В результате церковных реформ никона в 17 веке в россии:  В результате церковных реформ Никона в XVIIвв России. История 9941

Церковная реформа патриарха Никона | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

22 февраля 1653 года началось судьбоносное преобразование патриархом Никоном церковной жизни русского православия. Опиравшаяся на новогреческие каноны, его реформа привела к расколу Русской православной церкви.

Причины и содержание реформ 

Еще в конце 1640-х годов в Москве появился «кружок ревнителей древнего благочестия», куда входили видные деятели того времени. Среди них были будущий патриарх Никон и впоследствии его будущий основной противник в стане старообрядцев протопоп Аввакум, протопоп Иван Неронов, духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев и другие. Сам государь поддерживал кружок, темой обсуждений которого стала созревшая к тому времени проблема исправления скопившихся в церковных книгах разночтений и ошибок при переписке. Однако «ревнители» расходились по поводу того, что взять за образец для подобного исправления. Аввакум и Иван Неронов выступали за то, что им должны стать древнерусские церковные тексты, Никон и Вонифатьев склонялись к новогреческим уставам.

И. Машков. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон

Вторая точка зрения победила: в те же 40-е годы XVII века началась так называемая «книжная справа» – редактирование текстов богослужебных книг. Одним из известных справщиков стал киевский монах и знаток греческого языка Епифаний Славинецкий. 

Причины победы сторонников Никона крылись в политике. Самой существенной из них можно назвать вхождение в эпоху правления Алексея Михайловича малороссийских земель в состав Русского государства. Состоявшие ранее в пределах Речи Посполитой, воссоединенные с Россией территории, включая Киев, подчинялись юрисдикции Константинопольского престола, и, соответственно, новогреческим церковным канонам. В подобной ситуации было чрезвычайно важно укрепить духовные связи с новыми землями.

Кроме того, в XVII веке происходило расширение русских контактов с греческим Востоком, росли грекофильские настроения, которые разделял и сам Алексей Михайлович. Все это было естественно для страны, считавшей себя духовной наследницей Византии. Приведение к единству обрядовой стороны русской и греческой церковной жизни способствовало сплочению греческого Востока и России перед лицом возможных врагов (хотя существовал и реальный конкретный враг в лице турок-османов). Более того, взгляд на Россию как на хранительницу истинного православия, оформленный в концепции «Москва – Третий Рим» еще в начале XVI века и разделяемый Алексеем Михайловичем, подталкивал его к размышлениям о защите интересов всех страдавших под турецким игом христиан, а не только греков. В таком случае общность церковных обрядов с ними упрощала подобную задачу.

А. Кившенко. Церковный cобор. 1654 год. Начало раскола

Преобразование по греческим образцам также могло способствовать проведению в жизнь концепции «Москва – Новый Иерусалим», которой придерживался сам реформатор Никон. Если идея о Москве как Третьем Риме отдавала главенствующую роль светской, царской власти, то концепция Никона имела яркое теократическое звучание, оставляя власть мирскую на вторых ролях, она была пронизана идеей Вселенской церкви во главе с русским патриархом. Здесь звучали властные амбиции самого иерарха. 

Начало преобразований

В 1652 году Никон вступил на патриаршество. Обладая новым статусом, он начал широкомасштабную работу по более обширному, чем прежде, исправлению текстов церковных книг, а также по введению изменений и в русский церковный обряд.

П. Мясоедов. Сожжение протопопа Аввакума

«Книжная справа» заключалась не только в редактировании богослужебных книг (изменениям подверглись как их содержание, так и названия, например, Часовник стал Часословом, Потребник – Требником, Устав – Октоихом и т.д.), но и книг Священного Писания. Кроме того, был исправлен сам Символ веры.

С обрядовой стороны изменения были следующие: вместо двуперстного вводилось трехперстное крестное знамение; крестные ходы стали совершаться не по солнцу, а против него; во время службы возглашалась троекратная, а не двукратная «аллилуйя»; изменилось число просфор и печати на них, а также уменьшилось число поклонов.

Суд над патриархом Никоном

Раскол

Помимо сторонников никоновского преобразования, представлявших официальный взгляд государства и церкви, активизировались и его противники. Многими верующими (как священнослужителями, так и простыми людьми) вводимые изменения, которые были призваны исправить скопившиеся ошибки и разногласия, рассматривались как серьезные посягательства на чистоту православной веры. Фактически раскол начался с самих реформ Никона, официально же его можно начать отсчитывать с 1667 года, когда на соборе было принято решение об отлучении сторонников старой веры – старообрядцев – от церкви. Социальная база староверов была довольно широка, это представители духовенства, боярства, посада и крестьянства, стрельцов и казачества.

Первым и крупнейшим идеологом раскола стал протопоп Аввакум, неоднократно подвергавшийся ссылкам. Последней из их числа была ссылка в 1666 году в Пустозерск, который стал идейным центром старообрядцев. Аввакум и несколько его сподвижников были казнены в 1686 году, эстафету лидеров движения приняли другие расколоучители, среди которых Иван Неронов, Спиридон Потемкин, Никита Пустосвят, широко известная по знаменитой картине В.И. Сурикова боярыня Федосья Морозова. Самым крупным протестом против реформ Никона стало восстание Соловецкого монастыря, длившееся с 1668 года по 1676 год, когда оно было подавлено вооруженной силой.

В. И. Суриков. Боярыня Морозова

Идеология староверов, выработанная Аввакумом и другими лидерами движения, опиралась на учение о Москве как Третьем Риме и «Повесть о Белом Клобуке» и возвещала уничтожение Никоном истинного православия. Многие старообрядцы видели в нем пришедшего на землю Антихриста, другие же считали, что патриарх открыл тому двери, что неизбежно вело к падению Третьего Рима и скорому концу света. Мир был оставлен Богом, и виной всему – посягательство не только на содержание, но и на форму обрядов, которые должны оставаться незыблемыми. Столь суровые и непримиримые с официальной церковью взгляды привели староверов к гонениям со стороны обновленной церкви и государства, к замкнутому и оторванному от остальной жизни страны существованию.

Старообрядчество, разделившееся в конце XVII века на две главные свои ветви – поповство и беспоповство – впоследствии неоднократно делилось на различные толки и согласия. Многие из них существуют и в наше время как внутри страны, так и за ее пределами.

В. Перов. Никита Пустосвят. Спор о вере. 1880-1881

Раскол Русской православной церкви в то время стал драматичной, во многом трагической страницей в истории российского общества, а сложившиеся тогда линии разделения заметны и в наши дни.

Источник иллюстраций: https://www.pinterest.se/

Читайте также:

Краткий курс истории. Главный старовер всея Руси

Подписан указ «Об укреплении начал веротерпимости»

Почему Сталин «простил» Церковь?

Как Церковь помогла выиграть Великую Отечественную

Святая Матрона Московская: правда и мифы

Реформы патриарха Никона, породившие церковный раскол

Ничто не поражает так, как чудо, — разве только наивность, с которой его принимают на веру.

Марк Твен

Церковный раскол в России связан с именем патриарха Никона, который в 50-х и 60-х годах 17 века устроил грандиозную реформу русской церкви. Изменения коснулись буквально всех церковных укладов. Необходимость проведения таких изменений была обусловлена религиозной отсталостью России, а также существенными описками в религиозных текстах. Реализация реформы привела к расколу не только в церкви, но и в обществе. Люди открыто выступали против новых веяний в религии, активно высказывая свою позицию восстаниями и народными волнениям и. В сегодняшней статье мы поговорим о реформе патриарха Никона, как об одном из важнейших событий 17 века, которое имело огромное влияние не только для церкви, но и для всей России.

Предпосылки реформы

Причины церковного раскола патриарха Никона

По заверениям многих историков, которые занимаются изучением 17 века, в России в это время сложилась уникальная ситуация, когда религиозные обряды в стране очень сильно отличались от общемировых , в том числе и от греческих обрядов, откуда и пришло христианство на Русь. Кроме того, часто говорится, что религиозные тексты, а также иконы, имели искажение. Поэтому в качестве основных причин церковного раскола в России можно выделить следующие явления:

  • Книги, которые вручную переписывались веками, имели опечатки и искажения.
  • Отличие от мировых религиозных обрядов. В частности, в России до 17 века все крестились двумя перстами, а в других странах — тремя.
  • Ведение церковных обрядов. Обряды велись по принципу «многоголосья», который выражался в том, что одновременно службу вели и священник, и дьяк, и певчие, и прихожане. В результате образовалась многоголосие, в котором тяжело было что-то разобрать.

Русский царь одним из первых указал на эти проблемы, предлагая принять меры для наведения порядка в религии.

Патриарх Никон

Патриарх Никон

Царь Алексей Романов, который хотел реформировать российскую церковь, решил назначить на пост Патриарха страны Никона. Именно этому человеку было поручено провести реформу в России. Выбор был, мягко говоря, довольно странным, поскольку новый патриарх не имел опыта в проведение таких мероприятий, а также не пользовался уважением среди других священников.

Патриарх Никон в миру был известен под именем Никита Минов. Он родился и вырос в простой семье крестьянина. С самых ранних лет он уделял большое внимание своему религиозному образованию, изучаем молитвы, рассказы и обряды. В 19 лет Никита стал священником в своем родном селе. В тридцатилетнем возрасте будущий патриарх перешел в Новоспасский монастырь в Москве. Именно здесь он и познакомился с молодым российским царем Алексеем Романовым. Взгляды двух людей были достаточно схожими, что и определило дальнейшую судьбу Никиты Минова.

Патриарх Никон, как отмечают очень многие историки, отличался не столько своими познаниями, сколько жестокостью и властностью. Он буквально бредил идеей получение безграничной власти, которая была, например, патриарха Филарета. Пытаясь доказать свою значимость для государства и для русского царя, Никон всячески себя проявляет, в том числе и не только на религиозном поприще. Например, в 1650 году он активно участвует в подавлении восстания, являясь главным инициатором жестокой расправы над всеми восставшими.

Властолюбивость, жестокость, грамотность — все это сочеталось в патриархию. Это были именно те качества, которые были нужны для проведения реформы российской церкви.

Реализация реформы

Реформа патриарха Никона начала реализацию в 1653 — 1655 годах. Эта реформа несла в себе коренные изменения в религию, которые выразились в следующем:

  • Крещение тремя перстами вместо двух.
  • Поклоны следовало совершать до пояса, а не до земли, как было раньше.
  • Внесены изменения религиозные книги и иконы.
  • Введено понятие «православие».
  • Изменено имя Бога, в соответствии с общемировым написанием. Теперь вместо «Исус» писалось «Иисус».
  • Замена христианского креста. Патриарх Никон предлагал заменить его четырехконечный крестом.
  • Изменение обрядов церковной службы. Теперь Крестный ход совершался не по часовой стрелке, как было раньше, а против часовой стрелки.
Реформы патриарха НиконаЖ основныеэтапы и шаги

Все это подробно описывается в церковном Катехизисе. Удивительно, но если рассматривать учебники истории России, особенно школьные учебники, реформа патриарха Никона сводится только к первому и второму пункту из вышеизложенных. В редких учебниках говорится в третьем пункте. Об остальном даже не упоминается. В результате складывается впечатление, что никакой кардинальный реформаторской деятельности русский патриарх не сделал, но это было не так… Реформы были кардинальными. Они перечеркивали все, что было до этого. Неслучайно эти реформы также называются церковным расколом российской церкви. Само слово «раскол» указывает на кардинальные изменения.

Давайте рассмотрим отдельные положения реформы более детально. Это позволит правильно понимать суть явлений тех дней.

Писания предопределили церковный раскол в России

Патриарх Никон, аргументируя свою реформу, говорил о том что церковные тексты в России имеют множество опечаток, которые следует устранить.

Говорилось о том, что следует обратиться к греческим источникам, чтобы понять первоначальный смысл религии. На самом деле это было реализовано не совсем так…

В 10 веке, когда Россия приняла христианство, в Греции существовало 2 устава:

  • Студийский. Главный устав христианской церкви. Долгими годами он считался основным в греческой церкви, поэтому именно студийский устав пришел на Русь. 7 веков русская церковь во всех религиозных вопросах руководствовалась именно этим уставом.
  • Иерусалимский. Является более современным, направленным единение всех религий и общности их интересов. Устав, начиная с 12 века, становятся в Греции основным, также он становится основным и в других христианских странах.
церковный раскол

Показательным является и сам процесс переписывания российских текстов. Планировалось взять греческие источники и на их основе привести в соответствие религиозные писания. Для этого в 1653 году в Грецию был отправлен Арсений Суханов. Экспедиция продолжалась практически два года. Он прибыл в Москву 22 февраля 1655 года. С собой он привез целых 7 рукописей. Фактически тем самым произошло нарушение церковного собора 1653-55 годов. Большинство священников тогда высказались за идею поддержания реформы Никона только на том основании, что переписывание текстов должно было происходить исключительно из греческих рукописных источников.

Арсений Суханов привез только семь источников, тем самым сделав невозможным переписывание текстов на основе первоисточников. Следующий шаг патриарха Никона был настолько циничным, что пришел к массовым восстаниям. Московский патриарх заявил о том, что если рукописных источников нет, то переписывание русских текстов будет производиться по современным греческим и римским книгам. На тот момент все эти книги печатались в Париже (католическое государство).

Древняя религия

Очень долго реформы патриарха Никона оправдывались тем, что он сделал ортодоксальную церковь просвещенной. Как правило, за такими формулировками ничего не стоит, поскольку подавляющее большинство людей с трудом представляет, в чем принципиальная разница между ортодоксальными убеждениями и просвещенными. Действительно в чем разница? Для начала давайте разберемся с терминологией и определим смысл понятия «ортодоксальный».

Ортодокс (ортодоксальный) пришло из греческого языка и обозначает: ортос — правильный, доха — мнение. Получается что ортодоксальный человек, в истинном смысле этого слова, является человеком с правильным мнением.

Исторический справочник переписывание древних текстов

Здесь под правильным мнением подразумевается не современный смысл (когда так называют людей делающих всё в угоду государству). Так называли людей, которые веками несли древнюю науку и древние знания. Ярким примером является иудейская школа. Все прекрасно знают, что сегодня есть евреи, а есть ортодоксальные евреи. Они верят в одно и тоже, у них общая религия, общие взгляды, убеждения. Разница в том, что ортодоксальные евреи донесли свою истинную веру в ее древнем, истинном значении. И это признают все.

С этой точки зрения гораздо проще оценивать действия патриарха Никона. Его попытки уничтожить ортодоксальную церковь, а именно это он и планировал делать и успешно делал, кроются в уничтожении древней религии. И по большому счёту это было сделано:

  • Были переписаны все древние религиозные тексты. Со старыми книгами не церемонились, их, как правило, уничтожали. Этот процесс на многие годы пережил самого патриарха. Например, показательными являются сибирские предания, в которых говорится, что при Петре 1 было сожжено огромное количество ортодоксальной литературы. После сожжение из костров было извлечено более 650 кг медных застежек!
  • Были переписаны иконы в соответствии с новыми религиозными требованиями и в соответствии с реформой.
  • Принципы религии изменены, порой даже без необходимого обоснования. Например, абсолютно непонятной является идея Никона, что Крестный ход должен идти против часовой стрелки, против движения солнца. Это вызвало большое недовольство, поскольку люди начали считать новую религию религией тьмы.
  • Замена понятий. Впервые появился термин «православие». До 17 века этот термин не использовался, а применялись такие понятия, как «правоверный», «истинная вера», «непорочная вера», «христианская вера», «божья вера». Различные термины, но только не «православие».

Поэтому можно говорить, что ортодоксальная религия является максимально приближенной к древним постулатам. Именно поэтому любые попытки кардинального изменения этих взглядов приводит к массовым негодованиям, а также к тому, что сегодня принято называть ересью. Именно ересью многие люди и называли реформы патриарха Никона в 17 веке. Именно поэтому и произошел раскол церкви, поскольку «ортодоксальные» священники и религиозные люди называли происходящее ересью, и видели, насколько принципиальное отличие между старой и новой религией.

Реакция народа на церковный раскол

Реакция на реформу Никона является крайне показательной, подчеркивая, что изменения были гораздо глубже, чем об этом принято говорить. Доподлинно известно, что после начала реализации реформы по всей стране прокатились массовые народные восстания, направленные против изменений церковного уклада. Часть людей открыто высказывала свое недовольство, другие просто уходили из этой страны, не желая оставаться в этой ереси. Люди уходили в леса, в далекие поселение, в другие страны. Их отлавливали, возвращали назад, они опять уходили – а так множество раз. Показательной является реакция государства, которое фактически устроило инквизицию. Горели не только книги, но и люди. Никон, который отличался особой жестокостью, лично приветствовал все расправы над восставшими. Тысячи людей погибло, выступая против реформаторских идей Московского патриархата.

сожжение Авакума

Реакция народа и государства на реформу является показательной. Можно говорить о том, что начались массовые волнения. А теперь ответьте на простой вопрос, возможны ли такие восстания и расправы в случае простых поверхностных изменений? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо перенести события тех дней на сегодняшнюю реальность. Давайте представим, что сегодня патриарх Московский скажет о том, что креститься теперь нужно, например, четырьмя пальцами, поклоны совершать кивком головы, а книги следует изменить в соответствии с древними писаниями. Как народ такое воспримет? Скорее всего, нейтрально, а при определенной пропаганде даже положительно.

Другая ситуация. Предположим, что московский патриарх сегодня обяжет всех креститься четырьмя перстами, применять кивки вместо поклонов, носить католический крест вместо православного, сдать все книги иконы, чтобы их можно было переписать и перерисовать, имя Бога теперь будет например «Иисуус», а крестный ход будет ходить например дугой. Подобный характер реформы непременно приведет к восстанию религиозных людей. Изменяется всё, перечеркивает вся вековая религиозная история. Именно это сделала реформа Никона. Поэтому и произошел церковный раскол в 17 веке, поскольку противоречия между старообрядцами и Никоном были неразрешимыми.

К чему привела реформа?

Оценивать реформу Никона следует с точки зрения реалий того дня. Безусловно, патриарх уничтожил древнюю религию Руси, но он сделал то, чего от чего хотел царь — привидение российской церкви в соответствие с международной религией. А там были как плюсы, так и минусы:

  • Плюсы. Российская религия перестала быть обособленной, и стала более походить на греческую и римскую. Это позволило создать большие религиозные связи с другими государствами.
  • Минусы. Религия в России на момент 17 века была наиболее ориентирована на первоначальное христианство. Именно здесь были древние иконы, древние книги и древние обряды. Всё это уничтожено ради интеграции с другими государствами, если говорить современным языком.
Последствия раскола православной церкви при Никоне

Нельзя расценивать реформы Никона, как тотальное уничтожение всего (хотя именно этим большинство авторов и занимаются, включая принцип «все пропало»). С уверенностью можно говорить только о том, что московский патриарх внес существенные изменения в древнюю религию и лишил христиан существенной части их культурного и религиозного наследия.

Русские церковные реформы XVII века

Раздел

    • Реформы патриарха Никона в России середины XVII века привели в движение многие процессы, которые продолжаются и по сей день. Хотя ядро ​​реформ было литургическим, связанным с молитвой, в них был также глубокий социальный и идеологический слой. Эти реформы привели к расколу в Русской православной церкви, который остается в значительной степени незаживающим даже в наше время. Последствия раскола были огромными. Они вызвали появление того, что сегодня обычно называют «старообрядцами», большой и разнообразной группы христиан, отвергающих эти реформы. Некоторые историки говорят, что целых 20% членов Русской Православной Церкви оказались в расколе, уже как «старообрядцы».

      Основной целью курса является предоставление объективного и критического обзора реформ Патриарха Никона, а также их исторического, социально-политического и религиозного контекстов. Также будут рассмотрены последствия реформ. Более подробно будут рассмотрены события реформ, ключевые фигуры, реформаторы и противники. Будет изучено появление старообрядчества в десятилетия после реформ, а также общий обзор различных групп старообрядцев сегодня, поповских и беспоповских.

    • После завершения этого курса студенты сможет:
      • Распознать и понять некоторые исторические события, предшествовавшие реформам, которые позже оказали влияние и влияние на реформы.
      • Знать и обрисовывать в общих чертах основные события реформ и уметь определять различные основные движения, участвующие в них.
      • Проанализируйте исторический контекст (религиозный, социальный, политический) России XVII века и покажите, как он связан с реформами. Однозначного ответа на этот вопрос нет, и приходится делать различные выводы, предоставляя учащимся определенную степень свободы и требуя от них думать, а не просто запоминать.
      • Опишите различные аргументы, связанные с полемикой по поводу реформ.
      • Принципиально определите практические изменения реформ и объясните, почему они были отвергнуты теми, кто станет старообрядцами.
      • Определить различные старообрядческие группы, образовавшиеся после реформ, некоторые их религиозные практики и основные доктрины.
    • Куратор курса

      Диакон Филипп Калингтон, доктор богословия (PhD)

      Получил степень доктора богословия в Свято-Сергиевской Православной Богословской институт в Париже, в области литургии и церковной истории. Его магистерское исследование и диссертация были посвящены старообрядчеству и расколу в Русской Церкви XVII века.

      Выступал на международных конференциях о старообрядчестве, например на конференциях «Японского общества старообрядцев».

      Он является основателем и администратором крупнейшей старообрядческой группы на английском языке в социальных сетях, насчитывающей почти 2500 участников.

    • Содержание

      Курс начинается с рассмотрения некоторых важных исторических событий до 17 века, чтобы связать их с событиями, изучаемыми в 17 веке. Далее следует рассмотрение исторического контекста России XVI-XVII веков, где происходили события. Впоследствии рассматриваются сами реформы, а также ключевые лица и идеологические направления этих реформ.

      В то время как литургия была в центре реформ, этот курс не является литургическим курсом как таковым и затрагивает в основном только литургические вопросы в общем и всеобъемлющем виде, без более глубокого исторического изучения литургического развития в Православной Церкви. Тем не менее, будет проведен анализ крестного знамения на протяжении всей истории, чтобы продемонстрировать, почему его формы могли развиваться и изменяться. Это продемонстрирует учащимся развитие некоторых частей христианского богослужения и позволит им понять его в контексте реформы.

      Рассмотрены последствия реформ, в частности формирование различных старообрядческих групп, с акцентом на три основные группы: поповские старообрядцы, беспоповские старообрядцы и единоверцы, а также их основные притязания и верования.

    • Краткое введение в историю христианства на Руси. Кратко будет затронуто крещение Руси и дано очень общее и краткое изложение истории вплоть до XVII века. Затем более углубленно будет рассмотрено общественно-политическое и религиозное положение на Руси в годы Великой Отечественной войны. 16-17 века, что позволяет учащимся понять исторический контекст реформ, изучаемых впоследствии.

      Какое место занимала Россия в христианском мире в эту эпоху?

      Какие влияния начинают оказывать влияние на Россию?

      Повлияло ли падение Константинополя на Россию?

      Студенты должны знать и понимать общий исторический контекст и социально-политическую и религиозную ситуацию в России в 16-17 веках.

      Итоги первой недели:

      Учащиеся должны иметь общее представление об истории Русской Церкви до XVII века. Они должны уметь объяснить общий социальный и религиозный контекст в России XVII века, уметь указывать на возможное иностранное влияние и быть хорошо осведомлены об историческом контексте эпохи.

      Во второй лекции мы рассмотрим Стоглавский собор, который состоялся в 1551 году. Мы узнаем, что сделал этот собор и почему он имел такое значение для противников реформ, а затем и для старообрядцев. Во многом Собор 1551 г. сделал оппозицию никонианским реформам «жизнеспособной» в глазах противников. Будет объяснена идеология Третьего Рима. Вопросы Стоглавого собора и идеология Третьего Рима — два очень важных аспекта для идентичности противников реформ и для современных старообрядцев.

      Итоги второй недели:

      Учащиеся должны понять основные причины значения Стоглавского собора 1551 года и его связь с никонианскими реформами примерно через 100 лет. Идеологию Третьего Рима также следует понимать в ее собственном историческом контексте.

      В третьей лекции мы перенесемся во времена вокруг реформ и сосредоточимся на некоторых из самых важных людей реформ. Прежде чем приступить к изучению самих реформ, очень важно, чтобы студенты знали некоторые из ключевых фигур. Это даст исторический и личный фон событиям. Поскольку очень немногие люди за пределами России знают о жизненно важной роли этих ключевых фигур, важно представить их здесь.

      В первую очередь мы подробно рассмотрим шесть человек: патриарх Никон, царь Алексей, протоиерей (протопоп) Аввакум, Арсений Грек, патриарх Макарий Антиохийский и Павел Алеппский. Особое внимание будет уделено патриарху Никону, царю Алексию и протоиерею Аввакому, поскольку эти трое считаются тремя наиболее значимыми личностями в этих событиях.

      Итоги третьей недели:

      Учащиеся должны быть знакомы с различными фигурами, связанными с событиями реформ, и иметь общее представление о позиции, которую каждый из них занимал во время реформ. Детальное знание историй их жизни менее важно, чем демонстрация понимания того, как эти ключевые люди вписываются в общую картину. Знакомство с этими деятелями, особенно с царем Алексеем, патриархом Никоном и протоиереем Аввакумом (и его последователями), позволит лучше понять последующие события.

      Изучив фигуры, участвовавшие в реформах, самые большие изменения реформ и исторический контекст, приведший к реформам, на этой неделе мы сосредоточимся исключительно на самих событиях. Хронологически начнем с первого собора 1654 г. и пройдем события до кульминации реформ на соборе 1666-1667 гг. Это продемонстрирует студентам, что эти (и другие церковные реформы) не происходят в одночасье; скорее, это обычно длительный, затяжной процесс. Приведем обе стороны аргументов, так как понимание этих событий старообрядцами часто сильно отличается от понимания «официальной» государственной церкви того времени.

      Итоги пятой недели:

      Студенты должны быть ознакомлены с мероприятиями реформ. Они должны быть в состоянии понять весь процесс и быть в состоянии продемонстрировать хронологическую хронологию реформ. Они должны иметь представление о мотивирующих факторах и последствиях этих событий, а также о том, как все они связаны на протяжении почти 15 лет. Студенты также должны уметь обобщать принципиальные различия между старообрядческой версией событий и «государственной» церковной версией.

      Изучив реформы, в этом модуле мы сосредоточимся на появлении старообрядчества в результате этих реформ. Это, конечно, было «органическим» развитием, а не чем-то, что произошло в одночасье. На этой неделе мы сосредоточимся на первых противниках реформ, а затем перейдем к различным группам, которые возникнут позже. Здесь мы рассмотрим, обрисуем в общих чертах и ​​представим богословские утверждения различных групп. Мы исследуем, почему Беспоповские группы отвергают священство, почему Священнические группы принимают некоторое священство и почему Единоверие принимает полные обряды и таинства (таинства) Русской Православной Церкви, при этом называя себя «старообрядцами».

      Итог шестой недели:

      Студенты должны быть знакомы с различными старообрядческими движениями и уметь продемонстрировать базовое понимание их богословия и позицию по вопросам обрядов и реформ. Учащиеся должны уметь определять общие категории и определения, а не конкретные подгруппы.

      В последнюю неделю мы рассмотрим текущую ситуацию в изучении реформ и старообрядчества. Мы рассмотрим изменившееся в последнее время отношение Русской Православной Церкви к реформам и старообрядчеству (например, снятие анафем) и коснемся вероятности уврачевания раскола, которому более трехсот лет.

      Итог седьмой недели:

      Студенты должны быть ознакомлены с текущей ситуацией в области изучения реформ, особенно внутри Русской Православной Церкви по отношению к старообрядцам. Студенты должны продемонстрировать базовое понимание препятствий на пути к прекращению раскола.

    • Инструкция

      Курс преподается полностью онлайн.

      Курс организован в виде серии лекций с материалами для чтения к каждой лекции. Каждая лекция также включает вопросы, размещенные на форуме, где могут происходить обсуждения.

      Курс полностью на английском языке.

    • Оценка

      В течение 7-недельного курса студентам будет предложено написать три коротких эссе на темы, связанные с лекциями. Два из них будут определены учителем, будут представлены всеми студентами и будут напрямую связаны с темой, изучаемой в определенной части курса. Третье эссе в конце курса будет выбрано самими студентами по согласованию с преподавателем и продемонстрирует их более глубокое понимание выбранной темы.

    • Аудитория
      • Курс будет интересен изучающим историю. (Раскол — коренное событие в истории России).
      • Этот курс послужит хорошей базой для всех, кто искренне интересуется русским православием, особенно для тех, кто хочет узнать и открыть для себя древнее благочестие и обряды Русской Церкви.

      Это междисциплинарный курс в области богословия, церковной истории и всеобщей истории России.

      Предварительные знания богословия и истории России от студентов не требуются: в начале курса будет дана вводная информация.

    • Обратная связь

      » Это был замечательный курс, и я настоятельно рекомендую его всем, кто интересуется восточным православием и/или историей России. , а задания по эссе короче, но все же на уровне, который является сложным и полезным.Преподаватель также включает возможность встретиться с ним в видеочате дважды в течение курса, чтобы обсудить материал и задать вопросы.Что в этом лучше всего курс — материал затрагивает основные темы, а затем, при желании, вы можете продолжить свое исследование в десятках различных обсуждаемых элементов.По завершении курса я пополнил свои знания по истории Русской Православной Церкви, и также увеличил количество материалов в моей домашней библиотеке (книги, статьи и т.  д.) 

      Если вам нужен подробный курс с меньшими временными рамками и объемом (чтобы вписаться в ваш образ жизни), я настоятельно рекомендую его! Мне очень не терпится узнать, какие новые курсы они могут предложить на английском языке, и я воодушевлен продолжать изучение русского языка, так что, даст Бог, я мог бы участвовать в курсах, предназначенных для тех, для кого русский язык не является родным »

      (Григорий Корбут)

Никон, Патриарх | Энциклопедия.com

(1605–1681), патриарх Московский и всея Руси; реализовал программу церковной реформы, вызвавшую бурную оппозицию, что в конечном итоге привело к расколу и возникновению старообрядчества.

Никита Минич или Минов (в монашестве Никон) родился у крестьянской пары в селе Вельдеманов под Нижним Новгородом. Его мать умерла вскоре после его рождения, и ребенка отдали к местному репетитору, который научил его читать. В юности продолжил обучение в Макарьевском Желтоводском монастыре, недалеко от Нижнего Новгорода. Автор никоновской Жизнь сообщает, что юноша был заядлым учеником и увлекался монашеской жизнью. Тем не менее в 1625 году он подчинился просьбе умирающего отца вернуться домой. Через год он женился и получил должность дьякона в соседней деревенской церкви. Вскоре его рукоположили в священники, и они с женой переехали в Москву.

В 1636 году Миних уговорил жену уйти в монастырь. Сам он ушел в Анзерский скит на Крайний Север. По прибытии принял монашеский постриг и имя Никон. В 1649 г.разногласия со старцем Елиазаром побудили Никона перейти в Кожеозерский монастырь. Через три года он стал игуменом. В 1646 году Никон отправился в Москву по монастырским делам. Там он привлек внимание молодого царя Алексея Михайловича. Царь повелел ему остаться в Москве и сделал игуменом Новоспасского монастыря. Энергичный и талантливый, Никон вскоре стал доверенным лицом и духовным советником царя. Он также стал важной фигурой в ревнителях благочестия, кружке реформаторов, собравшихся вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева.

В марте 1649 года Никон был назначен митрополитом Новгородской важной кафедры. Он поддерживал связь с реформаторами в Москве и стремился осуществить их программу в Новгороде. Многогласие, упразднена практика одновременного совершения разных частей литургии с целью ее более быстрого совершения. Греческие и киевские распевы заменили традиционный стиль пения. Проповеди митрополита Никона в архиерейском соборе собирали большие толпы. В 1650 г. острая нехватка хлеба вызвала в Новгороде голод и инфляцию. Народ ответил насилием, и Никон сыграл важную роль в том, чтобы взять ситуацию под контроль без кровопролития.

Весной 1652 года митрополиту Никону было поручено отправиться в Соловецкий монастырь, собрать мощи святого Филиппа и вернуться с ними в Москву. Перевод мощей св. Филиппа иллюстрирует взгляды ревнителей благочестия. Будучи митрополитом Московским, святитель Филипп принял мученическую смерть за публичное обличение жестоких и нехристианских поступков царя Ивана IV («Грозного»). Пример св. Филиппа подчеркнул обязанность духовенства напоминать мирянам, в том числе и царям, об их христианских обязанностях. Перенесение его мощей подчеркивало достоинство и важность церкви. Никон был на обратном пути в Москву, когда получил письмо от царя Алексея Михайловича, в котором сообщалось о смерти патриарха Иоасифа и уверялось, что он будет избран следующим патриархом. Созван церковный собор и надлежащим образом избран Никон. 25 июля 1652 года Никон был хиротонисан в патриарха Московского и всея Руси.

Никон был избран патриархом для руководства программой реформ, отстаиваемой Ревнителями благочестия и поддержанной царем. Если все реформаторы соглашались с необходимостью поднять народное благочестие и реформировать популярные религиозные обычаи, то пересмотр литургических книг с целью приведения их в соответствие с современной греческой практикой и осуществление власти внутри церкви были более деликатными вопросами. Посвященный патриархом, Никон решительно принялся за продвижение литургической реформы со всей возможной быстротой. В феврале 1653 г. исправленное издание Напечатана Псалтирь , за вычетом двух статей, присутствовавших в более ранних изданиях. Инструкция, призывающая к шестнадцати полным поклонам во время постной молитвы, была изменена, а раздел, в котором говорилось, что крестное знамение следует делать двумя пальцами, был удален. Корректоры ( справщики ) в правительственной типографии, люди, давно связанные с работой ревнителей благочестия, протестовали против изменений. Их тут же сняли со своих постов и заменили сторонниками Никона. К концу года Патриарх Никон принял непосредственное управление Типографией.

Кроме того, по более поздним сведениям противников Никона, вскоре после появления новой Псалтири, патриарх направил сообщение протоиерею Казанского собора Ивану Неронову, обратив внимание на исправления и повелев их внести в литургию. Столкнувшись с тем, что он считал ошибкой, Неронов помолился о руководстве, а затем обсудил приказ со своими сподвижниками, в том числе с архиепископом Коломенским Павлом и протоиереями Аввакумом, Даниилом и Логином. Аввакум и Даниил собрали доказательства против правок в только что напечатанном Псалтирь и представил царю челобитную. Царь проигнорировал это. К концу 1653 года протоиереи Логин и Неронов были лишены сана и сосланы. Аввакум благодаря личному вмешательству царя избежал лишения сана, но был переведен на дальний пост Тобольск.

Реформаторская деятельность Патриарха Никона не ограничивалась богослужебной реформой. В течение шести лет своего активного патриаршества он работал над подчинением церкви епископскому контролю, освобождая духовенство и церковные дела от вмешательства светских властей и создавая иерархию власти, идущую от патриарха к мирянам. Однако, как отмечали современники, Никон освобождал святителей и другое духовенство от светской власти только для того, чтобы подчинить их своей собственной. Слишком часто он не советовался с церковным советом, прежде чем действовать, вызывая возмущение и сопротивление там, где ему нужна была поддержка. Энергичен Никон был и в области монашеской реформы, сурово карая тех, кто пренебрегал монашеским уставом. Возможно, более важным вкладом Никона в этой области были три основанных им монастыря: Крестовоздвиженский монастырь, Монастырь Иверской Божией Матери и Воскресенский монастырь (или Новый Иерусалим). Богато обеспеченные как в материальном, так и в духовном плане, последние двое были центрами учености и благочестия. Все подчинялись непосредственно Никону. Наконец, Никон не игнорировал недостатки народной практики и прославления религии. Он инициировал походы против бродячих менестрелей и шутов с их нечестивой музыкой и непристойными шутками, а также против икон, которые он считал написанными ненадлежащим образом. Такие кампании демонстрировали его рвение возвеличить народное благочестие и реформировать популярные религиозные обычаи, но они часто оскорбляли как сильных, так и скромных.

Ученые расходятся во мнениях относительно того, было ли целью Никона утверждение превосходства церкви над государством или просто достижение симфонии между церковью и государством, которая является византийским идеалом. На самом деле власть Никона зависела от благосклонности царя. Пока Никон пользовался доверием и поддержкой царя, те, кого он обижал в своем усердии, были против него бессильны. Однако к 1658 году отношение царя к Никону охладело. 10 июля 1658 г., чувствуя себя оскорбленным тем, что царь не пригласил его на важный государственный прием, Никон совершил литургию в Успенском соборе, облачился в простое монашеское одеяние, объявил собравшимся, что он не будет более патриархом, и ушел.

Действия Никона были беспрецедентными. Через два года царь Алексей Михайлович созвал церковный собор для разрешения ситуации. Все согласились с тем, что следует выбрать нового патриарха, но единого мнения о том, что делать с Никоном, достичь не удалось. Никон осложнил дело, утверждая, что он отрекся от патриаршего престола, но не от своего призвания, и что он один имеет власть поставить нового патриарха.

В 1666 году, после продолжительного обмена мнениями, патриархи Александрийский и Антиохийский согласились отправиться в Москву для участия в церковном соборе для разрешения дела. Перед приездом восточных патриархов собрались делегаты и подтвердили правильность самой программы реформ. Тех, кто выступал против реформы, осуждали как еретиков. Так официально начался церковный раскол. Прибыли восточные патриархи, и 7 ноября был созван очередной церковный собор для решения дела Никона. 12 декабря 1666 года Никон был признан виновным в оставлении патриаршего престола; оклеветать царя, русскую церковь и весь русский народ как еретиков; оскорбления восточных патриархов; и о низложении и изгнании епископов без церковного собора. Он был официально смещен с патриарха, лишен священнических функций, низведен в сан простого монаха и сослан в Ферапонтов монастырь на крайнем севере. В 1676 году его перевели в Кириллов монастырь, тоже на севере. В 1681 году, благодаря заступничеству царя Федора Алексеевича, Никон получил разрешение вернуться в Москву. Скончался на обратном пути 17 августа 1681 г. и был погребен в Воскресенском монастыре.

См. также: алексей михайлович; аввакум петрович; староверы; русская православная церковь; ревнители благочестия

Лобачев С.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *