культура повседневности дворян в XVIII – XIX вв.
16.02.2015
Несмотря на то, что эпоха балов, маскарадов, парфорсной охоты и других привычных форм дворянского досуга давно минула, интерес к ней не утихает. Какие же занятия составляли обычную жизнь богатого дворянства, как они сменялись в течение дня, года? Как было принято принимать гостей, отдавать визиты, танцевать? Теперь это уже история…
Фотография из книги Е. Лаврентьевой «Хорошо было жить на даче…»
«Домашним бытом окруженны,
Здоровой кучкою детей…»
Жизнь дворян в усадьбах текла по заведенному распорядку, применяясь ко времени суток и месту. Утро хозяев обычно начиналось в кабинете, где обязательным ритуалом было принятие для «утрешнего потребления» рюмки вишневки или анисовки (считалось, что это способствует профилактике «грудной жабы» и «удара» — самых модных болезней XVIII – начала XIX веков) и выкуривание трубки.
Обычно в кабинете специально помещались несколько натюрмортов на тему VANITAS (бренности жизни). Дело в том, что на протяжении целого столетия «поедание дыма» связывалось в сознании дворянина с размышлениями на темы «суеты сует» и «жизнь есть дым».
Здесь в хозяйском кабинете мужчины занимались бумажной работой, здесь же встречали гостей и пришедших по делу.
Женщины с утра занимались своим туалетом, отдавали распоряжения прислуге. В свободное время они в основном занимались вышиванием или вязанием. Начиная с конца XVIII — начала XIX века дамы начали отдавать предпочтение чтению, произошло это в том числе и благодаря деятельности Н. Новикова, издававшего серии журналов для женского и детского чтения, продвинувшего, по выражению А. Пушкина, просвещение России на полвека вперед и создавшего то, что сегодня именуется «массовый читатель». Появляется новое понятие — женская библиотека, стоит вспомнить Татьяну Ларину и других литературных героев тех времен.
Если в петровский период женщины-дворянки не всегда были грамотны, не стремились к разнообразию духовной жизни (в то время духовные потребности женщины удовлетворялись религией: посещение церкви, молитвы, посты), то все изменилось к концу XVIII столетия. Запад повлиял не только на внешний вид, но и на быт и поведение дворянского общества.
Дамы теперь ведут в основном вечерний образ жизни. Балы, кокетство, визиты отнимают все свободное время, в итоге многие дети практически росли без матерей.
Вот как описывает А. Мельникова свое детство: «Мы занимали в доме отдельное от родителей помещение, весь нижний этаж, отданный в полное распоряжение, со всеми его обитателями, одной Авдотье Сергеевне (няне).
В сопровождении ее мы являлись наверх только в известные часы, так сказать, pour les heures de repas, и оставались там ровно столько времени, сколько полагалось для чаепития, обеда и ужина; или же, в экстренных случаях, вроде приезда родственников — по приглашению явиться для приветствия.
Мать не мешалась в дело нашего воспитания, вполне доверяя Авдотье Сергеевне; да у нее и времени не было: она была всецело поглощена, если не уходом за отцом, который редко болел, то постоянной заботой быть ему полезной и отнюдь не оставлять его одного; то читала она ему вслух его любимые французские романы, непременно исторические, особенно из времен Наполеона I, то писала письма под его диктовку или деловые бумаги, или рукодельем занималась, между тем как отец ходил по комнате большими шагами, разбирая прочитанное или о делах толкуя. В этой правильной жизни, полной занятий и внутреннего содержания, росли мы все, не ведая скуки и безделья и никуда не стремясь за пределы родительского дома»
(Мельникова А. Воспоминания о давно минувшем и недавно былом).
Ежедневные бумажные хлопоты, регулярное ведение расходов и поддержание сельских угодий в достойном виде было для некоторых хозяев усадеб тягостной обязанностью и даже сущей пыткой.
И потому единственной отдушиной для мужчин была охота. Уже сама подготовка к охоте приводила их в восторг? «До дрожи в голосе и сбивчивом, учащенном дыхании… Еще и увлекательные ружейные хлопоты. Просмотр и подгонка упряжи. Выбор седел и стремян».
И неудивительно, что этому зову — наследственному, издревле рыцарскому, русское дворянство отдавалось полностью. Азарт погони грел душу. Веселил сердце. И давал пищу уму. Нередко, достаточно вспомнить «молодую графинюшку» Наташу Ростову, в охоте участвовали и женщины.
«Охота в Ропше» Н. Е. Сверчков, 1857, Ульяновск
Восприятие новых форм досуга, происходило в XVIII в. в игровой, театральной форме. Новые европейские виды увеселений воспринимались тогда как своего рода игра. Особое место среди них занимали балы.
«Бал в Москве 1820 — х годов» Кардовский Д.
Бал — это развлекательное мероприятие, которое отражало новую европейскую культуру — направления моды, музыкальные тенденции, этикетные ценности и стиль общения. Бал занимал важнейшую нишу в системе дворянского досуга.
Начало русским балам было положено при Петре I Указом об ассамблеях от 26 ноября 1718 г. Ассамблеи стали проводить с 1722 г. и в Москве. Они происходили зимой три раза в неделю: по воскресеньям, вторникам и четвергам.
На ассамблеи созывали барабанным боем, а также прикрепленными на перекрестках объявлениями. При организации первых ассамблей в Москве царю «пришлось пустить в ход угрозу, чтобы привлечь в нее московских дам и девиц».
Все особенности московской ассамблеи петровского времени подчеркнуты в «Дневнике» Ф.В. Берхгольца: «Они устроены на манер петербургских, которые по именному повелению императора бывают ежегодно зимою. Во-первых, они распределяются между всеми вельможами, но без соблюдения особенного порядка или последовательности; здешний комендант спрашивает или его величество (когда он бывает здесь), у кого он прикажет быть собранию, или самих вельмож, когда и как им удобнее, и затем объявляет гостям, где им собраться в следующий раз. … Во-вторых, хозяин не должен никого встречать вне комнаты, ни провожать, хотя бы то был и сам император. В-третьих, в комнате, где танцуют (или в ближайшей к ней), должны быть приготовлены: стол с трубками, табаком и деревянными лучинками, и еще несколько других столов для игры в шахматы и шашки; но карты на ассамблеях не терпятся и не подаются. В-четвертых, хозяин, хозяйка или кто-нибудь из домашних открывают танцы, после чего, смотря по месту, одна или две пары могут танцевать менуэт, англез или польский по желанию.
Танцы начинались степенным польским, за ним следовал менуэт — это были церемониальные танцы. Другую группу составляли английские — англез, аллеманд и контраданс. При степенной музыке первого танца мужчина кланялся тремя церемониальными поклонами, потом ближайшему кавалеру, дама следовала тому же примеру и, сделав круг, оба возвращались на свое место.
По свидетельству М.И. Пыляева, «во время танцев мужчина едва касался пальцев партнерши, а когда оканчивал, то целовал руку даме, а девушка с мужчиною не могла вступать в разговор и не могла танцевать два раза за вечер с одним кавалером».
Еще одной формой досуга являются уроки танца. Танцмейстер учил не только хореографии, но хорошим манерам, умению свободно держаться в обществе, легко и непринужденно двигаться. Именно он знал, сколько надо сделать шагов, чтобы должным образом подойти к императрице. Он помогал дворянской молодежи выработать красивую осанку, грациозного непринужденного положения рук, ног, головы и корпуса и согласованности их движений. Учить танцевать дворянских детей начинали с 5-6 лет. На занятиях у танцмейстера учились садиться, ходить, пересекать зал, обмахиваться веером, чувствовать музыку. Танцмейстеры дирижировали бальной культурой: рождали новые па и задавали музыкальный тон в танцах. Готовились к этим увеселениям задолго до того, как наступала пора вывозить девушку в свет: сначала несколько лет юные дворяне участвовали в детских балах, которые были точной копией взрослых. Знамениты были детские балы московского танцмейстера Иогеля, в разные годы его учениками были Василий Жуковский, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов. Изюминкой детских балов было то, что танцмейстер приглашал на бал всех своих учеников, таким образом подрастающие барышни могли потанцевать с настоящими кавалерами, а те, в свою очередь, разносили в большом свете вести о подрастающих красавицах.
Танец полька. Французская гравюра XIX века
В XIX в. по сравнению с XVIII в. танцевальная культура стала упрощаться, несмотря на появление новых танцев, а вот бальный этикет, напротив, становился все сложнее. Разучивание новых танцев, которые калейдоскопом вторгались в бальное пространство, по-прежнему ложилось на плечи танцмейстеров.
Эволюция бальной структуры была связана с тем, что постепенно парадно-церемониальная роль бала отходит в тень, он становится в большей мере развлечением, местом «легких амурных флиртов и глубоких личных драм». Первым танцем на общественных балах по-прежнему оставался полонез, на частных балах первым танцем мог быть и вальс.
Балы представляли еще и отличную возможность для получения или передачи информации, которую невозможно было получить официальным путем. Здесь можно было сознательно дезинформировать собеседника, здесь мгновенно распространялись сплетни, слухи и т.д. На балах завязывались знакомства и нередко решались вопросы карьеры, вступления в брак, формировалось общественное мнение, и потому искусство общения здесь играло огромную роль. По окончании бала гости уезжали без особых прощаний, но в течение недели они обязаны были сделать хозяину благодарственные визиты.
Визиты
Визиты вообще составляли неотъемлемую жизнь дворянства. Дворянин, переехавший в другой город, должен был совершить огромное количество визитов, не обделяя никого, чтобы не обидеть.
Во время первого визита обычно ограничивались представлением друг другу, обменом любезностями и благодарностями, — к столу не приглашали. В последующие посещения, если общение было интересным — беседа непременно сопровождалась угощением. Важную роль здесь играло чаепитие. В России быстро прижилась чисто английская традиция «второго чая». Но проявлялась она не в виде второго завтрака, а как отдельное чаепитие, как дополнение к разговорам во время визитов близких людей.
В гостеприимной и хлебосольной Москве приемный день раз в неделю считался нелепым, хотя и модным, обычаем. Привычными для москвичей оставались ежедневные визиты. «С интимными визитами нередко являлись в 10 уже часов, а «штатс — визиты» отдавались, начиная с полудня, и не позже двух часов, потому что во многих домах обед, в обыкновенные дни, сервировался в три часа».
Светский, или «интимный», визит требовал оплаты ответным визитом. Особы преклонных лет были вправе не отдавать визита младшим; начальники не отдавали визита подчиненным, а дамы — мужчинам. В Новый год, Рождество, Пасху, именины, после свадьбы являлись с поздравительными визитами.
Вот одно интересное свидетельство: «В те годы родственные связи были крепче теперешних, — вспоминает Н. В. Давыдов, — и младшее поколение обязательно являлось на поклон к старшим родственникам. Помню, что в большие праздники обязательно было являться с поздравлением не только к дедушке (grand-oncle) князю Сергею Петровичу Оболенскому, но и ко всем родным и двоюродным дядям и теткам, а их имелось у меня именно в Москве очень много (припоминаю двенадцать безусловно обязательных родственных визитов) и, бывало, жестоко прозябнешь в Рождество и Новый год, делая визиты…».
Обычай принимать визиты был подвластен моде. Во времена Екатерины II было модно принимать гостей во время одевания. В начале XIX века этого обычая придерживались в основном пожилые дамы. Однако и молодые дамы не видели в этом ничего предосудительного. Сохранился рассказ петербургского книгопродавца А. Ф. Смирдина, переданный А. Я. Панаевой, о его визите к А. С. Пушкину: «Я пришел к Александру Сергеевичу за рукописью и принес деньги-с, он поставил мне условием, чтобы я всегда платил золотом, потому что их супруга, кроме золота, не желала брать денег в руки. Вот-с Александр Сергеевич мне и говорит, когда я вошел-с в кабинет: «Рукопись у меня взяла жена, идите к ней, она хочет сама вас видеть», и повел меня; постучались в дверь: она ответила «входите». Александр Сергеевич отворил двери, а сам ушел; я же не смею переступить порога, потому что вижу-с даму, стоящую у трюмо, опершись одной коленой на табуретку, а горничная шнурует ей атласный корсет. «Входите, я тороплюсь одеваться, — сказала она. — Я вас для того призвала к себе, чтобы вам объявить, что вы не получите от меня рукописи, пока не принесете мне сто золотых вместо пятидесяти… Муж вам дешево продал свои стихи. В шесть часов принесете деньги, тогда и получите рукопись… Прощайте…»».
Не менее распространенным был заимствованный из Франции обычай принимать посетителей в спальне. «Возвратившись в Москву в первые годы текущего века, Дивовы продолжали держаться парижских модных привычек и, между прочим, принимали утренних посетителей, лежа на двуспальной кровати, и муж, и жена в высоких ночных чепцах с розовыми лентами и с блондами»…
…Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар…
Каждый день дворяне выходили на прогулку. Это было своего рода традицией. Вот так описывает свои впечатления А. Т. Болотов: «Приятно было поистине видеть и находить инде небольшую кучку пожилых людей, сидящих где-нибудь в беседке, тихо и смирно и разыгрывающих себе свой ломбер; других же — инде на лавочках, под ветвями дерев тенистых, пьющих принесенные им порции кофея, чая или шоколада, или сидящих с трубкою во рту и со стаканами хорошего пива пред собою и упражняющихся в важных и степенных разговорах. Пиво употребляли они для запивания своего табаку, а прекрасные сухари, испеченные из пеклеванного хлеба, для заедания оного.
Что касается до молодых, то сии занимаются более игрою в кегли или, так называемый, ”лангебан“ (ныне кегельбан. — С. О.), играя хоть в деньги, но без всякого шума, крика и в самые малые деньги, и отнюдь не для выигрыша, а для единственного препровождения времени. Инде же найдешь их упражняющихся в игрании в фортунку или в самом доме в бильярд; а если кому похочется чего-нибудь есть, то и тот может заказать себе что-нибудь сварить или изжарить из съестного, также подать себе рюмку водки, ликера или вина, какое есть тут в доме. Более сего ничего тут не продается, а что и есть, так и то все так хорошо, так дешево и так укромно (т. е. уединенно, уютно, с комфортом), что всякий выходит с удовольствием оттуда».
Парк Кусково. Москва.
Домашний театр
Обитатели дворянских усадеб любили различные забавы. Под влиянием распространившейся моды на чтение романов, любая дама желала почувствовать себя литературной героиней. Самым любимым развлечением той эпохи был домашний театр. Любой мог примерить на себя образ Отелло, Гамлета или Ромео.
«В назначенный день все было готово к спектаклю. Вечер выдался теплый. Ромео и Джульетта были одеты и загримированы. Оставалось только начать представление, но это долго не удавалось по той причине, что луна упорно скрывалась за тучами и не хотела освещать сцену… Наконец, она вышла из-за туч. Тогда Джульетта водворилась на балконе и приняла мечтательную позу. Зрители были позваны, и началось представление. Ромео стремительно и нежно произносил свои речи. Он был очень поэтичен и весь предался романтике Шекспирова действа, не обращая никакого внимания на обывательский тон Джульетты» (М.А. Бекетова. Александр Блок и его мать. Воспоминания и заметки). Иногда разыгрываемые драмы зловеще соединялись с настоящими. Михаил Васильевич Арсеньев (дед М. Лермонтова) выпил яд в самый разгар новогоднего маскарада 1810 года. Его нашли в комнате рядом с залом, откуда неслись звуки музыки и танцев. Он лежал мертвый на полу, в плаще и маске, причиной самоубийства считается роман с соседкой по имению.
Отдых на природе
Дворянское общество любило устраивать пикники. Особенно этому радовались дети. Вот как это описывает С. А. Зернова: «Клич был кликнут по всем соседям, было выбрано место на берегу Оки и между всеми было распределено, что каждый должен был доставить из продуктов. На долю моей сестры Лизы выпал вареный шоколад и сладкие булочки, которые она отлично пекла. Повсюду пошли волнения и приготовления: Лиза получила с оказией из города нужный ей шоколад, и два дня ушли па печение булочек. Хозяйка не находила покоя, пока не убедилась, что ее булочки вышли на славу… А пикник удался на славу. Для нас это было сплошное торжество. Всех охватило непринужденное веселье с играми, танцами и с ярко горевшими кострами, с варкой какой-то особенной каши. Все разъехались, когда уже совсем стемнело, и все были дружные и радостные».
Фотография из книги Е. Лаврентьевой «Хорошо было жить на даче…»
Сейчас усадьбы опустели, вместе с людьми из них ушли жизнь и веселье. Канула в лету эпоха, осколками сохранившаяся в предметах быта и интерьера, в архитектуре и парках, и, конечно, в художественной литературе, доносящей до нас чуть слышный, но такой прекрасный аромат романтического прошлого.
Список использованной литературы:
1. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа: Утварь, одежда, пища и питье, здоровье и болезни, нравы, обряды, прием гостей.- М., 1992.- 301 с.
2. Короткова М.В. Социальная история России. Бальная культура Московского дворянства в XVIII — первой половине XIX в.: официальная церемония, развлечения или любовная игра? М.В. Короткова // Вестник РУДН.-2008.- № 2.- С.5-23.
3. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века.- 2-е изд. — М. , 1987.-320 с.
4. Лаврентьева Е. Хорошо было жить на даче. – М.: Этерна, 2008. – 219 с.
5. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX в.).- СПб., 1994.- 450 с.
6. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. — М., 1995.-178 с.
7. Охлябинин С. Повседневная жизнь С. Охлябинин. – М.: Мол. Гвардия, 2006.– 392 с.
8. Поликарпов В.С. История нравов России: От Алексея Тишайшего до Николая Второго.- Ростов н / Д, 1995.- 575 с.
Кристина ПАВЛОВА
Поделиться:
Будьте в курсе последних новостей из мира искусств:Как развлекались дворяне в Петербурге XIX века?
Почему на балах приходилось выживать и как можно было выиграть китайскую вазу у Николая I? «Луна» рассказывает, как оторваться, если вы попали в XIX век?
В великолепном XIX веке у молодых петербургских дворян существовало множество способов, как развеять вечернюю скуку. Часто выбор падал на театр — главным летним развлечением было посещение постановок, а также большой любовью дворянства пользовались домашние спектакли.
Временами дворяне посещали салоны. Их было много в XIX веке – мест, где взбивались сливки светского общества. Например, можно было получить приглашение домой от директора Публичной библиотеки Алексея Николаевича Оленина. Или же на его всеволожскую дачу «Приютино», куда на огонек постоянно слеталась вся «поэтическая партия» Петербурга. Также популярностью пользовались дома Карамзиных, Жуковского, Смирновой-Россет. Развеяться, обсудить последние новости, приобрести полезные и романтические знакомства – всё это ждало в дворянских салонах.
А если слуги с утра доставляли приглашение на бал, то в такие дни выбора не было, нужно было уважить солидных господ-хозяев.
Если в Москве были менее формальные танцевальные вечера, то в Петербурге соблюдались все правила этикета. Ни одна дама не должна была остаться без танца — хозяева внимательно следили за активностью гостей. Правила балов были настолько суровыми, что кавалеру нельзя было сесть в кресло во время бала, если свободно только место дамы, которая ушла вальсировать. Приходилось стоять до первого обморока — это реальное положение, прописанное в правилах бального этикета. На элитарных танцплощадках XIX века танцевали полонезы, вальсы, польки, котильоны. Программы и мода очень быстро менялись. Но уметь двигаться в ногу со временем было необходимо, чтобы не ударить в грязь лицом.
На досуге много играли в карты, и не только в классические азартные варианты. Известно, что царь Николай I очень любил устраивать на своих приёмах одну презабавную игру. Это был аукцион, но биться на торгах нужно было за простую игральную карту, за которой был закреплён секретный приз, известный одному государю. И дворяне поднимали и поднимали ставки, надеясь на золотую статуэтку из Англии или наборчик эксклюзивного китайского фарфора. Деньги с этих аукционов Николай Павлович отдавал беднякам.
Любимые массовые игры светских гостиных – это «флирт цветов», где молодежь через названия растений шифровала сокровенные мысли, а также всем известные «музыкальные стулья». Существовала игра «почта», где можно было доминировать над обществом и заставлять участников забавы танцевать, петь, и вообще чтобы они вели себя как только угодно душе ведущего.
Были и другие игры на балах. Например, ролевые. Тянули бумажку, а там выпадала роль от Короля Боба до мелкой фрейлины. И карета могла превратиться в тыкву в тот вечер, ведь ничего не мешало барону ради разнообразия примерить роль «большого карлика короля» и посмеяться над самим собой. Таким образом прошёл в Петербурге известный «бобовый» маскарад в 1841 году, по образу и подобию французских увеселений. Маскарады, как популярная версия бала, оставляли за собой послевкусие театра за счет переодеваний и примерки неожиданных ролей. Ещё особенно запомнился светской публике того времени «Китайский маскарад» 1837 года, на который сам Николай I нарядился мандарином! Не оранжевым, а чин по чину: в форменной шапочке и с длинной косой.
Бывшие люди: Последние дни русской аристократии Дугласа Смита – рецензия | Книги по истории
Русские аристократы в начале ХХ века были еще народом упрямым и высокомерным. Дни, когда они могли покупать и продавать крепостных, давно прошли, но большинство из них все еще получали свои деньги с земли, которой они плохо управляли. Они жили, часто не по средствам, в роскошных таунхаусах и в роскошных загородных поместьях. Некоторые работали в государственной бюрократии и в армии. Другие были простыми плейбоями. Большинство из них собрались вокруг печально некомпетентного и упрямого царя Николая II и разделяли его ограниченные взгляды на судьбу нации. По любым подсчетам они уже становились анахронизмом, который будет отметен по мере развития их страны. В отличие от британской аристократии, они так и не поняли, что лучше согнуться, чем сломаться.
За ними возник новый класс, люди, которых они презирали, купцы и бывшие крепостные, которые были зародышем современной предпринимательской буржуазии. При прочих равных именно эти люди, а не аристократы, несли бы будущее своей страны.
Но в остальном все было не так. Революция и гражданская война привели к власти большевиков, людей, которые были полны решимости уничтожить любого, кто мог бы противостоять им и их манихейской идеологии. Ни аристократия, ни новая буржуазия не пережили террора, развязанного против них Лениным.
В своем тщательно проработанном, беглом и содержательном отчете Дуглас Смит описывает, что случилось с аристократами, и особенно с многочисленными Шереметевыми и еще более многочисленными Голицыными, двумя из самых знатных и старейших семей России. По воспоминаниям, дневникам, письмам, интервью и документам он строит подробную картину этих людей как до, так и после того, как их жизнь навсегда изменилась революцией и варварской гражданской войной.
В этих бурных событиях все стороны вели себя с одинаковой жестокостью. Но именно победившие большевики институционализировали террор, когда они усилили свою хватку в опустошенной стране. Многие аристократы были убиты или отправлены в ссылку. Многие из оставшихся — «бывшие люди», как их называли большевики, — погибли в ходе репрессий или выжили, скрывая свое происхождение. Некоторые видели в происходящем справедливое возмездие за собственные грехи совершения и бездействия. Князь Владимир Голицын, бывший либеральным городским головой Москвы, писал в своих мемуарах: «Мы, люди нынешнего века, расплачиваемся за грехи наших предков, и в особенности за установление крепостного права, со всеми его ужасами и извращения… Кто виноват, что русский народ, крестьянин и пролетарий, оказались варварами? Кто, как не все мы?»
Но какой бы слепой ни была аристократия как класс к последствиям своего эгоизма и политической несостоятельности, судьба, которую они постигли как отдельных личностей, превышала всякую меру. Их падение от привилегий к отчаянной бедности и худшим последствиям было крутым и окончательным. Концентрируясь на них, Смит, возможно, создает непреднамеренное впечатление, что качество их страданий было уникальным. Не было, конечно. Когда за Лениным последовал Сталин, миллионы их соотечественников — буржуазия, интеллигенция, рабочие и крестьяне, от имени которых был провозглашен новый режим, — пострадали не меньше и в гораздо большем количестве.
С упадком и падением советского режима выжившие начали выходить из укрытий, чтобы вновь собрать свои разрозненные семьи и восстановить свое место в истории своей страны. В новой России стало респектабельным, даже снобистски желанным иметь возможность называть себя русским аристократом. Ходили даже разговоры о восстановлении монархии. Но у аристократов, в отличие от воссозданной буржуазии, никогда не было надежды на возвращение роли в новом политическом теле. Это была плохая замена счастливому концу.
Современная Россия и русская аристократия ━ Европейский консерватор
Вопреки тому, что настойчиво предполагают многие западные журналисты и политики, преемственность между имперской Россией и советским режимом незначительна, так же как между довоенными Франция и режим Виши.
Поскольку у русской аристократии явно нет возможности восстановить свою дореволюционную власть и престиж, вполне можно задаться вопросом, играет ли она вообще какую-либо роль в нынешнем ужасном положении дел в России. В двух основных отношениях русское дворянство отличалось от своих западноевропейских коллег, и эти различия ощущаются до сих пор. Во-первых, Россия никогда не знала феодального строя. Во-вторых, она так и не превратилась в устоявшийся и независимый средний класс. В обоих отношениях это была трагедия для развивающейся Империи. Парламентское конституционное правительство без имущественных гарантий и образованной, финансово обеспеченной буржуазии должно оставаться по существу необеспеченным.
Несмотря на это, вклад русского дворянства в высокую культуру не имеет себе равных ни в одной другой стране. Как заметил Джеффри Хоскинг, «какая другая европейская знать могла похвастаться культурным наследием, достойным Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Тургенева, Толстого, Глинки, Мусоргского и Рахманинова?» Этот список можно легко расширить, например, добавив имена Римского-Корсакова и Набокова.
На более широком уровне, русские дворяне 19-го века, как правило, были высококультурными, говорили по-французски или (в меньшей степени) по-немецки, а позже в этом же веке по-английски. Следует также провести принципиальное различие между великой аристократией и теми, кто формально носил чин вследствие петровской Табели о рангах. Только первые составляли аристократию в обычном использовании этого термина.
На момент написания ужасные преступления, совершенные путинской Красной армией в Украине, оттолкнули многих людей во всем мире от всего русского, иногда до иррациональной степени. Однако по иронии судьбы именно большевистский режим — тот самый режим, который сформировал Путина, — отменил название России с самого начала. Чтобы понять нынешнюю войну на Украине, необходимо признать, что проект Путина уходит своими корнями не в длинную и легендарную историю традиционной России, а в гораздо более грязную историю СССР. Хотя Путин и его правительство, возможно, открыто дистанцировались от марксизма и атеизма Советского Союза, на самом деле они по-прежнему руководствуются многими из тех же пагубных целей.
Долгие годы только среди миллиона и более сосланных русских сохранились русская культура и религия. Как заметил Солженицын,
Россия Зарубежье — тот великий духовный мир, в котором расцветала русская философия, были Булгаков, Бердяев, Лосский, чье русское искусство пленяло мир, были Рахманинов, Шаляпин, Бенуа, Дягилев, Павлова, Донской казачий хор Жарова, там проводились глубокие исследования Достоевского (в то время, когда он у нас вообще ругался), что там существовал невероятный писатель Набоков-Сирин, что сам Бунин был еще жив и писал для этих двадцать лет.
Сегодня подавляющее большинство российских дворянских семей ассимилировались в культуру принимающих их стран. Тем не менее, должно быть редко, чтобы они не оставались глубоко привязанными к своим корням. О том, что многовековые достижения их ордена не были забыты, несмотря на десятилетия преследований и очернения при советском режиме, свидетельствует положение дел сразу после распада Советского Союза. Забавный случай рассказывал мне покойный князь Георгий Васильчиков, бывший офицер ЦРУ, побывавший на родине своих предков в момент распада Советской власти, летая на Кавказ с партийным начальником в командировку, его спутник весело бросил руку на плечи Георгия, восклицая: «Вот видишь, князь, твой жребий нынче в моде!»
Малоизвестно, что сразу после распада Советского Союза Москва организовала конференцию русской знати, чтобы выяснить, какой вклад ссыльные могли бы внести в недавно либерализованное правительство. Среди приглашенных был и мой отец, который мальчиком в 1920 году чудом спасся от красного террора. Отрадно и то, что Геральдическая коллегия была возрождена в 1991 году под патронажем покойного великого князя Владимира, наследника Российского Императорского Престола.
Что касается моей семьи, то с некоторых пор раз в два года происходит воссоединение Толстых в имении Льва Толстого в Ясной Поляне. Хотя некоторые живут в России, большинство путешествуют из домов по всему миру. Таким образом, я живу в Англии со своей семьей, а мой брат Андрей жил в Москве до недавнего вторжения в Украину.
Через несколько лет после падения коммунизма президент Ельцин пригласил меня осмотреть секретные российские архивы, чтобы лучше понять стремление британского правительства скрыть доказательства предательства более миллиона русских военнопленных и беженцев Сталину. после войны. Прежде чем меня повезли в министерской машине для осмотра различных фондов, меня пригласили на встречу с генералом Дмитрием Волкогоновым, который осуществлял общий контроль над государственными архивами. Объясняя порядок моей инспекции, он сделал паузу, чтобы заметить: «Я надеюсь, вы видите, что ваше имя все еще имеет вес в нашей стране».
Я упомянул об этом кратком обмене мнениями, потому что считаю, что он предлагает один из способов, которым русские дворяне в частности и белоэмигранты в целом могут внести свой вклад в постпутинское восстановление позиции России в мире. Нет ничего утомительнее, чем читать об отмене концертов русских композиторов и изъятии книг русских авторов. Сколько раз надо объяснять, что гениальные композиторы и писатели вроде Рахманинова и Набокова были изгнаны из своей страны в бессрочную ссылку после 19 века.17? И какая может быть связь между Чайковским или Тургеневым и большевистским режимом и последующей несправедливостью Путина? В какой мере СССР, а также нынешняя попытка Путина вернуть былую «славу» СССР представляют собой жестокую аберрацию в истории российской культуры, показывает тот факт, что произведения Достоевского на протяжении десятилетий были запрещены советским правительством и осуждены вне закона. рукой или игнорировалась советской интеллигенцией.
Вопреки тому, что упорно предполагают многие западные журналисты и политики, между имперской Россией и советским режимом существует небольшая преемственность, так же как между довоенной Францией и режимом Виши не было идеологической или политической идентичности. (С другой стороны, по иронии судьбы и Советский Союз, и Виши в значительной степени были созданы сменявшими друг друга немецкими правительствами). Никто не стремится вернуть в Россию дореволюционный порядок, но опасно и ложно предполагать, что Россия на протяжении всей своей истории оставалась неисправимой тиранией, а Путин лишь последним в череде деспотов-деспотов. Действительно, это утверждение сильно играет на руку Путину, поскольку в целом является тем, о чем он сам заявляет.
Представители русской знати имеют все возможности для исправления разрушительных искажений русской истории. На протяжении более чем тысячелетней истории России мы находим одни и те же имена, вовлеченные в общественные события столетие за столетием. Подобно Венгрии во время Великой войны, русское общество было глубоко аристократическим. Особенно бросается в глаза относительная исключительность и преемственность дворянских имен. Тот факт, что каждый член русской дворянской семьи мужского пола (и каждая женщина до замужества) носит один и тот же титул, приводит к ошибочному представлению о том, что дворянские семьи множились. В действительности дело обстоит наоборот, о чем свидетельствует тот удивительный факт, что за три века существования Российской империи было создано меньше наследственных титулов, чем за одно десятилетие ее наполеоновского аналога.
Таким образом, русские дворяне, как я полагаю, особенно хорошо подготовлены для того, чтобы высказаться в принимающих их странах против более вопиющих искажений истории их страны, которые в настоящее время окружают. Сами их имена свидетельствуют о более богатой и многообещающей эпохе. Можно справедливо утверждать, что каждая дворянская семья представляет собой красочную и узнаваемую ветвь российской имперской истории. Так, когда в 2009 году в ГМИИ им. А.С. Пушкина проходила выставка, посвященная нашей семье, ее массивный каталог носил название История семьи Толстых — История России . Одноименные экспонаты вполне можно было бы собрать, ориентируясь на многие другие известные русские семьи.
Возвращаясь к будущей роли русского дворянства в стране и за границей, прискорбно, что плохая история слишком часто оказывается опасной «историей». Страна тиранов и угнетателей оставляет страну без особых надежд на улучшение нынешней тяжелой политической и экономической ситуации. Для русских деспотов, последовавших за революцией, это убеждение оказалось весьма полезным.
Хотя исправление таких недоразумений является в первую очередь задачей историков, я предлагаю, чтобы русское дворянство, рассеянное по большей части земного шара, использовало любую возможность вежливо разоблачить историческую ошибку и напомнить миру, что красная диктатура всегда правила силой и ложью и не имеет законного права управлять русскими землями.
Пара примеров может служить иллюстрацией. В то время как путинский режим осуждает украинское сопротивление угнетению как «нацистское» или «фашистское», по иронии судьбы западные комментаторы также используют термин «фашист» в качестве позорного термина для жестоких вооруженных сил Путина, а «царь» в ошибочной попытке опорочить диктатор. Эти неправильные термины не только неверны, но и отчасти невольно помогают Путину сорваться с крючка. Единственной страной, пережившей настоящий фашизм, была Италия Муссолини. В тот самый период, когда советский режим вырезал миллионы собственных граждан, фашистская Италия приговорила к казни 25 человек. При всех своих явных пороках фашизм радикально отличался от коммунизма тем, что он был безусловно авторитарным, но не тоталитарным. Основные институты дофашистского итальянского государства, такие как монархия и церковь, были сохранены и в конечном итоге способствовали его падению. Тайная полиция (ОВРА) никогда не применяла пыток, злоупотребление которыми (само собой разумеется) пронизывало советскую карательную практику с самого начала. В Италии около 10 000 политических противников Муссолини были сосланы на острова у итальянского побережья, где они подверглись относительно мягкому тюремному заключению. В то же время в СССР в пекло ГУЛАГа были отправлены миллионы беспомощных жертв.
По иронии судьбы, пока Муссолини не попал под чары Гитлера, фашистская Италия и Советская Россия поддерживали теплые отношения. В 1922 году Италия Муссолини стала первым государством, официально признавшим Советский Союз. В 1933 году обе страны заключили торжественный Пакт о дружбе.
Там, где фашизм подвел черту, Советский Союз с энтузиазмом ее перешагнул. Именно Ленин ввел в России первые лагеря рабского труда, и эти лагеря быстро превратились в чудовищную систему ГУЛАГа; создал красный террор как основной инструмент государства; изгнали всякое проявление политической, религиозной и социальной независимости; и привели в действие злонамеренные планы по большевизации мира. с 19С 39 по 1941 год Сталин радостно вступил в открытый военный и экономический союз с Гитлером, причем обе страны, между прочим, называли себя «социалистами».
Ужасы, обрушенные на мир коммунизмом, значительно превосходят преступления, совершенные фашизмом, в таких масштабах, что любое сравнение становится бесполезным.
Следует опасаться, что затянувшийся роман между влиятельными элементами мелкой интеллигенции на Западе и советским коммунизмом все еще оказывает неосознанное, но мощное влияние на многие комментарии средств массовой информации. Словом, цивилизованные россияне, особенно живущие за границей, должны энергично призывать вещи называть своими именами. Фашизм умер в мире с 19 века.45 и не имеет никакого отношения к отвратительным преступлениям, совершенным путинскими варварскими полчищами на Украине.
Беспощадным врагом цивилизации остается коммунизм, и белые русские имеют больше возможностей указать на это.
Опять же, отождествление Путина с «царем» еще больше искажает историческое восприятие. Ни одна русская армия в дореволюционное новое время никогда не вела себя с такой дикостью, как всех красных армий со времен революции. При Ленине, Троцком и Сталине красный террор стал ведущим инструментом для навязывания советской власти их беззащитным жертвам внутри страны и за рубежом. Ближайшая параллель к варварскому поведению новой путинской Красной Армии на Украине — это поведение ее предшественницы в 1945, во время советской оккупации Прибалтики, Польши и Восточной Германии. Сталин отнюдь не закрывал глаза на волну убийств и изнасилований гражданского населения, злорадствовал над преступлениями Красной Армии.
В отношении этой мрачной темы следует напомнить, что именно царь Николай II созвал Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов, чтобы упорядочить ведение войны, насколько это было возможно в соответствии с гуманностью и порядочностью. Когда в 1929 году Женевская конвенция дополнительно усовершенствовала положения Гааги в отношении гуманного обращения с военнопленными, Советский Союз был единственной известной страной, отказавшейся от участия. Как прямое следствие, миллионы красноармейцев, попавших в руки нацистов, погибли в ужасных условиях. Этот результат был с восторгом воспринят Сталиным, который правильно предвидел, что в противном случае большая часть его репрессированных подданных воспользовалась бы первой возможностью бороться против угнетателей своей страны.
Использование слова «царь» в качестве позорного слова для Путина исторически неуместно и идеологически неуместно. Я надеюсь, что все россияне, живущие за пределами путинской тюрьмы, бросят вызов этому глупому эвфемизму, когда бы он ни использовался. Фашизм и национал-социализм закончили свое отвратительное существование более двух поколений назад, и именно коммунизм остается врагом человечества, который, если его не остановить, уничтожит цивилизацию во всем мире.
То, что объединило цивилизованный мир против путинского вторжения в Украину, — это не столько неспровоцированная агрессия (какой бы злой она ни была), сколько дикие варварства, совершаемые его Красной армией против населения в целом. Солдаты редко ведут себя как святые, но мне неизвестны какие-либо крупные зверства, санкционированные дореволюционной русской армией во время Великой войны. Напротив, использование открытого террора в массовом масштабе было введено советским режимом с самого начала как инструмент завоевания. Коммунистическое варварство проистекает в основном не из глубоких корней русской психики и истории, а из чуждой и импортированной идеологии Карла Маркса с ее упором на классовую войну на смерть и уничтожение целых народов. Сегодняшняя война против Украины — детище этого коммунистического варварства.