Своеобразие и тенденции развития литературы 18 века.
- Главная страница 🏠
- 📚 Библиотека
- 👉 Русская литература 👈
- Шпаргалки по курсу «Литература»
- Своеобразие и тенденции развития литературы 18 века.
Нужна помощь в написании работы?
Узнать стоимость
В стране царил тяжелый политический гнет. Царская цензура беспощадно подавляла свободное слово. Тем не менее русская литература достигла в XIX в. изумительно яркого расцвета и заняла одно из первых мест в Европе.
Крепостнический режим вызывал недовольство широких крестьянских масс.
Отечественная война 1812 г. и связанный с ней патриотический подъем дали мощный толчок развитию русской национальной культуры.
Наиболее образованным сословием в России было тогда дворянство. В начале 20-х годов большую роль в литературе играли поэты и писатели, связанные с декабристским движением или идейно близкие ему. Они и вели борьбу против монархически-охранительного лагеря. Крупнейший прозаик конца XVIII—начала XIX в., писатель и историограф Николай Михайлович Карамзин (1766—1826) в молодости был не чужд либерализму Его «Письма русского путешественника» сыграли важную роль в ознакомлении читателей с западноевропейской жизнью и культурой. Самая известная из его повестей—«Бедная Лиза» (1792 г.) рассказывает трогательную историю любви дворянина и крестьянки. В начале XIX в. Карамзин становится консерватором. Новые воззрения писателя отразились в его труде «История государства Российского». Произведения Василия Андреевича Жуковского (1783—1852) составили важный этап в развитии русской лирики — этап романтический. Жуковский пережил глубокое разочарование Просвещением XVIII в., и это разочарование обратило его мысль к средневековью.Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Своеобразие и тенденции развития литературы 18 века.
От 250 руб
Контрольная работа
Своеобразие и тенденции развития литературы 18 века.
От 250 руб
Курсовая работа
Своеобразие и тенденции развития литературы 18 века.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Поделись с друзьями
- Содержание
- Материалы 2
- Меню
Древнегреческая мифология. Ее отличительные черты.
Возрождение как культурно-логический феномен. Человек и его осмысление в эстетике ренессанса.
Характер композиции и символика поэмы Данте «Божественная комедия». Концепция мира и человека.
Социальные и философские истоки романтизма. Романтический герой и его специфика. Романтическое творчество Байрона.
Русский реалистический роман второй половины 19 века. Мысль семейная в романе Л.Толстого «Анна Каренина».
Новеллистика Мопассана. Особенности и проблематика
«Полет над гнездом кукушки» Кизи : особенности композиции и повествовательные манеры
Постмодернизм в русской литературе
«Слово о полку Игореве»: исторический контекст, идейное содержание , поэтика, проблема изучения «Слова о полку Игореве».
Материалы по теме:
Литература США XIX века: основные тенденции развития Лекция
Своеобразие историко-литературного процесса 1840-1890-х гг.: основные тенденции развития. Лекция
Добавить в избранное (необходима авторизация)
8. основные тенденции развития русской литературы 1810-1830-х годов
8. Основные тенденции развития русской литературы 1810-1830-г годов.
Характеристика русской литературы 19 века.
Отправной точкой новой исторической эпохи справедливо считается Французская революция 1789-1794 годов. Новые умонастроения породили глубокие изменения в строе русской литературы. В центре внимания оказался внутренний мир человека и его сложные взаимоотношения с внешним миром: народом, страной, историей, своей судьбой. Повышенный интерес к душевным переживаниям человека привёл к появлению феномена лирического героя, который коренным образом изменил поэтику классицизма, нарушил устойчивые жанры, смешал стили, деформировал границы между стихами и прозой, литературой и реальностью.
У литературы появились новые задачи. Перед литературой встала необходимость выработки поэтических форм, “которые были бы традиционными и национальными, с одной стороны, и способными выразить индивидуальное чувство с другой”.
Основными идеями духовных исканий русской литературы данного периода, по определению Ю.М.Лотмана, были идеи личности и народности. XIX век начался с осознания личности и народа как двух разных и противоположных, непримиримых начал; личные устремления человека и его природная основа противоречат между собой.
Особенности развития русской литературы 1810-1830-х гг.
Передовая русская литература 10—30-х годов XIX века развивалась в борьбе с крепостничеством и самодержавием, продолжая освободительные традиции великого Радищева.
С развитием революционного движения декабристов, с появлением Пушкина русская литература вступила в новый период своей истории, который Белинский справедливо назвал пушкинским периодом. На новую, высокую ступень были подняты свойственные предшествовавшей передовой русской литературе патриотические и освободительные идеи. Лучшие русские писатели «вслед Радищеву»( Грибоедов, Пушкин) воспевали свободу, патриотическую преданность родине и народу, гневно обличали деспотизм самодержавия, смело вскрывали сущность крепостнического строя и ратовали за его уничтожение.
Мощный
подъем национального самосознания,
вызванный 1812 годом и развитием
освободительного движения, явился
стимулом дальнейшей демократизации
литературы. Наряду
с образами лучших людей из дворян, в
художественной литературе стали все
чаще появляться образы
людей из социальных низов, воплощавшие
замечательные черты русского национального
характера. Вершиной этого процесса является
создание Пушкиным в 30-х годах
Самый процесс утверждения реализма в русской литературе 20—30-х годов был весьма сложным и протекал в борьбе, принимавшей острые формы. Начало пушкинского периода было ознаменовано возникновением и развитием в литературе прогрессивного романтизма, вдохновителями которого стали поэты и писатели декабристского круга и который возглавил Пушкин. Принципы реализма, заложенные в творчестве Пушкина, были развиты его великими преемниками — Гоголем и Лермонтовым, а затем подняты на еще более высокую ступень революционными демократами и укреплены в борьбе со всякого рода реакционными направлениями целой плеядой передовых русских писателей.
Основные направления русской литературы первой половины ХIХв.
Для
русской литературы первой половины XIX
в. характерна быстрая смена художественных
направлений. Господствующие эстетические
принципы успевали несколько раз
трансформироваться в течение жизни
одного поколения. Завершающим аккордом
развития классицизма в русской литературе явилась пьеса А.
С. Грибоедова «Горе от ума» (1823 г.), в которой традиции классической
комедии XVIII в. сочетаются, как у Д. И.
Фонвизина, с чертами зарождающегося
реализма. В начале века в Европе и в
России формируется романтизм – течение в литературе и искусстве, для
которого характерен особый интерес к
неординарной личности, одинокому Герою,
противопоставляющему себя, мир своей
души окружающему миру. Создателем
русского романтизма считают Василия
Андреевича Жуковского (1783–1852), поэта, чьи полные меланхолии,
народных мотивов и мистических образов
произведения (баллады «Людмила» 1808 г.,
«Светлана» 1812 г.) стали образцами стиля
новой литературы.
Ранние произведения Лермонтова – это в основном любовная лирика. Однако со временем в его поэзию наряду с темой трагичной, несчастной любви входит гражданская тематика. Известность ему принесло стихотворение «На смерть поэта», посвященное гибели А. С. Пушкина. За ним последовали «Родина», «Бородино». Как и его великий предшественник, М. Ю. Лермонтов в своем творчестве сочетал романтизм и реализм. Поэзия романтического одиночества и противостояния миру нашла отражение в поэмах «Мцыри» и «Демон». Вершиной лермонтовского реализма считается роман «Герой нашего времени». Драматургия М. Ю. Лермонтова представлена пьесой «Маскарад», написанной в 1835 г.
Дальнейшее развитие литературы было связано с укреплением позиций реализма. Важной вехой в этом процессе было творчество Николая Васильевича Гоголя (1809–1852). Его считают первым писателем так называемой «натуральной школы» в русской литературе, т. е. того течения, которое сейчас принято именовать «критическим реализмом». Это и колоритные зарисовки быта малоросских помещиков в повестях «Миргород», и наполненные фантастическими и сказочными мотивами украинского фольклора «Вечера на хуторе близ Диканьки», и мистичные «Петербургские повести» в которых гротеск, фантастика («Нос») сочетаются с пронзительно реалистичным изображением жизни задавленного жизнью «маленького человека» («Шинель»).
Особое значение, которое приобрела в I половине XIX в. литература, обусловило появление литературной критики как самостоятельного жанра. Высшие достижения в этой сфере связаны с именем Виссариона Григорьевича Белинского (1811–1848), значение творчества которого выходит далеко за пределы узколитературоведческих вопросов. Во многом благодаря В. Г. Белинскому литературная критика в России стала пространством идейной борьбы, форумом, на котором обсуждались важнейшие вопросы жизни общества, трибуной, с которой передовые идеи шли в массы.
Литературное движение 1800—1830-х годов
Перемены в общественном сознании были значительны: духовные ценности стремительно перемещались из сферы самодержавия в сферу конкретного частного человека. Они перестали выступать абстрактными требованиями, находящимися вне человека, как это было в философии и литературе XVIII в., а становились достоянием личности, которая ощущала интересы государства своими собственными интересами. Отвлеченное понятие государства, олицетворенное в самодержавии, уходило в прошлое. Окрашенность общественных понятий личным чувством и наполненность личного мира общественными эмоциями стали знамением времени.
Все это предопределило победу романтических настроений в жизни и в литературе. При этом романтически осмысливались не исчезнувшие из русской действительности идеи Просвещения.
Романтизм в России прошел несколько стадий развития:
• 1810-е гг. — возникновение и формирование психологического течения; ведущие поэты Жуковский и Батюшков;
• 1820-е гг. — возникновение и формирование гражданского, или социального, течения в поэзии Ф.Н. Глинки, П.А. Катенина, К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, А. А. Бестужева-Марлинского; зрелость психологического романтизма, в котором главными фигурами были А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, П.А. Вяземский, Н.М. Языков;
• 1830-е гг. — возникновение философского течения в поэзии Баратынского, поэтов-любомудров, Тютчева, в прозе В.Ф. Одоевского; проникновение романтизма в прозу и широкое его распространение в жанре повести; расцвет романтизма в творчестве Лермонтова и признаки кризиса: засилье эпигонской (подражательной) поэзии, лирика Бенедиктова, «кавказские» («восточные») повести А.А. Бестужева-Марлинского;
• 1840-е гг. — закат романтизма, его вытеснение с переднего плана литературы; из действующего субъекта литературного процесса романтизм все более превращается в его объект, становясь предметом художественного изображения и анализа.
Деление романтизма на различные течения происходило по следующим критериям:
к психологическому течению русского романтизма принадлежат романтики, исповедовавшие идеи самовоспитания и самоусовершенствования личности в качестве наиболее верного пути преображения действительности и человека;
к течению гражданского, или социального, романтизма относятся романтики, считавшие, что человек воспитывается прежде всего в социальной, общественной жизни, а, стало быть, он предназначен для гражданской деятельности;
к философскому течению русского романтизма причислены романтики, полагавшие, что место человека в мире предопределено свыше, его жребий предначертан на небесах и всецело зависит от общих законов мироздания, а вовсе не от социальных и психологических причин. Между этими течениями нет непроницаемых граней, а различия относительны: поэты разных течений не только полемизируют, но и взаимодействуют друг с другом.
Первоначально романтизм побеждает в поэзии Жуковского и Батюшкова, что было обусловлено:
— карамзинской реформой литературного языка;
— скрещением поэтических принципов «сентиментальной» литературы с принципами «легкой поэзии»;
— дискуссиями по проблемам литературного языка, которые открыли и очистили дорогу романтизму.
Введение | История русской литературы
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Золотой век русской литературы. Часть первая: пионеры
Возможно, вы слышали, что XIX век называют золотым веком русской литературы. Что это значит и как начать знакомство с этим великолепным кусочком русской культуры?
Нас, русских, заставляют читать все это в школьные годы, что, в некотором смысле, печально, так как эти книги нужно читать без спешки с выполнением заданий, поэтому, если вы не знакомы с этой классикой – вам вам повезло, и вы можете добраться до них на свежую голову.
«Золотой век» — вполне подходящее название для этого периода в истории русской литературы. В глазах многих ни до, ни после XIX века он не был таким великолепным, влиятельным и разнообразным — одним словом, классическим.
Исторически начало XIX века было временем перемен: значительных восстаний (декабристы), войн (особенно Отечественной войны 1812 г.), просвещения (рост интереса к западному искусству и философии), первые попытки ликвидации крепостного права) – все это привело к прорыву и в искусстве.
С изменением состояния страны менялся и язык, который стал гораздо ближе к тому, на котором мы говорим сегодня, — без излишеств, характерных для канцелярского языка, и с новыми прибавлениями слов, вроде тех, что ввел в язык Николай Карамзин .
В этой политической и социальной неразберихе по стопам Александра Пушкина выросло целое поколение писателей и поэтов. Результатом их коллективных усилий по созданию богатой национальной литературы стали сотни фантастических книг.
Часто они были гораздо больше сосредоточены на психологической борьбе обычных людей, с которыми читатель мог понять, а не на жанровых ограничениях и формальностях прозы 18-го века. Давайте поговорим о некоторых из лучших примеров.
В более широком смысле Золотой век включает в себя все 19авторы X века, в том числе Иван Тургенев, Федор Достоевский и Антон Чехов. А пока давайте сосредоточимся на писателях начала XIX века, которые были пионерами новой эпохи русской истории и литературы и по сей день оказывают огромное влияние на нашу культуру. Все они имеют обширную библиографию, но мы упомянем только пару ключевых работ, чтобы вы могли начать.
Василий Жуковский (1783-1852)Пионер русского романтизма и не только автор, но и переводчик, просветитель, реформатор русской поэзии и языка в целом, он привнес неизвестные ранее жанры и мотивы в Россию, адаптировав известные произведения Байрона, Шилле, Гёте и др. Это не просто переводы, а мастерски сделанные интерпретации иностранных поэтических тропов, и поэтому они являются захватывающим примером культурного обмена. Жуковский также оказал огромное влияние на Пушкина — для него Жуковский был не только близким другом, но и своего рода литературным наставником.
Что читать: балладу Светлана (1813) и стихи
Александр Пушкин (1799-1837)Можно ли что-нибудь написать о русской литературе, не упоминая Пушкина, спросите вы? Возможно нет. Можно месяцами читать только его произведения и не надоест: он охватил все, от сказок и стихов до пьес и романов (в том числе романа в стихах). Невозможно не найти что-то по душе.
Что почитать: Повести покойного Ивана Петровича Белкина (1831) – сборник рассказов, каждый из которых представляет определенный стиль, от романтизма до готической прозы; и Евгений Онегин (1833), «энциклопедия русской жизни», по словам известного критика Виссариона Белинского.
Михаил Лермонтов (1814-1841)Если дуэли, верховая езда, запретный роман и другие атрибуты и борьба человека, стремящегося к большему, чем то, что может предложить мирская реальность, звучат как ваша чашка чая, то не Не стесняйтесь брать книгу Лермонтова.
Что почитать: Герой нашего времени (1840) – лермонтовский magnum opus о лишнем человеке; трагические стихи, такие как Послушник (1840) и Демон (1829-1839, в зависимости от версии).
Николай Гоголь (1809-1852)Это автор для любителей темноты: его книги полны абсурда, сюрреалистичных черт и загадочных событий. Поэтому неудивительно, что такие авторы, как Франц Кафка, Михаил Булгаков и Рюноскэ Акутагава, назвали его одним из источников своего влияния.
Что почитать: Петербургские рассказы (1830-40-е гг. ), сборник рассказов, действие которых происходит в Санкт-Петербурге; Мертвые души (1842) — гротескный роман обо всех мерзких типах людей.
Иван Крылов (1769-1844)Подобно Жуковскому и некоторым другим авторам этой эпохи, Крылов стремился интерпретировать в своем творчестве иностранные литературные черты и жанры. В то время эти понятия были незнакомы русскому читателю, и сделать их более известными было ключом к формированию новой национальной литературы. Задача состояла в том, чтобы сделать эти идеи понятными для русского человека, и, кажется, Крылову это, по меньшей мере, удалось — два столетия спустя его басни до сих пор входят в обыденное знание и речь.
Что читать: всякие небылицы — всего их 236! Мы обсудили некоторые из самых популярных здесь (ссылки на переведенные версии включены).
На этом пока все, но ждите второй части, в которой мы перейдем к авторам Золотого века конца 19 века.