Россия в первой четверти 18 века: Россия в первой четверти XVIII века

Россия в первой четверти XVIII века

XVIII век стал во многом переломным периодом в истории России, который начался противоречивой эпохой петровских реформ. Для начала XVIII века трудно отделить внутреннюю политику от внешней, экономическое развитие и выход России на широкую международную арену. Многие преобразования Петра I были вызваны войной, как и сама война была необходима для дальнейшего развития страны.

Для внешней политики начала XVIII века характерны те же направления, что и в предыдущий период, — южное и западное. Борьба России за выход к Черному и Балтийскому морям стала насущной необходимостью. Попытки выхода к Черному морю были предприняты в 1687 и в 1689 годах (походы В. Голицына были неудачны), в 1695 и 1696 годах (Азовские походы Петра I, второй из них закончился взятием крепости Азов). Поиск союзников в Европе («Великое посольство» 1697 года) привел к переориентации внешнеполитического курса — выход к Балтийскому морю должен был помочь решить многие экономические и политические задачи.

Северная война (1700—1721) закончилась победой России. В 1721 году в финском городе Ништадте был заключен мир, по условиям которого часть Финляндии и Карелии (Выборг и Кексгольм), Ингрия, Эстляндия и Лифляндия с Ригой были присоединены к России. Страна получила выход к Балтийскому морю.

Северная война дала мощный толчок к проведению реформ. В ходе войны в России были созданы сильная армия и военно-морской флот, основана новая столица — Санкт-Петербург (1703 год). Была проведена реформа государственного аппарата управления, сложилось абсолютистское государство. В 1711 году был учрежден правительствующий Сенат, заменивший Боярскую Думу. В 1718 году вместо старых приказов были введены коллегии. Изменения коснулись областного управления; страна была поделена на 8 (позже 11) губерний во главе с губернаторами. С 1719 года страна стала делиться на 50 провинций. Введена система расквартирования войск. Таким образом, было создано албсолютистское бюрократическое государство, пронизанное слежкой и шпионажем. Усиление личности власти царя нашло отражение в принятии Петром I титула императора (1721 год).

Основой экономической политики стал меркантилизм (накопление средств за счет активной торговли), составной частью которой был протекционизм — поощрение отечественной промышленности. Создаются новые и активизируются старые промышленные районы, появляются мануфактуры, основывающиеся на труде крепостных.

Изменения произошли и в социальной сфере. Происходит унификация сословий, упрощается социальная структура. Этому способствовали, прежде всего, указ о единонаследии (1714 год) и «Табель о рангах», изданная в 1722 году.

Ряд мер был проведен в интересах купечества, городских жителей. Была введена новая система налогообложения (подушная вместо подворной). Новый налог оказался значительно выше прежнего. Это, как и ряд других факторов, привело к росту социальной активности населения, бегству крестьян, вооруженным восстаниям, наиболее крупными из которых были восстание в Астрахани (1707—1708) и восстание К. Булавина на Дону (1707—1708).

Содержание

  • 1 Государственные реформы первой половины
  • 2 Право Российской империи в 18 веке
  • 3 Органы политического сыска Российской империи
  • 4 Изменения в социальной структуре общества в период абсолютизма
  • 5 Вооруженные силы российской империи в 18 веке

Государственные реформы первой половины

Военная, административная и церковная реформы Петра Великого упорядочили систему управления государством и переподчинили всю государственную машину самодержавию. Создание новых органов власти позволило Петру I опереться на новую аристократию.

В время царствования Петра Первого в Российской империи прошёл целый ряд реформ, затронувших все сферы общественной жизни и укрепивших монархию.

Право Российской империи в 18 веке

В ХVIII веке всё ещё было в силе «Соборное уложение» 1649 года. Новые правила вводились в действие манифестами, указами и грамотами монарха. Император также утверждал разработанные консультативными органами регламенты, уставы и инструкции.

Российская правовая система начала ХVIII века была основана множестве источников, но единственным законодателем оставался император (самодержец).

Жизнь общества в XVIII веке регламентировалась обширной системой права. Она включала всевозможные указы, манифесты, жалованные грамота, изданные монархом для конкретного сословия или лица. Основным источником права оставалось Соборное уложение.

Органы политического сыска Российской империи

В начале правления Пётр наделил сыскными функциями Преображенский приказ. Позже в дополнение к нему царь создал Тайную канцелярию. В 1726 г. Преображенский приказ был преобразован в Верховный тайный совет. Какое-то время сыском занимался и Сенат.

На протяжении ХVIII века сыскные функции в Российской империи попеременно выполняли шесть учреждений, которые иногда действовали параллельно.

Изменения в социальной структуре общества в период абсолютизма

«Табель о рангах» и указ о единоначалии привели к изменению жизни дворянства. В это же время церковь сблизилась с государством и оказалась в подчинении императора. Крестьянство же получило возможность участвовать в торговле и промышленности.

Во времена правления Петра Великого и его приемников произошли фундаментальные изменения в состоянии всех сословий Российской империи.

Социальное деление общества претерпело некоторые существенные изменения в XVIII веке. Основные преобразования были связаны с именем Петра I, во время правления которого были изданы указы, влияющие на положение дворянства, духовенства и крестьян.

Вооруженные силы российской империи в 18 веке

После ликвидации стрелецких частей офицерский корпус состоял из служилых дворян, а солдатский – из рекрутов. Особое положение занимало казачество, которое оставалось особым воинским сословием. В армии также появились новые подразделения.

При Петре русская армия отказалась от набора ополчения. Её основу составили не потомственные военные (стрельцы), а призванные на службу рекруты.

Основы организации армии в Российской Империи XVIII века были заложены при Петре I. Вооружённые силы состояли из трёх основных родов войск – артиллерии, кавалерии и пехоты. Источником комплектования армии был рекрутский набор податного населения.

Россия в первой четверти 18-го века

18-й стал веком перемен не только в экономике, социальных отношениях, но и в общественной мысли и культуре. Преобразования в России не могли быть успешными без повышения культурного уровня граждан. Армии и флоту требовались военные специалисты, бюрократическому аппарату — образованные чиновники, а бурное развитие экономики потребовало большого количества специалистов с техническим образованием. Решение этих задач было возможно только при условии начала реорганизации системы обучения, ориентированности создаваемых учебных заведений на изучение точных и прикладных наук.

В 1714 г. существующая сеть школ пополнилась цифирными школами в губерниях. Дети военных стали посещать школы при гарнизонах, а дети духовенства получали образование при епархиях.

Россия не имела собственных специальных учебных заведений. Петр 1-й вынужден был для получения образования отправлять дворянскую молодежь за границу. Необходимо было создать систему светского образования. Начало ему было положено в 1701 г. открытием Артиллерийской школы. В 1712 г. открыта Навигационная школа, в 1707 г. — Медицинское училище. В 1725 г. по инициативе Петра 1-го были созданы Петербургская академия наук и университет для подготовки научных кадров.

В России создается сеть типографий для печатания отечественных научных и технических книг. За первую четверть века удалось издать более 600 новых работ. Было положено начало изданию периодической литературы.

В 1703 г. в Москве начали печатать «Ведомости о военных и иных делах», где сообщались новости внутренней и зарубежной жизни. Появляется учебная литература (букварь Ф. Поликарпова, «Арифметика» Л. Магницкого). В 1708 г. по указанию Петра книги гражданского содержания стали печатать упрощенным шрифтом. В 1717 г. издана книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению…», в которой был дан свод знаний о правилах хорошего тона, азбука, правила произношения и арифметика.

Для пропаганды научных знаний в 1719 г. в Петербурге был открыт первый исторический музей — Кунсткамера.

Практические потребности государства обусловили возрастание интереса к естественным наукам. Были организованы многочисленные географические экспедиции, в результате которых исследованы и описаны Камчатка, Сибирь, Дальний Восток (экспедиции Ф.И. Соймонова, В. Беринга, А.И. Чирикова). Это время ознаменовалось развитием горного дела, металлургии, военной техники.

Освободившаяся от влияния церкви литература петровского времени сохранила старые формы, но наполнилась новым содержанием. Чисто светские сюжеты отвечают запросам современников: «История о российском матросе Василии Кариотском и о прекрасной королеве Ираклии Флорентийской земли», «История об Александре, российском дворянине», «История о российском купце Иоанне и о прекрасной девице Элеоноре».

Архитектурное русское искусство обрело светский характер, появились новые формы, новый стиль. Принципы нового зодчества были воплощены при строительстве Петербурга. Городские здания соединяют в себе русские художественные традиции и элементы архитектуры западных стран (стиль — русское, или петровское, барокко).

Важнейшие архитектурные памятники, сооруженные в это время: Летний дворец Петра 1-го, Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий, Меншиковский дворец на Васильевском острове. С именами архитекторов Д. Трезини, М. Земцова, Дж.-М. Фонтана, Г. Феделя связано формирование стиля барокко в русской архитектуре, строительство столицы осуществлялось по заранее разработанному плану.

В Москве были построены монументальное промышленное здание Арсенала в Кремле и здание Суконного двора. Здесь работает выдающийся русский архитектор И.П. Зарудный.

Живопись петровского периода представлена работами Андрея Матвеева и Ивана Никитина, написанными маслом. На их картинах — светские сюжеты и портреты современников.

Русская неоклассика | Doyle Auction House

Большая часть мебели, изготовленной в России до 1770-80-х годов, была раскрашена, позолочена или, по обычаю соседних стран, изготовлена ​​из маркетри-панелей. Хотя англичане начали использовать красное дерево в первой четверти 18 века, его использование в Европе началось только в 1770-х годах, когда французы начали импортировать красное дерево из своих колоний в Вест-Индии, особенно Сен-Доминго (который стал Гаити в 1804 г.) . Этот вкус распространился по остальной Европе к последней четверти 18 века, при этом большая часть древесины, используемой в России, поступала из Великобритании, крупнейшего импортера красного дерева в мире.

Использование накладок из красного дерева и позолоченного металла на русской мебели было модой конца 18 века, восходящей к работам немецкого краснодеревщика Давида Рентгена, чей чрезвычайно сложный дизайн и механика оказали влияние как на зарубежных, так и отечественных краснодеревщиков в России. Екатерина Великая из России была покровительницей Рентгена по его прибытии в 1783 году, но к началу 1790-х годов разочаровалась в его мебели, хотя мнение Рентгена о России ей очень лестно. Рентген утверждал, что Россия является «центром вселенной, тогда как другие места можно было бы назвать только пригородами», что передал Екатерине ее советник, барон Мельхиор фон Гримм.

Архитектор Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814) был протеже влиятельного коллекционера графа Александра Сергеевича Строганова и стал одним из крупнейших русских архитекторов конца 18 — начала 19 веков. Воронихин работал на Императорскую семью в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге и в Павловске, где крупный пожар уничтожил центральную часть дворца. Его дизайн интерьера и мебели был особенно изысканным, и именно здесь он создал, вероятно, свою лучшую работу «Этюд фонаря» или «Маленький фонарь».

Иллюстрация этой комнаты появляется в книге Пенелопы Хантер-Штибель « Строгановский дворец и собрания русской дворянской семьи» (Абрамс, 2000, стр. 184), на которой видно апсоидальное окно с кессонным потолком, выходящее в сад. Он обставлен бюро и письменным столом Рентгена и инкрустированным латунью креслом из красного дерева с перфорированной спинкой, опущенными вниз подлокотниками и X-образными носилками, вероятно, изготовленными Генрихом Гамбсом, немецким краснодеревщиком-эмигрантом, работавшим в тандеме с Воронихиным. . Общий дизайн этого кресла, в том числе его спинка с узором «солнечные лучи», использование ребристых латунных креплений с угловыми кругами и X-образные подрамники, напрямую связаны с набором стульев, которые будут выставлены на аукцион «Русские произведения искусства» Дойла 25 мая 2017 г. ( лот 764 ).

Аналогичные кресла см. у профессора Г.К. Лукомского, Зарское село , Verlag Für Kunstwissenschaft, Berlin: 1924, p. 57; Антуан Шеневьер, Русская мебель. Золотой век , Vendome Press: Нью-Йорк, 1988, стр. 114-115, рис. 95, одно из пары кресел, до сих пор носящих павловский инвентарный номер.

Рубежи истории в Китае Том 13 Выпуск 1 (2018)

В статье рассматриваются особенности «китайской моды» («китайщины») в России конца XVII – начала XVIII века: Петр Первый. В нем обсуждается историческое происхождение этого культурного феномена, демонстрируется роль китайских предметов роскоши и предметов искусства в русско-китайском культурном обмене той эпохи, а также показано, как китайское декоративно-прикладное искусство использовалось в русских дворцах. В то время как шинуазри в России находился под влиянием аналогичных тенденций в Западной Европе, его корни коренились в уникальной истории регулярных контактов между Россией и империей Цин. Китайские предметы не только появились как товар в высших слоях русского общества, но и способствовали повышению престижа Российского государства. У Петра Первого была политическая цель сбора, демонстрации и имитации предметов китайского искусства в русских дворцах, поскольку эта практика демонстрировала растущее богатство и могущество недавно созданной Российской империи, которая имела торговые связи с империей Цин.

В то время как современные представления о Китае в России были обусловлены в основном экзотическими образами экспортного искусства, этнографические коллекции подлинной китайской посуды, которые были созданы в этот период, также внесли свой вклад в российские взгляды на Китай. В данном исследовании используется комплексная методология, сочетающая изучение материальных предметов, хранящихся в музеях России, и письменных источников, в том числе архивных.

Заголовок:
Китайские предметы в Евразийской империи: о культурном значении китайского искусства в России конца XVII – начала XVIII вв.
Тип статьи:
исследовательская статья
DOI:
https://doi. org/10.3868/s020-007-018-0007-7
Язык:
Английский
Страницы:
127–159
Ключевые слова:
шинуазри; китайская мода; российско-китайские контакты; декоративно-прикладное искусство; межкультурные контакты
В:
Границы истории в Китае
В:
Том 13: Выпуск 1
Издатель:
Издательство о высшем образовании (Китай)
E-ISSN:
1673-3525
Распечатать ISSN:
1673-3401
Предметы:
Китай, азиатские исследования, История, китайская история, История, История Восточной Азии

Все время Прошлый год Последние 30 дней
Абстрактные представления 966 ​​ 219 20
Полнотекстовые просмотры 79 8 2
Просмотры PDF и загрузки 124 18 6

В статье рассматриваются особенности «шинуазри» или «китайской моды» («китайщины») в России конца XVII – начала XVIII века: царствование Петра I. В нем обсуждается историческое происхождение этого культурного феномена, демонстрируется роль китайских предметов роскоши и предметов искусства в русско-китайском культурном обмене той эпохи, а также показано, как китайское декоративно-прикладное искусство использовалось в русских дворцах. В то время как шинуазри в России находился под влиянием аналогичных тенденций в Западной Европе, его корни коренились в уникальной истории регулярных контактов между Россией и империей Цин. Китайские предметы не только появились как товар в высших слоях русского общества, но и способствовали повышению престижа Российского государства. У Петра Первого была политическая цель сбора, демонстрации и имитации предметов китайского искусства в русских дворцах, поскольку эта практика демонстрировала растущее богатство и могущество недавно созданной Российской империи, которая имела торговые связи с империей Цин. В то время как современные представления о Китае в России были обусловлены в основном экзотическими образами экспортного искусства, этнографические коллекции подлинной китайской посуды, которые были созданы в этот период, также внесли свой вклад в российские взгляды на Китай.

В данном исследовании используется комплексная методология, сочетающая изучение материальных предметов, хранящихся в музеях России, и письменных источников, в том числе архивных.

Заголовок:
Китайские предметы в Евразийской империи: о культурном значении китайского искусства в России конца XVII – начала XVIII вв.
Тип статьи:
исследовательская статья
DOI:
https://doi.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *