Конспект урока по литературе для 9 класса на тему: Поэзия XIX века
Введение
Конспект урока будет удобен на уроке литературы для 9 класса в сентябре, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового,
познакомить с поэзией XIX века,
— познакомиться с некоторыми яркими произведениями российского искусства XIX века,
— выявить их значимость не только для нашей страны, но и всего мира,
— пробуждать чувство гордости за нашу страну, давшую такие образцы художественного творчества,
физкультминутка, закрепление, вопросы и задания, обобщение, итог, домашнее задание.
Конспект урока по литературе для 9 класса на тему: Поэзия XIX века
Цель: познакомить с поэзией XIX века
Задачи: познакомить с поэзией XIX века,
— познакомиться с некоторыми яркими произведениями российского искусства XIX века,
— выявить их значимость не только для нашей страны, но и всего мира,
— пробуждать чувство гордости за нашу страну, давшую такие образцы художественного творчества
Ход урока:
I. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: — Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны, наблюдательны.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.
— отчёт дежурного;
— проверка готовности класса к уроку:
Я рада новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок!
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки
Не хочется играть
Сегодня в прятки
Сегодня в классе у ребят
Урок очень важный
А почему он важный –
Скажет каждый!
Добрый день, мои друзья,
Встрече с вами рада я.
Сели ровно, все достали,
Вспоминаем все, что знали,
Оставляем все заботы
И включаемся в работу.
II. Актуализация знаний учащихся.
Повторение
П. И. Чайковский, балет «Лебединое озеро». Время создания – 1876 год.
20 февраля 1877 года на сцене Большого театра в Москве состоялась премьера балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро». Балет – это музыкально-танцевальное представление. Но только в 1895 году М.Петипа (основоположник российского классического балета) осуществил ту постановку, которая и поныне делает этот балет одним из лучших, если не лучшим балетом в мире.
Сюжет «Лебединого озера» основан на вечном мотиве: это история о верной любви, преодолевающей злые чары.
Вкратце, содержание балета можно изложить так.
Замок. Владетельная принцесса сообщает своему сыну Зигфриду, что ему надо выбрать себе невесту. Но Зигфрид не хочет жениться: ни одна из девушек не привлекает его внимания. Тут он видит плывущих по озеру лебедей и идёт за ними. Лебеди, выйдя на берег, превращаются в красивых девушек. Зигфрид знакомится с одной из них – Одеттой – и та рассказывает ему, что Злой волшебник заколдовал её и её подруг (превратил их в лебедей), и, лишь ночью в этом месте они могут возвращать свой человеческий облик, а днём опять превращаются в лебедей. Только беззаветная любовь юноши, который ещё никогда не любил, может снять это заклятие.
Потрясённый Зигфрид влюбляется в Одетту и клянётся ей в вечной любви. Но они, занятые собой, не замечают, что Злой волшебник подслушивает их.
Зигфрид возвращается во дворец, где начинается бал. Девушки-невесты стараются привлечь его внимание, но он думает только об Одетте. Неожиданно на балу появляется новые гости. Это Злой волшебник со своей дочерью – Одилллией , которая поразительно похожа на Одетту. Она должна очаровать Зигфрида и заставить его нарушить клятву, данную Одетте. Принц принимает Одиллию за Одетту и объявляет матери, что готов на неё жениться. Злой волшебник и Одиллия смеются над ним и исчезают. Зигфрид понимает, что его обманули, и бежит к лебединому озеру. Там потрясённая горем Одетта рассказывает подругам об измене Зигфрида. Зигфрид говорит ей, что он не нарушил клятву: ведь в Одиллии он видел Одетту. Злой волшебник в ярости направляет против влюблённых все свои силы и силы природы. Но ничто не может сломить чистую, юную любовь и разъединить Зигфрида и Одетту. Злой волшебник погибает и его чары рушатся.
Ответы ребят.
Заполните соответствующую графу в карточке № 1 «Моё отношение к шедеврам»
1. Расскажите об основных периодах жизни и творчества II. М. Карамзина. Почему Карамзина называют родоначальником сентиментализма? Перечислите основные черты этого литературного направления. Какую литературную «программу» выдвинули сентименталисты и какие жанры они культивировали?
2. Проанализируйте, опираясь на текст учебника, повесть «Бедная Лиза»:
Какими описаниями начинается повесть «Бедная Лиза»? Известны ли Вам эти места Москвы? Изменились ли они в настоящее время? Какие чувства вызывают у Вас эти описания? Какую роль играют они в развитии сюжета? Прочитайте вслух историю семьи Лизы. Как называла Лизу мать? Обратите внимание на эпитеты {любезная, нежная, робкая и т.
д.).Охарактеризуйте Лизу и Эраста. Как складывались их отношения? Почему они расстались?
Как проявляются в повести черты сентиментализма? Почему повесть Карамзина «Бедная Лиза» следует отнести к произведениям русского сентиментализма?
3. В чем смысл стихотворения Н. М. Карамзина «Осень»? С чем сравнивается природа в стихотворении «Осень»? Как Вы понимаете строки?
Странник
печальный, утешься!
Вянет природа
Только на малое время;
Все оживится,
Все
обновится весною;
С гордой улыбкой
Снова ирирода восстанет
В брачной одежде.
Смертный,
ах! вянет навеки!
Старец весною
Чувствует хладную зиму
Ветхия жизни.
4. Прочитайте самостоятельно другие произведения Карамзина, например: «Наталья, боярская дочь», «Рыцарь нашего времени*, стихотворения.
5. Расскажите о реформе литературного языка, проведенной Н. М. Карамзиным. Чем она вызвана и в чем она состояла?
6. Читали ли Вы «Историю государства Российского» Карамзина? Прочтите главу о времени Смуты и монолог Пимена в «Борисе Годунове» А. С. Пушкина. Есть ли сходство между точками зрения Карамзина и Пушкина на этот период истории Древней Руси? Похож ли летописец Пимен («Борис Годунов» А. С. Пушкина) на повествователя в «Истории…»?
7. В чем значение творчества и личности Карамзина для России — ее культуры и литературы?
8. В. Г. Белинский в статье «Карамзин и его заслуги» подчеркивает, что Н. М. Карамзин первым на Руси заменил мертвый язык книги живым языком, начал писать повести, которые заинтересовали общество. Обратите на это внимание, когда будете читать стихотворные и прозаические произведения писателя.
III. Работа по новой теме.
Поэзия XIX века
В начале XIX века в русской поэзии продолжают творить и классицисты, и сентименталисты, уживаются на равных правах самые разнородные явления. К концу 10-х — началу 20-х годов на волне национально-патриотического подъема, вызванного Отечественной войной 1812 года, складывается русский романтизм.
Многие русские поэты-романтики были участниками Отечественной войны, они постигли душу народа, его высокую нравственность, патриотизм, самоотверженность и доблесть.Прекрасное начало
Именно поэтому русский романтизм, зачинателями которого выступили В. Л. Жуковский и К. Н. Батюшков, выдвинул на первый план интересы свободной личности, не удовлетворенной действительностью.
Пафос поэзии Жуковского — суверенность внутренней, духовной жизни самостоятельной и независимой личности. Его герой не удовлетворен социальной, казенной моралью, разочарован в ней. Его отталкивают равнодушие, корысть, властолюбие, суетные земные заботы.
Велика заслуга Жуковского в том, что он, по словам Белинского, обогатил русскую поэзию глубоко нравственным, истинно человеческим содержанием.
Рядом с Жуковским в истории русской поэзии стоит К. Батюшков. Ведущими жанрами его поэзии были элегии, послания, а позже исторические элегии. Девизом творчества К. Батюшкова стали слова: «И жил так точно, как писал. ..» А жил поэт мечтой о простом, скромном и вместе с гем изящном, грациозном и гармоническом мире, в котором обитал открытый природе, искусству, земным радостям и наслаждениям душевно здоровый человек. Силой поэтической фантазии К. Батюшков созидал идеальное бытие в зримых образах, в праздничных красках, в энергии движения, в ласкающих слух звуках. Но вымышленный гармонический мир у Батюшкова хрупок и непрочен, поэтому человек у него не обретает гармонии в реальной жизни.
И все-таки, отмечая высокие достижения ранних русских романтиков, нужно признать, что народная жизнь, дух народа не были постигнуты ими в достаточной полноте и к изображению народного характера они сделали лишь первые шаги.
Существенный сдвиг в понимании народа, его морали, особенностей характера в русской поэзии XIX века произошел благодаря могучему дарованию И. А. Крылова. В жанр басни, связанной с народной культурой, он вдохнул новую жизнь, возвел ее в ранг произведений высокого литературного достоинства. Басня под пером Крылова вместила большое философско-историческое и нравственное содержание, наполнилась глубоким и острым смыслом. В баснях Крылова обрели голос все сословия России.. Вот почему Гоголь назвал его басни «книгой мудрости самого народа». Великий баснописец продвинул вперед самосознание нации и обогатил литературный язык. После Крылова все стили —
Гражданская страсть
П. А. Катенин — талантливый поэт-декабрист, драматург, критик. Он одним из первых почувствовал, что отражение национальной жизни в поэзии упирается в проблему языка. Его позиция была поддержана В. К. Кюхельбекером, для которого сущность романтической поэзии состояла в сильном, свободном и вдохновенном изложении чувств самого писателя. Но поэт воспевает не всякое свое чувство, а такое, которое вызвано в нем «подвигами героев», судьбой Отечества. Ранние русские романтики гражданского течения, декабристы, распространили свои взгляды на все области духовной жизни тогдашнего общества, вплоть до частных и семейных отношений. К. Ф. Рылеев, виднейший поэт-декабрист, писал обличительные и гражданские оды, политические элегии и послания, думы и поэмы. Поэт в представлении Рылеева считает поэзию делом своей жизни. Декабристы с небывалой до них остротой заговорили о национальном характере литературы, выдвинули требование народности, распространив его на темы, жанры, язык, ратовали за идейную насыщенность русской словесности.
Солнце русской поэзии
Задача выражения национальной жизни, национального характера была решена А. С. Пушкиным. И это произошло вследствие принципиально нового отношения к слову. С этой точки зрения показательны его стихи:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
«Багрец» и «золото» — точные, реальные, предметные краски осенней природы. Вместе с тем это не только осенние цвета, привычные краски, это и цвета царских одежд, торжественного убранства и облачения. Это и эмоциональные знаки «пышности», особенно яркой и впечатляющей на склоне лет своим внезапным и неотразимым блеском. Пафос поэзии Пушкина, по мнению Белинского, «лелеющая душу гуманность». Сосредоточенность на душевных переживаниях не мешает Пушкину включить в сферу личного чувства раздумья над реальной действительностью.
В «Борисе Годунове» Пушкин перешел на историческую точку зрения, послужившую основой его реалистического метода. Первоначально реалистический метод побеждает в драме, поэмах, балладе и лирике. Итоговым и вместе с тем открывающим новые горизонты творчества стал для Пушкина роман «Евгений Онегин», в котором торжествует реализм. Пушкин был не только великим поэтом, но и духовным вождем замечательной плеяды русских лириков… Ни один из них не повторял Пушкина, но все они так или иначе объединялись вокруг него. Их многое сближало. Все поэты плеяды испытывали глубокое разочарование в действительности, им был свойствен пафос свободы личности, они разделяли гуманные представления о жизни.
Звезды плеяды
Мечтая о совершенном человеке и совершенном обществе, А. А. Дельвиг обратился к античности, чтобы воплотить свой идеал гармонии человека с природой. Воссоздавая его, он думал о России, о том, как страдают и тоскуют по воле и счастливой любви простые молодцы и девушки, ставшие героями его песен.
Н. М. Языков, не находя душевного простора в казенной атмосфере российской жизни, выразил естественный протест вольной юности в элегиях, песнях, гимнах, прославляя вакхические удовольствия, богатырский размах сил, наслаждение молодостью и здоровьем.
П. А. Вяземский по-своему способствовал слиянию гражданской и личной тем, объясняя элегические чувства общественными причинами.
На новую ступень поднялась в пушкинскую эпоху и поэзия мысли. Ее успехи связаны с именем К. А. Баpaтынского — крупнейшего поэта русского романтизма, автора элегий, посланий, поэм. Вместо иллюзий и «снов» поэт предпочитает спокойное и трезвое размышление. Стихотворения Баратынского в предельно заостренной форме запечатлели гибель благородных порывов человеческого сердца, увядание души, обреченной жить однообразными повторениями, и, как следствие, исчезновение искусства, несущего в мир разум и красоту.
Физминутка
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
Повторим теперь на «бис»!
— А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
IV. Закрепление
Высокой думы власть
Поэтическая эпоха, выразителем которой выступил М. Ю. Лермонтов, отличается, по словам Белинского, «безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства». Центральным образом ранней лермонтовской лирики становится образ лирического героя, открыто противостоящего враждебному внешнему миру. В зрелой лирике объективный, внешний по отношению к герою мир начинает занимать все более заметное место. В стихотворениях появляются точные бытовые реалии. В последние годы творчества Лермонтов задумывается над выходом из трагического положения, в котором оказался он сам и все его поколение.
Вещая душа
Для Лермонтова философская тема не была доминирующей. Но давняя в России традиция философской лирики, преимущественно поэзии мысли, не умерла. Ее продолжили не только Баратынский, но и поэты-«любомудры» Д. В. Веневитинов, С. П. Шевырев, А. С. Хомяков. Их лирика страдала известной рассудочностью, поскольку поэзия лишалась самостоятельных задач и служила средством для передачи философских идей. Этот существенный недостаток был решительно преодолен гениальным русским лириком Ф. И. Тютчевым. Образность стихотворений Тютчева содержит философию. Его метод основывается на тождестве внешнего и внутреннего в природе и в человеке. Он воспринимает природу целостно: как организм, как нечто живое, пребывающее в вечном движении.
Сопряженность величественно-прекрасного и торжественно-трагического придает лирике Тютчева невиданную философскую масштабность, заключенную в предельно сжатую форму. Каждое стихотворение рисует мгновенное состояние, но обращено и ко всему бытию, бережно хранит его образ и смысл. Позднее, в 50—70-е годы, принципы тютчевской поэтики при всей устойчивости дополнились новыми качествами. Тютчев всегда чувствовал себя неуютно и одиноко в не удовлетворяющей его современности. Он мечтал о яркой и интенсивной духовной жизни. Всей душой сочувствуя страданиям Родины, Тютчев обобщает свои размышления («Умом Россию не понять…», «Русской женщине», «Слезы»). Подлинный расцвет переживает тютчевская любовная лирика, в которой чувство сострадания к любимой женщине превышает эгоистические желания и высоко поднимается над ними…
Дары жизни. После Пушкина и Лермонтова русская поэзия словно замерла, хотя в ней и появляются оригинальные дарования — А. Плещеев, Н. Огарев, Ап. Григорьев, Я. Полонский, А. Толстой, И. Тургенев, А. Майков, Н. Некрасов. Постепенно в ответ на общественный подъем русская поэзия осваивала современную ей жизнь.
Особенностью 50-х годов стало углубление реализма. Причем точность и одновременно обобщенность выражения касались прежде всего внутреннего мира человека. Народное начало в русской поэзии также не угасает. Оно живет в поэзии Н. Некрасова, в стихотворениях Ф. Тютчева, А. Фета, Ап. Григорьева, Я. Полонского, Л. Майкова, А. Толстого.
Стремление выразить «невыразимое», навеять читателю охватившее поэта настроение — одно из коренных свойств поэзии А. Фета. Он обращается к чувственным, эмоциональным способностям человека («посмотри», «слышишь») и предельно активизирует их. Поэт ценит звук и краску, пластику и аромат. Но имитирует он не звуки, не мелодии, не ритмы, а музыкальную сущность мира.
Центральной темой творчества поэта и видного критика Ап. Григорьева стал конфликт современного ему человека с прозаическим миром.
Подлинным гуманизмом проникнуто творчество замечательного и тонкого лирика Я. П. Полонского. Поэт сочувствует бедному человеку, внимательно всматривается в его переживания, умея передать их намеком, через случайные впечатления и отрывочные воспоминания. Герои Полонского мечтают о светлой любви, о простом счастье, в них живет порыв к чистой жизни, но они скованы условиями, средой…
Не видит гармонии в современной жизни и другой поэт — А. К. Толстой. Он идеализировал Древнюю Русь времен Киева и Новгорода. Главная его тема — природа и любовь. Лучшие стороны русского характера сливаются в его поэзии с бескрайним простором («Край ты мой, родимый край…»), истинная ценность национального характера проявляет себя, по его мнению, стихийно и вольно («Коль любить, так без рассудку…»), баллады его носят следы стилизации, но сохраняют легендарность сюжета, роковое стечение обстоятельств, непримиримость характеров, приводящие к кровавой развязке («Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»).
Основным лирическим героем поэзии А. Н. Плещеева. Н. П. Огарева, И. А. Некрасова становится человек из крестьян. Вспомним стихотворения Плещеева «Вперед! без страха и сомненья…», «По чувствам братья мы с тобой…», Огарева «Кабак», «Арестант» и неизбывно грустные стихотворения и поэмы Некрасова, Никитина.
Вопросы и задания
1. Прочитайте статьи «Шедевры русской литературы XIX века» и «Поэзия XIX века» (см. с. 105 и 106), передайте кратко их содержание и более полно отдельные фрагменты, на выбор «Прекрасное начало», «Гражданская страсть», «Солнце русской поэзии», «Звезды плеяды», «Высокой думы власть», «Вещая душа», «Дары жизни».
2. Кто назвал художественную литературу «сокращенной вселенной»?
3. Кто был зачинателем русского романтизма? Какие жанры были ведущими для В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова?
4. Кто назвал басни И. А. Крылова «книгой мудрости самого народа»? Согласны ли Вы с этим суждением и как его можно подтвердить?
5. Что Вы знаете о судьбе К. Ф. Рылеева? Чему посвящены стихотворения Е. А. Баратынского?
6. Как проявляется в стихотворениях Ф. И. Тютчева философская масштабность? В каких стихотворениях мы находим сочувствие страданиям Родины, постижение родной природы, размышления о любви, сострадании?
V. Подведение итогов урока.
— Какие задачи ставили перед собой в начале урока?
— Выполнили эти задачи?
Домашнее задание – повторить тему, ответить на вопросы.
Каким темам посвящены стихотворения Я. П. Полонского, A. Н. Майкова, А. Н. Плещеева, И. А. Некрасова? Какие их произведения Вам известны?
Прочитайте самостоятельно стихотворения и баллады
B. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, К. Ф. Рылеева, Е. А. Баратынского, басни И. А. Крылова. Что хотят сказать Вам авторы этих произведений? Покажите на примерах.
Русская литература 19 века конспект урока. Конспект урока по литературе «Русская классическая литература и современность. Введение»
То усиление романтического нача-ла, которое мы уже отмечали в прозе, проявилось и в поэзии. Не случайно в поэтическом наследии этого периода ве-дущим оставалось гражданское направление, опирающееся на традиции вольнолюбивой лирики. Наи-большие художественные достижения в русле этого направления связаны с именами А. Н. Плещеева, А. М. Жемчужникова, Л. Н. Трефолева, С. Д. Дрожжина.
Широкой известностью в среде демократически на-строенной молодежи пользовались стихи С. Я. Надсона (1862—1887), детство которого прошло в Киеве. Многие из них овеяны романтической надеждой на грядущее торжество идеалов добра и справедли-вости:
Пусть разбит и поруган святой идеал И струится невинная кровь, — Верь: настанет пора — и погибнет Ваал, И вернется на землю любовь!
Что касается драматургии, то она в своем раз-витии всегда соотносится с состоянием прозы (в меньшей степени — поэзии), то обгоняя ее, то отста-вая. Этот процесс характерен для всего XIX в. и объясняется он, в частности, тем, что наши круп-нейшие прозаики часто были одновременно и драма-тургами (достаточно назвать имена Тургенева, Лес-кова, Льва Толстого, Чехова). Только один Островс-кий посвятил себя, как вы знаете, исключительно драматургии, зато именно он и оказал наибольшее воздействие на русское театральное искусство.
После смерти Островского (1886) положение в русском театре ухудшилось. Правда, у драматурга были многочисленные подражатели, которые стреми-лись по-прежнему разрабатывать образы и мотивы, завещанные их великим предшественником. Неко-торые пьесы могли даже пользоваться временным успехом, но эта так называемая массовая драма-тургия не могла создать ничего, что открывало бы новую страницу в истории русского театра.
Новое слово было сказано Чеховым. Учитывая, разумеется, существующие традиции, связанные пре-имущественно с именами Тургенева и Островского, Чехов создает свой театр, руководствуясь новыми принципами драматического искусства. Мы будем еще специально говорить о творчестве Чехова в посвященном ему разделе, здесь же только отметим, что дальнейшее развитие не только русской, но и мировой драматургии будет идти под знаком худо-жественных открытий Чехова. Материал с сайта
Русская литература последней трети XIX в. стремилась художественно запечатлеть и воссоздать все многообразие явлений жизни в их индивидуаль-ном своеобразии, общественно-исторической и психо-логической сложности. В романах Тургенева, Л. Тол-стого, Достоевского, сатирах Салтыкова-Щедрина, очерках Успенского, драмах Островского, повестях и рассказах Лескова, Гаршина, Чехова, Короленко с исключительной глубиной и художественным совер-шенством отразились основные вопросы эпохи, но-вые конфликты, типы и характеры, важнейшие идейные, нравственные, эстетические проблемы, по-ставленные временем. Этим объясняется и рост ми-рового признания русской литературы, особенно от-четливо проявившийся в последней трети XIX в.
Класс: 10
Предмет: литература (урок 1)
Тема: «К истории русской литературы 19 века» :
Цели:
выявить уровень литературного развития учащихся 10 класса, круг их чтения, читательские интересы, литературный кругозор; степень развития навыков анализа художественного текста; уровень развития речи.
во вступительной лекции охарактеризовать историческое развитие России в XIX веке, дать общую характеристику литературе I половины XIX века, выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики.
Ход урока
До безумной гордости волнует не только
обилие талантов, рождённых Россией в XIX веке,
но и поражает разнообразие их.
М. Горький
I ). Повторение основных сведений, изученных в 9 классе.
1). Работа с эпиграфом
Прочитайте эпиграф к уроку – это слова М. Горького – замечательного русского писателя.
Как вы их понимаете?
О каких талантливых поэтах и писателях говорит М. Горький?
(А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Тургенев, Толстой….).
2). Фронтальная беседа по вопросам.
1. Какие произведения русской литературы XIX века вы прочли летом? Оцените их по пятибалльной системе.
2. Какие вопросы, поставленные в русской классической литературе, актуальны и сегодня?
3. Какие герои литературы XIX века вызывают вашу симпатию или вам неприятны? Аргументируйте свою точку зрения.
4. Назовите русских писателей XVIII-XIX вв., их произведения, прочитанные вами, и проблемы, которые в них поднимаются. Укажите жанр названных произведений.
5). Вспомните одно из стихотворений А. С. Пушкина о поэте и поэзии, выученное наизусть. Какими способами автор пытается передать свое настроение и мысли читателю? Каковы ключевые образы стихотворения? Приведите примеры. Дайте к стихотворению краткий историко-культурный комментарий.
6). Как вы понимаете выражение «общечеловеческие ценности»?
II ). Знакомство с учебником литературы 10 класса.
III ). Русская литература XIX века.
1). Составление опорной схемы
2). Обзорная лекция
В конце XVIII — начале XIX вв. русский классицизм переживает свой закат. Силы, разрушающие просветительство и классицизм, приводят к его серьёзным изменениям литературной ситуации. Эти тенденции ярко видны в творчестве Гавриила Державина . Для мотивации интереса к его личности в рассказ о поэте может быть включено чтение фрагментов из романа В. Ходасевича «Державин» и из автобиографических «Записок» самого Державина.
Державин сделал головокружительную карьеру, пройдя путь от рядового Преображенского полка до кабинет-секретаря и сенатора Екатерины II, государственного казначея при Павле I и министра юстиции при Александре I. Честно служа Отечеству, он обличал приближенных ко двору вельмож за взятки, обман и корыстолюбие. Но в историю русской литературы и культуры Державин вписал свое имя, прежде всего, не своей государственной службой, а литературным талантом.
Державин был поэтом-новатором. На фоне торжественных од классицизма его оды были необычны. Трудно назвать классической одой его стихотворение «На смерть князя Мещерского», в котором торжественная надгробная ода несет в себе философские мысли о бренности бытия и неотвратимости времени и смерти, чувства грусти от утраты, что роднит ее с элегией. В оде «Бог» поэт прославляет не только Творца, но и человека, созданного по его образу и подобию. Житель грешной земли является ничтожной тварью, «червём», но сила разума, данная ему Богом, роднит его с Всевышним.
Рисуя в облике Фелицы «богоподобную» Екатерину II (ода «Фелица»), поэт изображает рядом с ней и низкий мир, нарушая законы жанра и вступая с императрицей в поэтическую игру. Он прославляет идеал премудрости в облике царицы, выставляя ее образцом добродетели. Но рядом он рисует вельможу, который живет в праздности и подвержен многим человечески порокам. И содержание, и сложная форма новой оды, включающей в себя черты сатиры, идиллии, пасторали, анекдота, говорят о разрушении поэтом традиций классицизма и демократизации литературы. Итогом творческого пути поэта становится его сборник «Анакреонтические песни», в который включено стихотворение «Русские девушки», наполненное юмором и передающее колорит русской народной культуры.
Василий Жуковский стал основоположником романтизма в русской литературе. Незаконный сын помещика Бунина, перенесший сидение под арестом за занятия литературой, драматическую историю несчастной любви, ранение на войне 1812 года и лечение в госпитале, он научился спокойно, кротко, с верой и молитвой переносить удары судьбы.
В литературном творчестве проявился незаурядный талант Жуковского-поэта. Он написал 39 баллад и сделал балладу жанром, который укоренил романтизм на русской почве. В лирической поэзии он стал мастером изображения тонких, ускользающих, неуловимых движений человеческой души. Он придал общественное содержание лирическим переживаниям человека, утверждая, что счастье человека в его душевном богатстве, что наполнило его лирику общечеловеческим содержанием. Язык его произведений тяготеет к среднему стилю, он использует слова и выражения разговорного языка и разрабатывает такие жанры, как элегия, романс, послание, песня, баллада.
В оде-элегии «Певец во стане русских воинов» Жуковский славит русские дружины, сражавшиеся в войне 1812 года, однако патриотический пафос оды соединяется с элегическими и балладными мотивами, которые придают стихотворению душевное тепло, делают чувство любви к Родине не абстрактным, а глубоко личным и понятным.
В стихотворении «Море» живые перемены в морском пейзаже наводят на мысль о человеческой жизни и стихиях, которые бушуют в его душе. Море лежит под небом и приковано к земле, поэтому ему свойственна тревога, что оно может быть разлучено с небом. Картина, созданная поэтом, помогает осмыслить мир философски. В земной суете нет совершенства, и человеку должно быть присуще стремление к небу, к высокой чистоте и красоте. Человек не может жить без идеала, отсутствие которого по воле враждебных сил может сделать его жизнь бессмысленной.
В стихотворении «Вечер» Жуковский рисует не предметные, а духовные картины, не картины природы, а свои ощущения от её образов, что вызывает у читателя сильное эмоциональное впечатление. Пейзаж сливается с переживаниями лирического героя, наполняя поэзию психологизмом. По мысли автора, человек должен воспринимать мир более душою, нежели рассудком.
Человек в поэзии Жуковского — обыкновенное, земное существо. Но смысл его жизни — воспитать в своей душе чуткость и милосердие к чужим страданиям, стремление к высоким идеалам. Счастье человека, по мысли Жуковского, в силах его души, в богатстве чувств и помыслов. Поэтому человек должен постоянно совершенствовать свой духовный мир.
Однако в мире реальном правит сознание косного общества, что приводит к возникновению противоречия между личностью и социумом. Отсюда в творчестве романтиков берёт начало конфликт между человеком и миром, источник так называемого романтического двоемирия. Не принимая атмосферы пороков и страстей, человек ищет уединения, одиночества. Его душа вмещает всю Вселенную, принимает жизнь во всех проявлениях, озаренная верой в торжество прекрасного и возвышенного в ином, идеальном мире. Отсюда зыбкость пространства этого мира, стремление к которому побуждает человека преодолеть груз земной жизни, отказаться от мелкого и бытового, и предназначить себя истинно человеческим свойствам.
В балладе «Светлана» Жуковский наполняет сюжет как написанной ранее «Людмилы», так и «Леноры» Бюргера чисто русскими приметами, обычаями, верованиями. Героиня баллады обладает лучшими чертами русского национального характера: верностью, добротой, простотой. От её духовных сил зависит её счастье. Фантастический образ дороги как символ движения от жизни к смерти, сулит будущие несчастья, вьюга и метель предвещают торжество злых сил. Действие развивается при свете луны, на границе дня и ночи. Переход из одного пространства и времени в другое рождает элементы волшебного, чудесного. Но «страшная» история жизни от счастливого соединения с женихом после долгой разлуки до пути к смерти имеет у Жуковского иной, счастливый финал. Вера в Бога, надежда на божью помощь помогают Светлане не пасть духом, не роптать на судьбу. Кротко и терпеливо снося испытания, она защищает себя от трагической участи.
Связь с традициями и верованиями, народно-религиозные начала делают героиню баллады образцом национального характера русской девушки, что отразилось и в лучших женских образах Пушкина и Л. Толстого.
Таким образом, творчество Жуковского открыло русскому читателю богатства внутреннего мира человека, его нравственный облик и человеческое достоинство.
Жизнь и творчество Константина Батюшкова можно условно разделить на два периода. Первая половина жизни включила в себя раннюю потерю матери, отцовское и пансионное воспитание, изучение европейских языков и культуры. «Маленькая философия» молодого поэта заключалась в том, что человек рожден для наслаждения жизнью, для счастья, для любви, но обрести их можно только в уединении, встречаясь преимущественно с близкими по духу людьми. Отгораживаясь от мира, народных бунтов, самодержавной власти, мешающей мыслящим дворянам, Батюшков чрезвычайно углубляет свой внутренний мир.
В его внешней жизни много событий исторического плана: уход в ополчение, сражения в Восточной Пруссии, русско-шведская кампания (1807—1808 гг.), война 1812 года. Однако сердце поэта занято другим. В стихотворении «Вакханка» он рисует праздник римского бога вина и веселья Вакха, на который пришли юные нимфы. Одна из них отстала и была настигнута влюбленным в нее юношей. Победу любви приветствовали и жрицы Вакха — вакханки, потому что это закон мироустройства: торжество любви олицетворяет торжество жизни и идеальный мир должен быть полон любви.
В раннем творчестве поэта царят мечты о чтении книг и наслаждении искусствами, о философских беседах с близкими друзьями. Эти стремления поэта проявляются в стихотворении «Мои пенаты», адресованном Жуковскому и Вяземскому. В нём читатель может также уловить проявления «маленькой философии». Жанр стихотворения — послание. В нём воспевается частная жизнь, его интонации близки разговорной речи. Смысл стихотворения в том, что время безжалостно, жизнь быстро кончается. Поэтому нужно провести её не в поисках чинов и богатства, а в умных беседах с единомышленниками. Человек должен заботиться о душе, совершенствовать свой внутренний мир. Поэт не находит гармонии во внешнем мире и создает её в своем воображении, поэтизируя античность.
Однако Батюшков стал свидетелем трагических картин жизни: пожара Москвы, разорения России Наполеоном, страданий народа, гибели своего близкого друга И. А. Пе.ти.на. Он осудил Французскую революцию за кровопролитие, считал революционные вспышки в Европе безумием, что повергало его к мыслям о мрачной бездне, в которой погибнет всё. Это стало одной из причин его душевного кризиса. Поэтому во втором периоде жизни его поэзия приобретает черты романтической тревоги, разочарования в земном мире, который не может дать человеку счастья. На земле всё изменчиво, при этом ведёт к разрушению, глубокой печали, которую не может победить даже надежда на вечную жизнь.
Лирический сюжет элегического послания «К другу» представлен духовным странствием человека. Пройдя через утраты, разочарования, отчаяние, он обретает надежду и постигает истину. Сомнения, проклятые неразрешимые вопросы лирический герой преодолевает в вере, в религии, но печаль не покидает его душу и земной мир не обещает счастья. Находя в античной литературе образы героических людей, не склонившихся под ударами судьбы, Батюшков призывает смело идти навстречу испытаниям, предвосхищая пафос лирики молодого Пушкина.
Во второй половине 20-х годов психическая болезнь поэта обострилась, его лечили в России и Европе, но безрезультатно. Помутнение разума стало препятствием для его духовной и поэтической жизни. Он прожил в безумии почти 30 лет и намного пережил друзей своей поэтической молодости: Вяземского, Жуковского, Пушкина.
Итог лекции . Державин стал в русской литературе поэтом-новатором, который разрушал нормативность века классицизма и просветительства. Его творчество отличалось от предшественников выбором тем и их философским решением, жанровыми и стилевыми особенностями. Жуковский и Батюшков стали основоположниками психологического романтизма в русской поэзии. Они мечтали усовершенствовать земную жизнь с помощью просвещения и воспитания человеческой души.
IV ). Домашнее задание
Развитие литературы I половины XIX века
Периодизация русской литературы I пол. XIX в. | Важнейшие исторические события в Европе и России | Общая характеристика развития русской литературы | Основные литературные жанры |
1795—1815 гг. | Великая французская ре.во.люция (1789—1793 гг.) Открытие Царскосельского лицея. Отечественная война 1812 года. Возникновение декабристских организаций | Светский характер литературы. Освоение европейско.го культурного наследия. Усиление внимания к русскому фольклору и народ.ным преданиям. Закат классицизма и его трансформация в твор.честве Дер.жавина. Специфика рус.ско.го сен.ти.мен.та.лиз.ма и за.рож.дающегося ро.ман.тиз.ма. Рас.цвет журналистики. Литературные общества и кру.жки | Путешествие, роман (воспитательный роман, роман в письмах). Элегия, послание, идиллия |
1916—1925 гг. | Нарастание революционных и национально-осво.бо.дительных движений в Европе. Возникновение тай.ных обществ в России (1821—1822 гг.). Смерть Наполеона и смерть Бай.рона. Восстание декабристов (1825) | Господствующее направление — романтизм. Его психологическое и социальное течения. «Школа гармонической точности». Литература декабристов. Издание альманахов. Принцип историзма, выдвинутый Карамзиным. Романтические устремления в творчестве Пушкина 1812—1824 гг. | «Модернизированные» декабристами ода, тра.гедия, «высокая коме.дия», граж.дан.ская или патриотическая поэма, элегия, по.слание. «Психоло.ги.ческая повесть», баллада |
1826 — первая половина 50-х гг. | Поражение восстания де.каб.рис.тов. «Но.вый цен.зурный устав». Победы России в войнах с Персией и Турцией (1826—1829). Июльская революция во Фран.ции (1830). По.дав.ление Поль.ского восстания (1831). Го.нения на свободомыслие в России. Углубление кризиса крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Ре.ак.ци.он.ные охра.ни.тель.ные меры правительства в свя.зи с ре.волюци.ями в Европе | Верность идеям декабризма и реализм в творчестве Пушкина (1826—1837 гг.). Расцвет ро.мантизма Лермонтова. Пе.ре.ход к реализму и социальной сатире у Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм, хотя большинство писателей тво.рят в рамках романтизма. Появление новых романтических жанров. Вытеснение поэзии прозой. 1830-е годы — расцвет повести. Теория «офи.циальной народности». Реалистическая эстетика Белинского. Выход в свет первого тома «Мертвых душ» (1842). Рост влияния передовой журналистики на общественную жизнь. Борь.ба прогрес.сивных и демократических сил в жур.налистике. Идейная борьба сла.вянофилов и западников. «Натуральная школа». Приоритет социальной проб.ле.ма.ти.ки. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы «гоголевской шко.лы» и поэтов-лириков романтического плана | Романтическая баллада, поэма, исторический роман. Светская, историческая, романтическая, бытовая повесть. Литературно-кри.ти.чес.кая статья. Основные жанры «на.тураль.ной школы»: фи.зио.ло.ги.че.ский очерк, социаль.ная повесть, социально-пси.хо.ло.гиче.ский роман, поэма. Пей.зажная, любовно-эсте. ти.че.ская и фи.ло.соф.ская лирика поэ.тов-роман.тиков |
Поэты-провидцы » Поэты XIX века
Я дочь Земли и Воды,
И питомица Неба;
Прохожу через поры океана и берега;
Я меняюсь, но не могу умереть. “
– Перси ШеллиИз: «Облако» 1820
В начале 19 века расцвели великие поэты-романтики, такие как Китс, Шелли и Уильям Вордсворт. В Америке также существовало мощное движение поэтов, получивших условное название «Ранние американские поэты», в их число входили Эмили Дикинсон, Ральф Эмерсон и Уолт Уитмен. После великих поэтов-романтиков следующее поколение британских поэтов стало ассоциироваться с викторианской эпохой. В какой-то степени они предлагали большее соответствие видению и с большей вероятностью использовали христианские образы, но они все еще находились под влиянием мощных подводных течений романтического движения. На самом деле влияние романтизма можно увидеть даже в современных поэтах, таких как Джерард Мэнли Хопкинс. Более поздние поэты ХХ века также признавали влияние этого творческого периода в поэзии.
В Индии Свами Вивекананда олицетворял возрождение индуистской культуры. После столетий упадка под мусульманским, а затем британским правлением Вивекананда убедительно призвал своих соотечественников взывать к древним универсальным и вечным идеалам Санатана Дхармы.
Британские поэты XIX века
- Эмили Бронте (1818 – 1848)
- Элизабет Браунинг (1806–1861)
- Роберт Браунинг (1812-1889)
- Джон Клэр (1793–1864)
- Сэмюэл Тейлор Кольридж (1772–1834)
- Джон Китс (1795–1821)
- Редьярд Киплинг
- Джерард Мэнли Хопкинс (1844–1889)
- Кристина Россетти (1830–1894)
- Перси Шелли ( 1792–1822)
- Лорд Теннисон (1809–1892)
- Уильям Вордсворт (1770–1850)
Американские поэты XIX века
- Уильям Брайант (1794–1878)
- Эмили Дикинсон (1830–1886)
- Ральф Уолдо Эмерсон (1803–1882)
- Генри Вордсворт Лонгфелло (1807–1882)
- Генри Дэвид Торо (1817–1862)
- Уолт Уитмен (1819–1892)
- Роберт Фрост (1874-1963
Индийские поэты XIX века
- Рамакришна (1836 – 1886)
- Свами Вивекананда (1863–1902)
- Сароджини Найду (1879–1949)
- Майкл Мадхусуда Датт (р. 1824)
- Фикирчанд
Суфийские поэты XIX века
- Биби Хаяти (XIX век)
Европейские поэты
- Святая Тереза Лизье (1873-1896)
- Ромен Роллан (1866-1944)
- У. Б. Йейтс (1865–1939)
- Оскар Уайльд (1855–1900)
~
Поэты 19 века на Amazon.com
(Поэты 18 века) Просмотреть (Поэты 20 века)
Похожие категории
- Британские поэты
- Викторианские поэты
- Поэты-романтики
- Ранние американские поэты
- Великие поэты (Поэзия на Amazon.com)
Поэзия девятнадцатого века: романтизм и после | История европейской литературы: Запад и мир от античности до наших дней
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория европейской литературы: Запад и мир от античности до наших днейЛитературные исследования (европейские)КнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория европейской литературы: Запад и мир от античности до наших днейЛитературные исследования (европейские)КнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Cohen, Walter,
«Поэзия девятнадцатого века: романтизм и после»
,
История европейской литературы: Запад и мир от античности до наших дней в Оксфорде
9006,6 (
6
2017 г. ,
онлайн-издание,
Oxford Academic
, 23 марта 2017 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198732679.003.0012,
, по состоянию на 22 ноября 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория европейской литературы: Запад и мир от античности до наших днейЛитературные исследования (европейские)КнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория европейской литературы: Запад и мир от античности до наших днейЛитературные исследования (европейские)КнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Не скованная сдерживающей логикой реалистической фантастики поэзия девятнадцатого века — и особенно романтическая поэзия — постоянно занимается далекими культурами и вопросами империи. В лирической поэзии это пристрастие переворачивает классическое отделение формы от общественных дел. Хотя связь между литературой и империей не удивительно сильна в Англии и Франции, это общеконтинентальный феномен, который принимает различные формы за пределами двух великих метрополий. Один из них — это опыт виктимизации — угнетения со стороны другой европейской державы. Другая — склонность к абстракции: если в стране нет колониальных владений, обращение к неевропейской цивилизации помогает в размышлениях о, казалось бы, не связанных между собой вопросах. Эти опасения очевидны по всей Европе, но особенно в поэзии Пушкина, Мицкевича и Леопарди.
Ключевые слова: поэзия девятнадцатого века, романтическая поэзия, лирика, литература и ампир, Пушкин, Мицкевич, Леопарди
Предмет
Литературоведение (европейское)
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Вход с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.