Быт в 18 веке в россии: Повседневный быт россиян в XVIII веке: быт дворян и крестьян

Повседневный быт в 18 веке — основные особенности жизни

Как менялся русский быт? Были ли изменения в быту, то есть в повседневности у русского человека и если были, то какие? Были ли отличия по сословиям, то есть дворяне, это понятно, это один тип жизни, крестьянство — другой, горожане третий. Что происходило в нашей повседневной жизни в 18 веке?

Дома дворян и крестьян

А происходило, тут надо сказать многое. Мы с вами уже говорили о том, что 18 век — это поворотная точка в русской истории, и отсюда мы можем сделать вывод, что это поворотная точка, в том числе, и в бытовой организации русской жизни. Тем не менее, такие изменения, они были достаточно четко структурированы, потому что изменения в среде простых людей, крестьян, простых обывателей городов, то есть горожан, это будущее сословие мещан, оно было не так заметно, как изменения в среде высшего общества России.

Речь идет о родовой аристократии и о служилом дворянстве. Например, если мы говорим об архитектуре, то совершенно четкие были отличия. Дворянство, представители высших сословий, как правило, пытались подражать или копировать императорской фамилии. Они строили в силу своих финансовых возможностей дома, которые по своему типу больше напоминали настоящие дворцы. Самые богатые, самые влиятельные дворяне могли позволить себе по-настоящему роскошные произведения искусства.

Например, мраморный дворец Орлова или Таврический дворец Потемкина может, между прочим, посоперничать, даже, с дворцами императорской фамилии. Но дворяне поскромнее, аристократы поскромней, строили усадьбы, соответственно, поменьше, но все-таки общий архитектурный стиль, общая помпезность, желание показать, что ты родовит, ты богат, ты достоин — это, в общем-то, черта, которая была присуща абсолютно всем.

Простые же сословия, люди, имевшие намного меньше финансовых возможностей, как правило, жили в деревянных домах, но, все-таки, с учетом того, что это были люди русские, то эти дома строились не как, например, в Швеции — простой деревянный сруб из очень четко, но хорошо правильно ограненного ствола дерева. Нет, русские бревенчатые дома, русские избушки — это нечто, все-таки, напоминающее произведения искусства, потому что ни один домохозяин никогда не отказывал себе в удовольствии каким-либо образом украсить свое жилище. Резьба по дереву — это наша национальная традиция.

Одежда дворян

Отличия были и в одежде русских жителей. Так, если представители высших слоев, переходят практически полностью на европейский тип одежды, это было, между прочим, закреплено даже законодательно, и в России появляется настоящая европейская мода, хотя и с запозданием, тогда, все таки, это было намного сложнее все сделать.

Мода распространялась не так быстро. Это сейчас мы с вами можем купить просто модный журнал и увидеть какие же модные тенденции на следующий год.

А тогда для того, чтобы узнать, как нужно одеваться на следующий год, целая, что называется, история была с этим делом связана. Так во Франции специально шились маленькие мужские и женские костюмчики, платья, которые надевали на специальные куклы, куклы назывались Пандоры, потом эти Пандоры доставляли в Лондон, в Англию, а уже из Лондона эти куклы кораблями развозились по всему миру. Так они попадали и в Россию, Санкт-Петербург, а потом и в Москву. Понятно, что запоздание было очень большим, но, все-таки, в России появляется настоящая мода.

В моду входят парики. Женщины носят платья с такими глубокими декольте, надевают корсеты. Мужчины носят панталоны, рубашки, украшенные всевозможными рюшами. Платья, как мужские, так и женские наиболее богатые представители дворянства расшивали драгоценными камнями, совершенно натуральными, поэтому костюмы стоили просто баснословных денег.

Одежда более низших слоев населения

Представители подлых, так называемых сословий, то есть простые люди, крестьяне, носили, конечно, куда как более скромную одежду. Как правило, она была домотканой, основу составляли льняные ткани, обязательно был какой-нибудь головной убор. Женщины носили платки. На праздник, на какое-то торжество одевали кокошник.

Вот эти кокошники, праздничную одежду, конечно, как-то пытались украсить, но никаких драгоценных камней тут никто не использовал, только представители западной Сибири иногда украшали свою праздничную одежду какими-то самоцветами. И то это было признаком достаточно высокого достатка.

Изменения в национальной кухне

Произошли изменения и в национальной русской кухне. Ну во-первых, в обиход такой русской национальной кухни входит картофель. Это было, по сути, революционное событие, потому что до появления картошки на Руси основной рацион питания состоял из всевозможных каш, сделанных на основе злаков и соленая рыба. Ну по причине того, что соленая рыба долго не портится, ее можно было длительное время хранить, поэтому она составляла основу питания. Теперь же, картофель становится чуть ли не главным нашим продуктом на столе простолюдинов, хотя его, что называется, введение в широкий обиход было связано с большими проблемами.

Представители высших сословий меняют свой рацион питания намного более радикально. Ну во-первых, в Россию массово начинают приезжать иностранные повара, которых, как тогда говорили, выписывали из-за границы. Соответственно, представители высших сословий, как правило, в качестве хорошего тона считали иметь у себя домашнего повара, который бы готовил изысканные блюда для официальных приемов, балов, каких-то светских раутов, вечеринок и прочего.

Но если обед проходил, в так называемой, домашней обстановке, то есть, когда не было приглашенных гостей, то иногда, даже, дворяне потчевали себя обычной, привычной для русского человека кухней. Это были гречневой каши, это была, опять таки, рыба, это была запеченная дичь, всевозможные варенья и прочее. То есть, хотя изменения в кухне и происходят, но они, все-таки, больше были связаны с таким статусом, с показателем значимости того, какое положение в обществе ты занимаешь.

Как проводили свободное время

А как люди проводили свободное время? И тут вообще очень интересные ответы. Вы знаете, что, например, до Павла I у русского крестьянства свободного времени не было вообще, то есть люди вообще не отдыхали. Отдыхом считался сон. То есть, если ты просыпался с рассветом, а иногда еще и до рассвета вставали люди для того, чтобы начать свою хозяйственную деятельность, то ты должен работать в течение всего светового дня. Как только солнце садилось, люди ужинали, молились и тут же ложились спать, потому что это было единственное время, когда ты мог, что называется, отдохнуть. Все остальное время ты должен был работать.

Вот только при Павле I начинают появляться первые праздники, на которых люди могли, что называется, заняться тем, чем им хочется. Появляются первые национальные забавы: хороводы, совместные игры. Надо сказать, что все это, как правило, носило характер массовых гуляний.

Представители городов очень любили присутствовать на праздниках высшего дворянства, которое довольно часто устраивало всевозможные мероприятия: фейерверки, салюты, гуляния, раздавание подарков, но это, опять таки подчеркнем, было характерно только для городов, потому что в деревнях люди считали все это дело праздным временем препровождения.

Таким образом, мы с вами видим, что 18 век, действительно, серьезно изменил русское общество, хотя это изменение во многом носило сословный характер.

И, все-таки, западноевропейская культура постепенно, что называется, прибирает к рукам русский мир. Даже представители
простых сословий, то есть сословий незнатных, все-таки, менялись. Для нас становятся доступными общечеловеческие ценности и, что тут уж скажешь, Петр действительно изменил нашу страну.

Быт и обычаи России 18 века

Эпохальное правление Петра I, а также его многочисленные реформы, направленные на европеизацию и искоренение средневековых пережитков в быту и политике, оказали огромное влияние на жизненный уклад всех сословий империи.

Различные новшества, активно вводившиеся в повседневный быт и обычаи россиян в 18 веке, дали сильный толчок к превращению России в просвещенное европейское государство.

Реформы Петра I

Петр I, как и сменившая его на престоле Екатерина II, главной своей задачей считал приобщение женщин к светской жизни и приучение высших сословий российского общества к правилам этикета. Для этого создавались специальные наставления и руководства; молодые дворяне обучались правилам придворного этикета и отправлялись на обучение в западные страны, откуда возвращались вдохновленные желанием сделать народ России просвещенным и более современным. В основном изменения затрагивали светскую жизнь, семейный уклад остался неизменным — главой семьи был мужчина, остальные члены семейства обязаны были ему подчиняться.

Быт и обычаи 18 века в России вступали в острое противостояние с нововведениями, ведь достигший расцвета абсолютизм, а также феодально-крепостнические отношения не позволяли безболезненно и быстро воплотить планы по европеизации в жизнь. Кроме того, налицо был явный контраст жизни обеспеченных сословий и крепостных крестьян.

Придворная жизнь в XVIII веке

Быт и обычаи царского двора во второй половине XVIII века отличались невиданной роскошью, удивлявшей даже иностранцев. Все сильнее чувствовалось влияние западных тенденций: в Москве и Санкт-Петербурге появились воспитатели-гувернеры, парикмахеры, модистки; обязательным к изучению стал французский язык; была введена специальная мода для дам, являвшихся ко двору.

Новшества, появлявшиеся в Париже, обязательно перенимались русской знатью. Придворный этикет походил на театральное представление — чинные поклоны, реверансы создавали острое ощущение наигранности.

Со временем большую популярность получил театр. В этот период появляются и первые русские драматурги (Дмитриевский, Сумароков).

Возрастает интерес к французской литературе. Представители аристократии все большее внимание уделяют образованию и развитию многогранной личности — это становится своего рода признаком хорошего тона.

В 30-х — 40-х годах XVIII века, в период правления Анны Иоанновны, одним из популярных развлечений, помимо шахмат и шашек, стала игра в карты, которая ранее считалась неприличной.

Быт и обычаи 18 века в России: жизнь дворян

Население Российской империи состояло из нескольких сословий.

В наиболее выгодном положении были дворяне крупных городов, особенно Санкт — Петербурга и Москвы: материальное благополучие и высокое положение в обществе позволяли им вести праздный образ жизни, уделяя все время организации и посещению светских приемов.

Пристальное внимание уделялось домам, на обустройство которых заметное влияние оказывали западные традиции.

Владения аристократии отличались роскошью и изысканностью: большие залы, со вкусом обставленные европейской мебелью, огромные люстры со свечами, богатые библиотеки с книгами западных авторов, — все это должно было показать чувство вкуса и стать подтверждением знатности семьи. Просторные комнаты домов позволяли владельцам устраивать многолюдные балы и светские приемы.

Роль образования в XVIII веке

Быт и обычаи второй половины 18 века еще теснее были связаны с влиянием западной культуры на Россию: модными стали аристократические салоны, где кипели споры о политике, искусстве, литературе, велись диспуты на философские темы. Большую популярность получил французский язык, которому дети дворян с детства обучались специально нанятыми учителями-иностранцами. По достижению 15 — 17 лет подростков отдавали в учебные заведения закрытого типа: юношей обучали здесь военной стратегии, девушек — правилам хорошего тона, умению играть на различных музыкальных инструментах, основам семейной жизни.

Европеизация быта и устоев городского населения имела огромное значение для развития всей страны. Нововведения в искусстве, архитектуре, питании, одежде быстро приживались в домах знати. Переплетаясь со старорусскими привычками и традициями, они определяли быт и обычаи 18 века в России.

В то же время новшества не распространялись по всей стране, а охватывали только наиболее развитые ее регионы, в очередной раз подчеркивая пропасть между зажиточными слоями и бедняками.

Жизнь провинциальных дворян

В отличие от столичных дворян, представители провинциального дворянства жили более скромно, хотя и пытались всеми силами походить на более зажиточную аристократию. Порой такое стремление со стороны выглядело довольно карикатурно. Если столичная знать жила за счет своих огромных владений и работающих на них тысячах крепостных, то семьи провинциальных городов и сел основной доход получали от налогообложения крестьян и доходов со своих небольших хозяйств. Дворянская усадьба представляла собой подобие домов столичной знати, но с существенным отличием — рядом с домом были расположены многочисленные хозяйственные постройки.

Уровень образования провинциальных дворян был очень низким, обучение в основном ограничивалось основами грамматики и арифметики. Мужчины проводили досуг, выезжая на охоту, а женщины сплетничали о придворной жизни и моде, не имея об этом достоверного представления.

Владельцы сельских усадеб были тесно связаны с крестьянами, которые выполняли роль работников и прислуги в их домах. Поэтому сельское дворянство было гораздо ближе к простолюдинам, чем столичные аристократы. К тому же малообразованные дворяне, так же как и крестьяне, зачастую оказывались далеки от вводимых новшеств, а если и пытались не отставать от моды, получалось это скорее комично, чем изысканно.

Крестьяне: быт и обычаи 18 века в России

Тяжелее всех приходилось самому низкому сословию Российской империи — крепостным крестьянам.

Работа шесть дней в неделю на помещика не оставляла крестьянину времени на обустройство своей повседневной жизни. Собственные клочки земли им приходилось обрабатывать в праздничные и выходные дни, ведь семьи крестьян были многодетными, и нужно было хоть как-то их кормить. С постоянной занятостью и отсутствием свободного времени и средств связан и простой быт крестьян: деревянные избы, грубый интерьер, скудная еда и простая одежда. Однако все это не мешало им придумывать развлечения: в большие праздники устраивались массовые игры, водились хороводы, пелись песни.

Дети крестьян, не получая никакого образования, повторяли судьбу своих родителей, также становясь дворовыми и слугами при дворянских усадьбах.

Влияние Запада на развитие России

Быт и обычаи русского народа в конце XVIII века в большинстве своем оказались под полным влиянием тенденций западного мира. Несмотря на устойчивость и закостенелость старорусских традиций, веяния развитых государств постепенно входили в жизнь населения Российской империи, делая зажиточную его часть более образованной и грамотной. Этот факт подтверждается появлением различных учреждений, на службе которых состояли уже получившие определенный уровень образования люди (например, городские больницы).

Культурное развитие и постепенная европеизация населения довольно ярко свидетельствуют о истории России. Быт и обычаи в 18 веке, видоизменившиеся благодаря политике просвещения Петра I, положили начало глобальному культурному развитию России и ее народа.

Картина «Российская королевская семья в восемнадцатом веке»

Российская Екатерина I , 1717, Жан-Марк Натье, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Два портрета приходят на ум, когда мы думаем о французском (фламандском происхождении) художнике Луи -Мишель ван Лоо. Это портрет французского философа и писателя Дени Дидро (1713-1784) и портрет русской аристократки Катерины Голицыной, написанный в 1759 году. Последний меня интересует больше.

Урожденная Смарагда (Екатерина) Кантемир, в 1720 году, дочь Димитрия Кантемира, румына по происхождению, князя Молдавского, позже удостоенного титула князя Российской империи Петром I Великим, а также получившего титул Карл VI. Она вышла замуж за Дмитрия Михайловича Голицына (1721–1793), видного члена одной из Голицыных, русской дворянской семьи литовского происхождения, которая поднялась при дворе царя Петра и стала влиятельной в России. Княгиня Екатерина Дмитриевна Голицына, знатная.

Однако мы должны помнить, что аристократы восемнадцатого века, особенно при царице Елизавете (1709-1762), очень любили свою родословную и титулы. Была эпидемия снобизма вкупе с непостижимой дистанцией между низшими и высшими классами. Члены королевской семьи по всей Европе действовали как полубоги, особенно в своих аппетитах, и это шло на пользу многим ремесленникам и художникам. Князь М. М. Щербатов язвительно отзывался о елизаветинском дворе и его щедрости.

Роскошь в одежде превышала все границы: была парча, бархат с золотом, серебром и шелком (ибо гюлен был мелочью) и всего этого в таких количествах, что гардероб какого-нибудь кутье или щеголя иногда равнялся остальному состоянию, и даже у людей со скромным достатком были большие шкафы. ( О развращении нравов в России )

Она вознаградила всех, кто участвовал в государственном перевороте , в результате которого она заняла трон после смерти ее двоюродной сестры Анны в 1740 году, особенно солдат, которым она дала дополнительную звание и высокая зарплата.

С облагораживанием шли огромные суммы подарков, в том числе имущество и драгоценности. Возможно, этому она научилась у своих родителей. Ее мать, уроженка низшего происхождения, заказала для своего коронования самый дорогой в истории России венец; он был оформлен в византийском стиле в Париже, и Петр Великий даже взял драгоценности из своей короны, а именно 2564 драгоценных камня. (Талбот Райс)

Царица была находкой для всех, кто связан с искусством, музыкой и архитектурой. Женщина огромного тщеславия, она настаивала на том, чтобы в ее переодевании — у нее были тысячи платьев — все остальные при дворе делали то же самое. Это означало невероятные расходы, и, конечно, бремя этой роскоши ложилось на класс крестьян и мелких землевладельцев. Они должны были платить за привилегии знати, которой больше не нужно было сражаться.

Портрет царицы Елизаветы Петровны , 1760, Карл ван Лоо, Государственный музей Петергофа

Хотя она ожидала, что на балах и в суде все будут носить разную одежду и украшения, никто не должен был копировать ее платья или прически. Она наказала тех, кто это сделал. Это усложняло жизнь придворным и требовало стратегии для достижения успеха. В этом она была как Королева из Белоснежки. Мы должны помнить об этом, когда смотрим на портреты.

Очень интересен в этом отношении портрет Катерины. Во-первых, это картина Луи-Мишеля ван Лоо (1707-1771), а не его дяди Карла ван Лоо (1705-1765), написавшего Царицу. Был ли Карл более успешным? Кто-то называл картину Ван Лоо, а не Луи-Мишелем ван Лоо? Возможно, дело было в этом. Во-вторых, Катерина носит орденский бант, голубой муаровый или мокрый шелковый бант (голубой символизирует Св. Андрея?), подаренный ей Елизаветой, изображенный на миниатюрном портрете на слоновой кости или эмали.

Луи-Мишель ван Лоо, художник портрета Екатерины, в свою очередь, был членом династии фламандских художников, которая началась, вероятно, в пятнадцатом веке, но стала заметной благодаря работам Яна ван Лоо (р. 1585), чьи работы, как его сын Якоб (1624-1670) находится в традициях голландского реализма. Стиль начинается с приземленной и более смелой палитры, а затем переходит к четкой, почти монохромной четкости линий и контуров. Прослеживая временную шкалу от раннего ван Лооса до нашего художника, мы замечаем тут и там стилистические сходства, которые можно объяснить тремя факторами: во-первых, генетическим, то есть наследованием координации и восприятия; во-вторых, общим образованием; в-третьих, ограничениями господствующего рынка и вкуса – в основном придворными ценностями. Конечно, последнее и успех ван Лооса привели к многочисленным заказам.

В этом кроются отличия портретной живописи портрета Дидро от портрета Екатерины Голицыной. В последнем мы можем обнаружить черты, которые обнаруживаются у нескольких поколений ван Лоо, но в основном у ближайших родственников. В качестве эксперимента я взял эти два женских портрета двух ван Лоосов, Луи-Мишеля с изображением Екатерины и Карла с изображением царицы Елизаветы, и цифровым способом вырезал две черты их лиц для сравнения. Здесь, в этой абстрактной форме, было очень легко увидеть, что дуга, идущая от выпуклости ноздри к бровям, и форма двух органов были более или менее эквивалентны, что предполагает стилистическую стенографию — студийный стиль Ван Лоо.

Было ли, как сказано о системе «Голливудская звезда»,

чем больше культурные продукты на самом деле стандартизированы, тем более они кажутся индивидуализированными ? (Доминик Стринати)

Вместе семья ван Лоо нарисовала множество портретов. С одной стороны, мы можем считать это признаком оригинальности художника, примером чего служат длинные скульптурные лица Эль Греко и Амедео Модильяни. Это отличается, скажем, от психологических исследований голландской реалистической школы; это в определенной степени подразумевает, что модная одежда натурщика была более важна для своего эффекта, чем правдоподобие в изображении лица. Ведь часто сюжет был не натурщиком, а взятым с гравюры или другой картины. Тамара Талбот Райс в своей похвальной биографии Елизаветы задается вопросом, ступала ли нога Ван Лоо когда-либо в Россию! (Талбот Райс, стр. 170) Это неудивительно, учитывая огромное количество заказов, которые взял на себя ван Лоос, и риски, связанные с Россией! Это также часто было требованием натурщика.

Царица Елизавета, например, была очень недовольна портретом 1756 года художника Жана-Луи Токке (1696 – 1772), которому не посчастливилось присутствовать.

Портрет царицы Елизаветы Петровны, 1756 , Жан-Луи Токке, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Токке льстил своим натурщикам меньше, чем средний придворный живописец. Элизабет было

был недоволен его слишком точным изображением ее короткого курносого носа и приказал удлинить его для всех последующих гравюр. (Ричард Хэйр)

Я действительно вижу поразительную живописную преемственность в мебели и королевской особе! Тоже совсем не лестно. Это может быть связано с перекрытием внимания к выбору палитры и стремлением сделать материал и текстуры реалистичными. Складки шнуров для пояса повторяются и в складках платья, что кажется слишком скульптурным. В портрете Катерины Луи-Мишеля ван Лоо мы видим меньше тяжести в палитре и ощущение, что материал легче и свободнее.

Здесь красота находится на конвейере.

Однако это не совсем так, потому что мы замечаем, как и те, кто смотрит на те греческие скульптуры, скованные идеальными геометрическими правилами, что нюансы в линиях и оттенках создают индивидуальность, лишь небольшие доли отклонения от шаблона намекают на их психологический характер. профиль. Опять же, это также может быть подтверждением многих руководств по физиогномике и характеру влиятельных художников, таких как Уильям Хогарт и сэр Джосуа Рейнольдс среди многих других, или примером действительного «взгляда» на натурщика.

Портрет Катерины Голицыной , первая половина 18 века, Луи-Мишель ван Лоо, ГМИИ, Москва

Обратимся теперь к портрету Луи-Мишеля ван Лоо, впервые упомянутому в начале этого очерка. Где она? Это очень важный вопрос, каким бы нелепым он ни казался. При изучении портрета появляются всевозможные зрительные узоры, отвлекающие наше внимание, некоторые весьма сбивающие с толку, с фетишистским подтекстом.

Художнику в моделировании часто приходится принимать решение по вопросам баланса в композиции с точки зрения зрителя — мы никогда не видим картину целиком, мы саккадируем, фокусируемся, и мы действительно очень медлительны в своих обязанностях, поскольку получатели искусства. Мы должны помнить, что портреты предназначались для отдельных лиц и их круга — меценатство требует от художника многого, отсюда необходимость писать портреты, которые передают и статус, и красоту или отличие, которые льстят личности и вызывают одобрение двора. Мы увидели, как орденский лук передавал верность и верность, а также устанавливал образец красоты, как бы говоря «
Хоть я и красив, но человек, который дал мне этот орден, красивее
”. Мы видим это на популярном уровне в программах «Ты можешь быть супермоделью».

В случае с российским судом возникает вопрос о родословной. Как портрет княгини Екатерины укладывается на диахронической оси всех предыдущих портретов семьи Голицыных? А на синхронной оси как он соотносится с портретами братьев и сестер? Затем возникает вопрос конкуренции и соперничества между принцессами и знатью при дворе в их решимости завоевать расположение царицы Елизаветы, и здесь мы видим необходимость брендинга и подражания последним модным модам — в основном французским. Одежда принцессы, особенно engantes  или ложные кружевные рукава являются признаком роскоши и хорошего вкуса. Мы видим, что узор сферы – жемчуг – становится символом богатства и красоты. Она окружена жемчугом, и мы видим их почти везде либо как собственно жемчуг, либо как отголоски по форме: например, в ошейнике мопса, стуле и т. д.

Важно наличие клавесина. Царица очень любила музыку и в свое царствование делала все для популяризации музыки. Также семья Катерины была музыкальной. В ее семье есть музыковед, а ее муж принц был покровителем не кого иного, как Моцарта. Несомненно, Катерина умела играть, но это также должно было показать, что у нее есть дорогой клавесин и свободное время для игры.

Фетиш, о котором я упоминал, связан с мопсом. Со времен Петра Великого мопсы в России были излюбленным символом аристократов, как современные той породы, и в их близости к дамам иногда можно было прочесть эротический подтекст – волосы и затылок были эрогенной зоной в восемнадцатого века, отсюда и те кудрявые пряди, которые падают с ее волос, но, конечно, не совсем так, как у царицы! Что вызывает дискомфорт, так это повторение этих прядей в хвост мопса и горностаевую шубку. Мы должны их погладить! Должны ли мы возбуждаться от них? Восемнадцатый век был одержим массой шерсти и меха — век трихофилии! На горностая (горностай в белом зимнем пальто) веками охотились в России из-за меха. Это символ королевской семьи и, следовательно, это подходящее пальто для Екатерины. Это может также свидетельствовать о русском или славянском элементе в портрете, потому что все остальное очень европейское.

Портрет княгини Екатерины Дмитриевны Голицыной, 1757, Жан-Марк Натье, Музей Пушкина, Москва

По сравнению с более ранним портретом опытного и пожилого придворного художника Жана-Марка Натье (1685-1766) мы можно увидеть, что портрет Ван Лоо во многом отличается. Во-первых, портрет Наттье более прост, тогда как портрет Ван Лоо посвящен явному богатству. Единственным признаком богатства Натье является ожерелье, висевшее у нее на плече. Это привлекает внимание к ее шее, скрытой жемчугом в ван Лоо. Однако даже у Натье можно увидеть студийный вид. Если нужно было зарабатывать на жизнь, то нужно было находить стилистические короткие пути — в некотором смысле стиль экономит труд! Посмотрите его портреты здесь, и вы сможете обнаружить формальное сходство и код моды.

На портрете ван Лоо она обобщает черты лица, за исключением рта, который очарователен. желобок или желобок между ее носом и ртом подчеркивает дугу купидона ее верхней губы, которая больше и является признаком чувственности. Это менее очевидно на портрете Натье, хотя общая телесность его портрета действительно означает как здоровье, так и сексуальность. Еще одним важным отличием является тот факт, что на портрете ван Лоо она смотрит прямо на зрителя, что является верным признаком сексуальности, если не считать того, что она проститутка с точки зрения искусства (см. мой очерк об искусстве рококо на этом сайте). Мы могли бы сказать, что ван Портрет Лу — это дерзость и показуха.

Еще один взгляд на простой портрет принцессы показывает, что драгоценности тонкие, а не чрезмерные; они усиливают ее красоту, а не подавляют ее. Действительно, основное внимание уделяется ей, а не ее одежде. Несмотря на намек на декольте, она также консервативна. Несомненно, двор, восторгавшийся тем, что мы сегодня называем «побрякушками», отдал бы предпочтение портрету ван Лоо, исполнившего все, что от него требовалось. Он преклонялся перед условностями стиля и красоты и рисовал, как должна выглядеть принцесса. Он и его семья занимались этим довольно давно.

Портрет Дени Дидро , 1767, Луи-Мишель ван Лоо, Лувр, Париж

Вот мы и подошли к портрету Дени Дидро. Картина превратила писателя в аристократа — принца — фактически статс-секретаря, а не философа: и именно в этом, с точки зрения Дидро, заключалась неудача ван Лоо. Более того, хотя Дидро и Луи-Мишель были друзьями, Дидро был расстроен тем, что художник сделал его намного моложе и подарил ему полуулыбку, придававшую ему кокетливый вид. (источник) Как искусствовед, регулярно посещавший салоны и осматривавший их, Дидро знал, о чем говорил. Это был один из тех кошмарных критических анализов, когда натурщик чувствовал, что может добиться большего успеха, чем художник.

В отличие от портрета принцессы, здесь художник потратил много времени на моделирование рук, и, конечно, из-за известности Дидро сходство должно быть более индивидуальным. Тем не менее лицо довольно безликое, что не нравилось Дидро. Но что действительно расстроило Дидро, так это впечатление богатства, которое усиливается одеждой и письменными принадлежностями — все это серебро. Рукав его рубашки также свидетельствует об определенной роскоши. Можно еще вспомнить гончаровского персонажа Обломова и его безделье, что я и сделал, а потом вспомнил портрет на обложке книги, 1849 г.-50 картин Павла Федотова (1815-1852).

Несвоевременный гость (Завтрак аристократа), 1849-50, Павел Федотов, Третьяковская галерея, Москва

Портрет Федотова полезно сравнить с другим портретом Дидро, на этот раз работы художника Жана-Батиста Греза (1725–1805) , жанровый художник, которого одобрял Дидро, — довольно редко, поскольку Дидро был очень разборчив в своем вкусе, о чем свидетельствуют его записи в журналах, которые он старательно вел, посещая салоны.

Портрет Дени Дидро , Жан Батист Грез, частная коллекция

Портрет Греза более «реалистичен», чем портрет ван Лоо, и смоделирован таким образом, чтобы контуры лица были более заметными. и шея. Шея особенно выполнена лучше, чем у ван Лоо. Есть ощущение жизни – и здесь аналогией может быть различие между персонажем в комедии нравов, который является скорее персонажем, редукцией, чем личностью, как в более поздних пьесах, в движении к реализму. Оба портрета без парика, к счастью, с точки зрения Дидро. Здесь также отсутствует стандартная почти на всех портретах, особенно женских, полуулыбка.

Именно критика Дидро закладывает основу для новых школ реализма и соцреализма, которые русские художники знали уже в восемнадцатом веке. Эти доморощенные художники были редкостью в восемнадцатом веке, большинство придворных художников были привезены из Европы и писали в студийном стиле. Русская чуткость была такова, что они стремились к изобразительной честности. Как пишет Ричард Хэйр о портретах Алексея Петровича Антропова:

Мощные, личностно выразительные, компактные и часто элегантные, но лишенные более тривиальных утонченностей и манерных галлицизмов, характерных для правления Елизаветы. (Там же, стр. 115)

По иронии судьбы, этот реализм был достигнут благодаря изучению его наставника Луи Каравака и его портретов Елизаветы. Действительно, Каравак (1684–1754), писавшая портреты своего отца и сестры с 1715 года, получила после восшествия Елизаветы на престол заказ на написание четырнадцати портретов, восемь из которых были завершены, для посольств. Отпечатки с его картин предположительно использовались в качестве моделей для живописцев, которые не писали ее с натуры.

Портрет Императрицы Элизабет I , 1742, Луи Караваке, частная коллекция

Портрет Елизаветы России , (1740S?)

Портрет императрицы Елизаветы Петровны , 1750-1760, Алексей Антропов, Тульский областной художественный музей, Тула

Его портреты царицы Елизаветы, хотя и стилизованные, здесь интересны тем, что абсолютно ей не льстят в отличие от фургона Производство студии Лоо. В самом деле, ее одежда, которой она так непомерно гордилась, тоже не соответствует ей. Невозможно представить, чтобы она заботилась ни об одном из этих портретов. А ведь именно так художник Антропов (1716-1795) видел ее, и, несмотря на элементы стилизации, мы видим элементы реализма, а может быть, в ее грубости отголосок его обучения иконописи.

Сравните с другой работой:

Портрет царицы Елизаветы,  Вигилиус Эриксен

Это что-то среднее между портретом Ван Лоо и работой Антропова. Это датский художник Вигилиус Эриксен (1722–1782), написанный между 1757 и 1762 годами, в год ее смерти. Наконец, другой русский художник Иван Яковлевич Вишняков (1699–1761) написал этот ее портрет в 1743 году.

Портрет императрицы Елизаветы I , 1742, Луи Каравак, частная коллекция

Хотя Вишняков обучался французскому языку, его портрет, как и портрет Антропова, кажется одновременно похож на икону и реалистичен. Эстетическое утверждение и кредо соцреализма не были опубликованы до 1855 г., когда Н.Г. Черышевский опубликовал докторскую диссертацию Эстетические отношения искусства к действительности . Дидро, однако, в своей реакции на портрет Ван Лоо уже предвосхитил его суть.

Именно ученик Андропова Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822)   поставил русский портрет на один уровень с приезжими художниками. Он овладел виртуозностью живописи и рисунка, которых ему недоставало, но в то же время его работы были типично русскими. Если сравнить портрет Ливицкого Екатерины II (Екатерина Великая, 1729 г.-1796) с предшествующим ему ниже произведением Федора Ротокова (1736-1808), столь же талантливого художника, мы можем увидеть диалектику, которая проходит через русское и западное искусство от рококо до русской революции, диалектику академического против реалистичный.

Портрет Екатерины Великой , 1763, Федор Рокотов, Третьяковская галерея, Москва

Как говорит Алпатов в своей книге «Левицкий» отдавая дань признанной риторике современной портретной живописи » удается войти в личность или существо натурщика, и хотя его Екатерина находится в позе греческой статуи, ее человечность, или, скорее, то, кем она является, просвечивает. Здесь форма уступает место выражению внутреннего «я», и в этом он был похож на гораздо более поздние школы реализма в России.

Это придает картинам Левицкого те самые качества, которые Дидро ожидал найти в зарождающемся искусстве России – в них не было ни томления, ни лести . (Михаил Алпатов, Влияние России на искусство )

Портрет Екатерины II Законодательницы в храме, посвященном богине правосудия , начало 1780-х гг., Дмитрий Левицкий, Третьяктов

Из многочисленных портретов Елизаветы один портрет упоминается Талботом Райсом выделяется как мой фаворит; это граф Пьетро Антонио Ротари (1707–1762). Ротари специализировался на рисовании крестьянских девушек и женщин — более восьмисот портретов, триста из которых были заказаны Елизаветой для Петергофа — тема, которая была популярна среди владельцев и впоследствии оказала влияние на различные реалистические школы. Он изобразил Елизавету в позе поразительно интимной и женственной, в отличие, скажем, от ее конного портрета работы Георга Кристофа Гроота (1716-1749). ), который предшествует ему ниже.

Елизавета с Черным Слугой ,1743, Георг Кристоф Гроот, Эрмитаж, Москва

Императрица Елизавета , ок. 1756-61, Pietro Rotari

Очень полезный сайт для тех, кто хочет увидеть больше портретов русских царей и подробности об одежде, здесь, а узнать больше о царице Елизавете можно здесь и здесь.

Стивен Пейн родился в Лондоне в 1956 году. Он изучал искусство в Херефордширском колледже, позже поступил в UEA и изучал литературу. Он работал за границей, а затем вернулся, чтобы получить юридическое образование. Его стихи публиковались в журналах New Poetry, Snakeskin, Dada и Pif, среди прочих. В настоящее время он работает исследователем в области зоосемиотики в Дании.

Gale Apps — Технические трудности

Приложение, к которому вы пытаетесь получить доступ, в настоящее время недоступно. Приносим свои извинения за доставленные неудобства. Повторите попытку через несколько секунд.

Если проблемы с доступом сохраняются, обратитесь за помощью в наш отдел технической поддержки по телефону 1-800-877-4253. Еще раз спасибо, что выбрали Gale, обучающую компанию Cengage.

org.springframework.remoting.RemoteAccessException: невозможно получить доступ к удаленной службе [authorizationService@theBLISAuthorizationService]; вложенным исключением является com.zeroc.Ice.UnknownException unknown = «java.lang.IndexOutOfBoundsException: индекс 0 выходит за границы для длины 0 в java.base/jdk.internal.util.Preconditions.outOfBounds(Preconditions.java:64) в java.base/jdk.internal.util.Preconditions.outOfBoundsCheckIndex(Preconditions.java:70) в java.base/jdk.internal.util.Preconditions.checkIndex(Preconditions.java:248) в java.base/java.util.Objects.checkIndex(Objects.java:372) в java.base/java.util.ArrayList.get(ArrayList.java:458) в com.gale.blis.data.subscription.dao.LazyUserSessionDataLoaderStoredProcedure.populateSessionProperties(LazyUserSessionDataLoaderStoredProcedure.java:60) в com. gale.blis.data.subscription.dao.LazyUserSessionDataLoaderStoredProcedure.reQuery(LazyUserSessionDataLoaderStoredProcedure.java:53) в com.gale.blis.data.model.session.UserGroupEntitlementsManager.reinitializeUserGroupEntitlements(UserGroupEntitlementsManager.java:30) в com.gale.blis.data.model.session.UserGroupSessionManager.getUserGroupEntitlements(UserGroupSessionManager.java:17) в com.gale.blis.api.authorize.contentmodulefetchers.CrossSearchProductContentModuleFetcher.getProductSubscriptionCriteria(CrossSearchProductContentModuleFetcher.java:244) на com.gale.blis.api.authorize.contentmodulefetchers.CrossSearchProductContentModuleFetcher.getSubscribedCrossSearchProductsForUser(CrossSearchProductContentModuleFetcher.java:71) на com.gale.blis.api.authorize.contentmodulefetchers.CrossSearchProductContentModuleFetcher.getAvailableContentModulesForProduct(CrossSearchProductContentModuleFetcher.java:52) на com. gale.blis.api.authorize.strategy.productentry.strategy.AbstractProductEntryAuthorizer.getContentModules(AbstractProductEntryAuthorizer.java:130) на com.gale.blis.api.authorize.strategy.productentry.strategy.CrossSearchProductEntryAuthorizer.isAuthorized(CrossSearchProductEntryAuthorizer.java:82) на com.gale.blis.api.authorize.strategy.productentry.strategy.CrossSearchProductEntryAuthorizer.authorizeProductEntry(CrossSearchProductEntryAuthorizer.java:44) на com.gale.blis.api.authorize.strategy.ProductEntryAuthorizer.authorize(ProductEntryAuthorizer.java:31) в com.gale.blis.api.BLISAuthorizationServiceImpl.authorize_aroundBody0(BLISAuthorizationServiceImpl.java:57) на com.gale.blis.api.BLISAuthorizationServiceImpl.authorize_aroundBody1$advice(BLISAuthorizationServiceImpl.java:61) на com.gale.blis.api.BLISAuthorizationServiceImpl.authorize(BLISAuthorizationServiceImpl.java:1) в com.gale. blis.auth.AuthorizationService._iceD_authorize(AuthorizationService.java:97) в com.gale.blis.auth.AuthorizationService._iceDispatch(AuthorizationService.java:406) в com.zeroc.IceInternal.Incoming.invoke(Incoming.java:221) в com.zeroc.Ice.ConnectionI.invokeAll(ConnectionI.java:2706) на com.zeroc.Ice.ConnectionI.dispatch(ConnectionI.java:1292) в com.zeroc.Ice.ConnectionI.message(ConnectionI.java:1203) в com.zeroc.IceInternal.ThreadPool.run(ThreadPool.java:412) в com.zeroc.IceInternal.ThreadPool.access$500(ThreadPool.java:7) в com.zeroc.IceInternal.ThreadPool$EventHandlerThread.run(ThreadPool.java:781) в java.base/java.lang.Thread.run(Thread.java:834) » org.springframework.remoting.ice.IceClientInterceptor.convertIceAccessException(IceClientInterceptor.java:348) org. springframework.remoting.ice.IceClientInterceptor.invoke(IceClientInterceptor.java:310) org.springframework.remoting.ice.MonitoringIceProxyFactoryBean.invoke(MonitoringIceProxyFactoryBean.java:71) org.springframework.aop.framework.ReflectiveMethodInvocation.proceed(ReflectiveMethodInvocation.java:186) org.springframework.aop.framework.JdkDynamicAopProxy.invoke(JdkDynamicAopProxy.java:215) com.sun.proxy.$Proxy151.authorize(Неизвестный источник) com.gale.auth.service.BlisService.getAuthorizationResponse(BlisService.java:61) com. gale.apps.service.impl.MetadataResolverService.resolveMetadata(MetadataResolverService.java:65) com.gale.apps.controllers.DiscoveryController.resolveDocument(DiscoveryController.java:57) com.gale.apps.controllers.DocumentController.redirectToDocument(DocumentController.java:22) jdk.internal.reflect.GeneratedMethodAccessor301.invoke (неизвестный источник) java.base/jdk.internal.reflect.DelegatingMethodAccessorImpl.invoke(DelegatingMethodAccessorImpl.java:43) java.base/java.lang.reflect.Method.invoke(Method.java:566) org. springframework.web.method.support.InvocableHandlerMethod.doInvoke(InvocableHandlerMethod.java:205) org.springframework.web.method.support.InvocableHandlerMethod.invokeForRequest(InvocableHandlerMethod.java:150) org.springframework.web.servlet.mvc.method.annotation.ServletInvocableHandlerMethod.invokeAndHandle(ServletInvocableHandlerMethod.java:117) org.springframework.web.servlet.mvc.method.annotation.RequestMappingHandlerAdapter.invokeHandlerMethod (RequestMappingHandlerAdapter.java:895) org.springframework.web.servlet.mvc.method.annotation.RequestMappingHandlerAdapter.handleInternal (RequestMappingHandlerAdapter.java:808) org. springframework.web.servlet.mvc.method.AbstractHandlerMethodAdapter.handle(AbstractHandlerMethodAdapter.java:87) org.springframework.web.servlet.DispatcherServlet.doDispatch(DispatcherServlet.java:1067) org.springframework.web.servlet.DispatcherServlet.doService(DispatcherServlet.java:963) org.springframework.web.servlet.FrameworkServlet.processRequest(FrameworkServlet.java:1006) org.springframework.web.servlet.FrameworkServlet.doGet(FrameworkServlet.java:898) javax.servlet.http.HttpServlet.service(HttpServlet.java:626) org. springframework.web.servlet.FrameworkServlet.service(FrameworkServlet.java:883) javax.servlet.http.HttpServlet.service(HttpServlet.java:733) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:227) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.apache.tomcat.websocket.server.WsFilter.doFilter(WsFilter.java:53) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org. apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.apache.catalina.filters.HttpHeaderSecurityFilter.doFilter(HttpHeaderSecurityFilter.java:126) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.springframework.web.servlet.resource.ResourceUrlEncodingFilter.doFilter(ResourceUrlEncodingFilter.java:67) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org. apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.springframework.web.filter.RequestContextFilter.doFilterInternal (RequestContextFilter.java:100) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:117) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:102) org. apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) com.gale.common.http.filter.SecurityHeaderFilter.doFilterInternal(SecurityHeaderFilter.java:29) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:117) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org. springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:102) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.owasp.validation.GaleParameterValidationFilter.doFilterInternal(GaleParameterValidationFilter.java:97) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:117) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org. apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.springframework.boot.web.servlet.support.ErrorPageFilter.doFilter(ErrorPageFilter.java:126) org.springframework.boot.web.servlet.support.ErrorPageFilter.access$000(ErrorPageFilter.java:64) org.springframework.boot.web.servlet.support.ErrorPageFilter$1.doFilterInternal(ErrorPageFilter.java:101) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:117) org.springframework.boot.web.servlet.support.ErrorPageFilter.doFilter(ErrorPageFilter.java:119) org. apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.springframework.web.filter.FormContentFilter.doFilterInternal (FormContentFilter.java:93) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:117) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org. springframework.boot.actuate.metrics.web.servlet.WebMvcMetricsFilter.doFilterInternal (WebMvcMetricsFilter.java:96) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:117) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.springframework.web.filter.CharacterEncodingFilter.doFilterInternal (CharacterEncodingFilter.java:201) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter. java:117) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.apache.catalina.core.StandardWrapperValve.invoke(StandardWrapperValve.java:202) org.apache.catalina.core.StandardContextValve.invoke(StandardContextValve.java:97) org.apache.catalina.authenticator.AuthenticatorBase.invoke(AuthenticatorBase.java:542) org.apache.catalina.core.StandardHostValve. invoke(StandardHostValve.java:143) org.apache.catalina.valves.ErrorReportValve.invoke(ErrorReportValve.java:92) org.apache.catalina.valves.AbstractAccessLogValve.invoke(AbstractAccessLogValve.java:687) org.apache.catalina.core.StandardEngineValve.invoke(StandardEngineValve.java:78) org.apache.catalina.connector.CoyoteAdapter.service(CoyoteAdapter.java:357) org.apache.coyote.http11.Http11Processor.service(Http11Processor.java:374) org.apache.coyote.AbstractProcessorLight.process(AbstractProcessorLight. java:65) org.apache.coyote.AbstractProtocol$ConnectionHandler.process(AbstractProtocol.java:893) org.apache.tomcat.util.net.NioEndpoint$SocketProcessor.doRun(NioEndpoint.java:1707) org.apache.tomcat.util.net.SocketProcessorBase.run(SocketProcessorBase.java:49) java.base/java.util.concurrent.ThreadPoolExecutor.runWorker(ThreadPoolExecutor.java:1128) java.base/java.util.concurrent.ThreadPoolExecutor$Worker.run(ThreadPoolExecutor.java:628) org.apache.tomcat.util.threads.TaskThread$WrappingRunnable.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *