Франция 18 век: Франция накануне Революции — все самое интересное на ПостНауке

Чем закончилась Французская революция и закончилась ли она?

  • Главная
  • События
  • Афиша
  • Лекции

Российская государственная библиотека, главное здание, конференц-зал

2 апреля 2017 года (16:00)

Российская государственная библиотека и просветительский проект «Арзамас» продолжают цикл лекций «Запад и Восток: история культур» . Очередная лекция относится к циклу «Запад»: «Чем закончилась Французская революция и закончилась ли она?» .

Лектор — Дмитрий Юрьевич Бовыкин, кандидат исторических наук, специалист по Французской революции, доцент кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ имени М.  В. Ломоносова, заместитель главного редактора «Французского ежегодника».

«Есть у революции начало, нет у революции конца!» — поется в известной песне. Во многом это действительно так. При всей её условности дату начала Французской революции знают многие — 14 июля 1789 года. А вот ответить на вопрос, когда закончилась революция и каковы её итоги, гораздо сложнее. Способствовала ли она развитию французской экономики и культуры, что изменила и насколько радикальными были эти изменения, как революция повлияла на Францию и на весь мир — обо этом историки спорят до сих пор.

Основные тезисы лекции:

  • Прежде чем говорить о том, что Французская революция принесла Франции и миру, необходимо решить, что, собственно, мы понимаем под Французской революцией. Заседавшие в Версале, а затем в Париже депутаты, неоднократно бунтовавшие по всей стране крестьяне, поднимавшаяся на восстания городская беднота — все они стремились к разному и по-разному видели «светлое будущее».
    Историки до сих пор задаются вопросом, насколько корректно в таком случае говорить о единой революции, не были ли события конца XVIII века не одной, а несколькими революциями, во многом развивавшимися параллельно.
  • Современники этих событий, безусловно, осознавали, что живут в эпоху революции, но и они нередко рассматривали её не как единый процесс, а как цепь последовательных революций. Революция 14 июля 1789 года, когда пала Бастилия, заставила измениться тысячелетнюю монархию. Революция 10 августа 1792 года свергла её. Революция 31 мая — 2 июня 1793 года привела к власти монтаньяров. Революция 9 термидора положила конец господству Террора. Революция 18 брюмера свергла режим Директории. Каждая из этих революций имела свою логику, своих творцов и свои итоги.
  • Столь же неоднозначен и вопрос, когда закончилась Французская революция. Одни считают, что в 1794 году, с падением диктатуры монтаньяров; другие — в 1799 году, с приходом к власти Бонапарта; третьи — в 1804 году, когда установилась империя; четвертые — в 1815 году, с окончанием Наполеоновских войн; пятые напоминают, что революция заканчивается тогда, когда прочно закрепляется новая форма правления, а республика окончательно установилась во Франции только в 1870-х годах.
  • Всё это добавляет дополнительные сложности попыткам ответить на вопрос, чем же закончилась Французская революция. И в то же время её влияние на Францию и на весь остальной мир сложно переоценить. Консолидация французской нации, современное административно-территориальное деление страны, единая система мер и весов, внедрение в жизнь принципа меритократии — всем этим Франция обязана революции. Оформление современной модели демократического устройства общества, вошедшее в жизнь представление о незыблемости прав человека, «принципы 1789 года», ставшие аксиомой европейской политической модели, — всё это существует до наших дней. Безвозвратно ушёл в прошлое старый порядок — та политическая, экономическая и социальная система, которая была характерна для Франции XVII–XVIII веков. Наполеоновские войны, ставшие продолжением войн революционных, перекроили карту Европы. Либерализм, консерватизм, социализм, коммунизм — те идейные течения, без которых трудно себе представить XIX и XX века, ищут и находят своих предшественников в годы Французской революции.


К лекции «Чем закончилась Французская революция и закончилась ли она?» сотрудники отдела изоизданий Российской государственной библиотеки подготовили мини-выставку из своих фондов.

Гравюры из издания «Collection complète des tableaux historiques de la Révolution française» («Полная коллекция исторических картин Французской революции»).

Это монументальное издание было выпущено впервые в 1791 году, представляло собой иллюстрированную хронологию событий Французской революции. До 1817 года произведение переиздавалось пять раз, причём в отличие от изобразительной текстовая часть перерабатывалась многократно.

Все представленные эстампы выполнены в технике офорта и резца французским гравёром Пьером Габриелем Берто (1737–1831) по оригиналу Жана Дюплесси-Берто (1747–1819).

Paris gardé par le peuple : la nuit du 12 au 13 juillet 1789 (Париж, захваченный народом, ночь с 12 на 13 июля 1789 года).

— [Paris] : [s. n.], [1802]. Лист 11.
Отдел изоизданий РГБ


Prise des armes aux Invalides : dans la matinée du 14 juillet 1789 (Захват оружия Дома инвалидов утром 14 июля 1789 года). — [Paris] : [s. n.], [1802]. Лист 14.
Отдел изоизданий РГБ


Arrestation de Monsieur de Launay, gouverneur de la Bastille : le 14 juillet 1789 (Арест коменданта Бастилии де Лоне, 14 июля 1789 года). — [Paris] : [s. n.], [между 1791 и 1817]. Лист 17.
Отдел изоизданий РГБ


Le roi promettant de venir a Paris avec sa famille : Salve d Artillerie devant le château de Versailles, le 6 octobre 1789 (Артиллерийский залп перед Версальским дворцом, возвещающий отъезд королевской семьи в Париж, 6 октября 1789 года]. — [Paris] : [s. n.], [между 1791 и 1817]. Лист 39.
Отдел изоизданий РГБ


Pillage de l hôtel de Castries, f.

b. g. S. t Germain a Paris : le 13 novembre 1790 (Разграбление особняка де Кастри в предместье Сен-Жермен в Париже, 13 ноября 1790 года). — [Paris] : [s. n.], [1802]. Лист 46.
Отдел изоизданий РГБ


Robespierre (Максимилиан Робеспьер). Гравюра на стали работы Шарля Жоффруа (Charles Geoffroy, 1819–1882). — Paris : Publié par Furne, [1847].
Портрет из издания: Thiers A. Histoire de la Révolution française… . — 13e éd. — T. 3. — Paris, 1847.
Отдел изоизданий РГБ


Danton (Жорж Жак Дантон). Гравюра на стали. — [France?] : [s. n.], [вторая половина XIX века].
Копия с гравюры работы Пьера-Франсуа Бертонье (Pierre François Bertonnier, 1791 — после 1847) для издания: Thiers A. Histoire de la Révolution française… — 13e éd. — T. 3. — Paris, 1847.

Отдел изоизданий РГБ


H. G. Mirabeau (Оноре Габриэль Рикетти де Мирабо). Гравюра работы Франца Габриэля Физингера (Franz Gabriel Fiesinger, 1723–1807) по оригиналу Жана Урбена Гирена (Jean Urbain Guerin, 1760–1836).
Пунктир, резец. — London : by Fiesinger, publ. as the act directs 10 febr. 1793.
Отдел изоизданий РГБ

Время сильных женщин: как Теруань де Мерикур боролась за равноправие в XVIII веке

Теруань де Мерикур — общественная деятельница эпохи Великой французской революции, которая боролась за расширение прав женщин. Вооруженная саблей и пистолетом, она участвовала во взятии Бастилии. Forbes Woman изучил биографию француженки, которая разрушала гендерные стереотипы еще в XVIII веке, несмотря на обвинения в непристойном поведении

Анн-Жозеф Теруань родилась в 1762 году в Маркуре (или Мерикуре), деревне к югу от Льежа, в семье фермера. Анн рано лишилась матери — когда та умерла, девочке было всего пять лет. Данные о том, как проходило ее детство, расходятся; по одной из версий, отец отдал дочь на воспитание в монастырь, а в 17 лет девушка сбежала с дворянином, в которого влюбилась, но отношения продлились недолго.  Анн работала гувернанткой и училась пению. 

Во Франции XVIII века (времен Людовика XVI) «женщины имели влияние, являясь хозяйками литературных и философских салонов, но они — и это совершенно очевидно — не имели никакой политической власти», объясняет французский историк Франсуаза Кермина. Подчинение и послушание — сначала отцу или опекуну, а затем мужу — были главными принципами жизни женщины, которая считалась скорее дополнением к мужчине, чем полноценным человеком. Непослушную, чересчур самостоятельную или просто неугодную женщину могли отправить в монастырь. Кроме того, родители могли заставить дочь выйти замуж за нелюбимого человека. Тем более что только в замужестве она могла реализоваться, ведь ее главной задачей была забота о семье.

 

Однако Анн, судя по сообщениям историков, это не устраивало. «Женщины имеют те же естественные права, что и мужчины, поэтому крайне несправедливо, что мы не имеем таких же прав в обществе», — говорила Анн. Уже скоро ей представилась возможность повлиять на порядок вещей.

Материал по теме

Взятие Бастилии

5 мая 1789 года во Франции состоялось важное историческое событие: открылось заседание Генеральных штатов, созванных королем Людовиком XVI, как ответ на экономический и политический кризис, поразивший страну. Это было собрание представителей трех сословий (дворянства, духовенства и всех остальных — третьего сословия), на котором должны были приниматься решения о том, как, например, будут взиматься налоги и в целом — как реформировать страну. Однако обсуждения быстро зашли в тупик. В результате третье сословие создало собственное собрание — Национальную конституционную ассамблею, — которое, несмотря на противодействие со стороны короля и дворян, в итоге превратилось в законодательный орган.

Анн начала посещать заседания Национальной ассамблеи как слушательница. Речи о равенстве вне зависимости от положения вдохновляли ее, как и других французов: не зря в будущем девизом революции стал лозунг «Свобода, равенство, братство». Если все сословия равны между собой, и крестьянин ничем не хуже дворянина, то и женщина ничем не хуже мужчины. Анн считала, что ей и другим француженкам пришло время изменить свое положение.

Анн открыла в Париже салон (история умалчивает о том, на какие средства), который посещали знаменитости того времени — например, один из будущих лидеров революции Жорж Жак Дантон и знаменитый оратор, политик и сторонник общественных изменений Оноре Мирабо. Когда 14 июля 1789 года в Париже в ответ на отставку министра финансов начались стихийные митинги, приведшие в конечном счете к захвату королевской тюрьмы Бастилии, Анн, по одной из версий, участвовала в штурме. «Со времени взятия Бастилии Анн отдалась всецело революционному движению», — пишет историк Евгений Тарле.

Она ездила по улицам Парижа верхом и с оружием, а одевалась так, как, по мнению тогдашних историков, выглядели амазонки: короткий плащ, панталоны, на ногах — сандалии. Казалось, вместо прежней Анн появилась новая, куда более смелая и свободная. Символом перерождения можно считать новое имя. Чем известнее становилась Анн, тем чаще ее в прессе называли де Мерикур, намекая на место рождения активистки. В итоге она стала называть саму себя Теруань де Мерикур, а Анн-Жозеф канула в прошлое. «В первые годы после революции она была чрезвычайно популярна в Париже. Часто и много говорила на площадях», — пишет Тарле. 

Положение француженок начало меняться. «Признанные полноправными членами суверенной нации, женщины, как и мужчины, были защищены Декларацией прав человека и гражданина», — объясняет Гийом Мазо, преподаватель университета Париж 1 Пантеон-Сорбонна. Мужья и отцы больше не могли запирать неугодных жен и дочерей в монастырях, а законы, принятые с 1791 по 1794 год, уравнивали женщин и мужчин в вопросах наследства. 20 сентября 1792 года были также разрешены разводы. Теперь можно было по собственному желанию заключать и расторгать брак, который признали гражданским союзом между двумя взрослыми и, что важно, самостоятельными людьми. 

Однако в контрреволюционной прессе Теруань стала объектом насмешек. Незамужнюю Анн, жизнь которой не вписывалась в общепринятые рамки, называли «патриотичной шлюхой, у которой 100 любовников за день», намекая, что «пόтом своего тела» она собирает денежные вклады в дело революции. На оскорбления и обвинения в развратном образе жизни, недостойном приличной женщины, Теруань не обращала никакого внимания. «Я была женщиной, это большой недостаток в глазах другого пола», — говорила она. 

Материал по теме

Поход на Версаль

Несмотря на политические преобразования, экономический кризис продолжился. В Париже не хватало хлеба. Несмотря на это, 1 октября 1789 года в королевской резиденции в Версале был устроен банкет в честь военных. Это разозлило парижан. Толпа недовольных собралась в садах Пале-Рояля. Возникла идея пойти прямиком к королю и призвать его к ответу. 

5 октября 1789 года Теруань возглавила «поход на Версаль». Она скакала впереди разъяренной толпы из нескольких тысяч женщин, которых впоследствии назовут «амазонками революции» — аналогичное прозвище закрепится и за самой де Мерикур. «Это женщина-лидер, которая может возглавить движение. Она среди народа, она замечена», — объясняет историк Жан Тюлард. Философ Мишель Онфрай добавляет, что поведение Теруань — это «феминизм действия, который показывает, что женщины — такие же люди, как другие, что они могут делать то, что делают мужчины, так же хорошо, как это делают мужчины, — и даже иногда лучше». 

На следующий день после «похода на Версаль» королевскую семью повезли в Париж. При виде Марии-Антуанетты в Теруань проснулась жалость к королеве, и она решила ехать рядом с ней в качестве защитницы. Этот благородный жест не был забыт. В конце 1790 года Теруань  арестовали — за чрезмерную мягкость по отношению к врагам революции. Она приняла решение бежать из страны. 

Тюрьма, безумие и смерть

Спасаясь от преследования, Теруань сначала отправилась в Голландию, а затем в Австрию. Однако местное эмигрантское сообщество отнеслось к ней холодно: для французов за рубежом она была чужой, одной из тех, кто виноват в крушении прежней Франции. Революционерку называли «кровожадной гетерой, предводительницей парижских людоедов» и регулярно доносили на нее австрийскому правительству. 

В январе 1791 года Теруань арестовали и отправили в тюрьму. В заключении с ней лично встретился австрийский император Леопольд. После встречи он приказал отпустить революционерку. Теруань приняла решение вернуться во Францию. На родине она вновь стала популярна, так как подвергалась за границей «тираническим преследованиям».

Однако, как однажды выразился упоминавшийся выше Жорж Дантон, революция всегда пожирает своих детей. В 1793 году во Франции с подачи партии якобинцев, которая выступала за радикальную борьбу с несогласными, преследование «врагов народа» постепенно стало рутиной и переросло в полномасштабный террор. Теруань открыто выступала против таких методов. 31 мая 1793 года она выступила на площади вблизи Конвента и произнесла эмоциональную речь в защиту политических противников якобинцев. Ее перебивали, но она продолжала говорить. 

После речи, когда Теруань шла по саду Тюильри,  на нее накинулись несколько женщин-якобинок и жестоко высекли ее розгами. Происходило это прилюдно. Психика Теруань не выдержала: она сошла с ума и была отправлена в дом сумасшедших, где 9 июня 1817 года умерла. 

Личность Теруань де Мерикур до сих пор не получила однозначной оценки. В одном из стихотворений сборника «Цветы зла» Шарль Бодлер упоминал ее:

Ты видел ли Théroigne, что толпы зажигает, 
В атаку чернь зовет и любит грохот сеч, 
Чей смелый взор — огонь, когда, подняв свой меч, 
Она по лестницам в дворцы царей вбегает?
(Перевод Эллиса — Льва Кобылинского)

А в 2014 году Теруань стала одним из персонажей компьютерной игры Assassin’s Creed Unity. Де Мерикур действительно неоднозначная героиня, однако ее участие в политических событиях стало одним из шагов навстречу равноправию. 

Французская революция | Американский опыт | Официальный сайт

Джон и Эбигейл Адамс | Статья

На протяжении 18 века Франция переживала нарастающий экономический кризис. Быстро растущее население опережало снабжение продовольствием. Суровая зима 1788 года привела к голоду и повсеместному голоду в сельской местности. Рост цен в Париже вызвал хлебные бунты. К 1789 году Франция разорилась. Дворянство отказывалось платить дополнительные налоги, а крестьяне просто не могли. Даже богатый король Людовик XVI, который больше любил охоту и слесарное дело, чем правление, понял, что надвигается кризис. Он созвал Генеральные штаты, в состав которых вошли римско-католическое духовенство (Первое сословие), дворянство (Второе сословие) и все остальные (Третье сословие). Первое и Второе сословия владели большей частью земли и облагались небольшими налогами; Третий мало владел и облагался высокими налогами.

 

Ла Бастилия. Предоставлено: Библиотека Конгресса

 

Национальное собрание
17 июня 1789 года, после того как Людовик отклонил его петицию о политике «один человек — один голос», третье сословие отделилось и сформировало Национальное собрание. 11 июля Людовик XVI приказал армии распустить его. 14 июля толпа ворвалась в тюрьму Бастилия в Париже в поисках оружия, чтобы защитить себя от войск короля. Взятие Бастилии спровоцировало одно из величайших социальных потрясений в западной истории — Французскую революцию. Насилие распространилось на сельскую местность, где крестьяне требовали демонтажа феодальной системы. Боясь бессилия, дворяне и помещики присоединились к Национальному собранию. 27 августа она издала Декларацию прав человека, гарантирующую всем французским гражданам свободу слова, печати и религии, а также представительное правительство и равенство перед законом. Однако некоторые граждане были равнее других; женщины и рабы были исключены, и только владельцы собственности могли занимать места в новом законодательном органе.

Король Людовик XVI, любезно: Corbis

Liberte, Egalite, Fraternite!
Следующим летом Национальное собрание приняло новую конституцию. В то время как король Людовик XVI оставался номинальным главой государства, Национальное собрание обладало всей законодательной властью. 20 июня 1791 года Людовик и его семья, включая его презираемую австрийскую королеву Марию-Антуанетту, попытались бежать из Франции и были схвачены. Недавно созданное Законодательное собрание хотело распространить революцию по Европе. В апреле 179 г.2 декабря Франция объявила войну Австрии. Война пошла плохо, и виноват был Людовик XVI. По обвинению в государственной измене он был лишен титула и заключен в тюрьму. В сентябре 1792 года новый Национальный конвент провозгласил Францию ​​республикой и отменил монархию. 21 января 1793 года Людовик XVI был отправлен на гильотину. Его отрубленная голова была выставлена ​​напоказ перед собравшимися тысячами и встречена криками «Да здравствует республика!»

Максимилиан Робеспьер, Предоставлено: Библиотека Конгресса

Мадам Гильотина
5 сентября 1793 года Максимилиан Робеспьер начал террор в ответ на вторжение иностранных войск во Францию. Были вырезаны тысячи так называемых контрреволюционеров; оценки варьируются от 14 000 до 40 000 человек. Франция оставалась в кровавой хватке Робеспьера в течение 10 месяцев, пока он тоже не был схвачен и обезглавлен. С окончанием правления террора Франция обрела некоторый мир, но страна оставалась в состоянии войны с Великобританией, Нидерландами и Испанией после казни Людовика XVI.

Наполеон, любезно предоставлено: Corbis

Император Франции
В 1795 году была принята новая конституция, в которой Директория — пять человек, избранных из Национального собрания — действовала как исполнительная власть и оставалась у власти на протяжении большей части президентства Джона Адамса . Четыре года спустя Наполеон Бонапарт и его армия свергли Директорию и подписали Конвенцию 1800 года с Соединенными Штатами, коммерческое соглашение, положившее конец так называемой квази-войне. Наполеон в конечном итоге объявил себя «императором французов». Джон Адамс опасался именно такого хаотического конца: он утверждал, что революция такого рода приведет не к демократии, а к деспотии. Франция отменила свою монархию только для того, чтобы оказаться под властью императора. Спустя годы Томас Джефферсон признает, что его собственная поддержка Французской революции была ошибочной: «Ваши пророчества, — писал он Адамсу, —… оказались более верными, чем мои… Я не сделал этого в 1989 году., верьте, что они просуществовали бы так долго и не стоили бы такой крови». Ранние, роялистские и клерикальные интерпретации Революции представляли ее как заговор, организованный философами эпохи Просвещения . С конца девятнадцатого века объяснения, основанные на теориях Карла Маркса, стали доминирующими. В этом прочтении революция стала результатом борьбы за власть. между старым феодальным дворянством, статус которого основывался на владении землей, и буржуазией, разбогатевшей благодаря торговле, финансам и ремеслам.буржуазия объединилась с крестьянством и городскими рабочими, чтобы начать революцию.

После 1945 года марксистская интерпретация Французской революции подвергалась все большему сомнению. Критики указывали, что среди тех, кто требовал реформ в 1789 году, было много дворян. Более того, различие между дворянами и простолюдинами было не таким четким, как предполагалось ранее. Дворяне также занимались торговлей и финансами, в то время как многие богатые буржуа покупали дворянские патенты. Действительно, французская знать была относительно открытой, и богатые простолюдины покупали и женились на своем пути к социальной мобильности. Таким образом, выяснилось, что экономический и социальный статус является плохим ориентиром для политического поведения, а идея монолитных «классов», преследующих свои собственные экономические интересы, становится все более несостоятельной.

Эта критика все чаще заставляла историков отказываться от социальных и экономических причин в качестве объяснения Революции. Вместо этого они сосредоточились на роли политических и культурных причин в разжигании революции. Выявлено появление революционной политической культуры. Эта культура выражалась во все большем количестве журналов, газет, брошюр и книг и нашла свое место в распространении кафе, салонов, обществ и клубов. Именно эта культура, утверждали эти ревизионистские интерпретации, вызвала события 1789 года..

В послевоенный период интерес к Революции также сместился, чтобы охватить ранее игнорировавшиеся группы. Распространение феминизма второй и третьей волны привело к большему интересу к роли женщин во Французской революции. Также был больший интерес к событиям за пределами Парижа и во Французской империи.

В последнее десятилетие «ревизионистские» взгляды на Революцию, делающие упор на политику и культуру, сами по себе подвергались сомнению. Были подняты вопросы о том, как политические идеи претворялись в конкретные действия на улицах Парижа? Как могла революционная политическая культура мобилизовать крестьянство и городскую бедноту? Некоторые историки утверждали, что необходимо пересмотреть социальные причины революции. Как культурные и политические события, выявленные историками-ревизионистами, взаимодействовали с социальными и экономическими изменениями, с которыми столкнулось более широкое население Франции?

Тем не менее, историки признают, что Революция была вызвана множеством факторов. В оставшейся части этого эссе будет представлен обзор этих факторов.

Ла Гранд Нация: Франция как великая держава

На первый взгляд Франция восемнадцатого века была локомотивом Европы. Это была передовая из пяти великих европейских держав (Франция, Великобритания, Австрия, Россия и Пруссия). Это было крупнейшее государство в Западной Европе. При этом его население составляло почти 28 миллионов человек, что делало его самым густонаселенным государством Европы после России.

У Франции также была колониальная империя на Карибах и аванпосты в других местах. Его колониальные владения были не такими обширными, как у британцев, но к 1780-м годам они составляли самую богатую колонию в мире на Сен-Доминго (позже Гаити). В 1780 году Сен-Доминго обеспечивал половину мирового экспорта кофе и сахара и приносил вдвое больше доходов, чем самая богатая колония Испании, Мексика. В конце 1780-х годов Франция отправила в Индию больше торговых судов, чем Великобритания, а в период с 1787 по 1791 год даже отправила из Африки больше рабов, чем британцы.

Таким образом, самым динамичным сектором экономики Франции была работорговля и торговля сахаром, которая осуществлялась из атлантических портов Нант и Бордо. Однако другие области экономики также претерпели расширение в восемнадцатом веке. В бассейне Парижа распространилось коммерческое земледелие, в то время как Лион оставался центром банковского дела и торговли шелком.

К 1789 году ВВП Франции в три раза превышал ВВП Великобритании. Его большое население и оживленная колониальная торговля обеспечили потенциально большую налоговую базу, за счет которой Франция могла финансировать свою армию. Как следствие, Франция могла похвастаться самой большой европейской армией и мощным флотом. Мощь этих вооруженных сил была продемонстрирована важным помощником, которого Франция оказала американским революционерам в их борьбе против британцев во время американской войны за независимость.

Помимо своей военной мощи, Франция также обладала значительной «мягкой силой». Французский был вторым языком образованных людей в большей части Европы. Французские формы в литературе, театре, моде и кухне оказали большое влияние. Французские философы и писатели, такие как Монтескье, Вольтер и Дидро, также сыграли важную роль в Просвещении восемнадцатого века.

Слабые стороны французского государства восемнадцатого века  

Однако, несмотря на преимущества, французское государство страдало от нескольких структурных недостатков, которые противоречили его статусу великой державы. Во-первых, Франция страдала от финансовых проблем на протяжении восемнадцатого века. Дворянство пользовалось многими налоговыми льготами. Они были освобождены, например, от taille , основной земельный налог. Католическая церковь, которой принадлежала десятая часть земли во Франции, была полностью освобождена. Вместо этого Церковь договорилась с Короной о безвозмездном дона (бесплатном подарке) вместо налогообложения. Как следствие, налоговое бремя несоразмерно ложилось на наименее способное его нести крестьянство. От трети до половины крестьянского дохода выкачивалось на сеньорские пошлины, церковную десятину и налоги. Кроме того, 56% налогового бремени приходилось также на земельную собственность — наименее динамичный сектор экономики.

Во-вторых, в восемнадцатом веке предпринимались многочисленные попытки реформировать налоговую систему и экономику, но все они потерпели неудачу из-за сопротивления дворянства и парламентов. Сопротивлению способствовала широко распространенная система продажности, посредством которой богатые люди могли покупать определенные государственные должности, такие как места в парламентах . В семнадцатом веке эта практика обеспечивала корону денежным потоком в краткосрочной перспективе, но это также означало, что было трудно сместить государственных чиновников без вознаграждения. parlements , суды, ответственные за регистрацию королевских указов, чтобы они могли стать законом, в частности, стали центрами сопротивления королевской власти и попыткам пересмотреть налоговую систему.

В-третьих, хотя некоторые части французской экономики, такие как ее колониальная торговля, процветали, экономическое развитие в других местах тормозилось ограничениями гильдий, внутренними таможенными барьерами и пошлинами. Таким образом, развитие производства и ранних промышленных предприятий отставало от других стран, таких как Великобритания. Хотя были введены новые культуры и методы ведения сельского хозяйства, такие как картофель и севооборот, они медленно распространялись по Франции. Серия неурожая в 1770-х и в конце 1780-х годов привела к росту цен на продукты питания, бедности и лишениям для широких слоев населения.

В-четвертых, французские структуры администрации и управления не были унифицированы. Французское государство расширилось с раннего средневековья за счет смешанного процесса завоевания, брака и наследования. В результате кодексы законов различались в разных регионах и провинциях. В pays d’election региональных автономий были подчинены Короне, но в pays d’etats провинциальных поместий продолжали существовать. Некоторые регионы пользовались особыми привилегиями. Бретань, например, была освобождена от непопулярного налога на соль, габель . Юрисдикция тринадцати парламентов также сильно различалась. Например, парламент Парижа охватывал около трети Франции, но другие занимали гораздо меньшие территории. Сложность этой системы препятствовала попыткам реформ.

В-пятых, демографические и социальные изменения также создали свои проблемы. Рост населения и широко распространенная система раздельного наследования, при которой земля делилась между сыновьями, создавали давление на сельскохозяйственные угодья. Некоторые крестьяне смогли купить обширные участки земли и добиться значительного благосостояния, но гораздо более многочисленная часть жила более ненадежно. Около половины крестьян были безземельными или обрабатывали лишь небольшой участок земли. Плохой урожай может иметь разрушительные последствия для этих сообществ.

Стагнация сельскохозяйственного производства и растущая инфляция еще больше подорвали покупательную способность крестьянства. Поскольку цены на хлеб росли, а реальная заработная плата падала, все большая часть дохода бедняков направлялась на пропитание. Это подорвало спрос на промышленные товары, упал, что, в свою очередь, негативно сказалось на текстильной и других отраслях промышленности. В Труа, например, к 1788 году около 10 000 текстильщиков были безработными. Дворянство доминировало в высших эшелонах католической церкви, но приходские священники были относительно бедны. Они также были более тесно связаны с местными крестьянскими и городскими общинами.

Между тем, традиционная знать часто возмущалась вступлением богатых простолюдинов в ряды аристократии. Это было особенно характерно для старой «мечевой» знати, состояние многих из которых за последнее столетие ухудшилось. Между тем рост земельной ренты означал, что аристократы с более крупными поместьями становились менее зависимыми от королевских назначений, синекур и пенсий, чем в семнадцатом и начале восемнадцатого века.

Неспособность реформировать налогообложение означала, что, хотя Франция была богатой страной, Короне приходилось все чаще прибегать к займам для покрытия своих расходов. Что еще хуже, стоимость ведения войны росла в геометрической прогрессии в восемнадцатом веке по мере расширения глобальных обязательств Франции.

Военные и дипломатические поражения

Во второй половине восемнадцатого века Франция потерпела ряд военных и дипломатических неудач. В 1756 году в ходе так называемой «дипломатической революции» Франция разорвала союз с Пруссией и вступила в союз со своим традиционным соперником, Австрией. Между 1756 и 1763 годами он сражался как с Великобританией, так и с Пруссией в Семилетней войне в Европе. Одновременно он находился в состоянии войны с Великобританией и ее колониями в Северной Америке во время франко-индейской войны, в то время как французская и английская Ост-Индские компании вели опосредованную войну в Индии.

Франция потерпела ряд тяжелых поражений на всех фронтах в этом первом глобальном конфликте. Британцы завоевали Новую Францию, чтобы создать колонию Канада. Влияние Французской Ост-Индской компании в Индии значительно уменьшилось, и Великобритания стала господствовать на субконтиненте. Тем временем в Европе французская армия была унижена Фридрихом Великим и пруссаками в битве при Россбахе в 1757 году. Позже Наполеон Бонапарт заявил, что революция началась в 1757 году, когда Пруссия смирил военную мощь Бурбонов.

Франция добилась большего военного успеха в 1780-х годах, когда объединилась с американскими повстанцами против британской короны. Однако надежды короля Людовика XVI на то, что этот союз приведет к преференциальным торговым правам после войны, не оправдались, поскольку новая Американская республика возобновила свои торговые связи с Великобританией.

Участие Франции в Семилетней войне и Войне за независимость Америки существенно увеличило государственный долг. Жак Неккер, министр финансов с 1777 по 1781 год, в основном финансировал военные действия Франции за счет займов. В результате государственный долг раздулся до 8–12 млрд ливров к 1789 году. Обслуживание этого долга потребляло все большую долю государственных доходов. Более того, опасения по поводу кредитоспособности Франции означали, что ссуды можно было получить только по более высоким процентным ставкам.

Фискальные и дипломатические проблемы сошлись в 1787 году. Международный престиж монархии был подорван, когда она не смогла вмешаться в конфликт между республиканскими и оранжистскими силами в соседних Соединенных провинциях из-за нехватки средств.

Просвещение и рост общественной сферы

Участие Франции в американской войне за независимость имело не только финансовые последствия. Американские повстанцы сражались под лозунгом «Никакого налогообложения без представительства». Однако французские офицеры и солдаты не пользовались теми политическими правами, за которые боролись их американские союзники. Несоответствие абсолютной монархии, борющейся в защиту республики, основанной на всеобщем избирательном праве мужчин (за исключением рабов), не ускользнуло от внимания многих комментаторов во Франции и Европе. Маркиз де Лафайет, служивший вместе с Джорджем Вашингтоном, стал героем по обе стороны Атлантики. Декларация независимости вдохновила потенциальных реформаторов и революционеров во Франции. Действительно, Декларация независимости послужила образцом для Декларации прав человека и гражданина в 1789 году..

Дебаты о внутренней политической реформе велись на страницах периодических изданий, книг, брошюр и журналов, которые разрастались в восемнадцатом веке. Повышение уровня грамотности означало увеличение аудитории письменного слова. Некоторые историки, такие как Рольф Энгельсинг, утверждали, что в Европе восемнадцатого века также произошла «революция чтения». Грамотные стали больше читать, чем читать и перечитывать небольшое количество произведений, например Библию. Этот аргумент был оспорен. Библия и другие религиозные произведения оставались очень популярными. Однако количество книг, изданных в Европе, в восемнадцатом веке действительно росло в геометрической прогрессии. Корона использовала систему цензуры и спорные произведения, такие как 9 Вольтера.0037 Letters philosophique и Dictonnaire philosophique были сожжены. Однако запрещенные произведения контрабандным путем переправлялись через границу из Австрийских Нидерландов и Голландской республики, режимов с более либеральным отношением к публикации.

Этот яркий литературный мир имел решающее значение для распространения публичной сферы. Термин был введен немецким философом Юргеном Хабермасом и описывает социальное пространство, в котором формировалось общественное мнение. Развитию общественной сферы также способствовало распространение кофеен. К 1789 г.В Париже было 1600 кафе. Они часто предлагали газеты и периодические издания для чтения, а также еду и напитки. Таким образом, они были местами, где идеи могли циркулировать и обсуждаться. Салон, который обычно принимала аристократическая дама, представлял собой аналогичный форум для обсуждения, хотя и более эксклюзивный, чем кофейня. Масонские ложи также распространились в восемнадцатом веке и обеспечили сеть для распространения идей.

Именно в литературе и в общественной сфере формулировались идеи политических и социальных реформ. В 1748 году Монтескье Дух Законов определил три различные формы правления — монархическую, республиканскую и деспотическую — и выступал за разделение судебной, законодательной и исполнительной власти. Вольтер восхвалял конституционную монархию Англии в своих «Философских письмах» , в то время как Руссо превозносил республиканские ценности. Иностранные философы, особенно работы Джона Локка, также оказали влияние. Все эти интеллектуальные течения подпитывали интеллектуальное брожение в преддверии Французской революции и глубоко повлияли на позицию депутатов Национального собрания.

Общественная сфера, однако, не ограничивалась благородным обсуждением политических реформ и социальных вопросов. Некоторые историки указывают на рост политизированной порнографии в конце восемнадцатого века. В большей части этой литературы фигурировали лица, занимающие руководящие должности, такие как священнослужители и ведущие аристократические государственные деятели. Сама королевская семья также подвергалась такого рода письмам. Королева Мария-Антуанетта была объектом клеветы и сатиры. Как принцесса Габсбургов, она была связана с катастрофическим австрийским союзом во время Семилетней войны. Она и Людовик XVI также не смогли произвести на свет наследника мужского пола до октября 1781 года, через одиннадцать лет после свадьбы. Клевета обвинила Марию-Антуанетту в декадансе, распущенности, прелюбодеянии и гомосексуализме.

Репутация Марии-Антуанетты была еще больше запятнана «делом с бриллиантовым ожерельем». В 1785 году кардинала де Рохана обманом заставили купить бриллиантовое колье, чтобы выслужиться перед королевой. Однако мошенники украли ожерелье. Королева не имела никакого отношения к «делу», но многие считали, что она поручила Рохану купить драгоценности. «Дело» произошло на фоне неурожая и увеличения лишений бедняков. Экстравагантность украшений укрепила образ королевы как расточительницы, больше заинтересованной в собственной роскоши, чем в благополучии Франции.

Такие оскорбления, возможно, не привели непосредственно к падению монарха, тем не менее они подорвали величие и престиж Бурбонов.

Конституционный кризис

В 1787 году министр финансов Франции Калон представил королю пакет экономических реформ, направленных на решение финансовых проблем Франции. Калонн признал, что эти реформы потребуют времени, чтобы они стали эффективными. Чтобы удовлетворить насущную потребность короны в деньгах, Калонн предложил королю созвать Совет знати для одобрения реформ. Это убедило бы кредиторов в платежеспособности французского государства и позволило бы ему занимать больше денег по более выгодным процентным ставкам.

Однако совет знати отказался одобрить экономические реформы Калонна. Во главе с герцогом Орлеанским, двоюродным братом Людовика XVI, нотабли требовали политических реформ в качестве цены соглашения. Людовик XVI распустил Совет, и Калонн был отправлен в отставку. Бриенна, сменившая Калонна, пыталась протолкнуть реформы через парламент Парижа. Парламент отказался зарегистрировать реформы, а также потребовал политических изменений. В ответ Луи изгнал Parlement 9.0038 . Острые политические дебаты возникли, когда Parlement изобразил себя центром сопротивления королевскому деспотизму.

Бриенна уволена и заменена Некером. Неккер убедил короля созвать Генеральные штаты, чтобы выйти из политического тупика. Однако Генеральные штаты не собирались с 1614 года и представляли средневековый взгляд на то, как функционирует общество. Он был разделен на три поместья. Первый представлял духовенство, второй — дворянство, а третий охватывал массы общества в простонародье. В каждом сословии проводились свои выборы, которые сопровождались составлением списков недовольства, так называемых cahiers de doleances , который депутаты должны были представить королю.

Первоначально в каждом сословии должно было быть одинаковое количество депутатов, но предвыборная листовочная кампания вынудила короля неохотно согласиться на удвоение числа депутатов третьего сословия. Ключевой работой в дебатах стал манифест Что такое третье сословие? , написанный аббатом Эммануэлем Сийесом, в котором он спрашивал: «Что такое третье сословие?» Ничего. Кем оно хочет быть? Все’.

В Первом сословии, насчитывавшем 330 человек, доминировали представители приходского духовенства, в то время как старая «меченосная» знать составляла большинство во Втором сословии. Около двух третей депутатов, проголосовавших за третье сословие, были профессионалами, юристами, нотариусами или судьями, имевшими опыт публичных дебатов и ораторского искусства.

Каждое сословие проголосовало единым блоком. Таким образом, у Первого и Второго сословий все еще была возможность объединиться, чтобы блокировать предложения Третьего. Это оказалось рецептом политического тупика. В то время как либерально настроенные дворяне хотели сотрудничать с третьим сословием, их консервативные коллеги отказывались отказываться от блочного голосования и настаивали на защите своего социального статуса. Депутаты Третьего сословия призвали Первое и Второе сословие объединиться с ними для совместного обсуждения и голосования, но их проигнорировали. Наконец, 10 июня Сийес предложил третьему сословию действовать в одностороннем порядке. 12 и 19В июне несколько священников покинули Первое сословие и присоединились к Третьему. Третье сословие, больше не представляющее только простолюдинов, 17 июня проголосовало за то, чтобы составить Национальное собрание.

Король попытался восстановить контроль над Третьим сословием, заблокировав 20 июня традиционное место встреч в Версальском дворце. Депутаты собрались на королевском теннисном корте и поклялись не распускаться, пока не предоставят Франции письменную конституцию. Эта присяга на теннисном корте была прямым вызовом власти короля. Теперь к Национальному собранию присоединилось больше депутатов как от первого, так и от второго сословия. 23 июня Людовик XVI приказал сословию собраться отдельно, но его проигнорировали. Граф де Мирабо, дворянин, избранный в третье сословие, заявил, что «мы не отступим от своих мест иначе как силой штыков». Наконец, 27 июня Людовик XVI, опасаясь народных волнений, приказал оставшимся депутатам Первого и Второго сословий присоединиться к Национальному собранию. Власть и авторитет короля были сильно подорваны.

Падение Бастилии и Октябрьские дни

Однако в июле Людовик XVI изменил курс. 26 июня был отдан приказ полкам идти на Версаль и Париж, а гарнизон Бастилии был усилен. Тем временем 12 июля Людовик XVI уволил Неккера с поста министра финансов.

Новости об отставке Неккера и сосредоточении войск вызвали в Париже смесь страха и гнева. Разгневанная толпа собралась у Пале-Рояль, чтобы выразить протест против увольнения Неккера. Здесь юрист, ставший радикальным журналистом, Камилла Десмулен, обратилась к толпе и выступила за восстание. С зелеными лентами, цветом, ассоциирующимся со свободой, толпа грабила гауптвахты в поисках оружия и склады в поисках еды. Важно отметить, что французская гвардия отказалась вмешиваться, и многие вместо этого присоединились к толпе. 14 июля внимание переключилось на Бастилию. Бастилия была не только тюрьмой, но и арсеналом. Толпа, осаждавшая Бастилию, была больше заинтересована в захвате хранившихся там орудий и боеприпасов, чем в освобождении пленных. Губернатор барон де Лоне сначала отказался сдать крепость и открыл огонь по толпе. После непродолжительных боев Бастилия была сдана. Де Лоне был зарезан, обезглавлен, а его голова выставлена ​​напоказ на пике. Столица оказалась в руках революционеров.

Тем временем Людовик XVI был предупрежден своими генералами, что его солдаты ненадежны и не могут разогнать толпы в Париже. Людовик был вынужден приказать своим полкам отступить и 16 июля отозвал Неккера. 17 июля он посетил Париж с Национальным собранием. В мэрии ему вручили трехцветную кокарду, в которой красный и синий цвета города Парижа сочетались с белым цветом монарха Бурбонов.

Хотя в Париже на короткое время было спокойно, волнения теперь распространились на провинцию и сельскую местность. Национальное собрание приняло ряд законов, чтобы обеспечить стабильность. 4 августа дворянские депутаты наперебой отказывались от своих дворянских привилегий. 11 августа Собрание объявило об уничтожении «феодального режима». Церковная десятина также была отменена, и это решение посеяло семена дальнейшей радикализации революции и кровавого конфликта.

Наиболее известно, что 26 августа Ассамблея одобрила 17 статей Декларации прав человека и гражданина. Этот документ должен был иметь продолжительное влияние. И Всеобщая декларация прав человека ООН (1948 г.), и Европейская конвенция о правах человека (1953 г.) основаны на сути и даже формулировках этого более раннего документа.

Несмотря на эти реформы Национальное собрание изо всех сил пыталось поддерживать порядок в Париже. После непродолжительного периода стабильности цены на хлеб снова начали расти, что привело к росту недовольства. В то же время король высказал оговорки по поводу Декларации прав человека. До Парижа дошли слухи о банкете, устроенном королевской гвардией в честь королевской семьи, на котором была растоптана трехцветная кокарда.

5 октября торговки собрались у мэрии, чтобы потребовать изменить цены на хлеб. Возможно, организованная герцогом Орлеанским и графом де Мирабо, вооруженная толпа отправилась в Версаль, чтобы отстаивать свои интересы перед Национальным собранием. Депутация встретилась с королем, чтобы потребовать действий в отношении цен. 6 октября небольшая группа протестующих ворвалась во дворец и вторглась в апартаменты королевы. Мария-Антуанетта сбежала как раз вовремя, но Лафайет, ныне командующий Национальной гвардией, убедил королевскую семью, что толпа рассеется, только если к ней обратиться напрямую. Королевская семья обратилась к толпе с балкона, но толпа потребовала вернуться с ними в Париж. Его власть рушилась, у Людовика XVI не было другого выбора, кроме как согласиться. Король, его семья и Национальное собрание вернулись в Париж, где жители города могли наблюдать за ними и влиять на них.

  Заключение

Так называемые Октябрьские дни ознаменовали конец того, что часто называют «либеральной» фазой Французской революции. После этого революция будет характеризоваться растущим уровнем насилия и фракционности. Причин Французской революции было несколько. Франция не была единственной страной, столкнувшейся с трудными экономическими, социальными и политическими условиями в последней четверти восемнадцатого века. Все государства Европы столкнулись с подобными проблемами. Великобритания столкнулась с восстанием в Америке. В Голландской республике было собственное революционное движение. Крестьянские восстания происходили и в Центральной Европе. Однако конкретное сочетание этих проблем во Франции привело к революции. На чем сделать акцент, будь то появление определенной политической культуры или поляризация общества из-за демографических и экономических изменений, остается сегодня в центре дискуссий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *