Новиков 18 век: Николай Иванович Новиков

Николай Иванович Новиков

Тяжелый крест просветителя

Типография Н.И. Новикова в Москве. Ф.Я. Алексеев

И у эволюции есть свои великие: герои и жертвы.
И для них, что не век, то «век железный».
О них и будем рассказывать в нашем новом
проекте «Русские эволюционеры».

«Николай Иванович Новиков». Д.Г.Левицки

Есть такое замечательное слово «просветитель». Это как раз о Николае Ивановиче Новикове — одной из крупнейших фигур эпохи Русского Просвещения. Да, была и такая незаслуженно уже забытая многими эпоха в нашей истории. Это вторая половина XVIII века, на троне Екатерина Великая. Как раз тогда Александр Радищев написал «Путешествие из Петербурга в Москву», которое дало толчок появлению русской интеллигенции. Это тогда появился фонвизинский «Недоросль» — не столько комедия, сколько жёсткая сатира на тогдашний русский быт. Это в ту пору в столичных салонах велись горячие споры о Великой французской революции, которые и привели в конечном итоге русских к расколу на западников и русофилов. Это тогда князь Михаил Щербатов написал свою смелую работу «О повреждении нравов в России», где впервые в нашей истории столь резко, прямо, а главное убедительно критиковалась политика власти и нравы придворной среды.

В те времена большинство наиболее образованных и совестливых русских людей подались в масонские ложи. (Просьба, не путать с современным масонством, это как небо и земля).

«Масонство было у нас в XVIII веке единственным духовно-общественным движением, значение его было огромно… Лучшие русские люди были масонами… Масонство было первой свободной самоорганизацией общества
в России, только оно и не было навязано сверху властью».

Николай Бердяев

Вот и выходит, что не говорить о масонах – означает не говорить «о лучших русских людях» эпохи Екатерины.

Поскольку и Николай Новиков был одним из русских масонов, причём, одним из крупнейших, нам придется поговорить и об этом. Да и вообще рассказывать о России XVIII века и не говорить о русском масонстве — это всё равно, что преподавать астрономию, вычеркнув из неё космологию Коперника или концепцию о бесконечности вселенной Джордано Бруно.

Мы ходим по улицам масона Баженова, читаем масона Грибоедова, восхищаемся победами масона Кутузова, любуемся картинами масона Боровиковского… Даже сам символ русского патриотизма — памятник Минину и Пожарскому на Красной площади и тот работа вольного каменщика Мартоса.

«Памятник Минину и Пожарскому». Иван Петрович Мартос

Кстати, запрет на правду о масонах возник отнюдь не в советские времена, как у нас часто полагают, а гораздо раньше, еще во времена Екатерины II, которая увидела в масонах опасных соперников. Причин несколько. Во-первых, кому хочется читать правду (скажем, у того же Щербатова) о распущенности при своем дворе? Но самое главное всё же не это. Пока мысли масонов были замкнуты «малым миром» — вопросами самосовершенствования человека, это не очень беспокоило императрицу, но когда в центре внимания каменщиков оказался «большой мир» и в ложах началась дискуссия о том, как «устроить счастье соотечественников», как «созидать благо общественное», Екатерина почувствовала для себя угрозу.


Масонский дом в Москве

Короче говоря, в разговоре о Новикове без вольных каменщиков не обойтись, поскольку именно масонские идеи и сделали его великим просветителем. Философ Иван Киреевский в статье 1829 года сетовал, что многие в России о Новикове и не слышали, хотя тот по своим масштабам сопоставим с американским масоном Франклином.

«Он действовал почти таким же образом на противоположном конце земного шара; но последствия их деятельности были столь же различны, сколько Россия отлична от Соединённых Штатов».

Иван Киреевский

И Киреевский прав. Без преувеличения можно утверждать, что именно Новиков заполнил русскую книжную полку, где до этого — ещё с петровских времён — стояли в основном книги по кораблестроению, горному делу, металлургии, воинский устав и так далее в том же роде — все работы, бесспорно, необходимые, но чисто утилитарные. Общественную мысль они точно не будили.

Журнал «Трутень»

Впрочем, к своей издательской деятельности Новиков пришёл далеко не сразу. Будучи журналистом, он начал с сатиры — издавал журнал «Трутень», где резко критиковал и крепостное право, и дурные нравы при дворе. Уже на этом этапе Новиков умудрился схлестнуться с самой императрицей, которая стояла за другим журналом «Всякая всячина». Полемика началась с того, что «Трутень» изобличил одну светскую барыню, сначала совершившую в лавке кражу, а затем велевшую избить купца, когда тот, не желая осрамить её при публике, явился к ней на дом, чтобы уладить дело миром. Обличение очень не понравилось екатерининскому журналу, где с упрёком заметили, что к слабостям человеческим надо относиться снисходительнее. На это «Трутень» тут же язвительно возразил, что странно считать воровство преступлением в тех случаях, когда воруют простолюдины, и только слабостью, когда воруют богатые. Знаю, что вы подумали. Да время идёт, а проблема осталась.

Журнал «Живописец»

В конце концов, Екатерине состязание в остроумии надоело, и власть сначала намекнула Новикову, чтобы он умерил свои нападки, а затем и вовсе пригрозила закрыть журнал. Не дожидаясь худшего, Новиков его закрыл. Но тут же начал издавать новый «Живописец», где проводились те же идеи, что и в «Трутне». Ну, а с 1779 года по приглашению куратора Московского университета поэта и масона Михаила Хераскова арендовал университетскую типографию и возглавил издание «Московских ведомостей». Журналистом Новиков был превосходным, поэтому и новое издание сразу же стало набирать силу. Стоит вспомнить и о том, что именно Новиков в том же 1779 году инициировал появление «Модного ежемесячного издания, или Библиотеки для дамского туалета». Это был первый женский журнал в России.

Типография Н.И. Новикова в Москве. Ф.Я. Алексеев.

Однако главным детищем Новикова стала, конечно же, типография. Это был мощный рычаг влияния и Новиков использовал его в полной мере. А желанием издателя было не просто познакомить русского человека с огромным пластом новых знаний, но и научить его думать. Но прежде всего, привить любовь к чтению. Именно поэтому Новиков занимался изданием книг не только для «высоколобых». Как он полагал, «Робинзон Крузо» нужен русскому читателю не меньше греческих философов.

Круг изданий огромен и вмещает в себя произведения подчас полярные и несопоставимые друг с другом: от работ знаменитых «отцов церкви» вроде Августина Блаженного и Фомы Кемпийского до комедий Мольера, от Эразма Роттердамского до популярных тогда романов Ричардсона. Выпустил

Новиков даже не очень любимых им Вольтера, Монтескье и Руссо, правда, у Вольтера, он выбрал только те произведения, где тот воюет против иезуитов. Не удержался: сказалась старая вражда между иезуитами и масонами.

Издание «отцов церкви» масоном Новиковым, возможно, кого-то и удивит, хотя на самом деле ни малейшего противоречия здесь нет. Масоны критиковали церковь, но отнюдь не были «безбожниками-вольтерианцами», как их называли противники в екатерининскую эпоху. Наоборот, русские масоны были людьми глубоко верующими, в том числе и сам Новиков. А отношение масонов к Вольтеру очень точно выразил в одной из своих лекций московский профессор (масон) Шварц.

«Вольтер во всех своих сочинениях учит добродетели: но, имевши несчастье быть воспитан в таком круге, где те, кои должны были защищать свою религию, её посрамляли и опорочивали, вздумал он, что все такие священнослужители обманщики и плуты, и, вступив в учёный свет еще в малолетстве, заблудился своею остротою и так сказать, побежав, прошагался».

Иван Шварц

Таким образом, ясно, что для масонов Вольтер в своем воинственном безбожии «проскочил мимо цели», а потому следовать за ним не имело никакого смысла.

Отдавая дань европейской мысли, Новиков одновременно очень много сделал, чтобы читатель мог познакомиться и с классикой древнерусской литературы. В предисловии к «Древней Российской Вифлиофике» Новиков писал: «Полезно знать нравы, обычаи и обряды древних чужеземных народов: но гораздо полезнее иметь сведения о своих предках; похвально любить и отдавать справедливость достоинствам иностранным, но стыдно презирать своих соотечественников, а еще паче и гнушаться оными».

В издательстве Новикова вышли в свет и известные «Деяния Петра Великого» историка Голикова.

Пока новиковская типография работала, она издавала 30% книг, которые в то время выходили в России. Он же, Новиков, открыл и первую в Москве публичную читальню на Мясницкой. Наконец, благодаря ему количество книжных лавок в Москве увеличилось с двух до двадцати.

Книги, выпущенные Новиковым, Екатерина, разумеется, читала. И если «Робинзон Крузо» возражений у нее не вызывал, то многие другие произведения, выводили императрицу из себя. Едва ли не самой любимой темой масонов была критика двора Екатерины. Как считали в ложах, рыба гниет с головы, а потому если главная задача — исправление нравов общества, то неизбежен разговор о личности самого государя.

Екатерина, с точки зрения русских каменщиков, никак не могла стать примером для своих подданных. Ей припоминали и любовников-фаворитов, стоивших немалых денег государственной казне, и ужесточение режима крепостного права, и многое другое. И уж окончательно масоны вывели императрицу из себя, когда фактически вступили с ней в открытую конкуренцию. Именно они первыми начали создавать сеть народного просвещения и медицинских учреждений, в первую очередь аптек. В 1777 году под покровительством масонов в Петербурге открылись два училища: Святой Екатерины и Святого Александра. Причём открытие прошло с особой торжественностью и стало важным для России событием, вызвав множество откликов. Таким образом, филантропическая работа начала постепенно перерастать в открытую общественную деятельность. В России появились первые ростки общественного мнения.

Затем в ответ на решение императрицы создать «Комиссию о народных училищах» Николай Новиков немедленно создал свою собственную комиссию во главе с профессором Шварцем. И уже в 1779 году усилиями Щварца и

Новикова при Московском университете основана сначала Педагогическая семинария, затем, в 1782 году Переводческая семинария, а еще позже Филологическая семинария. Стало очевидно, что общественная инициатива стремительно обгоняет неповоротливое государство. Яркой демонстрацией влияния масонов стала организованная Новиковым помощь голодающим, когда в 1787 году в зону бедствия попали подмосковные области. На фоне бездействия властей эта акция стала пощёчиной Её Императорскому Величеству.

В конце концов, «просвещённая императрица» пошла по самому легкому пути, встав на путь прямых репрессий. Первой жертвой стал Радищев. О том, входил он в ложу или не входил, спорят до сих пор, хотя на самом деле принципиального значения это не имеет. Он печатался в масонских журналах, книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» посвятил своему товарищу – масону Алексею Кутузову. Наконец, сама Екатерина определила Радищева в масоны, заявив, что автор книги — «мартинист». А затем отправила его в сибирскую ссылку на десять лет.

Шлиссельбургская крепость

Судьба Новикова тоже была предрешена. Репрессии, обрушившиеся на масонов, были жестокими. Ложи были закрыты, типография при Московском университете разгромлена, Николай Новиков был обвинён в «расколе»(?), в связях с иностранцами (это у нас традиционно любимая тема) и прочих столь же нелепых грехах. 1 августа 1792 императрица подписала указ о заключении Новикова в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. Даже верный власти Карамзин не понимал, в чём причина такого строгого наказания и предполагал, что Новикова посадили главным образом за то, что тот голодающим хлеб раздавал.

Н.И. Новиков в гробу. И.С. Черепанов.
Рисунок, сделанный 31 июля (12 августа) 1818 года

Из 15 лет Новиков провёл в тюрьме четыре с половиной. Павел I освободил заключенного в первый же день своего царствования, за что ему спасибо. Тем не менее, и этих лет заключения хватило, чтобы превратить энергичного человека в больного старика. Быть на Руси просветителем не просто.

© 2015 МИА «Россия сегодня»

XVIII век :: Литература :: ЗдравствуйРоссия.Рф

Литература | XVIII век

22.01.2015 | 13:45

Дмитриев Иван Иванович (1760-1837), поэт

Иван Иванович Дмитриев русский поэт, родился в селе Богородское Симбирской губернии. Начальное образование получил в родовом поместье Богородском и в частных пансионах Казани и Симбирска. Еще в казанском пансионе Дмитриев пристрастился к романам. Особое влияни…
Читать далее

22.01.2015 | 12:00

Бунина Анна Петровна (1774-1829), поэтесса

Анна Петровна Бунина русская поэтесса, родилась 7 (18) января 1774 в с. Урусово Ряжского уезда Рязанской губ. Происходила из древнего дворянского рода, к которому принадлежали В.А. Жуковский и И.А. Бунин. Из одной черновой записи Анны Ахматовой: «&h…

Читать далее

22. 01.2015 | 11:00

Карамзин Николай Михайлович (1766-1826), писатель

Николай Михайлович Карамзин русский писатель, критик, историк, журналист. Родился в с. Михайловка Бузулукского у. Самарской губ. в семье помещика. Образование получил в Москве в пансионе проф. Шадена (1780—83). Первым печатным трудом Карамзина был перево…

Читать далее

22.01.2015 | 10:00

Новиков Николай Иванович (1744-1818), писатель

Николай Иванович Новиков русский писатель, журналист, издатель и общественный деятель. Сын статского советника, служившего ранее во флоте, Ивана Васильевича Новикова и его жены Анны Ивановны. Учился в Москве в университетской гимназии, но в 1760 «за лено…

Читать далее

22.01.2015 | 09:00

Державин Гаврила Романович (1743-1816), поэт

Гаврила Романович Державин русский поэт, государственный деятель родился близ Казани в семье мелкопоместного дворянина. Он рано лишился отца, майора Романа Николаевича. Мать Фёкла Андреевна (урожденная Козлова). Систематического образования не получил. Десять …

Читать далее

22.01.2015 | 08:00

Лопухин Иван Владимирович (1756-1816), писатель

Иван Владимирович Лопухин русский писатель, государственный и общественный деятель, философ, издатель, сенатор. Родился 24 II (6 III) 1756, с. Воскресенское (Ретяжи) Кромского уезда Орловской губернии, умер 22 VI (4 VII) 1816, там же. Происходил из знатного ро…

Читать далее

22.01.2015 | 07:00

Гагарин Гавриил Петрович (1745-1808), писатель

Гавриил Петрович Гагарин русский писатель,  происходил из знатного княжеского рода. «В молодости моей, — писал Гагарин, — учился я прилежно и понятно и почерпнул просвещения, какие только имел случай почерпнуть». Гагарин пользовалс…

Читать далее

22. 01.2015 | 06:00 | Л. Кулакова

Херасков Михаил Матвеевич (1733-1807), поэт

Творческий путь Михаила Матвеевича Хераскова — одна из самых сложных страниц в истории литературы XVIII в. Крупнейший представитель второго поколения русских классиков, он в то же время явился одним из родоначальников сентиментализма в России, предшестве…

Читать далее

22.01.2015 | 05:00

Радищев Александр Николаевич (1749-1802), писатель

Александр Николаевич Радищев русский писатель, философ, поэт.  Дед его, Афанасий Прокофьевич Радищев, был одним из потешных Петра I, дослужился до бригадира и дал своему сыну Николаю хорошее по тому времени образование (Николай Афанасьевич знал несколько …

Читать далее

22.01.2015 | 04:00

Фонвизин Денис Иванович (1745-1792), писатель

Денис Иванович Фонвизин русский писатель, драматург, публицист, переводчик. Родился 3(14) апреля 1745 в Москве. Происходил из старинного дворянского рода (ливонский рыцарь фон Визин был взят в плен при Иоанне IV, затем стал служить русскому царю). С 1755 Денис…

Читать далее

22.01.2015 | 03:00

Майков Василий Иванович (1728-1778), поэт

Василий Иванович Майков русский поэт, родился в семье капитан-поручика Семеновского полка (в 1749—1751 — командир полка) И.С. Майкова. 10 марта 1740 был принят в Академическую гимназию и в 1742 записан в Семеновский полк. В январе 1743г. на основан…

Читать далее

22.01.2015 | 02:00

Сумароков Александр Петрович (1717-1777), писатель

Алексанр Петрович Сумароков русский писатель, поэт, драматург. Родился 14 (25) ноября 1717 в Петербурге в дворянской семье. Отец Сумарокова был крупным военным и чиновником при Петре I и Екатерине II. Сумароков получил хорошее домашнее образование, его педагог. ..

Читать далее

22.01.2015 | 01:00

Тредиаковский Василий Кириллович (1703-1769), поэт

Василий Кириллович Тредиаковский русский поэт и филолог  родился в 1703 г. в Астрахани, где еще дед его был приходским священником; у отца был известный достаток; первое образование было церковное, — большую начитанность в церковной литературе Треди…

Читать далее

Николай Новиков, просветитель России в каталоге SearchWorks

Ответственность
В. Гарет Джонс.
Выходные данные
Кембридж [Кембриджшир] ; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1984.
.
Физическое описание
ix, 273 стр. ; 23 см.
Серия
Кембриджские исследования русской литературы

Доступно онлайн

В библиотеке

Зеленая библиотека

Найти Стеки

Предметы в стопках
Телефонный номер Статус
PG3317. N6 Z67 1984 Неизвестный

Описание

Создатели/Соавторы

Автор/Создатель
Джонс, В. Гарет, 1936-

Содержание/Обзор

Библиография
Библиография: с. 252-261.
Содержимое
  • Благодарности
  • Предисловие
  • 1. Благородные начинания (1744-69)
  • 2. Семейство сатирических еженедельников (1769-73)
  • 3. Дрон (1769-70)
  • 4. Императорское покровительство (1770-3)
  • 5. В поисках русского читателя (1773-5)
  • 6. Разочарования и сомнения (1774)
  • 7. Историк (1773-91)
  • 8. Масон (1775-80)
  • 9. Переезд в Москву (1779-83)
  • 10. Русский читатель открыл (1779-82)
  • 11. Типографская компания (1784-91)
  • 12. Мученичество и размышление (1791-1818)
  • Послесловие
  • Примечания
  • Библиография
  • Индекс.
  • (источник: данные книги Нильсена)
Сводка издателя
Николай Новиков (1744-1818) был ключевой фигурой в культурной жизни России при Екатерине Великой. Он, в свою очередь, был успешным журналистом, историографом, педагогом, издателем, ведущим масоном и меценатом и оставил свой заметный след в каждой из этих сфер в момент становления России. Эта книга представляет собой западное исследование всей карьеры Новикова и показывает, как он реагировал на просвещенный деспотизм Екатерины в культурных вопросах и почему их пути в конце концов разошлись. Новиков рассматривается здесь не только как отец-основатель русской интеллигенции, но и как представитель общеевропейского Просвещения, открывший и вдохновивший новое поколение писателей. Знакомство с Новиковым и тем просвещением, которое он стремился распространить в России, важно для понимания особого склада ума, проявившегося в русской мысли и писаниях девятнадцатого века. Поэтому книга будет интересна широкому кругу исследователей и студентов, изучающих русскую литературу и интеллектуальную историю.
(источник: данные книги Нильсена)

Субъекты

Субъекты
Новиков, Николай Иванович, 1744-1818 гг.
Новиков, Николай Иванович, 1744–1818 гг. > Современная Россия.
Авторы, русский > 18-ый век > Биография.
Просветление.
Россия > Интеллектуальная жизнь > 18-ый век.

Просмотр связанных элементов

Начните с номера телефона:

Посмотреть всю страницу

Вид библиотекаря | Кошка: 1545927

Чтение и издательство: Николай Новиков

по [email protected]

В большой речи о Николае Новикове, произнесенной к 150-летию со дня рождения Новикова, известный русский историк В. О. Ключевский отметил:

В Древней Руси читали много, но мало и не много.

Под этим он имел в виду, что традиционно несколько человек читают несколько текстов, и читают их все время. «Учителя чтецов» знали свои священные тексты и читали или декламировали их вслух, вселяя в своих слушателей «боязнь книги». Потом пришел Петр I, Петр Великий. В петровское время русские научились читать светские, часто сухие, учебные тексты и утратили этот «древний страх», а во времена Елизаветы Петровны русские открыли для себя всевозможные песни, затем буржуазные трагедии и сентиментальные романы.

Это привело, по мнению Ключевского, к отделению «серьезной» светской литературы от «душевной» светской литературы, и обе ветви стали врагами. Русские проглотили английский роман XVIII века целиком, а за ним последовали тележки с десертом из малопонятной философии французского Просвещения. Положение было катастрофическим:

Возникло неожиданное и печальное видение: новые идеи философии Просвещения стали оправданием и опорой старого туземного невежества и морального застоя. Вольтеровский обличительный смех помогал скрывать застарелые русские язвы, не излечивая их. […] Словом, этот смех стал для нашего вольнодумца тем, чем была для западноевропейца папская индульгенция, снимающая с человека всякий грех, всякую нравственную ответственность…

Екатерина II стала бороться с этим положением, подчеркивая необходимость образования. И Новиков, появившийся, как кажется Ключевскому, практически из ниоткуда, выступил на помощь, энергично начав свою типографскую и издательскую деятельность и став первым «неслужащим русским дворянином… книгу, как его предки делали с лошадью и щитом».

Портрет Николая Новикова работы Дмитрия Григорьевича Левицкого

Новиков известен своими сатирическими журналами — и своими рыцарскими поединками с Екатериной, иногда приводившими к запрету его журналов, — но Ключевский прославляет его бесстрашную издательскую деятельность. «В то время, — как шутил Новиков в своем журнале Живописец , — когда «даже звание писателя было позорно», Новиков не только писал, но и сам стоял у типографии, чтобы выпустить свои книги. Новиков побудил целую группу людей — свой «московский кружок», в который входил и Болховитинов, — объединить усилия для увеличения количества и качества книг, доступных русскому читателю, и для создания умных, читаемых, познавательных произведений. «Всего за три года, — пишет Ключевский, — Новиков напечатал в университетской типографии книг больше, чем вышло за предыдущие 24 года ее существования».

Всего за 30 лет издательской деятельности Новиков напечатал более 900 книг. Он также провел 15 лет своей жизни в Шлиссельбергской крепости, посаженный за чрезмерное «свободомыслие». Тем не менее, по словам Ключевского, Новиков сыграл важную роль в изменении отношения русских к чтению и образованию и оказал длительное влияние на Московский университет. И он важен для истории русской биографии: именно Новиков начал дело «писать о писателях», опубликовав свои Attempt at a historical dictionary of Russian writers  in St. Petersburg in 1772.

 

**Quotes above all taken from:  Vospominaniia o N.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *