Информация о литературе 18 века – 18

Содержание

Русская литература 18 века и классицизм: пересказы – Литература – Школьнику – Каталог статей

Подготовьте пересказы статей о русской литературе XVIII века и о классицизме

 

Русская литература 18 века отчасти формировалась под влиянием европейских течений, однако привнесла в искусство свои мотивы. Русский классицизм имеет много отличий от идей Возрождения.

 

Русская литература 18 века

 

В 18 веке Россия вышла на новый уровень развития государственности и культуры. Для развития промышленности широко использовались новейшие достижения науки. Культура в этот период тоже испытывала стремительный подъем. Особое место в развитии общества занимало образование.

Привели Россию к таким изменения Петр I и Екатерина II. В 18 веке стала развиваться печать ,и вместе с ней – литература. Эти изменения стали сильным толчком для развития представлений современников Петра и Екатерины об искусстве, собственных чувствах и стремлениях, а также о своей патриотической позиции.

В русской литературе 18 века царили идеи классицизма. Поэтому в ней царил пафос гражданственности и патриотизма. Многие писатели и поэты в эту эпоху занимались высмеиванием пороков общества, которые тормозили прогресс.

В это же время русская литература 18 века стала уютной «клумбой» для прорастания такого направления как классицизм. Среди основных жанров того времени можно выделить басню, оду, комедию, сатиру, трагедию. Во второй половине 18 века активно развивается сентиментализм.

 

Русская литература 18 века – классицизм

Классицизм представляет собой направление в искусстве и художественный стиль. Его зачатки сформировались в Италии в эпоху возрождения. Продолжило развиваться это направление во Франции в 17 веке. Основной идеей в литературе классицизма стало подражание идеалам античности.

Во Франции особенно популярны были такие жанры как сатира и басня. Однако пьесы Мольера получили звание «высокой комедии».

Россия встретила классицизм во второй половине 18 века. Русский классицизм имел сатирическую направленность. При этом в произведениях русского классицизма отечественных поэтов и писателей гражданственно-патриотическая тема преобладала над античной.

 

Похожие материалы:

decadenz.ru

Последние события в РоссииРусская литература 18 века

Классицизм — первое самостоятельное направление, которое начинает складываться в русской литературе 18 века.   Это направление развивается основываясь на образцах античной литературы и искусства эпохи Возрождения.  Большое влияние на развитие литературы в 18 веке оказали петровские реформы, и школа европейского просвещения.

Кроме того, нельзя не отметить огромный вклад в развитие русской литературы этого периода Василия Карловича Тредиаковского, который был не только хорошим поэтом, издавал очень популярные книги в свое время, но и филологом того времени.  Именно им были сформулированы основные принципы сложения стихов в русской литературе. Принцип Тредиаковского предполагал чередование ударных и безударных слогов, стоит отметить, что силлабо-тонический принцип и по сей день является основным в современном стихосложении. Василий Кирилович был хорошим знатоком поэзии Европы и с легкостью переводил других иностранных авторов.  Именно он создал первый художественный роман советской тематики, который являлся переводом произведения Поля Тальмана «Езда в город любви».

Нельзя недооценивать роль и другого человека в русской литературе 18 века А.П.Сумракова. Именно в его творчестве развивались такие жанры как трагедия и комедия, его произведения пробуждали в людях их человеческие достоинства и нравственные идеалы.

Кроме того знаменит в этот период Антиох Кантемир который создавал сатирические произведения и с легкостью в них высмеивал корысть, пьянство и дворян.

Уже во второй половине 18 века классицизм перестает отвечать требованиям существующего общества, поэтому в русской литературе начинается поиск новых форм.

Гаврила Романович Державин становится одним из крупных поэтов этого времени, именно его произведения рушат созданный классицизм и привносят в разговорную речь слог его произведений. Кроме того, Державин являлся не только хорошим поэтом, но и философом.

В конце уходящего века появляется новое направление в литературе — сентиментализм, который в первую очередь направлен на  исследование внутреннего мира человека, его переживаний и эмоций. Расцветом этого направления являются произведения Карамзина и Радищева. Именно Карамзин в своей повести «Бедная Лиза» высказывает довольно смелые вещи для того времени которые стали откровением для общества в целом.

Похожие новости на сайте:

 

ruelect.com

Литература 18 века

Литература 18-го века.

Одной из основных задач при изучении литературы 18 века явлется раскрытие характерных особенностей динамики историко-литературного процеса в России того времени. Поэтому основное внимание на уроке уделяется анализу идейно-эстетического содержания, формированию, взаимопроникновению, борьбе и смене литературных направлений, а также деятельности тех писателей, которые сыграли определяющую роль в развитии художественного творчества, литературного языка и эстетической мысли.

Известно, что определяющим этапом в жизни русского народа и в его литературе в 18 веке оказался период петровских преобразованиий, когда перед лицом европейских стран появилась “новая Россия”

Рост интереса русских писателей 18 века к человеческой личности углублял гуманистическое начало в искусстве. А просветительская снова русской литературы 18 века влекла за собой утверждение ценности человека.

С 60-х годов 18-го столетия наряду с зарождением сентиментально-предромантического направления резко усилился рост реалистических тенденций, неразрывно связанный с дальнейшим развитием сатирической линии. Русская литература стала искать подходы к социальному анализу, объясняя характер как результат воздействия на него среды, внешних обстоятельств. Анализируя с учащимися произведения художественной литературы 18 века, обращаем пристальное внимание именно на “результат воздействия” на личность окружающей среды и внешних обстоятельств. А именно: в определённую идейно-эстетическую систему эти тенденции не сложились, но формирование реализма (как и романтизма) начинается в 18 веке. С этого времени начинает увеличиваться интенсивность одного из основных процессов развития русской литературы- её неуклонная демократизация.Таким образом, школьники получают представление о том, что к концу столетия намечается синтез личного и общественного начала в пределах одного произведения (ода “К милости” Карамзина, ряд произведений Радищева). И, наконец, в одном из важнейших произведений русской литературы 18 века- “Путешествие из Петербурга в Москву” Радищев придёт к твёрдому выводу о необходимости и неизбежности народного востания.

При изучении литературы 18 века следует ознакомить учащихся с периодизацией в истории русской литературы данной эпохи. Это позволит ученикам понять важнейшие процессы в развитии литературы той эпохи, её мирового значения. Здесь можно наметить 4-е периода:

1-й период- литература Петровского времени. Она ещё носит переходный характер. Её особенностью является замена литературы религиозной литературой светской.

2-й период (1730-1750)гг. характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углублённой разработкой литературного языка.

3-й период (1760- первая половина 70-х годов)- дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.

4-й период (последняя четверть века)- начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистичных тенденций. Изучение русской литературы 18-го века не исчерпывается и тем, что она ставила и по возможности решала наболевшие вопросы своего времени. Она во многом подготовила блестящие достижения 19-го века.

Вот почему в истории русского народа, его культуры и литературы “осьмнадцатое столетие не может быть “забвенно””(Радищев).

Творчество Державина Г.Р.

Творчество Фонвизина Д.И.

Творчество Ломоносова М.В.

Творчество Радищева А.Н.

Роголева Виктория Владимировна

Добро пожаловать на ФОРУМ

 

 


viktoriya-rogoleva.narod.ru

Русская литература 18 века

Билет 1. Общая характеристика и периодизация.

18 век переломный. Происходило изменение по отношению к человеческой личности. На рубеже 17-18 вв произошла смена культурных ориентиров и источников влияния. Гл. культ. Ориентиром стала западная Европа, но европеизация термин условный. Процесс европеизации начался с середины 17 в, ключевым событием , были культурные реформы. В 17 в в Москву приехали киевские старцы- первые русские западники. Осуществившие реформу книг, благодаря им в России появилось  стихотворство и драматургия. В сер. 17 в по польскому приказу в Москве начались переводы европейских романов. Европеизация началась с осв. Польск. Фр. Нем. лит-ры.

Процесс осв. Зап-евр. культ. М/б назван трансплантацией(Лихачев). Освоение западной культуры проходило более болезненно, чем византийской. Русск. культ. забыла пер. ученичества. Болшая часть 18 в ушла на ученичество.1 транспл. Происходила равномерно и целенаправленно. В Петр. Эпоху транспл.- стихийна, поэтому пр-я нач. 18 в –хаотичн. Набор евр. Пр-ий. Еврлпеиз. было отказано. Виз. Культ. Не хотела сдавать свои позиции. В 18 в прошёл рассол нац. Лит-ры. Др.рус лит. Не умерла вместе с Русью. Чит др.рус. текстов былы дем. Низы. Произошла секуляризация русской культ. Она выразилась в смене жанровых систем. Пришли стих сатиры, оды, драм жанры, комедии, трагедии, элегии, идиллии. В 18 в господствуют, поэт и драм жанры.В 18 в изм представление о самом характере ТВ-ва, об отн автора к лит труду. Индивидуализация авт сознания. Постепенно происходит профессионализация писателей, появляется массовая литература.рус литература ускоренно развивается, то, что пережила евр лит-ра за 250 лет, рус лит – за 100 лет.18 век наз. Лит русского возрождения.

1 этап 90гг 17 в -20 гг 18 в. Петровскя эпоха. Продолжение др рус барокко. Эпоха переводов. Рус пр-ий оч мало.1)вирши-стихи силлабич.

2)школьн драма. Писатели Степан Яворский,дм ростовский, Феофан Прокопович, Андрей и Семен Денисовы.

2 этап 30-50гг 18 в. Период становления русс классицизма. Смена жанров.1)стих. Сатира, 2)ода 3) класс ком 4) трагедия. Происходит 

реф рус яз, русс стихослож. Силлабич. Сист     силлабо тонич. (реф Тредиаковского-ЛОМОНОСОВА).Кантемир. тредиак, Ломон, Сумарок

 3 период 60-90 Екатерининская эпоха. Пер расцвета творч писателей. Ек провела либ. Реф.Начинается эпоха расцвета публицистики:очерк, путешествие. Ведущим направлением являктся классицизм, он приобретат гражданский характер., появляется сентиментализм 90 гг18 в, предромантизм, в литературу возвращается проза. Жанр повести и романа. Эту эпоху называют эпохой, просвещения. Фонвизин, Державин, Карамзин, Радищев. Крылов.      

Билет 2. Петровская эпоха в русской литературе, творчество Ростовского и Яворского.

Это самая нелитературная эпоха. Гос-во реформировалось, произошла приостановка лит. П1 был человеком дела, а не эстетического удовольствия, это эпоха народа и вещей. Был создан флот, рег. армия, синод, С-Пб как антипод Москве. Было создано 650 книг, П1 требовал, чтобы книга была полезной, это были в осн. учебники, почти все переводы. В 1722 был создан табель о рангах. Степан Яворский и ДМ ростовский Были приглашены Петром с Украины, чтобы пропагандировать реформы. Стефан- рязанский митрополит, ректор СГЛ академии, глава святейшего синода. Силлабические стихи и полемические произведения. Дмитрий Ростовский был назначен ростовским митрополитом

Обоим не нравилась разгульная жизнь П и они время от времени пытались наставить его на путь истинный. Это заставило П приблизить к себе Ф Прокоповича.

Билет 3. Стиль Барокко в Русской литературе, Споры о границах русс барокко.

Барокко это общеевропейский стиль, особо проявился в Испании, Италии , Франции, приходится на 16 в, Это трагический стиль, Авторы считают жизнь трагичной, это хождение по лабиринту, человек одинок. Закон маятника. Промежуточное место м/у возрождением и классицизмом. Барокко-жемчужина неправильной формы, всё основано на дисгармонии. Это самое 1лит напр в России, самый ярк. писатель-Симеон полоцкий. Русское барокко имеет сущ отл, это сочетание не сочетаемого.

– христ-во и языч образы

– комическое и трагическое

– натур-зм и фантастика

– стихи и проза

-объедин искусств

– 1 предмет изобр ч/з 2

Барокко-искусство иносказания, адресованное высокообразованным людям. Очень сложное иск-во в языковом отношении. Осн. жанры силлабические вирши: проповедь(церковная и торжественная) и школьная драма.

Билет 4. Русский театр, школьная драма.

Театр в России появился в 70 гг 17 в это был театр 1 зрителя – царя, придворный театр Алексея Михайловича.

Пьесы писал немецкий пастор на библейские темы, спектакли шли по 8-10 часов. При п1 театр развивается, 3 типа театра:

1 публичный

2 придворный

3 школьный

Публичный театр был организован в 1702 г, немецкие актёры, унижение для Москвы, театр на красной площади, 15 пьес, закрыт в 1707, репертуар был светским, и современные, и эпохи возрождения(Мольер), и античной истории. Театр показал, что человеческая жизнь м/б предметом искусства. Придворный театр 1707-1717гг. Был создан в Преображенске. Было написано несколько русских пьес:

– пьесы светского содержания, источники – рыцарские романы.

– Жития святых, они назывались либо действиями, либо комедиями. Школьный театр существовал при учебных заведениях. Пьесы писались учителями риторики и пиитики. Актёрами были дети. Шк театр выполнял воспитательные функции. Сюжеты брались исторические. Театр пытался развить интонацию, дикцию. Самым первым школьным театром был театр СГЛ академии в 1702г. Театры в провинции просуществовали до 19 в , пьесы школьного театра делятся на 3 группы:

-Пьесы религиозного содержания – МОРАЛИТЕ, сюжетом служили библия и жития святых.

– Историко-панегирического содержания. Сюжеты из исторических событий.

– Диалоги и декламации.

Поэтика школьного театра – чисто барочная. Речь идёт о переломе судьбы героя: От счастья к несчастью и наоборот.

Билет 5. Рукописные повести 1/3 18 в.

В 18 в обособленно развивались 2 ветви литературы:

1 Высокая литература

2 Демократическая литература.

На дем. оказывала влияние зап-евр. беллетристика.

«История о российском матросе Василии Кориотском», «история о храбром кавалере Александре». Автор этих произведений неизвестен, скорее всего они были созданы в демократической среде. Исследователи сопоставляют эти повести с ПЛДР. Общее м/у ними:

– анонимность

– рукописность

– Развлекательно-прикладной характер.

– гл герой мол чел, готовый пожертвовать всем ради друзей. Ещё больше истории имеют с евр романами, это 1 попытка создания русского авантюрного романа. С евр романами роднят:

– приключения,

– сражения за даму сердца

– путешествие по морю

– плен.

«… о Василии…»

Причудливое сплетение новизны и старины, пр0е написано на др рус языке и имеет ученический характер.

«…. О кавалере Александре..»

Повесть примечательна в 2 аспектах:1) это 1 энциклопедия о любви, т.к. Др Рус лит отвергала любовь.

2) повесть испытала на себе барочные явления.

-скитание гл героя

-строение и композиция повести.

-вставные новеллы

-смешение стиха и прозы

-смешение церковных слов и варваризмов, эффект комизма.

Билет 6. Старообрядческая литература 1/3 18 в.

Старообрядческая лит-ра возникла в сер 17 в в связи с прошедшим расколом. В 17 в лидером ст/обр движения был протопоп Аввакум.1658-1682г существовал пустозерский центр. В 1682 г ст/обр были сожжены, так закончился 1 этап ст/обр.

1 этап – Выголексинский  монастырь, он был основан в 1694г на реке Выг. Основатели: Даниил Викулин, Андрей Денисов-будущий настоятель монастыря. М просуществовал до 1856 г. В 18 в ВЛ монастырь был центром ст/обр культуры. Расцвет пришёл на 1/3 18 в.

Певческая школа, литейное дело, иконописание.

ВЛ ст/обр пошли на спор с властями, П издал указ о том, чтобы они платали двойной подушный оклад, и должны работать на пром. предприятиях, также они должны носить жёлтые воротнички. Знаменитые писатели: Андрей и Семён Денисовы, Иван Денисов-историк. Сочинения делятся на 2 группы: – делового характера (уставы).

–  Литературные произведения       

Выговцы отказались от культурного противостояния, в высокой литературе были те же жанры, что и в барокко, кроме драмы. «Повесть об осаде Соловецкого монастыря» Семёна Денисова 20е гг 18 в , печаталась и в ст/обр типографиях. Пр0е м/б названо историческим, т.к. описываются события 17 в .

 Повесть написана в 2х жанрах: агиографии и ист повести. Мартирий-житийное пр-е о свидетелях – мучениках, кот принимают насильственную смерть от рук иноверцев, исповедуя Христа. Автор вносит много реалистических сцен.ю чего не было раньше. О барочности повести свидетельствует целый ряд сквозных метафор, образ сада-винограда-1 из устойчивых эмблем лит-ры барокко. Автор использует тему метаморфозы: сад гибнет, всё превращается в обратное. Образ Трои-сквозная метафора. Её гибель упоминается в самьм начале повести. Денисов пытается соревноваться с Гомером в поэтическом мастерстве.Др черты барокко: сочетание стиха и прозы. Автор вводит новые слова, обыгрывает контраст прошлого и настоящего.

Билет 7. Творчество Феофана Прокоповича.

Приехал с Украины в 1715г, учился в Киево-Могилевской академии, также учился в Польше. Стал придворным писателем П1, в Лиле Прокоповича русс лит нашла новый тип писателя-служащего. После смерти Петра ему было поручено написать слово на погребение. Слово-произведение авторского искусства, автор использует риторические вопросы, восклицания и обращения, композиционно слово состоит из 3х частей:

1 плач по Петру

2 прославление Петра

3 похвала Е1 вдове. Сочетание похвалы и плача – особенность барокко, во 2 части Ф исп поэтику отражения, наз П-Иафетом  и Моисеем (библейские персонажи), Соломоном. Обыгрывает контраст прошлого и настоящего, приводит пртём этимологизации имени. Пётр-камень. Язык очень высокий, изобилует церковными словами, риторическими фигурами.(хиазм)

Другие пр-я автора:

«Духовный регламент»20 гг.

«Новый устав о монахах».

Неск ист пр-ий.

«Слово на погребение Петра».

«Владимир».Пьеса была поставлена в Киево-Монилевской академии.Принадлежит к панегирическим пьесам.Ф во многом переосмыслил ист события, он предложил новую концепцию хр-ва,это просвещение. Ветхий завет-педагог. Кот приводит в школу. Новый завет – истинный учитель христианства.

Билет 8. Классицизм. Сумароков, Ломоносов. 

Преемники Петра были мало заинтересованы в продолжении реформ. С 1725-1762-эпоха застоя

Это время дворцовых переворотов, трон сменили Е2, П3, Анна Иоанновна, Иоанн Антонович, Елизавета, Петр Фёдорович.

При Елизавете в 1755 г был основан МГУ, в !?%: г в Петербурге создан професс. Театр , директором его был Сумароков. В 1757 г академия художеств в С-пб, 30-50 г утверждается новое лит направление-классицизм в литературе. Вместе с этим жанром пришли комедия, трагедия, ода, сатира, жанры хар-ные для лит 30-40 гг.

Классицизм – общеевропейское направление зародилось во Франции в 1 1/2 17 в. Родоначальником был Малерб одописец. Смена жанров произошла благодаря смене культурных ориентиров, суть петровских реформ закл в секуляризации, что принесло свои сдвиги. Господствующей темой стали отношения человека с государством и обществом.

Классицизм-это лит прославления государства и государственности. Дилемма человек и гос-во решается в пользу гос-ва, чел должен подчиняться законам гос-ва и быть патриотом.

1) рациональная природа-разум

2)пассионарная природа-стихия человеческих чувств и страстей.

Эти 2 природы противоположны по своей сути. Гл идея-подчинить стихию страсти разуму. Образом для литературы классицизма служила античность. Принципы ант иск-ва: 1) простота

2) симметрия

3) гармония

4) ясность

По представлению классицистов красота есть нечто неизменное. Она основывается на опр принципах, кот постигаются рациональным путём. Писатель-учёный, постигающий красоту.

Поэт и учёный

Поэт и ремесленник

Поэтикузнец

Сопоставление ТВ-ва поэта с другими работами.

Важная особенность класс-тв личности не придавалось первоначального значения.

Например в споре м/у Тредиаковским и Ломоносовым главнее не личность поэта, а стихотворный размер.

ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА КЛАССИЦИЗМА.

Ст Ломоносова о пользе книг церковных в русском языке. Установил 4 уровня

ПЛАН ФОРМЫ:

лексический уровень-речение

Стиль-сочетание речений

ПЛАН СОДЕРЖАНИЯ:

3)  жанр-ода, комелия и др.

4) предмет-материя (то, о чём речь).

РАЗДЕЛЯЕТ СЛОВА НА ГРУППЫ

Слова ц/сл яз, кот вошли в еж обиход, бог, рука

Слова ц/сл яяз, воспр как архаизмы, но так же всем изв, насаждённый, господень.

Слова рус яз, кот нет в богослужебных книгах, пока, лишь

Ломоносов выделяет 3 штиня: – высокий

– посредственный

– низкий

Высокий обр путём речений 1 и2 гр, средниё-1,2,3 гр

Низкий-путём сочетания 1 и 3гр Каждой группе соответствует своя система жанров. К высокому- героическое, торжественное, похвальное, философское, Жанры:

– героическая поэма

– ода, – проповедь.

К средним отн : нежность, осуждение, осмеяние, история и учение.

– стихотворная сатира

– элегия и эклога

– учебники, – ист соч.

К низким отн комическое, увеселительное, повседневное, Жанры:

– комедия

– увеселит эпиграмма

– песня, – друж. письма.

Трагедия занимает промежуточное положение м/у выс и ср стилями, там есть и героическое, но есть и нежность. Любое произведение должно обладать моралической ценностью, жанр д.б. чистым, не должен допускать проникновения др жанров, т.е. их смешений.

Билет 9. Сатиры Кантемира.

Творческое наследие Кантемира невелико, в основном он занимался переводами сатир фр писателя Буало. Также он создал русс/фр словарь, указатели к псалтырю, незаконченную «Петриаду», в общ сложности он написал 9 сатир.

5 сатир он написал в Лондоне, а 4 в России, они были изданы на русском языке в 1762 г при Е 2 .

Издал их Иван Барков. В литературу Евр класс сатиры пришли из ант традиции. Ювенал, Гораций, в Евр-Буало.

– сатира на конкр. лицо-памфлет

– сатира на пороки пишется на конкр порок, осуждая глупость и скупость, чаще всего персонажи наделялись греческими именами.

– сатира пишется на опред. типаж с множеством намёков. Предметом иск-ва классицизма явл. не иждив., сатира должна излечивать общество. Позже сатиры писались преимущественно на общий порок. Стихотворная сатира строилась из цепочки монологов отр. героев. Автор оценивает героев прямо в тексте, иногда сатира строится как диалог м/у пол и отр. героем. Наибольший интерес представляют собой 1, 2 и 9 сатиры. 8 не сохр. в рукописях. Выбор стих сатиры диктовался теми обст. в которых жил писатель Реформы П хотели пересмотреть, Кантемир пытался защитить преобразования Петра. 1 2 9 посвящены фактам русской действительности. 1 написана в 1729 г. Кантемир использует приём  саморазоблачения героя, не собственно прямая речь, в которую вставляются слова автора., также Кантемир вводит приём опредмечивания героя.

Настоящая слава пришла к Кантемиру после смерти,   

 Кантемир 1 писатель, завершивший силлабическую традицию.

Билет 10. Творчество Тредиаковского.1703-1769гг.

В русской литературе 18 в одна из самых ярких личностей, его часто называют русским самородком, судьба его необычайна, он поднялся из самых низов, родился в семье священника в Астрахани, проявлял интерес к др. культурам. Учился в Москве в СГЛ академии. Потом уч. в Голландии, откуда дошёл пешком до Парижа. Уч. в Сорбоннском ун-те. Т был полиглотом., в Москву вернулся в 1730 г. «Езда в остров любви – 1 любовный роман, кот. произвёл впечатление на русс. общественность. Мнения разделились: осуждали, хвалили. Анна Иоанновна приблизила Т к себе в 30 е гг 18 в Т был знаменитым поэтом при дворе. В 1740 г писал и читал стихи для свадьбы в ледяном доме. После смерти Т знаменитость его уменьшилась, умер он в нищете и безвестности. Т был оч. инт. чел, тайным оппозиционером и вольнодумцем. Его считали атеистом.» ода торжественная о сдаче города Гданьска»- 1 его пр-е на русском языке. Т был теоретиком и реформатором, пытался реформировать стихосложение. Поздние его пр-я-шаги назад, т.к. он исп ст/сл-змы. Был плодовитым писателем. Переводы: езда на остров любви, телемахида, и мн др. РЕФОРМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ:

В поэзии надлежит примечать 2 вещи: материю и дело, кот. побудило поэта писать.

Долгота и кр. слогов в русс. яз. отл. от греч, там-тоническая. Тероический росс стих сост из 13 слогов и 6 стоп.1 стопа-спиндей–, пиррихий~~, хорей-~,ямб~-,2 3 после кот слогу пересечение надлежит быть., 456..Однако лучше всего стих кот состоит из 1 хорея, или большинства его, плохой, кот состоит из ямбов, средний, кот сост из одних пиррихиев и спондеев.Новый стих составлялся только из двусложных стоп. Стих героический д.б.разделён на 2 полустишия 1-7, 2-6 слогов. Героический стих не должен незаконченную мысль переносить в др часть. – Гекзаметр не может иметь ни больше, ни меньше 13 слогов.

en.coolreferat.com

Русская литература XVIII века. «Древнерусская литература. Литература XVIII века»

 

1. Введение


28 января 1725 г. скончался Петр I. В предсмертных муках он не смог дописать завещание и реализовать декларированное в «Духовном регламенте» (1722) право государя определять себе преемника. Но право это с успехом использовали верхушечные слои дворянства. Началась полоса дворцовых переворотов.


Менее чем за 15 лет на русском престоле перебывало пять монархов, и восшествие каждого из них на трон сопровождалось острой борьбой враждующих политических групп дворянства. Кратковременное всемогущество представителя новой знати А. Д. Меншикова сменилось после смерти Екатерины I господством при дворе партии старой аристократии во главе с родом Долгоруких. Скоропостижная смерть совсем еще юного Петра II в 1730 г. приводит на русский престол вдову курляндского герцога Анну Иоанновну (дочь царя Ивана V Алексеевича, племянницу Петра I). Решающая роль в утверждении на престоле новой императрицы и устранении влияния на государственные дела со стороны семейств Долгоруких и Голицыных принадлежала широким слоям служилого русского дворянства, выразителем интересов которых являлась гвардия.


С приходом к власти Анны Иоанновны, женщины необразованной, жестокой и своенравной, наступил период, получивший в русской историографии название «бироновщины». Фаворитизм, самодурство, засилье иностранцев, упадок нравственности царили при императорском дворе. В то же время непомерная роскошь, блеск и внешняя помпезность поражали даже иностранцев. Отрицательные последствия периода мрачного царствования Анны Иоанновны сказывались и в тот небольшой промежуток времени, когда после ее смерти в 1740 г. в борьбе за права регентства ввиду младенчества провозглашенного императором Иоанна Антоновича влияние Бирона сменилось влиянием Миниха.


Неизвестно, сколько бы еще продолжалось это состояние неустойчивости и интриг вокруг русского престола, если бы не дворцовый переворот 25 января 1741 г., в результате которого на престол вступила дочь Петра I — Елизавета. Двадцатилетнее царствование Елизаветы Петровны принесло с собой относительную стабилизацию в расстановке социально-политических сил, определявших ход государственной жизни, и положило конец засилью при дворе иностранных временщиков.


Частота, с какой на протяжении полутора десятилетий возле русского престола сменяли друг друга различные политические группировки, сравнительная легкость свершения дворцовых переворотов являлись закономерным следствием тех глубоких перемен, которые произвели во внутриполитической жизни России реформы Петра I. Не все слои русского общества приняли программу великого преобразователя. Борьба за продолжение реформаторских начинаний Петра I еще более обострилась при его ближайших преемниках. Но отменить содеянное им было невозможно. «По смерти Петра I, — писал Пушкин в своих заметках по русской истории XVIII в., — движение, переданное сильным человеком, все еще продолжалось в огромных составах государства преобразованного». Новое бесповоротно вошло в жизнь, ибо оно отвечало коренным интересам будущего России. Создание военного флота и сильной, обученной современным способам ведения войны армии обеспечило возврат России прибалтийского побережья и утвердило ее политическую мощь в Европе. Во внутриполитической сфере преобразованию облика старой России способствовали реформы государственного административного аппарата, широкие мероприятия по распространению в стране просвещения, активное освоение новых форм промышленного производства как путем использования опыта приглашенных в Россию иностранных специалистов, так и путем посылки русских людей на выучку в Европу. Огромное значение имело окончательное отстранение церкви от вмешательства в прерогативы светской власти.


В период, последовавший сразу после смерти Петра I, активность в проведении завещанных им преобразований резко упала. В отдельных случаях некоторые аспекты политики Петра I, доведенные до крайностей при его преемниках, приобрели уродливое выражение. Только так можно объяснить факты засилья иностранцев при русском дворе в царствование Анны Иоанновны, когда национальные интересы страны приносились в жертву прихотям временщиков.


Вот почему восшествие на престол Елизаветы Петровны пробуждало в сознании русских людей надежды на продолжение политики, проводившейся ее отцом. Призывы следовать примеру Петра I являются лейтмотивом культурно-идеологической программы, какую развертывает перед Елизаветой Петровной в своих одах 1740–1750-х гг. М. В. Ломоносов. Имя дочери великого преобразователя России ко многому обязывало, и Елизавета не могла пренебрегать данным обстоятельством.


Широте преобразований общественно-политической структуры русского государства, проведенных в первую четверть XVIII в., соответствовал размах культурного строительства и распространения в стране просвещения, чем оказались отмечены 1740–1750-е гг.


Известно, какую роль придавал Петр I созданию в стране Академии наук. Основанная Петром, но открывшаяся уже после его смерти в 1725 г., Петербургская Академия наук стала центром научной и культурной жизни России XVIII в. Первые журналы Академии печатались на латинском и немецком языках. Но уже с 1755 г. начинают издаваться на русском языке «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие», журнал, в котором кроме научных материалов печатались и литературные сочинения, переводы, а также статьи по филологии и истории. В работе Академии наук почти с самого ее основания участвовал выдающийся немецкий математик Л. Эйлер. Ее почетными членами в 1740–1750-е гг. были такие крупные ученые, как французский астроном Ж. Н. Делиль и немецкий философ Х. Вольф. С Петербургской Академией наук была связана деятельность основоположников новой русской литературы первой половины XVIII в. — А. Д. Кантемира, М. В. Ломоносова и В. К. Тредиаковского.


Большую роль в развитии русской культуры XVIII в. сыграли открытые при Петербургской Академии наук гимназия и университет. Выпускники этих учебных заведений стали первыми представителями национальной интеллигенции. В большинстве своем разночинцы по происхождению, для которых высоким идеалом был сын архангельского помора русский академик Ломоносов, они внесли большой вклад в развитие русской культуры и науки. Из этой среды вышли переводчик и автор русской грамматики В. Е. Адодуров, поэт и переводчик Н. Н. Поповский, ставший профессором Московского университета, известный поэт и академический переводчик И. С. Барков, переводчик и автор работ по русской грамматике, профессор Московского университета А. А. Барсов, историк, профессор того же университета Х. А. Чеботарев, известный географ И. И. Лепехин и мн. др.


Другим учебным центром по формированию культурных кадров того времени явился открытый в 1732 г. в Петербурге Сухопутный шляхетный кадетский корпус. Это было привилегированное учебное заведение, предназначенное для детей высшего дворянства. Воспитанников корпуса готовили для государственной службы, и программа обучения предусматривала широкое знакомство с гуманитарными дисциплинами. В корпусе поощрялись занятия литературой, там существовала драматическая труппа любителей театра, члены которой давали спектакли как в стенах корпуса, так и при дворе; многие кадеты увлекались сочинением стихов, переводами. В конце 1750-х гг. силами преподавателей и выпускников корпуса в Петербурге издавался один из первых в России литературных журналов «Праздное время в пользу употребленное» (1759–1760).


Среди деятелей культуры XVIII в. мы видим немало воспитанников Шляхетного корпуса. В нем учился А. П. Сумароков, крупнейший поэт и драматург, первые поэтические опыты которого приходились на годы его учебы в корпусе. Кстати, и первой постановкой трагедии «Хорев», принесшей Сумарокову широкую известность, он был обязан любительской труппе кадетов, сыгравших пьесу на придворной сцене 25 февраля 1750 г. Последователь и ученик Сумарокова, крупный поэт М. М. Херасков, глава московского поэтического кружка начала 1760-х гг., автор знаменитой «Россияды», тоже окончил это заведение. Среди воспитанников корпуса, внесших свой вклад в развитие русской литературы XVIII в., можно назвать имена И. И. и П. И. Мелиссино, А. В. Олсуфьева, П. Свистунова, С. Перфильева и др.


Развитие Академии наук подтвердило жизненность преобразований, начатых в петровское время. Продолжением культурной политики Петра I в царствование Елизаветы Петровны явилось открытие в 1755 г. университета в Москве. В 1756 г. в Петербурге был основан первый русский государственный театр, директором которого был назначен А. П. Сумароков. В 1757 г. там же открылась Академия художеств. Созданная по воле Петра I на берегах Невы новая столица постепенно становилась средоточием культурной жизни обновленной России, как бы символизируя собой плоды преобразований, предпринятых Петром I в первой четверти XVIII в.


Общественно-политические процессы, протекавшие в 1730–1750-е гг., сохраняли преемственность с тем, что наметилось в годы царствования Петра I.


Суть их в общих чертах сводилась к укреплению принципа абсолютной монархической власти. При этом опорой русского абсолютизма с начала XVIII в. становятся широкие слои среднего служилого дворянства. Обстоятельства, способствовавшие восшествию на русский престол Екатерины I, Анны Иоанновны, наконец, Елизаветы Петровны, лучше всего подтверждают возросшую роль этих слоев дворянства, осознавших свое ведущее положение в системе социальной иерархии тогдашнего государственного строя. Своей «Табелью о рангах» Петр I ввел практику вовлечения в ряды правящего класса нужных монархии людей из других сословий. И эта мера на первых порах играла благотворную роль, стимулируя выдвижение энергичных и способных людей на ответственные посты в государстве. В известной степени здесь кроется причина того демократизма, каким была отмечена идеологическая программа таких крупнейших писателей этого периода, как Кантемир и Ломоносов, и даже дворянского идеолога Сумарокова. Провозглашенная Петром I программа обновления России и широкого государственного строительства способствовала пробуждению инициативы правящего сословия в деле осознания им ответственности за судьбы страны. В обстановке подъема общественного самосознания становится понятна повышенная восприимчивость деятелей новой дворянской культуры, уже на ранних этапах ее становления, к идеям европейского Возрождения, а позже и Просвещения. Творчество Кантемира, Ломоносова и Сумарокова подтверждает это.


Именно в 1730–1750-е гг. происходит формирование нового культурного облика России и закладываются основы достижений русской литературы в XVIII в.


Идеологическая атмосфера, возникшая в России после петровских реформ, свидетельствовала о необратимости избранного страной пути. Ориентация на европейские культурные традиции диктовалась самой логикой исторического развития русского государства. Перед деятелями русской культуры первой половины XVIII в. в качестве первоочередной задачи вставала необходимость в кратчайшие сроки овладеть максимумом достижений, выработанных художественной мыслью Европы. Решение этой задачи должно было являться предпосылкой в достижении главной цели — создании культуры нового типа, отвечавшей возросшему авторитету России на европейской политической арене.


Как справедливо отмечал А. А. Морозов: «В России в первой трети XVIII века новая художественная идеология явно отставала от потребностей времени, от процессов, совершавшихся в экономической, политической и культурной жизни страны. Нет никаких сомнений, что ни стихи Ф. Прокоповича, ни „школьные драмы“ петровского времени ни в коей степени не отвечали размаху петровских преобразований. Но вместе с тем шла интенсивная выработка новых художественных форм и средств». При этом «в силу ускоренного развития страны, вызванного петровскими преобразованиями, на одном историческом этапе как бы совместились несколько исторических периодов художественного развития, наслоившихся друг на друга. Стремительно усваиваемые художественные формы как бы наслаивались друг на друга в тесном взаимодействии с особенностями национальной культуры страны». Потребности нового времени нередко обгоняли возможности, имевшиеся в распоряжении молодой культуры. Но это же определяло ее своеобразие. И хотя исследователь несколько преувеличивает значение барочных элементов в литературе послепетровского времени, принципиальная верность сделанного А. А. Морозовым наблюдения несомненна.


И уже в 1730-е гг. в русской литературе явственно намечаются тенденции к устранению разрыва с уровнем развития европейской литературы. Эклектизм художественных исканий, имевший место в литературе первой четверти XVIII в., теперь сменяется нарастающим стремлением к выработке некоего единого комплекса культурно-идеологических установок с опорой на апробированные временем традиции. Если в петровский период решение новых идеологических задач осуществлялось зачастую в формах, опиравшихся на средневековые эстетические традиции с примесью элементов барокко, то в 1730–1750-е гг. положение изменилось. Теперь созрели условия для создания в России светской культуры европейского типа. Эстетической доктриной, отвечавшей уровню и потребностям общественно-политической жизни России указанных десятилетий, явилась доктрина классицизма.


Ранний этап становления русского классицизма своеобразно сочетался с наследованием традиций барокко, а также Возрождения в его позднейшей модификации европейского гуманизма XVI в. Но по мере утверждения и органичного развития введенных Петром I новых форм русской государственности классицизм занимает в русской литературе доминирующее положение вплоть до конца 1770-х гг.


Классицизм как художественный метод был явлением общеевропейским. Наивысшего своего расцвета классицизм достиг во Франции XVII в. в период установления абсолютистской формы государственной власти. Трактат Буало «Поэтическое искусство» (1674) явился манифестом, обобщившим как опыт бесчисленных «поэтик» литературных теоретиков предшествующих поколений, так и творческие достижения его современников, поэтов и драматургов, — Корнеля, Расина, Мольера и др.


Эстетические принципы классицизма, во многом связанные с воззрениями эпохи Возрождения, в то же время несли в себе принципиально иной взгляд на человека. Гуманизму Возрождения с его апологией свободы человеческой личности, утверждением ее неисчерпаемых возможностей классицизм противопоставил систему миропредставления, в которой оказалась запечатлена внутренняя противоречивость человеческой природы. При этом эстетический кодекс классицизма зафиксировал определенную, иерархически упорядоченную систему норм и правил, регулировавших художественную практику творца. В этой системе отразилось характерное для данной эпохи стремление рассматривать явления окружающего мира вне их взаимосвязи, как имманентно проявляющие себя сущности.


От Возрождения классицизм перенял культ античности, выдвинув вслед за Аристотелем в качестве основной задачи искусства подражание природе. Писатели-классицисты сознательно ориентировались на произведения античности, считая их образцом художественного совершенства. В нетленности шедевров, созданных авторами Древней Греции и Рима, эстетика классицизма черпала стимулы утверждения неизменности идеалов прекрасного. И подобное метафизическое понимание предмета искусства прямо отражалось на творческих установках французских авторов XVII в.


Метафизическая трактовка природы человека приводила к надысторическому, абстрактному пониманию проблемы личности. Особенно отчетливо это сказалось в драматургии классицизма, и в частности в жанре трагедии. Расцвет этого жанра в художественной практике классицизма явился прямым следствием тех эпохальных перемен, которые принесло с собой Возрождение.


В центре содержания трагедии французского классицизма XVII в. стоит проблема самоутверждения личности. Прокламированная Возрождением свобода личности здесь подвергается своеобразному испытанию. Характерная для античной трагедии, воплощаемая в воле богов идея рока, которого не могут избежать смертные, переосмысляется в драматургии XVII в. как имманентно присущее человеку свойство его внутренней природы. Человек — творец своей судьбы оказывался трагически бессильным перед лицом неподвластной ему стихии собственного «я».


В сущности, это было первое проявление художественного осознания противоречия личности и общества в рамках зарождавшихся буржуазных отношений. Подобные представления покоились на вневременной, метафизической трактовке природы общественных связей. Ибо путь самоутверждения личности в драматургии французского классицизма XVII в. виделся лишь в одном аспекте — как результат неумолимого действия страстей, этих единственных в художественном сознании века атрибутов человеческого характера и движущих сил человеческих поступков.


Однолинейность в раскрытии характера лишала героев французской трагедии XVII в. неповторимой индивидуальности. Эти герои оказываются всякий раз носителями вечных, неизменных по своей сущности страстей. Показать природу этих страстей, их роковое воздействие на судьбы людей и означало в понимании художников-классицистов раскрытие человеческого характера. К этому призывал Буало. В «Поэтическом искусстве» он давал такую рекомендацию:


Герою своему искусно сохраните
Черты характера среди любых событий
……………..
Но строгой логики от вас в театре ждут:
В нем властвует закон, взыскательный и жесткий.
Вы новое лицо ведете на подмостки?
Пусть будет тщательно продуман ваш герой,
Пусть остается он всегда самим собой. [839]


Этим же объясняется и та нормативность, которой было пронизано осмысление всех важнейших аспектов творчества в теоретических трудах этой эпохи.


Для принципов художественной типизации, свойственной системе классицизма, как они сформулированы в трактате Буало, остается характерным следование определенным правилам, регламентировавшим основные стороны творческого процесса. В искусстве классицизма разным сферам проявления творческой активности и различным аспектам художественного осмысления природы человека и окружающего его мира должны были соответствовать строго определенные, раз и навсегда установленные нормы поэтической практики. Внешне это проявлялось в строгой регламентации жанров. Жанры потому и не должны смешиваться, что они являются конкретными носителями неких вечных норм выражения неизменных в своей основе сторон человеческого бытия. Что нужно для басни, то исключено в трагедии; что хорошо в комедии, то недопустимо в эпопее. Предметно-содержательная иерархия, определявшая разграничение жанров по темам, влекла за собой и строгую замкнутость формально-стилевого канона каждой жанровой единицы.


Таким образом, художественная система классицизма характеризовалась строгой упорядоченностью требований, предъявляемых к сочинителю и его искусству. Это была закономерная стадия в развитии художественного освоения мира, имевшая значительные достижения в различных областях искусства. И французский классицизм XVII в. воплотил эту стадию в ее наиболее совершенном и полном виде.


К активному восприятию культурного опыта Западной Европы Россия обращается в тот момент, когда век Корнеля и Расина был уже позади. В европейской общественной мысли формировались идеалы Просвещения. Властителями дум выступали Монтескье и Вольтер. Поэтому восприятие эстетической доктрины классицизма в России протекало параллельно с усвоением идей философии европейского Просвещения. Эта философия и явилась своеобразной идеологической базой русского классицизма. Светский характер духовных запросов, рационалистический подход к социально-политическим проблемам, наконец, своеобразный конечный оптимизм мировосприятия, свойственные нарождающейся просветительской идеологии, как нельзя лучше соответствовали тем задачам, которые были поставлены перед русской культурой после петровских реформ первой четверти XVIII в. Главными среди этих задач были вопросы укрепления и развития начатых Петром I преобразований.


Вот почему трактовка основной проблемы искусства классицизма — проблемы человеческой личности получила в России специфическое выражение. После реформ Петра I культура окончательно приобретает светский характер. Клерикализм в осмыслении природы человека, свойственный идеологии допетровской Руси, безвозвратно отошел в прошлое. Теперь на первое место при оценке нравственного достоинства человека выдвигаются иные показатели. Главным среди них становится служение интересам государства. От обязанностей в выполнении общественного долга не мог быть свободен даже сам монарх. Неуклонное подтверждение верности подобному идеалу являла для русских людей XVIII в. деятельность самого Петра I, ставшего своеобразным символом обновленной России.


В свете того широкого процесса формирования нового культурного облика страны, который был задан петровскими реформами, становится понятной популярность в России XVIII столетия концепции просвещенного абсолютизма. В самой личности Петра, в размахе осуществлявшегося им государственного строительства на благо нации деятели русской культуры стремились видеть прямой пример просвещенного государя. Провозглашенный ранней просветительской мыслью Запада идеал просвещенного монархического правления в глазах современников Петра I, казалось, осуществился в России. Устойчивость подобного взгляда помогает понять пристальное внимание к России со стороны французских просветителей, от Вольтера и до энциклопедистов.


Таковы были идеологические предпосылки, определявшие пути формирования русского классицизма.


Говоря об утверждении классицизма в России, следует особо учитывать специфику исторической ситуации, в которой совершался данный процесс. Своеобразным манифестом этого направления в русских условиях явились «Две Епистолы. В первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве», выпущенные А. П. Сумароковым в 1748 г. Определяя в них задачи новой русской литературы, автор ориентировался на широко известный трактат Буало. Но положение Сумарокова существенно отличалось от того, в котором находился законодатель мнений французской литературы XVII в.


«Поэтическое искусство» Буало было по-своему подготовлено блестящими достижениями французского классицизма, и сам Буало исходил в своих рекомендациях из практики современников, выдающихся представителей этого направления. В русских условиях появление трактата Сумарокова было вызвано почти полным отсутствием на национальной почве такой литературы, какую хотел бы видеть автор и характер которой соответствовал бы установкам, пропагандировавшимся в его «епистолах». Исключение составлял один Ломоносов, на авторитет которого в жанре торжественной оды Сумароков прямо указывает, сравнивая его с признанными классиками в этом жанре («Он наших стран Мальгерб, он Пиндару подобен»). Но, например, признавая несомненные заслуги Кантемира в его попытках перенести на русскую почву жанр стихотворной сатиры, Сумароков не находит возможным причислить его к авторам, достойным стать образцом поэтического совершенства:


Преславного Депро прекрасная сатира
Подвигла в Севере разумна Кантемира
Последовать ему и страсти охуждать;
Он знал, как о страстях разумно рассуждать,
Пермесских голос нимф был ввек его утеха,
Стремился на Парнас, но не было успеха.
Хоть упражнялся в том, доколе был он жив,
Однако был Пегас всегда под ним ленив. [840]


Устарелость принятой в сатирах Кантемира системы силлабического стихосложения — вот что оставалось для теоретика русского классицизма неприемлемым в практике первого последователя Буало. В тот момент, когда Кантемир создавал свои сатиры, задача реформирования русского стиха была далека от своего решения.


Автор первых русских сатир продолжал оставаться в глазах Сумарокова представителем старых норм поэтической культуры. Именно этим можно объяснить и тот факт, что вслед за Кантемиром в «епистоле» о стихотворстве упоминается Феофан Прокопович, который при всех его заслугах в области красноречия, по мнению Сумарокова, «достойного в стихах не создал ничего». По-видимому, аналогичным было отношение Сумарокова и к его старшему современнику Тредиаковскому, полемические столкновения с которым не прекращались почти на всем протяжении творческой биографии Сумарокова.


Однако именно в творческих поисках Кантемира и Тредиаковского русская литература XVIII в. впервые предстает в своем новом облике. Деятельность этих двух авторов не только подготовила органичное восприятие системы европейского классицизма на русской почве, но и частично обозначила уже качественное своеобразие тех путей, по которым будет развиваться русская литература на протяжении всего столетия.

litresp.ru

Русская литература 18 века: 9 класс – Литература – Школьнику – Каталог статей

Литература 18 века стала твердой опорой для дальнейших достижений поэзии и искусства. Произведения русской литературы подготовили фундамент для классики 19 века.

 

· Почему Россия стала стремительно развиваться в XVIII веке?

Реформы Петра I привели к укреплению российского самодержавия, сближению России со странами Европы. В ходе преобразований использовались достижения науки и техники, а также культуры и промышленности.

Новый этап развития получила и русская литература. Особых успехов добились деятели культуры и образования.

Петр I и Екатерина II понимали, что печать и просвещение – основные двигатели развития государства. Поэтому они поддерживали эти направления.

 

 

Литература 18 века: новые тенденции

 

· Что нового в культуре и просвещении появилось в XVIII веке?

В эпоху преобразований были открыты школы и училища, а также Московский университет, Академия наук и Академия художеств. Появился постоянный русский театр. Люди получили возможность высказывать свое мнение.

 

Литература 18 века обогатилась новыми жанрами.

 

Какие новые жанры стали популярны с 1760-х годов?

На первый план в литературе выдвинулась гражданская позиция. Новые жанры, появившиеся в 18 веке:

  • сатира;
  • бытовая комедия нравов;
  • ода;
  • классицизм – его формировал Феофан Прокопович, высший иерарх православной церкви.

С 1760 г появляются и другие жанры:

  • слезная драма;
  • повесть;
  • прозаический роман;
  • комическая опера.

 

Литература 18 века – журналы

 

Назовите несколько журналов, издававшихся в XVIII веке.

В конце 18 века сатира как жанр развивалась достаточно быстро. Возникали социальные противоречия. Для смягчения ситуации Екатерина II учредила сатирический журнал «Всякая всячина», который был призван повысить значение правительственной сатиры. В то время также издавались такие сатирические журналы:

  •  
  •  
  • «И то, и сио»;
  • «Поденщина»;
  • «Адская почта»;
  • «Смесь».

Конкурентами екатерининского журнала «Всякая всячина» были «Живописец» и «Трутень» Новикова Н.И.

 

· Со многими писателями знакомит нас XVIII век — это А. Кантемир, В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков, М. Херасков, Д. Фонвизин, И. Дмитриев, И. Крылов, Г. Державин, А. Радищев. С творчеством каких писателей XVIII столетия Вы уже встречались? Расскажите об одном из них.

Я запомнил Карамзина по повести «Бедная Лиза». Он был основоположником сентиментализма в России. Его деятельность распространялась на поэзию и прозу, публицистику и журналистику. У Карамзина много стихотворений, которые принесли ему широкую популярность.

Он хотел сгладить различия между устным, письменным и литературным языком. Карамзин хотел, чтобы мысли русского человека выражались посредством языка так же красиво и понятно, как во французском.

 

Литература 18 века славится попытками найти новое направление развития слова.

 

· Кто автор приведенных текстов?

Случились вместе два астронома … <Ломоносов>

Не умел я притворяться … <Державин>

 

Литература 18 века: классицизм

 

· Какое направление мы называем классицизмом? Когда и где он зародился? Каковы его особенности во Франции и в России?

Классицизм – это не только эстетического направление, но и художественный стиль. Он проявлялся как в искусстве, так и в литературе. Последователи этого направления считали эталоном этетическое направление и художественный стиль античного искусства.

Зародился Классицизм в 17-начале 18 века в Италии. Позднее, в 17 веке она формировалась во Франции. Этичная поэтика Аристотеля и Горация считается для классицистов образцовой.

В этом направлении жанры подвержены строгой иерархии:

  • высокие – трагедия, ода, эпопея;
  • низкие – сатира, басня, комедия.

 

Особой популярностью во Франции пользовались именно басня и сатира. Пьесы Мольера причисляли к жанру «высокой комедии».

Среди российских деятелей литературы классицизм стал популярен во 2-ой половине 18 века. При этом в классицизме преобладала национально-историческая тематика. Особенно популярными стали такие жанры как ода и военно-патриотическая поэзия.

 

 

· Приведите пример произведения, относящегося к классицизму, кратко охарактеризуйте это произведение.

Ода «Вельможа» Державина выражала его гражданский долг перед отечеством. Он видел, как страдает простой народ от беззаконных и неразумных действий чиновников и князей. Когда с поэта сняли обязанности помощника императрицы Екатерины II, он потерял надежду исправить положение с самого верха, через правительницу. Поэтому он решил донести свои мысли до народа через поэзию.

 

 

· Исследователь русской литературы XVIII века В. И. Федоров пишет: …

Сформулируйте ответ на вопрос, в чем заключаются достижения литературы XVIII века, опираясь на суждения В. И. Федорова и статью в учебнике.

Литература 18 века подготовила площадку для достижений искусства 19 века.

Задачей литературы 18 века стало воспитание нравственного и социального начала ее современников.

Благодаря развитию классицизма и сентиментализма литература 18 века стала энциклопедией характеров людей разных сословий. Классицизм описывал мысли, а сентиментализм – чувства людей.

Литература классицизма определила новый этап в развитии русской литературы. Она сформировала образ патриота и гражданина.

 

 

· Подготовьте пересказы статей о русской литературе XVIII века и о классицизме

Полные пересказы статей вы найдете по ссылке:

Русская литература 10 века и классицизм: пересказы

 

Похожие материалы:

decadenz.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о