Музыкальное искусство 19 века: Музыкальная культура XIX века | СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В МУЗЫКЕ | МУЗЫКА XIX ВЕКА | Культура. Искусство. История

Живопись, музыка, архитектура Европы в XIX — начале XX века

Формирование промышленной цивилизации оказало огромное влияние на европейское искусство. Как никогда раньше, оно находилось в тесной связи с общественной жизнью, духовными и материальными запросами людей. В условиях растущей взаимозависимости народов художественные течения и достижения культуры быстро распространялись по всему миру.

Живопись

Романтизм и реализм с особенной силой проявились в живописи. Многие признаки романтизма были в творчестве испанского художника Франсиско Гойи (1746— 1828). Благодаря таланту и трудолюбию сын бедного ремесленника стал великим живописцем. Его творчество составило целую эпоху в истории европейского искусства. Великолепны художественные портреты испанских женщин. Они написаны с любовью и восхищением. Чувство собственного достоинства, гордость и жизнелюбие мы читаем на лицах героинь, независимо от их социального происхождения.

Не перестает удивлять смелость, с которой Гойя, придворный живописец, изобразил групповой портрет королевской семьи. Перед нами не властелины или вершители судеб страны, а вполне обыкновенные, даже заурядные люди. О повороте Гойи к реализму свидетельствуют и его картины, посвященные героической борьбе испанского народа против армии Наполеона.


Карл IV и его семья. Ф. Гойя. Слева (в тени) художник изобразил самого себя

Ключевой фигурой европейского романтизма был знаменитый французский художник Эжен Делакруа (1798—1863). В своем творчестве он ставил превыше всего фантазию и воображение. Вехой в истории романтизма, да и всего искусства Франции, стала его картина «Свобода, ведущая народ» (1830). Художник увековечил на полотне революцию 1830 г. После этой картины Делакруа больше не обращался к французской действительности. Он заинтересовался темой Востока и историческими сюжетами, где мятежный романтик мог дать волю своей фантазии и воображению.

Крупнейшими художниками-реалистами были французы Гюстав Курбе (1819—1877) и Жан Милле (1814—1875). Представители этого направления стремились к правдивому изображению натуры. В центре внимания были повседневная жизнь и труд человека. Вместо исторических и легендарных героев, характерных для классицизма и романтизма, в их творчестве появились простые люди: мещане, крестьяне и рабочие. Сами за себя говорят названия картин: «Дробильщики камня», «Вязальщицы», «Собиратели колосьев».


Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку, 1812. Теодор Жерико (1791—1824). Первый художник романтического направления. На картине выражена романтика наполеоновской эпохи

Курбе впервые применил понятие реализм. Цель своего творчества он определил так: «Быть в состоянии передавать нравы, идеи, облик людей эпохи в моей оценке, быть не только художником, но и гражданином, создавать живое искусство».

В последней трети XIX в. Франция становится лидером в развитии европейского искусства. Именно во французской живописи зародился импрессионизм (от фр. impression — впечатление). Новое течение стало событием европейского значения. Художники-импрессионисты стремились передать на полотне сиюминутные впечатления от постоянных и едва уловимых перемен в состоянии природы и человека.


В вагоне третьего класса, 1862. О. Домье (1808—1879). Один из наиболее оригинальных художников своего времени. Бальзак сравнивал его с Микеланджело.
Однако известность Домье принесла его политическая карикатура. «В вагоне третьего класса» представлен неидеализированный образ рабочего класса

 


Читающая женщина. К. Коро (1796—1875). Известный французский художник особенно интересовался игрой света, был предшественником импрессионистов.
В то же время на его творчестве лежит печать реализма

Импрессионисты осуществили настоящую революцию в технике живописи. Они, как правило, работали на открытом воздухе. Цвета и свет в их творчестве играли гораздо большую роль, нежели сам рисунок. Выдающимися художниками-импрессионистами были Огюст Ренуар, Клод Моне, Эдгар Дега. Импрессионизм оказал огромное влияние на таких великих мастеров кисти, как Винсент Ван Гог, Поль Сезан, Поль Гоген.


Впечатление. Восход солнца, 1882.
Клод Моне (1840—1926) часто писал одни и те же объекты в различное время дня, чтобы исследовать влияние освещения на цвет и форму

 


Подсолнухи в вазе. В. Ван Гог (1853—1890)

 


Деревенская церковь. В. Ван Гог

 


Иа Орана Мария. П. Гоген (1848—1903). Неудовлетворенность художника европейским образом жизни заставила его покинуть Францию и жить на Таити.
Местные художественные традиции, многоцветье окружающего мира оказали огромное влияние на формирование его художественного стиля

 


Розовое и зеленое. Э. Дега (1834—1917)

 


Девушка с мандолиной, 1910. Пабло Пикассо (1881—1973).
Испанский живописец, работавший во Франции. Уже в десять лет был художником, а в шестнадцать лет состоялась его первая выставка. Проложил путь кубизму — революционному направлению в искусстве XX в. Кубисты отказались от изображения пространства, воздушной перспективы. Предметы и человеческие фигуры превращаются у них в сочетание разнообразных (прямых, вогнутых и выгнутых) геометрических линий и плоскостей. Кубисты говорили, что они пишут не как видят, а как знают

 


Зонтики. О. Ренуар

Как и поэзия, живопись этого времени полна тревожных и смутных предчувствий. В этой связи весьма характерно творчество талантливого французского художника-символиста Одилона Редона (1840—1916). Его нашумевший в 80-е гг. рисунок «Паук» — зловещее предзнаменование первой мировой войны. Паук изображен с жутким человеческим лицом. Его щупальцы в движении, агрессивны. Зрителя не покидает ощущение надвигающейся катастрофы.

Музыка

В музыке не происходило столь значительных изменений, как в других видах искусства. Но и она подверглась влиянию индустриальной цивилизации, национально-освободительных и революционных движений, которые сотрясали Европу на протяжении всего столетия. В XIX в. музыка вышла за пределы дворцов вельмож и церковных храмов. Она становилась более светской и более доступной для широких слоев населения. Развитие издательского дела способствовало быстрому печатанию нот и распространению музыкальных произведений. В это же время создавались новые и совершенствовались старые музыкальные инструменты. Пианино стало неотъемлемой и обыденной вещью в доме европейского буржуа.

Вплоть до конца XIX в. господствующим направлением в музыке был романтизм. У его истоков стоит гигантская фигура Бетховена. Людвиг вон Бетховен (1770— 1827) с уважением относился к классическому наследию XVIII в. Если и вносил изменения в сложившиеся правила музыкального искусства, то делал это осторожно, стараясь не обидеть своих предшественников. Этим он отличался от многих поэтов-романтиков, которые часто ниспровергали всех и вся. Бетховен был столь гениален, что, даже будучи глухим, мог создавать бессмертные произведения. Его знаменитые Девятая симфония и «Лунная соната» обогатили сокровищницу музыкального искусства.

Музыканты-романтики черпали вдохновение в народных песенных мотивах и танцевальных ритмах. Часто обращались в своем творчестве к литературным произведениям — Шекспира, Гёте, Шиллера. Некоторые из них проявляли склонность к созданию гигантских оркестровых произведений, чего и в помине не было в XVIII в. Но это стремление так отвечало мощной поступи индустриальной цивилизации! Французский композитор Гектор Берлиоз особенно поражал грандиозностью своих замыслов. Так, он написал сочинение для оркестра, состоящего из 465 музыкальных инструментов, включая 120 виолончелей, 37 басовых, 30 пианино и 30 арф.


Никколо Паганини (1782—1840). Итальянский скрипач и композитор.
Обладал такой виртуозной техникой, что ходили слухи, будто бы не иначе как сам дьявол обучил его игре на скрипке. В середине музыкального исполнения скрипач мог порвать три струны и продолжать играть столь же выразительно на единственной оставшейся струне

 


Джузеппе Верди (1813—1901)

 


Людвиг ван Бетховен (1770—1827)

 


Фредерик Шопен (1810—1849)

В XIX в. многие европейские страны дали миру великих композиторов и музыкантов. В Австрии и Германии национальную и мировую культуру обогатили Франц Шуберт и Рихард Вагнер, в Польше — Фредерик Шопен, в Венгрии — Ференц Лист, в Италии — Джоакино Россини и Джузеппе Верди, в Чехии — Бедржих Сметана, в Норвегии — Эдвард Григ, в России — Глинка, Римский Корсаков, Бородин, Мусоргский и Чайковский.


С 20-х гг. XIX в. в Европе начинается увлечение новым танцем — вальсом. Вальс возник в Австрии и в Германии в конце XVIII в., произошел от австрийского лендлера — традиционного крестьянского танца

Архитектура

Развитие индустриальной цивилизации оказало огромное воздействие на европейскую архитектуру. Научно-технические достижения способствовали нововведениям. В XIX в. намного быстрее строились крупные здания государственного и общественного значения. С в строительстве стали применяться новые материалы, особенно железо и сталь. С развитием фабричного производства, железнодорожного транспорта и больших городов появляются новые типы сооружений — вокзалы, стальные мосты, банки, крупные магазины, здания выставок, новые театры, музеи, библиотеки.

Архитектура в XIX в. отличалась разнообразием стилей, монументальностью, своим практическим назначением.


Фасад здания Парижской оперы. Построено в 1861 —1867 гг. Выражает эклектическое направление, вдохновлено эпохой Ренессанса и барокко

На протяжении всего столетия наиболее распространенным был неоклассический стиль. Здание Британского музея в Лондоне, сооруженное в 1823—1847 гг., дает наглядное представление об античной (классической) архитектуре. Вплоть до 60-х гг. модным был так называемый «исторический стиль», выразившийся в романтическом подражании архитектуре средних веков. В конце XIX в. наблюдается возврат к готике в строительстве церквей и общественных зданий (неоготика, т. е. новая готика). Например, здание парламента в Лондоне. В противовес неоготике возникает новое направление ар-нуво (новое искусство). Для него были характерны извилистые плавные очертания зданий, помещений, деталей интерьера. В начале XX в. возникло еще одно направление — модернизм. Стиль модерн отличается практичностью, строгостью и продуманностью, отсутствием украшений. Именно этот стиль отразил суть индустриальной цивилизации и в наибольшей степени связан с нашим временем.

По своему настроению европейское искусство конца XIX — начала XX в. было контрастным. С одной стороны, оптимизм и бьющая через край радость бытия. С другой стороны, неверие в созидательные возможности человека. И в этом не следует искать противоречия. Искусство лишь отражало по-своему то, что происходило в реальном мире. Глаза поэтов, писателей и художников были острее и зорче. Они видели то, чего не видели и не могли видеть другие.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

«Я предпочитаю писать глаза людей, а не соборы… человеческая душа, пусть даже душа несчастного нищего… на мой взгляд, гораздо интереснее»,— сказал Винсент Ван Гог. Великий художник прожил всю жизнь в нищете и лишениях, часто не имел денег на холст и краски, практически находился на иждивении у младшего брата. Современники не признавали в нем никаких достоинств. Когда Ван Гог умер, за гробом шло лишь несколько человек. Всего два-три десятка человек в Европе могли по достоинству оценить его искусство, которое великий художник адресовал будущему. Но прошли годы. В XX в. к художнику пришла заслуженная, хотя и запоздавшая слава. За полотна Ван Гога теперь платили колоссальные суммы. Так, например, картина «Подсолнухи» на аукционе была продана за рекордную сумму 39,9 млн долларов. Но и это достижение было перекрыто картиной «Ирисы», проданной за 53,9 млн долларов.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX — нач. XX в., 1998.

Русская музыка XVIII и первой половины XIX века

Карта урока.

  • Тема урока, его место в целом программы: Урок разработан в соответствии с адаптированной программой и дополнительной литературой.

Тип урока: ознакомительный (новый материал)

Форма урока: мультимедийная презентация.

Новые слова:

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с русской вокальной музыкой XVIII и первой половины XIX века;
  • Познакомить с творчеством представителей русской музыкальной культурой XVIII и первой половины XIX века;
  • Формирование умения разбираться в произведениях русской музыки первой половины XIX века;
  • Развивать умение анализировать произведения искусства, развивать устную речь, воспитывать интерес к искусству;
  • Развитие эстетической культуры;
  • Подготовить к изучению русской музыкальной литературы.

Урок решал следующие задачи:

  • образовательные: изучить, закрепить и систематизировать знания о русской музыке XVIII и первой половины XIX века, попытаться дать оценку данной эпохи, повысить культуру знаний, отношений, речи; вовлечь каждого участника в активный творческий диалог.
  • воспитательные: воспитывать интерес к русской культуре.

Планируемые результаты изучения материала:

Учащиеся получают знания по данной теме, учатся понимать культурные ценности эпохи, откликаться на них эмоционально и интеллектуально.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, фортепиано, музыкальный центр.

Слайд 1

Начало XIX столетие называют “Золотым веком” русского искусства, потому сто художественные свершения того времени были поистине грандиозными.

В этот период происходит формирование русской классической музыки.

Как известно, два события стали решающими для формирования новых идей в искусстве. Первое - Отечественная война 1812 года, второе — восстание декабристов. Оба эти события с одной стороны создали предпосылки мужества, героизма, стойкости и величие духа простого народа, с другой стороны обнажило в народе “души прекрасные порывы”, жертвенность во имя любви. В истории русского искусства восстание декабристов проложило глубокий рубеж. Идеология декабристов послужила той почвой, на которой выросло творчество А.С. Пушкина. Пушкин накануне декабрьского восстания написал первую реалистическую народную трагедию “Борис Годунов”, Грибоедов — обличительную комедию “Горе от ума”, декабристские годы вызвали небывалый расцвет стихотворных жанров. В творчестве многих композиторов появляется новый герой – человек из народа.

В первый год нового столетия публикация “Слова о полку Игореве”, всколыхнула интерес к отечественной истории и фольклору.

Распространенным жанром в поэтическом и композиторском творчестве становится жанр русской песни. Веками накапливались в народе драгоценные родники музыкального искусства. Народное поэтическое и музыкальное творчество существовало еще в глубокой древности, и в нем отразилась вся жизнь и история народа: его обычаи и обряды, его труд и борьба за свободу, его надежды и мечты о лучшей жизни.

Немало суровых, мужественных песен было создано в народе о Степане Разине, Емельяне Пугачеве и других руководителях крестьянских восстаний и войн.

Слайд 2

Развитие профессионального композиторского творчества в России началось с изучения народной песни. Народная песня этого времени отличалась редким богатством и многообразием содержания. Век крепостничества и крестьянской войны породил в народе новые песни, чутко отображавшие тяжелую долю народа, его чаяния и освободительную борьбу.

Первые печатные сборники народных песен послужили прочной основой для композиторского творчества. Они обильно использовались в русской музыке конца XVIII — начала XIX века.

Начало XIX века – это время активного музицирования, формирования и расцвета русского бытового романса или городской песней, как его ещё называли. Он развивается под воздействием городского фольклора и отечественной поэзии.

Русский бытовой романс того времени стал как бы лабораторией творческого переинтонирования, создания новой музыкальной стилистики. Русская и украинская мелодика, русские и западноевропейские танцевальные ритмы, речевая и декламационные интонации в вокальной музыке, отдельные “итальянизмы” и распространенные обороты немецкой, французской музыки — все это можно встретить в жанре бытового романса. Многие романсы этого времени бытовали как народные песни.

Слайд 3

Стихи Жуковского, Батюшкова, Баратынского, Лермонтова и юного Пушкина, поэтов-декабристов и Дельвига — стали богатейшей почвой, на которой вырос русский романс. Именно в романсе формировались особенности русского музыкального языка, национального музыкального стиля.

Жемчужины этого жанра принадлежат перу А.А.Алябьева, А.Варламова, А. Гурилёва и , конечно, М.Глинки.

Слайд 4

Свидетельством роста русской музыкальной культуры во второй четверти XIX века явилось творчество Алябьева, Варламова, Верстовского и Гурилева.

Слайд 5

Алябьев А.А. (1787-1851)

Александр Александрович Алябьев родился в Тобольске. Как и многие его великие современники происходил из родовитой дворянской семьи, получил в детстве отличное и разностороннее образование. С юных лет проявил творческую одаренность. В 1812г. вступил добровольцем в гусарский полк, участвовал во многих сражениях, был ранен и награжден орденами за боевые заслуги. С 1823 года жил в Москве. Вместе с А.Н. Верстовским и Ф.Ч.Шольцем написал музыку пролога “Торжество муз” к открытию Большого театра. В 1825 г. был ложно обвинен в убийстве и сослан в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Причиной сурового приговора, по-видимому, явилась близость его к декабристским кругам. В 1828г. Алябьев был направлен в Тобольск. Здесь он руководил симфоническим оркестром и хоровым коллективом, выступал как дирижер и пианист. Он много пишет, несмотря на подорванное здоровье.

С ним вошли в русский романс темы патриотизма, свободолюбия. Важным для него было общение с А.С. Грибоедовым, поэтами -декабристами, Даргомыжским.

Значительный вклад Алябьев внёс в камерно-инструментальную музыку. Им написано 3 струнных квартета, 2 фортепианных трио, фортепианный квинтет, квартеты и квинтеты для духовых инструментов, пьесы и циклы вариаций для разных инструментов, музыка к драматическим спектаклям, оперы “Лунная ночь или Домовые”, “Буря”, “Эдвин и Оскар”, “Рыбак и Русалка”, “Амалат-бек”.

Современник Глинки и Даргомыжского, Алябьев в своих лучших произведениях приближается к творческому методу этих композиторов. Многие его оперы не были поставлены, остались в рукописи. Особое место в творчестве Алябьева занимают “русские песни” и романсы-монологи. Автор знаменитого “Соловья” на слова Дельвига, Алябьев внес романтическую струю в русскую вокальную музыку.

Он один из первых композиторов, написавших большое число романсов ь на слова Пушкина (“Я вас любил”, “Пробуждение”, “Зимняя дорога” и др. ). Особое место занимают романсы-монологи, связанные с темой одиночества, изгнания, тяжелых скитаний: “Иртыш”, “Вечерний звон”. В произведениях 40-х годов обращается к сюжетам социального значения: “Кабак”, “Изба”, “Деревенский сторож” на слова Н.П.Огарева, “Нищая” на слова Беранже, в которых показаны образы обездоленных. Эти песни подготовили новаторские произведения Даргомыжского (“Лихорадушка”) и Мусоргского (“Калистрат”, “Гопак”, “Трепак”).

Алябьев стремился к обновлению средств выразительности. Он развил декламационные элементы вокальной мелодии, повысил выразительное значение гармонии и фактуры, придал самостоятельное значение фортепианной партии романса.

Звучит знаменитый романс на слова Дельвига “Соловей” (приложение №1)

Слайд 6

Варламов А.Е. (1801-1848)

Александр Егорович Варламов — русский композитор, певец, педагог-вокалист и дирижер.

Музыкальное образование получил в Петербургской придворной капелле, где был певчим и занимался у директора капеллы Д.С. Бортнянского.

В 1819 г. был назначен учителем певчих русской придворной капеллы в Голландии. Здесь началась его деятельность хорового дирижера, камерного певца и гитариста. В 1823г. возвратился в Петербург, работал учителем пения в театральной школе. В 1843г. он получил место “композитора музыки” и помощника капельмейстера императорских театров.

В 1833 г. он выпустил первый сборник романсов и песен и первое русское методическое руководство по вокальной педагогике “Полная школа пения”. Сам он был талантливым певцом, мастером кантилены, тонким и вдумчивым интерпретатором.

В историю русской музыки Варламов вошел как мастер романса. В его романсах нашли отражение образный строй русской народной песни, ее интонационные и ладовые особенности. Тонкое знание вокального искусства помогло ему создать яркие образцы русской кантилены, свободно льющиеся мелодии широкого дыхания.

Большое влияние на стиль Варламова оказала манера исполнения певцов-цыган.

Варламов создал около 200 романсов и песен на стихи русских поэтов М.Ю. Лермонтова, А.Н.Плещеева, А.А. Фета, А.В. Кольцова и др.

Среди “русских песен” Варламова преобладают 2 жанра — лирическая протяжная и скорая плясовая. В протяжных песнях — мелодическая щедрость, пластичность вокальной мелодии, использование приемов русской народной песенности - вариантно-попевочное развитие, внутрислоговые распевы (“Ах ты время, времечко”, “Что ты рано, травушка”). Ко второму типу относятся песни активного ритма: “Вдоль по улице метелица метет”, “Соловьем залетным”.

Воздействие городского фольклора с типичными для него танцевальными ритмами сказалось в романсах “На заре ты ее не буди”, “Ты не пой, соловей”, “Не шей ты мне, матушка, красный сарасран” (слова Цыганова). Наряду с “Колокольчиком” Гурилева и “Соловьем” Алябьева романс “Не шей ты мне, матушка, красный сарафан” стал общенародным достоянием.

Близки к элегической лирике М.И.Глинки и А.С.Даргомыжского романсы Варламова “Одиночество”, “Горные вершины”. Драматический монолог “Напоминание”, “Грусть”, баллада “Оседлаю коня”, темпераментный романс на слова Лермонтова “Белеет парус одинокий” создали свою традицию в русской лирике и нашли отклик в творчестве А.С. Даргомыжского, П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова.

Основные произведения: Балеты “Забавы султана или Продавец невольников”, “Хитрый мальчик и людоед”, 200 романсов и песен, вокальные ансамбли, хоры, музыка к драматическим спектаклям.

Звучит знаменитый романс на слова Лермонтова “Белеет парус одинокий” (Приложение №2)

Слайд 7

Гурилев А.Л. (1803-1858)

Александр Львович Гурилев — русский композитор, скрипач, пианист педагог. Сын крепостного музыканта, родился в Москве. Музыке обучался под руководством отца. С юных лет играл в крепостном оркестре на скрипке и альте. В 1831 году вместе с отцом получил вольную. Становится известным как композитор, пианист и педагог. Тяжелые материальные условия и тяжелое психическое заболевание в последние годы жизни затрудняли его творческую деятельность. Но несмотря на это, им написано большое количество произведений.

Широк охват жанров в фортепианном наследии Гурилева — небольшие пьесы, концертные фантазии на темы из оперы Доницетти “Лукреция Борджиа”, фантазия на темы оперы Глинки “Иван Сусанин”, вариации на темы романсов Алябьева “Соловей, мой соловей”, Варламова “На заре ты ее не буди”, вариации на темы русских народных песен, полонез, 2 вальса, 5 мазурок и др. Большое разнообразие гармонических приемов, свободное владение техникой фортепианного письма, виртуозный размах дают основания говорить о Гурилеве как об одаренном композиторе, и как о тонком музыканте-исполнителе, превосходно владеющем фортепиано. Им написано много романсов на слова Ю. Лермонтова, А.Н. Кольцова, И. Макарова, Н. П. Грекова и других поэтов: Элегическими настроениями проникнуты песни “Колокольчик”, “Вьется ласточка”. Обаятельные образы девушек даны в песнях “Матушка-голубушка”, “Грусть девушки”, “Сарафанчик”. Все они отличаются жанровой определенностью, плавностью трехдольного движения в ритме вальса.

Лучшие романсы Гурилева перекликаются с лирикой Глинки и Даргомыжского. Влияние Глинки мы обнаруживаем в интонационных оборотах, типичных приемах восходящего скачка и его заполнения, опеваний центрального звука фигурами типа группетто и т. п.

Но в лучших романсах Гурилев раскрывает самые привлекательные стороны своего лирического дарования. Таковы его романсы “Вам не понять моей печали”, “Внутренняя музыка”, “Разлука”. Сближение с Даргомыжским видно в романсе на слова Лермонтова “И скучно, и грустно”. Декламационный склад мелодии, ее сжатый диапазон, выразительные речевые акценты придают музыке характер беседы с самим собой. Алябьев, Варламов, Гурилев во многом предугадали, подготовили будущий путь русского романса.

Звучит песня “Колокольчик” на слова И.Макарова, (Приложение №3)

“Домик-крошечка”

В России происходит формирование неповторимо своеобразного русского вокального стиля, в котором соединились интонации и традиции народного пения с особенностями итальянской вокальной культуры бельканто, столь популярной в России. Каждый романс создаёт свой индивидуальный, легко запоминающийся образ, затрагивая самые чувствительные струны в сердце слушателя. Задушевность русского романса – его особая черта, идущая от искренности сопереживания автора своему лирическому герою, от свойств русской души.

Слайд 8

Верстовский вошел в историю музыки как театральный композитор, автор романтических опер. Именно Верстовский возродил русскую оперу. В течение 10 лет не было создано ни одного значительного произведения в этом жанре. В своей лучшей опере “Аскольдова могила” он внес новые темы, образы и средства музыкально-драматической выразительности. Верстовский считается создателем баллады. Широко известны его баллады “Черная шаль” на слова А.С. Пушкина, “Три песни скальда”, “Бедный певец” на слова Жуковского.

Слайд 9

Русские композиторы чутко откликались на запросы своего времени замечательными задушевными лирическими песнями, правдиво отражавшими чувства и стремления человека. Прислушиваясь к песням города и деревни, эти композиторы создали музыку, богатую по выразительным средствам и в то же время доступную всякому слушателю. Поэтому их лучшие песни стали любимыми для нескольких поколении русских людей.

В произведениях талантливых композиторов доглинкинской поры мы слышим отголоски тех чувств и мыслей, которые волновали сердца людей много лет тому назад. Но некоторые из этих творений сохранили общечеловеческое значение и сегодня находят отклик у советского слушателя. В этом проявляется сила подлинного искусства, вдохновленного любовью к человеку и потому вечно живого.

Список литературы.

1. История русской музыки. Т. 1. От древнейших времен до середины 19 века. 1973. О.Левашёва, Ю. Келдыш, А. Кандинский.

2. Русская лира. “Очерки о музыкальной России”. 1971. Миронов А. Г.

3. О русском искусстве. Собрание сочинений т. 24. М., 1953. Горький А.М.

4. У истоков русского театра. Кузьмин А.И. М. 1984.

5. Козлова Н.П “Русская музыкальная литература”.: Учебник для ДМШ – М.:Музыка.- 2012.

Музыка и фигуративные искусства в девятнадцатом веке

Роберто Иллиано
Предисловие

Совместное соглашение о музыкальной и артистической эстетике

Питер Л. Штумн
Идея (L) S of Music in the Ван Гога и его современников
Джеймс Гарратт
По ту сторону красоты: эстетика уродства в немецких музыкальных и художественных дебатах середины XIX века
Мара Лакше
Berlioz e Delacroix: il faustismo romantico tra musica e arti figurative

Music, Art and Representation

Benedetta Saglietti
Beethoven as a Late Nineteenth-Century Pivotal Figure in the Italian Visual Arts
Florence Gétreau
Images des cirques parisiens comme replacee de Concerts dans la seconde moitié du xixe siècle: exprimer le gigantisme,
la prolifération et le vertige par la miniaturization dans la presse illustrée et la stylization dans la peinture d’avantgarde
Тициана Паландрани
«Like Water»: образ Фредерика Шопена nella natura

Сценография и театральное искусство

Ольга Джесурум
Да Айез а Верди. Musica e arti figurative nella scenografia italiana della prima metà dell’Ottocento: il caso dei Due Foscari
Biancamaria Brumana
I costumi di Charles Bianchini per il Tannhäuser di Wagner (Parigi, 1895)
90 e0 lator0 Toruccia degli stati d’animo: la svolta ‘futurista’ del Trittico

Встречи между композиторами и художниками

Альбан Рамо
Пьер Нарсис де Герен, вдохновитель «Квинтета» в Трояне
Паола Маурици
Фаннитхельм Барнидельс Менсон. Una ricerca del Gesamtkunstwerk
Mariacarla De Giorgi
Imagery of Italy Set to Music: Fanny Mendelssohn-Hensel’s Reise-Album 1839-1840 291
Valeriya Zharkova
Tableaux d’une Exposition de Modeste Moussorgski: les paramètres universels de la sonorité des voix d’images pittoresques Виктора Хартманна

LISZT и The Cimurative Arts

Imre Kovács
à la Chapelle Sixtine: на культурном контексте Synesthetic Experience
Maria Teresa Arfini
L’S Approcio DiSININO DISININO 9000
L’SADERINIO DISININO 9000. 9000
L’SADERININO 9000. ARMURININO 9000

Триумф смерти: Тотентанц Листа как выражение единства искусства
Малгожата Грайтер
Перевод слов в музыку: элементы изобразительности в транскрипциях песен Ференца Листа

Музыка, литература и фигуративное искусство

Кристина Сантарелли
Мембрая дезиэкто, или умереть от поэзии: Моро, Бодлер и глава Orpheus
Mª Isabela cabrera garcía
пластические искусства в ревю в конце прошлого века в Испании
Марита Форнаро Бордолли
Аборигены и гаучо: связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством в Уругвае XIX века
Хорди Баллестер
Музыкальные отголоски, чувства и эмоции: всеобщие художественные идеалы в картинах и произведениях Сантьяго Русиньоля (1861–1931) конца XIX века

Приложение
Рефераты и биографии
Указатель имен

6 Проект «Арт-песня»

  • Benjamin Godard J’hai perdu ma tourterelle / Я потерял свою горлицу

    Фоглер и Линдквист Классика, Песни, Песни на французском 17 апреля 2013 г.

  • Антон Рубинштейн

    Фоглер и Линдквист 19 век, композиторы 12 мая 2011 г.

  • Альфред Брюно

    Фоглер и Линдквист 19 век, композиторы 16 июля 2015 г.

  • Джулиан Агирре Каминито / Путь

    Фоглер и Линдквист Классика, Песни, Песни на испанском 3 июля 2015 г.

  • Agathe Backer-Grøndahl Aftnen er Stille / Вечер еще

    Фоглер и Линдквист Классика, Песни, Песни женщин-композиторов, Песни на норвежском языке 3 сентября 2012 г.

  • Густав Левин

    Фоглер и Линдквист 20 век, Композиторы 31 октября 2012 г.

  • Vincent d’Indy Lied Maritime / Морская песня

    Фоглер и Линдквист Классика, Песни, Песни на французском 19 сентября 2013 г.

  • Дарон Хаген / Никогда не говори о своей любви

    Фоглер и Линдквист Живые композиторы, Песни, Песни на английском 22 октября 2012 г.

  • Альфред Брюно Сарабанда

    Фоглер и Линдквист Классика, Песни, Песни на французском 21 августа 2015 г.

Навигация

  • 19 век, 20 век, Композиторы, Женщины-композиторы / 23 ноября 2011 г.

    Флоренс Эйлуорд

    Посмотреть сообщение

  • Композиторы XIX века, ХХ века / 1 июня 2011 г.

    Вильгельм Петерсон – Бергер

    Посмотреть сообщение

  • 19 век, 20 век, композиторы / 31 декабря 2011 г.

    Тойво Илмари Ханникайнен

    Посмотреть сообщение

  • 19 век, 20 век, композиторы / 19 мая, 2011 г.

    Эрманно Вольф-Феррари

    Посмотреть сообщение

  • XIX век, Композиторы / 8 января 2014 г.

    Ганс Герман

    Посмотреть сообщение

Посмотреть сообщение

В 19 веке, 20 век, композиторы Фоглера и Линдквиста

Французская тонкая музыка хрупкого здоровья.

Посмотреть сообщение

В 19 веке, 20 век, композиторы Фоглера и Линдквиста

Скрипач и издатель.

Посмотреть сообщение

Композиторы XIX века Фоглера и Линдквиста

«Свобода фразы, свобода вдохновения, свобода искусства, свобода формы, свобода полная, великолепная и окончательная!»

Посмотреть сообщение

В 19 веке, композиторы Фоглер и Линдквист

Один из самых важных шведских композиторов.

Посмотреть сообщение

В 19 веке, композиторы, женщины-композиторы от Vogler & Lindqvist

Мир наконец нашел гениальную женщину-композитора.

Посмотреть сообщение

В 19 веке, композиторы Фоглера и Линдквиста

Аргентинский композитор, любящий фольклор.

Посмотреть сообщение

Композиторы 19-го века, 20-го века, Фоглер и Линдквист

Игра на органе – это проявление воли, наполненной видением вечности.

Посмотреть сообщение

In 19th Century, 20th Century, Composers by Vogler & Lindqvist

«Такая работа пишется только раз в сто лет!»

Посмотреть сообщение

In 19th Century, Composers by Vogler & Lindqvist. композитор.

Посмотреть сообщение

Композиторы XIX века Фоглера и Линдквиста

Премьера его оперы «Нибелунги» состоялась в 1854 году под управлением Ференца Листа и имела огромный успех.

Посмотреть сообщение

Композиторы XIX века Фоглер и Линдквист

Один из самых важных датских композиторов.

Посмотреть сообщение

В 19 веке, композиторы Фоглер и Линдквист

Немецкий композитор в присутствии королевы.

Copyright © Hélène Lindqvist, Philipp Vogler и The Art Song Project.com, 2015 г. Несанкционированное использование и/или копирование этого материала без письменного разрешения автора и/или владельца этого блога строго запрещено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *