Культурно историческое развитие россии середины 19 века: Презентация по литературе на тему » Культурно-историческое развитие России середины 19 века»

Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету по литературе

1. Периодизация русской литературы.

2. Историко-литературный процесс первой половины XIX века.

3. Романтизм – ведущее направление русской литературы первой половины

4. А.С. Пушкин. Этапы творчества. Основные мотивы лирики.

5. М.Ю. Лермонтов. Этапы творчества, основные темы лирики.

6. Русская литература второй половины XIX века. Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Жизнеутверждающий и критический реализм.

7. И.А. Гончаров. Роман «Обломов» — социально-психологический роман. Андрей Штольц и Илья Обломов (сопоставительная характеристика героев).

8. Женские образы в романе И.А. Гончарова «Обломов». Решение автором проблемы любви в романе. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына).

9. Композиционная и тематическая роль главы «Сон Обломова» в романе
И.А. Гончарова «Обломов».

10. А.Н. Островский — создатель русского театра.

11. Образ «жестокого мира» в драме А.Н. Островского «Гроза». Смысл названия, образ главной героини, образ города Калинова и его жителей.

12. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Нравственная проблематика романа. Смысл названия. Особенности композиции.

13. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров. Характеристика героев. Базаров в системе образов героев.

14. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Женские образы в романе. Тема любви. Значение заключительных сцен романа.

15. Смысл споров между Евгением Базаровым и Павлом Кирсановым (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

16.Социальная и нравственно-философская проблематика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

17.Суть и противоречия теории Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

18.Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

19. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова.

20. Н.А. Некрасов – поэт и общественный деятель. Основные мотивы и темы лирики.

21. Проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова

22. Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет.

23. Тема любви, человека и природы в творчестве Ф.И Тютчева и А.А. Фета.

24.  Сатирическое изображение «хозяев жизни» в сказках М.Е. Салтыкова — Щедрина. Гипербола и гротеск – способы изображения действительности.

25. Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Символическое значение «войны» и «мира».

26. Роман-эпопея «Война и мир». Вопрос о роли личности в истории.

27. Отношение Л.Н.Толстого к войне. Изображение войны 1812 года.

28. Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).

29. Авторский идеал семьи. «Мысль семейная» в романе (по роману Л.Н.
Толстого «Война и мир»).

30. «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

31. Светское общество в изображении Толстого, осуждение его бездуховности и лжепатриотизма (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).

32. Темы, сюжеты и проблематика рассказов А.П. Чехова.

33. Идейно-художественное своеобразие «Маленькой трилогии» А.П. Чехова
(рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»).

34. Русская литература и общественная жизнь на рубеже XIX-XX веков.

35. Многообразие литературный течений (символизм, акмеизм, футуризм) в русской литературе ХХ века: имена, идеи, литературные манифесты.

36. Основные черты и значение “Серебряного века” для культуры России.

37. Философичность лирики И.А. Бунина. Тонкость восприятия психологии
человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого.
38. Психологизм прозы Бунина (на примере рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник). Изображение «мгновения» жизни.

39. Идейно-художественное своеобразие рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

40. Нравственные и социальные проблемы в рассказах А.И. Куприна.
Символическое и реалистическое в творчестве писателя.

41. Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Смысл названия, спор о сильной бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения.

42. А.А. Блок. Основные темы лирики. Тема Родины, тревога за судьбу России.

43. М. Горький. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Рассказ «Старуха Изергиль». Поэтизация гордых и сильных людей. Проблематика и особенности композиции рассказа.

44. Пьеса М. Горького «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Новаторство Горького –драматурга.

45. В.В. Маяковский. Поэтическая новизна лирики, особенность строфики. Основные темы лирики. Тема несоответствия мечты и действительности. Тема несовершенства мира.

46. С.А. Есенин. Основные темы лирики. Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России.

47. Художественное своеобразие творчества С.А. Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность.

48. Основные темы творчества М.И. Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Исповедальный характер лирики.

49. М.А.Шолохов. «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Смысл названия рассказа. Патриотизм и гуманизм в произведении

50. М.А.Шолохов. Гражданская война на страницах  ранних произведений. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории. Любовь на страницах романа.

51. А.А. Ахматова. Основные темы творчества. Тема гражданского мужества в лирике военных лет. Своеобразие лирики Ахматовой.

52. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы.

53. Тема войны и памяти в лирике А.Т. Твардовского. Утверждение нравственных ценностей. Стихотворение «В тот день, когда окончилась война».

54. Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин», народный характер произведения. Образ русского солдата.

55. Историко-литературный процесс второй половины XX века. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе.

56. Произведения о Великой Отечественной войне. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации. (В. Некрасов «В окопах Сталинграда», Б. Васильев «А зори здесь тихие», В. Быков «Сотников» и др).

57. Изображение Великой Отечественной войны в творчестве поэтов второй половины XX века (К. Симонов, А. Твардовский, М. Исаковский и др.).

58. В.М. Шукшин. Художественные особенности прозы В. Шукшина.

59. Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Рассказы «Чудик», «Микроскоп». Образы главных героев.

60. Авторская песня. Ее место в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности).

61. Значение творчества В.Высоцкого, Ю.Визбора, Б.Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни.

62. Русская литература последних лет. Обзор произведений, опубликованных в последние годы.

 

— Подготовиться к зачету вам поможет тест:
https://forms.gle/dDjYCi2HpAhEGULF7  и 
— Словарь литературных терминов:
  • Автобиография — произведение, в котором писатель описывает свою жизнь.
  • Антитеза — оборот поэтической речи, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.
  • Баллада — лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера.
  • Герой лирический — лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано.
  • Герой литературного произведения — основное или одно из основных действующих лиц, обладающее отчетливыми чертами характера и поведения, определенным отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям.
  • Гипербола — стилистическая фигура, заключающаяся в образном преувеличении изображаемого события или явления.
  • Драматическое произведение, или драма — произведение, предназначенное для постановки на сцене.
  • Жанр — исторически сложившееся подразделение совокупности литературных произведений, осуществляемое на основе специфических свойств их формы и содержания
  • Ирония — скрытая насмешка.
  • Комедия — драматическое произведение, в основе которого лежит юмор, смешное.
  • Композиция — структура художественного произведения.
  • Контекст — отрывок литературного произведения; необходимый для определения смысла взятых из него слов.
  • Конфликт — столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении.
  • Мадригал — лирическое произведение шутливо-комплиментарного или любовного содержания.
  • Метафора — использование слова в переносном значении для описания лица, предмета или явления.
  • Монолог — речь действующего лица, обращенная к собеседнику или самому себе.
  • Образ — художественное изображение в литературном произведении человека, природы или отдельных явлений.
  • Ода — хвалебное стихотворение, посвященное торжественному событию или герою.
  • Олицетворение (прозопопея) — прием, при котором неодушевленные предметы, животные, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами
  • Послание — литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам.
  • Поэзия — художественное творчество в стихотворной форме.
  • Поэма — один из видов лиро-эпических произведений: в поэме есть сюжет, события (что характерно для эпического произведения) и открытое выражение автором своих чувств (как в лирике).
  • Проза — художественное произведение, изложенное обычной (свободно организованной, а не стихотворной) речью.
  • Псевдоним — вымышленное имя или фамилия писателя.
  • Ремарка — пояснение автора по поводу того или иного персонажа, обстановки действия, предназначенное для актеров.
  • Реплика — ответ одного персонажа на речь другого.
  • Роман — большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.
  • Сюжет — основные эпизоды событийного ряда в их художественной последовательности.
  • Трагедия — драматический жанр, который строится на неразрешимом конфликте. Вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.
  • Характер — художественный образ человека, обладающий ярко выраженными индивидуальными чертами.
  • Элегия — стихотворение, пронизанное грустью или мечтательным настроением.
  • Эпиграмма — короткое остроумно-насмешливое или сатирическое стихотворение.

Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат (НГГТКИ)

  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
    • Образовательные стандарты
    • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
    • Руководство
    • Педагогический состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
    • Стипендии и иные виды материальной поддержки
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приёма (перевода)
    • Доступная среда
    • Международное сотрудничество
    • Противодействие коррупции
    • Трудоустройство выпускников
    • Демонстрационный экзамен-2019
    • Фотогалерея
    • Охрана труда
    • Обработка и защита персональных данных
  • Абитуриентам
  • Преподавателям
    • Учебная часть
    • Методическая работа
    • Научно-исследовательская работа
  • Студентам
  • Контакты
  • Полезные ссылки
  • Обратная связь
    • Напишите нам
    • Анкета студента

Культура внутри культуры: Москва — ТР Дергиси

Путешествие

от İlber Ortaylı

166 просмотров

Москва не тот город, который можно посмотреть и пройти мимо. Город русской литературной культуры дает ответ на вопрос «Почему здесь нельзя быть одному?»

Нет никаких сомнений в том, что Турция и Россия – это две страны, которые много раз сталкивались с Европой, начиная с 16 века. Хотя Османская Турция по разным причинам в этот период вела войну с Россией, обе страны не преминули развить экономические и культурные отношения. Двумя соседями были два восточных государства, модернизированные на протяжении первой половины и середины 18 века. Русские сделали гораздо большие инвестиции, и их модернизация стоила дороже, чем Османская. Своим богатством Россия обязана системе эксплуатации, нацеленной на низшие классы общества. За этим экономическим благополучием в России немедленно последовало культурное развитие. короче 19XX век был прекрасным периодом для России в международном смысле.

ОСНОВАНИЯ РОССИИ
Назад к Османской империи… XIX век был важным периодом развития и для турок. Прорывы были достаточно значительны, чтобы показать пример всему восточному миру, и их нельзя было недооценивать. Теперь, когда мы упомянули об этом, уместно сравнить эти две цивилизации. Обе страны имели столицы. Режим изменился еще в 20 веке в Османской империи. Анкара, бывшая столица кантона и важный стратегический и торговый центр со времен Римской империи, стала столицей Турецкой Республики, созданной после Османской империи. Поэтому он по-прежнему представляет собой турецкую модернизацию. Соседняя столица, Москва — город, возвышающийся над основами бывшей России. Можно сказать, что Москва имела значение для мировой истории во все периоды, от Средневековья до XIX века.век. Особенно в 17-м и 18-м веках из-за эпохи Возрождения… Этого нельзя сказать о другом популярном русском городе, Санкт-Петербурге или Ленинграде, потому что это полностью результат России 18-го века. После почти двух столетий пребывания в качестве столицы царской России в стране произошли великие преобразования. Москва вновь получила титул столицы России как город, из которого управляется Советский Союз. Поэтому сегодня в Москве рядом можно наблюдать все исторические пласты.

КОСМОПОЛИТ СТОЛИЦА
Станции метро в Москве были построены советским правительством, но атмосфера бывшей России тоже присутствует. Следы российской модернизации 19-го и 20-го веков видны в залах театров. Обращает на себя внимание скрупулезная организация музеев. Прежде всего, Москва приветствовала ХХ век как мировую метрополию. Все эти элементы, о которых мы упомянули, привнесли в город настоящий колорит. Эта живость существует и сегодня. Москва — густонаселенный город. У Метрополии большие проблемы, но по сути отныне Москва будет представлять литературную Россию как культурный центр. Он начинает шептать это вам на ухо в тот момент, когда вы начинаете путешествовать по городу. Да, Стамбул и Санкт-Петербург — города-космополиты, но Москва космополитична в историческом смысле. Когда вы посещаете художественное заведение в Москве, такое как музей, концертный зал или оперный зал, вы чувствуете, что посещаете важное место. Однако, когда вы идете в ресторан, там совсем другая атмосфера.

Вы можете задаться вопросом: «Где же социалистическое прошлое этой страны?» перед лицом безвкусицы и роскоши вы сталкиваетесь. В этом смысле происходившая в России модернизация была связана с потреблением предметов роскоши. По существу, в Москве есть две линии модернизации, которые развивались по двум основным осям. Как один произошел после 1990-е, другое это богатство и модернизация на протяжении всей истории России. Следы есть почти во всех уголках Москвы. Когда вы путешествуете по городу, вы можете убедиться, что Россия изменилась, и столица изменилась параллельно. Различные этнические группы откололись от России, но больше ощущают свое присутствие в Москве. Здесь есть парадокс, и в этом источник интересной социальной структуры Москвы.

ФЛОРИСТЫ И КНИГОПРОДАВЦЫ
Цветочные магазины встречаются почти на каждом углу Москвы. Люди заказывают букеты цветов, ходят в театры и дарят эти букеты своим любимым актерам или актрисам. Даже когда страна находилась в серьезном экономическом кризисе, люди позволяли себе платить половину своей зарплаты, чтобы продолжать этот ритуал. Ходить на театральные представления, аплодировать примадонне или главному актеру и встречаться с ними так же важно в русской культуре, как церемонии свадьбы и помолвки в турецкой культуре. Москвичи любят не только актеров, но и театр, и поэзию. За поэтическую сессию знаменитой актрисы или большой совет они готовы заплатить баснословную цену, как избранный член, и наблюдают за мероприятием, чувствуя себя привилегированным человеком. Они нарядно и безукоризненно одеваются и досматривают мероприятие до конца. Книготорговцы также являются частью повседневной жизни в Москве. Хотя книги не так дешевы, как в советское время, они по-прежнему пользуются спросом. Очереди, полки, витрины в книжных магазинах кажутся бесконечными. Москва – город контрастов. В некотором смысле он открывается Западу, однако является самопровозглашенным. Например, известно, что они сильно отстают от Англии и США по количеству переведенных книг. Это очень трудно понять. Есть еще такой город: Тегеран. Здесь люди заядлые читатели, много книг издается и нравится. русские такие же. Они читают вопреки всему.

СТРАСТЬ К ТЕАТРУ
Музеи в Москве всегда в хорошем состоянии. Каждая из этих площадок имеет уникальную выставочную традицию и представляет тщательный отбор работ. Понятно, что за кулисами работают грамотные специалисты, которые исправно делают свою работу в этих музеях. Самое главное, что есть правительство, которое выделяет на эти мероприятия серьезный бюджет. А есть чувствительные люди, которые добровольно охраняют и музеи, и культурные объекты, постоянно привлекающие внимание общественности. Раньше люди говорили: «Дома маленькие, поэтому люди ходят и посещают культурные центры». Теперь дома стали больше, но традиция осталась прежней. Русские любят быть снаружи, на улицах. Нелегко понять их способность ходить и смотреть по сторонам. Рядом со знаменитым Большим театром есть и другие театральные залы. Репертуар удивительно богат. Тем не менее, пьесу Николая Гоголя люди смотрят уже в сотый раз, потому что каждая пьеса ставится с новым задором и интерпретацией, и зрители находят в этих зрелищах новое. Есть и авангардные пьесы, некоторые из которых мне довелось посмотреть, все эффектно поставленные и сыгранные. Прослушивание хорошего музыкального представления или качественной театральной постановки действительно поднимает настроение.

ОБУЧАЮЩИЙ ГОРОД
Россия обучает на своем языке тех, кто хочет узнать о ней через ее театр, литературу или другие активы. У них одни из лучших библиотек. Возможно, не так систематично или быстро, как в американских библиотеках, но предлагается значительно лучший контент, чем в Европе. Русские посещают библиотеки и много читают. Кроме того, они собирают книги. Русские любят болтать и быть дружелюбными дома или в ресторане, на автобусной остановке или вокзале. Они особенно любят проводить время на выставках, в музеях или культурных мероприятиях, когда это возможно. В Москве не чувствуешь себя одиноким. Потому что культурная атмосфера в городе всегда живая и готова поучать, если посетитель любопытен. Это показывает, что в жизни есть и другие вещи. Например, в московских музеях вы встречаете группы учеников разных школ. Нередко музейный экскурсовод знакомит студентов с произведениями, потомками великого писателя. Невзрачный музейный экскурсовод вполне может быть бывшим аристократом или интеллектуалом.

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ РЯДОСТЬ
Москва клянется вас удивить. Вы можете посетить галерею и оказаться внутри великолепной художественной галереи. Кроме того, картины здесь могут быть в основном оригинальными произведениями искусства, а не коммерческими произведениями. В прошлом на этих выставках преобладали художественные элементы. Стоит посетить и ближайшие окрестности Москвы. Купив единый билет из центра города, вы сможете исследовать этот район по воде. Когда доедешь до Ярославля на правом берегу Волги, увидишь совсем другое лицо России. Здесь вы как будто сделали шаг в средневековье из гигантского мегаполиса. Ярославль – город, в котором был создан первый русский театр и вышла первая газета. Чуть дальше вас встречает Углич с ярко выраженной русской фактурой. Короче говоря, вы можете за несколько дней погрузиться в глубокую историю России, взяв Москву за центр. Россия со стороны кажется однообразной страной, но это не так. Когда вы входите, он представляет вам свои слои. Несмотря ни на что, это очень колоритная страна. Москва предлагает своим посетителям возможность расслабиться в этой огромной толпе. Здесь было не так уж много кафе, ресторанов и тому подобного. Капитал меняется. Оригинальные кафе открываются каждый день. Те, кто был в Москве, говорят, что это очень чистый город. Это не что-то новое. Всегда есть решимость содержать столицу в чистоте. Москва действительно предлагает бесчисленные возможности

Культура Ильбер Ортайлы Выпуск 5 Мелих Услу Москва Россия

Вам также может понравиться

Об авторе

Ильбер Ортайлы

Посмотреть все сообщения

Стратегическая культура и российский «поворот на Восток»: Россия, Китай и «Большая Евразия»

Россия

Дэвид Льюис

Июль 2019 г. , номер 034

Резюме

  • Стратегическая культура России в первую очередь сформировалась в ее непростых отношениях с Европой и Западом, но отношения с Азией также оказали глубокое влияние на российскую стратегическую мысль. Исторически сложилось так, что попытки переориентировать российскую политику на Азию часто пытались компенсировать ухудшение отношений с Западом, но часто заканчивались неудачей.
  • Нынешний «поворот на Восток» президента Путина добился значительных успехов, но не смог решить долгосрочную стратегическую проблему России — как управлять своими отношениями с Китаем, не становясь при этом младшим и зависимым партнером.
  • В ответ на инициативу Китая «Один пояс, один путь», которая угрожает господству на евразийском континенте, Россия предложила «Большое евразийское партнерство», которое продвигает видение евразийской интеграции под руководством России в сотрудничестве с растущим Китаем.
  • Идея «Большой Евразии» имеет небольшую экономическую или институциональную поддержку и существует в основном на риторическом уровне. Более того, он воспроизводит многие исторические вызовы российской азиатской политики: он по-прежнему в значительной степени зависит от проблемных отношений России с Западом, продвигая Большую Евразию как зарождающийся антизападный блок. Он подчеркивает важные различия с видением Китаем нового евразийского порядка.
  • Критики проекта «Большая Евразия» утверждают, что России следует избегать зависимости от Китая, сохраняя «равноудаленное» положение между Востоком и Западом, стратегический поворот, получивший название «геополитическое одиночество».

Россия и Азия: тревожная история

Путинский «поворот на Восток», объявленный во время его предвыборной кампании 2012 года, далеко не первая попытка России переориентировать свою внешнюю политику на Азию. Исторически стратегическая культура России была сформирована напряженностью между ее отношениями с Европой и многочисленными попытками сбалансировать ее европейскую ориентацию с новыми инициативами в Азии . 1 По Нерчинскому договору 1689 года Россия стала первой европейской страной, подписавшей договор с Китаем, поскольку Русское государство открывало новые торговые пути через Сибирь. Его дальнейшее расширение было менее мирным: царская империя захватила более 665 000 квадратных миль территории Китая в Сибири, Средней Азии и на Дальнем Востоке между 1858 и 1864 годами.0069 2 В 1890-х годах строительство Транссибирской железной дороги открыло Дальний Восток России для заселения, торговли и военного развертывания, но также более глубоко вовлекло Россию в восточноазиатскую геополитику. Однако этот поздний царский «поворот» к Азии закончился позором, первым поражением крупной европейской державы от азиатского государства в русско-японской войне 1905 г.

После 1917 г. неспособность европейского рабочего класса подняться в поддержку большевистской революции в России. «Обратимся лицом к Азии», — говорил Ленин, намереваясь «зажечь Восток» революцией. 3 Попытка экспортировать революцию в значительной степени потерпела неудачу, и Сталин переориентировал внимание на внутренний фронт своей политикой «социализма в одной стране», направленной на укрепление социализма в Советском Союзе. Однако в 1940-х годах Сталин сыграл важную роль в победе Коммунистической партии Китая, и в начале 1950-х два коммунистических государства создали, казалось бы, непобедимый союз. Однако в 1960-е годы этот стержень также рухнул из-за идеологических разногласий и конкуренции за лидерство в коммунистическом движении. В 1969 два государства едва не вступили в войну друг с другом из-за пограничного спора. Хорошие отношения не восстанавливались до 1980-х годов, когда в речи Михаила Горбачева в 1986 году было изложено видение новой советской политики в отношении Восточной Азии. Отсутствие приверженности Москвы и внутренние беспорядки привели к краху этой инициативы в течение нескольких лет, а вместе с ней и советского государства. 4.

Постсоветская Россия следовала аналогичной схеме колебаний между энтузиазмом и безразличием в своей политике по отношению к своим восточным соседям. Отношения с Китаем, Южной Кореей и Японией заметно улучшились в XIX веке.90-х годов, но спор о принадлежности контролируемых Россией Курильских островов помешал долгожданному прорыву в отношениях с Японией. Вместо этого в политике России в Восточной Азии все больше доминировали ее двусторонние связи с Китаем. Китай и Россия стали «стратегическими партнерами» в 1996 году в соответствии с приверженностью тогдашнего министра иностранных дел Евгения Примакова более сбалансированной внешней политике России. В 2001 г. Россия подписала с Китаем Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, а в 2005 г. были разрешены давние пограничные споры. Прогресс в торгово-экономической интеграции был более медленным — Китай был больше заинтересован в тесных связях с США, а Россия с осторожностью относилась к китайским инвестициям в стратегические отрасли.

Эта новая ориентация политики обещала новые инициативы в трех ключевых направлениях: более активное экономическое развитие в дальневосточных регионах России, возрождение связей с бывшими советскими республиками посредством евразийской интеграции и установление более тесных политических связей с Китаем и странами Восточной Азии.

Очередной «поворот России на Восток» начался с риторического размаха в начале третьего президентского срока Владимира Путина (2012–2018). 5 Его ускорил спад в отношениях с Западом после аннексии Россией Крымского полуострова из-под контроля Украины в марте 2014 года. Этот новый политический курс обещал новые инициативы в трех ключевых направлениях: более активное экономическое развитие в дальневосточных регионах России, возрождение связи с бывшими советскими республиками посредством евразийской интеграции и налаживание более тесных политических связей с Китаем и странами Восточной Азии.

Внутренняя повестка — развитие Дальнего Востока — оказалась наименее успешной из этих инициатив. В декабре 2013 года Путин заявил, что «переориентация России на Тихий океан и динамичное развитие всех наших восточных территорий являются нашим приоритетом на весь XXI век ». 6 в Москве. Крайне централизованная политическая и фискальная система активно препятствует местным и региональным инициативам. Бизнес и налоги текут в центр, а не остаются в регионах, и государственные расходы отражают эту централизацию. Согласно одному источнику, целых семьдесят процентов транспортное строительство в России происходит в радиусе пятидесяти километров от Москвы 7 Критик Виктор Ларин утверждает, что какие бы новые лозунги о восточном «стержне» ни выдумывались в Москве, «на берегах Тихого океана они все чаще воспринимаются как очередной эксперимент кремлевских мечтателей. 8

Вторая цель, евразийская интеграция, также столкнулась с трудностями. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) начал функционировать в 2015 году как таможенный союз, в который входят Кыргызская Республика, Казахстан, Армения, Россия и Беларусь. Попытки убедить Украину присоединиться к блоку закончились политическими потрясениями и конфликтами. Остальные члены ЕАЭС оказались втянуты в торговые войны и разногласия по поводу режимов санкций. Другие штаты не проявляют особого желания присоединиться. Даже один из самых ярых сторонников евразийской интеграции Сергей Караганов, профессор и декан Московской Высшей школы экономики, признает, что «нет ощущения успеха ни в обществе, ни в элитах», а вместо этого ЕАЭС столкнулся с «потоком критики». ». 9 ЕАЭС не стоит списывать со счетов: его способность устанавливать внешние тарифы на товары из Китая и других стран, поступающих в ЕАЭС, действительно усиливает влияние России в Центральной Азии, но это прежде всего геополитическая, а не экономическая инициатива.

Третья цель разворота — укрепление отношений России с Китаем — оказалась более успешной. Владимир Путин и Си Цзиньпин наблюдали резкий подъем в отношениях, частично основанный на крепких личных отношениях между двумя лидерами. Китайские инвестиции в Россию разочаровали, но товарооборот все же вырос до 108 миллиардов долларов в 2018 году по сравнению с 21 миллиардом долларов в 2005 году. Обе стороны формируют стратегическое энергетическое партнерство: Россия в настоящее время является крупнейшим источником сырой нефти для Китая, Китай два крупных завода по производству СПГ в российской Арктике, а также трубопровод «Сила Сибири», по которому российский газ будет доставляться в Китай, будут введены в эксплуатацию в конце этого года. 10 Китай также остается ключевым рынком сбыта российского оружия. Россия продала Китаю часть своей самой современной техники, в том числе истребители Су-35 и зенитно-ракетные комплексы С-400. 11 Некоторые эксперты предполагают, что у России есть короткое окно — десятилетие или меньше, — прежде чем отечественная военная промышленность Китая разовьет аналогичный уровень технологических инноваций, и Россия начнет проигрывать отечественным производителям Китая. 12. Растут и прямые военные связи: на учениях «Восток» в сентябре 2018 года в Восточном военном округе России впервые участвовал 3500-тысячный контингент Народно-освободительной армии. 13

Пожалуй, наиболее важными являются тесные дипломатические отношения между двумя странами. В ООН и других органах Россия и Китай не всегда согласны, но никогда не противостоят друг другу публично. Часто их дипломаты работают вместе, чтобы формировать дебаты и влиять на результаты. Они уже не только принимают решения, но и начинают формировать международные нормы и структуры глобального управления, продвигая принцип государственного суверенитета и принижая значение таких либеральных норм, как права человека, обязанность защищать или продвижение демократии.

Тем не менее, Россия все еще пытается найти работающую основу, в рамках которой она может управлять подъемом Китая. Несмотря на тесные отношения России с Пекином, она с осторожностью относится к многосторонним инициативам Китая и нервничает по поводу расширения Китая в сфере своего влияния. Россия фактически заблокировала попытки превратить Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) в экономический клуб или зону свободной торговли, что укрепило бы влияние Китая в Центральной Азии. Когда в 2014 году Китай объявил о создании Азиатского международного инвестиционного банка (АБИИ), Россия сначала отказалась от присоединения. 14 Несмотря на звездную роль президента Путина на последовательных конференциях по инициативе «Один пояс, один путь» в Пекине, Россия до сих пор не согласилась на членство в ОПОП. По мере того, как Китай продолжает расти, международная роль России по-прежнему ограничена ее неудовлетворительным экономическим ростом, и она рискует оказаться в затруднительном положении в качестве младшего партнера Китая.

Wikimedia Commons

Один пояс Один путь

Большая Евразия

С XIX века Россия была доминирующим партнером в отношениях с Китаем, но сейчас все чаще происходит наоборот. Географические рамки российской стратегической культуры с трудом приспосабливаются к этой новой реальности растущего Китая. Идея «русского мира», получившая известность в 2013–2014 годах, рассматривала Россию как центр русскоязычной сферы влияния, но ничего не говорила о ее отношениях с Азией. В идее Евразии был больший потенциал, в движении, отвергающем европейское наследие России и отстаивающем альтернативную идентичность и геополитическую судьбу на Востоке.

Первоначальное евразийское движение, основанное в 1920-х годах русскими интеллектуалами в изгнании, использовало термин «Евразия» для описания огромного географического пространства, простирающегося от Восточной Европы до границ Китайской империи. 15 Представление о России как о великой державе в самом сердце этого мира между Европой и Азией оказало большое влияние на стратегическое мышление постсоветской России. И все же евразийство не смогло предложить четкого стратегического ответа на вызов растущего Китая. В традиционном евразийском мышлении Евразия представляла собой цивилизационный и геополитический блок, резко отличающийся от конфуцианско-буддийского цивилизационного пространства Китая, а зачастую и противостоящий ему. 16 Многие евразийские идеи усилили традиционную подозрительность русских в отношении Китая, взгляды, которые усилились во время китайско-советского раскола.

В середине 2010-х годов московские внешнеполитические мыслители попытались решить эту проблему с помощью новой концепции «Большой Евразии», идеи, описанной как первая настоящая стратегическая концепция России после распада Советского Союза. 17 Впервые он возник в 2015 году среди группы российских внешнеполитических мыслителей из прокремлевского клуба «Валдай», возглавляемой Сергеем Карагановым, Тимофеем Бордачевым и другими учеными. Караганов и его коллеги утверждали, что идея «китайской угрозы» была придумана еще в советский период и в последующие годы поощрялась Соединенными Штатами. Вместо этого Китай должен быть ключевым союзником России в развитии нового «большого евразийского сообщества». России следует принять новые китайские инвестиции в транспортные и другие инфраструктурные проекты, используя инициативу «Один пояс, один путь» как способ сместить фокус российского развития с европейской части России на Сибирь и Дальний Восток.

Термин быстро завоевал популярность в официальных кругах. Сергей Нарышкин, тогдашний спикер Госдумы, заговорил о «Большой Евразии», простирающейся от Мурманска до Шанхая. 18 В июне 2016 года Путин употребил этот термин в дискуссии на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума, говоря о «создании большего евразийского партнерства с участием ЕврАзЭС, а также стран, с которыми у нас тесные отношения: Китай, Индия, Пакистан и Иран».0069 19 На международном форуме «Один пояс, один путь» в Пекине в мае 2017 года Путин заявил, что «Один пояс, один путь, Шанхайская организация сотрудничества, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) способны стать основой для формирования Большого евразийского партнерства». Большое евразийское партнерство», которое предполагает «интеграцию интеграций» или «тесное увязывание различных текущих двусторонних и многосторонних интеграционных процессов в Евразии»9.0069 21

В дипломатических заявлениях Большая Евразия стала полезным фрейминговым приемом, в котором Россия изображается как равноправный партнер Китая, а инициатива «Один пояс, один путь» и ЕАЭС представляются как интеграционные проекты равнозначного, но дипломатического характера. риторика едва ли может скрыть растущий разрыв между экономикой Китая, которая оценивается в 13,6 триллиона долларов, и ВВП России, составляющим всего 1,7 триллиона долларов. Возможно, более важным является аргумент сторонников идеи Большой Евразии о том, что Китаем лучше всего управлять в многосторонних рамках и что более широкое Большое евразийское партнерство, которое могло бы включать Россию, Индию и Китай, а также страны АСЕАН, могло бы сократить некоторые потенциальные трения, вызванные быстрым подъемом Китая в евразийском регионе. В этой геополитической геометрии Китай может быть экономическим лидером, но не гегемоном, поскольку в рамках свободного Большого евразийского партнерства «Пекин будет уравновешен Москвой, Дели, Токио, Сеулом, Тегераном, Джакартой и Манилой» 9.0069 22 Россия, возможно, не сможет завершить свою экономическую деятельность, но сыграет незаменимую роль в качестве основного субъекта безопасности в Евразии, обеспечивая безопасность транспортных путей и стратегических флангов Китая в Центральной Азии, на Ближнем Востоке и в Арктике. Ефременко утверждает, что в рамках Большой Евразии Россия могла бы играть роль «шерифа», столь эффективно зарекомендовавшего себя в Сирии. 23 Подобные взгляды встречают скептицизм в Китае, который имеет все более широкое присутствие в Евразии.

Идеологические аспекты проекта также могут вызвать беспокойство в Пекине. Для большинства ее сторонников точная география Большой Евразии менее важна, чем идейные аспекты. Космос важен, пишет Ефременко, но Большая Евразия — это еще и идеологическая альтернатива той форме либеральной глобализации, которая застопорилась во время финансового кризиса 2008 года. 24 Ефременко не поддерживает «формальный военно-политический союз против США», но утверждает, что «Китай и Россия будут действовать солидарно в деконструкции американоцентричного миропорядка и построении более справедливой и безопасной системы». международных отношений в Евразии и в мире». 25 На трехсторонней встрече глав государств Индии, России и Китая в Осаке в июне 2019 года президент Си отметил, что три государства должны способствовать «более многополярному миру и демократизации международных отношений». бросая вызов тому, что считается международным порядком, в котором доминируют США.

Тем не менее, несмотря на подобную риторику и растущую напряженность в отношениях с Соединенными Штатами, Китай по-прежнему с осторожностью относится к любому радикальному ревизионизму. Министр иностранных дел Ван И недавно заявил: «Мы должны соблюдать и сохранять существующий порядок. Китай не может и не станет устанавливать новый порядок».0069 27 С экономической точки зрения, Китай имеет гораздо больше ставок в нынешнем международном порядке, чем Россия, и вряд ли будет приветствовать российские стратегические разговоры о зарождающемся биполярном порядке между трансатлантическим блоком во главе с Соединенными Штатами и свободной конфигурацией во главе с Россией. и Китай в Большой Евразии. 28

Идея Большой Евразии как китайско-российского вызова гегемонии США также рассматривается как опасно конфронтационная более мейнстримными внешнеполитическими мыслителями в Москве. Дмитрий Тренин, директор Центра Карнеги в Москве, утверждал: «Миссия России не в том, чтобы изменить мировой порядок или свергнуть США с позиции ведущей мировой державы». Прежде всего, Большая Евразия не должна быть площадкой для формирования «своего рода антиамериканского союза с Китаем». Вместо этого Россия должна вести сбалансированную внешнюю политику, избегая зависимости ни от Китая, ни от Европы. Такая политика, считает Тренин, приведет к некоему «геополитическому одиночеству» России. Это не обязательно должно быть полностью негативным: без запутанных союзов и даже объединений Россия могла бы свободно осуществлять свой суверенитет и достичь редкого статуса в международной политике — способности быть свободной. 29

В статье 2018 года кремлевский идеолог Владислав Сурков также предсказал «столетие (или, возможно, двести или триста) геополитического одиночества», в котором Россия, характеризующаяся «двуглавой государственностью, гибридным менталитетом, межконтинентальная территория и биполярная история», была бы связана только с самой собой. 30 Сурков утверждает, что переход к «геополитическому одиночеству» знаменует собой резкий разрыв с евроцентристской стратегической ориентацией России последних 400 лет. Эта «одинокая» Россия положит конец своим постоянным колебаниям между Востоком и Западом и ее попыткам решить российские геополитические дилеммы посредством новых пространственных проектов.

Эта идея тоже не нова. Геополитический изоляционизм также занимает важное место в российской стратегической культуре: апокрифические слова Александра III о том, что «у России есть только два союзника: ее армия и флот», продолжают иметь больший резонанс в российском стратегическом мышлении, чем такие великие видения, как Большая Евразия. Однако подобная самоизоляция мало что дает России с точки зрения решения проблем сложного и взаимозависимого мира. Чтобы успешно сбалансировать свои отношения с Китаем и другими государствами Восточной Азии и приступить к урегулированию своих сложных отношений с Западом, России нужны более далеко идущие стратегические инновации, выходящие за рамки лозунгов «Восточного поворота» и «Большой Евразии».

Для академического цитирования

Дэвид Льюис, «Стратегическая культура и «поворот России на Восток: Россия, Китай и «Большая Евразия»», Центр безопасности им. Маршалла , №. 34, июль 2019 г., https://www.marshallcenter.org/en/publications/security-insights/strategic-culture-and-russias-pivot-east-russia-china-and-greater-eurasia-0.

Примечания

1 Для обсуждения «азиатскости» России см. Milan Hauner, Что для нас Азия? Азиатское сердце России вчера и сегодня (Бостон: Анвин и Хайман, 1990).

2 Пол Дж. Болт и Шэрил Н. Кросс, Китай, Россия и глобальная геополитика XXI века (Оксфорд: Oxford University Press, 2018).

3 Питер Хопкирк, Поджигание Востока: мечта Ленина об империи в Азии (Лондон: Джон Мюррей, 1984).

4 Сергей Радченко, Нежелательные провидцы: советский провал в Азии в конце холодной войны (Оксфорд: Oxford University Press, 2014).

5 Для получения дополнительной информации о «поворотном моменте» см. Александр Королев, «Переориентация России на Азию: причины и стратегические последствия», Pacific Affairs 89, no. 1 (2016): 53–73; Гилберт Розман, «Русский поворот к Азии», The Asan Forum (ноябрь–декабрь 2014 г.), http://www.theasanforum.org/the-russian-pivot-to-asia; Фиона Хилл и Бобо Ло, «Поворот Путина: почему Россия смотрит на Восток», Foreign Affairs, , 31 июля 2013 г., http://www.foreignaffairs.com/articles/139617/fiona-hill-and-bobo-lo/putins-pivot.

6 Президент России, Послание Президента Федеральному Собранию, Москва, 12 декабря 2013 г., http://eng.kremlin.ru/transcripts/6402.

7 Тимофей Бордачев, «Новое евразиство: как сделать сопряжение работающих», Россия в глобальной политике , 14 октября 2015 г., https://globalaffairs.ru/number/Novoe-evraziistvo-17

8 Виктор Ларин, «Новая геополитика для восточной Евразии», Россия в глобальной политике , 13 сентября 2018 г. , доступ 4 июня 2019 г., https://globalaffairs.ru/number/Novaya-geopolitika-dlya-Vostochnoi-Evrazii-1973.

9 Сергей Караганов, «ЕАЭС: от земли к углублению», Российская газета , 4 декабря 2018 г., https://rg.ru/2018/12/04/karaganov-integraciia-v-ramkah-eaes -принести-политические-выгоды.html.

10 Наиболее полный отчет об этих отношениях представлен Эрикой Даунс, Джеймсом Хендерсоном, Миккалом Э. Хербергом, Шоичи Ито, Меган Л. О’Салливан, Мореной Скаламера и Кан Сойлу, 9 лет.0043 The Emerging Russia-Asia Energy Nexus , Национальное бюро азиатских исследований, декабрь 2018 г., https://www.nbr.org/wp-content/uploads/pdfs/publications/special_report_74_emerging_russia-asia_energy_nexus_dec2018.pdf.

11 Франц-Стефан Гади, «Россия подтверждает поставку 10 истребителей Су-35 в Китай до конца года», The Diplomat , 29 августа 2018 г.; Франц-Стефан Гади, «Военные Китая принимают первый ракетный полк ПВО С-400 из России», The Diplomat , 26 июля 2018 г. , https://thediplomat.com/2018/07/chinas-military-accepts-first-s-400-missile-air-defense-regiment-from-russia.

12 Александр Габуев, «Почему Россия и Китай укрепляют связи в сфере безопасности», Foreign Affairs , 24 сентября 2018 г. Внешняя политика , 13 августа 2014 г.; Матье Булег, «Российские учения «Восток» были и серьезным планированием, и шоу», Chatham House, 17 сентября 2018 г.

14 Александр Габуев, «Россия присоединяется к АБИИ… наконец», The Moscow Times , 1 апреля 2015 г., https://www.themoscowtimes.com/2015/04/01/russia-joins- aiib-наконец-a45354.

15 Чарльз Шлакс, Илья Винковецкий и Петр Савицкий, Исход на Восток: предчувствия и события: подтверждение исхода евразийцев на Восток (Идиллуайлд, Калифорния: Чарльз Шлакс, 1996).

16 Марлен Ларюэль, «Когда Евразия смотрит на восток: является ли евразийство китаефилом или китаефобом», в М. Бассине и Г. Позо, ред. , Политика евразийства: идентичность, популярная культура и внешняя политика России (Лондон: Роуман и Литтлфилд, 2017), 145–159.

17 Тимофей Бордачев, «Основные итоги 2017 года: Энергетическая Россия и сообщество Большой Евразии», 28 декабря 2017 г., http://valdaiclub.com/a/highlights/main-results-of-2017-energetic- Россия. Первоначальный доклад был опубликован на английском языке под названием «Навстречу Великому океану-3: создание Центральной Евразии: Экономический пояс Шелкового пути и приоритеты совместного развития евразийских государств», Дискуссионный клуб «Валдай», июнь 2015 г. Обзор см. у Дэвида Г. Льюис, «Геополитические образы российской внешней политики: эволюция «Большой Евразии»» Европейско-азиатские исследования 70, вып. 10 (ноябрь 2018 г.): 1612–1637 гг.

18 «Астана: Нарышкин: успешная работа ЕАЭС с КНР поможет создать Большую Евразию», РИА Новости , 6 октября 2015 г., https://ria.ru/20151006/1297516870. html.

19 Владимир Путин, «Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума», 17 июня 2016 г., http://kremlin.ru/events/president/news/52178.

20 «Путин: евразийское партнерство должно изменить политический континент», РИА Новости , 14 мая 2017, http://1prime.ru/News/20170514/827449765.html.

21 «Форум международного сотрудничества «Один пояс, один путь», Президент России, веб-страница, 26 апреля 2019 г., http://en.kremlin.ru/events/president/news/60378.

22 Сергей Караганов, «Бог побед. Что дальше? Россия в глобальной политике , 16 января 2017 г.

23 Дмитрий Ефременко, «Рождение Большой Евразии», Россия в глобальной политике , 28 ноября 2016 г.

24 Там же.

25 Там же.

26 Кэтрин Вонг и Венди Ву, «Си Цзиньпин говорит, что Китай, Россия и Индия должны взять на себя «глобальную ответственность» по защите интересов», South China Morning Post , 29 июня 2019 г. , https://www.scmp .com/news/china/diplomacy/article/3016581/xi-jinping-says-china-russia-and-india-should-take-global.

27 Майкл Д. Суэйн, «Взгляды Китая на состояние китайско-американских отношений в 2018 г.», 1 декабря 2018 г., https://www.prcleader.org/sinousrelations.

28 Федор Лукьянов, «Война и мир XXI века. Международная стабильность и баланс нового типа», Отчет дискуссионного клуба «Валдай», Россия в глобальной политике , 10 февраля 2016 г., дата обращения 4 июля 2019 г., https://globalaffairs.ru/valday/Voina-i -мир—XXI-века-Международная—стабильность-и—баланс—нового-типа-17971.

29 Тренин Д., «Контурная карта российской геополитики: возможная стратегия Москвы в Большой Евразии», Центр Карнеги, Москва, 11 февраля 2019 г., по состоянию на 4 июля 2019 г., https://carnegie.ru/commentary/78913.

30 В. Сурков, «Одиночество полукровки», Россия в глобальной политике , 28 мая 2018 г. , https://eng.globalaffairs.ru/book/The-Loneliness-of-the -Полукровка-19575.

Об авторе

Дэвид Льюис — адъюнкт-профессор международных отношений факультета политики Эксетерского университета. Научные интересы Дэвида включают изучение международной безопасности и конфликтов, а также постсоветской политики в России, Центральной Азии и на Кавказе. Он является со-PI этого проекта.

Стратегическая инициатива России (RSI)

Эта программа исследований, возглавляемая GCMC и финансируемая RSI (Усилия Министерства обороны США по улучшению понимания российского способа ведения войны с целью информирования стратегии и планирования), использует углубленные тематические исследования, чтобы лучше понять стратегическое поведение России, чтобы смягчить просчеты в отношениях.

The Marshall Center Security Insights

Европейский центр исследований в области безопасности имени Джорджа К.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *