Франция в XVIII веке | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1700-1799 | ХРОНОС. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
КАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | Франция в XVIII веке
Литература:Калашникова В. В. Франция / В. В. Калашникова. — (В помощь преподавателям и студентам) //Образование в регионах России и СНГ. — 2006.- N 2.- С. 66-76 . Элиас Н. Придворное общество : исслед. по социологии короля
и придвор. аристократии, с Введ.: Социология и история / Норберт Элиас ; пер. Далее читайте:Амстердамский договор. Введение всеобщего максимума. Конституция Франции. Список литературы по XVIII веку. Чесменская битва 1770 год. Сражение у Вальми 1792 год. Сражение при Жемапе 1792 года. Конституция Франции 1793 года. Сражение при Флёрюс 1794 года. Гларус — бой между авангардом русской армии и французской бригадой в ходе Швейцарского похода А.В. Суворова в 1799 году. При составлении использованы материалы таблицы, которую составил Юрий Карякин из Санкт-Петербурга. Великая Французская революция — http://liberte.da.ru/
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
Французская революция XVIII века: экономика, политика, идеология
ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVIII века:
ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, ИДЕОЛОГИЯ
сборник научных статей
М. : Наука. 1988
ПРЕДИСЛОВИЕ
Великая французская революция — самое крупное событие всемирной истории XVIII в., один из решающих рубежей перехода от феодализма к капитализму, один из мощных ускорителей исторического прогресса.
Среди буржуазных революций нового времени — предшествующих и последующих — она занимает особое место как самая масштабная из битв между капитализмом и феодализмом во Франции и во всем мире. Во Франции она нанесла сокрушительный удар Старому порядку: уничтожила дворянские привилегии и феодальные крестьянские повинности, значительно ослабила могущество церкви, ликвидировав церковное и монастырское землевладение, пустила в продажу большие фонды «национальных имуществ», закрепила за крестьянами землю, которую они обрабатывали, увеличила размеры крестьянского землевладения, обеспечила свободу предпринимательства, обогатила буржуазию и в громадной степени способствовала последующему превращению этой части третьего сословия феодальной Франции в господствующий класс Франции капиталистической.
Великая французская революция осудила и казнила короля, учредила республику, отстояла свои завоевания от многочисленных внутренних и внешних врагов. Она провозгласила знаменитый лозунг «Свобода, равенство, братство».
В Декларации прав человека и гражданина были провозглашены основные буржуазно-демократические свободы — слова, печати, личности, собраний. Эти лозунги и принципы сыграли тогда исключительно положительную роль, но уже в годы самой революции воспринимались многими, в том числе социалистами-утопистами, как нечто исторически Ограниченное, так как действовали в условиях свободы «священной и неприкосновенной» частной собственности, социального неравенства и эксплуатации человека человеком.
Влияние революции вышло далеко за пределы Франции. Она приобрела подлинно европейские масштабы и мировое значение.
«Весь XIX век, — писал В.И.Ленин, — тот век, который дал цивилизацию и культуру всему человечеству, прошел под знаком французской революции. Он во всех концах мира только то и делал, что проводил, осуществлял по частям, доделывал то, что создали великие французские революционеры буржуазии, интересам которой они служили, хотя они этого и не сознавали, прикрываясь словами о свободе, равенстве и братстве»1.
Буржуазная по своему характеру, Великая французская революция была подлинным демократическим движением широких народных масс.
В.И.Ленин подчеркивал: «Французская революция… называется великой именно потому, что она сумела поднять на защиту своих завоеваний широкие народные массы, давшие отпор всему миру; тут и лежит одна из ее больших заслуг»2.
Исторический пример решительной революционной борьбы французского народа за коренное переустройство общества, свободу и социальную справедливость не утратил своего значения и сегодня.
Не случайно споры о причинах, особенностях, движущих силах, характере, размахе и глубине, свершениях и последствиях Великой французской революции и поныне являются весьма существенной стороной современной идейно-политической борьбы, а праздник 14 июля — день взятия Бастилии — остается прежде всего праздником демократической Франции.
Великая французская революция издавна стала одной из классических тем мировой историографии.
Ученым нашей страны, принадлежит выдающаяся роль в разработке конкретно-исторических, методологических и историографических проблем ее истории. Просвещение и революция; аграрная революция; борьба Горы и Жиронды; якобинская диктатура; термидорианская реакция; радикальные движения; внешняя политика; Просвещение, Великая французская революция и Россия; историография; споры о французской революции и их место в современной идейно-политической борьбе — таковы ведущие темы исследований советских специалистов.
Подготовка к 200-летней годовщине Великой французской революции приняла ныне широкий размах и стала важным фактором научной, идейной и политической жизни.
Во Франции и во многих других странах созданы особые комиссии, комитеты, группы и т.д., значительно вырос интерес историков к этой теме.
В Париже вышло несколько выпусков специального «Бюллетеня», во многом отражающего состояние, тенденции и идеологическую направленность новейших трудов и замыслов.
Вопрос о масштабах, формах и характере юбилея занимает видное место в политической жизни Франции, в борьбе левых и правых сил страны. Наши зарубежные противники в своих нападках на марксизм-ленинизм, Великий Октябрь и страны социалистического лагеря все чаще и чаще прибегают к произвольно толкуемым примерам из истории французской революции XVIII в.
Приверженцы консервативных взглядов, отрицающие всемирно-историческое значение социальных революций в общественном прогрессе и отвергающие марксистское учение о смене социально-экономических формаций, заявляют, что Великая французская революция не была исторической необходимостью, ибо во Франции еще до 1789 г. утвердились капиталистические отношения; что она была даже вредна, ибо вызвала экономическую разруху, анархию, террор, серию войн, обескровивших Францию и Европу в целом. По их мнению, она была «первой моделью» тоталитаризма и послужила образцом для «большевистского режима».
Сторонники буржуазного либерализма в большей или меньшей степени преувеличивают роль революции конца XVIII в., рассматривая ее не как важнейшую ступень в процессе перехода от феодализма к капитализму, а как прародительницу абстрактно толкуемых свободы, прогресса, демократии, прав человека и в этом смысле как событие, противоположное Октябрьской революции.
Поэтому весьма актуальны дальнейшая марксистская разработка истории Великой французской революции, еще более полное раскрытие ее прогрессивной исторической роли и вместе с тем ограниченности, выявление на основе новейших научных данных ее буржуазного характера.
Сборник, предлагаемый вниманию читателей, включает статьи, посвященные малоизученным аспектам предыстории и истории революции, таким, как типология народных движений XVIII в. идеология и политика господствующего класса Франции накануне революции, некоторые идеологические течения периода самой революции, их особенности, их связь с предреволюционной эпохой.
Ряд статей написаны в русле более традиционных для современной историографии тем: в них рассматривается социально-экономическая история революции и ее влияние на другие страны. Редакционная коллегия надеется, что настоящее издание, подготовленное к 200-летнему юбилею Великой французской революции, будет способствовать дальнейшей разработке проблем ее истории.
Геннадий Семенович Кучеренко
1 Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.38. С.367.
2 Там же. С.52
ОГЛАВЛЕНИЕ
Андерсон К.М. Франция времен Директории в «Дневниках» Т.-У.Тона
Бауман Г. Г. Великая французская революция и Нидерланды
Берго И.Б. Парламентская оппозиция абсолютизму и попытки реформ в 1749—1776 года
Гавриличев В.А. Якобинцы и принудительные налоги на богатых (весна—осень 1793 года)
Искюль С.Н. Революция в освещении Геттингенского «Revolutions—Almanach»
Карп С.Я. Бриссо о государстве
Киселева Е.В. Политика якобинской диктатуры в области регламентации торговли и промышленности весной-летом 1794 года
Лебедева Е.И. Дворянство и налоговые привилегии накануне революции
Пименова Л.А. Просвещение и «дворянский расизм»: особенности идеологии и культуры франц. дворянства XVIII в.
Ревякин А.В. Революция и экономическое развитие Франции в первой половине XIX в.
Чеканцева З.А. Из истории народных движений во Франции в 1715-1786 годах
Франция | История, карта, флаг, население, города, столица и факты
флаг Франции
Аудиофайл: Гимн Франции (см. статью)
Смотреть все СМИ
- Глава правительства:
- Премьер-министр: Элизабет Борн
- Капитал:
- Париж
- Население:
- (оценка 2023 г.) 66 218 000
- Курс обмена валюты:
- 1 доллар США равен 0,909 евро
- Глава государства:
- Президент: Эммануэль Макрон
Посмотреть все факты и статистику →
9 апреля 2023 г., 11:53 по восточноевропейскому времени (AP)
Франция: здание в Марселе рушится, пожар блокирует спасательных работ
Министр внутренних дел Франции заявляет, что до 10 человек могут быть погребены под обломками здание, рухнувшее после взрыва во французском портовом городе Марсель
6 апреля 2023 г., 15:29 по восточноевропейскому времени (AP)
Во Франции снова бушуют протесты, но число забастовщиков сокращается человек выразили гнев против оспариваемой президентом Эммануэлем Макроном пенсионной реформы
6 апреля 2023 г. , 9:40 по восточноевропейскому времени (AP)
Президент Китая Си призывает к мирным переговорам по Украине
Китайский лидер Си Цзиньпин призвал к мирным переговорам по Украине после того, как президент Франции Эммануэль Макрон обратился к нему с призывом «привести Россию в чувство»9.0003
6 апреля 2023 г., 9:24 по восточноевропейскому времени (AP)
Почему французские рабочие недовольны повышением пенсионного возраста?
Сотни тысяч людей заполнили улицы Франции в четверг в честь 11-го дня общенационального сопротивления предложению правительства о повышении пенсионного возраста с 62 до 64 лет
5 апреля 2023 г., 14:49 по восточному времени (AP)
Фильм «Жанна дю Барри» с Джонни Деппом откроет Канны
Историческая драма «Жанна дю Барри» с Джонни Деппом в роли короля Людовика XV откроет 76-й Каннский кинофестиваль
Франция , официально Французская Республика , Французская Франция или République Française , страна северо-западной Европы. Исторически и культурно среди самых важных стран западного мира Франция также играла очень важную роль в международных делах, имея бывшие колонии во всех уголках земного шара. Ограниченная Атлантическим океаном и Средиземным морем, Альпами и Пиренеями, Франция долгое время была географическим, экономическим и лингвистическим мостом, соединяющим северную и южную Европу. Это крупнейший производитель сельскохозяйственной продукции в Европе и одна из ведущих промышленных держав мира.
Франция — одна из старейших наций земного шара, продукт союза герцогств и княжеств под властью одного правителя в Средние века. Сегодня, как и в ту эпоху, центральная власть принадлежит государству, хотя за последние десятилетия регионам страны была предоставлена определенная автономия. Французы смотрят на государство как на главного защитника свободы, а государство, в свою очередь, предоставляет своим гражданам щедрую программу удобств, от бесплатного образования до здравоохранения и пенсионных планов. Тем не менее, эта централистская тенденция часто противоречит другой давней теме французской нации: настаиванию на превосходстве личности. По этому поводу историк Жюль Мишле заметил: «Англия — это империя, Германия — нация, раса, Франция — личность». Государственный деятель Шарль де Голль тоже, как известно, жаловался: «Только опасность может сплотить французов. Нельзя на ровном месте навязывать единство стране, в которой 265 видов сыра».
Эта склонность к индивидуализму сочетается с плюралистическим мировоззрением и большим интересом к большому миру. Несмотря на то, что его империалистическая стадия была обусловлена стремлением цивилизовать этот мир в соответствии с французскими стандартами ( la Mission Civilisatrice ), французы до сих пор с одобрением отмечают слова писателя Гюстава Флобера:
Я не более современен, чем я древен. , не более французский, чем китайский; и идея la patrie , отечества, то есть обязанность жить на клочке земли, окрашенном в красный или синий цвет на карте, и ненавидеть другие клочки, окрашенные в зеленый или черный цвет, всегда казалась мне узкой, ограниченный, и свирепо глупый.
Одновременно универсальная и особенная, французская культура широко распространилась и оказала большое влияние на развитие искусства и науки, особенно антропологии, философии и социологии.
Викторина «Британника»
Изучение Франции: правда или вымысел?
Франция также оказала влияние на правительство и гражданские дела, дав миру важные демократические идеалы в эпоху Просвещения и Французской революции и вдохновив рост реформистских и даже революционных движений на протяжении поколений. Однако нынешняя Пятая республика отличается заметной стабильностью с момента ее провозглашения 28 сентября 19 г.58, отмеченный огромным ростом частной инициативы и подъемом центристской политики. Хотя Франция вела давние споры с другими европейскими державами (и время от времени с Соединенными Штатами, ее давним союзником), она стала ведущим членом Европейского союза (ЕС) и его предшественников. С 1966 по 1995 год Франция не участвовала в объединенной военной структуре Организации Североатлантического договора (НАТО), сохраняя полный контроль над своими воздушными, наземными и военно-морскими силами; начиная с 1995, однако Франция была представлена в Военном комитете НАТО, а в 2009 году президент Франции Николя Саркози объявил, что страна вернется в военное командование организации. Как один из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН — вместе с США, Россией, Великобританией и Китаем — Франция имеет право накладывать вето на решения, выносимые на рассмотрение Совета.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Столицей и самым важным городом Франции является Париж, один из выдающихся культурных и коммерческих центров мира. Величественный город, известный как ville lumière , или «город света», Париж часто переделывали, особенно в середине 19 века под командованием Жоржа-Эжена, барона Османа, который был привержен видению Наполеона III. современного города, свободного от холерических болот и тесных улочек прошлого, с широкими проспектами и правильной планировкой. Сейчас Париж — это огромный мегаполис, один из крупнейших мегаполисов Европы, но его историческое сердце все еще можно обойти за вечернюю прогулку. Уверенные в том, что их город находится в самом центре мира, парижане однажды стали называть свою страну состоящей из двух частей: Парижа и Парижа. 0083 le desert , пустошь за ней. Столица Парижа в настоящее время распространилась далеко за пределы своих древних пригородов в сельскую местность, и почти в каждом французском городе и деревне теперь есть один или два пенсионера, изгнанных из города из-за высокой стоимости жизни, так что, в некотором смысле, Париж превратился в обнять пустыню и пустынный Париж.
Среди других крупных городов Франции Лион, расположенный вдоль древнего торгового пути долины Роны, соединяющего Северное море и Средиземное море; Марсель, многонациональный порт на Средиземном море, основанный как перевалочный пункт для греческих и карфагенских торговцев в 6 веке до н.э.; Нант, промышленный центр и глубоководная гавань на атлантическом побережье; и Бордо, расположенный на юго-западе Франции вдоль реки Гаронна.
Франция 18-го века — Рококо и Ватто
Франция 18-го века — Рококо и Ватто
Обзор
В 1715 году французы впервые за семьдесят два года приветствовали нового короля. Людовик XV, пятилетний мальчик, стал преемником своего прадеда Людовика XIV, Короля-Солнце, который сделал Францию выдающейся державой в Европе. В течение следующих восьми лет племянник покойного короля, герцог Орлеанский, правил страной в качестве регента. Его аппетит к красоте и живости был хорошо известен, и он отказался от благочестия, навязанного Людовиком XIV в Версале. Франция отказалась от имперских устремлений, чтобы сосредоточиться на более личных и приятных занятиях. По мере того как политическая жизнь и личная мораль ослабевали, изменения отражались в новом стиле в искусстве, который был интимным, декоративным и часто эротичным.
Стиль рококо
Стремление Людовика XIV прославить свое достоинство и величие Франции было хорошо удовлетворено монументальными и формальными качествами большей части французского искусства семнадцатого века. Но члены следующего двора стали украшать свои элегантные дома более легкой и изящной манерой. Этот новый стиль известен с прошлого века как «рококо», от французского слова rocaille , обозначающего украшение сада камней и ракушек. Впервые появившись в декоративно-прикладном искусстве, рококо подчеркивал пастельные тона, извилистые изгибы и узоры на основе цветов, лозы и ракушек. Художники обращались от высокопарности к чувственным поверхностным удовольствиям цвета и света, от тяжелых религиозных и исторических сюжетов — хотя они никогда полностью не игнорировались — к более интимным мифологическим сценам, видам повседневной жизни и портретной живописи. Точно так же скульпторы все чаще применяли свои навыки к небольшим работам для оценки частных покровителей.
После Джан Лоренцо Бернини , Людовик XIV , c. 1700 г., бронза, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1943.4.87
1 из 11
Антуан Ватто и праздник Галанте
подход и пристальное наблюдение — Антуан Ватто объединил их в нечто новое.
Родившийся недалеко от фламандской границы, Ватто находился под влиянием тщательно описанных сцен повседневной жизни, популярных в Голландии и Фландрии. Приехав в Париж в 1702 году, он сначала зарабатывал на жизнь копированием этих жанровых картин, содержащих нравоучительные послания, не всегда до конца понятные французским коллекционерам. Он работал у художника театральных сцен и познакомился с итальянским комедия дель арте и ее французские подражатели. Стандартные персонажи этих широко нарисованных импровизированных комедий часто появляются на картинах Ватто, а мир театра вдохновлял его смешивать реальное и воображаемое в загадочных сценах. Благодаря работе с модным декоратором в стиле рококо Ватто в конечном итоге привлек внимание покровителей и известных художников. Он начал обучение в официальной Королевской академии живописи и скульптуры, членство в которой было необходимо для выполнения важных поручений, и получил доступ к новым коллекциям произведений искусства, собираемым аристократами и представителями растущей буржуазии. Под влиянием его изучения Рубенса и художников венецианского Возрождения Ватто разработал свободную, тонкую технику живописи и вкус к теплым, мерцающим цветам.
В 1717 году «шедевр» Ватто, представленный для поступления в Академию, был принят как «галантный праздник». В этой новой категории Академия признала новизну его работы. Немедленная популярность этих садовых сцен, в которых аристократические молодые пары встречаются в любовных занятиях, позволяет предположить, насколько хорошо fête galante соответствовал духу поиска удовольствий начала восемнадцатого века. Гравюры сделали сюжеты и манеру Ватто широко известными. Хотя лирическая тайна его собственных работ оставалась уникальной, другие художники, специализировавшиеся на fête galante , особенно Патер и Ланкре, также пользовались международной популярностью.
Антуан Ватто , Франция, 1684–1721, Галантный праздник с сокольниками , ок. 1711-1712, красный мел по графиту на верже, Дар Нила и Ивана Филлипсов, 1988.1.1
2 из 11
Церера, римская богиня урожая, окружена знаками летнего зодиака: Близнецы, Рак, и Лео. Это одна из четырех картин времен года в мифологических одеждах, которые Ватто написал для дома Пьера Кроза. Никто из остальных не выживает.
Ватто некоторое время жил в доме Кроза, изучая впечатляющую коллекцию произведений искусства богатого банкира, особенно работы Веронезе. Мерцающая яркость и живые пастельные тона Цереры отражают влияние венецианской художницы и смягчают ее крупную фигуру и формальную позу.
Ватто, вероятно, был представлен Кроза Шарлем де Ла Фоссом, известным художником и признанным членом Академии, и вполне вероятно, что Ватто написал Цереру по эскизам, сделанным художником старшего возраста. Их сотрудничество стоит на переходе между монументальными формами предыдущего века и рококо.
Антуан Ватто , Франция, 1684 — 1721, Церера (Лето) , ок. 1717/1718, холст, масло, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1961.9.50
3 из 11
Труппа популярной итальянской комедии ( commedia dell’arte ) собирается на сцене, возможно, на занавесе. В центре неловко стоит уязвимая фигура Пьеро, простодушного камердинера и неудачливого любовника, который был самым человечным из стандартных персонажей комедии . Скарамуш, хвастун, представляет его, в то время как другие персонажи общаются вокруг странно неподвижного Пьеро.
Блестящий рисовальщик, Ватто часто рисовал друзей в театральных костюмах. Возможно, здесь нарисованы их лица, а не лица актеров. Было высказано предположение, что фигуры иллюстрируют переход от юности слева к старости справа или что меланхоличный Ватто видел себя в грустном Пьеро. Намерение Ватто состояло в том, чтобы вызвать настроение, а не просто описать сцену, и его величайшие картины, такие как эта, остаются загадочными и странно острыми.
«Итальянские комедианты » — одна из последних работ Ватто. Большую часть своей жизни он путешествовал в 1719 году в Англию для лечения у модного врача Роберта Мида. Эта картина, вероятно, была платой доктору. К сожалению, вскоре после этого Ватто умер от туберкулеза, ему не было и тридцати семи лет.
Антуан Ватто , Франция, 1684–1721, Итальянские комедианты , вероятно, 1720, холст, масло, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1946.7.9
4 из 11
В этом утопающем в зелени парке элегантные молодые аристократы флиртуют, танцуют и ведут задушевные беседы, каждая пара проходит «эпизод» ухаживания. Их анекдотический характер делает картины Патера менее двусмысленными, чем загадочные работы Ватто, которые современник критиковал как «бессюжетные».
Патер учился у Ватто, который признался, что был нетерпеливым мастером, и взял на себя его заказы после его смерти. Преследуемый страхом бедности, Патер работал непрестанно, но также довольно механически, повторно используя группы фигур и мотивы от одной картины к другой. Он был принят Академией как живописец «современной тематики», и более шестисот его галантных праздников сохранились до наших дней.
Некоторые позы на этой картине и незаконченной картине Патера На террасе восходят к фламандскому художнику XVII века Питеру Паулю Рубенсу, чьи работы можно было увидеть в Париже в 1700-х годах. Темное платье женщины справа, модное в предыдущем столетии, и садовая скульптура Венеры, подчеркивающая направленность картины на любовь, также отражают его влияние. Но Патер, в соответствии со вкусами рококо, усовершенствовал массивные фигуры Рубенса. Они собраны в изящные группы, их тонкие шелка окрашены прохладными пудровыми красками, нанесенными перистыми мазками.
Жан-Батист Жозеф Патер , французский, 1695-1736, Fête Champêtre , ок. 1730 г., холст, масло, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1946.7.19
5 из 11
Будучи молодым художником, Буше гравировал работы Ватто для публикации. Гравюры, подобные его, часто с добавлением стихов, распространили стиль рококо по всей Европе. Сам Буше стал самым модным художником Франции под покровительством мадам де Помпадур, могущественной фаворитки Людовика XV, чьи утонченные вкусы влияли на французское искусство в течение двух десятилетий. Возможно, именно муж или брат женщины на этой картине познакомил молодого художника со своим будущим покровителем.
Из более чем тысячи картин, созданных Буше, только около двадцати являются портретами. Современники отмечали, что художнику было трудно передать сходство, и в 1700-х годах этот недостаток считался менее серьезным для женских портретов, чем для мужских, поскольку правдивость могла заменить лесть. Бледные цвета, богатые ткани и деревенский оттенок соломенной шляпы типичны для стиля Буше. В нем запечатлено изящество изнеженного образа жизни, в котором, как отмечал современник, «нам действительно нечего делать, кроме как искать приятных ощущений и чувств».
Франсуа Буше , Франция, 1703–1770, Мадам Бержере , возможно, 1766, холст, масло, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1946.7.3
6 из 11 художников, следовавших за Ватте Ланкре был самым талантливым и изобретательным. Скорее соперник, чем подражатель, он был принят в Академию как художник galantes , но также создавал исторические и религиозные картины — и портреты, особенно актеров и танцоров.
В этом вдохновенном гибриде Ланкре создал такой портрет в элегантном саду galante . Словно в центре внимания, знаменитая танцовщица Ла Камарго разделяет па-де-де со своим партнером Лавалем. Их обрамляет пышная листва, которая словно вторит их движениям. Мари-Куппи де Камарго (1710–1770) широко хвалили за ее чуткий музыкальный слух, воздушность и силу. Вольтер сравнивал ее прыжки с нимфами. Мода и прически были названы в ее честь, и ее реальный вклад в танец был значительным. Она первой укоротила юбки, чтобы можно было в полной мере оценить сложные шаги, и некоторые думают, что она изобрела туфли с носками.
Николя Ланкре , Франция, 1690-1743, Танцы Ла Камарго , ок. 1730 г., холст, масло, Коллекция Эндрю Меллона, 1937.1.89
7 из 11
Любовное письмо было заказано самой мадам де Помпадур. Любовница короля заказала его и сопутствующую картину для своего замка в Бельвю, где они, вероятно, висели над дверными проемами, встроенными в изогнутые овальные рамы. Позже по углам были добавлены куски холста, чтобы сделать эту картину прямоугольной.
Сцена представляет собой пасторальную идиллию. Молодые «пастушки» носят тонкие шелка, и современный зритель понял бы эротическое обещание в демонстрации розовых пальцев на ногах. Идеализированные видения деревенской жизни были обычным явлением на сцене и в реальных маскарадах. Дени Дидро, пренебрегая легкомыслием сцен Буше, жаловался: «Неужели я никогда не избавлюсь от этих проклятых пасторальей?» Тем не менее энциклопедист, который был влиятельным критиком, также оценил великолепие картины Буше, в которой запечатлены светящиеся цвета раковин, бабочек и полированных камней — предметов, которые художник собирал, чтобы скопировать их хрупкую радужность.
Франсуа Буше , французский, 1703–1770, Любовное письмо , 1750, холст, масло, коллекция Timken, 1960.6.3
8 из 11
богиня охоты Диана крадется сквозь лунный свет, чтобы поцеловать спящего пастуха Эндимиона, которому боги даровали вечный сон, чтобы сохранить его красоту и молодость. Диана и Эндимион был написан, когда Фрагонар был еще студентом Академии и находился под сильным влиянием Буше, который был его учителем. Это была одна из нескольких мифологических виньеток, действие которых происходило в разное время дня; на другом изображена восходящая Аврора (Рассвет). Обе композиции, написанные как украшения над дверью, были основаны на рисунках, которые Буше сделал для гобеленов Бове. Несмотря на сходство с работами старшего художника, Диана и Эндимион уже демонстрируют важные элементы того, что станет собственным стилем Фрагонара: насыщенные цвета и плавное обращение с краской.
Жан-Оноре Фрагонар , француз, 1732 — 1806, Диана и Эндимион , ок. 1753/1756, холст, масло, коллекция Timken, 1960.6.2
9 из 11
Костюмы и обстановка здесь предполагают маскарад, возможно, в Венеции. Однако, как и изображенное элегантное и загадочное трио, картина остается загадочной. Его приписывали многим разным художникам, совсем недавно Ле Лоррену, малоизвестному художнику, который провел девять лет в Италии и был известен прежде всего как «художник руин». Ле Лоррен также проектировал интерьеры, мебель (в том числе неоклассическую сюиту на портрете Греза в коллекции Галереи) и декорации для публичных зрелищ (например, коронации Людовика XV). Морозные цвета и холодный, жесткий свет на этой картине кажутся такими же, как в другой работе Ле Лоррена, но для сравнения существует несколько его работ. В конце концов он принял приглашение Екатерины Великой возглавить Академию художеств в Санкт-Петербурге и умер там всего через несколько месяцев после прибытия.
Луи-Жозеф Ле Лоррен , Франция, 1715-1759, Три фигуры, одетые для маскарада , ок. 1740-е годы, холст, масло, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1961.9.92
10 из 11
Широкие драпировки и тугой поворот головы создают движение и энергию в этом портретном бюсте. Слегка приоткрытые губы, просверленные зрачки и тщательно детализированные черты лица — линии вокруг глаз и рта — оживляют личность субъекта, который был советником Людовика XV и чей сын сражался в американской войне за независимость. И нарисованные, и скульптурные портреты того периода стремились запечатлеть нечто большее, чем сходство с натурщиком, и Лемойн передал ощущение сильного характера и живого ума Кромо.