Проверочный тест по литературе для учащихся 9 классов
Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку
«Проверочная работа по русскому языку (литературе)»
Итоговое тестирование по русской литературе за курс 9 класса
Целью данного тестирования является проверка уровня усвоения материала по литературе девятиклассниками.
Тест позволит школьникам проверить свои знания и умения, полученные в учебном году, а учителям — оценить степень достижения требований образовательных стандартов выпускниками общеобразовательной школы и обеспечить их целенаправленную подготовку к экзамену.
Данный тест составлен по учебнику Литература. 9 класс. В 2 ч.: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О.Б. Марьина, Е.Н. Колокольцев; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. — 14-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2014. — 282, [6] с.: ил.
Инструкция к тесту
Работа включает 20 тестовых заданий с выбором верного ответа из четырёх предложенных вариантов.
Прочитайте внимательно вопрос и выберите один из предложенных вариантов ответов (а, б, в, г). Ответ запишите следующим образом: 1г, 2а, 3б и т.п.
Контрольно-измерительный материал
Тест по литературе для учащихся 9-ых классов
1. Один из древнейших жанров русской литературы
а) роман
б) летопись
в) эпос
г) статья
2. Автор «Слова о полку Игореве»
а) Ломоносов М.В.
б) Пушкин А.С.
в) коллектив авторов
г) нет правильного ответа
3. Направление, которое в русском искусстве 30-х годов XVIII века становится основным
а) классицизм
б) романтизм
в) сентиментализм
г) реализм
4. Вклад Ломоносова в развитие литературы
а) создание эпистол
б) основание славяно-греко-латинской академии
в) реформа русского стихосложения
г) разработка теории реализма
5. Укажите верное утверждение
а) как писатель, А.Д. Кантемир работал в самых различных жанрах, но главным из них был рассказ.
б) Г.Р. Державин сделался знаменитым после публикации оды «Фелица».
в) А.П. Сумароков стоял у истоков русского театра.
г) отсутствие сатирической направленности в творчестве Д.И. Фонвизина.
6. Кому из героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» принадлежат данные слова: «Вот злонравия достойные плоды»?
а) Простаковой
б) Правдину
в) Митрофану
г) Стародуму
7. Направление в литературе, которое имеет следующую особенность: культ чувств, а не разума.
а) классицизм
б) реализм
в) сентиментализм
г) лирика
8. Какое утверждение не имеет отношение к творчеству Н.М. Карамзина?
а) Н.М. Карамзин стал первым представителем реализма.
б) Белинский называет литературную деятельность Карамзина подвигом.
в) Главная книга Н. М. Карамзина — «История государства Российского».
г) Н.М. Карамзин писал стихи, художественную прозу, статьи.
9. Как называют начало XIX века?
а) серебряный век
б) золотой век
в) железный век
г) бронзовый век
10. Укажите верное мнение о Грибоедове А.С.
а) «Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек» (М.В. Ломоносов)
б) «А.С. Грибоедов был одним из первых теоретиков классицизма» (В.И. Федоров)
в) «Наиболее известная грибоедовская примета — очки, за которыми на разных портретах — то лик холодный, надменный, иронический, то — весёлый, растрёпанный, беспомощный» (Н.Я. Эйдельман)
г) «Грибоедовым началась новая эпоха русской литературы» (В.Г. Белинский)
11. Первоначальное название комедии «Горе от ума».
а) А судьи кто?
б) Судьба Чацкого
в) Мильон терзаний
г) Горе уму
12. Излюбленный жанр В.А. Жуковского.
а) баллада
б) комедия
в) ода
г) послание
13. Произведение А.С. Пушкина
б) Сказка «Премудрый пескарь»
в) «Сказка о медведихе»
г) «Сказка о царевиче Хлоре»
14. Жанр произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
а) поэма
б) роман в стихах
в) повесть
г) трагедия
15. О каком герое А.С. Пушкина «свет решил, что он умён и очень мил»?
а) Ленский
б) Зарецкий
в) Ларин
г) Онегин
16. В каком стихотворении М.Ю. Лермонтов отразил мрачное предчувствие своего будущего?
а) «Сон»
б) «Пленный рыцарь»
в) «Монолог»
г) «Поэт»
17.
Закончите фразу, произнесённую Печорину Верой, героиней романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: «Я бы тебя должна ненавидеть: с тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме…»а) любви
б) страдания
в) веры
г) счастья
18. Какой вариант ответа правильно воспроизводит последовательность в изображении деградации помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»?
а) Плюшкин, Коробочка, Собакевич, Ноздрёв, Манилов.
б) Манилов, Ноздрёв, Собакевич, Коробочка, Плюшкин.
в) Ноздрёв, Манилов, Коробочка, Собакевич, Плюшкин.
г) Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин.
19. Писатель, особую роль сыгравший в развитии русской литературы ХХ века
а) В. Маяковский
б) Д.И. Фонвизин
в) М. Горький
г) У. Шекспир
20. Какая тема присутствует в творчестве С. Есенина и А. Блока?
а) тема Родины
б) тема человека и вещи
в) тема свободы
г) тема времени и пространства
Ответы:
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
ответ | б | г | а | в | б | г | в | а | в | г | а | в | б | г | а | б | г | в | а |
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»
Проверочная работа по литературе 9 класс – УчМет
Проверочная работа по теме «Русская литература 18 века. Классицизм».
Вариант 2.
1.Классицизм как литературное направление зародился в России:
а) в первой половине 19 века
б) в начале 17 века
в) во второй четверти 18 века
г) во второй половине 19 век
2.Классицизм – это:
а) стиль, направление в литературе и искусстве, обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Сложился во Франции. В 18 в. был связан с Просвещением…
б) Направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.
в) Направление в литературе, сформировавшееся во второй половине XVIII – начале XIX века. Особое внимание уделяется душевному миру человека. Главным объявляется чувство, переживание простого человека, а не великие идеи. Характерные жанры – элегия, послание, роман в письмах, дневник, в которых преобладают исповедальные мотивы.
3. Термин классицизм переводится с латинского языка как
А) чувственный
Б) действенный
В) образцовый
4. Кому посвящены эти строки:
«Скоро сам узнаешь в школе,
Как Архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик».
а) Г. Р.Державину
б)М.В.Ломоносову
в) А.С.Пушкину
г) А.Н.Радищеву
5. Для классицизма характерно:
А) теория «трех штилей», триединство, основной конфликт между чувством и разумом;
Б) двоемирие, одиночество лирического героя, тема свободы;
В) изображение типичных героев в типичных обстоятельствах
6. Жанры литературы эпохи классицизма
а) ода
б) героическая поэма
в) сатира
г) элегия.
д) комедия
7. Низкие жанры :
А) комедия, сатира, трагедия
Б)трагедия, эпопея, ода
В)комедия, сатира, басня
8. В традициях русского классицизма работали:
А) М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин, В. К. Тредиаковский
Б) А. П. Сумароков, А.С Грибоедов, Н.М. Карамзин
В) А. Н. Радищев, А.С.Пушкин, Н.В. Гоголь
9. Кто является автором « трех штилей» ?
А) Д.И. Фонвизин
Б) В.К. Тредиаковский
В) А.П. Сумароков
Г) М.В. Ломоносов
10. Ода–это
А) жанр лирики, торжественное стихотворение, написанное торжественным слогом, посвященное какому-то лицу или событию.
Б) Лиро-эпический жанр, стихотворное произведение большого объема на сюжетной основе.
В) жанр эпоса, характерной чертой которого является иносказательность сюжета, заканчивающегося моралью.
11. Укажите произведение, написанное в стиле классицизма
А) « Бедная Лиза Н.М. Карамзина
Б.« Герой нашего времени М.Ю.Лермонтова
В) « Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
12. Основным жанром творчества М.В. Ломоносова стала
А)драма
Б) комедия
В) ода
13. Новые жанры второй половины 18 века ( с 1760-х г)
А) прозаический роман,повесть,комическая опера, « слезная драма»
Б) басня, комедия, ода,эпопея
14. Отредактируйте текст. Укажите автора.
Науки юношей . ..,
В счастливой …. ….,
В … трудностях …
… старым …,
… … случай берегут;
И … … странствах … …. .
… народов и в …,
В … … и …,
… … сладки и … … .
Науки … везде,
Русский музей, Санкт-Петербург
История Русского музея
- Музей был предложен царем Александром III для демонстрации талантов русских художников. Он был открыт его сыном царем Николаем II и стал первым государственным музеем русского искусства
- К началу Второй мировой войны в России в Русском музее находилось более 166 000 произведений искусства. Тысячи из них были эвакуированы в Пермь. Благодаря героическим усилиям сотрудников и ленинградцев музей уцелел от самых страшных разрушений и дошел до наших дней
Русский музей времен царской России
Фото с сайта https://rusmuseumvrm. ru/
Царь Александр III очень любил искусство. Он изучал живопись и собрал огромное количество произведений искусства всех дисциплин. Ближе к концу своей жизни Александр решил создать публичный музей для демонстрации талантов русских художников. Это был подвиг патриотизма, поскольку, хотя в России уже было несколько знаменитых галерей и музеев, ни один из них не был посвящен исключительно русскому искусству.
Знаете ли вы? Утверждается, что Александр III решил основать музей после приобретения знаменитой картины Ильи Репина «Николай Мирликийский спасает от смерти трех невинных узников».
К сожалению, Александр умер, не успев реализовать свои амбиции. Русский музей был основан в 1895 году его сыном царем Николаем II, который назвал его «Русским музеем Александра III».Для коллекции своего отца Николай приобрел великолепный Михайловский дворец, построенный Карло Росси в 1825 году. построен в стиле ампир, окаймлен ландшафтными садами, а его великолепный фасад выходит на огромную колоннаду и широкие гранитные ступени.
Знаете ли вы? Предполагалось, что произведения искусства в Русском музее останутся там навсегда и никогда не будут переданы в аренду другому музею.
Русский музей начинался с собрания из 1880 произведений искусства, переданных из Академии художеств, Гатчинского и Царскосельского дворцов, Государственного Эрмитажа, а также 5000 памятников старины. Он открыл свои двери для публики в марте 1898 года, и за следующее десятилетие коллекция музея увеличилась вдвое.
Знаете ли вы? В состав первых сотрудников Русского музея вошли одни из самых уважаемых ученых, архитекторов, историков и археологов России.
Русский музей во времена Советской России
Фото с https://russiainphoto.ru/
После Октябрьской революции Русский музей рос в геометрической прогрессии благодаря национализации частных художественных коллекций царской семьи и аристократии, и реквизиция ценностей из православной церкви и антикварных магазинов по всей стране. На самом деле коллекция стала настолько большой, что к музейному комплексу пришлось добавить новые крылья. Были организованы выставки, чтобы информировать людей о последних художественных движениях в Советской России, что привело музей в большее соответствие с принципами режима.
К началу Второй мировой войны в России в Русском музее насчитывалось более 166 000 экспонатов. Персонал немедленно принялся за спасение коллекций от порчи. Музей закрыли, а самые ценные его экспонаты подготовили к эвакуации, запеленали бумагой и тканью и бережно упаковали в коробки. Некоторые картины были настолько огромными, что потребовалась команда из десятков сотрудников, чтобы упаковать каждую из них!
Более 25 000 произведений искусства были бережно перевезены сначала поездом в Горький (Нижний Новгород), а затем на лодке в Молотов (Пермь). Учитывая, что транспортные пути России предназначались исключительно для переброски войск и снабжения для нужд войны, это свидетельствует о значимости коллекции Русского музея в национальном сознании.
Знаете ли вы? Некоторые скульптуры были настолько огромными, что эвакуация не представлялась возможным. Чтобы защитить скульптуру императрицы Анны, сотрудники вырыли большую яму, опустили в нее статую, а затем засыпали землю наверху клумбой. Памятник Александру III был слишком велик даже для этого – его засыпали песком и землёй и засеяли семенами так, что он превратился в травянистый холмик. Несмотря на прямое попадание бомбы, памятник уцелел!
Ленинградцы объединились, чтобы упаковать экспонаты и защитить музей даже в условиях бомбардировок и голода. Многие из них жили в подвале музея со своими семьями. Несмотря на разрушения войны, сотрудники музея продолжали свою работу, писали статьи, читали лекции в госпиталях и воинских частях и даже защищали кандидатские диссертации.
Знаете ли вы? Русский музей вновь открылся 9 мая 1946 года, ровно через год после окончания войны в России.
Что сегодня можно увидеть в Русском музее?
- Михайловский дворец: Древнее русское искусство 12-17 веков, выставки основных направлений русского искусства 18-19 веков, а также большая выставка русского народного искусства всех дисциплин за последние 500 лет
- Корпус Бенуа: Хроника основных событий в русском изобразительном, декоративно-прикладном искусстве с конца 1800-х до конца Советского Союза
- Михайловский сад: красивый пейзажный сад, окаймляющий северный фасад музея
- Музей имеет различных филиалов по Санкт-Петербургу, в которых представлены различные коллекции, в том числе Строгановский дворец, Мраморный дворец, Летний сад и Дом Петра I
Михайловский дворец (главный корпус)
Древнерусское искусство XII–XVII вв.
Фото с сайта https://art.mirtesen.ru/ Россия. Это включает в себя 6000 икон, в том числе иконы самых известных русских иконописцев Андрея Рублева и Симона Ушакова, а также старейшее сохранившееся русское изображение Богородицы и первые иконы с изображением русского святого.
Русское искусство XVIII века
Фото с сайта http://fotokto.ru/
Выставка живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства демонстрирует художественное развитие России XVIII века. Особенно интересны портреты членов императорской семьи и двора, а также впечатляющие мозаики из мастерской Михаила Ломоносова, одни из первых созданных в России.
Русское искусство XIX века
Фото с сайта https://peterburg.center/
Здесь представлены основные художественные направления XIX века – романтизм и реализм. Сюда входят картины художников, в том числе Карла Брюллова, Сильвестра Щедрина и Ивана Айвазовского, а также работы известных скульпторов, таких как Борис Орловский. Отдельный раздел демонстрирует мастерскую работу передвижников, группы, действовавшей во второй половине XIX века, которая отказалась от западноевропейского классицизма в пользу социально сознательного реализма. Здесь выставлены работы его участников, таких как Илья Репин, Исаак Левитан и Иван Шишкин.
Народное творчество
Фото с сайта http://www.peterburg.biz/
50 000 экспонатов представляют многовековую русскую народную культуру. Это местные ремесла из разных регионов средневековой России, мебель и предметы быта, изделия из металла, одежда, керамика, изделия из дерева. Посетители могут увидеть образцы самых известных народных промыслов России, таких как вологодское кружево, гжельская керамика и жостовская роспись.
Корпус Бенуа
Русское искусство конца 1800-х — начала 19 века00s
Фото с сайта rusmuseumvrm.ru
Увлекательная выставка русского искусства рубежа ХХ века. Помимо примеров модернистского, неоклассического и реалистического искусства, в нем представлено очень влиятельное движение «Мир искусства». Это движение охватило огромное разнообразие художественных стилей, и на выставке представлены произведения Бориса Кустодиева, Александра Бенуа, Натана Альтмана и Леона Бакста.
Русское искусство ХХ века
Фото с сайта http://www.peterburg.biz/
Хроника основных вех художественного развития ХХ века, особое внимание уделено творчеству художников-авангардистов, таких как Наталья Гончарова, Казимир Малевич и Владимир Татлин; наряду с их работами более 20 фильмов о жизни художников. Другие разделы посвящены развитию советского искусства в 1920-е и 1930-е годы, искусству времен Второй мировой войны и творчеству художников-нонконформистов от смерти Сталина до перестройки.
Декоративно-прикладное искусство ХХ века
Фото с сайта https://rusmuseum.ru
Здесь представлено более 400 произведений искусства. Особенно интересны изделия из керамики и стекла от дореволюционного до советского периодов, революционная агитационная керамика и супрематический фарфор таких художников, как Казимир Малевич, а также пропагандистские ткани, прославляющие принципы и достижения Советской России.
Михайловский сад
Фото с сайта https://rusmuseumvrm.ru/
Русский музей граничит с зеленым и тихим Михайловским садом, прекрасным в любое время года. Сад представляет собой сочетание французского и английского стилей ландшафтного дизайна, а знаменитые архитекторы Карло Росси и Бартоломео Растрелли внесли свой вклад в его дизайн. Посетители могут насладиться прогулкой по саду и озеру, а также полюбоваться панорамным видом на Русский музей.
Знаете ли вы? Совокупная территория всех филиалов Русского музея составляет 30 гектаров, что почти равно площади Ватикана!
Другие филиалы Русского музея
- Мраморный дворец: содержит выставки русского и зарубежного искусства с 18 века до наших дней, пожертвованные из частных коллекций.
- Строгановский дворец: В этом великолепном дворце в стиле барокко вы найдете предметы декоративно-прикладного искусства времен правления Александра I и «минеральный кабинет» с роскошным и красочным интерьером.
- Летние сады: один из старейших садов Санкт-Петербурга, вдохновленный западноевропейскими парками. Здесь есть фонтаны, статуи, зеленые аллеи и Летний дворец Петра Великого.
- Дом Петра I: небольшой деревянный дом, первая резиденция Петра I в Санкт-Петербурге. Содержит некоторые сохранившиеся интерьеры и личные вещи царя.
- Михайловский замок: в собраны произведения искусства, изображающие жизнь имперского Санкт-Петербурга в первой половине XIX в.века и показывает развитие русской портретной живописи с 1700 по 1950-е гг.
Знаете ли вы? В Михайловском замке убит царь Павел I. Легенда гласит, что его призрак бродит по его залам и по сей день.
Что находится поблизости?
- Этнографический музей: коллекция из 500 000 экспонатов, отражающих этнографическую историю России
- Храм-на-Крови: великолепный собор, построенный в память об убийстве царя Александра III на этом самом месте, с позолоченными и эмалированными куполами и интерьером, полностью покрытым мозаикой.
- Площадь Искусств: «Площадь Искусств» граничит с Русским музеем, Михайловским театром и Невским проспектом. В центре площади гордо возвышается статуя Александра Пушкина.
Основная информация для посетителей
Режим работы Русского музея:
Понедельник 10:00 – 20:00, Среда, Суббота, Воскресенье 10:00 – 18:00, Четверг 13:00 – 21:00. Закрыто по вторникам, в канун Нового года и в первый день Нового года. Касса закрывается за 30 минут.
Адрес и транспорт:
Инженерная улица, 4, Санкт-Петербург, 191186
Метро: Гостиный двор (450 м), Невский проспект (650 м), Адмиралтейская (1,4 км)
Русский и советский взгляд на современное западное искусство, 1890-е гг. до середины 1930-е Ильи Доронченкова — Мягкая обложка
Дисциплины Изобразительное искусство Современное и современное искусство
О книге об авторе Отзывы Оглавление Связанные книги
О книге
От первых модернистских выставок в конце 1890-х до разрыва СССР с Западом в середине 1930-х русские художники и писатели широко соприкасались с современным европейским искусством и идеями. Представляя множество малоизвестных материалов в ярком интерпретативном контексте, этот справочник представляет российские и советские взгляды на западное искусство в этот критический период культурной трансформации. В сочинениях задокументированы сложные отклики на эти работы и идеи до того, как русские почти полностью потеряли с ними контакт. Многие из этих сочинений были недоступны зарубежному читателю и до недавнего времени не были широко известны даже российским ученым. Эта книга является важным справочником и ценным ресурсом для занятий в классе. Она включает в себя вступительное эссе и краткие предисловия к отдельным разделам.
Об авторе
Илья Доронченков — профессор Петербургской Академии художеств и Европейского университета в Санкт-Петербурге, Россия. Он также преподавал на кафедре славянских языков в Брауновском университете.
Рецензии
«Доронченков представляет англоязычному читателю огромную толпу самоуверенных русских посетителей музеев, как они реагируют на западную живопись. . . . Продуманно составленный и аннотированный, этот сборник рецензий, полемики и выдержек из частных писем реконструирует эту историю во всей ее творческой турбулентности и противоречивости». — Times Literary Supplement (TLS)
«Настоятельно рекомендуется. . . . Основа для хорошо информированной истории искусства и его социальной истории в России». — Патрисия Рейлинг Journal Of Incorm
«Это продуманно составленный том, информативный и убедительный, его приятно читать». — Лейла Блум Художественная книга
Содержание
Предисловие
Введение
РУССКАЯ КРИТИКА ДО РЕВОЛЮЦИИ: 1890S–1917
I Лицом к Европе: впечатления, контакты, критика
1 Марк Антокольский, «Заметки об искусстве» (1897)
2 Игорь Грабарь, «Упадок или Возрождение? Обзор современных течений в искусстве» (1897)
3 Владимир Стасов, Искусство девятнадцатого века: живопись (1901)
4 Василий Кандинский, «Текст художника» (1918)
5 Андрей Белый, На рубеже веков ( 1930)
6 Павел Муратов, «О большом искусстве» (1907)
7 Сергей Дягилев [и Дмитрий Философов], «Основы художественного суждения» (1899)
8 Сергей Дягилев, «Европейские выставки и русские художники» (1896)
9 Сергей Дягилев, «Выставка в Гельсингфорсе» (1899)
10 Владимир Стасов, «Выставки» (1898)
11 Григорий Мясоедов, Письмо Владимиру Стасов (1898)
12 Владимир Стасов, «Суд чудес» (1899)
13 Игорь Грабарь, «По европейским выставкам» (1904)
14 Василий Кандинский, «Письмо из Мюнхена» (1909–10)
Западные влияния: символизм, импрессионизм, постимпрессионизм и выставки «Золотое руно»
15 Коневской Иван, «Живопись Беклина» (1900)
16 Бенуа Александр, «Морис Дени» (1901)
17 Грабарь Игорь, «Вокруг Европы» (1902)
18 Бенуа Александр, «Беседы художника: 1 Об импрессионизме» (1899)
19 Игорь Грабарь, «По Европе: Письма о современном искусстве» (1902)
20 Георгий Плеханов, «Пролетарское движение и буржуазное искусство» (1905)
21 Степан Яремич, «Осень Салон» (1904)
22 Александр Шервашидзе, «Сезанн» (1905)
23 Максимилиан Волошин, «Стремления новой французской живописи» (1908)
24 Петр Кончаловский, Письма из Парижа Илье Машкову (1908)
25 Павел Муратов, «Салон Золотого руна» (1908)
26 Игорь Грабарь, «Московские выставки» (1909)
Матисс, Пикассо, собрания Щукина и Морозова
27 Яков Тугендхольд, «С. Французская коллекция И. Щукина» (1914)
28 Наталья Северова [Нордман], Интимные страницы (1910)
29 Василий Каменский, «КАРТИНия» (1914)
30 Сергей Маковский, «Французские художники в Морозовской коллекции» (1912)
31 Борис Терновец, «Музей современного западного искусства в Москве (Морозовский отдел)» (1922–23)
32 Николай Брешко-Брешковский, «Салон» (1910)
33 Александр Бенуа, «Салон и школа Бакста» (1910)
34 Илья Репин, «Издебский салон» (1910)
35 Яков Тугендхольд, «Осенний салон» (1910)
36 Борис Терновец, Письмо Надежде Шамшиной (1911)
37 Александр Бенуа, «Московские впечатления» (1911)
38 Борис Бугаев [Андрей Белый], «Штампованная культура» (1909)
39 Борис Анреп, «По поводу выставки в Лондоне с участием русских художников» (1913)
40 Александр Бенуа, «Еще о новых течениях в искусстве (1912)
41 С. Худаков, «Литература, искусствоведение, диспуты, лекции» (1913)
42 Сергей Булгаков, «Труп красавицы (по поводу картин Пикассо)» (1915)
43 Иван Аксенов, Пикассо и Окрестности (1917)
Кубизм и футуризм
44 Дмитриев Е. Что такое кубизм? (1912)
45 Яков Тугендхольд, «Письмо из Парижа» (1912)
46 Георгий Плеханов, «Искусство и общественная жизнь» (1912)
47 Давид Бурлюк, «Кубизм (Поверхность — Плоскость)» (1912)
48 Надежда Удальцова, Дневник (1912–13)
49 Михаил Матюшин, «О кубизме Метцингера и Глейза» (1913)
50 Александр Шевченко, Принципы кубизма и других течений в живописи всех времен и народов (1913 )
51 Николай Кульбин, «Кубизм» (1915)
52 Казимир Малевич, «О новых системах в искусстве: статика и скорость» (1919)
53 Николай Пунин, «Бегство от кубизма» (1923)
54 Силларт, «Выставка футуристической скульптуры Боччони» (1913)
55 Генрих Тастевен, Футуризм: к новому символизму (1914)
56 Велимир Хлебников и Бенедикт Лившиц, «О приезде Маринетти в Россию» (1914)
57 Николай Бердяев. Кризис в искусстве (1918)
58 Р. Я. [Роман Якобсон] «Футуризм» (1919)
V Искусство и национальность: полемика и реакции
59 Сергей Маковский, «Обзор искусства» (1910)
60 Яков Тугендхольд, «Русские сезоны» в Париже» (1910)
61 Александр Бенуа, «Иконы и новое искусство» (1913)
62 Давид Бурлюк, «Шумные Бенуа и новое русское национальное искусство» (1913)
63 Наталья Гончарова [Илья Зданевич] , Предисловие к каталогу выставки Гончаровой (1913)
64 Алексей Грищенко, О связях русской живописи с Византией и Западом XIII–XX веков: мысли художника (1913)
65 Михаил Ле Дантю, «Живопись Абсолютисты» (1914)
66 Георгий Якулов, Бенедикт Лившиц, Артур Лурье, «Мы и Запад» (1914)
67 Владимир Маяковский, «Россия. Изобразительное искусство. Мы» (1914)
РОССИЙСКАЯ И СОВЕТСКАЯ КРИТИКА ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ
VI Интернационал искусства и Великая утопия
68 Клара Цеткин, Воспоминания о Ленине (1924)
69 Александр Богданов, «Наша критика. Очерк первый: О художественном наследии» (1918)
70 Владимир Фрише, «Искусство трудовой коммуны» (1918)
71 Постановление Совета Народных Комиссаров о национализации Картинной галереи Сергея Щукина (1918)
72 Павел Муратов, «Музей западного искусства в Москве» (1920)
73 Василий Кандинский, «Музей культуры живописи» (1920)
74 Варвара Степанова, Дневниковая запись (1919)
75 Николай Пунин , «Третий Интернационал» (1919)
76 Константин Крайний [Уманский], «Интернационал искусства (Задачи, стоящие перед Международным союзом деятелей изящных искусств)» (1919)
77 Василий Кандинский, «Великая утопия» (1920 )
78 ИЗО (1921)
79 Абрам Эфрос, «Мы и Запад» (1920)
80 Николай Пунин, Татлин (Против кубизма) (1921)
81 Янсен, «Об обмене художественными выставками с Западной Европой» (1921)
82 Борис Арватов, «К пролетарскому искусству» (1922)
83 Павел Муратов , «Предсказания» (1922)
84 Василий Чекрыгин, «О зарождающейся новой фазе общеевропейского искусства» (1922)
85 Виктор Перельман, «От передвижников к героическому реализму» (1923)
86 Николай Пунин, «А Ответ французским художникам» (1924)
87 Яков Тугендхольд, «Еще раз о французских художниках и нас» (1924)
88 Николай Пунин, «СССР и французские художники» (1924)
VI I Новые взгляды на западное искусство
89 Р. Я. [Роман Якобсон], «Письма с Запада: Дадаизм» (1921)
90 Эль [Лазарь Лисицкий], «Выставки в Берлине» (1922)
91 Лев Троцкий, «Футуризм» (1923)
92 Владимир Маяковский, «А Семидневный осмотр французской живописи» (1923)
93 Александр Родченко, «Родченко в Париже: Письма домой» (1927)
94 Яков Тугендхольд, Художественная культура Запада (1928)
95 Я. Т-д [Яков Тугендхольд], «Искусство современной Америки» (1928)
Экспрессионизм и Джордж Гросс
96 Владимир Вайдле, «Заметки о западной живописи: 1. Конец экспрессионизма» (1923)
97 Борис Арватов , «Экспрессионизм как социальный феномен: по поводу Эккарта фон Сюдова, Немецкой экспрессионистской культуры и малери (Берлин, 1920)» (1922)
98 Николай Радлов, «Введение» в книгу Георга Марзинского «Экспрессионистский метод в живописи» (1923) )
99 Николай Тарабукин, «По поводу Немецкой художественной выставки» (1924)
100 Осип Брик, «Ecce Homo» (1923)
101 Абрам Эфрос, «Георгий Гросс» (1923)
102 Виктор Перцов, «Предисловие» к Русский перевод книги Джорджа Гросса и Виланда Герцфельде «Искусство в опасности: три очерка» (1926)
103 Анатолий Луначарский, «Искусство в опасности» (1926)
IX Создание модели революционного искусства
104 Алексей Федоров-Давыдов, «Об Новый реализм в связи с западноевропейскими течениями в искусстве» (1925)
105 Абрам Эфрос, «Революционное искусство Запада (выставка Государственной Академии Художественных Наук)» (1926)
106 Иван Маца (Янош Маца), Искусство современной Европы (1926)
107 Анатолий Луначарский, «Дискуссия об АХРР» (1926)
108 Емельян Ярославский, «Против левого словоблудия и небрежной критики (по поводу статьи тов. Вопросы к критикам» (1928)
110 Алексей Михайлов, «Диего Ривера» (1929)
111 Алексей Федоров-Давыдов, «Воинственное искусство: Джон Хартфилд, пролетарский художник» (1932)
Изменение взглядов на западное искусство
112 Борис Терновец, «Современник Выставка французского искусства в Москве» (1928)
113 Ц. Плоткин, «Французы в Москве» (1928)
114 Николай Пунин, Владимир Васильевич Лебедев (1928)
115 Сергей Ромов, «От дадаизма к сюрреализму: о живописи, литературе и французской интеллигенции» (1929)
116 Сергей Ромов, «Современная французская живопись» (1929)
117 Фрида Рогинская, «Против культа французов» (1930)
118 Иван Маца, «На высший уровень!» (1931)
119 Алексей Михайлов, «Заграничная поездка товарища Богородского» (1931)
120 Дмитрий Лебедев, «Музей современной западной живописи должен жить!» (1930)
121 Осип Мандельштам, «Путешествие в Армению: Французы» (1933)
122 Д. Мельников, «Сезанн и сезаннизм» (1921)
123 Давид Аркин, «Р[оберт] Фальк и московская живопись (1923)
124 Николай Тарабукин, «Натюрморт как проблема стиля» (1928)
125 Николай Пунин, «Импрессионистский период Михаила Ларионова» (1928)
126 Амшей Нюренберг, «Выставка Писсарро: Письмо из Парижа» (1929 )
127 Александр Северденко, «Ответ импрессионисту» (1929)
128 Анатолий Луначарский, «Художник счастья: о просмотре полотен Ренуара» (1933)
Конец эпохи
129 Поликарп Лебедев, «Против формализма в советском искусстве» (1936)
130 Нина Яворская, «Отчет очевидца о закрытии Музея современного западного искусства» (1988)
Хронология
Список сокращений
Выбор библиографии
Список иллюстраций
Алфавитный указатель
Related Books
Composition
Arthur Wesley Dow
Landmarks
Mary L.