Поэзия 19 века краткое содержание по учебнику коровиной: Краткое содержание прекрасное начало поэзия 19 века. Русская Поэзия XIX Века

Конспект урока по литературе для 9 класса на тему: Поэзия XIX века

Введение

Конспект урока будет удобен на уроке литературы для 9 класса в сентябре, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового,

 познакомить с поэзией XIX века,

 — познакомиться с некоторыми яркими произведениями российского искусства XIX века,

— выявить их значимость не только для нашей страны, но и всего мира,

— пробуждать чувство гордости за нашу страну, давшую такие образцы художественного творчества,

физкультминутка, закрепление, вопросы и задания, обобщение, итог, домашнее задание.

Конспект урока по литературе для 9 класса на тему: Поэзия XIX века

Цель: познакомить с поэзией XIX века

Задачи: познакомить с поэзией XIX века,

 — познакомиться с некоторыми яркими произведениями российского искусства XIX века,

— выявить их значимость не только для нашей страны, но и всего мира,

— пробуждать чувство гордости за нашу страну, давшую такие образцы художественного творчества

Ход урока:

I. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: —  Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Будьте внимательны,

Послушны, наблюдательны.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

— отчёт  дежурного;

— проверка  готовности  класса  к  уроку:

Я  рада  новой  встрече  с  вами,

Приятно  ваше  общество, друзья!

Ответы  ваши  вы  готовьте  сами,

Их  с  интересом  буду  слушать  я.

Мы  сегодня  снова  будем  читать,

Выводы  делать  и  рассуждать.

А  чтобы  урок  пошёл  каждому  впрок

Активно  включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Скажет каждый!

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

Повторение

П. И. Чайковский, балет «Лебединое озеро». Время создания – 1876 год.

     20 февраля 1877 года на сцене Большого театра в Москве состоялась премьера балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро».  Балет – это музыкально-танцевальное представление. Но только в 1895 году М.Петипа (основоположник российского классического балета) осуществил ту постановку, которая и поныне делает этот балет одним из лучших, если не лучшим балетом в мире.

     Сюжет «Лебединого озера» основан на вечном мотиве: это история о верной любви, преодолевающей злые чары.

     Вкратце, содержание балета можно изложить так.

     Замок. Владетельная принцесса сообщает своему сыну Зигфриду, что ему надо выбрать себе невесту. Но Зигфрид не хочет жениться: ни одна из девушек не привлекает его внимания. Тут он видит плывущих по озеру лебедей и идёт за ними. Лебеди, выйдя на берег, превращаются в красивых девушек. Зигфрид знакомится с одной из них – Одеттой – и та рассказывает ему, что Злой волшебник заколдовал её и её подруг (превратил их в лебедей), и, лишь ночью в этом месте они могут возвращать свой человеческий облик, а днём опять превращаются в лебедей. Только беззаветная любовь юноши, который ещё никогда не любил, может снять это заклятие.

     Потрясённый Зигфрид влюбляется в Одетту и клянётся ей в вечной любви. Но они, занятые собой, не замечают, что Злой волшебник подслушивает их.

     Зигфрид возвращается во дворец, где начинается бал. Девушки-невесты стараются привлечь его внимание, но он думает только об Одетте. Неожиданно на балу появляется новые гости. Это Злой волшебник со своей дочерью – Одилллией , которая поразительно похожа на Одетту. Она должна очаровать Зигфрида и заставить его нарушить клятву, данную Одетте. Принц принимает Одиллию за Одетту и объявляет матери, что готов на неё жениться. Злой волшебник и Одиллия смеются над ним и исчезают. Зигфрид понимает, что его обманули, и бежит к лебединому озеру. Там потрясённая горем Одетта рассказывает подругам об измене Зигфрида. Зигфрид говорит ей, что он не нарушил клятву: ведь в Одиллии он видел Одетту. Злой волшебник в ярости направляет против влюблённых все свои силы и силы природы.

Но ничто не может сломить чистую, юную любовь и разъединить Зигфрида и Одетту. Злой волшебник погибает и его чары рушатся.

Вопрос — А какие мысли и чувства вызвал у вас «Танец маленьких лебедей»?

Ответы ребят.

Заполните соответствующую графу в карточке № 1 «Моё отношение к шедеврам»

 1. Расскажите об основных периодах жизни и творчества II. М. Карамзина. Почему Карамзина называют родоначальником сентиментализма? Перечислите основные черты этого литературного направления. Какую литературную «программу» выдвинули сентименталисты и какие жанры они культивировали?

2. Проанализируйте, опираясь на текст учебника, повесть «Бедная Лиза»:

Какими описаниями начинается повесть «Бедная Лиза»? Известны ли Вам эти места Москвы? Изменились ли они в настоящее время? Какие чувства вызывают у Вас эти описания? Какую роль играют они в развитии сюжета? Прочитайте вслух историю семьи Лизы. Как называла Лизу мать? Обратите внимание на эпитеты {любезная, нежная, робкая и т.

д.).

Охарактеризуйте Лизу и Эраста. Как складывались их отношения? Почему они расстались?

Как проявляются в повести черты сентиментализма? Почему повесть Карамзина «Бедная Лиза» следует отнести к произведениям русского сентиментализма?

3. В чем смысл стихотворения Н. М. Карамзина «Осень»? С чем сравнивается природа в стихотворении «Осень»? Как Вы понимаете строки?

Странник печальный, утешься!
        Вянет природа
Только на малое время;

        Все оживится,

Все обновится весною;
        С гордой улыбкой
Снова ирирода восстанет
        В брачной одежде.

Смертный, ах! вянет навеки!
        Старец весною
Чувствует хладную зиму
        Ветхия жизни.

4. Прочитайте самостоятельно другие произведения Карамзина, например: «Наталья, боярская дочь», «Рыцарь нашего времени*, стихотворения.

5. Расскажите о реформе литературного языка, проведенной Н. М. Карамзиным. Чем она вызвана и в чем она состояла?

6. Читали ли Вы «Историю государства Российского» Карамзина? Прочтите главу о времени Смуты и монолог Пимена в «Борисе Годунове» А. С. Пушкина. Есть ли сходство между точками зрения Карамзина и Пушкина на этот период истории Древней Руси? Похож ли летописец Пимен («Борис Годунов» А. С. Пушкина) на повествователя в «Истории…»?

7. В чем значение творчества и личности Карамзина для России — ее культуры и литературы?

8. В. Г. Белинский в статье «Карамзин и его заслуги» подчеркивает, что Н. М. Карамзин первым на Руси заменил мертвый язык книги живым языком, начал писать повести, которые заинтересовали общество. Обратите на это внимание, когда будете читать стихотворные и прозаические произведения писателя.

 III. Работа по новой теме.

Поэзия XIX века

В начале XIX века в русской поэзии продолжают творить и классицисты, и сентименталисты, уживаются на равных правах самые разнородные явления. К концу 10-х — началу 20-х годов на волне национально-патриотического подъема, вызванного Отечественной войной 1812 года, складывается русский романтизм.

Многие русские поэты-романтики были участниками Отечественной войны, они постигли душу народа, его высокую нравственность, патриотизм, самоотверженность и доблесть.

Прекрасное начало

Именно поэтому русский романтизм, зачинателями которого выступили В. Л. Жуковский и К. Н. Батюшков, выдвинул на первый план интересы свободной личности, не удовлетворенной действительностью.

Пафос поэзии Жуковского — суверенность внутренней, духовной жизни самостоятельной и независимой личности. Его герой не удовлетворен социальной, казенной моралью, разочарован в ней. Его отталкивают равнодушие, корысть, властолюбие, суетные земные заботы.

Велика заслуга Жуковского в том, что он, по словам Белинского, обогатил русскую поэзию глубоко нравственным, истинно человеческим содержанием.

Рядом с Жуковским в истории русской поэзии стоит К. Батюшков. Ведущими жанрами его поэзии были элегии, послания, а позже исторические элегии. Девизом творчества К. Батюшкова стали слова: «И жил так точно, как писал. ..» А жил поэт мечтой о простом, скромном и вместе с гем изящном, грациозном и гармоническом мире, в котором обитал открытый природе, искусству, земным радостям и наслаждениям душевно здоровый человек. Силой поэтической фантазии К. Батюшков созидал идеальное бытие в зримых образах, в праздничных красках, в энергии движения, в ласкающих слух звуках. Но вымышленный гармонический мир у Батюшкова хрупок и непрочен, поэтому человек у него не обретает гармонии в реальной жизни.

И все-таки, отмечая высокие достижения ранних русских романтиков, нужно признать, что народная жизнь, дух народа не были постигнуты ими в достаточной полноте и к изображению народного характера они сделали лишь первые шаги.

Существенный сдвиг в понимании народа, его морали, особенностей характера в русской поэзии XIX века произошел благодаря могучему дарованию И. А. Крылова. В жанр басни, связанной с народной культурой, он вдохнул новую жизнь, возвел ее в ранг произведений высокого литературного достоинства. Басня под пером Крылова вместила большое философско-историческое и нравственное содержание, наполнилась глубоким и острым смыслом. В баснях Крылова обрели голос все сословия России.. Вот почему Гоголь назвал его басни «книгой мудрости самого народа». Великий баснописец продвинул вперед самосознание нации и обогатил литературный язык. После Крылова все стили — «высокий», «средний» и «низкий» — еще не объединились в органическое целое, но уже склонялись к тому.

Гражданская страсть

П. А. Катенин — талантливый поэт-декабрист, драматург, критик. Он одним из первых почувствовал, что отражение национальной жизни в поэзии упирается в проблему языка. Его позиция была поддержана В. К. Кюхельбекером, для которого сущность романтической поэзии состояла в сильном, свободном и вдохновенном изложении чувств самого писателя. Но поэт воспевает не всякое свое чувство, а такое, которое вызвано в нем «подвигами героев», судьбой Отечества. Ранние русские романтики гражданского течения, декабристы, распространили свои взгляды на все области духовной жизни тогдашнего общества, вплоть до частных и семейных отношений.  К. Ф. Рылеев, виднейший поэт-декабрист, писал обличительные и гражданские оды, политические элегии и послания, думы и поэмы. Поэт в представлении Рылеева считает поэзию делом своей жизни. Декабристы с небывалой до них остротой заговорили о национальном характере литературы, выдвинули требование народности, распространив его на темы, жанры, язык, ратовали за идейную насыщенность русской словесности.

Солнце русской поэзии

Задача выражения национальной жизни, национального характера была решена А. С. Пушкиным. И это произошло вследствие принципиально нового отношения к слову. С этой точки зрения показательны его стихи:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…

«Багрец» и «золото» — точные, реальные, предметные краски осенней природы. Вместе с тем это не только осенние цвета, привычные краски, это и цвета царских одежд, торжественного убранства и облачения. Это и эмоциональные знаки «пышности», особенно яркой и впечатляющей на склоне лет своим внезапным и неотразимым блеском. Пафос поэзии Пушкина, по мнению Белинского, «лелеющая душу гуманность». Сосредоточенность на душевных переживаниях не мешает Пушкину включить в сферу личного чувства раздумья над реальной действительностью.

В «Борисе Годунове» Пушкин перешел на историческую точку зрения, послужившую основой его реалистического метода. Первоначально реалистический метод побеждает в драме, поэмах, балладе и лирике. Итоговым и вместе с тем открывающим новые горизонты творчества стал для Пушкина роман «Евгений Онегин», в котором торжествует реализм. Пушкин был не только великим поэтом, но и духовным вождем замечательной плеяды русских лириков… Ни один из них не повторял Пушкина, но все они так или иначе объединялись вокруг него. Их многое сближало. Все поэты плеяды испытывали глубокое разочарование в действительности, им был свойствен пафос свободы личности, они разделяли гуманные представления о жизни.

Звезды плеяды

Мечтая о совершенном человеке и совершенном обществе, А. А. Дельвиг обратился к античности, чтобы воплотить свой идеал гармонии человека с природой. Воссоздавая его, он думал о России, о том, как страдают и тоскуют по воле и счастливой любви простые молодцы и девушки, ставшие героями его песен.

Н. М. Языков, не находя душевного простора в казенной атмосфере российской жизни, выразил естественный протест вольной юности в элегиях, песнях, гимнах, прославляя вакхические удовольствия, богатырский размах сил, наслаждение молодостью и здоровьем.

П. А. Вяземский по-своему способствовал слиянию гражданской и личной тем, объясняя элегические чувства общественными причинами.

На новую ступень поднялась в пушкинскую эпоху и поэзия мысли. Ее успехи связаны с именем К. А. Баpaтынского — крупнейшего поэта русского романтизма, автора элегий, посланий, поэм. Вместо иллюзий и «снов» поэт предпочитает спокойное и трезвое размышление. Стихотворения Баратынского в предельно заостренной форме запечатлели гибель благородных порывов человеческого сердца, увядание души, обреченной жить однообразными повторениями, и, как следствие, исчезновение искусства, несущего в мир разум и красоту.

Физминутка

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Повторим теперь на «бис»!

— А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

IV. Закрепление

Высокой думы власть

Поэтическая эпоха, выразителем которой выступил М. Ю. Лермонтов, отличается, по словам Белинского, «безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства». Центральным образом ранней лермонтовской лирики становится образ лирического героя, открыто противостоящего враждебному внешнему миру. В зрелой лирике объективный, внешний по отношению к герою мир начинает занимать все более заметное место. В стихотворениях появляются точные бытовые реалии. В последние годы творчества Лермонтов задумывается над выходом из трагического положения, в котором оказался он сам и все его поколение.

Вещая душа

Для Лермонтова философская тема не была доминирующей. Но давняя в России традиция философской лирики, преимущественно поэзии мысли, не умерла. Ее продолжили не только Баратынский, но и поэты-«любомудры» Д. В. Веневитинов, С. П. Шевырев, А. С. Хомяков. Их лирика страдала известной рассудочностью, поскольку поэзия лишалась самостоятельных задач и служила средством для передачи философских идей. Этот существенный недостаток был решительно преодолен гениальным русским лириком Ф. И. Тютчевым. Образность стихотворений Тютчева содержит философию. Его метод основывается на тождестве внешнего и внутреннего в природе и в человеке. Он воспринимает природу целостно: как организм, как нечто живое, пребывающее в вечном движении.

Сопряженность величественно-прекрасного и торжественно-трагического придает лирике Тютчева невиданную философскую масштабность, заключенную в предельно сжатую форму. Каждое стихотворение рисует мгновенное состояние, но обращено и ко всему бытию, бережно хранит его образ и смысл. Позднее, в 50—70-е годы, принципы тютчевской поэтики при всей устойчивости дополнились новыми качествами. Тютчев всегда чувствовал себя неуютно и одиноко в не удовлетворяющей его современности. Он мечтал о яркой и интенсивной духовной жизни. Всей душой сочувствуя страданиям Родины, Тютчев обобщает свои размышления («Умом Россию не понять…», «Русской женщине», «Слезы»). Подлинный расцвет переживает тютчевская любовная лирика, в которой чувство сострадания к любимой женщине превышает эгоистические желания и высоко поднимается над ними…

Дары жизни. После Пушкина и Лермонтова русская поэзия словно замерла, хотя в ней и появляются оригинальные дарования — А. Плещеев, Н. Огарев, Ап. Григорьев, Я. Полонский, А. Толстой, И. Тургенев, А. МайковН. Некрасов. Постепенно в ответ на общественный подъем русская поэзия осваивала современную ей жизнь.

Особенностью 50-х годов стало углубление реализма. Причем точность и одновременно обобщенность выражения касались прежде всего внутреннего мира человека. Народное начало в русской поэзии также не угасает. Оно живет в поэзии Н. Некрасова, в стихотворениях Ф. Тютчева, А. Фета, Ап. Григорьева, Я. Полонского, Л. Майкова, А. Толстого.

Стремление выразить «невыразимое», навеять читателю охватившее поэта настроение — одно из коренных свойств поэзии А. Фета. Он обращается к чувственным, эмоциональным способностям человека («посмотри», «слышишь») и предельно активизирует их. Поэт ценит звук и краску, пластику и аромат. Но имитирует он не звуки, не мелодии, не ритмы, а музыкальную сущность мира.

Центральной темой творчества поэта и видного критика Ап. Григорьева стал конфликт современного ему человека с прозаическим миром.

Подлинным гуманизмом проникнуто творчество замечательного и тонкого лирика Я. П. Полонского. Поэт сочувствует бедному человеку, внимательно всматривается в его переживания, умея передать их намеком, через случайные впечатления и отрывочные воспоминания. Герои Полонского мечтают о светлой любви, о простом счастье, в них живет порыв к чистой жизни, но они скованы условиями, средой…

Не видит гармонии в современной жизни и другой поэт — А. К. Толстой. Он идеализировал Древнюю Русь времен Киева и Новгорода. Главная его тема — природа и любовь. Лучшие стороны русского характера сливаются в его поэзии с бескрайним простором («Край ты мой, родимый край…»), истинная ценность национального характера проявляет себя, по его мнению, стихийно и вольно («Коль любить, так без рассудку…»), баллады его носят следы стилизации, но сохраняют легендарность сюжета, роковое стечение обстоятельств, непримиримость характеров, приводящие к кровавой развязке («Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»).

Основным лирическим героем поэзии А. Н. Плещеева. Н. П. Огарева, И. А. Некрасова становится человек из крестьян. Вспомним стихотворения Плещеева «Вперед! без страха и сомненья…», «По чувствам братья мы с тобой…», Огарева «Кабак», «Арестант» и неизбывно грустные стихотворения и поэмы Некрасова, Никитина.

Вопросы и задания

1. Прочитайте статьи «Шедевры русской литературы XIX века» и «Поэзия XIX века» (см. с. 105 и 106), передайте кратко их содержание и более полно отдельные фрагменты, на выбор «Прекрасное начало», «Гражданская страсть», «Солнце русской поэзии», «Звезды плеяды», «Высокой думы власть», «Вещая душа», «Дары жизни».

2. Кто назвал художественную литературу «сокращенной вселенной»?

3. Кто был зачинателем русского романтизма? Какие жанры были ведущими для В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова?

4. Кто назвал басни И. А. Крылова «книгой мудрости самого народа»? Согласны ли Вы с этим суждением и как его можно подтвердить?

5. Что Вы знаете о судьбе К. Ф. Рылеева? Чему посвящены стихотворения Е. А. Баратынского?

6. Как проявляется в стихотворениях Ф. И. Тютчева философская масштабность? В каких стихотворениях мы находим сочувствие страданиям Родины, постижение родной природы, размышления о любви, сострадании?

V. Подведение итогов урока.

— Какие задачи ставили перед собой в начале урока?

— Выполнили эти задачи?

Домашнее задание – повторить тему, ответить на вопросы.

Каким темам посвящены стихотворения Я. П. Полонского, A. Н. Майкова, А. Н. Плещеева, И. А. Некрасова? Какие их произведения Вам известны?

Прочитайте самостоятельно стихотворения и баллады

B. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, К. Ф. Рылеева, Е. А. Баратынского, басни И. А. Крылова. Что хотят сказать Вам авторы этих произведений? Покажите на примерах.

 

 

 

Валентин Коровин — История русской литературы XIX века. Часть 2: 1840-1860 годы читать онлайн

12 3 4 5 6 7 …186

Екатерина Евгеньевна Дмитриева, Людмила Анатольевна Капитанова, Валентин Иванович Коровин и др

История русской литературы XIX века.

Часть 2: 1840-1860 годы

Предисловие

Учебник «История русской литературы XIX века» в 3-х частях охватывает период с начала и до конца столетия. В нем помещены обзорные главы, посвященные состоянию общественной мысли и литературной жизни в России в разные исторические периоды, условно подразделяемые на три временных отрезка: 1795-1830-е («От предромантизма к романтизму. Зарождение и формирование реализма»), 1840-1860-е («От романтизма к реализму. Реализм») и 1870-1890-е («Реализм. Отголоски романтизма. Новые литературные веяния») годы. Так как наиболее глубокие изменения в развитии русской литературы были связаны с художественными прорывами, совершенными великими писателями, то творчество этих писателей рассматривается в так называемых «монографических главах», опять-таки условно отнесенных к тому или иному периоду. Общая идея учебника состоит в том, чтобы последовательно проследить путь русской литературы от господства жанрового мышления через мышление стилями при сохранении «памяти жанра» до торжества индивидуально-стилевых систем.

В помощь студентам при усвоении курса «История русской литературы XIX века» в учебнике сообщаются основные понятия, используемые при изучении каждой темы, вопросы, систематизирующие полученные знания, и научно-справочная литература, необходимая для изучения. В конце 3-й части приводятся примерные темы самостоятельных занятий, примерные темы курсовых и дипломных работ, справочные, теоретические и историко-литературные труды, относящие ко всему курсу в целом.

Каждая часть имеет свою нумерацию глав, начиная с первой.

Глава 1

Поэзия в эпоху романтизма. Денис Давыдов. Поэты пушкинского круга. Поэты-любомудры. Поэты-романтики второго ряда. Алексей Кольцов

1810–1830-е годы – «золотой век» русской поэзии, достигшей в романтическую эпоху наиболее значительных художественных успехов. Это объясняется тем, что в период романтизма и рождавшегося реализма русская литература нашла не только национальное содержание, но и национальную литературную форму, осознав себя искусством слова. Этот период – начало творческой зрелости русской литературы. Ранее всего национальную форму обрела поэзия, и поэтому именно она выдвинулась в начале XIX в. на первое место среди других родов и жанров. Время расцвета драматических и эпических жанров, время драмы и прозы было еще впереди. Первые крупные эстетические удачи национальной литературы не только в лирике и в поэмах, что вполне естественно, но и в комедии («Горе от ума»), и в эпосе (басни Крылова) связаны со стихом и с усовершенствованием поэтического языка. Поэтому с полным правом можно сказать, что первая треть литературы XIX в. ознаменована подавляющим господством поэзии, в которой были высказаны самые глубокие для того времени художественные идеи.

Несколько причин способствовали мощному и буйному расцвету поэзии. Во-первых, нация находилась на подъеме, на гребне своего исторического развития и переживала могучий патриотический порыв, связанный как с победами русского оружия, так и с ожиданиями коренных общественных перемен, о которых в начале века заговорило само правительство. Во-вторых, в России создалась в среде военного и штатского дворянства прослойка свободных, европейски мыслящих людей, получивших прекрасное образование дома или за границей. В-третьих, язык, благодаря усилиям русских писателей XVIII в., был уже настолько обработан, а «стихов российских механизм» настолько усвоен и внедрен в культуру, что создалась почва для новаторских открытий, решительных реформ и смелых экспериментов.

Все эти благоприятные обстоятельства не были бы использованы, если бы на арену литературы не вышли сотни даровитых, хотя и не одинаково талантливых людей, которые резко двинули литературу вперед и сообщили ей невиданное до тех пор ускорение. Незабываемую роль в общественно-литературной жизни сыграли семья Тургеневых, Н. Гнедич, М. Милонов, Д. Давыдов, А. Шишков, А. Шаховской, Ф. Глинка, Н. Катенин, К. Рылеев, А. Бестужев, В. Кюхельбекер, А. Одоевский, П. Вяземский, А. Дельвиг, Н. Языков, И. Козлов, Д. Веневитинов, С. Шевырев, А. Хомяков, семья Аксаковых, В. Бенедиктов, А.  Кольцов и десятки других литераторов, чьи имена также не должны быть забыты (А. Мерзляков, А. Воейков, А. Измайлов, М. Загоскин, И. Лажечников, О. Сенковский, А. Вельтман, А. Погорельский, братья Полевые, Н. Павлов, Ф. Булгарин, Н. Греч, В. Туманский, Ф. Туманский, А. Подолинский, В. Тепляков, Н. Кукольник, А. Тимофеев, А. Полежаев). Здесь не названо еще множество писателей, творчество которых ныне имеет лишь исторический интерес, но которые (часть из них не относилась к профессиональным литераторам) были известны в свое время и внесли скромную лепту в общее движение нашей литературы (О. Сомов, П. Плетнев, А. Ротчев, Трилунный, Е. Зайцевский, Л. Якубович, В. Щастный, И. Ободовский, А. Волкова, З. Волконская, А. Ишимова, Н. Дурова, Е. Ган и др.).

Поскольку центральной фигурой литературного процесса в первое тридцатилетие был Пушкин, то поэты или группировались вокруг него, сохраняя свой лирический почерк и интонацию, или подражали ему, или оппонировали его художественным принципам. Все они творили в одно с Пушкиным время, но их поэтические судьбы складывались по-разному. Некоторые из них, примкнув впоследствии к пушкинскому кругу писателей, творчески сложились независимо от Пушкина и вышли на литературную дорогу раньше него. Великий поэт считал, например, Дениса Давыдова своим учителем. Другие лирики были ровесниками Пушкина, а третьи – младшими современниками. Ряд поэтов не присоединился ни к сторонникам Пушкина, ни к противникам и не причислял себя к его подражателям. Испытывая огромное влияние Пушкина, они стремились сохранить поэтическое своеобразие.

Денис Давыдов (1784–1839)[1]

Из наиболее даровитых поэтов предпушкинского поколения, широко известных и в 1810-1830-х годах, первое место принадлежит герою-партизану Отечественной войны 1812 г., поэту-гусару Денису Васильевичу Давыдову. Он обладал несомненно оригинальным поэтическим лицом, придумав маску бесшабашно-смелого, бесстрашного, отважного воина и одновременно лихого, веселого остроумного поэта-рубаки, поэта-гуляки.

Между боями, на биваке, он предавался вольному разгулу среди таких же доблестных друзей, готовых на любой подвиг. Давыдов не терпел «служак», карьеристов, муштру, всякую казенщину. Вот как он обращался к своему другу гусару Бурцову, приглашая отведать знаменитый арак (крепкий напиток):

Читать дальше

12 3 4 5 6 7 …186

W.W. Norton & Company

Обзор

Общество и культура
  • Дух Французской и Американской революций, наряду с экономическими и социальными изменениями, повлиял на переход от фундаментальных предположений и забот эпохи Просвещения к идеям демократии, индивидуальные права и вера в безграничные возможности, присущие изменениям и прогрессу.
  • Термин «романтизм» относится к этому периоду культурного сдвига и обычно охватывает период с конца восемнадцатого до конца девятнадцатого века.
  • Новый акцент на личности и самости привел к подозрению в ограничениях, налагаемых социальными институтами, и повышенному вниманию к внутренней психологической жизни.
  • Движение от универсальных допущений к индивидуальности частного также способствовало возникновению национальной идентичности, особенно в Америке.
  • Спонтанность, воображение и оригинальность стали ценными силами, с помощью которых индивидуум мог соединиться с универсальными истинами и передать эти
    истины другим.
  • Восприятие природы и природного мира отражало романтическую веру в духовную трансцендентность, переживаемую в физическом присутствии природы.
  • Новые экономические теории laissez-faire и начало промышленной революции привели к росту среднего класса, городской миграции и все более плохим условиям жизни для тех, кто покинул свои сельские дома, чтобы работать в промышленных городах.
Литература
  • По мере того, как в эпоху Просвещения акцент на разуме заменялся чувствами и эмоциями, возросло значение альтернативных литературных жанров, таких как чувственный роман, готический роман и лирическая поэзия.
  • Из-за повышенного внимания к трансцендентному духу мира природы и растущего ощущения того, что общественные институты развращают человеческую природу, писатели-романтики отвернулись от классических тем к тем, которые связаны с первобытными культурами и средневековыми легендами, от городской социальной среды к изображениям сельской жизни. и простых людей, от опыта взрослой жизни до невинности детства.
  • Новый акцент на эмоциях человека принес с собой возможность нового предмета, связанного с такими вопросами, как психология и романтическая любовь, выраженная у Руссо, Гёте и Александра Пушкина.
  • Писатели-женщины, включая сестер Бронте, Кристину Россетти, Анну Петровну Бунину, Джорджа Элиота и Жорж Санд, зарекомендовали себя в поэзии и художественной литературе как проницательные комментаторы романтических эмоций и несправедливостей, налагаемых социальными ограничениями.
  • Романтические писатели и философы отражали как негативные, так и позитивные последствия достижений девятнадцатого века, протестуя против гнетущих последствий капитализма, морального упадка среднего класса или меланхолии и отчуждения индивидуума, находящегося в противоречии с обществом.

 

Темы и литературный анализ рассказов и стихов

Эдгар Аллан По: Темы и литературный анализ рассказов и стихов

Эдгар Аллан По был американским писателем, преимущественно поэзией и рассказами, исследующими темы смерти, сожаления и потерянной любви. Прочтите приведенный ниже обзор, чтобы получить представление об авторе и его работе, а также ознакомиться с предварительными анализами и критическими замечаниями, которые предполагают дальнейшую интерпретацию.

Встроенная таблица стилей

Доступ через вашу библиотеку >> 

Встроенная таблица стилей

Эдгар Аллан По Обзор темы

«По, Эдгар Аллан (1809-1849), Введение в.» Литературная критика девятнадцатого века Том 211, Гейл, 2009 г. Эдгар Аллан По, обладающий острым умом и ярким, часто мрачным воображением, рассматривается многими учеными как один из самых новаторских авторов Америки начала девятнадцатого века. «Сердце сказки» и «Падение дома Ашеров», критики признают его за разносторонность и разносторонность его талантов.0038

Ряд комментаторов приписали По изобретение современной детективной истории; действительно, многие из его основных методов, особенно использование им дедуктивных рассуждений для выяснения сложностей преступного поведения, составляют основу жанра преступления. В то же время глубокие исследования По внутренней жизни своих персонажей помогли проложить путь к психологическому реализму, вдохновив ряд более поздних писателей-фантастов, в том числе Федора Достоевского. Критические труды По, особенно те, что касаются отношений между философскими принципами и художественным стилем, также повлияли на эстетические теории Шарля Бодлера, Стефана Малларме и других представителей французского символистского движения.

Несмотря на свое далеко идущее влияние, у По также были и недоброжелатели на протяжении многих лет: Генри Джеймс резко критиковал работу По, в то время как Т. С. Элиот, как известно, отвергал его сочинения как «предподростковые». Однако вторая половина двадцатого века стала свидетелем переоценки наследия По, поскольку современные критики и теоретики начали признавать его глубокое влияние на современную литературу и мысль.

 
Биографические данные

Эдгар Аллан По родился в Бостоне 19 января., 1809 г., второй сын Дэвида По-младшего и Элизабет Арнольд По, актеров театра. Семья жила в крайней бедности и часто переезжала в первые годы жизни По, в это время его родители занимались актерским мастерством в Нью-Йорке, Мэриленде и Вирджинии. Отец По бросил семью, когда По был еще маленьким ребенком, а его мать умерла в Ричмонде, штат Вирджиния, в декабре 1811 года. Вскоре после смерти матери По был усыновлен Джоном Алланом, богатым купцом из Ричмонда, и его женой Фрэнсис. В 1815 году мальчик отправился с Алланами в Великобританию, где следующие пять лет жил в Шотландии и Лондоне. Вернувшись в Ричмонд в 1820 году, По посещал частные школы, где преуспел в литературе, классике и ораторском искусстве; он также начал писать стихи.

Несмотря на свои успехи в учебе, По оставался в относительной изоляции. Ученый Эрик В. Карлсон утверждал, что скромное происхождение По оставалось источником стыда на протяжении всей его жизни и что из-за своего происхождения он так и не получил признания среди социальной элиты Ричмонда. В 1826 году По стал студентом Виргинского университета, изучая классические и современные языки. Хотя его приемный отец оплачивал обучение и проживание По, он отказал ему в дополнительных средствах на книги и другие основные расходы. Чтобы покрыть свои расходы на жизнь, По обратился к азартным играм, влезая в огромные долги, которые вынудили его уйти из университета. Не в силах восстановить разорванные отношения с Алланом, По переехал в Бостон и записался в армию. Он опубликовал свою первую книгу стихов, Тамерлан и другие стихи: бостонец (1827 г.), примерно в это время. Второй сборник стихов, Al Aaraaf Tamerlane и Minor Poems , был опубликован в 1829 году. Год спустя По, намереваясь начать военную карьеру, поступил в Военную академию Соединенных Штатов в Вест-Пойнте; Однако финансовые трудности продолжали преследовать его, и он отказался от тренировок всего через шесть месяцев. Его третий сборник стихов, стихотворений Эдгара А. По , вышел в 1831 году.0037 Некоторое время прожив в Нью-Йорке, По поселился в Балтиморе, где поселился у своей тети Марии Клемм. В Балтиморе По начал писать рассказы, опубликовав несколько из них в Philadelphia Saturday Courier в 1832 году. В 1833 году его рассказ «MS. Found in a Bottle» получил первый приз в конкурсе, организованном Baltimore Saturday Visitor . . Хотя приз принес По 50 долларов, в конечном итоге он мало чем облегчил его финансовые трудности, а смерть Джона Аллана в 1834 году не обеспечила По надлежащего наследства. Отчаявшись получить стабильный доход, По принял предложение стать штатным писателем и редактором журнала 9.0051 Southern Literary Messenger , новый журнал из Ричмонда. В 1835 году он переехал в Ричмонд со своей тетей и ее 12-летней дочерью Вирджинией Клемм. По женился на Вирджинии год спустя, незадолго до ее 14-летия.

Согласно большинству биографических источников, По процветал во время своего пребывания в Messenger ; он опубликовал более 80 эссе, стихов и обзоров в периодическом издании, постепенно привлекая значительную читательскую аудиторию. В 1837 году он ушел из редакции, хотя продолжал публиковать в журнале художественную литературу и критику. В течение следующего года По жил со своей семьей в Нью-Йорке, прежде чем переехать в Филадельфию в начале 1838 года. В этот период он опубликовал свой единственный роман «9».0051 Рассказ Артура Гордона Пима из Нантакета (1838 г.), а также несколько важных рассказов, в том числе «Лигейя» (1838 г.) и «Падение дома Ашеров» (1839 г.). В 1839 году он занял должность редактора и главного литературного критика Burton’s Gentleman’s Magazine ; Однако год спустя он был уволен после попытки запустить собственный конкурирующий журнал.

Первая книга короткой фантастики По, Рассказы о гротеске и арабеске , была опубликована в 1840 году. В течение следующих нескольких лет По опубликовал еще два сборника рассказов, Прозаические романы Эдгара А. По, № 1. Содержащие убийства на улице Морг и Человек, который был израсходован (1843 г.) и Рассказы Эдгара А. По (1845 г.), а также его самая значительная книга стихов, Ворон и другие стихи (1845 г.). В это время Вирджиния заболела туберкулезом; она умерла в январе 1847 года. Само здоровье По начало ухудшаться, его состояние усугублялось тяжелым злоупотреблением алкоголем.

В оставшиеся два года своей жизни По был романтически связан с рядом женщин и был ненадолго помолвлен с поэтессой Сарой Хелен Уитман, но их отношения внезапно оборвались в конце 1848 года. В том же году была опубликована книга 9.0051 Эврика: Поэма в прозе , последнее произведение, опубликованное при жизни По. Его борьба за то, чтобы зарабатывать на жизнь и воздерживаться от употребления алкоголя, продолжала сказываться. Ему удавалось размещать очерки, рассказы и стихи в различных журналах и читать лекции о поэзии. По умер в Балтиморе 7 октября 1849 года. Хотя биографы предполагают, что его смерть была связана с алкоголем, точная причина остается неизвестной. Посмертный сборник прозаических произведений, Литераторы. . . Вместе с маргиналиями, предложениями и эссе (1850 г.), был опубликован через год после его смерти.

 
Основные произведения

Современные комментаторы По по-прежнему наиболее известен своими рассказами, почти все из которых были собраны в трех томах, изданных при его жизни: Эдгар А. По и Рассказы Эдгара А. По . Многие ученые делят рассказы Эдгара По на две категории: рассказы ужасов и детективы. Рассказы ужасов По обычно вращаются вокруг персонажей, которые достигли состояния крайнего отчуждения, ужаса и безумия и часто содержат элементы сверхъестественного. В «Сердце-обличителе» (1843 г.) убийцу мучает постоянное эхо сердцебиения его жертвы, заставляющее его признаться в своем преступлении; В «Черном коте» (1843 г.) главный герой становится одержимым убийством своего любимого домашнего кота; рассказчик «Бочки с амонтильядо» (1846), измученный «тысячей ран», нанесенных ему старым соперником, добивается долгожданной мести, закапывая свою жертву заживо в кирпичной гробнице. Ощущение угрозы в других историях гораздо тоньше. В «Несколько слов с мумией» (1845 г.) ожившая египетская мумия, разговаривая с группой современных ученых, выдвигает зловещее обвинение демократии девятнадцатого века. Рассказчик «Лигейи» (1838 г.), огорченный смертью первой жены, воображает воскресение ее души в теле своей второй жены. «Лигейя» примечательна еще и тем, что содержит поэму «Червь-победитель», мрачное видение силы и неизбежности смерти.

Детективы По рассказывают о сложных, иногда вводящих в заблуждение отношениях между человеческими рассуждениями и эмпирической реальностью. Эти истории, которые сам По характеризует как рассказы о «рациоцинации», вращаются вокруг преступлений настолько странных и необъяснимых, что их почти невозможно раскрыть. Наиболее известные из этих произведений включают «Убийства на улице Морг» (1841 г.), «Тайна Мари Роже» (1842 г.) и «Похищенное письмо» (1845 г.). В этих трех историях рассказывается о персонаже К. Огюсте Дюпене, сыщике-любителе, чье воображение и дедуктивное мышление позволяют ему распознавать важные детали, которые ускользают от обычных полицейских инспекторов. Ряд ученых утверждали, что Дюпен стал прототипом современного художественного сыщика и послужил образцом для таких персонажей, как Шерлок Холмс и Эркюль Пуаро.

Помимо художественной литературы, По за свою карьеру написал ряд важных стихов. Хотя его стихи сегодня мало читаются, некоторые из них все еще знакомы современным читателям; среди самых известных — «Елене» (1831 г.), «Ленор» (1843 г.) и «Ворон» (1845 г.). Критические труды По, в частности его обзор сборника рассказов Натаниэля Хоторна Дважды рассказанные сказки , также остаются заслуживающими внимания среди ученых. Комментарий, впервые опубликованный в апреле 1842 года, сыграл ключевую роль в области критики Хоторна. В эссе 1846 года «Философия композиции» По проводит глубокий анализ своих собственных художественных методов. «Поэтический принцип», впервые прочитанный в виде лекции в 1848 году, а затем включенный в посмертный том «Литераты», предлагает бесценное изложение эстетической философии По, в частности идею о том, что конечной целью искусства является само искусство, независимое от социальных или политических контексты. Эта идея повлияла на европейские эстетические теории конца девятнадцатого века и стала основой французского символистского движения.

Просмотреть краткие факты >>

Доступ через вашу библиотеку >>

Встроенная таблица стилей

Еще статьи

 

Мотив убийства в бочке амонтильядо Эдгара Аллана По

Барабан Елена В. «Мотив убийства в бочке амонтильядо Эдгара Аллана По.» Критика рассказа , под редакцией Елены Крстович, том. 111, Gale, 2008. Первоначально опубликовано в Rocky Mountain Review , vol. 58, нет. 2, осень 2004 г., стр. 47-62.

Барабан исследует причину убийства Монтрезором Фортунато в «Бочке Амонтильядо», предполагая, что Фортунато «наказывается за его высокомерие и за оскорбление кого-то, кто равен ему или выше его».

 

 

Искусство инкорпоративного исключения: маска красной смерти

Фридман, Уильям. «Искусство инкорпоративного исключения: маска красной смерти». Критика рассказов , под редакцией Рашель Муха и Томаса Дж. Шенберга, том. 88, Гейл, 2006. Первоначально опубликовано в Пористое святилище: искусство и тревога в короткометражном художественном произведении По , Питер Лэнг, 2002, стр. 135–149.

Фридман исследует такие темы, как повествовательная саморефлексия, первобытный страх крови и конфликт между искусством и реальностью в «Маске красной смерти».

 

 

Влюбленный поэт: педофилия, заболеваемость и логика рабства

Ковьелло, Питер. «Влюбленный По: педофилия, заболеваемость и логика рабства». Литературная критика девятнадцатого века , под редакцией Кэти Д. Дэрроу, vol. 211, Gale, 2009. Первоначально опубликовано в ELH , vol. 70, нет. 3, осень 2003 г., стр. 875–901.

Ковьелло обсуждает расовый и сексуальный подтекст в творчестве По.

 

 

Зеркальный дом: Эдгар Аллан По. Падение дома Ашеров

Тиммерман, Джон Х. «Зеркальный дом: Эдгар Аллан По. Падение дома Ашеров». Критика рассказа , под редакцией Елены Крстович, том. 111, Гейл, 2008 г. Первоначально опубликовано в Статьи по языку и литературе , том. 39, нет. 3, лето 2003 г., стр. 227-244.

Тиммерман описывает попытку По объединить мышление Просвещения с романтизмом в «Падении дома Ашеров» и отмечает аналогичные проблемы с космическим единством в поэме в прозе «Эврика».

 

 

Функция террора в творчестве Эдгара Аллана По

Гаррисон, Джозеф М. мл. «Функция террора в творчестве Эдгара Аллана По». Литературная критика девятнадцатого века , под редакцией Кэти Д. Дэрроу, том. 211, Gale, 2009. Первоначально опубликовано в American Quarterly , vol. 18, нет. 2-1, лето 1966 г., стр. 136-150.

Гаррисон определяет аспекты «художественной целостности» в творчестве По. Гаррисон предполагает, что в рассказах По террор используется как «средство выражения чувств Поэзии».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *