Философия французского Просвещения. Основные представители и их идеи.
Множество мыслителей европейских, североамериканских стран и России проповедовали философию Просвещения. Оно сформировались в Англии. Именно это страна в те времена была наиболее прогрессивной и развитой. Представителями философии Просвещения были Дж. Толанд, А. Коллинз, А. Шефтсбери, Б. Мандевиль, множественные представители «Школы здравого смысла» во главе с Т. Ридом и др. В Америке философию Просвещения представляли Б. Франклин, А. Коллинз, Т. Пейн и Т. Купер. Для немецкого Просвещения было характерно активное развитие и подъём философской мысли, которая в корне разнилась от всего просветительского мировоззрения XVIII в. Здесь обязательно нужно упомянуть имена выдающихся просветителей таких, как Х. Вольф, Г. Лессинг, И. Гердер, И. Гёте, Ф, Шиллер. Наиболее известна французская просветительская философия, целью которой было перенесение идей Д. Локка, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница на почву своей страны. Здесь среди тех, кто этим активно занимался П. Бейль, Ж. Мелье. Истинными проповедниками революционных мыслей были Д. Дидро, Ж. Д’Аламьер, Э. Кондильяк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Руссо.
Основные черты философии французского Просвещения
Определение 1Французское Просвещение – это специфическое направление философской мысли, которое основано на метафизических представлениях, связанных с конкретно-историческим диалектическим переосмыслением важных философских идей.
Просветителей интересовали проблемы природы, материи, движения. Они отстаивали позиции материалистического сенсуализма в теории познания, занимались развитием эволюционных представлений. Механицизм был как оригинальный метод исследования, а их теория разумного эгоизма носила была устремлена к тенденциям утилитаризма, более того, концепция общественного договора находилась на службе построения новых моделей общества.
Замечание 1В качестве девиза эпохи Просвещения были использованы слова И. Канта: «Имей мужество пользоваться своим собственным умом!»
Это твёрдая, временами наивная вера в человеческий разум, необходимость избавления его от предрассудков и философских догм посредством пересмотра интеллектуальных ценностей, освобождения его от религиозных суеверий и морально-нравственных предрассудков, избавления от политического гнёта, вера в прогресс человечества, религиозная и этническая терпимость и защита свободы, естественных прав человека и гражданина, которых его невозможно лишить. Просветительский разум носит критический и эмпирический характер, а, следовательно, связан с опытом.
Просвещение было совокупностью социально-философских учений этого времени, которые носили антифеодальный характер. Важнейшими характеристиками просветительской идеологии были убеждённость в особенной, решающей роли просвещения и знаний в развитии общества.
Важно отметить, что воздействие просвещения происходит при помощи «просвещённого монарха» или посредством постепенного распространения знаний и подлинных понятий в народе.
Ж. Руссо говорил о том, что это во многом зависит от развития морального сознания. Ещё одной особенность был специфический рационализм, для которого характерно применение формулы «законы природы суть законы разума». Более того, говорилось о полезности законов природы для людей. В силу этого законы должны вызывать у разумных умов одобрение и готовность их усваивать.Идеи Р. Декарта, Б. Спинозы и Г. Лейбница объединяло общее убеждение в том, что мир сложился как стройное, внутреннее единое целое в соответствии с простыми и логически построенными законами механики.
Замечание 2По мнению учёных и мыслителей, именно математика, механика и астрономия являются основой объяснения мира в простых и самоочевидных понятиях.
Просветительская мысль по своему направлению была сфокусирована на политической сфере: критика установленных порядков была её основой. Предыдущая эпоха критиковалась и была признана столетиями глупости, невежества и обмана. Ориентиром в исследованиях жизни общества была для философов неизменная «человеческая природа», которая вобрала в себя нужды, стремления к их реализации и право каждого индивида на счастье, равенство всех касательно естественных прав, подчинённость окружающей среде и постоянная способность развития собственного разума.
Философы стали опровергать средневековую абстракцию касательно «греховного человека», заговорив о «действительном человеке», которому характерны полные права на земные радости и счастье. В итоге появился просветительский атеизм, которые весьма резко противопоставлял философию и религию.
Основными источниками просветительских идей стали академии, масонские ложи, салоны, «Энциклопедия», письма очерки.
Пример 1Масонские ложа появились в Лондоне в 1717 г. и достаточно быстро приобрели популярность в Европе.
Среди масонов были замечены Фридрих II Великий, И. Гете и И. Моцарт, Вольтер и Д, Дидро, Б. Франклин, Ф, Рузвельт, Георг IV, Дж. Буш и Казанова. На территории России также распространилась эта тенденция, масонами были Павел I, Александр I и Александр II, В. Баженов, И. Елагин, Н. Новиков, Н. Карамзин и др. Некоторые из этих представителей хотели мира и стремились быть терпимыми, другие имели серьёзный агрессивный характер с элементами антиклерикальных течений. Однако все, без исключения развивались на основе следующих просветительских принципов:
- Недогматическая вера в единого Бога.
- Воспитание гуманности.
- Подчинение моральному закону.
- Требование быть добрым, честным, искренним человеком, вне зависимости от воззрений каждого.
Салоны превратились в те места, где люди обменивались интеллектуальным опытом, встречали высокопоставленных иностранных чиновников, литераторов и общественных деятелей. «Энциклопедия» стала отражением всей просветительской учёности, тем самым объединила учёных и философов, представителей искусства и культуры, более того, смогла поспособствовать выработке теоретической базы Великой Французской революции. Зачинателями этого движения стали Д. Дидро, Ж. Д’Аламбер и Вольтер.
Выдающиеся представители французского Просвещения
Шарль Монтескье
Барон Ш. Монтескье известен как эрудит, правоучитель, правовед, политик, путешественник и космополит. Он занимался распространением экспериментальных методов изучения социума, за что его прозвали отцом социологии. Более того, он установил общие принципы, посредством которых необходимо было оформить разнообразие традиций и обычаев, юридических установлений, религиозных поклонений и политических конституций.
Он смог бережно соединить идеи Н. Макиавелли касательно политики государя с историко-политическими, физико-географическими и моральными причинами, которые определяли человеческие деяния и происшествия. «Персидские письма», «Размышления о всемирной монархии», «Размышления о причинах величия и падения римлян» были посвящены в основном размышлениям о возможностях веры улучшить человека и общество. В этом вопросе он опирался на просвещенческую миссию науки, которая может спасти многие народы от пагубных предрассудков. По его мнению, человека побуждает к изучению наук любознательность и внутреннее удовлетворение.
Замечание 3Ш. Монтескье считал, что любовь к учению является единственной вечной страстью.
«Персидские письма» написаны с применением методов естественных наук, посредством которых проводилось исследование исторических и социальных фактов. Таким образом, учёный сделал вывод, что общество подчиняется законам естественных наук, а не провидению и случаю. В письме LXXXIII он открывает завесу тайны натуралистическо-рационалистической теории справедливости и правосудия, полагаясь на добродетели, из которых они исходят.
- Республиканская.
- Монархическая.
- Деспотичная.
Классификацию свою он основывает на этических принципах добродетели, чести и страхе. По его мнению, эти формы правления могут разлагаться, а политическая свобода и разделение властей могут предоставить необходимые условия для процветания народов.
Дени Дидро
Д. Дидро из семьи зажиточного ремесленника. Он окончил колледж в Сорбонне. Он занимался переводческой деятельностью. Мысль о написании «Энциклопедии» пришла к нему в процессе его работы над переводами «Философскими мыслями». Его знакомства с Ж. Д’Аламбером, Ж. Руссо и Э. Кондильяком также поспособствовали этому. Его просветительские взгляды формировались в кружке П. Гольбаха и вокруг сочинений «Разговор Д’Аламбера с Дидро» и «Философские принципы относительно материи движения». Обращаясь к произведениям И. Ньютона, он предоставил убедительные доказательства того, что Бог является механической машиной.
Замечание 4Д. Дидро изначально утверждал с позиции деизма, что христианские суеверия и религиозные догмы – это бессмыслица, и одновременно с этим говорил, что Бог – это кладезь добра.
В своих первых произведениях Д. Дидро демонстрировал естественно-теологическую позицию под влиянием воззрений И. Ньютона, в последствии эта позиция трансформируется в атеистическую и материалистическую.
Пример 2«Мысли об объяснении природы» «Философские принципы относительно материи и движения», «Монахиня», «Племянник Рамо», «Жак-фаталист» – это работы, которые представляют новые воззрения Д. Дидро.
Все, перечисленные выше работы появились одновременно с важнейшими статьями из «Энциклопедии» и двадцатилетним руководством по её изданию. Отныне Д. Дидро стал утверждать, что нет какого-то Бога, которые распоряжается Вселенной, реальна исключительно материя в движении. Он опровергал все стремления К. Гельвеция сводить воззрения, сознание человека к совокупности ощущений и выдавать гипотезы за безусловно надёжные факты.
Этьенн Бонно
Э. Бонно в последующем стали называть аббатом де Кондильяком. Он много внимания уделял работам Вольтера, Ф. Бэкона и Ж. Ламетри. Он был знаком с Д. Дидро, Ж. Д’Аламбером и Ж. Руссо. Своей основной целью он видел развитие идей эмпиризма Д. Локка в истинно философском смысле, рассказав в «Трактате об ощущениях», что именно из ощущений генерируется вся познавательная психическая жизнь человека посредством определённых трансформаций.
Теория познания Кондильяка представляется как гносеология Просвещения, где эмпиризм Д. Локка выглядит как форма сенсуализма с преобладанием ощущений. В своём «Трактате о системах» мыслитель говорит о трёх видах ощущений. Одни основываются на принципах, которые представляют собой абстрактные максимы. Другие зачисляют в принципы допущения, ради придания смысла фактам, необъяснимым иным приёмом. Третьи строятся на установленных фактах. Он утверждал, что учения Р.
Декарта, Н. Мальбранша, Б. Спинозы, К. Лейбница строятся на общих абстрактных принципах, которые никак не связаны с реальностью. Он резко критикует их, говоря о том, что абстрактные принципы бесполезны и опасны. Виной всему воспитание, которое приучило пользоваться размытыми понятиями. Становится очевидно, что критика метафизических систем редуцируется к неприятию абстрактных понятий, скрывающихся под обликом познания. По его мнению, пора отказаться от философского слога и начать пользоваться научными понятиями. В «Языке исчислений» Кондильяк говорит о языке математики как о правильно направленной науке.Кондильяк говорит, что философия сможет достичь подобных математике результатов, если будет скромно соразмерять свои претензии с проблемами человеческого сознания.
Жюльен Офре де Ламетри
Ж. Ламетри был выдающимся представителем материализма, претендовал на истинность, поскольку она подкреплена успехами наук, в большей степени медицины. В Париже он получил степень доктора медицины, после чего стажировался у известного врача и естествоиспытателя Г. Бургаве, который отстаивал собственные атеистические взгляды на основе идей Б. Спинозы.
Ж. Ламетри в «Трактате о душе» говорит о том, что всё, что не добыто из самой природы, не основывается на фактах, не может быть отнесено к философии. Философия должна учить материализму. Однако именно за материализм и атеизм он был изгнан из Франции, в результате чего он эмигрирует в Голландию, где публикует свою работу «Человек-машина» анонимно. Судьба у этой книги была печальная, Лейденский магистрат решил её сжечь. Ж. Ламетри скрывается в Германии. Ему помогает Фридрих II. Именно он поспособствовал его вступлению в Берлинскую академию наук и даже помог назначить пенсию. Там он свободно опубликовал свои работы: «Человек-растение», «Анги-Сенека, или рассуждения о счастье», «Животные – большее, чем машины», «Искусство наслаждаться», «Физическая красота, или Опыт о происхождении человеческой души».
Наиболее понятно и доходчиво Ж. Ламетри излагает свои взгляды в «Человек-машина». Там он высказывает мнение, что человек является сложной машиной, которая только полагаясь на свой опыт может пояснить свою сущность, и при этом не ограничиваться «пустой болтовнёй философов». Эмпирические факты свидетельствуют, что во время болезни душа находится в затмении, она раздваивается под давлением гнева и ярости, её слабость может пропадать и тогда рождается талантливый человек. Душа и тело впадают в сон. Тело, по мнению Ж. Ламетри – это машина, она сама заводит свои пружины, которые её двигают; питание восстанавливает, человек мыслит и совершает нравственные поступки, с возрастом тело меняет рассудок, а душа испытывает воздействие воспитания и образования. У человека-машины могут быть различные состояния души соизмеряются с состоянием тела. Человек и животное отличаются на качественном уровне: человек более чувствителен. Ж. Ламетри критикует суеверие и выступает за добродетели.
Клод Гельвеций
К. Гельвеций ещё до поступления в университет ознакомился с «Опытом о человеческом разуме» Д. Локка, чьи идеи оказали влияние на его мировоззрения. После окончания юридического факультета он совсем недолго работал по специальности. Под впечатлением от Вольтера и его идей он пишет «Послание о любви к знанию», чуть позднее поэму «Счастье» и публикует книгу «О человеке, его умственных способностях и его воспитании». Начал сотрудничать с «Энциклопедией». Однако самой громкой его работой стала «Об уме», которая подразумевала критику феодальных порядков, религиозных догм и католической церкви. Книга спровоцировала ярость власть держащих, а также многих представителей религиозных кругов. Её судьба закончилась сожжением. Она была посвящена истории формирования идей. Согласно этому изданию, базой ментальной жизни считались ощущения, а ум признавался совокупностью многочисленных новых идей, представляющих интерес для общественности. Именно интерес руководит всеми нашими размышлениями.
Учёный разделяет идеи на полезные, вредные и безразличные.
Пример 3К. Гельвеций писал: «…личный интерес определяет отдельные суждения, а общественный интерес определяет суждения целых наций… одним словом, всегда и везде восхваляют любовь или великодушие, а презирают ненависть или мстительность».
Самолюбие он считает силой движения, посредством которой можно достигнуть успеха в обществе, и только знание этого механизма помогает народам понять необходимость наделения правительства властью. Более того, он считает, что миром правят и страсти: этот святой огонь оживляет мир нравственности, создаёт условия для открытий в науке и искусстве. И добродетель, и мудрость просветителя – плоды того же древа.
Поль Анри Дитрих, барон Гольбах
П. Гольбах был родом из Парижа. Наследство, оставленное ему, помогло заниматься науками. Его знания в области естественных наук и технологий позволяли ему писать в «Энциклопедию». Он отвечал за физику, химию, металлургию и минералогию. В преддверии революции Его салон стал местом средоточия философских и атеистических взглядов. Это место для постоянных дискуссий. Во дворце П. Гольбаха принимали высокообразованных иностранцев, которые посещали Париж. Учёный оставил после себя огромное число работ, самые заметные среди них «Система природы», «Естественная политика», «Социальная система», «Всеобщая мораль» и антирелигиозные сочинения «Лицемерие священников», «Разоблаченное христианство», «Критическая история Иисуса Христа» и др.
Главное произведение П. Гольбаха – «Система природы», который современники прозвали «библией атеистического материализма». В неё собраны воедино древние и новейшие для того времени доказательства для материалистической и атеистической интерпретации действительности. Это стало серьёзным ударом по существующему строю, реакционности, который был сконцентрирован на защите идей Просвещения, а на самом деле призывал к революции. А с другой стороны это произведение представляло собой своеобразный гимн природе и человеку. Философ считал, что не никаких различий между физическим человеком и духовным, поскольку духовное – это то же самое плотское существо. Духовный человек в своих действиях опирается на физические причины, но ему мешают суеверия. В силу этого он обязан использовать физику и опыт, чтобы достичь истины. Это касается и религии, и морали, и политики. Теологические понятия в данном контексте представляют собой не больше, чем иллюзии, которые не обладают реальностью и становятся лишь призраками, которые созданы невежеством, а значит вредны для человека и человечества.
Человек является частью природы и подчиняется естественным факторам. Исходя из этого совершенно абсурдно говорить о душе, свободной от тела. В той же мере совершенно несообразно говорить о свободе человека, поскольку она зависит от темперамента, мировоззрения, понятий о счастье, от воспитания, а также страстей. Человек живёт в обществе и ради собственного благополучия он должен подчиняться законам, которые должны быть естественными законами, адаптированными к потребностям, обстоятельствам, суждениям и позиции общества и нации. Наука, разум и истина устраняют все недопонимания на пути стремления человека к счастью.
Вольтер
Вольтер стал одной из ключевых фигур просветительского движения. О нём говорят, как о философе с разносторонними интересами и талантами. Он был философом, историком, драматургом, романистом, поэтом и публицистом-просветителем. Вольтерьянство стало нарицательным понятием, его идеи принимали правители, аристократы, кокетничающие с антиклерикализмом, и просветители. Желание иметь просвещённого монарха на троне во французском обществе сформировалось по большей части благодаря Вольтеру. Это убеждение он вынес благодаря собственному опыту исходя из общения с Фридрихом II Прусским, а также из переписки с Марией-Терезией Австрийской и Екатериной II.
По его мнению, даже Бог был «философом на троне неба». Однако он утверждал, что одновременно Творец ещё и механик с выдающимися инженерными способностями. Вольтер воспринимал веру в существование Бога как результат работы разума, суеверие, которое необходимо побороть. Философия Вольтера состояла в критике давней метафизики и в требовании изжить всё старое, что отжило свой век, будь то власть монарха или преобладание церкви в обществе. При всём при этом он выступает с требованиями равенства людей перед законом и правом.
Ф. Ницше высказывался о Вольтере как о человеке с особенным драматическим даром и сравнивал его творческие способности по размаху с греческим талантом и многообразием интересом мятежной души. Тем временем И. Гёте был уверен в том, что тот поспособствовал формирования выдающихся деятелей Д. Дидри, Ж. Д’Аламбер, П. Бомарше и др. Славу Вольтер заслужил благодаря своей саркастической прозе, остроте и элегантности стиля, борьбе за справедливость, беспредельной терпимости, смеху и мятежному характеру. Он без сомнений стал символом культуры эпохи Просвещения.
Замечание 6За свои вольнодумные мысли и стихотворения Вольтер дважды находился в заключении в Бастилии, где и написал трагедию «Эдип».
После освобождения из-под стражи его выслали из Франции на три года, всё это время он провёл в Лондоне.
В Лондоне он попал в круг высокообразованных людей. Этому поспособствовал лорд Болингброк. Вольтер смог дискутировать в научных кругах с выдающимися учёными Англии. В результате он написал «Английские письма» после изучения английских политических институтов и философских трудов Д. Локка и И. Ньютона. Эти письма обличали феодальные порядки во Франции, нетерпимость и религиозное мракобесие. В них Вольтер отражает эмпирическую философию Ф. Бэкона, Д. Локка, И Ньютона, он проводит сравнительный анализ научной теории последнего с теориями Р. Декарта. Философию Р. Декарта он характеризует как черновик, а работы И. Ньютона он характеризует как шедевр, в силу того, что в них заключена система мироздания, свет, бесконечность.
«Английские письма», как «противные религии, добрым нравам и власти», были отправлены в огонь в 1734 г. согласно приговору парижского парламента. Вольтер уезжает из Парижа и отправляется в замке в Сире. Там на протяжении 15 лет формировалось братство, в которое входили многие выдающиеся умы Франции. Здесь он создаёт свои трагедии «Смерть Цезаря», «Альзира», «Магомет», «Меропа» и философские сочинения «Основы философии Ньютона».
Вольтера поддерживала Мадам де Помпадур в прощении двора, более того, король назначил Вольтера историографом Франции, а академия выбирает его в свои ряды. Более того, его пригласили в Берлин и пригласили на пост камергера. В Пруссии Вольтер прожил три года, там он опубликовал своё произведение «Век Людовика XIV». Однако после высмеял казарменно-палочный режим в «Мемуарах». Неподалёку от Женевы он приобрёл поместье Отрада и там написал «Опыт о всеобщей истории и о нравах и духе народов», в котором сделал акцент на наказуемость преступлений против народа. Он напрочь отрицает в истории мифы и предрассудки религии, полагая предпочтительными изучение природы, отношений в обществе, культуры, истории торговли и изобретений. Он уверен в том, что историю делают люди, и от Божьего промысла ничего не зависит.
Философские повести «Кандид, или Оптимизм» и «Трактат о веротерпимости» посвящены отрицанию и сарказму в отношении фанатизма и нетерпимости чиновников. Окончательно он поселился в поместье в Швейцарии, где и написал «Философский словарь», «Философию истории», «Несведущий» и «Комментарий» к книге Баккария «О преступлениях и наказаниях». Двадцать восемь лет он находился в разлуке с Францией, после чего триумфально вернулся в Париж, чтобы представить свою комедию «Ирина». Через три месяца он умер, 30 мая 1778 г.
Ни гнёт со стороны королевского двора, ни жизненные перипетии не помешали его таланту, избирательности и деловым качествам, ни силе его мысли и любознательности, ни способности говорить ясно и доступно и трудных вещах, в которых не так просто разобраться. Зачастую его принято считать атеистом и вольнодумцем, но сам Вольтер верил в существование Бога, который, по его мнению, был великим инженером или конструктором. Бог выступал создателем миропорядка, а люди – творцы истории, для которой характерно и добро, и зло. Бог – это не результат веры, а результат работы разума и здравого смысла. Именно так пишет Вольтер в «Философском словаре». Философ высказывается за конфессиональный плюрализм и веротерпимость. Именно он открыл для Франции систематизированную форму английской политической мысли и философские теории, при этом остро критически высказывался в отношении навязчивого пессимизма Паскаля и оптимизма «лучшего из миров» К. Лейбница.
Вольтер говорит об объективном исследовании философских вопросов, к примеру, так же, как это происходит в астрономии или других науках. Философ должен выяснить способ мышления, исследования зарождения идей у человека, найти ответ на поставленный вопрос о существовании души у человека, отличной от тела, а также понять вечна ли эта душа или свободна. Решить большинство из подобных вопросов можно в зависимости от того, признаётся ли существование Бога. Историческая заслуга Вольтера в том, что он помогал распространению физики Ньютона. Он защищал детерминистский взгляд на реальность и вместе с тем говорил, что свобода и необходимость взаимосвязаны. Особенно в контексте того, что необходимость – это предпосылка свободы человека, которая понимается им как способность активно действовать.
Замечание 7После смерти Вольтера Екатерина II выкупила всю его библиотеку, которая до сих пор хранится в Публичной библиотеке Санкт-Петербурга и ею можно воспользоваться.
Жан-Жак Руссо
Важно отметить, что постулат о безграничных возможностях разума не у всех вызывал отклик. Ж. Руссо это мнение поддерживал. Он родился в Швейцарии и долгое время находился в поиске своего предназначения. И только после знакомства в Париже с выдающимися энциклопедистами смог определиться. Он участвовал в конкурсе академии в Дижоне с трактатом «Способствовало ли восстановление наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?» после чего приобрёл популярность. Его характеризовали как романтического просветителя и индивидуалистического коллективиста. Он был теоретиком сентиментализма в литературе, выступал за полное слияние индивида и общества на почве единых интересов. Его произведения ярко иллюстрируют его взгляды и говорят о том, что он сын эпохи Просвещения.
Ж. Руссо не являлся философом-профессионалом, но мог достаточно резко высказаться против подъёма наук и искусства, которые вели к деградации и искажению нравственности, распространению роскоши, праздности и подавлению чувства свободы. Эти воззрения были откликом на представления о естественной деревенской жизни, которая максимально близка к природе и не испорчена цивилизацией.
Ж. Руссо интересовался вопросами философии истории и морали, также в поле его зрения были социальные проблемы, педагогические и психологические исследования.
Основной вопрос, который волновал Ж. Руссо: как переступить урон, которые наносится простому человеку социальным неравенством, физическим, политическим и имущественным? С точки зрения идеологии «третьего сословия» он оправдывает революционные действия и проект реставрации патриархальной республики с уравненной мелкой частной собственностью. Вторая идея его учения – возвращение людей к природе, иными словами превращение их в «людей природы», способность жить в будущем, лучшем идеальном обществе. Этому посвящены его сочинения «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми», трактат «Эмиль, или О воспитании». Написал он несколько статей и для «Энциклопедии», а именно «Музыкальный словарь» и статью «Политическая экономия». Его официальный разрыв с энциклопедистами говорит об антифилософском манифесте – «Письма к Д’Аламберу о зрелищах».
Чуть позднее он создаёт «Новую Элоизу», «Общественный приговор», «Эмиль». Однако два последних произведения были осуждены гражданскими и церковными властями Парижа и Женевы. Как следствие учёный отказался от гражданства Женевы. Некоторое время он провёл в Англии, после чего отправился в Париж, там он доработал «Исповедь» и создал «Диалоги: Руссо судит Жан-Жака», «Прогулки одинокого мечтателя» и «Опыт о происхождении языков». Умер мыслитель от солнечного удара 2 июля 1778 г.
Логично, что учение Ж. Руссо получило большой отклик в народных массах, поскольку свобода не может существовать без равенства. Со временем философы и общественные деятели стали развивать многие его идеи. Сомнения Ж. Руссо в абсолютной достоверности рациональных воззрений отразилось на формировании идеологии романтизма и попытках И. Канта синтезировать рациональное и чувственное и определить границы разума. Но в любом случае, главная тема его попечений остаётся проблема естественного человека, которому характерна целостность, доброта, биологическое здоровье, нравственная честность, справедливость. Конфликт природы и человека делает его злым, при этом случайные обстоятельства могут улучшить разум, но при этом ухудшить расу. Природа, по его мнению, есть некоторое божество, которое представляет прототип всяческого добродушия и благоденствия, оно как мерило подлинной ценности. Дикари – это истинно нравственные индивиды, им не знакомы пороки, но они и не просвещены.
Он пришёл к неверному выводу, что наука и искусство развращают человека, не приносят ему пользы. Не всякое невежество порочно: поскольку стоит только ограничить собственную любознательность, собственные способности на основе любви к добродетели и ситуация в корне переменится. Науку он порицает за излишнее высокомерие, а её истоки видит в пороках человека, отрицает идею исторического прогресса.
Замечание 8Вольтер не случайно назвал свой трактат «Рассуждение о неравенстве» пасквилем, направленным против человечества. Это вполне логично в данном контексте.
Ж. Руссо выступает против просветителей, но он высказывается за Просвещение, в силу того, что считает разум наилучшим инструментом развития естественного нрава.
Пример 4Его трактат «Об общественном договоре» начинается со слов: «Человек рождён свободным, а между тем везде он в оковах».
Задача философа заключается в том, чтобы освободить человека от оков и вернуть ему свободу в новой модели общества, основанную на сознательном голосе общественного человека, уповающего на общую волю народа. Воспитание человека в соответствии с требованиями общественного договора требует немало сил и мужества. Именно об этом пишет свои педагогические сочинения Ж. Руссо в форме эпистолярного романа, который иллюстрирует, что посредством правильно установленного воспитания на природе и рядом с природой можно найти решения важнейших проблем общества.
Философия французского Просвещения. Основные представители и их идеи.
Множество мыслителей европейских, североамериканских стран и России проповедовали философию Просвещения. Оно сформировались в Англии. Именно это страна в те времена была наиболее прогрессивной и развитой. Представителями философии Просвещения были Дж. Толанд, А. Коллинз, А. Шефтсбери, Б. Мандевиль, множественные представители «Школы здравого смысла» во главе с Т. Ридом и др. В Америке философию Просвещения представляли Б. Франклин, А. Коллинз, Т. Пейн и Т. Купер. Для немецкого Просвещения было характерно активное развитие и подъём философской мысли, которая в корне разнилась от всего просветительского мировоззрения XVIII в. Здесь обязательно нужно упомянуть имена выдающихся просветителей таких, как Х. Вольф, Г. Лессинг, И. Гердер, И. Гёте, Ф, Шиллер. Наиболее известна французская просветительская философия, целью которой было перенесение идей Д. Локка, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница на почву своей страны. Здесь среди тех, кто этим активно занимался П. Бейль, Ж. Мелье. Истинными проповедниками революционных мыслей были Д. Дидро, Ж. Д’Аламьер, Э. Кондильяк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Руссо.
Основные черты философии французского Просвещения
Определение 1Французское Просвещение – это специфическое направление философской мысли, которое основано на метафизических представлениях, связанных с конкретно-историческим диалектическим переосмыслением важных философских идей.
Просветителей интересовали проблемы природы, материи, движения. Они отстаивали позиции материалистического сенсуализма в теории познания, занимались развитием эволюционных представлений. Механицизм был как оригинальный метод исследования, а их теория разумного эгоизма носила была устремлена к тенденциям утилитаризма, более того, концепция общественного договора находилась на службе построения новых моделей общества.
Замечание 1В качестве девиза эпохи Просвещения были использованы слова И. Канта: «Имей мужество пользоваться своим собственным умом!»
Это твёрдая, временами наивная вера в человеческий разум, необходимость избавления его от предрассудков и философских догм посредством пересмотра интеллектуальных ценностей, освобождения его от религиозных суеверий и морально-нравственных предрассудков, избавления от политического гнёта, вера в прогресс человечества, религиозная и этническая терпимость и защита свободы, естественных прав человека и гражданина, которых его невозможно лишить. Просветительский разум носит критический и эмпирический характер, а, следовательно, связан с опытом.
Просвещение было совокупностью социально-философских учений этого времени, которые носили антифеодальный характер. Важнейшими характеристиками просветительской идеологии были убеждённость в особенной, решающей роли просвещения и знаний в развитии общества.
Важно отметить, что воздействие просвещения происходит при помощи «просвещённого монарха» или посредством постепенного распространения знаний и подлинных понятий в народе. Ж. Руссо говорил о том, что это во многом зависит от развития морального сознания. Ещё одной особенность был специфический рационализм, для которого характерно применение формулы «законы природы суть законы разума». Более того, говорилось о полезности законов природы для людей. В силу этого законы должны вызывать у разумных умов одобрение и готовность их усваивать.
Идеи Р. Декарта, Б. Спинозы и Г. Лейбница объединяло общее убеждение в том, что мир сложился как стройное, внутреннее единое целое в соответствии с простыми и логически построенными законами механики.
Замечание 2По мнению учёных и мыслителей, именно математика, механика и астрономия являются основой объяснения мира в простых и самоочевидных понятиях.
Просветительская мысль по своему направлению была сфокусирована на политической сфере: критика установленных порядков была её основой. Предыдущая эпоха критиковалась и была признана столетиями глупости, невежества и обмана. Ориентиром в исследованиях жизни общества была для философов неизменная «человеческая природа», которая вобрала в себя нужды, стремления к их реализации и право каждого индивида на счастье, равенство всех касательно естественных прав, подчинённость окружающей среде и постоянная способность развития собственного разума.
Философы стали опровергать средневековую абстракцию касательно «греховного человека», заговорив о «действительном человеке», которому характерны полные права на земные радости и счастье. В итоге появился просветительский атеизм, которые весьма резко противопоставлял философию и религию.
Основными источниками просветительских идей стали академии, масонские ложи, салоны, «Энциклопедия», письма очерки.
Пример 1Масонские ложа появились в Лондоне в 1717 г. и достаточно быстро приобрели популярность в Европе.
Среди масонов были замечены Фридрих II Великий, И. Гете и И. Моцарт, Вольтер и Д, Дидро, Б. Франклин, Ф, Рузвельт, Георг IV, Дж. Буш и Казанова. На территории России также распространилась эта тенденция, масонами были Павел I, Александр I и Александр II, В. Баженов, И. Елагин, Н. Новиков, Н. Карамзин и др. Некоторые из этих представителей хотели мира и стремились быть терпимыми, другие имели серьёзный агрессивный характер с элементами антиклерикальных течений. Однако все, без исключения развивались на основе следующих просветительских принципов:
- Недогматическая вера в единого Бога.
- Воспитание гуманности.
- Подчинение моральному закону.
- Требование быть добрым, честным, искренним человеком, вне зависимости от воззрений каждого.
Салоны превратились в те места, где люди обменивались интеллектуальным опытом, встречали высокопоставленных иностранных чиновников, литераторов и общественных деятелей. «Энциклопедия» стала отражением всей просветительской учёности, тем самым объединила учёных и философов, представителей искусства и культуры, более того, смогла поспособствовать выработке теоретической базы Великой Французской революции. Зачинателями этого движения стали Д. Дидро, Ж. Д’Аламбер и Вольтер.
Выдающиеся представители французского Просвещения
Шарль Монтескье
Барон Ш. Монтескье известен как эрудит, правоучитель, правовед, политик, путешественник и космополит. Он занимался распространением экспериментальных методов изучения социума, за что его прозвали отцом социологии. Более того, он установил общие принципы, посредством которых необходимо было оформить разнообразие традиций и обычаев, юридических установлений, религиозных поклонений и политических конституций.
Он смог бережно соединить идеи Н. Макиавелли касательно политики государя с историко-политическими, физико-географическими и моральными причинами, которые определяли человеческие деяния и происшествия. «Персидские письма», «Размышления о всемирной монархии», «Размышления о причинах величия и падения римлян» были посвящены в основном размышлениям о возможностях веры улучшить человека и общество. В этом вопросе он опирался на просвещенческую миссию науки, которая может спасти многие народы от пагубных предрассудков. По его мнению, человека побуждает к изучению наук любознательность и внутреннее удовлетворение.
Замечание 3Ш. Монтескье считал, что любовь к учению является единственной вечной страстью.
«Персидские письма» написаны с применением методов естественных наук, посредством которых проводилось исследование исторических и социальных фактов. Таким образом, учёный сделал вывод, что общество подчиняется законам естественных наук, а не провидению и случаю. В письме LXXXIII он открывает завесу тайны натуралистическо-рационалистической теории справедливости и правосудия, полагаясь на добродетели, из которых они исходят. Мыслитель говорит о трёх формах правления:
- Республиканская.
- Монархическая.
- Деспотичная.
Классификацию свою он основывает на этических принципах добродетели, чести и страхе. По его мнению, эти формы правления могут разлагаться, а политическая свобода и разделение властей могут предоставить необходимые условия для процветания народов.
Дени Дидро
Д. Дидро из семьи зажиточного ремесленника. Он окончил колледж в Сорбонне. Он занимался переводческой деятельностью. Мысль о написании «Энциклопедии» пришла к нему в процессе его работы над переводами «Философскими мыслями». Его знакомства с Ж. Д’Аламбером, Ж. Руссо и Э. Кондильяком также поспособствовали этому. Его просветительские взгляды формировались в кружке П. Гольбаха и вокруг сочинений «Разговор Д’Аламбера с Дидро» и «Философские принципы относительно материи движения». Обращаясь к произведениям И. Ньютона, он предоставил убедительные доказательства того, что Бог является механической машиной.
Замечание 4Д. Дидро изначально утверждал с позиции деизма, что христианские суеверия и религиозные догмы – это бессмыслица, и одновременно с этим говорил, что Бог – это кладезь добра.
В своих первых произведениях Д. Дидро демонстрировал естественно-теологическую позицию под влиянием воззрений И. Ньютона, в последствии эта позиция трансформируется в атеистическую и материалистическую.
Пример 2«Мысли об объяснении природы» «Философские принципы относительно материи и движения», «Монахиня», «Племянник Рамо», «Жак-фаталист» – это работы, которые представляют новые воззрения Д. Дидро.
Все, перечисленные выше работы появились одновременно с важнейшими статьями из «Энциклопедии» и двадцатилетним руководством по её изданию. Отныне Д. Дидро стал утверждать, что нет какого-то Бога, которые распоряжается Вселенной, реальна исключительно материя в движении. Он опровергал все стремления К. Гельвеция сводить воззрения, сознание человека к совокупности ощущений и выдавать гипотезы за безусловно надёжные факты. Как истинный гуманизм от уверовал в разум, укреплённый скептицизмом.
Этьенн Бонно
Э. Бонно в последующем стали называть аббатом де Кондильяком. Он много внимания уделял работам Вольтера, Ф. Бэкона и Ж. Ламетри. Он был знаком с Д. Дидро, Ж. Д’Аламбером и Ж. Руссо. Своей основной целью он видел развитие идей эмпиризма Д. Локка в истинно философском смысле, рассказав в «Трактате об ощущениях», что именно из ощущений генерируется вся познавательная психическая жизнь человека посредством определённых трансформаций.
Теория познания Кондильяка представляется как гносеология Просвещения, где эмпиризм Д. Локка выглядит как форма сенсуализма с преобладанием ощущений. В своём «Трактате о системах» мыслитель говорит о трёх видах ощущений. Одни основываются на принципах, которые представляют собой абстрактные максимы. Другие зачисляют в принципы допущения, ради придания смысла фактам, необъяснимым иным приёмом. Третьи строятся на установленных фактах. Он утверждал, что учения Р. Декарта, Н. Мальбранша, Б. Спинозы, К. Лейбница строятся на общих абстрактных принципах, которые никак не связаны с реальностью. Он резко критикует их, говоря о том, что абстрактные принципы бесполезны и опасны. Виной всему воспитание, которое приучило пользоваться размытыми понятиями. Становится очевидно, что критика метафизических систем редуцируется к неприятию абстрактных понятий, скрывающихся под обликом познания. По его мнению, пора отказаться от философского слога и начать пользоваться научными понятиями. В «Языке исчислений» Кондильяк говорит о языке математики как о правильно направленной науке.
Замечание 5Кондильяк говорит, что философия сможет достичь подобных математике результатов, если будет скромно соразмерять свои претензии с проблемами человеческого сознания.
Жюльен Офре де Ламетри
Ж. Ламетри был выдающимся представителем материализма, претендовал на истинность, поскольку она подкреплена успехами наук, в большей степени медицины. В Париже он получил степень доктора медицины, после чего стажировался у известного врача и естествоиспытателя Г. Бургаве, который отстаивал собственные атеистические взгляды на основе идей Б. Спинозы.
Ж. Ламетри в «Трактате о душе» говорит о том, что всё, что не добыто из самой природы, не основывается на фактах, не может быть отнесено к философии. Философия должна учить материализму. Однако именно за материализм и атеизм он был изгнан из Франции, в результате чего он эмигрирует в Голландию, где публикует свою работу «Человек-машина» анонимно. Судьба у этой книги была печальная, Лейденский магистрат решил её сжечь. Ж. Ламетри скрывается в Германии. Ему помогает Фридрих II. Именно он поспособствовал его вступлению в Берлинскую академию наук и даже помог назначить пенсию. Там он свободно опубликовал свои работы: «Человек-растение», «Анги-Сенека, или рассуждения о счастье», «Животные – большее, чем машины», «Искусство наслаждаться», «Физическая красота, или Опыт о происхождении человеческой души».
Наиболее понятно и доходчиво Ж. Ламетри излагает свои взгляды в «Человек-машина». Там он высказывает мнение, что человек является сложной машиной, которая только полагаясь на свой опыт может пояснить свою сущность, и при этом не ограничиваться «пустой болтовнёй философов». Эмпирические факты свидетельствуют, что во время болезни душа находится в затмении, она раздваивается под давлением гнева и ярости, её слабость может пропадать и тогда рождается талантливый человек. Душа и тело впадают в сон. Тело, по мнению Ж. Ламетри – это машина, она сама заводит свои пружины, которые её двигают; питание восстанавливает, человек мыслит и совершает нравственные поступки, с возрастом тело меняет рассудок, а душа испытывает воздействие воспитания и образования. У человека-машины могут быть различные состояния души соизмеряются с состоянием тела. Человек и животное отличаются на качественном уровне: человек более чувствителен. Ж. Ламетри критикует суеверие и выступает за добродетели.
Клод Гельвеций
К. Гельвеций ещё до поступления в университет ознакомился с «Опытом о человеческом разуме» Д. Локка, чьи идеи оказали влияние на его мировоззрения. После окончания юридического факультета он совсем недолго работал по специальности. Под впечатлением от Вольтера и его идей он пишет «Послание о любви к знанию», чуть позднее поэму «Счастье» и публикует книгу «О человеке, его умственных способностях и его воспитании». Начал сотрудничать с «Энциклопедией». Однако самой громкой его работой стала «Об уме», которая подразумевала критику феодальных порядков, религиозных догм и католической церкви. Книга спровоцировала ярость власть держащих, а также многих представителей религиозных кругов. Её судьба закончилась сожжением. Она была посвящена истории формирования идей. Согласно этому изданию, базой ментальной жизни считались ощущения, а ум признавался совокупностью многочисленных новых идей, представляющих интерес для общественности. Именно интерес руководит всеми нашими размышлениями.
Учёный разделяет идеи на полезные, вредные и безразличные.
Пример 3К. Гельвеций писал: «…личный интерес определяет отдельные суждения, а общественный интерес определяет суждения целых наций… одним словом, всегда и везде восхваляют любовь или великодушие, а презирают ненависть или мстительность».
Самолюбие он считает силой движения, посредством которой можно достигнуть успеха в обществе, и только знание этого механизма помогает народам понять необходимость наделения правительства властью. Более того, он считает, что миром правят и страсти: этот святой огонь оживляет мир нравственности, создаёт условия для открытий в науке и искусстве. И добродетель, и мудрость просветителя – плоды того же древа.
Поль Анри Дитрих, барон Гольбах
П. Гольбах был родом из Парижа. Наследство, оставленное ему, помогло заниматься науками. Его знания в области естественных наук и технологий позволяли ему писать в «Энциклопедию». Он отвечал за физику, химию, металлургию и минералогию. В преддверии революции Его салон стал местом средоточия философских и атеистических взглядов. Это место для постоянных дискуссий. Во дворце П. Гольбаха принимали высокообразованных иностранцев, которые посещали Париж. Учёный оставил после себя огромное число работ, самые заметные среди них «Система природы», «Естественная политика», «Социальная система», «Всеобщая мораль» и антирелигиозные сочинения «Лицемерие священников», «Разоблаченное христианство», «Критическая история Иисуса Христа» и др.
Главное произведение П. Гольбаха – «Система природы», который современники прозвали «библией атеистического материализма». В неё собраны воедино древние и новейшие для того времени доказательства для материалистической и атеистической интерпретации действительности. Это стало серьёзным ударом по существующему строю, реакционности, который был сконцентрирован на защите идей Просвещения, а на самом деле призывал к революции. А с другой стороны это произведение представляло собой своеобразный гимн природе и человеку. Философ считал, что не никаких различий между физическим человеком и духовным, поскольку духовное – это то же самое плотское существо. Духовный человек в своих действиях опирается на физические причины, но ему мешают суеверия. В силу этого он обязан использовать физику и опыт, чтобы достичь истины. Это касается и религии, и морали, и политики. Теологические понятия в данном контексте представляют собой не больше, чем иллюзии, которые не обладают реальностью и становятся лишь призраками, которые созданы невежеством, а значит вредны для человека и человечества.
Человек является частью природы и подчиняется естественным факторам. Исходя из этого совершенно абсурдно говорить о душе, свободной от тела. В той же мере совершенно несообразно говорить о свободе человека, поскольку она зависит от темперамента, мировоззрения, понятий о счастье, от воспитания, а также страстей. Человек живёт в обществе и ради собственного благополучия он должен подчиняться законам, которые должны быть естественными законами, адаптированными к потребностям, обстоятельствам, суждениям и позиции общества и нации. Наука, разум и истина устраняют все недопонимания на пути стремления человека к счастью.
Вольтер
Вольтер стал одной из ключевых фигур просветительского движения. О нём говорят, как о философе с разносторонними интересами и талантами. Он был философом, историком, драматургом, романистом, поэтом и публицистом-просветителем. Вольтерьянство стало нарицательным понятием, его идеи принимали правители, аристократы, кокетничающие с антиклерикализмом, и просветители. Желание иметь просвещённого монарха на троне во французском обществе сформировалось по большей части благодаря Вольтеру. Это убеждение он вынес благодаря собственному опыту исходя из общения с Фридрихом II Прусским, а также из переписки с Марией-Терезией Австрийской и Екатериной II.
По его мнению, даже Бог был «философом на троне неба». Однако он утверждал, что одновременно Творец ещё и механик с выдающимися инженерными способностями. Вольтер воспринимал веру в существование Бога как результат работы разума, суеверие, которое необходимо побороть. Философия Вольтера состояла в критике давней метафизики и в требовании изжить всё старое, что отжило свой век, будь то власть монарха или преобладание церкви в обществе. При всём при этом он выступает с требованиями равенства людей перед законом и правом.
Ф. Ницше высказывался о Вольтере как о человеке с особенным драматическим даром и сравнивал его творческие способности по размаху с греческим талантом и многообразием интересом мятежной души. Тем временем И. Гёте был уверен в том, что тот поспособствовал формирования выдающихся деятелей Д. Дидри, Ж. Д’Аламбер, П. Бомарше и др. Славу Вольтер заслужил благодаря своей саркастической прозе, остроте и элегантности стиля, борьбе за справедливость, беспредельной терпимости, смеху и мятежному характеру. Он без сомнений стал символом культуры эпохи Просвещения.
Замечание 6За свои вольнодумные мысли и стихотворения Вольтер дважды находился в заключении в Бастилии, где и написал трагедию «Эдип».
После освобождения из-под стражи его выслали из Франции на три года, всё это время он провёл в Лондоне.
В Лондоне он попал в круг высокообразованных людей. Этому поспособствовал лорд Болингброк. Вольтер смог дискутировать в научных кругах с выдающимися учёными Англии. В результате он написал «Английские письма» после изучения английских политических институтов и философских трудов Д. Локка и И. Ньютона. Эти письма обличали феодальные порядки во Франции, нетерпимость и религиозное мракобесие. В них Вольтер отражает эмпирическую философию Ф. Бэкона, Д. Локка, И Ньютона, он проводит сравнительный анализ научной теории последнего с теориями Р. Декарта. Философию Р. Декарта он характеризует как черновик, а работы И. Ньютона он характеризует как шедевр, в силу того, что в них заключена система мироздания, свет, бесконечность.
«Английские письма», как «противные религии, добрым нравам и власти», были отправлены в огонь в 1734 г. согласно приговору парижского парламента. Вольтер уезжает из Парижа и отправляется в замке в Сире. Там на протяжении 15 лет формировалось братство, в которое входили многие выдающиеся умы Франции. Здесь он создаёт свои трагедии «Смерть Цезаря», «Альзира», «Магомет», «Меропа» и философские сочинения «Основы философии Ньютона».
Вольтера поддерживала Мадам де Помпадур в прощении двора, более того, король назначил Вольтера историографом Франции, а академия выбирает его в свои ряды. Более того, его пригласили в Берлин и пригласили на пост камергера. В Пруссии Вольтер прожил три года, там он опубликовал своё произведение «Век Людовика XIV». Однако после высмеял казарменно-палочный режим в «Мемуарах». Неподалёку от Женевы он приобрёл поместье Отрада и там написал «Опыт о всеобщей истории и о нравах и духе народов», в котором сделал акцент на наказуемость преступлений против народа. Он напрочь отрицает в истории мифы и предрассудки религии, полагая предпочтительными изучение природы, отношений в обществе, культуры, истории торговли и изобретений. Он уверен в том, что историю делают люди, и от Божьего промысла ничего не зависит.
Философские повести «Кандид, или Оптимизм» и «Трактат о веротерпимости» посвящены отрицанию и сарказму в отношении фанатизма и нетерпимости чиновников. Окончательно он поселился в поместье в Швейцарии, где и написал «Философский словарь», «Философию истории», «Несведущий» и «Комментарий» к книге Баккария «О преступлениях и наказаниях». Двадцать восемь лет он находился в разлуке с Францией, после чего триумфально вернулся в Париж, чтобы представить свою комедию «Ирина». Через три месяца он умер, 30 мая 1778 г.
Ни гнёт со стороны королевского двора, ни жизненные перипетии не помешали его таланту, избирательности и деловым качествам, ни силе его мысли и любознательности, ни способности говорить ясно и доступно и трудных вещах, в которых не так просто разобраться. Зачастую его принято считать атеистом и вольнодумцем, но сам Вольтер верил в существование Бога, который, по его мнению, был великим инженером или конструктором. Бог выступал создателем миропорядка, а люди – творцы истории, для которой характерно и добро, и зло. Бог – это не результат веры, а результат работы разума и здравого смысла. Именно так пишет Вольтер в «Философском словаре». Философ высказывается за конфессиональный плюрализм и веротерпимость. Именно он открыл для Франции систематизированную форму английской политической мысли и философские теории, при этом остро критически высказывался в отношении навязчивого пессимизма Паскаля и оптимизма «лучшего из миров» К. Лейбница.
Вольтер говорит об объективном исследовании философских вопросов, к примеру, так же, как это происходит в астрономии или других науках. Философ должен выяснить способ мышления, исследования зарождения идей у человека, найти ответ на поставленный вопрос о существовании души у человека, отличной от тела, а также понять вечна ли эта душа или свободна. Решить большинство из подобных вопросов можно в зависимости от того, признаётся ли существование Бога. Историческая заслуга Вольтера в том, что он помогал распространению физики Ньютона. Он защищал детерминистский взгляд на реальность и вместе с тем говорил, что свобода и необходимость взаимосвязаны. Особенно в контексте того, что необходимость – это предпосылка свободы человека, которая понимается им как способность активно действовать.
Замечание 7После смерти Вольтера Екатерина II выкупила всю его библиотеку, которая до сих пор хранится в Публичной библиотеке Санкт-Петербурга и ею можно воспользоваться.
Жан-Жак Руссо
Важно отметить, что постулат о безграничных возможностях разума не у всех вызывал отклик. Ж. Руссо это мнение поддерживал. Он родился в Швейцарии и долгое время находился в поиске своего предназначения. И только после знакомства в Париже с выдающимися энциклопедистами смог определиться. Он участвовал в конкурсе академии в Дижоне с трактатом «Способствовало ли восстановление наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?» после чего приобрёл популярность. Его характеризовали как романтического просветителя и индивидуалистического коллективиста. Он был теоретиком сентиментализма в литературе, выступал за полное слияние индивида и общества на почве единых интересов. Его произведения ярко иллюстрируют его взгляды и говорят о том, что он сын эпохи Просвещения.
Ж. Руссо не являлся философом-профессионалом, но мог достаточно резко высказаться против подъёма наук и искусства, которые вели к деградации и искажению нравственности, распространению роскоши, праздности и подавлению чувства свободы. Эти воззрения были откликом на представления о естественной деревенской жизни, которая максимально близка к природе и не испорчена цивилизацией.
Ж. Руссо интересовался вопросами философии истории и морали, также в поле его зрения были социальные проблемы, педагогические и психологические исследования.
Основной вопрос, который волновал Ж. Руссо: как переступить урон, которые наносится простому человеку социальным неравенством, физическим, политическим и имущественным? С точки зрения идеологии «третьего сословия» он оправдывает революционные действия и проект реставрации патриархальной республики с уравненной мелкой частной собственностью. Вторая идея его учения – возвращение людей к природе, иными словами превращение их в «людей природы», способность жить в будущем, лучшем идеальном обществе. Этому посвящены его сочинения «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми», трактат «Эмиль, или О воспитании». Написал он несколько статей и для «Энциклопедии», а именно «Музыкальный словарь» и статью «Политическая экономия». Его официальный разрыв с энциклопедистами говорит об антифилософском манифесте – «Письма к Д’Аламберу о зрелищах».
Чуть позднее он создаёт «Новую Элоизу», «Общественный приговор», «Эмиль». Однако два последних произведения были осуждены гражданскими и церковными властями Парижа и Женевы. Как следствие учёный отказался от гражданства Женевы. Некоторое время он провёл в Англии, после чего отправился в Париж, там он доработал «Исповедь» и создал «Диалоги: Руссо судит Жан-Жака», «Прогулки одинокого мечтателя» и «Опыт о происхождении языков». Умер мыслитель от солнечного удара 2 июля 1778 г.
Логично, что учение Ж. Руссо получило большой отклик в народных массах, поскольку свобода не может существовать без равенства. Со временем философы и общественные деятели стали развивать многие его идеи. Сомнения Ж. Руссо в абсолютной достоверности рациональных воззрений отразилось на формировании идеологии романтизма и попытках И. Канта синтезировать рациональное и чувственное и определить границы разума. Но в любом случае, главная тема его попечений остаётся проблема естественного человека, которому характерна целостность, доброта, биологическое здоровье, нравственная честность, справедливость. Конфликт природы и человека делает его злым, при этом случайные обстоятельства могут улучшить разум, но при этом ухудшить расу. Природа, по его мнению, есть некоторое божество, которое представляет прототип всяческого добродушия и благоденствия, оно как мерило подлинной ценности. Дикари – это истинно нравственные индивиды, им не знакомы пороки, но они и не просвещены.
Он пришёл к неверному выводу, что наука и искусство развращают человека, не приносят ему пользы. Не всякое невежество порочно: поскольку стоит только ограничить собственную любознательность, собственные способности на основе любви к добродетели и ситуация в корне переменится. Науку он порицает за излишнее высокомерие, а её истоки видит в пороках человека, отрицает идею исторического прогресса.
Замечание 8Вольтер не случайно назвал свой трактат «Рассуждение о неравенстве» пасквилем, направленным против человечества. Это вполне логично в данном контексте.
Ж. Руссо выступает против просветителей, но он высказывается за Просвещение, в силу того, что считает разум наилучшим инструментом развития естественного нрава.
Пример 4Его трактат «Об общественном договоре» начинается со слов: «Человек рождён свободным, а между тем везде он в оковах».
Задача философа заключается в том, чтобы освободить человека от оков и вернуть ему свободу в новой модели общества, основанную на сознательном голосе общественного человека, уповающего на общую волю народа. Воспитание человека в соответствии с требованиями общественного договора требует немало сил и мужества. Именно об этом пишет свои педагогические сочинения Ж. Руссо в форме эпистолярного романа, который иллюстрирует, что посредством правильно установленного воспитания на природе и рядом с природой можно найти решения важнейших проблем общества.
История Европы | Резюме, войны, карта, идеи и колониализм
история Европы , история европейских народов и культур с доисторических времен до наших дней. Европа — более неоднозначный термин, чем большинство географических выражений. Его этимология сомнительна, как и физические размеры области, которую он обозначает. Его западные границы кажутся четко очерченными береговой линией, однако положение Британских островов остается двусмысленным. Для посторонних они кажутся явно частью Европы. Однако для многих британцев и некоторых ирландцев «Европа» в основном означает континентальную Европу. На юге Европа заканчивается на северных берегах Средиземного моря. Тем не менее, для Римской империи это было mare nostrum («наше море»), внутреннее море, а не граница. Даже сейчас некоторые задаются вопросом, является ли Мальта или Кипр европейским островом. Наибольшая неопределенность лежит на востоке, где естественные границы, как известно, неуловимы. Если Уральские горы отмечают восточную границу Европы, то где она лежит к югу от них? Можно ли, например, Астрахань считаться европейской? Вопросы имеют не только географическое значение.
Эти вопросы приобрели новое значение, поскольку Европа стала больше, чем географическое выражение. После Второй мировой войны много было слышно о «европейской идее». По существу, это означало идею европейского единства, сначала приуроченную к Западной Европе, но к началу XIX в.90-е, кажется, способны наконец охватить Центральную и Восточную Европу.
Единство Европы — древний идеал. В некотором смысле она была имплицитно предвосхищена Римской империей. В Средние века она была несовершенно воплощена сначала империей Карла Великого, а затем Священной Римской империей и Римско-католической церковью. Позже ряд политических теоретиков предложили планы европейского союза, и Наполеон Бонапарт, и Адольф Гитлер пытались объединить Европу путем завоевания.
Однако только после Второй мировой войны европейские государственные деятели начали искать способы мирного объединения Европы на основе равенства, а не господства одной или нескольких великих держав. У них было четыре мотива: предотвратить дальнейшие войны в Европе, в частности, путем примирения Франции и Германии и помощи в сдерживании агрессии со стороны других; отказаться от протекционизма и политики «нищего соседа», которая практиковалась в период между войнами; соответствовать политическому и экономическому влиянию новых мировых сверхдержав, но на гражданской основе; и начать цивилизовать международные отношения, вводя общие правила и институты, которые будут определять и продвигать общие интересы Европы, а не национальные интересы входящих в нее государств.
Викторина «Британника»
Европейская история: правда или вымысел?
В основе этой политики лежит убеждение, что у европейцев больше общего, чем разъединяющего, особенно в современном мире. По сравнению с другими континентами Западная Европа мала и чрезвычайно разнообразна, разделена реками и горами, изрезана заливами и ручьями. Он также густонаселен — мозаика разных народов с множеством языков. Очень широко и неадекватно ее народы можно разделить на нордический, альпийский или кельтский и средиземноморский типы, а большую часть их языков отнести либо к романским, либо к германским. В этом смысле европейцев больше всего объединяет их разнообразие; и, может быть, именно это сделало их такими энергичными и воинственными. Хотя плодородные почвы и умеренный климат им исключительно благоприятны, они уже давно доказали свою воинственность. За последовательными волнами вторжений, в основном с востока, последовали столетия соперничества и конфликтов как внутри Европы, так и за ее пределами. Многие европейские поля были полями сражений, и многие европейские города, как говорят, были построены на костях.
Тем не менее, европейцы также были в авангарде интеллектуальной, социальной и экономической деятельности. Как мореплаватели, исследователи и колонисты, они долгое время господствовали над большей частью остального мира и оставили в нем отпечаток своих ценностей, своих технологий, своей политики и даже своей одежды. Они также экспортировали как национализм, так и оружие.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Тогда, в 20-м веке, Европа была близка к самоуничтожению. Первая мировая война унесла более 8 миллионов жизней европейцев, Вторая мировая война унесла более 18 миллионов жизней в боях, бомбардировках и систематическом нацистском геноциде, не говоря уже о 30 миллионах погибших в других местах.
Помимо погибших, войны оставили неизгладимые раны, как психологические, так и физические. Но если Первая мировая война обострила национализм и идеологический экстремизм в Европе, то Вторая мировая война имела почти противоположный эффект. Обожженный ребенок боится огня; и Европа была сильно сожжена. Через пять лет после окончания войны министр иностранных дел Франции Робер Шуман, подстрекаемый Жаном Монне, предложил Германии первый практический шаг к европейскому единству, и канцлер ФРГ Конрад Аденауэр согласился. Среди других участников этого первого шага были государственные деятели Альсид де Гаспери и Поль-Анри Спаак. Все, кроме Монне, были выходцами из языковых и политических границ Европы: Шуман из Лотарингии, Аденауэр из Рейнской области, де Гаспери из северной Италии, Спаак из двуязычной Бельгии. Таким образом, разнообразие Европы способствовало ее стремлению к объединению.
Статья посвящена истории европейского общества и культуры. Для обсуждения физической и человеческой географии континента см. Европа. Для истории отдельных стран см. конкретных статей по названию. Статьи, посвященные конкретным темам европейской истории, включают Византийскую империю; Степь; Первая Мировая Война; и Вторая мировая война. Чтобы узнать о жизни выдающихся европейских деятелей, см. конкретных биографий по именам, например, Карла Великого, Эразма и Бисмарка. Связанные темы обсуждаются в таких статьях, как статьи о религии (например, кельтская религия, греческая религия, германская религия, христианство и иудаизм), литературе (например, английская литература, скандинавская литература и русская литература) и изобразительном искусстве (например, английская литература). , живопись, история и музыка, история).
Ричард Дж. Мейн
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- В этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.