Культура россии в 19 веке: The page cannot be found

Культура России XIX века

Предпосылки развития российской культуры

XIX век смело можно назвать веком небывалого взлёта русской культуры. Несмотря на то, что в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от европейских государств, в культурном плане она во многом опережала своих соседей.

Причины развития культуры:

  1. Реформы Петра I;
  2. Просвещенный абсолютизм Екатерины II;
  3. Постепенное установление более близких контактов с Западной Европой;
  4. Развитие капиталистических отношений внутри страны;
  5. Возникновение оппозиционных течений в обществе.

Замечание 1

Важную роль сыграла победа в войне 1812 года и последовавший за ней рост национального самосознания.

Однако стоит отметить, что правительство сдерживало развитие культуры, борясь против общественной мысли в музыке, живописи, литературе и публицистике. К тому же, крепостное право ограничивало доступ к достижениям культуры господствующими классами; широкое народное образование не приветствовалось.

Наука

В XIX веке всё большее значение придавалось научным открытиям, имевшим прикладной характер. Естественные науки стремились к всё более тщательному познанию законов природы. Мировое признание получили труды многих русских учёных. Академик В.В. Петров положил начало применению электричества на практике. Н.И. Пирогов первым в мире начал проводить операции под эфирным наркозом. Н.И. Лобачевский в 1825 году создал неевклидову геометрию. Д.И. Менделеев разработал периодическую систему химических элементов.

В начале века в путь отправились многочисленные научные экспедиции, исследовавшие Ледовитый и Тихий океаны, Дальний Восток и Среднюю Азию. 1803 – 1806 годы – кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. В 1820 году М.П. Лазарев и Ф.Ф. Беллинсгаузен открыли Антарктиду.

Литература

Успешно развивались выделившиеся в самостоятельную область гуманитарные науки: с ростом национального самосознания возросло желание россиян познать свою историю; важной задачей стала разработка норм русского литературного языка, что дало ведущую роль в становления культуры литературе. Именно она определила XIX век как «золотой век» русской культуры.

Сменялись различные эстетические направления: сентиментализм, романтизм, реализм. Утверждались ценности русской литературы: народность, патриотизм, высокие гуманистические идеалы и поиски социальной справедливости. Несмотря на жесткую цензуру, которой подвергались произведения, литература оставалась важным инструментом развития общественной мысли. В XIX веке творили такие писатели, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Н.А. Некрасов, А.А. Фет, Ф.М. Достоевский, А.И. Куприн, М. Горький и многие другие классики.

Образование

В начале века существовала замкнутая сословная система образования. Школьного обучения для крепостных крестьян не было, а для дворянских отпрысков открывались специальные средние учебные заведения – кадетские училища. Широко было распространено домашнее образование, где ключевое внимание уделялось освоению иностранных языков, музыки, словесности, этикету и живописи. Крайне ограниченными оставались и возможности женского образования: несмотря на постепенное появление различных женских институтов, основная масса россиянок была лишена возможности получать даже начальное образование.

Крупнейшие политики понимали, что государству требуются образованные, грамотные люди, но в то же время они боялись широкого просвещения народа. Только с 60-ых годов, после реформ Александра II, просвещение сделало огромный шаг вперёд. Сложилось три основных типа начальной школы: государственная, земская и церковно-приходская. Среднее образование давали классические и реальные гимназии, также был основан ряд университетов.

Замечание 2

Для сравнения: в 60-е годы читать умело лишь 6% населения, в 1897 году – уже 21%.

Живопись и архитектура

Сильные изменения произошли и в живописи. В 1870-ые четырнадцать художников вышли из состава Академии художеств, придерживавшейся консервативной политики, и образовали «товарищество передвижников», стремящееся к популяризации искусства и вовлечении провинции в художественную жизнь страны. Картины передвижников были сатирическими и обличительными, в них фигурировали бытовые сюжеты, большое внимание уделялось крестьянству. Самые известные художники XIX века: И. Суриков, В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.М. Васнецов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, А.Й. Куинджи.

Русская архитектура первой половины XIX следовала традициям позднего классицизма. Для нее было характерно создание крупных, единых, гармоничных ансамблей, что особенно чётко можно увидеть на примере Петербурга, где были воздвигнуты здание Адмиралтейства, Казанский и Исаакиевский соборы. Сгоревшая в 1812 году Москва тоже отстраивалась по традициям классицизма, но с меньшим размахом. Подражая столицам, преображались и провинциальные города.

Театр и музыка

В первой половине XIX века в России оживилась театральная жизнь. Театр развивался аналогично литературе — в нем в первые десятилетия века господствовали классицизм и сентиментализм, затем сменившиеся реализмом. Ставили пьесы Ф. Шиллера, У. Шекспира, Н.В. Кукольника. Важным событием общественно-культурной жизни России стала постановка пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор». В развитии российского театра огромную роль сыграл драматург А.Н. Островский, чьи пьесы почти три десятилетия украшали Большой и Малый театры.

В России постепенно складывались национальная театральная школа, воспитавшая многих талантливых артистов. Развивался театр в провинции, возникали частные и «народные» театры.

Русская музыка получила самобытное развитие. Композиторы не стремились к заимствованиям у иностранных авторов, а искали собственные пути музыкального самовыражения, примером чего может служить появление русского романса, где народные мотивы сочетались с романтизмом. В XIX веке творили такие композиторы, как М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский.

Развитие русской культуры в первой половине XIX века

Характерными чертами культуры первой половины XIX в. были: ее демократизация; увеличение числа деятелей культуры из непривилегированных сословий; тесное взаимодействие русской культуры с мировой, в первую очередь с европейской; начало мирового признания лучших достижений русской культуры.

Содержание

  • 1 Просвещение
  • 2 Книгопечатание и книготорговля
  • 3 Литература
  • 4 Изобразительное искусство
  • 5 Музыка

Просвещение

В начале века, с образованием Министерства народного просвещения, в России впервые создается единая государственная система народного образования. Вся страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых предполагалось иметь университет. Было создано четыре типа учебных заведений. Начальное образование дети получали в одноклассных школах, которые создавались при церковных приходах (отсюда и их название — приходские), а также в двухгодичных уездных училищах (они создавались в уездных городах).

В приходских школах чтению, письму, арифметике и Закону Божию учились, как правило, дети крестьян; в уездных училищах начальное образование получали преимущественно дети купцов, мещан, мелких чиновников. Дворянские дети первоначальное образование обычно получали дома под руководством иностранцев — французов или немцев.

В губернских городах создавались средние учебные заведения — гимназии с четырехлетним сроком обучения — для детей дворян и чиновников. Окончание гимназии давало право поступления в высшие учебные заведения — университеты.

Кроме действовавшего с 1755 г. Московского, в первой четверти XIX в. были открыты Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский и Петербургский университеты. По уровню даваемых Знаний близко к университетам стояли лицеи — Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле.

Это были привилегированные учебные заведения, предназначенные исключительно для детей дворян, готовившие молодых людей к государственной службе. 

Однако во второй четверти XIX в. по новому уставу учебных заведений каждый тип школы становился сословно обособленным. Так, приходские одноклассные школы предназначались для детей «самых низших состояний», трехклассные уездные училища — для детей «купцов, ремесленников и других городских обывателей». Для детей дворян, чиновников, крупных купцов были предназначены семилетние гимназии, окончание которых давало право поступления в университеты и другие высшие учебные заведения.

Книгопечатание и книготорговля

Во второй четверти XIX в. в стране увеличилось число образованных людей. Этому во многом способствовал рост печати, расширение книготорговли, открытие публичных библиотек. Несмотря на ограничительные меры и строгость цензуры, росло число издаваемых книг, открывались новые газеты и журналы. В конце 50-х гг. в России ежегодно издавалось около 2 тысяч книг. Число же периодических изданий за полвека увеличилось более чем в 3,5 раза.

Литература

Большое значение в развитии русской национальной культуры и духовной жизни, в развитии общественной мысли и осознании окружающей действительности имела литература. На рубеже XVIII—XIX вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому направлению пришел Г. Державин. Основоположником сентиментализма в русской литературе был Н. Карамзин («Бедная Лиза»). Однако сентиментализм просуществовал недолго. Война 1812 г. вызвала к жизни новое направление — романтизм. Наиболее видным представителем раннего романтизма был В. Жуковский (баллады «Людмила», «Светлана»). Отдал дань романтизму и А. Пушкин (поэма «Цыганы»). Но и романтизм как ведущее литературное направление был не долог. На смену ему пришел реализм, представителями которого были А. Грибоедов (комедия «Горе от ума») и И. Крылов. Утверждение этого направления в 30-е годы связано с именами А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя. Основоположником реализма, который прочно утвердился в русской литературе, по праву считается А. Пушкин («Вольность», «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка» и др.).


И. А. Крылов, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Н. И. Гнедич. Худ. Г. Чернецов

Пушкин создал классические образцы литературы всех жанров, существующих и поныне: рассказ и поэму, повесть и трагедию, лирику и роман, сказку и публицистику, рецензию и эпиграмму, очерк и путевые записки. «Он у нас — начало всех начал»,—верно сказал о нем Горький. Пушкин был вольнолюбец. Он часто повторял слова М. Ломоносова: «Не только царю, но и самому Господу Богу холопом быть не хочу!»

Эпоха правления Николая I, несмотря на политическую реакцию, не была временем духовной спячки. Она стала поистине «золотым веком» русской художественной литературы. Во второй четверти XIX в. писали Пушкин, Лермонтов и Гоголь. В это время начинают свое творчество И. Тургенев, Ф. Достоевский и Л. Толстой.

Литература в условиях отсутствия свободы слова и печати имела особое значение. Она была ведущей областью духовной жизни в России. «Литература у народа, не имеющего политической свободы,— писал А. Герцен,— единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести». Именно в XIX в. появляется такая профессия, как писатель.

Утверждение гуманизма, гражданственности и народности в качестве традиционных черт русской литературы неразрывно связано с творчеством Пушкина, Лермонтова, Гоголя. К реалистическому направлению принадлежали вступившие в литературу в 40—50-е гг. Н. Некрасов, Ф. Достоевский, И. Тургенев, Л. Толстой.

Изобразительное искусство

В изобразительном искусстве в первой половине XIX в. также происходит последовательная смена трех основных направлений: классицизм постепенно сменяется романтизмом, а затем уступает место реализму. Крупнейшими представителями классицизма были архитекторы А. Воронихин (Казанский собор в Петербурге), А. Захаров (Адмиралтейство), К. Росси (ансамбль Дворцовой площади и др.), О. Бове (ансамбль Театральной площади и Манеж в Москве), скульптор И. Мартос (памятник Минину и Пожарскому в Москве). Все эти памятники русского классицизма по праву входят в число мировых шедевров.


Казанский собор в Петербурге. Архитектор А. Н. Воронихин

 


Большой театр. Литография с оригинала И. Вивьена 

 


Карл Павлович Брюллов

Хотя в первой половине XIX в. официальным стилем живописи продолжал оставаться классицизм, выражавшийся в преобладании религиозной и мифологической тематики, в портретах О. Кипренского и В. Тропинина, в живописи К. Брюллова, А. Иванова преобладает романтическая теплота и мягкость. Подлинным шедевром русской романтической живописи стало полотно Брюллова «Последний день Помпеи». Кисти О. Кипренского принадлежит лучший прижизненный портрет А. Пушкина. Написанный с натуры в 1827 г. по заказу А. Дельвига, лицейского товарища Пушкина, портрет этот не только исторически конкретен, но в нем чувствуется стремление художника дать собирательный образ идеальной творческой личности. Не случайно сам Пушкин, увидев этот портрет законченным, заметил:

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.


Александр Сергеевич Пушкин. Худ. О. Кипренский

Бытовые сельские идиллические картины А. Венецианова («На пашне», «Утро помещицы») стали шагом к развитию реалистической живописи, которую представлял П. Федотов («Свежий кавалер», «Сватовство майора»).

Музыка

В начале XIX в. замечается оживление русской музыкальной жизни. В 1802 г. открывается первое «Филармоническое общество». Многие вельможи и богатые помещики заводят оркестры из крепостных. Открываются музыкальные магазины. Композиторы все чаще стали обращаться к героико-историческим сюжетам и народным мелодиям. Получает развитие и русская опера (композиторы Кавос, Верстовский). Однако реализм и народность в русской опере связаны с именем М. Глинки (оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»), который по праву считается не только создателем национального направления русской музыки, но и основоположником национальной русской оперы. Последователем Глинки был другой выдающийся русский композитор А. Даргомыжский (опера «Русалка» и др.).


Михаил Иванович Глинка, композитор, основоположник русской классической музыки

В первой половине XIX в. русская культура развивается в постоянном взаимодействии с культурой Западной Европы. Более того, она начала оказывать влияние на культуру других народов.

К середине XIX в. завершается в основных чертах процесс формирования национальной культуры (русский литературный язык, музыка, театр, живопись и др. ). Главным направлением в художественной культуре утверждается реализм, с присущим ему демократизмом. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

В 1836 г. Н. Гоголь опубликовал комедию «Ревизор» — нечто вроде, по определению Герцена, «полного курса патологической анатомии русского чиновника». В иронической, даже забавной форме Гоголь вскрыл порочность николаевской бюрократии. Сам Николай I после премьеры «Ревизора» признал: «Всем досталось, а мне — более всех».

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX — нач. XX в., 1998.

Политика и культура России девятнадцатого века — HIST4400 — Модули

Обзор

Модуль предназначен для всестороннего ознакомления с Россией 19 века. Политическая история России будет освещена с акцентом на отдельных царях с упором на их подход к реформам. Семинары будут посвящены Александру I, Николаю I и Александру II в частности. Участие России в войне и ее влияние на внутреннюю жизнь станет еще одной областью внимания, причем особое внимание будет уделено войне с Наполеоном и Крымской войне. Семинар будет посвящен зарождению русской интеллигенции и раннему росту революционного движения. Культурные традиции будут изучаться через изучение русской литературной традиции. Социальная история будет изучаться с акцентом на изменение статуса крестьянства, с особым упором на освобождение крепостных в 1861 году. Кроме того, студенты познакомятся с многонациональной реальностью российской жизни. Еще одной темой станет русская религия и духовность. Такой широкий подход к России будет полезен для студентов, которые хотят изучать историю России на 2 и 3 этапах, но также будет представлять сравнительный интерес для студентов, которые не продолжают изучение истории России.

Детали

Контактные часы

Каждую неделю будут проводиться часовые лекции и еженедельные часовые семинары. Будут использованы литературные материалы, а первичные документы, такие как политические очерки, романы и/или рассказы, а также религиозные тексты, будут критически рассмотрены на семинарах.

Метод оценивания

Модуль будет оцениваться 50% курсовой работой, 50% экзаменом.

Курсовая работа будет состоять из двух эссе по 2000 слов каждое (каждое оценивается в 40% от оценки за курсовую работу) и оценки за устное участие (20% от оценки за курсовую работу).

Экзаменационный компонент будет состоять из одного двухчасового задания в летний семестр.

Ориентировочное чтение

Фигес, О. (2003) Танец Наташи. Лондон: Пингвин
Пайпс, Р. (1995) Россия при старом режиме. Лондон: Пингвин
Сондерс, Д. (1992) Россия в эпоху реакции и реформ, 1880-1881 гг. Лондон: Лонгман
Сетон-Уотсон, Х. (1988) Российская империя. Оксфорд: Кларендон Пресс
Толстой, Л. (1882) Исповедь. Лондон: Торговые книги (2009 г.)ред.)
Тургенев И. (1852) Зарисовки из охотничьего альбома. Лондон: Классика пингвинов
Вентури, Ф. (1960) Корни революции. Чикаго: University of Chicago Press

См. список литературы для чтения в библиотеке для этого модуля (Кентербери)

Результаты обучения

Предполагаемые результаты обучения по конкретному предмету.
Успешно завершив модуль, студенты смогут:
— Понимать и интерпретировать историю России XIX века, а также демонстрировать владение соответствующими концептуальными инструментами для понимания этого периода.

— Поймите и продемонстрируйте свое понимание ключевых эпизодов истории того периода и некоторых историографических дебатов по этому вопросу.
— Понимать и обсуждать вопросы, связанные с самобытностью русской культуры и разнообразием человеческих культур.
— Использовать и оценивать соответствующие первоисточники, касающиеся политической, интеллектуальной и культурной истории России девятнадцатого века.
— Понимать проблемы, присущие историческим записям, и пределы, в которых возможна интерпретация.

Предполагаемые общие результаты обучения.
Успешно завершив модуль, студенты смогут:
— Продемонстрировать ряд интеллектуальных и передаваемых навыков, а также способность приобретать различные виды знаний и концептуального понимания.
— Думать критически и независимо, а также демонстрировать способность приводить тонкие и изощренные аргументы, а также способность оспаривать полученные выводы.

— Продемонстрировать свое понимание предмета с помощью письменных аргументов. Они смогут эффективно использовать соответствующие библиотечные ресурсы.
— Продемонстрировать свое понимание предмета посредством устных рассуждений.

Кентский университет прилагает все усилия, чтобы обеспечить точность информации о модуле для соответствующей академической сессии и предоставить образовательные услуги, как описано. Однако курсы, услуги и другие вопросы могут быть изменены. Пожалуйста, прочитайте наш полный отказ от ответственности.

UW Press -: Сомнение, атеизм и русская интеллигенция девятнадцатого века: Виктория Фреде: История, славяноведение, философия, религия

Сомнение, атеизм и русская интеллигенция XIX века
Victoria Frede

«Frede предлагает интригующую, сложную, часто утонченную и всегда хорошо документированный ответ на вопрос, как русские интеллектуалы (в отличие от их европейских собратьев) пришли к тому, чтобы обосновать свои системные мировоззрения на настойчивом атеизме?»


—Дэвид Макдональд, Университет Висконсин-Мэдисон

Самодержавное господство царя и церкви в имперской России породило не только революционное движение в XIX веке, но и кризис смысла интеллигенции. Личная вера стала предметом пристального внимания, когда люди обсуждали существование Бога и бессмертие души, дебаты, отраженные в самых известных романах того времени. Дружба формировалась и разрушалась в обмене на статус вечного. Спасение всей страны, а не только каждого человека, казалось, зависело от ответов на вопросы о вере.

Виктория Фреде смотрит, как и почему атеизм принял такое значение для нескольких поколений русской интеллигенции с 1820-х по 1860-е годы, опираясь на тщательное и обширное исследование как опубликованных, так и архивных документов, включая письма, стихи, философские трактаты, полицейские дела, художественную литературу и литературную критику. Она утверждает, что молодые русские меньше заботились о теологии и Библии, чем о моральном, политическом и социальном статусе отдельного человека. Они стремились сохранить свою целостность против давления, оказываемого автократическим государством и жестко иерархическим обществом. По мере того, как люди стремились формировать свою судьбу и искали истины, которые придали бы смысл их жизни, они стали подвергать сомнению легитимность как царя, так и высшей власти России, Бога.

Виктория Фреде — доцент истории Калифорнийского университета в Беркли.



Похвала:

Хотя в первую очередь Фреде занимается идеями, касающимися сомнений и атеизма, он объясняет, как различные личные, социальные, политические и иностранные влияния повлияли на упомянутых мыслителей.


Выбор

«Источники [Фреде] убедительны и трогательны, ее аргументы проницательны, а ее повествование увлекательно».
Славянское обозрение

«Отличное, тщательно проработанное и увлекательное исследование, которое впредь следует рассматривать как необходимое чтение по данной теме».
Журнал религии

«Значительный вклад в предмет, который не получил должной доли научных исследований».
Славоница

Русская душа, концепция, с которой много играли сто лет назад, исчезла из информированных комментариев о русской культуре. Тем не менее 19Известный нам по великим русским романам духовный феномен ХХ века до сих пор ищет своего окончательного объяснения. Русская мысль содержит лучшие потенциальные ответы, но, как известно, сопротивляется анализу. В

Сомнение, атеизм и русская интеллигенция девятнадцатого века Виктория Фреде героически сломила часть сопротивления. . . . [Это] обнадеживающий пример того, что означало окончание холодной войны для российской науки.
— Лесли Чемберлен, Wall Street Journal

Фредес непревзойденное исследование произведений своих подданных, особенно в ее чувствительности к изменениям в их идеях и личных и политических событиях, которые на них повлияли. . . . [Эта книга] достигает неуловимого баланса: она достаточно прямолинейна для принятия в классе и освещает опытных ученых.
— Уильям Б. Муж, Russian Review

Эта книга вносит важный вклад, и ее также приятно читать; она будет оценена российскими историками, а также теми, кто интересуется развитием религиозных и светских идей в современном мире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *