Русские народные 18 века песни: Русские народные песни — тексты, слушать онлайн

Русские народные песни. Кто их написал?

23.11.2009

Русские народные песни. Кто их написал?


Девятнадцатый век


Для того чтобы ответить на вопрос, стоит заглянуть в историю. Конечно, история собирания русской песни началась не в 19 веке. В конце 18-го появились уже первые сборники. Уже тогда было ясно, что русская песня, бытовавшая в сельской местности, отлична от известного в городах авторского творчества. Ведь городская культура была привезена еще Петром из-за рубежа. И большинство сборников представляли народные песни в более понятной и близкой «западной» обработке.

Заложил основательный камень в переосмысление русской народной музыки М. Глинка. В середине 19 века он создал фантазию «Камаринская» на тему двух русских песен. Фантазия представляет собой обычную для западной музыки форму. А вот темы взяты народные. Таким образом, сложился подход к разработке народного творчества методами западной культуры.

«Могучая кучка»


На М. Глинке дело не застыло. В 19 веке намечался серьезный подъем национального самосознания во всей Восточной Европе. Благодаря этому влиянию и появился в 50-х годах союз русских композиторов, названный В. Стасовым «Могучая кучка».

Возглавил этот кружок М. Балакирев. В его идеологии явно прослеживалась нелюбовь к западному консерваторскому образованию. Все входящие в кружок композиторы были музыкально необразованны в западном смысле. У каждого была своя «земная» профессия. Музыкальное образование композиторов той поры походило на среду авторской песни 20 века. Теория передавалась из уст в уста.

В те времена ругать консерваторию было легко. Не было еще никакой консерватории в России. Первые были созданы в 60-х братьями Рубинштейнами (учились на Западе). Питерская – Антоном в 1862 году (названа была первоначально «Музыкальной школой»), московская – Николаем в 1866-м. А «могучий» кружок собрался еще в 50-х годах.

Однако отсутствие академического музыкального образования не мешало композиторам начала 19 века создавать шедевры. Так, большинство произведений русского романса создано такими энтузиастами. Многие авторы растворились в глубине истории, а песни остались. Таков всем известный «Камыш», который шумел. По стилистике текста и мелодии – это типичный романс. Но живет он как народная песня. Текст дополняется и изменяется, а мелодия может варьироваться.

Новая Россия


Интерес к русской песне в 60-х годах подогревался еще одним фактором, о котором редко вспоминают. О русской деревенской музыкальной культуре широко стало известно благодаря нарождавшемуся в России капитализму. Да, именно рост количества фабрик, освобождение крестьян в 1861 году от крепостной зависимости познакомили горожан с шедеврами народного творчества. По странному совпадению, отмена рабства в США после гражданской войны привела к появлению джаза – «народной» афро-американской музыке.

«Рабство» крестьян определялось прикреплением их к земле. От нее черпали они свое вдохновение. Когда их освободили от этого (выгнали, короче), они, взяв свои гусли и балалайки, хлынули в города (а вернее, пригороды-слободы) строить капитализм. А песня им строить и жить помогала.

Однако не стоит переоценивать капитализм в музыкально-просветительском плане. Западная «аккордовая» культура неслась в деревню и ранее. В 17 веке в церковной службе стало применяться так называемое партесное пение. Оно имело форму аккордового многоголосия.

К тому же помощь в гармонизации всей страны играла «усадебная культура» помещиков. Яркой иллюстрацией этого является «музыкальный» фрагмент из «Села Степанчикова» Ф. Достоевского. Там дворня развлекается по вечерам под звуки ансамбля, состоящего из двух балалаек, гитары, скрипки и бубна. Почти рок-ансамбль.

Детально обсуждается там и песня-пляска «Камаринская». Одноименная фантазия М. Глинки была написана в 1848, а книга Ф. Достоевского издана в 1859. Так что в книге обсуждалась довольна «свежая» информация.

Заключение


Все песни, которые появились в авторском исполнении в 19 веке и сегодня воспринимаются как народные, относятся к «городской» музыкальной культуре. Они характеризуются активным инструментально-аккордовым сопровождением и рифмованным профессиональным стихом, который появился в период правления Петра. До него русская культура всего этого не знала и не делилась на деревенскую и городскую. И многоголосие этих песен чаще всего имеет аккордовую структуру, как в церковном партесном пении.

Эти авторские песни распространялись из уст в уста, так как основная масса населения при большой любви к музыке и неоспоримых талантах не знала музыкальной грамоты. Авторы забывались, а песни жили своей жизнью.

В те же годы возникла и частушка. Известный собиратель и пропагандист русского фольклора М. Пятницкий вначале относился к ней очень неодобрительно, называя крикливой.

Несмотря ни на что, деревенская музыкальная культура сохранилась фрагментарно и до сих пор. Она разительно отличается от привычной нам рифмованной и равномерно-акцентированной песни. Для непривычного уха она чужда и часто «неудобоварима». Человеку, воспитанному на иной музыке (когда-то заграничной), просто не за что зацепиться, не на что опереться. Но при этом многие авторы считают русские протяжные лирические песни венцом музыкальной культуры, и не только русской, но и мировой.

 Дмитрий Шомин


Русская народная песня — кладовая народного творчества

Аннотация. В статье представлено описание проектной работы, в основе которой находится изучение русской народной песни, и применение полученных материалов для ознакомления обучающихся второго класса с историей возникновения, особенностями и видами народных песен. Кроме того, приведен анализ результативности различных способов знакомства школьников с народной песней: слушанье песен, выступление на школьных праздниках и рисование сюжетов из русских народных песен.

Ключевые слова: народная музыка; русская народная песня; виды русской народной песни; ознакомление с русской народной песней.

В настоящее время, когда наши сверстники увлечены в большей степени компьютерами и компьютерными играми, телевизионными передачами, изучением иностранных языков, мы видим процесс постепенного угасания интереса к национальным традициям, непопулярность устного народного творчества, потерю актуальности русской песни и ее активное замещение современной и по большей части зарубежной музыкой.

Следует заметить, что личный опыт участия в вокальном коллективе, репертуар которого составляли только современные композиции, случайная необходимость включения в выступление нашего коллектива песни А. Г. Флярковского на слова Л. П. Дербенева Ах мамочка, ее заводной характер и успех у зрительного зала после исполнения побудили нас к дополнительному знакомству с русской народной музыкой.

Все вышеописанное стало основной для выбора темы проекта и натолкнуло на необходимость изучения материалов о русской народной песне и их дальнейшего практического применения: при подготовке и проведении внеклассных занятий, в работе литературного кружка, на занятиях по художественной самодеятельности, в мероприятиях класса и школы, для знакомства друзей, одноклассников с русской музыкой, а в частности, с русскими народными песнями как средством обогащения речи, расширения кругозора, развития любознательности и творчества.

При работе над своим проектом мы поставили следующие задачи:

  • выявить уровень знаний одноклассников о русской народной песне;
  • собрать информацию из доступных источников об истории русской народной песни, ее особенностях, видах и влиянии на мировую музыкальную культуру;
  • познакомить одноклассников с русской народной песней и на этой основе вызвать их интерес к русской народной музыке.

Для реализации поставленных задач нами был разработан следующий план выполнения проекта, представленный в таблице.

На первом этапе нашей работы мы провели опрос одноклассников, которым было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Что такое песня?
  2. Слышал ли ты русские народные песни?
  3. Какие русские народные песни ты знаешь?
  4. Что бы ты хотел узнать о русской народной песне?

Анализ результатов показал, что правильное определение песни как объединение поэтического текста и мелодии, дали 4 человека из 25 опрошенных, 6 человек не слышали о русских народных песнях, 15 человек написали название знакомой народной песни, 10 учеников не смогли вспомнить ни одного названия песни (рис. 1).

Рис. 1. Результаты опроса одноклассников

Как показывает диаграмма, большая часть опрошенных одноклассников хочет узнать подробнее о русских народных песнях, в частности об истории ее появления.

На следующем шаге работы над проектом мы приступили к сбору информации о русских народных песнях, для чего активно работали в школьной и районной библиотеках, использовали интернет-ресурсы для поиска необходимой информации, а также посетили Музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве.

В процессе сбора информации мы узнали, что русский народ является создателем ярких произведений словесного искусства. Многие из них были известны еще задолго до того, как люди научились писать и с той поры передавались устным путем. Фольклор (устное народное творчество) появился задолго до появления литературы и выработал свою систему художественных средств, которая способствовала сохранению и передаче опыта предыдущих поколений. Рассчитанные на передачу из «уст в уста» произведения устного народного творчества создавались на базе живого разговорного языка. Их исполнение невозможно было без использования речевых интонаций, жестов и напева. Поэтому фольклор тесно связан и с бытом, и с языком, и с мировоззрением народа. Фольклор делится на различные жанры. Одним из таких жанров и является русская народная песня.

Лаконичная фраза «Песня душа народа» прямо и непосредственно выражает значение народной песни. В былые времена песня сопровождала русского человека от рождения до смерти. Песнями убаюкивались в колыбели дети, с песней трудились в поле и в кузне, с песней отдыхали и женились. С песней отъезжали на заработки, шли на войну, на каторгу. Долгими зимними вечерами женщины собирались, занимаясь прядением, шитьем или вышиванием, и обязательно пели песни.

Русские народные песни особый жанр наодного творчества. В них, с одной стороны, отражается наша национальная история, обычаи, не забываются вечные человеческие темы, а с другой — демонстрируется русский характер, настроение и сила.

Русская народная песня берет свое начало из творчества восточнославянских племен, населявших территорию восточных славян в IX — XIII веках. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры римские, греческие и арабские историки писали о славянских песнях, называя славян «песнелюбцами». Ко времени образования Киевской Руси народная песня занимала важное место в семейной и общественной жизни. Народная песня была распространена и в высших кругах, вплоть до княжеского двора.

В дальнейшем народная песня развивалась и изменялась вместе со страной.

С ростом Киевского государства в народе рос интерес к прошлому, событиям давно минувших дней. В это время возникают исторические предания, былины. Любимыми героями былин были богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич). В исторических народных песнях отразились основные события русской истории: противостояние монголо-татарскому нашествию, поход Ермака в Сибирь, восстание Емельяна Пугачева, война со шведами, походы Суворова и т. п.

После введения Петром I рекрутского набора в армию появляются солдатские и рекрутские песни.

С развитием промышленного производства сельское население устремляется в города. В город приходят и крестьянские песни, однако здесь они начинают исполняться на новый лад. В XVIII веке происходит становление городской народной песни, более тесно связанной с западной музыкальной традицией. Тексты большин¬ства городских песен создавались известными в то время поэтами: М. В. Ломоносовым, В. К. Тредиаковским, А. П. Сумароковым. В XVIII веке народная песня впервые становится предметом серьезного изучения, эстетического осмысления и оценки.

Первые записи русских народных песен относятся только к XVII веку. Интересно, что записаны они для английского путешественника Ричарда Джемса в 1619 — 1620 годах.

Значительным этапом в развитии и изучении народной песни стали 70-е годы XVIII века, когда появились первые нотные сборники: «Собрание русских простых песен с нотами» В. Ф. Трутовского, «Собрание народных песен с их голосами» Н. А. Львова и И. Прача. Содержание сборников богато и разнообразно. Наряду с городскими современными песнями на тексты поэтов XVIII века, в них содержится много старинных песен, хотя и в современной, городской интерпретации. Возрос интерес к народной песне и со стороны русских писателей. Их записывают А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. В. Кольцов и другие.

Как уже отмечалось ранее русская народная песня неповторима по своему звучанию и обладает следующими характерными чертами: отсутствием определенного автора (или автор неизвестен), многовариантностью (отдельные песни распространены в разнообразных вариантах мелодии и слов), а также преимущественно устной передачей.

Кроме того, русские народные песни богаты распевами, старинными словами, повторами текста. Исполняются как под аккомпанимент, так и без него, сольно или хором.

Рождение песни было связано с жизнью людей, их трудовой деятельностью и бытом, поэтому исследователи выделяют разные виды народных песен: игровые, трудовые, обрядовые, хороводные, плясовые, лирические, эпические, свадебные, частушки и многие другие. Особо интересные для нас песни мы рассмотрели подробнее.

Так, календарно-обрядовые песни относятся к древнейшим формам народного творчества. В глубокой древности жизнь крестьянина зависела от природы. Люди старались воздействовать на природу. Появились обряды, целью которых было заклинать плодородие земли, хороший приплод домашнего скота, семейное изобилие и благополучие. С течением времени земледельческий календарь причудливо соединялся с календарем христианских праздников. Зимние Святки, Масленица (рис. 2), Пасха, Троица — в каждый из праздников совершались определенные обряды и пелись приуроченные к этому празднику песни.

Рис.2. А. Виноградова Сожжение чучела Масленицы

«Приходила коляда накануне Рождества»

Приходила коляда накануне Рождества,
Сей, вей, посевай, с новым годом поздравляй!
Овсень, овсень ходи по всем!
Открывай двери, подымай с постели,
Открывай окно, запускай Рождество!
Открывайте сундуки, доставайте пятаки.
Кто не даст пирога — мы корову за рога.
Кто не даст пышку, тому в лоб шишку!

Одной из богатейших областей песенного творчества являются свадебные песни.

Рис. 3. М. Молодых. Невеста

В старину свадьба на Руси длилась несколько дней и состояла из целого ряда обрядов, сценок и игровых действий, сопровождаемых пением. Каждому эпизоду свадебной игры сватовству, смотринам невесты, девичнику соответствовали определенные песни. Ниже приведен отрывок песни, в которой невеста прощается с родной стороной.

Поля ли мои, поля чистые,
Лужки мои зеленые,
Травушки шелковые,
Цветки мои лазоревые!
Любила я по вам гулять,
Я по вам гулять, красоватися,
Своей шелковой косой выхвалитися

Свою особую неповторимость имеют исторические песни и былины. Былина песня-сказание о богатырях, народных героях и их немыслимых ратных подвигах. Произносились былины нараспев. Исполнителей былин называли сказителями. В исторических песнях, в отличие от былин, рассказывается о подлинных событиях истории: монголо-татарском нашествии или о народных восстаниях, о живших на самом деле героях русского народа.

Из славного Ростова красна города
Как два ясные соколы вылетывали –
Выезжали два могучие богатыря:
Что по Имени Алешенька Попович млад
А со молодым Якимом Ивановичем.
Они ездят, богатыри, плечо о плечо,
Стремено в стремено богатырское…
(из былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»)

Особую группу народных песен составляли трудовые песни, которые исполнялись людьми во время работы с бодрым настроением и размеренным движением для облегчения тяжелого труда. Общеизвестным примером трудовой песни является «Дубинушка»:

Эй, дубинушка, ухнем!
Эй, зеленая сама пойдет.
Дерним, подерним!
Да ухнем!…

Хороводные песни были связаны с земледельческими обрядами, исполнялись в умеренном темпе, для них характерны плавные напевы и выразительное распевание слогов («Во поле березка стояла»). Плясовые песни исполнялись чаще всего на гуляньях и на праздниках. Они отличались от всех других видов песен более быстрым темпом исполнения и четким ритмом.

Калинка, калинка, калинка моя,
В саду ягода малинка, малинка моя.
Калинка, калинка, калинка моя,
В саду ягода малинка, малинка моя.
Ах, под сосною, под зеленою,
Спать положите вы меня.
Ай, люли-люли, ай, люли-люли,
Спать положите вы меня…

Игровыми называются песни, которые исполнялись во время различных игр. Главной темой молодежных игр и сопровождающих их песен была тема любви, женитьбы или замужества.

Любимыми с младенчества у детей были колыбельные песни (рис. 4), которые наряду с календарными, относятся к древнейшим формам русских народных песен. Колыбельные песни пелись для успокаивания и засыпания. Слушая колыбельные песни, ребенок знакомился с новым для него миром, родной речью, узнавал о безграничной материнской любви. Часто в колыбельных песнях упоминается кот, Сон, и Дрёма..

Рис. 4. М.Игнатьев. Няня

Пошел котик во лесок,
Нашел котик поясок,
Чем люлечку подцепить
Да Ванюшку положить.
Ваня будет крепко спать,
Котик Ваню качать…

Нельзя обойти вниманием и частушки веселые, озорные куплеты (чаще всего четверостишья). Они охватывают все сферы жизни. Иногда высмеивают человеческие недостатки, иногда — смешат, иногда — сочувствуют.

Не хотела я плясать,
Стояла, стеснялася.
А гармошка заиграла,
Я не удержалася…

Во многих произведениях русских композиторов мы слышим напевы народных песен и ритмы танцев. Но так было далеко не всегда. Долгое время русские композиторы были последователями европейских музыкальных традиций, к народной музыке относились с пренебрежением. Основоположником русского музыкального стиля считается М. И. Глинка. В симфонической фантазии Камаринская, по словам П. И. Чайковского, «подобно тому, как весь дуб в желуде» заключена вся русская симфоническая музыка. Впоследствии народную песню использовали в своем творчестве П. И. Чайковский (Концерт № 1 для фортепиано с оркестром), Н. А. Римский-Корсаков (в операх «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок»), особое место занимает русская музыка в творчестве А . П. Бородина (опера «Князь Игорь»).

При подведении итогов работы над первым этапом проекта нами было установлено, что народная музыка значительно менее популярна, чем ранее. Несмотря на то, что знакомство с русскими народными песнями происходит еще в юном возрасте, например, на музыкальных занятиях в детском саду или в школе, а популярные телеканалы осуществляют робкую попытку трансляции музыкальных коллективов, исполняющих традиционные народные песни, в быту русскую народную песню можно услышать редко, даже среди людей старшего поколения. Изученные ресурсы явно демонстрируют тесную связь народной музыки с историей страны. Все это требует нового переосмысления значимости народного творчества и большего внимания к его изучению.

На втором этапе работы над проектом для одноклассников (рис. 5) нами был представлен доклад по теме, в ходе которого мы не только озвучили собранную информацию, но и сопроводили свое выступление множеством музыкальных примеров, включающих веселые плясовые мелодии и разученную песню.

Рис. 5. Презентация русских народных песен

Также совместно с учителем на уроках музыки (рис. 6) мы не только слушали подобранные ранее русские народные песни, но и активно помогали изучить их.

Рис. 6. На уроке музыки

Для распространения полученного знания среди сверстников нами было подготовлено тематическое выступление для школьного мероприятия (рис. 7).

Рис. 7. Выступление на школьном празднике

Кроме того, в рамках работы над проектом мы приняли участие на школьном конкурсе проектов Солнышко (рис. 8).

Рис. 8. Участие в школьном конкурсе проектов

По итогам проведенном работы было проведено повторное анкетирование одноклассников, который показал, что большинство одноклассников узнали историю русской народной песни, все смогли назвать понравившиеся русские народные песни, многие запомнили названия двух и более песен.

Дополнительным, третьим этапом работы, стало создание иллюстрированного альбома, в котором наши одноклассники нарисовали иллюстрации к русским народным песням (рис. 9).

Рис. 9. Альбом рисунков

Повторное анкетирование показало интерес сверстников к изучению народных песен, о чем свидетельствуют данные, представленные на рис. 10.

Рис. 10. Результаты анкетирования сверстников по изучению народных песен

Результаты первого и второго этапа исследования представлены на рисунках (рис. 11 — 12).

Рис. 11. Результаты первого этапа исследования

Рис. 12. Результаты второго этапа исследования

Подводя итоги проделанной работы, мы пришли к следующим выводам. Несмотря на то, что русская народная песня в настоящее время не популярна в обществе, она продолжает являться источником народной мудрости и жизненного опыта предков. Для возрождения русской культуры и возвращения к русским истокам в настоящее время требуется больше уделять внимания изучению народного творчества и народной музыки. При этом для повышения интереса к изучаемому объекту необходимо активнее привлекать учеников к прослушиванию русских народных песен и участию в школьных мероприятиях, в основе которых лежит народная музыка (рис. 13).

Рис. 13. Результаты итогового анкетирования

 

The russian national song – the storeroom of folk art

K. V. Doroshenko,
Schoolgirl, 3rd class,
SEI gymnasium No. 1538, Moscow
M.A. Kazantseva,
Schoolgirl, 3rd class,
SEI gymnasium No. 1538, Moscow
S.A. Lysova
Elementary school teacher,
SEI gymnasium No. 1538, Moscow

Summary: the description of project work at the heart of which there is a studying of the Russian national song, and use of the received materials for acquaintance of students of the second class with emergence history, features and types of national songs is presented in article. Besides, the analysis of effectiveness of various ways of acquaintance of school students to the national song is provided: hearing of songs, a performance on school holidays and drawing of plots from the Russian national songs.

Keywords: folk music, Russian national song, types of the Russian national song, acquaintance with the Russian national song.

:: Россия-ИнфоЦентр

История российской народной музыки

Корни российской народной музыки

Песня жанры

Музыкальные инструменты

Результаты традиции

Lidia Ruslanova, королева российского народного народного. МУЗЫКА НА СЦЕНЕ СЕГОДНЯ

Жанна Бичевская

Фольклорный ансамбль Московской консерватории

The Dmitry Pokrovsky Ensemble

Folklore Ensemble Istoki/Roots

Vol’nitsa

Kaliki

Rusichi

Karagod

Bely Den’

Russka Roma

Volga

ИСТОРИЯ РУССКОЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ

Корни русской народной музыки восходят к середине первого тысячелетия до нашей эры, когда славянские племена заселили европейскую часть современной территории России. Эти племена славились своей любовью и мастерством в музыке, пении и танцах, согласно византийским и немецким рукописям. Известно, что в 59 г.1 Аварский хан отправил славянских певцов и гусляров послами к византийскому императору. Музыка Киевской Руси, первого русского государства, образовавшегося в 10 веке, не была однородной, как и племена, составлявшие эту страну. Помимо славянских, в него вошли финно-угорские, тюркские и другие прототипы. Очень древними являются гортанные певческие традиции Сибири и Дальнего Востока. До настоящего времени в русском фольклоре прослеживаются региональные и этнические (донациональные) традиции. Таким образом, народные певческие традиции северных, западных, южных и центральных районов, а также поселений в бассейнах больших рек Оки, Волги и Дона имеют свои отличительные черты. Большинство до сих пор живущих народных песен имеют языческие корни, несущие на себе влияние христианских обрядов.

Жанры песен

Русские народные песни и танцы формировались в два цикла: один из них связан с календарными обрядами (посев, жатва и т. д.), а другой — с семейными обрядами (свадьба, рождение, погребение и т. д.). Более индивидуальны лирические песни. Для эпохи Древней Руси характерны богатырские баллады, воспевающие славу знатных князей, инструментальная музыка (свирели, рожки, бубны и литавры).

Особое место в песенном фольклоре принадлежит календарный цикл песни ; он состоит из меньших циклов, определенно приуроченных к временам года и языческим праздникам (часто наложенным на христианские праздники). Этим песням свойственна строгая регламентированность и жесткость кратких тонально-ритмических формул в каждом такте; они сохраняют самые старые неполутональные и узкие гаммы.

Не менее древнее происхождение имеют эпических жанров , таких как былины, скоморохские песни, духовные стихи (как устные, так и письменные) и исторические песни. Подлинная эпическая традиция до сих пор живет в устном крестьянском фольклоре Русского Севера и у донских казаков.

Самый сложный жанр в музыкальном плане — лирическая песня , а ее высший тип — протяжная песня — предположительно сформировались в XVI-XVII вв. в Московской Руси. С ним связано появление знаменитого народного многоголосого пения полифонического или гетерофонного типов с участием солирующих голосов.

Довольно мелодично развиты и некоторые виды плача, входящие в состав свадебного обряда и погребального плача. Они очень выразительны в результате смешения ритуальных формул с индивидуальной импровизацией исполнителя (как правило, женщины).

К числу новейших жанров относятся частушки (короткие шуточные песни из двух-четырех строк) и городские лирические песни (романсы) , получившие широкое распространение в XIX веке.

Музыкальные инструменты

Инструментальная музыка имела гораздо меньшее значение, чем вокальная: очевидно, из-за православного запрета на использование музыкальных инструментов в церкви. Инструменты в основном используются пастухами или в качестве аккомпанемента для некоторых танцев и песен.

Наибольшее распространение получили струнные инструменты, такие как гусли (народные крылатые гусли датируются XI в.) и гудок (трехструнная скрипка 12 в. , найденная археологами в Старом Новгороде).

Наиболее известны старинные духовые инструменты :
доудка (или сопель, пищалка) — трубчатая флейта, известная с конца XI в., по данным археологических раскопок в Новгороде;
жалейка (рожок) — инструмент с одной или двумя деревянными трубками и роговой раструбом, датируемый XVIII в.;
и кувиклы (или цевница, Пан дудка) — известны с 18 в., преимущественно на юге России.

В древнерусских летописях упоминаются также военные трубы (книжные миниатюры с их изображением относятся к XV-XVII векам), охотничьи рожки (та же эпоха) и бубны (XII век).

Что касается инструментов, ныне символизирующих русскую народную музыку, — балалайки и баяна (аккордеона), — то они получили распространение в России только в 19-20 веках, как и мандолина и гитара, зародившиеся в Западной Европе, как это ни странно.

Возрождение традиций

Первые сборники народных песен были изданы в России в конце 18 века. Важная роль в профессиональном творчестве принадлежит сборникам народных песен в обработке для вокала и фортепиано композиторов-классиков М.А.Балакирева (1866), Н.А.Римского-Корсакова (1876 и 1882), П.И.Чайковского.

В советское время народное творчество рассматривалось в искаженном виде. Парадоксальным был статус фольклора и отношение к нему. С одной стороны, они заявляли о бурном расцвете народного творчества, а с другой – пласты традиционного фольклора оказались бесполезными для Советского государства: в XIX в.Народное творчество 30-х годов трактовалось как пережиток дореволюционной кулацкой культуры, идеологически враждебный новому коммунистическому сознанию и отжившая помеха на пути достижения «светлого коммунистического будущего». Хуже всего были попытки «обновить» народное искусство и поставить его на службу государственной культурной политике. В результате формировался официальный образ народного творчества под давлением тоталитарного государства. Этот вульгарный образ, например, воплотился в поздней деятельности Хора имени Пятницкого.

Несмотря на все это, народные песни были сохранены – в замечательном проникновенном исполнении Сергея Лемешева и Королевы русской народной песни Лидии Руслановой .

ЛИДИЯ РУСЛАНОВА (1900 — 1973)

Королева русского фольклора — это звание, несомненно, не подходит никому, кроме Лидии Руслановой, возродившей старинные народные песни своей огромной внутренней силой и прекрасным вокалом. Именно в ее исполнении большинство народных песен запомнилось сегодняшним слушателям. Сильная, прямолинейная и статная женщина, она была символом Родины для своих соотечественников, когда ее голос воодушевлял воинов в годы Великой Отечественной войны и позже, когда она выдержала натиск советской власти и ужасы сталинских репрессий.

Несомненно, она внесла большой вклад в сохранение русских народных песен, многие из которых живы в народной памяти в исполнении Руслановой: «Валенки», «Меж высоких хлебов» и др.

Можно было только поразиться ее необыкновенной художественной интуиции — так тонко и глубоко она чувствовала суть русской народной песни и так мастерски передала всю ее бесконечность и обаяние.

БИОГРАФИЯ Лидии Руслановой

New Folk Wave

В 1960-е годы резко возрос интерес к «старым временам». «Новая народная волна» проявилась в литературе, музыке композиторов, национальной теме в живописи и кинематографе («Андрей Рублев» А. Тарковского), новом интересе к древнерусской живописи и иконе, реставрации памятников истории и культуры и фольклорном движении в любительская музыка и на эстраде (Жанна Бичевская). Основания этого интереса заключались не только в пробуждении национального самосознания и поиске исторических корней, но и в своеобразном, по большей части стихийном, социальном протесте против навязываемых сверху официальных стереотипов.

В этот период появляются небольшие фольклорные группы, часто состоящие из профессиональных музыкантов, которые стремились к точному воспроизведению аутентичного народного стиля и репертуара определенного региона и совершали экспедиции в отдаленные деревни для обучения у настоящих крестьянских певцов.

ФОЛЬКЛОР СЕГОДНЯ

Жанна Бичевская , известная певица, известная своим своеобразным стилем «кантри-фолк», всегда выделялась на музыкальной сцене. Несмотря на популярность, ее нельзя назвать модной певицей. В отличие от других, она всегда дает свое собственное послание со сцены, поет то, что соответствует ее духовным поискам, никогда не подыгрывает публике.

Тем не менее, она любима многими людьми, чье духовное стремление она удовлетворяет, спрос этот растет как в России, так и за рубежом. По словам Мика Джаггера, «Бичевская — это остров истинного, вечного искусства в океане современной музыки».

Ее влияние на популярность народных песен можно сравнить с влиянием Джоан Баэз и Трейси Чепмен. В 1970-е годы ей удалось возродить интерес к аутентичной русской песне. Ее репертуар старинных народных песен весьма разнообразен, в том числе крестьянские трудовые и обрядовые песни; шуточные песни и заунывные песни; городские песни и баллады с их гибельными страстями, пылом чувств, любовью и смертью. «У церкви стояла карета», «Миленький ты мой», «Бродяга», «Донская баллада», «Казачья притча», «Черный ворон», «Матушка», «Разлука» и т. д. — ожили давно забытые песни. Бичевской затронули самые глубокие струны людских душ. Ее голос передает истинно русский дух, искренность и душевность.

БИОГРАФИЯ Жанны Бичевской

Фольклорный ансамбль Московской консерватории

Когда в 1977 году ассистент кабинета (ныне Научный центр народной музыки) Московской консерватории Наталья Гилярова и студентка и композитор Валерия Усачева попытались спеть песни, записанные ими во время фольклорных экспедиций в Рязанской области, их коллеги по консерватории косо посмотрели на них. Однако вскоре даже самые скептически настроенные академики поддались очарованию искренних и задушевных старых крестьянских песен.

Ансамбль специализируется на изучении и исполнении древнерусских песен, стремясь сохранить аутентичную песенную традицию. В концертные программы ансамбля вошли песни разных регионов России, собранные в сельских экспедициях не одним поколением преподавателей и студентов консерватории. Не понаслышке каждый из участников Ансамбля знает экспедиционную работу, ведь где еще, как не в русской глубинке, можно на собственном опыте научиться настоящей народной песенной манере.

Узнать больше www.folklore.intercontactgroup.com

Ансамбль Дмитрия Покровского был основан Дмитрием Покровским (1944-1996) — великим музыкантом и этномузыковедом — в 1973 году в Москве как «живая лаборатория». Дмитрий был одним из первых музыкантов в России, которые почувствовали необходимость преодолеть разрыв между старой и новой музыкальной лексикой.

Ансамбль Покровского разросся и включает в себя более 2000 песен, в том числе средневековую русскую деревенскую музыку, религиозную музыку старых и новых вероисповеданий страны, а также современные произведения русских композиторов.

Чтобы познать суть деревенской музыки, участники Ансамбля стали частью деревни, переживая отношения, ритуалы, жизнь, природу и музыку жителей деревни. Ансамбль Покровского, одетый в традиционные русские деревенские костюмы и играющий на старинных инструментах, оживляет аутентичный фольклор России. Некоторым из их живых воспроизведений деревенских песен, танцев и языческих ритуалов более 2000 лет.

Разнообразие интересов ансамбля проявляется в постоянном сотрудничестве с современными композиторами, театральными режиссерами и кинематографистами. Ансамбль Покровского соединил традиции русской национальной культуры с современной музыкальной культурой. Трудно найти другой коллектив певцов, способных покорить публику оригинальной интерпретацией классических и авангардных музыкальных произведений, обладающих большим репертуаром русской деревенской музыки разных традиций и стилей.

Подробнее www.pokrovsky-ensemble. ru

Фольклорный ансамбль «Истоки/Корни»

Фольклорный ансамбль «Истоки/Корни», основанный в 1978 году в городе Подольске Московской области, стал центром изучения и воссоздания культурных традиций Подмосковья. С 1980-х годов ансамбль регулярно проводит фольклорные экспедиции в этом регионе. Постоянное развитие творческой деятельности ансамбля, включающее исследовательскую, исполнительскую и просветительскую деятельность, привело к тому, что он стал Центром традиционной культуры Южного Подмосковья. Центр организует ежегодный фольклорный фестиваль «Золотая осень» в Подольске. Неоднократно ансамбль был лауреатом международных конкурсов и фестивалей.

Подробнее: www.istoki-folk.narod.ru

Вольница

Оригинальный фольклорный коллектив Арт-трио Вольница дает новое звучание известным старым шедеврам русской музыки. Их публике нравятся «Калинка», «Барыня» и другие народные песни, а также интерпретации классических произведений Мусоргского, Чайковского и Лядова в свежем исполнении с балалайкой-контрабасом, балалайкой-примой, баяном, редким вокальным тембром и электронным звучанием. Благодаря своеобразному смешению старого и нового, сближению классических и фольклорных традиций, джаза и электронного звучания, они интересны современной публике столицы и провинции. Они смеют играть народную музыку так, как понимают и любят ее – без пафоса и наигранности, но с любовью и юмором.

Подробнее: www.volnitsa.narod.ru

Калики

Калики — независимый союз певцов-гусларов, давно выступающих вместе. Каждый ее член – музыкант профессионального уровня, стремящийся к воссозданию устных традиций Древней Руси. Это светское православное братство духовно близких людей. На их концертах вас не будут раздражать назойливые ритмы и кричащие костюмы. Их пение и игра на гуслях словно оживляют в глубине души родовую память о былых временах.

Подробнее: www.metakultura.ru/kalik/index.htm

Русичи

РУСИЧИ, пожалуй, единственный сегодня ансамбль, играющий в своих концертах на реконструированных древнерусских инструментах XI-XV веков. Мужчины в оригинальных костюмах, созданных по образцу традиционной одежды воинов, крестьян и пастухов, искусно исполняют на сцене ритуальные танцы. Уникальные инструменты, созданные самими участниками ансамбля, а также полное владение традиционной русской вокальной и инструментальной импровизацией выделяют «Русичи» среди других фольклорных коллективов.

Подробнее: www.all-moscow.ru/rusichi/

Карагод

Карагод – еще один интересный фольклорный ансамбль, а также название древнерусского развлечения, сочетающего танец, игру и песню. Талантливые участники ансамбля, существующего более 25 лет, восстановили не только название старинного обычая, но снова и снова доносят эту забаву до современной публики.

Белый День

Лауреат международных конкурсов и фестивалей «Белый день» — единственная на сегодняшний день группа, исполняющая кавер-версии мировой поп- и рок-классики на русских народных инструментах. Творчество этой самобытной группы доказывает, что эклектика сегодня представляет особый интерес.

Русска Рома

Группа «Русска рома», специализирующаяся на традиционных цыганских мотивах, была основана в 1990 году известным цыганским музыкантом и аранжировщиком Сакизчи. Музыканты исполняют собственные песни и создают ремиксы на известные хиты, используя широкий спектр современных музыкальных аранжировок, но сохраняя при этом чарующий цыганский колорит.

ВОЛГА

Volga, существующая около шести лет, заслуженно признана одной из лучших этнических и электронных групп. Первый альбом Волги сделал популярным скрещивание разнопланового этнического материала, которым изобилует эта страна, и богатых возможностей компьютерного звука.

Лирика Волги основана на выдающемся материале — это подлинные аутентичные тексты языческой Руси, заключающие в себе уникальный исторический пласт народа. Медитативное звучание, создаваемое группой, близко к эмбиенту, психоделике и даже трансу, хотя и основано на полиритмических традициях русского фольклора.

Особое великолепие «Волги» принадлежит солистке Анжелле Манукян с ее проникновенным, лирическим и мистически чарующим голосом. Сама этнограф Анжела занимается сбором и систематизацией русских аутентичных текстов. Владеет разносторонними вокальными приемами, присущими этносам Тувы, Алтая, Средней Азии и Северного Кавказа. Ее давний интерес к русскому фольклору, серьезное изучение специальной литературы и архивных документов находят практическую реализацию в различных фольклорных проектах и ​​в совместной работе с такими известными музыкантами, как Сергей Старостин, Сергей Клевенский и Илья Хмыз, Ричард Норвилла, дуэт «Виды рыб», арт- группа Север и др.

Концерты Волги сопровождаются оригинальным видеотреком, созданным художником Романом Аникушиным. Еще одна особенность – экзотические инструменты, сконструированные и изготовленные Юрием Балашовым.

Группа успешно гастролирует по России и Европе.

Russmus: О русской традиционной музыке

 

Русская музыка включает в себя самые разные стили: от обрядовой народной песни до духовной музыки Русской православной церкви, а также включает в себя наследие ряда выдающихся 19Композиторы-классики и романтики ХХ века. Крупный вклад советских композиторов 20-го века, а также различные формы популярной музыки также являются частью состава русской музыки.

18 и 19 век: Русская классическая музыка

У России есть история инноваций в классической музыке. В 18 веке Петр I провел реформы, привнесшие в Россию западную музыкальную моду. В последующее царствование императриц Елизаветы и Екатерины российский императорский двор привлек многих выдающихся музыкантов, многие из которых были из Италии. Они принесли с собой итальянские традиции оперы и классической музыки в целом, чтобы вдохновить будущие поколения русских композиторов. Ряд композиторов прошли обучение в Италии или у этих недавних итальянских эмигрантов и сочинили вокальные и инструментальные произведения в популярной в то время итальянской классической традиции. Среди них композиторы Дмитрий Бортнянский, Максим Березовский и Артем Ведель, создавшие не только шедевры хоровой музыки, но и оперные, камерные и симфонические произведения. Первым великим русским композитором, использовавшим исконно русские музыкальные традиции в сфере светской музыки, был Михаил Глинка (1804–1857), написавший раннерусские оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Они не были ни первыми операми на русском языке, ни первыми русскими, но они прославились тем, что опирались на чисто русские мелодии и темы и были на просторечии. Русская народная музыка стала первоисточником для композиторов молодого поколения. Группа, называвшая себя «Могучая пятерка», во главе с Балакиревым (1837–1919 гг.)10) и в том числе (Римский-Корсаков (1844–1908), Мусоргский (1839–81), Бородин (1833–87) и Сезар Кюи (1835–1918), провозгласил своей целью сочинение и популяризацию русских национальных традиций в классической музыке. Среди наиболее заметных сочинений «Могучей пятерки» — оперы «Снегурочка», «Садко», «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Хованщина», симфоническая сюита «Шахерезада», многие произведения Глинки и «Могучей пятерки» основаны на русской истории, народных сказках и литературы и считаются шедеврами романтического национализма в музыке. В этот период также было основано Русское музыкальное общество (РМО) в 1859 году.под руководством композиторов-пианистов Антона (1829–94) и Николая Рубинштейна (1835–81). Могучую пятерку часто представляли как соперника Русского музыкального общества, при этом пятерка придерживалась своей русской национальной идентичности, а RMS была более консервативной в музыкальном плане. Однако РМО основало первые в России консерватории в Санкт-Петербурге и в Москве: первая обучала великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (1840–1893), наиболее известного по таким балетам, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Он остается самым известным российским композитором за пределами России. Пожалуй, самым известным продолжателем его стиля является Сергей Рахманинов (1873–1919 гг.).43), который учился в Московской консерватории (где преподавал сам Чайковский). В конце 19 — начале 20 века была отмечена третья волна русской классики: Игорь Стравинский (1882–1971), Александр Скрябин (1872–1915), Сергей Прокофьев (1891–1953) и Дмитрий Шостакович (1906–1975). Они были экспериментальными в стиле и музыкальном языке. Некоторые из них эмигрировали после русской революции, хотя Прокофьев в конце концов вернулся и также внес свой вклад в советскую музыку. В конце 19 — начале 20 веков большую популярность приобрели так называемые романсы. Крупнейшие и популярнейшие исполнители «романсов» обычно одновременно пели в операх. Самым популярным был Федор Шаляпин. Музыку и тексты писали обычно певцы, как это делали Александр Вертинский, Константин Сокольский, Петр Лещенко.

ХХ век: советская музыка

После русской революции русская музыка резко изменилась. Начало 1920-х годов было эпохой авангардных экспериментов, вдохновленных «революционным духом» эпохи. Новые тенденции в музыке (например, музыка на основе синтетических аккордов) были предложены клубами энтузиастов, такими как Ассоциация современной музыки. В 1930-е годы при режиме Иосифа Сталина музыка была вынуждена ограничиваться определенными рамками содержания и новаторства. Одобрялся классицизм, а эксперименты не поощрялись (примечательный пример: реалистическая опера Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» была осуждена в газете «Правда» как «формализм» и вскоре снята с театров на долгие годы). Музыкальными патриархами эпохи были Прокофьев, Шостакович и Арам Хачатурян. Со временем волна молодых советских композиторов, таких как Георгий Свиридов и Альфред Шнитке, вышла на первый план из-за строгой советской системы образования. Союз советских композиторов был создан в 1932 и стал главным регулирующим органом русской музыки. Джаз был представлен советской публике Валентином Парнахом в 1920-х годах. Певец Леонид Утеосов и автор музыки к фильму Исаак Дунаевский способствовали его популярности, особенно благодаря популярной комедии «Веселые ребята» с джазовым саундтреком. Эдди Рознер, Олег Лундстрем и другие внесли свой вклад в советскую джазовую музыку.

На саундтреки к фильмам была написана значительная часть популярных советских/российских песен того времени, а также оркестровой и экспериментальной музыки. 19В 30-е годы были написаны саундтреки Прокофьева к эпическим фильмам Сергея Эйзенштейна, а также саундтреки Исаака Дунаевского, которые варьировались от классических произведений до популярного джаза. Среди пионеров советской электроники был композитор-эмбиент 1970-х Эдуард Артемьев, наиболее известный своими саундтреками к научно-фантастическим фильмам Тарковского. В 1960-е и 1970-е годы зародилась современная российская поп- и рок-музыка. Все началось с волны ВИА (вокально-инструментального ансамбля), особого рода музыкальных коллективов, исполняющих поп-, рок- и фолк-радио, сочиненных членами Союза композиторов и одобренных цензурой. Эта волна началась с «Поющих гитар» и «Песняров»; Среди популярных групп ВИА также были Цветы, Земляне и Верасы. В этот период в музыке появились и отдельные звезды эстрады, такие как Валерий Леонтьев, София Ротару, Алла Пугачева, Юрий Антонов. Многие из них остаются популярными и по сей день. Они были мейнстримом советских музыкальных СМИ, хедлайнерами таких фестивалей, как «Песня года», «Сопот», «Золотой Орфей». 19 годВ 77-м также был создан хит-парад «Московский комсомолец» — первый в России музыкальный чарт.

Издание и продвижение музыки в Советском Союзе было государственной монополией. Чтобы заработать на своем таланте деньги и славу, советским музыкантам приходилось приписываться к государственному лейблу «Мелодия». Это означало принять определенные границы экспериментов, то есть семейное исполнение и политически нейтральные тексты, одобренные цензорами. Между тем, с появлением новых технологий звукозаписи, обычные фанаты получили возможность записывать и обмениваться музыкой с помощью магнитофонов. Это помогло субкультуре андеграундной музыки (например, бардовской и рок-музыке) процветать, несмотря на то, что государственные СМИ игнорировали ее. «Бардическая» или «авторская песня» — общий термин для движения авторов-исполнителей, возникшего в начале XIX в.60-е годы. Его можно сравнить с движением возрождения американского фолка 60-х с его простыми одногитарными аранжировками и поэтическими текстами. Такие барды, как Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Александр Галич, изначально игнорировавшиеся государственными СМИ, приобрели такую ​​популярность, что их перестала распространять государственная звукозаписывающая компания «Мелодия». Крупнейший фестиваль бардовской музыки — Грушинский фестиваль, проводится ежегодно с 1968 года. Рок-музыка пришла в Советскую Россию в конце 1960-х вместе с битломанией, а многие рок-группы возникли в конце 19-го века.70-е: Машина времени, Аквариум, Автограф. В отличие от ВИА, этим группам не разрешалось издавать свою музыку, и они оставались в подполье. «Золотым веком» русского рока принято считать 1980-е годы. Цензура смягчилась, в Ленинграде и Москве открылись рок-клубы, и вскоре рок стал мейнстримом. Среди популярных групп того времени — «Кино», «Алиса», «Ария», «ДДТ», «Наутилус Помпилиус» и «Гражданская оборона». Новая волна и пост-панк были трендом русского рока 80-х.

21 век: Современная русская музыка

Русская поп-музыка хорошо развита и пользуется массовым успехом через поп-музыкальные СМИ, такие как MTV Россия, Муз-ТВ и различные радиостанции. За последние годы прорвался ряд поп-исполнителей. Русский дуэт t.A.T.u — самая успешная российская поп-группа своего времени. Они заняли первое место во многих странах мира с несколькими своими синглами и альбомами. Среди других популярных артистов победитель Евровидения-2008 Дима Билан, а также Филипп Киркоров, Витас и Алсу. Музыкальные продюсеры, такие как Игорь Крутой, Максим Фадеев, Иван Шаповалов, Игорь Матвиенко и Константин Меладзе, контролируют значительную долю российского рынка поп-музыки, в некотором роде продолжая советский стиль управления артистами. Сцена рок-музыки постепенно превратилась из единого движения в несколько разных поджанров, подобных тем, что существуют на Западе. Есть молодежный поп-рок и альтернативный рок (Мумий Тролль, Земфира, Сплин, Би-2, Звери). Есть панк-рок, ска и гранж (Король и Шут, Пилот, Ленинград, Смута, Элизиум). Сцена хэви-метала значительно выросла, появились новые группы, играющие Power и Progressive Metal (Catharsis, Epidemia, Shadow Host, Mechanical Poet) и Pagan Metal (Arkona, Butterfly Temple, Temnozor). СМИ рок-музыки получили широкое распространение в современной России. Наиболее заметным из них является «Наше радио», продвигающее классический рок и поп-панк. Его чартовая дюжина является главным рок-чартом в России, а его рок-фестиваль «Нашествие» ежегодно собирает около 100 000 поклонников и был назван в СМИ «Русским Вудстоком». Другие включают телеканал A-One, специализирующийся на альтернативной музыке и хардкоре. Он продвигал такие группы, как Amatory, Tracktor Bowling и Slot, и наградил многих из них премией «Русская альтернативная музыка». Радио «Максимум» транслирует как российскую, так и западную современную поп-музыку и рок. Другие виды музыки включают фолк-рок (Мельница), трип-хоп (Линда) и регги (Джа Дивизион). Хип-хоп/рэп представляют Bad Balance, Kasta, Ligalize и Mnogotochie. Также есть экспериментальная рэпкор-сцена с участием Дельфина и Кирпичи. Возникла специфическая, исключительно русская музыка, в которой смешались криминальные песни, бардовская и романтическая музыка. Он называется «русский шансон» (неологизм, популяризированный его главным промоутером, «Радио Шансон»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *