне и поражение). При нем начало развиваться политехническое образование, но он недооценил технического прогресса, а также построена первая железная дорога.

Крестьянская реформа 61г.(или отмена крепостного права)

В 1857 г. Александр II учредил Секретный комитет по крестьянскому вопросу, а позже – был создан еще ряд комитетов, задачей которых являлось решение вопроса освобождения крестьян от крепостной зависимости.

19 фев. 1861г. – Алекс. Издал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положение о крестьянах, вышедших из креп. зависимости» По этим документам крестьяне получали личную свободу и общегражданские права, вводилось крестьянское самоуправление, однако сохранилась крестьянская община и общинное земледелие.

Крест. реф. Способствовала превращению России в буржуазную монархию, однако не разрешила соц-эконом. Противоречий России, сохр. помещичье землевладение и другие феодально-крепостнические пережитки.

Вопрос 37. Буржуазные реформы

Проведение крестьянской реформы повлекло за собой необ­ходимость целой серии преобразований. Причинами реформ 60-70-х гг. XIX в. стали: необходимость привести судебную систему, органы местного управления, систему образования, финансы, вооруженные силы в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями; рост общественного движения, со­циальных и национальных конфликтов.

Земская реформа 1864 г. создала всесословные, выборные, представительные органы местного самоуправления в уездах и губерниях (земства). Земские учреждения ведали местными хо­зяйственными и социальными вопросами: строительством и ре­монтом дорог, устройством лечебных и благотворительных уч­реждений, народным образованием, продовольственным снабже­нием, пожарной охраной, статистической службой, попечением местной торговли и промышленности, распределением податей. Политическая деятельность земств не допускалась.

Выборы в земские органы проводились раз в 3 года по трем куриям. По первой курии крупные землевладельцы без различия сословий и владельцы крупной недвижимости в сельской местно­сти избирали выборщиков на свой уездный съезд. По второй — из­бирались представители крупных городских торгово- промыш­ленных заведений и городской недвижимости. Выборы по треть­ей — крестьянской курии имели еще больше ступеней: сельский сход — волостной сход — уездный съезд выборщиков по курии.

Уездные земские собрания являлись распорядительными ор­ганами и выбирали исполнительные органы — земские управы, а также гласных в губернские земские собрания, которые строи­лись по такому же принципу, избирая губернские земские упра­вы. Председателем земских собраний автоматически становился предводитель уездного или губернского дворянства.

Земства способствовали развитию хозяйства, активизации общественной жизни на местах. Они создавали школы и больни­цы, улучшали жизнь русской деревни, становились ячейками гражданского общества, некоторые из них пытались влиять и на политику правительства. Однако полномочия земств постоянно ограничивались. Губернским земствам запрещались контакты между собой.

Городская реформа 1870 г. оформила новую систему город­ского самоуправления. Выборы проводились на основе имущест­венного ценза. Избирательные права предоставлялись лишь ли­цам мужского пола, достигшим 25 лет и платившим городские налоги и сборы, что ограничивало число избирателей. Наиболее крупными группами избирателей стали владельцы недвижимости в черте города, содержатели торговых и промышленных заведе­ний, обладатели купеческих и промысловых свидетельств.

Каждая курия избирала 1/3 состава гласных Городской думы, являвшейся распорядительным органом. Она, в свою очередь, из­бирала Городскую управу — исполнительный орган во главе с го-родским головой. Городское самоуправление занималось благоус­тройством города (освещение, водоснабжение, очистка, транс­порт и пр.), образованием, здравоохранением, попечением тор­говли и промышленности. Оно имело свой бюджет, часть которо­го шла на содержание пожарной охраны, полиции, тюрем. Ком­петенция городского самоуправления не выходила за рамки хо­зяйственных вопросов, его права были еще более ограничены, чем у земств, но, в целом, реформа способствовала становлению элементов гражданского общества и развитию городов.

Судебная реформа началась с введением в 1864 г. новых су­дебных уставов. Основные принципы новой судебной системы: бессословность, т.е. дела представителей всех сословий рассмат­ривались в одних и тех же судах, что означало равенство всех пе­ред законом; независимость суда, т.е. суд не подчинялся испол­нительной власти и принимал самостоятельные решения; несме­няемость судей, т.е. правительство не могло своей властью от­странить от должности судью; гласность; состязательность, т.е. участие в процессе прокурора и адвоката (присяжного и частного поверенных), первый из которых выдвигал обвинения, а второй защищал подсудимого; вводился институт выборных присяжных заседателей, определявших виновность обвиняемого.

В основе системы общего суда находился окружной суд в масштабе одной губернии, с присяжными заседателями. Второй инстанцией стала судебная палата, охватывавшая несколько ок­ружных судов. Роль высшей инстанции играл Сенат.

Параллельно действовала система мировых судов, занимав­шихся разбором относительно мелких дел. Такой суд состоял из судьи, который избирался земскими собраниями и городскими думами. Мировым судом второй инстанции являлся .окружной съезд мировых судей. Коронный и мировой суды рассматривали гражданские и уголовные дела, но не занимались политическими процессами и не судили высших государственных чиновников. Эти вопросы находились в ведении Высшего уголовного суда.

Судебная реформа способствовала либерализации общест­венной жизни, стала шагом на пути к правовому обществу. Су­дебная система в России приблизилась к стандартам европейской юстиции. Однако реформа осталась незавершенной. Так, для раз­бора конфликтов в крестьянской среде сохранялся сословный во­лостной суд. Новая судебная система вступала в противоречие с существующим политическим строем, вызывала постоянное стремление верхов ее ограничить.

Военная реформа началась после Крымской войны в конце 1850-х гг. и проводилась поэтапно. Ее содержание: сокращение численности армии; создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий; усовершенство­вание системы военного управления, введение военных округов, создание Главного штаба; создание гласных и состязательных во­енных судов, военной прокуратуры; отмена телесных наказаний в армии; перевооружение армии и флота (принятие нарезных стальных орудий, новых винтовок и т.д.), реконструкция казен­ных военных заводов; введение в 1874 г. всеобщей воинской по­винности вместо рекрутского набора, сокращение сроков службы до 6 лет в армии и 7 на флоте. Лица с начальным образованием служили 3 года, со средним — 1,5 года, с высшим — несколько ме­сяцев.

Великие буржуазные реформы 1860-1870-х гг. означали важ­ный шаг в формировании в России правового государства и гра­жданского общества. Они создали условия для модернизации общественных отношений, на их основе проводились реформы на рубеже XIX-XX вв. Однако, как и Крестьянская реформа, эти преобразования отличались внутренней противоречивостью, со­хранением ряда остатков феодализма. Например, в земствах пре­обладали дворяне, земства не имели завершенной структуры в масштабе всей страны (в ряде губерний и областей их не было), они не имели права обсуждать вопросы общегосударственного характера; в судебных уставах не предусматривалась ответствен­ность чиновников перед законом; обучение осталось высокооп­лачиваемым, вузы контролировались министрами и попечителя­ми. В ходе проведения реформ в жизнь они подверглись коррек­тировке «вправо» и оказались незавершенными. В обществе не оказалось сил, способных оказать давление на правительство и довести реформы до логического конца — создания общероссий­ского представительства (парламента).

studfiles.net

Попытки модернизации России в первой половине XIX века.

С приходом на престол Павла (1796-1801 гг.) принимаются меры по укреплению самодержавной власти и усилению дисциплины в армии и государстве. Он отменил или ограничил действие екатерининских жалованных грамот 1785 г . ограничил права и деятельность дворянского самоуправления. отменил свободу дворян от телесного наказания. Было подтверждено право помещиков ссылать крепостных на поселение. Крепостнические порядки были распространены на Дон, Приазовье и Южную Украину.

В марте 1801 г. в результате нового дворцового переворота к власти пришел молодой император Александр I (1801 -1825 гг.), который одним из первых в России осознал необходимость реформ. В сравнительно благоприятных условиях первой половины его царствования продолжалась активная работа лучших умов над проблемами будущего политического и общественного устройства страны.

Особое место в этом процессе занимала личность М. М. Сперанского, автора всеобъемлющей системы обновления государственного управления в России. В конце 1804 г. Сперанский завершил разработку «Введения к уложению государственных законов», предполагавшего превращение России из самодержавного государства в конституционное, имеющее законодательные преграды на пути возрождения деспотизма.

По плану Сперанского предусматривалось три параллельных ряда Учреждений:

1. законодательных

2. судебных

3. исполнительных (административных).

Законодательный ряд образовывали выборные думы — от волостной до Государственной.

Судебная власть состояла из выборных волостных, уездных, губернских судов. Высшую судебную инстанцию составлял Сенат, члены которого избирались пожизненно Государственной думой и утверждались императором.

Исполнительной властью являлись выборные правления — волостные, уездные и губернские. Высшая исполнительная власть — министры — назначались государем. Для объединения и согласования действий высших государственных учреждений создавался Государственный Совет.

Население России по проекту М. М. Сперанского предполагалось разделить на три сословия:

1. дворяне

2. среднее сословие (купцы, мещане, государственные крестьяне)

3. «народ рабочий» (помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги).

Крепостное право сохранялось и третье сословие не получало избирательных прав.

Дальновидные проекты Сперанского не получили практического воплощения в жизнь. Ни одна из реформ государственного аппарата, проведенных в тот период, ни в какой степени не затронула основ феодально-абсолютистского строя. А Сперанский в 1812 г. был уволен и выслан из столицы.

Однако к 1820 году под руководством главы российской администрации в Польше Н. Н. Новосильцева был разработан проект «Уставной грамоты Российской империи» — первой конституции за всю историю России. Конституционный проект предусматривал создание двухпалатного парламента (Государственного сейма и Государственной думы), без которого монарх не мог издать ни одного закона, неприкосновенность собственности, независимость суда, равенство всех граждан перед законом, гражданские свободы, федеративное устройство России.

В соответствии с проектом Конституции Никиты Муравьева («Союз спасения», 1816 г.) Россия после переворота должна была стать конституционной монархией с императором во главе исполнительной власти и законодательным вече, состоящим из двух палат: Верховной думы и палаты народных представителей. Конституция отменяла все феодальные сословия. предполагала коренную и решительную ломку всего феодально-крепостнического аппарата управления. Реализация основных положений конституции открывала широкую дорогу буржуазному развитию страны.

otvet.mail.ru

21. Проекты правительства и общественных сил России по модернизации страны в первой четверти XIX в.

Реформы в России в первой половине XIX в. Девятнадцатый век для России фактически начался в ночь с 11 на 12 марта 1801 г., когда в результате заговора был убит император Па­вел I. Александр I начал с того, что восстановил отмененные Павлом «Жалованные грамоты» дворянству и городам, дворянские корпоратив­ные органы, освободил дворян от телесных наказаний, объявил амни­стию всем, бежавшим от павловских репрессий за границу, и ссыльным. Были отменены и другие павловские указы, вроде запрета носить круг­лые французские шляпы, выписывать иностранные газеты и журналы, выезжать за границу. Большинство историков выделяют в царствовании Александра I (1801-1825) два периода: до войны с Наполеоном 1812-1814 гг. и после победы, когда во внут­ренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенден­ции. В 1801 г. при императоре сложился Негласный комитет, в который вошли его молодые друзья-аристократы — П.А.Строганов, Н.Н.Новосильцев, В.П.Кочубей, А.А.Чарторыйский. Преобразования в системе государственных учреждений, изменения в крестьянском законодательстве, осуществленные Александром I в пер­вые пять лет своего царствования, прямо или косвенно были связаны с деятельностью комитета. 20 февраля 1803 г. был издан указ «О вольных хлебопаш­цах». В соответствии с ним земледельцы могли отпускать на волю крепо­стных крестьян с землей на условиях выкупа. Однако этот акт имел лишь моральное значение: к концу царст­вования Александра I в «вольных хлебопашцах» числилось 47153 кресть­янина. Указы 1804-1805 гг. в определенной степени ограничивали крепост­ное право в Лифляндской и Эстляндской губерниях. Крестьян запреща­лось продавать без земли. Они объявлялись наследственными владельца­ми своих земельных наделов. Их повинности в пользу помещиков фикси­ровались и определялись особыми комиссиями, вводилось крестьянское самоуправление и крестьянские суды. В 1803 г. было издано новое положение «Об устройстве учебных за­ведений». Универ­ситетский устав 1804 г. закрепил автономию университетов, разрешив Совету профессоров выбирать ректора и деканов. Манифест 8 сентября 1802 г. об учреждении министерств. Вместо 11 коллегий — 8 министерств. Министры, назначае­мые царем и подотчетные ему, единолично принима­ли решения и несли за них персональную ответственность. В целях координации деятельности министерств учреждался Комитет министров. Более четко структура и функции мини­стерств были определены в 1811 г – «Общие учереждения минестерств» — число минестерств увеличивается до 12. Новый виток реформаторской активности Александра I связан с именем М.М.Сперанского (1772-1839). В конце 1808 г. Алек­сандр I поручил ему составить общий план государственных преобразо­ваний. В начале октября 1809 г. проект реформы, названный М.М.Сперанским «Введение к Уложению государственных законов», был закончен. В основе проекта преобразований М.М.Сперанского был заложен принцип разделения властей. С этой целью законодательные функции сосредотачивались в новом органе – Государственной думе, судебные – в Сенате, исполнительная власть предос­тавлялась министерствам. Для координации действий высших государст­венных учреждений создавался Государственный совет, его члены не из­бирались, а назначались императором. Совет наделялся правом предва­рительного рассмотрения законов до их внесения в Государственную ду­му. Исключительное право законодательной инициативы и утверждении новых законов сохранялись за императором, в его руках сосредотачива­лась и вся полнота управления страной. Гражданскими правами, по мысли Сперан­ского, следовало наделить все население страны, включая и крепостных крестьян. Для депутатов Государственной думы вводился имущественный ценз. Председаталь Думы, избранный депутатами, утверждался царем. Государственная дума рассматривала законопроекты, представленные министрами, Государственным советом или императором. Закон вступал в силу только после одобрения Думой. Она также контролировала дея­тельность исполнительных органов власти. Александр I одобрил план Сперанского, но не решился на осуществ­ление реформ. По его мнению, преобразования следовало начать с цен­тральной системы государственного управления, а затем поэтапно пере­носить их на другие области. 1 января 1810 г. был учрежден Государственный совет — законосовещательный орган при государе. Этим, по существу, и ограничился Александр I в реализации рефор­маторских замыслов Сперанского. В марте 1812 г. Сперанский был уво­лен с государственной службы. Второй период (1815-1825) царствования большинст­вом историков характеризуется как консервативный. В 1818-1819 гг. Александр I поручил А.А.Аракчееву разработать проект освобождения крестьян при максимальном соблюдении интересов поме­щиков. Аракчеев предложил освободить крестьян посредством выкупа их у помещика с последующим наделением землей за счет средств казны. По личному распоряжению Александра I тайно, практически одно­временно с разработкой проектов по крестьянскому вопросу, велась ра­бота над конституционными проектами. 27 ноября 1815 г. Александр I подписал Конституцию Польши. Польша становится конституционной монархией. Согласно Конституции король (он же российский царь) осу­ществлял исполнительную власть, определенную часть законодательных функций сосредотачивалась в сейме. Первая палата сейма — Сенат — на­значалась царем пожизненно из представителей духовенства и высших должностных лиц. Вторая палата — Посольская — избиралась на основе имущественного ценза (100 злотых). Крестьянам избирательного права не предоставлялось. Конституция декларировала неприкосновенность личности, свободу печати, независимость суда, признание польского языка официальным. Это была одна из самых либеральных конституций своего времени. В марте 1818 г. император поручил группе своих советников во главе с бывшим членом Негласного комитета, главой российской администрации в царстве Польском Н.Н.Новосильцевым разработать проект конституции для России. В 1819 г. такой проект под названием «Государственная уставная грамота Российской империи» был предоставлен государю и одобрен им. Конституция Новосильцева являлась шагом назад в сравнении с проектом Сперанского (система назначения в Думу вместо выборности; дополнение имущественного ценза у Сперанского сословным принципом у Новосильцева, так как большая часть депутатов избиралась от дворян­ства). Однако на реализацию и этого проекта Александр I не решился. В рассматриваемый период получили широкое развитие военные по­селения — особая организация войск в России в 1810-1857 гг., совмещав­ших военную службу с занятием в сельском хозяйстве. Вводились они с целью снижения расходов на армию и создания резерва обученных войск. Претерпела изменения и политика правительства в сфере образова­ния. В 1819 г. 11 профессоров Казанского университета были уволены за вольнодумство. Аналогичная участь постигла некоторых либеральных преподавателей Петербургского университета в 1821 г. Ужесточилась цензура. Указом 1822 г. Александр I восстановил право помещиков направлять на поселение в Сибирь крепостных крестьян «за дурные проступки». Южное и Северное общества. В марте 1821 г. были образованы Северное общество в Петербурге (основатели Н.М.Муравьев) и Южное общество на Украине (руководи­тель П.И.Пестель). Северным обществом управляла Дума из 3 человек, Южным — Директория. Оба общества были взаимосвязаны и рассматри­вались как единая организация. Каждое общество имело свой программный документ. Северное — «Конституцию», написанную Н.М.Муравьевым. Южное — «Русскую прав­ду», написанную П.И.Пестелем. Оба программных документа выражали единую цель — уничтожение крепостного права и ликвидацию самодержавного правления. Однако если по «Конституции» Россия объявлялась конституционной монархией с предоставлением законодательной власти двухпалатному парламенту — Народному вече, то по «Русской правде» в России провозглашалась пар­ламентская республика с президентской формой правления, где законо­дательным органом был парламент — Народное вече, а исполнительным — Державная Дума, состоящая из 5 человек. Более радикально разрешала «Русская правда» и вопрос о наделении крестьян землей, и об избирательном праве. Если «Конституция» огра­ничивала избирательные права граждан 500-рублевым имущественным цензом, то по «Русской правде» предусматривалось участие в выборах всего мужского населения после 20-летнего возраста. «Конституция» провозглашала право частной собственности на землю священным. По «Русской правде» часть помещичьей земли конфисковалась, крестьяне безвозмездно наделялись землей. «Конституция» выражала либеральный характер преобразований, «Русская правда»- радикальный. Воплощение в жизнь любой из программ вело к переустройству общества по примеру буржуазно-демократических стран Европы. Революционный переворот заговорщики планировали совершить летом 1826 г. во время армейских учений. Но неожиданно 19 ноября 1825 г. умер Александр I, и это событие подтолкнуло заговорщиков к актив­ным действиям раньше намеченного срока.

studfiles.net

Модернизация России в XIX веке Специффика


⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 10Следующая ⇒

Модернизация XIX векНачинается переход от традиционного общества к индустриальному(общество капиталистического и социалистического типов) Характер черты индустриального общество: высокая социальная мобильность, отсутствие перегородок, большая роль в не аграрных секторов в народном хозяйстве, грамотность населения, наличие мощного, не зависимого от государства среднего класса. Движение стало возможным после ликвидации крепостного права.

Модернизация – формационный переход от феодализма к капитализму, не был революционным.

В России Модернизация началась с отмены крепостного права, она не завершилась, а прервалась в феврале 17г.

Чтобы восстановить Модернизацию большевикам пришлось : 1) прийти к власти 2)возобновить Модернизации В соц плане Модернизация не завершена. Создать средний класс не удалось. Россия была страной II эшелона. Всего существовало III эшелона Модернизации в мире:I эшелон- государства западной и центральной Европы и Сев. Америки. В Италии М. началась с 14в.,в других странах 15-16в.(в Германии II пол16в.).

Капитализм появился рано, гос власть играла второстепенную роль, капитал. эволюция была длительным процессом. II-Россия,Япония государство южной и ю-в Европы.III – остальные страны. Особенности Рос М.:1) вынужденный характер калит эволюции, обусловленность М. в не эконом факторами( поражение в Крымской воне приобретает опасные масштабы, нужно было избежать закабаления этими государствами.

К сер 19в. Капитализм был, но слабый 2) необходимость пройти М. за более сжатые сроки по сравнению со странами 1 эшелона. 3) превалирование насаждения капитализма сверху перед произрастанием снизу( роль гос мероприятии была выше, чем у стран 1эшелона) 4) позднее начало, медленные темпы формирования среднего класса нового типа.

Средний класс – ядро при капитализме составляют мелкие собственники, не зависят от государства. Для них характерен особый менталитет чтобы большинство населения разделяла ценности среднего класса.

Он заинтересован в демократ системе управления. Ядро его составляет собственники, материально не зависимые от государства. Оптимальная форма- либеральная демократия. В России 19в. Среднего класса не было. Класс собственников начал создаваться в н.20в.5)- особая острота соц.

Противоречий и конфликтов .6 )– особая роль гос власти в М. необходимость авторитарных методов руководство. Для России необходимостью была авторизация гос системы( антидемократ принцип диктатуры)

Восстание декабристов

В первой четверти 19 в. в России зародилась революционная идеология, носителями которой были декабристы. Разочаровавшаяся в политике Александра I часть прогрессивного дворянства решила покончить с причинами отсталости России.

Познакомившееся с политическими движениями Запада во время освободительных походов передовое дворянство понимало, что основой отсталости Российского государства является крепостное право. Реакционная политика в области просвещения и культуры, создание Аракчеевым военных поселении, участие России в подавлении революционных событий в Европе добавили уверенности в необходимости радикальных перемен, крепостничество в России было оскорблением национального достоинства просвещенного человека. На взгляды декабристов оказали влияние западноевропейская просветительская литература, русская публицистика и идеи национально-освободительных движений.

В феврале 1816 г. в Петербурге возникло первое тайное политическое общество, целью которого было уничтожение крепостного права и принятие конституции. В его состав входили 28 членов (А.Н.Муравьев, С.И. и М.И.Муравьевы-Апостолы, С.П.Трубецкой, И.Д.Якушкин, П.И.Пестель и др.)

В 1818 г. в Москве была создана организация «Союз благоденствия», которая насчитывала 200 членов и имела управы в других городах. Общество пропагандировало идею уничтожения крепостного права, готовя революционный переворот силами офицерства. «Союз благоденствия» распался по причине разногласия между радикальными и умеренными членами союза.

В марте 1821 г. на Украине возникло Южное общество во главе с П.И.Пестелем, который был автором программного документа «Русская Правда».

В Петербурге по инициативе Н.М.Муравьева было создано «Северное общество», имевшее либеральный план действий. У каждого из этих обществ была своя программа, но цель была единой — уничтожение самодержавия, крепостничества, сословий, создание республики, разделение властей, провозглашение гражданских свобод.

Началась подготовка к вооруженному восстанию.

Смерть Александра I в ноябре 1825 г. подтолкнула заговорщиков к более активным действиям. Было решено в день принесения присяги новому царю Николаю I осуществить захват монарха и Сената и принудить их к введению в России конституционного строя.

Политическим руководителем восстания избрали князя Трубецкого, который в последний момент отказался от участия в восстании.

Утром 14 декабря 1825 г. на Сенатскую площадь вышел Лейб-гвардии Московский полк. К нему присоединились Гвардейский морской экипаж и Лейб-гвардии гренадерский полк. Всего собралось около 3 тысяч человек.

Однако Николай I, уведомленный о готовящемся заговоре, заранее принял присягу Сената и, стянув верные ему войска, окружил восставших. После переговоров, в которых принял участие со стороны правительства митрополит Серафим и генерал-губернатор Санкт-Петербурга М.А.Милорадович (получивший при этом смертельное ранение) Николай I приказал применить артиллерию. Восстание в Петербурге было разгромлено.

29 декабря началось восстание Черниговского полка под командованием С.И.Муравьева-Апостола.

Но уже 2 января оно было подавлено правительственными войсками. По всей России начались аресты участников и организаторов.

По делу декабристов было привлечено 579 человек. Признаны виновными 287. Пятерым вынесен и приведен в исполнение смертный приговор (К.Ф.Рылеев, П.И.Пестель, П.Г.Каховский М.П.Бестужев-Рюмин, С.И.Муравьев-Апостол). 120 человек были сосланы на каторгу в Сибирь или на поселение.

Причинами поражения восстания декабристов явились несогласованность действий, отсутствие поддержки со стороны всех слоев общества, которое не было готово к радикальным преобразованиям. Это выступление было первым открытым протестом и грозным предупреждением самодержавию о необходимости коренного переустройства российского общества.

30. Внешняя политика в начале 19 века

В начале 19 в. внешняя политика России заключалась в основном в решении проблемы борьбы за укрепление своих позиций на Ближнем Востоке и противостоянии агрессии наполеоновской Франции.

В 80-90 гг. 19 в. Иран и Турция пытались военным путем расширить свои территории в Закавказье.

В 1783 г. Грузия заключила с Россией Георгиевский трактат, по которому управление внешней политикой Восточной Грузии передавалось русскому правительству. В 1798 г. царь Георгий XII попросил Россию об участии в управлении внутренними делами Грузии. В 1801 г. по манифесту Александра I управление Картлийско-Кахетинским царством было передано русскому наместнику. В 1803-1804 гг. в состав России вошли Мегрелия, Гурия и Имеретия, что означало полное присоединение Грузии. Завершением строительства Военно-Грузинской дороги Россия подтвердила долгосрочные намерения своего присутствия в Закавказье. Активная политика в этом регионе и присоединение Грузии к Российскому государству стали поводом для начала русско-турецкой войны 1806-1812 гг.

В декабре 1806 г. турецкое правительство уведомило об объявлении войны. Сделано это было в целях взятия реванша за предыдущие поражения и под влиянием Наполеона, который обещал туркам отдать во владение Крым. Русские войска нанесли Турции ряд тяжелых поражений на Балканах и Кавказе. В октябре 1806 г. войска под командованием И.И.Михельсона заняли Молдавию и Валахию. В 1807 г. русская эскадра под командованием Д.Н.Сенявина разломила турецкий флот. Исход войны был решен 22 июня 1811 г. победой Дунайской армии М.И.Кутузова под Рущуком. В мае 1812 г. был подписан Бухарестский мирный договор, по которому Бессарабия (с крепостями Хотин, Бендеры, Аккерман, Киллия и Измаил) присоединялась к России. Сербия получала долгожданную независимость, западная часть Молдавии за рекой Прут оставалась за Турцией. Она расторгла союз с Францией, что облегчило борьбу России в Отечественной войне 1812 г.

Русско-иранская война 1804-1813 гг. была закончена победой русской армии и заключением выгодного для России Гюлистанского мирного договора осенью 1813 г. России отошли основная часть Азербайджана и Дагестан. Иран терял право держать военный флот в Каспийском море.

Внешняя политика 1-й четверти 19 в. определилась противостоянием Российского государства агрессивной политике наполеоновской Франции, стремившейся к мировому господству. Россия вступает в антифранцузскую коалицию с Англией, Австрией и Швецией. Начавшаяся в 1805 г. война была проиграна русскими и австрийскими войсками в битве под Аустерлицем (20 ноября 1805 г.) и закончилась оккупацией Австрии.

В 1806 г. создается четвертая коалиция против Франции в составе Пруссии, Англии, России и Швеции. В кровопролитной битве при Прейсиш-Эйлау русские войска сдержали натиск Наполеона, но летом 1807 г. проиграли сражение при Фридланде. Прусские войска потерпели поражение в Иена-Ауэрштедтском сражении.

7 июля 1807 г. в Тильзите был подписан русско-французский договор о мире, дружбе и союзе. Наполеон предоставил России свободу действий по отношению к Швеции и Турции, давая возможность усиления за счет этих стран. Фактически это был договор о невмешательстве в агрессию. Россия соглашалась с колониальной политикой Наполеона в Западной Европе и была вынуждена присоединиться к блокаде Англии. В результате Россия потеряла основного партнера по торговле и понесла убытки.

Условия Тильзитского мира не могли длительно устраивать ни одну из сторон. Россия оказалась изолирована от Балкан, были подорваны ее интересы в Европе. С другой стороны, Россия мешала осуществлению мечты Наполеона о мировом господстве. Началась подготовка к войне.

Русско-шведская война 1808-1809 гг. шла успешно для Российского государства. Она завершилась подписанием выгодного для Александра I Фридрихсгамского мирного договора, по которому к России переходили Финляндия и Аландские острова.

Отмена крепостного права

В середине 19 в. в России начался острейший социально-экономический и политический кризис, в основе которого лежала отсталость феодально-крепостнической системы хозяйства. Это тормозило развитие капитализма и определяло общее отставание России от передовых держав. С особой силой кризис проявился в поражении России в Крымской войне.

Сохранение феодально-крепостнической эксплуатации привело к росту недовольства в крестьянской среде, волнениям и бегстве их от подневольного труда. Необходимость перемен осознавала либеральная часть дворянства.

В 1855-1857 гг. императору было подано 63 записки с предложением об отмене крепостного права. Постепенно Александр II пришел к выводу, что лучше освободить крестьян добровольным решением «сверху», нежели дождаться бунта «снизу».

Эти события проходили на фоне укрепления радикальных революционно-демократических настроений в обществе. Идеи Н.А.Добролюбова и Н.Г.Чернышевского находили все большую поддержку у дворянства.

Огромную популярность приобрел журнал «Современник», на страницах которого развернулась дискуссия о будущем России. Издаваемые в Лондоне «Колокол» и «Полярная звезда» были проникнуты надеждой на инициативу самодержавия в отмене крепостного права в России.

Окрепнув в решении отмены крепостного права, Александр II начал подготовку проекта крестьянской реформы. В 1857-1858 гг. были созданы губернские комитеты, которые разрабатывали проекты будущей реформы и направляли их в редакционные комиссии. В эти комитеты входили прогрессивные и образованные представители дворянства (Я.И.Ростовцев, Н.А.Милюков и др.). Комиссии вырабатывали окончательный вариант реформы. Однако основная часть дворянства и помещиков выступала против отмены крепостного права и стремилась перед фактом надвигающихся перемен максимально сохранить свои привилегии. В конечном итоге это отразилось в проектах законов подготовленных комиссиями.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». В нем говорилось: «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда» и им предоставляются «права свободных сельских обывателей».

В соответствии с манифестом крестьяне получили личную свободу и общегражданские права, которые были неполными в сравнении с другими слоями общества. Земли, принадлежавшие помещикам, были признаны их собственностью, крестьянам выделялся земельный надел, за который они платили выкуп. До уплаты выкупа крестьянин считался временно обязанным и вынужден был выполнять прежние повинности.

Государственная казна стала выплачивать помещикам стоимость земель, отошедших в крестьянские наделы. После этого крестьянин в течение 49 лет должен был погасить свой долг государству. Выкупные платежи и все подати крестьяне осуществляли сообща, всем миром. Каждый крестьянин был приписан к своей общине.

Средний размер надела составлял 3,3 десятины на душу. Выделенных наделов крестьянам не хватало, и они арендовали часть земли у помещиков, выплачивая им деньгами или трудом. Это сохранило зависимость крестьянина от помещика и стало причиной возврата к прежним феодальным формам эксплуатации.

Отмена крепостного права имела огромное значение для развития капиталистических отношений и созданию рынка свободной рабочей силы, дало возможность развития промышленного производства в России. Однако положение российского крестьянина по-прежнему оставалось крайне тяжелым.

Остатки крепостнических отношений, долги перед помещиками, государственные налоги легли тяжелым ярмом на крестьянство и явились тормозом в развитии сельского хозяйства.

Крестьянская община с ее правом на землю стала носителем унитарных отношений, сковывавших хозяйственную деятельность наиболее инициативных ее членов.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Лекция №7 Россия в первой половине XIX века. Великие реформы Александра II и особенности модернизации страны.

С XIX века история постепенно становится всемирной, с этого же времени история России по-настоящему превращается в Европейскую. Ещё в начале XVII в. Пётр I «прорубил окно в Европу», при Екатерине II с Россией будут считаться, но только после наполеоновских войн (конца XVIII – начала XIX вв.), в результате её победы над Францией (1812-1814г.г.), она окончательно утвердилась в числе европейских стран, боровшихся за гегемонию на континенте.

Россия вступила в этот век, сохранив свой облик самодержавного государства с феодально-крепостной системой хозяйства. Она занимала огромную территорию в 18 млн. кв. км(Восточная Европа, Азия и Северная Америка (Аляска)). Численность населения составляла более 35 млн. человек, 9/10 из них занимались сельским хозяйством, которое по-прежнему развивалось экстенсивным путём. И если по численности населения, военной мощи Россия была первой державой Европы, то структура её экономики оставалась архаичной. Крепостная система тормозила рост производительных сил и мешала продвижению страны по пути модернизации.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. совершается последний дворцовый переворот. Павел I был убит, на высший престол взошёл его старший сын Александр. За его образованием и воспитанием лично следила Екатерина II. Так сложилось, что весь XIX век и до конца дней династии Романовых (март 1917 года) будут править Россией внуки и правнуки Екатерины Великой, за которыми закрепятся прозвища: Александр I (1801-1825г.г.) – «Благословенный», Николай I (1825-1855г.г.) – «Палкин», Александр II (1855-1881г.г) – «Освободитель», Александр III (1881-1894г.г.) – «Миротворец» и Николай II (1894-1917г.г.) – «Кровавый».

В центре внимания правительства страны в первой половине XIX века стояли три важнейшие проблемы: административная – совершенствование государственного управления; социальная – аграрно-крестьянский вопрос; идеологическая – улучшение системы просвещения и образования.

Вступив на престол, Александр I был намерен провести реформы по самым насущным социально-политическим вопросам. Он начал с отмены наиболее одиозных указов отца, Павла I. Восстановил Жалованные грамоты дворянству и городам, отменил запреты на выезд за границу, на европейскую литературу, освободил из ссылки офицеров и чиновников (около 12 тыс. человек), пострадавших при Павле I.

В 1802г. устаревшие петровские коллегии были заменены министерствами, которые управлялись по принципу единоначалия, а министры подчинялись непосредственно императору. Для обсуждения совместных дел был учреждён комитет министров.

Одновременно реформируется и сенат, который стал высшим судебным органом, одновременно контролирующим законность в стране, деятельность административных структур.

В 1803 г. вышел Указ о вольных хлебопашцах, разрешающий помещикам отпускать на волю крепостных с наделением их землёй за выкуп. По этому указу за первую четверть XIX в. было освобождено 47 тысяч крестьян.

В 1810 г. был учреждён Государственный совет – совещательный орган при императоре, в который входили им же назначаемые министры и высшие чиновники.

По поручению Александра I М.М. Сперанский подготовил и представил проект политической реформы, стержнем которого являлось кординальное реформирование государственных органов, на принципе разделения властей. По сути дела, это привело бы к превращению самодержавной монархии в конституционную (с конституцией, выбранной Госдумой и т.д.).

Император одобрил этот проект, но осуществить его так и не решился.

В 1803 г. была реорганизована система учебных заведений. В основу были положены: преемственность и бессословность образования. В 1804 г. был принят университетский устав, предоставивший им автономию, через 2 года в стране было уже 6 университетов, а в 1811 г. открываются лицеи. Все эти реформы носили прогрессивный характер.

Однако, реформаторские планы нарушила война с Францией. 12 июня 1812 года для России началась Отечественная война. Союзниками Франции выступали Австрия и Прессия. Численный перевес в людях был на стороне францезской армии(почти в 2 раза). Русские войска возглавлял воинский министр Барклай де Толли. С самого начала военных действий три русские армии, выдвинутых на встречу Наполеону, стали отступать в глубь страны и под Смоленском состоялось первое сражение. Город был захвачен врагом и продолжилось его наступление на Москву. Под воздействием общественного мнения главнокомандующим русских войск был назначен М.И.Кутузов. 26 августа 1812 г. на поступах к Москве состоялось Бородинское сражение. В целях сохранения армии Москву пришлось сдать, но затем под Малоярославцем и Красным дали решающие сражения, вынудили Наполеона отступать по им же опустошённой смоленской дороге. 25 декабря Александр I издал манифест об окончании войны. Затем освобождены Варшава, Гамбург, Берлин. Сокрушительное поражение Наполеону будет нанесено новой антифранцузской коалицией (Россия, Англия, Пруссия и Австрия) под Лейпцигом (4-7 октября 1813 года), в марте 1814 года союзники войдут в Париж.

После окончания Отечественной войны внутренняя политика Александра I потеряла прежний либеральный оттенок. По его инициативе в 1815 году создаётся «Священный союз», объединивший европейских монархов (России, Австрии, Пруссии и др.) для борьбы с революционным движением. В самой России установился режим аракчеевщины, усиливается цензура , гонения на прогрессивно мыслящих людей. Возникает самое уродливое проявление феодально-крепостнического гнёта – военные поселения. В некоторых из них произошли восстания (1819г. – в Чугуеве, в 1820г. – солдат Семёновского полка).

Таким образом, внутренняя политика Александра I, сначала – либеральная, затем – реакционная, была направлена на укрепление самодержавия, объективно способствовала активизации дворянского революционного движения под названием «Движение декабристов». Пик его выступления был спланирован на 14 декабря (после смерти Александра I в ноябре 1825г.), день переприсяги новому императору. Напуганный восстанием декабристов Николай I, вступив на престол, жестоко подавил восстание, стремился насадить во все стороны жизни страны военную дисциплину, неукоснительно защищал самодержавие и крепостной строй. В этих целях издаётся свод законов, создаётся корпус жандармов и третье отделение собственной канцелярии (генерал А.Х. Бенкендорф). Это приводит к чрезмерному разростанию бюрократического аппарата, нагнетанию обстановки в стране.

По его приказу создаются более 10 секретных комитетов для решения крестьянского вопроса (не затрагивая основ крепостного строя и самодержавия), министерство госимущества. С одной стороны это упорядочило налогообложение государственных крестьян, одновременно увеличило количество чиновников, контролирующих и обкрадывающих народ, усилился их произвол, который сопровождался взяточничеством, вымогательствами и казнокрадством. Крепостное право всё больше представляло собой пороховой погреб, готовый взорваться в любое время.

Проводилась реакционная политика и в области просвещения, учебные заведения находились под жестоким контролем правительства. Высшее образование теперь могли получать только дворяне, повышалась плата за обучение.

Министр просвещения Уваров выступил основоположником «теории официальной народности», утверждавшей как основной политический девиз России: «православие, самодержавие, народность». Таким образом, внутренняя политика Николая I была ориентирована на сохранение основ крепостничества. Нежелание проводить преобразования в стране, улучшать жизнь народа сказались трагическим образом уже в конце правления Николая I, обернувшись поражением России в Крымской войне.

studfiles.net

Лекция 7. Модернизация России во второй половине XIX века. «Великие реформы» Александра II.

План:

  1. «Великие реформы» Александра II и их судьба.

  2. Общественно-политические движения второй половины ХIХ века

  3. Внешняя политика России во второй половине XIX века.

  1. «Великие реформы» Александра II и их судьба.

К середине XIX в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени при сохранении самодержавия.

Крестьянский вопрос с середине XIX в. стал острейшей проблемой в России. Необходимость ликвидации крепостного права обусловливалась рядом причин:

1.Крепостническая система изжила себя экономически: помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных, все более приходило в упадок.

2.Крепостничество мешало индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов.

3.Крестьяне открыто протестовали против крепостного права.

4.Среди европейских государств крепостное право оставалось только в России, что являлось позором для нее и низводило страну в разряд отсталых государств.

Подготовкой крестьянской реформы занимался Главный комитет по крестьянскому делу. 19 февраля 1861 г. был опубликован Манифест об отмене крепостного права. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Крестьянин освобождался от личной опеки помещика, мог владеть имуществом заключать сделки. Вместе с тем, личная свобода крестьянина ограничивалась сохранением общины. При освобождении крестьянам предоставлялись наделы земли, которые на 20% были меньше тех участков, которыми они пользовались при крепостном праве. За землю крестьяне должны были выплатить помещикам выкуп, величина которого в 1,5 раза превышала рыночную стоимость земли. 80% выкупа помещикам выплачивало государство. Крестьяне в течении 15 лет должны были выплачивать долг государству с процентами.

Реформа 1861 г. принесла свободу более чем 30 млн. крепостных крестьян и способствовала становлению капиталистических отношений в деревне. Однако реформа позволила сохранить помещичье землевладение и обрекла крестьян на малоземелье и нищету. Таким образом, реформа 1861 г. не сняла аграрный вопрос в России.

Отмена крепостного права в России повлекла за собой земскую, городскую, судебную, военную и другие реформы.

В 1864 г. было введено местное самоуправление — земство. Представители всех сословий избирали уездные земские собрания, которые посылали депутатов в губернское земское собрание. Земства ведали хозяйственными вопросами, школами, медициной.

В 1870 г. органы самоуправления были созданы в городах. Городские избиратели избирали городскую думу, которая формировала управу.

В 1864 г. была проведена судебная реформа. Сословный, закрытый суд был отменен. Более простые дела передавались мировым судьям и судебным палатам. Решение о виновности подсудимого выносили присяжные заседатели. Судебный процесс стал устным, публичным, состязательным.

В 1863 г. был утвержден университетский устав, возвращавший университетам автономию: вводилась выборность ректоров, деканов, университетский совет получал право самостоятельно решать ряд вопросов.

В 1864 г. вводилось новое положение о начальных народных училищах, согласно которому образованием народа должны были заниматься государство, церковь и общество. В 1865 г. для столичных изданий была отменена предварительная цензура.

Реформы затронули и армию. Страна была разделена на 15 военных округов. С 1871 г. вводилась всеобщая воинская повинность для мужчин, достигших 20 лет (срок службы в сухопутных войсках до 6 лет, а на флоте — до 7 лет).

Проведенные реформы имели прогрессивный характер. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской модели. Однако многие реформы отличались непоследовательностью и незавершенностью. Кроме того, они были тесно связаны с личностью самого Александра II.

После гибели Александра II от бомбы террориста императором в 1881 г. стал его сын Александр III. Ближайшее окружение царя составляли наиболее реакционно-настроенные политические деятели: обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, министр внутренних дел граф Д. А. Толстой и публицист М. Н. Катков. Во внутренней политике России началась эпоха реакции. В апреле 1881 г. был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия», а в августе последовало «Положение об усиленной охране», которое давало правительству право введения чрезвычайного положения и военных судов. С 1883 г. стали действовать охранные отделения. С целью усиления позиций дворян в системе местного управления и ограничения функций земств были приняты новое «Положение о губерниях и уездных земских учреждениях» (1890 г.) и «Городское положение» (1892 г.).

Правительство стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю государства и церкви. В 1887 г. был введен циркуляр о «кухаркиных детях», не допускавший в гимназии детей из низших сословий. В 1884 г. новый Университетский устав ликвидировал автономию вузов. «Временные правила о печати» 1882 г. покончили с либеральной политикой 60-х годов в области цензуры. Право закрывать любое издание получили не только Министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода.

Реакционные преобразования 1880 — 1890-х гг. получили название контрреформ. Они фактически отменили многие результаты реформ 1860-ых гг., законсервировали кризисные явления и подготовили почву для кризиса начала ХХ века.

  1. Общественно-политические движения второй половины ХIХ века

Общественно-политическая жизнь пореформенной России отмечена важным процессом – сменой поколений оппозиционеров – от либералов до крайних радикалов. Незавершенность реформ со стороны власти вызывала общее недовольство в либеральном лагере, а противоречивость российской пореформенной действительности, пагубные последствия сохранения самодержавия стимулировали развитие революционного движения в России.

В 60–80-е годы ХIХ в. ведущие позиции в общественном и революционном движении занимало народничество. Основные положения народнической доктрины были сформулированы А. И Герценом и Н. Г. Чернышевским. Согласно их взглядам, Россия могла перейти к социализму посредством крестьянской общины. Дальнейшее развитие это учение получило в работах М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова, П. Ткачева.

Идеология народничества оказала непосредственное влияние на тактику движения. В 1874 г. осуществляется так называемое «хождение в народ», для пропаганды социалистических идей. В 1876 г. возникает народническая организация «Земля и воля», которая затем распадается на две организации. После убийства Александра II народнические организации были практически разгромлены.

Во второй половине ХIХ в. в России получают дальнейшее развитие идеи либерализма, которые утверждаются в ряде земств. Основную цель русские либералы видели в установлении конституционного правления (И. И. Петрункевич, Д. Н. Шипов, Б. Н. Чичерин).

Влиятельным фактором общественно-политической жизни становится рабочее движение. В 70-е годы предпринимаются первые попытки создать рабочие организации. Их участники выступали за свержение самодержавия, политические свободы, социальное переустройство. В результате кризиса народничества и роста рабочего движения часть интеллигенции обращается к марксизму – наиболее радикальной западной идеологии. Создание в 1883 г. группы «Освобождение труда» ознаменовало поворот части русской интеллигенции к социал-демократическим учениям. В дальнейшем «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» (1895 г.) во главе с В. И. Ульяновым (Лениным) выдвинул идею непримиримой классовой борьбы, социалистической революции и установления диктатуры пролетариата. Как видно, в русском обществе конца ХIХ в. Происходит радикализация взглядов, настроений. Защитников буржуазного строя и связанного с ним процесса модернизации в России было очень мало. И это неудивительно: буржуазия, которая в Западной Европе играла роль главной ударной силы, в нашей стране безмолвствовала; до 1905 г. она не имела даже своей партии. На пороге буржуазных революций в России складывалась совершенно уникальная расстановка сил: радикальным силам, выступавшим с лозунгом уравнительности, практически не была противопоставлена сила, отстаивавшая буржуазный строй.

studfiles.net

Лекция 7. Модернизация России во второй половине XIX века. «Великие реформы» Александра II.

План:

  1. «Великие реформы» Александра II и их судьба.

  2. Общественно-политические движения второй половины ХIХ века

  3. Внешняя политика России во второй половине XIX века.

  1. «Великие реформы» Александра II и их судьба.

К середине XIX в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени при сохранении самодержавия.

Крестьянский вопрос с середине XIX в. стал острейшей проблемой в России. Необходимость ликвидации крепостного права обусловливалась рядом причин:

1.Крепостническая система изжила себя экономически: помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных, все более приходило в упадок.

2.Крепостничество мешало индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов.

3.Крестьяне открыто протестовали против крепостного права.

4.Среди европейских государств крепостное право оставалось только в России, что являлось позором для нее и низводило страну в разряд отсталых государств.

Подготовкой крестьянской реформы занимался Главный комитет по крестьянскому делу. 19 февраля 1861 г. был опубликован Манифест об отмене крепостного права. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Крестьянин освобождался от личной опеки помещика, мог владеть имуществом заключать сделки. Вместе с тем, личная свобода крестьянина ограничивалась сохранением общины. При освобождении крестьянам предоставлялись наделы земли, которые на 20% были меньше тех участков, которыми они пользовались при крепостном праве. За землю крестьяне должны были выплатить помещикам выкуп, величина которого в 1,5 раза превышала рыночную стоимость земли. 80% выкупа помещикам выплачивало государство. Крестьяне в течении 15 лет должны были выплачивать долг государству с процентами.

Реформа 1861 г. принесла свободу более чем 30 млн. крепостных крестьян и способствовала становлению капиталистических отношений в деревне. Однако реформа позволила сохранить помещичье землевладение и обрекла крестьян на малоземелье и нищету. Таким образом, реформа 1861 г. не сняла аграрный вопрос в России.

Отмена крепостного права в России повлекла за собой земскую, городскую, судебную, военную и другие реформы.

В 1864 г. было введено местное самоуправление — земство. Представители всех сословий избирали уездные земские собрания, которые посылали депутатов в губернское земское собрание. Земства ведали хозяйственными вопросами, школами, медициной.

В 1870 г. органы самоуправления были созданы в городах. Городские избиратели избирали городскую думу, которая формировала управу.

В 1864 г. была проведена судебная реформа. Сословный, закрытый суд был отменен. Более простые дела передавались мировым судьям и судебным палатам. Решение о виновности подсудимого выносили присяжные заседатели. Судебный процесс стал устным, публичным, состязательным.

В 1863 г. был утвержден университетский устав, возвращавший университетам автономию: вводилась выборность ректоров, деканов, университетский совет получал право самостоятельно решать ряд вопросов.

В 1864 г. вводилось новое положение о начальных народных училищах, согласно которому образованием народа должны были заниматься государство, церковь и общество. В 1865 г. для столичных изданий была отменена предварительная цензура.

Реформы затронули и армию. Страна была разделена на 15 военных округов. С 1871 г. вводилась всеобщая воинская повинность для мужчин, достигших 20 лет (срок службы в сухопутных войсках до 6 лет, а на флоте — до 7 лет).

Проведенные реформы имели прогрессивный характер. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской модели. Однако многие реформы отличались непоследовательностью и незавершенностью. Кроме того, они были тесно связаны с личностью самого Александра II.

После гибели Александра II от бомбы террориста императором в 1881 г. стал его сын Александр III. Ближайшее окружение царя составляли наиболее реакционно-настроенные политические деятели: обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, министр внутренних дел граф Д. А. Толстой и публицист М. Н. Катков. Во внутренней политике России началась эпоха реакции. В апреле 1881 г. был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия», а в августе последовало «Положение об усиленной охране», которое давало правительству право введения чрезвычайного положения и военных судов. С 1883 г. стали действовать охранные отделения. С целью усиления позиций дворян в системе местного управления и ограничения функций земств были приняты новое «Положение о губерниях и уездных земских учреждениях» (1890 г.) и «Городское положение» (1892 г.).

Правительство стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю государства и церкви. В 1887 г. был введен циркуляр о «кухаркиных детях», не допускавший в гимназии детей из низших сословий. В 1884 г. новый Университетский устав ликвидировал автономию вузов. «Временные правила о печати» 1882 г. покончили с либеральной политикой 60-х годов в области цензуры. Право закрывать любое издание получили не только Министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода.

Реакционные преобразования 1880 — 1890-х гг. получили название контрреформ. Они фактически отменили многие результаты реформ 1860-ых гг., законсервировали кризисные явления и подготовили почву для кризиса начала ХХ века.

  1. Общественно-политические движения второй половины ХIХ века

Общественно-политическая жизнь пореформенной России отмечена важным процессом – сменой поколений оппозиционеров – от либералов до крайних радикалов. Незавершенность реформ со стороны власти вызывала общее недовольство в либеральном лагере, а противоречивость российской пореформенной действительности, пагубные последствия сохранения самодержавия стимулировали развитие революционного движения в России.

В 60–80-е годы ХIХ в. ведущие позиции в общественном и революционном движении занимало народничество. Основные положения народнической доктрины были сформулированы А. И Герценом и Н. Г. Чернышевским. Согласно их взглядам, Россия могла перейти к социализму посредством крестьянской общины. Дальнейшее развитие это учение получило в работах М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова, П. Ткачева.

Идеология народничества оказала непосредственное влияние на тактику движения. В 1874 г. осуществляется так называемое «хождение в народ», для пропаганды социалистических идей. В 1876 г. возникает народническая организация «Земля и воля», которая затем распадается на две организации. После убийства Александра II народнические организации были практически разгромлены.

Во второй половине ХIХ в. в России получают дальнейшее развитие идеи либерализма, которые утверждаются в ряде земств. Основную цель русские либералы видели в установлении конституционного правления (И. И. Петрункевич, Д. Н. Шипов, Б. Н. Чичерин).

Влиятельным фактором общественно-политической жизни становится рабочее движение. В 70-е годы предпринимаются первые попытки создать рабочие организации. Их участники выступали за свержение самодержавия, политические свободы, социальное переустройство. В результате кризиса народничества и роста рабочего движения часть интеллигенции обращается к марксизму – наиболее радикальной западной идеологии. Создание в 1883 г. группы «Освобождение труда» ознаменовало поворот части русской интеллигенции к социал-демократическим учениям. В дальнейшем «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» (1895 г.) во главе с В. И. Ульяновым (Лениным) выдвинул идею непримиримой классовой борьбы, социалистической революции и установления диктатуры пролетариата. Как видно, в русском обществе конца ХIХ в. Происходит радикализация взглядов, настроений. Защитников буржуазного строя и связанного с ним процесса модернизации в России было очень мало. И это неудивительно: буржуазия, которая в Западной Европе играла роль главной ударной силы, в нашей стране безмолвствовала; до 1905 г. она не имела даже своей партии. На пороге буржуазных революций в России складывалась совершенно уникальная расстановка сил: радикальным силам, выступавшим с лозунгом уравнительности, практически не была противопоставлена сила, отстаивавшая буржуазный строй.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *