Религии в россии в начале 19 века: Презентация «Религиозные воззрения России XIX века»

Содержание

Религиозная политика Российской империи в отношении мусульманских общин Западной Сибири во второй половине XIX — начале XX в.

1. Абаева А.З. Исламские традиции в жизни томских татар//Ислам в культурном ландшафте России: история и современность. Томск, 2002. С. 78-85.
Контекст: …Обучение в таких школах сводилось к зазубриванию Корана и религиозных книг (Томилов Н.А., 1992, с. 183; Абаева А.З., 2002, с. 81).

2. Абдуллин Х.М. Мечети и мусульманское духовенство для военнослужащих в Российской империи//Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в. -1917 г.): мат. Всерос. науч.-практ. конф./отв. ред. И.К. Загидуллин. Казань, 2006. С. 206-210.
Контекст: …При этом съем жилья для пятничной молитвы был малоприспособленным для проведения культовых практик (Абдуллин Х.М., 2006, с. 209).

3. Азаматов Д.Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XVIII -XIX в. Уфа, 1999.
Контекст: .. .Процесс получения разрешения на строительство мечети был продолжительным и длился до года, а иногда и более (Азаматов Д.Д., 1999, с. 96).

4. Алексеев И.Л. Некоторые особенности исторической эволюции и политико-правового положения ислама и мусульман в Российской империи в XIX -начале XX в. (к вопросу о взаимоотношении цивилизационных логик российской истории)//Религиоведение. 2002. №2. С. 29-40.
Контекст: …Политика империи тем не менее не предполагала насильственного искоренения ислама как религии (Алексеев И.Л., 2002, с. 34).

5. Бакиева Г.Т. Сельская община тоболо-иртышских татар (XVIII -начало XX в.). Тюмень; М., 2003. 258 с.
Контекст: …По «Положению об инородцах» предусматривалось причисление оседлых инородцев к русским деревням, в том случае, если количество душ в них считалось недостаточным для создания особой волости (Бакиева Г.Т., 2003, с. 52).

6. Бакиева Г.Т. Приходское духовенство у сибирских татар в XVIII -начале XX в.//Вестник археологии, антропологии и этнографии.

2007. №7. С. 166-171.
Контекст: …Кроме того, Губернское управление предписывало Полицейскому управлению требовать от кандидата подписку о его непричастности к противозаконным обществам и сектам (Бакиева Г.Т., 2007, с. 167).

7. Бакиева Г.Т. Реформы в системе образования у сибирских татар во второй половине XIX -начале XX в.//Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2008. №8. С. 97-108.
Контекст: …Хотя в некоторых местностях определенного вознаграждения учителю общины не назначали, но зато предоставляли право принимать подношения от учеников (Бакиева Г.Т., 2008, с. 98).

8. Бессмертная О.Ю., Журавский А.В., Смирнов А.В. и др. Россия и мусульманский мир: инаковость как проблема. М., 2010. 528 с.
Контекст: …Во-вторых, вплоть до Октябрьской революции 1917 г. этим отношениям был присущ вассально-сениориальный характер (Бессмертная О.Ю. и др., 2010).

9. Бурдина Е.Л. Позиции российского правительства по вопросу «инородческого» образования в начале XX в.

//Вопросы образования. 2007. №3. С. 278-287.
Контекст: …По итогам проведенной проверки в мае 1905 г. состоялось собрание, на котором решался вопрос дальнейшего отношения правительства к системе инородческого образования (Бурдина Е.Л., 2007, с. 278-287).

10. Валеев Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт. Казань, 1993. 208 с.
Контекст: …Медресе были двух типов, в зависимости от того, по чьей инициативе открывались и на чьи средства содержались — частные и общественные (Валеев Ф.Т., 1993).

11. Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири: история и культура. Новосибирск, 1996. 224 с.
Контекст: …В деревнях Западной Сибири при мечетях открывались мектебе, которые соответствовали русской церковной школе грамоты (ГААК, ф. 81, оп. 1, д. 43. л. 6-7; Валеев Ф.Т., Томи-лов Н.А., 1996, с. 145).

12. Васильев Д.В. История исламской политики в Российской империи//Форумы российских мусульман на пороге нового тысячелетия: ежегодный науч. -аналит. бюллетень. Н. Новгород, 2005 . URL: www.idmedina.ru/books/materials.
Контекст: …Обязанностью данного органа было проведение политики терпимости, насколько она была возможна в интересах государства (Васильев Д.В., 2005).

13. Воробьева Е.И. Власть и мусульманское духовенство в Российской империи (вторая половина XIX в. -1917 г.)/Исторический ежегодник. 1997 . URL: http://www.omsu.omskreg.ru/histbook/articles.
Контекст: …С целью контроля за мусульманами с 1867 г. от духовных лиц мусульманского исповедания требовалось обязательное знание русского языка (Воробьева Е.И., 1997).

14. Глухарев М. Мысли о способах к дальнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской империи. М., 1894.

Контекст: …Основные положения программы были изложены архимандритом М. Глухаревым и заключались в воцерковлении инородческого населения и его просветительстве на основах христианской морали, при сохранении языковой самобытности (Глухарев М. , 1894).

15. Дамешек И.Л. Сибирские инородцы в имперской стратегии власти//Современное историческое сибиреведение XVII -начала XX в.: сб. науч. тр./под ред. Ю.М. Гончарова. Барнаул, 2005. С. 257-266.
Контекст: …Определенное распространение получают и миссионерские станы (Сибирь в составе Российской империи, 2007, с. 14; Дамешек И.Л., 2005, с. 260; Октябрьская И.В., 2008, с. 347).

16. Дамешек Л.М. Внутренняя политика царизма и народы Сибири (XIX -начало XX в.). Иркутск, 1986. 168 с.

Контекст: …Несмотря на это, в 1864 г. произошло упразднение инородных волостей с присоединением проживающего в них населения к русским деревням (Дамешек Л.М., 1986, с. 59).

17. Дашковский П.К., Шершнева Е.А. Проблема формирования военного мусульманского духовенства в Российской империи во второй половине XIX -начале XX в.//Религиоведение. 2012а. №3. С. 24-29.
Контекст: …Симбирского гарнизона), в других -«духовные требы» для «магометан военного ведомства» должен был, наряду с другими своими обязанностями, исполнять какой-либо «гражданский мулла» (Указ от 21 октября 1838 г. , возлагающий подобные функции на одного из мулл Казани) (Сенюткина О.Н., 2006, с. 170; Дашковский П.К., Шершнева Е.А., 2012а, с. 24-29).

18. Дашковский П.К., Шершнева Е.А. Снижение авторитета духовенства в мусульманских общинах Западной Сибири в контексте государственно-конфессиональной политики Российской империи в XIX в.//Известия Алтайского государственного университета. 2012б. №4/1 (76). С. 241-244.

Контекст: …Симбирского гарнизона), в других -«духовные требы» для «магометан военного ведомства» должен был, наряду с другими своими обязанностями, исполнять какой-либо «гражданский мулла» (Указ от 21 октября 1838 г., возлагающий подобные функции на одного из мулл Казани) (Сенюткина О.Н., 2006, с. 170; Дашковский П.К., Шершнева Е.А., 2012а, с. 24-29).

19. Духовные ценности ислама и образование: историко-культурная традиции и современность/отв. ред. С.С. Аванесов, Т.А. Костюкова. Томск, 2008. 246 с.
Контекст: …В связи с этим духовенство играло важную роль в жизни мусульманского населения страны, придерживающегося религиозных традиций и обычаев (Духовные ценности ислама.

.., 2008, с. 39).

20. Загидуллин И.К. Мусульманское богослужение в учреждениях Российской империи (европейская часть России и Сибирь). Казань, 2006а. 462 с.
Контекст: …К тому же и сам мулла не задерживался в части на продолжительный срок (Загидуллин И.К., 2006а, с. 79).

21. Загидуллин И.К. Пятивременные и соборные (джами) мечети в округе Оренбургского магометанского духовного собрания//Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в. -1917 г.): мат. Всерос. науч.-практ. конф./отв. ред. И.К. Загидуллин. Казань, 2006б. С. 93-123.
22. Карих Е.В. Проникновение казахов на Алтай в XIX в. и их хозяйственное взаимодействие с русскими//Этнография Алтая и сопредельных территорий: мат. междунар. науч.-практ. конф./под ред. М.А. Демина, Т.К. Щегловой. Барнаул, 2003. Вып. 5. С. 49-52.
23. Кобзев А.В. Возникновение мусульманских общин у «отпавших» крещеных татар Симбирской губернии во второй половине XIX -начале XX в.//Историко-этнографические исследования Симбирского Поволжья: сб.

ст./под ред. А.Н. Зорина. Ульяновск, 2002. С. 53-60.
Контекст: …Не смущало их и то, что выбранные ими священнослужители не имели свидетельства от Оренбургского магометанского духовного собрания (Кобзев А.В., 2002, с. 55).

24. Конев А.Ю. Влияние религиозного фактора на правовой статус сибирских аборигенов (XVIII-XIX вв.)//Народонаселение Сибири: стратегии и практики межкультурной коммуникации (XVII -начало XX в.): сб. ст./отв. ред. А.В. Бауло. Новосибирск, 2008. С. 303-319.
Контекст: …Священники должны были обращаться в инородные управы, чтобы волостные начальники принудили к исполнению христианского долга инородца, уклоняющегося от соблюдения религиозных обрядов (Конев А.Ю., 2008, с. 319).

25. Леттецкая О.М. Инородческое земледелие в Томской губернии: истоки аграрной проблемы начала XX в.//Этнография Алтая и сопредельных территорий: мат. междунар. науч.-практ. конф./под ред. М.А. Деминой, Т.К. Щегловой. Барнаул, 2005. Вып. 6. С. 30-36.

26. Лысенко Ю.А. Миссионерство Русской православной церкви в Казахстане (вторая половина XIX -начало XX в.) Барнаул, 2010. 195 с.
Контекст: …Для детей в возрасте 14 лет не требовалось согласия родителей (Лысенко Ю.А., 2010, с. 37).

27. Мавлютова Г.Ш. Об обращении в православие татар Западной Сибири//Тюркские народы: мат. V Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири»/отв. ред. А.В. Нескоров. Тобольск; Омск, 2002. С. 195-197.
Контекст: …Христианская проповедь начинает особенно агрессивно восприниматься в инородческой среде (Мавлютова Г.Ш., 2002, с. 195-197).

28. Мухетдинов Д.В., Хабутдинов А.Ю. Ислам в России в XVIII -начале XXI в.: модернизация и традиции. Н. Новгород, 2011. 282 с. . URL: http://www.idmedma.ru/books/school-book/?3479.

Контекст: …Муфтий, возглавляющий данный орган, обязан был проводить ревизии подвластных ему приходов и отчеты по проведенной ревизии отправлять в Департамент духовных дел иностранных исповеданий (Мухетдинов Д. В., Хабутдинов А.Ю., 2011).

29. Наганова Н. Формирование мусульманского общества через царскую администрацию: Махалля по юрисдикции Оренбургского магометанского духовного собрания после 1905 г.//Татарские мусульманские приходы в Российской империи: мат. науч.-практ. конф./отв. ред. И.К. Загидуллин. Казань, 2006. С. 101-128.
Контекст: …После введения в 1874 г. всеобщей воинской повинности муллы обязаны были передавать сведения о рождении для привлечения граждан мусульманского вероисповедания к несению воинской службы (Наганова Н., 2006, с. 104).

30. Нам И.В. Татарские школы в дореволюционном Томске//Мы -томичи, ваши земляки, ваши соседи (Национально-культурная панорама Томской области)/под ред. Э.Л. Львова, И.В. Нам, Н.И. Наумова. Томск, 2000. С. 73-86.
Контекст: …Система татарского образования включала два вида учебных заведений: медресе и мектебе (Нам И.В., 2000, с. 73).

31. Октябрьская И.В. Крещеные казахи Алтая. Конфессиональный фактор в этнической истории XIX-XX вв. //Народы Евразии. Этнос, этническое самосознание, этничность: проблемы формирования и трансформации. Новосибирск, 2005. С. 78-92.
Контекст: …И чем крупнее становилось казахское сообщество на Алтае, тем больше деятельность миссии усиливалась в этом направлении (Октябрьская И.В., 2005, с. 82; Октябрьская И.В., Осипова Л.П., Нечипоренко О.В., 2001, с. 29).

32. Октябрьская И.В. Ислам и православие: опыт взаимодействия в свете стратегий межэтнической коммуникации (на примере казахов Алтая)//Народонаселение Сибири: стратегии и практики межэтнической коммуникации (XVII -начало XX в.): сб. ст./отв. ред. А.В. Бауло. Новосибирск, 2008. С. 340-359.
Контекст: …Определенное распространение получают и миссионерские станы (Сибирь в составе Российской империи, 2007, с. 14; Дамешек И.Л., 2005, с. 260; Октябрьская И.В., 2008, с. 347).

33. Октябрьская И.В., Осипова Л.П., Нечипоренко О.В. Туратинские казахи. Судьбы национальных меньшинств России // Этнография Алтая и сопредельных территорий: мат. науч.-практ. конф./под ред. М.А. Демина, Т.К. Щегловой. Барнаул, 2001. Вып. 4. С. 29-34.
34. Основы политики Российского государства в сфере свободы совести и вероисповедания (концепция)//Вопросы религии и религиоведения. Приложение к журналу « Государство, религия, церковь». М., 2009. Ч. 4, вып. 1.
35. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1852. Собрание II. Т. XXVI, ч. 1. 752 с.
Контекст: …Однако российское правительство стремилось ограничить присутствие мусульманского духовенства в войсках, в том числе и путем поощрения военнослужащих, принявших православную веру (Полное собрание законов…, 1852, т.

36. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1890. Собрание III. Т. VIII. 641 с.
Контекст: …Для лиц, состоящих на службе по военному ведомству, необходимо было донести все эти правила через Военное министерство (Полное собрание законов…, 1890, т.

37. Полное собрание законов Российской империи. СПб. , 1901. Собрание III. Т. XVIII, ч. 1. 1120 с.
Контекст: …Однако данное государственное устройство было воспринято не всеми общинами, что в свою очередь не остановило продолжающейся реформы в сфере административного устройства сибирских татар (Бакиева Г.Т., 2003, с. 74-75). «Временное положение о крестьянских начальниках», принятое 2 июня 1898 г. (Полное собрание законов…, 1901, т.

38. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1903. Т. XXI, ч. 1.
Контекст: …По закону «Об отводе частным лицам земель в Сибири», принятому 8 июля 1901 г., подтверждался запрет аборигенам приобретать землю в собственность (Полное собрание законов…, 1903, т.

39. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1908. Собрание III. Т. XXV. 966 c.
Контекст: …Важным событием в государственно-конфессиональных отношениях в Российской империи явилось принятие в 1905 г. указа «Об укреплении начал веротерпимости», разрешающим переход из православия в другие конфессии (Полное собрание законов. .., 1908, с. 257-262).

40. Свод законов Российской империи. СПб., 1912. Т. 2. 757 с.
Контекст: …Например, с принятием православия мусульмане на три года освобождались от налогов, что было зафиксировано в Своде законов Российской империи (1912, т. 5, с. 75).

41. Свод законов Российской империи. СПб., 1912. Т. 5. 780 с.
Контекст: …Например, с принятием православия мусульмане на три года освобождались от налогов, что было зафиксировано в Своде законов Российской империи (1912, т. 5, с. 75).

42. Свод законов Российской империи. СПб., 1912. Т. 11, ч. 1. 178 с.
Контекст: …Например, с принятием православия мусульмане на три года освобождались от налогов, что было зафиксировано в Своде законов Российской империи (1912, т. 5, с. 75).

43. Сенюткина О.Н. Ислам и мусульмане в Вооруженных силах России: история и современность//Рамазановские чтения: науч.-богослов. сб. ст. и лекций. Н. Новгород, 2006. №1. С. 166-177.
Контекст: . ..Симбирского гарнизона), в других -«духовные требы» для «магометан военного ведомства» должен был, наряду с другими своими обязанностями, исполнять какой-либо «гражданский мулла» (Указ от 21 октября 1838 г., возлагающий подобные функции на одного из мулл Казани) (Сенюткина О.Н., 2006, с. 170; Дашковский П.К., Шершнева Е.А., 2012а, с. 24-29).

44. Сибирь в составе Российской империи/И.Л. Дамешек, М.М. Дамешек, B.П. Зиновьев, А.В. Ремнев, Н.Г. Суворова, В.П. Шахеров, М.В. Шиловский. М., 2007. 368 с. Султангалиева А. Эволюция ислама в Казахстане//Воронежский тюркологический сборник. Воронеж, 2007. Вып. 7. С. 5-29.
Контекст: …По законам конца XIX — начала XX в. все земли принадлежали государству, а аборигенное население в свою очередь являлось только арендатором этих земель, и наравне с крестьянами в размере не более 15 десятин (включая все виды земель) (Сибирь в составе…, 2007, с. 213; Файзрахманов Г.Л., 2002, с. 339).

45. Тихонов А.К. Исламский фактор в Поволжье в 1860-1870-е гг. //Отечественная история. 2007. №3. С. 60-65.
Контекст: …Так, в 1866 г. только в Поволжье числились 244 незаконно существующие мечети (Тихонов А.К., 2007, с. 60-65).

46. Томилов Н.А. Общественный быт и духовная культура томских татар//Духовная культура народов Сибири. Томск, 1980. С. 137-167.
47. Томилов Н.А. Очерки этнографии тюркского населения Томского Приобья. Томск, 1983. 215 с.
Контекст: …Приветствовалось также телесное наказание учеников и привлечение их к работе по дому муллы (Томилов Н.А., 1983, с. 146-147).

48. Томилов Н.А. Проблемы этнической истории (по материалам Западной Сибири). Томск, 1993. 222 с.
Контекст: …Меры по реформированию сельских инородческих общин оказались безуспешными, в силу фанатичности татарского населения (Ядринцев Н.М., 2000; Томилов Н.А., 1993, с. 94).

49. Томилов Н.А. Этническая история тюркоязычного населения ЗападноСибирской равнины конца XVI -начала XX в. Новосибирск, 1992. 271 с.
Контекст: …Обучение в таких школах сводилось к зазубриванию Корана и религиозных книг (Томилов Н.А., 1992, с. 183; Абаева А.З., 2002, с. 81).

50. Файзрахманов Г.Л. История сибирских татар (с древнейших времен до начала XX в.). Казань, 2002. 488 с.
Контекст: …По законам конца XIX — начала XX в. все земли принадлежали государству, а аборигенное население в свою очередь являлось только арендатором этих земель, и наравне с крестьянами в размере не более 15 десятин (включая все виды земель) (Сибирь в составе…, 2007, с. 213; Файзрахманов Г.Л., 2002, с. 339).

51. Шашков С.С. Собрание сочинений. СПб., 1898. Т. 2.
52. Шерстова Л.И. Влияние государственной политики на этнические процессы в Южной Сибири в первой половине XIX в.//ЭО. 2000. №4. C. 102-108.
Контекст: …Данное явление связано с притоком ссыльных (мусульман) из европейской части России (Шерстова Л.И., 2000, с. 106; 2005, с. 124).

53. Шерстова Л.И. Тюрки и русские в Южной Сибири: этнополитические процессы и этнокультурная динамика XVII -начала XX в. Новосибирск, 2005. 311 с.
Контекст: …Данное явление связано с притоком ссыльных (мусульман) из европейской части России (Шерстова Л.И., 2000, с. 106; 2005, с. 124).

54. Шершнева Е.А. Некоторые факторы, влияющие на возвращение крещеных инородцев в мусульманскую веру в XIX -начале XX в. в Западной Сибири//Религия в истории народов России и Центральной Азии: мат. Все-рос. с междунар. участием конф., посвящ. 10-летию кафедры религиоведения и теологии АлтГУ. Барнаул, 2011. С. 215-218.
Контекст: …На протяжении долгих лет данная группа населения вынуждена была бороться за свое право исповедовать ислам, а также разрешение быть причисленными к мусульманскому населению Русского государства (Шершнева Е.А., 2011, с. 215-218).

55. Ядринцев Н.М. Сочинение: в 2 т. Т. 2: Сибирские инородцы, их быт и современное положение. Тюмень, 2000. 336 с.
Контекст: . ..Меры по реформированию сельских инородческих общин оказались безуспешными, в силу фанатичности татарского населения (Ядринцев Н.М., 2000; Томилов Н.А., 1993, с. 94).

56. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении. Новосибирск, 2003. 555 с.
Контекст: …Захват земли русским населением приводит к голоду в среде алтайских инородцев (Ядринцев Н.М., 2003, с. 143).

§ 32. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В РОССИИ В XIX в. История России. XIX век. 8 класс

§ 32. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В РОССИИ В XIX в

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕЕ УСТРОЙСТВО. Русская православная церковь была господствующей в России. Православие являлось религией более чем 70 % населения страны. Как вы помните, православие, наряду с самодержавием и народностью, причислялось теоретиками монархизма к числу коренных, главных начал русской истории, ее прошлого, настоящего и будущего.

С петровских времен Церковью управлял Святейший Синод, который в принципе состоял из 12 высших иерархов. Во главе Синода стоял обер-прокурор – человек светский, не священник. Он представлял государство как «око государево» во всех духовных делах. Духовенство делилось на «черное» и «белое». «Черное» – монашество – приносило обет послушания, не имело семьи и тесных связей с мирской (светской) жизнью. Руководство церковной жизнью принадлежало именно ему. «Белое» духовенство жило в миру, священники вступали в брак, заводили семьи, вели хозяйство, постоянно общались с верующими. К концу XIX в. в России было около 500 мужских и 250 женских монастырей.

Синоду подчинялись более 60 епархий, церковных округов, обычно совпадавших с губерниями. Во главе епархий находился архиерей, как правило, митрополит или архиепископ. Почетной считалась должность митрополита Московского: он короновал в Успенском соборе Кремля на царство императоров.

В составе епархии были сотни приходов и монастырей. Центром повседневной церковной жизни конечно же являлись приходы.

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Вокруг местной церкви и ее служителей – священников и диаконов – складывалась община верующих, посещавших религиозные службы, помогавших поддерживать в порядке здание и постройки.

Государство всегда придавало очень большое значение своим отношениям с Русской православной церковью.

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. Характерная особенность первой половины XIX в. – весьма активное участие императоров в делах Церкви. Не ограничиваясь влиянием на Святейший Синод, монархи пытались влиять на ее внутреннюю жизнь.

Государь традиционно назначал архиереев по епархии, награждал их орденами наравне с министрами и губернаторами. Дело доходило до регулирования архитектурного стиля православных храмов и определения распорядка богослужений. Император как глава Православной церкви зорко следил за исполнением подданными религиозных обязанностей. Отпадение от православия было запрещено законом, полиции предписывалось наблюдать за соблюдением в церквах порядка, благочиния и тишины (за нарушение их полагался штраф или арест сроком от 3 до 7 дней). В начале XIX в. были открыты духовные академии, изданы уставы церковных школ.

Наиболее серьезные изменения в отношениях Церкви и государства планировались в России в первой четверти XIX в. Деятельность церковных руководителей не внушала Александру I особого почтения. В священнослужителях он видел скорее чиновников, подчас льстивых и бездуховных, чем слуг Церкви. Увлекшись в 1812 г. Новым Заветом, он говорил о необходимости упростить церковный ритуал, больше заботиться о глубине чувств и понимании основ веры. Князь А. Н. Голицын, знакомый Александра I с юношеских лет, объяснял императору, что дело не в том или ином вероисповедании, а во внутренней вере, которую должны в себе выработать люди.

Склонный к мистицизму император считал, что его подданные плохо знают Писание. Для исправления этого положения по его приказанию было основано Библейское общество, занявшееся широким распространением Библии. На заседаниях Библейского общества встречались друг с другом пастор англиканской церкви и католический епископ, протестантский пастор и православный священник. Дело, казалось, шло к попытке объединения всех верующих в Христа в единую церковь.

Потом настроения Александра I изменились. Утопические планы, которые вынашивал император, ему наскучили. Разочарование способствовало стремительному сближению с монахом Фотием. Фотий любил повторять библейскую истину: «Бесы тоже веруют и трепещут. Церковь единая верует истинно». В августе 1822 г. последовал указ о закрытии всех тайных обществ. В 1824 г. распущено Библейское общество. Попытка ввести в России свободу совести потерпела поражение, как и многие другие начинания Александра I. В царствование его преемника Православная церковь заняла положение духовного министерства, во многом зависимого от светской власти.

Но живая мысль и тонкое религиозное чувство находили себе место в Церкви. Среди духовенства были и праведники, и подвижники. К середине XIX в. широкое признание получила деятельность старцев Оптиной пустыни, Тихона Задонского и Серафима Саровского. Идеал Святой Руси они связывали с твердостью веры и духовностью Церкви, авторитет которой и стремились возродить. Старчество оказало большое влияние на Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского и других мыслителей, желавших, чтобы священнослужители стали подлинными духовными учителями народа.

ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. Духовенству жилось в целом непросто. Положение приходских священников было в особенности тяжелым. Они были бесправны. Главная их беда заключалась в полной зависимости от церковного начальства. Унижала священников обязанность доносить, нарушая тайну исповеди, о лицах, могущих представлять опасность для государства. Сохраняло силу, хотя и редко соблюдалось, распоряжение об обязательном предоставлении каждым священником епархиальному начальству конспектов проповедей. В 1869 г. был издан важный для священнослужителей закон, ликвидировавший наследственность и замкнутость духовенства. На церковные должности теперь могли претендовать любые лица, впрочем, для выходцев из низов требовалось разрешение губернатора. Вместе с тем законы по-прежнему почти полностью уравнивали духовенство с дворянством (освобождение от телесных наказаний, податей, налогов). Правда, духовным лицам запрещалось торговать и участвовать в промышленности, вмешиваться в мирские дела, стричься и бриться, посещать театры и увеселительные заведения.

Подчиненное административное состояние духовенства усугублялось его трудным материальным положением. Благополучие священника целиком зависело от прихожан. Сельский священник жил впроголодь в окружении малоимущего крестьянства. Дети духовенства обучались в 58 семинариях, 183 мужских и 49 женских училищах. Нравы, царившие в них, отталкивали многих от Церкви. Среди нигилистов, членов подпольных кружков, в радикальной журналистике было немало детей священников. Они издевались над религией, вековыми традициями, верили, что главная задача жизни – разрушить до основания старый мир.

Тяжелые времена наступили для Русской Церкви, когда обер-прокурором Синода был назначен Д. А. Толстой, который считал, что Церковь должна подчиняться государству и правительству. Иерархи Церкви его, естественно, ненавидели и боролись за отставку. В 1880 г. на смену Д. А. Толстому пришел К. П. Победоносцев, один из крупных теоретиков незыблемости монархии.

Не будем чрезмерно сгущать краски. Вопреки невзгодам были живы традиции старцев Оптиной пустыни, умных, тонких, образованных, всегда готовых дать совет, утешить, разрешить нравственные сомнения, возродить высокие религиозные чувства. В России всегда были тысячи честных, нравственно крепких священнослужителей, с достоинством несших свое служение в приходах, создававших вокруг себя возвышенную атмосферу поиска и веры.

И все же… Проблемы обострялись. Все чаще говорили об официальности, казенности священников, зависимости Церкви от власти. Во второй половине XIX в. об этом размышляли глубоко религиозные по духовному складу Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. С. Соловьев.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1) Какую роль в жизни России XIX в. играла Русская православная церковь? Почему?

2) Как она была устроена? Почему центром ее жизни признается приход?

3) Расскажите о политике Александра I в отношении Церкви.

4) Что такое старчество? Какие взгляды исповедовали старцы Оптиной пустыни?

5) Какие проблемы встали перед Русской православной церковью к концу XIX в.?

СОБЫТИЕ – СОВРЕМЕННИК

В ДУХОВНОЙ ШКОЛЕ

Убитый характер, неразвитые понятия, опустелое сердце, склонность к грубым порокам, – вот что получает юноша, попавший в эту инквизицию мысли и доброго… чувства. <…> Следует и о том помнить, что духовные школы… оставались в большой бедности, неустроенности. <…> Даже академические профессора жили в крайней тесноте и скудости. <…> Процент успевающих иногда падал до половины, и в классных журналах… можно было встретить удивительные отметки о небытии в классах «по нахождению в бегах» или «по неимению одежды».

Из статьи В. И. Аскоченского «О бурсе»

1) Какую характеристику дает бурсе (духовной школе) В. И. Аскоченский?

2) Что можно сказать о материальном положении этих школ? Свой ответ подтвердите фактами, приведенными в документе.

МНЕНИЕ ОБЕР-ПРОКУРОРА СВЯЩЕННОГО СИНОДА

Наша Церковь искони имела и доныне сохраняет значение всенародной Церкви. <…> Верою нам народ держится доныне посреди всех невзгод и бедствий. <…> Нам говорят, что народ наш невежда в вере своей, исполнен суеверий, страдает от дурных, порочных привычек; что наше духовенство грубо, невежественно, бездейственно, приниженно и мало имеет влияния на народ. Все это во многом справедливо, но все это – явления несущественные. <…> Что же существенно? <…> Любовь народа к Церкви… понятие о Церкви как общем достоянии и общем собрании… и общение народа с служителями Церкви, которые… от него не отделяются ни в житейском быту, ни в добродетелях, ни в самих недостатках.

Из статьи К. П. Победоносцева «Церковь»

1) С чем вы согласны в приведенном фрагменте из статьи К. П. Победоносцева?

2) Что кажется вам неприемлемым?

ЗАГАДКА ОТ ИМПЕРАТОРА

В 1817 г. Александр I повелел создать единое Министерство духовных дел и народного просвещения.

В чем смысл такого неожиданного решения?

?

ПОСПОРИМ?

(Тема для дискуссии)

«Против всяких изменений ради идеала монархий» (К. П. Победоносцев): лекарство против революции или призыв к ней?

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ ПО ГЛАВЕ ДЕВЯТОЙ?

Российские самодержцы. 1801 – 1917. М., 1993.

Чулков Г. И. Императоры. Психологические портреты. М., 1993.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Государство и церковь

Государство и церковь На протяжении XVIII в., начиная с церковной реформы Петра I, в России шла открытая борьба между светской властью и духовенством. Одним из главных в этой борьбе был вопрос о церковных земельных владениях, окончательно решенный во второй половине XVIII

Государство и церковь

Государство и церковь Согласно Закону от 23 января 1918 г. церковь была отделена от государства, а школа – от церкви. Это означало, что церковь переставала быть юридическим лицом, не имела больше права владеть собственностью, вести обучение в частных и государственных

§ 6. Государство и церковь

§ 6. Государство и церковь Большие богатства, накопленные иерархами, церквами и монастырями — земли и тысячи крестьян, промыслы и деньги, огромное идеологическое влияние в обществе обусловили рост политических притязаний церкви. Ее руководители нередко вмешивались в

Церковь и государство в конце IV века

Церковь и государство в конце IV века Феодосий Великий и торжество христианства. При преемнике Юлиана Иовиане (363–364), убежденном христианине в никейском смысле, христианство было восстановлено. Но последнее обстоятельство не обозначало гонений против язычников,

Государство и церковь

Государство и церковь Социально-экономические изменения, происшедшие в государстве, и преследования значительно уменьшили влияние православной церкви и сократили число практикующих верующих. Из насчитывавшихся до революции 50 тысяч священнослужителей русской

Церковь и государство в XV–XVI вв

Церковь и государство в XV–XVI вв С конца XIV в. начинается острое политическое противостояние церкви и светского государства. Усилившись экономически, став крупнейшим землевладельцем, церковь стала претендовать на принятие самостоятельных независимых решений. Светская

Государство и церковь в XVII в. Раскол

Государство и церковь в XVII в. Раскол В событиях Смутного времени церковь играла видную роль. Еще более ее авторитет повысился в 20-е годы XVII в., когда вернувшийся из плена Филарет фактически соединил в своих руках прерогативы светской и церковной власти. Своей

ЦЕРКОВЬ, ВЕРА, ГОСУДАРСТВО

ЦЕРКОВЬ, ВЕРА, ГОСУДАРСТВО РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕРКВИ (IV–VII СТОЛЕТИЯ) Политическая идеология византийского мира опиралась на древние традиции — эллинскую, римскую, раннехристианскую. Официальная теология отражала сложную систему верований, сложившуюся в

Церковь и государство в конце IV века

Церковь и государство в конце IV века Феодосии Великий и торжество христианства. При преемнике Юлиана Иовиане (363–364), убежденном христианине в никейском смысле, христианство было восстановлено. Но последнее обстоятельство не обозначало гонений против язычников,

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО I наменательное явление нашего времени — борьба церковных начал с государственными. Когда начинается борьба из-за начал духовно-религиозных, невозможно рассчитать, какими пределами она ограничится и какие элементы вовлечет в себя; до чего дойдет и

Церковь и государство

Церковь и государство Митрополит Алексий был фактически и главой правительства в период княжения малолетнего князя Дмитрия Ивановича (Донского). Он не только всячески поддерживал князя, но и делал всё возможное для возвышения Московии как центра объединения русских

Государство и церковь

Государство и церковь Формально христианская церковь Запада и Востока считалась единой. Однако с распадом Западной Римской империи единство стало фиктивным. Обособлению способствовали не только исторические особенности восточной церкви в вопросах вероисповедания и

Церковь и государство

Церковь и государство Возможно, именно это влияние церкви, в конце концов, оказалось для нее роковым. Как мы уже видели, царя Алексея всерьез обеспокоили чрезмерные амбиции патриарха Никона: он был уверен, что при наличии двух соперничающих правителей империи не избежать

Церковь и государство

Церковь и государство Российская держава создана Вселенской Церковью. Это видно в деятельности святителей Всероссийских, начиная с митрополита Кирилла, современника и друга св. Александра Невского. Это видно и в том, как Церковь отсекала попытки расчленения

§ 6. Государство и церковь

§ 6. Государство и церковь Большие богатства, накопленные иерархами, церквами и монастырями – земли и тысячи крестьян, промыслы и деньги, огромное идеологическое влияние в обществе обусловили рост политических притязаний церкви. Ее руководители нередко вмешивались в

Русское христианство и революция: что было?

Когда-то она была известна как «Святая Русь», земля, цветущая многоглавыми церковными зданиями, так ассоциировавшаяся с православием восточных славян, земля, чреватая духовным наследием и тесно связанная с древнейшими традициями веры. Но на рубеже 20-го века произошло нечто радикальное.

ГЛАВНЫЙ НАРОД СССР, Российская Советская Социалистическая Республика, когда-то считалась одной из «самых христианских» наций мира — земля с богатой, многовековой историей церквей и монастырей, кладезь многочисленные почитаемые святые и мученики, с заветным и богатым наследием духовной музыки, иконографии и духовной литературы. Однако менее чем через год после марта 1917 года, когда последний царь отрекся от престола, власть захватила банда воинствующих атеистов; многие русские грабили церкви; безжалостно издевались над религией и религиозными людьми; убивали даже священников, монахов и других верующих тысячами. Что произошло?

Приписывать все это «революции» напрашивается вопрос. На самом деле в России в первые десятилетия ХХ века была не одна революция. Антицарские восстания 1905 года привели к конституционному правительству с выборным законодательным органом Дурма и положили начало периоду либеральных реформ. Мартовская революция 1917 г. ознаменовалась формированием временного правительства, состоявшего в основном из умеренных либералов, хотя и с растущим числом социалистов. Однако ничто из этого напрямую не угрожало церкви или религии.

Возрождение, затем . . . Революция!

Действительно, в эти годы Россия переживала своего рода духовное возрождение. Многие разочарованные марксистские интеллектуалы обратились в христианство. Некоторые жаждали мистической революции, которая изменила бы саму жизнь. Одна группа, опубликовавшая в 1909 году сборник « Вехи» , резко критиковала радикализм своих собратьев-интеллектуалов. Среди ее членов были видный богослов Сергей Булгаков и великий философ Бердяев. И внутри, и вне Русской Православной Церкви писатели, художники и другие представители цветущей русской интеллигенции искали духовные ответы на проблемы личности и общества.

Для Православных Церквей Российской империи отречение царя было шансом освободиться от государственного контроля. Соответственно, духовенство, иерархия и другие представители верующих провели собор , или Собор, который восстановил патриаршество, подавленное царем Петром Великим в 1721 году. Русская Православная Церковь (РПЦ), казалось, вот-вот вступит в славный период. новая эра.

Как же тогда большевики — небольшая заговорщицкая партия, решившая сокрушить Церковь и искоренить религию — захватить огромную империю 19 ноября?17 и превратить его в первое в мире атеистическое государство?

Конечно, не обошлось без борьбы. Православные епископы и митрополиты прекрасно знали цели большевиков. В январе 1918 года новоизбранный патриарх Тихон предупредил новую власть не преследовать церковь и отлучил от церкви всех, кто мог быть причастен к такой деятельности. В течение следующих двух лет было убито не менее 28 епископов и бесчисленное количество священников. Уцелевшее духовенство было лишено гражданских прав и подверглось сильному экономическому давлению.

Что касается массы верующих, то те, кто имел какие-либо четкие политические взгляды, склонялись к симпатиям к конституционным демократам, а в случае крестьян, составлявших большую часть населения, к умеренным аграрным социалистам, а не к большевикам. Но в такой обширной, бедной и преимущественно сельской стране большинство людей мало знали или интересовались политикой и еще меньше имели политическое влияние. Чтобы взять власть, большевикам не нужно было убеждать большинство в правильности своих взглядов. Это было больше вопросом захвата контроля над крупными городами, армией и средствами связи; они делали это с безжалостной эффективностью.

Тем не менее, им потребовалась трехлетняя гражданская война, чтобы отвоевать большую часть старой Российской империи и создать новую социалистическую федерацию, известную с 1922 года как Союз Советских Социалистических Республик. В этом конфликте многие священники и епископы РПЦ поддержали антибольшевистские Белые Армии, хотя еще в сентябре 1919 года Патриарх Тихон предупредил свое духовенство, чтобы оно не вмешивалось в политику, и напомнил верующим, что церковь не налагает на них никаких политических обязательств.

Неподготовленная церковь

Похоже, что РПЦ не была полностью готова к натиску большевиков. В течение почти двух столетий она находилась под контролем Священного Синода, государственного органа, созданного для надзора за церковью. Мало того, что РПЦ была тесно связана с государством, она фактически стала частью бюрократии. Тесное отождествление церкви и государства было выраженной политикой Константина Победоносцева, мирянина, возглавлявшего Святейший Синод с 1889 по 1905 год. Он видел в этом необходимое для сильной власти. Но это мешало РПЦ развивать свободную жизнь или осуществлять независимый — и, следовательно, заслуживающий доверия — моральный авторитет. Кроме того, РПЦ не смогла должным образом подготовить свое духовенство к решению философских задач дня. Слишком часто его рассматривали — и не совсем ошибочно — как мракобесное и реакционное учреждение.

Но в империи, которая была только наполовину этнически русской, РПЦ была самой крупной из нескольких христианских церквей, и революция затронула каждую из них по-разному. Мартовская революция дала возможность другим преимущественно православным народам, таким как белорусы и украинцы, возродить свои традиционные церкви, подавленные царями.

Евангелисты и баптисты (чей значительный рост в 19 веке был частично обусловлен их глубоким знанием Священного Писания, но которые подвергались безжалостным преследованиям со стороны правительства) также выиграли от революции — поначалу. Большевики изначально терпели эти движения, потому что они имели тенденцию ослаблять установленную православную церковь. Потом, конечно, попытаются уничтожить и их.

Массы и партия

Большая часть крестьянства, т. е. большая часть населения России, остается пассивной на протяжении всей революции и гражданской войны. Жизнь была достаточно шаткой, и выступать против любой власти, царской или большевистской, было опасно. Также было сказано, что русская православная традиция носила оттенок фатализма и других мирских вещей, из-за которых безбожникам было слишком легко брать на себя светские дела.

Большевики, конечно, нашли активных сторонников. Во-первых, несколько преувеличена легендарная набожность русского крестьянина. Во второй половине 19 в. XIX века нигилисты и радикальные народники проникли в деревню, часто играя на скрытом антиклерикализме крестьян.

Кроме того, сельский священник, обычно сам крестьянин, не всегда был объектом почитания. Какими бы набожными ни были жители деревни, они могли видеть в малообразованном, иногда морально испорченном священнике, который обычно был рожден в своем государстве настолько же, насколько и призванным к нему, просто равным им, если не нижестоящим.

Богослужения на церковнославянском языке, который люди едва понимали, едва удовлетворяли их интеллектуальные потребности, и без надлежащего образования они могли получать мало духовной пищи от высокоформалистских церковных обрядов. Кроме того, институт, представляющий самодержавный режим, автоматически вызывал у многих подозрения.

Таким образом, даже благочестивые христиане могли отдалиться от РПЦ. Это не делало их большевиками, но могло сделать их невольными пособниками в борьбе с религией.

На самом деле, большевики приветствовали тех христиан, которые, думая, что их вера так или иначе совместима с марксизмом, желали сотрудничать. Эти благонамеренные души, кажется, не знали, что христианские представления о морали несовместимы с большевистским учением, потому что марксизм учил, что мораль обусловлена ​​социально-экономическими отношениями.

Когда изменились условия, изменились и нравы. Мораль была относительной, а не абсолютной. Императивам классовой борьбы не могла помешать скрупулёзная «буржуазная мораль». Можно было бы сказать, что цель оправдывала средства — если бы оправдание вообще было нужно. Действительно, их отношение к сочувствующим христианам олицетворяло мораль большевиков. Они, видимо, рассчитывали, что, как только эти «попутчики» обнаружат врожденное противоречие их позиции, немногие осмелятся отказаться от марксизма в пользу христианства, которое становится все более неблагоприятным.

В то же время озверевшая нищета русской деревенской жизни также должна была получить активную поддержку большевиков. Ведь либерально-демократическое Временное правительство только говорило об отнятии земли у богатых помещиков и передаче ее крестьянам; большевики призывали их помочь себе. И увы, одним из крупнейших землевладельцев оказалась церковь.

Большевики всячески пропагандировали образ церкви как богатой эксплуататорши, даже обращая против нее церковное благочестие. Когда в 19 г.20–21 гг. Русская православная иерархия быстро создала фонд помощи и внесла в него щедрые пожертвования. Однако Церковь освободила от коллекций свои сакраментальные предметы, такие как чаши, используемые в богослужении. Ухватившись за это, большевики организовали собственную операцию по оказанию помощи, а затем приказали церкви передать и сакраментальные предметы. Когда он отказался, они предали суду нескольких служителей церкви за отказ помочь голодающим.

Одна группа сторонников большевиков возникла внутри самой церкви. В конце 19ХХ века русские православные семинарии стали рассадниками радикализма. Многие молодые священники восприняли социалистические идеи, которые подкреплялись их недовольством своим непосредственным начальством, епископами, а также их неодобрением социальной и политической роли своей Церкви. К ним присоединились интеллектуалы, отказавшиеся от марксизма, но стремившиеся соединить христианство с радикальной социальной этикой.

После прихода к власти большевиков некоторые из этих активистов сформировали обновленческую церковь. Увидев возможность, большевики манипулировали и в конечном итоге взяли под свой контроль обновленческое движение, используя его для ослабления господствующей патриаршей церкви. Но потом патриарх РПЦ Тихон умер, а его преемник, митрополит Сергий, в 19 г.27, чтобы заявить о лояльности своей церкви советскому государству. После этого большевики стали не нужны обновленцам и подавили их.

Но даже если манипулирование сочувствующими помогло большевикам взять власть, что позволило им удержаться? Одно дело, когда они использовали армию и полицию для подавления всей активной оппозиции. Но как они могли завоевать души сотен миллионов верующих христиан? Или они?

Истинно верующие?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Согласно одной теории, марксистский ленинизм был замещающей религией, занявшей место православия в сердцах и умах людей. С Марксом, Энгельсом и Лениным в качестве ее «пророков» «Капитал » и другие сочинения в качестве «писания», с диалектическим материализмом в качестве «богословия» и Коммунистической партией в качестве «священства», марксистско-ленинизм был готовой светской верой. При умелой пропаганде и большом принуждении большевики просто «перевели» народ из одного православия в другое. Привыкшие к беспрекословному повиновению массы уступили.

Хотя марксистско-ленинизм, возможно, и является официальной религией конфессионального советского государства, эта теория склонна преувеличивать успехи коммунистов. Даже сегодня пытаются заменить православные обряды искусственными советскими обрядами. Фактически, несмотря на сталинские терроры 19В 20-х и 30-х годах христианство не было вытеснено новым советским кредо, кроме как в сознании немногих членов партии и сочувствующих.

Даже в разгар революции посещаемость церкви была высокой. Мученичество подняло престиж Церкви. Позднее большинство православных церквей просто ушли в подполье, где катакомбные испытания возродили веру. Сегодня убежденные атеисты по-прежнему составляют лишь часть населения.

В то время как большинство кажется равнодушным как к религии, так и к атеизму, по оценкам некоторых ученых, до 45 процентов населения СССР являются верующими. Это будет включать около 50 миллионов православных, возможно, до трех миллионов евангелистов-баптистов, около 10 миллионов католиков и десятки миллионов мусульман и других нехристианских религиозных людей.

Одним из показателей силы христианства в воинствующем атеистическом советском государстве было решение правительства восстановить утративший силу патриархат Русской православной церкви в 1943 году в обмен на поддержку последним советских военных действий и нового русского националистического политика. Этот акт, однако, возродил традиционный союз церкви и государства — партнерство, выгодное для иерархии, но, возможно, наносящее ущерб вере. На самом деле ведущие иерархи не раз вставали на сторону атеистических чиновников против чересчур активных и популярных священников. И для многих украинцев санкционированные правительством в этом году празднования тысячелетия — всего лишь еще один продукт этого «нечестивого» союза духовенства и комиссаров.

Дилемма церкви

Неравное и непростое партнерство церкви и государства ставит рядовых верующих в затруднительное положение. Бросить вызов иерархам может разделить Церковь, но следовать их политической линии многим кажется лицемерием. Возникший в результате раскол между институциональной Церковью и массой верующих — это, конечно, именно то, что приказали большевики. Ибо именно такими приемами «разделяй и властвуй» они смогли подчинить себе преимущественно христианскую Российскую империю.

Они ослабили Церковь изнутри, стравливая мирян с духовенством, духовенство с иерархией. Они скомпрометировали Церковь в глазах верующих, запугивая епископов лояльностью к атеистическому государству. И после террора 30-х они пытались подорвать духовное возрождение, можно сказать, истинную, внутреннюю революцию в душах людей, поддерживая безжизненное консервативное и государственное церковное учреждение.

Печальная и запутанная история захвата большевиками христианской земли несет сегодня для нас ряд уроков, уроков гораздо более многочисленных и многогранных, чем можно обсудить в этом коротком отрывке. Среди них:

Церкви должны быть готовы ответить на интеллектуальный вызов марксизма и других светских идеологий, особенно в социально-экономической сфере; с одной стороны, они не должны быть пассивными или не знать политических событий; с другой стороны, их нельзя втягивать в поверхностный союз с латентно антихристианскими движениями; они должны приветствовать реформу изнутри, но сопротивляться манипулированию извне, и этот список можно продолжить.

Последний урок может быть таким: Советы находятся у власти чуть более 70 лет, около двух третей века, и за это время суровые поколения их предприняли радикально насильственные и настойчивые усилия по искоренению христианской веры в своей стране. область. Однако сегодня выживание христианства в СССР — да, даже его расцвет — признано большей частью мирового сообщества, в том числе многими советскими. И не удивительно.

Ведь христианство было религией восточных славян не менее 1000 лет — 10 веков. Имея в виду это сравнение, христиане могут рассматривать советскую власть как еще одно преходящее испытание, которое вскоре изменится. CH

Эндрю Сороковски

[Христианская история первоначально опубликовала эту статью в выпуске 18 христианской истории в 1988 году]

Эндрю Сороковский, получивший в Гарварде степень юриста и магистра советистики, в настоящее время завершает работу над докторской диссертацией по истории в Школе славяноведения и восточноевропейских исследований Лондонского университета. с 19В период с 84 по 87 год он находился в графстве Кент, Англия, где работал в Кестонском колледже, исследовательском институте, специализирующемся на освещении религиозной жизни в Советском Союзе и Восточной Европе.

Следующие статьи

Религиозная ситуация в Советском Союзе сегодня

Советское правительство сообщает, что религия в СССР определенно находится в упадке. И, учитывая постоянные притеснения со стороны государства, этого можно было ожидать, но, как утверждают заслуживающие доверия источники, это не так.

Брэд Гиллиспи

Показать больше

Обожествление в долгом девятнадцатом веке | Обожение в русской религиозной мысли: между революциями, 1905-1917 гг.

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicОбожествление в русской религиозной мысли: между революциями, 1905–1917 гг.РелигиоведениеКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicОбожествление в русской религиозной мысли: между революциями, 1905–1917 гг.РелигиоведениеКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Коутс, Рут,

«Обожествление в долгом девятнадцатом веке»

,

Обеспечение в российской религиозной мысли: между революциями, 1905-1917 гг. ://doi.org/10.1093/oso/9780198836230.003.0002,

, по состоянию на 15 декабря 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicОбожествление в русской религиозной мысли: между революциями, 1905–1917 гг.РелигиоведениеКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicОбожествление в русской религиозной мысли: между революциями, 1905-1917РелигиоведениеКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

. мысль. В ней исследуется, как по-разному понимается обожение в сферах монашества, православных высших учебных заведений и политической культуры. В нем романист Федор Достоевский и философ Владимир Соловьев названы наиболее влиятельными элитарными культурными выражениями идеи обожения и основными каналами, по которым западноевропейские философские выражения обожения достигают русской религиозной мысли начала двадцатого века. Вдохновленный антропотеизмом Фейербаха и откликом на него Штирнера, Достоевский выдвигает на первый план проблему неправомерного самообожествления, а Соловьев в своей философии богочеловечности завещает своим преемникам обожение как в том понимании, которое в его итерации в немецком метафизическом идеализме.

Ключевые слова: обожествление, духовное старчество, исихазм, Духовные академии, идеология царизма, религиозное инакомыслие, Достоевский, человеческое божество, Соловьев, божественное человечество

Предмет

Религиоведение

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *