Культура второй половины 19 века: Культура второй половины 19 века

Содержание

Культура второй половины 19 века

Культура России во второй половине 19 века переживала значительный подъем. Развитие новых капиталистических отношений, отмена крепостного права и общественный подъем привели к тому, что во всех сферах искусства стали появляться новые течения, новые имена.

Однако представители интеллигенции имели разнообразные взгляды на изменения, происходящие в стране, что привело к появлению трёх лагерей – либералов, консерваторов и демократов. У каждого течения были свои особенности как в политической мысли, так и в способах выражения себя в искусстве.

В целом, промышленный переворот и рост экономики привели к тому, что культура стала более демократичной и открытой для всех слоёв населения.

Образование

Произошёл небывалый рост уровня образования. Начали открываться многочисленные школы, образование становилось поуровневым – начальная школа и средняя. К средним относились многочисленные гимназии и училища, где студенты не только получали общее образование, но и осваивали необходимые для дальнейшей работы знания. Появились женские курсы.

Образование оставалось платным, поэтому все большее значение стали обретать библиотеки и музеи, где могли обрести знания те, у кого не было денег на лицей или гимназию. Были созданы Третьяковская галерея, Исторический музей, Русский музей и другие.

Также активно развивалась наука, были созданы несколько научных школ, которые стали фундаментом для важнейших открытий. Огромное развитие получили история и философия.

Литература

Литература развивалась также активно, как и другие отрасли культуры. По всей стране стали издаваться многочисленные литературные журналы, в которых писатели публиковали свои произведения. Наиболее заметными можно назвать «Русский вестник», «Отечественные записки», «Русская мысль». Журналы были разной направленности – либеральные, демократические и консервативные. Помимо литературной деятельности авторы в них вели активную политическую дискуссию.

Наиболее яркими авторами этого периода были: Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.Г Чернышевский, И.С. Тургенев и другие.

Живопись

Большую известность получили художники-реалисты – Е.И. Репин, В.И. Суриков, А.Г. Саврасов. Во главе с И.Н Крамским они образовали «товарищество передвижников», ставящее своей главной целью необходимость «нести искусство в массы». Эти художники открывали небольшие передвижные выставки в самых отдалённых уголках России, чтобы приучить народ к искусству.

Музыка

Образовалась группа «Могучая кучка» во главе с М.А. Балакиревым. В неё входили многие видные композиторы того времени — М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин. В это же время творил великий композитор — П.И. Чайковский. В Москве и Петербурге в те годы открылись первые в России консерватории. Музыка также становилась национальным достоянием, доступным для всех слоёв населения.

Русская культура во второй половине XIX в.

Русская культура во второй половине XIX в.

Отмена крепостного права, другие реформы 60—70-х гг. XIX в. привели к серьезным изменениям в социальной, экономической и политической жизни страны. Противоборство революционеров и самодержавия оказывало определенное влияние на литературу и искусство. Социальная заостренность – характерная черта многих произведений литературы, драматургии, живописи пореформенного времени, порой с фотографической точностью отражавших те драматические события, которые происходили в России. Новым явлением второй половины ХIХ в. было широкое вхождение в литературу и искусство разночинцев. Эти люди из разных слоев общества, часто из низов, пытались передать в творчестве свой горький жизненный опыт.

Литература. В произведениях русских писателей второй половины ХIХ в. так или иначе нашли отражение насущные вопросы пореформенной жизни. Несмотря на различия в происхождении, политических взглядах, отношении к религии, большинство писателей объединял художественный реализм. О чем бы они ни писали, их мысли вращались вокруг проблем, связанных с поиском смысла жизни, социальной справедливости, сочувствием к «униженным и оскорбленным», осуждением произвола властей. Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский, как бы дополняя друг друга, в своих произведениях изображали жизнь человека во всем многообразии ее отношений с миром. Острая сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина, лирические стихи Ф.И. Тютчева, загадочная русская душа в рассказах и повестях Н.С. Лескова, «обломовщина» И.А. Гончарова, упадок «дворянских гнезд» И.С. Тургенева, купеческая среда в драмах А.Н. Островского, величие и трагедия человека в творениях Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского – все это делает русскую литературу второй половины ХIХ в. великой.

Живопись. В 1863 г. 14 выпускников Академии художеств отказались выполнять выпускные работы на заданный классический сюжет. Инициатором «академического бунта» был И.Н. Крамской, который чуть позже возглавил «Товарищество передвижных художественных выставок». Передвижники выступали против напыщенного академизма и стремились в своем творчестве отражать реальную жизнь. Главное место в их произведениях занимала жанровая живопись. Передвижников интересовала идейная сторона творчества. В первые годы существования «Товарищества» большинство художников ставили идейную сторону живописи выше эстетической. И как следствие в их картинах отразилось обостренное видение социально-политических процессов, происходивших в стране, а порой они представляли собой иллюстрации к конкретным событиям. Лучшие русские художники в разное время были участниками передвижных выставок: И.Н. Крамской, В.И. Суриков, И.Е. Репин, Н.Н. Ге, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.А. Серов и др.

Однако с появлением фотографии, изменением эстетических вкусов живопись передвижников потеряла свою социальную остроту. К тому же время развело многих единомышленников. Не чужда новым веяниям была и Академия художеств. Ряд видных передвижников (Репин, Куинджи) стали ее членами. Бунт передвижников в конце века повторило новое поколение художников. Группа молодых живописцев объединилась вокруг журнала «Мир искусства» (1898) и обрушилась с резкой критикой на творчество передвижников. «Мирискусников» объединяло признание самоценности искусства как такового и отрицание его идейной роли. Расцвет их творчества относится уже к началу следующего века.

Архитектура. Социально-экономическая обстановка в пореформенное время изменила требования к жилым и общественным зданиям. В архитектуре основное внимание уделялось функциям здания. Однако его внешний облик, независимо от назначения постройки, был порой весьма причудливым (вплоть до мавританского стиля). Господство эклектики продолжалось почти всю вторую половину ХIХ в. В это время появляются новые типы зданий: универсальные магазины, пассажи, многоквартирные доходные дома, вокзалы, большие гостиницы, музеи. Быстрыми темпами идет строительство промышленных предприятий складских помещений. Именно эти типы зданий вытесняют монументальные классические постройки прошлого.

В последние годы ХIХ в. в архитектуре наступает эпоха стиля модерн, расцвет которого приходится уже на начало ХХ века.

Музыка. Огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композиторов М.А. Балакириева, М.П. Мусорского, Ц.А. Кюи, А.П. Бородина и Н.А. Римского-Корсакова, известное как «Могучая кучка». В начале 60-х гг. в Москве и Санкт-Петербурге стараниями братьев А.Г. и Н.Г. Рубинштейнов были открыты консерватории, положившие начало профессиональному музыкальному образованию в России. Мировую известность приобрели музыкальные произведения П.И. Чайковского. Русская музыка второй половины ХIХ в., используя народный фольклор и национальные мотивы, продолжила традиции русской классической музыки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Культура России 2-ой половины 19 века и ее мировое значение

Категория: Билеты по Отечественной Истории на государственный экзамен.

Поможем написать любую работу на похожую тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

К середине XIX в. литература, музыка, театр, живопись, архитектура достигли в России высокого уровня развития и становились все более известными на Западе. Французский писатель П. Мериме открыл Европе Пушкина. На европейские языки были переведены произведения М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева. Русская литература становится частью европейской литературы. В Париже был поставлен «Ревизор» Гоголя, с восторгом принятый зрителями.

Падение крепостного права означало начало нового, капиталистического периода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту культурных потребностей.

60-е годы воспринимались современниками как время духовных преобразований, больших надежд и свершений. Отличительной чертой общественно-культурной жизни первых пореформенных десятилетий было распространение просвещения. В стране развернулось широкое движение за создание народных школ, изменение методов преподавания в них, предоставление права на образование женщинам. Большую работу по распространению образования среди народа проводили комитеты грамотности, общественные просветительские организации, связанные с земствами. Основоположником народной школы, а также научной педагогики в России по праву считается К. Д. Ушинский (1824-1870/71). Создание начальной народной школы в основном силами земства было серьезным достижением общественно-культурного развития пореформенной России.

Были открыты новые университеты в Одессе, Томске. В университетах, получивших автономию, открылись новые кафедры, оживилась научная работа, повысился образовательный уровень выпускников. В университетах в те годы были сосредоточены лучшие научные силы России, работали многие выдающиеся ученые, которые способствовали распространению не только науки, но и просвещения в стране (Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров, А. Г. Столетов, И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, С. М. Соловьев, Ф. И. Буслаев и многие другие). В ряде городов были учреждены политехнические и технологические институты; закрытые учебные заведения — Институт инженеров путей сообщения, Горный, Лесной институты — были преобразованы в гражданские учебные заведения. К концу XIX в. в России насчитывалось 63 высших учебных заведения, в которых обучалось около 30 тыс. студентов. В высших технических школах в это время получали образование более 7 тыс. человек, т. е. примерно четверть всех студентов.

В стране увеличилась полиграфическая база. Среди издаваемых книг преобладали естественнонаучные, справочные, учебные. Художественная литература и публицистика издавались, как правило, небольшими тиражами. Во второй половине XIX в. при участии общественности в России было организовано много разнообразных по профилю музеев: исторических, естественнонаучных, художественных, промышленных, сельскохозяйственных.

Впервые появились краеведческие, мемориальные музеи. Общее число музеев в стране выросло до 80. Особенностью их стала общедоступность.

Основные вопросы общественно-политической мысли-крестьянский и судьбы самодержавия в России — в пореформенное время в условиях проведения буржуазных реформ все более приобретали характер практически необходимых, злободневных проблем.

В целом 60 —70-е годы были отмечены серьезными сдвигами в идейной жизни общества. Для этого времени характерны преобладание демократических идей в общественном сознании, убежденность в необходимости преобразований, борьба за поиски путей их осуществления в интересах широких масс народа, известное отступление самодержавия от своих охранительно-крепостнических принципов. Все это создавало соответствующую идейно-нравственную атмосферу для развития художественной культуры

В этот период были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры. Искусство критического реализма, который становится основным художественным направлением, было тесно связано с идейными исканиями того времени. Оно не только описывало жизнь, но и анализировало ее, пыталось раскрыть и объяснить свойственные ей противоречия. Жанры: очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т. д.).

Во второй половине XIX в. идейно-художественное развитие во многом определяла революционно-демократическая эстетика, основы которой были заложены еще Белинским. Дальнейшее ее развитие было связано с именем Н. Г. Чернышевского. В художественной литературе второй половины XIX в. нашли отображение социальные сдвиги, которые произошли в пореформенной России. Дух обличительства, критическое отношение к существующей действительности были характерны для произведений русских писателей первых пореформенных десятилетий.

Литература. С общественным подъемом связано появление демократического романа, в котором действующим лицом стал разночинец, первых произведений о жизни и быте рабочих (романы Ф. М. Решетникова «Глумовы», «Горнорабочие»). Программным произведением 60-х годов был роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?», опубликованный в «Современнике» в 1863 г. Это было повествование о «новых людях», их морали и нравственных ценностях. 60-70-е годы — время расцвета и наибольших достижений русского классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную и мировую культуру внесли И. С. Тургенев (1818-1883) и Ф. М. Достоевский (1821 —1881). В романе Тургенева «Отцы и дети», опубликованном в 1862 г., и в других его произведениях созданы образы новых героев эпохи — разночинцев и демократов. Творчество Ф. М. Достоевского, идейно сложное, подчас трагическое, всегда глубоко нравственно. Боль за униженных и оскорбленных, вера в человека были главной темой писателя.

Творчество Л.Н. Толстого (1828 — 1910). Писателя всегда волновали судьбы народа и Родины (историческая эпопея «Война и мир»). «Анна Каренина», в котором он, изображая жизнь русского общества 70-х годов, выносит беспощадный приговор буржуазно-помещичьему строю, его морали, нравам, устоям.

Театр. Монополия казенных театров под влиянием требований прогрессивной общественности в 1882 г. была отменена. Однако еще раньше частные театры стали возникать под видом «домашних спектаклей», «семейных вечеров» и т. д. Основными центрами театральной культуры продолжали оставаться Малый и Александрийский театры. Однако значительно выросло число театров и театральных трупп в провинциальных городах России, появился новый демократический зритель, главным образом из разночинской среды. Театр все более становился органической частью общественно-культурной жизни, охватывая уже не только узкий круг столичной публики, но и более широкие слои провинциальной интеллигенции. С усилением острых проблем в общественной жизни в театре рос интерес к современной бытовой драме. Развитие русского театра неразрывно связано с именем А. Н. Островского (1823 — 1886),

Музыка. Во второй половине XIX в. огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композиторов «могучая кучка» [М. А.Балакирев (1836/37-1910), М. П. Мусоргский (1839-1881), Ц. А. Кюи (1835-1918), А. П. Бородин (1833-1887), Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908)]. Это название дал ему музыкальный критик и его идейный руководитель В. В.Стасов. Они широко использовали музыкальный фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам и способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной драмы («Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского).

П. И. Чайковский (1840-1893). -один из величайших композиторов нашей эпохи, (балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; симфонии, романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл «Времена года» и др.).

Живопись. 60-е годы составляют в истории русского изобразительного искусства определенный внутренний этап с преобладанием социально-бытового жанра.

С наибольшей полнотой атмосферу 60-х годов отразило творчество В. Г. Перова (1833—1882) (картины «Сельский крестный ход на пасхе», «Проводы покойника», «Тройка» и др.).

Идейно-художественное движение этих лет подготовило почву для возникновения «Товарищества передвижных художественных выставок» (1871). Передвижничество — ведущее направление в национальном искусстве второй половины XIX в., идейно противостоявшее академизму. Положения революционно-демократической эстетики определили программность творчества передвижников: гражданственность, сознание общественных и психологических проблем своего времени, интерес к облику современника. Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая живопись), художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно- важные моменты (Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, И. И. Левитан). Картина А. К. Саврасов «Грачи прилетели», Отличительной особенностью портрета передвижников был глубокий психологический реализм и идейность. творчество И. Е.Репина (1844-1930), художника огромного таланта, глубокой жизненной правды и поразительной разносторонности. Мировоззрение И. Е. Репина складывалось в эпоху общественного подъема и распространения буржуазного демократизма. Эти идеи питали его искусство, помогали осмыслить, понять многие вопросы современной жизни. Новое, не известное искусству 60-х годов отношение г народу показал Репин в картине «Бурлаки на Волге» (1873).

Т.о. в культуре России ХIХ века произошли перемены огромного значения.


Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Культура второй половины 19-го века

В середине 50-х гг. начался общественный подъем, повлекший за собой изменения в культурной жизни страны. Сохранение самодержавия, незавершенность реформ стали причиной раскола в среде интеллигенции.

Представители науки, культуры и передовые государственные деятели должны были определить свое отношение к преобразованиям, происходящим в обществе.

В русской культуре конца 19-го в. выделились три основных течения: консервативное, демократическое и либеральное.

Представители консерваторов (В.П. Боткин, А.В. Дружинин, П.В. Анненков, А.Н. Майков, А.А. Фет) публиковались на страницах журналов «Русский вестник» и «Домашняя беседа».

Демократы (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.А. Некрасов), стоявшие на позициях реализма, высказывались в журналах «Русское слово» и «Отечественные записки».

Либералы (К.Д. Кавелин и Ф.И. Буслаев) печатались в журналах «Русская мысль», «Вестник Европы» и «Северный вестник».

В русской литературе наиболее ярко проявили себя Л.Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина» и др.), Ф.М. Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот» и др.), Н.Г. Чернышевский («Что делать»), Н.А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо»), И.А. Гончаров («Обломов»), И.С. Тургенев («Дворянское гнездо»), А.П. Чехов («Степь», «Чайка»), В.И. Даль («Толковый словарь»), А.И. Куприн («Первый дебют»), М. Горький («Макар Чудра»).

Революционные изменения произошли в живописи. По инициативе И.Н. Крамского 14 художников вышли из Академии художеств, проводившей консервативную политику, и образовали «Товарищество передвижников» (1870).

В это общество вошли художники-реалисты: Е.И. Репин («Арест пропагандиста», «Под конвоем», «Бурлаки на Волге»), М.Е. Маковский («Осужденный», «Узник»), Н.А. Ярошенко («Студент») и др.

Суть передвижничества — популяризация искусства, вовлечение провинции в художественную жизнь России. Большое внимание художники уделяли крестьянству: Е.И. Репин («Крестный ход в Курской деревне»), Г.Т. Мясоедов («Косцы»).

В историческом жанре значимые работы создали В.И. Суриков («Утро стрелецкой казни»), В.Г. Перов («Суд Пугачева»), И.Е. Репин («Стенька Разин»), В.М. Васнецов («Царь Иван Васильевич Грозный»). Живописцы представили интересные работы: И.И. Шишкин («Дубовая роща»), А.К. Саврасов («Грачи прилетели»), А.Й. Куинджи («Ночь на Днепре»).

Во второй половине 19-го в. сложилась русская национальная музыкальная школа. В 1859 г. А.Г. Рубинштейн основал в Петербурге Русское музыкальное общество. В 1862 г. М.А. Балакирев и Г.Я. Ломакин организовали первую бесплатную музыкальную школу. В 1883 г. было основано Московское филармоническое общество. Открылись консерватории в Санкт-Петербурге (1862) и Москве (1866).

Во второй половине 19-го в. в России появились такие гениальные композиторы и исполнители, как П.И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, оказавшие огромное влияние на становление русской музыкальной культуры.

Глубокой реформе подверглось просвещение. Для соответствия потребностям времени в 1863 г. был принят Устав гимназий, который разделил гимназии на классические (гуманитарные) и реальные, основой программы которых было изучение точных наук. В 1863 г. были открыты женские гимназии и был принят новый университетский устав.

Произошли значительные открытия в науке и технике. В 1884 г. О.Д. Хвольсон издал «Популярные лекции об электричестве и магнетизме». А.С. Попов повторил опыты Г. Герца по получению электромагнитных волн, А.Г. Столетов создал фотоэлемент. 24 марта 1896 г. А.С. Попов продемонстрировал передачу сигналов на расстояние, передав первую в мире радиограмму.

Вторая половина 19-го в. — время творчества выдающихся ученых Д.И. Менделеева и А.И. Бутлерова.

Художественная культура народов России во II половине XIX века

 

Новый период в истории России был ознаменован падением крепостного права и началом капиталистического строя. Следовательно, такие исторические перемены повлияли на социальный и духовный облик русского народа и на дальнейшее развитие его культуры.

Особенности развития художественной культуры второй половины XIX в.

Такие преобразования способствовали повышению культурного уровня населения и расширяли возможности для различных сфер художественной культуры. Это явление становится более демократичным — создается народная школа, увеличивается читательская среда, постепенно растет техническая высшая школа.

Но процесс развития художественной культуры России нельзя назвать равномерным, так как второй половине  XIX века были присущи постоянные спады и подъемы общественно-политической борьбы. Именно благодаря становлению капитализма происходило расширение национальных связей, которые значительным образом повлияли и на культурный процесс.

И многие русские художники, писатели и композиторы обращали внимание на национальные мотивы, которые со временем преобразовались в единый историко-культурный процесс. Во многом идейно-художественной развитие русской культуры было определено революционно-демократической эстетикой.

Литература

Острые социальные проблемы становятся ключевыми для русских писателей в этот период. Появляются демократические романы и произведения, посвященные жизни и быту рабочего класса.

Одним из самых знаменитых произведений этой эпохи является роман Н. Чернышевского «Что делать?», который оказал существенное идейное воздействие на последующие поколения. Главной темой романа являются «новые люди» и особенности их морали и ценностей.

60-ые годы признаются периодом расцвета русской литературы — свои знаменитые произведения пишут И. Тургенев и Ф. Достоевский. Впоследствии их гениальные творения повлияют на развитие мировой художественной культуры. В эти годы творил и другой великий русский писатель — Л. Толстой, чьи повести, романы и драмы до сих пор известны всему миру.

Основным художественным направлением в 19 веке стал критический реализм. Большой интерес уделялся к жизни человека и большое стремление было бороться с пороками общества. 

В произведениях Щедрина Россия представляется смешной, но страшной. Художественный прием, которым он писал свои произведения — гротеск. Достоевский обращается к теме страданий и трагедий. Писатель пытался показать , что если у человека нет достоинства, то это разрушает его душу.

С конца 70х годов литературной деятельностью занялся Чехов. Его герои в произведениях — разорившиеся дворяне, студенты, люди с жизненными проблемами. Чехов изображал человека такого , какой он есть. Без приукрашиваний и выдумки.

Музыка

Знаменательным событием для развития музыки в России становится создание Русского музыкального общества в 1859 году. Благодаря инициативе А. Рубинштейна открываются консерватории в Москве и Санкт-Петербурге.

Во второй половине XIX в. творили такие известные композиторы, как М. Мусоргский, А. Бородин и Н. Римский — Корсаков. Особенностью их идейно-нравственных взглядов становятся национальные мотивы, историко-эпические сюжеты и желание раскрыть «правду жизни».

Творчество П. Чайковского тоже приходится на этот период, его великие произведения повлияли на развитие оперного, балетного и симфонического музыкального искусства.

Изобразительное искусство

Эта сфера тоже вбирает в себя четкий социальный контекст, художники стараются передает социальный портрет эпохи через свои картины. Творчество именитого русского художника Е. Репина относится к этому временному периоду — он создает картину «Бурлаки на Волге» , портрет М. Мусоргского и «Иван Грозный и сын его Иван»

Русская живопись второй половины 19 века решала общественные вопросы. Ведущим направлением стал критический реализм. 

В. Г. Петров — крупнейший художник этого направления — показал многие не очень хорошие стороны жизни. «Сельский крестный ход на Пасхе» — очень удачная его картина, из-за которой даже произошел общественный скандал. На картине изображен пьяный поп, рухнувший на крыльцо. 

В 1863 году выпускники Академии художеств отказались писать картины (дипломные работы), они сказали, что есть более достойные темы для написания картины. Получив отказ они покинули Академию. 

Репин и Суриков были любителями реализма. Репин обладал даром партретиста. Полотна Сурикова, главным героем на которых был русский народ. Некоторые его картины вошли в золотой фонд русской художественной культуры. 

Большое внимание художники обращали к среднерусскому пейзажу, природе Русского Севера. Шишкин пишет картины которые создают впечатление могущества и силы русской природы. 

Архитектура и скульптура

Известным скульптором второй половины 19 века был Антокольский. Он создал серию исторических портретов. 

Важным событием стало открытие памятника Пушкинув Москве в июне 1880 года. Памятник создал скульптор Опекушин.

В архитектуре были новые типы зданий государственных учреждений, вокзалов, театров, больниц и т.д. Работали архитекторы в стиле готики, ренессанса, барокко и т.д. Распространенным становится неорусский стиль. В моде становятся узорчатые декоры, башенки.

Появлялись многоэтажные и многоквартирные дома, на которые затрачивали минимальные средства для сооружения.

Театральное искусство

Театр в то время был единственным публичным местом. Он стал серьезным культурным развлечением. Театры действовали более чем в ста городах. В 1865 году по просьбе Островского, Одоевского в Москве организовали артистические кружки и первый народный театр.

Первое место в театральном мире занимал Малый театр. Постановками пьес в нем руководил Островский. Он выступал против невежества, отсталости. Его интересы совпадали с интересами молодежи. Большим успехом пользовался Александрийский театр в Петербурге.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Достижения науки и образования во второй половине XIX века
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspНовые черты в жизни города и деревни во второй половине XIX века

Живопись второй половины XIX – ХХ вв.

Собрание НГХМ

Живопись второй половины XIX века представлена двумя основными направлениями художественной жизни того времени – академическим и передвижническим. Большинство крупных произведений мастеров академической школы было подарено Императорской Академией художеств или непосредственно авторами в период создания и вскоре после открытия музея. Среди них первый в музейном собрании экспонат – полотно Николая Кошелева «Погребение Христа», подаренное автором вместе с пейзажами, этюдами и эскизами на исторические, библейские, евангельские темы, в том числе сделанными для росписей интерьеров храма Христа Спасителя в Москве. В числе первых поступлений были и такие произведения, как «Последние минуты Дмитрия Самозванца» Карла Венига, «Иаков узнает одежду Иосифа» Александра Новоскольцева и многие другие. Характерными образцами академической живописи являются также картины Константина Маковского, Генриха Семирадского, Павла Сведомского и других.


Генрих Семирадский. Талисман. 

Искусство передвижников представлено произведениями ведущих художников Товарищества – Василия Перова, Ильи Репина, Ивана Крамского, Алексея Саврасова, Ивана Шишкина, Василия Поленова, Виктора Васнецова, Владимира Маковского, Николая Ярошенко и др.


Илья Репин. Мужичок из робких. 1877

Один из наиболее значительных разделов коллекции – живопись конца XIX-начала XX века. Она дает достаточно полное представление как о творчестве отдельных художников – Исаака Левитана, Валентина Серова, Константина Коровина, Зинаиды Серебряковой, так и о наиболее известных объединениях рубежа веков, к которым относятся «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет».


Евгений Лансере. Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе. 1905

Особую значимость имеют монографические коллекции произведений Николая Рериха и Бориса Кустодиева, основная часть которых была подарена Максимом Горьким.


Николай Рерих. Красные кони. 1925


Борис Кустодиев. Русская Венера. 1925-1926

В начале 1920-х годов в собрание музея поступила коллекция живописных работ мастеров русского авангарда. В ее составе «Косарь» Казимира Малевича, «Импровизация 4» Василия Кандинского, «Кацапская Венера» Михаила Ларионова, картины Натальи Гончаровой, Александра Родченко, Ольги Розановой, Любови Поповой, Александра Шевченко и др.


Наталья Гончарова. Белки. 1910

Раздел живописи ХХ века включает полотна нескольких поколений советских художников – от Василия Бакшеева, Федора Богородского, Александра Дейнеки, Георгия Нисского, Аркадия Пластова, Владимира Стожарова до современных живописцев последнего десятилетия. Это наиболее динамичная часть музейного собрания, пополняющаяся новыми произведениями.


Николай Терпсихоров. Окно в мир. 1928

Культура России во второй половине XIX века

Просвещение и наука во второй половине XIX века развивались в более благоприятных условиях по сравнению с предшествующим временем. Отмена крепостного права и другие буржуазные реформы способствовали ускорению экономического прогресса и развитию общественного движения.

Достижения Александра II в этой области не могли перечеркнуть даже контрреформы Александра III. Систему начального образования составляли церковно-приходские и земские, а также воскресные школы, запрещенные в 60- е годы. Количество гимназий с 1861 по 1887 г. увеличилось втрое, но указ «о кухаркиных детях» снизил число гимназистов. Кроме гимназий существовали реальные, коммерческие и другие училища. Женское среднее образование представляли 300 разнотипных школ.

Большие успехи были достигнуты в высшем образовании — количество университетов к концу века достигло десяти. Университетский устав 1863 г. давал университетам почти полную автономию в самых разных областях. Но в 1884 г. правительство Александра III ввело новый реакционный устав, лишивший университеты автономии и усиливший надзор за ними. В 70-80 гг. положено начало женскому высшему образованию — открыты курсы в разных городах.

Вторая половина XIX в. стала периодом новых выдающихся открытий русской науки. Труды И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», «Физиология нервной системы» обобщали результаты опытов, заложили основы отечественной физиологии. И.И. Мечников совместно с Н.Ф. Гамалея создал первую в России бактериологическую станцию (1886 г.), основал школу микробиологии и сравнительной патологии. Вместе с О.О. Ковалевским он заложил основы сравнительной эмбриологии. К.А. Тимирязев своими исследованиями процесса фотосинтеза положил начало русской школе физиологии растений.

Величайшим открытием Д.И. Менделеева стал периодический закон химических элементов (1869 г.). А.М. Бутлеров разработал фундаментальную теорию химического строения.

П.Л. Чебышев ввел в математическую науку новые понятия, основал свою школу.

Среди ученых-физиков выделяется имя А.Г.Столетова, автора трудов по теории электричества и магнетизма. Ему принадлежит открытие первого закона фотоэффекта.

Открытия в области техники принесли мировую известность русским ученым. Это изобретения П.Н. Яблочкова, А.Н. Лодыгина, М.О. Доливо- Добровольского. А.Ф. Можайский запатентовал первый в мире самолет (1881 г.). Попов изобрел радио. Астроном Бредихин исследовал кометы. Достижения географии связаны с именами Семенова-Тян-Шанского, Пржевальского, Миклухо-Маклая.

Как и в предшествующий период, огромное место в культурной и общественно-политической жизни страны играла литература. Литературная критика в лице Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Михайловского отстаивала принципы связи литературы с жизнью. Господствующим направлением становится критический реализм. Отсутствие в России трибуны политических дискуссий вело к тому, что выражение революционных взглядов и реакция на них переносились в литературу и искусство.

Во второй половине XIX в. расцвело творчество целой плеяды выдающихся мастеров: Тургенева, Гончарова, Л.Н. Толстого, Достоевского, Салтыкова-Щедрина. Подлинным демократизмом пронизаны произведения Некрасова — поэта, редактора журналов «Современник» и «Отечественные записки».

В 80-х гг. появляются новые литературные дарования — Короленко, Чехов. Среди поэтов широко известны Майков, Полонский, Фет, А.К. Толстой. Драматургия представлена такими выдающимися творцами, как Островский, написавший около 50 пьес, и Чехов, буквально ворвавшийся на театральные подмостки в конце века.

Вторая половина XIX в. стала временем бурного расцвета музыки. В 60-70 гг. развернулось творчество «могучей кучки» — композиторов Балакирева, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова и Кюи. Они творили в области симфонической, камерной, оперной музыки. Наиболее выдающиеся произведения — «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Снегурочка», «Садко», «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина.

Несколько позже, в 70-х — начале 90-х гг. расцветает талант Чайковского. Оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», симфонические и камерные произведения поставили Чайковского в ряд гениев мировой культуры.

Рубинштейн, выдающийся пианист, автор оперы «Демон» и вокального цикла «Персидские песни», основал первую в России Петербургскую консерваторию.

В 80-е и особенно 90-е гг. появляется новое поколение композиторов — Танеев, Лядов, Глазунов. На конец века приходится расцвет творчества Рахманинова и Скрябина.

Ведущее место занимают Московский Малый театр и Александринский театр в Петербурге. Самой знаменитой артисткой стала Ермолова (Малый театр).

Особое значение в развитии русской живописи приобрело создание в 1870- 1871 гг. «Товарищества передвижных художественных выставок», объединившего многих художников России. Наиболее известными среди них были — И.М. Крамской, В.М. и А.М. Васнецовы, И.И. Левитан, В.Д. Поленов, В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.И.Суриков, И.И.Шишкин, Н.А. Ярошенко. Произведения «передвижников» отразили любовь к России, к ее народу и истории.

В пореформенный период в городах началось активное строительство общественных зданий, фабрик и заводов, жилых домов. Архитекторы И.П. Ропет, В.О. Шервуд, А.Н. Померанцев, Д.Н. Чигаров и другие создали «национальный» стиль в духе традиционного русского зодчества (Исторический музей, Городская дума и Верхние торговые ряды в Москве). В 1883 г. закончилось сооружение храма Христа Спасителя в Москве, начатое в 1837 г. по проекту К.А. Тона. Наиболее выдающимися скульпторами были Антокольский и Опекушин (последнему принадлежит памятник Пушкину в Москве).

Рекомендуем прочитать:

Конспект по истории России

истории Европы | Резюме, войны, идеи и колониализм

История Европы , история европейских народов и культур с доисторических времен до наших дней. Европа — термин более двусмысленный, чем большинство географических выражений. Его этимология сомнительна, как и физическая протяженность обозначенной им области. Его западные границы кажутся четко очерченными береговой линией, но положение Британских островов остается неоднозначным. Посторонним они явно кажутся частью Европы.Однако для многих британцев и некоторых ирландцев «Европа» означает континентальную Европу. На юге Европа заканчивается на северном берегу Средиземного моря. Однако для Римской империи это было mare nostrum («наше море»), внутреннее море, а не граница. Даже сейчас некоторые задаются вопросом, является ли Мальта или Кипр европейским островом. Наибольшая неопределенность находится на востоке, где естественные границы, как известно, неуловимы. Если Уральские горы обозначают восточную границу Европы, то где они лежат к югу от них? Можно ли, например, считать Астрахань европейской? Вопросы имеют не только географическое значение.

Британская викторина

Европейская история: факт или вымысел?

Евро был введен в 1999 году? Были ли норманны потомками викингов? В этой викторине по европейской истории отсортируйте факты от вымысла и евро от Нерона.

Эти вопросы приобрели новое значение, поскольку Европа стала больше, чем просто географическим выражением.После Второй мировой войны много слышали о «европейской идее». По сути, это означало идею европейского единства, сначала ограниченного Западной Европой, но к началу 1990-х годов, казалось бы, в конечном итоге способной охватить также Центральную и Восточную Европу.

Единство в Европе — древний идеал. В некотором смысле это было неявно прообразом Римской империи. В средние века его несовершенно воплотили сначала империя Карла Великого, а затем Священная Римская империя и Римско-католическая церковь.Позже ряд политических теоретиков предложили планы Европейского союза, и Наполеон Бонапарт и Адольф Гитлер пытались объединить Европу завоеванием.

Однако только после Второй мировой войны европейские государственные деятели начали искать пути мирного объединения Европы на основе равенства вместо господства одной или нескольких великих держав. У них было четыре мотива: предотвратить дальнейшие войны в Европе, в частности, примирить Францию ​​и Германию и помочь сдержать агрессию со стороны других; отказаться от протекционизма и политики «разорения соседа», которые практиковались в период между войнами; соответствовать политическому и экономическому влиянию новых мировых сверхдержав, но на гражданской основе; и начать цивилизовать международные отношения путем введения общих правил и институтов, которые будут определять и продвигать общие интересы Европы, а не национальные интересы составляющих ее государств.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

В основе этой политики лежит убежденность в том, что у европейцев больше общего, чем разделяет их, особенно в современном мире. По сравнению с другими континентами, Западная Европа мала и чрезвычайно разнообразна, разделена реками и горами и изрезана бухтами и ручьями. Он также густонаселен — мозаика из разных народов с множеством языков. В очень широком смысле и неадекватно его народы можно разделить на нордические, альпийские или кельтские и средиземноморские, а большую часть их языков можно классифицировать как романские или германские.В этом смысле европейцы в основном разделяют свое разнообразие; и, возможно, именно это сделало их такими энергичными и воинственными. Несмотря на то, что плодородные почвы и умеренный климат являются уникальными для них, они давно зарекомендовали себя воинственными. Последовательные волны вторжения, в основном с востока, сменялись столетиями соперничества и конфликтов как внутри Европы, так и за рубежом. Многие поля Европы были полями сражений, а многие европейские города, как говорят, были построены на костях.

Тем не менее, европейцы также были в авангарде интеллектуальных, социальных и экономических усилий.Как мореплаватели, исследователи и колонисты в течение долгого времени они доминировали над большей частью остального мира и оставляли на нем отпечаток своих ценностей, своих технологий, своей политики и даже своей одежды. Они также экспортировали и национализм, и оружие.

Затем, в 20 веке, Европа была близка к самоубийству. Первая мировая война унесла жизни более 8 миллионов европейцев, Вторая мировая война — более 18 миллионов в битвах, бомбардировках и систематическом нацистском геноциде — не говоря уже о 30 миллионах погибших в других местах.

Войны оставили не только погибших, но и стойкие раны, как психологические, так и физические. Но в то время как Первая мировая война обострила национализм и идеологический экстремизм в Европе, Вторая мировая война имела почти противоположный эффект. Обгоревший ребенок боится огня; и Европа сильно обгорела. Спустя пять лет после окончания войны министр иностранных дел Франции Роберт Шуман по инициативе Жана Моне предложил Германии первый практический шаг к европейскому единству, и канцлер Западной Германии Конрад Аденауэр согласился.Среди других участников этого первого шага были государственные деятели Альсиде Де Гаспери и Поль-Анри Спаак. Все, кроме Моне, были людьми из лингвистических и политических границ Европы — Шуман из Лотарингии, Аденауэр из Рейнской области, Де Гаспери из северной Италии, Спаак из двуязычной Бельгии. Таким образом, разнообразие Европы способствовало развитию ее стремления к объединению.

В статье рассматривается история европейского общества и культуры. Для обсуждения физической и человеческой географии континента см. Европа.Для историй отдельных стран, см. конкретных статей по названию. Статьи, посвященные конкретным темам европейской истории, включают Византийскую империю; Степь; Первая Мировая Война; и Вторая мировая война. Что касается жизней выдающихся европейских деятелей, см. конкретных биографий по именам, например, Карла Великого, Эразма и Бисмарка. Связанные темы обсуждаются в таких статьях, как статьи о религии (например, кельтская религия; греческая религия; германская религия; христианство и иудаизм), литературе (например, о кельтской религии; греческой религии; германской религии; христианстве и иудаизме).g., английская литература, скандинавская литература и русская литература) и изобразительное искусство (например, живопись, история; и музыка, история).

Влияние культуры и политики на европейское и американское искусство XIX века

Европа и Америка XIX века

В 1800 году не было поездов, телеграфов и фотоаппаратов, но промышленная революция быстро изменила Европу. К началу 20-го века в нескольких странах были железные дороги, товары массового производства производились массово и становились более доступными, а электричество становилось доступнее.

XIX век был эпохой быстрого экономического и технологического развития Великобритании, других европейских стран и Соединенных Штатов, которые стали индустриальными странами. Промышленные революции и даже войны принесли постоянный беспрецедентный научный и технический рост. Это было также время социальных изменений.

Промышленная революция

Промышленная революция началась в Англии примерно в 1760 году и была временем, которое сформировало современный индустриальный мир.Многие европейские экономики превратились из сельскохозяйственных обществ с ремесленным производством в могущественные страны с большим промышленным потенциалом.

Среди многих достижений сильное влияние оказала сила пара, позволившая изобрести бесчисленное количество машин и механизировать производственные процессы, что сделало товары более доступными и доступными. Новые процессы литья чугуна и изобретение цемента помогли построить новый индустриальный мир. По мере роста городов и строительства новых автомобильных и железных дорог транспорт также становился быстрее и эффективнее.

Общество изменилось с появлением капитализма и новых социальных классов. Состоятельные, элитные капиталисты угрожали заменить аристократию, поскольку большая часть сельского населения начала переезжать в города, чтобы работать на фабриках, а значит, и рабочий класс.

К 1840-м годам большая часть Европы перешла к индустриализации. В Соединенных Штатах этот процесс также разыгрывался с развитием мукомольной и текстильной промышленности в Новой Англии и строительством железнодорожной системы.

Людвигсхафен в 1881 году, Роберт Фридрих Стилер

Революции и войны

Индустриализация и новые социальные классы породили социальную борьбу и потребовали более инклюзивной политики. Популяризация прессы повысила политическую осведомленность и способствовала распространению новых политических и социальных идей.

революций 1848 года были главной волной восстаний в европейской истории, вспышки которых охватили почти все страны.В Германии восстания способствовали свободе печати и объединению территорий. В Венгрии восстания закончились неудачной войной за независимость. Во Франции снова была свергнута монархия и восстановлена ​​республика. Однако избранный правитель вскоре распустил парламент и установил режим де-факто. Он был императором Наполеоном III.

После революций стало очевидно, что общество и культура изменились, и что старые режимы и абсолютистские монархии больше не являются жизнеспособными.Потребовалось время, чтобы произошли настоящие политические перемены, но постепенно они произошли.

В Соединенных Штатах разные взгляды на рабство привели к Гражданской войне г. . В то время как Север развивал индустриальную экономику и продвигал отмену рабства, Юг имел сельскохозяйственную экономику, основанную на рабском труде. Растущая напряженность переросла в насилие, когда южные штаты отделились от Союза, создав Конфедерацию. Война опустошила страну между 1861 и 1865 годами.Юг был побежден, и война закончилась, в результате чего погибло огромное количество людей. Однако нация воссоединилась, и рабство было полностью отменено.

Городская жизнь в конце 19 века | Расцвет индустриальной Америки, 1876-1900 гг. | Хронология основного источника истории США | Учебные материалы в Библиотеке Конгресса | Библиотека Конгресса

Здание Маршалл Филд, ок. 1898 г.

Между 1880 и 1900 годами города в Соединенных Штатах росли огромными темпами.Из-за роста населения в основном за счет расширения промышленности города США выросли примерно на 15 миллионов человек за два десятилетия до 1900 года. Многие из тех, кто помогал учесть рост населения городов, были иммигрантами, прибывшими со всего мира. Постоянный поток людей из сельской Америки также мигрировал в города в этот период. Между 1880 и 1890 годами почти 40 процентов поселков в Соединенных Штатах потеряли население из-за миграции.

Промышленный рост и рост населения радикально изменили облик городов страны.Шум, пробки, трущобы, загрязнение воздуха, а также проблемы с санитарией и здоровьем стали обычным явлением. Был построен общественный транспорт в виде троллейбусов, канатных дорог и метро, ​​и небоскребы стали доминировать над горизонтом городов. Новые поселки, известные как пригороды, начали строиться сразу за городом. Число пассажиров, которые жили в пригородах, ездили в город и выезжали из него на работу, стало увеличиваться.

Многие из тех, кто проживал в городе, жили в съемных квартирах или многоквартирных домах.Кварталы, особенно для иммигрантов, часто были центром общественной жизни. В окрестностях анклава многие группы иммигрантов пытались придерживаться и соблюдать драгоценные обычаи и традиции. Даже сегодня многие районы или районы некоторых крупных городов Соединенных Штатов отражают это этническое наследие.

В последние годы 1800-х годов промышленные города со всеми проблемами, вызванными быстрым ростом населения и отсутствием инфраструктуры для поддержки роста, занимали особое место в U.История С. Несмотря на все проблемы, а их было много, города способствовали укреплению особой связи между людьми и заложили основу многонационального, многокультурного общества, которым мы дорожим сегодня.

Чтобы найти дополнительные источники на Loc.gov по этой общей теме, используйте такие ключевые слова, как город , район , иммиграция , промышленность , урбанизация , транспорт , пригородов , трущоб , многоквартирных домов и небоскребов .

Документы

Национальный исторический музей Латвии

После объявления Кабинетом министров чрезвычайного положения в Латвии и в целях ограничения распространения Covid-19 Национальный исторический музей Латвии закрыт для посетителей с 21 декабря 2020 года до дальнейших распоряжений Кабинета министров.

С 17 февраля 2020 года Национальный исторический музей Латвии изменил свой юридический и почтовый адрес на адрес Pulka iela 8, Rīga, LV-1007.Во время переезда музея могут возникнуть перебои в электросвязи, поэтому по срочным вопросам обращайтесь в музей по электронной почте: [email protected] Приносим извинения за неудобства!

6 февраля 2020 года музею исполняется 100 лет с момента начала работы нынешнего Национального исторического музея Латвии в Рижском замке. После разрушительного пожара 2013 года музей временно покинул замок, но надеется, что в следующем столетии он как можно скорее вернется в свой исторический дом….

Выставка «Век Латвии» — это совместный вклад латвийских музеев в представление 100-летия Латвии и возможность увидеть прекрасные исторические объекты, хранящиеся в музеях всех регионов Латвии — Курземе, Селии, Видземе, Земгале и Риге. Эти предметы отражают историю латышского народа, земли и страны …

Этот каталог предназначен для помощи в идентификации тех латвийских археологических артефактов, которые чаще приобретаются незаконно, незаконно продаются и вывозятся за пределы территории Латвии.Каталог предназначен для латвийских и зарубежных торговцев, покупателей и коллекционеров культурных ценностей, правоохранительных органов, музеев и других организаций, работающих в сфере культуры …

Исследование основных измерений на JSTOR

Abstract

Последние изменения в моделях семейной жизни в Западной Европе могут быть связаны с историческими особенностями, относящимися к демографическому переходу и культурным изменениям. Факторный анализ, выполненный по набору таких показателей для региональных агрегатов, показывает, что по крайней мере вековой базовый аспект традиционализма против нонконформизма возникает каждый раз, когда появляются новые поведенческие тенденции.Таким образом, текущие события в семейной жизни интерпретируются как продолжение длительного исторического процесса, корни которого уходят в сдвиг западной системы идей к дальнейшему секулярному индивидуализму. Эта культурная интерпретация оставляет место для ускорения тенденций, связанных с экономическими условиями, но не рассматривает недавние демографические изменения в отношении формирования семьи как временные явления, вызванные ослаблением экономического положения молодых когорт.

Journal Information

Основанный в 1975 году, журнал Population and Development Review направлен на углубление знаний о взаимосвязи между народонаселением и социально-экономическим развитием и предоставляет форум для обсуждения связанных вопросов государственной политики.Сочетая удобочитаемость со стипендией, журнал опирается на высокий уровень знаний в области социальных наук — в области экономики, антропологии, социологии и политологии — чтобы предлагать сложные идеи, провокационный анализ и критические идеи. Каждый выпуск включает в себя живую коллекцию рецензий на книги и раздел архивов, в котором освещаются исторические труды, имеющие резонанс для современных демографических дискуссий. Также доступны приложения к журналу.

Информация для издателя

Совет по народонаселению проводит исследования, направленные на решение важнейших проблем здравоохранения и развития.Наша работа позволяет парам планировать свои семьи и намечать свое будущее. Мы помогаем людям избежать заражения ВИЧ и получить доступ к жизненно важным услугам в связи с ВИЧ. И мы даем девочкам возможность защитить себя и сказать свое слово в своей жизни.

Массовая культура и влияние индустриализации

Индустриализация оказала драматическое влияние на все стороны викторианской жизни. Пол Шлике исследует, как это привело к росту коммерческих развлечений и присутствию этих новых культурных форм в романах Чарльза Диккенса.

Эволюция массовой культуры

До подъема индустриализма цикл времен года регулировал жизнь людей. Рождество и летнее солнцестояние были поводом для совместного веселья; весеннее обновление ознаменовалось майскими ритуалами; Дома урожая отметили окончание вегетационного периода. Странствующие шоуфоллы ежегодно путешествовали от деревни к деревне, собираясь на ярмарках, предлагая различные развлечения, относящиеся к средневековью: прогулки на ходулях, кукольные представления, пение, танцы, представление животных, уродов и игры.Жестокие виды спорта, такие как петушиные бои, в основном исчезли к началу XIX века, но развлечения были крепкими, в основном мужскими и хорошо смазывались выпивкой. Прежде всего, это было местное и коллективное участие.

В городах постоянно присутствовали уличные артисты и уличные торговцы, торгующие своими товарами с живым трепом, но в городских условиях не хватало места для отдыха, а быстрорастущие промышленные города были предназначены для поддержки работы, а не для обеспечения условий для отдыха. Население увеличилось более чем вдвое за первую половину века; это, а миграция в города разрушила социальную сплоченность сельских деревень.Кроме того, переполненные трущобы делали выживание опасным и превращали трактир в жизненно важный социальный центр, поскольку антисанитарные условия делали воду и молоко менее безопасными для питья, чем пиво и джин. Низкая заработная плата и продолжительный рабочий день оставляли рабочим мало времени и денег для любой деятельности, кроме работы. Подъем индустриализма навязывал совершенно новую концепцию времени, основанную на жесткой дисциплине часов и оторванную от сезонных закономерностей.

Репрессивные меры

Все чаще власть имущие борются против самого существования массовой культуры.Евангелическое христианство считало праздность корнем зла и выступало против любой деятельности, кроме богослужений в воскресенье, единственный день в неделе, когда у рабочих был досуг. Утилитаристская философия продвигала жизнь, основанную на усердных личных интересах, а не на общении с другими людьми. Реформа воздержания нанесла удар по основному компоненту социальной сплоченности — совместному употреблению алкоголя.

Постепенный крах старого, стабильного, консервативного общества под давлением четвертьвековой войны против Франции и репрессивных мер, предпринятых реакционными правительствами, опасающимися мафии и потенциального повторения на родной земле Французской революции, еще больше подорвал традиционную массовую культуру.Правительство безнадежно теряло связь с населением, принимало репрессивные законы, подавляло литературу, которая считалась крамольной, отправляло войска, когда люди мирно собирались (Петерлоо), и боролось изо всех сил против малейшей реформы к безнадежно устаревшей форме правления. . Times назвал всех, кто хотел большего (например, Оливер Твист, чартисты) «деструктивными».

В течение 1830-х и 1840-х годов старые культурные традиции угасали быстрее, чем появлялись новые формы, которые их заменяли.Ненадежное существование шоуменов Панч и Джуди, ходулистов, собачьих исполнителей и путешествующих восковых фигур, которые Диккенс представил в The Old Curiosity Shop , отражает социальную реальность.

Расцвет коммерческих развлечений

В долгосрочной перспективе старые модели массового участия уступили место более масштабным коммерческим развлечениям, в которых зрители платили за просмотр профессиональных исполнителей. Театры и цирки росли в размерах и количестве, а во второй половине 19 века мюзик-холл и организованный спорт стали очень популярными.Они предлагали близость между преимущественно рабочим классом и звездами и включали в себя ритуальное участие, когда все присоединялись к пению хора или аплодисментам своей команды.

Но развлечение все больше превращалось в большой бизнес с высокими зарплатами, профессиональным менеджментом, строгим лицензированием в залах и кодифицированными правилами для футбола и регби. Диккенс любил театр и цирк (хотя он был потрясен появлением после середины века смельчаков Леотара на летающей трапеции и Блондена на канате), но коммерческое развитие развлечений не привлекало его; вместо этого он неоднократно обращался в своих произведениях к скромному удовольствию беззаботного веселья с друзьями и семьей, к общему удовольствию от развлечений и, прежде всего, к ценностям творческого восторга и сочувствия, которые способствовали развлечению.

Наблюдения Диккенса над популярной культурой

Повседневная жизнь и повседневные люди , подзаголовок первого опубликованного тома Диккенса, Sketches by Boz , объявляет о теме, которая была в центре его писаний на протяжении всей его жизни (1812–1870). Диккенс страстно заботился о социальных и экономических возможностях простых людей и активно защищал их право на досуг и развлечения.

Диккенс впервые начал публиковать зарисовки в 1833 году в журналах и газетах.Он заявил, что цель их написания заключалась в том, чтобы запечатлеть свое собственное развлечение, наблюдая за людьми за работой и отдыхом, и развлечь своих читателей. Эскизы переносят нас в частный театр, цирк, увеселительный сад, клуб песни и ужина; Боз наблюдает, как люди поют, танцуют, пьют и возятся в своем саду. В том же году, когда Боз (1836) собрал эскизы в виде эскизов, состязательный характер его позиции был зарегистрирован в его брошюре Sunday Under Three Heads, , которая содержит язвительную атаку на предлагаемый закон, ограничивающий занятия по воскресеньям.Диккенс настаивает на том, что «преобладают только хорошее настроение и веселье» в «невинных и безобидных» удовольствиях, которые трудящиеся разделяют со своими друзьями и семьями (гл. 1).

Николас Никльби , посвященный его другу Уильяму Чарльзу Макреди, выдающемуся трагику того времени, включает в себя любовно наблюдаемое изображение труппы бродячих актеров и записывает явное удовольствие от исполнения, которое их мотивирует, как это было видно, когда Винсент Краммлз буйно обнимает Николая на общественной улице и театрально прощается со своим «львиным сердцем» (гл.30). Артисты цирка в Hard Times драматизируют убеждение Диккенса в том, что любовь к театральному представлению является врожденной и необходимой для человеческого благополучия; Начальник манежа мистер Слири астматически озвучивает аксиому Диккенса: «Людей надо амутировать. . .они не могут быть всегда работой, они не могут постоянно учиться. Делайте все возможное, а не wurtht ‘(глава 6) И в персонаже Дика Свивеллера в The Old Curiosity Shop Диккенс представляет наиболее привлекательные аргументы в пользу ценностей, связанных с любовью к развлечениям: живое воображение Swiveller делает его восприимчивым таинственному маленькому слуге, которого он обнаруживает, скрывающимся под адвокатской конторой; играя с ней в игры, предлагая ей еду и напитки и изобретая для нее экзотическую личность маркизы, он создает для нас настоящую героиню, столь же прекрасную, как все сказки или арабские ночи.

Из зрелищных видений Лиззи Хексам и Луизы Грэдгринд, матча по крикету между Дингли Деллерами и Алл-Магглтоном, рождественского ужина Крэтчитов или ночи из Смитерса и Поттера, многочисленных изображений развлечений и развлечений Диккенсом и его убежденность в важности творческой восприимчивости, дает некоторые из его наиболее интересных произведений и подводит нас к сути его ценностей.

  • По сценарию Пола Шлике
  • Пол Шликке (бакалавр Стэнфордского университета, доктор философии Калифорнийского университета в Сан-Диего), автор Диккенса и Popular Entertainment , составитель записи Диккенса в Кембриджской библиографии английской литературы (3-е изд.), Редактор Oxford Companion to Charles Диккенс , автор многочисленных статей, обзоров и изданий, преподавал в Университете Абердина в 1971–2010 годах.Он был президентом Общества Диккенса Америки, президентом международного сообщества Диккенса и председателем попечителей музея Чарльза Диккенса. В настоящее время он редактирует эскизов Боза для Clarendon Press.

Наш 19 век.Феномен культуры и историческая концепция | H-Soz-Kult. Kommunikation und Fachinformation für die Geschichtswissenschaften | Geschichte im Netz

19.05.2011

09:30 — 10:00
Регистрация. Открытие конференции: Е.А. Вишленкова, Д.А. Сдвижков

10:00 — 13:30
I. Семантика века

Основной доклад: Денис Сдвижков

1.Малышева Светлана (Казань), «Рождение досуга»: истоки и эволюция понятий в процессе модернизации русского быта, 2-я половина 19 века — начало 20-го

2.Виктория Файбищенко (Москва), XIX — век разочарований. Практика субъективности и время в истории

3. Вера Дубина (Москва), Скука в XIX веке

4. Денис Сдвижков (Москва): Изобретение века. «XIX век» как историческое понятие

5. Анна Пиотровская (Краков), Музыкальная «экзотика» России в XIX веке

6. Ирина Кулакова (Москва), XIX век: практика путешествий россиян по России как средство понимание страны в пространстве и времени

7.Александр Полунов (Москва), Победоносцев: космический континуум русского консерватора XIX века

13:30 — 14:30 — Обед

14:30 — 18:00
II. Тропы века

Основной адрес: Ирина Савельева (Москва)

1. Елена Вишленкова (Москва), «Век классической университетской культуры»: деконструкция тропа

2. Ольга Эдельман (Москва), легенда русского XIX века: декабристы

3.Мария Майофис (Москва), Концепция морального оккультизма как основа для пересмотра определений «эпоха романтизма» и «эпоха реализма»

4.Семен Экштут (Москва), «Новые люди» или «угрюмые люди» в зеркале русской литературы: проблема времени и хронотопос

5. Борис Степанов (Москва), «Золотой век русской музыки»: Глинка в Кинотеатр Сталин

6. Оксана Рафалюк (Москва), Образы «Золотого века» в культурной памяти России

7. Наталья Проскурякова (Москва), XIX век для академических целей, или Личный опыт написания университетского учебника

20.05.2011

10:00 — 13:30
III.Век в космосе

Основной доклад: Александр Мартин (Нотр-Дам, Индиана)

1. Алексей Миллер (Будапешт / Москва), XIX век как эпоха Империи

2. Франц Филлафер, Ян Сурман (Вена-Констанц) ). Девятнадцатый век Габсбургов? Панмонархическая и национальная истории и их концептуализация

3. Мацей Яновский (Варшава / Будапешт), XIX век смотрит на историю

4.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *