Таблица народные движения 17 века: Народные восстания 17 века в России (Таблица)

Trojden | Народные движения в XVII в.

Цели и задачи: познакомить с ходом и итогами народных движений XVII в.; характеризовать причины и последствия народных движений XVII в.

Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: беженцы, поход «за зипунами»; выделять этапы восстания под предводительством Степана Разина; соотносить историческое время и историческое пространство; изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников для определения значения народных движений; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личностей и народов в истории России; показывать на исторической карте места восстаний середины XVII в.; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью; 2)регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; самостоятельно определять цели своего обучения; 3) познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; устанавливать причинно-следственные связи; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; оценивать исторические события и роль личности в истории; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; формировать российскую гражданскую идентичность.

Оборудование: учебник, карта «Народные движения в XVII в.», пакет с рабочим материалом для работы в группах.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

1. Отметьте верные утверждения.

В XVII в. в России:

1) Феодалы были господствующим сословием в обществе.

2) Происходило усиление позиций боярства и ослабление позиций дворянства.

3) Самодержавная власть стремилась укрепить права первого сословия на землю и крестьян.

4) Положение основной массы крестьян улучшилось.

5) Улучшилось положение только черносошных крестьян.

6) Богатые ремесленники и купцы контролировали городские общины.

7) Жители белых слобод не несли повинностей в пользу государства.

8) Церковные лидеры получили ряд судебных привилегий.

9) Значительно сократилась численность духовенства.

10) В ремесленном производстве начал применяться наемный труд.

2. Распределите в таблице черты сходства и различия в положении первого сословия в России и в Западной Европе в XVII в.

Территория

Общее

Различие

1

Россия

В, Г, З

Б, Д, Ж

2

Западная Европа

А, Е

A) равенство дворян

Б) иерархия, местничество

B) освобождение от налогов

Г) право взимания налогов с крестьян на основании феодального права

Д) владение крепостными крестьянами

Е) ослабление социально-экономической роли

Ж) поместное землевладение

3) участие в управлении государством

3. Распределите в таблице различия в положении владельческих и черносошных крестьян в XVII в.

1

Владельческие крестьяне

А, Г, Д, Ж

2

Черносошные крестьяне

Б, В, Е, З

A) лично зависимы

Б) лично свободны

B) платили подати только государству

Г) платили подати и государству, и феодалу

Д) не имели права распоряжаться своим имуществом

Е) имели право распоряжаться своим имуществом

Ж) не владели землей

3) владели общинными землями

4. Распределите в таблице различия в положении рабов в Древнем Риме и крепостных крестьян в России в XVII в.

1

Крепостные крестьяне

Б, В, Е, З

2

Рабы в Древнем Риме

А, Г, Д, Ж

A) не владели личным имуществом

Б) владели личным имуществом, но не распоряжались им

B) пользовались личным земельным наделом

Г) не имели земельного надела

Д) не были объектом налогообложения

Е) были объектом налогообложения

Ж) работали на владельца все свое время

З) часть времени работали на владельца, часть — на себя Тестовый контроль

1. Местничество в России было отменено:

1) Михаилом Федоровичем в 1625 г.

2) Алексеем Михайловичем в 1649 г.

3) Федором Алексеевичем в 1682 г.

4) Борисом Годуновым в 1598 г.

2. К населению белых слобод относились:

1) феодалы

2) церковнослужители

3) ремесленники

4) боярские, дворянские и монастырские слуги

5) рейтары

6) мелкие торговцы

7) казаки

3. Основу хозяйственной жизни казаков составляло(и):

1) скотоводство

2) промыслы

3) ремесленное производство

4) промышленное производство

4. Самым многочисленным слоем духовенства в XVII в. были:

1) монахи 3) приходские священники

2) дьяки 4) епископы

5. Городов в России к середине XVII в. было:

1) около 250 3) менее 100

2) более 1000 4) около 2500

III. Мотивационно-целевой этап

В XVII в. произошло несколько значительных народный волнений и крупнейшее народное выступление этого столетия — восстание Степана Разина.

Тема урока: «Народные движения в XVII в.».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Причины народных выступлений.

2. Соляной бунт.

3. Восстания в Пскове и Новгороде.

4. Медный бунт.

5. Восстание Степана Разина.

Проблемный вопрос

— Почему XVII в. России вошел в историю как «бунташный век»?

IV. Введение в новый материал

Алексей Михайлович был прозван Тишайшим. Это прозвище рождено христианским смирением в поведении царя, добродушным нравом, умением слушать своих приближенных. Однако время царствования Алексея Михайловича называют «бунташным веком». Нет ли здесь очевидного противоречия? Попробуем разобраться в этом на нашем уроке.

V. Работа по теме урока

1. Причины народных выступлений

— Какие ассоциации вызывает у вас слово «бунт»? Приведите синонимы к этому слову.

(Ученики называют ассоциации и синонимы, учитель фиксирует их на доске. Выделяются ключевые слова — восстание, выступление, мятеж и формулируется определение.)

Запись в тетради

Бунт — стихийное восстание, мятеж.

— Предположите, какие вопросы нам необходимо рассмотреть, чтобы изучить народные движения.

(Ученики высказывают свои предположения, учитель фиксирует их на доске. Затем при консультативной помощи учителя ученики выстраивают алгоритм изучения восстания.)

Алгоритм изучения народного восстания:

1) причины восстания;

2) состав участников восстания;

3) цели и требования восставших;

4) время и ход восстания;

5) результат;

6) анализ итогов восстания (вывод).

— Работая с п. 1 § 20 учебника, определите общие причины народных выступлений в XVII в.

(Проверка выполнения задания.)

— Разделитесь на три группы. Работая с п. 2—4 § 20 учебника, исследуйте и проанализируйте народные выступления по предложенному алгоритму.

Первая группа — Соляной бунт.

Вторая группа — восстания в Пскове и Новгороде.

Третья группа — Медный бунт.

2. Соляной бунт

(Презентация работы первой группы. Заполнение первой строки сравнительной таблицы (см. с. 213).)

Выступление

Причина

Участники

Цели и требования

Дата

Ход восстания

Результат

Соляной бунт

1. Введение дополнительной пошлины на соль.

2. Недовольство московским градоначальником

Посадские люди — жители Москвы. Затем жители Курска, Соли-Вычегодской, Великого Устюга

1. Снижение цен на хлеб и соль.

2. Наказание градоначальника за казнокрадство, приказную волокиту и потворство богатым горожанам

1 июля 1648 г.

Восставшие в течение нескольких дней удерживали город в своих руках

Разгром дворов московской знати, убийство Плещеева. Власти пошли на уступки

Восстание в Пскове

1. Принятие Соборного уложения 1649 г.

2. Повышение цен на хлеб.

3. Большие подати

Посадские люди и стрельцы. Затем присоединились крестьяне и жители городов и сел, находящихся вблизи Пскова и Новгорода

1. Снижение цен на хлеб.

2. Уменьшение податей

Февраль — июль 1650 г.

Восставшие взяли под стражу воеводу и сформировали собственное правительство во главе с Гаврилой Демидовым

Город держался полгода. Арест руководителей восстания

Восстание в Новгороде

Февраль — март 1650 г.

Выгнали воеводу и отказались подчиняться центральной власти

Восстание подавлено за месяц

Медный бунт

Денежная реформа 1654 г. — обесценивание денег

Посадские люди, стрельцы и другие жители Москвы

Отмена медных денег

Июль 1662 г.

Разгром усадеб близких к царю бояр

Подавление восстания войсками. Казнь зачинщиков бунта. Отмена медных денег

3. Восстания в Пскове и Новгороде

(Презентация работы второй группы. Заполнение второй и третьей строк сравнительной таблицы.)

В среде посадских людей усиливалось имущественное и социальное расслоение. Небольшая верхушка «лучших» посадских людей закабаляла посадских людей и захватывала господствующее положение на городском рынке. Этот произвол вызывал возмущение основных масс посадского населения, а также ратных людей, служивших «по прибору». Стрельцы, казаки и другие ратные люди были тесно связаны с городским и ремесленным рынком. Между тем правительство царя Алексея Михайловича во главе с его дядькой боярином Борисом Ивановичем Морозовым явно поддерживало гостей и купцов в ущерб посаду и стрельцам. Большое недовольство стрельцов и других ратных людей «по прибору» вызывало создание полков нового строя с их иноземными командирами, наделенными высокими окладами. «Идет твое государево жалование иноземцам, а вы де природные живите с травы и с воды и с кнута», — жаловались в 1650 г. псковские стрельцы.

4. Медный бунт

(Презентация работы третьей группы. Заполнение четвертой строки сравнительной таблицы.)

Вопросы к классу

— Что объединяет все эти восстания? (Основная движущая сила — посадские люди и стрельцы. Причины — ухудшение их положения.)

— Чем они отличаются друг от друга? (Различие в поводах и итогах (например, частичное выполнение требований в случае с Соляным м Медным бунтами).)

5. Восстание Степана Разина

В этот же период на юге нашей страны вспыхнуло восстание под предводительством Степана Тимофеевича Разина. В отличие от изученных нами восстаний, его основными участниками были не посадские люди и стрельцы, а крестьяне и казаки.

— Кто такие казаки?

— Какое правило действовало на Дону?

(Ответы учеников.)

— Работая с п. 5 § 20 учебника, заполните таблицу (см. с. 215) и ответьте на вопросы.

Вопросы к классу

— Кто такие «домовитые» казаки?

— Кого называли «голытьбой»?

— Каковы причины восстания на Дону?

Этапы восстания Степана Разина

Период

Цель

Дата

Событие

Первый этап (1667—1669 гг.) — поход «за зипунами»

Поход «за добычей» — захват торговых судов русских и персидских купцов

1667 — весна 1668 г.

1. Блокирован волжский торговый путь.

2. Захвачен Яицкой городок.

3. Победа над флотом персидского шаха

Лето 1669 г.

1. Возврат на Дон.

2. Формирование ставки восстания в Кагальницком городке

Второй этап (1670—1671 гг.) — антикрепостническое выступление

1. Захват Москвы.

2. Уничтожение бояр

и дворян.

3. Ликвидация крепостного права.

4. Установление казацкого уклада жизни

по всей стране

Апрель — июль 1670 г.

1. Поход Разина на Волгу. Взятие Царицына, Камышина и Черного Яра.

2. Овладение Астраханью. Казнь воеводы И.С. Прозоровского, дворян и приказных.

3. Распространение восстания на Поволжье

Август — сентябрь 1670 г.

1. Движение восставших из Астрахани вверх по Волге.

2. Взятие Саратова и Самары.

3. Осада повстанцами Симбирска

Октябрь 1670 г.

Поражение повстанцев и уход С. Разина с отрядом казаков на Дон

14 апреля 1671 г.

Выдача С. Разина властям казацкими старшинами

6 июня 1671 г.

Казнь С. Разина в Москве

Ноябрь 1671 г.

Захват царскими войсками Астрахани. Окончательное подавление восстания

— Почему в восстании Степана Разина принимали участие различные народы России?

— Можно ли назвать это восстание крестьянской войной?

— Каковы его итоги?

— Почему восстание под предводительством Степана Разина закончилось поражением?

Вопросы для дискуссии

— Что произошло бы, если бы восстание Степана Разина закончилось победой?

— Изменился ли бы состав российского общества?

— Изменилась бы форма правления?

— Изменилась бы форма собственности на землю?

— Изменился бы состав собственников?

VI. Подведение итогов урока

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

— Выполните задания рубрики «Работаем с картой» на с. 55 учебника.

— Ответьте на вопросы рубрики «Изучаем документ» (с. 56, 57).

(Проверка выполнения заданий.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 20.

2. Выполнить одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 57 учебника (на выбор).



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница