Сочинение на тему Романтизм в русской литературе в начале XIX века
Сочинение
Проблема романтизма принадлежит к числу сложнейших в науке о литературе. Трудности решения этой проблемы предопределены до некоторой степени недостаточной четкостью терминологии. Романтизмом называют и художественный метод, и литературное направление, и особый тип сознания и поведения. Однако, несмотря на дискуссионность ряда положений теоретического и историко-литературного характера, большинство ученых согласны с тем, что романтизм был необходимым звеном в художественном развитии человечества, что без него были бы невозможны достижения реализма.
Русский романтизм при своем возникновении был связан, разумеется, с общеевропейским литературным движением. Вместё с тем он был внутренне обусловлен объективным процессом развития русской культуры, в нем нашли развитие те тенденции, которые были заложены в русской литературе предшествующего периода. Русский романтизм был порожден надвигающимся социально-историческим переломом в развитии России, он отражал переходность, неустойчивость существовавшего общественно-политического уклада. Разрыв между идеалом и действительностью вызвал отрицательное отношение передовых людей в России (и прежде всего декабристов) к жестокой, несправедливой и безнравственной жизни господствующих классов.
Еще недавно с идеями Просвещения связывались самые смелые надежды на возможность создания общественных отношений, основанных на началах разума и справедливости. Скоро выяснилось, что надежды эти не оправдались. Глубокое разочарование в просветительских идеалах, решительное неприятие буржуазной действительности, а вместе с тем непонимание сути антагонистических противоречий, существующих в жизни, приводили к ощущениям безысходности, пессимизма, неверия в разум.
Романтики утверждали, что высшей ценностью является человеческая личность, в душе которой заключен прекрасный и, таинственный мир; только здесь можно найти неисчерпаемые источники подлинной красоты и высоких чувств.
За всем этим просматривается (пусть не всегда явственно) новое понятие о личности, которая не может и не должна более подчинять себя власти сословно-феодальной морали.В своем художественном творчестве романтики стремились в большинстве случаев не к отражению реальной действительности (которая представлялась им низкой, антиэстетической), не к уяснению объективной логики развития жизни (они вовсе не были уверены, что такая логика существует). В основе их художественной системы оказывался не объект, а субъект: личностное, субъективное начало приобретает у романтиков решающее значение.
Романтизм строится на утверждении неизбежного конфликта, полной несовместимости всего подлинно духовного, человеческого с существующим укладом жизни (будь это феодальный или буржуазный уклад). Если жизнь основывается только на материальном расчете, то, естественно, ей чуждо все высокое, моральное, гуманное. Следовательно, идеал находится где-то за пределами этой жизни, за пределами феодальных или буржуазных отношений.
Русский романтизм не был однородным. Обычно отмечается наличие в нем двух основных течений. Принятые в современной пауке термины психологический и гражданский романтизм выделают идейно-художественную специфику каждого течения. 15 одном случае романтики, ощущая растущую неустойчивость общественной жизни, которая не удовлетворяла их идеальным представлениям, уходили в мир мечты, в мир чувств, переживании, психологии. Признание самоценности человеческой личности, пристальный интерес к внутренней жизни человека, стремление раскрыть богатство его душевных переживаний — это были сильные стороны психологического романтизма, наиболее видным представителем которого был В.
А. Жуковский. Он и его сторонники выдвигали идею внутренней свободы личности, ее независимости от общественной среды, от мира вообще, где человек не может быть счастлив. Не добившись свободы в общественно-политическом плане, тем более упорно настаивали романтики на утверждении духовной свободы человека. С этим течением генетически связано появление в 30-е годы XIX в. особого этапа в истории русского романтизма, который чаще всего называется философским. Вместо высоких жанров, культивировавшихся в классицизме (ода), возникают иные жанровые формы. В области лирической поэзии у романтиков ведущим жанром становится элегия, передающая настроения грусти, скорби, разочарования, меланхолии. Пушкин, сделав Ленского («Евгений Онегин») поэтом-романтиком, в тонкой пародии перечислил основные мотивы элегической лирики:* Он пел разлуку и печаль,
* И нечто, и туманную даль,
* И романтические розы;
* Он пел те дальние страны,
Представители другого течения в русском романтизме призывали к прямой борьбе с современным обществом, прославляя гражданскую доблесть борцов. Создавая стихи высокого общественного и патриотического звучания, они (а это были прежде всего поэты-декабристы) использовали и определенные традиции классицизма, в особенности те жанровые и стилистические формы, которые придавали их стихам характер приподнятой ораторской речи. Они видели в литературе прежде всего средство пропаганды и борьбы.
В каких бы формах ни протекала полемика между двумя главными течениями русского романтизма, все же существовали и общие черты романтического искусства, которые их объединяли: противопоставление высокого идеального героя миру зла и бездуховности, протест против сковывающих человека устоев самодержавно-крепостнической действительности. Особо необходимо отметить настойчивое стремление романтиков к созданию самобытной национальной культуры. В прямой связи с этим находится их интерес к отечественной истории, устному народнопоэтическому творчеству, использованию многих фольклорных жанров и т. д.
Русских романтиков объединяло также представление о необходимости прямой связи жизни автора и его поэзии. В самой жизни поэт должен вести себя поэтически, в соответствии с теми высокими идеалами, которые провозглашаются в его стихах. К. Н. Батюшков так выразил это требование: «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь» («Нечто о поэте и поэзии», 1815). Тем самым утверждалась прямая связь литературного творчества с жизнью поэта, самой его личностью, что сообщало стихам особую силу эмоционального и эстетического воздействия. В дальнейшем Пушкину удалось уже на более высоком уровне объединить лучшие традиции и художественные завоевания как психологического, так и гражданского романтизма. Именно поэтому творчество Пушкина является вершиной русского роман тизма 20-х годов XIX в. Пушкин, а затем Лермонтов и Гоголь не могли пройти мимо достижений романтизма, его опыта и открытий.
Русский романтизм
К концу 18 века классицизм и сентиментализм как целостные направления уже не существуют. В недрах отживавших свой век классицизма и сентиментализма стало зарождаться новое направление, которое впоследствии назвали предромантизмом.
Предромантизм – общеевропейское явление в литературе рубежа 18 и 19 веков. В начале 19 века предромантизм наиболее ярко проявился в творчестве поэтов и прозаиков, объединившихся в 1801 году в «Вольное общество любителей русской словесности, наук и художеств», куда вошли И.П. Пнин, А.Х. Востоков, В.В. Попугаев, А.Ф. Мерзляков, К.Н. Батюшков, В.А. и Н.А. Радищевы, Н.И. Гнедич. Русский предромантизм сформировался под влиянием идей французских просветителей Руссо, Гердера и Монтескье.
Между предромантизмом и собственно романтизмом есть два существенных отличия, и оба они связаны с характером героя. Если романтическим героем был, как правило, бунтарь, раздираемый противоречиями, то герой предромантизма, испытывая конфликт с окружающим миром, в борьбу с обстоятельствами не вступает. Герой романтизма – личность противоречивая, герой предромантизма – личность страдающая и одинокая, но целостная и гармоничная.
Алексей Фёдорович Мерзляков
Самой яркой фигурой предромантизма стал Алексей Фёдорович Мерзляков (1778 – 1830), профессор Московского университета, переводчик, учитель Вяземского, Тютчева и Лермонтова. Ведущим жанром в лирике Мерзлякова стала российская песня – стихотворение, близкое по поэтике к народным песням. Мир поэта исполнен особой красоты: в его стихах часты такие образы, как красное солнышко, светлый месяц, алые розы, шумящие ключи, зелёные сады, чистые реки. Герой поэзии Мерзлякова – одинокий, страдающий без любви и понимания близких молодой человек. Героиня поэзии Мерзлякова – девица-красавица, красивая от природы и уподобляемая птицам и зверям. К лучшим произведениям Мерзлякова относятся «Среди долины ровныя», «Не липочка кудрявая», «Соловушко», «Ожидание». В его произведениях преобладает субъективно-личное начало, и в этом смысле Мерзляков – предшественник поэта А.В. Кольцова.
Василий Андреевич Жуковский
Собственно романтизм начал складываться в России во втором десятилетии 19 века – первоначально в творчестве В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова. Василий Андреевич Жуковский (1783 – 1852) считается основателем русского романтизма. Его поэтическое мироощущение сложилось под влиянием творчества Державина и Карамзина, а также под влиянием немецкой романтической лирики. Основной мотив поэзии Жуковского – злой рок, тяготеющий над жизнью человека. Жуковский работал в жанрах баллады, элегии, поэмы, сказки, романтической повести.
В элегиях Жуковский впервые показал исполненную страданиями душу человека. Его элегии носят философский характер. Основная идея – мысль о скоротечности и таинственности жизни («Море», «Вечер», «Сельское кладбище»).
Своего расцвета романтизм достиг в творчестве Е.А. Баратынского, Д.В. Веневитинова, поэтов-декабристов и раннего А.С. Пушкина. Закат русского романтизма связывают с творчеством М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева.
Характерные черты романтизма как художественного метода.
1. Общая тенденция романтизма – неприятие окружающего мира, его отрицание. Для романтического героя существуют два мира: мир реальный, но несовершенный, и мир мечты, мир идеальный. Эти миры в сознании героя трагически разделены.
2. Романтический герой – это герой-бунтарь. Его борьба за осуществление мечты завершается либо крахом мечты, либо гибелью героя.
3. Герой романтического произведения находится вне общественно-исторических связей. Его характер, как правило сформировался сам по себе, а не под влиянием эпохи, исторических обстоятельств.
4. Романтический герой – воплощение авторского «я», поэтому нередко между героем и автором ставят знак равенства.
5. Романтический герой живёт и действует в исключительных, нередко экстремальных обстоятельствах – в ситуации несвободы, войны, опасного путешествия, в экзотической стране и т.п.
6. Для поэзии романтиков характерно использование образов-символов. Например, у поэтов философского течения роза – символ быстро увядающей красоты, камень – символ вечности и неподвижности; у поэтов гражданско-героического течения кинжал или меч – символы борьбы за свободу, а имена тираноборцев содержат намёк на необходимость бороться с неограниченной властью монарха (например, Брут, убийца Юлия Цезаря, рассматривался поэтами-декабристами как положительная историческая личность).
7. Романтизм субъективен по своей сути. Произведения романтиков носят исповедальный характер.
Константин Николаевич Батюшков
В русском романтизме выделяют 4 течения:
а) философское (Батюшков, Баратынский, Веневитинов, Тютчев),
б) гражданско-героическое (Рылеев, Кюхельбекер, Вяземский, Одоевский),
в) элегическое (Жуковский),
г) лермонтовское.
Первые два течения – философское и гражданско-героическое – противостояли друг другу, так как преследовали противоположные цели. Вторые два – элегическое и лермонтовское – представляли собой особые модели романтизма.
Кондратий Фёдорович Рылеев
Творчество поэтов, принадлежавших к философскому течению, базировалось на идеях английского и немецкого романтизма. Они считали, что романтическая поэзия должна ориентироваться только на вечные темы любви, смерти, искусства, природы. Всё суетное, сиюминутное рассматривалось как недостойная пера поэта тема.
В этом отношении они противостояли поэтам гражданско-героического течения, считавшим своим священным долгом обращаться в поэзии к общественным проблемам, пробуждать и воспитывать в читателе патриотические чувства, призывать его на борьбу с самодержавием и социальной несправедливостью. Любые отклонения от гражданской тематики поэты-декабристы полагали недопустимыми для истинных романтиков.
Задания по творчеству В.А. Жуковского
Задания по творчеству поэтов-романтиков философского и гражданско-героического течений
Романтическая Россия | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ»
В самом сердце Парижа, в районе Новых Афин, недалеко от шумного и пресловутого кабаре «Мулен Руж» находится Музей романтической жизни (Musee de la Vie Romantique). В тихом внутреннем дворике на улице Шапталь находится элегантный особняк с небольшим садом, засаженным благоухающими розами и цветущими мальвами. Дом был домом для голландского художника Ари Схеффера 1 , поселившегося здесь после Июльской революции 1830 года .
Его работы, получившие восторженный прием в Парижском салоне, были приобретены Академией изящных искусств и королевской семьей. Темой для своих картин Шеффер часто выбирал романтические литературные произведения, в том числе знаменитую драму Иоганна Вольфганга фон Гёте «Фауст» («Маргарет за рулем» и «Фауст в сомнениях»), балладу немецкого поэта Готфрида Августа Бюргера («Ленор») , и роман Вальтера Скотта «Сердце Мидлотиана» («Эффи и Джини в Эдинбургской тюрьме»).
Каждую пятницу модный художник принимал в своем доме художественную и литературную элиту города. Среди знаменитостей, которые приезжали сюда, были писательница Жорж Санд 2
В 1983 году дом Шеффера-Ренана стал муниципальным музеем города Парижа, а недавно, благодаря усилиям директора музея Даниэля Маршессо, две мастерские-близнецы в соответствующих крыльях особняка стали местом проведения международных художественных выставок. В рамках Года России во Франции музей представляет выставку «Романтическая Россия Пушкина и Гоголя. Шедевры из собрания Третьяковской галереи» (с 28 сентября 2010 г. по 16 января 2011 г.) 3 . Около 70 картин, скульптур и рисунков русских мастеров первой половины XIX века экспонируются в Париже впервые.
Термин «романтизм», впервые появившийся в России на страницах периодических изданий в 1810-х годах, ассоциировался тогда со словом «патриотизм»; сочетание этих слов в эпоху освободительных войн с Наполеоном дает ключ к зарождению русского романтизма. Тем временем во Франции романтизм возник на гребне разочарования после революции, породившей представление о художнике-творце как личности, противостоящей государству.
Русский романтизм явился дальнейшим шагом на пути к развитию художественной идеологии; оно встретило довольно сильное сопротивление в кругах, связанных с Императорской Академией художеств в Петербурге. На смену классицизму с его гармоничной и рациональной ясностью пришло эмоциональное романтическое искусство, ориентированное на изображение великих эмоций и сильных чувств. Разделение между романтиками и сторонниками старой идеологии стало особенно острым в 1820-е годы, когда были опубликованы статья Ореста Сомова «О романтической поэзии» и докторская диссертация Николая Надеждина «Опыт романтической поэзии». Говоря о победе романтизма над классицизмом, поэт Александр Марлинский остроумно заметил: «Пудра не могла соперничать с порохом!»
Действительно, русские романтики — как писатели, так и художники — основывали свои произведения на необычных сюжетах, подсказанных реальной жизнью, историей и природой. В центральном зале, в бывшей мастерской Анри Схеффера (брата Ари), представлены исполненные героического духа батальные сцены — «Донские казаки» Александра Орловского (1810-е годы) и «Горцы, переходящие реку» Григория Гагарина (1840-е годы). Бронзовый бюст императора Александра I (1807 г.) работы Луи-Мари Гишара олицетворяет романтическое представление о воине того периода. Наряду с высшей наградой России — Андреевским орденом, на его мундире изображен Георгиевский орден: представители императорской династии имели право на Андреевскую звезду по праву рождения, а Георгиевский — награжден за личное мужество в бою. Из всех российских императоров только Александр I и Николай II удостоились последнего отличия.
Подчеркивая важность непринужденной индивидуальности, романтики очень интересовались внутренним устройством человеческой души. Чувства и мысли, тревоги и страсти были важнейшей темой поэзии Александра Пушкина, а также портретов художников-романтиков. Портретисты-романтики (Орест Кипренский и Александр Варнек) стремились вырваться из обыденной рутины и изобразить человека в необыкновенные, «единственные» моменты, когда он наиболее полно раскрывает лучшие качества своей души (отсюда акцент на русских, которые героически защищали Родину во время Отечественной войны 1812 г. ). В графическом разделе парижской выставки доминируют великолепные рисунки Ореста Кипренского, среди которых портрет 1823 года Евграфа Комаровского, генерал-адъютанта армии Александра I. Центральным элементом живописного раздела является искусно выполненный Карлом Брюлловым «Портрет генерала Василий Перовский» (1837). Доблестно сражаясь в рядах лейб-гвардии Егерского полка, генерал был ранен в руку. Позднее, будучи губернатором Оренбурга, Перовский помогал Пушкину в сборе материалов о восстании Емельяна Пугачева.
Гений Александра Пушкина, «солнца русской поэзии» (как назвал его Василий Жуковский), освещает все русское искусство эпохи романтизма. На выставке в Париже представлена модель статуи поэта по проекту Александра Опекушина, установленная в 1880 году в Москве. Гравюра портрета поэта Ореста Кипренского, выполненная Николаем Уткиным, дает хорошее представление о том, как выглядел Пушкин.
На многих изображениях представлены «ученики легкокрылой моды» — Пушкин и его друзья и знакомые (поэты, прозаики, художники). В этот раздел вошли романтический шедевр Кипренского «Портрет поэта Василия Жуковского», изображение Николая Арендта, врача, лечившего Пушкина, в исполнении польского художника Юзефа Олешкевича, и весьма нестандартное изображение русского баснописца Ивана Крылова Романом Волковым.
Специально для выставки отреставрирован «Портрет императора Александра I» малоизвестного художника К.Шевелькина. Изображение создано по образцу канонического портрета, созданного британским мастером Джорджем Доу, и произведение воссоздает романтический миф того времени о блестящем полководце и обаятельном человеке. Наполеон Бонапарт называл его «находчивым византийцем» и «Тальмой Севера». «Портрет императрицы Елизаветы (Елизаветы) Алексеевны, супруги Александра I» был выполнен французским художником Жозефом Монье в 1802 году, когда он приехал в Россию. В политике, как и в жизни, царица Елизавета предпочитала играть второстепенную роль. Немногие имели такое близкое и точное знание сложного характера и непроницаемой души «сфинкса» — по проницательному описанию Пушкина — Александра I, как его супруга: все ее поступки были отмечены каким-то смирением, единственно возможным позицию, чтобы не раздражать ее имперского мужа.
Монье изображает юную императрицу перед зеркалом, подчеркивая таким образом ее тонкий греческий профиль; на столе великолепный букет, а Елизавета держит в руках скромный букетик анютиных глазок. Будучи мастером французской культурной традиции, Монье, возможно, использовал ее цветочную символику: начиная с 16 века анютины глазки во многих европейских странах символизировали вдумчивость, верность и мудрость. Однако вполне вероятно, что, находясь в России, художник использовал печальную славянскую легенду о деревенской девушке Анюте с добрым сердцем и доверчивыми сияющими глазами (анютины глазки по-русски известны как «анютины глаза»), погибшей из-за того, что ее сердце было разбито лживым обольстителем. На ее могиле росли цветы — Анютины глазки, трехцветные лепестки которых символизировали надежду, удивление и печаль: в цветочных венцах белый — надежда, желтый — удивление, фиолетовый — печаль.
Картина Максима Воробьева «Дуб, расколотый молнией» (1842) — тоже аллегория — она создана в трагический момент жизни художника, после смерти его любимой жены. Картина в стиле позднего романтизма противопоставляет необузданные силы природы и человека, попавшего в их тиски.
В эпоху романтизма русская графика достигла своего расцвета. Богатство и гибкость изобразительного языка, тонкие градации акварели открывали безграничные возможности для создания эмоционально-выразительных образов и предметов. Наиболее интересной и оригинальной частью наследия Федора Толстого являются изящные рисунки с изображением фруктов и цветов. В «каталоге» произведений Толстого, составленном самим художником, он перечислил изображения «нарисованных с натуры предметов, таких как цветы, цветочные композиции в стеклянных сосудах, фрукты, ягоды с капельками росы, бразильские птички с их разноцветными перышками с медными блеск, бабочки с гротескно разрисованными крыльями, стрекозы, жуки» 4 .
Действительно, работая над серией этюдных рисунков, Толстой выступил как настоящий естествоиспытатель. Скрупулёзно и тщательно он обрисовал каркас цветка, его лепестки и тычинки. Работы Толстого демонстрируют его уникальное владение графическими приемами. Краски художник готовил сам: «Я рисую свои цветы, — вспоминал художник в своих «Воспоминаниях», — не акварелью и не гуашью, чего я не люблю. Я пользуюсь красками, хотя и более непрозрачными, но тщательно очищенными и очень тонко измельченными, и по этой причине большую часть своих красок я готовлю сам» 9.0004 5 .
В работах Толстого акварель теряет ощущение воздушности и прозрачности и часто смешивается с белилами: работая тонкой кистью, он накладывал один слой краски на другой, создавая особую «расплавленную» поверхность. Пример тому — рисунок «Нарциссы» (1817), где пленительная свежесть цветов передана без видимого движения кисти, а белизна лепестков почти незаметно переходит в серо-оливковую окраску их листьев. Натюрморт «Букет цветов. Бабочка и птичка» (1820) отражает любовь художника к объектам «живым и мертвым» и стремление создать полную реалистичную иллюзию. В сосуде из прозрачного стекла скромный букетик цветов, а рядом с ним на деревянной жердочке сидит щегол, пестрое оперение которого хорошо сочетается с «набором» цветов в цветах. Маленькая рыжая головка и белая грудка птицы сочетаются с маком, а желтые перышки на крыльях — с «прожилками» лепестков ноготков. Выбор садовых цветов как бы отражает культуру русской усадебной жизни.
Кажется, будто Федор Толстой соревновался с природой, стремясь создать в своих произведениях полное подражание реальности. Иногда он даже поддразнивал наивных зрителей, рисуя капельку воды настолько реалистичную, что ее хочется стряхнуть, или бабочку, которая в любой момент может вспорхнуть в воздух. Произведения Федора Толстого стали неотъемлемой частью быта пушкинского времени — толстовские альбомы поэт упомянул в «Евгении Онегине»:
… прекрасных
Карандашом Толстого чудным,
Хоть Баратынским стихи сочинил,
Удар молнии на тебя сойдет!
В истории русского искусства Толстой вошел в историю как выдающийся скульптор и медальер. В экспозиции представлена серия гипсовых барельефов на темы Отечественной войны 1812 г. («Битва под Березиной» (1820 г.)) и европейских военных походов русской армии 1813–1814 гг. («Освобождение Берлина», 1821 г.; «Переход через Рейн», 1825 г.). Особенно приковывает к себе образ русского воина в медальоне «Битва под Арси-сюр-Об (Франция), 1830 г.». Следуя академическому канону, воин представлен в виде древнегреческого героя Геракла, который, по выражению художника, «отбросив меч и копье, берет посох и поражает общего врага своими могучими руками». Серия завершается картиной «Мир Европе» (1836), где женская фигура, символизирующая Россию, протягивает руку над коленопреклоненным крылатым гением войны, на щите которого изображен Зевс в образе быка, похищающего Европу. На свитке в руке крылатого юноши есть надпись — «1815»: год битвы при Ватерлоо, второго изгнания Наполеона на остров Святой Елены и создания Священного союза в Европе.
Интимный портрет стал одной из примечательных и неотразимых черт эпохи романтизма, поскольку портреты, выполненные карандашом или акварелью, стали украшать дворянские особняки. Их дарили членам семьи и друзьям, они сопровождали своих владельцев в путешествиях или военных экспедициях. В начале 19 века стало модным хранить альбомы с любительскими рисунками рядом с работами известных мастеров. В это время начали формироваться первые коллекции графики, особенно востребованными были работы Петра Соколова, Ореста Кипренского, братьев Карла и Александра Брюлловых. Особенно бросается в глаза портрет Екатерины Бакуниной, первой, юношеской любви Александра Пушкина, посвятившего ей несколько стихотворений. Интерес к восточной экзотике, характерный для искусства русского романтизма, примечательный в сепиях «Полдень в караван-сарае» и «Турок на коне», выполненных Карлом Брюлловым во время его путешествия по Турции в 1835 году, и акварели Карла Рабуса « Лунный пейзаж (Дарданеллы)».
Слева от входа в музей, в конце аллеи, стоит здание мастерской, где Ари Схеффер принимал своих гостей. Нетронутыми остались детали его интерьера: старинный письменный шкаф, колоссальные книжные шкафы и уникальное пианино, на котором играл Шопен.
К раритетам относятся несколько картин русских мастеров, посвященных Италии. Италия стала для них не только Академией, где молодые виртуозы оттачивали свое мастерство, но и землей многообещающей, даровавшей им вдохновение. Жанр исторической композиции, господствовавший в искусстве академического классицизма, своеобразным образом подвергся влиянию романтизма, став зеркалом эпохи, отражающим ее общественные и художественные идеалы. Французские художники-романтики строили свои исторические композиции (Теодор Жерико в «Плоте Медузы», Эжен Делакруа в «Резне на острове Хиос» и Антуан-Жан Гро в «Бонапарте на мосту в Арколе») вокруг трагических событий. которые произвели большое эмоциональное воздействие на зрителя. Русский мастер Карл Брюллов создал величественную композицию «Последний день Помпеи» (1833, ГРМ), изображающую смятение людей, напуганных надвигающейся катастрофой (в экспозиции музея есть этюд к этой картине, дающий хороший представление о готовом изделии).
Пейзажи Сильвестра Щедрина и Максима Воробьева показывают, как изменится предназначение жанра пейзажа. Пейзажисты-романтики уделяли особое внимание не только изображаемому месту, но и времени суток и состоянию природы. Изучение природы вносило в их картины свет и воздух и связывало их с традицией живописи на пленэре. Щедрин был одним из первых русских мастеров, открывших эту манеру живописи, лучше всего проиллюстрированную такими его произведениями, как «Новый Рим. Кастель Сант-Анджело» и «Неаполь в лунную ночь» (1828).
Городские пейзажи Максима Воробьева «Московский Кремль с Устьинского моста» и «Осенняя ночь в Петербурге» раздвинули границы жанра «виды в визуальной перспективе» и представили образ двух российских столиц как видел художник-романтик. Рядом с произведениями Воробьева висит картина Антона Иванова «Переход Николая Гоголя через Днепр», изображающая природу и пейзажи Малороссии. Также представлено самое известное изображение Гоголя — портрет «Писатель Николай Гоголь», выполненный Федором Моллером.
Важной особенностью спектакля для французского зрителя является творчество Владимира Боровиковского, представителя сентиментализма — направления, предвосхитившего романтизм. Портрет Боровиковского, предположительно французской писательницы Жермен де Стаёль, вызвал споры и разные отзывы экспертов.
В типологии романтического портрета особое место отводится автопортрету. В России автопортрет стал формой борьбы за утверждение права художника на уважение себя и своего искусства. Особое место на выставке занимает небольшой «Автопортрет» первой русской профессиональной художницы Софьи Сухово-Кобылиной.
Одной из целей выставки было выявить параллели и сравнить искусство русского и французского романтизма. Не случайно директор Музея романтической жизни Даниэль Маршессо включил в основную экспозицию музея картины из музея Карнавале в Париже — «Вступление союзных войск в Париж, 31 марта 1814 года» Жана Циппеля и «Большой молебен на месте» Жана Циппеля. de la Concorde, Исполненная по просьбе Александра I 10 апреля 1814 года» неизвестным французским художником.
Как мировоззренческое и стилевое направление романтизм в России просуществовал до середины 19 в. век. В 1850-х годах стиль начал приходить в упадок, а в 1860-х годах он полностью уступил развивающемуся направлению критического реализма.
- На первом этаже музея находится выставка разнообразных работ Ари Схеффера (1795-1858), включая портреты, религиозные композиции и исторические картины.
- На первом этаже выставлены памятные вещи, связанные с Жорж Санд (1804–1876), в том числе ее личные вещи и портреты, которые ей когда-то принадлежали: эти предметы служат для воссоздания среды, в которой жила писательница, ее семья и друзья. В 1923 октября коллекция была подарена Парижу внучкой писателя Авророй Лаут-Санд.
- La Russie Romantique a l’Spoque de Pouchkine et Gogol. Шеф-повара Национальной Третьяковской галереи, Москва. Париж, 2010 г.
- Граф Федор Толстой. Обзор художественной деятельности. Русская Старина. Том. 7. 1873. Кн. 4. С. 531.
- Записки графа Федора Петровича Толстого. Москва, 2001. С. 309. .
Назад
Василий ТРОПИНИН. Гитарист. 1832
Авторский экземпляр (1823, ГТГ). Масло на холсте. 83,8 × 65,6 см. Третьяковская галерея
Максим ВОРОБЬЕВ. Вид с Каменного моста на Московский Кремль. 1819
Авторский экземпляр (1818, ГРМ). Масло на холсте. 42,6 × 65,5 см. Третьяковская галерея
Николай ГЕРЕНЬЕ (ГЕРИН). Интерьер. 1830
Бумага, акварель, белила, лак. 23,5 × 33,5 см. Третьяковская галерея
К. ШЕВЕЛКИН. Портрет Александра I. 2-я половина XIX века
Копия с оригинала картины Франсуа Жерара (1810, Эрмитаж). Масло на холсте. 94,2 × 71,4 см. Третьяковская галерея
Петр СОКОЛОВ. Портрет Великого Князя Александра Николаевича. 1828
Бумага, акварель. 20,2 × 16,7 см. Третьяковская галерея
Николай ТИХОБРАЗОВ. Интерьер. 1844
Бумага, акварель. 19 × 25,1 см. Третьяковская галерея
Карл БРЮЛЛОВ. Портрет Марии Бутеневой с дочерью Марией. 1835
Бумага, наклеенная на картон, акварель, белила, карандаш. 41,8 × 31 см. Третьяковская галерея
Игнатий ЩЕДРОВСКИЙ. Столярные изделия. После 1839 г.
Холст, масло. 30,6 × 24 см. Третьяковская галерея
Александр ЗЛАТОВ. Девушка с клеткой. Конец 1820-х
Холст, масло. 53,3 × 44,7 см. Третьяковская галерея
Фёдор ТОЛСТОЙ. Бой у Березины. 1820
Барельеф гипсовый. 21 × 21 см. Третьяковская галерея
Фёдор ТОЛСТОЙ. Мир Европе. 1836
Барельеф гипсовый. 21,5 × 21,5 см. Третьяковская галерея
Луи-Мари ГИШАР. Портрет Великого Князя Константина Павловича. 1804
Бронза. Рост 74 см. Третьяковская галерея
Петр СОКОЛОВ. Портрет княгини Ф. Голицыной. 1847
Картон, акварель. 38,7 × 31,2 см. Третьяковская галерея
Фёдор ТОЛСТОЙ. Виноград. 1817
Оберточная бумага, гуашь. 25,4 × 34,2 см. Третьяковская галерея
Фёдор ТОЛСТОЙ. Перед расставанием. Сцена «Рыцарские времена». 1844
Бумага, гуашь. 40,5 × 36,3 см. Третьяковская галерея
Романтизм [1831 — 1849] · Литературная Москва XIX века · Городское воображение
Александр Пушкин
Николай Гоголь
Гоголь и Пушкин В первой части Золотого века господствовал романтизм. Историки обычно называют 1831 год началом Золотого века, годом, когда были закончены и выпущены великие произведения русской поэзии и художественной литературы. Во-первых, 9 Александра Грибоедова.0049 Горе от ума , сатирическая комедия в стихах о московском обществе после Наполеона, впервые была поставлена в январе. Несколько месяцев спустя уроженец Москвы Александр Пушкин, считавшийся величайшим поэтом России, заканчивал свой классический роман в стихах, начатый в 1823 году и официально опубликованный в 1833 году. Наконец, в том же году Николай Гоголь (до 19 лет жил на территории нынешней Украины) начал публиковать Вечеров на хуторе близ Диканьки , серия рассказов о крестьянской жизни. Рассказы сначала публиковались отдельно в журналах, а затем и в виде книг, когда Гоголю было всего 22 года.
Примерно в это же время познакомились Гоголь и Пушкин, и эти отношения оказались большим источником взаимного литературного влияния. Гоголь фактически приписал Пушкину вдохновение для его пьесы Правительство Ревизор и его комического романа Мертвые души , опубликованных в 1836 и 1842 годах соответственно и высмеивающих политическую коррупцию, присутствующую в Императорской России. Эти две подрывные работы в конечном итоге привели его к изгнанию. Далее творчество Пушкина вдохновляло и Михаила Лермонтова, чья литературная карьера действительно началась с известности, которую он приобрел после публикации «Смерти поэта» — поэмы о гибели Пушкина в 1837 году на дуэли с человеком, у которого якобы был роман с женой. Лермонтов считался самым значительным русским поэтом после смерти Пушкина, а также был автором серии рассказов под названием «9».0049 Герой нашего времени . У Лермонтова была короткая литературная карьера из-за его преждевременной смерти, в том числе на дуэли, и большая часть его произведений была опубликована посмертно из-за цензуры.
Конец романтического периода Золотого века был отчасти отмечен полемикой, вызванной публикацией Николаем Гоголем в 1847 году Избранных мест из моей переписки с друзьями , где он разоблачал свои консервативные религиозные убеждения. Его одобрение крепостного права, самодержавия и православной церкви встретило резкое сопротивление со стороны многих критиков. Виссарион Белинский, влиятельный литературный критик того времени, написал резкое письмо Гоголю, назвав его недавнюю публикацию морально пагубной, поскольку она представляла собой выражение против человеческого достоинства. Письмо Белинского (выступавшее среди прочего за отмену крепостного права) оказало неожиданное влияние на русскую интеллигенцию того времени: оно не только способствовало окончанию литературной карьеры Гоголя, но и было широко распространено тайной печати и публично читал Федор Достоевский неоднократно, за что ему был вынесен смертный приговор, который, как оказалось, трансформировался в его четыре года заключения в Сибири.