Примеры произведений 18 века. Характеристика Литературы XVIII века
Русская литература XVIII века, как и многие другие явления культуры в России того времени, прошла большой и сложный путь интенсивного развития. Она связана с лучшими традициями древ-нерусской литературы: ее патриотизмом, опорой на народное твор-чество, растущим интересом к человеческой личности, обличитель-ной направленностью. Реформаторская деятельность Петра I, обновление и европеизация России, широкое государственное строительство, превращение страны в сильную мировую державу при жестокости крепостнической системы — все это нашло отраже-ние в литературе того времени. Ведущим литературным направле-нием XVIII века стал классицизм.
Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — литера-турное направление, сложившееся в европейской литературе XVII века и появившееся в России в XVIII веке. Оно обратилось к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Для него характерна гражданская проблематика и воспитательные задачи. В произведениях писателей-классицистов нашли отражение идеи сильного независимого государства с абсолютной властью монарха, а воспитание гражданина считалось главной задачей. Поэтому ос-новной конфликт в произведениях классицизма — конфликт меж-ду долгом и чувством. Эстетика классицизма базируется на прин-ципе рациональности и строгой нормативности (иерархия жанров, четкая сюжетно-композиционная организация, деление героев на положительных и отрицательных, схематизм в их обрисовке и т.д.). Материал с сайта
Классицизм — общеевропейское явление. Но в разных странах он имел свои особенности. Русский классицизм был тесно связан с идея-ми европейского Просвещения о необходимости справедливых зако-нов, образования, признания ценности человеческой личности, раз-вития науки и философии, раскрывающих тайны мироздания. При этом решающая роль в преобразовании государства на такого рода основах отводилась просвещенному монарху, идеал которого русские классицисты видели в Петре I. Но в современности такую личность они не находили, потому большое значение в их произведениях при-давалось общественному и нравственному воспитанию самодержцев: объяснению их обязанностей по отношению к поданным, напомина-нию о долге перед государством и т.
д. С другой стороны, негативные явления российской действительности этой эпохи подвергались са-тирическому осмеянию и разоблачению, что еще более усиливало связь русского классицизма с современностью и придавало ему сати-рическую заостренность. В отличие от европейского русский класси-цизм более тесно связан с народными традициями и устным народ-ным творчеством. Он часто использует материал русской истории, а не античности. Идеал русских классицистов — гражданин и патри-от, стремящийся трудиться на благо Отечества. Он должен стать ак-тивной творческой личностью, бороться с общественными пороками и во имя долга отказаться от личного счастья.Достижения русского классицизма связаны с поэтической дея-тельностью и теоретическими работами М.В. Ломоносова, стихотво-рениями Г.Р. Державина, баснями И.А. Крылова, комедиями Д.И. Фонвизина и др. Но уже в последней четверти XVIII века ка-ноны классицизма были во многом поколеблены самими писателями-классицистами, такими, как И.А. Крылов, Д.И. Фонвизин и осо-бенно Г.Р. Державин.
1) Русская литература XVIII века была верным зеркалом русской общественной жизни: все изменения в характере этой жизни полно и точно отразились в литературе. По литературным произведениям этой эпохи можно проследить, как зародилось русское общество, еще отсутствовавшее при Петре Великом, как оно воспиталось под влиянием «просвещенного абсолютизма », как доросло, наконец, до такой степени самосознания, что, при императрице Екатерине II , рискнуло бороться с этим «просвещенным абсолютизмом» во имя самостоятельности своего развития (Новиков , Радищев).
Русская литература 18 века
2) В связи с этим пробуждением самосознания, проснулись в русском обществе и националистические стремления, – вражда к чрезмерному и нелепому преклонению перед иностранным (Фонвизин , Новиков и др.), интерес к русской старине и к простому народу, его быту и творчеству (Екатерина, Чулков , Новиков). Это привело к прояснению в русском обществе двух противоположных мировоззрений – консервативных и либеральных. Вне этих политических стремлений сложились у нас, под влиянием Запада, стремления – 1) масонством обновить христианство, якобы затуманенное «обрядностью», – 2) найти счастье в идеализме чистого сердца и в своей «прекрасной душе» (Карамзин).
3) Все главные моменты в развитии русской жизни XVIII в. носили, по преимуществу, общественный характер.
4) С развитием общественной жизни в России быстро начали складываться литературные направления, стали созидаться литературные школы. Это указывает на то, как быстро наши литературные вкусы достигли высокой степени развития: в один век мы сравнялись с литературным развитием западной литературы, – в течение одного XVIII века мы покончили с схоластицизмом средних веков, с классицизмом Возрождения , с сентиментализмом и подошла к романтизму и реализму .
5) Таким образом, русская литература отразила на себе последовательно влияния немецкие (при Петре и его преемниках), французские (при Елизавете и Екатерине), англо-немецкие (вторая половина царствования Екатерины) и подошла к попыткам создать национальную русскую литературу – путем скрещения творчества литературного с народной поэзией и древней письменностью (Чулков, Новиков).
6) Интересы к живой действительности, проснувшиеся националистические тенденции, стремление к реализму, определившееся в русской литературе еще с XVII в., – привели к тому, что ложный классицизм выразился у нас слабее, чем в других европейских странах: даже самые яркие псевдоклассики (Ломоносов , Сумароков и др.) сознательно шли в своем литературном развитии к поэзии действительности.
7) С развитием общественной и политической жизни интересы русского общества расширяются. И литература тоже захватывает все более широкие области, – она теперь делается художественным творчеством, поэзией в широком смысле слова, – родной сестрой живописи, музыки и других изобразительных искусств.
8) Понятно поэтому, что «церковный» характер русского миросозерцания, ослабленный уже XVII веком и при Петре, теперь, к концу XVIII века, окончательно уступает место «светскому».
9) Литература освобождается от служения церкви, хотя долго еще не достигает самостоятельности, – на первых порах она переменяет лишь «хозяина»: теперь она служит не церковному благочестию, а той морали, которая была занесена к нам с Запада вместе с камзолами и париками. Весь XVIII век представит нам поучительную картину, как эта мораль будет входить в плоть и кровь русского общества, как от зубрения прописных правил, переведенных с немецкого, русский человек дойдет до глубокого и ясного идеализма сердца.
10) Древняя Русь расправлялась с язычеством, Московская уже хлопотала об исправлении нравов. Россия XVIII века принесла проповедь всечеловеческой нравственности, проповедь служения добру, истине и красоте. Этот век был у нас «эпохой великих открытий»: русские люди и в одах, и в романах, и в драме повторяли на разные лады, что государь – «человек», что он должен служить государству, что он должен подчиняться законам… Такая точка зрения указывала, как далеко отошло русское общество XVIII в. от взглядов Московской Руси на своих державных владык. В этот же век сделали мы другое, не менее важное «открытие» – «и крестьяне чувствовать умеют». Как ни наивно звучат эти слова в наше время, культурное значение их огромно. Они свидетельствуют о том, что в XVIII в. стало определяться в нашей литературе то гуманное отношение к «униженным и оскорбленным» (Чулков, Новиков), которое делается характернейшей чертой многих великих писателей XIX столетия (Гоголь , Достоевский и др.).
11) Постепенно освобождаясь от полубессознательного «служения» идеалам чужой, заимствованной морали, от тенденций отвлеченной нравоучительности, наша литература во вторую половину XVIII века делается вполне сознательной, так как отражает не взятые напрокат настроения и идеалы, но истинные убеждения иной, улучшенной, акклиматизированной у нас, породы людей. Благодаря деятельности Карамзина, русская литература делается «идеалистической», по мировоззрению, – делается свободными изящным искусством («belles lettres»), которое широко захватывает действительность. Она становится зеркалом души писателя (интимная лирика сердца), – в литературу вводится глубокий и тонкий психологический анализ, новая манера письма (Kleinmalerei), поэзия природы, поэзия интимной жизни.
Между творениями первой и второй половин XVIII века проходит четкая граница, и произведения, созданные в начале века, сильно отличаются от последующих.
На западе уже развивались крупные литературные формы и шла подготовка к созданию жанра романа, а российские авторы еще переписывали жития святых и восхваляли правителей в неуклюжих громоздких стихотворениях. Жанровое разнообразие в российской литературе представлено скудно, она отстает от европейской литературы примерно на век.
Среди жанров русской литература начала XVIII века стоит назвать:
- Житийную литературу (истоки — церковная литература),
- Панегирическую литературу (тексты восхваления),
- Русские стихи (истоки — русские былины, сложенные в тоническом стихосложении).
Реформатором отечественной литературы считают Василия Тредиаковского, первого профессионального российского филолога, получившего образование на родине и закрепившего языковое и стилевое мастерство в Сорбонне.
Во-первых, Тредиаковский заставил современников читать, а последователей писать прозу — он создал массу переводов древнегреческих мифов и европейской литературы, созданной на этой классической основе, подкинув современникам-писателям тему для будущих произведений.
Во-вторых, Тредиаковский революционно отделил поэзию от прозы, разработал основные правила силлабо-тонического русского стихосложения, опираясь на опыт французской литературы.
Жанры литературы второй половины XVIII века:
- Драма (комедия, трагедия),
- Проза (сентиментальное путешествие, сентиментальная повесть, сентиментальные письма),
- Стихотворные формы (героические и эпические поэмы, оды, огромное разнообразие малых лирических форм)
Гавриил Романович Державин занимает в российской литературе значительное место наряду с Д. И. Фонвизиным и М.В. Ломоносовым. Вместе с этими титанами русской литературы, он входит в блистательную плеяду основоположников русской классической литературы эпохи Просвещения, относящейся ко второй половине 18 века. В это время, во многом благодаря личному участию Екатерины Второй, в России стремительно развивается наука и искусство. Это время появления первых российских университетов, библиотек, театров публичных музеев и относительно независимой прессы, правда, очень относительной и на небольшой период, который закончился с появлением «Путешествия из Петербурга в Москву» А.П. Радищева. К этому времени, как назвал его Фамусов Грибоедова, «век золотой Екатерины», относится самый плодотворный период деятельности поэта.
Избранные стихотворения:
Пьеса Фонвизина — классический образец комедии с соблюдением традиционных правил создания пьес:
- Триединством времени, места и действия,
- Примитивной типизацией героев (классицизм предполагал отсутствие психологизма и глубины характера героя, поэтому они все делились либо на хороших и плохих, либо на умных и глупых)
Комедия была написана и поставлена в 1782 году. Прогрессивность Дениса Фонвизина как драматурга заключается в том, что в классической пьесе он объединил несколько проблематик (проблема семьи и воспитания, проблема образования, проблема социального неравенства) и создал не один конфликт (любовный конфликт и социально-политический). Юмор Фонвизина — не легкий, служащий исключительно для развлечения, а острый, направленный на высмеивание пороков. Таким образом, автор привнес в классическое произведение черты реалистического.
Биография:
Избранное произведение:
Время создания — 1790 год, жанр — путевой дневник, типичный для французских сентиментальных путешественников. Вот только путешествие оказалось наполненным не светлыми впечатлениями вояжа, а мрачными, трагическими красками, отчаянием и ужасом.
Александр Радищев издал «Путешествие» в домашней типографии, а цензор, видимо, прочитав заглавие книги, принял её за очередной сентиментальный дневник и выпустил без прочтения. Книга произвела эффект разорвавшейся бомбы: в форме разрозненных воспоминаний автор описал кошмарную действительность и быт людей, встречавшихся ему на каждой станции по пути следования из одной столицы в другую. Нищета, грязь, запредельная бедность, издевательства сильных над слабыми и безысходность — таковы оказались реалии современного Радищеву государства. Автор получил многолетнюю ссылку, а повесть запретили.
Повесть Радищева нетипична для чисто сентиментального произведения — вместо слез умиления и чарующих дорожных воспоминаний, так щедро рассыпаемых французскими и английскими сентиментализмы, тут нарисована абсолютно реальная и беспощадная жизненная картина.
Избранное произведение:
Повесть «Бедная Лиза» — адаптированный европейский сюжет на русской почве. Созданная в 1792 году, повесть стала образцом сентиментальной литературы. Автор воспел культ чувствительности и чувственного человеческого начала, вложил в уста героев «внутренние монологи», раскрывающие их мысли. Психологизм, тонкая прорисовка характеров, большое внимание к внутреннему миру героев — типичное проявление сентиментальных черт.
Новаторство Николая Карамзина проявилось в оригинальном разрешении им любовного конфликта героини — русская читающая публика, привыкшая, в основном, к счастливому концу повестей, впервые получила удар в виде самоубийства главной героини. И в этой встрече с горькой жизненной правдой оказалось одно из основных достоинств повести.
Избранное произведение:
На пороге Золотого века русской литературы
Путь от классицизма до реализма Европа прошла за 200 лет, России пришлось поторопиться с освоением этого материала за 50-70 лет, постоянно нагоняя и учась на чужом примере. В то время как Европа уже читала реалистические повести, России предстояло освоить классицизм, и сентиментализм, чтобы перейти к созданию романтических произведений.
Золотой век русской литературы — время развития романтизма и реализма. Подготовка к появлению этих этапов у российских писателей прошла в ускоренном темпе, но самое важное, что было усвоено писателями 18 века — возможность возложить на литературу не только развлекательную функцию, но и воспитательную, критическую, нравственно-формирующую.
Литература XVIII в. занимает важное место в многовековом процессе духовного развития русского народа. Вырастая на почве, подготовленной древней русской письменностью и народным творчеством, литература XVIII в. сбрасывает с себя путы средневековья, впитывает передовые просветительные идеи, начинает вступать в семью наиболее развитых европейских литератур.
В первые десятилетия XVIII в. новая русская литература находится еще в младенческом состоянии. Большинство произведений этого времени дошло до нас без имени авторов. Грамотных людей было мало, поэтому литературные произведения, как правило, распространялись рукописным путем. Не созданы были еще художественные формы, необходимые для передачи нового содержания, которое несла с собой развивающаяся жизнь русского общества. Неуклюж и тяжеловесен, заполнен церковнославянскими словами и оборотами язык; не развит стих. Но и сквозь эти устарелые формы, еще мало отличающиеся от привычных видов русской письменности предшествующего века, дают себя знать новые начала, внесенные в русскую жизнь преобразованиями Петра Великого, которые нанесли серьезный удар по старым, средневековым порядкам, способствовали развитию просвещения, науки. Благочестивые повести превращаются в «гистории» о славных подвигах русских «матросов» и «кавалеров» — представителей, как тогда говорилось, «Российской Европии»; в нескладных виршах (от латинского слова, означающего «стих») славятся уже не Бог и святые, а воспеваются человеческие чувства, радости и печали.
Большой шаг вперед новая русская литература делает в 30-50-е годы XVIII в. Это связано с активнейшей деятельностью первых крупных писателей — представителей новой русской литературы: А.Д. Кантемира (1708-1744), В.К. Тредиаковского (1703-1769), А.П. Сумарокова (1717-1777) и в особенности выдающегося деятеля русской науки и культуры М.В. Ломоносова (1711-1765). Эти четыре писателя принадлежали к различным слоям общества (Кантемир и Сумароков — к дворянской верхушке, Тредиаковский был выходцем из среды духовенства, Ломоносов — сын рыбака-помора). Но все они боролись со сторонниками допетровской старины, ратовали за дальнейшее развитие просвещения, науки, культуры. В духе идей века Просвещения (как обычно именуют XVIII столетие) все они были сторонниками так называемого просвещенного абсолютизма: верили в то, что прогрессивное историческое развитие может осуществить носитель верховной власти — царь. И в пример этому ставили деятельность Петра I. М.В. Ломоносов в своих хвалебных стихотворениях — одах (от греческого слова, означающего «песнь»), адресованных монархам, давал им, рисуя образ идеального просвещенного монарха, своего рода урок, призывал их идти путями Петра. А.Д. Кантемир в обличительных стихотворениях — сатирах — резко высмеивал приверженцев старины, врагов просвещения, науки. Он бичевал невежественное и корыстное духовенство, боярских сынков, гордящихся древностью своего рода и не имеющих никаких заслуг перед отечеством, надменных вельмож, алчных купцов, взяточников-чиновников. А.П. Сумароков в трагедиях нападал на деспотов-царей, противопоставляя им идеальных носителей царской власти. «Злых царей» гневно обличил в поэме «Телемахиада» В.К. Тредиаковский.
Прогрессивные идеи, которыми в большей или меньшей степени проникнута деятельность Кантемира, Тредиаковского, Сумарокова, Ломоносова, существенно повышают общественный вес и значение создаваемой ими новой русской литературы. Литература отныне выходит на передовые позиции общественного развития, становится в лучших своих проявлениях воспитательницей общества. Именно с этого времени произведения художественной литературы систематически появляются в печати, привлекая к себе внимание, все более широких читательских кругов. Для нового содержания создаются новые формы. Усилиями Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова и Сумарокова складывается в соответствии с развитием передовых европейских литератур первое большое литературное направление, которое стало господствующим на протяжении почти всего XVIII в., — русский классицизм.
Родоначальники и последователи классицизма основной целью литературы считали служение «пользе общества». Государственные интересы, долг перед отечеством должны были, по их понятиям, безусловно, преобладать над частными, личными интересами. В противовес религиозному, средневековому мировоззрению высшим в человеке они считали его разум, законам которого должно было полностью подчиняться и художественное творчество. Совершеннейшими, классическими (отсюда получило название и все направление) образцами прекрасного считали они замечательные создания античного, т.е. древнегреческого и древнеримского, искусства, которое выросло на почве религиозных представлений того времени, но в мифологических образах богов и героев, по существу, прославляло красоту, силу и доблесть человека. Все это составляло сильные стороны классицизма, но в них же заключалась и его слабость, ограниченность.
С особенной силой сказалось это в последнюю треть XVIII в. — время дальнейшего усиления крепостнического гнета в эпоху Екатерины II. Критическое отношение к бесправию, произволу и насилию отвечало настроениям и интересам широких слоев русского общества. Общественная роль литературы все более повышается. Последняя треть века — наиболее плодотворный период в развитии русской литературы. Если в 30-50-е годы писателей можно было пересчитать по пальцам, то теперь появляются десятки новых писательских имен. Писатели-дворяне занимают преобладающее место. Но есть и немало писателей из низших классов, даже из числа крепостных крестьян. Возросшее значение литературы почувствовала сама Екатерина II. Она начала весьма активно заниматься писательской деятельностью, стараясь такими путями расположить к себе общественное мнение, сама управлять дальнейшим развитием литературы. Но она потерпела неудачу, на ее сторону стали немногие и по большей части малозначительные авторы. Почти все крупные писатели, деятели русского просвещения — Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин, И.А. Крылов, А.Н. Радищев, автор комедии «Ябеда» В.В. Капнист и многие другие — вступили в смелую и энергичную борьбу с литературным окружением Екатерины II. Произведения неугодных царице писателей запрещались цензурой, а порой и публично сжигались «рукою палача»; их авторов жестоко преследовали, заключали в тюрьмы, приговаривали к смертной казни, ссылали в Сибирь. Но, несмотря на это, передовые идеи, которыми было наполнено их творчество, все больше проникали в сознание общества.
Благодаря деятельности главным образом прогрессивных писателей замечательно обогащается сама литература. Создаются новые литературные роды и виды. В предыдущий период литературные произведения писались почти исключительно в стихах. Теперь возникают первые образцы художественной прозы. Стремительно развивается драматургия. Особенно широкий размах приобретает развитие сатирических жанров (видов): усиленно пишутся сатиры не только в стихах, но и в прозе, сатирические басни, так называемые ироикомические, пародийные поэмы, сатирические комедии, комические оперы и т. д. В творчестве крупнейшего поэта XVIII в. Г.Р. Державина сатирическое начало проникает даже в хвалебную, торжественную оду.
Сатирики XVIII в. еще следуют правилам классицизма. Но в то же время в их творчестве все более отражаются картины и образы реальной жизни. Они носят уже не условно-отвлеченный характер, как в так называемых высоких жанрах классицизма (одах, трагедиях), а непосредственно взяты из современной им русской действительности. Произведения критических писателей — Новикова, Фонвизина, Радищева — были прямыми предшественниками творчества основоположников русского критического реализма XIX в. — А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя.
На смену классицизму пришло новое литературное направление — сентиментализм (от французского слова sentiment — чувство). В противовес классицизму писатели этого направления на первый план выдвигали именно чувство. Сентименталисты отстаивали права человека на независимую от гнета государственной абсолютистской машины личную жизнь. Равным образом отстаивали они свободу писателя от принудительных правил классицизма. Взамен аристократических героев классических од, поэм и трагедий с особой теплотой и сочувствием рисовали они в своих романах, повестях, часто имевших форму дневника, переписки, путевых записок, картины обычной жизни обыкновенных простых людей. Наиболее характерным представителем и главой русского сентиментализма стал Н.М. Карамзин. Творчество его развернулось в 1790-е годы, завершая собой, как и творчество Радищева, историю русской литературы XVIII в.
Создавались условия для появления великого русского национального писателя — А.С. Пушкина. Но литература XVIII в. имеет не только историческое значение. Некоторые лучшие ее произведения сохраняют и до сих пор силу большой художественной выразительности. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. — М.: Вече, 2000. — С.248.
Таким образом, всего за 70 лет, начиная от первых произведений Кантемира и Тредиаковского, новая русская литература стремительно прошла весьма длинный и сложный путь, значительно сократив расстояние, отделявшее ее от наиболее передовых западноевропейских литератур.
Историческая эпоха. Русская литература XVIII века. Обзор Общая характеристика русской литературы 18 века презентация
В русской литературе 18 века исследователи выделяют 4 периода: I.Литература петровского времени. II гг. III.1760-е – первая половина 70-ых годов. IV.Последняя четверть века.
Литература петровского времени Она ещё носит переходный характер. Основная особенность – интенсивный процесс «обмирщения» (т.е. замены литературы религиозной литературой светской). В этот период разрабатывается новое решение проблемы личности. Жанровые особенности: ораторская проза, повесть, политические трактаты, учебники, стихотворство.
Феофан Прокопович Наиболее яркой фигурой, одним из самых образованных людей этого периода был Ф.Прокопович («Поэтика», «Риторика»), ясно сформировавший свои художественно- эстетические взгляды. Он считал, что поэзия должна учить не только рядовых граждан, но и самих правителей.
Второй период (гг.) Данный период характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой литературного языка. Основой классицизма явилась ориентация на высокие образцы античного искусства как эталон художественного творчества. Жанровые особенности: трагедия, опера, эпопея (высокие жанры) комедия, басня, сатира (низкие жанры)
Антиох Дмитриевич Кантемир () Автор сатир, в которых отмечается национальный колорит, связь с устным народным творчеством, в их основе современная ему русская действительность («На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян злонравных» и др.). По словам В.Г.Белинского, он «первым свёл поэзию с жизнью».
Василий Кириллович Тредиаковский () Выступил подлинным новатором в искусстве слова. В своём трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» он подготовил почву для дальнейшего развития русской поэзии. Кроме того, Тредиаковский ввёл новые литературные жанры: оду, элегию, басню, эпиграмму.
Михаил Васильевич Ломоносов () Один из первых теоретиков классицизма, учёный- экспериментатор, художник- автор мозаичной картины о Полтавской баталии, создатель торжественных од, реформатор языка и автор «Письма о правилах российского стихотворства», «Краткого руководства к красноречию», «Грамматики», теории трёх штилей.
Михаил Васильевич Ломоносов () Просветительские взгляды и демократическая настроенность Ломоносова отразилась и в его поэтической деятельности, в содержании его произведений. Тема родины была основной в главном жанре его поэзии – одах.
Александр Петрович Сумароков () Также вошёл в историю литературы как один из теоретиков русского классицизма, как автор любовной лирики (песни, эклоги, идиллии, элегии), как автор трагедий (9 трагедий, в которых главное – борьба страсти и разума, долга и личных чувств), автор комедий, басен (им написано 400 басен).
Третий период (1760-е – первая половина 70-х гг.) В данный период в обществе возрастает роль меркантильных отношений, усиливается господство дворянского класса. В литературе активно развиваются пародийные жанры, написаны шутливые поэмы В.И.Майкова («Игрок ломбера», «Елисей, или Раздражённый Вакх»), в жанре повести выступил М.Д.Чулков, издаются литературные журналы М.Д.Чулкова («И то, и сё»), В.В.Тузова («Смесь»), Н. И.Новикова («Трутень», «Пустомеля», «Живописец»). В это же время творил М.М.Херасков, создатель «Россияды» – русской национальной эпопеи, а также ряда трагедий и драм («Венецианская монахиня», «Борислав», «Плоды наук» и др.).
Четвёртый период Литература последней четверти 18 века развивалась в период потрясений, социальных взрывов, зарубежных революций (американской, французской). В четвёртый период расцветает комическая опера, творчество Д.И.Фонвизина () – автора многих басен («Басни нравоучительные с изъяснениями господина Гольберга»), пьесы «Бригадир» и знаменитой комедии «Недоросль».
Гаврила Романович Державин () Его перу принадлежат многие стихотворения и знаменитые оды («Ода на день рождения Её Величества…», «Фелица»). Державин первым ввёл в поэзию разговорную лексику, просторечие, он укреплял демократические основы литературного языка.
Александр Николаевич Радищев () Иван Андреевич Крылов () Писатель, философ, поэт. Автор знаменитого «Путе- шествия из Петербурга в Москву». Протест против рабства, духовного порабощения составляет главный пафос этого произведения. Прославленный баснописец, среди произведений которого есть также трагедии («Филомела», «Клеопатра») и комедии («Модная лавка» и др.)
Николай Михайлович Карамзин () Н.М.Карамзин возглавил сентиментально- романтическую линию в литературе. Он положил начало журналистике, критике, повести, роману, исторической повести, публицистике. Ему принадлежат переводы Шекспира, такие значительные произведения, как «Бедная Лиза», «Наталья – боярская дочь».
краткое содержание других презентаций
«Литература эпохи классицизма» — Трагедия, героическая поэма, ода, эпопея. Становление новой литературы. Последняя четверть века. Истоки мирового классицизма — Франция ХVII века. В.И. Майков. Русская литература ХVIII века. Герои классицистических произведений. Период развития классицизма. Принцип «трех единств» вытекает из требования подражания природе. Черты классицизма. Классицизм в русском и мировом искусстве. Урок — лекция.
«Литература XVIII в» — Притча о десяти девах. Поэтика слов. Лирика. Смена писательского типа. Дано лета Господня 1710. Старое и новое. Практические функции. Литература XVIII в. Светильники. Символы и эмблемата. Апологет царской власти. Анекдот. Строение и плавание карабельное. Благороднейшее сословие. Симы литеры. Слово на погребение. Творческое наследие Феофана. Правительство синодальное. Феофан Прокопович. Слово на погребение Петра Великого.
«Литература России 18 века» — Классицизм. Штили. Французский классицизм. Ода на день восшествия. Дворянство. Жанрово – стилевая реформа. Ф.Шубин. Задание к повести «Бедная Лиза». Обращённость к образам и формам античного искусства. Любовный треугольник. Великие завоевания. Н.М.Карамзин. Черты классицизма. Русская литература 18 века. Смутная пора. Сентиментализм. Жанр оды.
«Литература 18-19 века» — Сентиментализм. «Каин». Литературные направления. Особенности классицизма в России. Николай Михайлович Карамзин. М.Ю.Лермонтов поэма «Демон». Романтизм. Основные черты романтического героя. Поэма «Мцыри». Своеобразие русского сентиментализма.
«Сентиментализм» — Бернарден де Сен-Пьер. Сентиментализм. Лоренс Стерн. Николай Михайлович Карамзин. Черты русского сентиментализма. Сентиментализм в Англии. Романы Сэмюэла Ричардсона. Сентиментализм во Франции. Русский сентиментализм. Новая Элоиза. Томас Грей.
«Писатели 18 века» — Обращает на себя внимание обилие традиционно-книжных архаизированных элементов в произведении. Сатира журналов Новикова была направлена против крепостничества. А.С.Шишков против Н.М.Карамзина. Русский литературный язык во второй половине xviii века. Сия мысль всю кровь во мне воспалила. Старославянизмы используются Радищевым и с иной целью – создания юмористического эффекта. Вклад Н.М.Карамзина в развитие русского литературного языка.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts. google.com
Русская литература 18 века Обзор тематики и жанровых особенностей. Основные представители русской литературы 18 века.
В русской литературе 18 века исследователи выделяют 4 периода: Литература петровского времени. 1730-1750гг. 1760-е – первая половина 70-ых годов. Последняя четверть века.
Литература петровского времени Она ещё носит переходный характер. Основная особенность – интенсивный процесс «обмирщения» (т.е. замены литературы религиозной литературой светской). В этот период разрабатывается новое решение проблемы личности. Жанровые особенности: ораторская проза, повесть, политические трактаты, учебники, стихотворство.
Феофан Прокопович Наиболее яркой фигурой, одним из самых образованных людей этого периода был Ф.Прокопович («Поэтика», «Риторика»), ясно сформировавший свои художественно- эстетические взгляды. Он считал, что поэзия должна учить не только рядовых граждан, но и самих правителей.
Второй период (1730-1750гг.) Данный период характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой литературного языка. Основой классицизма явилась ориентация на высокие образцы античного искусства как эталон художественного творчества. Жанровые особенности: трагедия, опера, эпопея (высокие жанры) комедия, басня, сатира (низкие жанры)
Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744) Автор сатир, в которых отмечается национальный колорит, связь с устным народным творчеством, в их основе современная ему русская действительность («На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян злонравных» и др.). По словам В.Г.Белинского, он «первым свёл поэзию с жизнью».
Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769) Выступил подлинным новатором в искусстве слова. В своём трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» он подготовил почву для дальнейшего развития русской поэзии. Кроме того, Тредиаковский ввёл новые литературные жанры: оду, элегию, басню, эпиграмму.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) Один из первых теоретиков классицизма, учёный-экспериментатор, художник-автор мозаичной картины о Полтавской баталии, создатель торжественных од, реформатор языка и автор «Письма о правилах российского стихотворства», «Краткого руководства к красноречию», «Грамматики», теории трёх штилей.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) Просветительские взгляды и демократическая настроенность Ломоносова отразилась и в его поэтической деятельности, в содержании его произведений. Тема родины была основной в главном жанре его поэзии – одах.
Александр Петрович Сумароков (1717-1777) Также вошёл в историю литературы как один из теоретиков русского классицизма, как автор любовной лирики (песни, эклоги, идиллии, элегии), как автор трагедий (9 трагедий, в которых главное – борьба страсти и разума, долга и личных чувств), автор комедий, басен (им написано 400 басен).
Третий период (1760-е – первая половина 70-х гг.) В данный период в обществе возрастает роль меркантильных отношений, усиливается господство дворянского класса. В литературе активно развиваются пародийные жанры, написаны шутливые поэмы В.И.Майкова («Игрок ломбера», «Елисей, или Раздражённый Вакх»), в жанре повести выступил М.Д.Чулков, издаются литературные журналы М.Д.Чулкова («И то, и сё»), В.В.Тузова («Смесь»), Н. И.Новикова («Трутень», «Пустомеля», «Живописец»). В это же время творил М.М.Херасков, создатель «Россияды» – русской национальной эпопеи, а также ряда трагедий и драм («Венецианская монахиня», «Борислав», «Плоды наук» и др.).
Четвёртый период Литература последней четверти 18 века развивалась в период потрясений, социальных взрывов, зарубежных революций (американской, французской). В четвёртый период расцветает комическая опера, творчество Д.И.Фонвизина (1745-1792) – автора многих басен («Басни нравоучительные с изъяснениями господина Гольберга»), пьесы «Бригадир» и знаменитой комедии «Недоросль».
Гаврила Романович Державин (1743-1816) Его перу принадлежат многие стихотворения и знаменитые оды («Ода на день рождения Её Величества…», «Фелица»). Державин первым ввёл в поэзию разговорную лексику, просторечие, он укреплял демократические основы литературного языка.
Писатель, философ, поэт. Автор знаменитого «Путе- шествия из Петербурга в Москву». Протест против рабства, духовного порабощения составляет главный пафос этого произведения. Прославленный баснописец, среди произведений которого есть также трагедии («Филомела», «Клеопатра») и комедии («Модная лавка» и др.)
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) Н.М.Карамзин возглавил сентиментально-романтическую линию в литературе. Он положил начало журналистике, критике, повести, роману, исторической повести, публицистике. Ему принадлежат переводы Шекспира, такие значительные произведения, как «Бедная Лиза», «Наталья – боярская дочь».
В начале XVIII века, в Петровскую эпоху, Россия стала стремительно развиваться благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни. Укрепилась независимость России. Возросла её военная мощь. Произошло культурное сближение со странами Европы.
Русское общество достигло в XVIIIвеке огромных результатов в области культуры и литературы г. – «Ведомости» 1708 – замена церковнославянского шрифта светским (гражданским Организация системы образования, упор на естественнонаучные и технические предметы, просвещение как практическая ценность 1725 г. – создание Академии наук 1719 г. – Кунсткамера 1 января 1700 г. – новое летоисчисление Изменения в быту (брадобритие, европейский костюм, курение табака, проведение ассамблей (1718 г.)) 1717 г. – «Юности честное зерцало»
Литература XVIII века была связана с лучшими традициями древнерусской литературы (представление о важной роли литературы в жизни общества, её патриотическая направленность). Реформаторская деятельность Петра I, обновление и европеизация России, широкое государственное строительство, превращение страны в сильную мировую державу при жестокости крепостнической системы — всё это нашло отражение в литературе того времени. Ведущим литературным течением 18-го века стал классицизм. С 60-х гг. 18-го века в русской литературе складывается новое литературное направление — сентиментализм.
Классицизм От латинского слова «классикус» — образцовый. Стиль и направление в искусстве XVII- начала XIX в.в., ориентировавшиеся на наследие античной культуры как на норму и идеальный образец. Классицизму свойственна строгая организованность логичных, ясных и гармоничных образов. Жанры классицизма: Ода, трагедия, высокая сатира, басня.
Своего расцвета классицизм достиг во Франции во второй половине 17- го века. В произведениях писателей- классицистов нашли отражение идеи сильного независимого государства с абсолютной властью монарха. Основной конфликт в произведениях классицизма — конфликт между долгом и чувством. В центре этих произведений — человек, подчинивший личное общественному. Для него превыше всего долг гражданина, служение интересам родины, государства. Таким гражданином должен быть в первую очередь монарх. Классицисты считали высшим критерием истинного и прекрасного разум.
В русской литературе классицизм был тесно связан с идеями европейского Просвещения, такими как: установление твёрдых и справедливых законов, просвещение и образование нации, стремление проникнуть в тайны мироздания, утверждение естественного равенства людей всех сословий.
Особенности русского классицизма: Сильная связь с современной действительностью. Образы положительных героев, неспособных примириться с социальной несправедливостью. Конфликт(например, долга и страсти) разрешим и может закончиться счастливо для героев. На первое место выходит лирический жанр.
Сентиментализм Sentiment (фр.чувство, чувствительный) Возник в Западной Европе в 20-е гг. 18 века, в России в 70-е гг. 18 века, а в первую треть 19 века занял ведущее положение. Особенности направления: Искренний интерес к личности, характеру человека, его внутреннему миру. Умение чувствовать!!! – достоинство человеческой личности. Прославление вечных ценностей – любви, дружбы, природы. Жанры – путешествие, дневник, очерк, повесть, бытовой роман, элегия,переписка, «слезная комедия». Место действия – небольшие города, деревни. Много описаний природы. Утешение людей в страданиях и горестях, обращение их к добродетели, гармонии и красоте.
Как и классицисты, писатели-сентименталисты опирались на идеи Просвещения о том, что ценность человека зависит не от принадлежности его к высшим классам, а от его личных достоинств. Классицисты всё подчиняли разуму, сентименталисты — чувствам, переживаниям и всевозможным оттенкам настроений. Образцы произведений сентиментализма на Западе: «Кларисса» С. Ричардсона, «Страдания юного Вертера» И.В. Гёте. Главой русского сентиментализма принято считать Н.М. Карамзина. В повести «Бедная Лиза» Карамзин впервые открыл мир чувств человека, глубину и силу любви простой крестьянки. Раскрывая мир чувств, литература сентиментализма воспитывала в человеке достоинство и уважение к своим силам, способностям, переживаниям независимо от положения в обществе.
краткое содержание других презентаций
«Литература эпохи классицизма» — Герои классицистических произведений. Принцип «трех единств» вытекает из требования подражания природе. Последняя четверть века. Черты классицизма. В.И. Майков. Период развития классицизма. Классицизм в русском и мировом искусстве. Русская литература ХVIII века. Трагедия, героическая поэма, ода, эпопея. Истоки мирового классицизма — Франция ХVII века. Становление новой литературы. Урок — лекция.
«Сентиментализм» — Русский сентиментализм. Новая Элоиза. Томас Грей. Бернарден де Сен-Пьер. Романы Сэмюэла Ричардсона. Сентиментализм во Франции. Лоренс Стерн. Черты русского сентиментализма. Сентиментализм в Англии. Николай Михайлович Карамзин. Сентиментализм.
«Литература 18-19 века» — Романтизм. «Каин». Особенности классицизма в России. Своеобразие русского сентиментализма. Поэма «Мцыри». Сентиментализм. Основные черты романтического героя. М.Ю.Лермонтов поэма «Демон». Николай Михайлович Карамзин. Литературные направления.
«Литература России 18 века» — Классицизм. Н.М.Карамзин. Обращённость к образам и формам античного искусства. Жанр оды. Русская литература 18 века. Смутная пора. Французский классицизм. Штили. Ода на день восшествия. Дворянство. Задание к повести «Бедная Лиза». Жанрово – стилевая реформа. Любовный треугольник. Ф.Шубин. Великие завоевания. Черты классицизма. Сентиментализм.
«Писатели 18 века» — Всем взяла… Русский литературный язык во второй половине xviii века. Полемика вокруг “нового” и “старого” слога. Сатира журналов Новикова была направлена против крепостничества. Особенности языка комедий д. И. Фонвизина на примере комедии “недоросль” . Особенности языка и стиля «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Вклад Н.М.Карамзина в развитие русского литературного языка. Столь же достоверно Радищевым воспроизводится мещанское просторечие.
«Литература XVIII в» — Старое и новое. Литературная культура Петровского времени. Благороднейшее сословие. Практические функции. Анекдот. Литература XVIII в. Поэтика слов. Притча о десяти девах. Смена писательского типа. Правительство синодальное. Дано лета Господня 1710. Символы и эмблемата. Светильники. Апологет царской власти. Творческое наследие Феофана. Стефан Яворский. Феофан Прокопович. Симы литеры. Слово на погребение.
русской литературы 18 века. историческая эпоха
В начале XVIII века, в петровскую эпоху, Россия начала бурно развиваться за счет преобразований во всех сферах государственной и культурной жизни. Укрепил независимость России. Увеличил свою военную мощь. Произошло культурное сближение со странами Европы.
Русское общество добилось больших результатов в области культуры и литературы в XVIII веке — Ведомости 1708 — замена церковнославянского шрифта светской (гражданской) организацией системы образования, упор на естественнонаучные и технические предметы, образование как практическое значение 1725 г. — создание Академии наук 1719 г.- Кунсткамера 1 января 1700 г. — новая хронология Изменения в быту (стрижка, европейский костюм, курение табака, проведение собраний (1718)) 1717 г. — «Юношеское честное зеркало»
Литература 18 века была связана с лучшими традициями древнерусской литературы (представление о важной роли литературы в жизни общества, ее патриотическая направленность). реформаторская деятельность Петра I, обновление и европеизация России, широкое государственное строительство, превращение страны в сильную мировую державу при жестокости крепостнического строя — все это нашло отражение в литературе того времени. Ведущим литературным течением 18 века стал классицизм. С 60-х гг. В 18 веке в русской литературе возникло новое литературное течение — сентиментализм.
Классицизм От латинского слова «classicus» — образцовый. Стиль и направление в искусстве XVII-начала XIX века ориентированы на наследие античной культуры как нормы и идеального образца. Классицизму свойственна строгая организация логичных, четких и гармоничных образов. Жанры классицизма: Ода, трагедия, высокая сатира, басня.
Классицизм достиг своего расцвета во Франции во второй половине XVII века. Идеи сильного независимого государства с абсолютной властью монарха нашли отражение в произведениях писателей-классиков. Главный конфликт в произведениях классицизма — конфликт между долгом и чувством. В центре этих произведений человек, подчинивший личное общественному. Для него прежде всего долг гражданина, служащего интересам Родины, государства. Таким гражданином должен быть, прежде всего, монарх. Высшим критерием истинного и прекрасного классицисты считали разум.
В русской литературе классицизм был тесно связан с идеями европейского Просвещения, такими как: установление незыблемых и справедливых законов, просвещение и просвещение нации, стремление проникнуть в тайны мироздания, утверждение естественное равенство людей всех классов.
Особенности русского классицизма: Сильная связь с современной действительностью. Образы положительных героев неспособны смириться с социальной несправедливостью. Конфликт (например, долг и страсть) разрешим и может закончиться благополучно для персонажей. На первом месте лирический жанр.
Сентиментализм Сентиментальность (фр. чувство, чуткий) Возникла в Западной Европе в 20-е гг. 18 века, в России 70-х гг. 18 в., а в первой трети 19 в. заняла лидирующие позиции. Особенности направления: Искренний интерес к личности, характеру человека, его внутреннему миру. Способность чувствовать! — достоинство человеческой личности. прославление вечных ценностей- любви, дружбы, природы. Жанры — путешествие, дневник, очерк, повесть, бытовой роман, элегия, переписка, «слезливая комедия». Местонахождение — небольшие города, села. Много описаний природы. Утешая людей в страданиях и печалях, обращая их к добродетели, гармонии и красоте.
Подобно классикам, писатели-сентименталисты опирались на идеи Просвещения о том, что ценность человека зависит не от его принадлежности к высшим классам, а от его личных заслуг. Классицисты все подчиняли разуму, сентименталисты — чувствам, переживаниям и всевозможным оттенкам настроения. Образцы произведений сентиментализма на Западе: «Кларисса» С. Ричардсона, «Страдания юного Вертера» И. В. Гете. Главой русского сентиментализма считается Н. М. Карамзин. В рассказе «Бедная Лиза» Карамзин впервые открыл для себя мир человеческих чувств, глубину и силу любви простой крестьянки. Раскрывая мир чувств, литература сентиментализма воспитывала достоинство и уважение к своим силам, способностям, переживаниям независимо от положения в обществе.
Краткое содержание других презентаций
«Литература эпохи классицизма» — Трагедия, героическая поэма, ода, эпос. Формирование новой литературы. последнюю четверть века. Истоки мирового классицизма — Франция XVII века. В И. Майков. Русская литература XVIII века. Герои классических произведений. Период развития классицизма. Принцип «трех единств» вытекает из требования подражания природе. черты классицизма. Классицизм в русском и мировом искусстве. Урок — лекция.
«Литература XVIII века» — Притча о десяти девах. Поэтика слова. Текст песни. Изменение типа писателя. Учитывая год господа 1710. Старый и новый. практические функции. Литература 18 века Лампы. Символы и эмблема. Апологет королевской власти. Шутить. Устройство и навигация корабля. Дворянское поместье. Письма Симса. Слово для погребения. творческое наследие Феофана. Синодальное правительство. Феофан Прокопович. Слово о погребении Петра Великого.
«Литература России XVIII века» — Классицизм. Спокойствие. Французский классицизм. Ода Вознесению. Благородство. Жанрово-стилевая реформа. Ф. Шубин. Задание к рассказу «Бедная Лиза». Обращение к образам и формам древнего искусства. Любовный треугольник. Великие завоевания. Н. М. Карамзин. черты классицизма. Русская литература 18 века. Смутное время. Сентиментализм. Жанр ода.
«Литература XVIII-XIX веков» — Сентиментализм. «Каин». Литературные направления. Особенности классицизма в России. Николай Михайлович Карамзин. М.Ю. Лермонтова поэма «Демон». Романтизм. Основные черты романтического героя. Поэма «Мцыри». Своеобразие русского сентиментализма.
«Сентиментализм» — Бернарден де Сен-Пьер. Сентиментализм. Лоуренс Стерн. Николай Михайлович Карамзин. Особенности русского сентиментализма. Сентиментализм в Англии. Романы Сэмюэля Ричардсона. Сентиментализм во Франции. Русский сентиментализм. Новая Элоиза. Томас Грей.
«Писатели XVIII века» — Обращает на себя внимание обилие в произведении элементов традиционной книжной архаики. Сатира новиковских журналов была направлена против крепостного права. В КАЧЕСТВЕ. Шишков против Н.М. Карамзина. Русский литературный язык во второй половине 18 века. Эта мысль прожгла всю мою кровь. Старославянизмы используются Радищевым и с другой целью — для создания юмористического эффекта. Вклад Н. М. Карамзина в развитие русского литературного языка.
В русской литературе 18 века исследователи выделяют 4 периода: I. Литература Петра Великого. II лет. III.1760-е — первая половина 70-х гг. IV. Последняя четверть века.
Литература петровского времени До сих пор носит переходный характер. Главная особенность — интенсивный процесс «секуляризации» (т. е. замены религиозной литературы светской). В этот период вырабатывается новое решение проблемы личности. Жанровые особенности Ключевые слова: ораторская проза, рассказ, политические трактаты, учебники, поэзия.
Феофан Прокопович Наиболее яркой фигурой, одним из образованнейших людей этого периода был Ф. Прокопович («Поэтика», «Риторика»), четко сформировавший свои художественно-эстетические взгляды. Он считал, что поэзии должны учить не только простые граждане, но и сами правители.
Второй период (лет.) Этот период характеризуется становлением классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленным развитием литературного языка. В основе классицизма лежала ориентация на высокие образцы античного искусства как эталона художественного творчества. Жанровые особенности: трагедия, опера, эпос (высокие жанры), комедия, басня, сатира (низкие жанры).
Антиох Дмитриевич Кантемир () Автор сатир, в которых отмечается национальный колорит, связь с устным народным творчеством, они основаны на современной российской действительности («О хулящих учение», «О зависти и гордыне злобные дворяне» и др. ). По словам В. Г. Белинского, он «первый оживил поэзию».
Василий Кириллович Тредиаковский () Выступил настоящим новатором в искусстве слова. В своем трактате «Новый и краткий путь к сочинению русской поэзии» он подготовил почву для дальнейшего развития русской поэзии. Кроме того, Тредиаковский ввел новые литературные жанры: ода, элегия, басня, эпиграмма.
Михаил Васильевич Ломоносов () Один из первых теоретиков классицизма, ученый-экспериментатор, художник-автор мозаичного изображения Полтавской битвы, создатель торжественных од, реформатор языка и автор «Письма о правилах русской поэзии», « Краткое руководство по красноречию», «Грамматика», теория трех успокоений.
Михаил Васильевич Ломоносов () Просветительские взгляды и демократическая позиция Ломоносова отразились и в его поэтической деятельности, в содержании его произведений. Тема родины была главной в основном жанре его поэзии — оды.
Александр Петрович Сумароков () Также вошел в историю литературы как один из теоретиков русского классицизма, как автор любовной лирики (песен, эклогов, идиллий, элегий), как автор трагедий (9 трагедий, в которых главное — борьба страсти и разума, долга и личных чувств), автор комедий, басен (написал 400 басен).
Третий период (1760-е — первая половина 70-х гг.) В этот период возрастает роль торговых отношений в обществе, усиливается господство дворянского сословия. В литературе активно развиваются пародийные жанры, юмористические стихотворения В.И. литературные журналы М.Д. Чулкова («И то, и другое»), В.В. Тузова («Смесь»), Н.И. Новикова («Трутень», «Риддер», «Живописец»). В то же время М.М. Хераськов, создатель «Росияды», русского национального эпоса, а также ряда трагедий и драм («Венецианская монахиня», «Борислав», «Плоды наук» и др.).
Четвертый период Литература последней четверти XVIII в. развивалась в период потрясений, социальных потрясений, зарубежных революций (американской, французской). Расцветает в четвертом периоде комическая опера, произведение Д.И. Фонвизин () — автор множества басен («Нравоучительные басни с разъяснениями господина Гольберга»), пьесы «Бригадир» и знаменитой комедии «Недоросль».
Гаврила Романович Державин () Его перу принадлежат многие стихотворения и известные оды («Ода ко дню рождения Ее Величества. ..», «Фелица»). Державин первым ввел в поэзию разговорную лексику и просторечие; он укрепил демократические основы литературного языка.
Александр Николаевич Радищев () Иван Андреевич Крылов () Писатель, философ, поэт. Автор знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву». Протест против рабства, духовного порабощения – основной пафос этого произведения. Известный баснописец, среди произведений которого есть и трагедии («Филомела», «Клеопатра») и комедии («Магазин мод» и др.)
Николай Михайлович Карамзин () Н.М. Карамзин возглавил сентиментально-романтическое направление в литературе. Он заложил основы журналистики, критики, рассказов, романов, исторических рассказов, публицистики. Ему принадлежат переводы Шекспира, таких значительных произведений, как «Бедная Лиза», «Наталья — боярская дочь».
Краткое содержание других презентаций
«Литература эпохи классицизма» — Герои классических произведений. Принцип «трех единств» вытекает из требования подражания природе. последнюю четверть века. черты классицизма. В И. Майков. Период развития классицизма. Классицизм в русском и мировом искусстве. Русская литература XVIII века. Трагедия, героическая поэма, ода, эпос. Истоки мирового классицизма — Франция XVII века. Формирование новой литературы. Урок — лекция.
«Сентиментализм» — русский сентиментализм. Новая Элоиза. Томас Грей. Бернарден де Сен-Пьер. Романы Сэмюэля Ричардсона. Сентиментализм во Франции. Лоуренс Стерн. Особенности русского сентиментализма. Сентиментализм в Англии. Николай Михайлович Карамзин. Сентиментализм.
«Литература 18-19 веков» — Романтизм. «Каин». Особенности классицизма в России. Своеобразие русского сентиментализма. Поэма «Мцыри». Сентиментализм. Основные черты романтического героя. М.Ю. Лермонтова поэма «Демон». Николай Михайлович Карамзин. литературные направления.
«Литература России XVIII века» — Классицизм. Н. М. Карамзин. Обращение к образам и формам древнего искусства. Жанр ода. Русская литература 18 века. Смутное время. Французский классицизм. Спокойствие. Ода Вознесению. Благородство. Задание к рассказу «Бедная Лиза». Жанрово-стилевая реформа. Любовный треугольник. Ф. Шубин. Великие завоевания. черты классицизма. Сентиментализм.
«Писатели 18 века» — Взяли всех… Русский литературный язык во второй половине 18 века. Споры вокруг «нового» и «старого» слога. Сатира новиковских журналов была направлена против крепостного права. Особенности языка комедий Д. И. Фонвизина на примере комедии «Недоросль». Особенности языка и стиля «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев. Вклад Н. М. Карамзина в развитие русского литературного языка. Столь же достоверно воспроизводит Радищев мещанское просторечие.
«Литература 18 века» — Старая и новая. литературная культура петровского времени. Дворянское поместье. практические функции. Шутить. Литература XVIII века Поэтика слова. Притча о десяти девах. Изменение типа писателя. Синодальное правительство. Дан год господа 1710. Символы и герб. Лампы. Апологет королевской власти. Творческое наследие Феофана. Стефан Яворский. Феофан Прокопович. Письма Симса. Слово для погребения.
1 слайд
На этом уроке вы познакомитесь с парадоксами политической и духовной жизни 18 века, реформами Петра I, их влиянием на развитие литературы, а также поймете особую роль слово в русской средневековой культуре и литературе XVIII в. Вы поймете, как сочетались в литературе принципы классицизма и Просвещения, как зарождалось русское просветительство.
2 слайд
3 слайд
Заменяя религиозные тексты, литература унаследовала от них культурную функцию, став в русском обществе воплощением веры и совести, играя роль заступницы и исповедницы, нравственного судьи, обличителя зла и противостояние власти.
4 слайд
Классицизм и Просвещение в России сочетали европейскую эстетику со своими традициями, придавая процессу национально-эстетическое своеобразие.
5 слайд
Деятельность Прокоповича Литература петровской эпохи выполняла воспитательную функцию, прославляя успехи России и разъясняя гражданские задачи, ее основными чертами были актуальность и общедоступность. Петр искал верных людей, которые могли бы словом убедить других в необходимости перемен. Таким человеком стал Феофан Прокопович (1681-1736), церковный деятель и писатель.
6 слайд
Литература петровского времени В то же время стали популярными авантюрные романы, читателями которых были молодые дворяне, купцы и мещане. Одни из самых известных — «История о русском матросе Василии Кариоцком» и «История о храбром русском кавалере Александре», где выступают новые герои — энергичные, удачливые, находчивые и отважные.
7 слайд
Утверждение классицизма в России связано с именем Антиоха Кантемира (1708-1744) — сына молдавского правителя, образованного, разностороннего, влиятельного политика и русского дипломата. Последние 12 лет жизни он был русским посланником в Лондоне и Париже, общался с просветителями, изучал искусство классицизма.
8 слайд
Одна из самых парадоксальных фигур XVIII века. была личность В.К. Тредиаковский (1703-179 гг. )6). Он родился в Астрахани, в семье священника, учился в школе католических монахов, затем в Славяно-греко-латинской академии в Москве, затем отправился в Голландию, а оттуда пешком в Париж.
10 слайд
В эпоху Петра Великого возникла литература русского классицизма (Державин, Ломоносов, Тредиаковский, Прокопович, Сумароков), которая несколько отличается от европейской литературы. Ей отводилась роль просвещения общества в духе петровских нововведений. Начавшись как студенческая литература (первые писатели долгое время жили в Европе), русская литература к середине века набирала силу и становилась самостоятельной. Авторы все больше и больше подчиняются своим представлениям о правилах и вкусах, оставляя во власти европейские авторитеты.
Введение | История русской литературы
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория русской литературыЛитературные исследования — WorldBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория русской литературыЛитературные исследования — WorldBooksJournals Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Kahn, Andrew and others,
‘Introduction’
,
A History of Russian Literature
(
Oxford,
2018;
online edn,
Oxford Academic
, 24 май 2018 г.
), https://doi.org/10.1093/oso/9780199663941.003.0001,
, по состоянию на 30 ноября 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория русской литературыЛитературные исследования — WorldBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория русской литературыЛитературные исследования — WorldBooksJournals Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Извлечение
Формы истории литературы
Россия обладает одной из самых богатых и почитаемых литератур Европы, восходящей к одиннадцатому веку. Наш История русской литературы представляет собой всесторонний отчет о русской письменности от ее самых ранних истоков в монастырских произведениях Киева до наших дней, которая все еще изобилует творческими экспериментами постсоветской литературной жизни. Читатели найдут здесь отчеты о жанрах, включая героические песни и духовную поэзию (9).0242 духовные стихи ), роман, элегия и любовная поэзия; движения, такие как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм, авангард и постмодернизм. И читатели найдут обсуждение известных и менее известных писателей, которые внесли свой вклад в эту влиятельную и жизненно важную традицию для каждого из этих периодов и жанров.
Нужны ли читателям двадцать первого века истории национальных литератур теперь, когда одержимость глобальным практически вытеснила интерес к дискретным традициям? Одним словом, да. Подъем мировой литературы и ощущение того, что новые глобальные каноны, утратившие свою актуальность, формируются на наших глазах, не обесценивают по своей сути национальную литературную историю. Глобальная история может подтолкнуть к предположению, что национальное по определению статично или одномерно. Пересечение границы, которое доминирует в глобализированной литературе, кажется явно более динамичным, чем любая отдельная традиция. Close Тем не менее, эти пересечения границы могут помочь нам понять собственную литературную историю России, которая явно противоречит идее обособленности. Карта русской литературы никогда не была тождественна границам России: ее центры творческого производства занимают территории как внутри России, так и за ее пределами, и она включает в себя произведения, написанные на русском языке (пусть и не всегда в России и не обязательно этническими русскими). Изоляция холодной войны никогда не была единственной проблемой для литературной традиции и культуры, которая была открыта византийскому и балканскому влиянию в средневековый период и русинскому, польскому и латинскому веяниям в семнадцатом веке. Русская литература продолжала оставаться явно космополитичной и ориентированной на Европу (главным образом на Францию и Германию) в XVIII веке; она стала одной из великих европейских литератур девятнадцатого века, а затем распространилась на новые территории в фазах диаспоры в современный период, начиная с изгнания романтиков девятнадцатого века и нескольких волн эмиграции из девятнадцатого века. 20-х до 2010-х годов.
Предмет
Литературоведение – Мир
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.