Церковный раскол XVII века: сущность и последствия
Похожие презентации:
Первая Мировая война (1914-1918)
Россия в системе международных отношений в XVII веке
Гражданская война́ в России (1917- 1922)
Февральская революция 1917 года
Первая русская революция 1905-1907 гг
Русская культура во второй половине XIX века
Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России
Смута (Смутное время) 1598 – 1613 гг
Индия в XVIII веке (8 класс)
История бренда BMW
1. церковный раскол XVII века сущность и последствия
ВЫПОЛНИЛА: ДОКПАЙ-ООЛ М.Т.2. Церковь 17 в
Обсуждение необходимостиреформы церковной жизни
началось в 1640-е годы. В то
время в столице был
организован «кружок ревнителей
благочестия». Представители
духовенства, являвшиеся
участниками кружка, выступали
за унификацию церковных
текстов и правил богослужения.
Однако не было единства в
вопросе о выборе образца, по
которому бы вносились
изменения. Одни предлагали
взять в качестве образца
древнерусские церковные книги,
а другие – греческие.
3. В результате победу одержали те, кто выступал за приведение церковных книг и обрядов в соответствие с византийскими канонами и
этому было несколькообъяснений:
Стремление Российского государства упрочить свое международное
положение среди православных стран. В правительственных кругах была
популярна теория о Москве как о Третьем Риме, выдвинутая еще в 15 столетии
псковским старцем Филофеем. После церковного раскола 1054 года, духовным
центром Православной церкви стал Константинополь. Филофей полагал, что
после падения Византии, российская столица стала оплотом истинной
православной веры. Русскому царю для подтверждения этого статуса Москвы
необходимо было заручиться поддержкой греческой церкви. Для этого
требовалось привести богослужение в соответствие с греческими правилами.
В 1654 году территория польской Украины, по решению Переяславской Рады,
присоединилась к Российскому государству. В новых землях православная
литургия проводилась по греческим канонам, поэтому унификация
богослужебных правил способствовала бы процессу объединения России и
Малороссии.
Стабилизация внутриполитической обстановки. Немного времени прошло
с того момента как отгремели события Смутного времени, и в стране еще
периодически вспыхивали небольшие очаги народных волнений.
Установление единообразия правил церковной жизни представлялось
правительству важным инструментом в поддержании национального
единства.
Несоответствие русского богослужения византийским канонам. Внесение
поправок в литургические правила, чем был и вызван церковный раскол,
были второстепенными в проведении церковной реформы.
5. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон
Царь Алексей Михайлович и патриарх НиконТак при каком царе церковный раскол русского
народа произошел? При государе Алексее
Михайловиче, царствовавшем с 1645 по 1676 годы.
Он был деятельным правителем, старательно
вникавшем во все вопросы, касающиеся России.
Считая себя истинно православным, не мало
внимания уделял и церковным делам.
В России церковный раскол связан именем патриарха
Никона, в миру известного как Никита Минин (1605-1681
гг.). По воле родителей стал священнослужителем и на
данном поприще сумел сделать блестящую карьеру. В 1643
году он получил высокий духовный сан игумена
Кожеозерского монастыря в Архангельской губернии.
В 1646 году Никон, прибыв в Москву для улаживания
монастырских дел, был представлен молодому царю
Алексею Михайловичу. Семнадцатилетнему государю так
приглянулся игумен, что он оставил его при дворе,
назначив архимандритом Московского Новоспасского
монастыря. Благодаря царской милости, впоследствии
Никон получил сан Новгородского митрополита.
По повелению царя в 1651 году Никон был вновь возвращен в Москву и с этого момента
его влияние на Алексея Михайловича еще больше возросло. Он вошел в полное доверие
к государю, активно участвовал в решении многих государственных вопросов. Вершины
своей карьеры Никон достиг в 1652 году, взойдя на патриарший престол, после смерти
патриарха Иосифа. С этого времени начинается подготовка церковной реформы,
необходимость которой назревала давно.
7. о реформах патриарха Никона и церковном расколе
остановимся кратко на реформахНикона и церковном расколе,
последовавшем за ними:
Первое, на что направил свою
деятельность новый патриарх
была редакция всех церковных
книг, которые необходимо было
привести в соответствие с
греческими канонами. Однако
начальной датой церковного
раскола 17 века считается 1653
год, когда вводятся изменения в
богослужебные правила, и
начинается противостояние
между патриархом Никоном и его
сторонниками – с одной стороны
и приверженцами старых обрядов
– с другой.
замена двуперстного знамения на
троеперстное. У противников реформ
это нововведение вызвало больше
всего нареканий. Крестное знамение,
совершаемое новым способом,
расценивалось как неуважение к
самому Господу, ведь из трех пальцев
получался «кукиш Богу»;
написание «Иисус» вместо «Исус»;
сокращение числа просфор для
литургии;
во время службы вместо земных
поклонов необходимо было совершать
поясные;
движение во время крестного хода
теперь совершалось против солнца;
в церковном пении стали произносить
три раза «Аллилуйя» вместо двух.
8. С отстранением Никона от власти, церковные реформы не были свернуты. В 1666 году Церковный Собор официально утвердил новые
обряды и церковные книги, которые должны были быть приняты всейПравославной Церковью. Решением того же Собора сторонники
«старой веры» отлучались от церкви и приравнивались к еретикам.
Репрессии против
старообрядцев
9. более подробно рассмотрим причины и последствия церковного раскола:
способы, при помощи которых осуществлялись церковныереформы, оттолкнули значительную часть духовенства и
простого народа, а именно насильственное изымание
церковных книг, икон и других святынь, несоответствующих
греческим канонам и дальнейшее их публичное уничтожение;
резкий и непродуманный переход к новым правилам
богослужения вызвал у народных масс убеждение, что им
пытаются навязать иную веру. К тому же, отказывающихся
принять нововведения подвергали серьезным телесным
наказаниям, что не добавляло симпатий к патриарху Никону и
его окружению;
низкий уровень образования, а порой и полная безграмотность
приходского духовенства, не способного объяснить прихожанам
в чем суть изменения литургии;
недобросовестный перевод отдельных текстов с греческого на
русский, которые хоть и незначительно, но стали отличаться от
прежних старорусских. Наибольшего возмущения у верующих
вызвали изменения смысла молитвы Символ веры, где в новой
редакции о Царствии Божьем говорится в будущем времени, а
не в настоящем, как было прежде;
отсутствие единства и согласия в церковной среде по вопросу
проводимых реформ. Как следствие среди духовенства
появились противники нововведений, ставшие духовными
лидерами старообрядчества.
Церковный раскол в России связан с именем протопопа Аввакума Петрова – известного лидера
старообрядцев. За несогласие с церковными реформами он был сослан на долгие одиннадцать лет в
Сибирь. Перенеся многие тяготы и невзгоды, остался предан «старой вере». В результате, по
решению Церковного собора, Аввакум был приговорен к заточению в земляной тюрьме, а в
последствии заживо сожжен.
11. Значение церковного раскола
Церковный раскол в России в 17 веке стал национальнойтрагедией. Произошло разделение русского народа на тех,
кто остался в лоне Православной Церкви, совершающую
богослужения по новым правилам и на старообрядцев,
продолжавших придерживаться дореформенных церковных
обрядов.
Как итог церковного раскола — прекратило свое
в истории государства возникает вражда на религиозной
почве. К тому же более четко стала проявляться социальная
разобщенность среди населения.
Устанавливается верховенство царской власти над церковной.
Проведение церковной реформы было инициировано
правительством и проводилось при его поддержке. А это
послужило началом к тому, что управление церковными
делами начало постепенно переходить в государственное
ведомство. Окончательно этот процесс завершился при Петре
Первом, упразднившем институт патриаршества.
Происходит укрепление международного положения России и
ее связей со странами православного мира.
Если говорить о положительном значении церковного раскола
кратко, то появившееся старообрядческое движение внесло
заметный вклад в развитие русского искусства. Они создали
ряд духовных центров, свою иконописную школу, сохранили
древнерусские традиции книгописания и знаменного пения.
English Русский Правила
Раскол русской православной церкви
Раскол русской православной церквиМои местаКартаНеобычные места и достопримечательностиЗаведенияХрамы и святые источникиИстория МосквыПутешествия по РоссииОтдых за границей
#Летопись #История Москвы
Церковный раскол — в 1650-х — 1660-х гг. раскол в Русской православной церкви, из за реформы патриарха Никона, которая заключалась в богослужебно-обрядовых нововведениях, которые были направлены на внесение изменений в богослужебные книги и обряды с целью их унификации с современными греческими.
Предыстория
Одним из наиболее глубоких социокультурных потрясений в государстве стал церковный раскол. В начале 50-х годов XVII века в Москве среди высшего духовенства сложился кружок «ревнителей благочестия», члены которого хотели устранения разных церковных непорядков и унификации богослужения на всей огромной территории державы. Первый шаг уже был сделан: Церковный собор 1651 года под нажимом государя ввел единогласное церковное пение. Теперь надо было сделать выбор, чему следовать в церковных преобразованиях: своей русской традиции или чужой.
Такой выбор делался в условиях уже наметившегося в конце 1640-х г. внутрицерковного конфликта, обусловленного борьбой патриарха Иосифа с усиливающимися украинскими и греческими заимствованиями, инициированными государевым окружением.
Церковный раскол — причины, последствия
Церковь, укрепившая свои позиции после Смутного времени, пыталась занять господствующее положение в политической системе государства. Стремление патриарха Никона усилить свои властные позиции, сосредоточить в своих руках не только церковную, но и светскую власть. Но в условиях усиления самодержавия это вызвало конфликт церковной и светской власти. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.
Начатые в 1652 г. патриархом Никоном нововведения церковной обрядности, исправление православных книг по образцу и подобию греческому привели к расколу русской православной церкви.
Основные даты
Основная причина раскола – реформы патриарха Никона (1633–1656 гг.).
Никон (мирское имя – Никита Минов) пользовался неограниченным влиянием на царя Алексея Михайловича.
1649 год – Назначение Никона Новгородским митрополитом.
1652 год – Избрание Никона патриархом.
1653 год – Церковная реформа.
В результате реформы: исправление церковных книг в соответствии с «греческими» канонами; изменение обрядов Русской православной церкви; введение троеперстия во время крестного знамения.
1654 год – На церковном соборе одобрена реформа патриарха.
1656 год – Отлучение от церкви противников реформы.
1658 год – Отречение Никона от патриаршества.
1666 год – Низложение Никона на церковном соборе.
1667–1676 гг. – Восстание монахов Соловецкого монастыря.
Непринятие реформ привело к разделу на сторонников реформ (никониан) и противников (раскольников или старообрядцев), в результате – появление множества течений и церквей.
Избрание митрополита Никон в патриархи
1652 год — после смерти Иосифа, кремлевское духовенство, и царь Алексей Михайлович Романов желали, чтобы на его место пришел новгородский митрополит Никон: характер и воззрения Никона, казалось, принадлежали человеку, который был способен возглавить задуманную государем и его духовником церковно-обрядовую реформу. Но Никон дал свое согласие стать патриархом лишь после долгих уговоров Алексея Михайловича и с условием отсутствия каких-то ограничений своей патриаршей власти. А такие ограничения создавались Монастырским приказом.
У Никона было большое влияние на молодого государя, который считал патриарха ближайшим другом и помощником. Отъезжая из столицы царь передавал управление не боярской комиссии, как это было принято раньше, а на попечение Никона. Ему было дозволено именоваться не только патриархом, но и «государем всея Руси». Заняв такое неординарное положение во власти, Никон начал им злоупотреблять, захватывать чужие земли для своих монастырей, унижать бояр, сурово расправляться с духовенством. Его занимала не так реформа, как утверждение сильной патриаршей власти, образцом для которой служила власть папы римского.
Реформа Никона
1653 год — Никон приступил к осуществлению реформы, которую предполагал проводить ориентируясь на греческие образцы как более древние. В действительности он воспроизводил современные ему греческие образцы и копировал украинскую реформу Петра Могилы. Преобразования Церкви имели внешнеполитический подтекст: новая роль России и Русской церкви на мировой арене. В расчете на присоединение Киевской митрополии, русские власти думали о создании единой Церкви. Это требовало сходства церковной практики между Киевом и Москвой, в то время как они должны были ориентироваться на греческую традицию. Безусловно, патриарху Никону оказывались нужны не различия, а единообразие с Киевской митрополией, которая должна войти в состав Московской патриархии. Он всячески пытался развивать идеи православного универсализма.
Лишение Никона патриаршего сана
1658 год — патриарх Никон в результате размолвки с государем объявил, что больше не станет исполнять обязанности церковного главы, снял с себя патриаршее облачение и удалился в свой любимый Новоиерусалимский монастырь. Он считал, что просьбы из дворца о его скорейшем возвращении не заставят себя ждать. Однако этого не произошло: даже если совестливый царь и сожалел о произошедшем, его окружение больше не хотело мириться со столь всеобъемлющей и агрессивной патриаршей властью, которая, по выражению Никона, была выше царской, «как небо выше земли». Чья власть в реальности оказалась более значимой, продемонстрировали дальнейшие события.
Алексей Михайлович, принявший идеи православного универсализма, уже не мог лишить патриарха сана (как это делалось в Русской поместной церкви постоянно). Ориентир на греческие правила поставила его перед необходимостью созыва вселенского Церковного собора. Исходя из устойчивого признания об отпадении от истинной веры Римской кафедры, вселенский собор должен был состоять из православных патриархов. Все они так или иначе приняли участие в соборе. 1666 год — такой собор осудил Никона и лишил его патриаршего сана. Никон был сослан в Ферапонтов монастырь, а поздней переведен в более суровые условия на Соловки.
Вместе с этим собор одобрил церковную реформу и предписал преследование старообрядцев. Протопопа Аввакума лишили священства, предали проклятию и отправили в Сибирь, где ему отрубили язык. Там он написал многие произведения, отсюда рассылал послания по всему государству. 1682 год — его казнили.
Но устремления Никона сделать духовенство неподсудным светским властям находили сочувствие у многих иерархов. На Церковном соборе 1667 года им удалось добиться уничтожения Монастырского приказа.
Добавить в моё избранное
Исправить данные об объекте
Понравилось? Расскажи другим 🙂
Прикрепите несколько фотографии в формате . jpg, общим весом до 10 Мб
Отслеживать комментарии
Все самое интересное
Московские флагодержатели
Улицы Москвы, названия которых не понимают сами москвичи
«Бутырка» одна из старейших тюрем российской столицы
Разрушенные храмы Замоскворечья
Самые безумные события, произошедшие на Красной площади
Подземный ход под Мавзолеем
Сколько лет Красной площади?
Кому поставили первый памятник в Москве
Интересная история московского метро
Тайны подземелий Московского Кремля
Московские вокзалы – праздничные ворота города
В Москве найден средневековый нелегальный рынок
старообрядцев сталкиваются с новыми проблемами по мере сокращения их численности – The First News
Сокращающаяся религиозная группа, известная как старообрядцы, представляет собой группу православных христиан, которые отделились от Восточной православной церкви после раскола в 17 веке. В настоящее время в Польше осталось около 1000 человек. На фото ворота и дом привратника Спасо-Троицкого монастыря в Войново. Калбар /TFN С пышной бородой, теплыми глазами и суровой военной осанкой Мечислав Капланов похож на типичного православного батюшку или священника.Вот только нет. Вместо этого он является избранным наставником (духовным лидером общины) сокращающейся религиозной группы, известной как старообрядцы, группы православных христиан, которые отделились от Восточной Православной Церкви после раскола в XVII веке.
И как глава прихода Габове-Гронды, одного из четырех общин в Польше, он борется за сохранение их веры и традиций.
Мечислав Капланов, избранный наставник (духовный лидер общины) сокращающихся старообрядцев, отрастивший традиционную бороду, которую им не разрешено стричь, говорит, что борется за сохранение их веры и традиций.
«Мы обычные люди с обычными проблемами, цивилизация влияет на нас так же, как и на всех остальных», — сказал он TFN. «Давным-давно местные жители сказали бы, что за лесом живут черти, и люди боялись бы подойти к нам. Теперь все по-другому.
«Когда-то люди были, возможно, менее просвещенными, но более верующими».
Их история не отличается от тех, что мы видим сегодня в новостях; религиозное меньшинство, преследуемое в своей стране и вынужденное бежать. Речь Посполитая была одним из мест, где им было разрешено селиться и мирно исповедовать свою религию.
По данным Центрального статистического управления, сегодня в Польше проживает около 1000 старообрядцев. Капланов, грозный человек и бывший полковник Войска Польского с более чем 29лет службы, обратился к традициям своих предков, когда приближался к пенсии.
Моленна, старообрядческий молитвенный дом, в Габове-Грондах. Это один из четырех до сих пор активно используемых в Польше. Община неохотно пускает внутрь посторонних, беспокоясь о сохранности размещенных там драгоценных икон.
сложная череда праздников (около 80 в год), постов и законов, которым должны следовать старообрядцы.Процесс занял два года и несколько визитов в латвийские приходы, прежде чем совет общины утвердил его кандидатуру. Не то чтобы у Капланова была конкуренция.
Но, несмотря на его появление, польские старообрядцы в большинстве своем беспоповцы (без православных священников) и отвергают институт священства и святость всех рукоположенных после несогласных реформ.
В 1652 году патриарх Московский Никон внес в православную практику ряд изменений, которые должны были сблизить греческий и русский обряды. Хотя этот шаг был продиктован идеей возрождения церкви и принуждения к нравственному поведению, он также послужил укреплению власти Патриарха и даже затмил царя Алексея из России. Общественное достояние
В 1652 году патриарх Московский Никон внес в православную практику ряд изменений, которые должны были сблизить греческие и русские обряды. Хотя этот шаг был продиктован идеей возрождения церкви и принуждения к нравственному поведению, он также послужил укреплению власти патриарха и даже затмил царя Алексея.
Для многих его верных изменения были неприемлемы — сродни простой ереси. «Есть 17 отличий, — объясняет Капланов. «Надо представить, что в 17 веке приходит священник и говорит, что теперь мы будем креститься по-другому. Возможно, сегодня люди бы посмеялись, но тогда относились к этому очень серьезно».
Другие реформы включали новое написание слова «Иисус» от «Исус» к «Иисус», изменение направления процессии с по часовой стрелке на против часовой стрелки, а также слова «и во Святом Духе, Господе, Подателе жизни» вместо «и в Духе Святом, Истинном Господе, Животворящем» в Символе веры.
Иконы занимают центральное место в православных традициях, изображая библейских людей и места. Взяли их старообрядцы, спасаясь от царских преследований. Их значки максимально приближены к традиционным канонам, когда речь идет о точности, внимании к деталям, декоративности, замысловатом шрифте и цветовой изысканности. Kalbar/TFN
Реформы, которые сегодня кажутся тривиальными, привели к жестокому кровопролитию среди людей, которые воспринимали ритуалы как символ истины и своей связи с Богом. Протестующие против реформ видели в Никоне антихриста, а патриарх предал анафеме всех, кто ему противостоял. Для Российской империи повстанцы были врагами государства.
Раскол, известный как Раскол, имел ужасные последствия. Государство систематически преследовало, пытало и казнило диссидентов. Многие из старообрядцев обратились к самосожжению, чтобы сохранить свою веру. Кульминацией восстания стала осада Соловецкого монастыря, ставшего впоследствии печально известной советской тюрьмой и трудовым лагерем, где царские солдаты жестоко убили 500 повстанцев, оставив в живых только 60 человек.
Те, кому удалось избежать преследований и пыток, бежали в Польшу, Литву и на Дальний Восток России. Старообрядческие общины держались в основном замкнуто, ценя трудолюбие и самодостаточность. Долгое время брак с католиком или иноверцем был почти неслыханным, а теперь стал повседневным явлением.
В Войново осталось всего пять старообрядческих семей. Еще несколько живут в Габове-Грондах, другие в Сувалках и Водзилках (на фото 1976) недалеко от польско-российско-литовской границы. Семьи происходят от русских беженцев, поселившихся в северных частях Речи Посполитой. Лонгин Вавринкевич/PAP
Томаш Людвиковский, владелец и хранитель Спасо-Троицкого монастыря в Войново, еще одного старообрядческого центра в Польше. , усматривает истоки этого затворничества в гонениях, которые они испытали после никоновских реформ.
«Они даже прибегали к самосожжению во имя Бога и своей веры. Потом их ограбили, отобрали у них иконы и священные книги. Они были драгоценны, так как после изменений эти книги были уникальны, все остальные были сожжены или уничтожены». Библия и молитвенники до сих пор представляют ценность для старообрядцев, которые и по сей день внимательно следят за ними.
Людвиковский вместе с женой Уршулой и 20-летним сыном Кацпером также может называть себя хранителем старообрядчества. Хотя он католик, он унаследовал монастырь в Войново вместе с двумя кладбищами и 30 га земли. Теперь он может похвастаться тем, что является единственным частным владельцем монастыря в Европе.
Томаш Людвиковский унаследовал монастырь в Войново вместе с двумя кладбищами и 30 га земли. Теперь он может похвастаться тем, что является единственным частным владельцем монастыря в Европе. Kalbar/TFN
Монастырь, состоящий из церкви, дома, хозяйственных построек и сторожки, был построен в XIX веке сначала для мужчин, а затем для женщин, после того, как в 1885 году его купила юная сестра Евпраксия (Елена Петровна Дикопольская). Сестры придерживались строгих правил. , но также помогали и взаимодействовали с местным сообществом. В те годы в Восточной Пруссии располагался Войновно, называемый Экертсдорф. Кроме старославянского, сестры свободно владели польским, русским и немецким языками.
Семья Людвиковских перешла во владение монастыря, когда игуменья Антонина Кондратьевна решила доверить свою заботу и содержание дедушке Томаша Леону. Она подписала на него поместье при условии, что он будет присматривать за ним и обеспечивать благополучие остальных сестер. С годами новых послушников не поступало, и семья приняла поместье.
Томаш Людвиковский прекрасно помнит последних сестер: «Сестра Лена и сестра Фима. Я называла их бабушками, потому что жила здесь с трех до 13 лет, а потом постоянно приезжала.
Монастырь в Войново был сначала мужским старообрядческим женским монастырем, в 1848-1884 годах. В 1885 году сестер возглавила сестра Евпраксия. Они оставались там до 2006 года, когда умерла последняя сестра, Афимия Кусьмеж. Kalbar/TFN
«Последней сестре, Афимии Кусьмеж, ей было 13 лет, когда она приехала сюда. Она приезжала в монастырь помогать, что-то делать и в итоге оставалась. ей было 91 год, когда она умерла». Афимия Кусьмеж, ласково называемая сестрой Фимой, умерла в 2006 году, закрыв главу в истории монастыря.
Жить в монастыре было тяжело, тем более, учитывая радикальные принципы старообрядчества. Жизнь сестры состояла из работы и молитвы, даже три-четыре раза в день. «Сегодня службы в субботу, длятся 1,5 часа и в воскресенье до 2,5 часов. Мы не повторяем одни и те же слова, каждый раз разный тон пения, а их восемь, поэтому двух одинаковых молитв не бывает», — объясняет Капланов.
Службы и молебны проходили в моленнах – старообрядческих церквях, которые снаружи настолько просты, что кажутся протестантскими. Ни капающего золота, ни выпуклых куполов, а дерево и ряды святых икон, почерневшие от свечей, изготовленных членами общины. Вешать иконы на гвозди запрещалось, так как это было бы равносильно пригвождению Христа к кресту.
Томаш Людвиковский и его жена Уршула превратили Монастырь в музей, тесно сотрудничая с античными реставраторами и историками. Теперь они дополняют его памятными вещами, оставленными сестрами, и надеются выставить больше бесценных икон и книг, некоторые из которых относятся к XVII веку и бегству повстанцев из России. Калбар/TFN
Верующие должны были соблюдать пост 260 дней в году и воздерживаться от алкоголя, курения, кофе и чая. Тем не менее, для Людвиковски сестры были очень человечными, теплыми, приветливыми и со своими пороками. «Возможно, мне не следует этого говорить», — говорит он. «Они постились, а иногда и нет. Бабушка Фима всегда постилась, но и поесть любила много. Так что она нарушила это правило, выйдя сзади и сказав мне: «Томечку, открой мне здесь банку или жестяную банку, чтобы никто не видел».
«Ей не нравилась тяжелая работа в поле, она бы ее делала, но мы все знали, что ей это не нравится. Как только начинался небольшой дождь, она благодарила Господа, и мы уходили». Молитва была единственной вещью, от которой она никогда не уклонялась, проводя бесчисленные часы, сгорбившись над пожелтевшими томами. Они также остались верны старообрядчеству.
«Мне отец рассказывал, как монастырь однажды посетил патриарх Алексий II. Он вышел из своей Волги и подал руку сестре Афимии для поцелуя, так как это было по-православному, но она сказала «я не буду» и отказалась». Иерархия была неприемлема для нее.
В Войново осталось всего пять старообрядческих семей. Еще несколько живут в Габове-Грондах, другие в Сувалках и Водзилках, недалеко от польско-российско-литовской границы. Некоторые семьи остаются в городах, таких как Белосток или Августов, и с такой же вероятностью посещают обычную православную церковь, а не едут на моленну, акт ереси в глазах их предков.
Монахини, купившие монастырь в 1885 году, придерживались жестких правил, но также помогали и взаимодействовали с местным сообществом. В те годы в Восточной Пруссии располагался Войновно, называемый Экертсдорф. Помимо старославянского, сестры свободно владели польским, русским и немецким языками. Kalbar/TFN
Эвальд Макаровский, 1957 г.р., и Фридель Йоррох, 1941 г.р., приехали в Войново на отдых и навестить свои семейные могилы. Оба имеют немецкое гражданство, хотя родом из этих мест и имеют русское происхождение. Сначала старообрядцы, оказавшиеся в Восточной Пруссии, отказывались стать гражданами, но через несколько поколений они смягчились, что привело к тому, что многие старообрядцы переселились в Германию после Второй мировой войны. Другие крупные общины все еще существуют в Соединенных Штатах, Канаде и бывших советских республиках.
Когда Джорроха спросили о традициях, которым они следовали, он с трудом вспомнил. «В каждом доме надо было иметь икону лицом на восток. В углу у тебя было несколько икон, которым ты мог молиться.
«Надо было ехать в моленну и учить язык и молитвы, но я этого не помню, я выучил обычный русский».
Бороды у них нет, помнят только некоторые уроки старославянского, в Дортмунде с такой же вероятностью ходят в католический храм, за счет супругов или реформированный православный. Их дети едва знают обряд старообрядцев, в очередной раз изгнанных историческими событиями сначала из России, а затем из Польши.
Фридель Йоррох среди могил своей семьи. Так как его семья жила на территории бывшей Восточной Пруссии, после Второй мировой войны они переехали в Германию. Kalbar/TFN
Прусским староверам в некотором роде повезло, так как во время Второй мировой войны немцы оставили их в покое, поскольку они были немецкими гражданами, а русские воспринимали их как своих, потому что они были православными. Их братьям на польской стороне повезло меньше, но все же они не подвергались активным преследованиям, как в то время другие религиозные группы.
Семья Агафьи Хервин родом из Габове-Гранды, и, хотя она сама живет в Августове, она до сих пор регулярно приезжает в гости. Свою юность она провела вместе с соседними детьми из других религий, хотя слышала рассказы о том, как ее предки жили отдельно, работая в поле и рубя дрова огромными пилами, рассчитанными как минимум на двух человек.
Хервин помнит, насколько строгой была старообрядческая вера и сколько всего было запрещено. «Женщина не может войти в церковь в брюках, она должна быть в длинной юбке, с длинным рукавом и платком. Скромность применима».
Урсула Людвиковска вспоминает, что когда-то, когда кто-то вел религиозную жизнь, ему давали деревянный крест в качестве надгробия. Если бы они согрешили, крест был бы каменным или металлическим. Когда деревянный крест рухнул, это было знаком того, что их души достигли небес. Традиция теперь забыта, и семьи предпочитают каменные гробницы, чтобы иметь возможность посетить могилы. Kalbar/TFN
Традиционная одежда не могла иметь пуговиц или узлов, так как они были делом рук дьявола. Мужчинам не разрешалось носить галстуки, так как это требовало их завязывания. Обувь была сделана из дерева, и левая и правая выглядели одинаково. Помимо бороды Капланова, обычная одежда почти исчезла. Только Томаш Людвиковский специально для нашего интервью надел рубашку в народном стиле.
В то время как Урсула Людвиковска рассказывает легенду, которая привела к запрету чая и кофе (те, где единственные растения, которые цвели после распятия Иисуса, явно дело рук дьявола), у Агафьи Хервин есть другое объяснение. «Чаев у нас дома не было, мы только компот сварили и выпили. Никто не обращал на это внимания, так как у нас просто не было этих вещей».
Эвальд Макаровский, проживающий сейчас в Германии, приезжает в Войново на отдых и навестить родовые могилы. Старообрядцев хоронили, ставя ноги сбоку от креста, чтобы, когда они снова встанут в конце времен, первое, что они увидят, был крест. Калбар/TFN
Думая о будущем своей общины, Мечислав Капланов подсчитал, что за последние 13 лет он провел 100 похорон, 13 крещений и около шести или семи браков. «В старости люди начинают думать, где будут лежать их кости, приходят и ремонтируют свои родовые дома. Однако человек, вообще не участвовавший в религиозной жизни, приходит в моленну и стоит, как соляной столб, не зная, что делать. Как люди кланяются, так и он кланяется, но службы проходят на старославянском языке, так что он ничего не понимает», — сокрушается он.
Наставник Габове Гронды надеется, что открытые границы и контакты с зарубежными старообрядческими общинами помогут сохранить их культуру. Но отсутствие интереса со стороны подрастающего поколения, переезжающего в большие города, не вселяет в него оптимизма, несмотря на то, что они приезжают в деревню на самые важные праздники – Пасху, Рождество и День святых Петра и Павла.
Семья Агафьи Хервин родом из Габове-Гронды, и, хотя сама она живет в Августове, она до сих пор регулярно навещает Калбар/TFN
Томаш и Уршула Людвиковские, хоть и не являются старообрядцами, но стремятся сохранить их память и организовать в своем монастыре музей и культурный центр. Благодаря грантам ЕС и собственным средствам они вложили более миллиона злотых в обновление икон и сооружений.
В этом году в партнерстве с Варминьско-Мазурским университетом они провели первую серию лекций о старообрядческих обычаях и истории. В летний сезон их ежедневно посещают от 500 до 1000 туристов, в основном из Германии. Они расширяют свой маленький музей памятными вещами, оставленными сестрами, и надеются выставить больше бесценных икон и книг, некоторые из которых датируются XVII веком и бегством повстанцев из России.
Происхождение прекрасной серебряной люстры было обнаружено, когда Томаш и Урсула нашли на чердаке старый журнал. Русская вдова пожертвовала свое состояние монастырю после смерти мужа и переехала туда, чтобы доживать свои дни в молитве и уединении. Kalbar/TFN
Тем не менее, для Томаша самое исключительное время в монастыре – это ночь, когда нет шума и суеты. ежедневная вереница посетителей. «Я прихожу сюда ночью, около 2 часов ночи с моим другом, и мы просто сидим, не разговариваем друг с другом. Зажжены свечи и звучат старинные русские молитвы», — говорит он. Ночью Монастырь вновь становится местом размышлений и умиротворения, удаленным от меняющегося мира за его стенами.
Метки: Россия, Православная Церковь, Религия, старообрядцы, христиане, Мечислав Капланов
Делиться:
ПДС НОВОСТИ РЕЛИГИИ РОССИИ Январь 2018
ПДС НОВОСТИ РЕЛИГИИ РОССИИ Январь 2018Русский Старый Верующие приспосабливаются к современным условиям
МЕТРОПОЛИТАН ИЛАРИОНА ОТКРЫВАЕТ ПЕРВЫЕ БЛЮДА ДЛЯ СВЯЩЕННИКОВ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ПРИХОДОВ
ТАСС, 23 января 2018
Глава Отдел внешних церковных связей Русской Православной Церкви Церковь (РПЦ), митрополита Волоколамского Илариона, открыл в Кирилловском храме и Мефодий Общецерковная программа последипломного образования первые учебные курсы для священников Старообрядческие приходы — представители версии «Единый Вера» [Единоверие] в Русской Православной Церкви. Это было сообщил во вторник сообщает пресс-служба аспирантуры.
» разделение церкви в XVII веке был подлинно национальным трагедия, нанесение кровоточащей раны церковному и общественному организм. Перед Русской Православной Церковью стоит задача восстановления церковного единства и преодоление негативные последствия церковного раскола», — сказал митрополит Иларион сказал.
Он отметил, что он впервые встречается в таком тесном формате с лидеры Старого Верующие приходы. «Более 30 представителей старообрядчества приходы, в основном священники, участвовали в нашем первом семинаре». столичный сообщил. В учебную программу включены лекции по истории раскол и вопросы взаимоотношений РПЦ со старообрядческими объединениями.
«Один должен не забываете видеть очевидное: интерес к местной церкви традиция, которая был забыт в силу обстоятельств того времени, растет в настоящее время внутри Русской Православной Церкви. Об этом свидетельствует рост количество старообрядческих приходов», — отметил митрополит Иларион.
Как секретарь Комиссии по делам старообрядческих приходов и Отношения со Старым Вера, сообщил ТАСС протоиерей Иоанн Миролюбов, накануне революция 1917, насчитывалось 600 приходов единоверия. В конце советской период, 8 из их осталось, и сейчас их более 30.
Отец Иоанн сказал что целые старообрядческие приходы переходят в РПЦ, как случилось в последнее время на Урале, в Верхнем Тагиле, Нижнем Тагиле и Минск.
Старый Вера сегодня
Объединенная вера была учреждена по указу императора Павла I в 1800 году. версия в рамках РПЦ был создан для возвращения старообрядцев из раскола. По состоянию на настоящее, по словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, церковь признает «древние и современные литургические обряды как равно действительные и в равной степени спасительной» и считает «древнерусскую богослужебную наследство как часть нашего общего церковного сокровища» и «всеобщего Православная традиция». Часть старообрядцев до сих пор не признанный Московской патриархии и находятся в расколе.