Приказная система управления в Российском царстве
Приказы — центральный орган государственного управления в Российском Царстве. Система Приказов сформировалась при Иване 3 и была ликвидирована Петром 1, заменившего их Коллегиями.
Приказами управляли судьи, назначаемые царем и Боярской думой в основном из числа бояр.Первое звено помощников судьи — дьяки. Основная черновая работа выполнялась поддьячными.
Приказная система управления в России подразделялась на 3 уровня:
- Общегосударственные Приказы — общая система управления государством.
- Территориальные Приказы — система управления на отдельных территориях страны.
- Дворцовые Приказы — управление царским двором.
Периодически создавались временные Приказы, такие как Тайных дел или Счетный. Их работа была эпизодической и непродолжительной.
Отдельной категорией выступали 2 Патриарших приказа: Казенный и Дворцовый.
Приказы были низшим звеном управления государством. Выражаясь современным языком, это исполнительная власть. В целом же структура управления Русским царством может быть представлена схематически.
Управление в Российском царствеОбщегосударственные Приказы
Это были основные органы управления страной. Как правило, попасть в эти органы было очень почетно. К общегосударственным Приказам российского царства относятся:
- Посольский (1549 — 1720) — внешняя политика и откуп военнопленных.
- Разрядный (1535 — 1711) — распределение людей на государственную службу. Должность могли получить только бояре и дворяне. Этот Приказ был едва ли не ключевым для знати, поскольку именно определял куда попадет человек в гражданской и военной службе.
- Большая казна — получение доходов от отраслей (городов), подчиненных другим Приказам.
- Оружейная палата — заведовал оружием.
- Пушкарский (1577 — 1700) — наем людей на военную службу, назначение окладов и так далее.
- Стрелецкий (1555 — 1701) — управление наземными подразделениями (основа — стрельцы) в армии, в том числе казаками.
- Рейтарский (1649 — 1700) — управление конными войсками. Основная единица армии — рейтарские войска.
- Иноземный (1623 — 1701) — общее управление русскими войсками и иностранными войсками, находящимися на службе русского царя.
- Поместный — распределение поместий в стране и сбор налогов с поместий.
- Ямской — почтовая связь и сообщения между городами.
- Каменных дел — ведал каменным строительством в крупных городах.
Областные Приказы
Если общегосударственные Приказы занимались управлением страной в целом, то Приказы областные фокусировались на отдельных регионах страны.
Дворцовые Приказы
Это была система, обеспечивающая комфорт царской жизни. К дворцовым Приказам относятся:
- Казенный — сохранность всего имущества, находящегося во дворце, и принадлежащего царской семье.
- Большого дворца — все аспекты ведения хозяйства во дворце.
- Сокольничий — разведение соколов и организация соколинной охоты для членов царской семьи.
- Конюшенный — содержание и управление царскими конюшнями, организация выездов.
- Царская и Царицына мастерская палата — пошив одежды, драгоценностей и прочего.
Говоря о системе приказов в России и системе ее функционирования важно отметить, что основными чертами этого устройства были волокита и взяточничество. Известная фраза «волочить дело» появилась именно в период функционирования этой системы. Бояре, получавшие высокие должности в системе управления страной, «кормились» в основном от этого.
Заседание Боярской думыСистема приказов работала в рамках государства с разной степенью эффективности. Если в середине 16 века система была относительно эффективной, то в последующем с проведением реформ, чем ближе к эпохе Петра 1, тем меньше эта система соответствовала нуждам государства. Причина кроется в том, что до тех пор пока Россия развивалась внутри себя и не пыталась выйти на уровень ведущих государств система приказов была допустимой. При этом она была малоэффективной и доказать это очень легко, исследуя количество органов управления. Если в начале 17 века насчитывалось всего около 40 приказов, то уже к середине века приказов было 100. Четкой иерархии и системы управления не было, поэтому Приказы могли плодиться бесконечно много. Все это было на руку, прежде всего, боярству, для которых эта система была основным источником дохода.
4. Приказная система управления в XVII в.
Окончательное оформление приказного строя приходится на вторую половину XVI в. Именно тогда приказы стали ведать важнейшими отраслями управления, получили более или менее устойчивый штат, характерное делопроизводство, за ними официально закрепилось название «приказы». На протяжении XVI—XVII вв. существовало около ста таких учреждений. Однако нельзя считать, что все они действовали одновременно. Постоянно функционировали лишь 40-50, остальные возникали и прекращали свою деятельность по мере надобности. Важнейшими приказами были три: Посольский, Разрядный и Поместный. Они являлись основным стержнем системы государственного управления России на протяжении более чем двухсот лет. В неопределенности числа приказов состояла суть самого приказного строя — текучего, изменявшегося, приспосабливавшегося к различным историческим условиям и в то же время неизменного.
Приказная система была для своей эпохи достаточно гибкой, эффективной и одновременно простой и удобной. Над всем царил обычай, проверенный веками опыт: приказные люди легко разбирались в хитросплетениях разнородных дел.Все приказы делятся натри большие группы: 1) Приказы общегосударственной компетенции, 2) Дворцовые, 3) Патриаршие. Первая группа приказов сосредоточивала в себе основные функции по управлению Российским государством. Она являлась самой многочисленной и включала в себя как постоянные, так и временные Приказы.
Централизация и систематизация приказного управления в XVI-XVII вв. оказывалась невозможной потому, что в основе образования и функционирования приказной системы лежали такие принципы, которые не позволяли ей сложиться в строгую систему отраслевого управления. Сосредоточение в отдельных приказах разнообразных дел сочеталось с распылением однородных, идентичных дел между несколькими приказами, что создавало своеобразную ведомственную чересполосицу. Например, Посольский приказ занимался не только внешней политикой, но и массой других дел; в нем вели учет живших в России иностранцев, ведали касимовскими татарами, выкупом пленных и т. д. С 60-х гг. XVII в. Посольский приказ заведовал почтой, делами донских казаков, судом и сбором таможенных и кабацких доходов, назначением воевод, приказных людей и т.д. Поместно-вотчинные дела судились в Поместном приказе, но они же входили в компетенцию некоторых других приказов: Разрядного, Сибирского, Казанского.
Полнота прав, присущая деятельности таких территориальных приказов, как Казанский, Астраханский, Сибирский, Смоленский, противоречила функционированию «отраслевых» приказов — Посольского, Разрядного, Поместного и иных. До конца существования приказной системы большая часть страны управлялась через территориальные (областные) приказы. Они обладали всей полнотой власти центральных учреждений, но только на определенной территории. Для того времени это было наиболее приемлемо для целостности государства и самодержавной власти.
В XVII в. отношения между приказами не регулировались каким-то определенным законом. На практике вырабатывались приемы сношений между учреждениями, которым приказные служащие традиционно следовали. Приказы не могли давать распоряжения тем государственным учреждениям (приказам), которые были подчинены другим приказам. Специфической чертой приказного строя являлось существование своеобразной системы объединения приказов, состоявшей из главного приказа и присудов (с 70—80-х гг. XVII в. в подчинение Посольского приказа попали Малороссийский, Новгородский и др.). Присуды не имели собственных судей. Такой приказ, не меняя внутренней структуры, входил в подчинение другому приказу и имел общего с ним судью, который был судьей начальствующего приказа. Он наряду с делами своего приказа разбирал дела присуда. Последние легко превращались в столы главного приказа и могли «странствовать» из одного приказа в другой. Ликвидация приказа как самостоятельной единицы еще не означала, что в будущем у него нет перспективы возродиться в виде самостоятельного учреждения — полноценного приказа.
Такая неопределенность приказной структуры позволяла приказам сливаться и разъединяться.Через приказы государство осуществляло не только дипломатические функции, отраслевое или территориальное управление, но и управление социальными группами, которые формировались и существовали в виде специфических общественно-служилых категорий — чинов. Таким образом, приказы являлись и судебными, и административными органами. В судебной сфере процесс централизации также не был ни последовательным, ни прямолинейным. Например, Поместный приказ содержал два полка и вел самостоятельно суд и расправу.
Финансирование приказов отражало суть приказной системы: создаваемые приказы были поручением, и под него изыскивался источник финансирования, будь то специальный налог или извлеченная из кассы другого приказа сумма. Кроме того, к приказу была прикреплена определенная территория, с населения которой он взимал налоги. С годами складывались определенные связки приказов дохода и приказов расхода.
В целом применительно к приказам и их служащим в XVII столетии следует отметить два переломных момента. Во-первых, 40—50 гг. XVII в., когда в рамках сословно-представительного государства создавалось общее законодательство, определившее основные стороны функционирования приказных штатов государственных учреждений и утвердившее приказное начало. Законодательство ограничило социальную среду комплектования, ввело «указное число» служащих для каждого учреждения и размеры отпускаемого им содержания, а также установило внутренний распорядок работы центральных учреждений. Во-вторых, 70-е гг. XVII в., когда под воздействием новых явлений в жизни страны перед государственными учреждениями и их штатами встали новые сложные задачи, что привело к резкому возрастанию числа приказных служащих. Особая приказная среда в значительной мере воспроизводила себя.
Приказной строй был уникальным, самобытным явлением в истории российской государственности и культуры.
Экономическая система | История, типы и факты
Великая депрессия: очередь за хлебом
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Михаил Горбачев Солон Дэн Сяопин Сергей Юльевич, граф Витте Чжао Цзыян
- Похожие темы:
- социализм коммунизм феодализм капитализм анархо-капитализм
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
экономическая система , любой из способов, которыми человечество организовало свое материальное обеспечение. Можно было бы подумать, что существует великое множество таких систем, соответствующих множеству культурных механизмов, характерных для человеческого общества. Удивительно, но это не так. Хотя с экономической деятельностью общества связан широкий спектр институтов и социальных обычаев, под этим разнообразием можно обнаружить лишь очень небольшое число основных способов обеспечения. В самом деле, история породила только три таких вида экономических систем: те, которые основаны на принципе традиции, те, которые централизованно планируются и организуются в соответствии с командованием, и довольно небольшое число, с исторической точки зрения, в которых центральной организующей формой является рынок.
Сама нехватка фундаментальных способов экономической организации привлекает внимание к центральному аспекту проблемы экономических «систем», а именно к тому, что цель, к которой должны быть обращены все экономические механизмы, сама по себе оставалась неизменной на протяжении всей истории человечества. Проще говоря, эта неизменная цель заключается в координации отдельных действий, связанных с обеспечением продовольствием, — действий, которые варьируются от обеспечения продовольствием в обществах охотников и собирателей до административных или финансовых задач в современных промышленных системах. То, что можно назвать «экономической проблемой», — это организация этой деятельности в согласованное социальное целое — согласованное в смысле обеспечения социального порядка товарами или услугами, которые необходимы ему для обеспечения его собственного существования и выполнения его предполагаемой исторической миссии.
Социальная координация, в свою очередь, может быть проанализирована как две отдельные задачи. Первая из них — производство товаров и услуг, необходимых общественному устройству, задача, требующая мобилизации ресурсов общества, в том числе его наиболее ценного — человеческого усилия. Почти такое же важное значение имеет вторая задача, соответствующее распределение продукта ( см. теория распределения). Это распределение не только должно обеспечивать постоянство предложения труда в обществе (даже рабов нужно было кормить), но также должно соответствовать господствующим ценностям различных социальных порядков, каждый из которых отдает предпочтение одним получателям дохода по сравнению с другими — мужчинам по сравнению с женщинами, аристократы над простолюдинами, собственники над несобственниками или члены политической партии над нечленами. В стандартных трактовках учебников экономическая проблема производства и распределения резюмируется тремя вопросами, на которые должны ответить все экономические системы: какие товары и услуги должны производиться, как товары и услуги должны производиться и распределяться, и для кого эти товары и услуги должны производиться и распространяться.
Все способы выполнения этих основных задач производства и распределения основаны на социальных вознаграждениях или наказаниях того или иного рода. Общества, основанные на традициях, во многом зависят от общественного выражения одобрения или неодобрения. Командные системы используют открытую или завуалированную силу физического принуждения или наказания, дарования богатства или прерогатив. Третий способ — рыночная экономика — также создает давление и стимулы, но стимулы выигрыша и убытка обычно не находятся под контролем какого-либо одного лица или группы лиц. Вместо этого стимулы и давление возникают из «работы» самой системы, и при ближайшем рассмотрении эта работа оказывается не чем иным, как усилиями отдельных лиц получить финансовое вознаграждение, поставляя то, за что другие готовы платить. для.
Способ, которым рынок решает экономические проблемы, имеет парадоксальный аспект. В отличие от конформизма, которым руководствуется традиционное общество, или повиновения начальству, организующего командное общество, поведение в рыночном обществе в основном направлено на себя и, соответственно, кажется маловероятным средством достижения социальной интеграции. Тем не менее, как с удовольствием подчеркивали экономисты со времен Адама Смита, столкновение самоуправляемой воли в конкурентной рыночной среде служит важной правовой и социальной предпосылкой для функционирования рыночной системы. Таким образом, конкурентное вовлечение своекорыстных индивидуумов приводит к созданию третьего и, судя по всему, самого замечательного из трех способов решения экономической проблемы.
Неудивительно, что эти три основных решения — традиция, командование и рынок — отличаются особыми атрибутами, которые они придают соответствующим обществам. Координационный механизм традиции, основанный на увековечивании социальных ролей, отличается характерной неизменностью в обществах, в которых он доминирует. Командные системы, с другой стороны, отличаются своей способностью мобилизовывать ресурсы и рабочую силу способами, далеко недоступными для традиционных обществ, так что общества с командными системами обычно могут похвастаться крупномасштабными достижениями, такими как Великая Китайская стена или Великая Китайская стена. Египетские пирамиды. Третья система, в которой рыночный механизм играет роль генератора энергии и координатора, в свою очередь отмечена историческим атрибутом, который не похож ни на рутину традиционных систем, ни на грандиозные продукты командных систем. Вместо этого рыночная система придает гальванический заряд экономической жизни, высвобождая конкурентную энергию, ориентированную на прибыль. Это обвинение ярко иллюстрируется траекторией развития капитализма, единственного общественного порядка, в котором рыночный механизм играл центральную роль. В В «Коммунистическом манифесте », опубликованном в 1848 году, Карл Маркс и Фридрих Энгельс писали, что менее чем за столетие капиталистическая система создала «более массивные и более колоссальные производительные силы, чем все предшествующие поколения вместе взятые». Они также писали, что это было «похоже на колдуна, который больше не в состоянии управлять силами нижнего мира, которых он призвал своими заклинаниями». Эта творческая, революционная, а иногда и разрушительная способность капитализма в немалой степени связана с рыночной системой, выполняющей свою координирующую задачу. (Для обсуждения политических и философских аспектов капитализма, см. либерализм. Для обсуждения политических и философских аспектов коммунизма и социализма, см. коммунизм и социализм.)
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
«Как управлять и как подчиняться»
Военное положение в Джеймстауне Копейщик 17-го века Между 1609 и 1612 годами лидеры Джеймстауна создали и ввели в действие кодекс, который по сравнению с английским общим правом казался одновременно строгим и суровым. Законы Божественные, Моральные и Военные были, однако, необходимы. Колония Вирджиния погрузилась в хаос и катилась к провалу и катастрофе. Как заметил в 1615 году колонист Ральф Хэмор, если бы дисциплина не была восстановлена, причем быстро, «Я не понимаю, как можно было бы предотвратить полный подрыв и разрушение колонии». Когда снова воцарился порядок, Джеймстаун смог не только выжить, но и начать процветать. В 1619 году военное положение было заменено предшественником правительства, которым американцы пользуются до сих пор. Акварель капитана Джона Смита Harpers Ferry Center «Насколько близко к общим законам Англии… насколько это возможно» но отдаленная часть Англии. Вряд ли это было так, как показали события. Незнакомая среда, местный правитель, контролировавший большую часть Приливной Вирджинии, и отсутствие сотрудничества между самими колонистами привели к напряженности и трагедиям. Когда сильный лидер, такой как капитан Джон Смит, принял командование, колония могла функционировать. Но после безвременного возвращения Смита в Англию осенью 1609 года болезни, засуха, голод и междоусобицы косили поселенцев Джеймстауна. Прибытие лорда Де Ла Варре, нового губернатора Вирджинии, весной 1610 года положило начало новому порядку: Законов Божественных, Моральных и Военных. Монтаж сеттеров Harpers Ferry Center «Действовать в соответствии с военным положением согласно вашему поручению» Тремя мужчинами, ответственными за разработку и внедрение нового кодекса, были лорд Де Ла Варре, сэр Томас Гейтс и сэр Томас Дейл, все они прошли долгую военную службу. Их правило подчеркивало порядок и дисциплину для трех категорий колонистов: офицеров, рабочих и фермеров. Тридцать семь законов (и наказаний), применимых ко всем колонистам, были простыми и должны были быть такими. Как замечает их составитель Уильям Стрейчи, они «отменяют довод Я не знал.» Акварель Джона Хейнли, изображающая прибытие лорда Де Ла Варра в Джеймстаун Harpers Ferry Center «…и выполняйте общую службу, ради которой мы впервые пришли сюда» Шли годы, и жизнь колонии становилась все более очевидной. Брак Покахонтас и Джона Рольфа привел к значительному улучшению отношений между двумя народами. Начало торговли табаком послужило хорошим предзнаменованием для финансовой стабильности Virginia Company. Все больше и больше англичан решили сделать Вирджинию своим новым домом. Для суда над преступниками были созданы обычные суды. В 1619 году новое собрание Вирджинии, которое должно было принять законы для колонии, собралось впервые. Помимо губернатора и его Совета, было около двадцати представителей, избранных от поселений Тайдуотер Вирджиния. Божественный, Моральный и Военный Законы выполнили свою функцию: сплотили колонию в трудные времена. Теперь пришло время для представительного правительства в английской Северной Америке. Поселенцы и индейцы, торгующие Колониальный национальный исторический парк «Как безопасно, тихо и красиво быть честным, справедливым и цивилизованным» Большая часть Приливной Вирджинии управлялась Верховным вождем Поухатаном, отцом Покахонтас. Отношения между людьми Поухатана и вновь прибывшими в первые годы варьировались от дружеских до терпимых и откровенно враждебных. Запрещалась несанкционированная торговля с коренными жителями, а также побеги, чтобы жить среди них. Законы признали важность поддержания наилучших возможных отношений. Преступление: «Никто не должен… силой или насилием отбирать что-либо у какого-либо индейца, пришедшего торговать, или иным образом. ..» Наказание: «под угрозой смерти.» Поселенцы молятся перед самодельным крестом Центр Харперс-Ферри «Всемогущий Бог будет служить должным образом и ежедневно» Ожидалось, что все колонисты получат религиозное образование, будут посещать службы и проявлять уважение к Троице, Библии и служителям в Джеймстаун. Преступление: «Чтобы никто не хулил святое имя Бога…» Наказание: «… за первое преступление… и за второе, ему вонзают кинжал в язык, и если он продолжит хулить святое имя Божие, в третий раз так оскорбляя, он… получит порицание смертью». Поселенцы в состоянии стресса и спорят Harpers Ferry Center «Чтобы никто не говорил нечестиво или злонамеренно» Мораль страдала без уважения к авторитету короля Якова I, Вирджинской компании, губернаторов, министров и офицеров в Джеймстауне, а также к своим товарищам-колонистам. Преступление: «Никто не должен говорить оскорбительных слов или совершать какие-либо действия, позорящие кого-либо в этой колонии…» Наказание: «… Под страхом быть связанным головой и ногами вместе, каждую ночь в течение одного месяца в карауле, кроме того, чтобы быть публично опозоренным и навсегда лишенным возможности занимать какое-либо место или занимать какую-либо должность на этом посту». Slopping the Hogs Harpers Ferry Center «Прежде чем работать на собственные нужды» В законах, касающихся работы пекарей, поваров и рыбаков, особое внимание уделялось поставкам продуктов питания. Те, кто воровал из частных или общественных садов, сурово наказывались, как и те, кто убивал скот без разбора. Преступление: «… никто не посмеет убить или уничтожить любого быка, корову, теленка, кобылу, лошадь, жеребенка, козу, свинью, петуха, курицу, курицу, собаку, индейку. |