Культура россии второй половины 19 века: Культура России во II половине XIX века — Российская Империя

37. Культура России второй половины XIX – начала хх вв.

Изменения в экономической и политической жизни после падения Целостного права создали новые условия для развития культуры. Капиталистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (администраторах, юристах, инженерах, профессионально-технически образованных рабочих). Оживление общественно-политической жизни и активизация идейной борьбы оказывали значительное влияние на развитие культуры. Сложился новый социальный слой — российская интеллигенция, для которой стала характерной не только принадлежность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служению обществу и на благо народа.

В политике правительства в области культуры прослеживались две линии. Первая была направлена на удовлетворение социокультурных потребностей государства. Около 10% государственного бюджета тратилось па культурные нужды, медицинскую помощь и социальное призрение.

Вторая линия была нацелена на формирование общественного сознания в духе обновленной теории «официальной народности» и предотвращение демократизации образования. Эта линия рсализовывалась его ограничением, цензурной политикой и усилением влияния церкви на общество.

Культура России второй половины XIX — начала XX в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. На рубеже XIX—XX вв. в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека XX в. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусство и жизнь, место художника в обществе и др. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современники назвали «серебряным веком» русской культуры.

Просвещение и образование. В отличие от стран Западной Европы в России не было закона о всеобщем обязательном начальном образовании.

Однако потребности производства требовали профессионально образованных работников. Поэтому правительство пошло на расширение сети школ. Это позволило повысить уровень грамотности населения с 7% в начале 60-х годов XIX в. до примерно 30% в начале XX в. Система образования, сложившаяся во второй половине XIX в., в основных чертах сохранилась до 1917 г.

В 1887 г. так называемым «циркуляром о кухаркиных детях» запрещалось принимать в гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Без свидетельства об окончании гимназии нельзя было поступить в университет. Это было способом сохранения сословной системы образования и торможения его демократизации.

Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе и Томске, в начале XX в.— в Саратове. Быстро росло количество специальных высших учебных заведений; открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государственных, появились частные высшие учебные заведения.

Поскольку поступление женщин в университеты затруднялось, то на общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), Москве (В. И. Герье) и других городах. Накануне Первой мировой войны в России было 120 высших учебных заведений, в которых обучалось 130 тыс. студентов.

Наука. Во второй половине XIX — начале XX в. углубился процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и прикладные. Потребности индустриального развития России и новые попытки философскою осмысления соотношения природы и общества накладывали особый отпечаток на состояние естественных и гуманитарных наук.

В естественных науках крупнейшее значение имело открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона химических элементов. Классическую теорию химического строения органических тел создал А. М. Бутлеров. Н. Д. Зелинский заложил основы учения об органическом катализе. А. И. Каблуков выполнил основополагающие работы в области электрохимии и физической химии. 60—70-е годы XIX в. стали «золотым веком» в отечественной химии.

Фундаментальное и прикладное значение имели исследования математиков П. Л. Чебышева, А. М. Ляпунова, С. В. Ковалевской в области теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математической физики.

Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. Работы А. Г. Столетова подготовили условия для создания современной электронной техники. Переворот в электрическом освещении произвели открытия П. Н. Яблочкова (дуговая лампа), А. Н. Лодыгина (лампа накаливания). Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1901) был — удостоен А. С. Попов за изобретение в 1895 г. электрической связи без проводов (радио). Сенсационное сообщение на Международном конгрессе физиков сделал П. Н. Лебедев, подтвердивший электромагнитную природу света, измеривший его давление на твердое тело и газы. «Отцом русской авиации» называют Н. Е. Жуковского — основоположника современной гидроаэродинамики.

В философии проявилась потребность нового осмысления природы, общества и их связи с человеком. Усилилась критика эволюционной теории Ч. Дарвина, с материалистических позиций объяснявшей биологическое развитие естественным отбором. Многие ученые-материалисты перешли на идеалистические позиции. Значительной части научной и художественной интеллигенции стали присущи религиозно-философские искания (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский). Одновременно большое распространение в России получил марксизм как философская основа познания и преобразования общества (Г. В. Плеханов, В. И. Ульянов-Ленин). Он привлекал своей кажущейся универсальностью и простотой в объяснении общественно-исторических процессов. Однако политическая практика марксистов, их нацеленность на преобразование общества революционным путем, признание преобладания материальной жизни над духовной оттолкнули от них (особенно после революции 1905—1907 гг.) часть интеллигенции. Все чаще философы и социологи стали склоняться к идее, что только через нравственное совершенствование, духовное очищение и творческие устремления можно создать справедливое общественное устройство.

Во второй половине XIX — начале XX в. в связи с необходимостью понимания современных процессов и будущего России чрезвычайно вырос интерес к историческим знаниям. Выдающийся ученый С. М. Соловьев, чья деятельность началась еще в первой половине XIX в., написал множество работ по разным историческим проблемам и фундаментальный труд «История России с древнейших времен». В нем он обосновал новую концепцию, объяснявшую отечественную историю природными и этническими особенностями русского народа. В. О. Ключевский, создавший оригинальную концепцию русской истории, оказал огромное влияние на развитие отечественной исторической науки. Различные идейные взгляды историков вызвали появление трудов, в которых история России рассматривалась или с либеральных (П. Н. Милюков), или с марксистских позиций (М. Н. Покровский).

Литература. Художественная литература второй половины XIX — начала XX в. сохраняла традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность. Их развивали И. С. Тургенев. Н. Д. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн и др. Социальные и философско-нравственные проблемы особенно отразились в творчестве Л. Н. Толстого, который был мировым лидером критического направления в литературе. В произведениях М. Горького наиболее явственно проявилась связь реалистического метода с постановкой острых социально-политических проблем России начала XX в.

Театр. Во второй половине XIX—начале XX в. активно развивалось театральное искусство. Репертуар формировался в основном на национальной основе, на драматических произведениях классиков русской литературы — А. Н. Островского, Л. Я. Толстого, А. П. Чехова, А. М. Горького.

Кино. На рубеже XIX—XX вв. в России появилось киноискусство, сразу получившее особую популярность. Первая демонстрация кинофильма состоялась в России в мае 1896 г. {в Петербурге — в увеселительном саду «Аквариум», в Москве — в саду «Эрмитаж»).

С 1903 г. стали открываться стационарные «электротеатры», «иллюзионы». К 1916 г. в России было около 4 тыс. кинотеатров, которые ежедневно посещало до 2 млн. зрителей.

Музыка. Во второй половине XIX в. окончательно оформилась национальная музыкальная русская школа. В начале 60-х годов XIX в. в России сложилась творческая группа композиторов, которую критик В. В. Стасов назвал «Могучей кучкой». В нее входили М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков. В их творчестве наиболее полно проявились национальный дух, уважение к народным песенным мелодиям.

Живопись и скульптура. В середине XIX в. в изобразительном искусстве на длительный период утвердился реализм. Он складывался в борьбе с академизмом первой половины XIX в., выражал принципы демократической и гражданственной эстетики.

Архитектура.

Градостроительство было связано с бурным экономическим развитием пореформенной России. Облик городов определи теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначения — банки, магазины, вокзалы, доходные дома. Расширился ассортимент строительных материалов — бетон, цемент, металлические конструкции, стекло.

В целом достижения русской культуры получили мировое признание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Имена русских путешественников остались на географической карте мира. В начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.

Русская культура во второй половине XIX века.

Урок истории в 10 классе.

Учитель МОУ «Беляевская средняя общеобразовательная школа»

Полозов Валентин Зиновьевич.

Русская культура во второй половине XIX века. (2 часа)

Задачи урока:

  • Углубить знания учащихся о культуре России второй половины XIX века.

  • Выявить противоречия между духовным содержанием российской культуры и общественно-политической средой, в которой она существовала.

  • Показать актуальность произведений литературы, поэзии, музыки, драматургии, изобразительного искусства второй половины XIX века.

Оборудование урока:

    1. выставка художественных произведений писателей – классиков русской литературы второй половины XIX века.

    2. Галерея портретов деятелей культуры России, имеющих мировое признание.

    3. иллюстрации произведений художников – передвижников.

    Ход урока:

    Вторая половина XIX века стала периодом, когда русская культура уверенно и навсегда заняла видное место в культурном ареале достижений человечества. Русская живопись, русский театр, русская философия, русская литература утвердили свои мировые позиции. Без них культурный багаж человечества был бы заметно беднее.

    Слайд «Факторы, способствовавшие развитию культуры»

    Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. Капиталистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (администраторах, юристах, инженерах, профессионально образованных рабочих). Оживление общественно-политической жизни и активизация идейной борьбы оказывали значительное влияние на развитие культуры. Сложился новый социальный слой – российская интеллигенция, для которой стала характерна не только принадлежность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служить обществу и народу

    В политике правительства в области культуры прослеживались две линии. Первая была направлена на удовлетворение социокультурных потребностей государства. Около десяти процентов государственного бюджета тратилось на культурные нужды, медицинскую

    Помощь и социальное призрение. Вторая линия была направлена на формирование общественного сознания в духе обновленной теории «официальной народности» и предотвращение демократизации образования. Эта линия реализовывалась его ограничением, цензурной политикой и усилением влияния церкви на общество.

    Просвещение и образование. Сообщение ученика.

    Во второй половине XIX века углубился процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и прикладные. Потребности индустриального развития России и новые попытки философского осмысления соотношения природы и общества накладывали особый отпечаток

    Наука. Сообщение ученика. По ходу сообщения учащиеся самостоятеньно составляют таблицу:

    Отрасли науки

    Имена ученых

    Достижения:

    идеи, открытия, внедрение

    Работа с учебником. Конспект «Важнейшие составляющие отечественной культуры». Стр.438 – 439. Начать со слов: «Правильно понять важнейшие составляющие отечественного культурного процесса невозможно, если при рассмотрении игнорировать базовый духовный элемент».

    Слайд «Художественная литература России во второй половине XIX века».

    Вторая половина XIX века – новый этап развития реализма в русской художественной культуре. Он связан с проникновением в глубины человеческого сознания и чувства, в сложные процессы общественной жизни. Произведениям искусства, созданным в это время свойственен гуманистический пафос, высокие нравственные и эстетические идеалы.

    Литература.

    Русская литература второй половины XIX века продолжает традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Ощущается сильное влияние критики на литературный процесс, особенно магистерской диссертации Н. Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности». Его тезис о том, что прекрасное есть жизнь, лежит в основе многих литературных произведений второй половины XIX века. Отсюда происходит желание вскрыть причины социального зла. Главной темой произведений литературы и, шире, произведений русской художественной культуры становится в это время тема народа, её острый социально-политический смысл. В литературных произведениях появляются образы мужиков – праведников, бунтарей и альтруистов-философов. Произведения И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского отличаются многообразием жанров и форм, стилистическим богатством. Отмечается особая роль романа в литературном процессе как явления в истории мировой культуры, в художественном развитии всего человечества. «Диалектика души» стала важным открытием русской литературы этого периода. Наряду с появлением «великого романа» в русской литературе появляются малые повествовательные формы великих русских писателей, произведения А. Н. Островского и А.П. Чехова.

    Сообщения учащихся о творчестве писателя.

    Слайд «Изобразительное искусство России во второй половине XIX века».

    Изобразительное искусство. Острое чувство гражданственности стало свойственно не только произведениям литературы, но и было характерной чертой изобразительного искусства пореформенной России. Самым ярким явлением второй половины XIX века стало создание Товарищества передвижных художественных выставок и артелей художников. Их произведения отличались широтой тематики и многообразием жанров: от сатирических, построенных по принципу социального контраста, до философских, поэтических, полных раздумий о судьбах Родины, утверждающих достоинство и красоту человека. Передвижники продолжили традиции русских художников середины XIX века П. А. Федотова и А. А. Иванова.

    В творчестве передвижников большую роль играл бытовой жанр как более доступный широкому зрителю, как связанный непосредственно с повседневной жизнью. Тема народных страданий находит своё место в искусстве русского художника В. Г. Перова («Тройка», «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы»). В его произведениях обнажённая правда жизни сочетается с проникновением личностью, лаконизмом, глубокой обобщенностью образов. В эпическом звучании полотен особую роль играет пейзаж, подчёркивающий настроение героев полотен Перова.

    Важную роль в творчестве передвижников играет портрет, который открывает зрителю нового героя – разночинца, демократа, духовно богатого, творческого, активного общественного деятеля. Среди работ Перова хочется отметить портреты драматурга А. Н. Островского и писателя Ф. М. Достоевского, в которых художник проникает в сущность творческой индивидуальности крупнейших представителей русской литературы.

    Жизненной убедительностью, яркой индивидуальностью, глубиной и меткостью характеристик отличаются портреты И. Н. Крамского. Он навсегда умел охватить характерное, типическое в изображаемом герое, видел значение обстановки, вещей, деталей. Интересными являются портреты Л. Н. Толстого и П. М. Третьякова, на которых он запечатлел сложность духовной жизни, глубину характеров.

    Вершиной творчества передвижников и началом нового этапа в развитии русской национальной культуры является искусство мастеров исторической живописи И. Е. Репина и В. И. Сурикова. Свои исторические полотна Суриков пишет на сюжеты, позволяющие раскрыть мощную силу народа, передать достоверность исторических событий и приблизить прошлое к современности. Атмосфера сложных противоречий и социальных конфликтов петровского времени отразилась в картине Сурикова «Утро стрелецкой казни», которую художник трактует как народную трагедию.

    В другом историческом полотне («Боярыня Морозова») Суриков создаёт сложный противоречивый образ героини, чей подвиг, исполненный физической и нравственной красоты, пробуждает в народе несокрушимые силы.

    Заметным историческим полотном является произведение И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван», замысел которого возник как отклик на событие современности – казнь первомартовцев, как утверждение идеи безумия и преступности самодержавия как формы правления. Недаром эта картина Репина была арестована и не разрешалась к показу в Третьяковской галереи.

    Глубиной характеристик отличаются портреты М. П. Мусоргского, П. Стрепетовой, Л. Н. Толстого, В. Стасова, принадлежащих кисти Репина.

    Величием, богатством, лиризмом в картинах родной природы, песенностью наполнены пейзажи русских художников второй половины XIX века. В это время идёт становление реалистического пейзажа (А. Саврасов «Грачи прилетели», Ф. А. Васильев «Оттепель», Н. Н. Шишкин «Рожь»), лирического и задушевного (И. И. Левитан «Март», «Золотая осень», «Весна. Большая вода»), социально – философского (Левитан «Владимирка», «Над вечным покоем»).

    Сообщения учащихся. Рассказ о творчестве художника.

    Слайд «Музыкальное искусство России во второй половине XIX века».

    Музыка. В русской музыке второй половины XIX века прослеживается связь с демократическим движением эпохи. В России возникают два музыкальных центра. Один из них находится в Петербурге, Другой – в Москве. В Петербурге возникло движение композиторов, которое получило название «Могучая кучка». Московский центр музыкального искусства был представлен произведениями П.И. Чайковского.

    Сообщение учащихся о творчестве композиторов «Могучая кучка» и П.И. Чайковском.

    Слайд- вывод «Основные черты культуры России во второй половине XIX века».

    Если говорить в целом, то достижения русской культуры второй половины XIX века получили мировое призвание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Имена русских путешественников остались на географической карте мира. В отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.

    Домашнее задание.

    Сравните развитие культуры России первой и второй половины 19 века по предложенным вами критериям.

    В чем проявилась преемственность культурного развития страны?

    Какие культурные новации характерны для второй половины века?

    Архитектура русских провинциальных театров второй половины XIX века в региональном и глобальном аспектах культуры

    Серия: Успехи социально-педагогических и гуманитарных исследований

    Авторы

    Ольга Баева

    Автор-корреспондент

    Ольга Баева

    Доступен в Интернете с декабря 2018 г.

    DOI
    10.2991/icassee-18.2018.98Как использовать DOI?
    Ключевые слова
    театральная архитектура; театральная культура; архитектура второй половины XIX века; провинциальные города; здания театра
    Abstract

    Статья посвящена истории архитектуры провинциальных театров Российской империи второй половины XIX века. Автор показывает, что развитие городской культуры и интерес к театральному искусству привели к строительству театральных зданий в губернских и уездных городах. Театры стали материальным выражением высокого экономического положения города и символом развития духовной культуры горожан. Сравнительный анализ европейских и русских театральных построек позволяет сделать вывод, что в театральной архитектуре этого периода предпочтение отдавалось сходным объемно-пространственным и стилистическим решениям. Между тем рождение национального русского театра, совпавшее с повышенным вниманием к формам национального зодчества, обусловило обращение русских проектировщиков и заказчиков к русскому стилю в театральной архитектуре.

    Copyright
    © 2018, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
    Открытый доступ
    Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

    Скачать статью (PDF)

    Название тома
    Материалы 2-й Международной конференции по искусствоведению: наука, опыт, образование (ICASSEE 2018)
    Серия
    Достижения в области социальных исследований, образования и гуманитарных наук0018
    Дата публикации
    декабрь 2018
    ISBN
    10. 2991/ICASSEE-18.2018.98
    ISSN
    2352-5398
    DOI
    10.299998 AIC18.WARSE-1118.HIC18.18.189918.18.18918.18.189918.18.18918.18.189918.18.189918.18.189918.18.189918.18.189918.18.1899918.
    Copyright
    © 2018, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
    Открытый доступ
    Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

    Цитировать эту статью

    ризенвбиб

     TY - КОНФ
    AU - Ольга Баева
    КГ - 2018/12
    СР - 2018/12
    ТИ - Архитектура русских провинциальных театров второй половины XIX века в региональном и глобальном аспектах культуры
    BT - Материалы 2-й Международной конференции по искусствоведению: наука, опыт, образование (ICASSEE 2018)
    ПБ - Атлантис Пресс
    СП - 480
    ЭП - 484
    СН - 2352-5398
    УР - https://doi.org/10.2991/icassee-18.2018.98
    ДО - 10.2991/icassee-18.2018.98
    ID - Баева2018/12
    Скорая помощь -
     

    загрузить .riscopy в буфер обмена

    Проект MUSE — История, память и модернизация городов России XIX века

    • История, память и модернизация городской России XIX века

    • Александр М. Мартин
    • Критика: исследования истории России и Евразии
    • Издательство Славика
    • Том 11, номер 4, осень 2010 г. (новая серия)
    • стр. 837-870
    • 10.1353/кри.2010.0003
    • Обзор
      • Посмотреть цитату
    • Дополнительная информация

    Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

    • History, Memory, and the Modernization of 19th-Century Urban Russia

    • Alexander M. Martin (bio)

    Aleksandr Borisovich Kamenskii , Povsednevnost´ russkikh gorodskikh obyvatelei: Istoricheskie anekdoty iz provintsial´noi zhizni XVIII века (Повседневная жизнь русских обывателей: Исторические анекдоты провинциальной жизни XVIII века) . 403 с. Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2006. ISBN 5728108075.

    Александр Иванович Куприянов, Городская культура русской провинции: Конец XVIII-первая половина XIX века. половина 19 века) . 476 с. М.: Новый хронограф, 2007. ISBN-13 978-5948810188.

    Владимир Викентьевич Лапин, Петербург: Запахи и звуки . 281 с. СПб: Европейский дом, 2007. ISBN-13 978-5801502205.

    Жорж Нива, изд., Les sites de la mémoire russe, 1: Géographie de la mémoire russe (Места русской памяти, 1: География русской памяти) . 849 стр. Париж: Librairie Artème Fayard, 2007. ISBN-13 978-2213600604. €45,00.

    Сюзанна Шаттенберг , Die corrupte Provinz? Russische Beamte im 19. Jahrhundert (Коррупция в провинции? Русские чиновники в XIX веке) . 294 стр. Франкфурт-на-Майне: Кампус, 2008. ISBN-13 978-3593386102. 29,90 евро.

    Элисон К. Смит , Рецепты для России: еда и государственность при царях . 259 стр. ДеКалб: Издательство Университета Северного Иллинойса, 2008. ISBN 0875803814. 40 долларов США.

    В какой-то момент в середине 19-го века Россия внезапно наполнилась современными европейцами из среднего класса: читателями, покупателями, гражданскими активистами, городскими фланерами . Мы знаем их лица по картинам и фотографиям, а их голоса — по мемуарам и художественной литературе. Так глубоко впитали эти сыновья и дочери купцов, священнослужителей и прочих «простолюдинов» культуру современности, что в следующем столетии даже свержение двух модернизирующих режимов, царского и коммунистического, не смогло повернуть вспять торжество самой западной современности — мужчины продолжали бриться, девочки по-прежнему ходили в школу, кафтаны не вернулись, наука, искусство и потребительство шли своим чередом. Тем не менее, мы мало знаем об этом культурном процессе как потому, что многие из тех же самых современных россиян приняли нелепое представление о том, что взгляды западного среднего класса каким-то образом чужды их национальному характеру, так и потому, что политика 20-го века сосредоточила внимание на том, что отличало Россию от других. .

    Таким образом, в нашем знании истории России есть две важные слабости: как простые русские в 19 веке превратились в современных европейцев среднего класса и почему это так широко игнорируется. Чтобы сплагиатить названия двух канонических текстов о современности и национализме, мы могли бы назвать этот процесс «провинциалами в (современных) русских» и «изобретением (славянофильской) традиции».

    Этим темам — модернизации и памяти — посвящены книги, рассматриваемые в данном обзоре. Александр Каменский и Александр Куприянов называют дореформенные провинциальные города горнилом культурной модернизации России. Сюзанна Шаттенберг исследует особую подгруппу дореформенного общества, провинциальную бюрократию, перед дилеммами современности. Владимир Лапин исследует модернизацию городской среды и то, как она повлияла на чувственное восприятие россиянами окружающего мира. Элисон К. Смит и команда авторов, собранная Жоржем Ниватом, берутся за создание идентичности и памяти. В совокупности эти книги обещают пролить новый свет на то, как русские стали современными европейцами среднего класса и почему этому развитию уделялось так мало внимания.

    Прежде чем обсуждать книги более подробно, мы должны рассмотреть историографическую проблему, которую они решают.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *